Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

9 лом 1961 т„ М 135 (2115) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА р ей со в в ок р у г З ем л и Ше х ов? ЩШШ н н чем думает сто человек один стол Зайдите в комнату участка элек­ триков девятого строительного уп­ равления. и вы увидите здесь лю­ дей, склонившихся над шашками или играющих в домино. Хорошо, если это в обеденный перерыв, но так продолжается каждый день с утра и после обеда. Среди играю­ щих бывает и главный энергетик т. Шехов. Вместо того, чтобы на­ вести передок на строительной пло­ щадке, он. увлекается игрой. А на строительной площадке нет хозяйского глава. Повсюду разбро­ саны софиты для прогрева бетона, десятки метров голого провода, ко­ торый с трудом доставали зимой. Прогревные установки надо сейчас срочно ремонтировать, чтобы на­ ступившие холода не застали врас­ плох бетонщиков и электриков. Но об этом т. Шехов пока не думает. Не наладил он до сих пор и осве­ щение рабочих площадок. И. ШКАТОВ, рабочий СУ-9. Автор этой статьи—персональный пенсионер П. Ал живущий ныне в г. Ленинграде,—в 1929—32 годах был на работ по строительству Новолипецкого металлургическо! исполнял обязанности директора предприятия. Он один 1 руководителей строителей и производственников будуще кой Магнитки. Недавно т. Александров посетил Липецк. 11В агп ППА ЯНМ .Х....... П _____________ П _ Шофера Ли- Ш § § М й пецкой пасса- ш и 1 ж жирской авто- 9 ■ конторы Нико­ лая Ивановича Саталкина по праву называют миллионером: на своей машине он проехал 2 миллиона ки­ лометров. Это значит 50 раз обо­ гнуть земной шар! Саталкин пере­ вез 90 тысяч грузов, или около 40 тяжеловесных железнодорожных со­ ставов. — Я знаю Саталкина давно, еще по работе в Воронежском автотресте, — говорит начальник пассажирской автоконторы П. И. Раченко, — Это человек большой выдержки, скром­ ный, требовательный к себе и това­ рищам. Есть люди, встреча с которыми, какой бы короткой она ни была, не забывается. Что-то знакомое пока­ залось мне в облике Саталкина. ког­ да я его увидел недавно. Невольно стал припоминать, где встречал его. И вспомнил. В один из февральских дней ны­ нешней «мокрой» зимы я ехал на рудник. Погода стояла отвратитель­ ная — гололед, густой туман. Пас­ сажиры волновались: как же шофер поведет машину? В пределах города мостовые кое-где успели посыпать песком, и это до некоторой степени облегчало продвижение автобуса. Но на Колхозной улице ехать стало не­ обычайно трудно. Дорога была по­ крыта сплошной коркой льда, авто­ бус заносило то’ вправо, то влево. Однако находчивость и самооблада­ ние помогли водителю преодолеть опасные места и благополучно до­ ехать до пассажирского гаража. Во­ дителем был Н. И. Саталкин. Любовь к машине Николаю Ивано­ вичу привил отец, который в двад­ цатых годах был первым механиза­ тором в родном селе, работал на тракторе «Фордзон». Маленький Ко- Раэвигае Липецка настолько ха­ рактерно для советского периода в истории нашей страны, что было бы непростительно не рассказать о нем. В истории Липецка, заводов Ново­ липецкого, «Свободного сокола», Тракторного, Станкостроительного и других предприятий, как в капле воды, можно было бы отразить всю великолепную эпоху социалистиче­ ского строительства в СССР. Кое-что в этом направлении де­ лается, но именно только «кое-что». К тому же сделанное во многом не удовлетворяет. В тощей брошюре «Свободный сокол»- очень бегло и поверхностно описывается зарождение и деятель­ ность завода до первых пятилеток, мало показаны люди завода того времени. Более объемистая книга И. Глад- нева и Г. Зимина «Липецкая об­ ласть» тоже недостаточно глубоко отражает героические дела наших людей в годы социалистического строительства. Насколько мне известно, усилия Липецкого краеведческого музея и областного архива пока еще н е дали достаточного материала для написа­ ния истории Липецкой области, Ли­ пецка и его промышленных пред­ приятий., Экспозиции краеведческого музея неполны и не всегда правильно от­ ражают историю промышленных предприятий Липецка, а социали­ стическое строительство в других городах области (Елец, Лебедянь, Задонск) совсем не отражают. О Новолипецком заводе истори­ ческого материала мало. А выста­ вочный макет доменного цеха далек от действительности. В этом макете доменная печь стоит прямо на зем­ ле, а не на солидном высоком фун­ даменте. И нельзя даже догадаться, как чугун и шлак сливаются в вы­ сокие ковши. Показан рудный двор, к которому ни с какой стороны не подъехать. Вплотную к зданий раз­ ливочной машины зачем-то навале­ на огромная куча ископаемых не­ известного происхождения и назна­ чения. Сотрудники музея, признавая не­ точность макета, объяснили, что де­ лали его художники. Мне думается, прежде чем установить макет, сле­ довало бы показать его, скажем, до­ менщикам или главному, инженеру завода. Архивы Новолипецкого завода и вероятно других предприятий в го­ ды войны были эвакуированы, и значительная часть их погибла. Так утерян и хороший альбом фотогра­ фий по этапам строительства, охва­ тывающий период с 1 9 3 0 по 1 9 3 4 годы. Погиб находившийся в архиве Новолипецкого завода интересный исторический труд замечательного человека— земского врача М. И. Тру­ нова о металлургическом комбинате в Липецке, построенном Петром 1, Не знаю, как обстоит дело с соз­ данием истории заводов «Свобод­ ный сокол», Тракторного, Станко­ строительного и других, но на Но­ волипецком есть специальная ко­ миссия из 15 человек под руковод­ ством главного инженера В. Н. Ка- порулина, которой поручено это де­ ло. В беседе с руководителем комис­ сии я выяснил, что по существу работа эта еще не начиналась, а сам В. Н. Еапорулин, по его словам, предполагает заняться историей за­ вода, когда уйдет на пенсию. Конечно, главному инженеру, как и директору завода, заниматься ис­ торией завода нет времени. Это де­ ло следует поручить другим лю­ дям, которые работали бы под руко­ водством парторганизации, дирек­ тора и главного инженера. В последние годы на многих предприятиях страны пишутся ис­ тории фабрик и заводов, создаются заводские музеи. Такая работа про­ водится в Ленинграде, Москве и других городах СССР. Удачной она бывает обычно тогда, когда на пред­ приятиях находятся энтузиасты это­ го дела, работающие на заводе и хо­ рошо знающие его, которые посте­ пенно собирают и приводят в поря­ док архивные материалы, представ­ ляющие исторический интерес. Они вступают в переписку с бывшими работниками завода, берут материа­ лы из семейных архивов (докумен­ ты, фото, разные экспонаты и пр.), записывают воспоминания старых производственников, связываются с учреждениями, работают в архивах и библиотеках и накапливают цен­ ные сведения по истории своего завода. Затем к делу приступают специалисты: квалифицированные историки, писатели, журналисты и обрабатывают накопленные матери­ алы, готовят их для издания. Так, на Кировском и других заво­ дах Ленинграда уже издано немало хороших книг по истории предприя­ тий. Этот опыт можно бы использо­ вать и на заводах Липецкой обла­ сти. Нужно усилить работу областных архивов, краеведческого музея по созданию полноценных трудов по истории липецких предприятий и Липецка. , Надо разбудить интерес к исто­ рии своих предприятий среди рабо­ чих, привлечь внимание руководи­ телей предприятий, партийных, профсоюзных и комсомольских орга­ низаций к этому большому и важ­ ному делу. П. АЛЕКСАНДРОВ, персональный пенсионер. ля настойчиво изучал машину, а по окончании семилетки стал работать трактористом в Добринской МТС. От­ туда его командировали в Верхне- Карачанский район на курсы шофе­ ров, которые он успешно закончил. — Это было двадцать пять лет назад, 28 мая 193 6 года, — расска­ зывает Николай Иванович. Двадцать четыре года Саталкин проработал шофером на грузовых машинах, из них девятнадцати лет в добринских автогрузовых хозяйст­ вах и пять лет на фронте Великой Отечественной войны. Вот уже год; как он является водителем автобуса в Липецке. За 26 лет работы шофер Н. И. Саталкин не допустил ни одной ава­ рии, ни одной поломки машины, ни­ когда не имел взыскания. Чем это объяснить? Может быть, простой случайностью? Нет. Это — результат постоянного, умелого и заботливого ухода за машиной, от­ личного знания техники и правил движения... Николай Иванович пригласил ме­ ня к себе домой в село Коровино. На пороге нас приветливо встретила его жена — Василиса Васильевна. В будущем году супруги будут отме­ чать серебряную свадьбу. — Вот наши дети, — сказала она и не без гордости показала на фото­ графии сына и дочери. Они полу­ чили высшее образование-. Сын — преподаватель, дочь — зубной врач. Хочется, чтобы о таких хороших людях, как Саталкин, знали все. Вот почему я и решил написать о нем, М. КИРИН. Где купить кисть? Работники торгующих организа­ ций вероятно не раз . встречали в живописных местах нашего города людей с мольбертами. Это— худож­ ники, чаще всего любители, отдаю­ щие живописи и рисованию часы своего досуга. Их запросы очень несложны — были бы кисти, краски, карандаши. Но вот беда — даже такие незна­ чительные потребности художников очень плохо удовлетворяются город­ скими торгующими организациями. Мне недавно пришлось объехать ®се магазины культтоваров Липецка в поисках самой элементарной при­ надлежности — кисточки, и я не смогла найти ее. Не удивительно ли — в областном центре нельзя разыскать обыкновенной 30-копееч­ ной акварельной кисточки! Так обстоит дело, к сожалению, не только с кистями. Нет в мага­ зинах крупноразмерной бумаги для рисования, невозможно купить уголь, сангину, рисовальную доску. Г. ГОЛОВАНОВА. Шесть лет назад Наталия Кузнецова после окончания Саратов­ ского технического училища приехала в Липецк. Она работала кра­ новщицей на строительстве Дома Советов, цеха холодного проката Новолипецкого металлургического завода. Сейчас передовая произ­ водственница успешно трудится на сооружении жилых домов в об­ ластном центре. Бригада, которую обслуживает ее кран, выполняет норму выработки на 160 процентов. На снимке: Н. Кузнецова. > > ! Фото Л. Черкашина. НЕ ПОДВОДИТЕ НАС! Станция Еазинка первой в обла­ сти завоевала звание предприятия коммунистического труда. Мы доби­ лись хороших производственных ус­ пехов и стремимся наращивать тем­ пы работы. К сожалению, в последнее время нам это не удается, потому что про­ стои вагонов на подъездных путях растут из месяца в месяц. Напри­ мер, в мае прошлого года простой ва­ гонов под грузовыми операциями на подъездных путях составил 13,2 ча­ са, а в мае нынешнего года— 2 4 ча­ са, в то же время в целом по стан­ ции простой вагонов был 2 1 ,2 часа, сейчас— 31 час. Особенно долго сто­ ят вагоны под выгрузкой. Нас не может не интересовать, что думают об этом железнодорожники Новолипецкого металлургического, завода Й раборйкй треста «Липецк- сгрой», которые принимают и от­ правляют ..грузы через нашу стан­ цию? Ведь под угрозой срыва оказа­ лось наше обязательство в честь XXII съезда КПСС. Но мы не можем этого допустить. Разведчикам буду­ щего не к лицу отступать. Мы обращаемся с просьбой к ру­ ководителям Новолипецкого завода и треста «Липецкстрой», ко всем ра­ ботникам транспорта этих предпри­ ятий:— не подводите нас! Примите меры к сокращению простоев ваго­ нов. Давайте помогать друг другу в работе и добиваться общего успеха. Письмо подписали 19 рабочих станции Казинка — стрелочни­ ки, составители поездов, сцепщи­ ки вагонов, весовщики, товарные кассиры, списчики вагонов, баш­ мачники. Равнодушие В полдень у входа в столовую Центрального отделения совхоза имени Льва Толстого Лев-Толстов- ского района мы встретили группу рабочих, торопящихся на обед. Они обменивались шутками, весело сме­ ялись, обсуждая какое-то недавнее происшествие на работе. В дверях столовой их остановила девушка в белом халате: — Столовая закрыта. Обедов нет! — Как закрыта? Ведь обеденное время только началось? — Все ^продано. Было приготов­ лено 4 0 обедов, и все разошлись. Исчез смех, стало не до шуток. — Ну вот, опять не успели, — разочарованно протянул кто-то. Значит, снова всухомятку придет­ ся... «Опять не успели» — эти слова стали привычными здесь. Они еже­ дневно повторяются в столовой. В Центральном отделении совхоза ра­ ботает свыше 4 0 0 человек, а обедов готовится в десять раз меньше. Ну, а довольны ли те, кто все-та­ ки успевает пообедать в столовой? Для ответа на этот вопрос достаточ­ но просмотреть несколько ежеднев­ ных меню. Они удивляют, прежде все^го, своим однообразием: здесь не найдешь овощных блюд —- винегре­ тов, салатов, окрошки— хотя, каза­ лось бы, сейчас наступило самое вре­ мя для зелени; редко встречаются мучные изделия, совершенно ис­ чезли из обихода рыбные и молочные блюда. Не практикуется отпуск обедов на дом или продажа семьям рабочих кулинарных полуфабрика­ тов. Более того, кондитерские изде­ лия, безалкогольные напитки появ­ ляются в столовой лишь в редких случаях. Следует к этому приба­ вить, что сама столовая очень ма­ ла. В ее обеденном зале едва вме­ щается четыре стола, на кухне, как* говорят, негде повернуться, а для хранения продуктов места нет вооб­ ще. Отсюда вполне понятны те справедливые нарекания, которые раздаются в адрес работников об­ щественного питания в совхозе. В чем дело? Может быть, Лев- Толстовский райпотребсоюз, которо­ му подчинена столовая, находится в исключительном положении и не мо­ жет обеспечить ее нужными продук­ тами? Ведь именно так и хочет пред­ ставить дело его председатель П. Г. Макаров. Но, как выяснилось, дирек­ тор совхоза С. С. Шулемин готов предоставить столовой самые разно­ образные продукты, куда входит и мясо, и молоко, и овощи, но сам т. Макаров ни разу не ставил перед руководством совхоза подобных во­ просов. Наконец, и у райпотребсою­ за нет никаких особых трудностей. Достаточно сказать, что выделенные ему фонды на муку, которая счи­ тается почему-то дефицитным про­ дуктом, в столовой, как правило, не выбираются. И если бы в столовую своевременно завозилось хотя бы то, чем располагает сейчас райпотреб- С'оюзовская база, общественное пи­ тание рабочих совхоза значительно улучшилось бы. Работники столовой Н. Батурина и К. Макарова совершенно справедли­ во говорят: — Мала наша столовая, тесно в ней. Но если бы руководство рай­ потребсоюза уделило нам больше внимания и оперативно снабжало нас продуктами, рабочие и не заметили бы этого недостатка. Мы ведь уме­ ем приготовить и вкусно и красиво — было бы из чего! Есть из чего! Но беда заключает­ ся в том, что руководители райпо­ требсоюза не заботятся должным об­ разом об обеспеченности столовой. Они, очевидно, не поняли огромного значения общественного питания, освобождающего семьи рабочих от обременительных домашних хлопот. А ведь это очень важно сейчас, в разгар полевых работ! Таково положение в единственной совхозной столовой Лев-Толетовского райпотребсоюза. Мы говорим «един­ ственной» потому, что в остальных двух совхозах района столовые во­ обще еще не открыты, В совхо­ зе «0‘стро-Каменский» о создании предприятия общественного пита­ ния пока даже не помышляют, а в совхозе имени М. Горького давно начатое строительство здания г о л о ­ вой все еще находится в зачаточной стадии. Вопрос организации общественно­ го питания для работников совхозов нельзя решать такими темпами, как это делается сейчас в Лев-Толстов- ском райпотребсоюзе. По-видимому, для улучшения дела необходимо срочное вмешательство районного комитета партии и райисполкома. И. ВОРОБЬЕВ. надо было попасть на прием к врачу... Позвонили в Данков- скую автоконтору, по­ просили выслать авто­ бус, чтобы доехать хотя бы до Лебедяни, — Вообще-то автобус можно выделить, — от­ ветил женский голос, — но вам дорого обой­ дется: платить надо за оба конца... Спутники мои согла­ сились и на это. — Только я этих дел не решаю, — добавил женский голос, — по­ звоните через час глаз­ ному инженеру, Главный п а к в а р т и р е д е п у т а т а Депутат Краснинского сельсовета учительница К. С. Коротеева имеет в своей квартире телевизор. Телепе­ редачи смотрят не только члены семьи депутата. Почти каждый вечер в квартире Коротеевой бывает много односель­ чан, которые с большим интересом инженер удивил нас странным вопросом: — А кто это спрашивает? —» Обыкновенные люди,— отве­ чаем,— пассажиры, попавшие в беду. Узнав, что мы действительно «обыкновенные», главный инж енер произнес равнодушным голосом: — Никаких машин у нас нет, — и положил трубку. Звоним в райком КПСС. Ответи­ ла женщина, назвавшаяся Зотовой. — Может, вам специальный поезд заказать?— спросила она, — Звоните в райисполком, мы здесь не при чем, — Это вы, братцы, не туда по­ пали,— сказали нам из райиспол­ кома.—1 Не модем ничем помочь. Убедившись, что эти бездушные люди не помогут, мы взяли свои вещи и отправились пешком, Дорогая редакция! В газете ча­ сто печатаются очерки и заметки о людях хороших. Это отрадное яв­ ление. Но у нас есть еще люди другого сорта, о которых пойдет мой рассказ. Случилось это в Данкове, на аэродроме. Ввиду ненастной погоды самолеты в Липецк не полетели. Пассажиры волновались. Одни спе­ шили на работу, у других кончился срок командировки, третьим срочно Н а ш а п о ч т а з а н е д е л ю 290 писем поступило в редак­ цию за истекшую неделю. Мно­ гие из них посвящены вопросам социалистического соревнования тружеников промышленных пред­ приятий нашей области и социа­ листических полей. Н. ХОДЫКИН пишет о трудо­ вых успехах механизатора-стогек- тарника Кировского отделения совхоза «Измалковский» И. Д. Меркулова. На севе кукурузы он ежедневно выполнял полторы нормы и первым в совхозе закон­ чил сев. В ознаменование XXП съезда КПСС т. Меркулов взял обязательство вырастить не менее 400 центнеров зеленой массы с початками с каждого из 143 гек­ таров, которые обрабатывает. Сей­ час он производит междурядную обработку кукурузы. Доярка молочнотоварной фермы № 2 сельхозартели имени Кирова Воловского района А. Г. Багрова отлично ухаживает за закреплен­ ными за ней коровами и доби­ вается высоких надоев молока. В прошлом году она получила по 2000 килограммов молока от каж­ дой коровы. В этом году решила повысить надои до 2500 кило­ граммов. Об этом сообщает чита­ тель А. ПОПКОВ. Л. КОКОТКИ НА рассказывает о телятницах колхоза «Россия* Тербунского района Н. Ф. Бар­ ковой и А. С. Говоровой. Обе они выпаивают новорожденных телят до десятидневного возра­ ста, добиваются высоких приве­ сов. За двое суток каждый теле­ нок у них прибавляет в весе от 800 до 1100 граммов. «Наш коллектив,—пишет брига­ дир лесопильного цеха Добров- ского леспромхоза А. НАЗАРОВ, —с 1 июня встал на трудовую вахту в честь XXII съезда КПСС. Каждый рабочий дал слово вы­ полнить к открытию съезда свое десятимесячное производственное задание. Коллектив обязался сверх плана отремонтировать ста­ рую пилораму и установить две пилорамы в новом лесопильном цехе». В редакцию поступили письма с выражением горячей сердечной благодарности врачам, учителям, воспитателям и другим работни­ кам, отдающим силы, знания, теп­ лоту своего сердца на благо со­ ветского человека. 74-летний пенсионер — липча­ нин И. К. ДЕРГУНОВ от всей души благодарит участкового врача Г. М. Хныкину и врача больницы Новолипецкого медобъ- единения 3. А. Аникееву за то, что они помогли ему излечиться от очень тяжелого недуга. Большая группа матерей, дети которых учатся в Липецкой шко­ ле-интернате № 1, выражает бла­ годарность учителям и воспитате­ лям этой школы Е. П. Ольчук, 'В. П. Есманской и Т. А. Знамен­ ской за заботу и хорошее воспи­ тание их детей. Пишут наши читатели и о серьезных недостатках, имеющих* ся^в работе отдельных предприя­ тий и учреждений, в бытовом об­ служивании трудящихся. Группа рабочих Липецкого уп­ равления «Росглаввтормет» жа­ луется на отсутствие воды на по­ грузочной площадке в г. Липец­ ке. Рабочим негде помыться пос­ ле работы, и они вынуждены ез­ дить в трамваях в грязных спе­ цовках. Н. ГОРБУНОВ пишет о низ­ ком качестве выполнения заказов работниками фотографии № 2 г. Липецка, о невнимательности их к заказчикам. Н. АНОХИН из села Круто- горье Боринского района жалует­ ся на плохую работу сельского магазина. Он бывает закрытым по два—три месяца в году. В этом го­ ду с 1 марта и по сей день магазин на замке. Жителям села прихо дится ходить за товарами первой необходимости в другие села за 3—8 километров. За неделю получено также 118 ответов на письма, посланные в различные организации для при­ нятия мер. Что сделано по неопубликованным п и с ь м а м ч и т а т е л е й Группа молодежи с. Сергиевского Краснинского района написала в редакцию о том, что зав. клубом т. Каширина не организует в клубе ни­ каких культурно-массовых мероприятий. Из Краснинского райкома КПСС сообщили, что факты, приведенные в письме, действительно имели место. Тов. Кашириной указано на плохую постановку культурно-массовой работы. В целях оживления работы клуба проведено собрание молодежи. В настоящее время в клубе проводятся вечера художественной самодеятельности, еженедельно читаются лекции. Большую общественную работу проводит женский совет при завко­ ме профсоюза Тракторного завода Члены совета — жены рабочих, ин­ женерно-технических работников и служащих — В. В. Олешкевич, Р. И. Бринева, Л. Тюрина и другие в ка­ честве общественных контролеров и санитарных инспекторов активно участвуют в улучшении работы тор­ говой сети, санитарного состояния жилого района тракторостроителей. Члены совета часто посещают се­ мьи рабочих и служащих, помогают им решать различные вопросы, бо­ роться с пережитками прошлого в быту. Хочется пожелать нашим женщи- нам-активисткам новых успехов в их благородной бесхорыстной деятель­ ности на благо общества. п. ловягин , ветеран труда. Год назад в пятом отделении совхоза имени Мичурина Лебедянского ранена из-за отсутствия медицинского работника закрылся медицинский пункт. Об этом написал А. Сапронов. Из облздравотдела, куда направлялось письмо для принятия мер, нам сообщили, что в медпункт пятого отделения совхоза имени Мичурина на­ правлен квалифицированный фельдшер. На стройках Липецка по улицам 9 мая и 3. Космодемьянской нет буфе­ тов, аптечек и даже питьевой воды, рабочих нерегулярно снабжают рука­ вицами. ** Об этом написал в редакцию плотник СУ -2 «Жилстроя» В. Складчиков. Главный инженер треста «Жилстрой» т. Марголис в ответ на это пись­ мо нам сообщил, что в настоящее время все строительные объекты треста «Жилстрой» обеспечены питьевыми бачками, аптечками первой помощи, временными бытовыми помещениями. На объектах, удаленных от предпри­ ятий общественного питания, открыты буфеты. Спецодежда строителям зыдается по нормам. До Лебедяни добирались на по­ путных грузовиках и уплатили, ко­ нечно, любителям подзаработать за все шесть «концов». Вот какие есть еще люди в дан- ковских районных учреждениях. Н. ШАТОХИН, дежурный электрик подстанции «Северная»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz