Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)
Я марта 1 9 6 1 г., № 57 (2 0 3 7 ) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ~*Л 6е& & !и/нх*/м м $нош р сеш ж и и (Р ещ г Л? 'У'лту/'У' *япг„,. , 4, ; З ам еч ател ьн о тру д и тся на за- ' воде «С вободны й сокол» ж ен ск ая \ б ри гада, в о згл ав л я ем ая К лавд и ей Б огом оловой . Р а б о т а я н а коксо- >подаче, девуш ки изо дн я в день | перевы полняю т нормы вы работки. , Б р и гад е присвоено зван и е к о л л ек т и в а ком м унистического тр у д а ’ Н а снимке — члены бригады } (слева н а п р а в о ); В. В. П о тап о в а, К. В. Б о го м о ло ва (б р и гад и р ), ' Т. Ф. Толсты х, Д . А. К о к ар ев а, 13. Е. Б оровски х. Фото А. Веберга, ☆ Моя героиня Еще двенадцать лет мне было, Еще я верил в пустяки, А ты уже тогда входила В мои мальчишечьи стихи. Входила робко, как девчонка Таких же дум, таких же лет. Я рисовал еще нечетко Твой удивительный портрет. Я называл тебя княгиней И во дворец возил на бал... Не обижайся, героиня! — Кто в детстве сказок не слагал? Одною связаны судьбою, Что детям Родина дала, Мы вместе выросли с тобою, И ты опять в стихи вошла. Вошла хозяйкой полноправной И стала Музою моей. Я вздел твой портрет недавно Среди героев наших дней. Но я не меньше любовался, Когда цехами проходил, Где у станков с тобой встречался, Где труд твоею песней был. Мне о тебе, моей подруге, Легенды надо бы слагать. Не прячь м озолисты е руки, А дай мне их поцеловать. ................ ........ ....... Ст. СЕРИКОВ. ТЙ? '☆ ТЙГ Тот, кому дове лось увидеть спек такль Липецкого областного дра матического теат ра «Остров Афродиты», надолго со хранит в своей памяти один из са мых ярких образов этой постановки -—образ Ламбрини Кирьякули, Он волнует не только напряженным драматизмом, не только силой ху дожественного обобщения, но и своей простотой, правдой. Одна из зрительниц, человек по жилой и опытный, воспитавшая тро их сыновей, делясь своими впечат лениями, сказала: — Я не знаю, достало бы у меня сил поступить так же, как Ламбри ни, но, поверьте, мне искренне хо телось быть на нее похожей. Я была бы счастлива пожать руку ар тистке, так искренне и убедительно сыгравшей старую мать. Это — не единственная призна тельность, которую я слышал в ад рес артистки. Суровый и прекрас ный образ Ламбрини создала За служенная артистка РСФСР Наталья Александровна Плюскова. О ней и поведем мы наш рассказ. ...Представьте себе молодую, еще совсем неопытную девушку, Ната шу Плюскову, которая, как мышо нок, забилась в отчаянии между старыми театральными декорация- А К Т Р И С А ДОЧЕРЯМ РОДИНЫ -СЛАВА ! В семЬе знатной свинарки * Творческий путЬ Заслуженной артистки * 1рудовЬ1е подвиги советских Женщин ТЙГ ☆ Олина мама Оле семь лет. Ее большие серые глаза удивленно смотрят на мир. Он представляется девочке загадоч ным, полным чудес. Что ни день, Оля открывает новое чудо. Еще совсем недавно она и представить себе не могла, что может совер шиться за одну короткую ночь. А однажды поднялась ранехонько, ча сов в пять утра, выскочила на улицу — и сон мигом слетел с глаз. Ночь-волшебница выкупала в лунном сиянии степь и поселок, и не успела еще луна сойти с небо склона, как важно выплыл из-за горизонта огненно-красный шар — Солнце. Все это Оля видела впер вые и, прижав к груди сжатые ку лачки, стояла притихшая от нахлы нувших на нее чувств. Потом она побежала к бабушке. Как и всегда, бабушка рассказывала ей разные за нимательные истории. Оле хочется знать многое, но бабушка говорит, что когда Оля пойдет в школу, то все узнает. Очень хочется скорее в школу. Каждый день, когда бабушка запле тает светлые Олины волосы в то ненькие косички, девочка тайком прикидывает, намного ли они под росли. Не только из-за школы. Оле очень хочется иметь такие же густые и длинные косы, как у ма мы. Да и вообще самое большое желание у нее — во всем походить на маму. Оля глубоко убеждена, что ее мама — самая лучшая, самая красивая на свете. У других; ребятишек есть папы. Иной раз, собравшись на улице, совхозные мальчишки, Олины свер стники, спорят о том, кто главнее— мама или папа? Оля в такие беседы не вступает, а стоит в стороне и только слушает эти разговоры. Она- то глубоко убеждена, что главнее все-таки мама. Не потому, что у девочки нет папы, а совсем по дру гой причине. Ребятишки хвастают папами — трактористами и шоферами, а кое- кто из них рассказывает про подви ги своих отцов во время войны. Может все это и правда. Оля не знает, ее тогда еще на свете не было. А вот кто из их отцов орден заслужил недавно? Никто. А Олина мама, Надежда Иосифовна Косьяно- ва, в прошлом году была награжде на орденом Трудового Красного Зна мени. Вот он красивый, с золоты ми буквами лежит в коробочке. Когда никого нет дома, девочка до стает коробочку и любуется им. Как жаль, что мама его редко наде вает, только в самые большие праздники и на разные торжества. Если бы Оля была на ее месте, на верное, никогда бы не снимала — пускай все видят, пускай завиду ют! А сколько у мамы почетных гра мот! Около десятка нарядных, яр ких хранится в бабушкином сунду ке. Все это — награды за добро совестный труд. Так говорит бабуш ка, Евдокия Григорьевна. Ей нель зя не верить, потому что она про жила долгую жизнь и знает, что та кое труд. — Человека только за труд и уважают, — внушает бабушка внучке. — Кто не работает, тот как трутень. Люди его не любят, да и сам он не знает настоящей радо сти... А наша радость особенная, потомственная. Евдокия Григорьевна 15 лет про работала свинаркой. Теперь госу дарство назначило ей пенсию. От дыхай, сиди дома, да воспитывай внучку. И она воспитывает. В пол день, аккуратно увязав узелок с обедом, бабушка командует: — Собирайся, Оленька, к ма тери на свиноферму пойдем. Девочка рада. Любит она появ ляться в теплом и чистом помеще нии, где на свежей желтой соломе мирно дремлют большущие свиньи. А поросята? До чего же они хоро ши! Оля смело заходит в клетки, рассматривает толстых розовых по росят. Конечно, это только тогда, когда разрешит мама. Здесь она — главная хозяйка. Это ее огрубев шими от работы руками на ферме наведен идеальный порядок. Это она недосыпает ночей, своего здо ровья не жалеет, только бы хорошо было на ферме. Мама работает бы стро и ловко. Какая она всегда жи вая, веселая! И красивая. Даже в ■сером халате и огромных резиновых сапогах мама кажется девочке за мечательной. Ну, а когда приходит с работы уставшая и, сбросив гряз ную одежду, умоется, переоденется в нарядное платье и сядет за ужин, Оля моментально забирается к ней на колени. Какое это блажен ство засыпать так, свернувшись в клубочек, чувствуя ласку самого замечательного, самого дорогого че ловека в мире. Потам сильные ма мины руки осторожно кладут де вочку в постель и она спит безмя тежно. А все-таки редко, очень редко Оля бывает с мамой. Больше они вдвоем с бабушкой. Хочется ей с мамой побыть, а нельзя. Бабушка, Евдокия Григорьевна, объясняет внучке, что мать делает государст венное дело, обязательства взяла большие. Обязательства — это зна чит она всему народу пообещала одна дать тысячу поросят. Тыся чу — шутка ли? Оля еще и счи- тать-то до тысячи не умеет. Но она знает, раз мама всему народу слово дала, значит выполнит. Ме шать ей нельзя. Любит Оля, когда бабушка про маму рассказывает. Оказывается, мама с 12 лет пошла на свинарник М И Н У В Ш Е Й О С Е Н Ь Ю Шла уборка сахарной свеклы. Ненастная погода поломала все на ши планы. 0 тех сроках, в которые мы намечали вывезти свеклу на пункт, и думать не п ри х о д и л о с ь . В слякоть много не сделаешь, а тут еще постоянная нехватка автома шин. Подошла тогда ко мне Татья на Соломахина, наша неугомонная звеньевая, и говорит: — Что делать будем, Александ ра Николаевна? Четырнадцать лет я работаю на свекловичных план тациях, но такой осени не помню. Сколько труда, стараний вложили девчата, чтобы вырастить свеклу, ведь корни по килограмму весят... — Копать будем и буртовать,— говорю ей. — Главное — в земле не оставить. Как ни трудно было, а всю свек лу выкопали и вывезли. Для нас это был настоящий экзамен. И жен щины выдержали его. В среднем по звену мы собрали по 551 цент неру свеклы с каждого гектара. Хо роший урожай! На моем участке свекла уроди лась по 618 центнеров на гектаре. Я заработала около 900 рублей (в новых деньгах) и много хлеба. А. ЛУПЕНКО, свекловичница колхоза «Россия», Добринского района. работать, помогать бабушке. Навоз на носилках вытаски вала, клетки чи стила. А во время войны, когда все мужчины на фронт ушли, На дежда уже на тракторе работала. Как-то бабушка газету читала и плакала. Оля удивилась — может жалостное что написано. Оказы вается, нет. Это она от радости плакала. Было написано, что На дежда Иосифовна Косьянова — пе редовая, замечательная тружени ца и настоящая коммунистка. Оля помнит, как радовалась мама, когда ее в партию приняли. А бабушка ворчала. Удивительные люди эти взрослые — когда радоваться надо, лиоо плачут, либо делают вид, что недовольны. Теперь Олина мама, как учитель ница. Только учит она не ребяти шек, а взрослых и серьезных лю дей. Недавно, например, к ней при езжало много народу, на автомаши нах и даже на автобусе. Все ходи ли осматривали свинарник, записы вали в блокноты мамины объясне ния. ^Нет, когда Оля вырастет, она обязательно будет такой же, как мама, настоящей коммунисткой и передовой работницей. Бабушка ча сто говорит, что она весь век трудилась для людей и Надежда тоже отдает все силы для народа. Она говорит это, гордясь и радуясь щедростью души своей дочери и, конечно, ей хочется, чтобы и у внучки было такое же щедрое и доб рое сердце. * * * ...Мы долго беседовали с ба бушкой и внучкой. Глава семьи— Надежда Иосифовна — была на работе. Но, казалось, что она незри мо ^присутствует здесь, строгая и требовательная работница, нежная мать, любящая дочь, человек, ду шой преданный партии и народу. Мне захотелось в пояс поклонить ся шестидесятилетней Евдокии Гри горьевне Косьяновой и от всей ду ши сказать спасибо этой солдатской вдове, вырастившей такую замеча тельную дочь. Пожалуй, нельзя было не согла ситься и с мнением семилетней ®ли„ 0 ^ 0М’ что ее' то мама, по крайней мере, главнее многих из пап. С. НИКИТИНА. С овхоз «К ультура» Т рубетчинского района. ☆ ☆ С ч а с т ь е в т р у д е У советских людей стало хорошей традицией каждый праздник отме чать трудовыми успехами. Вот и се годня, в Международный женский день, мне хочется рассказать о сво ей Ферме, о делах подруг. В прошлом году свинаркам нашей фермы было присвоено высокое зва ние коллектива коммунистического труда. А самая опытная и старшая из^нас — заведующая Мария Ми хайловна Гурьева—ровно год назад, в пятидесятилетие Международного женского дня, была удостоена выс шей награды — ордена Ленина. Все мы радовались этому событию, гор дились им, потому что в больших за слугах Марии Михайловны есть до- ля и нашего труда: Наша ферма неплохо закончила второй год семилетки. От каждой свиноматки было получено более 26 поросят, колхоз произвел почти по 25 центнеров мяса на сто гектаров, в том числе по 15,3 центнера сви нины. Январский Пленум Центрального Комитета партии поставил перед на ми, животноводами, большую зада чу: производить столько мяса, моло ка и масла, чтобы их с избытком хватило для обеспечения всех тру дящихся. На Воронежском совеща нии передовиков сельского хозяйст ва областей центральной чернозем ной зоны была и наша заведующая свинофермой Мария Михайловна Гурьева. Она много рассказывала нам о совещании, о выступлении Никиты Сергеевича Хрущева. После этого весь коллектив фермы с новыми си лами взялся за выполнение обяза тельств на третий год семилетки, Мы вырастим в первом полугодии 900 поросят, а всего за год — 1850. На каждые сто гектаров пашни будет произведено не менее 24 центнеров свинины. Эти новые рубежи взять нелегко. Но мы уверены, что свое слово сдер жим. Работаем на свиноферме, не считаясь со временем, особенно з те дни, когда идут опоросы. Созна ние того, что твой труд приносит пользу людям, всему нашему обще ству, придает силы, помогает пре одолевать любые препятствия. На ферму я пришла после окон чания семилетки. К тому времени моя мать, многие годы проработав шая свинаркой, ушла на заслужен ный отдых. Я ее заменила. И не жа лею. Хоть и тяжеловато порой при ходится, зато труд наш почетен. Да и заработок не хуже, чем у любого мужчины. За прошлый год, напри мер, только по дополнительной оп лате я получила 11 поросят. Личные мои планы таковы: надо учиться. Семилетнего образования теперь недостаточно. Думаю посту пить в заочный сельскохозяйствен ный техникум. В. ГУРЬЕВА, свинарка колхоза имени Сталина Измалковского района. Ж е н щ и н ы - п у т е й ц ы Каждый раз, когда на околодок приезжала комиссия проверять тех ническое состояние железнодорож ного пути, Наталью Петровну Мор-, довкину тревожила мысль: а все ли' сделано, как будет оценена работа? Но волнения оказывались напрас ными. Члены комиссии оставались довольными: — Путь в отличном состоянии. Молодцы, женщины! Теперь, когда за плечами этой немолодой е натруженными руками женщины 18 лет бригадирского стажа, богатый опыт, когда она сердцем научилась чувствовать не поладки, прежней тревоги не быва ет. Ей хорошо известно, в каком состоянии находится каждый метр пути. В бригаде т. Мюрдоикдаой рабо тают один женщины. В любую по году: в пургу, мороз они — на своем участке. Среди женщин нет таких, кто не выполнял бы дневных норм. У рабочих А. И. Черенковой, А. И. Долговой, 3. И. Куриловой и А. Н. Куриловой месячная выработ ка составляет 130— 140 процен тов. В отличном состоянии содержат свои участки путевые обходчицы Е. С. Шульгина. Д. И. Сидорова, А. И. Курилова. Слаженная бригада путейцев борется за почетное зва ние коллектива коммунистического труда. Правительство высоко оценило труд бригадира Н. П. Мошоикиной, Она награждена медалью «За тру довое отличие». А. БЕЛИК, техник дистанции пути станции Грязи-Воронежские. ный театральный деятель) сказал ей: — Все, что вы здесь сейчас «■изо бражали», — чепуха. Кривляние и ломание. Народу такое искусство не нужно. Люди требуют от арти ста правды, понимаете, только прав ды! А у вас ее — ни на грош. И это сказано об исполнении На ташей той роли, которая, как ей казалось, приносила столько успеха в самодеятельных кружках и даже, позднее, на профессиональной сце не. К чему ж е тогда были рукопле скания подруг, к чему бурные, не уемные восторги?.. Значит все... Отыгралась Наташа на сцене. Обид но. Вот и льются, падают на белый передник девичьи слезы, сливаясь в одно большое, мокрое пятно. Попов разыскал незадачливую ак трису в ворохе декораций. За руку вывел к свету и, сурово глядя в по красневшие глаза, произнес: — Не реветь! Может, вы еще бу дете актрисой. Но раньше забудьте все, что принесли с собой к нам — эти красивые ж е сты, изящные ПО- зы, эффектные движения. Учи тесь искренности, простоте. И пом ните: у настояще го художника есть лишь один учи тель — п р а в д а жизни. Долгие годы прошли с тех пор. Сорок лет — это целая жизнь! Но и сейчас свято следует Наталья Александровна уроку своего настав ника. А тогда было трудно. Порой хотелось все бросить, навсегда по рвать с театром и бежать, бежать без оглядки. Быть на сцене простой и естественной оказалось гораздо труднее, чем «играть» заученную роль. М е ч т ы сбываются Какие они все равные по внешно сти: Валя белокурая, Сережа, как солнышко, золотой, Маруся черная, как галка, и не зря ее и зо вут «галчонок». И характеры не одинаковые. Но сейчас они все си дят за столом, выводят нетвердой рукой «мир» — все заняты одним делом. — Это — соседские ребятишки- дошкольниш. а я еще ученица, но сегодня — в роли учителя. Все это было так недавно и сов сем свежо в памяти. С тех пор я не перестаю мечтать стать настоящей учительницей, помогать нашей за мечательной детворе расти сильны ми, смелыми, беззаветно любящими Родину. Теперь я — студентка литератур ного факультета пединститута, буду преподавателем русского языка, ли тературы и иностранного языка. Уверены в своем будущем и все де вушки-студентки, мои подруги. Мы пришли в институт по зову сеолца, проверили свою мечту. Валя Черт кова, Галя Тынияа, Света Давыдова, Валя Авдеева, Галя Семенихина — каждая из девушек работала или на заводе, или в детсаду, или в колхо зе и сознательно выбрала себе доро гу в будущее. К нашим услугам вое: оборудо ванные кабинеты и лаборатории, бо гатая библиотека, опытные препо даватели, среди которых — канди даты наук А. Т. Трефилова, С. Б. Зархин, Л. В. Севрюгина, Т. В. Фе дорова. Мы обеспечены стипендией. Чем, как не отличной учебой, можем мы отблагодарить сейчас за эту материнскую заботу Родину. Хо чется стать умелым воотитателем- педагогом, отдать всю энергию, зна ния своему народу. Н. КЛИМЕНКО, студентка Елецкого пединститута. Ж т и г о р д и т с ж м а р о д М. Н. КАРТАШОВА, птичница совхоза"«Солидарность» Елецкого района — Мы не пожалеем сил, чтобы сделать нашу птицеферму еще бо лее доходной. Р. П. ЩЕРБАКОВА, швея-мотористка Липецкой швейной фабрики, депутат областного Совета депутатов трудящихся — Оправдать доверие избира телей— для меня самое главное. Н. И. ШМАКОВА, электрослесарь Коволипецкого металлургического завода — Я поставила перед собой за дачу— не только хорошо рабо тать, но и отлично окончить Мо сковский институт стали. В. И. ЖДАНКИНА, преподаватель Добринской средней школы, Заслуженная учительница школы РСФСР — Воспитывать молодых строи телей коммунизма — мой долг. Что же удержало ее от этого ша- ми Ярославского театра студийных ..... _____ _____ ____ — постановок. На розовом личике га? Любовь к искусству? Пожалуй, страдальчески изогнулись брови, из нет. Для Натальи Александровны широко раскрытых глаз одна за никогда не существовало искусство другой катятся крупные слезы. Ми- само по себе. Она чувствовала в нуту назад режиссер театра Алек- себе еще не раскрывшиеся силы, сей Дмитриевич Попов (сейчас вид- ей хотелось все их отдать рабочим людям, вложить их в художествен ный образ и его обаянием зажечь й зрителе новую мысль, новое стремление, новое дерзание. И каким счастливым для актрисы был тот вечер, когда она, исполняя роль Катерины в «Грозе» Остров ского, вдруг поняла, что зритель поверил ей. Он забыл об артистке, забыл об условностях театра и сей час глубоко страдал вместе с Кате риной, рвался из «темного царст ва», гневно возмущался его косно стью и невежеством. Искренность актрисы передалась зрителю и это было настоящим счастьем худож ника. Сложен процесс творчества акте ра. Мало кто знает, сколько бес сонных ночей, мучительных разду мий и исканий проходит прежде чем сценический персонаж получит силу убедительности. Так было и с образом Ламбрини Кирьякули. Вначале даже сама На талья Александровна не поверила, что сможет воплотить его на сцене. Но еще раз прочитав пьесу, глубо ко вдумавшись в героический па фос борьбы киприотов за свое ос вобождение, Плюскова поняла, что рассказать зрителям правду о Кип ре, его людях— ее священный долг, И тогда началось тщательное изу чение документов, журнальных ста тей, географических описаний и да же учебников по истории Кипра. Начался длительный и трудный про цесс создания образа. И нужно бы ло видеть Наталью Александровну у репродуктора во время передач сообщений из Греции. Обычно до бродушная, улыбающаяся женщина, в эти минуты Плюскова становилась жесткой и непримиримой. Между бровями ложилась упрямая резкая морщина, а глаза приобретали су ровый блеск. Здесь, у репродукто ра, рождались те черты Ламбрини, которые вспоследствии оставили не забываемое впечатление у зрителя. Правда жизни учила актрису. Это только штрих. Работа актера над одним характером. А сколько было их создано на долгом творче ском пути актрисы от первого Сверчка в пьесе «Сверчок на печи» до последней работы — Инны Мо дестовны Барышниковой в пьесе «Четверо пОд одной крышей»... Сейчас уже ничем не измерить, не подсчитать тбго колоссального тру да, который вложила Плюскова в созданные ею сценические персо нажи. Вся жизнь актрисы принадлежит людям, зрителям. Их отдыху, их воспитанию, пробуждению в чело веке смелости, гордости и красоты духа посвятила она свой труд, в нем нашла свое счастье. Нынешний март несет Наталье Александровне Плюсковой двойную радость. Кроме Международного женского дня, в этом месяце ис полняется сорокалетие ее сцениче ской деятельности. Хочется от ду ши поздравить Наталью Александ ровну с праздником, хочется поже лать Заслуженной артистке респуб лики долгих лет жизни и больших успехов на творческом пути. К. ГУРЕНОК. И л жи гордится н а р о д Т. Е. СОЛОМАХИНА, звеньевая колхоза «Россия» Добринского района *— Мое обязательство — полу чмть в этом году по 570 центые рое сахарной свеклы с гектара. О. к. ГУДКОВА, врач первой областной больницы, Заслуженный врач РСФСР — Победить болезнь, спасти жизнь человеку — что может быть радостнее для врача?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz