Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

10 июня 1961 г., X; 136 (2116) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я В е л и ч и е Б е л и н с к о г о И СПОЛНЯЕТСЯ 150 лет со дня ро’ждения великого революци­ онного демократа, философа, крити­ ка, публициста, историка литерату­ ры, теоретика искусства Виссариона Григорьевича Белинского. Трагиче - : ски сложилась его жизнь. Долгие * годы нужды и лишений, напряжен­ ный труд, жестокий гнет крепостни­ ческой реакции, преследования поли­ цейской цензуры и болезнь прежде­ временно свели в могилу гениально­ го критика. Он умер, как и Пушкин, в расцвете творческих сил — 37 лет от роду, разделив тяжелую участь многих писателей в царской России. Белинский творил в 30—40 годы XIX века в обстановке николаевской реакции. Дворянские революционе­ ры-декабристы были казнены или сосланы. Закрылось несколько круп­ ных журналов. Передовая общест­ венная мысль оказалась загнанной в подполье. Реакционно настроенные писатели пропагандировали пресло­ вутый лозунг «Самодержавие, право­ славие, народность». Царь, жандармы и попы были, од­ нако, не в силах задушить свободо­ любивую мысль, обуздать вольное русское слово. В долгих кружковых спорах, в мучительных поисках рус­ ской литературой смысла и правды жизни вырабатывались демократиче­ ские и социалистические идеалы ин­ теллигенции. Б е л и н с к и й пришел в литера­ туру дворянского периода ос­ вободительного движения как «пле­ бей безвестный», как разночинец, отстаизавший интересы порабощен­ ного крестьянства и русской демо­ кратической интеллигенции. Человек несгибаемой воли, огромной энергии, революционной страстности, смелого и пытливого ума, Белинский не скло­ нял головы перед трудностями жиз­ ни, перед преследованием реакции и звал к честному труду на благо на­ рода. «Что ж делать'при виде этой ужасной действительности? — спра­ шивал он в письме. — Не любовать­ ся же на нее, сложа руки, а действо­ вать елико возможно, чтобы другие потом лучше могли жить». Белинский прошел сложный, труд­ ный путь идейно-политического и философского развития. Если 30-е годы в жизни Белинского были пери­ одом становления его антикрепостни­ ческих, демократических взглядов, то в 40-е годы критик стал горячим проповедником идей утопического со­ циализма и революционным демокра­ том. Белинский писал, что счастье и свобода людей не придут сами собой, «без насильственных переворотов, без крови». Он начал любить человечест­ во по-маратовски. Отказавшись от ошибочного «при­ мирения с действительностью» конца 30-х годов, Белинский в 40-е годы борется с «гнусной расейской дейст­ вительностью», внося в жизнь социа­ листические и революционные идеа­ лы. Высшим выражением их было направленное против самодержавия н православной церкви «Письмо к Гоголю» (1847 год), которое В. И. Ленин назвал «одним из лучших про­ изведений бесцензурной демократи­ ческой печати». В 30-е годы Белинский был фило- софом-диалектиком, но стоял еще на идеалистических позициях. С на- Н 150-летию со дня рождения чала же 40-х годов формируются (не без влияния Фейербаха) его фило­ софско-материалистические взгляды. Борясь с идеализмом и поповщиной, наш критик утверждал, что нет «ума без плоти» и что «духовное... есть не что иное, как деятельность физиче­ ского». Вместе с Герценом Белинский утверждал в историц русской мате­ риалистической философии общест­ венно-политическое направление, на­ чало которому было положено А. Н. Радищевым. * * Р ЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРА­ ТИЧЕСКИЕ и материали­ стические взгляды В. Г. Белин­ ского четко раскрылись в его эстетике и критике. В России он явился основоположником демокра­ тической и реалистической эстетики —науки о сущности, законах разви­ тия, задачах и формах искусства. Его эстетика основана на трех глав­ ных принципах: историзм, народность и реализм. Белинский смотрел на развитие современной жизни и литературы исторически, видя в них борьбу ново­ го со старым. В статье «Сочинения Державина» Белинский считает твор­ чество его «живым глаголом» и «бле­ стящей зарей пашей поэзии». Он объ­ яснял достоинство и недостатки Дер­ жавина состоянием русского общест­ ва и литературы екатерининской эпо­ хи. Державин — не вовремя родив­ шийся Пушкин, тогда как Пушкин— вовремя родившийся Державин... В «Сочинениях Александра Пушкина» критик показывает, что творчество Пушкина — это море, в которое влились «малые и великие реки» предшествующей литературы. Пуш­ кин творил не на голом месте... В течение своей семнадцатилет­ ней критической деятельности (1831 — 1848 годы) Белинский вел не­ устанную борьбу за национальную самобытность и народность русской литературы. Понятие народности ли­ тературы и искусства все больше на­ полнялось у критика демократичес­ ким, «мужицким» содержанием. Для Белинского 40-х годов народность заключалась в отстаивании идей ци­ вилизации, просвещения, гуманности, свободы человеческой личности и трудового народа. Критик вел борьбу на два фронта —с космополитизмом и славяно­ фильством. . Космополитов, слепо преклонявшихся перед западноевро­ пейской буржуазной культурой, он презрительно именовал «беспачпорг- ными бродягами в человечестве». В то же время Белинский бичевал сла­ вянофилов, идеализировавших черты забитости и покорности в народе и понимавших народность как просто­ народность* К РИТИК ценил художников сло­ ва за раскрытие лучших черт национального русского характера. В своих статьях он сам уточнял это по­ нятие, подчеркивая в натуре русско­ го человека «смелость, находчи­ вость», «эту отвагу, эту удаль, этот широкий размет души», «несокруши­ мую мощь и бодрость духа». Совещание селькоров Какие задачи стоят перед селькорами в дни подготовки «кXXII съезду партии? Об этом шел разговор на совещании селькоров­ ского, актива, которое провел Долгоруков­ ский райком партии. Участники совеща­ ния отмечали, что го­ лос селькоров в рай­ онной газете «Звезда» звучит сейчас громче, чем раньше. Регуляр­ но пишут в газету бригадир тракторной бригады М. Гераси­ мов, зоотехник В. Реп- «ев, агроном А. Д е­ рюгин, доярки Н. Ше­ стопалова и Н. Зай­ цева, учитель Н. Фи­ лимонов и многие дру­ гие. Редакция за пер­ вые четыре месяца 11961 года получила более 900 писем тру­ дящихся. Хорошо ра­ ботают нештатные от­ делы — пропаганды, школьной жизни, мо­ лодежный. Как правило, число селькоров растет не­ прерывно в том про­ изводственном кол­ лективе, где партий­ ная организация ин­ тересуется, всячески поддерживает их на­ чинания, подсказыва­ ет темы выступлений. Участники совеща­ ния поделились опы­ том выпуска стенга­ зет. — Стенная печать колхоза имени Стали­ на.— рассказала ре­ дактор сатирической газеты А. Измалкова, — является хорошим помощником партий­ ной организации в коммунистическом вос­ питании колхозников. В стенгазете публику­ ются материалы на различные темы. Но на первом плане — заметки о лучших лю­ дях села, о ходе со­ ревнования в честь XXII съезда партии. Член редколлегии стенгазеты совхоза имени Тимирязева В. Репнев говорил о том, что идейное со­ держание стенной пе­ чати, ее действенность будет тем выше и сильнее, чем больше будет хорошей твор­ ческой выдумки у чле­ нов редколлегии, у ак­ тива газеты, чем ярче печать будет отражать жизнь тружеников се­ ла. На совещании об­ суждались также во­ просы освещения в районной и ^стенной печати партийной и комсомольской жизни, воспитательной дея­ тельности школ, куль­ турно - просветитель­ ных учреждений. Н. АМБРОЖИЙ. На снимке — группа активных селькоров и редакторов стенгазет (слева направо): руко­ водитель селькоров­ ского поста в третьем отделении с о в х о ­ за «Долгоруковский» Л. Камынин, агроном Н. Рощупкин, учитель Н. Филимонов, заве­ дующий нештатным отделом шко л ь н о й жизни районной газе­ ты И. Устинов, редак­ тор сатирической га­ зеты колхоза имени Сталина А. Измалко­ ва, редактор стенгазе­ ты «Движенец» Н. Ба- дакин. Фото селькора В. Репнева. Р а б о т а е т и у ч и т с я Два года назад Шура Каткова пришла работать на молочную ферму Измайловского отделения совхоза «Политово» Данковского района. По­ любила она профессию доярки. За ней была закреплена группа перво­ телок. Много труда приложила, что­ бы раздоить коров. В текущем году она обязалась по­ лучить от коровы по 2600 килограм­ мов молока. Слово свое комсомоль­ ское держит твердо. За 5 месяцев от коровы надоила около 1000 кило­ граммов молока. Сейчас суточный надой от коровы Шура довела до 16 килограммов. — В работе ты ловкая, уважают тебя, — сказала однажды девушке пожилая доярка М. И. Филина. — Учиться бы тебе надо. Шура задумалась над этим. Ведь она окончила только 5 классов. И лучшая производственница решила в свободное от работы время учиться. Сейчас она успешно сдала экстерном экзамен за 7 класс и получила хо­ рошие отметки. Н. ДМИТРИЕВ. Белинский учил: литература долж­ на воспитывать людей в духе пере­ довых идей своего времени. Критику он называл «гувернером общества». Искусство — это «выражение совре­ менного сознания». Художественные достоинства произведения зависят «от глубины основной идеи». Критик зло высмеивал теорию «искусства для искусства». «Наш век, — писал он в 1845 году, — враждебен чисто­ му искусству». В пятой статье «Сочинений Алек­ сандра Пушкина» автор в ы д в и н у л учение о пафосе творчества. Пафос —это «поэтическая идея», «живая страсть», идейно - художественное своеобразие творчества писателя. Белинский охарактеризовал пафос творчества многих писателей: у Пуш­ кина, например, это — раскрытие в «артистически изящной» форме «внутренней красоты человека» и «лелеющей душу гуманности», у Гоголя — «смех сквозь слезы», об­ личение правдивым смехом пошло­ сти обыденной жизни, у Достоевско­ го—показ «трагической стороны че­ ловеческого существования», любовь к «людям на чердаках и подвалах». К РИТИК боролся с обветшалыми канонами классицизма, с ро­ мантическим приукрашиванием жиз­ ни, с «бенедиктовщиной» и «марли- низмом». В статье «О русской пове­ сти и повестях г. Гоголя» (1835 год) Белинский противопоставил «идеаль­ ной», т. е. романтической, литерату­ ре «поэзию реальную, поэзию жизни, поэзию действительности». Задача литературы — правдиво, верно от­ ражать действительность. «Для истинного художника — где жизнь, там и поэзия». Белинский явился ведущим теоретиком «натуральной школы» 40-х годов—школы критиче­ ского реализма. Выступая против фальшивого, ро­ мантизированного изображения жиз­ ни, Белинский говорил: «Простота есть необходимое условие художест­ венного произведения... Простота есть красота истины». Громадное значение имеет учение Белинского о типизации. Он считал ее «гербовой печатью автора», а ти­ пический характер называл «знако­ мым незнакомцем». Критик рассмат­ ривал литературные образы (Онеги­ на, Печорина, персонажей «Ревизо­ ра» и т. д.) как широкие художест­ венные обобщения, как типы русской жизни. В ЕЛИЧИЕ Белинского прояви­ лось, прежде всего, в его лите­ ратурно-критической деятельности. Белинский—родоначальник русской научной критики. Он написал около 500 статей и рецензий, в которых дал глубокую оценку предшествую­ щей ' и современной литературы. Критик обобщил опыт творчества писателей-реалистов первой полови­ ны XIX века. Обладая тонким эстетическим чув­ ством, Белинский всегда приветст­ вовал талантливых писателей, только начинавших свой творческий путь. Его статьи помогали формированию творчества молодых мастеров слона —Гоголя, Кольцова, Достоевского, Герцена, Гончарова, Григоровича, Тургенева, Некрасова и других пи­ сателей. Так, Белинский редактиро­ вал первый сборник стихотворений воронежского поэта Кольцова и дал высокую оценку творчества «гени­ ального простолюдина». Белинский всегда подчеркивал за­ слуги представителей критического реализма XIX века, начиная с «де­ душки» Крылова и кончая «поэтом истинным» — Некрасовым. Басни Крылова критик ценил за от­ ражение в них «русского практиче­ ского ума ... с его природною верно­ стью взгляда на предметы», за лука­ вый юмор, за «народную физиономию языка». В В Гоголе критик видел главу об­ личительного направления в литера­ туре. Достоинство повестей Гоголя — —«простота вымысла», народность, верность жизни и «смех, растворен­ ный горечью». Сила Гоголя— в от­ рицании пороков действительности во имя идеала. В пошлой жизни обывателей Гоголь находит и коми­ ческое, и трагическое. Он «поэт жизни действительной». В последние годы жизни критик дал беспощадно резкие отзывы о реакционной публи­ цистике Гоголя, изменившего сати­ рическим традициям своего творче­ ства, ЛЕРМОНТОВЕ Белинский це­ нил «глубокий и могучий дух», «семена... веры» в достоинство лю­ дей, силу сосредоточенного чувства и «беспощадной мысли», действенное отрицание современной действитель­ ности. В Печорине, по мысли крити­ ка, отразилось переходное состояние духа многих людей той поры, недо­ верчиво относившихся к жизни в кре­ постной России. «Субъективная» поэ­ зия Лермонтова полна горьких раз­ мышлений и свободолюбивых поры­ вов. Она поражает нас «благородной простотою образов» и «алмазной крепостью и металлической звучно­ стью стиха». В вольнолюбивом твор­ честве Лермонтова отразился новый этап становления сознания русского общества. В 1843— 1846 годах Белинский на­ писал 11 статей о Пушкине. По мне­ нию критика, заслуга Пушкина — в том, что он — «поэт действительно­ сти, для которого не было «низкой природы»: он правдиво рисовал все стороны национальной жизни. Трез­ вый взгляд на мир, раскрытие кра­ соты реальной жизни и лучших черт характера русского человека, гуман­ ность, жизнелюбие, отвращение от всего «ложного, призрачно-идеально­ го», простота художественного сло­ ва, гибкость и музыкальность стиха и гармоническая соразмерность частей —вот ярчайшие черты пушкинского гения. Критик смело разоблачал реакци­ онно-охранительный лагерь русской литературы в лице Булгарина, Сен- ковского, Полевого, Кукольника и писателей-славянофилов. Белинский был выдающимся ху­ дожником слова. Он писал «упорст­ вуя, волнуясь и спеша». Стиль его эмоционален и образен. Чтение ста­ тей этого мыслителя доставляет по­ длинное эстетическое наслаждение. Ни один из критиков других стран не имел такого огромного зна­ чения для развития своей националь­ ной литературы, как у нас — Бе­ линский. Его эстетическая мысль, опережая границы своего времени, на долгие десятилетия осветила пу­ ти развития прогрессивного искусст­ ва. Классики русской литературы второй половины XIX века — учени­ ки критика. Революционные демократы 60-х годов во главе с Чернышевским и Добролюбовым боролись за дело, начало которому положил Белин­ ский. Целые поколения молодежи получали общественное и нравствен­ ное воспитание на статьях критика. Белинский был первым предшест­ венником социал-демократии в Рос­ сии. Г. В. Плеханов вел борьбу с де­ кадентами, опираясь на авторитет Белинского. Имя его несколько раз с уважением вспоминал В. И. Д е­ нни. С. М. Киров с увлечением изу­ чал труды «великого искателя». Литература социалистического ре­ ализма и марксистское литературове­ дение развивают революционно-демо­ кратические традиции Белинского и его последователей. Это вечно живые традиции народности и реализма. Мужественный образ просветителя- демократа, гениального русского кри­ тика Виссариона Григорьевича Бе­ линского никогда не померкнет в па­ мяти советского народа. Н. КАРПОВ, преподаватель русской литера­ туры Липецкого педагогического института, кандидат филологиче­ ских наук. Б РИГАДА шахты № 7 Липецкого рудоуправления, где забойщиком Т. А. Попов, борется за высокое звание коллектива коммунистического труда. В честь XXII съезда КПСС члены бригады стали на тру­ довую вахту. За пять месяцев они выполнили производствен­ ное задание на 115 процентов. На снимке: забойщик Т. А. Попов и лапаточник П. Я. Тал- дыкин. Фото Л. Черкашина. е з а оы в а емы дни исторической битвы В июле исполняется 18 лет со времени Орловско-Курс кой битвы. Успешное завершение ее положило конец переломному ■периоду в ходе войны и поставило фашистскую армию перед катастрофой. В этом историческом сражении принимали участие и наши земляки. Областным краеведческим музеем сейчас проводится большая работа по сбору материалов о героях этой битвы — липчанах.- Недавно в музее состоялось собрание активной группы ко­ митета содействия при Липецком горвоенкомате, на котором присутствовали участники Орловско-Курской битвы: майор С. Бутентаев, полковники в отставке А. Бубнов, А. Вылегжа­ нин, Герой Советского Союза А. Москаленко, наш земляк ^—1 Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке С. Мер­ кулов и другие. 1 На собрании был обсужден план готовящейся ^ в музее вы­ ставки на эту тему, намечены мероприятия по сбору материа­ лов. В частности, члены группы поедут по местам историче­ ской битвы и побывают в Центральном Военном Архиве, Му­ зее Советской Армии в Москве. На территории области живут и трудятся другие учасгникл Орловско-Курской операции, которые могут оказать неоцени­ мую помощь областному музею в сборе материалов. Областной краеведческий музей обращается с просьбой со­ общать нам об этих людях, об их героических подвигах и мир- * ном труде, о документах и других 7—7 7 Л Т А Л А 7 7 Г Л г 1~у А Г Т 7~~' Г 7 1 ' 7 рвЛИКВИЯХ ЭТОЙ бйТВЫ СЛЯВНОИ / 1ИСЬ/У1Л ЧИ 1А. 1Г1Л11.И1 страницы в истории нашей великой ----------------------------------------------------------------- - Р0Д1гаЫ- В. САЗОНОВА. Сохранить лесные полосы На полях Петрово-Кругловского отделения совхоза «Воронецкий» двенадцать лет тому назад были за­ ложены лесные полезащитные поло­ сы. Лесоводы потратили много тру­ да, чтобы вырастить и сохранить каждое деревцо. Сейчас лесные полосы разрослись и являются гордостью тех, кто их выращивал. Однако по-другому смотрят на это руководители Петро­ во-Кругловского отделения. При прямом их попустительстве деревья уничтожаются. | Это надо решительно пресечь. Лесные полосы должны быть сохра­ нены. П. МИРОНОВ, агроном-пенсионер. Елецкий район. 5 Гимнастика на производстве ■« ; н Г . н Большой любовью пользуется в цехах и отделах Новолипецкого ме- туллургического завода производст­ венная гимнастика. В каждом цехе есть свои инструкторы-общественни­ ки, которые проводят занятия. Мето­ дист И. Н. Оськин разработал систе­ му упражнений. Составлены схемы типовых комплексов вводной гимна­ стики. Хорошо известны на заводе инст­ рукторы-общественники, токари РМЦ Ю. Бутусов, В. Печерский, слесарь А. Ситников и другие. И. БАЛЕЕВ, слесарь ремонтно-механиче­ ского цеха НЛМЗ. директор областного краеведческого музея. Бетонированные * т о к а По примеру опытно-показательно­ го хозяйства совхоза «Петровский» многие колхозы Добринского района решили построить у себя бетониро­ ванные тока. Устройство такого молотильного тока — дело несложное. Сооружает­ ся площадка 50 на 20 метров с бе­ тонированным покрытием. На ней можно хранить и подрабатывать 6— 8 тысяч -центнеров зерна одновре­ менно. Первую бетонированную площад­ ку межколхозная строительная ор­ ганизация начала делать в колхозе «Россия». Г. ТКАЧЕНКО, сотрудник добринской районной газеты. К О Р О Т К И Е С И Г Н А ЛЫ Липецкий Мясоптицекомбинат пло­ хо готовится к приему птицы. К ремонту помещений, наружных дво­ риков, куриных клеток здесь еще не приступали. Усадьба птицецеха до сих пор не очищена от прошлогодне­ го помета. У входа в свинарник об­ разовалось болото. Двор захламлен. Забор обветшал и местами разру­ шился. Освещения в ночное время нет. А. ЕРЕМЕЕВ, охранник птицецеха. * * Мы, жители улицы Колхозной с. Грязи, проживаем всего в одном километре от электроподстаыиии, но наши строения до сих пор не элек­ трифицированы. Вот уже год, как мы приобрели столбы для подводки линии, чтобы в наших домах, нако­ нец, вспыхнули электрические лам­ почки. Но ни руководители совхоза «Песковатский», ни работники сель­ ского Совета, куда мы постоянно обращаемся за помощью, не обра­ щают внимания на нашу просьбу. В. БАТИЩЕВ. Грязинский район. Завод помогает ш к о л е Раннее утро. Солнце только что поднялось над горизонтом, а возле Олынано-Колодезской школы уже начали свой трудовой день камен­ щики. Они участвуют в небольшом, но важном строительстве: школа станет восьмилетней и без мастер­ ских ей не обойтись. Бригадир каменщиков Василий Андреевич Макаров придирчиво про­ веряет закладку бута в фундамент. Но указания здесь излишни. Камен­ щики тт. Раков, Аксенов и другие трудятся с душой. Их работа близка к концу. Скоро на смену придут плотники, штукатуры, маляры... Трудно припомнить, кто первый подал мысль построить просторные: школьные мастерские. Но директор Спиртзавода т. Агеев и весь коллек­ тив горЯЧО ее поддержали. В При­ нятом обязательстве коллектив пред­ приятия дал слово оборудовать, кро­ ме мастерских, спортивную и гео-) графическую площадки. Слова эти не расходятся с делом. Уже завезен весь строительный ма­ териал, заканчивается закладка’ фундамента. Есть все предпосылки, что коллектив Спиртзавода выпол­ нит принятые обязательства. ; В добрый час! Н. ГРИГОРЬЕВ,' секретарь партийной организации Калабинской средней школы Задонского района. . Вчерашняя почта редакции I Вчера в редакцию поступило 51 | письмо и 17 ответов на письма, «посланные в организации для ( принятия мер. Они не ищут покоя Учитель уходит на пенсию... И вместе с чувством удовлетворения всем тем, что сделал он за свою жизнь, приходит к нему непрошен­ ной гостьей грусть. Пусть затума­ нились и потеряли блеск глаза, сдали сердечные мышцы, но горя­ чее желание быть полезным людям осталось, ее «состарилось». Вот по­ чему педагогу нелегко отрываться от жизни коллектива. Вся жизнь его была заполнена думами о детях, об их судьбах и счастье. И вдруг ничего этого не будет. Чем и как заполнить этот вне­ запно образовавшийся в жизни про­ бел? Вот тут-то и могут педагогиче­ ские коллективы оказать своим старшим членам неоценимую по­ мощь. О с т а ю т с я в с т р о ю В селе Ратчияо хорошо знают учителя-пенсионера Тихона Федоро­ вича Немолвина. Всю свою жизнь коммунист Немолвин отдал трудно­ му, но благородному делу — воспи­ танию крестьянских детей. Партия и правительство высоко оценили труд народного учителя. За много­ летнюю и безупречную работу его наградили орденом Ленина. Два го­ да назад коллектив Гатчинской средней школы тепло проводил ста­ рейшего учителя на заслуженный отдых. Но, уйдя на пенсию, Тихон Федо­ рович сохранил тесную связь со школой, с коллективом. Его при­ глашают на заседания педагогиче­ ского совета, методические совеща­ ния, где Тихон Федорович наравне со ©семи участвует в обсуждении различных вопросов, помогает учи­ телям ценными советами. Богатый педагогический опыт старого учите­ ля приносит особенно большую пользу молодежи. Вместе с ребята­ ми Тихон Федорович изготовляет самодельные приборы по физике и химии. Активно участвует он и в обще­ ственной жизни села. Его часто можно видеть в сельском Совете, в клубе, среди колхозников. II всюду учитель-пенсионер —- желанный гость. Он разъясняет постановле­ ния партии я правительства, рас­ сказывает о достижениях советской науки, часто выступает с лекциями на антирелигиозные темы. Вот не­ которые из них: «Наука и рели­ гия», «Правда о сектантах», «Мо­ гут ли быть чудеса?», «Семья и ре­ лигия». Они строятся очень инте­ ресно, сопровождаются обычно фи­ зическими и химическими опытами. За активную лекторскую деятель­ ность правление областного отделе­ ния Общества по распространению политических и научных знаний наградило его Почетной грамотой. — Я рад, что остался в, строю и приношу пользу обществу,— гово­ рит Тихон Федорович. С большой теплотой и любовью отзываются ратчинцы и о Клавдии Федоровне Дедициной, проработав­ шей в школе 46 лет. У нее большая личная библиотека, которой поль­ зуются многие колхозники. Около 300 книг Клавдия Федоровна пода­ рила Гатчинской средней школе. Как и Тихон Федорович, с которым Клавдия Федоровна много лет рабо­ тала вместе, она не ищет спокойной жизни. Ее можно увидеть в библи­ отеке, в школе, в клубе. Она охотно делится своими знаниями и опы­ том. Колхозники часто обращаются к ней за советом. И для каждого у учительницы-пенсионерки находит­ ся теплое дружеское слово. Клав­ дия Федоровна счастлива тем, что, уйдя на пенсию, приносит пользу людям. Большую и красивую жизнь про­ жила и Мария Ивановна Николь­ ская, учительница-пенсионерка Ли- повской семилетней школы. 52 года проработала она учительницей. .Вос­ питала сотни детей. Сейчас Марии Ивановне более 70 лет, но она не уходят от общественных дел. — Мы, пенсионеры, еще многое можем сделать,— говорит Мария Ивановна. И это не просто слова. Николь­ ская ведет большую общественную работу. В течение многих лет яв­ ляется бессменным депутатом Бо­ рисовского сельского Совета. И в этом году народной учительнице оказано высокое доверие: она снова избрана депутатом. Можно привести и другие приме­ ры, когда учителя-пенсионеры, ок­ руженные постоянной дружеской заботой педагогических коллекти­ вов, местных комитетов профсоюза, руководителей сельских Советов, не чувствуют себя оторванными от жизни, а по-прежнему идут в пер­ вой шеренге активных борцов за коммунизм. Н е з а с л у ж е н н о з а б ы т ы е Однако бывает еще и так, что учителей-пенсионеров просто забы­ вают. Их не привлекают к общест­ венной деятельности, а в школу они заходят как почетные гости, с ко­ торыми приятно поговорить о про­ шлом, но не к чему обсуждать теку­ щие дела. — А что с них спросить?— раз­ водят руками отдельные руководи­ тели.— Они же пенсионеры! Пусть спокойно отдыхают. Но нужен ли этот «покой» лю­ дям? В этом проявляется равно­ душное отношение к тем, кто луч­ шие годы своей жизни отдал слу­ жению народу. Спокойная старость не в том, чтобы пойти в библиотеку и обменять книгу или посидеть с удочкой на берегу реки. Человек, ушедший на пенсию, не может оста­ ваться без всякого дела. Он должен чувствовать себя полезным членом общества. Но, увы! Нередко у нас об этом забывают. Учителя Добровского района хо­ рошо знали Ольгу Сергеевну Бахае- ву, замечательного мастера педаго­ гического дела, чуткого и отзывчи­ вого товарища. В 1915 году она впервые переступила порог сельской школы и не покидала ее до ухода на отдых. Сотни юношей и девушек, воспитанных ею, с благодарностью вспоминают свою любимую учитель­ ницу. Свой богатый опыт она охот­ но передавала молодым учителям. Ольга Сергеевна награждена ме­ далью «За доблестный труд в Вели­ кой Отечественной войне 1941— 1945 годов», а также орденом Лени­ на. Жители села Доброе неоднократ­ но избирали ее депутатом районного Совета. В прошлом году коллектив Доб- ровской средней школы проводил Ольгу Сергеевну на отдых. Приво­ дил — и, к сожалению, забыл. Ольга Сергеевна бывает теперь в школе только в качестве гостьи. Ее никто не пригласит, чтобы поде­ литься богатым опытом, посовето­ ваться. А ведь встречи с ней при­ несли бы большую пользу многим учителям, особенно молодым. Тоже самое по существу случи­ лось и с Михаилом Петровичем Пи- шиновым. Ему много пришлось ра­ ботать учителем, заведующим районе, а последние два года — директором школы. В начале 1960— 61 учеб­ ного года коллектив Добровской 8-летней школы проводил его на пенсию. На прощальном вечере, на котором мне довелось присутство­ вать, председатель месткома Клав­ дия Митрофановна Рыбкина сказа­ ла: — Мы надеемся, что это не по­ следний наш вечер. Мы еще встре­ тимся с вами, Михаил Петрович. И надо было видеть, какая ра­ дость была в глазах Пишинова. Од­ нако после этого вечера никто уже не приглашал его в школу, не про­ сил его совета и помощи. Правда, во время предвыборной кампании Михаил Петрович выполнял обязан­ ности председателя участковой из­ бирательной комиссии, но выборы закончились, и он снова оказался в стороне от коллектива. Незаслуженно забыта и Анна' Петровна Лазина, Мария Александ­ ровна Попова и другие педагоги- пенсионеры. Много лет накаплива­ ли они знания. И нельзя мириться с тем, что их знания и опыт, так нужные обществу, сейчас остаются втуне. Учителя-пенсионеры могут оказать большую помощь коллекти­ вам школ и общественным органи­ зациям в перестройке народного об­ разования, коммунистическом вос­ питании молодежи. Директорам школ надо подумать о том, чтобы ушедшие на отдых пре­ подаватели по-прежнему чувство­ вали себя полноправными членами трудовых коллективов, и тогда ста­ рость их действительно будет сча­ стливой. Нельзя забывать о том, что пенсионеры имеют богатый опыт и знания, которые надо сде­ лать достоянием каждого молодого учителя и воспитателя, В. ГОВОРУХИН. Дабровский район,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz