Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)
4 апреля 1 9 6 1 г., № 8 0 (2 0 6 0 ) Л Е Н И Н С К О Е V -4. ЗА КОМПЛЕКСНУЮ МЕХАНИЗАЦИЮ Э т у с т р а н и ц у п о д г о т о в и л т е х н и ч е с к и й с о в е т п р и п р о м ы ш л е н н о м | о т д е л е „ Л е н и н с к о г о з н а м е н и " » На н ей ч и т а т е л и н а й д у т : | Ценное предложение Сокольских металлургов ] На Тракторном заводе плохо совершенствуют | в с п о м о г а т е л ь н ы е п р о ц е с сы ! Д л я роста производительности труда ] Станкостроители у л у чш аю т условия своего т р у д а В ближайшее время Липецкий станкостроительный завод будет специализироваться на выпуске высокоточных плоскошлифоваль- ных станков с полуавтоматическими и автоматическими циклами работ. Уже в третьем году семилетки пред стоит собрать десятки станков новой марки. К концу семилетки валовой выпуск продукции возрастет в че тыре раза. Станкостроители понимают, что борьба за рост производства и про изводительности труда немыслима без комплексной механизации основ ных и вспомогательных процессов. Поэтому в последнее время на этом предприятии стали больше уделять внимания внедрению новой техники, механизации вспомогательных тру доемких процессов. В конце прошло го года здесь создано бюро механи зации и автоматизации. П ри его помощи за короткий промежуток времени немало сделана в механо сборочном цехе. Еще недавно для установки на металлообрабатывающие станки кор пусных деталей пользовались одной кран-балкой. Это создавало большие неудобства. Бюро механизации и ав томатизации разработало конструк цию крана-укосины, с помощью которого можно, установить любую деталь, используя специальные за хваты, что быстро и удобно, В на стоящее время такие краны нашли широкое применение. До недавнего времени со склада готовой продукции комплект деталей для токарных станков на сборку до ставляли вручную. Сейчас детали передаются без затрат физического труда. Имеется специальный моно рельс, по которому электрический тельфер переносит детали к рабоче му месту слесаря-сборщика. Машиностроителям, как правило, много хлопот доставляет уборка стружки. Из механосборочного цеха ежедневно вывозят тонны чугунной стружки. Новаторы давно ищут, как механизировать эту операцию. Сна чала использовали бункера, в кото рые собирают стружку и с помощью кран-балки выгружали в автомаши ну. Но теперь конструкторы завода пошли дальше. Они разработали про ект скребкового транспортера для сбора и транспортировки стружки. Он будет расположен под полом цеха. В этом же цехе на продольно фрезерном девятишпиндельном стан ке, где обрабатывают станины, обра зуется особенно много стружки. Ее уборка была очень затруднена. Ра бочему приходилось лопатой сгре бать стружку со стола. Сейчас станок оборудован специальными металли ческими лотками, в которые соби рается стружка. Из лотков скребки, установленные на движущемся про дольном столе станка, сбрасывают ее в бункер. Подъемные механизмы пе реносят эти бункера на автомашины. Недавно бюро механизации и авто матизации разработало для сбора, транспортировки и удаления струж ки специальные саморазгружающие- ся бункера. Бюро изготовило чертежи скреб кового транспортера. Его установят на механосборочном участке. Отхо ды металла от станков будут соби раться на транспортере и удаляться без участия человека. Скоро такая трудоемкая опера ция, как уборка стружки на заводе, будет полностью автоматизирована и механизирована. Все меньше ручного труда ос тается и на основных операциях. Например, при оборке узлов станка раньше -очень трудоемкой операцией была сверловка электрической дре лью отверстий под штифты. Рабочий быстро утомлялся, часто ломались сверла. Производительность труда не удовлетворяла коллектив. Сейчас на этой операции работает радиальный консольно-шарнирный сверлильный станок, созданный на заводе. Внед рение его позволило значительно поднять производительность труда. Все это говорит, что станко строители уже много сделали для облегчения труда человека. Но это не значит, что здесь не над чем больше работать. Ручной труд еще остается на многих участках. Так, из котельной завода по сей день по старинке шлак выносится на носил ках, хотя такую работу очень легко механизировать. Ждут вмешатель ства новаторов и конструкторов мно гие другие процессы производства. В. ИВАНОВ, конструктор Станкостроительного завода. 3. ГРИГОРЬЕВ. По совету участников смотра Коллектив рабочих, инженеров, техников и служащих завода «Сво бодный сокол» борется за зва ние предприятия коммунистического труда. Готовясь достойно отметить XXII съезд КПСС, металлурги на стойчиво изыскивают внутренние резервы, борются за устранение имеющихся недостатков, С начала смотра в заводской и цеховой шта бы поступило более 500 предложе ний, в йих особое внимание обра щается на механизацию вспомога тельных процессов, В результате осуществления ряда мероприятий ликвидирован ручной труд на мно гих участках. Так, в труболитейном цехе № 1 механизирована погрузка ваграночного шлака на железнодо рожные платформы. Коробка со шла- Созданные на Липецком тракторном заводе двигатели с воздуш ным охлаждением прошли государственные испытания и получили высокую оценку. Сейчас двигатель проходит последние испытания в моторной ла боратории экспериментального цеха. Массовый выпуск его передает ся на Владимировский тракторный завод. На снимке: инженер-испытатель П. И. Дорофеев и ведущий кон структор моторного бюро Г. П. Степаненко у нового двигателя. Фото Л. Черкашина. Многое м огут с д е л а т ь о б щ е с т в е н н и к и За два года превратить завод в образцовое предприятие по механи зации и автоматизации производст ва — задача не из легких. Но кол лектив Елецкого элементного заво да смело взялся за ее решение и добился некоторых положительных результатов. В короткий срок созда но девять поточных линий, где труд в оснавном механизирован. В нача ле нынешнего года заменена на бо лее совершенную линия производ ства батарей «Экран». На линии карманных батарей недавно появи лись полуавтоматы, которые заменя ют ручную сборку элементов. Но развитие техники идет быстро. И нас уже не устраивает достигну тое. Дело в том, что на поточных ли ниях остается еще много вспомога тельных операций, которые выпол няются вручную. Чтобы покончить с ними, мы продолжаем совершенст вовать технологический процесс. Так, на поточной линии по изготов лению агломерационных масс много сделано по механизации основных и вспомогательных процессов. Благо даря этому почти в два раза умень шилось число обслуживающих ее рабочих. Ведутся работы по автома тизации сборки элементов фонарных батарей. Основное направление техниче ской мысли на заводе сейчас — со здание и освоение автоматических роторных линий. В настоящее время идет наладка первой такой линии для производства батарей. и Но при всем том, уровень механи зации на заводе составляет лишь 53 процента. Больше всего, ручного труда на вспомогательных работах. Взять батарею «Энергия». С момен та выхода изделия из сушилки — транспортировка, проверка, оформ ление— все производится без уча стия механизмов. Не решен вопрос с внутризавод ским железнодорожным транспор том. Предусмотренная проектом же лезнодорожная ветка недостроена. На территории завода до сих пор нет подъездных путей. Грузы прихо дится переваливать из вагонов в ав томашины. Причем там, где идет выгрузка из вагонов, нет условий для использования механизмов. Проще всего подвести ветку. Для этого нужно всего на километр рель сов и шпал. Но совнархоз уже не первый год никак не может изыс кать эти материалы. Очень много ручного труда при меняется при погрузке изделий в контейнеры, при выгрузке металла из крытых вагонов. Можно бы при менить автопогрузчик, но нет пло щадки. Территория нашего завода боль шая, ее уборкой занимаются специ альные рабочие. Это тоже вспомога тельные. затраты, которые ложатся на себестоимость продукции. Специ альной же техники для уборки му сора на заводе нет. Не решается у нас и проблема удаления отходов с производства (бумаги, картона и т, д.). Ежеднев но 300 мешков отходов бумаги из цеха Я* $ переносится вручную на свалку. Вручную удаляются и дру гие оцоды , §та от^идщ льда конструкторы влияет на общие экономические по казатели завода. Механизация вспомогатель н ы х процессов у нас требует особого вни мания. Нельзя решать лишь те во просы, от которых непосредственно зависит выполнение плана. Штатные конструкторы решают наиболее "сложные проблемы произ водства и поэтому не успевают сде лать многое другое, тоже важное. Помочь им могут конструкторы- общественники и новаторы- Наши общественные конструктор ские бюро кое-что уже сделали в этом направлении. Например, на участке изготовления цинкового по люса они механизировали вспомога тельные процессы, связанные с подъемом тяжестей при ремонтах оборудования. И в дальнейшем кон структоры - общественники видят одну из своих основных задач в том, чтобы помогать заводу механизиро вать вспомогательные процессы. Нужно, чтобы наши новаторы и рационализаторы больше думали над этими вопросами. А мы поможем разработать и внедрить их предло жение. Серьезные претензии имеет наш коллектив к научно - исследователь скому институту источников тока. Его работники обязаны задавать тон в осуществлении задач техниче ского прогресса. Они же порой пле тутся в хвосте. Работники техниче ского отдела совнархоза должны по требовать от руководства института конкретной помощи в решении во просов комплексной механизации за вода. В. КУЧЕРЯВЕНКО, | " Д . ЛОБОДА, конструкторы - общественники Елецкого элементного завода. ком транспортируется по монорель су при помощи тельфера. Работники фасоннолитейного цеха предложили этот же способ исполь зовать для уборки ваграночного шлака у себя в цехе. Здесь же ших ту в вагранки загружают с помо щью пневматического подъемника. Много делают железнодорожники для облегчения путевых работ. На пример, для наплавки и шлифовки рельсов применяют электрошлифо- вальный станок. Гидравлический разгоночный прибор системы Шаева разгоняет теперь стыки. При ремон те путей рельсы поднимаются гид равлическим домкратом системы Ма твеева. Благодаря использованию электростанции типа ЖЭС-4,5 квт удалось удлинить срок службы рель сов и стрелочных переводов. При сверлении отверстий в рельсах и де талях паровозов ручные дрели усту пили место электросверлильным ма шинам и т. д. Освобождаются от ручного труда и энергетики. Они в последнее вре мя автоматизировали основные про цессы на котлоагрегатах ПЭС. На всех котлах установлены автомати ческие регуляторы питания водой, а на деаэраторах—регуляторы уров ня воды., В ходе смотра энергетики предлагают скорее закончить работу по автоматизации химводоочистки, а также установить световую и звуковую сигнализацию для кон троля предельного уровня воды в барабанах котлов, что повысит на дежность их работы и облегчит труд кочегаров. В труболитейном цехе № 2 авто матизированы гидропрессы для ис пытания труб. Еще недавно домен щики поднимали тяжелые детали на большую высоту. Теперь такие детали поднимаются с помощью эле ктролебедки. Ценные предложения, направлен ные на механизацию и автоматиза цию вспомогательных процессов, внесли старший электрик доменного цеха М. С. Братерский, механик этого цеха И. Ф, Размолодин. брига диры слесарей И. Т. Соломенцев и С. И. Вялых, старший электрик тру болитейного цеха М5 1 I . Г. Яхонтов и другие. Проходящий общественный смотр поможет в дальнейшем выявить име ющиеся на заводе немеханизирован ные вспомогательные процессы и быстрее избавиться от ручного тру да. Е. СОЛОВЬЕВА, инженер завода «Свободный сокол». „Бери больше, кидай дальше..." Много делается для облегчения труда рабочих, для автоматизации и механизации производственных про цессов на Липецком тракторном за воде. Здесь изготовлены сотни авто матизированных станков, небольших автоматических линий. Уже более четырех лет вопросами техническо го прогресса на заводе занимается специальный отдел. Но рядом с передовой техникой, с автоматами на заводе уживаются лопата и кувалда. На отдельных участках вспомогательные процессы производства выполняются вручную. ...Заглянем в цветнолитейный цех завода, туда, где складываются ма териалы, шихта, шлак. В проходе стоит грузовая автомашина. Два парня лопатами нагружают в нее шлак. Рабочие возмущаются: — Вот так и орудуем лопатой: «Бери больше, кидай дальше». Разгружают шлак также с по мощью лопаты. Между тем, транспортировка шла ка не является сложной технической проблемой. Нужно только изгото вить специальные емкости — бадьи для сбора шлака с печей. А. уже бадьи легко и просто с помощью подъемных механизмов (например, кран-балки) погружать на. автома шины. По проекту в складском помеще нии цветнолитейного цеха преду смотрены подъемно - транспортные средства, но ничего этого нет. Рабо чие расказывают, что два года на зад хотели установить здесь кран- балку. Даже привезли одну, но она оказалась по габариту немного боль ше, чем ширина пролета. Тогда ре шили ее укоротить. Но укоротили больше, чем нужно. И. наконец, ку да-то совсем увезли. Еще меньше походит на современ ное предприятие копровый цех. Он расположен под открытым небом и представляет собой железнодорож ную насыпь с горами металлолома вокруг. Цех предназначен для раз делки шихты, которая идет литей щикам. Газорезчики режут стальной лом на более мелкие части. На заво де этот УчЧасток считается второсте пенным, и о механизации его меньше всего думают. Металлолом г р у з я т на железнодорожные платформы вруч ную. А ведь это тяжелый труд. При том около насыпи вырыты канавы. Приходится образовывать цепочку и передавать металл из рук в руки. Газорезчик А. В. Митин работает на заводе уже более 13 лет и был сви детелем того, как привезли в копро вый цех два небольших подъемных крана типа «Пионер». Радовались грузчики, что и у них внедряется новая техника, но недолго. Краны с п о г ру з о ч н о й площадки понадо бились, видимо, в другом месте, и я х увезли. 1&тож- но, что такиекраны и нерациональ но использовать на погрузке ших ты. Зато обыкновенные магнитные краны-электротельферы и прочие подъемно-транспортные механизмы с успехом могут заменить труд лю дей. Но их почему-то нет на пло-' щадке. Не пошли руководители завода дальше добрых намерений и в меха низации разделки чугунного лома. До сих пор к копру такие массив ные детали, как задние мосты, бло ки цилиндров и другие, доставляют дедовским ^способом — катят по земле. Года два назад здесь, говорят, хотели установить тельфер для под нятия и подачи подобных деталей под копер. Даже установили метал лические опоры. Но сам тельфер так и не привезли. Начато в копровом пехе строи тельство скрапоразделочной базы. Оно ведется уже около пяти лет, а когда будет закончено, этого никто сказать не может. Когда же руководители Липецкого тракторного завода будут уважать труд человека и заботиться о соз дании необходимых условий? Меха низацию производства нужно прово дить комплексно, не забывая о вспомогательных процессах. Г. ЛАШКУЛЬ старший инженер областного совета изобретателей и рационализаторов. Предложения новаторов В коксохимическом цехе Новолипецкого металлургического заводе рельсы, по которым движется грейферная тележка углеперегружателя, были установлены с зазором м ежду стыками в 5—7 мм. Это отрицатель но сказывалось на сохранности скатов тележки. Инженер коксохимического производства Б. П. Сорокин предложил сварить стыки рельсов. Концы рельсов предварительно подогрели до 500 градусов, затем сварили и медленно охлаждали под листовым асбестом в течение двух с половиной часов. После внедрения этого новшества резко увеличился срок службы скатов, уменьшилась в>|брация оборудования грейферной тележки. На этом ж е угольном перегружателе быстро стирались ролики. Заме на их приводила к значительным простоям всего агрегата и вызывала задержки железнодорожных вагонов. Слесари Н. И. Дикарев и А. М. Сте панов предложили заменить ролики шарикоподшипниками № 315. кото рые уже были в употреблении. Предложение рационализаторов позво ляет экономить много металла и времени на ремонт. До внедрения предложения ежемесячно сменяли 16 роликов. Новая конструкция рабо* тает уже около года б ез замены, ю. кочкин. П р и м е н и э т о у с е б я подъемник Н а* 1Ш Р% заводе станочной гидроаппаратуры по инициативе конструктора Н. И. Семишкур из готовлены и внедрены в произ водство электроподъемники. Они служат для подъема изделий ма лого веса. Такие механизмы мо гут быть установлены на перед ней бабке токарного станка, на револьверной головке револьвер ного станка, на столе фрезерного, на сборочных верстаках или в других местах. Подъемник состоит из Г-образ- ной трубы. На ней смонтированы направляющие ролики для тро са, который наматывается на ба рабан (см. рис.). Барабан через червячный редуктор соединен с электромото р о м мощностью в 1 киловатт. Стре-* ла редуктора и электромотор с кронш т е й н о м смонтир о в а н ы на верхней врач щающейся плин те. Это дает, возможность по« ворачивать подъ-* емник на 360 градусов. Нищч няя плита деч лается по осо-* бому чертежу в зависимости от коне т р у к ц и и крышки, на ко-* ) торой устанав* ливается кран. г Для ограничения высоты подъ ема груза электроподъемник снаб жается специальным ограничите лем с концевым выключателем типа ВК-110, Основные детали и у з л ы электроподъемника: 1* Крюк. 2. Груз. 3, Рычаг ограни чения. 4. Конечный выключа тель. 5. Ребро жесткости. 6. Ось* 7. Основание поворотной части* 8. Упорный шарикоподшипник, 9. Корпус нижней части. 10, Кронштейн мотора, 11. Мотор* 12. Соединительная муфта, 13, Редуктор с червячной парой. 14, Стрела (труба 1 7 2 дюйма), 15» Трос Б=*=6 мм, Ь = 4 м, Л6. На правляющий ролик. 17, Блок, П р и с п о с о б л е н и я д л я р а з б о р к и с к а т о в Когда нужно разо брать автомобильные скаты, диски, как пра вило, выбивают ку валдой вручную. Они при этом гнутся И ВЫ ХОДЯТ из строя. На правку, демонтаж и монтаж затрачивает ся много ручного тру да. Рационализаторы уп равления механизации треста «Липещкстрой» тт. Селиванов П. Т., Щетинина А. И. и ,Бокарев В. С. предло жили приспособление, которое позволяет од ному человеку монти ровать и демонтиро вать скаты. При этом ускоряется и облег чается процесс работы. Приспособление со стоит из опорной ста нины, направляюще го штока с винтовой резьбой, который слу жит одновременно ча стью нажимного дом крата, нажимной шай бы и нажимной ручки домкрата, Автомобильный скат укладывается на опор ную станину. Нажим ная шайба надевается сверху на направляю щий шток домкрата. Здесь ж е навинчивает ся нажимная ручка. При ее повороте по лучается давление на нажимную шайбу, а та выдавливает диск из ската. Приспособление это простое в изготовле нии и не требует боль ших материальных за трат. На снимке: линия окраски токарных станков Липецкого станко строительного завода. Здесь передвижение станков механизировано. Шагающий конвейер приподнимает их над полом и транспортирует на склад готовой продукции. Фото К. Рыжова и К. Юрова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz