Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

, о . V I I I п л е н у м о б л а с т н о г о к о м и т е т а К П С С П ЕРЕСТРОЙКА Ш К О Л Ы -В С Е Н А Р О Д Н О Е Д ЕЛ О С докладом по второму вопросу “ вв ести дня VIII пленума обкома лПСС «О работе областной партий­ ной организации по выполнению Закона^ о школе» выступил секре­ тарь обкома КПСС В. М. Маляев. Показав значение начатой по реше­ нию XXI съезда КПСС перестройки школы, докладчик проанализировал, как в нашей области выполняется Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». За два года у нас созданы все ти­ пы школ, предусмотренные Законом. Сейчас функционируют 109 восьми­ летних и 46 одиннадцатилетних школ с производственным обучени­ ем, 9 школ-интернатов. Одной из задач, определяющих ход перестройки системы народного образования, являетея укрепление материальной базы школ. Для ее решения сделано уже немало. За последние годы в области построено 122 новых школы на 15.070 мест, 6 общежитий для школ-интернатов на 1124 места, 24 интерната на 1410 мест, 100 учебных мастер­ ских, 610 домов для учителей, 12 детских садов и т. д. Область вы­ полнила народнохозяйственный план но контингентам учащихся, а во­ семь районов полностью осущест­ вили Закон о всеобуче. Важную роль играет социалисти­ ческое соревнование за лучшую под­ готовку школ и других детских уч­ реждений к началу учебного т о ц , ставшее в нашей области традици­ онным. • . Большую заботу о школе прояв­ ляет общественность Чаплыгинского, Добринского, Лебедянского, Задон­ ского районов, городов Липецка и Ельца. Чаплыгинцы за два года вы­ полнили 3-летний план инициа­ тивного строительства и перевели на односменную работу 18 школ. Однако состояние школьной учеб­ но-материальной базы в ряде райо­ нов удовлетворительным признать нельзя. Часть учащихся еще за­ нимается В'О вторую смену, мно­ гие школы работают в неприспособ­ ленных помещениях. Некоторые восьмилетние школы не имеют ма­ стерских и учебных кабинетов, не создано нормальных условий и в ра­ боте^ ряда одиннадцатилетних школ. Слабо ведется школьное строитель­ ство. За 5 месяцев этого года ассиг­ нования! отпущенные на строитель­ ство школ, освоены лишь на 38 процентов. Особенно отстают со строительством в Воскресенском, Донском, Октябрьском, Елецком районах. Партийные и советские органы должны принять конкретные и неот­ ложные меры к тому, чтобы к нача­ лу учебного года ввести в действие все строящиеся школы. В соответ­ ствии с Законом о школе мы обяза­ ны создать условия для преобразо­ вания всех семилетних школ в вось­ милетние в 1962 году, а десятилет­ них — в одиннадцатилетние в 1963 году, к 1965 году перевести школы в основном на односменную работу. В 1962 году повсеместно должно быть осуществлено всеобщее обяза­ тельное восьмилетнее обучение. Ре­ шение этой задачи будет зависеть от осуществления целой системы организационных мер: правильного размещения школьной сети, обеспе­ ченности школ интернатами, орга­ низации горячего питания учащихся и т. д. Однако решающее значение в борьбе за всеобуч имеет уровень учебной работы и качество знаний учащихся. Основная причина отсева детей из школ — второгодничество. В прош~ лом году на повторный курс в об­ ласти было оставлено 6,1 процента учащихся. Особенно низки знания школьников в Трубетчинском,. Ок­ тябрьском, Воскресенском, Волын­ ском, Лев-Толстовском районах. Опыт передовых школ и педагогов показывает, что если работать твор­ чески, можно добиться полной успе­ ваемости учащихся и избежать отсе­ ва детей. Троекуровская средняя школа Троекуровского района уже 14 лет работает без второгодников и отсева. Близки к полной успеваемо­ сти Агрономовская (Лебедянский район), первая Усманская, первая Данковская средние, а также Озер- ская (Измалковский район) и К атар­ ская (Задонский район) восьмилет­ ние школы. Но опыт Троекуровской школы распространяется медленно. Перестройка школы вызвала су­ щественные изменения в содержа­ нии обучения. Сочетание теории с практикой, учебы с трудом активи­ зирует мысль учащихся, дает им ценные практические навыки. Но главный недостаток в том, что соединение обучения с жизнью еще не везде стало основой изучения школьных курсов. За последнее время во многих школах снизилась успеваемость по математике, хотя связь с жизнью создает для изучения этой дисцип­ лины особенно благоприятные усло­ вия. Особое место в воспитании подра­ стающего поколения, в формирова­ нии у учащейся молодежи коммуни­ стической сознательности, марксист­ ско-ленинского мировоззрения зани­ мает преподавание истории в шко­ ле. 8 октября 1958 года ЦК КПСС принял по этому вопросу специаль­ ное постановление, которое оказало огромное положительное влияние на улучшение преподавания и изучения этой дисциплины. Во многих школах Липецка и Ель­ ца, Усманского, Лебедянского, Чап- лыгинского, Задонского районов кур­ сы истории стали тесно увязывать­ ся с законами развития человече­ ского общества на современном эта­ пе. Более разнообразной стала форма уроков. Передовые учителя органи­ зуют встречи школьников с участни­ ками исторических событий, ударни­ ками и членами бригад коммунисти­ ческого труда. Все это повышает качество знаний детей и идейно-вос­ питательную направленность уроков. Однако в преподавании истории есть еще недостатки: многие учите­ ля слишком увлекаются фактологией, рассматривают исторические явления в отрыве от закономерностей разви­ тия человеческого общества, от сов­ ременности. Преподавание истории подчас до­ веряется случайным людям, которые допускают на уроках путаницу, ошибки в освещении исторических фактов и научно-теоретических во­ просов. Серьезные недостатки в препода­ вании основ наук объясняются прежде всего Фем, что многие дирек­ тора школ плохо занимаются этим вопросом, мало посещают уроков, а органы народного образования сни­ зили требования к качеству препо­ давания. Основная цель школы— в ходе пе­ рестройки претворить в жизнь марк­ систско-ленинский принцип сочета­ ния обучения с производительным трудом. Учащиеся многих школ те­ перь успешно выполняют на науч­ ной основе различные задания, имеющие важное народнохозяйст­ венное значение, в школьных ма­ стерских и заводских цехах, на учебно-опытных участках. В сельских школах в 1960 году действовало 504 производственных ученических бригады, которые в колхозах и совхозах обработали 16.320 гектаров посевов, вырастили 11.300 голов птицы, 15.260 кроли­ ков, 11.100 телят. Школьники вы­ работали 458 тысяч трудодней и заработали в совхозах 1507 тысяч рублей (в старых деньгах), собрали около 5000 тонн металлолома. Во всех школах сейчас внедрено само­ обслуживание. За два года 3873, выпускника школ получили различные производ­ ственные специальности и пополни­ ли ряды квалифицированных рабо­ чих. ' Однако в производственном обу­ чении есть много недостатков. Не­ продуманно, без учета соответствую­ щей потребности в кадрах опреде­ ляются в школах профессии для уча­ щихся. Много у нас, например, го­ товится токарей, но мало строите­ лей. В некоторых школах мешает хо­ рошей постановке дела многопро- фильность производственного обуче­ ния. В сельских школах производст­ венная подготовка сводится, как правило, к приобретению учащими­ ся ремесленнических навыков. Учеб­ но-опытные участки очень часто запущены и не оправдывают своего назначения. В Постановлении Совета Минист­ ров СССР «Об улучшении производ­ ственного обучения учащихся сред­ них общеобразовательных школ» на­ мечены кардинальные меры по наве­ дению порядка в этом деле. В соот­ ветствии с этим планирующим ор­ ганам, совнархозу, работникам на­ родного образования предстоит без­ отлагательно составить планы подго­ товки кадров в средних школах и мероприятия, обеспечивающие свое­ временное их осуществление. . Бюро обкома КПСС и облисполком в конце апреля обсудили деятель­ ность ученических бригад нашей об­ ласти и приняли решение создать такие бригады во всех сельских школах. Сейчас на базе колхозов и совхо­ зов создано 140 ученических бригад. Они обязались посеять и обработать 1100 гектаров кукурузы на зерно и 3500 гектаров на силос, получить с каждого гектара по 40 центнеров зерна и по 400 центнеров зеленой массы. В основе .воспитательной работы в школе лежит труд. Он благо­ творно влияет на формирование ха­ рактера учащихся. Все меньше и меньше остается у нас иждивенцев с аттестатом зрелости. Выпускники школ охотно идут работать на про­ изводство. В прошлом году из 3462 выпускников средних школ 764 стали рабочими промышленных предприятий, 759 трудятся в колхо­ зах и совхозах, 1216 поступили учиться в вузы и техникумы. Выпу с­ кники Покровской восьмилетней школы Тербунского района в течение ряда лет остаются в своем селе, ра­ ботают доярками, свинарками, ме­ ханизаторами. Все они — учащиеся вечерних и заочных учебных заве­ дший. Выпускники 31-й средней школы г- Липецка всем классом (11-в) решили пойти на стройку родного города. Их примеру после­ довали многие выпускники других школ области. Но в ряде школ все еще слабо воспитывается у учащихся трудовое отношение к жизни, плохо осущест­ вляется подготовка к труду. Серьезным недостатком является существующая в ряде школ недо­ оценка материалистического воспи­ тания детей. Некоторые школы не работают с учащимися в свободное от уроков время, не занимают их интересными и полезными делами. Это иногда приводит к тому, что дети попадают под дурное влияние, совершают ■неблаговидные поступки. Все эти факты — следствие за­ пущенности воспитательной работы в некоторых учебных заведениях, результат того, что отдельные пар­ тийные и советские организации снизили требовательность к работ­ никам народного образования и ру­ ководителям школ. Наряду со школой за воспитание подрастающего поколения несет от­ ветственность перед обществом и семья. Партийные органы проявляют немало заботы о повышении ее ро­ ли. Липецкий горком КПСС провел в этом отношении полезную работу. Почти на всех предприятиях прове­ дены конференции отцов. Инициато­ ром этого полезного начинания был коллектив завода «Свободный со­ кол»- В цехах этого предприятия были созданы родительские коми­ теты, которые помогают школе в воспитании учащихся. Коллективы заводских цехов соревнуются с классами школ 3 и 28, где учатся дети рабочих завода. Это да­ ет исключительно хорошие резуль­ таты. Школьники лучше учатся, серьезнее относятся к труду. Вместе с тем. некоторые партий­ ные и профсоюзные организации проходят мимо фактов безответствен­ ного отношения родителей к воспи­ танию детей, считают это дело чи­ сто семейным, не требующим их вмешательства, -забывают, что в каждой семье растут будущие стро­ ители коммунизма. Важное значение приобретает сейчас работа с педагогическими кадрами. Партийные организации области немало сделали для воспи­ тания десятитысячного коллектива учителей. Число учителей с высшим образованием увеличилось с 1951 года вдвое, более 2 тысяч педагогов вовлечены в заочную учебу. Почти все учителя занимаются на курсах или семинарах при институте усо­ вершенствования учителей и районе. Растут ряды мастеров педагоги­ ческого труда. У нас в области сей­ час 82 педагога имеют почетное звание Заслуженного учителя школы ,РСФСР, свыше 400 награждены -значком «Отличник народного про- •свещения»- Учительство области выступило инициатором перестройки урока в Россрйской Федерации. К нашим учителям-новаторам тт. Горской, Та- чиной, Кочериной, Кабанковой (Ли­ пецк), Волковой (Усмань), Мязиной /и Богатыревой (Октябрьское) и дру- <щм приежают за опытом педагоги «со всех концов страны. К нашим щучшим педагогам в этом учебном (Г оду приезжало за опытом около 70 делегаций. Облоно и институт усовершенст­ вования учителей проводят работу по распространению опыта педаго- гов-новаторов. В области выделены 25 школ — маяков педагогического труда, на базе которых осуществ­ ляется практическая учеба учитель­ ства. К сожалению, у нас есть учителя, которые работают по старинке, про­ водят уроки на низком научно-тео­ ретическом и идейно-политическом уровне, в отрыве от жизни. В ряде районов — Грязинском, Хлевенском, Чаплыгинском, Добринском заочное обучение учителей поставлено не­ удовлетворительно. Нужно уже в этом году привлечь к заочной учебе в вузах не только преподавателей 5— 11 классов, не имеющих высше­ го образования, но и многих учите­ лей начальных классов, чтобы через 3— 4 года они могли работать в средней школе. Жизнь требует, чтобы учитель был не только грамотным педаго­ гом, но и активным общественни­ ком. Райкомы и горкомы партии широко привлекают учителей к /пропагандистской, агитационной и лекторской работе, опираются на интеллигенцию в работе с массами. Но в политическом воспитании учи­ тельства не преодолены крупные недостатки. Райкомы партии не вни­ кают пока глубоко в содержание работы кружков и семинаров, в ко­ торых занимаются учителя, не ока­ зывают им своевременно помощи. Нужно в каждой школе детально разобраться с организацией этой ра­ боты и обеспечить систематический контроль за содержанием и уровнем политической учебы педагогических кадров. * Докладчик подчеркивает важную роль руководящих кадров, прежде всего директоров, в деле перестрой­ ки школы и говорит о необходимости повышения их квалификации. Остановившись на вопросах ве­ чернего и заочного обучения рабо­ тающей молодежи, т. Маляев отме­ чает. что в области за два года эта форма образования получила даль­ нейшее развитие. С 1958 года чис­ ло учащихся в этих школах уве­ личилось вдвое и достигло 14 тысяч человек. На вечернем факультете Московского института стали, соз­ данном два года назад, сейчас учит­ ся около 1500 студентов. Расши­ рились вечерние и заочные отделе­ ния педагогических вузов и техни­ кумов. Но в развитии вечернего и заоч­ ного образования все еще отсутст­ вует планомерность. Предприятия, колхозы, совхозы не имеют перспек­ тивных планов обучения рабочей молодежи, а кое-кто относится к ее учебе, как к второстепенному делу. Планы приема в вечерние школы не выполняются, допускается боль­ шой отсев учащихся. Особенно плохо обстоит дело в Октябрьском. Вос­ кресенском, Лев-Толстовском, Во- ловском, Троекуровской районах. Большинство вечерних школ не имеет собственных помещений, что крайне затрудняет организацию учебного процесса. Нетерпимое по­ ложение сложилось с размещением школ рабочей молодежи в Липецке и Ельце. Однако совнархоз и руко­ водители ряда предприятий ничего не предпринимают для улучшения дела. Облисполкому, облплану, облоно, совнархозу надо принять решитель­ ные меры для устранения всех этих недостатков. В системе образования нашей мо­ лодежи важное место принадлежит профессионально-техническому об­ разованию. Перспективы технико­ экономического развития Советского Союза предъявляют все более высо­ кие требования к производственной квалификации рабочих кадров. На учебные заведения профессиональ­ но-технического образования возло­ жена планомерная и организованная подготовка культурных и техниче­ ски образованных , квалифицирован­ ных рабочих и тружеников сельско­ го хозяйства. В соответствии с Законом о шко­ ле существующая система профес­ сионально-технического образования подвергается коренной перестройке. Вместо всех видов* учебных заведе­ ний этой системы должны быть созданы в течение 3— 5 лет днев­ ные и вечерние городские и сель­ ские училища профтехобразования. В нашей области в данное время имеется довольно широкая сеть учеб­ ных заведений профессионально-тех­ нического обпазо©акия. Она вклю­ чает в себя 21 училище и школу. В работе управления и учебных заве­ дений профессионально-техническо­ го образования имеют место серь­ езные недостатки. Реорганизация учебных заведений и перестрой­ ка их работы в соответствии с За­ коном о школе по существу еще не начинались. До сих пор не создано ни одного училища, предусмотренно­ го Законом. Крайне слабо решаются некоторые коренные вопросы учеб­ но-®оеггитательной работы. Планы набора учащихся в училища меха­ низации сельского хозяйства систе­ матически не выполняются. В ряде училищ в неудовлетворительном со­ стоянии находится оборудование и плохо организуется производствен­ ное обучение учащихся. Во многих учебных заведениях низка дисцип­ лина учащихся, допускаются много­ численные факты пропуска учебных занятий без уважительных причин и аморальные поступки среди моло­ дежи. Указанные недостатки являются следствием неудовлетворительной постановки работы по подбору, рас­ становке и воспитанию кадров. Ка­ чественный состав мастеров, препо- дава^телей и руководящих работников крайне низок. Управлению профтехобразования, совету народного хозяйства, соответ­ ствующим горкомам и райкомам партии необходимо принять реши­ тельные меры к устранению имею­ щихся недостатков. В Липецкой области действуют 12 средних специальных учебных заве­ дений и три высших. В их работе ■также есть известные положитель­ ные изменения, обусловленные пе­ рестройкой системы народного обра­ зования и укрепления связи школы с жизнью. Однако некоторые корен­ ные вопросы перестройки решаются медленно. Лучшего оставляет же­ лать учебно-материальная база ря­ да техникумов- Липецкому маши­ ностроительному техникуму прихо­ дится работать в стесненных усло­ виях, а строительство нового корпу­ са законсервировано. В трудных условиях работают и сельскохозяйственные техникумы. У нас еще не создано ни одного техникума-совхоза. Облисполком, совнархоз и его соответствующие управления и тресты должны за­ няться укреплением материальной базы техникумов и рассмотреть во­ просы о создании техникумов-сов­ хозов в ближайшее время. Медленно перестраивают работу педагогические вузы. В Липецком пединституте, например, связь со школой осуществляется бессистем­ но. Это отрицательно сказывается на подготовке молодых педагогов- Много упущений в воспитатель­ ной работе среди студенческой мо­ лодежи. медленно устраняются недо­ статки в научно-исследовательской работе вузов. Требует улучшения дело комп­ лектования состава учащихся педа­ гогических вузов. Липецкому пединституту отпуще­ ны средства на строительство ново­ го учебного корпуса. В 1963 году надо завершить это строительство, а расширять контингент студентов следует уже сейчас, чтобы в новый корпус вошли 1500— 1800 учащих­ ся, т. е. в 2 ,5— 3 раза больше, чем сейчас. Целесообразно начать под- ТОТОВ1КУ к открытию новых фа­ культетов: химико-биологического и физкультурного. В Елецком педин­ ституте есть необходимость возоб­ новить прием студентов на физико- технический факультет. Говоря о роли партийных органи­ заций в перестройке системы народ­ ного образования, докладчик отме­ тил, что они провели значительную работу по осуществлению решений XXI съезда КПСС, привлекли широ­ кую общественность в помощь шко­ ле. Вместе с тем горкомы, райкомы КПСС, первичные парторганизации не избежали серьезных недостатков и упущений. Руководство народным образованием в ряде парторганиза­ ций носит односторонний характер: решая организационно-технические вопросы (строительство школ), они почти не вмешиваются в содержа­ ние работы учебных заведений. Школьные дела редко обсуждаются на заседаниях бюро ряда райкомов партии, особенно Волынского. Партийные, комитеты должны улучшить дело подбора и воспита­ ния учительских кадров и руково­ дящих работников органов народного образования, повысить к ним тре­ бовательность. решительней внед­ рять передовой педагогический опыт в практику всех школ и каждого учителя. Новый 1961— 1962 учебный год, начало которого совпадает с рабо­ той XXII съезда КПСС, должен стать годом повышения всего уровня учеб­ но-воспитательной работы в учеб­ ных заведениях. * -V * Обсуждение доклада т. Маляева началось выступлением председате­ ля исполкома Липецкого городского Совета депутатов трудящихся С. А. Драгунова, Он рассказал о том, как идет перестройка системы народно­ го образования в областном центре. В Липецке сейчас действуют 35 об­ щеобразовательных школ с числом учащихся 27.100 человек и 8 школ рабочей молодежи, в которых обу­ чается 2600 молодых производст­ венников. За последние годы 5 се­ милетних школ реорганизованы в восьмилетние и 5 средних—в один­ надцатилетние. . Улучшилась учебно-воспитатель­ ная работа. В школах внедряются передовые методы обучения. Такие учителя, как тт. Кочерина, Горская, Безрукавникова, Кабанкова, доби­ лись серьезных успехов в перестрой­ ке урока. Их опытом интересуются педагоги Ленинграда, Кишинева, Казани и других городов, его изу­ чает Академия педагогических наук. Только. .Липецкий '-пединститут за­ нимает в этом деле пассивную по­ зицию. л-УМ Тов. Драгунов рассказывает да­ лее о работе общественных органи­ заций завода «Свободный сокол» с родителями школьников, о состоя­ ния школьной материальной базы в породе. В 1959— 60 учебном году в Ли­ пецке была введена в строй 1 шко­ ла на 880 и приспособлены другие помещения для занятий — на 600 мест. В 1960— 61 году построены Ъ школы на 1520 и изыскано дру­ гих помещений на 1040 мест. Но веего этого недостаточно. Контингент учащихся растет. Чтобы удовлетворить потребность в школьных зданиях, необходимо вводить в строй ежегодно три но­ вых школы на 2000 мест. Надо также ускорить строительство но­ вого здания пединститута. Новые помещения нужны и ве­ черним школам. Три из них до сих пор размещаются в помещениях дневных школ. Новолипецкий и Тракторный заводы, трест «Липецк- строй» должны выполнить свое обе­ щание и предоставить в этом году для вечерних школ помещения. Большие изменения вызвала пе­ рестройка в школах Задонского рай- сна. Об этом рассказала в своем вы­ ступлении секретарь Задонского райкома партии М. Н- Анисимова. По новым учебным планам сей­ час там занимается 70 процен­ тов всех учащихся. В районе дейст­ вуют две одиннадцатилетки, шесть восьмилетних школ, вечерняя сред­ няя школа с несколькими филиа­ лами. То®. Анисимова показала ■также роль партийных организаций <в перестройке школы, в распрост­ ранении передового педагогического опыта. Задонцы в этом году выступили инициаторами социалистического соревнования за лучшую подготов­ ку школ к новому учебному году и сейчас принимают меры к заверше­ нию строительства школьных -ин­ тернатов и других объектов, лреду- смотреиных обязательствами. Однако школьные стройки испы­ тывают недостаток в строительных материалах. Интересным было выступление бригадира ученического звена Во- робьевской восьмилетней школы Хлевенского района" Вали Кудаевой. Школьница рассказала, как ее звено помогает совхозу «Синдякинский» выращивать кукурузу на зерно. — Мы, учащиеся,— говорит она, — решили принять активное уча­ стие в претворении в жизнь реше­ ний январского Пленума ЦК пар­ тии. Наше звено начало в совхозе «Синдякинский» выращивать куку­ рузу на зерно. Нам отвели участок площадью 3 гектара. Мы взяли обя­ зательство вырастить по 55 центне­ ров сухого зерна с каждого гектара. Мы начали работу еще зимой, удоб­ рив свой участок перегноем. В на­ шем совхозе работает известный ку- кукурузовод Е. В. Кудаев, который уже в течение пяти лет получает хорошие урожаи кукурузы на пло­ щади 150 гектаров. Между нашим звеном и т. Кудаевым сложилась хорошее содружество. Сейчас мы начали работать на своем кукурузном поле. Будем по­ могать обрабатывать кукурузу и на участке Егора Владимировича. Ког­ да я поехала в г. Липецк, меня про­ сили члены нашего ученического звена передать участникам пленума обкома КПСС, что мы выполним свои обязательства — соберем по 55 центнеров зерна кукурузы с каждого гектара и эти семена сда­ дим в наш родной совхоз «Синдя­ кинский». О работе, проделанной Елецкой партийной организацией по пере­ стройке школы, сообщила секретарь Елецкого горкома КПСС А. Е. Горя- ницына. Партийная организация уделила большое внимание шефству предприятий над школами, органи­ зации трудового воспитания. В ря­ де школ созданы неплохие условия для проведения уроков тру^а, уча­ щиеся проходят практику на пред­ приятиях, в школьных мастерск'*' изготавливают оборудование для учебных кабинетов, а также мебель и игрушки для детских садов. Вместе с тем в некоторых школах мастерские не имеют достаточного оборудования, размещены в плохих помещениях, плохо обеспечиваются необходимыми материалами. Не соз­ даны надлежащие условия для про­ хождения практики старшеклассни­ ками на заводах Гидроаппаратуры и Элементном, в рудоуправлении. Совнархоз не решает вопроса о соз­ дании учебных цехов на предприя­ тиях. Тов. ГорянФцына критиковала облоно и институт усовершенство­ вания учителей за то, что они не ■наладили как следует подготовку преподавателей производственных дисциплин и не знакомят с педаго­ гическими требованиями тех рабо­ чих, которые привлекаются к про­ изводственному обучению школьни­ ков. В Ельце также необходимо при­ нять меры для расширения учеб­ ных площадей, так как школы го­ рода из-за недостатка помещений вынуждены переходить на трех­ сменные занятия. Директор средней школы поселка Лев-Толстой И. М. Стародубровсний поделился опытом организации тру­ дового воспитания учащихся. Осо­ бенно интересна работа юннатов- цветоводов, которые разбили цвет­ ники не только в своем городе, но и в Лебедяни, Данкове, на липецком заводе «Свободный сокол». Лев-тол- стовские школьники участвуют и в ВДНХ. Начальник областного управления профессионально-технического обра­ зования Г. П. Дрозд поднял на пле­ нуме ряд вопросов, связанных с улучшением подготовки кадров ква­ лифицированных рабочих. В част­ ности, он говорил о том, что неко­ торые руководители базовых пред­ приятий (трестов «Ирометрои», «Елецстрой» и других) плохо забо­ тятся о нуждах училищ и школ про­ фессионально-технического образо­ вания и об их выпускниках. Он внес предложение сосредоточить подготов­ ку механизаторов и строителей в системе профтехобразования, расши­ рить подготовку специалистов этих профессий. Значительную часть сво­ его выступления т. Дрозд посвятил состоянию материальной базы, в ук­ реплении и расширении которой школы и училища профтехобразова­ ния испытывают острую потреб­ ность. Заместитель председателя испол­ кома областного Совета депутатов трудящихся И. К, Прилепский оста­ новился на строительстве школ. Он отметил, что оно идет еще недоста­ точно быстро потому, что строитель­ ные организации совнархоза считают его третьестепенным делом. В этом году совнархозу на школьное стро­ ительство выделено 8.800 тысяч 'рублей, а за пять месяцев освоено •только 38 процентов этих средств. Некоторые руководители вместо ■того, чтобы строить, находят объективные причины для оправда-. ния своего бездействия. ( Управляющий трестом «Жил- строй» т. Кудрявцев никак не нач­ нет сооружение школы-интерната на заводе «Свободный сокол». Третий год строится Грязинская школа-ин­ тернат. На строительстве школ нередко допускается много отступлений от проектов, перерасход средств, рас­ хищение материалов. Строительная группа облоно плохо руководит ра­ ботами. Часто новые школы всту­ пают в строй с недоделками. До сих пор не оштукатурена школа № 15 в г. Липецке, много недоделок в Гря- зинской школе-интернате, санатор­ но-лесной школе. Далее т. Прилепский анализирует организацию школьного строительст­ ва на селе. Оно обычно ведется ку­ старно, хозяйственным способом, так как в области не существует сейчас крупной строительной организации, которая бы занималась сооружением сельских школ. Тов. Прилепский вносит предложение поручать воз­ ведение школ и лечебных учрежде­ ний на селе стройтрестам, которые ■сейчас ведут работы лишь в горо­ дах, пли создать для строительства в селах специальный стройтреет- В заключение оратор обратил внимание на необходимость повы­ сить уровень руководства школьным делом со стороны партийных и со­ ветских организаций. Директор Троекуровской школы-* интерната В. 3. Нечитаев говорил о повышении качества знаний уча- * тихо я. Он на примере работы свое­ го педагогического' коллектива и друш^ школ доказал, что второгод- ничес^зо можно преодолеть. Для этого необходимо изжить недостат­ ки в учебно-воспитательной работе: ■добиться хорошей посещаемости ■уроков школьниками, а главное —* высокого качества уроков всех учи­ телей. Важна индивидуальная рабо­ та с учащимися, необходимо, чтобы педагогам помогала общественность, .профсоюзные организации. Тов. Нечитаев подробно говорит об организации производственного обучения. Оно дает очень многое., Сейчас выпускники Троекуровской школы приобрели профессии, и об­ щие знания у них стали прочнее. О новом в воспитании детей, 9 деятельности школьных комсомоль­ ских и пионерских организаций^го­ ворила секретарь обкома ВЛКСМ: Н. В. Крутских- Она отметила хоро­ шую инициативу школьников: вы­ ращивание кукурузы по примеру школ Хлевенского района, решений выпускников Усманской школы- интерната, второй Тербунекой, 31-й г. Липецка и других пойти на строи­ тельство Липецкой Магнитки. Тов. Крутских подвергла критике недостатки в политическом воспита­ нии учащихся в некоторых школах. Говоря о подготовке к 40-летию пионерской организации, она обра­ тилась с призывом к партийным, советским и профсоюзным организа­ циям оказать помощь ребятам в вы­ полнении взятых ими обязательств, вникать х о ро ш о в содержание пио­ нерской работы и помочь поставить’ ■ее на должный уровень. Усманская школа-интернат широ­ ко известна в нашей области кай одно из лучших учебных заведений. Директор этой школы Д.Т. Свиридов вассказал на пленуме о работе ее коллектива. Школа существует с 1957 года. За это время сложился здоровый и крепкий ученический коллектив, установились хорошие! традиции, на основе которых выра­ ботаны единые требования к воспи­ танникам. Борьба за эффективность урока, стремление развивать само­ стоятельность учащихся дают непло­ хие результаты. Если в 1 9 5 9— 60 учебном году в школе было -25 вто­ рогодников, сейчас их только де­ сять. Успеваемость составила 97! „ процентов. Хорошо поставлено и производст­ венное обучение. Школа имеет учеб­ ное хозяйство на 75 гектарах, сви­ ноферму, швейную, столярную, сле­ сарно-токарную мастерские, различ­ ные кабинеты, сельскохозяйствен­ ную технику, в том числе трактор и комбайн. Труд для воспитанников стая первой потребностью. Лишение пра­ ва трудиться воспринимается ими как сам,ое строгое взыскание. Вы­ пускники школы в этом году реши­ ли всем классом пойти на стройки Липецка. Все они имеют производ­ ственные специальности. Большую помощь оказывают шко­ ле шефы. Заведующий Липецким облоно И. А. Пономарев в своем выступле­ нии остановился н-а недостатках в учебно-воспитательной работе- В ря­ де школ: плохо организуются уроки, преобладает словес но-книжный ме­ тод обучения, который переносит всю тяжесть усвоения нового мате­ риала на домашние занятия школь­ ников. У нас есть большая группа ■педагото®-новаторо®, однако многие’ ■учителя, уже ознакомившись с их опытом, не хотят перестраиваться, продолжают работать по старинке- ■Есть случаи, когда учителя допус­ кают брак .в работе. Ню настоящей ■ответственности за него не несут.- •Необходимо повысить требователь­ ность к педагогам за результаты их труда. Нужно поднять авторитет учите­ ля, очистить ряды педагогов от без­ дельников, бракоделов. Правда, та­ ких в среде учительства немного, но их пребывание в школе нетер­ пимо. Необходимо повысить качества работы директоров школ и заведу­ ющих районо. Заведующие районе не пользуются многими льготами, предоставленными педагогам. Из- за этого учителя неохотно идут на эту должность. В отделах народного образования наблюдается большая текучесть кадров. Тов. Пономарев сообщает, что иногда учащихся сельских школ различные организации отвлекают от занятий на хозяйственные рабо­ ты, не считаясь с тем, как это от­ ражается на их учебе. Особенно это характерно для осеннего периода. Нужно навести в этом порядок. Учебные планы предусматривают время на общественно - полезный труд школьников. Надо это время и использовать для работы в колхозах и совхозах, а не отвлейать детей от занятий, когда это нецелесообразно. В заключение оратор от имени педагогов области заверил пленум областного комитета партии, что учительство приложит все силы к претворению в жизнь Закона о шко­ ле и превратит нашу школу из со­ циалистической в коммунистиче­ скую. * * * Пленум принял по этому вопросу развернутое постановление.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz