Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)
10 июня 1961 г., X; 136 (2116) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я В е л и ч и е Б е л и н с к о г о И СПОЛНЯЕТСЯ 150 лет со дня ро’ждения великого революци онного демократа, философа, крити ка, публициста, историка литерату ры, теоретика искусства Виссариона Григорьевича Белинского. Трагиче - : ски сложилась его жизнь. Долгие * годы нужды и лишений, напряжен ный труд, жестокий гнет крепостни ческой реакции, преследования поли цейской цензуры и болезнь прежде временно свели в могилу гениально го критика. Он умер, как и Пушкин, в расцвете творческих сил — 37 лет от роду, разделив тяжелую участь многих писателей в царской России. Белинский творил в 30—40 годы XIX века в обстановке николаевской реакции. Дворянские революционе ры-декабристы были казнены или сосланы. Закрылось несколько круп ных журналов. Передовая общест венная мысль оказалась загнанной в подполье. Реакционно настроенные писатели пропагандировали пресло вутый лозунг «Самодержавие, право славие, народность». Царь, жандармы и попы были, од нако, не в силах задушить свободо любивую мысль, обуздать вольное русское слово. В долгих кружковых спорах, в мучительных поисках рус ской литературой смысла и правды жизни вырабатывались демократиче ские и социалистические идеалы ин теллигенции. Б е л и н с к и й пришел в литера туру дворянского периода ос вободительного движения как «пле бей безвестный», как разночинец, отстаизавший интересы порабощен ного крестьянства и русской демо кратической интеллигенции. Человек несгибаемой воли, огромной энергии, революционной страстности, смелого и пытливого ума, Белинский не скло нял головы перед трудностями жиз ни, перед преследованием реакции и звал к честному труду на благо на рода. «Что ж делать'при виде этой ужасной действительности? — спра шивал он в письме. — Не любовать ся же на нее, сложа руки, а действо вать елико возможно, чтобы другие потом лучше могли жить». Белинский прошел сложный, труд ный путь идейно-политического и философского развития. Если 30-е годы в жизни Белинского были пери одом становления его антикрепостни ческих, демократических взглядов, то в 40-е годы критик стал горячим проповедником идей утопического со циализма и революционным демокра том. Белинский писал, что счастье и свобода людей не придут сами собой, «без насильственных переворотов, без крови». Он начал любить человечест во по-маратовски. Отказавшись от ошибочного «при мирения с действительностью» конца 30-х годов, Белинский в 40-е годы борется с «гнусной расейской дейст вительностью», внося в жизнь социа листические и революционные идеа лы. Высшим выражением их было направленное против самодержавия н православной церкви «Письмо к Гоголю» (1847 год), которое В. И. Ленин назвал «одним из лучших про изведений бесцензурной демократи ческой печати». В 30-е годы Белинский был фило- софом-диалектиком, но стоял еще на идеалистических позициях. С на- Н 150-летию со дня рождения чала же 40-х годов формируются (не без влияния Фейербаха) его фило софско-материалистические взгляды. Борясь с идеализмом и поповщиной, наш критик утверждал, что нет «ума без плоти» и что «духовное... есть не что иное, как деятельность физиче ского». Вместе с Герценом Белинский утверждал в историц русской мате риалистической философии общест венно-политическое направление, на чало которому было положено А. Н. Радищевым. * * Р ЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРА ТИЧЕСКИЕ и материали стические взгляды В. Г. Белин ского четко раскрылись в его эстетике и критике. В России он явился основоположником демокра тической и реалистической эстетики —науки о сущности, законах разви тия, задачах и формах искусства. Его эстетика основана на трех глав ных принципах: историзм, народность и реализм. Белинский смотрел на развитие современной жизни и литературы исторически, видя в них борьбу ново го со старым. В статье «Сочинения Державина» Белинский считает твор чество его «живым глаголом» и «бле стящей зарей пашей поэзии». Он объ яснял достоинство и недостатки Дер жавина состоянием русского общест ва и литературы екатерининской эпо хи. Державин — не вовремя родив шийся Пушкин, тогда как Пушкин— вовремя родившийся Державин... В «Сочинениях Александра Пушкина» критик показывает, что творчество Пушкина — это море, в которое влились «малые и великие реки» предшествующей литературы. Пуш кин творил не на голом месте... В течение своей семнадцатилет ней критической деятельности (1831 — 1848 годы) Белинский вел не устанную борьбу за национальную самобытность и народность русской литературы. Понятие народности ли тературы и искусства все больше на полнялось у критика демократичес ким, «мужицким» содержанием. Для Белинского 40-х годов народность заключалась в отстаивании идей ци вилизации, просвещения, гуманности, свободы человеческой личности и трудового народа. Критик вел борьбу на два фронта —с космополитизмом и славяно фильством. . Космополитов, слепо преклонявшихся перед западноевро пейской буржуазной культурой, он презрительно именовал «беспачпорг- ными бродягами в человечестве». В то же время Белинский бичевал сла вянофилов, идеализировавших черты забитости и покорности в народе и понимавших народность как просто народность* К РИТИК ценил художников сло ва за раскрытие лучших черт национального русского характера. В своих статьях он сам уточнял это по нятие, подчеркивая в натуре русско го человека «смелость, находчи вость», «эту отвагу, эту удаль, этот широкий размет души», «несокруши мую мощь и бодрость духа». Совещание селькоров Какие задачи стоят перед селькорами в дни подготовки «кXXII съезду партии? Об этом шел разговор на совещании селькоров ского, актива, которое провел Долгоруков ский райком партии. Участники совеща ния отмечали, что го лос селькоров в рай онной газете «Звезда» звучит сейчас громче, чем раньше. Регуляр но пишут в газету бригадир тракторной бригады М. Гераси мов, зоотехник В. Реп- «ев, агроном А. Д е рюгин, доярки Н. Ше стопалова и Н. Зай цева, учитель Н. Фи лимонов и многие дру гие. Редакция за пер вые четыре месяца 11961 года получила более 900 писем тру дящихся. Хорошо ра ботают нештатные от делы — пропаганды, школьной жизни, мо лодежный. Как правило, число селькоров растет не прерывно в том про изводственном кол лективе, где партий ная организация ин тересуется, всячески поддерживает их на чинания, подсказыва ет темы выступлений. Участники совеща ния поделились опы том выпуска стенга зет. — Стенная печать колхоза имени Стали на.— рассказала ре дактор сатирической газеты А. Измалкова, — является хорошим помощником партий ной организации в коммунистическом вос питании колхозников. В стенгазете публику ются материалы на различные темы. Но на первом плане — заметки о лучших лю дях села, о ходе со ревнования в честь XXII съезда партии. Член редколлегии стенгазеты совхоза имени Тимирязева В. Репнев говорил о том, что идейное со держание стенной пе чати, ее действенность будет тем выше и сильнее, чем больше будет хорошей твор ческой выдумки у чле нов редколлегии, у ак тива газеты, чем ярче печать будет отражать жизнь тружеников се ла. На совещании об суждались также во просы освещения в районной и ^стенной печати партийной и комсомольской жизни, воспитательной дея тельности школ, куль турно - просветитель ных учреждений. Н. АМБРОЖИЙ. На снимке — группа активных селькоров и редакторов стенгазет (слева направо): руко водитель селькоров ского поста в третьем отделении с о в х о за «Долгоруковский» Л. Камынин, агроном Н. Рощупкин, учитель Н. Филимонов, заве дующий нештатным отделом шко л ь н о й жизни районной газе ты И. Устинов, редак тор сатирической га зеты колхоза имени Сталина А. Измалко ва, редактор стенгазе ты «Движенец» Н. Ба- дакин. Фото селькора В. Репнева. Р а б о т а е т и у ч и т с я Два года назад Шура Каткова пришла работать на молочную ферму Измайловского отделения совхоза «Политово» Данковского района. По любила она профессию доярки. За ней была закреплена группа перво телок. Много труда приложила, что бы раздоить коров. В текущем году она обязалась по лучить от коровы по 2600 килограм мов молока. Слово свое комсомоль ское держит твердо. За 5 месяцев от коровы надоила около 1000 кило граммов молока. Сейчас суточный надой от коровы Шура довела до 16 килограммов. — В работе ты ловкая, уважают тебя, — сказала однажды девушке пожилая доярка М. И. Филина. — Учиться бы тебе надо. Шура задумалась над этим. Ведь она окончила только 5 классов. И лучшая производственница решила в свободное от работы время учиться. Сейчас она успешно сдала экстерном экзамен за 7 класс и получила хо рошие отметки. Н. ДМИТРИЕВ. Белинский учил: литература долж на воспитывать людей в духе пере довых идей своего времени. Критику он называл «гувернером общества». Искусство — это «выражение совре менного сознания». Художественные достоинства произведения зависят «от глубины основной идеи». Критик зло высмеивал теорию «искусства для искусства». «Наш век, — писал он в 1845 году, — враждебен чисто му искусству». В пятой статье «Сочинений Алек сандра Пушкина» автор в ы д в и н у л учение о пафосе творчества. Пафос —это «поэтическая идея», «живая страсть», идейно - художественное своеобразие творчества писателя. Белинский охарактеризовал пафос творчества многих писателей: у Пуш кина, например, это — раскрытие в «артистически изящной» форме «внутренней красоты человека» и «лелеющей душу гуманности», у Гоголя — «смех сквозь слезы», об личение правдивым смехом пошло сти обыденной жизни, у Достоевско го—показ «трагической стороны че ловеческого существования», любовь к «людям на чердаках и подвалах». К РИТИК боролся с обветшалыми канонами классицизма, с ро мантическим приукрашиванием жиз ни, с «бенедиктовщиной» и «марли- низмом». В статье «О русской пове сти и повестях г. Гоголя» (1835 год) Белинский противопоставил «идеаль ной», т. е. романтической, литерату ре «поэзию реальную, поэзию жизни, поэзию действительности». Задача литературы — правдиво, верно от ражать действительность. «Для истинного художника — где жизнь, там и поэзия». Белинский явился ведущим теоретиком «натуральной школы» 40-х годов—школы критиче ского реализма. Выступая против фальшивого, ро мантизированного изображения жиз ни, Белинский говорил: «Простота есть необходимое условие художест венного произведения... Простота есть красота истины». Громадное значение имеет учение Белинского о типизации. Он считал ее «гербовой печатью автора», а ти пический характер называл «знако мым незнакомцем». Критик рассмат ривал литературные образы (Онеги на, Печорина, персонажей «Ревизо ра» и т. д.) как широкие художест венные обобщения, как типы русской жизни. В ЕЛИЧИЕ Белинского прояви лось, прежде всего, в его лите ратурно-критической деятельности. Белинский—родоначальник русской научной критики. Он написал около 500 статей и рецензий, в которых дал глубокую оценку предшествую щей ' и современной литературы. Критик обобщил опыт творчества писателей-реалистов первой полови ны XIX века. Обладая тонким эстетическим чув ством, Белинский всегда приветст вовал талантливых писателей, только начинавших свой творческий путь. Его статьи помогали формированию творчества молодых мастеров слона —Гоголя, Кольцова, Достоевского, Герцена, Гончарова, Григоровича, Тургенева, Некрасова и других пи сателей. Так, Белинский редактиро вал первый сборник стихотворений воронежского поэта Кольцова и дал высокую оценку творчества «гени ального простолюдина». Белинский всегда подчеркивал за слуги представителей критического реализма XIX века, начиная с «де душки» Крылова и кончая «поэтом истинным» — Некрасовым. Басни Крылова критик ценил за от ражение в них «русского практиче ского ума ... с его природною верно стью взгляда на предметы», за лука вый юмор, за «народную физиономию языка». В В Гоголе критик видел главу об личительного направления в литера туре. Достоинство повестей Гоголя — —«простота вымысла», народность, верность жизни и «смех, растворен ный горечью». Сила Гоголя— в от рицании пороков действительности во имя идеала. В пошлой жизни обывателей Гоголь находит и коми ческое, и трагическое. Он «поэт жизни действительной». В последние годы жизни критик дал беспощадно резкие отзывы о реакционной публи цистике Гоголя, изменившего сати рическим традициям своего творче ства, ЛЕРМОНТОВЕ Белинский це нил «глубокий и могучий дух», «семена... веры» в достоинство лю дей, силу сосредоточенного чувства и «беспощадной мысли», действенное отрицание современной действитель ности. В Печорине, по мысли крити ка, отразилось переходное состояние духа многих людей той поры, недо верчиво относившихся к жизни в кре постной России. «Субъективная» поэ зия Лермонтова полна горьких раз мышлений и свободолюбивых поры вов. Она поражает нас «благородной простотою образов» и «алмазной крепостью и металлической звучно стью стиха». В вольнолюбивом твор честве Лермонтова отразился новый этап становления сознания русского общества. В 1843— 1846 годах Белинский на писал 11 статей о Пушкине. По мне нию критика, заслуга Пушкина — в том, что он — «поэт действительно сти, для которого не было «низкой природы»: он правдиво рисовал все стороны национальной жизни. Трез вый взгляд на мир, раскрытие кра соты реальной жизни и лучших черт характера русского человека, гуман ность, жизнелюбие, отвращение от всего «ложного, призрачно-идеально го», простота художественного сло ва, гибкость и музыкальность стиха и гармоническая соразмерность частей —вот ярчайшие черты пушкинского гения. Критик смело разоблачал реакци онно-охранительный лагерь русской литературы в лице Булгарина, Сен- ковского, Полевого, Кукольника и писателей-славянофилов. Белинский был выдающимся ху дожником слова. Он писал «упорст вуя, волнуясь и спеша». Стиль его эмоционален и образен. Чтение ста тей этого мыслителя доставляет по длинное эстетическое наслаждение. Ни один из критиков других стран не имел такого огромного зна чения для развития своей националь ной литературы, как у нас — Бе линский. Его эстетическая мысль, опережая границы своего времени, на долгие десятилетия осветила пу ти развития прогрессивного искусст ва. Классики русской литературы второй половины XIX века — учени ки критика. Революционные демократы 60-х годов во главе с Чернышевским и Добролюбовым боролись за дело, начало которому положил Белин ский. Целые поколения молодежи получали общественное и нравствен ное воспитание на статьях критика. Белинский был первым предшест венником социал-демократии в Рос сии. Г. В. Плеханов вел борьбу с де кадентами, опираясь на авторитет Белинского. Имя его несколько раз с уважением вспоминал В. И. Д е нни. С. М. Киров с увлечением изу чал труды «великого искателя». Литература социалистического ре ализма и марксистское литературове дение развивают революционно-демо кратические традиции Белинского и его последователей. Это вечно живые традиции народности и реализма. Мужественный образ просветителя- демократа, гениального русского кри тика Виссариона Григорьевича Бе линского никогда не померкнет в па мяти советского народа. Н. КАРПОВ, преподаватель русской литера туры Липецкого педагогического института, кандидат филологиче ских наук. Б РИГАДА шахты № 7 Липецкого рудоуправления, где забойщиком Т. А. Попов, борется за высокое звание коллектива коммунистического труда. В честь XXII съезда КПСС члены бригады стали на тру довую вахту. За пять месяцев они выполнили производствен ное задание на 115 процентов. На снимке: забойщик Т. А. Попов и лапаточник П. Я. Тал- дыкин. Фото Л. Черкашина. е з а оы в а емы дни исторической битвы В июле исполняется 18 лет со времени Орловско-Курс кой битвы. Успешное завершение ее положило конец переломному ■периоду в ходе войны и поставило фашистскую армию перед катастрофой. В этом историческом сражении принимали участие и наши земляки. Областным краеведческим музеем сейчас проводится большая работа по сбору материалов о героях этой битвы — липчанах.- Недавно в музее состоялось собрание активной группы ко митета содействия при Липецком горвоенкомате, на котором присутствовали участники Орловско-Курской битвы: майор С. Бутентаев, полковники в отставке А. Бубнов, А. Вылегжа нин, Герой Советского Союза А. Москаленко, наш земляк ^—1 Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке С. Мер кулов и другие. 1 На собрании был обсужден план готовящейся ^ в музее вы ставки на эту тему, намечены мероприятия по сбору материа лов. В частности, члены группы поедут по местам историче ской битвы и побывают в Центральном Военном Архиве, Му зее Советской Армии в Москве. На территории области живут и трудятся другие учасгникл Орловско-Курской операции, которые могут оказать неоцени мую помощь областному музею в сборе материалов. Областной краеведческий музей обращается с просьбой со общать нам об этих людях, об их героических подвигах и мир- * ном труде, о документах и других 7—7 7 Л Т А Л А 7 7 Г Л г 1~у А Г Т 7~~' Г 7 1 ' 7 рвЛИКВИЯХ ЭТОЙ бйТВЫ СЛЯВНОИ / 1ИСЬ/У1Л ЧИ 1А. 1Г1Л11.И1 страницы в истории нашей великой ----------------------------------------------------------------- - Р0Д1гаЫ- В. САЗОНОВА. Сохранить лесные полосы На полях Петрово-Кругловского отделения совхоза «Воронецкий» двенадцать лет тому назад были за ложены лесные полезащитные поло сы. Лесоводы потратили много тру да, чтобы вырастить и сохранить каждое деревцо. Сейчас лесные полосы разрослись и являются гордостью тех, кто их выращивал. Однако по-другому смотрят на это руководители Петро во-Кругловского отделения. При прямом их попустительстве деревья уничтожаются. | Это надо решительно пресечь. Лесные полосы должны быть сохра нены. П. МИРОНОВ, агроном-пенсионер. Елецкий район. 5 Гимнастика на производстве ■« ; н Г . н Большой любовью пользуется в цехах и отделах Новолипецкого ме- туллургического завода производст венная гимнастика. В каждом цехе есть свои инструкторы-общественни ки, которые проводят занятия. Мето дист И. Н. Оськин разработал систе му упражнений. Составлены схемы типовых комплексов вводной гимна стики. Хорошо известны на заводе инст рукторы-общественники, токари РМЦ Ю. Бутусов, В. Печерский, слесарь А. Ситников и другие. И. БАЛЕЕВ, слесарь ремонтно-механиче ского цеха НЛМЗ. директор областного краеведческого музея. Бетонированные * т о к а По примеру опытно-показательно го хозяйства совхоза «Петровский» многие колхозы Добринского района решили построить у себя бетониро ванные тока. Устройство такого молотильного тока — дело несложное. Сооружает ся площадка 50 на 20 метров с бе тонированным покрытием. На ней можно хранить и подрабатывать 6— 8 тысяч -центнеров зерна одновре менно. Первую бетонированную площад ку межколхозная строительная ор ганизация начала делать в колхозе «Россия». Г. ТКАЧЕНКО, сотрудник добринской районной газеты. К О Р О Т К И Е С И Г Н А ЛЫ Липецкий Мясоптицекомбинат пло хо готовится к приему птицы. К ремонту помещений, наружных дво риков, куриных клеток здесь еще не приступали. Усадьба птицецеха до сих пор не очищена от прошлогодне го помета. У входа в свинарник об разовалось болото. Двор захламлен. Забор обветшал и местами разру шился. Освещения в ночное время нет. А. ЕРЕМЕЕВ, охранник птицецеха. * * Мы, жители улицы Колхозной с. Грязи, проживаем всего в одном километре от электроподстаыиии, но наши строения до сих пор не элек трифицированы. Вот уже год, как мы приобрели столбы для подводки линии, чтобы в наших домах, нако нец, вспыхнули электрические лам почки. Но ни руководители совхоза «Песковатский», ни работники сель ского Совета, куда мы постоянно обращаемся за помощью, не обра щают внимания на нашу просьбу. В. БАТИЩЕВ. Грязинский район. Завод помогает ш к о л е Раннее утро. Солнце только что поднялось над горизонтом, а возле Олынано-Колодезской школы уже начали свой трудовой день камен щики. Они участвуют в небольшом, но важном строительстве: школа станет восьмилетней и без мастер ских ей не обойтись. Бригадир каменщиков Василий Андреевич Макаров придирчиво про веряет закладку бута в фундамент. Но указания здесь излишни. Камен щики тт. Раков, Аксенов и другие трудятся с душой. Их работа близка к концу. Скоро на смену придут плотники, штукатуры, маляры... Трудно припомнить, кто первый подал мысль построить просторные: школьные мастерские. Но директор Спиртзавода т. Агеев и весь коллек тив горЯЧО ее поддержали. В При нятом обязательстве коллектив пред приятия дал слово оборудовать, кро ме мастерских, спортивную и гео-) графическую площадки. Слова эти не расходятся с делом. Уже завезен весь строительный ма териал, заканчивается закладка’ фундамента. Есть все предпосылки, что коллектив Спиртзавода выпол нит принятые обязательства. ; В добрый час! Н. ГРИГОРЬЕВ,' секретарь партийной организации Калабинской средней школы Задонского района. . Вчерашняя почта редакции I Вчера в редакцию поступило 51 | письмо и 17 ответов на письма, «посланные в организации для ( принятия мер. Они не ищут покоя Учитель уходит на пенсию... И вместе с чувством удовлетворения всем тем, что сделал он за свою жизнь, приходит к нему непрошен ной гостьей грусть. Пусть затума нились и потеряли блеск глаза, сдали сердечные мышцы, но горя чее желание быть полезным людям осталось, ее «состарилось». Вот по чему педагогу нелегко отрываться от жизни коллектива. Вся жизнь его была заполнена думами о детях, об их судьбах и счастье. И вдруг ничего этого не будет. Чем и как заполнить этот вне запно образовавшийся в жизни про бел? Вот тут-то и могут педагогиче ские коллективы оказать своим старшим членам неоценимую по мощь. О с т а ю т с я в с т р о ю В селе Ратчияо хорошо знают учителя-пенсионера Тихона Федоро вича Немолвина. Всю свою жизнь коммунист Немолвин отдал трудно му, но благородному делу — воспи танию крестьянских детей. Партия и правительство высоко оценили труд народного учителя. За много летнюю и безупречную работу его наградили орденом Ленина. Два го да назад коллектив Гатчинской средней школы тепло проводил ста рейшего учителя на заслуженный отдых. Но, уйдя на пенсию, Тихон Федо рович сохранил тесную связь со школой, с коллективом. Его при глашают на заседания педагогиче ского совета, методические совеща ния, где Тихон Федорович наравне со ©семи участвует в обсуждении различных вопросов, помогает учи телям ценными советами. Богатый педагогический опыт старого учите ля приносит особенно большую пользу молодежи. Вместе с ребята ми Тихон Федорович изготовляет самодельные приборы по физике и химии. Активно участвует он и в обще ственной жизни села. Его часто можно видеть в сельском Совете, в клубе, среди колхозников. II всюду учитель-пенсионер —- желанный гость. Он разъясняет постановле ния партии я правительства, рас сказывает о достижениях советской науки, часто выступает с лекциями на антирелигиозные темы. Вот не которые из них: «Наука и рели гия», «Правда о сектантах», «Мо гут ли быть чудеса?», «Семья и ре лигия». Они строятся очень инте ресно, сопровождаются обычно фи зическими и химическими опытами. За активную лекторскую деятель ность правление областного отделе ния Общества по распространению политических и научных знаний наградило его Почетной грамотой. — Я рад, что остался в, строю и приношу пользу обществу,— гово рит Тихон Федорович. С большой теплотой и любовью отзываются ратчинцы и о Клавдии Федоровне Дедициной, проработав шей в школе 46 лет. У нее большая личная библиотека, которой поль зуются многие колхозники. Около 300 книг Клавдия Федоровна пода рила Гатчинской средней школе. Как и Тихон Федорович, с которым Клавдия Федоровна много лет рабо тала вместе, она не ищет спокойной жизни. Ее можно увидеть в библи отеке, в школе, в клубе. Она охотно делится своими знаниями и опы том. Колхозники часто обращаются к ней за советом. И для каждого у учительницы-пенсионерки находит ся теплое дружеское слово. Клав дия Федоровна счастлива тем, что, уйдя на пенсию, приносит пользу людям. Большую и красивую жизнь про жила и Мария Ивановна Николь ская, учительница-пенсионерка Ли- повской семилетней школы. 52 года проработала она учительницей. .Вос питала сотни детей. Сейчас Марии Ивановне более 70 лет, но она не уходят от общественных дел. — Мы, пенсионеры, еще многое можем сделать,— говорит Мария Ивановна. И это не просто слова. Николь ская ведет большую общественную работу. В течение многих лет яв ляется бессменным депутатом Бо рисовского сельского Совета. И в этом году народной учительнице оказано высокое доверие: она снова избрана депутатом. Можно привести и другие приме ры, когда учителя-пенсионеры, ок руженные постоянной дружеской заботой педагогических коллекти вов, местных комитетов профсоюза, руководителей сельских Советов, не чувствуют себя оторванными от жизни, а по-прежнему идут в пер вой шеренге активных борцов за коммунизм. Н е з а с л у ж е н н о з а б ы т ы е Однако бывает еще и так, что учителей-пенсионеров просто забы вают. Их не привлекают к общест венной деятельности, а в школу они заходят как почетные гости, с ко торыми приятно поговорить о про шлом, но не к чему обсуждать теку щие дела. — А что с них спросить?— раз водят руками отдельные руководи тели.— Они же пенсионеры! Пусть спокойно отдыхают. Но нужен ли этот «покой» лю дям? В этом проявляется равно душное отношение к тем, кто луч шие годы своей жизни отдал слу жению народу. Спокойная старость не в том, чтобы пойти в библиотеку и обменять книгу или посидеть с удочкой на берегу реки. Человек, ушедший на пенсию, не может оста ваться без всякого дела. Он должен чувствовать себя полезным членом общества. Но, увы! Нередко у нас об этом забывают. Учителя Добровского района хо рошо знали Ольгу Сергеевну Бахае- ву, замечательного мастера педаго гического дела, чуткого и отзывчи вого товарища. В 1915 году она впервые переступила порог сельской школы и не покидала ее до ухода на отдых. Сотни юношей и девушек, воспитанных ею, с благодарностью вспоминают свою любимую учитель ницу. Свой богатый опыт она охот но передавала молодым учителям. Ольга Сергеевна награждена ме далью «За доблестный труд в Вели кой Отечественной войне 1941— 1945 годов», а также орденом Лени на. Жители села Доброе неоднократ но избирали ее депутатом районного Совета. В прошлом году коллектив Доб- ровской средней школы проводил Ольгу Сергеевну на отдых. Приво дил — и, к сожалению, забыл. Ольга Сергеевна бывает теперь в школе только в качестве гостьи. Ее никто не пригласит, чтобы поде литься богатым опытом, посовето ваться. А ведь встречи с ней при несли бы большую пользу многим учителям, особенно молодым. Тоже самое по существу случи лось и с Михаилом Петровичем Пи- шиновым. Ему много пришлось ра ботать учителем, заведующим районе, а последние два года — директором школы. В начале 1960— 61 учеб ного года коллектив Добровской 8-летней школы проводил его на пенсию. На прощальном вечере, на котором мне довелось присутство вать, председатель месткома Клав дия Митрофановна Рыбкина сказа ла: — Мы надеемся, что это не по следний наш вечер. Мы еще встре тимся с вами, Михаил Петрович. И надо было видеть, какая ра дость была в глазах Пишинова. Од нако после этого вечера никто уже не приглашал его в школу, не про сил его совета и помощи. Правда, во время предвыборной кампании Михаил Петрович выполнял обязан ности председателя участковой из бирательной комиссии, но выборы закончились, и он снова оказался в стороне от коллектива. Незаслуженно забыта и Анна' Петровна Лазина, Мария Александ ровна Попова и другие педагоги- пенсионеры. Много лет накаплива ли они знания. И нельзя мириться с тем, что их знания и опыт, так нужные обществу, сейчас остаются втуне. Учителя-пенсионеры могут оказать большую помощь коллекти вам школ и общественным органи зациям в перестройке народного об разования, коммунистическом вос питании молодежи. Директорам школ надо подумать о том, чтобы ушедшие на отдых пре подаватели по-прежнему чувство вали себя полноправными членами трудовых коллективов, и тогда ста рость их действительно будет сча стливой. Нельзя забывать о том, что пенсионеры имеют богатый опыт и знания, которые надо сде лать достоянием каждого молодого учителя и воспитателя, В. ГОВОРУХИН. Дабровский район,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz