Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)
,П9ДО I » * ' на . ФРУ4*** ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДЙНЯЯТЕШ Л е н и н с к о е з н а м я ш ш П П ■ Т В ш ш 2™*1ДИПЕЦК0Г0 ОБЛАСТНОГО и г о р о д с к о г о комитетов КПСС, ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО СОВЕТОВ "" ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ. Гад в л и п 8-й. | | Вчера вечером по радио и телевидению передавалось выступление Председателя Совета Министров СССР тов. Н. С. Хрущева о встречах и беседах с Президентом США Дж. Кеннеди. Бея наша стр ан а и миллионы людей за рубеЖом с громадным ин тер есом слушали э т о историческое выступление. Еще раз с огромной убеждающей силой прозвучала на вссЬ мир сов ет ск ая программа борЬбЫ за т орЖ е ство мира на зем л е , за разрядку международной напряженности. Цена 2 топ. № 141 (2121) ПЯТНИЦА В Ы С Т У П Л Е Н И Е Н . С . Х Р У Щ Е В А —л п о р а д и о и т е л е в и д е н и ю 1 5 и ю н я 1 9 6 1 г о д а Дорогие т а т н п ц я ! Друзья! Жак вы знаете, недавно я вернул с я из Бены, где в течение двух дней встречался и беседовал с Пре зидентом Соединенных Штатов Аме рики Джоном Кеннеди. В нашей печати, как и во всей мировой прессе, было опубликовано немало материалов по этому поводу. Многие из вас уже знакомы с памят ными записками, которые были вру чены Президенту Кеннеди в Вене. Это —■записка по вопросу о прекра щении испытаний атомного и водо родного оружия и записка по вопро су о заключении мирного договора с Германией и урегулирования на этой основе вопроса о Западном Берлине. Очевидно, многие из вас читали и выступление Президента Кеннеди по радио и телевидению, которое пол ностью было опубликовано в наших газетах. Таким образом, советская общественность хорошо информиро вана о точке зрения, которую из ложил Президент Соединенных Шта тов, о его оценке нашей встречи. Сегодня я хочу высказать некото рые мысли, поделиться своими со ображениями о нашей встрече и бе седах с Президентом Кеннеди в Вене. Как вы уже знаете, этой встрече предшествовали обмен мнениями че рез дипломатические каналы, а так же обмен посланиями между мною и Президентом Соединенных Штатов. Мы условились о встрече, которая и состоялась в Вене 3 и 4 июня. Эта встреча явилась хорошей воз можностью для первого личного контакта я обмена мнениями по ос новным проблемам между мною, как Председателем Совета Министров Советского Союза, и новым Прези дентам Соединенных Штатов Аме рики. По пути в Вену мы провели не сколько дней у наших чехословац ких друзей и, конечно, имели весьма обстоятельные беседы с Президентом Чехословацкой Социалистическ о й Республики, Первым секретарем Коммунистической партии Чехосло вакии товарищем Антонином Новот ным и другими руководящими дея телями Чехословакии. Мне несколько раз приходилось бывать в братской Чехословакии, и я всегда ощущал там исключительно теплое, сердечное отношение. Так было и на этот раз. Повсюду нас встречали как близких друзей, как родных братьев, связанных общно стью жизненных интересов и целей. Пользуясь случаем, я хочу еще рае поблагодарить правительство Чехословацкой Социалистической Республики, всех наших дорогих дру зей — чехов и словаков, которые так радушно и гостеприимно отно сились к нам во время пребывания в их замечательной стране, уверенно идущей по пути коммунистического строительства. Так уж сложилось в отношениях между всеми нашими социалистиче скими странами — великое общее дело строительства нового, социали стического мира сроднило всех нас, объединило в одну дружную семью. Отстаивая и защищая интересы сво его народа, руководящие деятели на ших стран отстаивают и защищают вместе с тем интересы всех народов социалистических стран, великое де ло социализма и прочного мира на земле. Направляясь в Вену на встречу с Президентом Соединенных Штатов Америки, мы, естественно, прежде всего думали о том, как эта встреча отразится не только на от ношениях между нашими двумя странами, но и на отношениях меж ду странами социалистического ми ра и капиталистическими странами. Мы считаем, что такие встречи необходимы, потому что в современ ных условиях вопросы, которые не поддаются решению обычным дипломатическим путем, настоятель но требуют встреч глав прави тельств. Такие встречи необходимы, конечно, при том условии, если эти главы правительств стремятся к обеспечению мира между государст вами. Со своей стороны мы делаем вее, что в наших силах, для осла бления международной напряженно сти и решения кардинальных во просов в отношениях между госу дарствами. Прежде чем перейти к конкрет ным вопросам, которые обсуждались во время наших бесед с Президентом Соединенных Штатов, хочу выразить сердечную благодарность Федераль ному Президенту Австрии г-ну Шер фу, Федеральному Канцлеру г-ну Горбаху, вице-канцлеру г-ну Питтер- ману за то содействие, которое они оказали, чтобы встреча в Вене про ходила в самых благоприятных усло виях для обеих сторон. Мы благодар ны жителям прекрасной Вены за доброе, радушное отношение к нам, представителям Советскою) Союза. А теперь, дорогие товарищи, раз решите мне изложить нашу точку зрения по вопросам, которые обсуж дались между мною и Президентом Кеннеди. Хочу высказать некоторые соображения о том, как, по нашему мнению, следует наилучшим обра зом решать те спорные или нере шенные проблемы во взаимоотноше ниях между государствами, которые назрели, можно сказать, даже пере зрели и настоятельно требуют сво его- разрешения. Одним из таких главных, карди нальных вопросов является вопрос о всеобщем и полном разоружении. Хорошо известно, что Советский Союз настойчиво и последовательно добивается решения вопроса о разо ружении. Советское государство ста вит его перед всем миром на протя жении десятилетий. Напомню, что еще в 1922 году на Генуэзской кон ференции Советский Союз по ини циативе великого Лепина предложил осуществить всеобщее и полнее ра зоружение. В 1927 году этот вопрос был поставлен нами перед Лигой Наций. Тогда не удалось добиться решения этой проблемы и империа листы впоследствии развязали ми ровую войну. После второй мировой войны, ко торая принесла столько горя и бед ствий народам, мы с удвоенной энер гией добиваемся скорейшего реше ния проблемы разоружения. В Орга низации Объединенных Наций и вне ее мы используем любую возмож ность, чтобы добиться положитель ного решения проблемы разоружения и устранить угрозу новой мировой войны. Советский Союз участвовал в ра боте Комиссии ООН по атомной энер гии, которой было поручено разрабо тать соглашение о запрещении ядер- ного оружия. Мы вели переговоры и в Комиссии по обычным вооружени ям. Начиная с 1950 года, когда бы ла создана объединенная комиссия по разоружению, Советский Союз ак тивно участвовал в ее работе. Четы ре года в Лондоне и Нью-Йорке за седали наши представители в под комитете этой комиссии. Было внесе но много предложений, выслушано много речей, но решение' проблемы разоружения не сдвинулось ни на шаг. В прошлом году в Женеве собрал ся Комитет 10 государств по разору жению уже в другом составе, чем предыдущие органы. В нем было представлено 5 социалистических и 5 западных государств. Но нежела ние западных держав пойти на ра зоружение привело к тому, что и в этом комитете не удалось добиться никаких положительных результа тов. Говорят, что если бы всю груду бумаги, исписанной в комиссиях и подкомитетах по разоружению, по грузить в Женевское озеро, то оно вышло бы из берегов. Бумаги изве ли много, а к реальному решению проблемы разоружения так и не по дошли. Спрашивается, почему же все эти комиссии и подкомитеты не смогли добиться успеха в своей деятельно сти? Да потому, что западные дер жавы были явно не готовы к серьез ным переговорам, не хотели л, если говорить откровенно, до сих пор не хотят разоружения. Понятно, что с такой позицией никакое правитель ство не может открыто выступить перед народами! Западные державы боятся прямо и честно сказать об щественности, что они не хотят де ловых переговоров с Советским Со юзом по вопросам разоружения. Капиталистические монополии на живаются на гонке вооружений и заинтересованы в ее продолжении. Но, чтобы скрыть все это, им, оче видно, нужна хотя бы видимость переговоров. Вот они и избрали ди пломатический подход: прямо не от казываются от переговоров и в то же время не соглашаются с кон кретными предложениями о разору жении. Они, как говорится,— тянут волынку. Выработана уже целая система, как помешать достижению цели и наверняка завести дело разоружения в тупик. Предложения о всеобщем и пол ном разоружении, которые по пору чению Советского правительства бы ли внесены мною на рассмотрение Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, являются хо рошей основой для решения пробле мы разоружения. Если эти наши предложения будут приняты, то народы навсегда избавятся от тя желого бремени гонки вооружений, от угрозы истребительной ракетно- ядерной войны. Мы заявили, и я категорически повторяю это сей час, что если западные державы согласятся на всеобщее и полное разоружение, то Советский Союз го тов принять любую систему контро ля, которую они пожелают выдви нуть. Но,-несмотря на это, западные державы утверждают, будто бы пре пятствием к соглашению о разору жении является позиция Советского Союза по вопросам контроля, будто они никак не могут сговориться с нами по этим вопросам. Повторяю еще раз: Советский Союз — за строгий и эффективный международный контроль. Мы гото вы принять Ваши предложения о контроле, г-н Президент Соединен ных Штатов Америки, но примите и наши предложения о всеобщем и полном разоружении. И тогда не бу дет никакого тупика в переговорах по разоружению. Мы хотим честного разоружения, хотим обеспечить равные условия всем государствам при разоруже нии, чтобы никто и никогда не мог воспользоваться разоружением для получения выгод для себя в ущерб безопасности других стран. Наши предложения предусматривают стро гий контроль на каждом этапе осу ществления соглашения о разоруже нии.. Мы считаем, что если полное разоружение будет осуществлено, то потребуется самый тщательный кон троль. Органам контроля должен быть обеспечен доступ повсюду без всякого так называемого вето, без всякого запрета, без всяких ограни чений. Доступ должен быть открыт в любое время и в любое место. И мы готовы обеспечить это для кон трольных органов. Только при ус ловии всеобщего и полного разору жения под самым строгим контро лем можно достигнуть доверия и можно на деле создать такие усло вия мирного сосуществования госу дарств, при которых ни одна страна или группа стран не могли бы тай но вооружаться для нападения на другие страны. Такова наша точка зрения. Какое еще более ясное заявление нужно сделать, чтобы представители Запа да перестали повторять, что Совет ский Союз не принимает контроля! Все выдумки о том, будто Совет ский Союз не хочет контроля, по казывают лишь одно — как в так называемом свободном мире свобод но обманывают людей. Но наш мир, мир социалистических стран, отлич но информирован и знает, что мы— за действенный контроль. А вот в «свободном мире» при «свободной информации» могут свободно обма нывать общество, повторять заведо мо ложные утверждения, чтобы вве сти людей в заблуждение. 19 июня в Вашингтоне начнутся переговоры между Советским Сою зом и Соединенными Штатами Аме рики по вопросам разоружения. Хо телось бы надеяться, что на этот раз мы, наконец, встретим конст руктивный подход со стороны Сое диненных Штатов Америки. Теперь я хотел бы остановиться на другом вопросе, по которому мы обменялись мнениями с Президен том Кеннеди, — о запрещении ис пытаний ядерного оружия. Почти три года мы ведем в Же неве переговоры с Соединенными Штатами и Англией по этому вопро су. В самом начале переговоров мы внесли на рассмотрение западных держав проект договора. Несмотря на то, что этот проект отвечает ин тересам всех участников перегово ров и что в ходе переговоров мы по шли навстречу ряду пожеланий за падных держав, переговоры не дали каких-либо конкретных результатов. Сейчас возникли новые трудно сти. Западные державы решительно отказываются принять наше предло жение о формах контроля. В чем суть нашего предложения? Разрешите кратко изложить его. Вначале мы считали возможным со гласиться с предложением западных держав о том, чтобы исполнитель ный орган системы контроля за пре кращением испытаний возглавлялся одним человеком, назначенным по соглашению между сторонами. Но события в Конго нас насторожили, научили, как говорится, уму-разу му. Правительство Республики Кон го обратилось за помощью к Орга низации Объединенных Наций в борьбе против бельгийских колони заторов, которые пытались вернуть свое колониальное господство над этой страной. Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея приняли в связи с этим ряд неплохих реше ний. Но что же произошло дальше? Г-н Хаммаршельд, выдающий се бя за нейтрального человека, поль зуясь положением генерального се кретаря Организации Объединенных Наций, толковал и проводил в жизнь эти решения Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи в угоду ко лонизаторам. Разве не об этом гово рит подлое убийство премьер-мини стра Конголезской Республики Пат- риса Лумумбы — главы того самого правительства, которое попросило помощи вооруженных сил Организа ции Объединенных Наций против бесчинств колонизаторов? Трагедия конголезского народа ясно показала, к каким последствиям может при вести произвол исполнительного ор гана ООН в лице единоличного ге нерального секретаря. Нужно все сделать, чтобы не допустить повто рения подобных действий. Этого требуют интересы народов, интере сы сохранения мира. Именно поэтому Советское прави тельство пришло к твердому убеж дению, что контроль за выполнени ем договора о прекращении испыта ний ядерного оружия должен осу ществляться с участием представи телей трех существующих групп го сударств— социалистических стран, стран, которые участвуют в запад ных военных блоках, и стран, про водящих нейтральную политику. При этом представители этих групп государств могут принимать лишь согласованные решения. Советский Союз не требовал и не. требует для себя исключительно го положения. Мы не хотим господ ства в контрольной комиссии, но и не позволим, чтобы над нами кто- то господствовал. Мы требуем для себя точно такие же права, какие будут иметь другие участники до говора. Мы стремимся к тому, чтобы не было злоупотреблений со сторо ны контрольной организации. Чего же хотят западные держа вы? Они хотят навязать иам в ка честве единоличного толкователя и исполнителя договора какого-то «нейтрального» человека, хотят про тащить на этот пост какого-нибудь нового Хаммаршельда, который ко мандовал бы контролем на всей территории нашей страны. А если говорить откровенно, — они хотят, чтобы такой человек позволял им беспрепятственно вести разведку на нашей территории в интересах За пада. С этим, разумеется, мы не мо жем согласиться и никогда не сог ласимся, так как речь идет о без опасности нашей страны. Для каждого, конечно, ясно, что прекращение испытаний ядерного оружия само по себе не привело бы к предотвращению ракетно-ядерной войны. Можно запретить проведение испытаний ядерного оружия, но ведь имеющиеся запасы этого оружия со хранятся, его производство будет продолжаться и, следовательно, про должаться его накопление. Таким образом, угроза ракетно-ядерной войны будет нарастать. Совершенно очевидно, что одно лишь прекраще ние испытаний ядерного оружия не явилось бы какой-то плотиной, ко торая преградит путь гонке воору жений. По всему видно, что на перегово рах в Женеве трудно договориться о прекращении испытаний ядерного оружия из-за позиции, занятой за падными державами. Главное сейчас состоит в том, чтобы незамедлительно решить во прос о всеобщем и полном разору жении. Мы заявили Президенту Соединенных Штатов: давайте взаи мосвязанно решать обе проблемы — проблему прекращения испытаний и проблему всеобщего и полного разо ружения. Тогда легче будет догово риться и о создании исполнительно го органа по контролю. В условиях всеобщего и полного разоружения вопрос о безопасности государств будет стоять в ином плане: не будет армий и не будет угрозы нападения одного государства на другое. В этих условиях Советское правитель ство готово будет принять предло жения западных держав по контро лю. Мы будем согласны с тем, что бы была предусмотрена система контроля без всяких ограничений с какой бы то ни было стороны, в том числе и со стороны государства, на территории которого осуществляет ся контроль. Тогда отпадет всякая опасность того, что контроль может быть использован в целях разведки против какого-либо государства. Да это и логично, ибо если не будет армий, не будет гонки вооружений, то у государств не будет никаких военных секретов, и тогда предста вители западных стран смогут войти в любую дверь, на любой завод или институт в нашей стране так же, как и наши представители в ях странах. Оценивая возможности соглаше ния о прекращении испытаний ядер ного оружия в условиях, когда нет договоренности о всеобщем и пол ном разоружении, нельзя игнориро вать и такое важное обстоятельство. В то время, когда идут переговоры о прекращении испытаний ядерного оружия между тремя государства ми — Советским Союзом, Соединен ными Штатами Америки и Англией, Франция проводит испытания и не обращает внимания на протесты мировой общественности и прави тельств, игнорирует неоднократные решения Организации Объединенных Наций, которые призывают государ ства воздерживаться от таких испы таний. Складывается странное поло жение: мы ищем соглашения с за падными державами в Женеве, а союзница этих западных держав — Франция продолжает испытания ядерного оружия и заявляет, что пе реговоры в Женеве ее ни к чему не обязывают. Следовательно, Франция, участница НАТО, агрессивного воен ного блока, который не скрывает своей направленности против Со ветского Союза, имеет возможность совершенствовать ядерное оружие в интересах своих западных союзни ков. Кроме того, надо считаться с тем, что примеру Франции могут после довать и другие страны, когда они будут иметь соответствующие на учно-технические возможности. Конечно, можно понять своеобраз ную логику западных держав, ко торые, по-видимому, не надеются на своих союзников по военным бло кам и хотят обеспечить свою са мостоятельность, опираясь на соб ственное ядерное оружие. Президент Франции генерал де Голль говорит, например, что он хочет иметь свое ядерное оружие, чтобы обеспечить Франции возможность проведения независимой политики. Но ведь и другие страны, оказавшиеся в те нетах западных военных блоков, могут заявить, что они не хотят по лагаться на соглашение о прекра щении ядерных испытаний в усло виях, когда государства, имеющие ядерное оружие, сохранят его и пос ле подписания такого соглашения. Они, видимо, также могут повторять аргументацию, которой сейчас поль зуется Франция, с тем, чтобы оправ дать проведение испытаний, стре миться создать собственное ядерное оружие и войти в так называемый «ядерный клуб». Это, конечно, логика, идущая во вред делу мира. Такой логикой могут воспользоваться и уже пользуются те круги на Западе, которые не хо тят отказаться от ядерного оружия, йродолжая делать ставку на это оружие массового истребления. Все это приводит нас к выводу, что следует объединить решение вопроса о прекращении испытаний ядерного оружия с задачей всеобще го и полного разоружения. Видимо, иного выхода в сложившихся усло виях невозможно найти. В ходе обмена мнениями с Прези дентом, мы подробно изложили свою точку зрения относительно взаимо связанного решения проблемы все общего и полного разоружения л прекращения всех испытаний ядер ного оружия. Мы хотели бы, чтобы американское правительство пра вильно поняло нашу точку зрения. Это помогло бы найти основу для достижения соглашения. Народы ждут, что правительства ускорят решение вопроса о всеоб щем и полном разоружении, чтобы обеспечить мир. Поэтому вся миро вая общественность возвышает свой голос и требует, чтобы те прави тельства, которые не проявляют интереса к решению этой проблемы, перестали саботировать и затяги вать переговоры. Давно пора выве сти проблему разоружения из лаби ринта пустых словопрений, где она находится уже много лет. Позвольте теперь перейти к гер манскому вопросу, который занял большое место в наших беседах с Президентом Кеннеди. Советское правительство неодно кратно излагало свою позицию по этому вопросу, и западные державы не могут пожаловаться, что наши предложения им недостаточно изве стны. Мы делали и делаем все, чтобы убедить правительства Анг лии, Соединенных Штатов Америки, Франции и других стран, которые участвовали вместе с нами в войне против гитлеровской Германии, что отсутствие мирного договора с Гер манией создало ненормальное и опасное положение в Европе. Всегда признавалось, что после окончания войны между государст вами должен заключаться мирный договор. Это уже стало обычаем и, если хотите, нормой международ ного права. Примеры то,му можно найти в международной практике и после окончания второй мировой войны. Более 14 лет назад подписа ны мирные договоры с Италией и другими государствами, воевавшими на стороие гитлеровской Германии. Соединенные Штаты Америки, Анг лия и другие страны в 1951 году заключили мирный договор с Япо нией. Но правительства тех же стран и слышать не хотят о заключении мира с Германией. Спрашивается, можно ли и даль ше сохранять такое положение? Ведь народы Европы кровно заинтересо ваны в заключении мирного дого вора с Германией. Его давно ожида ют народы Польши, Чехословакии и всех других, соседних с Германией государств. Этот договор необходим обоим германским государствам: Германской Демократической Рес публике и Федеративной Республике Германии. Население этих госу дарств живет надеждой на то, что будет, наконец, подведена черта под второй мировой войной и гер манский народ будет строить свои отношения с соседними народами на основе взаимного доверия. Казалось бы, вопрос ясен: мир ный договор с Германией необходим. При этом, понятно, не может быть и речи о каком-либо новом измене нии границ. Мы исходим из того, что тарный договор с Германией за фиксирует то, что уже было опре делено Потсдамским соглашением. Правительство Германской Демокра тической Республики неоднократно заявляло, что оно признает установ ленную этим соглашением восточ ную границу Германии по линии Одер-Нейссе окончательной и рас-, сматривает ее как границу мира между германским и польским на родами., Да и правительства западных держав, видимо, понимают, насколь ко бессмысленно было бы подни мать теперь вопрос об изменении границ Германии. Их представители в ^беседах с нами не раз заявляли об этом. А Президент Франции гене рал де Голль публично высказался за то, чтобы германский народ «не ставил под сомнение нынешние гра ницы на западе, востоке, севере и юге». Даже канцлер Аденауэр, этот глашатай «холодной войны» и спе циалист по разжиганию страстей между государствами, даже он вы ступил с заявлениями о том, что Федеративная Республика Германии не домогается изменения границ пу тем войны, путем силы. Опрашивается, почему же тогда не подписать мирный договор, если каждому ясно, что нынешние грани цы Германии не могут быть измене ны без войны, а войны, как заяв ляют правительства западных дер жав, они не хотят. Казалось бы, несложная опера ция — закрепить то, что фактиче ски существует, и то, чего уже давно требуют народы. Так что же удерживает тогда правительства за падных держав от этого разумного шага? Причина, очевидно, заключается в том, что кое-кто на словах говорит о мире, а на деле хочет сохранить тлеющие головешки, оставшиеся со времен второй мировой войны, с тем, чтобы выбрать подходящий мо мент и разжечь пожар новой войны. Для этого и создаются все новые и новые дивизии в Западной Герма нии, а канцлер Аденауэр требует атомного „ оружия для своей армии. Гади чего все это делается? Ведь для сохранения того, чем распола гает сегодня Западная Германия, не требуется ни крупной армии, ни атомного оружия. Но там есть си лы, которые все еще зарятся на чужое добро и не могут примирить ся с существующими границами. А что означала бы попытка изменить границы в настоящих условиях? Это война и притом война термоядерная. Поэтому позиция противников мирного урегулирования с Германи ей не может не насторожить наро ды. Они вправе сказать: если вы за ш р , то докажите это делом — подпишите мирный договор и в со ответствии с этим проводите вашу политику. В беседах со мной Президент Кеннеди, как, впрочем, и другие представители западных стран, ссы лался на то, что западные державы имеют какие-то обязательства перед жителями Западного Берлина, и эти обязательства не могут быть затро нуты даже заключением германско го мирного договора. Естественно, однако, поставить вопрос, — о со хранении каких обязательств может идти речь, если все они вытекают из факта капитуляции гитлеровской Германии и временных союзниче ских соглашений и, следовательно, могут иметь силу лишь до заклю чения мирного договора. К тому же вообще нет никаких особых союзни ческих обязательств в отношении Западного Берлина. Союзнические обязательства относились ко всей территории Германии, и как раз эти соглашения были грубо нарушены западными державами. Они превра тили Западную Германию в милита ристское государство, создали воен ный блок, направленный против нас, и в этом блоке Федеративная Республика Германии играет пер востепенную роль. Генералы, кото рые командовали гитлеровскими войсками, совершали зверства в Советском Союзе, Пельше, Чехосло вакии, Албании, Югославии, Фран ции, Греции, Бельгии, Норвегии и в других странах, теперь занимают командное положение в НАТО. Всегда было так, что после под писания мирного договора условия капитуляции теряют силу на всей территории, на которую распростра няется этот договор, и вся террито рия освобождается от оккупацион ных порядков. Поэтому Западный Берлин, который расположен на территории Германской Демократи ческой Республики, после подписа ния мирного договора станет свобод ным от всех условий, установлен ных в связи с капитуляцией гит леровской Германии и введением там оккупационного режима. Надо сказать, что, когда речь заходит о мирном договоре с Гер манией, а следовательно, и о нор мализации положения в Западном Берлине, представители западных стран нередко сходят с юридической почвы и начинают апеллировать • к престижным соображениям. Но и такие попытки не выдерживают критики. Я хотел бы сослаться на довольно свежий пример. Мы вместе с Соединенными Шта тами Америки воевали против Япо нии, наши народы вместе проливали кровь. Советская Армия разгромила основное ядро японских войск —* квантунскую армию в Маньчжурии* Советский Союз вместе с Соединен ными Штатами и другими государ ствами, воевавшими против Японии, участвовал в разработке мероприя тий по контролю за послевоенным развитием Японии. Были созданы Дальневосточная комиссия в Ва шингтоне и Союзный совет для Япо нии, который размещался в Токио, В этих органах советские предста вители принимали самое активной участие на равноправной основе. Но вот дело дошло до заключения мирного договора с Японией. Наши союзники не посчитались с мнением Советского Союза и подписали сепа ратный договор с Японией. Не стану касаться мотивов, которые в то вре^ мя определяли позицию Советского’ Союза в вопросе о мирном договоре с Японией, так как речь сейчас идет о другом, а именно о том, как по ступили в этом случае Соединенные Штаты Америки со своим союзни ком. Они в одностороннем порядке ликвидировали Союзный совет для Японии и лишили советских пред ставителей всяких прав. Наши пред ставители в сущности оказались’ между небом и землей; их всячески выживали из Токио. А ведь мы имели определенный права и обязательства, которые вы текали из факта капитуляции Япо нии и были оговорены в соответст вующих соглашениях. Как видите, американцы не посчитались тогда ни с правами Советского Союза, ни с международными соглашениями. Опираясь на свое преимущество в атомном оружии, они стремились диктовать условия не только по бежденной Японии, но и своим со юзникам по войне с Японией. Более двух лет назад мы опубли ковали свой проект мирного дого вора с Германией. В нем нет ничего, что ущемляло бы интересы наших бывших союзников, как, впрочем, и самих немцев. Советский Союз, который имел во много раз больше жертв, чем все остальные союзники по антигитле ровской коалиции, вместе взятые, предлагает подписать мирный до говор, чтобы нормализовать обста новку в Европе, нормализовать отношения с обоими германскими государствами. А Соединенные Шта ты, Англия и Франция вместе с Фе деративной Республикой Германии не хотят подписать мирный договор, стремятся сохранить неопределенное и опасное положение. Они отказыва ются от ликвидации остатков ми нувшей войны путем заключения мирного договора и настаивают на сохранении^оккупационного режима и своих войск в Западном Берлине, (Окончание на 2-й стр.),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz