Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

я 2 штт ЕЯ5Я л е н и н с к о е з н а м я 2 7 апреля 19(51 г., М 1 0 0 (2 0 8 0 ) вдавив Партийная жизнь Н Партия ставит перед труженика­ ми полей грандиозную задачу: соз­ дать обилие продуктов в стране,как сказал Н. С. Хрущев, «до краев на­ полнить^ коммунистическую чашу». Самый верный путь к новым ус­ пехам. как нас ориентирует Пленум ЦК КПСС, — равнение на новое, пе­ редовое, курс на маяки. Артель имени Сталина Измалков- ского района из года в год получа­ ет хорошие урожаи. Определенные успехи имеются и в животноводстве. Работникам свинофермы еще в прошлом году присвоено звание кол­ лектива коммунистического труда. И первым условием всех успехов яв­ ляется то, что члены артели, в осо­ бенности коммунисты, смело внед­ ряют в практику опыт мастеров земледелия и животноводства и са­ ми становятся мастерами, примером для других. В третьем году семилетки члены артели ставят перед собой задачу — добиться более высоких показате­ лей в развитии общественного про­ изводства и, в первую очередь, в зерновом хозяйстве. ♦..Накануне весеннего сева в кол­ хозе состоялось открытое партийное собрание. Секретарь парторганиза­ ции агроном Михаил Егорович Гурь­ ев убедительно доказывал, что сле­ дует втрое увеличить площадь под просом и посеять его только широ­ корядным способом. Никто не спорил в том, что просо — ценная, нужная культура. Одна­ ко новый способ сева кое-кого на­ стораживал. — Стоит ли нам все полтораста гектаров сеять широкорядным спо­ собом? — высказал сомнение Иван Тимофеевич Титов.— А вдруг не уро­ дится? Может быть, отвести для пробы небольшой участок, осталь­ ное же посеять по-прежнему? — Зачем же нам пробовать, раз уж был опыт? — возразил Гурьев. — Прошлый год на участке в 22 гектара сеяли просо свекловичными сеялками и собрали по 16 с поло­ виной центнеров. А разве нам не пример опыт совхоза «Петровский»? Там уже много лет просо сеют ши­ рокорядным способом и получают хорошие урожаи. Секретаря поддержал председа­ тель артели Иван Гаврилович Бабо- кин, а также другие коммунисты и активисты колхоза. Случай этот — далеко не един­ ственный. Он лишь ярче других по­ казывает, как настойчиво, целеуст­ ремленно руководители имени Сталина внедряют в водство достижения науки передовиков. о в о е побеждает колхоза произ- и опыт По п р и м е р у серпуховчан По примеру передовиков сельско­ го хозяйства Серпуховского района Московской области коллектив сов­ хоза «Ударник» Усманского района решил оказать практическую по­ мощь отстающей четвертой брига­ де колхоза «Великий Октябрь» и вывести ее в число передовых по производству продукции полеводст­ ва и животноводства, Бюро Усманского райкома партии одоорило инициативу коллектива совхоза «Ударник» и рекомендовало первичным партийным, комсомоль­ ским и профсоюзным организациям широко поддержать этот патриотиче­ ский почин. В минувшем году хозяйство име­ ло неплохие показатели по урожай­ ности: 13,5 центнера пшеницы, 10,5 центнера проса, 14,2 центнера гречихи с гектара. Из года в год хо­ рошо родит ячмень. Но можно ли остановиться на достигнутом? Изучая материалы январского Пленума ЦК и зональных совещаний передовиков сельского хозяйства, М. Е. Гурьев задался целью проана­ лизировать урожайность различных культур за несколько последних лет. Не один вечер допоздна засиживал­ ся секретарь парторганизации над отчетами и другими документами. Для анализа он взял данные за те семь лет, в течение которых рабо­ тает в колхозе агрономом. И вот что выяснил. Озимая пше­ ница и ячмень — самые урожайные из всех зерновых культур. Ячмень в среднем дал за эти годы более 13 центнеров с гектара. Озимая пше- | Успех дела — в сме- ] | лости поисков, в на- ! ] стойчивой и кропотлн- | ( вой организаторской ) ( работе по пропаганде I | и внедрению в произ- ^ водство передо в о г о ! опыта. | ница дает не меньше, а зачастую больше. Правда, был случай, когда пшеница вымерзла, например, в 1954 году. Но когда Михаил Егоро­ вич подсчитал среднюю урожай­ ность с учетом этой беды, то вышло, что пшеница все-таки оказалась вы­ годнее многих других культур. Сей­ час она занимает около 40 процен­ тов озимого клина, и колхозные ру­ ководители твердо намерены расши­ рять ее посевы. Гасчеты агронома, одобренные активом колхоза, легли . в основу плана размещения посевов на этот год. Колхоз уже посеял 240 гекта­ ров ячменя вместо 110 гектаров в прошлом году. Резко возрастет пло­ щадь под крупяными культурами, которые в минувшем году были са­ мыми урожайными. Овса же колхоз сеет лишь 70 гектаров'против 190 в прошлом году. Уже несколько лет артель сеет только сортовыми семенами. Внед­ рены и освоены правильные сево­ обороты. Много внимания уделяется передовым приемам обработки почвы и посева. Взмет зяби в основном за­ канчивается в августе. Зябь боро­ нуют. Проводится лущение стерни. Из года в год углубляется пахотный слой. Растет вывозка органических удобрений и применение минераль­ ных. Зерновые сеют только узкоряд­ ным и перекрестным, а пропашные — квадратно-гнездовым способом. В колхозе почти нет чистых паров — на них выращиваются корма. Сейчас, в разгар весеннего сева, особенно хорошо видно, как здесь ведут борьбу за урожай. Колхоз 20 апреля закончил сев ранних яро­ вых, а 24 — сев сахарной свеклы. Почему колхоз так вырвался впе­ ред? Может быть, тут иные условия, нежели в других хозяйствах? Ниче­ го подобного! Условия те же, но по­ становка дела— другая. Апрель начался крайне неустой­ чивой погодой: то солнце, и теплый ветер, то дождь, снег и мороз. Кое- кто в районе растерялся: как же, мол, сеять? А в колхозе и м е н и Сталина крепко помнят народную мудрость: весна днем красна. Пред­ седатель т. Бабо- кга, секретарь парторганизации т. Гурьев целыми днями в поле, сле­ дят за состоянием почвы. Лишь только появляется возможность вы­ ехать в поле—трактористы выводят свои агрегаты. Коммунисты и члены правления круглосуточно наблюдают за качеством обработки почвы и се­ ва. Бригадир механизаторов комму­ нист Николай Иванович Кузнецов не ждет, пока поступит распоряжение, а сам следит за погодой и почвой и нередко предлагает руководителям: на таком-то участке можно бороно­ вать или культивировать или сеять. Так же старательно трудится его по­ мощник коммунист В. Н. Анисимов. И потому тракторы и другие маши­ ны всегда начеку. Большую работу ведет инспектор по качеству коммунист Н. А. Гурь­ ев. За коммунистами идут беспар­ тийные. Сев ранних закончен. На оче­ реди— сахарная свекла, кукуруза, крупяные. Два опытных механиза­ тора — А. М. Каменков и И. Ф. Ку­ зин— будут выращивать 350 гекта­ ров кукурузы. В прошлые годы они уже показали пример того, как на­ до бороться за высокие урожаи этой культуры, и на них надеется весь колхоз. А. Д. Катышкин и В. М. Ка­ линин будут выращивать сахарную свеклу и крупяные. Члены сельхозартели имени Ста­ лина обратились ко всем хлеборо­ бам района с призывом— расширить посевы и резко повысить урожай­ ность проса. Принято обязательство: с каждого из 150 гектаров собрать по 20 центнеров зерна. К этому здесь хорошо подготовились: подоб­ ран участок ранней зяби, почва хо­ рошо удобрена. До сева будет три культивации. Есть семена, ядохими­ каты, гербициды. Имеются мине­ ральные удобрения для подкормки посевов при междурядных обработ­ ках. Правление артели утвердило меры поощрения за высокую уро­ жайность крупяных культур. Н. КУПАВЫХ, инструктор обкома КПСС, И. БЛАНДОВЦЕВ, (Соб. корр. «Ленинского знамени»). ♦ ♦ С блокнотом по нашей области Октябрьском р а й о н е Электрификация колхоза Для электрификации животно­ водческих ферм и домов колхоз­ ников сельхозартель «Ленинский путь» недавно купила электро­ станцию. Сейчас монтажники об­ ластного управления «Сельэлект- ромо:нтаж» ведут работы по эле­ ктрификации села Куликово. В настоящее время электрифи­ цированы свинарник во второй бригаде, ремонтно-механическая мастерская. В ста домах колхоз­ ников сделана внутренняя про­ водка. Лекция об опыте работы И. Качанова С каждым днем опыт работы знатного свинаря нашей области Ивана Качанова все больше рас­ пространяется в хозяйствах рай­ она. Теперь во многих колхозах и отделениях совхозов внедрен в практику метод откорма свиней большими группами. Опытом работы Ивана Качано­ ва интересуются все свинарки эайона. Большую помощь в этом работникам СТФ оказывают за­ ведующие сельскими клубами и библиотеками. Недавно заведую ­ щий Перво-Кривской сельской библиотекой Д. Н. Ролдугин про­ читал на свинотоварной ферме текцию о методах работы Кача­ нова. Встреча с передовой дояркой Анна Ивановна Баранова — инициатор соревнования доярок Фащевского отделения совхоза <Сошкинский» за получение вы­ соких надоев молока. Она с че­ стью выполнила социалистические обязательства, взятые на первый квартал этого года. Айна Ивановна пользуется большим уважением среди кол­ лектива фермы. Рабочие и слу­ жащие отделения оказали ей вы­ сокое доверие, избрав ее депута­ том районного Совета. Недавно в Фащевском клубе остоялась встреча передовой до­ ярки с работниками животновод­ ческих ферм. А. И. Баранова по­ делилась опытом работы, дала того полезных советов молодым дояркам. Ю. КУЛИНИЧ. Л е с а ? Не т , к р а н Трудовыми подарками встречают праздник Перво­ мая монтажники крупноблочного домостроения второго управления треста «Жилстрой». Бригада коммунистического труда, которую возглав­ ляет Иван Лизнев, на днях с отличным качеством за­ кончила сборку 48-кзартирного жилого дома из круп­ ных блоков. На сооружении этого здания впервые" в Липецке применено навесное оборудование, позволив­ шее по ходу монтажа производить отделку фасада. До последнего времени для расшивки швов между блоками, затирки всевозможных неровностей и покра­ ски стен крупноблочных домов возводились леса. Те­ перь необходимость в них отпала. Громоздкие инвен­ тарные леса заменены навесным оборудованием, кото­ рое перемещается по фасаду с помощью башенного крана. На снимке: расшивка швов крупноблочного дома с помощью навесного оборудования. Фото К. Порошиной. О ускоряя, то замедляя ход, по площадке Дви­ жется садово-виноград­ ный трактор. Внешне он ничем не отличается от машин, которые липчане уже видели на празд­ ничней демонстрации. Только на сидении для тракториста нет че­ ловека. А если подойти поближе, то можно увидеть небольшой щит, сетью проводов соединен­ ный с механизмами машины. На нем лампочки. Рука человека не прикасается к рычагам управления. Трактор уверенно бежит по изрытой зем ­ ле, объезжает бугорки, свободно поворачивается. Длинный шнур соединяет его с пультом управ­ ления, который держит в оуках к о н с т р у к т о р Анатолий Петро­ вич Дятчин. 1 — Попробуйте, — предлагает Анатолий Петрович, протягивая мне пульт-коробочку. На ней два ряда кнопок. Расте­ рявшись, нажимаю на ту, под ко­ торой стоит слово «левый». Трак­ тор круто поворачивает влево и начинает кружиться вокруг себя. ■Выручает соседняя кнопка — «прямо». Все происходит очень просто. Без малейшего напряжения сил человек на расстоянии управляет машиной, заставляет ее набирать или замедлять скорость. Он мо­ жет опустить или поднять навес­ ные орудия, включить или вы­ ключить опрыскиватель. Если не дошла команда, машина останав­ ливается. На пульте зажигается лампочка, которая указывает, где неисправность. Такой трактор, управляемый на расстоянии, создан на Липецком тракторном заводе. К машине, предназначенной для работы в садах, предъяв­ ляется одно существенное требо­ вание: чтобы она была низкой и _________ могла проходить под ветвями. Липецкий трактор по высоте от­ вечает этому требо­ ванию. Но все-таки трактористу неудоб­ но на нем работать: ветки не позволяют обрабатывать землю вблйзи? стволов. Где выход? Сначала конструк­ торы думали устано­ вить кресло тракто­ риста с левой сторо­ ны, дальше от д е ­ ревьев. Это не ре­ шало пол н о с т ь ю проблемы, А нельзя ли руководить ма­ шиной на расстоя­ нии? Решили приме­ нить что-то вроде системы, п р е д л о- женной изобретате­ лем т. Логиновым, ко­ торый в Казахстане использовал так о е управление при па­ хоте. Группа новаторов под руководств о м А. П. Дятчина при­ нялась за разработ­ ку электрич е с к о й схемы управл е н и я машиной. Конструк­ тор бюро гадравлики Давид Иоси ф о в и ч Трактор без тракториста Молодая совхоза горняк» А. в этом году получить по птичница «Красный Бессонова обязалась 135 яиц на курицу-несушку. В первом квартале она получила по 31 яйцу на несушку. Фото В. Финогина. Кравец взял на себя создание гидравлической схемы. В содру­ жестве с работниками Научно- исследовательского института ав- топ-риборов группа конструкто­ ров завода за короткий отрезок времени разработала схему ди­ станционного управления садово- виноградным трактором. В нача­ ле апреля провели первое испы­ тание. Тогда выяснились некото­ рые недостатки. Никак не удава­ лось отрегулировать обороты двигателя. Конструктор давал команду повысить скорость, а трактор разбегался так, что его едва догоняли или вдруг зами­ рал. К моменту второго испыта­ ния эти недостатки удалось уст­ ранить. Липецкие конструкторы упро­ стили по сравнению с применяв­ шейся на других тракторах элек­ трическую часть, использовали двухступенчатый гидроусилитель, усовершенствовали систему за­ щиты. Одновременно трактор приспособили для управления по радио. А конструкторы уже мечтают о том, чтобы гусеничные и колес­ ные тракторы работали б ез трак­ ториста. В их воображении ри­ суется необычная картина. Наста­ ла пора культивации кукурузы или сахарной свеклы. По огром­ ному полю движутся тракторы без трактористов со скоростью до 8 километров в час. Специ­ альная, укреплщщя Перед ма- .......рамка-копир касается ра- и позволяет взять нужное шинои стения направление строго по оси рядка, Для приближения этого буду­ щего сегодня конструкторы Ли­ пецкого тракторного завода раз­ рабатывают схемы управления, пробуют различные варианты. На вопрос, что даст дистанци­ онное управление, старший кони структор бюро К. Н. Виноградов, ответил: — Прежде всего очень облег­ чается труд и увеличивается его производительность. Рабочий, на­ ходясь на расстоянии, будет сле­ дить за механизмами. Он сможет одновременно легко управлять и двумя машинами, сидя на одной из них. В саду, может быть, целесооб­ разно рядом с деревьями, под землей, проложить кабель, вдоль которого садово - виноградный трактор может ходить, выполняя все работы автоматически. А в виноградниках хорошо использо- вать проволоку. — Все это, — сказал в заклю­ чение т. Виноградов, — вопросы, над которыми работает наш кол­ лектив. На днях мы получим' радиопередатчик и приемник, и тогда испытаем схему управления садово-виноградного трактора по радио. Творческая работа увенчалась первыми успехами. Можно ве­ рить, что в скором времени Ли­ пецкие тракторостроители созда­ дут машины разных марок, кото­ рые будут работать б ез трактора ста. Г. ШЕВЧЕНКО, П о м ат ериалам ,,Л енин ско го знам ени ‘ „ Ш л а к в м е с т о а с ф а л ь т а " Под таким заголовком 1 апреля в газете «Ленинское знамя» была опу­ бликована заметка, в которой работ­ ница т. Носикова говорила о плохом состоянии дорог на некоторых ули­ цах Липецка и внесла предложение о применении для строительства до­ рог плит из доменных шлаков. Начальник Липецкого городского ремонтно-строительного управления т. Качанов сообщил редакции, что асфальтированная дорога по ул. Ж е­ лябова, о которой шла речь в замет­ ке, в 1961 году будет капитально от­ ремонтирована, а вопрос о примене­ нии горячих шлаков для строитель­ ства дорог будет изучен путем озна-, ком'ления с опытом такого строитель­ ства в г. Нижнем Тагиле. ■ Вчерашняя почта редакции [ Вчера в редакцию поступило « 76 писем и 17 ответов на письма,■ посланные в организации для ; принятия мер. П Е Р ВЫЙ п о л е т ч е л о в е к а В КОСМИЧЕСКОЕ п р о с т р а н с т в о Н е к о т о р ы е п о д р о б н о с т и п о д г о т о в к и и с а м о г о п о л е т а н а к о р а б л е - с п у т н и к е „ В о с т о к “ АПРЕЛЯ 1961 года в нашей стране впервые в истории осуществлен полет чело­ века в космическое пространство. Космический корабль «Восток» с летчиком-космочавтом СССР тов. Ю. А. Гагариным на борту был вы­ веден на орбиту спутника земли. Вес корабля-спутника б ез последней ступени ракеты-носителя составил 4.725 килограммов. Высота перигея орбиты, по уточненным данным, по­ лученным на основе обработки всех измерений, равнялась 181 км, высо­ та апогея—327 км, наклонение орби­ ты—64 градуса 57 минут. Совершив полет по орбите, ко­ рабль-спутник благополучно при­ землился в заданном районе нашей страны. Первый космический полет совет­ ского человека открывает эру непо­ средственного проникновения чело­ вечества в космическое простран­ ство, является одним из крупней­ ших событий в истории цивилизации. Уже в самом ближайшем будущем следует ожидать использования кос­ мических аппаратов для решения ряда практических задач. Служба погоды и ледовой разведки, ретран­ сляция телевизионных и радиопере­ дач, проведение самых широких научных ис­ следований вне атмос­ феры земли явятся лишь первыми шагами на этом пути. За ними последуют полеты че­ ловека к Луне и дру­ гим планетам солнеч­ ной системы, создание обитаемых межпланет­ ных станций, постепен­ ное освоение челове­ ком жизни в космосе. А в далеком будущем — кажущаяся сейчас фан­ тастической возможность установле­ ния связи с другими мирами. При рассмотрении возможных вариантов первого полета человека было признано целесообразным осуществить его на космическом корабле-спутнике, поскольку такой полет непосредственно открывает человеку путь в космос. Полет по баллистической траекто­ рии на ракете, не являющийся по существу космическим полетом и преследующий, в основном, цели сенсации, был отвергнут. Поэтому не случайным является тот факт, что советские ученые и конструкто­ ры с самого начала направили свои усилия на создание искусственных спутников и космических кораблей больших весов и размеров. В этом заключалась принципиальная линия развития космических полетов в СССР. В результате большой и напря­ женной работы был создан косми­ ческий корабль «Восток». В марте 1961 года были произве­ дены два последних контрольных пуска этого корабля. Во время этих пусков в кресле пилота размещал­ ся манекен. Кроме того, в кабине находились подопытные животные —собаки Чернушка и Звездочка. Полеты осуществлялись по той же программе, по которой намечалось осуществить первый полет корабля с космонавтом на борту. Оба поле­ та прошли в точном соответствии с заданной программой и подтверди­ ли высокую надежность конструк­ ции и всех систем корабля. Тщательная предварительная от­ работка корабля-спутника «Восток» обеспечила полный успех при пер­ вом же запуске его с космонавтом на борту, который был осуществлен 12 апреля 1961 года. Корабль-спутник состоит из двух основных частей — кабины пилота и отсека, предназначенного для раз­ мещения аппаратуры и тормозной двигательной установки. Управление работой аппаратуры осуществляется автоматически — с помощью бортовых программных устройств, а при необходимости — пилотом-космонавтом. Хотя про­ грамма первого полета человека была рассчитана на один виток во­ круг земли, конструкция и обор удо­ вание корабля-спутника позволяют совершать более длительные поле­ ты. Перед посадкой кабины с космо­ навтом на заданной высоте вклю­ чается система приземления и, та­ ким образом , непосредственное приземление кабины пипота проис­ ходит с малой скоростью, С момента включения тормозной двигательной установки до призем­ ления корабль пролетает около 8 тысяч километров. Продолжитель­ ность полета на участке спуска со­ ставляет примерно 30 минут. В оболочке кабины имеются три иллюминатора и два быстрооткры- вающихся люка. Иллюминаторы снабжены жаропрочными стеклами и позволяют космонавту произво­ дить наблюдения в течение всего полета. Космонавт размещается в ко­ рабле-спутнике на катапультируе­ мом кресле, которое может служить для оставления космонавтом аппа­ рата в случае необходимости. В первом полете пилот-космонавт был одет в защитный скафандр, обеспечивающий сохранение его жизни и работоспособность даж е в случае разгерметизации кабины в полете. Кабина пилота на корабле-спутни­ ке много просторнее кабины пилота на самолете. Приземление космонавта может осуществляться в кабине корабля. Такой способ проверен на четвер­ том и пятом советских кораблях- спутниках, в кабине которых нахо­ дились подопытные животные. Предусмотрен также вариант по­ садки с катапультированием кресла с космонавтом из кабины на высоте около 7 кипометров и последую ­ щим приземлением его на парашю­ тах. Этот вариант также был прове­ рен при запусках кораблей-спутни­ ков. Система кондиционирования под­ держивает в кабине пилота нор­ мальное давление, нормальную кон­ центрацию кислорода, при концент­ рации углекислого газа не выше од­ ного процента, температуру 15—22 градуса Цельсия и относительную влажность в пределах 30—70 про­ центов. Регенерация состава воздуха осуществляется за счет использова­ ния высокоактивных химических сое­ динений. Особенностью терморегулирова­ ния является использование жидко­ го хладоагента для отвода тепла из кабины пилота. Определенное положение кораб­ ля-спутника в пространстве осуще­ ствлялось ориентацией одной из осей корабля в направлении на Солнце. Система ориентации обес­ печивает автоматический поиск Солнца, соответствующий разворот корабля и удержание его в требуе­ мом положении с большой точ­ ностью. Телевизионная система, находя­ щаяся в корабле-спутнике, позволя­ ет осуществлять визуальный конт­ роль за состоянием космонавта. Од­ на из телевизионных камер переда­ ет изображение пилота анфас, а другая— сбоку. Ультракоротковолновый канал ра­ диосвязи используется для связи с наземными пунктами на расстоянии до 1500—2000 километров. Таким образом, связь с наземными пунк­ тами на территории СССР, как по­ казал опыт, может быть обеспечена на большей части орбиты. Среди приборов в кабине космо­ навта находится глобус, вращение которого синхронизировано с дви­ жением корабля по орбите. Глобус позволяет космонавту определять текущее местоположение корабля. Хотя первые советские корабли- спутники подтвердили высокую на­ дежность работы их аппаратуры и оборудования, на корабле «Восток» были приняты дополнительные м е­ ры, исключающие возможность вся­ ких случайностей и гарантирующие безопасность полета на нем чело­ века. Так, например, для ориентации корабля в случае ручного управле­ ния, космонавт с помощью оптиче­ ского ориентатора может опреде­ лить положение корабля по отноше­ нию к земле, а также — благодаря глобусу—заранее определить место спуска при включении тормозного двигателя в данный момент време­ ни. Конструкция корабля позволяет также осуществить спуск на землю и в случае отказа тормозной двига­ тельной установки: за счет естест­ венного торможения его в атмосфе­ ре. Запасы пищи, воды, регенераци­ онных веществ и емкость источника электропитания рассчитаны на полет до десяти суток. Предусмотрены меры, предотвра­ щающие повышение в кабине ко­ рабля температуры сверх опреде­ ленного предела при длительном нагреве его поверхности. Для решения медико-биологиче­ ских вопросов полета человека в космическое пространство проводи­ лись исследования в наземных ла­ бораторных условиях. Затем, начи­ ная с 1961 года, было проведено не­ сколько десятков экспериментов с полетом животных на ракетах до высоты 450 километров. В дальнейшем для постановки биологических экспериментов были использованы искусственные спут­ ники земли и первые советские ко­ рабли-спутники. Представ л я л о с ь важным, в частности, с возможно большей тщательностью исследовать биологические действия космиче­ ской радиации. Использование для этой цели разнообразных предста­ вителей органического мира земли позволило особенно полно и под­ робно изучить влияние условий кос­ мического полета на самые разно­ образные процессы и функции орга­ низма. В результате этих экспериментов было признано, что полеты на ко­ раблях-спутниках по орбите, распо­ ложенной заведомо ниже около­ земных радиационных поясов, явля­ ются безопасными для высокоорга­ низованных представителей живот­ ного мира. На этом основании был сделан вывод о возможности полета человека без ущерба для его здо­ ровья. Важнейшим принципом, положен­ ным в основу подготовки космонав­ та, было следующ ее условие: пер­ вый космический полет мог совер­ шить только человек, который, со­ знавая огромную ответственность поставленной перед ним задачи, со­ знательно и добровольно согласился отдать все свои силы и знания, а может быть, и жизнь, для сверше­ ния этого выдающегося подвига. Тысячи советских граждан самых различных возрастов и профессий изъявили желание совершить полет в космическое пространство. Понят­ но, что ближе всего должны были соответствовать предъявляемым к космонавту требованиям—летчики. Наиболее подготовленные из них прошли тщательное клиническое и психологическое обследование. В результате была сформирована группа космонавтов, которая при­ ступила к выполнению программы специального обучения. Программа специального обуче- ния космонавтов включала изуче­ ние: основ ракетной и космической техники, конструкции космического корабля, специальных вопросов аст­ рономии, геофизики, основ косми- ческой медицины. Комплекс специальных трениро­ вок и испытаний включал: полеты на самолетах в условиях невесомости, тренировки в макете кабины косми­ ческого корабля и на специальном тренажере, длительное пребывание в специально оборудованной звуко­ изолированной камере, испытания на центрифуге, парашютные прыж­ ки с самолетов, Было установлено, что все отоб­ ранные космонавты хорошо перено­ сили состояние невесомости. При этом состоянии оказался возможен нормальный прием жидкой, полу­ жидкой и твердой пищи, выполне­ ние таких функций, как письмо, ве­ дение радиосвязи, чтение, а также визуальная ориентировка в прост­ ранстве. Физиологические исследования и специальные психофизиологические методы позволили выявить лиц, об­ ладающих лучшими показателями в точности, четкости выполнения за­ даний, обладающих более устойчи­ вой нервно-эмоциональной сферой. Будущие космонавты систематически занимались физкультурой, что дол­ жно было способствовать повыше­ нию устойчивости организма к дей­ ствию ускорений и других факторов новой среды. После выполнения программы специальных тренировок была организована непосредствен­ ная подготовка к предстоящему космическому полету. Эта подготов­ ка также имела специальную про­ грамму. (Окончание на 4-й стр.у,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz