Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

6 июня 1961 г., к 130 (2 1 1 0 ) Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ - У Р Е Л И Г И Я - О П И У М Н Я Р О Д Я „ЛЕНИНСКОМЗНАМЕНИ й. *♦♦♦♦♦*»»« »♦» ' «Чем ярче -ет, тем рез­ че тени», — говорят в на­ роде. Чем ве- личественн е е И маши дости­ жения « борь­ бе за комму­ низм, тем с большей резкостью выступают темные пятна про­ шлого на фоне нашей жизни, тем нетерпимее они становятся. За годы Советской власти количество верующих и влия­ ние религии в нашей стране сильно уменьшились, да и сама религия стала иной. Лишившись прежней социальной базы, она стала пережитком прошлого, не имеющим глубоких кор­ ней в реальной действительности. Однако было бы неверно закрывать глаза на то, что в нашей стране и сейчас еще имеется немало верующих лю­ дей. Они ходят в церковь, справляют религиозные праздни­ ки и обряды, стараются воспитывать своих детей в религи­ озном духе. Есть факты, которым трудно даже поверить: газеты сообщают о деятельности всякого рода изуверских сект, об убийствах и самоубийствах на религиозной почве, об «отшельниках», «молчальниках», кликушах, «ясновидцах», знахарях, «пророках» и т. п. Влияние религии наносит существенный вред делу строи­ тельства коммунизма. Религиозные пережитки отвлекают внимание людей от актуальных задач, выдвигаемых жизнью, Коммунистической партией. Суеверия и предрассудки меша­ ют верующим стать сознательными, активными строителя­ ми коммунизма. Религия оказывает тлетворное влияние и на подрастающее поколение. Журнал «Наука и религия» призван со всем этим бороть­ ся. На страницах журнала печатаются статьи, освещающие достижения науки и техники, разоблачающие неправильные представления о происхождении Земли, человека, животных, строении Вселенной. Большое внимание уделяет журнал критике так называемых «священных книг» — библии, ко­ рана, талмуда. В журнале помещаются материалы в по­ мощь учителю, школе, показывающие, как надо вести науч­ но-атеистическую работу среди молодежи. Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей ряд % материалов, подготовленных для «Ленинского знамени» ре- $ дакцией журнала «Наука и религия». % ☆ ' ☆ „ВЕЩЕСТВЕННЫЕ СТРАСТЕЙ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА" ГОСПОДНИХ Очень любопытно, что из ог­ ромного количества «реликвий» ни­ когда не существовавшего Христа абсолютное большинство иллюст­ рирует конец его жизни. Безропотное терпение и покор­ ность — высшие добродетели хри­ стианина, учит церковь. Поэтому мученическая смерть Христа зани­ мает такое огромное место в хри­ стианской религии. Верующим со всеми подробностями рисуют кар­ тину страстей (страданий) господ­ них, якобы пережитых им, и вы­ водят из нее такую простую мо­ раль: «Христос терпел и нам ве­ лел». Чтобы растрогать верующих и внушить им, что их страдания ни­ что по сравнению со страданиями Христа, отцы церкви рисуют такую картину: Иисуса обнажили до поя­ са, привязали к столбу и хлестали прутьями и воловьими жилами. «Столб бичевания» хранится в Риме, куда он был перевезен, если верить надписи, в 13 веке. Но это нисколько не мешает духовенству Иерусалима показывать тот же столб («единственный и подлин­ ный»!) у себя в городе. Чем был привязан Христос к столбу, в евангелии точно не указано. Пото­ му, в «святой капелле» в Пари- ДВА КАЛЕНДАРЯ Передо мной два календаря. Первый— «Летопись штурма Все­ ленной». Он напечатан в газете «Правда» в те дни, когда все чело­ вечество с восхищением приветст­ вовало исторический подвиг совет­ ского народа, его замечательных ученых, инженеров и рабочих, по­ славших в космос первый космиче­ ский корабль с летчиком Юрием Гагариным на борту. Второй календарь— ежегодное из­ дание Московской патриархии. Объ­ емистая брошюра крупного формата, заключенная в цветную обложку, на которой, в окружении затейли­ вых орнаментов, старинным шриф­ том выведено: «Православный цер­ ковный календарь на 1 9 6 1 год». Против каждой даты обозначены церковные службы, которые пола­ гается совершать в православных храмах, проставлены имена «свя­ тых», которых надлежит поминать в этот день. Два календаря — два ряда со­ бытий, по своему смыслу и значе­ нию резко противоположных, несов­ местимых. 4 октября 1 9 5 7 года. Начало космической эры человечества. Впервые за тысячи лет человече­ ской истории и за миллиапды лет существования нашей планеты в небе над Землей засияла звезда, созданная руками человека. Около 1 4 0 0 оборотов совершил искусст­ венный спутник там, где, по словам библии, была создана богом «небес­ ная твердь». Человеческий разум, свободный от религиозных пут, добился одной из величайших своих побед... А в этот день под сводами православ- ных храмов церковники провозгла­ шали библейское изречение в честь одного из многочисленных «святи­ телей»: «Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибоч­ ны»., Слова эти, наполненные ос­ корбительным неверием в творче­ ские силы человека, звучали в церквах и молитвенных домах как раз в те самые минуты, когда над их колокольнями и крестами проле­ тал плод «нетвердых помышлений смертных», плод их «ошибочных мыслей». Ровно через месяц, 3 ноября 1 9 5 7 года, вслед за первым спут­ ником последовал второй. На борту его была собака Лайка — первое живое существо, проникшее в кос­ мическое пространство. В тот день в православных церквах в честь другого «святителя» прозвучали унылые слова: «Ибо в руке его (бога) и мы, и слова наши, и вся­ кое разумение, и искусство дела­ ния». Если верить библии, откуда взя­ то это «откровение», то нельзя не признать, что христианский бог — существо весьма странное. Взял да и опроверг собственные «заповеди» и «откровения» «разумением и ис­ кусством делания» атеистов — лю­ дей, начисто его отрицающих! По­ истине, пути господни неисповеди­ мы!.. 15 мая 1 9 5 8 года. Запушен тре­ тий искусственный спутник, вес ко­ торого превысил вес космического первенца в 15 раз! 2 января 1 9 5 9 года. Впервые в истории Земли летательный аппа­ рат, созданный человеческими ру­ ками, полностью преодолел земное притяжение и, пройдя в непосред­ ственной близости от Л у н ы , пре­ вратился в икусотвениую планету Солнечной системы. 12 сентября 1 9 5 9 года советские ученые запустили ракету в сторону Луны. На вторые сутки полета по­ следняя ступень космической раке­ ты доставила на лунную поверх­ ность вымпел с гербом нашей Ро­ дины. В человеческом языке по­ явилось непривычное, но совершен­ но точное слово — «прилуниться». «Блаженны нищие духом»,— про­ возглашали в этот день, как и обычно, в православных хоамах. «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых: и немошное ми­ ра избрал бог, чтобы посрамить сильное... Для того, чтобы никакая плоть не хвалилась перед богом». 4 октября 195 9 года с советской земли стартовала третья космиче­ ская ракета с автоматической стан­ цией на борту. Эта станция сфото­ графировала невидимую до сих пор сторону Луны и передала по теле­ видению фотоснимки на Землю. 15 мая 1 9 6 0 года в «небесном царстве» начал стремительный по­ лет вокруг Земли первый в мире советский космический корабль. В лавине восторженных откли­ ков, которая затопила в те дни страницы газет и журналов всех стран мира, программы всех радио- и телевизионных передач, чаще других звучали слова — «чудо», «чудесно». И в самом деле! Пер­ вый искусственный спутник Зем­ ли, вымпел на Луне, Фотография обратной стороны Луны, полет пер­ вого человека в космическое про­ странство — разве каждое из этих свершений нельзя назвать подлин­ ным чудом?! Да, это настоящие чудеса, но чудеса человеческого ума и мужества, а не вымышленные божественные чудеса. В них. при всей их невероятности, нет ничего сверхъестественного, мистического, «потустороннего», Летопись космических завоева­ ний — это «календарь чудес». Но на такое же название претендует и «Православный церковный кален­ дарь», ибо в нем полным-полно упоминаний о всевозможных рели­ гиозных «чудесах» — либо о биб­ лейских, либо о сказочных событи­ ях в «житиях» почитаемых в этот день «святых». Ч у д о т в о р н ы й т а м п о н Не проходит и нескольких м е­ сяцев, чтобы ватиканская братия во Христе не попала в какую-ни­ будь скандальную историю. Ге­ роем одной из последних сенса­ ций оказался монах Пио да Пет- ральчино, который давно уже был известен своими «чудотворными» реликвиями, которые будто бы приносили исцеление от самых страшных недугов. Прослышав об этом, к Петраль- чино обратилась некая состоя­ тельная американка, сын которой долго и безнадежно болеет. За солидное вознаграждение монах дал ей «чудотворный» тампон, пропитанный «живительной» кро­ вью. После довольно длинного и без- ; Ч г успешного лечения сына, в душу наивной матери закралось сомне­ ние, и она передала тампон для исследования в лабораторию. От­ туда вскоре пришел ответ: там­ пон пропитан кровью... курицы. Разразился скандал. Американ­ ское посольство в Риме выразило свое недовольство, и монаху во­ лей-неволей пришлось сообщить о расследовании, которое уточ­ нит причину прискорбного «недо­ разумения». Верующих пич­ кали этими сказ­ ками и 12 февра­ ля 196 1 года, ког­ да управляемая космическая раке­ та, стартовавшая с тяжелого совет­ ского искусственного спутника Зем­ ли, вывела автоматическую меж­ планетную станцию на траекторию к планете Венера. И вот наступило 12 апреля 1961 года. Гражданин Союза Советских Социалистических Республик, майор Юрий Алексеевич Гагарин облетел земной шар на советском космиче­ ском корабле «Восток» и стал пер­ вым человеком, проникшим в заат- мосферное пространство. В этот апрельский день во всех православных храмах и молитвен­ ных домах, как и всегда, ранним утром начались богослужения в полном соответствии с церковным календарем. Была «среда светлой седмицы»— пасхальной недели. От­ крыв богослужебные книги, диако­ ны читали: «Он, быв вознесен десницею бо­ жием... Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо от- верстным и ангелов божиих восхо­ дящих и нисходящих к сыну чело­ веческому...» Но «вознесен» был в небо не «сын божий», а простой советский человек, к тому же атеист, комму­ нист Юрий Гагарин, который дей­ ствительно увидел «небо отвер­ стым». И «вознесен» он был не «десницею божиею», а космическим кораблем, созданным разумом и ру­ ками советских людей, не верящих в бога и его промысел. В этот день все прогрессивное человечество назвало своим героем первого космонавта Юрия Гагарина. Только в церквах славили других «героев» — «преподобных», «свя­ тителей», «великомучениц». Там читали паримию— подборку библей­ ских стихов в честь святителя Со- фрония: «Ибо я раб твой и сын рабы твоей, человек немошный и кратковременный и слабый в разу­ мении...» Поминали «житие препо­ добного Иоанна Лествичника». Этот божий угодник удалился в пусты­ ню, дабы уподобиться уже обитав­ шим там «святым старцам». «Эти отцы, — говорится в «житии свя­ тых», — «вели жизнь очень суро­ вую и по своим подвигам более могли быть названы ангелами, не­ жели людьми. Тела их были иссу­ шены постом и бдением...» Космонавт и полуодичавший от­ шельник — вот два противополож­ ных образа. Есть хорошая народная послови­ ца: солнце ладонью не загородишь. Пословица эта неизменно приходит на ум, когда сталкиваешься с бес­ плодными попытками всевозможных религиозных деятелей доказать, что наука и религия, знания и вера, не только совместимы, но и дополня­ ют друг друга, что религия истин­ на, а поэтому полезна и необходи­ ма людям даже теперь, в эпоху ве­ личайших научных завоеваний. Не требуется особых трудов и углуб­ ленных исследований, чтобы пока­ зать всю беспочвенность и неле­ пость подобных попыток. Несовме­ стимость религии с наукой и всей жизнью советского народа настоль­ ко разительна и вопиюща, что для доказательства ее вполне достаточ­ но сопоставить два календаря. А. ШАМАРО. же показывают часть цепи, а в Риме и Аахене — веревки. «Вервь со следами крови господней» име­ лась и в церкви села Горячкина Можайского района Московской об­ ласти. «... И сплетши терновый венец, возложили на него», — говорится в евангелии. Оказывается, и венец этот сохранился и находится в Со­ боре Парижской богоматери. Исто­ рия этого венца весьма любопытна. Сначала он хранился якобы в Иерусалиме, а потом был разделен, и часть его попала в Константино­ поль, а затем в Париж. Хотя точно известно, когда, ко­ му и даже за сколько терновый ве­ нец ^(вернее, его часть) был продан из Константинополя, почти через 150 лет после этого суздальский архиепископ Дионисий за большие деньги приобрел терновый венец в... Константинополе. Из Суздаля этот венец был перевезен в мос­ ковский Благовещенский собор. Частицы и отдельные шипы свя­ того венда хранятся еще в сотнях мест. Если бы их все пустить в де­ ло, хватило бы наверняка на колю­ чую изгородь изрядной длины. Не­ даром Кальвин писал в свое вре­ мя: «Относительно тернового вен­ ца приходится предположить, что куски его были вновь посажены в землю, чтобы дать ростки, иначе я не знаю, как он мог так умножить­ ся». По словам евангелиста, Иисус, приведенный на холм Голгофу, был там распят на кресте между двумя разбойниками. Крест этот стал сим­ волом страданий и добровольной смерти Христа, символом всей хри­ стианской религии. Во имя креста пролито море крови, ему молятся, им отгоняют бесов, его носят на шее, ставят на могилах. В 19 веке части и частицы кре­ ста. на котором якобы был распят Христос, выставлялись для покло­ нения почти в тридцати тысячах мест. Не станем заниматься под­ счетами, сколько десятков крестов надо было превратить в щепы, что­ бы наколоть такое количество «святынь». Видимо, немало. Не миновала эта благодать и Россию. Части от креста господня выстав­ лялись и у нас в десятках мест, например, в кремлевских церквах и соборах — Успенском и Благо­ вещенском, в церкви апостола Фи­ липпа. Хотя в древности распятие за­ ключалось в том, что преступника привязывали к кресту, Христос, как рассказывает евангелие, был прибит к кресту тремя гвоздями. Гвоздь — предмет мелкий, мог и затеряться. Но, нет. Эти. гвозди не затерялись. При раскопках Голго­ фы царица Елена, кроме креста, оказывается, нашла и гвозди. Один из этих «святых» гвоздей она якобы приказала' заделать в шлем сына, из другого сделать удила для его лошади, а третий бросила в море для его успокоения во время бури. С тех пор прошло много времени, и «священных» гвоздей тоже ста­ ло значительно больше. Кроме бес­ численных обломков. целые экзем­ пляры хранятся в Риме, Неаполе, Трире, Париже, Кельне и т. д. Хранился один такой гвоздь и в Благовещенском соборе в Москве. А всего их оказалось двадцать де­ вять штук всех размеров, от сов­ сем небольших до громадных ко­ стылей. Выходя из склепа, воскресший Христос не только насмерть пере­ пугал стороживших его могилу солдат, но и оставил на камне глубокий след от своей ноги: смот­ рите и удивляйтесь. Камень этот можно увидеть в церкви св. Лав­ рентия в Риме. Но, оказывается, способностью оставлять следы на камне облада­ ли не только ноги Христа. Духо­ венство города Реймса долгое вре­ мя рассказывало, что величествен­ ный портал их знаменитого собора строил сам Христос и что он оста­ вил у них след своего пребывания. На свято хранимом камне позади алтаря они показывали отпечатки двух полушарий «святого зада». Недаром говорится, что никто так не оскробляет бога, как его же служители и защитники. И. СИНЕЛЬНИКОВ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЗАМЕТКИ 1 КАТЕХИЗИС ПО НОТАМ Молодой священник Александр Мейль из одного прихода в пред­ местье Буэнос-Айреса с большим успехом ввел в практику новый метод изучения катехизиса. По этому методу текст катехизиса поется на мотив народных песен, мелодии которых играет на гита­ ре сам священник. ■ать своей особой общественное мнение большого города. Однако этого добился житель Венеции, хозяин небольшой сапожной ма­ стерской Умберто Сакки. Он стал широко известен тем, что пере- | шел в мусульманство для того, ‘ чтобы иметь трех жен. I АТТРАКЦИОН N В ЦЕРКВИ Один из руководителей англи­ канской церкви заявил в Ливер­ пуле, что женщины должны удо- * стаиваться сана священника. Меж­ ду прочим, он сообщил, что в течение последних лет наблю­ дается значительный спад интере­ са к вопросам религии, особенно среди молодых мужчин. По его мнению, женщины, отправляю­ щие богослужение и произнося­ щие проповеди, сделали бы цер­ ковь более «аттракционной» и привлекли бы немало верующих. РЕКЛАМА В БИБЛИИ Некоторые театры Чикаго, по согласованию с владельцами оте­ лей, широко используют новую форму рекламы. В библию—обя­ зательную принадлежность каж- I дого номера отеля — вкладывает- 4 ся карточка с таким текстом: ! «Если почувствуешь тоску и оди- ( ночество — почитай псалмы. Если, ! прочитав псалмы все же будешь чувствовать тоску и одиночество, позвони по номеру 2—58—96 и * закажи билеты в театр Пикадил- < ли». ( С ПОМОЩЬЮ " НЕОБЫЧАЙНЫЙ КОНТРАБАНДИСТ Приходский священник неболь- | шой итальянской епархии на гра­ нице с Францией Ультеряно днем обычно отправлял богослужения, а ночью действовал как предво­ дитель шайки контрабандистов. Священник был пойман с по- | личным при перевозе контрабан- к ды и заключен в тюрьму. На | следствии он утверждал, что ► контрабанда не подходит ни под » один из главных грехов, а поэто- | Му он, мол, имел полное право ) получать доход от этого дела. САТАНА В ОТСТАВКЕ | В Англии вышло в свет новое к издание катехизиса, вызвавшее ^ среди протестантов оживленную ) дискуссию: «Устарел сатана или » нет?» Поводом к столь необычной по­ лемике послужило, оказывается, решение синода в Кентербери о том, чтобы в новом издании не [ упоминать о сатане. По мнению * протестантской иерархии, в Анг- Г лии враг рода человеческого уже перестал быть действенным сред- > ством устрашения неверующих, р Дискуссия продолжается. Мно- | гих беспокоит, конечно, не то, что | сатана ушел в отставку, а другое: | усомнившись в сатанинских коз- к нях, паства, чего доброго, не ста- ^ нет верить и в благодать божью. ИСЛАМА Редко бывает стой обыватель так, мог чтобы про* заинтересо- Н а р о д н а я м е д и ц и н а и з н а х а р с т в о Еще на заре человеческого обще- ’ сгва, у первобытных людей начали складываться элементы примитив­ ной медицины. В первую очередь лю­ ди обращались к целебным силам окружающей их природы — к воде, солнцу, травам, плодам деревьев. Поиски лечебных веществ и прие­ мов лечения носили случайный ха­ рактер — ведь первобытный чело­ век не знал строения и функций своего организма. В течение многих веков люди рас­ крывали тайны лечебных средств. Они передавались из поколения в поколение и составили основу на­ родной медицины. До последнего времени народная медицина сохра­ нила в своем арсенале многие древ­ ние средства и приемы, коренящиеся в народном опыте и практике, име­ ющие рациональную основу. В эпоху капитализма в связи с успехами естествознания и прогрес­ сом техники наступает расцвет и научной медицины. Но народная ме­ дицина не теряет своего значения. Она продолжает развиваться в клас­ совом обществе, обслуживая неиму­ щие, эксплуатируемые классы на­ селения, лишенные возможности прибегать к помощи врачей. На Руси народные способы лече­ ния, особенно в сельских местностях, были широко распространены вплоть до Великой Октябрьской социали­ стической революции. Это объясня­ лось отсутствием медицинской по­ мощи и низким культурным уровнем населения. Из поколения в поколение переда­ вались в России излюбленные на­ родные средства: валериановый ко­ рень — от «биения сердца», подо­ рожник н березовый сок — для ле­ чения порезов и ран, столетник — от нарывов, кора дуба и ольхи *— при поносах, горчица, крапива» му­ равьиный спирт — для растирания при простудных заболеваниях и ревматизме, мед, сушеница, малина, липовый цвет — потогонные и жа­ ропонижающие, конский щавель, че­ реда — средства от чесотки и дру­ гих кожных заболеваний. Для русской народной медицины характерно также и широкое приме­ нение физиотерапии: бани, ванны, массаж и фитонцидов — лук, чес- в | Религия—род духовной сивухи | которой рабы капитала топят свой ♦ _ о /— _ ____ ____ л _ человеческий образ, свои требова­ ния на сколько-нибудь достойную человека жизнь. . В . 11 . Ленин . нок, хрен, редька. Недаром говори­ ли: «Лук да баня все правят». В отсталой, крепостной России ра­ циональные лечебные навыки и средства с трудом пробивали себе до­ рогу сквозь толщу суеверий и неве­ жества. Под крылом церкви процве­ тали «знахари-целители» и «чудо­ творцы». Само знахарство постепен­ но превратилось в профессию, при­ носившую немалые доходы. В зависимости от территориаль­ ных особенностей, традиций, рели­ гиозных предрассудков, суеверий, уровня культуры того или иного на­ рода знахарство приняло различные оттенки. Так появились ведуны, врачеватели, а у народов окраин бывшей царской России — шаманью хакимы, табибы, хогимы и другие знахари. Недоступность медицинской помощи для сельского населения привела к образованию различных форм знахарства: были знахари- рудометы, которые занимались кро­ вопусканием, костоправы, знахари- глазники, женщины-знахарки, помо­ гавшие при родах и т. д. Эпидемии холеры и оспы в царской России уносили тысячи и тысячи жертв, число которых еще более увеличива­ лось благодаря знахарям. Сейчас благодаря заботам Комму­ нистической партии и Советского правительства у нас в стране нет ос­ пы, полностью ликвидированы такие тяжелые инфекционные болезци как чума, холера, малярия, столбняк, бешенство (водобоязнь). Средняя продолжительность жизни возросла до 68 лет — в два с лишним раза больше, чем она была в царской России. И в этом огромная заслуга нашей передовой советской медици­ ны. В нашей стране посце Великой Октябрьской социалистической ре­ волюции социальные корни знахар­ ства навсегда уничтожены. Однако и теперь еще можно встретить из­ редка рецидивы этого мрачного про­ шлого: кое-где есть люди, нелегаль­ но занимающиеся «врачеванием», как профессией. Это архаическое, глубоко от­ рицательное явление, один из вред­ нейших пережитков прошлого. Прав­ да, современное знахарство изменило свою тактику. Знахари теперь ста­ раются подражать настоящим вра­ чам, пользуясь аптечными средст­ вами, но они создают только види­ мость лечения, не имея понятия о законах научной медицины и строе­ нии организма человека. Знахарство не имеет ничего обще­ го с народной медициной — эти по­ нятия диаметрально противополож­ ны. Научная медицина признает ле­ чебную ценность многих средств на­ родной медицины н использует их, знахарство же со всеми его разно­ видностями — вредное, лженаучное и антиобщественное явление. Осо­ бенно серьезную опасность представ­ ляют современные знахари-шарлата­ ны, пытающиеся «лечить» такие за­ болевания, как рак. Попадая в сети знахарей, больные со злокачествен­ ными опухолями доводят болезнь до неизлечимого состояния. К печаль­ ным последствиям приводит обраще­ ние к знахарям и их методам лече­ ния с болезнями, требующими сроч­ ного хирургического вмешательства, инфекционными и эпидемическими заболеваниями. Чтобы быстрее покончить со зна­ харством, надо усилить пропаганду медицинских знаний среди широких кругов населения и сделать научные знания достоянием масс — тогда не останется места темноте, косности и суевериям, а следовательно, и зна­ харству. И. ГРИГРРОВСКИЙ, профессор. ФАК ТЫ ОБЛИЧАЮТ . . . Утром 1 мая в Орле в Богояв­ ленском соборе в момент крещения в руках священника Алексея Беляе­ ва захлебнулся шестинедельный мла­ денец Сережа Сиротин. Священник Беляев уже имеет некоторый опыт в утоплении младенцев именем бога. Жители села Побединки Скопинско- го района Рязанской области еще не забыли, как несколько лет назад Бе- <» ляев при крещении утопил ребенка. Правда, вмешательство врата спас­ ло тогда младенца от смерти. ^ В селе Славянка, Пахта-Араль- ского района Чимкентской области секта пятидесятников обратила свое «человеколюбие» на «многогрешную» колхозницу из сельхозартели «По­ литотдел» Марту Плетт. «Избавле­ ние от грехов» должно было про­ изойти в оросительном канале. Под пение псалмов Марту окунули в ле­ дяную воду. Марта заболела воспа­ лением легких. Ее спасли не молит­ вы, а пенициллин. ^ Александр Усач, сектант-пяти­ десятник, из села Друхова Ровенской области после одного из молитвен­ ных собраний решил, что он спосо­ бен творить чудеса. Он попытался на манер мифических пророков пе­ рейти реку Сучь и утонул, так и не совершив «чуда». К О Г Д А Р Я Д О М Д Р У Г Под вечер в дверь Франца Ста­ ниславовича Мапкевича, рабочего железнодорожного узла станции Бендеры, тихо постучали. Вся семья была в сборе, в гости никого не ждали. Хозяин приоткрыл дверь и увидел на пороге незнакомого че­ ловека. Тот лукаво улыбнулся и попросил разрешения войти. Де­ скать, поговорить надо по очень важному делу. Зашли в комнату. — Слыхал я, что помещение большое у вас освободилось, — сказал гость. — Сдайте его нам под молитвенный дом. С кварти­ рантов вы берете по сто рублей в месяц, а мы вам дадим триста. — Не подойдет мое соседство к молитвенному дому. Я курю, иног­ да чарочку пропускаю, а вам это не дозволено. — Ничего, — оживился незна­ комец, — в твоем же доме твои грехи отмолим. Еще и сам к нам приобщишься. Значит, по рукам... Об этом вскоре узнали на работе у Манкевича. Его товарищи не могли представить, чтобы он, кад­ ровый рабочий, стал прислуживать сектантам, содействовать их вред­ ной пропаганде. Рабочие решили помочь ему. Договорились, что, ес­ ли ой действительно религиозный человек, то надо действовать осто­ рожно, тактично. А если Манкевич случайно попал под влияние сек­ тантов, то надо скорее помочь по­ рвать с ними. Для начала коммунисты решили провести беседу о сектантстве. Ее. подготовил секретарь парторгани­ зации Григорий Алексеевич Пилип­ чук. Народу собралось много. После рассказа Пилипчука о мра­ кобесах завязался общий разговор. Манкевич сидел в сторонке, молчал и внимательно слушал. Люди го­ ворили о своих встречах с сектан­ тами. об их вредной деятельности, вспоминали случаи, происшедшие со знакомыми. Но никто даже не назвал фамилии Манкевича, не упрекнул его, не пристыдил, не обругал. Он был глубоко тронут тактом товарищей, их вниманием к себе, заботой. Манкевич понял, ка­ кую он совершил ошибку, сдав свой дом сектантам, понял, что, хо­ тя и косвенно, помогает одурмани­ вать народ. Опустив голову, Ман­ кевич вышел из комнаты. Тяжело было у него на душе, мучила со­ весть. Ведь много лет проработал на железной дороге, скоро на пен­ сию, а тут... Спустя несколько дней Манке­ вич сидел в кабинете начальника узла веселый, возбужденный и рассказывал: — Деньги окаянные попутали. Польстился я на эти три сотни. Ведь ни в бога, ни в черта не ве­ рю. Живу хорошо, домик свой имею, хозяйство... А кто мне это дал? Советская власть. Порвал я с богомольцами договор, больше они не приходят. Правду скажу: тя­ жело мне было, а теперь камень с плеч сбросил и стало легко, дышу свободно. С. ЛЕВИТАН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz