Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)
25 марта 1961 г., N 72 (2052) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 ваяя О л ю д я х х о р о ш и х Семь п р о ф е с с и й Нины Л а н и н о о И — Сегодня, — сказал Нине ма стер, — тебе придется обрабаты вать на токарном станке пово ротные угольники, делать две операции: сверловку и проточку канавки. Уловив удивленный взгляд мо лодой женщины, он поспешно д о бавил: — Знаю, знаю... На этом стан ке ты ещ е не работала, с такими деталями дела не имела. Но так нужно. Станок настроен, с техно логией обработки мы тебя озна комим. А детали эти сейчас вот как нужны, — и мастер для убе дительности провел ребром ла дони по горлу. Нина выслушала наставления и, присмотревшись, как мастер об работал первые две-три детали, принялась за дело. Тут к ней по дошла Зина Фурсова. — Ой, Нина, напрасно ты за это дело взялась, — сказала она. — Здесь навык нужен. Червячок сомнения шевельнул ся в душе Нины. Зина долгое время работает на стоящем непо далеку точно таком ж е токарном станке и имеет немалый опыт. Может быть, она и права. Но внутренний, более сильный голос твердил настойчиво: «Спра вишься». За смену Нина обработал!) 180 деталей. Норму перевыполнила. Зина сдала 210 деталей. На дру гой день разрыв уменьшился. Разнообразной техникой осна щен автоматный цех Липецкого тракторного завода. Управляют этой техникой люди самых раз личных специальностей. Каждый, как говорят, на своем месте. Но, кажется, нет в цехе рабочего ме ста, где бы сейчас не могла ус пешно трудиться Нина Ланина. За семь лет работы' станочница овладела семью различными спе циальностями. Случилось так, что некому бы ло обслуживать один из прессов. И тогда-то, четыре года тому на зад, заточнице Ланиной пришлось Н о в ы е к н и г и в помощь пропагандисту Партия большевиков в период ре акции (1907—1910 гг.). Документы и материалы. Госполитиздат, 1961 г. В сборнике помещены произведе ния В. И. Ленина, партийные доку менты и материалы, освещающие деятельность большевистской партии в годы столыпинской реакции, на ступившей после поражения револю ции 1905—1907 годов. Материалы сборника характеризу ют общественно-политическую обста новку в стране, организационные за дачи и тактику большевистской пар тии, ее борьбу на два фронта—про тив всякого рода оппортунизма и ревизионизма. Коммунистическая партия—орга низатор победы социалистической революции (март—октябрь 1917 г.). Сборник. Госполитиздат, 1961 г. В сборник вошли важнейшие про изведения В. И. Ленина, материалы VII (апрельской) Всероссийской конференции и VI съезда партии, протоколы, резолюции и воззвания ЦК РСДРП (б). Большое место от ведено документам местных партий ных и массовых организаций. В кни ге публикуются выступления сорат ников В. И. Ленина, а также отрыв ки из воспоминаний участников под готовки и проведения Великой Ок тябрьской социалистической револю ции. Книга для чтения по марксистской философии. Госполитиздат, 1960 год. В книге освещаются важнейшие вопросы марксистской философии: что такое философия, в чем сущность и значение материалистической фи лософии, что такое материя и каково ее строение и другие. Книга написана просто, доходчи во, содержит большое количество примеров, иллюстрирующих теорети ческие положения, рассчитана на са мые широкие «руги читателей, инте ресующихся вопросами философии. Она окажет большую помощь слу шателям кружков и семинаров сети партийного просвещения, изучающим диалектический и исторический ма териализм. В Калининской РТС работает опытный автослесарь Василий /Александрович Быков. Свое за дание он всегда выполняет на 140— 160 процентов при отличном качестве. Передовой механизатор активно помогает своим товари- /щ ам , особенно молодым механи заторам. На снимке: В. А. Быков. Фото нашего нештатного фотокорреспондента А. Веберга. освоить вторую специальность. Она очень быстро научилась штамповать муфты для воздухо проводных шлангов. Пресс был послушен девушке, словно она работала на нем не первый год... Потом понадобилось ускорить сборку мелких узлов. Мастер Лу- башников поставил на эту работу Нину. — Послесарничай немного, — сказал он. -— Лишняя специаль ность не помешает. В душе Нина протестовала. Только привыкнешь к одной ра боте, освоишь ее, а тут тебе но вое дело дают. Но вскоре она стала смотреть на это иначе. Лю бознательная по своей натуре, Нина всегда увлекалась новой ра ботой, а привитое с ранних лет трудолюбие будило дух соревно вания, требовавшего быть только впереди. Прежде случалось: нет загото вок для заточницы Ланиной — и она простаивает, бродит по цеху в ожидании, когда подадут но вые. Не то сейчас. Нина может слесарничать, стать за пресс, ра ботать на токарном, сверлильном, шлифовальном, фрезерном стан ках. Теперь о простоях и речи быть не может. Какое бы дело ни по ручили Нине — она берется за него с одинаковым желанием, выполняет добросовестно, с ув лечением. Сейчас Нина обслуживает три станка — один шлифовальный и два фрезерных. Вот уже почти полгода она соревнуется за полу чение звания ударника коммуни стического труда. — Золотые руки у нашей Ни ны, — говорят в цехе. Передовая труженица решила ко дню открытия XXII съезда пар тии выполнить годовую норму. Можно не сомневаться — сдер жит слово. Товарищи по работе оказали Нине Ланиной большую честь и доверие — выдвинули ее канди датом в депутаты Липецкого го родского Совета депутатов трудя щихся, а 5 марта избиратели дружно проголосовали за эту кан дидатуру. / Как в родной дом , идет Нина на завод. Все ей здесь знакомо, близко и дорого. О своей работе, о многочисленных профессиях, говорит увлеченно, горячо. Слу шаешь ее и думаешь: вот счаст ливый человек — хорошо ей с людьми, и людям хорошо с ней. И. БОРИСОВИЧ. ш я . Плотник Тихон Алексеевич Нехороших пользуется заслуженным / уважением в бригаде строительного управления № 1 треста «Ли- пецкстрой», которой руководит Михаил Иванович Иноземцев. В на стоящее время он трудится на сооружении второй очереди цеха хо лодного проката Новолипецкого завода и ежедневно перевыполняет норму на 20—30 процентов. На снимке: Т. А. Нехороших готовит опалубку подстанции цеха. Фото К. Юрова. Беспокойные квартиранты В Елецком доме для инвалидов и престарелых незаконно квартируют семьи А. С. Нагавкина. охранника Агрегатного завода, и В. Н. Семено ва, работника пожарной охраны. Много беспокойства причиняют они нам. По мере наших сил мы украшаем наш уголок: разбиваем клумбы, газоны, сажаем цветы, по сыпаем песком дорожки, возделы ваем огород. Но наши труды пропа дают даром. С болью в сердце при ходится наблюдать, как уничтожает ся все курами, собаками и свиньями квартирантов, как загрязняется наш двор мусором, помоями и нечисто тами. Сын Нагавкина — Алексей, ра ботник того же завода, часто пьян ствует, устраивает скандалы и да же драки. Много раз вместе с нашим ди ректором В. Н. Федоровым мы про сили Елецкий горисполком помочь избавиться от таких квартирантов, а результатов не видим. Неужели ин тересы двух семей дороже покоя нескольких десятков больных и по жилых людей? МОРОЗОВ, КУБЫШКИН, СУ ХАНОВА, КРЫЛОВА, ДРОЖ ЖИ НА, ВОЛОДЬЗЬКО, ПЕТ РАКОВ, члены культурно-быто вой комиссии Елецкого дома ин валидов. Опыт педагогов-новаторов' в к а ж д у ю шк о л у В школах нашей области работа ет много талантливых новаторов-пе- дагогов. Они вооружают молодое поколение прочными и глубокими знаниями, воспитывают человека коммунистического общества— твор ца, активного общественного деяте ля. Такие учителя русского языка и литературы, как А. Н. Глотова (Ус- манская средняя школа N° 1 ), Н. М. Целиковская (Талицкая восьмилет- няя школа Елецкого цайояа), 0. В. Мязина (Октябрьская средняя шко ла). Г. И. Горская, М. Д. Кочерина (г. Липецк) активно и умело пере страивают методы обучения и вос питания, умеют увлечь своих учени ков разнообразными видами творче ских и самостоятельных работ. Учителя математики Е. С. Тихо мирова, К. И. Окогорева (Липецк), Е. А. Моисеева (Елец). А. Г. Пыш- кина (Октябрьское), Е. М. Евсеева (Талицкая восьмилетняя школа Елецкого района) и многие другие умело сочетают учебный материал с жизнью, с производительным тру дом. Преподавание математики у этих учителей тесно увязывается с преподаванием других учебных предметов, прежде всего, техниче ских и таких, как физика, черчение, география, химия. Творчески работают и многие преподаватели истории, географии, биологии, иностранных языков. Есть целые педагогические кол лективы, которые добиваются боль ших успехов. Агрономовская еоед- няя школа Лебедянского района (ди ректор Е. В. Шумова) поистине мо жет считаться школой передового опыта. Она успешно вешает пробле мы трудового воспитания и произ водственного обучения. В течение семи лет все 8 начальных классов этой школы не имеют второгодни ков. Лучшие учителя А. И. Мыз- никова и Е. И. Глотова много лет не имеют второгодников. Ценньр опыт накопили лебедян ские школы N° 1 (директор заслу женная учительница школы РСФОР А. А. Авилочкина) и N° 2 (директор А. Н. Анирова), Усманская шко ла N° 1 (директор Д. П. Золотарев). Успех перестройки школы во многом зависит от глубокого изуче ния и распространения опыта луч ших учителей и педколлективов. Сотни учителей настойчиво ищут новые пути соединения обучения с производительным трудом, жизнью. И в сельских, и в городских школах. С е л ь с к о м у комплексную х о з я й с т в у механизацию Январский Пленум ЦК КПСС с удовлетворением отметил значи тельные успехи в развитии сельско го хозяйства. Вместе с тем. он при знал, что сельское хозяйство еще не поспевает за быстрым ростом на шей индустрии и ростом спроса на селения. Пленум поставил задачу увеличить государственные ресурсы зерна: в ближайшие годы довести ежегодные закупки хлеба до 4 мил лиардов 2 2 0 миллионов пудов. Для того, чтобы выполнить семилетку по производству мяса и молека в оставшиеся пять лет, требуется обеспечить ежегодный прирост по стране мяса — 1 миллион 4 6 5 ты сяч тонн, молока — 8 — 9 миллио нов тонн. Задания семилетки по производ ству валовой продукции сельского хозяйства должны быть достигнуты не только без увеличения, но даже при некотором уменьшении числен ности колхозников и рабочих совхо зов. Одним из решающих . усло вий решения этой задачи является всемерное расширение механизации и электрификации сельскохозяйст венного производства. Вот почему январский Пленум ЦК КПСС так много внимания уделил развитию сельскохозяйственного маошшоетро- ения. Основной машиной в сельском хозяйстве является трактор, В на стоящее время наша промышлен ность выпускает 14 моделей трак торов, из них 5 колесных. В бли жайшие годы начнется выпуск мощных тракторов с повышенными скоростями и с необходимыми ору диями к ним. Новые тракторы да дут возможность повысить уровень механизации возделывания различ ных пропашных культур — кукуру зы, сахарной свеклы, подсолнечни ка, механизировать работы в ово щеводстве, садоводстве и в живот новодстве. Новые тракторы- будут экономи чески более эффективными, более производительными. В них преду сматривается создание наилучших условий для труда механизаторов— отопление кабин, звукоизоляция, облегчение запуска двигателя, удоб ство обслуживания. Из серии трак торов с повышенными скоэостями харьковские машиностроители уже освоили производство с к о ро с т н о г о трактора « Т -7 5 » . На предприятиях машинострое ния идет подготовка к производству самоходных шасси. Колхозы и совхозы получат так же машины для послеуборочной об работки зерна, для сбора, транспор тировки и прессования соломы. Со вершенствуются машины для раз дельной уборки хлебов, для посева, обмолота и уборки зернобобовых культур. В текущем году наша область по лучит усовершенствованные сило соуборочные комбайны, приспособ ления к зерновым комбайнам для уборки кукурузы на зерно или .си лос. Свекловоды в ближайшее вре мя смогут приобрести специальные сеялки для квадратно-гнездового посева свеклы. Партия и правительство прини мают срочные меры к расширению производства оборудования для ме ханизации работ в животноводстве. Увеличивается выпуск доильных установок, автопоилок, ковмоприго- товительных агрегатов, транспорт ных средств и другой техники. * НОВЫЕ МАШИНЫ ПРИДУТ НА ПОЛЯ. ★ ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИ ВА СЕЛЬСКИХ МЕХАНИЗАТОРОВ. ★ ГОРОД ПОМОГАЕТ СЕЛУ. Таковы, вкратце, перспективы оснащения колхозов и совхозов тех никой для завершения комплексной механизации сельскохозяйственного производства. Конечно, промышленность не смо жет сразу, за один год. поставить сельскому хозяйству необходимое количество техники. На это потре буется несколько лет. Поэтому за дача сельских механизаторов состо ит в том, чтобы как можно полнее использовать уже имеющуюся в кол хозах и совхозах технику, вскрыть и привести в действие местные ре зервы. Ведь только на животновод ческих фермах области предстоит выполнить в текущем году объем работ по механизации трудоемких процессов, в два-три раза превыша ющий уровень 1 9 5 9 гола. Так, на пример, механизированная перера ботка грубых кормов увеличивается с 5 0 3 тысяч тонн в 1 9 5 9 году до 7 0 0 тысяч тонн в 1 9 6 1 году; пере работка корнеплодов соответственно — с 1 8 ,6 тысячи тонн до 1 4 0 ты сяч тонн. На автопоение должно быть переведено в этом г о д у 60 ты сяч голов крупного рогатого скота и 90 тысяч свиней. Почти вдвое больше коров должно обслуживать ся доильными машинами. Опыт передовых хозяйств страны и нашей области, опыт новаторов свидетельствует о наличии больших резервов в деле механизации т ру д о е м к и х работ, повышении произво дительности труда и снижении се бестоимости продукции. Одним из таких резервов Являет ся машинное доение. К сожалению, во многих колхозах и совхозах об ласти оно недооценивается. В сов хозах «Тихий Дон» Донского райо на, «Политово» и «Полибино» Дан- ковского района вот уж е около двух лет бездействуют доильные установ ки. Разве это не возмутительный факт бесхозяйственности! Совхозы имени Ленина. «Данков- ский», «Елецкий», «Раценбург- ский» и «Гагаринский» накопили немалый опыт механического дое ния коров. Используя его. колхозы и совхозы, у которых есть доиль ные машины, значительно облегчи ли бы труд доярок, улучшили бы производственные показатели ферм. В наших селах есть немало меха- низаторов-умельцев, которые ус- ...... . ..... пешно помогают вытес нять ручной труд. Пе редовые механизаторы Задонского, Трубет- чинского, Хворостян- ского и Добринского | районов не ждут, пока ш • в колхозах и совхо- ...... ........ . зах появятся завод ские машины для погрузки и вывозки на поля навоза. Они из *старых деталей различных механизмов сами изготовили в ма стерских навсзопогрузчики. которые успешно заменяют тяжелый труд 2 0 — 25 человек. Механизаторы пе редовых хозяйств Хлевенского, Ус мане кого, Краснянского и Долгору ковского районов переоборудуют свинарники и коровники, устанав ливают в них изготовленные своими силами механизмы для подачи воды животным, приготовления и разда чи кормов, очистки площадок и по мещений от навоза. Механизаторам и руководителям колхозов других районов не мешало бы побывать на таких фермах с тем, чтобы внедрить у себя подобные новшества. Осуществлению комплексной ме ханизации в большой мере способст вуют беспривязное содержание круп ного рогатого скота и бесстаночное крупно - групповое содержание сви ней. Животноводы совхозов «Тру- бетчинский», «Кооператор». «Пуш кинский» ежегодно оборудуют ме ханизированные летние лагеря. Здесь сочные корма подвозят трак торами на тележках и автомашина ми. Животных поят из передвиж ных автопоилок. Коров доят на не больших доильных площадках той же машинной установкой, которая применялась зимой на Ферме. Изготовление передвижных до ильных площадок ■ в агрегате с до ильной установ кой несложно. Оно не требует мног<^ средств и матери алов и с лихвой окупается в тече ние одного сезона. Также под силу каждому хозяйству и устройство пе редвижных автопоилок. Оборудова ние же летних лагерей даже про стейшими механизмами дает воз можность в два-три раза сократить трудовые затраты, значительно об легчить труд животноводов и на 1 0— 15 процентов снизить себе стоимость продукции. Сейчас— самое подходящее время для изготовления оборудования и средств механиза ции летних лагерей. Творческая инициатива сельских рационализаторов неисчерпаема. Она открывает большие возможности для высокопроизводительного ис пользования машин и механизмов. Широкое внедрение средств ме ханизации во все отрасли сельско хозяйственного производства под силу лишь технически грамотным кадрам. Поэтому для механизаторов совхозов и колхозов очень важно постоянно повышать свои техниче ские знания. Это позволит правиль но эксплуатировать машины, помо жет найти пути к высокопроизво дительному использованию техники. И тут очень большую роль при званы сыграть коллективы промыш ленных предприятий с их высокой технической культурой производст ва. В этом отношении весьма ценна инициатива новолипецких метал лургов. Коллективы цехов Липец кой Магнитки шефствуют над кол хозами и совхозами Трубетчинского района. Инженеры, техники, наибо лее квалифицированные рабочие обучают тружеников села слесарно му, токарному и строительному де лу, специальностям электромонтера, электросварщика. Шефы помогают колхозам и совхозам в оборудова нии ремонтных мастерских, учат механизаторов новым методам ре ставрации крупногабаритных дета лей тракторов, устанавливают под весные дороги на Фермах, монтиру ют оборудование кормокухонь. При меру новолипецких металлургов должны последовать рабочие и ин женеры всех предприятий области. В постановлении январского Пле нума ЦК КПСС отмечается необхо димость широкого распространения комплексных механизирован н ы х бригад. В колхозах и совхозах на шей области есть немало механиза торов с разносторонними практиче скими навыками, богатым опытом. Из их числа и нужно укомплекто вать комплексные бригады для вы полнения работ в полеводстве и жи вотноводстве. В. САВЕЛЬЕВ, главный инженер птицетреста областного управления сельского хозяйства. в дневных и вечерних, есть ценные крупицы опыта, но не везде их за мечают и не всегда они становятся достоянием других. Уроки многих учителей по-преж нему ст-радают серьезными недо статками, ведутся по трафарету. Подчас рядом с мастерами педаго гического дела работают учителя, дающие учащимся слабые знания, не использующие метод работы луч ших педагогов. К сожалению, такое отношение к передовому опыту довольно распро странено. В некоторых районах р я до м с передовыми школами имеются школы, которые из года в год лают н и зк у ю успеваемость. В Октябрьской средней школе, например, много мастеров-педагогов, а в Пластинской восьмилетке того же района учебная работа поставле на неудовлетворительно. Лучше, чем в других районах, распространяется передовой опыт в Усмани и Лебедяни. Усманский рай он провел в средней школе N° 1 ряд семинаров: директоров семилетиях и средних школ, руководителей меж школьных методических комиссий по изучению опыта лучших препо давателей русского языка и матема тики. На семинаре директоров вось милетних и средних школ высту пила с докладом об использовании опыта лучших учителей Заслужен ная учительница школы РСФСР К. А. Волкова. В Усмавсжом районе организова но две школы передового опыта. Ими руководят учителя А. Н, Гло това и 0. И. Колесникова. Учителя из сельских школ посещают уроки и внеклассные мероприятия, кото рые проводят тт. Глотова и Колес никова, обсуждают уроки, составля ют вместе план последующих заня тий, овладевают передовым методом обучения. Лебедянский районный отдел на родного образования обобщил опыт работы учителей начальных классов Агрономовской школы А. И. Мьгзни- ковой и К. И. Глотовой, а также учительницы начальных классов средней школы N° 3 Т. В. Пуяыни- ной. преподавателей русского языка и литературы школы N° 1 Л. Ф. Агарковой и Н. И. Корневой. Важ ную ро л ь в обобщении передового опыта играет ежемесячный методи ческий журнал «Лебедянский учи тель», который выпускает районный методический кабинет. Вопросы изучения и внедрения передового опыта стали обсуж даться на совете областного отдела народного образования и Института усовершенствования учителей. В ян. варе изучен опыт работы Лебедяя ского районо. Ему будет посвящена специальная брошюра. Готовятся брошюры, рассказывающие о работе учителей Усманской средней школы N° 1 и об организации производст венного обучения в Агрономовской средней школе. В большинстве районов определе ны опорные школы передового опы та, к которым прикрепляются учеб ные заведения. Коллективы учите лей и руководителей школ Добрср окого района будут учиться у кол-- лектива учителей школы N° 8 г. Ли пецка, а педагоги Лев-Толстовского района будут изучать опыт работы Лебедянской средней школы N° 1 . Внедрение передового опыта —« сложное дело. Было бы ошибкой сводить его пропаганду к простому, показу приемов и методов работы. Она будет эффективной лишь тогда, когда изучение опыта будет сопро вождаться творческими дискуссия ми, обменом мнений. Пусть учитель сам убедится в преимуществе ре комендуемого метода. Но нельзя рассчитывать на само тек, на то, что каждый стихийно воспримет новые методы труда? только продуманная организатор ская работа ласт свои результаты. Формы изучения и распростране ния передового опыта разнообразны, Взаимопосещение уроков, шефство более опытных педагогов над моло дыми. встречи и беседы с лучшими учителями, педагогические выставки в школах, школьные, районные, об ластные педагогические чтения. Ни одной из этих форм руководители школ и работники народного обра-* зования не должны пренебрегать. Искать, обобщать, оаопроства-. нять передовой опыт — задача всех работников народного образования,, но в первую очередь, конечно, это дело самой массовой организации —< профсоюза. И кому, как не месткому, стремиться к показу лучшего, цен ного. что есть в работе. К сожа лению, наши учительские профсоюз ные организации очень редко об суждают опыт учителей. В редких случаях и производственные сове щания являются действенной фор мой распространения л у ч ш и х м ет о-: дов работы. В пропаганде передового опыта; исключительно велика роль школь ных инспекторов. Им должно быть’ особо присуще чувство нового. Изу чая работу учителей, они обязаны выявлять по крупицам пенный педа гогический опыт и вооружать им педагогические коллективы. Драго ценный опыт педагогов-новаторов, принятый на. вооружение всей ар мии учителей — вот что поможет в перестройке школы, в дальнейшем: совершенствовании методов обуче ния и воспитания молодого, поколе ния строителей коммунизма. Е. КОВАЛЕНКО, зам. заведующего областным отделом народного образования. в1ФИФ1М1Ф1|Ф |Ф1Ф1Ф1Ф1ФМФ1Ф1ФПФ1Ф14 Советские ученые об освоении космоса Лауреат Международной по ощрительной премии по астронав тике А. Штернфельд в беседе с корреспондентом ТАСС развивает идею о посылке зондов для ис следования Венеры и Марса. Эта идея состоит в следующем: С помощью ракетной системы, которая вывела на орбиту автома тическую межпланетную станцию в сторону Венеры, вполне воз можно создать летающие лабо ратории (весом несколько боль ше 650 килограммов), которые будут вечно обращаться в меж планетном пространстве, появ ляясь периодически в непосред ственной близости от Земли и Венеры. Мне представляется, что на та кую орбиту можно забросить космический зонд, сообщив ему у поверхности Земли скорость 11,7 километра в секунду, или запу стить зонд со скоростью 3,7 ки лометра в секунду со спутника, обращающегося на высоте двух сот километров. В этом случае спустя 105 суток зонд пересечет орбиту Венеры. Если же старт зонда произой дет за 82 суток до максимально го сближения Венеры с Землей, то зонд может пройти в непо средственной близости от послед ней, что позволило бы получить фотоснимки и разные другие данные об этой планете. Затем зонд, по-видимому, будет уда ляться от Земли, приблизившись к Солнцу на перигелийное рассто яние в 97,3 миллиона километров. Такой зонд, следуя по эллипсу с большой полуосью в 123,3 мил лиона километров, спустя 9 меся цев с момента старта, вернулся бы к орбите Земли, которая, естественно, не подоспела бы еще к месту старта. Расстояние между зондом и Землей исчисляется при этом в 211 миллионов километ ров. Но спустя 3 года, после Че тырех обращений зонда, произош ла бы его встреча с Землей. Во время сближения зонда с Землей можно представить себе возможность возвратить на Зем лю зонд или часть его оборудо вания, или же можно было бы (даж е в случае маломощной ра диоустановки зонда) по команде с Земли заполучить сделанные фотоснимки, а также результаты разных измерений, — «последние известия» с зонда, посетившего утреннюю звезду. За время, отделяющее старт космического зонда от его первой встречи с Землей, Венера успеет совершить почти пять полных обращений вокруг Солнца, а зонд —восемь раз пересечь ее орбиту то на более близком, то на более удаленном расстоянии от самой планеты. Если не произвести приземле ния зонда, цикл его обращений вокруг Венеры и Земли будет повторяться. Возможно, что со временем вместо зондов по аналогичным траекториям последуют орбиталь ные корабли с пассажирами. Ракетную систему, выведшую на орбиту автоматическую стан цию к Венере, можно использо вать для запуска зондов, обле тающих периодически планету Марс. Остановимся на самом ин тересном, на наш взгляд, вариан те такого зонда. Если космический зонд улетит с искусственного спутника, обра щающегося на такой же высоте и с такой же скоростью, как зонд в сторону Венеры (3,7 километра в секунду), но в строго противо положную сторону, то он станет периодическим искусственным спутником Земли и Марса. Такой зонд также будет возвращаться к орбите Земли через каждые три года. Удаляясь от Солнца на афе- линное (максимальное) расстоя ние в 242 миллиона километров, он «перешагнет» на 14,5 миллио на километров за орбиту Марса. Улетая с Земли, зонд может устремиться прямо к Марсу. Од нако повторные встречи с этой планетой на сравнительно не большом (в астрономических масштабах) расстоянии происхо дили бы весьма редко. В течение времени, за какое зонд восьми кратно пересечет орбиту Венеры, марсианский совершит два пол ных обращения вокруг Солнца, пересекая орбиту Марса четыре раза. При этом, поскольку орбита Марса более чем в два раза длиннее орбиты Венеры, встречи с красной планетой будут происхо дить в более удаленных друг от друга точках орбиты. Вчерашняя почта редакции Вчера в редакцию поступило 46 писем и 18 ответов на письма, посланные в организации для принятия мер.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz