Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)
1 7 лая 196 1 г., Д5 1 1 5 (2 0 9 5 1 Л Е Н И Н С К О Е З ' НЖМЯ Строительство жилья—под контроль! НуЖнЫ умение и старание Теплая весенняя пойна стала добрым помощником строителям. Не успеет штукатур сделать наброску раствора на стену, как он уже подсыхает — приступай к затирке. В такое время хочется трудиться без устали, с огоньком. Ведь в стра не сейчас широко развернулось со ревнование за достойную встречу ХХ1Г съезда КПСС. Строители тоже полны решимости приготовить свой трудовой подарок к знаменательной дате. Коллектив участка, которым ру ководит А. И. Денисов (СУ-7), за нят ответственным делом — соо ружением жилья. На улице Тель мана он возводит три многоэтажных дома. Строители дали слово — за лето завершить здесь все работы и к съезду партии сдать новые дома в эксплуатацию. Как же на участке идут дела? Один дом — N 13 уже подведен под крышу, другой — управления автотранспорта совнархоза — на крыт, а на третьем — № 11 нача та только кладка первого этажа. . Когда зашел разговор о темпах строительства, начальник участка Анатолий Иванович Денисов ска зал: — В первом квартале мы пора ботали хорошо, с планом справи лись, потом... что ни день — поме хи. К чему они привели, судите са ми: на доме N° 11 в апреле осво ено менее 5 тысяч рублей вместо 17 тысйч. Первопричиной отставания т. Де нисов считает задержку с монтажом башенного крана. Доля правды в этом есть. Еще в феврале трест «Спецстрой» обязан был сдать кран в эксплуатацию. Однако до сих пор не выполнил обещания. Строители пошли на риск — начали работать на не вполне исправном механизме. Но только ли в кране дело? Нам кажется, нет. На участке отсутству ют хозяйская забота о хороших тем пах строительства, организованность и инициатива. А отсюда и все по следствия. ^....Во двор строящегося дома N 11 въезжает двенадцатитонный «ЯАЗ». Шофер Павел Степанов, остановив автомашину, сердито го ворит прорабу Н. К. Давыдову: — Требуете быстро доставлять материалы, а о подъездных путях к стройке не позаботились. Хоть по воздуху летай! Водитель прав. Узкий дворик хаотически завален кирпичом, пли тами, железом. Трудно транспорту пробираться к месту разгрузки, не редко машины здесь буксуют, унич тожают часть строительного матери ала, Шоферы попусту теряют доро гое время. Плохо оно используется и самими строителями — им часто приходится ожидать очередного гру за, чъо сказывается на выработке. У каменщиков из бригады т. Туэ- зова, занятой на сооружении дома N 11, не хватает мастерков, молот ков, шнура, нет отвесов. А все эгэ происходит от ^беспечности прораба т. Давыдова, К объекту не проло жен водопровод. Р ЕЙ Д Г А З Е ТЫ Л е н и н с к о е знамя Но вернемся к механизмам. Ис пользуются они очень плохо. И все из-за странных порядков. Почему- то укоренилось такое правило: мо тористки подчиняются прорабу, а слесари, обеспечивающие уход за оборудованием, — главному механи ку. Это не оправдывает себя. В пер вых числах мая был такой случай. В доме Л! 13 на полдня останови лись отделочные работы; вышел из строя растворонасос. Поблизости не оказалось слесаря т. Приведенного. Другого слесаря нашли лишь к обе ду. Комсомольско-молодежная брига да т. Купалихина потеряла почти целую смену. А ведь за это время она смогла .бы оштукатурить 8 0 — 90 квадратных метров стен. Расгворонасосы на участке ис пользуются. как механизмы для по дачи раствора. Но с их помощью можно и набрасывать раствор на стены. — Эта техника непрактична, ча сто выходит из строя,— оправды вается начальник участка. Б действительности причина в другом. Люди не умеют пользовать ся растворонасосами, и их никто этому не учит. Виноваты здесь не только руководи тели участка, но и управления. Там рассуждают при мерно так: «Мозо листая рука шту катура никогда че подводит, на нее и надеемся». Быть сторонни ком ручного труда — значит плестись в отстающих. Жаль, что руководители участка не понимают этой истины. А строите лям в двух домах предстоит штука турить до 3 0 — 40 процентов стен. Нельзя сказать, что технический персонал участка бездельничает. Смотришь на специалистов — они суетятся, беспокоятся. А дело дви жется медленно. Сейчас строители жилья испыты вают нужду в столярных изделиях и санитарно-техническом оборудова нии. Это может привести к срыву графика отделочных работ. — Заявки на материалы подаю регулярно, — объясняет начальник участка, — но они не выполняются. А где же умение преодолевать трудности, проявлять инициативу в работе? Мы понимаем дело по-ино му: раз есть график на строитель стве, добейся, чтобы он был выпол нен, обеспечь строителей всем не обходимым, а они тебя в труде не подведут. Не хочется молчать и о другом. Несвоевременное Снабжение матери алами приводит к нарушению по следовательности работ: ведется штукатурка внутри зданий, а сан техническое оборудование не монти руется. Наступит время, когда мон тажники будут портить то. что уже сделано руками штукатуров. И это никого не волнует. Руководители строительного уп равления N° 7 треста «Жилстрой» (начальник т. Игнатов) должны бы стрее вникнуть в дела участка т. Денисова и навести там хороший порядок, научить технический пер сонал расчетливо, бережливо и бы стрыми темпами вес\и строительст во жилых домов. На каждой пло щадке надо организовать двухсмен ную работу, улучшить снабжение материалами. Возможности такие есть. Тогда строители сдержат свое Слово, а липчане своевременно по лучат новое жилье. Рейдовая бригада газеты «Ленинское знамя»: М. ФО МИН, каменщик; Н. БЕССО НОВ, плотник; В. КУПАЛ И- ХИИ, руководитель комсомолу ско-молодежной бригады шту* катуров СУ-7; И. КУРЧЕНКО, сотрудник редакции «Ленин ского знамени». О Н О В О М , ' , И Н Т Е Р Е С Н О М ☆ ☆ »»В е л и к а н 66 с р е д и с е л ь с к о х о з я й с т в е н н ы х & М о н о л и т д л я п а м я т н и к а К , М а р к с у В Москву доставлен гранитный Монолит для памятника основопо ложнику научного коммунизма Кар лу Марксу. Два года геологи в различных районах страны искали материал для величественного монумента —■ глыбу из крепчайшего серого грани* та. Такой монолит уже начали было добывать в Крыму, но камень дал трещину. Наконец, выбор авторов памятника пал на скалу в Приднеп ровской степи. В начале года в Кудашевском ка рьере 50 опытных рабочих присту пили к выполнению почетного зада ния. Десятки перфораторов вонзи* лись в скалу. Взрывом была отколо та глыба весом в 1200 тонн. Дни и ночи трудились над ней каменотесы. И вот скала превратилась в обли цованный блок—параллелепипед вы сотой 8 метров и весом около 200 тонн. Из этого монолита и будет высечена фигура пламенного трибу на пролетариата, мыслителя и вож дя Карла Маркса. Необычайных размеров глыбу пе ревозили к станции 12-ю тягачами на стальных санях специальной кон струкции, затем погрузили на 16-ос ный железнодорожный транспортер. Десять дней монтировали на транс портере крепильное металлическое сооружение для безопасности пере возки ценного груза. В о з д у ш н а я т р а е с а „ г о л у б о г о " т о п л и в а БУХАРА, 14 мая. (ТАСС). Мон тажники газопровода Гаэли—Каган начали строительство магистрали на последнем — наганском участке. Впервые в нашей стране десятики лометровая нить газопровода протя нется по воздуху. Проектировщики, учтя большие колебания температу ры в резко континентальном клима те юга Узбекистана, сконструирова ли для участка специальнее желе зобетонные подвижные опоры, пред отвращающие деформацию газопро вода. Воздушная трасса «голубого» топ лива не требует специальной изоля ции и более удобна в эксплуатации. м а ш и н Официально эта оригинальная машина называется гидравлическим копнометом-стогообразователем «СПГ-0,5», но по своим размерам она выглядит настоящим «великаном» среди обычных сельскохозяйственных машин. , Новый^ агрегат скомплектован из гусеничного трактора «ДТ-54 А», навешенной спереди него перекидной пальцевой решетки и прицепленной сзади камеры-стогообразователя. Пальцевая решетка, имеющая ширину захвата более трех метров, подбирает копны соломы (или сена) весом до 500 килограммов и переки дывает их через трактор в стогообразователь. Объем его 200 кубических метров! В этой огромной камере формируется стог высотою до семи мет ров и весом примерно десять тонн. За день агрегат подбирает солому с 20—25 гектаров и выгружает ее в места хранения. Предусмотрено механическое распределение и уплотне ние собранной массы. Агрегат обслуживают тракторист и один рабочий. Создан гидравлический копномеТ-стогообразоватСль конструкторами Всесоюзного научно-исследовательского института сельскохозяйственного машиностроения совместно с работниками специального конструкторского бюро завода «Ростсельмаш». Машина-«великан» успешно прошла государственные испытания. (ТАСС). БРЕДОВЫЕ, творчески ра ботающие учителя Ли пецка уже давно заду мывались над структурой урока, пы тались найти новые пути и методы более эффективного обучения детей, обучения именно на уроках, а ьё Дома. Прошел интересный разговор об уроке на страни цах печати, нача тый липецким уче ным, кандидатом педагогических на-< ук т. Москаленко. И вслед за этим к нам, в Липецк, стали приезжать мно гочисленные делегации из различ ных областей страны: из Ленингра да, Сталине, Ростова, Воронежа, из Удмуртской АССР, Башкирской АССР, Белгорода, Тамбова, Львова, приез жали преподаватели пединститута йз Молдавии и другие. Только в тече ние 0 месяцев, например, у нас в школе на уроках побывало 54 деле гации. Творческие поиски учителей на правляются по следующим линиям: как вызывать у школьников инте рес к учебе, предмету, как разгру зить детей от чрезмерных домаш них заданий. Эти поиски не окон чены. А ведь если посмотреть наши ме тодические разработки, то они до Сих пор пестрят выражениями: «учитель объясняет», «учитель го ворит», «учитель обращает внима ние», «учитель доказывает», или мягче: «выясняется», «устанавли вается», «делается вывод» — в без личной форме. Можно ли мириться с такими установками, когда перед учитель ством стоит огромная задача: на учить молодежь самостоятельно до бывать знания, вооружать ее мето дами самообразования? Конечно, нельзя. Как же нужно организовать учеб на уроках и отпала необходимость в чрезмерных домашних заданиях? Выступавшие на педагогических чтениях, прошедших в майте, пере довые учителя школ Липецка — за вуч 4-й средней школы т. Шаламо ва, директор школы рабочей моло дежи N 5 т. Еремеев, директор средней школы N 7 т. Телипайло, Оператором газорезки на уста новке непрерывной разливки ста ли Новолипецкого металлургиче ского завода работает Владимир Пушкин. Он в совершенстве осво ил дело, никогда не подводит то варищей по труду. На снимке; В. Пушкин за ра ботой. Фото Ю. Ардашева. В о б л и с п о л к ом е О работе бюро з а г с Облисполком заслушал и обсу дил доклад о состоянии ,работы районных и городских бюро за писей актов гражданского состоя ния области. Отмечено, что в 1960— 1961 гг. в области проведе на некоторая работа по улучше нию их деятельности. Вместе с тем, в работе отдель ных районных и городских бюро имеются серьезные недостатки. Елецкий, Трубетчинский, Трое- куровский, Донской, Становлян- ский, Данковский, Доброеский, Добринский райисполкомы не предоставили районным бюро благоустроенных помещений и не проявляют необходимой заботы о создании в загсах условий торжественной регистрации брака. Исполком областного Совета депутатов трудящихся обязал райисполкомы заслушивать на за седаниях исполкомов отчеты о работе бюро, проводить совеща ния с председателями и секрета рями исполкомов сельских Сове тов по вопросам регистрации браков. Работникам инспекции по заг сам при облисполкоме поручено чаще выезжать в районы для ин структирования сотрудников рай- бюро,. проводить совещания по об мену опытом, организовать изуче ние работниками райгорисполко- мов и сельсоветов инструкции «О порядке регистрации актов граж данского Состояния». Творческие поиски учителя учительница биологии т. Мелихова и другие говорили о том. что необ ходимо большинство уроков в 3 — 10 классах начинать с изучения нового материала, а заканчивать са мостоятельным применением этого материала. Связь же ранее изучен ного с Новым можно осуществлять в виде короткого фронтального оп роса и другими методами. Ведь именно на закрепление но вого, на выработку умения и навы ков обычно и не хватает времени учителю, работающему по-старому, а отсюда — низкое качество знаний, Слабые навыки и, зачастую, второ годничество. Новые, более повышенные тре- оования к уроку заставляют учи теля еще тщательнее готовиться к Занятиям, продумывать не только то, чем должен он заниматься, но и то, что должны делать и учащие ся в течение 45 минут, Отсюда вы текает необходимость планировать не только один урок, а систему уроков по всей теме, намечать бо лее эффективные и разнообразные методические приемы обучения, за крепления и опроса. Учителя стремятся повысить обу чающую^ роль урока, строить его так, чтобы дети учились самостоя тельно приобретать знания, необхо димые им в практической деятель И и д е о к о м б а й н с а в т о м а т и ч е с к и м „ с е к р е т а р е м " На советской вы- магнитофон, телеви- ставке, которая от- зор, принимающий пе- кроется в этом году в редачи на любом из Лондоне, посетители 12 каналов, а также увидят оригинальный видеотелефон с звуко электронный видео- записывающим и зву- комбайн с автомати- копередающим уст- ческим «секретарем», ройствами. С помощью Его, как и первый ви- видеотелефона, кото- деотелефон, демонст- р ы й включается в рировавшийся в 1960 обычную сеть, абонен- на ты могут вести город- году в Москве ВДНХ и в Праге, соз дал коллектив Пен зенского технического училища № 4. В электронный ские, междугородние и международные пе реговоры. При этом они видят друг друга на экранах телевнзо- деокомбайн высотой в ров. Если же абонен 90 и длиной около 150 та нет дома, автома- включе- тический «секретарь» сантиметров ны радибприе м н и к, видеокомбайна сооб щит об этом вызыва ющему, а от него с готовностью запишет на магнитофонную ленту телефонограм му. Электронный видео комбайн сконструиро ван группой пензен ских специалистов во главе с заместителем директора техническо го училища Я. Шли- цаном и сооружен ма стерами у ч и л и щ а Н. К у р ы ш е в ы м, Л. Мельниковым и учащимися М. Гор шковым, А. Шмыре- вым, В. Грызункиным и В. Шепелевым. ный процесс, чтобы учащиеся проч- ности. Раньше учителя русского но усвоили программный материал языка, математики, начальных Г е о л о г и ч е с к а я к а р т а А н т а р к т и д ы ЛЕНИНГРАД. (ТАСС). Уникаль ная коллекция из 4500 образцов гео логических пород, собранных участ никами 5-й и 6-й советских антарк тических эксцедиций, доставлена в Институт геологии. Заместитель директора института профессор М. Г. Равич, возглавляв ший геологический отряд 6-й антарк тической экспедиции, рассказал кор респонденту ТАСС: — Во время исключительно хоро шего антарктического лета нам уда лось успешно обследовать централь ную часть земли Королевы Мод пло щадью 50 тысяч квадратных кило метров. Участники отряда более 500 раз приземлялись на легких самоле тах в различных районах, нередко У н и к а л ь н ы й п р о к а т н ы й с т а н Ленту в десять раз тоньше папи росной бумаги может прокатать из металла новый экспериментальный двадцативалковый стан. Он полно стью автоматизирован, в управле нии использованы изотопные микро метры. Его продукция найдет при менение в -радиоламповой промыш ленности, приборостроении, в счетно решающих устройствах и др, Соз дан этот уникальный агрегат во Всесоюзном научно-исследователь ском и проектно-конструкторском институте металлургического маши ностроения, (ТАСС), ж » Самолет «ТУ-124» предназна чен для рейсов на средние рас стояния^ На его борту располо- __~~-~ жено 44 пассажирских места. ^ Максимальная скорость 1000 ки- \ лометров в час. Новый корабль ' сможет садиться на небольших аэродромах не только на бетон* ную, но и на грунтовую полосу. На снимке: «ТУ-124». Вид спе реди. Фото С. Преображенского и А. Конькова. (фотохроника ТАСС). 1’*»*»* на крохотных Площадках среди трещин, ледников, у подножия скал. На впервые составленную геоло гическую карту этой территории на несены десятки не известных ранее горных хребтов и отдельных гор. При экспедиционных исследовани ях обнаружены слюда, графит, ж е лезная руда и другие горные поро ды. Молодой геолог Олег Дундо нашел уникальный образец горного хрусталя длиной 75 сантиметров. В 150 километрах к югу от станцию Новолазаревская впервые на ше стом континенте обнаружены два осколка метеорита. Один из них бу дет всесторонне изучен в лаборато риях Института геологии Арктики, другой передан в коллекцию Акаде мии наук СССР. Результаты исследований, прове денных на земле Королевы Мод, позволили создать не только геоло гическую карту изученного района, но и топографическую й геоморфо логическую, показывающую проис хождение Гор. Карты будут изданы вместе с монографией, дающей опи сание геологического строения дале кой горной страны. К о м п л е к с м аш и н д л я у б о р к и КИЕВ. (ТАСС). Комплекс машин для уборки кукурузы создали маши ностроители Украины. Колхозы и совхозы страны в нынешнем году5 получат 12,5 тысячи высокопроизво дительных трехрядных комбайнов, с помощью которых можно убирать кукурузу как в стадии молочно-во сковой, так и полной спелости. Херсонский комбайновый завод из готовляет опытную партию машин для уборки кукурузы на участках гибридных посевов. На предприятиях Херсонского эко номического района ведется серий ное производство очистителей почат ков «ОП-4 б». В процессе работы машина механически самозагружает ся початками из бурта, очищает их от оберток и других примесей, транс портирует в прицепную тележку, Для механизированной погрузки початков выпускаются транспортеры скребкового типа. Производитель ность их — 20 тонн в час. Производство специальных суши лок — воздухоподогревателей орга низовано на предприятиях Харьков ского экономического района. Ис пользование их обеспечит сбереже ние кукурузы в хранилищах. ч классов, иностранного языка всегда, из года в год урок начинали со слов: «Коля, читай упражнение (или задачу), а вы, дети, проверяй* те»... И вот минимум 1 5— 20 минут длится эта «проверка», при кото рой полкласса, а иногда и больше, ничем не занята, дублирует на уро ке работу, выполненную дома, и уверена, что их «Марья Ивановна» еще раз будет проверять эту работу, т. е. дублировать в третий раз, что завтра она принесет ее с оценками. Вот оценки— это уже интереснее! Интересен ли для детей такой урок? А если учесть, что так начи наются и следующие 5 уроков Се годня, завтра и вообще все время, то станет ясно, откуда появляется у детей безразличие к учебе на уроках, плохая дисциплина и т. д. Самым большим злом Старого ме тода является то, что мы постепен но, но верно приучаем учащихся быть на уроке пассивными. Ведь учитель в лучшем случае спросит 4 — 5 учеников, а осталь ные, сколько бы ни старались» все равно не будут поощрены. Ученик один раз поднял руку, а его не спросили, он поднимает руку вто рично, в третий раз, в четвертый. Если даже его и спросили несколь ко раз, а в конце урока его знаний и усилий Не оценили, и если так продолжается один, два, три урока, то ученик сначала перестает подни мать руку, а потом и мыслить. А ведь можно эту нудную проверку «домашней работы» превратить в самый эффективный обучающий мо мент урока. Вот учительница истории нашей школы Э. Ф. Жукова начинает урок в 9 классе с задания: изложите тему «Германский империализм начала XX века» в виде развернутого пла на, письменно. Й за 15 минут она проверила знания не одного, а всех учащихся, затем успела объяснить и закрепить новый материал. Учительница химии К. И. Семишева урок в 10 классе начинает с лабо раторной работы: получение альде гидов и испытание их свойств. Ё течение 5 — 7 минут учащиеся ра ботают самостоятельно под наблю дением и с помощью учителя. За тем даётся вопрос классу: расска зать, как получают уксусный аль дегид. Интересно проходят уроки приро доведения в 4 «Б» классе у учи тельницы В. И. Прокофьевой. Вот на партах у учеников кусочки камен ного угля, пузырьки с нефтью, па лочки с намотанной на них паклей. Учительница дает задание: опреде лить свойства каменного угля и нефти. Начинается самая интерес ная для детей часть урока: они все делают сами и сами приходят к вы воду, что нефть это жидкость, что она легче воды, что она г о ри т и т. д. Это было и «объяснение», и за крепление. Затем учительница по казывает вещества и предметы, ко торые делают из нефти. И можно быть уверенным, что ученики ни когда не забудут свойства нефти» ибо эти знания они приобрели са ми, ибо у них остались яркие впе чатления, им было интересно. Учитывая требования жизни, но вых программ, почти все учителя 3— 4 классов, русского языка и математики нашей школы переклю чились на так называемую письмен ную проверку знаний, когда парал лельно идет два процесса: обучение и выявление знаний. У учительницы немецкого языка С. А. Маевской идет урок в 5 классе. Но что это? За весь урок ни одного русского слова. Здесь говорят толь ко на немецком, и говорят все. Уча щиеся пишут небольшие сочинения на немецком языке, поют, проводя? сборы отрядов тоже на немецком языке. Они являются самыми ак тивными членами Клуба интернаци ональной дружбы, где выступают с Докладами, сообщениями. Все это тоже проверка, но необычная. Про ходит она в естественной и спокой ной обстановке, при которой ученик может полностью раскрыть свои Способности. А такие формы, как «контрольная», «опрос» часто ве дут к нервозности, отнюдь не спо собствующей выяснению истинной картины знаний. Вот восьмиклассники стоят с хро нометрами у трамвайной остановки и определяют среднюю скорость и ускорение движения трамвая и ав тобуса, а затем дома вычерчивают график движения тел. Семиклассни ки производят подсчет расхода Электроэнергии, потребляемой элект роприборами, имеющимися у них на Дому и вычисляют ее стоимость, попутно приходят к выводу, что электроэнергию надо экономить. Так продолжаются уроки физики, кото рые преподает учитель А. А. Попов. Учение — это серьезный труд, и раньше нам приходилось слышать: «Нельзя превращать учение в иг ру», «Надо приучать детей к неин тересной, но нужной работе». Мы согласны с тем, что к труду надо приучать детей. Но почему этот труд должен быть тягостным, не интересным, безрадостным? Мы счи таем, что наш долг перед учащи мися — сделать его интересным, увлекательным. Если мы будем строить уроки с учетом интереса детей, если мы из меним положение учащихся в клас се, дадим им возможность плодо творно использовать все 4 — 6 часов пребывания в школе, они полностью покажут, на что способны. И тоща они меньше всего будут интересо ваться оценками и больше — зна ниями; тогда они станут гордиться не высокими оценками, а тем, что больше других читают художествен ную и периодическую литературу, Лучше решают задачи, грамотнее пишут, культурнее говорят. Как сделать урок интересным «=** это первоочередной вопрос на пове стке дня нашей педагогической на уки и практики. Творческие поиски надо продолжать, Г. ГОРСКАЯ, заведующая учебной частью Липецкой средней школы № 8 . Научно-техническая конференция в институте На вечернем факультете Моско* ского института стали проходит на учно-техническая конференция. На заседании секции металлургии чугу на были заслушаны доклады об ис пользовании природного газа в до менном процессе. 17 мая начнет ра ботать секция металлургии. Боль шинство докладов посвящено темам, связанным с выработкой трансфор маторной стали ц улучшением ее свойств. 23 мая на заседании общетехниче ской секции будут рассмотрены неко торые вопросы теории электротехни ческих процессов на границе дв/х фаз, использование номографии в технических расчетах, исследова пластических деформаций бимет-а. при прокатке и др, Ю. ДЖЕМС В ч ер аш н яя | п оч та р ед акц ии | Вчера в редакцию поступило 41 | письмо и 14 ответов на письма, < посланные в организации для ( принятия мер.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz