Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)
9 лом 1961 т„ М 135 (2115) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА р ей со в в ок р у г З ем л и Ше х ов? ЩШШ н н чем думает сто человек один стол Зайдите в комнату участка элек триков девятого строительного уп равления. и вы увидите здесь лю дей, склонившихся над шашками или играющих в домино. Хорошо, если это в обеденный перерыв, но так продолжается каждый день с утра и после обеда. Среди играю щих бывает и главный энергетик т. Шехов. Вместо того, чтобы на вести передок на строительной пло щадке, он. увлекается игрой. А на строительной площадке нет хозяйского глава. Повсюду разбро саны софиты для прогрева бетона, десятки метров голого провода, ко торый с трудом доставали зимой. Прогревные установки надо сейчас срочно ремонтировать, чтобы на ступившие холода не застали врас плох бетонщиков и электриков. Но об этом т. Шехов пока не думает. Не наладил он до сих пор и осве щение рабочих площадок. И. ШКАТОВ, рабочий СУ-9. Автор этой статьи—персональный пенсионер П. Ал живущий ныне в г. Ленинграде,—в 1929—32 годах был на работ по строительству Новолипецкого металлургическо! исполнял обязанности директора предприятия. Он один 1 руководителей строителей и производственников будуще кой Магнитки. Недавно т. Александров посетил Липецк. 11В агп ППА ЯНМ .Х....... П _____________ П _ Шофера Ли- Ш § § М й пецкой пасса- ш и 1 ж жирской авто- 9 ■ конторы Нико лая Ивановича Саталкина по праву называют миллионером: на своей машине он проехал 2 миллиона ки лометров. Это значит 50 раз обо гнуть земной шар! Саталкин пере вез 90 тысяч грузов, или около 40 тяжеловесных железнодорожных со ставов. — Я знаю Саталкина давно, еще по работе в Воронежском автотресте, — говорит начальник пассажирской автоконторы П. И. Раченко, — Это человек большой выдержки, скром ный, требовательный к себе и това рищам. Есть люди, встреча с которыми, какой бы короткой она ни была, не забывается. Что-то знакомое пока залось мне в облике Саталкина. ког да я его увидел недавно. Невольно стал припоминать, где встречал его. И вспомнил. В один из февральских дней ны нешней «мокрой» зимы я ехал на рудник. Погода стояла отвратитель ная — гололед, густой туман. Пас сажиры волновались: как же шофер поведет машину? В пределах города мостовые кое-где успели посыпать песком, и это до некоторой степени облегчало продвижение автобуса. Но на Колхозной улице ехать стало не обычайно трудно. Дорога была по крыта сплошной коркой льда, авто бус заносило то’ вправо, то влево. Однако находчивость и самооблада ние помогли водителю преодолеть опасные места и благополучно до ехать до пассажирского гаража. Во дителем был Н. И. Саталкин. Любовь к машине Николаю Ивано вичу привил отец, который в двад цатых годах был первым механиза тором в родном селе, работал на тракторе «Фордзон». Маленький Ко- Раэвигае Липецка настолько ха рактерно для советского периода в истории нашей страны, что было бы непростительно не рассказать о нем. В истории Липецка, заводов Ново липецкого, «Свободного сокола», Тракторного, Станкостроительного и других предприятий, как в капле воды, можно было бы отразить всю великолепную эпоху социалистиче ского строительства в СССР. Кое-что в этом направлении де лается, но именно только «кое-что». К тому же сделанное во многом не удовлетворяет. В тощей брошюре «Свободный сокол»- очень бегло и поверхностно описывается зарождение и деятель ность завода до первых пятилеток, мало показаны люди завода того времени. Более объемистая книга И. Глад- нева и Г. Зимина «Липецкая об ласть» тоже недостаточно глубоко отражает героические дела наших людей в годы социалистического строительства. Насколько мне известно, усилия Липецкого краеведческого музея и областного архива пока еще н е дали достаточного материала для написа ния истории Липецкой области, Ли пецка и его промышленных пред приятий., Экспозиции краеведческого музея неполны и не всегда правильно от ражают историю промышленных предприятий Липецка, а социали стическое строительство в других городах области (Елец, Лебедянь, Задонск) совсем не отражают. О Новолипецком заводе истори ческого материала мало. А выста вочный макет доменного цеха далек от действительности. В этом макете доменная печь стоит прямо на зем ле, а не на солидном высоком фун даменте. И нельзя даже догадаться, как чугун и шлак сливаются в вы сокие ковши. Показан рудный двор, к которому ни с какой стороны не подъехать. Вплотную к зданий раз ливочной машины зачем-то навале на огромная куча ископаемых не известного происхождения и назна чения. Сотрудники музея, признавая не точность макета, объяснили, что де лали его художники. Мне думается, прежде чем установить макет, сле довало бы показать его, скажем, до менщикам или главному, инженеру завода. Архивы Новолипецкого завода и вероятно других предприятий в го ды войны были эвакуированы, и значительная часть их погибла. Так утерян и хороший альбом фотогра фий по этапам строительства, охва тывающий период с 1 9 3 0 по 1 9 3 4 годы. Погиб находившийся в архиве Новолипецкого завода интересный исторический труд замечательного человека— земского врача М. И. Тру нова о металлургическом комбинате в Липецке, построенном Петром 1, Не знаю, как обстоит дело с соз данием истории заводов «Свобод ный сокол», Тракторного, Станко строительного и других, но на Но волипецком есть специальная ко миссия из 15 человек под руковод ством главного инженера В. Н. Ка- порулина, которой поручено это де ло. В беседе с руководителем комис сии я выяснил, что по существу работа эта еще не начиналась, а сам В. Н. Еапорулин, по его словам, предполагает заняться историей за вода, когда уйдет на пенсию. Конечно, главному инженеру, как и директору завода, заниматься ис торией завода нет времени. Это де ло следует поручить другим лю дям, которые работали бы под руко водством парторганизации, дирек тора и главного инженера. В последние годы на многих предприятиях страны пишутся ис тории фабрик и заводов, создаются заводские музеи. Такая работа про водится в Ленинграде, Москве и других городах СССР. Удачной она бывает обычно тогда, когда на пред приятиях находятся энтузиасты это го дела, работающие на заводе и хо рошо знающие его, которые посте пенно собирают и приводят в поря док архивные материалы, представ ляющие исторический интерес. Они вступают в переписку с бывшими работниками завода, берут материа лы из семейных архивов (докумен ты, фото, разные экспонаты и пр.), записывают воспоминания старых производственников, связываются с учреждениями, работают в архивах и библиотеках и накапливают цен ные сведения по истории своего завода. Затем к делу приступают специалисты: квалифицированные историки, писатели, журналисты и обрабатывают накопленные матери алы, готовят их для издания. Так, на Кировском и других заво дах Ленинграда уже издано немало хороших книг по истории предприя тий. Этот опыт можно бы использо вать и на заводах Липецкой обла сти. Нужно усилить работу областных архивов, краеведческого музея по созданию полноценных трудов по истории липецких предприятий и Липецка. , Надо разбудить интерес к исто рии своих предприятий среди рабо чих, привлечь внимание руководи телей предприятий, партийных, профсоюзных и комсомольских орга низаций к этому большому и важ ному делу. П. АЛЕКСАНДРОВ, персональный пенсионер. ля настойчиво изучал машину, а по окончании семилетки стал работать трактористом в Добринской МТС. От туда его командировали в Верхне- Карачанский район на курсы шофе ров, которые он успешно закончил. — Это было двадцать пять лет назад, 28 мая 193 6 года, — расска зывает Николай Иванович. Двадцать четыре года Саталкин проработал шофером на грузовых машинах, из них девятнадцати лет в добринских автогрузовых хозяйст вах и пять лет на фронте Великой Отечественной войны. Вот уже год; как он является водителем автобуса в Липецке. За 26 лет работы шофер Н. И. Саталкин не допустил ни одной ава рии, ни одной поломки машины, ни когда не имел взыскания. Чем это объяснить? Может быть, простой случайностью? Нет. Это — результат постоянного, умелого и заботливого ухода за машиной, от личного знания техники и правил движения... Николай Иванович пригласил ме ня к себе домой в село Коровино. На пороге нас приветливо встретила его жена — Василиса Васильевна. В будущем году супруги будут отме чать серебряную свадьбу. — Вот наши дети, — сказала она и не без гордости показала на фото графии сына и дочери. Они полу чили высшее образование-. Сын — преподаватель, дочь — зубной врач. Хочется, чтобы о таких хороших людях, как Саталкин, знали все. Вот почему я и решил написать о нем, М. КИРИН. Где купить кисть? Работники торгующих организа ций вероятно не раз . встречали в живописных местах нашего города людей с мольбертами. Это— худож ники, чаще всего любители, отдаю щие живописи и рисованию часы своего досуга. Их запросы очень несложны — были бы кисти, краски, карандаши. Но вот беда — даже такие незна чительные потребности художников очень плохо удовлетворяются город скими торгующими организациями. Мне недавно пришлось объехать ®се магазины культтоваров Липецка в поисках самой элементарной при надлежности — кисточки, и я не смогла найти ее. Не удивительно ли — в областном центре нельзя разыскать обыкновенной 30-копееч ной акварельной кисточки! Так обстоит дело, к сожалению, не только с кистями. Нет в мага зинах крупноразмерной бумаги для рисования, невозможно купить уголь, сангину, рисовальную доску. Г. ГОЛОВАНОВА. Шесть лет назад Наталия Кузнецова после окончания Саратов ского технического училища приехала в Липецк. Она работала кра новщицей на строительстве Дома Советов, цеха холодного проката Новолипецкого металлургического завода. Сейчас передовая произ водственница успешно трудится на сооружении жилых домов в об ластном центре. Бригада, которую обслуживает ее кран, выполняет норму выработки на 160 процентов. На снимке: Н. Кузнецова. > > ! Фото Л. Черкашина. НЕ ПОДВОДИТЕ НАС! Станция Еазинка первой в обла сти завоевала звание предприятия коммунистического труда. Мы доби лись хороших производственных ус пехов и стремимся наращивать тем пы работы. К сожалению, в последнее время нам это не удается, потому что про стои вагонов на подъездных путях растут из месяца в месяц. Напри мер, в мае прошлого года простой ва гонов под грузовыми операциями на подъездных путях составил 13,2 ча са, а в мае нынешнего года— 2 4 ча са, в то же время в целом по стан ции простой вагонов был 2 1 ,2 часа, сейчас— 31 час. Особенно долго сто ят вагоны под выгрузкой. Нас не может не интересовать, что думают об этом железнодорожники Новолипецкого металлургического, завода Й раборйкй треста «Липецк- сгрой», которые принимают и от правляют ..грузы через нашу стан цию? Ведь под угрозой срыва оказа лось наше обязательство в честь XXII съезда КПСС. Но мы не можем этого допустить. Разведчикам буду щего не к лицу отступать. Мы обращаемся с просьбой к ру ководителям Новолипецкого завода и треста «Липецкстрой», ко всем ра ботникам транспорта этих предпри ятий:— не подводите нас! Примите меры к сокращению простоев ваго нов. Давайте помогать друг другу в работе и добиваться общего успеха. Письмо подписали 19 рабочих станции Казинка — стрелочни ки, составители поездов, сцепщи ки вагонов, весовщики, товарные кассиры, списчики вагонов, баш мачники. Равнодушие В полдень у входа в столовую Центрального отделения совхоза имени Льва Толстого Лев-Толстов- ского района мы встретили группу рабочих, торопящихся на обед. Они обменивались шутками, весело сме ялись, обсуждая какое-то недавнее происшествие на работе. В дверях столовой их остановила девушка в белом халате: — Столовая закрыта. Обедов нет! — Как закрыта? Ведь обеденное время только началось? — Все ^продано. Было приготов лено 4 0 обедов, и все разошлись. Исчез смех, стало не до шуток. — Ну вот, опять не успели, — разочарованно протянул кто-то. Значит, снова всухомятку придет ся... «Опять не успели» — эти слова стали привычными здесь. Они еже дневно повторяются в столовой. В Центральном отделении совхоза ра ботает свыше 4 0 0 человек, а обедов готовится в десять раз меньше. Ну, а довольны ли те, кто все-та ки успевает пообедать в столовой? Для ответа на этот вопрос достаточ но просмотреть несколько ежеднев ных меню. Они удивляют, прежде все^го, своим однообразием: здесь не найдешь овощных блюд —- винегре тов, салатов, окрошки— хотя, каза лось бы, сейчас наступило самое вре мя для зелени; редко встречаются мучные изделия, совершенно ис чезли из обихода рыбные и молочные блюда. Не практикуется отпуск обедов на дом или продажа семьям рабочих кулинарных полуфабрика тов. Более того, кондитерские изде лия, безалкогольные напитки появ ляются в столовой лишь в редких случаях. Следует к этому приба вить, что сама столовая очень ма ла. В ее обеденном зале едва вме щается четыре стола, на кухне, как* говорят, негде повернуться, а для хранения продуктов места нет вооб ще. Отсюда вполне понятны те справедливые нарекания, которые раздаются в адрес работников об щественного питания в совхозе. В чем дело? Может быть, Лев- Толстовский райпотребсоюз, которо му подчинена столовая, находится в исключительном положении и не мо жет обеспечить ее нужными продук тами? Ведь именно так и хочет пред ставить дело его председатель П. Г. Макаров. Но, как выяснилось, дирек тор совхоза С. С. Шулемин готов предоставить столовой самые разно образные продукты, куда входит и мясо, и молоко, и овощи, но сам т. Макаров ни разу не ставил перед руководством совхоза подобных во просов. Наконец, и у райпотребсою за нет никаких особых трудностей. Достаточно сказать, что выделенные ему фонды на муку, которая счи тается почему-то дефицитным про дуктом, в столовой, как правило, не выбираются. И если бы в столовую своевременно завозилось хотя бы то, чем располагает сейчас райпотреб- С'оюзовская база, общественное пи тание рабочих совхоза значительно улучшилось бы. Работники столовой Н. Батурина и К. Макарова совершенно справедли во говорят: — Мала наша столовая, тесно в ней. Но если бы руководство рай потребсоюза уделило нам больше внимания и оперативно снабжало нас продуктами, рабочие и не заметили бы этого недостатка. Мы ведь уме ем приготовить и вкусно и красиво — было бы из чего! Есть из чего! Но беда заключает ся в том, что руководители райпо требсоюза не заботятся должным об разом об обеспеченности столовой. Они, очевидно, не поняли огромного значения общественного питания, освобождающего семьи рабочих от обременительных домашних хлопот. А ведь это очень важно сейчас, в разгар полевых работ! Таково положение в единственной совхозной столовой Лев-Толетовского райпотребсоюза. Мы говорим «един ственной» потому, что в остальных двух совхозах района столовые во обще еще не открыты, В совхо зе «0‘стро-Каменский» о создании предприятия общественного пита ния пока даже не помышляют, а в совхозе имени М. Горького давно начатое строительство здания г о л о вой все еще находится в зачаточной стадии. Вопрос организации общественно го питания для работников совхозов нельзя решать такими темпами, как это делается сейчас в Лев-Толстов- ском райпотребсоюзе. По-видимому, для улучшения дела необходимо срочное вмешательство районного комитета партии и райисполкома. И. ВОРОБЬЕВ. надо было попасть на прием к врачу... Позвонили в Данков- скую автоконтору, по просили выслать авто бус, чтобы доехать хотя бы до Лебедяни, — Вообще-то автобус можно выделить, — от ветил женский голос, — но вам дорого обой дется: платить надо за оба конца... Спутники мои согла сились и на это. — Только я этих дел не решаю, — добавил женский голос, — по звоните через час глаз ному инженеру, Главный п а к в а р т и р е д е п у т а т а Депутат Краснинского сельсовета учительница К. С. Коротеева имеет в своей квартире телевизор. Телепе редачи смотрят не только члены семьи депутата. Почти каждый вечер в квартире Коротеевой бывает много односель чан, которые с большим интересом инженер удивил нас странным вопросом: — А кто это спрашивает? —» Обыкновенные люди,— отве чаем,— пассажиры, попавшие в беду. Узнав, что мы действительно «обыкновенные», главный инж енер произнес равнодушным голосом: — Никаких машин у нас нет, — и положил трубку. Звоним в райком КПСС. Ответи ла женщина, назвавшаяся Зотовой. — Может, вам специальный поезд заказать?— спросила она, — Звоните в райисполком, мы здесь не при чем, — Это вы, братцы, не туда по пали,— сказали нам из райиспол кома.—1 Не модем ничем помочь. Убедившись, что эти бездушные люди не помогут, мы взяли свои вещи и отправились пешком, Дорогая редакция! В газете ча сто печатаются очерки и заметки о людях хороших. Это отрадное яв ление. Но у нас есть еще люди другого сорта, о которых пойдет мой рассказ. Случилось это в Данкове, на аэродроме. Ввиду ненастной погоды самолеты в Липецк не полетели. Пассажиры волновались. Одни спе шили на работу, у других кончился срок командировки, третьим срочно Н а ш а п о ч т а з а н е д е л ю 290 писем поступило в редак цию за истекшую неделю. Мно гие из них посвящены вопросам социалистического соревнования тружеников промышленных пред приятий нашей области и социа листических полей. Н. ХОДЫКИН пишет о трудо вых успехах механизатора-стогек- тарника Кировского отделения совхоза «Измалковский» И. Д. Меркулова. На севе кукурузы он ежедневно выполнял полторы нормы и первым в совхозе закон чил сев. В ознаменование XXП съезда КПСС т. Меркулов взял обязательство вырастить не менее 400 центнеров зеленой массы с початками с каждого из 143 гек таров, которые обрабатывает. Сей час он производит междурядную обработку кукурузы. Доярка молочнотоварной фермы № 2 сельхозартели имени Кирова Воловского района А. Г. Багрова отлично ухаживает за закреплен ными за ней коровами и доби вается высоких надоев молока. В прошлом году она получила по 2000 килограммов молока от каж дой коровы. В этом году решила повысить надои до 2500 кило граммов. Об этом сообщает чита тель А. ПОПКОВ. Л. КОКОТКИ НА рассказывает о телятницах колхоза «Россия* Тербунского района Н. Ф. Бар ковой и А. С. Говоровой. Обе они выпаивают новорожденных телят до десятидневного возра ста, добиваются высоких приве сов. За двое суток каждый теле нок у них прибавляет в весе от 800 до 1100 граммов. «Наш коллектив,—пишет брига дир лесопильного цеха Добров- ского леспромхоза А. НАЗАРОВ, —с 1 июня встал на трудовую вахту в честь XXII съезда КПСС. Каждый рабочий дал слово вы полнить к открытию съезда свое десятимесячное производственное задание. Коллектив обязался сверх плана отремонтировать ста рую пилораму и установить две пилорамы в новом лесопильном цехе». В редакцию поступили письма с выражением горячей сердечной благодарности врачам, учителям, воспитателям и другим работни кам, отдающим силы, знания, теп лоту своего сердца на благо со ветского человека. 74-летний пенсионер — липча нин И. К. ДЕРГУНОВ от всей души благодарит участкового врача Г. М. Хныкину и врача больницы Новолипецкого медобъ- единения 3. А. Аникееву за то, что они помогли ему излечиться от очень тяжелого недуга. Большая группа матерей, дети которых учатся в Липецкой шко ле-интернате № 1, выражает бла годарность учителям и воспитате лям этой школы Е. П. Ольчук, 'В. П. Есманской и Т. А. Знамен ской за заботу и хорошее воспи тание их детей. Пишут наши читатели и о серьезных недостатках, имеющих* ся^в работе отдельных предприя тий и учреждений, в бытовом об служивании трудящихся. Группа рабочих Липецкого уп равления «Росглаввтормет» жа луется на отсутствие воды на по грузочной площадке в г. Липец ке. Рабочим негде помыться пос ле работы, и они вынуждены ез дить в трамваях в грязных спе цовках. Н. ГОРБУНОВ пишет о низ ком качестве выполнения заказов работниками фотографии № 2 г. Липецка, о невнимательности их к заказчикам. Н. АНОХИН из села Круто- горье Боринского района жалует ся на плохую работу сельского магазина. Он бывает закрытым по два—три месяца в году. В этом го ду с 1 марта и по сей день магазин на замке. Жителям села прихо дится ходить за товарами первой необходимости в другие села за 3—8 километров. За неделю получено также 118 ответов на письма, посланные в различные организации для при нятия мер. Что сделано по неопубликованным п и с ь м а м ч и т а т е л е й Группа молодежи с. Сергиевского Краснинского района написала в редакцию о том, что зав. клубом т. Каширина не организует в клубе ни каких культурно-массовых мероприятий. Из Краснинского райкома КПСС сообщили, что факты, приведенные в письме, действительно имели место. Тов. Кашириной указано на плохую постановку культурно-массовой работы. В целях оживления работы клуба проведено собрание молодежи. В настоящее время в клубе проводятся вечера художественной самодеятельности, еженедельно читаются лекции. Большую общественную работу проводит женский совет при завко ме профсоюза Тракторного завода Члены совета — жены рабочих, ин женерно-технических работников и служащих — В. В. Олешкевич, Р. И. Бринева, Л. Тюрина и другие в ка честве общественных контролеров и санитарных инспекторов активно участвуют в улучшении работы тор говой сети, санитарного состояния жилого района тракторостроителей. Члены совета часто посещают се мьи рабочих и служащих, помогают им решать различные вопросы, бо роться с пережитками прошлого в быту. Хочется пожелать нашим женщи- нам-активисткам новых успехов в их благородной бесхорыстной деятель ности на благо общества. п. ловягин , ветеран труда. Год назад в пятом отделении совхоза имени Мичурина Лебедянского ранена из-за отсутствия медицинского работника закрылся медицинский пункт. Об этом написал А. Сапронов. Из облздравотдела, куда направлялось письмо для принятия мер, нам сообщили, что в медпункт пятого отделения совхоза имени Мичурина на правлен квалифицированный фельдшер. На стройках Липецка по улицам 9 мая и 3. Космодемьянской нет буфе тов, аптечек и даже питьевой воды, рабочих нерегулярно снабжают рука вицами. ** Об этом написал в редакцию плотник СУ -2 «Жилстроя» В. Складчиков. Главный инженер треста «Жилстрой» т. Марголис в ответ на это пись мо нам сообщил, что в настоящее время все строительные объекты треста «Жилстрой» обеспечены питьевыми бачками, аптечками первой помощи, временными бытовыми помещениями. На объектах, удаленных от предпри ятий общественного питания, открыты буфеты. Спецодежда строителям зыдается по нормам. До Лебедяни добирались на по путных грузовиках и уплатили, ко нечно, любителям подзаработать за все шесть «концов». Вот какие есть еще люди в дан- ковских районных учреждениях. Н. ШАТОХИН, дежурный электрик подстанции «Северная»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz