Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

25 марта 1961 г., N 72 (2052) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 ваяя О л ю д я х х о р о ш и х Семь п р о ф е с с и й Нины Л а н и н о о И — Сегодня, — сказал Нине ма­ стер, — тебе придется обрабаты­ вать на токарном станке пово­ ротные угольники, делать две операции: сверловку и проточку канавки. Уловив удивленный взгляд мо­ лодой женщины, он поспешно д о ­ бавил: — Знаю, знаю... На этом стан­ ке ты ещ е не работала, с такими деталями дела не имела. Но так нужно. Станок настроен, с техно­ логией обработки мы тебя озна­ комим. А детали эти сейчас вот как нужны, — и мастер для убе­ дительности провел ребром ла­ дони по горлу. Нина выслушала наставления и, присмотревшись, как мастер об­ работал первые две-три детали, принялась за дело. Тут к ней по­ дошла Зина Фурсова. — Ой, Нина, напрасно ты за это дело взялась, — сказала она. — Здесь навык нужен. Червячок сомнения шевельнул­ ся в душе Нины. Зина долгое время работает на стоящем непо­ далеку точно таком ж е токарном станке и имеет немалый опыт. Может быть, она и права. Но внутренний, более сильный голос твердил настойчиво: «Спра­ вишься». За смену Нина обработал!) 180 деталей. Норму перевыполнила. Зина сдала 210 деталей. На дру­ гой день разрыв уменьшился. Разнообразной техникой осна­ щен автоматный цех Липецкого тракторного завода. Управляют этой техникой люди самых раз­ личных специальностей. Каждый, как говорят, на своем месте. Но, кажется, нет в цехе рабочего ме­ ста, где бы сейчас не могла ус­ пешно трудиться Нина Ланина. За семь лет работы' станочница овладела семью различными спе­ циальностями. Случилось так, что некому бы­ ло обслуживать один из прессов. И тогда-то, четыре года тому на­ зад, заточнице Ланиной пришлось Н о в ы е к н и г и в помощь пропагандисту Партия большевиков в период ре­ акции (1907—1910 гг.). Документы и материалы. Госполитиздат, 1961 г. В сборнике помещены произведе­ ния В. И. Ленина, партийные доку­ менты и материалы, освещающие деятельность большевистской партии в годы столыпинской реакции, на­ ступившей после поражения револю­ ции 1905—1907 годов. Материалы сборника характеризу­ ют общественно-политическую обста­ новку в стране, организационные за­ дачи и тактику большевистской пар­ тии, ее борьбу на два фронта—про­ тив всякого рода оппортунизма и ревизионизма. Коммунистическая партия—орга­ низатор победы социалистической революции (март—октябрь 1917 г.). Сборник. Госполитиздат, 1961 г. В сборник вошли важнейшие про­ изведения В. И. Ленина, материалы VII (апрельской) Всероссийской конференции и VI съезда партии, протоколы, резолюции и воззвания ЦК РСДРП (б). Большое место от­ ведено документам местных партий­ ных и массовых организаций. В кни­ ге публикуются выступления сорат­ ников В. И. Ленина, а также отрыв­ ки из воспоминаний участников под­ готовки и проведения Великой Ок­ тябрьской социалистической револю­ ции. Книга для чтения по марксистской философии. Госполитиздат, 1960 год. В книге освещаются важнейшие вопросы марксистской философии: что такое философия, в чем сущность и значение материалистической фи­ лософии, что такое материя и каково ее строение и другие. Книга написана просто, доходчи­ во, содержит большое количество примеров, иллюстрирующих теорети­ ческие положения, рассчитана на са­ мые широкие «руги читателей, инте­ ресующихся вопросами философии. Она окажет большую помощь слу­ шателям кружков и семинаров сети партийного просвещения, изучающим диалектический и исторический ма­ териализм. В Калининской РТС работает опытный автослесарь Василий /Александрович Быков. Свое за­ дание он всегда выполняет на 140— 160 процентов при отличном качестве. Передовой механизатор активно помогает своим товари- /щ ам , особенно молодым механи­ заторам. На снимке: В. А. Быков. Фото нашего нештатного фотокорреспондента А. Веберга. освоить вторую специальность. Она очень быстро научилась штамповать муфты для воздухо­ проводных шлангов. Пресс был послушен девушке, словно она работала на нем не первый год... Потом понадобилось ускорить сборку мелких узлов. Мастер Лу- башников поставил на эту работу Нину. — Послесарничай немного, — сказал он. -— Лишняя специаль­ ность не помешает. В душе Нина протестовала. Только привыкнешь к одной ра­ боте, освоишь ее, а тут тебе но­ вое дело дают. Но вскоре она стала смотреть на это иначе. Лю­ бознательная по своей натуре, Нина всегда увлекалась новой ра­ ботой, а привитое с ранних лет трудолюбие будило дух соревно­ вания, требовавшего быть только впереди. Прежде случалось: нет загото­ вок для заточницы Ланиной — и она простаивает, бродит по цеху в ожидании, когда подадут но­ вые. Не то сейчас. Нина может слесарничать, стать за пресс, ра­ ботать на токарном, сверлильном, шлифовальном, фрезерном стан­ ках. Теперь о простоях и речи быть не может. Какое бы дело ни по­ ручили Нине — она берется за него с одинаковым желанием, выполняет добросовестно, с ув­ лечением. Сейчас Нина обслуживает три станка — один шлифовальный и два фрезерных. Вот уже почти полгода она соревнуется за полу­ чение звания ударника коммуни­ стического труда. — Золотые руки у нашей Ни­ ны, — говорят в цехе. Передовая труженица решила ко дню открытия XXII съезда пар­ тии выполнить годовую норму. Можно не сомневаться — сдер ­ жит слово. Товарищи по работе оказали Нине Ланиной большую честь и доверие — выдвинули ее канди­ датом в депутаты Липецкого го­ родского Совета депутатов трудя­ щихся, а 5 марта избиратели дружно проголосовали за эту кан­ дидатуру. / Как в родной дом , идет Нина на завод. Все ей здесь знакомо, близко и дорого. О своей работе, о многочисленных профессиях, говорит увлеченно, горячо. Слу­ шаешь ее и думаешь: вот счаст­ ливый человек — хорошо ей с людьми, и людям хорошо с ней. И. БОРИСОВИЧ. ш я . Плотник Тихон Алексеевич Нехороших пользуется заслуженным / уважением в бригаде строительного управления № 1 треста «Ли- пецкстрой», которой руководит Михаил Иванович Иноземцев. В на­ стоящее время он трудится на сооружении второй очереди цеха хо­ лодного проката Новолипецкого завода и ежедневно перевыполняет норму на 20—30 процентов. На снимке: Т. А. Нехороших готовит опалубку подстанции цеха. Фото К. Юрова. Беспокойные квартиранты В Елецком доме для инвалидов и престарелых незаконно квартируют семьи А. С. Нагавкина. охранника Агрегатного завода, и В. Н. Семено­ ва, работника пожарной охраны. Много беспокойства причиняют они нам. По мере наших сил мы украшаем наш уголок: разбиваем клумбы, газоны, сажаем цветы, по­ сыпаем песком дорожки, возделы­ ваем огород. Но наши труды пропа­ дают даром. С болью в сердце при­ ходится наблюдать, как уничтожает­ ся все курами, собаками и свиньями квартирантов, как загрязняется наш двор мусором, помоями и нечисто­ тами. Сын Нагавкина — Алексей, ра­ ботник того же завода, часто пьян­ ствует, устраивает скандалы и да­ же драки. Много раз вместе с нашим ди­ ректором В. Н. Федоровым мы про­ сили Елецкий горисполком помочь избавиться от таких квартирантов, а результатов не видим. Неужели ин­ тересы двух семей дороже покоя нескольких десятков больных и по­ жилых людей? МОРОЗОВ, КУБЫШКИН, СУ­ ХАНОВА, КРЫЛОВА, ДРОЖ ­ ЖИ НА, ВОЛОДЬЗЬКО, ПЕТ­ РАКОВ, члены культурно-быто­ вой комиссии Елецкого дома ин­ валидов. Опыт педагогов-новаторов' в к а ж д у ю шк о л у В школах нашей области работа­ ет много талантливых новаторов-пе- дагогов. Они вооружают молодое поколение прочными и глубокими знаниями, воспитывают человека коммунистического общества— твор­ ца, активного общественного деяте­ ля. Такие учителя русского языка и литературы, как А. Н. Глотова (Ус- манская средняя школа N° 1 ), Н. М. Целиковская (Талицкая восьмилет- няя школа Елецкого цайояа), 0. В. Мязина (Октябрьская средняя шко­ ла). Г. И. Горская, М. Д. Кочерина (г. Липецк) активно и умело пере­ страивают методы обучения и вос­ питания, умеют увлечь своих учени­ ков разнообразными видами творче­ ских и самостоятельных работ. Учителя математики Е. С. Тихо­ мирова, К. И. Окогорева (Липецк), Е. А. Моисеева (Елец). А. Г. Пыш- кина (Октябрьское), Е. М. Евсеева (Талицкая восьмилетняя школа Елецкого района) и многие другие умело сочетают учебный материал с жизнью, с производительным тру­ дом. Преподавание математики у этих учителей тесно увязывается с преподаванием других учебных предметов, прежде всего, техниче­ ских и таких, как физика, черчение, география, химия. Творчески работают и многие преподаватели истории, географии, биологии, иностранных языков. Есть целые педагогические кол­ лективы, которые добиваются боль­ ших успехов. Агрономовская еоед- няя школа Лебедянского района (ди­ ректор Е. В. Шумова) поистине мо­ жет считаться школой передового опыта. Она успешно вешает пробле­ мы трудового воспитания и произ­ водственного обучения. В течение семи лет все 8 начальных классов этой школы не имеют второгодни­ ков. Лучшие учителя А. И. Мыз- никова и Е. И. Глотова много лет не имеют второгодников. Ценньр опыт накопили лебедян­ ские школы N° 1 (директор заслу­ женная учительница школы РСФОР А. А. Авилочкина) и N° 2 (директор А. Н. Анирова), Усманская шко­ ла N° 1 (директор Д. П. Золотарев). Успех перестройки школы во многом зависит от глубокого изуче­ ния и распространения опыта луч­ ших учителей и педколлективов. Сотни учителей настойчиво ищут новые пути соединения обучения с производительным трудом, жизнью. И в сельских, и в городских школах. С е л ь с к о м у комплексную х о з я й с т в у механизацию Январский Пленум ЦК КПСС с удовлетворением отметил значи­ тельные успехи в развитии сельско­ го хозяйства. Вместе с тем. он при­ знал, что сельское хозяйство еще не поспевает за быстрым ростом на­ шей индустрии и ростом спроса на­ селения. Пленум поставил задачу увеличить государственные ресурсы зерна: в ближайшие годы довести ежегодные закупки хлеба до 4 мил­ лиардов 2 2 0 миллионов пудов. Для того, чтобы выполнить семилетку по производству мяса и молека в оставшиеся пять лет, требуется обеспечить ежегодный прирост по стране мяса — 1 миллион 4 6 5 ты­ сяч тонн, молока — 8 — 9 миллио­ нов тонн. Задания семилетки по производ­ ству валовой продукции сельского хозяйства должны быть достигнуты не только без увеличения, но даже при некотором уменьшении числен­ ности колхозников и рабочих совхо­ зов. Одним из решающих . усло­ вий решения этой задачи является всемерное расширение механизации и электрификации сельскохозяйст­ венного производства. Вот почему январский Пленум ЦК КПСС так много внимания уделил развитию сельскохозяйственного маошшоетро- ения. Основной машиной в сельском хозяйстве является трактор, В на­ стоящее время наша промышлен­ ность выпускает 14 моделей трак­ торов, из них 5 колесных. В бли­ жайшие годы начнется выпуск мощных тракторов с повышенными скоростями и с необходимыми ору­ диями к ним. Новые тракторы да­ дут возможность повысить уровень механизации возделывания различ­ ных пропашных культур — кукуру­ зы, сахарной свеклы, подсолнечни­ ка, механизировать работы в ово­ щеводстве, садоводстве и в живот­ новодстве. Новые тракторы- будут экономи­ чески более эффективными, более производительными. В них преду­ сматривается создание наилучших условий для труда механизаторов— отопление кабин, звукоизоляция, облегчение запуска двигателя, удоб­ ство обслуживания. Из серии трак­ торов с повышенными скоэостями харьковские машиностроители уже освоили производство с к о ро с т н о г о трактора « Т -7 5 » . На предприятиях машинострое­ ния идет подготовка к производству самоходных шасси. Колхозы и совхозы получат так­ же машины для послеуборочной об­ работки зерна, для сбора, транспор­ тировки и прессования соломы. Со­ вершенствуются машины для раз­ дельной уборки хлебов, для посева, обмолота и уборки зернобобовых культур. В текущем году наша область по­ лучит усовершенствованные сило­ соуборочные комбайны, приспособ­ ления к зерновым комбайнам для уборки кукурузы на зерно или .си­ лос. Свекловоды в ближайшее вре­ мя смогут приобрести специальные сеялки для квадратно-гнездового посева свеклы. Партия и правительство прини­ мают срочные меры к расширению производства оборудования для ме­ ханизации работ в животноводстве. Увеличивается выпуск доильных установок, автопоилок, ковмоприго- товительных агрегатов, транспорт­ ных средств и другой техники. * НОВЫЕ МАШИНЫ ПРИДУТ НА ПОЛЯ. ★ ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИ­ ВА СЕЛЬСКИХ МЕХАНИЗАТОРОВ. ★ ГОРОД ПОМОГАЕТ СЕЛУ. Таковы, вкратце, перспективы оснащения колхозов и совхозов тех­ никой для завершения комплексной механизации сельскохозяйственного производства. Конечно, промышленность не смо­ жет сразу, за один год. поставить сельскому хозяйству необходимое количество техники. На это потре­ буется несколько лет. Поэтому за­ дача сельских механизаторов состо­ ит в том, чтобы как можно полнее использовать уже имеющуюся в кол­ хозах и совхозах технику, вскрыть и привести в действие местные ре­ зервы. Ведь только на животновод­ ческих фермах области предстоит выполнить в текущем году объем работ по механизации трудоемких процессов, в два-три раза превыша­ ющий уровень 1 9 5 9 гола. Так, на­ пример, механизированная перера­ ботка грубых кормов увеличивается с 5 0 3 тысяч тонн в 1 9 5 9 году до 7 0 0 тысяч тонн в 1 9 6 1 году; пере­ работка корнеплодов соответственно — с 1 8 ,6 тысячи тонн до 1 4 0 ты­ сяч тонн. На автопоение должно быть переведено в этом г о д у 60 ты­ сяч голов крупного рогатого скота и 90 тысяч свиней. Почти вдвое больше коров должно обслуживать­ ся доильными машинами. Опыт передовых хозяйств страны и нашей области, опыт новаторов свидетельствует о наличии больших резервов в деле механизации т ру д о ­ е м к и х работ, повышении произво­ дительности труда и снижении се­ бестоимости продукции. Одним из таких резервов Являет­ ся машинное доение. К сожалению, во многих колхозах и совхозах об­ ласти оно недооценивается. В сов­ хозах «Тихий Дон» Донского райо­ на, «Политово» и «Полибино» Дан- ковского района вот уж е около двух лет бездействуют доильные установ­ ки. Разве это не возмутительный факт бесхозяйственности! Совхозы имени Ленина. «Данков- ский», «Елецкий», «Раценбург- ский» и «Гагаринский» накопили немалый опыт механического дое­ ния коров. Используя его. колхозы и совхозы, у которых есть доиль­ ные машины, значительно облегчи­ ли бы труд доярок, улучшили бы производственные показатели ферм. В наших селах есть немало меха- низаторов-умельцев, которые ус- ...... . ..... пешно помогают вытес­ нять ручной труд. Пе­ редовые механизаторы Задонского, Трубет- чинского, Хворостян- ского и Добринского | районов не ждут, пока ш • в колхозах и совхо- ...... ........ . зах появятся завод­ ские машины для погрузки и вывозки на поля навоза. Они из *старых деталей различных механизмов сами изготовили в ма­ стерских навсзопогрузчики. которые успешно заменяют тяжелый труд 2 0 — 25 человек. Механизаторы пе­ редовых хозяйств Хлевенского, Ус­ мане кого, Краснянского и Долгору­ ковского районов переоборудуют свинарники и коровники, устанав­ ливают в них изготовленные своими силами механизмы для подачи воды животным, приготовления и разда­ чи кормов, очистки площадок и по­ мещений от навоза. Механизаторам и руководителям колхозов других районов не мешало бы побывать на таких фермах с тем, чтобы внедрить у себя подобные новшества. Осуществлению комплексной ме­ ханизации в большой мере способст­ вуют беспривязное содержание круп­ ного рогатого скота и бесстаночное крупно - групповое содержание сви­ ней. Животноводы совхозов «Тру- бетчинский», «Кооператор». «Пуш­ кинский» ежегодно оборудуют ме­ ханизированные летние лагеря. Здесь сочные корма подвозят трак­ торами на тележках и автомашина­ ми. Животных поят из передвиж­ ных автопоилок. Коров доят на не­ больших доильных площадках той же машинной установкой, которая применялась зимой на Ферме. Изготовление передвижных до­ ильных площадок ■ в агрегате с до­ ильной установ­ кой несложно. Оно не требует мног<^ средств и матери­ алов и с лихвой окупается в тече­ ние одного сезона. Также под силу каждому хозяйству и устройство пе­ редвижных автопоилок. Оборудова­ ние же летних лагерей даже про­ стейшими механизмами дает воз­ можность в два-три раза сократить трудовые затраты, значительно об­ легчить труд животноводов и на 1 0— 15 процентов снизить себе­ стоимость продукции. Сейчас— самое подходящее время для изготовления оборудования и средств механиза­ ции летних лагерей. Творческая инициатива сельских рационализаторов неисчерпаема. Она открывает большие возможности для высокопроизводительного ис­ пользования машин и механизмов. Широкое внедрение средств ме­ ханизации во все отрасли сельско­ хозяйственного производства под силу лишь технически грамотным кадрам. Поэтому для механизаторов совхозов и колхозов очень важно постоянно повышать свои техниче­ ские знания. Это позволит правиль­ но эксплуатировать машины, помо­ жет найти пути к высокопроизво­ дительному использованию техники. И тут очень большую роль при­ званы сыграть коллективы промыш­ ленных предприятий с их высокой технической культурой производст­ ва. В этом отношении весьма ценна инициатива новолипецких метал­ лургов. Коллективы цехов Липец­ кой Магнитки шефствуют над кол­ хозами и совхозами Трубетчинского района. Инженеры, техники, наибо­ лее квалифицированные рабочие обучают тружеников села слесарно­ му, токарному и строительному де­ лу, специальностям электромонтера, электросварщика. Шефы помогают колхозам и совхозам в оборудова­ нии ремонтных мастерских, учат механизаторов новым методам ре­ ставрации крупногабаритных дета­ лей тракторов, устанавливают под­ весные дороги на Фермах, монтиру­ ют оборудование кормокухонь. При­ меру новолипецких металлургов должны последовать рабочие и ин­ женеры всех предприятий области. В постановлении январского Пле­ нума ЦК КПСС отмечается необхо­ димость широкого распространения комплексных механизирован н ы х бригад. В колхозах и совхозах на­ шей области есть немало механиза­ торов с разносторонними практиче­ скими навыками, богатым опытом. Из их числа и нужно укомплекто­ вать комплексные бригады для вы­ полнения работ в полеводстве и жи­ вотноводстве. В. САВЕЛЬЕВ, главный инженер птицетреста областного управления сельского хозяйства. в дневных и вечерних, есть ценные крупицы опыта, но не везде их за­ мечают и не всегда они становятся достоянием других. Уроки многих учителей по-преж­ нему ст-радают серьезными недо­ статками, ведутся по трафарету. Подчас рядом с мастерами педаго­ гического дела работают учителя, дающие учащимся слабые знания, не использующие метод работы луч­ ших педагогов. К сожалению, такое отношение к передовому опыту довольно распро­ странено. В некоторых районах р я ­ до м с передовыми школами имеются школы, которые из года в год лают н и зк у ю успеваемость. В Октябрьской средней школе, например, много мастеров-педагогов, а в Пластинской восьмилетке того же района учебная работа поставле­ на неудовлетворительно. Лучше, чем в других районах, распространяется передовой опыт в Усмани и Лебедяни. Усманский рай­ он провел в средней школе N° 1 ряд семинаров: директоров семилетиях и средних школ, руководителей меж­ школьных методических комиссий по изучению опыта лучших препо­ давателей русского языка и матема­ тики. На семинаре директоров вось­ милетних и средних школ высту­ пила с докладом об использовании опыта лучших учителей Заслужен­ ная учительница школы РСФСР К. А. Волкова. В Усмавсжом районе организова­ но две школы передового опыта. Ими руководят учителя А. Н, Гло­ това и 0. И. Колесникова. Учителя из сельских школ посещают уроки и внеклассные мероприятия, кото­ рые проводят тт. Глотова и Колес­ никова, обсуждают уроки, составля­ ют вместе план последующих заня­ тий, овладевают передовым методом обучения. Лебедянский районный отдел на­ родного образования обобщил опыт работы учителей начальных классов Агрономовской школы А. И. Мьгзни- ковой и К. И. Глотовой, а также учительницы начальных классов средней школы N° 3 Т. В. Пуяыни- ной. преподавателей русского языка и литературы школы N° 1 Л. Ф. Агарковой и Н. И. Корневой. Важ­ ную ро л ь в обобщении передового опыта играет ежемесячный методи­ ческий журнал «Лебедянский учи­ тель», который выпускает районный методический кабинет. Вопросы изучения и внедрения передового опыта стали обсуж­ даться на совете областного отдела народного образования и Института усовершенствования учителей. В ян. варе изучен опыт работы Лебедяя ского районо. Ему будет посвящена специальная брошюра. Готовятся брошюры, рассказывающие о работе учителей Усманской средней школы N° 1 и об организации производст­ венного обучения в Агрономовской средней школе. В большинстве районов определе­ ны опорные школы передового опы­ та, к которым прикрепляются учеб­ ные заведения. Коллективы учите­ лей и руководителей школ Добрср­ окого района будут учиться у кол-- лектива учителей школы N° 8 г. Ли­ пецка, а педагоги Лев-Толстовского района будут изучать опыт работы Лебедянской средней школы N° 1 . Внедрение передового опыта —« сложное дело. Было бы ошибкой сводить его пропаганду к простому, показу приемов и методов работы. Она будет эффективной лишь тогда, когда изучение опыта будет сопро­ вождаться творческими дискуссия­ ми, обменом мнений. Пусть учитель сам убедится в преимуществе ре­ комендуемого метода. Но нельзя рассчитывать на само­ тек, на то, что каждый стихийно воспримет новые методы труда? только продуманная организатор­ ская работа ласт свои результаты. Формы изучения и распростране­ ния передового опыта разнообразны, Взаимопосещение уроков, шефство более опытных педагогов над моло­ дыми. встречи и беседы с лучшими учителями, педагогические выставки в школах, школьные, районные, об­ ластные педагогические чтения. Ни одной из этих форм руководители школ и работники народного обра-* зования не должны пренебрегать. Искать, обобщать, оаопроства-. нять передовой опыт — задача всех работников народного образования,, но в первую очередь, конечно, это дело самой массовой организации —< профсоюза. И кому, как не месткому, стремиться к показу лучшего, цен­ ного. что есть в работе. К сожа­ лению, наши учительские профсоюз­ ные организации очень редко об­ суждают опыт учителей. В редких случаях и производственные сове­ щания являются действенной фор­ мой распространения л у ч ш и х м ет о-: дов работы. В пропаганде передового опыта; исключительно велика роль школь­ ных инспекторов. Им должно быть’ особо присуще чувство нового. Изу­ чая работу учителей, они обязаны выявлять по крупицам пенный педа­ гогический опыт и вооружать им педагогические коллективы. Драго­ ценный опыт педагогов-новаторов, принятый на. вооружение всей ар­ мии учителей — вот что поможет в перестройке школы, в дальнейшем: совершенствовании методов обуче­ ния и воспитания молодого, поколе­ ния строителей коммунизма. Е. КОВАЛЕНКО, зам. заведующего областным отделом народного образования. в1ФИФ1М1Ф1|Ф |Ф1Ф1Ф1Ф1ФМФ1Ф1ФПФ1Ф14 Советские ученые об освоении космоса Лауреат Международной по­ ощрительной премии по астронав­ тике А. Штернфельд в беседе с корреспондентом ТАСС развивает идею о посылке зондов для ис­ следования Венеры и Марса. Эта идея состоит в следующем: С помощью ракетной системы, которая вывела на орбиту автома­ тическую межпланетную станцию в сторону Венеры, вполне воз­ можно создать летающие лабо­ ратории (весом несколько боль­ ше 650 килограммов), которые будут вечно обращаться в меж­ планетном пространстве, появ­ ляясь периодически в непосред­ ственной близости от Земли и Венеры. Мне представляется, что на та­ кую орбиту можно забросить космический зонд, сообщив ему у поверхности Земли скорость 11,7 километра в секунду, или запу­ стить зонд со скоростью 3,7 ки­ лометра в секунду со спутника, обращающегося на высоте двух­ сот километров. В этом случае спустя 105 суток зонд пересечет орбиту Венеры. Если же старт зонда произой­ дет за 82 суток до максимально­ го сближения Венеры с Землей, то зонд может пройти в непо­ средственной близости от послед­ ней, что позволило бы получить фотоснимки и разные другие данные об этой планете. Затем зонд, по-видимому, будет уда­ ляться от Земли, приблизившись к Солнцу на перигелийное рассто­ яние в 97,3 миллиона километров. Такой зонд, следуя по эллипсу с большой полуосью в 123,3 мил­ лиона километров, спустя 9 меся­ цев с момента старта, вернулся бы к орбите Земли, которая, естественно, не подоспела бы еще к месту старта. Расстояние между зондом и Землей исчисляется при этом в 211 миллионов километ­ ров. Но спустя 3 года, после Че­ тырех обращений зонда, произош­ ла бы его встреча с Землей. Во время сближения зонда с Землей можно представить себе возможность возвратить на Зем­ лю зонд или часть его оборудо­ вания, или же можно было бы (даж е в случае маломощной ра­ диоустановки зонда) по команде с Земли заполучить сделанные фотоснимки, а также результаты разных измерений, — «последние известия» с зонда, посетившего утреннюю звезду. За время, отделяющее старт космического зонда от его первой встречи с Землей, Венера успеет совершить почти пять полных обращений вокруг Солнца, а зонд —восемь раз пересечь ее орбиту то на более близком, то на более удаленном расстоянии от самой планеты. Если не произвести приземле­ ния зонда, цикл его обращений вокруг Венеры и Земли будет повторяться. Возможно, что со временем вместо зондов по аналогичным траекториям последуют орбиталь­ ные корабли с пассажирами. Ракетную систему, выведшую на орбиту автоматическую стан­ цию к Венере, можно использо­ вать для запуска зондов, обле­ тающих периодически планету Марс. Остановимся на самом ин­ тересном, на наш взгляд, вариан­ те такого зонда. Если космический зонд улетит с искусственного спутника, обра­ щающегося на такой же высоте и с такой же скоростью, как зонд в сторону Венеры (3,7 километра в секунду), но в строго противо­ положную сторону, то он станет периодическим искусственным спутником Земли и Марса. Такой зонд также будет возвращаться к орбите Земли через каждые три года. Удаляясь от Солнца на афе- линное (максимальное) расстоя­ ние в 242 миллиона километров, он «перешагнет» на 14,5 миллио­ на километров за орбиту Марса. Улетая с Земли, зонд может устремиться прямо к Марсу. Од­ нако повторные встречи с этой планетой на сравнительно не­ большом (в астрономических масштабах) расстоянии происхо­ дили бы весьма редко. В течение времени, за какое зонд восьми­ кратно пересечет орбиту Венеры, марсианский совершит два пол­ ных обращения вокруг Солнца, пересекая орбиту Марса четыре раза. При этом, поскольку орбита Марса более чем в два раза длиннее орбиты Венеры, встречи с красной планетой будут происхо­ дить в более удаленных друг от друга точках орбиты. Вчерашняя почта редакции Вчера в редакцию поступило 46 писем и 18 ответов на письма, посланные в организации для принятия мер.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz