Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 25 мая 1961 г., М 122 (2 1 0 2 ) Д ар туркменских к о в р о в щ и ц Ю. Гагарину АШХАБАД, 23 мая. (ТАСС?. Коллектив Ашхабадской ковровой фабрики изготовил красочный ко- вер-портрет Юрия Гагарина. Волевое, открытое лицо Героя Советского Союза, проложившего путь к звездам , изображ ено на фоне яркого небосвода и стреми­ тельно вздымающегося ввысь космического корабля «Восток». Тут ж е видны очертания Спас­ ской башни Кремля, стрелки ча­ сов которой показывают время, когда был дан старт историческо­ му полету, Свою работу искусные мастери­ цы отправили в дар Юрию Алек­ сеевичу Гагарину, & Й Россия —■ родина телевидения ЛЕНИНГРАД, 23 мая, (ТАСС). И с п о л н и л о с ь 50 лет со дня полу­ чения первого в мире телевизионного изображения на экране электронно-лучевой трубки. Этот блестящий научный эксперимент осуществил преподаватель Петроградского технологического ин­ ститута Б. Л. Розинг, Затем опыт был повторен перед небольшим кружком петербургских физиков. В Ленинграде в Центральном му­ зее связи имени А. С. Попова имеются материалы, рассказываю­ щие о жизни и деятельности изобретателя. Здесь хранятся подлин­ ник патента на изобретение — первую электронную систему вос­ произведения телевизионного изображения с помощью электрон­ но-лучевой трубки, лабораторные журналы ученого, где им под­ робно описываются работы в этой области, записные книжки Б. Л. Розинга. В одной из них его рукой записано, что первое изо­ бражение на экране электронно-лучевой трубки было получено им 9/22 н. ст. мая 1911 года. 50-летию со дня получения первого телевизионного изображе­ ния было посвящено заседание XVI научно-технической конферен­ ции, организованной Всесоюзным научно-техническим обществом радиотехники и электросвязи имени А. С. Попова. П р о в о д а н а д т а й г о й В этом семилетии завершается создание Восточно-Сибирского энергетического кольца. Его глав, ная энергомагистраль — высоко­ вольтная линия мощностью 500 киловольт — свяж ет Иркутскую, Красноярскую и Кузбасскую си­ стемы. Строители закончили сооруж е­ ние 154-километрового участка Красноярск—Камала. Работы ве­ лись в трудных условиях. М еста­ ми опоры устанавливались с по­ мощью вертолетов. Сейчас идет строительство нового участка электропередачи Красноярск—Н а­ зарово. По ней в текущем году предприятия краевого центра — Красноярска получат ток Наза- ровской ГРЭС. Развернулась под. готовка к прокладке 330-километ. ровой линии Назарово — Абакан, КАЗАХ СКАЯ ССР. Совхоз / « Свободный» Есильского района •'— одно из передовых хозяйств Целиноградской области. НА СНИМКЕ: в детских яслях совхоза. Няня А.Сергач с самыми маленькими целинниками, Фото Б. Клипиницера . Фотохроника ТАСС, Для Растет матери-* альный уровень жизни трудящих­ ся нашей страны. Продажа новой одежды, обуви, мебели и других то­ варов народного потребления год от года расширяется. Увеличивается и их выпуск. Не так давно — всего три—пять лет назад — в магазинах не хватало, например, резиновой обуви, трикотажных изделий, посу­ ды, пылесосов и кое-чего другого. Теперь все эти предметы имеются в широком ассортименте. Полное удовлетворение спроса трудящихся на товары народного потребления — одна из важнейших задач работников предприятий про­ мышленности, выпускающей эти то­ вары, Они обязаны обеспечить та­ кой уровень производства товаров, при котором советский человек по­ лучил бы все, что ему нужно, при­ чем, мог бы выбрать необходимую вещь по вкусу, красивую, доброт­ ную и, как говорится, по деньгам. Так оно на самом дел е зачастую и бывает. Однако не каждому по­ купателю удается избежать огорче­ ний, разочарований, досады после покупки особенно тех предметов, которые изготовляются на предпри­ ятиях нашей области. На днях состоялось областное со­ вещание рабртников предприятий, выпускающих товары широкого по­ требления, торговли, снабжения, бытового обслуживания. Докладчик — заместитель председателя обл- советского ч е л о в е к а С областного совещания работников предприятий, выпускающих товары народного потребления 100 кукурузообрабатывающ их п р е д п р и я т и й МОСКВА, 23 мая. ( Т А С Ь ) . Около 100 заводов и цехов пере­ дали в текущем году колхозам и совхозам для посева отсортиро­ ванные и откалиброванные гиб­ ридные и сортовые семена куку­ рузы , Эти заводы и цехи созд а­ ны в нашей стране в самое по­ следнее время. Еще в 1957 году сезонная мощность таких пред­ приятий составляла всего 5 тысяч тонн продукции, а теперь произ­ водительность их выросла до 250 тысяч тонн обработанных семян. Предусматривается дальнейшее строительство кукурузообраба­ тывающих заводов. К 1965 году они будут подготавливать для хозяйств страны 825 тысяч тонн кукурузных семян. } Рязань. На заводе «Рязцветмет» сооруж ается цех по выплавке у металлов из отходов цветной металлургии. На два месяца раньше срока сдан в эксплуатацию первый плавильный агрегат, Он уж е начал выдавать продукцию — свинцово-оловянный сплав. Соревнуясь в честь предстоящего XXII съезда КПСС, строители / и работники предприятия готовят к Пуску .новые мощности, у На снимке: в новом плавильном цехе завода «Рязцветмет», Фото Г. Удальцова. (Фотохроника ТАСС), Р е ш е н и я «ЯНВАРСКОГО ПЛЕНУМА ЦК КПСС НАДУМАННЫЕ ПОМЕХИ ВЖИЗНЬ! Прасковья Федор о в н а Ере м е е в а вот уже 10 и в а лет работа­ ет дояркой отделения совхоза В совхозе «Культура» нет борьбы за высокие надои м о л о к а Первомайского «Культура» Трубетчинского района Уж она-то, казалось бы, должна знать, как кормить и раздаивать ко­ ров, как получить больше молока. Сейчас она от 18 коров едва надаи­ вает 90 килограммов молока в сут­ ки. А ведь животные переведены на пастбищное содержание, вволю получают зеленый корм, да еще под­ кормку концентратами. Да и все отделение в целом май­ ское задание по производству моло­ ка выполнило лишь на 22 процента. Низкие показатели и в других кол­ лективах. В целом по совхозу за 10 дней надои составили 24 процента к плану. Главный зоотехник П. А. Рублев низкие надои объясняет трудностями переходного периода. Не был, мол, подготовлен водопой, стояла холод­ ная дождливая погода и т. д. Но дело не только в этом, а в плохой органи­ зации труда работников животновод­ ства. Пасут коров по озимой ржи, по­ сеянной специально для этой цели. Сейчас рожь перерастает и приобре­ тает горьковатый привкус. Живот­ ные поедают ее неохотно. Следовало бы провести опрыскивание пастбищ соленой водой. Но такой работы в совхозе не сделали, а соль-лизу­ нец имеется только возле загона. За стравливанием кормов должны сле­ дить пастухи, но они пасу^ скот, не слезая с лошадей. В отделениях «Но­ вая жизнь» и '«Победа» круглосу­ точная пастьба не организована. Подкормка животных комбикорма­ ми производится без учета их про­ дуктивности. Сколько бы молока ни давали коровы, они все получают равное количество концентратов. Буквально на днях в совхозе была введена третья дойка коров. До этого их’ доили два раза. Третья дойка обеспечила прибавку примерно по килограмму молока от коровы. Но жирность молока остается низкой, так как поддой не внедрен. В дойном стаде совхоза — 834 головы. В среднем на сто гектаров сельскохозяйственных угодий прихо­ дится 7 коров. ,В совхозе мало что делается для увеличения дойного стада. Правда, полученные телята почти полностью сохранены. Отход молодняка составляет всего пять го­ лов. Зато высок процент яловости коров. Например, в отделении «Но-' вая жизнь» насчитывается более 40 яловых коров. Они имеются и в других отделениях. Важным средством борьбы с яло­ востью'является искусственное осе­ менение животных. В совхозе есть техник-осеминатор и четыре его по­ мощника. При подготовке к паст­ бищному периоду следовало бы на­ ряду с загонами и будками для па­ стухов построить пункты осеменения животных, чтобы своевременно про­ водить эту работу в полевых усло- В ЛИПЕЦКОМ педагогическом институте состоялось объ­ единенное заседание ка­ федры истории и городской секции учителей-историков с участием сту­ дентов историко-фи­ лологического факуль­ тета, на котором об­ суждался новый учеб­ ник истории СССР.1) На заседании высту­ пили члены кафедры истории А. Ф. Мартынов, В. А. Кириленков, Н. В. Гусев, М. М. Слонимский, 3. В. Те­ ряема, М. К. Боев, учителя истории щкол №№ 29 и 8 — А. Н. Федоро­ ва и П. Н. Овсянников. Они дали всесторонний анализ новому учеб­ нику, которым будет пользоваться многомиллионная армия студентов и преподавателей истории вузов и школ. Основное содержание выступле­ ний сводится к следующему. Новый учебник по второму периоду исто­ рии СССР является вместе с тем первым учебником истории СССР для педагогических институтов. Не­ смотря на трудности, связанные с отсутствием опыта составления та­ ких учебников, коллектив авторов в целом справился с задачей его создания. Известно, что ранее изданный учебник для исторических фа­ культетов университетов и педву­ зов во многом затруднял пользова­ ние им студентов педагогических институтов, так как страдал зна­ чительной перегруженностью в из­ ложении фактического материала и второстепенных проблем, во многих главах допускал нецелесообразное дублирование части материала и по своей структуре и содержанию не совпадал с программой истории СССР для педагогических институ­ тов. Эти недостатки в значительной степени устранены в новом учебни­ ке. Материал по своей структуре и содержанию и программа по исто­ рии СССР для педвузов теперь при­ ведены в соответствие. Все это име­ ет важное значение в подготовке учительских кадров. З а г л у б о к о е о с в е щ е н и е о т е ч е с т в е н н о й и с т о р и и *) «История СССР (1861— 13917 г г .) У ч е б н и к для пединститу­ тов под редакцией профессора П. И. Кабанова и доцента Н. Д . Кузне­ цова, Учпедгиз, М ., 1960 г, В учебнике довольно широко освещены основные проблемы соци­ ально-экономической и политиче­ ской истории нашей страны со второй половины XIX века до нача­ ла 1 9 1 7 года. Его авторы в целом умело отобрали исторические собы­ тия и явления, характеризующие общие и специфические особенности развития России на различных ис­ торических этапах. К достоинствам следует отнести также освещение истории нашей Родины на широком фоне развития мировой истории. Изложение во многих местах удачно сопровождается таблицами, схемами и вклеенными в учебник картами, облегчающими изучение материала и способствующими более прочному и глубокому его усвоению. В ряде глав читатель найдет но­ вый интересный фактический мате­ риал, преподнесенный в увлека­ тельной эмоциональной Форме. По­ следнее присуще особенно первым главам, в которых широко исполь­ зованы отрывки из революционных песен, стихов, высказываний про­ грессивных деятелей, вдохновенно зовущих трудящихся на бооьбу с эксплуататорами. Все это не толь­ ко возбуждает интерес к изучаемому материалу, но и своим эмоциональ­ ным воздействием способствует воспитанию молодого поколения в духе борьбы с эксплуататорами, за лучшее будущее человечества. Оценивая в целом положительно новый учебник, участники заседа­ ния в то же время отметили, что он не лишен ряда существенных недостатков. Если в своей основе структуру учебника по главам мож­ но признать удачной, то едва ли оправданным является дробление на параграфы внутри ряда глав, что нередко нарушает общую связь между многими историческими со­ бытиями и явлениями, происходя­ щими в различных районах мира и приводит в ряде мест к нецелесо­ образному дублированию материала, характеризующего основные законо­ мерности исторического развития. Считая, что в целом учебник удачно сочетает краткость с глуби­ ной изложения основных вопросов курса, преподаватели в то же вре­ мя отмечали, что ряд важных про­ блем получил недостаточно полное и глубокое освещение, а иногда и одностороннюю трактовку, которая может привести к неправильному пониманию студентами некоторых исторических событий. Так, при ос­ вещении подготовки крестьянской реформы 186 1 г., учебник почти ничего не говорит о рассмотрении этого вопроса в секретном комите­ те, редакционных комиссиях и главном комитете, о борьбе, которая происходила внутри них. От­ сюда становится непонятным, по­ чему, например, правительство возражало против освобождения крестьян без всяких земельных участков, как это предлагали неко­ торые губернские комитеты. Это может привести студентов к непра­ вильным выводам о защите прави­ тельством интересов крестьянства. На самом же деле правительство и наиболее дальновидные представи­ тели дворянства наделением не­ больших земельных участков стре­ мились предотвратить крестьянские восстания против господствующих классов, прикрепить крестьян к земле и сделать их кабальными плательщиками правительства и помещиков. В изданном прави­ тельством законе прямо писалось, что надел предоставляется кресть­ янам не только «для обеспечения их быта», но и «для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиками». Не полностью показаны также причины высоких темпов промыш­ ленного развития России в начале XX века по сравнению с другими странами (гл. XIII). Характеризуя деятельность В. Г. Плеханова и группы «Освобожде­ ние труда», автор почему-то ниче­ го не говорит о некоторых ошибках народнического характера, нашед­ ших отражение в 1-м проекте про­ граммы русских социал-демократов. Между тем, это имеет важное зна­ чение для понимания деятельности первых русских марксистов. В выступлениях отмечалась так­ же необходимость более глубокой характеристики боевых операций и причин поражений русской армии в крупнейших битвах русско-япон­ ской войны; более полной характе­ ристики прогрессивных деятелей России. Причем имеется возмож- виях. Отсутствие таких пунктов яв­ ляется серьезным упущением. На низком уровне стоит воспи­ тательная работа среди пастухов и доярок. Кто сегодня впереди, кто отстает — никто из них не знает. ‘— Да и откуда мы можем знать о работе своих товарищей, — зая­ вила доярка т. Еремеева,— если вот уже второй месяц нам не говорят о результатах? А ведь можно было бы ежедневно выпускать бюллетени с результата­ ми соревнования животноводов, в «боевых листках», и «молниях» рас­ сказывать об успехах передовиков и критиковать отстающих. Формы и методы организации действенного со­ ревнования животноводов многооб­ разны. К сожалению, секретарь парткома совхоза А. Е. Галиев всю массовую работу с людьми пустил на самотек. Правда, на собраниях и производственных совещаниях в ди­ ректорском кабинете идет много де­ батов о том, кац поднять надои. В них принимают участие управляю­ щие отделениями и специалисты сельского хозяйства. Но непосредст­ венные исполнители те, кто сво­ ими руками Порется за большое мо­ локо, остаются в сторбйе.- Крайне неудовлетворительно в совхозе организовано распростране­ ние и внедрение опыта передовиков. Самым отстающим считается отделе­ ние «Новая жизнь». За 16 дней мая задание по производству молока здесь выполнено всего на 18 процен­ тов. Доярка этого отделения А. И. Мещерякова — передовая среди до­ ярок всего совхоза. С начала года от каждой из своих коров она получила по 947 килограммов молока. Почему же партком совхоза не заинтересо­ вался этим, не помог дояркам пере­ нять опыт своей подруги? Высоких показателей в работе до­ стигли Валентина Газина и Раиса Марковина. Они надоили по 7 4 0— 760 килограммов молока от каждой коровы своей группы. Но опыт пе­ редовых доярок не стал достоянием всех животноводов. В этом повинна в первую очередь партийная органи­ зация совхоза. С. НИКИТИНА. (Соб. корр. «Ленин­ ского знамени»). исполкома т. Гавриков — приводил такие факты. План четырех месяцев по производству мебели не выпол­ нен. В результате, неудовлетворен спрос трудящихся на шифоньеры, серванты и другую мебель. Не спра­ вилась с заданием Елецкая сапого­ валяльная фабрика. Низко качество, беден ассортимент хлеба, кондитер­ ских изделий. В результате недав­ ней проверки выяснилось, что 27 процентов кондитерских изделий,, изготовленных предприятиями мест­ ной промышленности, не пригодны к продаже и подлежат переработке. Много брака выпускают Елецкая и Липецкая швейные фабрики. Док­ ладчик отметил, что коллектив Ли­ пецкой обувнРЙ фабрики улучшил качество обуви, но и здесь бывают срывы. Иногда после недели носки с обуви слезает краска, отклеивает­ ся подошва. В общем, во всех от­ раслях промышленности надо еще сделать многое для того, чтобы спрос населения на товары широко­ го потребления был удовлетворен полностью. Из всей группы вопросов, подня­ тых на совещании, особое внимание было уделено двум наиболее важ­ ным: повышению качества швейных изделии и увеличению выпуска ме­ бели. Почему отстает наша швейная промышленность? На этот вопрос ответила главный инженер Елецкой швейной фабрики т. Русакова: ■— Раньше мы выпускали семь ви­ дов изделий, а сейчас тридцать. Технологию производства приходит­ ся менять чуть ли не каждую неде­ лю. Планирующие организации за­ ставляют нас выпускать всего по­ немногу: ст детских распашонок до мужских зимних пальто. При таких условиях невозможно улучшить ка­ чество и увеличить выпуск продук­ ции. Нужна специализация. Между прочим, в таком положе­ нии находятся не только елецкие швейники. В области много швейных фабрик и мастерских, И все они по воле управления местной про­ мышленности должны выпускать не­ оправданно широкий ассортимент «от распашонок до пальто». Это не приносит ничего, кроме ущерба предприятиям и нареканий покупа­ телей за плохое качество товаров. В самом деле, какой мастер может сделать лучший костюм: тот, кото­ рый шьет их много лет подряд, или тот, которому приходится сегодня шить костюм, завтра — ватник, пос­ лезавтра— детское пальто и т. д.? Ответ, пожалуй, ясен. Почему бы не специализировать отдельные фабрики по такому прин­ ципу: одна выпускает мужскую одежду, другая — женскую, третья — детскую? Такой опыт проделан в Воронежской области. И он принес хорошие результаты. Например, Во­ ронежская платяная фабрика удов­ летворяет потребность в готовом платье не только трудящихся своей области, но и ряда соседних. А про­ изводительность труда швей на этой фабрике намного выше, чем на лю­ бой фабрике Липецкой области, Специализация позволит улучшить снабжение фабрик материалами, быстрее повышать квалификацию мастеров, полнее использовать обо­ рудование. Серьезной помехой в работе швейной промышленности является неудовлетворительная деятельность художественного совета. Он не про­ являет должной активности и ини­ циативы, не прислушивается к голо­ су работников прилавка. А ведь продавцы магазинов лучше других знают о том, что сегодня требует покупатель. Многие участники совещания вы­ сказали мнение о том, что в обла­ сти надо иметь конструкторское бю­ ро, которое на месте разрабатыва­ ло бы новые модели одежды. В этом есть резон. Сейчас, в связи с огромными запросами с периферии, центральный Дом моделей присыла­ ет чертежи новой модели лишь че­ рез 7— 10 месяцев после получения заявки. Нередко за это время мо­ дель перестает быть модной. Кон­ структорское бюро явится также хорошей школой для закройщиков и мастеров районных мастерских. Сейчас они работают, используя старые запасы знаний. Им прихо­ дится трудно, когда приходит заказ­ чик и просит сшить костюм такой моды, о существовании которой ма­ стер еще не знает, На«конец, не пора ли подумать о выпуске полуфабрикатов? Вот что сказала по этому поводу председа­ тель обкома союза работников ме­ стной промышленности и комму­ нального хозяйства т. Медведева: — Фабрика или мастерская сдает в магазин костюмы, пальто и дру­ гую одежду в таком виде, в каком она бывает подготовленной ко вто­ рой примерке при индивидуальном пошиве. Такой костюм нетрудно по­ догнать по фигуре любого покупать ля. Для более быстрого обслужива­ ния в основных магазинах надо от­ крыть уголки полуфабрикатов, где постоянно бы находился хороший мастер—представитель фабрики. За это покупатели скажут только спаси­ бо. С каждым годом расширяется у нас жилищное строительство. Полу­ чая новую квартиру, трудящиеся в первую очередь стремятся обста­ вить ее хорошей мебелью. И тут их подстерегает разочарование. В об­ ласти есть пять мебельных фаб­ рик, а купить шифоньер, стол, тум­ бочку почти невозможно. И это не­ смотря на то, что от поставки м ебе­ ли в другие области наши фабрики освобождены. Вся беда в том, что на фабриках плохо используются внутренние резервы увеличения вы­ пуска мебели. План четырех меся­ цев по производству мебели в це­ лом по области незыполнен, Нет улучшения и в мае. Почему? Никого не смогло убедить заяв­ ление директора Липецкой фабрики т. Куликова о том, что поставщики сырья —■древесины и фанеры — на выполняют своих обязательств, дер ­ жат фабрику на голодном пайке. Участники совещания так и сказали т. Куликову: «Нечего валить с боль­ ной головы на здоровую». В нашей области есть древесина, пригодная для изготовления мебели. Ее разре­ шено рубить столько, сколько смо­ гут переработать мебельные пред­ приятия. Что же еще нужно? Не поставщики, а сами нерасто­ ропные, безынициативные руководи­ тели Липецкой и других фабрик ви­ новаты в том, что за наиболее хо­ довой, щасивой мебелью трудя­ щимся приходится ездить в Москву, Ригу и другие города, а за простой табуреткой обращаться к частнику. Справедливыми были упреки уча­ стников совещания в адрес пред­ приятий совнархоза, имеющих цехи товаров широкого потребления. Взять хотя бы Тракторный завод. Ему на­ до вместе с Мебельной фабрикой наладить выпуск деревянных крова­ тей. С тех пор, как принято это ре­ шение, прошло много времени, а кроватей все .нет. Правда, т. Кули­ ков заверил участников совещания, что «контакт установлен, дело нала­ жено, кровати скоро будут в про­ даже». Остается только пожелать, чтобь! за словами последовали дела, В большом зале заседаний Дома Советов, где проходило совещание, были организованы выставки основ­ ных предметов широкого потребле­ ния, которые производятся в обла­ сти. Слов нет, хороши вещи. Еще более добротные предметы нахо­ дятся сейчас в чертежах, планах, процессе освоения. Пусть же они скорее найдут дорогу к покупате­ лям, пусть займут сзоа место за прилавками магазинов. вателей, но и учебник как можно предметнее, логичнее и всесторон­ нее раскрывал сущность историче­ ских процессов и событий, как можно меньше имел положений, не подкрепленных фактами и анализом этих фактов. Это важное положе­ ние не учтено при освещении ряда вопросов. Так, при освещении внешнеполитических событий в Европе после Крымской войны ав­ тор пишет: «При поддержке России Пруссия в войне против Дании (1 8 6 4 г.) и Австрии (1 8 6 6 г.) одер­ жала победы». Такая формулировка может ошибочно привести студента к выводу об участии России в вой­ не на стороне Пруссии, тогда как О новом учебнике ис тории дл я п е д а г о г и ч е с к и х в у з о в ность сделать это без особого рас­ ширения объема учебника. Напри­ мер, в теме «Русско-японская вой­ на 1 9 0 4— 190 5 гг.» вполне можно наполовину сократить ту часть те­ мы, в которой рассказывается о бездарном генерале Куропаткине и подробнее сказать о крупнейшем флотоводце России адмирале С. 0. Макарове, — ему в учебнике отве­ дена всего одна строчка. Опыт показывает, что при изу­ чении истории СССР студенты ис­ пытывают наибольшие затруднения в понимании сущности историче­ ских процессов и их взаимосвязи, в рцеФке исторического значения того или иного факта или события прошлого. Поэтому крайне важно, чтобы не .только рассказ препода- соолюдала Пруссии на самом деле Россия благожелательный для нейтралитет. Описывая образование «Союза трех императоров» (1 8 7 3 г.), автор правильно подчеркивает его не­ прочность в результате противоре­ чий, существовавших между его участниками. Но их сущность до конца не раскрывается, противоре­ чия показываются односторонне. «Союз трех императоров. — чита­ ем мы на стр. 76, — в междуна­ родных делах не мог сыграть сколь­ ко-нибудь значительной роли, так как стали нарастать противоречия между его членами, между Герма­ нией и Россией — на экономиче­ ской почве, между Австрией и Россией — в соперничестве на Балканском полуострове». Безуслов­ но, указанные противоречия яв­ лялись главными между участни­ ками «Союза трех императоров», но не единственными. Между его участниками были и другие, которые имели немаловажное значение. Когда в 187 5 г. Россия не позво­ лила Германии разгромить Фран­ цию, то она здесь руководствова­ лась не только экономическими соображениями, но и политически­ ми — боязнью усиления в Европе гегемонии агрессивной Германии, как потенциального противника, который после захвата Франции не остановился бы перед нападением на Россию. Думается, требовалось также пояснить сущность экономи­ ческих противоречий, существовав­ ших между Германией и Россией. Участники заседания отметили, что ряд глав учебника написан су­ хим, маловыразительным языком, перегружен второстепенными циф­ ровыми. данными и датами. Особен­ но страдают этими недостатками VI, VII и XIII главы. В то же время не приведены некоторые важные данные по отдельным районам стра­ ны, характеризующие их специфи­ ческие особенности. Некоторые цифровые данные о рабочем и крестьянском движении в период нарастания революцион­ ного кризиса и революции 1 9 0 5— 1907 гг. требуют уточнения, ибо они во многом расходятся с рядом других официальных данных (в т. ч. данных центрархива) и, по мнению отдельных участников заседания, преуменьшены. Требуют уточнения и данные о депутатах III Государ­ ственной думы и др. Например, приводимые в учебнике (стр. 3 43) данные о количестве депутатов по сословности, роду занятий и пар­ тийности дают разные цифры об­ щего количества депутатов. Участники заседания подвергли серьезной критике главы, характе­ ризующие развитие культуры в от­ меченный период (1 8 6 1 — 1917 гг.). Большинство проблем в них изло­ жено схематично, без достаточного учета специфики исторического предмета. При изложении вопросов литературы и искусства слабо рас­ крывается социальная направлен­ ность многих произведений, их влияние на общественно-политиче­ скую и культурную жизнь страны, новаторство и оригинальное ма­ стерство крупнейших деятелей ис­ кусства, внесших неоценимый вклад для последующего развития литературы и искусства. Выступавшие высказали пожела­ ния, чтобы при переиздании учеб­ ника авторы дополнили его схемами и диаграммами, иллюстрациями. По ряду проблем среди участни­ ков заседания выявились различ­ ные точки зрения. Но все они принципиально не изменяют глав­ ного содержания изложенных нами выше достоинств и недостатков учебника. В заключение следует отметить, что указанные многочисленные не­ достатки не могут умалить в целом оолыной и полезной работы, про­ деланной коллективом авторов по созданию учебника для педвузов. Естественно, что они должны быть учтены студентами при изучении истории СССР и учителями истории при использовании учебника в сво­ ей работе. Эту цель мы и преследо­ вали опубликованием настоящей статьи, И. ЛУТОВИНОВ, зав. кафедрой истории Липецкого педагогического института.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz