Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)
я 2 штт ЕЯ5Я л е н и н с к о е з н а м я 2 7 апреля 19(51 г., М 1 0 0 (2 0 8 0 ) вдавив Партийная жизнь Н Партия ставит перед труженика ми полей грандиозную задачу: соз дать обилие продуктов в стране,как сказал Н. С. Хрущев, «до краев на полнить^ коммунистическую чашу». Самый верный путь к новым ус пехам. как нас ориентирует Пленум ЦК КПСС, — равнение на новое, пе редовое, курс на маяки. Артель имени Сталина Измалков- ского района из года в год получа ет хорошие урожаи. Определенные успехи имеются и в животноводстве. Работникам свинофермы еще в прошлом году присвоено звание кол лектива коммунистического труда. И первым условием всех успехов яв ляется то, что члены артели, в осо бенности коммунисты, смело внед ряют в практику опыт мастеров земледелия и животноводства и са ми становятся мастерами, примером для других. В третьем году семилетки члены артели ставят перед собой задачу — добиться более высоких показате лей в развитии общественного про изводства и, в первую очередь, в зерновом хозяйстве. ♦..Накануне весеннего сева в кол хозе состоялось открытое партийное собрание. Секретарь парторганиза ции агроном Михаил Егорович Гурь ев убедительно доказывал, что сле дует втрое увеличить площадь под просом и посеять его только широ корядным способом. Никто не спорил в том, что просо — ценная, нужная культура. Одна ко новый способ сева кое-кого на стораживал. — Стоит ли нам все полтораста гектаров сеять широкорядным спо собом? — высказал сомнение Иван Тимофеевич Титов.— А вдруг не уро дится? Может быть, отвести для пробы небольшой участок, осталь ное же посеять по-прежнему? — Зачем же нам пробовать, раз уж был опыт? — возразил Гурьев. — Прошлый год на участке в 22 гектара сеяли просо свекловичными сеялками и собрали по 16 с поло виной центнеров. А разве нам не пример опыт совхоза «Петровский»? Там уже много лет просо сеют ши рокорядным способом и получают хорошие урожаи. Секретаря поддержал председа тель артели Иван Гаврилович Бабо- кин, а также другие коммунисты и активисты колхоза. Случай этот — далеко не един ственный. Он лишь ярче других по казывает, как настойчиво, целеуст ремленно руководители имени Сталина внедряют в водство достижения науки передовиков. о в о е побеждает колхоза произ- и опыт По п р и м е р у серпуховчан По примеру передовиков сельско го хозяйства Серпуховского района Московской области коллектив сов хоза «Ударник» Усманского района решил оказать практическую по мощь отстающей четвертой брига де колхоза «Великий Октябрь» и вывести ее в число передовых по производству продукции полеводст ва и животноводства, Бюро Усманского райкома партии одоорило инициативу коллектива совхоза «Ударник» и рекомендовало первичным партийным, комсомоль ским и профсоюзным организациям широко поддержать этот патриотиче ский почин. В минувшем году хозяйство име ло неплохие показатели по урожай ности: 13,5 центнера пшеницы, 10,5 центнера проса, 14,2 центнера гречихи с гектара. Из года в год хо рошо родит ячмень. Но можно ли остановиться на достигнутом? Изучая материалы январского Пленума ЦК и зональных совещаний передовиков сельского хозяйства, М. Е. Гурьев задался целью проана лизировать урожайность различных культур за несколько последних лет. Не один вечер допоздна засиживал ся секретарь парторганизации над отчетами и другими документами. Для анализа он взял данные за те семь лет, в течение которых рабо тает в колхозе агрономом. И вот что выяснил. Озимая пше ница и ячмень — самые урожайные из всех зерновых культур. Ячмень в среднем дал за эти годы более 13 центнеров с гектара. Озимая пше- | Успех дела — в сме- ] | лости поисков, в на- ! ] стойчивой и кропотлн- | ( вой организаторской ) ( работе по пропаганде I | и внедрению в произ- ^ водство передо в о г о ! опыта. | ница дает не меньше, а зачастую больше. Правда, был случай, когда пшеница вымерзла, например, в 1954 году. Но когда Михаил Егоро вич подсчитал среднюю урожай ность с учетом этой беды, то вышло, что пшеница все-таки оказалась вы годнее многих других культур. Сей час она занимает около 40 процен тов озимого клина, и колхозные ру ководители твердо намерены расши рять ее посевы. Гасчеты агронома, одобренные активом колхоза, легли . в основу плана размещения посевов на этот год. Колхоз уже посеял 240 гекта ров ячменя вместо 110 гектаров в прошлом году. Резко возрастет пло щадь под крупяными культурами, которые в минувшем году были са мыми урожайными. Овса же колхоз сеет лишь 70 гектаров'против 190 в прошлом году. Уже несколько лет артель сеет только сортовыми семенами. Внед рены и освоены правильные сево обороты. Много внимания уделяется передовым приемам обработки почвы и посева. Взмет зяби в основном за канчивается в августе. Зябь боро нуют. Проводится лущение стерни. Из года в год углубляется пахотный слой. Растет вывозка органических удобрений и применение минераль ных. Зерновые сеют только узкоряд ным и перекрестным, а пропашные — квадратно-гнездовым способом. В колхозе почти нет чистых паров — на них выращиваются корма. Сейчас, в разгар весеннего сева, особенно хорошо видно, как здесь ведут борьбу за урожай. Колхоз 20 апреля закончил сев ранних яро вых, а 24 — сев сахарной свеклы. Почему колхоз так вырвался впе ред? Может быть, тут иные условия, нежели в других хозяйствах? Ниче го подобного! Условия те же, но по становка дела— другая. Апрель начался крайне неустой чивой погодой: то солнце, и теплый ветер, то дождь, снег и мороз. Кое- кто в районе растерялся: как же, мол, сеять? А в колхозе и м е н и Сталина крепко помнят народную мудрость: весна днем красна. Пред седатель т. Бабо- кга, секретарь парторганизации т. Гурьев целыми днями в поле, сле дят за состоянием почвы. Лишь только появляется возможность вы ехать в поле—трактористы выводят свои агрегаты. Коммунисты и члены правления круглосуточно наблюдают за качеством обработки почвы и се ва. Бригадир механизаторов комму нист Николай Иванович Кузнецов не ждет, пока поступит распоряжение, а сам следит за погодой и почвой и нередко предлагает руководителям: на таком-то участке можно бороно вать или культивировать или сеять. Так же старательно трудится его по мощник коммунист В. Н. Анисимов. И потому тракторы и другие маши ны всегда начеку. Большую работу ведет инспектор по качеству коммунист Н. А. Гурь ев. За коммунистами идут беспар тийные. Сев ранних закончен. На оче реди— сахарная свекла, кукуруза, крупяные. Два опытных механиза тора — А. М. Каменков и И. Ф. Ку зин— будут выращивать 350 гекта ров кукурузы. В прошлые годы они уже показали пример того, как на до бороться за высокие урожаи этой культуры, и на них надеется весь колхоз. А. Д. Катышкин и В. М. Ка линин будут выращивать сахарную свеклу и крупяные. Члены сельхозартели имени Ста лина обратились ко всем хлеборо бам района с призывом— расширить посевы и резко повысить урожай ность проса. Принято обязательство: с каждого из 150 гектаров собрать по 20 центнеров зерна. К этому здесь хорошо подготовились: подоб ран участок ранней зяби, почва хо рошо удобрена. До сева будет три культивации. Есть семена, ядохими каты, гербициды. Имеются мине ральные удобрения для подкормки посевов при междурядных обработ ках. Правление артели утвердило меры поощрения за высокую уро жайность крупяных культур. Н. КУПАВЫХ, инструктор обкома КПСС, И. БЛАНДОВЦЕВ, (Соб. корр. «Ленинского знамени»). ♦ ♦ С блокнотом по нашей области Октябрьском р а й о н е Электрификация колхоза Для электрификации животно водческих ферм и домов колхоз ников сельхозартель «Ленинский путь» недавно купила электро станцию. Сейчас монтажники об ластного управления «Сельэлект- ромо:нтаж» ведут работы по эле ктрификации села Куликово. В настоящее время электрифи цированы свинарник во второй бригаде, ремонтно-механическая мастерская. В ста домах колхоз ников сделана внутренняя про водка. Лекция об опыте работы И. Качанова С каждым днем опыт работы знатного свинаря нашей области Ивана Качанова все больше рас пространяется в хозяйствах рай она. Теперь во многих колхозах и отделениях совхозов внедрен в практику метод откорма свиней большими группами. Опытом работы Ивана Качано ва интересуются все свинарки эайона. Большую помощь в этом работникам СТФ оказывают за ведующие сельскими клубами и библиотеками. Недавно заведую щий Перво-Кривской сельской библиотекой Д. Н. Ролдугин про читал на свинотоварной ферме текцию о методах работы Кача нова. Встреча с передовой дояркой Анна Ивановна Баранова — инициатор соревнования доярок Фащевского отделения совхоза <Сошкинский» за получение вы соких надоев молока. Она с че стью выполнила социалистические обязательства, взятые на первый квартал этого года. Айна Ивановна пользуется большим уважением среди кол лектива фермы. Рабочие и слу жащие отделения оказали ей вы сокое доверие, избрав ее депута том районного Совета. Недавно в Фащевском клубе остоялась встреча передовой до ярки с работниками животновод ческих ферм. А. И. Баранова по делилась опытом работы, дала того полезных советов молодым дояркам. Ю. КУЛИНИЧ. Л е с а ? Не т , к р а н Трудовыми подарками встречают праздник Перво мая монтажники крупноблочного домостроения второго управления треста «Жилстрой». Бригада коммунистического труда, которую возглав ляет Иван Лизнев, на днях с отличным качеством за кончила сборку 48-кзартирного жилого дома из круп ных блоков. На сооружении этого здания впервые" в Липецке применено навесное оборудование, позволив шее по ходу монтажа производить отделку фасада. До последнего времени для расшивки швов между блоками, затирки всевозможных неровностей и покра ски стен крупноблочных домов возводились леса. Те перь необходимость в них отпала. Громоздкие инвен тарные леса заменены навесным оборудованием, кото рое перемещается по фасаду с помощью башенного крана. На снимке: расшивка швов крупноблочного дома с помощью навесного оборудования. Фото К. Порошиной. О ускоряя, то замедляя ход, по площадке Дви жется садово-виноград ный трактор. Внешне он ничем не отличается от машин, которые липчане уже видели на празд ничней демонстрации. Только на сидении для тракториста нет че ловека. А если подойти поближе, то можно увидеть небольшой щит, сетью проводов соединен ный с механизмами машины. На нем лампочки. Рука человека не прикасается к рычагам управления. Трактор уверенно бежит по изрытой зем ле, объезжает бугорки, свободно поворачивается. Длинный шнур соединяет его с пультом управ ления, который держит в оуках к о н с т р у к т о р Анатолий Петро вич Дятчин. 1 — Попробуйте, — предлагает Анатолий Петрович, протягивая мне пульт-коробочку. На ней два ряда кнопок. Расте рявшись, нажимаю на ту, под ко торой стоит слово «левый». Трак тор круто поворачивает влево и начинает кружиться вокруг себя. ■Выручает соседняя кнопка — «прямо». Все происходит очень просто. Без малейшего напряжения сил человек на расстоянии управляет машиной, заставляет ее набирать или замедлять скорость. Он мо жет опустить или поднять навес ные орудия, включить или вы ключить опрыскиватель. Если не дошла команда, машина останав ливается. На пульте зажигается лампочка, которая указывает, где неисправность. Такой трактор, управляемый на расстоянии, создан на Липецком тракторном заводе. К машине, предназначенной для работы в садах, предъяв ляется одно существенное требо вание: чтобы она была низкой и _________ могла проходить под ветвями. Липецкий трактор по высоте от вечает этому требо ванию. Но все-таки трактористу неудоб но на нем работать: ветки не позволяют обрабатывать землю вблйзи? стволов. Где выход? Сначала конструк торы думали устано вить кресло тракто риста с левой сторо ны, дальше от д е ревьев. Это не ре шало пол н о с т ь ю проблемы, А нельзя ли руководить ма шиной на расстоя нии? Решили приме нить что-то вроде системы, п р е д л о- женной изобретате лем т. Логиновым, ко торый в Казахстане использовал так о е управление при па хоте. Группа новаторов под руководств о м А. П. Дятчина при нялась за разработ ку электрич е с к о й схемы управл е н и я машиной. Конструк тор бюро гадравлики Давид Иоси ф о в и ч Трактор без тракториста Молодая совхоза горняк» А. в этом году получить по птичница «Красный Бессонова обязалась 135 яиц на курицу-несушку. В первом квартале она получила по 31 яйцу на несушку. Фото В. Финогина. Кравец взял на себя создание гидравлической схемы. В содру жестве с работниками Научно- исследовательского института ав- топ-риборов группа конструкто ров завода за короткий отрезок времени разработала схему ди станционного управления садово- виноградным трактором. В нача ле апреля провели первое испы тание. Тогда выяснились некото рые недостатки. Никак не удава лось отрегулировать обороты двигателя. Конструктор давал команду повысить скорость, а трактор разбегался так, что его едва догоняли или вдруг зами рал. К моменту второго испыта ния эти недостатки удалось уст ранить. Липецкие конструкторы упро стили по сравнению с применяв шейся на других тракторах элек трическую часть, использовали двухступенчатый гидроусилитель, усовершенствовали систему за щиты. Одновременно трактор приспособили для управления по радио. А конструкторы уже мечтают о том, чтобы гусеничные и колес ные тракторы работали б ез трак ториста. В их воображении ри суется необычная картина. Наста ла пора культивации кукурузы или сахарной свеклы. По огром ному полю движутся тракторы без трактористов со скоростью до 8 километров в час. Специ альная, укреплщщя Перед ма- .......рамка-копир касается ра- и позволяет взять нужное шинои стения направление строго по оси рядка, Для приближения этого буду щего сегодня конструкторы Ли пецкого тракторного завода раз рабатывают схемы управления, пробуют различные варианты. На вопрос, что даст дистанци онное управление, старший кони структор бюро К. Н. Виноградов, ответил: — Прежде всего очень облег чается труд и увеличивается его производительность. Рабочий, на ходясь на расстоянии, будет сле дить за механизмами. Он сможет одновременно легко управлять и двумя машинами, сидя на одной из них. В саду, может быть, целесооб разно рядом с деревьями, под землей, проложить кабель, вдоль которого садово - виноградный трактор может ходить, выполняя все работы автоматически. А в виноградниках хорошо использо- вать проволоку. — Все это, — сказал в заклю чение т. Виноградов, — вопросы, над которыми работает наш кол лектив. На днях мы получим' радиопередатчик и приемник, и тогда испытаем схему управления садово-виноградного трактора по радио. Творческая работа увенчалась первыми успехами. Можно ве рить, что в скором времени Ли пецкие тракторостроители созда дут машины разных марок, кото рые будут работать б ез трактора ста. Г. ШЕВЧЕНКО, П о м ат ериалам ,,Л енин ско го знам ени ‘ „ Ш л а к в м е с т о а с ф а л ь т а " Под таким заголовком 1 апреля в газете «Ленинское знамя» была опу бликована заметка, в которой работ ница т. Носикова говорила о плохом состоянии дорог на некоторых ули цах Липецка и внесла предложение о применении для строительства до рог плит из доменных шлаков. Начальник Липецкого городского ремонтно-строительного управления т. Качанов сообщил редакции, что асфальтированная дорога по ул. Ж е лябова, о которой шла речь в замет ке, в 1961 году будет капитально от ремонтирована, а вопрос о примене нии горячих шлаков для строитель ства дорог будет изучен путем озна-, ком'ления с опытом такого строитель ства в г. Нижнем Тагиле. ■ Вчерашняя почта редакции [ Вчера в редакцию поступило « 76 писем и 17 ответов на письма,■ посланные в организации для ; принятия мер. П Е Р ВЫЙ п о л е т ч е л о в е к а В КОСМИЧЕСКОЕ п р о с т р а н с т в о Н е к о т о р ы е п о д р о б н о с т и п о д г о т о в к и и с а м о г о п о л е т а н а к о р а б л е - с п у т н и к е „ В о с т о к “ АПРЕЛЯ 1961 года в нашей стране впервые в истории осуществлен полет чело века в космическое пространство. Космический корабль «Восток» с летчиком-космочавтом СССР тов. Ю. А. Гагариным на борту был вы веден на орбиту спутника земли. Вес корабля-спутника б ез последней ступени ракеты-носителя составил 4.725 килограммов. Высота перигея орбиты, по уточненным данным, по лученным на основе обработки всех измерений, равнялась 181 км, высо та апогея—327 км, наклонение орби ты—64 градуса 57 минут. Совершив полет по орбите, ко рабль-спутник благополучно при землился в заданном районе нашей страны. Первый космический полет совет ского человека открывает эру непо средственного проникновения чело вечества в космическое простран ство, является одним из крупней ших событий в истории цивилизации. Уже в самом ближайшем будущем следует ожидать использования кос мических аппаратов для решения ряда практических задач. Служба погоды и ледовой разведки, ретран сляция телевизионных и радиопере дач, проведение самых широких научных ис следований вне атмос феры земли явятся лишь первыми шагами на этом пути. За ними последуют полеты че ловека к Луне и дру гим планетам солнеч ной системы, создание обитаемых межпланет ных станций, постепен ное освоение челове ком жизни в космосе. А в далеком будущем — кажущаяся сейчас фан тастической возможность установле ния связи с другими мирами. При рассмотрении возможных вариантов первого полета человека было признано целесообразным осуществить его на космическом корабле-спутнике, поскольку такой полет непосредственно открывает человеку путь в космос. Полет по баллистической траекто рии на ракете, не являющийся по существу космическим полетом и преследующий, в основном, цели сенсации, был отвергнут. Поэтому не случайным является тот факт, что советские ученые и конструкто ры с самого начала направили свои усилия на создание искусственных спутников и космических кораблей больших весов и размеров. В этом заключалась принципиальная линия развития космических полетов в СССР. В результате большой и напря женной работы был создан косми ческий корабль «Восток». В марте 1961 года были произве дены два последних контрольных пуска этого корабля. Во время этих пусков в кресле пилота размещал ся манекен. Кроме того, в кабине находились подопытные животные —собаки Чернушка и Звездочка. Полеты осуществлялись по той же программе, по которой намечалось осуществить первый полет корабля с космонавтом на борту. Оба поле та прошли в точном соответствии с заданной программой и подтверди ли высокую надежность конструк ции и всех систем корабля. Тщательная предварительная от работка корабля-спутника «Восток» обеспечила полный успех при пер вом же запуске его с космонавтом на борту, который был осуществлен 12 апреля 1961 года. Корабль-спутник состоит из двух основных частей — кабины пилота и отсека, предназначенного для раз мещения аппаратуры и тормозной двигательной установки. Управление работой аппаратуры осуществляется автоматически — с помощью бортовых программных устройств, а при необходимости — пилотом-космонавтом. Хотя про грамма первого полета человека была рассчитана на один виток во круг земли, конструкция и обор удо вание корабля-спутника позволяют совершать более длительные поле ты. Перед посадкой кабины с космо навтом на заданной высоте вклю чается система приземления и, та ким образом , непосредственное приземление кабины пипота проис ходит с малой скоростью, С момента включения тормозной двигательной установки до призем ления корабль пролетает около 8 тысяч километров. Продолжитель ность полета на участке спуска со ставляет примерно 30 минут. В оболочке кабины имеются три иллюминатора и два быстрооткры- вающихся люка. Иллюминаторы снабжены жаропрочными стеклами и позволяют космонавту произво дить наблюдения в течение всего полета. Космонавт размещается в ко рабле-спутнике на катапультируе мом кресле, которое может служить для оставления космонавтом аппа рата в случае необходимости. В первом полете пилот-космонавт был одет в защитный скафандр, обеспечивающий сохранение его жизни и работоспособность даж е в случае разгерметизации кабины в полете. Кабина пилота на корабле-спутни ке много просторнее кабины пилота на самолете. Приземление космонавта может осуществляться в кабине корабля. Такой способ проверен на четвер том и пятом советских кораблях- спутниках, в кабине которых нахо дились подопытные животные. Предусмотрен также вариант по садки с катапультированием кресла с космонавтом из кабины на высоте около 7 кипометров и последую щим приземлением его на парашю тах. Этот вариант также был прове рен при запусках кораблей-спутни ков. Система кондиционирования под держивает в кабине пилота нор мальное давление, нормальную кон центрацию кислорода, при концент рации углекислого газа не выше од ного процента, температуру 15—22 градуса Цельсия и относительную влажность в пределах 30—70 про центов. Регенерация состава воздуха осуществляется за счет использова ния высокоактивных химических сое динений. Особенностью терморегулирова ния является использование жидко го хладоагента для отвода тепла из кабины пилота. Определенное положение кораб ля-спутника в пространстве осуще ствлялось ориентацией одной из осей корабля в направлении на Солнце. Система ориентации обес печивает автоматический поиск Солнца, соответствующий разворот корабля и удержание его в требуе мом положении с большой точ ностью. Телевизионная система, находя щаяся в корабле-спутнике, позволя ет осуществлять визуальный конт роль за состоянием космонавта. Од на из телевизионных камер переда ет изображение пилота анфас, а другая— сбоку. Ультракоротковолновый канал ра диосвязи используется для связи с наземными пунктами на расстоянии до 1500—2000 километров. Таким образом, связь с наземными пунк тами на территории СССР, как по казал опыт, может быть обеспечена на большей части орбиты. Среди приборов в кабине космо навта находится глобус, вращение которого синхронизировано с дви жением корабля по орбите. Глобус позволяет космонавту определять текущее местоположение корабля. Хотя первые советские корабли- спутники подтвердили высокую на дежность работы их аппаратуры и оборудования, на корабле «Восток» были приняты дополнительные м е ры, исключающие возможность вся ких случайностей и гарантирующие безопасность полета на нем чело века. Так, например, для ориентации корабля в случае ручного управле ния, космонавт с помощью оптиче ского ориентатора может опреде лить положение корабля по отноше нию к земле, а также — благодаря глобусу—заранее определить место спуска при включении тормозного двигателя в данный момент време ни. Конструкция корабля позволяет также осуществить спуск на землю и в случае отказа тормозной двига тельной установки: за счет естест венного торможения его в атмосфе ре. Запасы пищи, воды, регенераци онных веществ и емкость источника электропитания рассчитаны на полет до десяти суток. Предусмотрены меры, предотвра щающие повышение в кабине ко рабля температуры сверх опреде ленного предела при длительном нагреве его поверхности. Для решения медико-биологиче ских вопросов полета человека в космическое пространство проводи лись исследования в наземных ла бораторных условиях. Затем, начи ная с 1961 года, было проведено не сколько десятков экспериментов с полетом животных на ракетах до высоты 450 километров. В дальнейшем для постановки биологических экспериментов были использованы искусственные спут ники земли и первые советские ко рабли-спутники. Представ л я л о с ь важным, в частности, с возможно большей тщательностью исследовать биологические действия космиче ской радиации. Использование для этой цели разнообразных предста вителей органического мира земли позволило особенно полно и под робно изучить влияние условий кос мического полета на самые разно образные процессы и функции орга низма. В результате этих экспериментов было признано, что полеты на ко раблях-спутниках по орбите, распо ложенной заведомо ниже около земных радиационных поясов, явля ются безопасными для высокоорга низованных представителей живот ного мира. На этом основании был сделан вывод о возможности полета человека без ущерба для его здо ровья. Важнейшим принципом, положен ным в основу подготовки космонав та, было следующ ее условие: пер вый космический полет мог совер шить только человек, который, со знавая огромную ответственность поставленной перед ним задачи, со знательно и добровольно согласился отдать все свои силы и знания, а может быть, и жизнь, для сверше ния этого выдающегося подвига. Тысячи советских граждан самых различных возрастов и профессий изъявили желание совершить полет в космическое пространство. Понят но, что ближе всего должны были соответствовать предъявляемым к космонавту требованиям—летчики. Наиболее подготовленные из них прошли тщательное клиническое и психологическое обследование. В результате была сформирована группа космонавтов, которая при ступила к выполнению программы специального обучения. Программа специального обуче- ния космонавтов включала изуче ние: основ ракетной и космической техники, конструкции космического корабля, специальных вопросов аст рономии, геофизики, основ косми- ческой медицины. Комплекс специальных трениро вок и испытаний включал: полеты на самолетах в условиях невесомости, тренировки в макете кабины косми ческого корабля и на специальном тренажере, длительное пребывание в специально оборудованной звуко изолированной камере, испытания на центрифуге, парашютные прыж ки с самолетов, Было установлено, что все отоб ранные космонавты хорошо перено сили состояние невесомости. При этом состоянии оказался возможен нормальный прием жидкой, полу жидкой и твердой пищи, выполне ние таких функций, как письмо, ве дение радиосвязи, чтение, а также визуальная ориентировка в прост ранстве. Физиологические исследования и специальные психофизиологические методы позволили выявить лиц, об ладающих лучшими показателями в точности, четкости выполнения за даний, обладающих более устойчи вой нервно-эмоциональной сферой. Будущие космонавты систематически занимались физкультурой, что дол жно было способствовать повыше нию устойчивости организма к дей ствию ускорений и других факторов новой среды. После выполнения программы специальных тренировок была организована непосредствен ная подготовка к предстоящему космическому полету. Эта подготов ка также имела специальную про грамму. (Окончание на 4-й стр.у,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz