Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)
6 июня 1961 г., к 130 (2 1 1 0 ) Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ - У Р Е Л И Г И Я - О П И У М Н Я Р О Д Я „ЛЕНИНСКОМЗНАМЕНИ й. *♦♦♦♦♦*»»« »♦» ' «Чем ярче -ет, тем рез че тени», — говорят в на роде. Чем ве- личественн е е И маши дости жения « борь бе за комму низм, тем с большей резкостью выступают темные пятна про шлого на фоне нашей жизни, тем нетерпимее они становятся. За годы Советской власти количество верующих и влия ние религии в нашей стране сильно уменьшились, да и сама религия стала иной. Лишившись прежней социальной базы, она стала пережитком прошлого, не имеющим глубоких кор ней в реальной действительности. Однако было бы неверно закрывать глаза на то, что в нашей стране и сейчас еще имеется немало верующих лю дей. Они ходят в церковь, справляют религиозные праздни ки и обряды, стараются воспитывать своих детей в религи озном духе. Есть факты, которым трудно даже поверить: газеты сообщают о деятельности всякого рода изуверских сект, об убийствах и самоубийствах на религиозной почве, об «отшельниках», «молчальниках», кликушах, «ясновидцах», знахарях, «пророках» и т. п. Влияние религии наносит существенный вред делу строи тельства коммунизма. Религиозные пережитки отвлекают внимание людей от актуальных задач, выдвигаемых жизнью, Коммунистической партией. Суеверия и предрассудки меша ют верующим стать сознательными, активными строителя ми коммунизма. Религия оказывает тлетворное влияние и на подрастающее поколение. Журнал «Наука и религия» призван со всем этим бороть ся. На страницах журнала печатаются статьи, освещающие достижения науки и техники, разоблачающие неправильные представления о происхождении Земли, человека, животных, строении Вселенной. Большое внимание уделяет журнал критике так называемых «священных книг» — библии, ко рана, талмуда. В журнале помещаются материалы в по мощь учителю, школе, показывающие, как надо вести науч но-атеистическую работу среди молодежи. Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей ряд % материалов, подготовленных для «Ленинского знамени» ре- $ дакцией журнала «Наука и религия». % ☆ ' ☆ „ВЕЩЕСТВЕННЫЕ СТРАСТЕЙ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА" ГОСПОДНИХ Очень любопытно, что из ог ромного количества «реликвий» ни когда не существовавшего Христа абсолютное большинство иллюст рирует конец его жизни. Безропотное терпение и покор ность — высшие добродетели хри стианина, учит церковь. Поэтому мученическая смерть Христа зани мает такое огромное место в хри стианской религии. Верующим со всеми подробностями рисуют кар тину страстей (страданий) господ них, якобы пережитых им, и вы водят из нее такую простую мо раль: «Христос терпел и нам ве лел». Чтобы растрогать верующих и внушить им, что их страдания ни что по сравнению со страданиями Христа, отцы церкви рисуют такую картину: Иисуса обнажили до поя са, привязали к столбу и хлестали прутьями и воловьими жилами. «Столб бичевания» хранится в Риме, куда он был перевезен, если верить надписи, в 13 веке. Но это нисколько не мешает духовенству Иерусалима показывать тот же столб («единственный и подлин ный»!) у себя в городе. Чем был привязан Христос к столбу, в евангелии точно не указано. Пото му, в «святой капелле» в Пари- ДВА КАЛЕНДАРЯ Передо мной два календаря. Первый— «Летопись штурма Все ленной». Он напечатан в газете «Правда» в те дни, когда все чело вечество с восхищением приветст вовало исторический подвиг совет ского народа, его замечательных ученых, инженеров и рабочих, по славших в космос первый космиче ский корабль с летчиком Юрием Гагариным на борту. Второй календарь— ежегодное из дание Московской патриархии. Объ емистая брошюра крупного формата, заключенная в цветную обложку, на которой, в окружении затейли вых орнаментов, старинным шриф том выведено: «Православный цер ковный календарь на 1 9 6 1 год». Против каждой даты обозначены церковные службы, которые пола гается совершать в православных храмах, проставлены имена «свя тых», которых надлежит поминать в этот день. Два календаря — два ряда со бытий, по своему смыслу и значе нию резко противоположных, несов местимых. 4 октября 1 9 5 7 года. Начало космической эры человечества. Впервые за тысячи лет человече ской истории и за миллиапды лет существования нашей планеты в небе над Землей засияла звезда, созданная руками человека. Около 1 4 0 0 оборотов совершил искусст венный спутник там, где, по словам библии, была создана богом «небес ная твердь». Человеческий разум, свободный от религиозных пут, добился одной из величайших своих побед... А в этот день под сводами православ- ных храмов церковники провозгла шали библейское изречение в честь одного из многочисленных «святи телей»: «Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибоч ны»., Слова эти, наполненные ос корбительным неверием в творче ские силы человека, звучали в церквах и молитвенных домах как раз в те самые минуты, когда над их колокольнями и крестами проле тал плод «нетвердых помышлений смертных», плод их «ошибочных мыслей». Ровно через месяц, 3 ноября 1 9 5 7 года, вслед за первым спут ником последовал второй. На борту его была собака Лайка — первое живое существо, проникшее в кос мическое пространство. В тот день в православных церквах в честь другого «святителя» прозвучали унылые слова: «Ибо в руке его (бога) и мы, и слова наши, и вся кое разумение, и искусство дела ния». Если верить библии, откуда взя то это «откровение», то нельзя не признать, что христианский бог — существо весьма странное. Взял да и опроверг собственные «заповеди» и «откровения» «разумением и ис кусством делания» атеистов — лю дей, начисто его отрицающих! По истине, пути господни неисповеди мы!.. 15 мая 1 9 5 8 года. Запушен тре тий искусственный спутник, вес ко торого превысил вес космического первенца в 15 раз! 2 января 1 9 5 9 года. Впервые в истории Земли летательный аппа рат, созданный человеческими ру ками, полностью преодолел земное притяжение и, пройдя в непосред ственной близости от Л у н ы , пре вратился в икусотвениую планету Солнечной системы. 12 сентября 1 9 5 9 года советские ученые запустили ракету в сторону Луны. На вторые сутки полета по следняя ступень космической раке ты доставила на лунную поверх ность вымпел с гербом нашей Ро дины. В человеческом языке по явилось непривычное, но совершен но точное слово — «прилуниться». «Блаженны нищие духом»,— про возглашали в этот день, как и обычно, в православных хоамах. «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых: и немошное ми ра избрал бог, чтобы посрамить сильное... Для того, чтобы никакая плоть не хвалилась перед богом». 4 октября 195 9 года с советской земли стартовала третья космиче ская ракета с автоматической стан цией на борту. Эта станция сфото графировала невидимую до сих пор сторону Луны и передала по теле видению фотоснимки на Землю. 15 мая 1 9 6 0 года в «небесном царстве» начал стремительный по лет вокруг Земли первый в мире советский космический корабль. В лавине восторженных откли ков, которая затопила в те дни страницы газет и журналов всех стран мира, программы всех радио- и телевизионных передач, чаще других звучали слова — «чудо», «чудесно». И в самом деле! Пер вый искусственный спутник Зем ли, вымпел на Луне, Фотография обратной стороны Луны, полет пер вого человека в космическое про странство — разве каждое из этих свершений нельзя назвать подлин ным чудом?! Да, это настоящие чудеса, но чудеса человеческого ума и мужества, а не вымышленные божественные чудеса. В них. при всей их невероятности, нет ничего сверхъестественного, мистического, «потустороннего», Летопись космических завоева ний — это «календарь чудес». Но на такое же название претендует и «Православный церковный кален дарь», ибо в нем полным-полно упоминаний о всевозможных рели гиозных «чудесах» — либо о биб лейских, либо о сказочных событи ях в «житиях» почитаемых в этот день «святых». Ч у д о т в о р н ы й т а м п о н Не проходит и нескольких м е сяцев, чтобы ватиканская братия во Христе не попала в какую-ни будь скандальную историю. Ге роем одной из последних сенса ций оказался монах Пио да Пет- ральчино, который давно уже был известен своими «чудотворными» реликвиями, которые будто бы приносили исцеление от самых страшных недугов. Прослышав об этом, к Петраль- чино обратилась некая состоя тельная американка, сын которой долго и безнадежно болеет. За солидное вознаграждение монах дал ей «чудотворный» тампон, пропитанный «живительной» кро вью. После довольно длинного и без- ; Ч г успешного лечения сына, в душу наивной матери закралось сомне ние, и она передала тампон для исследования в лабораторию. От туда вскоре пришел ответ: там пон пропитан кровью... курицы. Разразился скандал. Американ ское посольство в Риме выразило свое недовольство, и монаху во лей-неволей пришлось сообщить о расследовании, которое уточ нит причину прискорбного «недо разумения». Верующих пич кали этими сказ ками и 12 февра ля 196 1 года, ког да управляемая космическая раке та, стартовавшая с тяжелого совет ского искусственного спутника Зем ли, вывела автоматическую меж планетную станцию на траекторию к планете Венера. И вот наступило 12 апреля 1961 года. Гражданин Союза Советских Социалистических Республик, майор Юрий Алексеевич Гагарин облетел земной шар на советском космиче ском корабле «Восток» и стал пер вым человеком, проникшим в заат- мосферное пространство. В этот апрельский день во всех православных храмах и молитвен ных домах, как и всегда, ранним утром начались богослужения в полном соответствии с церковным календарем. Была «среда светлой седмицы»— пасхальной недели. От крыв богослужебные книги, диако ны читали: «Он, быв вознесен десницею бо жием... Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо от- верстным и ангелов божиих восхо дящих и нисходящих к сыну чело веческому...» Но «вознесен» был в небо не «сын божий», а простой советский человек, к тому же атеист, комму нист Юрий Гагарин, который дей ствительно увидел «небо отвер стым». И «вознесен» он был не «десницею божиею», а космическим кораблем, созданным разумом и ру ками советских людей, не верящих в бога и его промысел. В этот день все прогрессивное человечество назвало своим героем первого космонавта Юрия Гагарина. Только в церквах славили других «героев» — «преподобных», «свя тителей», «великомучениц». Там читали паримию— подборку библей ских стихов в честь святителя Со- фрония: «Ибо я раб твой и сын рабы твоей, человек немошный и кратковременный и слабый в разу мении...» Поминали «житие препо добного Иоанна Лествичника». Этот божий угодник удалился в пусты ню, дабы уподобиться уже обитав шим там «святым старцам». «Эти отцы, — говорится в «житии свя тых», — «вели жизнь очень суро вую и по своим подвигам более могли быть названы ангелами, не жели людьми. Тела их были иссу шены постом и бдением...» Космонавт и полуодичавший от шельник — вот два противополож ных образа. Есть хорошая народная послови ца: солнце ладонью не загородишь. Пословица эта неизменно приходит на ум, когда сталкиваешься с бес плодными попытками всевозможных религиозных деятелей доказать, что наука и религия, знания и вера, не только совместимы, но и дополня ют друг друга, что религия истин на, а поэтому полезна и необходи ма людям даже теперь, в эпоху ве личайших научных завоеваний. Не требуется особых трудов и углуб ленных исследований, чтобы пока зать всю беспочвенность и неле пость подобных попыток. Несовме стимость религии с наукой и всей жизнью советского народа настоль ко разительна и вопиюща, что для доказательства ее вполне достаточ но сопоставить два календаря. А. ШАМАРО. же показывают часть цепи, а в Риме и Аахене — веревки. «Вервь со следами крови господней» име лась и в церкви села Горячкина Можайского района Московской об ласти. «... И сплетши терновый венец, возложили на него», — говорится в евангелии. Оказывается, и венец этот сохранился и находится в Со боре Парижской богоматери. Исто рия этого венца весьма любопытна. Сначала он хранился якобы в Иерусалиме, а потом был разделен, и часть его попала в Константино поль, а затем в Париж. Хотя точно известно, когда, ко му и даже за сколько терновый ве нец ^(вернее, его часть) был продан из Константинополя, почти через 150 лет после этого суздальский архиепископ Дионисий за большие деньги приобрел терновый венец в... Константинополе. Из Суздаля этот венец был перевезен в мос ковский Благовещенский собор. Частицы и отдельные шипы свя того венда хранятся еще в сотнях мест. Если бы их все пустить в де ло, хватило бы наверняка на колю чую изгородь изрядной длины. Не даром Кальвин писал в свое вре мя: «Относительно тернового вен ца приходится предположить, что куски его были вновь посажены в землю, чтобы дать ростки, иначе я не знаю, как он мог так умножить ся». По словам евангелиста, Иисус, приведенный на холм Голгофу, был там распят на кресте между двумя разбойниками. Крест этот стал сим волом страданий и добровольной смерти Христа, символом всей хри стианской религии. Во имя креста пролито море крови, ему молятся, им отгоняют бесов, его носят на шее, ставят на могилах. В 19 веке части и частицы кре ста. на котором якобы был распят Христос, выставлялись для покло нения почти в тридцати тысячах мест. Не станем заниматься под счетами, сколько десятков крестов надо было превратить в щепы, что бы наколоть такое количество «святынь». Видимо, немало. Не миновала эта благодать и Россию. Части от креста господня выстав лялись и у нас в десятках мест, например, в кремлевских церквах и соборах — Успенском и Благо вещенском, в церкви апостола Фи липпа. Хотя в древности распятие за ключалось в том, что преступника привязывали к кресту, Христос, как рассказывает евангелие, был прибит к кресту тремя гвоздями. Гвоздь — предмет мелкий, мог и затеряться. Но, нет. Эти. гвозди не затерялись. При раскопках Голго фы царица Елена, кроме креста, оказывается, нашла и гвозди. Один из этих «святых» гвоздей она якобы приказала' заделать в шлем сына, из другого сделать удила для его лошади, а третий бросила в море для его успокоения во время бури. С тех пор прошло много времени, и «священных» гвоздей тоже ста ло значительно больше. Кроме бес численных обломков. целые экзем пляры хранятся в Риме, Неаполе, Трире, Париже, Кельне и т. д. Хранился один такой гвоздь и в Благовещенском соборе в Москве. А всего их оказалось двадцать де вять штук всех размеров, от сов сем небольших до громадных ко стылей. Выходя из склепа, воскресший Христос не только насмерть пере пугал стороживших его могилу солдат, но и оставил на камне глубокий след от своей ноги: смот рите и удивляйтесь. Камень этот можно увидеть в церкви св. Лав рентия в Риме. Но, оказывается, способностью оставлять следы на камне облада ли не только ноги Христа. Духо венство города Реймса долгое вре мя рассказывало, что величествен ный портал их знаменитого собора строил сам Христос и что он оста вил у них след своего пребывания. На свято хранимом камне позади алтаря они показывали отпечатки двух полушарий «святого зада». Недаром говорится, что никто так не оскробляет бога, как его же служители и защитники. И. СИНЕЛЬНИКОВ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЗАМЕТКИ 1 КАТЕХИЗИС ПО НОТАМ Молодой священник Александр Мейль из одного прихода в пред местье Буэнос-Айреса с большим успехом ввел в практику новый метод изучения катехизиса. По этому методу текст катехизиса поется на мотив народных песен, мелодии которых играет на гита ре сам священник. ■ать своей особой общественное мнение большого города. Однако этого добился житель Венеции, хозяин небольшой сапожной ма стерской Умберто Сакки. Он стал широко известен тем, что пере- | шел в мусульманство для того, ‘ чтобы иметь трех жен. I АТТРАКЦИОН N В ЦЕРКВИ Один из руководителей англи канской церкви заявил в Ливер пуле, что женщины должны удо- * стаиваться сана священника. Меж ду прочим, он сообщил, что в течение последних лет наблю дается значительный спад интере са к вопросам религии, особенно среди молодых мужчин. По его мнению, женщины, отправляю щие богослужение и произнося щие проповеди, сделали бы цер ковь более «аттракционной» и привлекли бы немало верующих. РЕКЛАМА В БИБЛИИ Некоторые театры Чикаго, по согласованию с владельцами оте лей, широко используют новую форму рекламы. В библию—обя зательную принадлежность каж- I дого номера отеля — вкладывает- 4 ся карточка с таким текстом: ! «Если почувствуешь тоску и оди- ( ночество — почитай псалмы. Если, ! прочитав псалмы все же будешь чувствовать тоску и одиночество, позвони по номеру 2—58—96 и * закажи билеты в театр Пикадил- < ли». ( С ПОМОЩЬЮ " НЕОБЫЧАЙНЫЙ КОНТРАБАНДИСТ Приходский священник неболь- | шой итальянской епархии на гра нице с Францией Ультеряно днем обычно отправлял богослужения, а ночью действовал как предво дитель шайки контрабандистов. Священник был пойман с по- | личным при перевозе контрабан- к ды и заключен в тюрьму. На | следствии он утверждал, что ► контрабанда не подходит ни под » один из главных грехов, а поэто- | Му он, мол, имел полное право ) получать доход от этого дела. САТАНА В ОТСТАВКЕ | В Англии вышло в свет новое к издание катехизиса, вызвавшее ^ среди протестантов оживленную ) дискуссию: «Устарел сатана или » нет?» Поводом к столь необычной по лемике послужило, оказывается, решение синода в Кентербери о том, чтобы в новом издании не [ упоминать о сатане. По мнению * протестантской иерархии, в Анг- Г лии враг рода человеческого уже перестал быть действенным сред- > ством устрашения неверующих, р Дискуссия продолжается. Мно- | гих беспокоит, конечно, не то, что | сатана ушел в отставку, а другое: | усомнившись в сатанинских коз- к нях, паства, чего доброго, не ста- ^ нет верить и в благодать божью. ИСЛАМА Редко бывает стой обыватель так, мог чтобы про* заинтересо- Н а р о д н а я м е д и ц и н а и з н а х а р с т в о Еще на заре человеческого обще- ’ сгва, у первобытных людей начали складываться элементы примитив ной медицины. В первую очередь лю ди обращались к целебным силам окружающей их природы — к воде, солнцу, травам, плодам деревьев. Поиски лечебных веществ и прие мов лечения носили случайный ха рактер — ведь первобытный чело век не знал строения и функций своего организма. В течение многих веков люди рас крывали тайны лечебных средств. Они передавались из поколения в поколение и составили основу на родной медицины. До последнего времени народная медицина сохра нила в своем арсенале многие древ ние средства и приемы, коренящиеся в народном опыте и практике, име ющие рациональную основу. В эпоху капитализма в связи с успехами естествознания и прогрес сом техники наступает расцвет и научной медицины. Но народная ме дицина не теряет своего значения. Она продолжает развиваться в клас совом обществе, обслуживая неиму щие, эксплуатируемые классы на селения, лишенные возможности прибегать к помощи врачей. На Руси народные способы лече ния, особенно в сельских местностях, были широко распространены вплоть до Великой Октябрьской социали стической революции. Это объясня лось отсутствием медицинской по мощи и низким культурным уровнем населения. Из поколения в поколение переда вались в России излюбленные на родные средства: валериановый ко рень — от «биения сердца», подо рожник н березовый сок — для ле чения порезов и ран, столетник — от нарывов, кора дуба и ольхи *— при поносах, горчица, крапива» му равьиный спирт — для растирания при простудных заболеваниях и ревматизме, мед, сушеница, малина, липовый цвет — потогонные и жа ропонижающие, конский щавель, че реда — средства от чесотки и дру гих кожных заболеваний. Для русской народной медицины характерно также и широкое приме нение физиотерапии: бани, ванны, массаж и фитонцидов — лук, чес- в | Религия—род духовной сивухи | которой рабы капитала топят свой ♦ _ о /— _ ____ ____ л _ человеческий образ, свои требова ния на сколько-нибудь достойную человека жизнь. . В . 11 . Ленин . нок, хрен, редька. Недаром говори ли: «Лук да баня все правят». В отсталой, крепостной России ра циональные лечебные навыки и средства с трудом пробивали себе до рогу сквозь толщу суеверий и неве жества. Под крылом церкви процве тали «знахари-целители» и «чудо творцы». Само знахарство постепен но превратилось в профессию, при носившую немалые доходы. В зависимости от территориаль ных особенностей, традиций, рели гиозных предрассудков, суеверий, уровня культуры того или иного на рода знахарство приняло различные оттенки. Так появились ведуны, врачеватели, а у народов окраин бывшей царской России — шаманью хакимы, табибы, хогимы и другие знахари. Недоступность медицинской помощи для сельского населения привела к образованию различных форм знахарства: были знахари- рудометы, которые занимались кро вопусканием, костоправы, знахари- глазники, женщины-знахарки, помо гавшие при родах и т. д. Эпидемии холеры и оспы в царской России уносили тысячи и тысячи жертв, число которых еще более увеличива лось благодаря знахарям. Сейчас благодаря заботам Комму нистической партии и Советского правительства у нас в стране нет ос пы, полностью ликвидированы такие тяжелые инфекционные болезци как чума, холера, малярия, столбняк, бешенство (водобоязнь). Средняя продолжительность жизни возросла до 68 лет — в два с лишним раза больше, чем она была в царской России. И в этом огромная заслуга нашей передовой советской медици ны. В нашей стране посце Великой Октябрьской социалистической ре волюции социальные корни знахар ства навсегда уничтожены. Однако и теперь еще можно встретить из редка рецидивы этого мрачного про шлого: кое-где есть люди, нелегаль но занимающиеся «врачеванием», как профессией. Это архаическое, глубоко от рицательное явление, один из вред нейших пережитков прошлого. Прав да, современное знахарство изменило свою тактику. Знахари теперь ста раются подражать настоящим вра чам, пользуясь аптечными средст вами, но они создают только види мость лечения, не имея понятия о законах научной медицины и строе нии организма человека. Знахарство не имеет ничего обще го с народной медициной — эти по нятия диаметрально противополож ны. Научная медицина признает ле чебную ценность многих средств на родной медицины н использует их, знахарство же со всеми его разно видностями — вредное, лженаучное и антиобщественное явление. Осо бенно серьезную опасность представ ляют современные знахари-шарлата ны, пытающиеся «лечить» такие за болевания, как рак. Попадая в сети знахарей, больные со злокачествен ными опухолями доводят болезнь до неизлечимого состояния. К печаль ным последствиям приводит обраще ние к знахарям и их методам лече ния с болезнями, требующими сроч ного хирургического вмешательства, инфекционными и эпидемическими заболеваниями. Чтобы быстрее покончить со зна харством, надо усилить пропаганду медицинских знаний среди широких кругов населения и сделать научные знания достоянием масс — тогда не останется места темноте, косности и суевериям, а следовательно, и зна харству. И. ГРИГРРОВСКИЙ, профессор. ФАК ТЫ ОБЛИЧАЮТ . . . Утром 1 мая в Орле в Богояв ленском соборе в момент крещения в руках священника Алексея Беляе ва захлебнулся шестинедельный мла денец Сережа Сиротин. Священник Беляев уже имеет некоторый опыт в утоплении младенцев именем бога. Жители села Побединки Скопинско- го района Рязанской области еще не забыли, как несколько лет назад Бе- <» ляев при крещении утопил ребенка. Правда, вмешательство врата спас ло тогда младенца от смерти. ^ В селе Славянка, Пахта-Араль- ского района Чимкентской области секта пятидесятников обратила свое «человеколюбие» на «многогрешную» колхозницу из сельхозартели «По литотдел» Марту Плетт. «Избавле ние от грехов» должно было про изойти в оросительном канале. Под пение псалмов Марту окунули в ле дяную воду. Марта заболела воспа лением легких. Ее спасли не молит вы, а пенициллин. ^ Александр Усач, сектант-пяти десятник, из села Друхова Ровенской области после одного из молитвен ных собраний решил, что он спосо бен творить чудеса. Он попытался на манер мифических пророков пе рейти реку Сучь и утонул, так и не совершив «чуда». К О Г Д А Р Я Д О М Д Р У Г Под вечер в дверь Франца Ста ниславовича Мапкевича, рабочего железнодорожного узла станции Бендеры, тихо постучали. Вся семья была в сборе, в гости никого не ждали. Хозяин приоткрыл дверь и увидел на пороге незнакомого че ловека. Тот лукаво улыбнулся и попросил разрешения войти. Де скать, поговорить надо по очень важному делу. Зашли в комнату. — Слыхал я, что помещение большое у вас освободилось, — сказал гость. — Сдайте его нам под молитвенный дом. С кварти рантов вы берете по сто рублей в месяц, а мы вам дадим триста. — Не подойдет мое соседство к молитвенному дому. Я курю, иног да чарочку пропускаю, а вам это не дозволено. — Ничего, — оживился незна комец, — в твоем же доме твои грехи отмолим. Еще и сам к нам приобщишься. Значит, по рукам... Об этом вскоре узнали на работе у Манкевича. Его товарищи не могли представить, чтобы он, кад ровый рабочий, стал прислуживать сектантам, содействовать их вред ной пропаганде. Рабочие решили помочь ему. Договорились, что, ес ли ой действительно религиозный человек, то надо действовать осто рожно, тактично. А если Манкевич случайно попал под влияние сек тантов, то надо скорее помочь по рвать с ними. Для начала коммунисты решили провести беседу о сектантстве. Ее. подготовил секретарь парторгани зации Григорий Алексеевич Пилип чук. Народу собралось много. После рассказа Пилипчука о мра кобесах завязался общий разговор. Манкевич сидел в сторонке, молчал и внимательно слушал. Люди го ворили о своих встречах с сектан тами. об их вредной деятельности, вспоминали случаи, происшедшие со знакомыми. Но никто даже не назвал фамилии Манкевича, не упрекнул его, не пристыдил, не обругал. Он был глубоко тронут тактом товарищей, их вниманием к себе, заботой. Манкевич понял, ка кую он совершил ошибку, сдав свой дом сектантам, понял, что, хо тя и косвенно, помогает одурмани вать народ. Опустив голову, Ман кевич вышел из комнаты. Тяжело было у него на душе, мучила со весть. Ведь много лет проработал на железной дороге, скоро на пен сию, а тут... Спустя несколько дней Манке вич сидел в кабинете начальника узла веселый, возбужденный и рассказывал: — Деньги окаянные попутали. Польстился я на эти три сотни. Ведь ни в бога, ни в черта не ве рю. Живу хорошо, домик свой имею, хозяйство... А кто мне это дал? Советская власть. Порвал я с богомольцами договор, больше они не приходят. Правду скажу: тя жело мне было, а теперь камень с плеч сбросил и стало легко, дышу свободно. С. ЛЕВИТАН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz