Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

,П9ДО I » * ' на . ФРУ4*** ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДЙНЯЯТЕШ Л е н и н с к о е з н а м я ш ш П П ■ Т В ш ш 2™*1ДИПЕЦК0Г0 ОБЛАСТНОГО и г о р о д с к о г о комитетов КПСС, ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО СОВЕТОВ "" ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ. Гад в л и п 8-й. | | Вчера вечером по радио и телевидению передавалось выступление Председателя Совета Министров СССР тов. Н. С. Хрущева о встречах и беседах с Президентом США Дж. Кеннеди. Бея наша стр ан а и миллионы людей за рубеЖом с громадным ин тер есом слушали э т о историческое выступление. Еще раз с огромной убеждающей силой прозвучала на вссЬ мир сов ет ск ая программа борЬбЫ за т орЖ е ство мира на зем л е , за разрядку международной напряженности. Цена 2 топ. № 141 (2121) ПЯТНИЦА В Ы С Т У П Л Е Н И Е Н . С . Х Р У Щ Е В А —л п о р а д и о и т е л е в и д е н и ю 1 5 и ю н я 1 9 6 1 г о д а Дорогие т а т н п ц я ! Друзья! Жак вы знаете, недавно я вернул­ с я из Бены, где в течение двух дней встречался и беседовал с Пре­ зидентом Соединенных Штатов Аме­ рики Джоном Кеннеди. В нашей печати, как и во всей мировой прессе, было опубликовано немало материалов по этому поводу. Многие из вас уже знакомы с памят­ ными записками, которые были вру­ чены Президенту Кеннеди в Вене. Это —■записка по вопросу о прекра­ щении испытаний атомного и водо­ родного оружия и записка по вопро­ су о заключении мирного договора с Германией и урегулирования на этой основе вопроса о Западном Берлине. Очевидно, многие из вас читали и выступление Президента Кеннеди по радио и телевидению, которое пол­ ностью было опубликовано в наших газетах. Таким образом, советская общественность хорошо информиро­ вана о точке зрения, которую из­ ложил Президент Соединенных Шта­ тов, о его оценке нашей встречи. Сегодня я хочу высказать некото­ рые мысли, поделиться своими со­ ображениями о нашей встрече и бе­ седах с Президентом Кеннеди в Вене. Как вы уже знаете, этой встрече предшествовали обмен мнениями че­ рез дипломатические каналы, а так­ же обмен посланиями между мною и Президентом Соединенных Штатов. Мы условились о встрече, которая и состоялась в Вене 3 и 4 июня. Эта встреча явилась хорошей воз­ можностью для первого личного контакта я обмена мнениями по ос­ новным проблемам между мною, как Председателем Совета Министров Советского Союза, и новым Прези­ дентам Соединенных Штатов Аме­ рики. По пути в Вену мы провели не­ сколько дней у наших чехословац­ ких друзей и, конечно, имели весьма обстоятельные беседы с Президентом Чехословацкой Социалистическ о й Республики, Первым секретарем Коммунистической партии Чехосло­ вакии товарищем Антонином Новот­ ным и другими руководящими дея­ телями Чехословакии. Мне несколько раз приходилось бывать в братской Чехословакии, и я всегда ощущал там исключительно теплое, сердечное отношение. Так было и на этот раз. Повсюду нас встречали как близких друзей, как родных братьев, связанных общно­ стью жизненных интересов и целей. Пользуясь случаем, я хочу еще рае поблагодарить правительство Чехословацкой Социалистической Республики, всех наших дорогих дру­ зей — чехов и словаков, которые так радушно и гостеприимно отно­ сились к нам во время пребывания в их замечательной стране, уверенно идущей по пути коммунистического строительства. Так уж сложилось в отношениях между всеми нашими социалистиче­ скими странами — великое общее дело строительства нового, социали­ стического мира сроднило всех нас, объединило в одну дружную семью. Отстаивая и защищая интересы сво­ его народа, руководящие деятели на­ ших стран отстаивают и защищают вместе с тем интересы всех народов социалистических стран, великое де­ ло социализма и прочного мира на земле. Направляясь в Вену на встречу с Президентом Соединенных Штатов Америки, мы, естественно, прежде всего думали о том, как эта встреча отразится не только на от­ ношениях между нашими двумя странами, но и на отношениях меж­ ду странами социалистического ми­ ра и капиталистическими странами. Мы считаем, что такие встречи необходимы, потому что в современ­ ных условиях вопросы, которые не поддаются решению обычным дипломатическим путем, настоятель­ но требуют встреч глав прави­ тельств. Такие встречи необходимы, конечно, при том условии, если эти главы правительств стремятся к обеспечению мира между государст­ вами. Со своей стороны мы делаем вее, что в наших силах, для осла­ бления международной напряженно­ сти и решения кардинальных во­ просов в отношениях между госу­ дарствами. Прежде чем перейти к конкрет­ ным вопросам, которые обсуждались во время наших бесед с Президентом Соединенных Штатов, хочу выразить сердечную благодарность Федераль­ ному Президенту Австрии г-ну Шер­ фу, Федеральному Канцлеру г-ну Горбаху, вице-канцлеру г-ну Питтер- ману за то содействие, которое они оказали, чтобы встреча в Вене про­ ходила в самых благоприятных усло­ виях для обеих сторон. Мы благодар­ ны жителям прекрасной Вены за доброе, радушное отношение к нам, представителям Советскою) Союза. А теперь, дорогие товарищи, раз­ решите мне изложить нашу точку зрения по вопросам, которые обсуж­ дались между мною и Президентом Кеннеди. Хочу высказать некоторые соображения о том, как, по нашему мнению, следует наилучшим обра­ зом решать те спорные или нере­ шенные проблемы во взаимоотноше­ ниях между государствами, которые назрели, можно сказать, даже пере­ зрели и настоятельно требуют сво­ его- разрешения. Одним из таких главных, карди­ нальных вопросов является вопрос о всеобщем и полном разоружении. Хорошо известно, что Советский Союз настойчиво и последовательно добивается решения вопроса о разо­ ружении. Советское государство ста­ вит его перед всем миром на протя­ жении десятилетий. Напомню, что еще в 1922 году на Генуэзской кон­ ференции Советский Союз по ини­ циативе великого Лепина предложил осуществить всеобщее и полнее ра­ зоружение. В 1927 году этот вопрос был поставлен нами перед Лигой Наций. Тогда не удалось добиться решения этой проблемы и империа­ листы впоследствии развязали ми­ ровую войну. После второй мировой войны, ко­ торая принесла столько горя и бед­ ствий народам, мы с удвоенной энер­ гией добиваемся скорейшего реше­ ния проблемы разоружения. В Орга­ низации Объединенных Наций и вне ее мы используем любую возмож­ ность, чтобы добиться положитель­ ного решения проблемы разоружения и устранить угрозу новой мировой войны. Советский Союз участвовал в ра­ боте Комиссии ООН по атомной энер­ гии, которой было поручено разрабо­ тать соглашение о запрещении ядер- ного оружия. Мы вели переговоры и в Комиссии по обычным вооружени­ ям. Начиная с 1950 года, когда бы­ ла создана объединенная комиссия по разоружению, Советский Союз ак­ тивно участвовал в ее работе. Четы­ ре года в Лондоне и Нью-Йорке за­ седали наши представители в под­ комитете этой комиссии. Было внесе­ но много предложений, выслушано много речей, но решение' проблемы разоружения не сдвинулось ни на шаг. В прошлом году в Женеве собрал­ ся Комитет 10 государств по разору­ жению уже в другом составе, чем предыдущие органы. В нем было представлено 5 социалистических и 5 западных государств. Но нежела­ ние западных держав пойти на ра­ зоружение привело к тому, что и в этом комитете не удалось добиться никаких положительных результа­ тов. Говорят, что если бы всю груду бумаги, исписанной в комиссиях и подкомитетах по разоружению, по­ грузить в Женевское озеро, то оно вышло бы из берегов. Бумаги изве­ ли много, а к реальному решению проблемы разоружения так и не по­ дошли. Спрашивается, почему же все эти комиссии и подкомитеты не смогли добиться успеха в своей деятельно­ сти? Да потому, что западные дер­ жавы были явно не готовы к серьез­ ным переговорам, не хотели л, если говорить откровенно, до сих пор не хотят разоружения. Понятно, что с такой позицией никакое правитель­ ство не может открыто выступить перед народами! Западные державы боятся прямо и честно сказать об­ щественности, что они не хотят де­ ловых переговоров с Советским Со­ юзом по вопросам разоружения. Капиталистические монополии на­ живаются на гонке вооружений и заинтересованы в ее продолжении. Но, чтобы скрыть все это, им, оче­ видно, нужна хотя бы видимость переговоров. Вот они и избрали ди­ пломатический подход: прямо не от­ казываются от переговоров и в то же время не соглашаются с кон­ кретными предложениями о разору­ жении. Они, как говорится,— тянут волынку. Выработана уже целая система, как помешать достижению цели и наверняка завести дело разоружения в тупик. Предложения о всеобщем и пол­ ном разоружении, которые по пору­ чению Советского правительства бы­ ли внесены мною на рассмотрение Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, являются хо­ рошей основой для решения пробле­ мы разоружения. Если эти наши предложения будут приняты, то народы навсегда избавятся от тя­ желого бремени гонки вооружений, от угрозы истребительной ракетно- ядерной войны. Мы заявили, и я категорически повторяю это сей­ час, что если западные державы согласятся на всеобщее и полное разоружение, то Советский Союз го­ тов принять любую систему контро­ ля, которую они пожелают выдви­ нуть. Но,-несмотря на это, западные державы утверждают, будто бы пре­ пятствием к соглашению о разору­ жении является позиция Советского Союза по вопросам контроля, будто они никак не могут сговориться с нами по этим вопросам. Повторяю еще раз: Советский Союз — за строгий и эффективный международный контроль. Мы гото­ вы принять Ваши предложения о контроле, г-н Президент Соединен­ ных Штатов Америки, но примите и наши предложения о всеобщем и полном разоружении. И тогда не бу­ дет никакого тупика в переговорах по разоружению. Мы хотим честного разоружения, хотим обеспечить равные условия всем государствам при разоруже­ нии, чтобы никто и никогда не мог воспользоваться разоружением для получения выгод для себя в ущерб безопасности других стран. Наши предложения предусматривают стро­ гий контроль на каждом этапе осу­ ществления соглашения о разоруже­ нии.. Мы считаем, что если полное разоружение будет осуществлено, то потребуется самый тщательный кон­ троль. Органам контроля должен быть обеспечен доступ повсюду без всякого так называемого вето, без всякого запрета, без всяких ограни­ чений. Доступ должен быть открыт в любое время и в любое место. И мы готовы обеспечить это для кон­ трольных органов. Только при ус­ ловии всеобщего и полного разору­ жения под самым строгим контро­ лем можно достигнуть доверия и можно на деле создать такие усло­ вия мирного сосуществования госу­ дарств, при которых ни одна страна или группа стран не могли бы тай­ но вооружаться для нападения на другие страны. Такова наша точка зрения. Какое еще более ясное заявление нужно сделать, чтобы представители Запа­ да перестали повторять, что Совет­ ский Союз не принимает контроля! Все выдумки о том, будто Совет­ ский Союз не хочет контроля, по­ казывают лишь одно — как в так называемом свободном мире свобод­ но обманывают людей. Но наш мир, мир социалистических стран, отлич­ но информирован и знает, что мы— за действенный контроль. А вот в «свободном мире» при «свободной информации» могут свободно обма­ нывать общество, повторять заведо­ мо ложные утверждения, чтобы вве­ сти людей в заблуждение. 19 июня в Вашингтоне начнутся переговоры между Советским Сою­ зом и Соединенными Штатами Аме­ рики по вопросам разоружения. Хо­ телось бы надеяться, что на этот раз мы, наконец, встретим конст­ руктивный подход со стороны Сое­ диненных Штатов Америки. Теперь я хотел бы остановиться на другом вопросе, по которому мы обменялись мнениями с Президен­ том Кеннеди, — о запрещении ис­ пытаний ядерного оружия. Почти три года мы ведем в Же­ неве переговоры с Соединенными Штатами и Англией по этому вопро­ су. В самом начале переговоров мы внесли на рассмотрение западных держав проект договора. Несмотря на то, что этот проект отвечает ин­ тересам всех участников перегово­ ров и что в ходе переговоров мы по­ шли навстречу ряду пожеланий за­ падных держав, переговоры не дали каких-либо конкретных результатов. Сейчас возникли новые трудно­ сти. Западные державы решительно отказываются принять наше предло­ жение о формах контроля. В чем суть нашего предложения? Разрешите кратко изложить его. Вначале мы считали возможным со­ гласиться с предложением западных держав о том, чтобы исполнитель­ ный орган системы контроля за пре­ кращением испытаний возглавлялся одним человеком, назначенным по соглашению между сторонами. Но события в Конго нас насторожили, научили, как говорится, уму-разу­ му. Правительство Республики Кон­ го обратилось за помощью к Орга­ низации Объединенных Наций в борьбе против бельгийских колони­ заторов, которые пытались вернуть свое колониальное господство над этой страной. Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея приняли в связи с этим ряд неплохих реше­ ний. Но что же произошло дальше? Г-н Хаммаршельд, выдающий се­ бя за нейтрального человека, поль­ зуясь положением генерального се­ кретаря Организации Объединенных Наций, толковал и проводил в жизнь эти решения Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи в угоду ко­ лонизаторам. Разве не об этом гово­ рит подлое убийство премьер-мини­ стра Конголезской Республики Пат- риса Лумумбы — главы того самого правительства, которое попросило помощи вооруженных сил Организа­ ции Объединенных Наций против бесчинств колонизаторов? Трагедия конголезского народа ясно показала, к каким последствиям может при­ вести произвол исполнительного ор­ гана ООН в лице единоличного ге­ нерального секретаря. Нужно все сделать, чтобы не допустить повто­ рения подобных действий. Этого требуют интересы народов, интере­ сы сохранения мира. Именно поэтому Советское прави­ тельство пришло к твердому убеж­ дению, что контроль за выполнени­ ем договора о прекращении испыта­ ний ядерного оружия должен осу­ ществляться с участием представи­ телей трех существующих групп го­ сударств— социалистических стран, стран, которые участвуют в запад­ ных военных блоках, и стран, про­ водящих нейтральную политику. При этом представители этих групп государств могут принимать лишь согласованные решения. Советский Союз не требовал и не. требует для себя исключительно­ го положения. Мы не хотим господ­ ства в контрольной комиссии, но и не позволим, чтобы над нами кто- то господствовал. Мы требуем для себя точно такие же права, какие будут иметь другие участники до­ говора. Мы стремимся к тому, чтобы не было злоупотреблений со сторо­ ны контрольной организации. Чего же хотят западные держа­ вы? Они хотят навязать иам в ка­ честве единоличного толкователя и исполнителя договора какого-то «нейтрального» человека, хотят про­ тащить на этот пост какого-нибудь нового Хаммаршельда, который ко­ мандовал бы контролем на всей территории нашей страны. А если говорить откровенно, — они хотят, чтобы такой человек позволял им беспрепятственно вести разведку на нашей территории в интересах За­ пада. С этим, разумеется, мы не мо­ жем согласиться и никогда не сог­ ласимся, так как речь идет о без­ опасности нашей страны. Для каждого, конечно, ясно, что прекращение испытаний ядерного оружия само по себе не привело бы к предотвращению ракетно-ядерной войны. Можно запретить проведение испытаний ядерного оружия, но ведь имеющиеся запасы этого оружия со­ хранятся, его производство будет продолжаться и, следовательно, про­ должаться его накопление. Таким образом, угроза ракетно-ядерной войны будет нарастать. Совершенно очевидно, что одно лишь прекраще­ ние испытаний ядерного оружия не явилось бы какой-то плотиной, ко­ торая преградит путь гонке воору­ жений. По всему видно, что на перегово­ рах в Женеве трудно договориться о прекращении испытаний ядерного оружия из-за позиции, занятой за­ падными державами. Главное сейчас состоит в том, чтобы незамедлительно решить во­ прос о всеобщем и полном разору­ жении. Мы заявили Президенту Соединенных Штатов: давайте взаи­ мосвязанно решать обе проблемы — проблему прекращения испытаний и проблему всеобщего и полного разо­ ружения. Тогда легче будет догово­ риться и о создании исполнительно­ го органа по контролю. В условиях всеобщего и полного разоружения вопрос о безопасности государств будет стоять в ином плане: не будет армий и не будет угрозы нападения одного государства на другое. В этих условиях Советское правитель­ ство готово будет принять предло­ жения западных держав по контро­ лю. Мы будем согласны с тем, что­ бы была предусмотрена система контроля без всяких ограничений с какой бы то ни было стороны, в том числе и со стороны государства, на территории которого осуществляет­ ся контроль. Тогда отпадет всякая опасность того, что контроль может быть использован в целях разведки против какого-либо государства. Да это и логично, ибо если не будет армий, не будет гонки вооружений, то у государств не будет никаких военных секретов, и тогда предста­ вители западных стран смогут войти в любую дверь, на любой завод или институт в нашей стране так же, как и наши представители в ях странах. Оценивая возможности соглаше­ ния о прекращении испытаний ядер­ ного оружия в условиях, когда нет договоренности о всеобщем и пол­ ном разоружении, нельзя игнориро­ вать и такое важное обстоятельство. В то время, когда идут переговоры о прекращении испытаний ядерного оружия между тремя государства­ ми — Советским Союзом, Соединен­ ными Штатами Америки и Англией, Франция проводит испытания и не обращает внимания на протесты мировой общественности и прави­ тельств, игнорирует неоднократные решения Организации Объединенных Наций, которые призывают государ­ ства воздерживаться от таких испы­ таний. Складывается странное поло­ жение: мы ищем соглашения с за­ падными державами в Женеве, а союзница этих западных держав — Франция продолжает испытания ядерного оружия и заявляет, что пе­ реговоры в Женеве ее ни к чему не обязывают. Следовательно, Франция, участница НАТО, агрессивного воен­ ного блока, который не скрывает своей направленности против Со­ ветского Союза, имеет возможность совершенствовать ядерное оружие в интересах своих западных союзни­ ков. Кроме того, надо считаться с тем, что примеру Франции могут после­ довать и другие страны, когда они будут иметь соответствующие на­ учно-технические возможности. Конечно, можно понять своеобраз­ ную логику западных держав, ко­ торые, по-видимому, не надеются на своих союзников по военным бло­ кам и хотят обеспечить свою са­ мостоятельность, опираясь на соб­ ственное ядерное оружие. Президент Франции генерал де Голль говорит, например, что он хочет иметь свое ядерное оружие, чтобы обеспечить Франции возможность проведения независимой политики. Но ведь и другие страны, оказавшиеся в те­ нетах западных военных блоков, могут заявить, что они не хотят по­ лагаться на соглашение о прекра­ щении ядерных испытаний в усло­ виях, когда государства, имеющие ядерное оружие, сохранят его и пос­ ле подписания такого соглашения. Они, видимо, также могут повторять аргументацию, которой сейчас поль­ зуется Франция, с тем, чтобы оправ­ дать проведение испытаний, стре­ миться создать собственное ядерное оружие и войти в так называемый «ядерный клуб». Это, конечно, логика, идущая во вред делу мира. Такой логикой могут воспользоваться и уже пользуются те круги на Западе, которые не хо­ тят отказаться от ядерного оружия, йродолжая делать ставку на это оружие массового истребления. Все это приводит нас к выводу, что следует объединить решение вопроса о прекращении испытаний ядерного оружия с задачей всеобще­ го и полного разоружения. Видимо, иного выхода в сложившихся усло­ виях невозможно найти. В ходе обмена мнениями с Прези­ дентом, мы подробно изложили свою точку зрения относительно взаимо­ связанного решения проблемы все­ общего и полного разоружения л прекращения всех испытаний ядер­ ного оружия. Мы хотели бы, чтобы американское правительство пра­ вильно поняло нашу точку зрения. Это помогло бы найти основу для достижения соглашения. Народы ждут, что правительства ускорят решение вопроса о всеоб­ щем и полном разоружении, чтобы обеспечить мир. Поэтому вся миро­ вая общественность возвышает свой голос и требует, чтобы те прави­ тельства, которые не проявляют интереса к решению этой проблемы, перестали саботировать и затяги­ вать переговоры. Давно пора выве­ сти проблему разоружения из лаби­ ринта пустых словопрений, где она находится уже много лет. Позвольте теперь перейти к гер­ манскому вопросу, который занял большое место в наших беседах с Президентом Кеннеди. Советское правительство неодно­ кратно излагало свою позицию по этому вопросу, и западные державы не могут пожаловаться, что наши предложения им недостаточно изве­ стны. Мы делали и делаем все, чтобы убедить правительства Анг­ лии, Соединенных Штатов Америки, Франции и других стран, которые участвовали вместе с нами в войне против гитлеровской Германии, что отсутствие мирного договора с Гер­ манией создало ненормальное и опасное положение в Европе. Всегда признавалось, что после окончания войны между государст­ вами должен заключаться мирный договор. Это уже стало обычаем и, если хотите, нормой международ­ ного права. Примеры то,му можно найти в международной практике и после окончания второй мировой войны. Более 14 лет назад подписа­ ны мирные договоры с Италией и другими государствами, воевавшими на стороие гитлеровской Германии. Соединенные Штаты Америки, Анг­ лия и другие страны в 1951 году заключили мирный договор с Япо­ нией. Но правительства тех же стран и слышать не хотят о заключении мира с Германией. Спрашивается, можно ли и даль­ ше сохранять такое положение? Ведь народы Европы кровно заинтересо­ ваны в заключении мирного дого­ вора с Германией. Его давно ожида­ ют народы Польши, Чехословакии и всех других, соседних с Германией государств. Этот договор необходим обоим германским государствам: Германской Демократической Рес­ публике и Федеративной Республике Германии. Население этих госу­ дарств живет надеждой на то, что будет, наконец, подведена черта под второй мировой войной и гер­ манский народ будет строить свои отношения с соседними народами на основе взаимного доверия. Казалось бы, вопрос ясен: мир­ ный договор с Германией необходим. При этом, понятно, не может быть и речи о каком-либо новом измене­ нии границ. Мы исходим из того, что тарный договор с Германией за­ фиксирует то, что уже было опре­ делено Потсдамским соглашением. Правительство Германской Демокра­ тической Республики неоднократно заявляло, что оно признает установ­ ленную этим соглашением восточ­ ную границу Германии по линии Одер-Нейссе окончательной и рас-, сматривает ее как границу мира между германским и польским на­ родами., Да и правительства западных держав, видимо, понимают, насколь­ ко бессмысленно было бы подни­ мать теперь вопрос об изменении границ Германии. Их представители в ^беседах с нами не раз заявляли об этом. А Президент Франции гене­ рал де Голль публично высказался за то, чтобы германский народ «не ставил под сомнение нынешние гра­ ницы на западе, востоке, севере и юге». Даже канцлер Аденауэр, этот глашатай «холодной войны» и спе­ циалист по разжиганию страстей между государствами, даже он вы­ ступил с заявлениями о том, что Федеративная Республика Германии не домогается изменения границ пу­ тем войны, путем силы. Опрашивается, почему же тогда не подписать мирный договор, если каждому ясно, что нынешние грани­ цы Германии не могут быть измене­ ны без войны, а войны, как заяв­ ляют правительства западных дер­ жав, они не хотят. Казалось бы, несложная опера­ ция — закрепить то, что фактиче­ ски существует, и то, чего уже давно требуют народы. Так что же удерживает тогда правительства за­ падных держав от этого разумного шага? Причина, очевидно, заключается в том, что кое-кто на словах говорит о мире, а на деле хочет сохранить тлеющие головешки, оставшиеся со времен второй мировой войны, с тем, чтобы выбрать подходящий мо­ мент и разжечь пожар новой войны. Для этого и создаются все новые и новые дивизии в Западной Герма­ нии, а канцлер Аденауэр требует атомного „ оружия для своей армии. Гади чего все это делается? Ведь для сохранения того, чем распола­ гает сегодня Западная Германия, не требуется ни крупной армии, ни атомного оружия. Но там есть си­ лы, которые все еще зарятся на чужое добро и не могут примирить­ ся с существующими границами. А что означала бы попытка изменить границы в настоящих условиях? Это война и притом война термоядерная. Поэтому позиция противников мирного урегулирования с Германи­ ей не может не насторожить наро­ ды. Они вправе сказать: если вы за ш р , то докажите это делом — подпишите мирный договор и в со­ ответствии с этим проводите вашу политику. В беседах со мной Президент Кеннеди, как, впрочем, и другие представители западных стран, ссы­ лался на то, что западные державы имеют какие-то обязательства перед жителями Западного Берлина, и эти обязательства не могут быть затро­ нуты даже заключением германско­ го мирного договора. Естественно, однако, поставить вопрос, — о со­ хранении каких обязательств может идти речь, если все они вытекают из факта капитуляции гитлеровской Германии и временных союзниче­ ских соглашений и, следовательно, могут иметь силу лишь до заклю­ чения мирного договора. К тому же вообще нет никаких особых союзни­ ческих обязательств в отношении Западного Берлина. Союзнические обязательства относились ко всей территории Германии, и как раз эти соглашения были грубо нарушены западными державами. Они превра­ тили Западную Германию в милита­ ристское государство, создали воен­ ный блок, направленный против нас, и в этом блоке Федеративная Республика Германии играет пер­ востепенную роль. Генералы, кото­ рые командовали гитлеровскими войсками, совершали зверства в Советском Союзе, Пельше, Чехосло­ вакии, Албании, Югославии, Фран­ ции, Греции, Бельгии, Норвегии и в других странах, теперь занимают командное положение в НАТО. Всегда было так, что после под­ писания мирного договора условия капитуляции теряют силу на всей территории, на которую распростра­ няется этот договор, и вся террито­ рия освобождается от оккупацион­ ных порядков. Поэтому Западный Берлин, который расположен на территории Германской Демократи­ ческой Республики, после подписа­ ния мирного договора станет свобод­ ным от всех условий, установлен­ ных в связи с капитуляцией гит­ леровской Германии и введением там оккупационного режима. Надо сказать, что, когда речь заходит о мирном договоре с Гер­ манией, а следовательно, и о нор­ мализации положения в Западном Берлине, представители западных стран нередко сходят с юридической почвы и начинают апеллировать • к престижным соображениям. Но и такие попытки не выдерживают критики. Я хотел бы сослаться на довольно свежий пример. Мы вместе с Соединенными Шта­ тами Америки воевали против Япо­ нии, наши народы вместе проливали кровь. Советская Армия разгромила основное ядро японских войск —* квантунскую армию в Маньчжурии* Советский Союз вместе с Соединен­ ными Штатами и другими государ­ ствами, воевавшими против Японии, участвовал в разработке мероприя­ тий по контролю за послевоенным развитием Японии. Были созданы Дальневосточная комиссия в Ва­ шингтоне и Союзный совет для Япо­ нии, который размещался в Токио, В этих органах советские предста­ вители принимали самое активной участие на равноправной основе. Но вот дело дошло до заключения мирного договора с Японией. Наши союзники не посчитались с мнением Советского Союза и подписали сепа­ ратный договор с Японией. Не стану касаться мотивов, которые в то вре^ мя определяли позицию Советского’ Союза в вопросе о мирном договоре с Японией, так как речь сейчас идет о другом, а именно о том, как по­ ступили в этом случае Соединенные Штаты Америки со своим союзни­ ком. Они в одностороннем порядке ликвидировали Союзный совет для Японии и лишили советских пред­ ставителей всяких прав. Наши пред­ ставители в сущности оказались’ между небом и землей; их всячески выживали из Токио. А ведь мы имели определенный права и обязательства, которые вы­ текали из факта капитуляции Япо­ нии и были оговорены в соответст­ вующих соглашениях. Как видите, американцы не посчитались тогда ни с правами Советского Союза, ни с международными соглашениями. Опираясь на свое преимущество в атомном оружии, они стремились диктовать условия не только по­ бежденной Японии, но и своим со­ юзникам по войне с Японией. Более двух лет назад мы опубли­ ковали свой проект мирного дого­ вора с Германией. В нем нет ничего, что ущемляло бы интересы наших бывших союзников, как, впрочем, и самих немцев. Советский Союз, который имел во много раз больше жертв, чем все остальные союзники по антигитле­ ровской коалиции, вместе взятые, предлагает подписать мирный до­ говор, чтобы нормализовать обста­ новку в Европе, нормализовать отношения с обоими германскими государствами. А Соединенные Шта­ ты, Англия и Франция вместе с Фе­ деративной Республикой Германии не хотят подписать мирный договор, стремятся сохранить неопределенное и опасное положение. Они отказыва­ ются от ликвидации остатков ми­ нувшей войны путем заключения мирного договора и настаивают на сохранении^оккупационного режима и своих войск в Западном Берлине, (Окончание на 2-й стр.),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz