Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

20 мая 1961' г., М 148 (2098? ИМ Л Е Н И Н С К О Е З Н ЖМ Я & с т и х и СВЕТЛАНЫ МЕШЕН Р ☆ ☆ ☆ В Липецк ом областном, лите­ ратурном объединении Светлана Мекшен, пожалуй, самая молодая: она встретила свою девятнадца­ тую весну. Но за спиной у нее уже немалый жизненный опыт: детдом, десятилетка, работа на Коксохиме и в цехе холодного проката Новолипецкого металлур­ гического завода. Биография неизменно находит отсвет в стихах, годы жизни от­ ливаются строчками — взволно­ ванными, горячими. Не случайно в стихах Светла­ ны Мекшен живет поэзия труда: — Гудели бы плечи, Пылали б ладони, Мартеновской печи, Любой раскаленней. Иногда и стих не только скуп и упруг, но и афористичен: «Жить — так строить жизнь» или «Нас нельзя забыть, когда мы ждем». Это хорошо и емко сказано. Не все, конечно, удачно в сти­ хах С, Мекшен. Порой она грешит декларативностью, мало работает над деталью, сюжетом. И все же ее стихи свежи, лиричны, окрыле­ ны пафосом труда, полны молодо­ го задора. Думается, что встреча читателя со стихами молодой поэтессы бу­ дет приятной и полезной. Р А Б О Т А «Великая радость — работа». В. БРЮСОВ. Работать, работать До пятого пота! —* Гудели бы плечи, Пылали б ладони, Мартеновской печи Любой раскаленней. Глаза бы сверкали: — Поддайте работы! Глаза бы не спали Без новой заботы. Работать, Работать, чтоб сделалось жарко Упрямым девчонкам в ребячьих ушанках, Чтоб кости ломило от жара и пара, Чтобы сила бурлила У каждого парня, Чтобы блуза к спине Прилипала от пота. Вот это — по мне! Вот что значит работа! ЖДУ ПИСЕМ. Я писем жду настойчиво, упрямо, Не выставляя гордость напоказ. Я писем жду, Жду даже телеграммы. Во мне сейчас терпенья — про запас! И каждый вечер, зная иль не зная, Что «почты — Нет», всю злость зажав в кулак, почтовый ящик с шумом открываю И думаю, что в жизни все — не так. Я писем жду Я верю: будут письма С весенним солнцем, С мартовским дождем... Все очень верно в этой сложной жизни. И нас нельзя забыть, когда мы ждем! Я В Е С Н У ИСКАЛА... Я весну искала В солнечных кварталах, В сонных старых парках, В скверах молодых. Я весну искала... Солнце улыбалось, Солнце растворялось, В капельках воды. Я весну искала — Вымокла, устала, ▲ она пропала. Будто бы назло. И бреду домой я Лишена покоя: Что ж это такое! Вот не повезло! Радужно сверкая, Тянутся трамваи. Ветер обгоняя, Лихо мчат авто. Вдруг... — откуда это! В переливах света Девочка, девчонка — В солнечном пальто. ...Я прошла немало, Я весну искала, Я была от ветра влажного пьяна. Встретила девчонку С золотою челкой Милая девчонка! Ты — и есть весна. Эпизод, о котором я расскажу, произошел на одном из занятий уни­ верситета культуры Но- волипецкого металлур­ гического завода. Шел разговор об умении чи­ тать художественные произведения, о читателе активном, мыслящем и читателе, скользящем по страницам книги. . На суд аудитории была вынесена старая легенда о том, что, мол, на­ стоящая поэзия воспринимается лег­ ко, сразу, любым читателем, неза­ висимо от его подготовки. Мы вспомнили стихотворение A. С. Пушкина «Орион». Стихотво­ рение широко известное, включен­ ное в школьные программы. И вдруг оказалось, что десятки людей не могут ответить на простые во­ просы: о чем это стихотворение? О каком «вихре шумном», измявшем «лоно волн», говорит поэт? Кто он, этот таинственный певец, который по словам Пушкина «на берег вы­ брошен грозою» и почему он поет «гимны прежние», несмотря на то, что пережил грозу? Оказывается, чтобы ответить на эти вопросы, надо знать историю д е­ кабристского движения, помнить дружеские связи Пушкина с патри­ отами, выступившими в 1825 году на Сенатской площади, по достоин­ ству оценить ту мужественную по­ зицию, которую занял поэт после разгрома декабристов, решившийся петь «гимны прежние»... Как видно из этого примера, «на- \ до наклониться, чтобы из ручья на­ питься»: далеко не все богатства, таящиеся в книге, лежат на поверх­ ности, нужны упорство, вдумчи­ вость, активность читателя, чтобы извлечь то, что лежит поглубже. Сейчас едва ли кому-либо надо разъяснять, как много значит книга в жизни человека. Перед нами не­ умирающий пример великих книго­ любов Маркса и Ленина. В извест­ ной анкете «Исповедь» в 1865 г. на вопрос «Ваше любимое занятие», Маркс ответил: «Рыться в книгах». На всех этапах жизни и борьбы B. И. Ленину неизменно сопутство­ вала книга. Д аж е за два дня до смерти, как вспоминает Н. К. Круп­ ская, она читала Ильичу рассказ Д ж . Лондона «Любовь к жизни». Сегодня невозможно представить себе дом, где нет книги. Она везде — на полке в комнате рабочего, на тумбочке в студенческом общежи­ тии, на прогнувшихся от тяжести стеллажах ученого и учителя. Но обладать книгой — это полде­ ла. Книга — не безделушка на туа­ летном столике, не декоративное ук­ рашение,- он а-»— помощник) -совет­ чик, друг, источник радости и сил, путеводитель в труде и бррьбе. По­ рой она сложна, требует напряже­ ния мысли, пытливости. Мало от­ крыть книгу — надо открыть ее за- азговор с читателем поведный смысл, надо прикоснуться к сердцевине ее содержания. Недавно Лев Озеров писал в «Литературной газете», что «даро­ витыми и бездарными, как выясни­ лось, бывают не только поэты, но и читатели». Последнее время все чаще возни­ кает разговор об эмоциональной грамотности, о воспитании читате­ ля, о его влиянии на развитие лите­ ратуры. Вспомните страстные стро­ ки А. Твардовского из поэмы «За далью — даль»: — Читатель, снизу или сверху, Ты за моей следишь строкой, Ты тоже — всякий на поверку, Бываешь — мало ли какой. Д а, ты и лучший друг надежный, Наставник строгий и отец, Но ты и льстец неосторожный, И вредный, к случаю, квасец. И крайним слабостям потатчик, И на расправу больно скор, И сам начетчик и цитатчик, И не судья, а прокурор. Д а, читатель «всякий на повер­ ку». Нередко сказывается слабая постановка эстетического воспита­ ния в школе, даже в вузе, почти ничего не делается в библиотеках, чтобы научить читать.. Мы в этом многократно убеж да­ лись во время бесед и встреч поэ­ тов Липецкого областного литера­ турного объединения с читателями, •которые состоялись в театре, клу­ бах, университетах культуры, биб­ лиотеках, кинолектории, цехах заво­ дов. Вот передо мной несколько харак­ т ер н ее записок с вопросами. Я ос­ тавляю' сейчас в стороне те запис­ ки, которые продиктованы знанием литературы, любовью к ней, добры­ ми намерениями; я остановлюсь лишь на тех, которые обращают внимание своим наступательным, воинствующим невежеством. Прораб К., имеющий среднее тех­ ническое образование, недоумевает: «Кто дал право Владимиру Мая­ ковскому в стихотворении «Атлан­ тический океан» затуманивать смысл произведения сплошными шарадами. Вот читайте: — Пароход до двенадцати уголь ел и пресную воду пил. Или дальше: — Недели грудью своей атлетической— то работяга, то в стельку пьян — вздыхает и гремит Атлантический Океан. 4 В конце записки К. гневно вопро­ шает: «Зачем перепечатывать явно неудачные стихи, если даже напи­ сал их знаменитый поэт?!». Как видите, это читатель, кото­ рый «на расправу больно скор». Он не пытается упрекнуть себя за про­ белы в эстетическом воспитании, не стремится понять простейшие об­ разы (трудно ли представить, сколь­ ко в атлантическом рейсе «ест» уг­ ля и «пьет» воды пароход?). Нет, автор записки несамокритичен, он атакует поэта. Еще не перевелись читатели, тол­ кующие о «трудности», даже о «не­ доступности» Маяковского. Как правило, беседа с такими читателя­ ми показывает, что они прочли не более 2—3 стихотворений поэта, не сделали серьезной попытки разо­ браться в них, осмыслить написан­ ное. Поэзия — не таблица умножения, раз и^навсегда заученная в детстве. Каждое йовое произведение требует работы мысли. И таких думающих читателей становится все больше. Повышается культурный уровень наших людей, растер постоянно и число читателей Маяковского, по­ чувствовавших в энергичных рит­ мах, в могучих, ни чем не скован­ ных раскатах его поэзии ритмы на­ шей героической эпохи. Каждый человек должен учиться воспринимать прекрасное. Я не бо­ юсь слова «учиться», потому что эстетический вкус прививается, раз­ вивается, он не падает, как манна небесная. К сожалению, иные читатели с удивительной легкостью и самонаде­ янной категоричностью отталкива­ ют непонятное. Бухгалтера О. и плановика Д. смутили строки Михаила Светлова — его Венера протягивает руки и «пальчиками шевелит». «Светлов, наверно!, думает, что мы невежественны и глупы,— пи­ шут авторы записки,— а мы не раз видели изображение Венеры, она ведь без рук!..». Удивляет лобовое, примитивное восприятие художественного обра­ за. И главное — ни малейшей по­ пытки понять, разобраться. Легче свалить вину на поэта, дивной си­ лой вооображевия заставившего наг увидеть живую Венеру, которая «пальчиками шевелит». Выдающийся советский поэт Вла­ димир Луговской с болью писал о том, что нередко приходится стал­ киваться с «догматизмом и схема­ тизмом в восприятии самых про­ стых, трогающих душу явлений при­ роды». Когда поэт опубликовал свое сти­ хотворение «Зяблик запел», то на­ шлись «ценители поэзии», которые сочли, что зяблик не характерен для литературы. Мол, есть орел, символизирующий мужество, буре­ вестник — революцию, стервятник — капитализм, жаворонок — весну, а что такое зяблик? Ни то, ни се! Эти рассуждения смешны, но вме­ сте с тем, как они печальны! А вот другой пример, приведен­ ный В. «Пуговским. Сцена из «"Лихо­ го Дона» Михаила Шолохова. Гри­ горий хоронит Аксинью. Над ни­ ми — сверкающий черный диск солнца. — Где видел Шолохов черный диск солнца?!— возмущается рети­ вый читатель, лишенный простей­ шей эмоциональной грамотности. А ведь очень просто! Горе обру­ шилось на Григория, жизнь для не­ го потеряла смысл, все вокруг мрач­ но и черно, даж е сверкающий диск солнца кажется черным!.. Нет нужды продолжать перечень примеров эмоциональной неграмот­ ности некоторых читателей. Пора по­ думать о практических шагах для того., чтобы изменить положение. П о с л е с м е н ы Пахнет хвоей и первым теплом, Слетаются голуби к лужице. Я люблю после смены пешком Пройтись по знакомой улице. Свежий ветер, напорист и крут. Читает афиши и вывески... В небе вешнем плывут и плывут Дымки заводские над Липецком. Здесь и там на сырой мостовой Рассыпаны лучики рыжие. В новом сквере, обмытом весной. Деревья под польку пострижены. В стороне от развилки дорог Целуют дубы небо синее. Новый дом, и плечист, и высок. Встал гордо с соседними в линию. Зреет новая песня во мне. Будто в юности давней, Молодо. Я шагаю навстречу весне Асфальтом растущего города. Б. ЦВЕТАЕВ. Теперь в широких масштабах предприни­ маются шаги, чтобы эстетическое воспитание заняло прочное место в учебных заве д е н и я х, Кое-что делает и обще­ ственность. В ряде школ, в том числе липецких, организованы кружки лю­ бителей прекрасного, созданы «ма­ лые Третьяковки» — коллекции цвет­ ных репродукций, выпускаются ру­ кописные журналы, проводятся .ли­ тературные викторины. Тяга советского человека к знани­ ям, к духовным богатствам породи­ ла у нас университеты культуры. Они много делают и еще больше могут сделать для воспитания высо­ кого эстетического вкуса у своих слушателей. Нужно только ревниво оберегать университеты культуры от равнодушных и холодных лекто­ ров и утомительно-нудных доклад­ чиков, вносящих дух формализма и казенщины в живое дело, не спо­ собных зажечь искры по-знаиия, но способных погасить эти искры. «Как читать художественное про­ изведение» — беседы и лекции на такую тему до сих пор почему-то не включаются в планы библиотек, Общества по распространению науч­ ных и политических знаний.. Подра­ зумевается, что читатели все знают и все умеют. А жаль! Как много дала бы, окажем, кон­ ференция в библиотеке, на которой, не забывая об идейной основе кни­ ги, помогли бы читателю прикос­ нуться к художественной ткани про­ изведения, помогли бы ощутить поэ­ зию образов, полнозвучность и ем­ кость слова, увидеть богатство от­ тенков и красок! У Евгения Винокурова есть сти­ хотворение, перекликающееся с те­ мой нашего разговора. Вот оно: — Что нужно, чтоб поэтом стать? Когда-то Я с детским простодушием спросил. Мне многословно и витиевато Все объясняли, не жалея сил: — Вот то-то делай. Этого не надо! Читай вон то. Используй каждый час!.. От этих наставлений, как от чада, Трещала голова.— Но как-то раз Я вышел — у киоска, где газеты, В сосульке зайчик солнечный плясал!.. И плюнул я. И все забыл советы, И первый стих тогда я написал. В каждом настоящем произведе­ нии пляшут свои «солнечные зайчи­ ки»; в сердце каждого настоящего, мыслящего читателя живет поэт, он Ьидит этих «зайчиков», он ничего не упустит, не пройдет мимо. Богат­ ство искусства -— его богатство, его достояние. Юрий ЧЕРНОВ. О Т красного озябшего лица колхозника, стоявшего у две­ ри, от его тулупчика и даже от орехового кнутовища несло холо­ дом . Ветеринарный фельдшер Зо­ нин плотнее запахнул старое паль­ тишко, впопыхах наброшенное пря­ мо на белье. — ...Из Уваровки, значит, верта- Юсь, — объяснял колхозник, — Та­ мошний завфермой Агеев Василь Митрофаныч и наказал вам пору­ ченью передать. Корова у них, ста- ло-ть, стельная, а оплод... иль по нашему, неученому, телок, в ей не­ нормально лежит. У коровы Зин­ ки. Как мне это дело безразлично, все одно через вашу деревню к себ е в Халявину ехать, то я и взял­ ся. Незамедлительно ваша помощь требуется. Подохнуть может... Ну извиняйте, что взбудил. Закрыв за колхозником чуланную дверь, Зонин вернулся в избу. За­ сиженные мухами ходики над о б е­ денным столом показывали второй час ночи. Молоденькая жена Олим­ пиада, или, как он называл ее, Лип­ ка, проснулась, приподняла с по­ душки голову в папильотках, обло­ котилась на тонкую руку с очень белой кожей. — Вызывают, Гриша? Я и не слы­ шала как стучали. Она сладко зевнула и по-детски кулаками протерла глаза, Зонин ми­ нуты две глядел в окно. Там стояла такая темень, что при мысли о д о ­ роге в Уваровку стало зябко и силь­ нее захотелось спать. — А может останешься? Начнет светать, тогда и пойдешь. — Я бы рад, пилюлька моя, но Ьедь отел. Тут еще, видимо, роды патологические. Телок может задох­ нуться, да и сама корова... Зонин нерешительно надел брю ­ ки, достал из-под кровати кирзовый сапог, вынул из голенища портянку. Оба говорили шепотом. За деревянной перегородкой слы­ шался носовой присвист: там спала теща Зорина и его двое малых д е ­ тей. — Останься, Гришенька. Не обяза­ тельно корове сейчас и телиться. Может, завфермой ошибся. — Бывает. Иногда сутки ждать приходится. Разве угадаешь? — Вот видишь. Время, сам зна­ ешь, глухое. Вон Алдониха расска­ зывала, в шиловском лесу летось труп нашли. Добрые люди по ночам не бродят. Раздевайся, Гришенька, — жена призывающе улыбнулась, и гла?а ее заблестели. Она с живо­ стью закончила. — А часика через три-четыре пойдешь. Увидишь, ни­ чего с коровой не сделается... Да руки, покрытые у плеч веснушками, и глаза ее почти смеялись. — Валерия Марковна к шестича­ совому утреннему едет. Учительни­ ца новенькая. Вче^а мама слышала, как она в правлении подводу про­ сила. С ней и отправишься. — Лип­ ка глянула на ходики. — А три с половиной часика побудешь дома. Вот хорошо-то, верно? земли, ещ е какие-то черные пятна повыше: деревья. Дальше стало за­ метно, что дорога, наоборот, свет­ лее земли, а небо еще светлее д о ­ роги, хоть сплошь и закрыто обла­ ками. По времени уже пора было взойти старому позднему месяцу, доживавшему свои последние дни. Крупно шагая, Зонин миновал околицу и вышел в поле. вот еще, чуть не забыла: вчера па­ стухи волков видали в Орешках. Здоровые такие и людей не боятся. Обо всем этом только что думал сам Зонин. Кому охота в такое глу­ хое время тянуться за пять кило­ метров через лес в деревню , при­ ткнувшуюся около ж елезнодорож ­ ного полустанка? Может быть, дей­ ствительно подождать д о рассвета? Зонин решительно вложил пальцы в ушки сапога и стал вбивать ногу. От напряжения его ранняя лысина порозовела, краска прилила и к го­ лому лбу, слегка одутловатым ще­ кам. — Эх, ты, трусишка, — засмеялся он, как это часто с нами случается, обвиняя жену в том, в чем был слаб сам. Она опять сладко зевнула. — Все-таки идешь? Вот непоседа ослушливая. — Надо, пилюлька. Вдруг с коро­ вой действительно время не ждет? Он говорил уверенно, даж е не­ сколько повысив голос. Твердо ста­ вя сапоги, прошелся по избе. Сон как-будто развеялся. Зонин был доволен, что настоял на своем и проявил мужскую твердость. — Ой! —• вдруг воскликнула Лип­ ка. — Какие мы с тобой глупые! Она уже сидела в кровати, выпро­ став поверх одеяла очень белые X _ _ _ _ Наш а п р е л ь ! Когда улыбчивый Гагарин В упор взглянул на звездный рой И возвратился легендарен голубоглазый наш герой — Мир стал живей. Нет, мне не кажется, Едва поднялись мы до звезд, В огромном спросе стали саженцы, Рванулись травы в буйный рост. Быстрее города закладываются, Растут деревья и цветы. И даже птицы громче радуются Свершению людской мечты. Кругом двойное потепление. И нам запомнится апрель Как месяц, давший миру Ленина Как русской славы колыбель! А. ВАСИЛЬЕВ. Прокатиться на подводе д о полу­ станка, это действительно, было хо­ рошо. До Уваровки останется мень­ ше километра, притом открытым полем. Но все равно раньше, чем в шесть часов, он, Зонин, не попадет на ферму. Не поздно ли? Почему-то ветеринарный фельдшер стал бес­ покоиться о судьбе коровы Зинки. Вспомни Липка о подводе д о того, как он оделся, Зонин, может, и ос­ тался бы, теперь же он совсем «раз­ гулялся», и решение его не поколе­ балось. Он сложил в коричневую д ер ­ матиновую сумку крючки, бинты, таблетки ривано'ля. Отдельно свер­ нул синий халат, клеенчатый фар­ тук: это он понесет подмышкой. Уже одетый — в шапке, бобриковой по колено наваченной куртке «мо­ сквичке», — Зонин наклонился над постелью, несколько раз поцеловал жену. Липка обняла его за шею и не отпускала. «Нельзя» засмеялся он, нежно освобождаясь от ее рук, и вдруг почувствовал такую лег­ кость и смелость, что, казалось, го­ тов был идти пешком хоть в обла­ стной город, С порога он оглянулся в последний раз, ~ Вернусь, наверно, к обеду. За дверью чулана Зонина охвати­ ли холод и полная темнота. Ни д е ­ ревенской улицы, ни прясел, ни изб, ни ветел — ничего не было видно. Зонин постоял на крыльце. «Напрас­ но отказался. А если самому вер­ нуться? Липка ведь только доволь­ на будет». Он сошел со ступенек и посмотрел в небо. «Ведь довольна будет». Он поглядел на окно жи- 4]ой половины избы,—Зонины квар­ тировали при ветеринарном пункте — поправил плечом сумку с меди­ каментами и пошел на середину улицы, нащупывая ногами дорогу. Земля под каблуками каменно сту­ чала: с вечера придавил м ороз. С огородов в спину ему сразу начал задувать слабый, но холодный ве­ терок. Было самое глухое время ноябрьской ночи: два часа. Д ерев­ ня давно спала, молчали собаки, забравшиеся от стужи на крытые дворы или под крыльцо. Лишь в конце улицы красно светилось ок­ но. Когда Зонин освоился в темно­ те, то начал различать по бокам черные пятна изб. отделявшиеся от До полустанка и приютившейся около него деревни Уваровки было две дороги: одна логом, потом ле­ сом, гужевая; другая вдоль ж елез­ нодорожной линии. Эта считалась на километр длиннее, но веселее: путевые будки, попадаются сторо­ жа, поезда проходят: мест этих и волки должны избегать. И Зонин свернул на тропинку через бугор к насыпи. 6 поле за деревней стало еще Рассказ светлее, а низкие облака над гумен­ ником немного просвечивали: зна­ чит, поздний месяц уже взошел. Идти было легко, Зонин, как всег­ да, сильно размахивал руками и скоро ему стало совсем весело и хорошо. Нет, действительно, он м о­ лодец, что не послушался Липки. (При воспоминании о жене он улыб­ нулся). Не всегда надо верить раз­ ным толкам. Зато он не заставит се­ бя ожидать на ф ерм е «Восход». гатое поголовье, овцеводство обла­ сти. За годы работы на ветеринар­ ном пункте Зонин отлично узнал не только председателей окрестных колхозов, заведующих молочното­ варными фермами, но и многих ко­ ров, однако Зинку из «Восхода» не помнил, Чистопородная она или местная? Э, да какое это имеет зна­ чение? Все равно ей надо помочь отелиться. Чуть справа, совсем рядом с Зониным вдруг встал кто-то высочен­ ный, лохматый и чер­ ный. Зонин вздрогнул, остановился: холод от сердца противной вол­ ной хлынул в колени. И он тут ж е неловко за­ смеялся. Это была за­ сохшая сосна. Несколько лет тому назад под эту сосну стали валить назем, и она зачахла: песок был нужней ее корням. Дальше уже Зонин пошел насто­ роженно вглядываясь: ветер донес шум леса, что окаймлял линию и окончательно развеял приятные мысли. Кто знает, что его ждет на опушке? Но вот в пространстве между елей блеснул огонек и опять уютно стало на сердце: путевая будка. Там обходчик, всегда может подсобить. От быстрой ходьбы Зонин нагрел­ ся, ему стало Тесно в наваченной, бобриковой куртке. Перейдя мо­ сток, он свернул на тропинку, что вилась по крутому бугру над рель­ сами, Ветер, отгороженный густой лесной кромкой, остался позади в поле. Всякий человек, что идет по хорошо знакомой, не раз хоженой дороге, отмечает путь по своим особым приметам, вехам. И Зонин считал, что теперь от первой будки осталось до станции четыре пятых всего расстояния, и от этого ему уже было немного легче. Сквозь низкие тучи над лесом пробился желтый, словно линяющий, месяц. Внизу под бугром тускло блеснули рельсы: шпалы' смутно бе­ лели инеем ударившего с вечера мороза, щебень же балласта и на­ сыпь оставались черными. Под но­ гами на тропинке шуршали заду- Зонин называл себя «сержантом армии животноводов», {в звании сержанта он восемь лет назад вер­ нулся с воинской службы). В строю с тысячами зоотехников, ветерина­ ров, пастухов, доярок он растил ро- I бевшие покоробленные листья, ве­ тер шумел в вы­ шине невидимыми макушками дерев. Огонек будки, отодвигаясь, не­ которое время, казалось, стано­ вился ярче; но чем дальше ухо­ дил Зонин, тем холоднее и тем­ нее делалось у него на душе. Начиналась самая глухая часть пу­ ти: теперь хоть и закричишь, ни­ кто не услышит. Нервы Зонина на­ пряглись, он зор­ ко вглядывался в черный сумрак елей сбоку тро­ пинки, % редкие стволы берез, похожие на смутные лесные просветы. Ему все казалось, что под ветвями кто-то притаился и вот-вот выскочит наперерез, гаркнет: «Стой1». Чтобы лучше слышать, Зо­ нин отложил меховой воротник куртки. Сухой шелест листвы тр и дело заставлял его вздрагивать, ог­ лядываться: никто не бежит сзади? Месяц то затягивали тучи — и тог­ да над лесом оставалось лишь ту­ склое, желтоватое пятно, то он вновь прорезался — далекий, б е з­ участный ко всему, Тучи ползли низко. Чтобы рассеяться, Зонин опять, как и в поле, решил поразмышлять о чем-нибудь приятном. На чем он тогда остановился? О чем-то инте­ ресном, хорошем думал. А все проклятая сосна: перепугала. О чем же? Как соберет деньги на телеви­ зор? Нет. Что меньшая дочка стала разговаривать? Тоже нет. Ага, вспом­ нил, О своей работе. Как ему было не пойти сразу, когда корова мо­ жет сдохнуть? Если бы ещ е какой другой завфермой вызывал, а не Агеев. Этот не болтун, зря слова не скажет. Да теперь вот Зонин сам увидит, что там с этой Зинкой. Удивится, небось, и Агеев, и Зин- кина доярка из «Восхода», что он так быстро появится. Ждут-то, не­ бось, с нетерпением, все время вы­ глядывают. Да, он не районный вет­ врач Гуркин, тот тяжел на подъем. А что? И он, Зонин, вполне может стать врачом! Вон алексинский фельдшер учится заочно, панюхин- ский тоже, сейчас многие берутся за повышение квалификации. Еще со временем и в профессора вы­ двинется, как Фиолетов, который им читал на курсах лекцию о борь­ бе с яловостью. Отмеривая шаг за шагом, Зонин попытался представить себя в роли авторитетного екушера-гениколога, но эти мечты не доставили ему обычной радости. Уши его, против воли, ловили малейший шум ветвей, глаза старались пронзить темноту, разглядеть, что впереди на шпалах, что сбоку на откосе у леса. Он был один, совсем один в ог­ ромном темном и таинственном ми­ ре, с глазу на глаз с непонятной, подстерегающей опасностью. Может быть, именно вот эти шаги, которые он сейчас так торопится делать, и ведут его к гибели? Слабо шумел ветер, глухо отзывались вершины елей, осин, мокрая капля коснулась лица: дождь что ли? Тропинка свернула к шпалам, са­ поги застучали гулко, словно по бочке: мосток через овраг. Значит, скоро должна показаться вторая будка, о которой Зонин начал ме­ чтать, едва миновал первую. Но те­ перь приближение ж елезнодорож ­ ной будки почему-то вызывало не радость, а новое опасение. Вдруг путевой обходчик в ней сам н едоб­ рый человек? Ему тут легче всего: зарежет человека, оттащит на рель­ сы и скажет; под поезд попал, - |о н она, Будка под елями стояла темная, словно затаившаяся. • Лишь когда Зонин поравнялся с ней, в окошке, что выходило на рельсы, стал ви­ ден красноватый огонь-ночник. Вы- ступила бледно освещенная внут- ренность: струганый, непокрытый стол, угол печи, темная стена. Внут­ ри никого не было видно. Косясь на будку, Зонин старался ступать лег­ че, чтобы не хрустел балласт под но­ гами. От напряжения что ли — в глазах рябило. А все-таки до полу­ станка осталось всего половина пути. Вдруг где-то впереди за елями и одновременно сзади за будкой — вырос шум. Кто-то откуда-то летел, приближался, слышно было тяже­ лое дыхание. Зонин весь напрягся, стиснул кулаки: глаза стали отыски­ вать камень, прямо по-кошачьи пронзая тьму. В самом, деле, он и ветви елей различал, и желтую тра­ ву, и рельсы. Да что это? Рельсы тоненько вибрировали, вдруг на них скользнул свет, змеями пополз к Зонину. Задрожали шпалы и, ос­ лепив глаза, из-за поворота выско­ чили огни локомотива. Зонин облегченно расправил грудь и стал глядеть на состав. Он всегда любил глядеть на поезда, а тут в одиночестве, в глуши темной ночи особенно приятен был этот голос жизни. Лес вдруг стал ему совсем не страшен, ведь тут каждая бер е­ за, ольха, ель знакомы. Чего он боялся? Вот чудак: нервы не в по­ рядке. Мимо Зонина, гремя коле­ сами, шипя паром, пронесся паро­ воз, красно блеснуло пламя: там шуровали топку. За тендером потя­ нулись темные товарные вагоны, платформы с автомашинами, накры­ тыми брезентом, штабеля досок. Кое-где на тормозных площадках висели светляки фонарей, торчали дремлющие фигуры кондукторов, толстые от шуб. Зонин считал в уме: «Двадцать пятый... двадцать вось­ мой». Он вдруг обратил внимание на то, что крыши вагонов совсем белые: на них лежал снег. Поезд шел с севера и привез зиму, Зонин посмотрел на небо: месяц давно исчез, тучи словно цеплялись брю­ хом за ежик деревьев, и мелкий су­ хой снежок крошился из них. Так вот почему у него рябило в глазах. Состав, утихая, громыхал за пово­ ротом, вокруг снова стало одиноко и темно — Даже показалось глуше, Однако так страшно Зонину уже не было. Д ее трети пути остались за спиной. Все-таки почему-то приба­ вил шагу и следующий километр шел быстрее всего. Далеко-далеко впереди родился багровый огонек. Он словно висел над лесом: семафор. Не за горами и -полустанок. Значит, самые глу­ хие места остались позади, вот только еще п ер еезд неприятен. На­ пряжение спало, Зонин незаметно сбавил шаг на более спокойный, размеренный. Сами собой стали возвращаться прежние мысли. Так 'Ю о д ч д о е н* 4-й стр,;,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz