Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е Ь Н АМ Я 13 апреля 1301 г., 88 (2068) ВЕКОВАЯ МЕЧТА СТАЛА БЫЛЬЮ Вот он — первый космонавт Земли, советский человек Юрий Алексеевич Гагарин. Снимок сделан во время передачи по телевидению. Фото Л. Черкашина. П е р в ы й п и л о т - к о с м о н а в т Ю р и й Г а г а р и н Майору Юрию Гагарину, первому [ Свои первые шаги в авиации Га- в истории пилоту-космонавту, 27 гарин начал, будучи студентом тех никума. Он обучался в Саратовском аэроклубе. После окончания курса аэроклуба в 1955 году учился в авиационном училище в городе Оренбурге. С 1957 года, когда Га гарин окончил это училище по пер вому разряду, он служит летчиком советской авиации. В прошлом году Юрий Гагарин вступил в ряды Коммунистической партии Советского Союза. Он женат. Его супруга Валенти на Гагарина, 26 лет, окончила в Оренбурге медицинское училище. Их дочери Елене два года. Второй до чери Гале — один месяц. 59-летний отец Гагарина работа ет столяром. Мать его, Анна, 1903 года рож дения — домохозяйка, ? *• (ТАСС). лет. ■ Он родился 9 марта 1934 года в Гжатском районе Смоленской обла сти (Российская Федерация) в семье колхозника. В 1941 году поступил учиться в среднюю школу, но нашествие гит леровцев прервало его учебу. После окончания второй миро вой войны семья Гагарина перееха ла в город Гжатск. Там Юрий про? должал учиться в средней школе. В 1951 году он закончил с отличием ремесленное училище в городе Лю берцы близ Москвы по специально сти формовщика-литейщика и од новременно школу рабочей молоде жи. Затем Юрий Гагарин обучался в индустриальном техникуме в городе Саратове на Волге. В 1955 году он окончил техникум с отличием. Слава любимой Родине! Человек в космосе! Дерзновенная мечта свершилась! Трудно выразить словами то, что творится в душе. Безмерная радость и гордость за свою любимую Родину, первой в ис тории человечества пославшей свое го отважного сына Юрия Алексее вича Гагарина в космический полет, захлестнула наши сердца. Этот день, это величайшее собы тие, свершенное талантливым совет ским народом, будет записано в ис тории золотыми буквами. Мы, ветераны труда Липецкого тракторного завода, шлем свой пла менный рабочий привет. первому космонавту, майору Гагарину и ж е лаем ему доброго здоровья и успе хов на благо всего человечества. Ветераны труда Г. ЧЕРНЫШОВ, И. МЕРКУЛОВ, П. л о в я г и н , Т. СЕРЕБРЯКОВ, И. РЕМНЕВ, Г. ЛЕСТНИКОВ и другие, всего 12 подписей. ☆ ☆ ☆ ☆ ! п 0 Р Ч „Пусть-ка теперь догоняв!.." Я набираю номер. У телефона пи сатель лауреат Сталинской премии Виктор Федорович Авдеев. — Здравствуйте, Виктор Федоро вич. Слышали новость? — Слышал и очень, понимаете, взволнован и доволен и хочу вас поздравить с таким событием^ — Спасибо. И я вас поздравляю! Вот какое необычное интервью: журналист и писатель вместо вопро сов и ответов поздравляют друг друга! Впрочем, все сегодня необыч но: ведь первый, первый человек в космосе! И главное, наш, советский человек! Нет, и дальше ничего похожего на обычное интервью — Виктор Федо рович говорит: — А у американцев еще силенки слабы в этом отношении. Им еще за нами гнаться и гнаться. Пусть-ка попробуют догнать!.. В общем, если хотите писать, то пишите: очень здорово! И потом он же спрашивает меня: — А не передавали больше, как он там? — Передают. — Ну ладно, будем слушать даль ше. •— Будем. В. АРКАДЬЕВ. М осква М осква восхищ ена , рукоплещ ет МОСКВА, 12 апреля. (ТАСС). «Человек в космосе! Советский межпланетный корабль «Восток» с гражданином СССР майором Юри ем Гагариным на борту совершает полет во вселенной!»—эта ошелом ляющая новость с быстротой мол нии разнеслась по столице. «Ра дость, гордость, счастье...»—вот чем живут сегодня москвичи, вот что можно прочитать на их лицах. «Пре красно, замечательно, чудесно!»—вот о чем они говорят. — С памятного октября 1957 го да, — говорит Ю. Червен-Вадали, инженер типографии «Красный про летарий», — с того дня, когда в не бо был запущен первый советский искусственный спутник Земли, мы, советские люди, с неослабевающим интересом следим за триумфальным наступлением советских ученых на космос. Мы ждали, мы были увере ны, что первым человеком-космо- навтом будет советский человек. И вот Сообщение ТАСС: пилот-кос- монавт Юрий Гагарин летит в кос мосе. Короткое сообщение! Но как много мыслей и чувств оно вызы вает в наших сердцах и умах. Этот первый в мире полет человека в кос мическое пространство не только выдающийся триумф современной науки и техники. Это ярчайший по казатель грандиозных достижений нашего Отечества в его поступатель ном движении на пути созидания коммунизма. Слава нашим ученым, инженерам, техникам! Слава перво му космонавту советскому гражда нину Юрию Гагарину! — Как-то даж е трудно подобрать слова, чтобы ими определить чувст ва, которые испытываешь, знако- С в е р ш и л о с ь ! Дрогнула Земля, насторожилась, Чутким сердцем слушает Земля... Вот оно, товарищи! Свершилось! Космонавт — в кабине корабля! Вот осуществление легенды, Самой замечательной из всех. Голос будоражит континенты: В космосе советский человек. Да, советский! Слушайте, смотрите, Принимайте телеграмм поток. Он по звездной пролетел орбите В корабле по имени «Восток». Вот оно, начало новой эры, Путь к далеким сказочным мирам. Слава космонавту-пионеру! Юрию Гагарину — ура! Ст. СЕРИКОВ. мясь с поистине эпохальным Сооб щением ТАСС о полете в небо перво го космонавта на корабле-спутнике «Восток», — сказала кандидат тех нических наук 3. Леонтьева, сотруд ник энергетического института име ни Кржижановского. — Полет чело века в космическое пространство — это чудо, совершенное советскими людьми — плод огромного созида тельного труда наших ученых, инже неров, рабочих. ...Полет первого космонавта—вот что сразу же сегодня стало цент ральным в разговорах и мыслях ме таллургов «Серпа и молота», элек тромашиностроителей завода имени Владимира Ильича, инструменталь щиков «Калибра», текстильщиков «Трехгорки», строителей «Главмос строя»... — всей трудовой Москвы. — Слава в веках советским уче ным, инженерам, рабочим, слава на шей Коммунистической партии, вот что первое приходит на мысль, когда знакомишься с сообщением о полете в небо советского граждани на Юрия Гагарина, — сказал нова тор завода «Динамо» И. И. Зверев, мастер участка, соревнующегося *за высокое звание коммунистического труда. — Радостная, волнующая весть царит сейчас в цехах, в серд цах и мыслях всех электромашино строителей. Свершилось! Человек поднялся в космос, чтобы этим по ложить начало новому наступлению на тайны вселенной. Мы, рабочие «Динамо», как и вся трудовая Мо сква, гордимся триумфальными до стижениями советских ученых, ин женеров и рабочих, мы восхищаем ся мужеством Юрия Гагарина, пер вого космонавта. Достижения * на ших ученых в освоении космическо го пространства вдохновляют нас, производственников столицы, на но вые трудовые успехи в досрочном завершении третьего года семилет ки, на подвиги во имя коммунизма. Радостно жить в эпоху, когда идеи коммунизма делают человека счаст ливым не только на Земле, но и крылатым покорителем межпланет ных пространств. ...С утра в Москве был обычный трудовой день. Никто и не думал, что в это время в просторах вселен ной начал совершать полет совет ский корабль-спутник «Восток», пи лотируемый советским человеком майором Юрием Гагариным. Пер вый человек в космосе — советский человек! Известие об этом историче ском подвиге сразу же пришло в каждый дом, каждый цех и учреж дение, в вагоны метро... Москва вос хищена! Москва рукоплещет вели кому созидательному подвигу. Мо сква горда за свою Родину! Это изумительно! ХЛЕБНОЕ. (П о телефону). Р адо стная, весть о полете советского че ловека в космическое пространство горячей ВОЛНОЙ прокатилась по всем полям совхоза «Конь-Колодезский», где в этот день полным. ходом шел сев ранних яровых культур. Лучший тракторист совхоза, руко водитель передового посевного аг регата А. И. Тамбовцев взволнован но сказал: — Это изумительно! Мы гордим- мя своей великой Родиной и отваж ным сыном советского народа лет чиком Юрием Гагариным, который первым в мире проложил путь в космос. Наш агрегат засевает в день по 60 гектаров яровых, но мы будем рабютать еще лучше. Доведем вы работку до 80 гектаров. Пусть наш скромный труд приумножает вели чие и славу нашей могучей социали стической Отчизны! Н А Ш Е Й Р А Д О С Т И Н Е Т Г Р А Н И Ц Огромной радостью наполнились наши сердца, когда радио донесло весть о запуске космического кораб ля-спутника с человеком на борту. С нетерпением мы ждали очередных сообщений. И вот диктор объявляет, что полет прошел успешно, косми ческий корабль благополучно вер нулся на Землю, а первый космо навт Юрий Алексеевич Гагарин, чув ствует себя хорошо. Восхищению нашему не было границ. Просим передать отважному сн- ну советского народа, товарищу Га гарину наш сердечный привет и наи лучшие пожелания в жизни и ра боте. В. СУХИНИН, И. МАРТЫШКИН, А. ТАТАРНИКОВ, рабочие Краснинского межколхозстроя. В 10 часов 02 минуты 12 апреля все радиостанции Советского Сою за передали по трясающую весь о первом в мире полете человека в космическое про странство. Пилот — гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин на борту советского корабля-спутни ка «Восток» совершил невиданный в истории человечества полет по орбите вокруг Земли. Корреспондент ТАСС обратился к известному советскому физиологу, члену-корреспанденту Академии на ук СССР Э. А. Асратяну с просьбой осветить крупнейшее достижение СССР ,в освоении космоса. — Не каждая эпоха, — сказал в бесед е ученый, — бывает отмечена в сознании грядущих поколений со бытием, не имевшим прецедентов в истории. Во второй половине XX века таким событием явился прорыв человека в космос. Границы миро здания словно раздвинулись. Пришло то самое время, наступление кото рого предвидел Константин Эдуар дович Циолковский. Расщепив мель чайшую частицу вещества и раско вав энергию атома, человек решил заглянуть в другие миры, «освоить» околосолнечное пространство. У че ловечества словно выросли крылья. П рограмма «обживания» ко см о са Почти с первых ж е полетов ис кусственных спутников Земли нача лась дискуссия между советскими и американскими специалистами: каким должен быть спутник — тя желым или легким?! Сейчас, веро ятно, уже не остается сомнения в том, что идея легкого спутника при крывает лишь желание разрешить проблему наиболее «легким» спо собом . Вполне понятно, что вывести на орбиту искусственное небесное тело небольшого веса технически значительно проще, чем запустить и придать космическую скорость це лому воздушному автобусу. Дискуссия началась уже тогда, ког да весь мир с изумлением прочитал о первом звездном пробеге шарооб разного советского спутника весом в 83,6 килограмма. Этот изумитель ный полет, утвердивший в веках при оритет советской науки в изучении космического пространства, дал не только первые сведения о явлени ях, происходящих в пространстве вокруг Земли, но и подтвердил пра вильность и перспективность расче тов советских конструкторов, уче ных, инженеров. Вопрос в принципе был решен в пользу советской тео рии спутника. И уже, начиная со следующего запуска, вес его был сразу увеличен в несколько раз. Благодаря этому мы получилй воз можность развернуть во многих ас пектах программу изучения косми ческого пространства, заранее раз работанную в основных деталях. Сейчас уже можно сказать, что это в значительной м ере является программой «обживания» космоса, планомерной подготовкой к приоб щению живого организма к совер шенно особым условиям существо вания, к полету человека. Таким образом , эксперименталь ная подготовка к полету человека практически началась в Советском Союзе третьего ноября 1957 года, когда на орбиту вокруг Земли вы шел второй искусственный спутник, неся герметический контейнер с подопытным животным, системой кондиционированного воздуха, за пасом пищи и приборами для изу чения жизнедеятельности в услови ях космического пространства. Об щий вес аппаратуры, подопытного животного и источников электропи тания составлял 508,3 килограмма Когда вслед за тем 15 мая 1958 года Советскому Союзу удалось осуществить запуск третьего спут ника весом в 1.327 килограммов, оказалось возможным приступить к следующему этапу подготовки по лета человека в космос — к созда нию уже не просто спутников, а космических кораблей — своеоб разного жилища человека в про странствах Вселенной. Успешным запуском первого та кого корабля ознаменовалась в на шей стране весна 1960 года. Физиология и к о см ич еск о е у ск ор ени е Вместе с тем на очередь дня встали такие медикобиологические проблемы, с которыми наука д о сих пор еще не сталкивалась. Эти проб лемы были качественно новыми не только потому, что здесь мы имели дело со многими неизвестными. Они особенно отчетливо показали, в Ы й в м и р е л о в е к а в е п о л е т к о с м о с что прогресс современной биоло гии возможен только на пути ее союза с химией, физикой и даже механикой. К таким проблемам относятся, например, большие ускорения дви жения. Необходимо было опреде лить, сможет ли человек физиоло гически перенести явления, связан ные с полетом на космическом ко рабле, пребыванием на нем и по следующим спуском на поверхность Земли? Как повлияют на жизнедея тельность организма космическое ускорение корабля и другие фак торы, связанные с полетом? Приступая к исследованиям, кото рые помогли бы ответить на этот вопрос, советские физиологи и ме дики учитывали, прежде всего, сле дующ ее обстоятельство: не суще ствует такой скорости, которую че ловеческий организм не мог бы пе ренести, если только она не сопро вождается чрезмерным ускорением. В самом деле, беспокоит ли нас движение Земли вокруг Солнца? А между тем скорость этого движе ния превышает 100.000 километров в час! Значит, биология, физиоло гия, медицина призваны были изу чить действие на живой организм не скорости, а ускорений. Под вли янием ускорения и возникают так называемые перегрузки. Надо бы ло рассчитать их с большой точно стью, а также получить достоверные данные о влиянии перегрузок на важнейшие функции организма. Действие перегрузки на организм совершенно такоё же, как и дейст вие силы тяжести. Именно влияние перегрузки, вызванное силой тяги ракетного двигателя, должен и ощу щать астронавт в кабине ракеты. При старте эта сила превышает си лу земного притяжения (иначе ра кета не смогла бы взлететь). Может иметь место трехкратная, пятикрат ная и большая перегрузка. Эти циф ры означают ее пропорциональное увеличение сравнительно с обычной на Земле силой тяжести. А такая перегрузка способна сильно повлиять на жизненные функции организма, в первую оче редь на кровообращение, дыхание и косвенно на деятельность высших отделов центральной нервной си стемы. На почве перегрузки может возникнуть перераспределение кро ви, скопление ее в нижней части тела, ослабление кровоснабжения мозга. В связи с этим от советских фи зиологов и медиков потребова лось обстоятельна исследовать дей ствительную картину влияния пере грузок, невесомости^ замкнутой ср е ды и т. д. Затем удалось разрабо тать меры защиты организма про тив этих вредных факторов, а так же предотвращения возможных их последствий. В основу подобных мер были . положены тщательные систематические исследования на животных. Надо сказать, что физиология че ловека, ее индивидуальные особен ности играют большую роль при подготовке космонавтов. Не каж дый может им стать, так же, как не каждый становится летчиком. Но даже для людей, физиологический склад и высшая нервная деятель ность которых соответствует предъ являемым требованиям космонавту, необходима длительная тренировка Таким образом, физиологи решили еще одну важную задачу: ими раз работаны научно обоснованные принципы всесторонней тренировки организма и подготовки его к тако му ответственному испытанию, ка ким является полет в космос. Физиологический контроль на расстоянии Трудно переоценить значение дан ных о влиянии перегрузок на орга низм, которые мы получили при полетах подопытных животных на советских космических кораблях. Для этого производился впервые в мировой научной практике физио логический контроль на таком ог ромном расстоянии. Кроме того, объектом наблюдения были орга низмы, находящиеся в состоянии не прерывного и стремительного по лета. Новая совершенная аппаратура, телевидение и радиотелеметрия да ли возможность изучить физиоло гические реакции животных на раз ных участках полета. Так было «про щупано» биение пульса собаки Бел ки — одного из пассажиров второ го советского космического кораб ля. Зарегистрировано резкое уча- С библейских пер условно делят люди <• календари—на праздники и будн- . Бывали дни — столетия вместили — и подымались зори над Бастилиями и красили листки календарей. Мы с вами были и еще побудем участниками ’ ь* превращеьья буден. ...Дымили европейскиэ руины, рейхстаг, как головешке' Догорал. В приземистую юркую машину садился утомленней генерал. Пылил, рулил парламентерский виллис, а мир глядел открыто и светло, как праздником Победы становилось Б у Д ВI я I обычное девятое число. Мы с вами были и еще побудем свидетелями величанья буден, участниками праздников иных — космических — земных и неземных... И может, дерзновенное лекало, Искало ту орбиту целый век, Пока с полос газетных замелькало, Что в космом взмыл советский человек. Запомните сегодняшнюю дату — вчера еще обычную среду. Их внукам нашим прославлять когда-то И воспевать в двухтысячном году. Мы славить будни не перестаем затем, что в будни праздники куем! Михаил ТАНИЧ. щение ее пульса на активном участ ке полета, во время работы двига телей ракеты-носителя. В этот про межуток времени частота пульса достигала почти 200 ударов в ми нуту. Потом пульс нормализиро вался. А сердце? Как бьется оно в кос мосе? Как удается этому сугубо «земному» и такому жизненно важ ному органу справляться с неожи данностями новой среды? Чтобы проверить это, нужна электрокар диограмма. И она была сделана на расстоянии сотен километров от па циента с неменьшей точностью, чем ее производят в клинике при запол нении курортной карты человека, уезжающего на отдых. Радиотелеме- трическая регистрация электрокар диограммы, тонов сердца, артери альных осциллограмм дали богатей ший материал о влиянии космиче ского полета на систему кровообра щения. Советская физиологическая наука получила в свое распоряжение баллистокардиограмму — кривую, отражающую механический эффект сердечных сокращений. А вот и данные о действии пере грузок на участке спуска космиче ского корабля. Так у Чернушки — пассажира четвертого советского космического корабля — к концу по лета частота пульса находилась в пределе 70—90 ударов в минуту. В первые минуты спуска частота пуль са достигала 240 ударов в минуту, а затем постепенно снизилась до 120— 140 ударов. Все это показало физио логам и врачам, сколь высока чув ствительность к изменению условий полета со стороны системы крово обращения. Отсюда ученые смогли сделать вывод, что необходимо соз дать условия, при которых бы пре дельно амортизировались воздей ствия перегрузок на человека-кос- монавта. При этом учитывалось то обстоятельство, что влияние это мо жет затронуть не только вегетатив ные функции человеческого орга низма, но и высшие отделы цен тральной нервной системы. Это об стоятельство было одним из важ нейших в системе подготовки к по лету человека в космос. Оно учи тывалось в первую очередь при об о рудовании кабины, или того, что по лучило название «обитаемой» части космического корабля... Не в 2017, а в 1961... Вы, может быть, помните, как изо бразил Константин Эдуардович Ци олковский свЬю мечту о пЪлете кос мического корабля с людьми на борту. Время этого события он от нес к 2017 и последующим годам. Группа ученых разных националь ностей, построив космические ко рабли, отправляется в путешествие— сначала вокруг Земли, затем на Лу ну и, наконец, совершает полет в пределах солнечной системы. Как фантастический роман, читали мы строки, в которых русский ученый предвосхитил момент, когда ракета с находящимися в ней учеными ле тит за пределами атмосферы. Сила тяжести отсутствует. Сначала это служит помехой в жизни необычно го экипажа. Но, приспособившись к существованию в новых условиях, участники экспедиции начинают на ходить преимущества такой жизни. Вот, например, что сказал один из этих космонавтов, рожденных в то время гениальной фантазией Циол ковского: «По-моему, самое лучшее го, что не нужно никаких усилий и расходов для собственного движе ния и перемещения любых, хотя бы самых громадных масс, не надо на пряжения мускулов людей и живот ных...» «Не надо поездов, пароходов, ло шадей, дирижаблей, аэропланов, угля, дров и т. п.»,— сказал другой. «Скорость движения может быть чрезвычайно велика, потребуется только одновременная ничтожная затрата, т. е. первый толчок. Движе ние не исчезает потому, что нет препятствий в виде трений, воздуха, воды»,— заявил третий. Следова тельно, сношение людей, перемещ е ние масс на всякие расстояния и при всех скоростях ничего не стоят... Члены экипажа телеграфируют сол нечным светом на Землю о своем космическом житье. Избыточная солнечная энергия позволяет с о з дать на корабле оранжереи, в кото рых с неимоверной «космической» быстротой зреют чудесные плоды... Так мечтал Циолковский — осново положник теории ракетного движе ния. Он только не предполагал, что события развернутся гораздо быст рее, чем мог себе представить этот смелый и прозорливый ум. Не в 2017, а в 1961... В будущих межпланетных рейсах советские космонавты не забудут совет своего земляка и учителя Циолковского. Они наверняка раз ведут на борту своего корабля оранжерею, которая обеспечит их питанием на всем протяжении пути, который, возможно, будет длиться годы. Ведь вспомните, что сухие се мена лука, посеянные после суточ ного их пребывания на втором кос мическом корабле-спутнике, пророс ли значительно быстрее контроль ных. Значительно скорее обычного протекали после полета и процес сы клеточного деления у проросших семян. Это воздействие космической радиации требует всестороннего ис следования методами биологической физики и химии. Думается, что яв ление ускоренного роста сможет быть использовано с успехом и для решения «земных» проблем увели чения продуктивности сельского хо зяйства. Итак, человек из страны Советов совершил первый в мире рывок в космос. Честь и слава ему! Честь и слава стране, воспитавшей героя, одного из тех, кому принадлежит будущее. И в этом замечательном акте с новой силой проявились пре имущества социалистического строя* Только в этих условиях мог с такой полнотой раскрыться коллективный разум нашего народа, давшего ми ру многих замечательных ученых, конструкторов, инженеров. Только организующая роль Коммунистиче ской партии могла наряду со сме лым замыслом обеспечить такую строгую последовательность в осу ществлении планалодготовки полета человека в космос, неукоснительно обеспечить полную безопасность; такого полета, мобилизовать ученых многих отраслей знания на создание комплекса условий, исключающих всякую возможность срыва, случай ности, гибельного исхода. Для Со ветского Союза это не погоня за сенсацией, это грандиозный научный эксперимент! Великий эксперимент был подготовлен наверняка. И это успех всего нашего Советского Сою за в целом. Грядущие поколения хо рошо. запомнят этот год — 1961« Околосолнечное пространство, на чиная с этого знаменательного года^ стало подвластно людям! Ч еловек на бор ту Незаменим Хотя в контейнерах предыдущий советских кораблей помещались со- баки, кабина корабля, или его оби таемая часть, отрабатывалась с рас^ четом на человека. «Квартира» кос монавта оборудовалась так, чтобы она в миниатюре повторяла всю привычную среду земной жизни. Это были условия оптимальные, имевшие в виду не животных, для организма которых достаточно было и м енее устойчивых параметров давления и температуры. Так, на протяжении всего полета второго космического корабля в кабине со хранялось нормальное давление воз духа с содержанием кислорода _от 21 до 24 процентов, влажности — от 37 до 40 процентов, температуры — от плюс 17 до плюс 20 градусов. В такой обстановке жизнедеятельность человеческого организма должна была протекать нормально. Была предусмотрена и роль труда, дел о вой нагрузки, возлагаемая на космо навта, благотворно влияющая нд весь организм человека. Теперь посмотрим на другую сто рону того же вопроса. Никакие при боры и современные механизмы на могут вполне заменить человека на борту космического корабля. Толь ко человек может по-настоящему охватить весь комплекс впечатлений и наблюдений, отражающихся в са мом тонком, сложном и совершен ном механизме, каким является че ловеческий мозг— командный пункт высшей нервной деятельности. За первым, всегда самым трудным шагом, несомненно последуют но вые, все более важные и увлека тельные. Мы стоим на пороге рас крытия величайших загадок проис хождения и развития разных форм жизни, быть может существующей на других планетах. Да и можно ли предвидеть, к каким еще Необычай ным открытиям придет человек, добрая воля которого к миру и счастью покоряет и землю, и небо, Л. МАРКЕЛОВА. Корр. ТАСС. . Веси, о том, что наш советский человек находится в космосе, быстрее, молнии облетела весь мир. Нашего фотокорреспондента она застала в рабочем общежитии станкостроительного завода, где он и.сделал этот снимок. На нем запечатлен тот момент, когда ра бочие* слушали по радио Сообщение ТАСС. Фото Л. Черкашина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz