Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)
, о . V I I I п л е н у м о б л а с т н о г о к о м и т е т а К П С С П ЕРЕСТРОЙКА Ш К О Л Ы -В С Е Н А Р О Д Н О Е Д ЕЛ О С докладом по второму вопросу “ вв ести дня VIII пленума обкома лПСС «О работе областной партий ной организации по выполнению Закона^ о школе» выступил секре тарь обкома КПСС В. М. Маляев. Показав значение начатой по реше нию XXI съезда КПСС перестройки школы, докладчик проанализировал, как в нашей области выполняется Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». За два года у нас созданы все ти пы школ, предусмотренные Законом. Сейчас функционируют 109 восьми летних и 46 одиннадцатилетних школ с производственным обучени ем, 9 школ-интернатов. Одной из задач, определяющих ход перестройки системы народного образования, являетея укрепление материальной базы школ. Для ее решения сделано уже немало. За последние годы в области построено 122 новых школы на 15.070 мест, 6 общежитий для школ-интернатов на 1124 места, 24 интерната на 1410 мест, 100 учебных мастер ских, 610 домов для учителей, 12 детских садов и т. д. Область вы полнила народнохозяйственный план но контингентам учащихся, а во семь районов полностью осущест вили Закон о всеобуче. Важную роль играет социалисти ческое соревнование за лучшую под готовку школ и других детских уч реждений к началу учебного т о ц , ставшее в нашей области традици онным. • . Большую заботу о школе прояв ляет общественность Чаплыгинского, Добринского, Лебедянского, Задон ского районов, городов Липецка и Ельца. Чаплыгинцы за два года вы полнили 3-летний план инициа тивного строительства и перевели на односменную работу 18 школ. Однако состояние школьной учеб но-материальной базы в ряде райо нов удовлетворительным признать нельзя. Часть учащихся еще за нимается В'О вторую смену, мно гие школы работают в неприспособ ленных помещениях. Некоторые восьмилетние школы не имеют ма стерских и учебных кабинетов, не создано нормальных условий и в ра боте^ ряда одиннадцатилетних школ. Слабо ведется школьное строитель ство. За 5 месяцев этого года ассиг нования! отпущенные на строитель ство школ, освоены лишь на 38 процентов. Особенно отстают со строительством в Воскресенском, Донском, Октябрьском, Елецком районах. Партийные и советские органы должны принять конкретные и неот ложные меры к тому, чтобы к нача лу учебного года ввести в действие все строящиеся школы. В соответ ствии с Законом о школе мы обяза ны создать условия для преобразо вания всех семилетних школ в вось милетние в 1962 году, а десятилет них — в одиннадцатилетние в 1963 году, к 1965 году перевести школы в основном на односменную работу. В 1962 году повсеместно должно быть осуществлено всеобщее обяза тельное восьмилетнее обучение. Ре шение этой задачи будет зависеть от осуществления целой системы организационных мер: правильного размещения школьной сети, обеспе ченности школ интернатами, орга низации горячего питания учащихся и т. д. Однако решающее значение в борьбе за всеобуч имеет уровень учебной работы и качество знаний учащихся. Основная причина отсева детей из школ — второгодничество. В прош~ лом году на повторный курс в об ласти было оставлено 6,1 процента учащихся. Особенно низки знания школьников в Трубетчинском,. Ок тябрьском, Воскресенском, Волын ском, Лев-Толстовском районах. Опыт передовых школ и педагогов показывает, что если работать твор чески, можно добиться полной успе ваемости учащихся и избежать отсе ва детей. Троекуровская средняя школа Троекуровского района уже 14 лет работает без второгодников и отсева. Близки к полной успеваемо сти Агрономовская (Лебедянский район), первая Усманская, первая Данковская средние, а также Озер- ская (Измалковский район) и К атар ская (Задонский район) восьмилет ние школы. Но опыт Троекуровской школы распространяется медленно. Перестройка школы вызвала су щественные изменения в содержа нии обучения. Сочетание теории с практикой, учебы с трудом активи зирует мысль учащихся, дает им ценные практические навыки. Но главный недостаток в том, что соединение обучения с жизнью еще не везде стало основой изучения школьных курсов. За последнее время во многих школах снизилась успеваемость по математике, хотя связь с жизнью создает для изучения этой дисцип лины особенно благоприятные усло вия. Особое место в воспитании подра стающего поколения, в формирова нии у учащейся молодежи коммуни стической сознательности, марксист ско-ленинского мировоззрения зани мает преподавание истории в шко ле. 8 октября 1958 года ЦК КПСС принял по этому вопросу специаль ное постановление, которое оказало огромное положительное влияние на улучшение преподавания и изучения этой дисциплины. Во многих школах Липецка и Ель ца, Усманского, Лебедянского, Чап- лыгинского, Задонского районов кур сы истории стали тесно увязывать ся с законами развития человече ского общества на современном эта пе. Более разнообразной стала форма уроков. Передовые учителя органи зуют встречи школьников с участни ками исторических событий, ударни ками и членами бригад коммунисти ческого труда. Все это повышает качество знаний детей и идейно-вос питательную направленность уроков. Однако в преподавании истории есть еще недостатки: многие учите ля слишком увлекаются фактологией, рассматривают исторические явления в отрыве от закономерностей разви тия человеческого общества, от сов ременности. Преподавание истории подчас до веряется случайным людям, которые допускают на уроках путаницу, ошибки в освещении исторических фактов и научно-теоретических во просов. Серьезные недостатки в препода вании основ наук объясняются прежде всего Фем, что многие дирек тора школ плохо занимаются этим вопросом, мало посещают уроков, а органы народного образования сни зили требования к качеству препо давания. Основная цель школы— в ходе пе рестройки претворить в жизнь марк систско-ленинский принцип сочета ния обучения с производительным трудом. Учащиеся многих школ те перь успешно выполняют на науч ной основе различные задания, имеющие важное народнохозяйст венное значение, в школьных ма стерских и заводских цехах, на учебно-опытных участках. В сельских школах в 1960 году действовало 504 производственных ученических бригады, которые в колхозах и совхозах обработали 16.320 гектаров посевов, вырастили 11.300 голов птицы, 15.260 кроли ков, 11.100 телят. Школьники вы работали 458 тысяч трудодней и заработали в совхозах 1507 тысяч рублей (в старых деньгах), собрали около 5000 тонн металлолома. Во всех школах сейчас внедрено само обслуживание. За два года 3873, выпускника школ получили различные производ ственные специальности и пополни ли ряды квалифицированных рабо чих. ' Однако в производственном обу чении есть много недостатков. Не продуманно, без учета соответствую щей потребности в кадрах опреде ляются в школах профессии для уча щихся. Много у нас, например, го товится токарей, но мало строите лей. В некоторых школах мешает хо рошей постановке дела многопро- фильность производственного обуче ния. В сельских школах производст венная подготовка сводится, как правило, к приобретению учащими ся ремесленнических навыков. Учеб но-опытные участки очень часто запущены и не оправдывают своего назначения. В Постановлении Совета Минист ров СССР «Об улучшении производ ственного обучения учащихся сред них общеобразовательных школ» на мечены кардинальные меры по наве дению порядка в этом деле. В соот ветствии с этим планирующим ор ганам, совнархозу, работникам на родного образования предстоит без отлагательно составить планы подго товки кадров в средних школах и мероприятия, обеспечивающие свое временное их осуществление. . Бюро обкома КПСС и облисполком в конце апреля обсудили деятель ность ученических бригад нашей об ласти и приняли решение создать такие бригады во всех сельских школах. Сейчас на базе колхозов и совхо зов создано 140 ученических бригад. Они обязались посеять и обработать 1100 гектаров кукурузы на зерно и 3500 гектаров на силос, получить с каждого гектара по 40 центнеров зерна и по 400 центнеров зеленой массы. В основе .воспитательной работы в школе лежит труд. Он благо творно влияет на формирование ха рактера учащихся. Все меньше и меньше остается у нас иждивенцев с аттестатом зрелости. Выпускники школ охотно идут работать на про изводство. В прошлом году из 3462 выпускников средних школ 764 стали рабочими промышленных предприятий, 759 трудятся в колхо зах и совхозах, 1216 поступили учиться в вузы и техникумы. Выпу с кники Покровской восьмилетней школы Тербунского района в течение ряда лет остаются в своем селе, ра ботают доярками, свинарками, ме ханизаторами. Все они — учащиеся вечерних и заочных учебных заве дший. Выпускники 31-й средней школы г- Липецка всем классом (11-в) решили пойти на стройку родного города. Их примеру после довали многие выпускники других школ области. Но в ряде школ все еще слабо воспитывается у учащихся трудовое отношение к жизни, плохо осущест вляется подготовка к труду. Серьезным недостатком является существующая в ряде школ недо оценка материалистического воспи тания детей. Некоторые школы не работают с учащимися в свободное от уроков время, не занимают их интересными и полезными делами. Это иногда приводит к тому, что дети попадают под дурное влияние, совершают ■неблаговидные поступки. Все эти факты — следствие за пущенности воспитательной работы в некоторых учебных заведениях, результат того, что отдельные пар тийные и советские организации снизили требовательность к работ никам народного образования и ру ководителям школ. Наряду со школой за воспитание подрастающего поколения несет от ветственность перед обществом и семья. Партийные органы проявляют немало заботы о повышении ее ро ли. Липецкий горком КПСС провел в этом отношении полезную работу. Почти на всех предприятиях прове дены конференции отцов. Инициато ром этого полезного начинания был коллектив завода «Свободный со кол»- В цехах этого предприятия были созданы родительские коми теты, которые помогают школе в воспитании учащихся. Коллективы заводских цехов соревнуются с классами школ 3 и 28, где учатся дети рабочих завода. Это да ет исключительно хорошие резуль таты. Школьники лучше учатся, серьезнее относятся к труду. Вместе с тем. некоторые партий ные и профсоюзные организации проходят мимо фактов безответствен ного отношения родителей к воспи танию детей, считают это дело чи сто семейным, не требующим их вмешательства, -забывают, что в каждой семье растут будущие стро ители коммунизма. Важное значение приобретает сейчас работа с педагогическими кадрами. Партийные организации области немало сделали для воспи тания десятитысячного коллектива учителей. Число учителей с высшим образованием увеличилось с 1951 года вдвое, более 2 тысяч педагогов вовлечены в заочную учебу. Почти все учителя занимаются на курсах или семинарах при институте усо вершенствования учителей и районе. Растут ряды мастеров педагоги ческого труда. У нас в области сей час 82 педагога имеют почетное звание Заслуженного учителя школы ,РСФСР, свыше 400 награждены -значком «Отличник народного про- •свещения»- Учительство области выступило инициатором перестройки урока в Россрйской Федерации. К нашим учителям-новаторам тт. Горской, Та- чиной, Кочериной, Кабанковой (Ли пецк), Волковой (Усмань), Мязиной /и Богатыревой (Октябрьское) и дру- <щм приежают за опытом педагоги «со всех концов страны. К нашим щучшим педагогам в этом учебном (Г оду приезжало за опытом около 70 делегаций. Облоно и институт усовершенст вования учителей проводят работу по распространению опыта педаго- гов-новаторов. В области выделены 25 школ — маяков педагогического труда, на базе которых осуществ ляется практическая учеба учитель ства. К сожалению, у нас есть учителя, которые работают по старинке, про водят уроки на низком научно-тео ретическом и идейно-политическом уровне, в отрыве от жизни. В ряде районов — Грязинском, Хлевенском, Чаплыгинском, Добринском заочное обучение учителей поставлено не удовлетворительно. Нужно уже в этом году привлечь к заочной учебе в вузах не только преподавателей 5— 11 классов, не имеющих высше го образования, но и многих учите лей начальных классов, чтобы через 3— 4 года они могли работать в средней школе. Жизнь требует, чтобы учитель был не только грамотным педаго гом, но и активным общественни ком. Райкомы и горкомы партии широко привлекают учителей к /пропагандистской, агитационной и лекторской работе, опираются на интеллигенцию в работе с массами. Но в политическом воспитании учи тельства не преодолены крупные недостатки. Райкомы партии не вни кают пока глубоко в содержание работы кружков и семинаров, в ко торых занимаются учителя, не ока зывают им своевременно помощи. Нужно в каждой школе детально разобраться с организацией этой ра боты и обеспечить систематический контроль за содержанием и уровнем политической учебы педагогических кадров. * Докладчик подчеркивает важную роль руководящих кадров, прежде всего директоров, в деле перестрой ки школы и говорит о необходимости повышения их квалификации. Остановившись на вопросах ве чернего и заочного обучения рабо тающей молодежи, т. Маляев отме чает. что в области за два года эта форма образования получила даль нейшее развитие. С 1958 года чис ло учащихся в этих школах уве личилось вдвое и достигло 14 тысяч человек. На вечернем факультете Московского института стали, соз данном два года назад, сейчас учит ся около 1500 студентов. Расши рились вечерние и заочные отделе ния педагогических вузов и техни кумов. Но в развитии вечернего и заоч ного образования все еще отсутст вует планомерность. Предприятия, колхозы, совхозы не имеют перспек тивных планов обучения рабочей молодежи, а кое-кто относится к ее учебе, как к второстепенному делу. Планы приема в вечерние школы не выполняются, допускается боль шой отсев учащихся. Особенно плохо обстоит дело в Октябрьском. Вос кресенском, Лев-Толстовском, Во- ловском, Троекуровской районах. Большинство вечерних школ не имеет собственных помещений, что крайне затрудняет организацию учебного процесса. Нетерпимое по ложение сложилось с размещением школ рабочей молодежи в Липецке и Ельце. Однако совнархоз и руко водители ряда предприятий ничего не предпринимают для улучшения дела. Облисполкому, облплану, облоно, совнархозу надо принять решитель ные меры для устранения всех этих недостатков. В системе образования нашей мо лодежи важное место принадлежит профессионально-техническому об разованию. Перспективы технико экономического развития Советского Союза предъявляют все более высо кие требования к производственной квалификации рабочих кадров. На учебные заведения профессиональ но-технического образования возло жена планомерная и организованная подготовка культурных и техниче ски образованных , квалифицирован ных рабочих и тружеников сельско го хозяйства. В соответствии с Законом о шко ле существующая система профес сионально-технического образования подвергается коренной перестройке. Вместо всех видов* учебных заведе ний этой системы должны быть созданы в течение 3— 5 лет днев ные и вечерние городские и сель ские училища профтехобразования. В нашей области в данное время имеется довольно широкая сеть учеб ных заведений профессионально-тех нического обпазо©акия. Она вклю чает в себя 21 училище и школу. В работе управления и учебных заве дений профессионально-техническо го образования имеют место серь езные недостатки. Реорганизация учебных заведений и перестрой ка их работы в соответствии с За коном о школе по существу еще не начинались. До сих пор не создано ни одного училища, предусмотренно го Законом. Крайне слабо решаются некоторые коренные вопросы учеб но-®оеггитательной работы. Планы набора учащихся в училища меха низации сельского хозяйства систе матически не выполняются. В ряде училищ в неудовлетворительном со стоянии находится оборудование и плохо организуется производствен ное обучение учащихся. Во многих учебных заведениях низка дисцип лина учащихся, допускаются много численные факты пропуска учебных занятий без уважительных причин и аморальные поступки среди моло дежи. Указанные недостатки являются следствием неудовлетворительной постановки работы по подбору, рас становке и воспитанию кадров. Ка чественный состав мастеров, препо- дава^телей и руководящих работников крайне низок. Управлению профтехобразования, совету народного хозяйства, соответ ствующим горкомам и райкомам партии необходимо принять реши тельные меры к устранению имею щихся недостатков. В Липецкой области действуют 12 средних специальных учебных заве дений и три высших. В их работе ■также есть известные положитель ные изменения, обусловленные пе рестройкой системы народного обра зования и укрепления связи школы с жизнью. Однако некоторые корен ные вопросы перестройки решаются медленно. Лучшего оставляет же лать учебно-материальная база ря да техникумов- Липецкому маши ностроительному техникуму прихо дится работать в стесненных усло виях, а строительство нового корпу са законсервировано. В трудных условиях работают и сельскохозяйственные техникумы. У нас еще не создано ни одного техникума-совхоза. Облисполком, совнархоз и его соответствующие управления и тресты должны за няться укреплением материальной базы техникумов и рассмотреть во просы о создании техникумов-сов хозов в ближайшее время. Медленно перестраивают работу педагогические вузы. В Липецком пединституте, например, связь со школой осуществляется бессистем но. Это отрицательно сказывается на подготовке молодых педагогов- Много упущений в воспитатель ной работе среди студенческой мо лодежи. медленно устраняются недо статки в научно-исследовательской работе вузов. Требует улучшения дело комп лектования состава учащихся педа гогических вузов. Липецкому пединституту отпуще ны средства на строительство ново го учебного корпуса. В 1963 году надо завершить это строительство, а расширять контингент студентов следует уже сейчас, чтобы в новый корпус вошли 1500— 1800 учащих ся, т. е. в 2 ,5— 3 раза больше, чем сейчас. Целесообразно начать под- ТОТОВ1КУ к открытию новых фа культетов: химико-биологического и физкультурного. В Елецком педин ституте есть необходимость возоб новить прием студентов на физико- технический факультет. Говоря о роли партийных органи заций в перестройке системы народ ного образования, докладчик отме тил, что они провели значительную работу по осуществлению решений XXI съезда КПСС, привлекли широ кую общественность в помощь шко ле. Вместе с тем горкомы, райкомы КПСС, первичные парторганизации не избежали серьезных недостатков и упущений. Руководство народным образованием в ряде парторганиза ций носит односторонний характер: решая организационно-технические вопросы (строительство школ), они почти не вмешиваются в содержа ние работы учебных заведений. Школьные дела редко обсуждаются на заседаниях бюро ряда райкомов партии, особенно Волынского. Партийные, комитеты должны улучшить дело подбора и воспита ния учительских кадров и руково дящих работников органов народного образования, повысить к ним тре бовательность. решительней внед рять передовой педагогический опыт в практику всех школ и каждого учителя. Новый 1961— 1962 учебный год, начало которого совпадает с рабо той XXII съезда КПСС, должен стать годом повышения всего уровня учеб но-воспитательной работы в учеб ных заведениях. * -V * Обсуждение доклада т. Маляева началось выступлением председате ля исполкома Липецкого городского Совета депутатов трудящихся С. А. Драгунова, Он рассказал о том, как идет перестройка системы народно го образования в областном центре. В Липецке сейчас действуют 35 об щеобразовательных школ с числом учащихся 27.100 человек и 8 школ рабочей молодежи, в которых обу чается 2600 молодых производст венников. За последние годы 5 се милетних школ реорганизованы в восьмилетние и 5 средних—в один надцатилетние. . Улучшилась учебно-воспитатель ная работа. В школах внедряются передовые методы обучения. Такие учителя, как тт. Кочерина, Горская, Безрукавникова, Кабанкова, доби лись серьезных успехов в перестрой ке урока. Их опытом интересуются педагоги Ленинграда, Кишинева, Казани и других городов, его изу чает Академия педагогических наук. Только. .Липецкий '-пединститут за нимает в этом деле пассивную по зицию. л-УМ Тов. Драгунов рассказывает да лее о работе общественных органи заций завода «Свободный сокол» с родителями школьников, о состоя ния школьной материальной базы в породе. В 1959— 60 учебном году в Ли пецке была введена в строй 1 шко ла на 880 и приспособлены другие помещения для занятий — на 600 мест. В 1960— 61 году построены Ъ школы на 1520 и изыскано дру гих помещений на 1040 мест. Но веего этого недостаточно. Контингент учащихся растет. Чтобы удовлетворить потребность в школьных зданиях, необходимо вводить в строй ежегодно три но вых школы на 2000 мест. Надо также ускорить строительство но вого здания пединститута. Новые помещения нужны и ве черним школам. Три из них до сих пор размещаются в помещениях дневных школ. Новолипецкий и Тракторный заводы, трест «Липецк- строй» должны выполнить свое обе щание и предоставить в этом году для вечерних школ помещения. Большие изменения вызвала пе рестройка в школах Задонского рай- сна. Об этом рассказала в своем вы ступлении секретарь Задонского райкома партии М. Н- Анисимова. По новым учебным планам сей час там занимается 70 процен тов всех учащихся. В районе дейст вуют две одиннадцатилетки, шесть восьмилетних школ, вечерняя сред няя школа с несколькими филиа лами. То®. Анисимова показала ■также роль партийных организаций <в перестройке школы, в распрост ранении передового педагогического опыта. Задонцы в этом году выступили инициаторами социалистического соревнования за лучшую подготов ку школ к новому учебному году и сейчас принимают меры к заверше нию строительства школьных -ин тернатов и других объектов, лреду- смотреиных обязательствами. Однако школьные стройки испы тывают недостаток в строительных материалах. Интересным было выступление бригадира ученического звена Во- робьевской восьмилетней школы Хлевенского района" Вали Кудаевой. Школьница рассказала, как ее звено помогает совхозу «Синдякинский» выращивать кукурузу на зерно. — Мы, учащиеся,— говорит она, — решили принять активное уча стие в претворении в жизнь реше ний январского Пленума ЦК пар тии. Наше звено начало в совхозе «Синдякинский» выращивать куку рузу на зерно. Нам отвели участок площадью 3 гектара. Мы взяли обя зательство вырастить по 55 центне ров сухого зерна с каждого гектара. Мы начали работу еще зимой, удоб рив свой участок перегноем. В на шем совхозе работает известный ку- кукурузовод Е. В. Кудаев, который уже в течение пяти лет получает хорошие урожаи кукурузы на пло щади 150 гектаров. Между нашим звеном и т. Кудаевым сложилась хорошее содружество. Сейчас мы начали работать на своем кукурузном поле. Будем по могать обрабатывать кукурузу и на участке Егора Владимировича. Ког да я поехала в г. Липецк, меня про сили члены нашего ученического звена передать участникам пленума обкома КПСС, что мы выполним свои обязательства — соберем по 55 центнеров зерна кукурузы с каждого гектара и эти семена сда дим в наш родной совхоз «Синдя кинский». О работе, проделанной Елецкой партийной организацией по пере стройке школы, сообщила секретарь Елецкого горкома КПСС А. Е. Горя- ницына. Партийная организация уделила большое внимание шефству предприятий над школами, органи зации трудового воспитания. В ря де школ созданы неплохие условия для проведения уроков тру^а, уча щиеся проходят практику на пред приятиях, в школьных мастерск'*' изготавливают оборудование для учебных кабинетов, а также мебель и игрушки для детских садов. Вместе с тем в некоторых школах мастерские не имеют достаточного оборудования, размещены в плохих помещениях, плохо обеспечиваются необходимыми материалами. Не соз даны надлежащие условия для про хождения практики старшеклассни ками на заводах Гидроаппаратуры и Элементном, в рудоуправлении. Совнархоз не решает вопроса о соз дании учебных цехов на предприя тиях. Тов. ГорянФцына критиковала облоно и институт усовершенство вания учителей за то, что они не ■наладили как следует подготовку преподавателей производственных дисциплин и не знакомят с педаго гическими требованиями тех рабо чих, которые привлекаются к про изводственному обучению школьни ков. В Ельце также необходимо при нять меры для расширения учеб ных площадей, так как школы го рода из-за недостатка помещений вынуждены переходить на трех сменные занятия. Директор средней школы поселка Лев-Толстой И. М. Стародубровсний поделился опытом организации тру дового воспитания учащихся. Осо бенно интересна работа юннатов- цветоводов, которые разбили цвет ники не только в своем городе, но и в Лебедяни, Данкове, на липецком заводе «Свободный сокол». Лев-тол- стовские школьники участвуют и в ВДНХ. Начальник областного управления профессионально-технического обра зования Г. П. Дрозд поднял на пле нуме ряд вопросов, связанных с улучшением подготовки кадров ква лифицированных рабочих. В част ности, он говорил о том, что неко торые руководители базовых пред приятий (трестов «Ирометрои», «Елецстрой» и других) плохо забо тятся о нуждах училищ и школ про фессионально-технического образо вания и об их выпускниках. Он внес предложение сосредоточить подготов ку механизаторов и строителей в системе профтехобразования, расши рить подготовку специалистов этих профессий. Значительную часть сво его выступления т. Дрозд посвятил состоянию материальной базы, в ук реплении и расширении которой школы и училища профтехобразова ния испытывают острую потреб ность. Заместитель председателя испол кома областного Совета депутатов трудящихся И. К, Прилепский оста новился на строительстве школ. Он отметил, что оно идет еще недоста точно быстро потому, что строитель ные организации совнархоза считают его третьестепенным делом. В этом году совнархозу на школьное стро ительство выделено 8.800 тысяч 'рублей, а за пять месяцев освоено •только 38 процентов этих средств. Некоторые руководители вместо ■того, чтобы строить, находят объективные причины для оправда-. ния своего бездействия. ( Управляющий трестом «Жил- строй» т. Кудрявцев никак не нач нет сооружение школы-интерната на заводе «Свободный сокол». Третий год строится Грязинская школа-ин тернат. На строительстве школ нередко допускается много отступлений от проектов, перерасход средств, рас хищение материалов. Строительная группа облоно плохо руководит ра ботами. Часто новые школы всту пают в строй с недоделками. До сих пор не оштукатурена школа № 15 в г. Липецке, много недоделок в Гря- зинской школе-интернате, санатор но-лесной школе. Далее т. Прилепский анализирует организацию школьного строительст ва на селе. Оно обычно ведется ку старно, хозяйственным способом, так как в области не существует сейчас крупной строительной организации, которая бы занималась сооружением сельских школ. Тов. Прилепский вносит предложение поручать воз ведение школ и лечебных учрежде ний на селе стройтрестам, которые ■сейчас ведут работы лишь в горо дах, пли создать для строительства в селах специальный стройтреет- В заключение оратор обратил внимание на необходимость повы сить уровень руководства школьным делом со стороны партийных и со ветских организаций. Директор Троекуровской школы-* интерната В. 3. Нечитаев говорил о повышении качества знаний уча- * тихо я. Он на примере работы свое го педагогического' коллектива и друш^ школ доказал, что второгод- ничес^зо можно преодолеть. Для этого необходимо изжить недостат ки в учебно-воспитательной работе: ■добиться хорошей посещаемости ■уроков школьниками, а главное —* высокого качества уроков всех учи телей. Важна индивидуальная рабо та с учащимися, необходимо, чтобы педагогам помогала общественность, .профсоюзные организации. Тов. Нечитаев подробно говорит об организации производственного обучения. Оно дает очень многое., Сейчас выпускники Троекуровской школы приобрели профессии, и об щие знания у них стали прочнее. О новом в воспитании детей, 9 деятельности школьных комсомоль ских и пионерских организаций^го ворила секретарь обкома ВЛКСМ: Н. В. Крутских- Она отметила хоро шую инициативу школьников: вы ращивание кукурузы по примеру школ Хлевенского района, решений выпускников Усманской школы- интерната, второй Тербунекой, 31-й г. Липецка и других пойти на строи тельство Липецкой Магнитки. Тов. Крутских подвергла критике недостатки в политическом воспита нии учащихся в некоторых школах. Говоря о подготовке к 40-летию пионерской организации, она обра тилась с призывом к партийным, советским и профсоюзным организа циям оказать помощь ребятам в вы полнении взятых ими обязательств, вникать х о ро ш о в содержание пио нерской работы и помочь поставить’ ■ее на должный уровень. Усманская школа-интернат широ ко известна в нашей области кай одно из лучших учебных заведений. Директор этой школы Д.Т. Свиридов вассказал на пленуме о работе ее коллектива. Школа существует с 1957 года. За это время сложился здоровый и крепкий ученический коллектив, установились хорошие! традиции, на основе которых выра ботаны единые требования к воспи танникам. Борьба за эффективность урока, стремление развивать само стоятельность учащихся дают непло хие результаты. Если в 1 9 5 9— 60 учебном году в школе было -25 вто рогодников, сейчас их только де сять. Успеваемость составила 97! „ процентов. Хорошо поставлено и производст венное обучение. Школа имеет учеб ное хозяйство на 75 гектарах, сви ноферму, швейную, столярную, сле сарно-токарную мастерские, различ ные кабинеты, сельскохозяйствен ную технику, в том числе трактор и комбайн. Труд для воспитанников стая первой потребностью. Лишение пра ва трудиться воспринимается ими как сам,ое строгое взыскание. Вы пускники школы в этом году реши ли всем классом пойти на стройки Липецка. Все они имеют производ ственные специальности. Большую помощь оказывают шко ле шефы. Заведующий Липецким облоно И. А. Пономарев в своем выступле нии остановился н-а недостатках в учебно-воспитательной работе- В ря де школ: плохо организуются уроки, преобладает словес но-книжный ме тод обучения, который переносит всю тяжесть усвоения нового мате риала на домашние занятия школь ников. У нас есть большая группа ■педагото®-новаторо®, однако многие’ ■учителя, уже ознакомившись с их опытом, не хотят перестраиваться, продолжают работать по старинке- ■Есть случаи, когда учителя допус кают брак .в работе. Ню настоящей ■ответственности за него не несут.- •Необходимо повысить требователь ность к педагогам за результаты их труда. Нужно поднять авторитет учите ля, очистить ряды педагогов от без дельников, бракоделов. Правда, та ких в среде учительства немного, но их пребывание в школе нетер пимо. Необходимо повысить качества работы директоров школ и заведу ющих районо. Заведующие районе не пользуются многими льготами, предоставленными педагогам. Из- за этого учителя неохотно идут на эту должность. В отделах народного образования наблюдается большая текучесть кадров. Тов. Пономарев сообщает, что иногда учащихся сельских школ различные организации отвлекают от занятий на хозяйственные рабо ты, не считаясь с тем, как это от ражается на их учебе. Особенно это характерно для осеннего периода. Нужно навести в этом порядок. Учебные планы предусматривают время на общественно - полезный труд школьников. Надо это время и использовать для работы в колхозах и совхозах, а не отвлейать детей от занятий, когда это нецелесообразно. В заключение оратор от имени педагогов области заверил пленум областного комитета партии, что учительство приложит все силы к претворению в жизнь Закона о шко ле и превратит нашу школу из со циалистической в коммунистиче скую. * * * Пленум принял по этому вопросу развернутое постановление.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz