Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

г " ‘ Ь П П П ^ 1 \ и п, о п А М Я и даарха 1., ,|у» 0 0 \6\}дО ) Р а с с к а з ы о м а я к а х с е м и л е т к и Продать 200 тысяч тонн молока государству — вот обязательство нашей области на третий год с е м и л е т к и Нина Зайцева и Дмитрий Иншаков идут в первых рядах животноводов области, соревнующихся за большое молоко Н. Зайц ева. ^РОМНЫЕ светло-желтые ко­ ровы лениво пережевывали жвачку. Шерсть на них лос­ нилась бархатом. К ней не поиста- вала никакая грязь. Собственно го­ воря, ее в коровнике и быть не могло. Откуда ей взяться, если Ми­ тя, ловко орудуя скребком, вычи­ щал полы под коровами так, что они блестели, как вымытые. Потом он скребницей чистил животных. Юноша трудился старательно. Лицо его разгоралось, и .мелкие капель­ ки пота выступали на лбу. Работа увлекала Митю. Тем не менее он то и дело бросал косые взгляды через густо посыпанный известью проход коровника. Там, на другой стороне, где также выстро ились в ряд крупные, упитанные коровы, мелькала тоненькая, строй­ ная фигурка девушки. Маленькие руки быстро и уверенно делали свое дело, а темно-серые глаза на миловидном девичьем лице смело встречали косой Митин взгляд. В этих глазах парень читал насмешку и откровенный вызов и еще что-то такое, что заставляло его отводить взгляд в сторону и работать еще энергичнее. Мысли о девушке не давали Ми­ те покоя. Ох, эта Нинка! Вечно ста­ новится поперек дороги. Всегда ее ставят в пример другим, как са­ мую добросовестную и старатель­ ную. А разве он не старается изо всех сил, разве хуже ее ухаживает за своей группой, разве не проси­ живает часами возле растелившей­ ся коровы, массируя тугое, налитое молоком вымя. Ведь и коровы у него не хуже нининых, и надои ра­ стут. Теперь и он стал настоящим, квалифицированным дояром. А сколько тревог и невзгод пере­ нес, пока добился своего! Помнит­ ся, когда пригнали на отделение коров, доярки попросили случайно подвернувшегося паренька: — Помоги привязать... Он помог, а потом, шутки ради, попросил разрешения подоить хо­ тя бы одну из коров. Женщины за­ смеялись: — Валяй — попробуй! Митя взял подойник, сел под ко­ рову, и белые струйки молока весе­ ло зазвенели. Женщины, обступив парня, наблюдали за его работой, с посерьезневшими лицами хвалили: — Молодец, Митя, ловко у тебя получается. Наутро его вызвали в контору— предложили принять группу коров, работать дояром. — Согласен...—ответил юноша. Зато дома поднялась целая бу­ ря. Мать, Татьяна Пахомовна Инша- кова, стала на пороге, загородив Дверь. —- Неужто другой работы не на­ шлось для тебя в совхозе? — сокру­ шалась она. — Что ты, парень, не за свое дело берешься? Засмеют. Не пущу на позор! — Ну какой же позор, мама, — пытался урезонить ее сын. — Рабо- Н а строительстве новой домны Где же обещанные лекции? С о п е р н и к и та, как работа, А товарищи посме­ ются и перестанут. Но мать ничего не хотела слу­ шать. Она расстроилась чуть не до слез, и уговаривать ее было беспо­ лезно. Долго сердилась Татьяна Па­ хомовна на сына, каждый раз смотрела ему вслед отчужденным взглядом. Немного смягчилась, ког­ да в летние месяцы Митя стал при­ носить в получку 700—800 рублей. И только когда сын однажды по казал ей районную газету со своим портретом и статьей, мать скупо улыбнулась. Так состоялось их при­ мирение. Победа над матерью радовала Митю. Чувствовал, что и товарищи по работе — доярки полюбили его, всегда отзывались о нем с похва­ лой, с уважением. Да и как не ува­ жать трудолюбивого парня. Бывало, закончит свое дело — спешит по­ мочь женщинам вымыть бидоны, почистить стойла. Все доярки с ра­ ботой быстрее управятся, на часок —другой раньше вернутся домой. Ведь у всех семьи, дети. Женщины благодарили Митю, а ему было радостно, что помог им, сделал для них хорошее, добр ое дело. Только вот Нина... Нина Зайцева с первых дней портила парню все настроение, Есть в Митином харак­ тере такая черточка — честолюбие. Плохо это или хорошо — судите сами. Это и не давало юноше по­ коя. Хочется ему показать, на что способен. Может быть, из-за этого и в дояры пошел, и насмешки това­ рищей сносил молча. Стремление быть впереди заставляло его при­ глядываться к работе опытных доя­ рок, перенимать их приемы, совер­ шенствовать свое мастерство. По всем вопросам Митя постоянно об­ ращался к зоотехнику,1 ветеринар­ ному врачу. Старался не пропустить ни одного зоотехнического занятия. За два года работы на ферм е юноша опередил опытных доярок. Всех, кроме Нины Зайцевой. Моло­ дая, шустрая и очень ловкая д е­ вушка изо дня в день надаивала молока больше всех. В ее малень­ ких пальцах, казалось, таилась вол­ шебная сила, а коровы, подчиняясь своей хозяйке, во время дойки стояли, как вкопанные. Все знали, что с приходом на ферму осущест­ вилась давнишняя мечта Нины. Еще в школе ее подруги строили планы будущей жизни. Одна хотела быть учительницей, другая — стремилась за прилавок магазина. Нина Зайце­ ва выбрала нелегкую профессию доярки. Она любила ширь полей и лу­ гов, на которых летом паслось ста- о ч е Р к до, и полумрак скотного двора с терпким запахом силоса и парного молока, где шумно дышали покор­ ные ей животные. Сначала девушка не замечала косых Митиных взглядов. Потом д е ­ ло доходило до ссор. Поводом к ним, порою, служили самые незна­ чительные факты. Нина старалась приходить раньше и «захватить» по­ больше кормов. Ей хотелось по­ лучше накормить коров, чтобы по­ лучить больше молока. Но разве не этого же хотел и Митя? — Это нечестно! — бросил он в лицо девушке обидные слова.—Раз­ ве так соревнуются?... Еще весною Митя принял вызов Нины Зайцевой и они стали сорев­ новаться за получение 3.500 кило­ граммов молока от коровы. Таясь друг от друга, ходили в контору, чтобы хоть одним глазком взгля­ нуть на график надоев. Все-таки Нина вышла победитель­ ницей. Когда подвели итоги работы за год, оказалось, что от каждой коровы девушка надоила по 4.162 килограмма молока и заняла пер­ вое место среди доярок Лебедян­ ского района. Что касается Дмитрия Иншакова, то он не дотянул всего каких-нибудь 75 килограммов до четырех тысяч. Поздравляли их обоих. Тому и другому вручили Почетные грамо­ ты, ценные подарки. Но насколько же противоречив бывает порою че­ ловеческий характер! С одной сто­ роны, Дмитрий гордился тем, что именно Нина завоевала первенство в районе. А с другой стороны... Где'-ггр в самой глубине, души овер-. лила неспокойная мысль — «чер­ воточинка». Нет, ему совсем не хо­ телось, чтобы в Нининой группе снизились надои. Пускай они повы­ шаются. Но ему-то надо достигнуть еще большего. Юноша стал тру­ диться еще старательнее. В то же время он ревниво следил за каж­ дым шагом соперницы,. придирал­ ся, казалось, к мелочам. вскипел Митя. — Ты ведь пере­ довая. Тебя на Воронежское сове­ щание возили. Мы этого еще не заслужили... Доярки молча слушали их пере­ бранку. Они-то знали, что, когда Нина уезжала в Воронеж, Митя взялся ухаживать за ее группой. Д е­ лал он это особенно старательно. Женщинам даже казалось, что о Нининых коровах он заботился больше, чем о своих. Заметила ли это Нина, возвратив­ шись из поездки, сказать трудно. Наверное, заметила, но вида не подала. Правда, в первые дни вза­ имоотношения молодых людей сде­ лались теплее, лучше. А потом сно­ ва начались стычки. Может быть, в этом виновата Ма­ рия Андреевна Зайцева? Ну какой матери не льстят.успехи своего ди­ тя! Мария Андреевна особенно ревностно относилась к работе лю­ бимой дочери. Первое время она даже приходила на ферму помо­ гать девушке, учила ее. Потом, ког­ да увидела, что Нина набралась сил и умения, заглядывать в коровник стала реже. Теперь она гордилась дочерью и, чего греха таить, люби­ ла иногда похвастаться ею перед соседками. Вот, мол, какая у меня Нина: обязательство свое не толь­ ко выполнила, но и перевыполнила, во всем районе передовой стала. Каждый успех других Мария Анд­ реевна воспринимала, как личную обиду. Особенно невзлюбила Дмит­ рия. Нашелся такой, что вздумал тягаться с ее дочерью! В первые дни нового года доярки договорились о соревновании, бра­ ли на себя новые обязательства. — Надою четыре тысячи кило­ граммов молока,— не задумываясь, ответила Нина. Дмитрий колебался, думал, ,а сколько осилит он, но насмешливый Д . Иншаков. Минин взгляд, как бы случайно бр о­ шенный на него, заставил юношу проговорить твердо: — И я буду бороться за четыре тысячи килограммов. ...Нина приходила домой не в духе. Январь и февраль принесли мало радости. Она надаивала от своих коров немногим более 90 ки­ лограммов молока в день. Выходи­ ло в среднем по три килограмма молока на корову. У Дмитрия д е­ ла шли куда лучше. Надои перева­ лили за 6 килограммов. — Ничего, дочка, — говорила Мария Андреевна. — Вот пойдут массовые отелы, — перегоним это­ го Митю... Год еще только начался. Посмотрим, кто будет первым... Главный зоотехник совхоза «15 лет Октября» Мария Ивановна Ситникова с такой теплотой и лю­ бовью отзывается о Дмитрии и Ни­ не, что можно подумать, будто они ей родные. Очевидно, это происхо­ дит потому, что Мария Ивановна постоянно следит за работой моло­ дых людей, умело направляет их энергию по нужному руслу. Так же заботливо относятся к ним зоотех­ ник отделения Вера Федоровна Ин­ шакова и все доярки, работающие на ферме. Быть может, им, много видевшим и пережившим, «соперничество» молодых людей порой кажется по­ хожим на игру. Но женщины от всей души сочувствуют им обоим. — Не любить этих ребят нельзя, —говорит Мария Ивановна. —. Пу­ скай они спорят, пускай иногда ошибаются. Но у них чистая со­ весть и горячие комсомольские сердца. Митя и Нина — наст&ЯЩие товарищи, болеющие не только за себя, но и за других. Хотя постоян­ ные споры молодых людей порой волнуют весь коллектив, но их го­ товность всегда в любую минуту помочь друг другу, товарищам не­ вольно вызывает восхищение.;. С. НИКИТИНА. (Соб. корр. «Ленинского знамени»). с о в х о з «15 лет О ктября» Л еб ед ян ского района. Комсомольская ударная строй­ ка — так молодые рабочие с гор­ достью называют строительство новой доменной печи на Новоли­ пецком металлургическом заводе. И это действительно так. Ведь две трети рабочих и инженерно- технических работников, строя­ щих домну, — молодежь. Четыре месяца кипит работа на площадке строительства. Ру­ ками молодых дом построителей заложены огромные фундамен­ ты самой доменной печи, возду­ хонагревателей, забетонированы опоры под железобетонные ко­ лонны и частично произведен монтаж этих колонн. Словом, сделано много в соответствии с графиком строительства и соци­ алистическими обязательствами, принятыми строителями в честь XXII съезда КПСС. Как и на всякой ударной мо­ лодежной стройке, здесь создан комсомольский штаб. В брига­ дах, на участках действуют бое­ вые комсомольские контрольные посты. Молодые рабочие смело выявляют и устраняют помехи в работе, вносят ценные предложе­ ния. «Молнии», «тревоги» ком­ сомольского штаба сообщают о славных делах молодых строителей, обличают нерадивых и нерасторопных. Оружием кри­ тики комсомольский штаб воюет против недостатков на строитель­ стве. Но такая односторонняя рабо­ та штаба не удовлетворяет стро­ ителей. Когда сооружение новой домны было объявлено ударной комсомольской стройкой, многие общественные организации Ли­ пецка изъявили желание помо­ гать домностроителям. В город­ ском отделении Общества по рас­ пространению политических и на­ учных знаний, в кабинете полити­ ческого просвещения парткома треста «Липецкстрой», в город­ ском отделе культуры и других организациях принялись за со­ ставление планов проведения раз­ личных мероприятий на стройке. Обещания сыпались к нам в штаб со всех сторон. Прошло немного времени, и те, кто составлял планы, забыли о благих намерениях. В Обществе по распространению политических и научных знаний т. Евдокимов говорил, что каждый месяц для строителей члены Общества бу­ дут читать три лекции. Но за че­ тыре месяца ни одной лекции они здесь не прочитали Заведующая городским отде­ лом культуры т. Житенева дей­ ствовала более решительно. Она совместно с парткомом треста «Липецкстрой» создала школу культуры для молодых домно- строителей. Жаль, что в школе этой так ни одного занятия и не состоялось. Заведующая кабинетом пар­ тийного просвещения парткома треста «Липецкстрой» )■. Песка- рева пришла на днях на домну, чтобы организовать школу агита­ торов. К сожалению, желание помочь домностроителям пока ни­ чем не подкреплено. Ждали мы к себе на стройку работников городского комитета комсомола, думали, что они пер­ выми начнут осуществлять свои мероприятия по массово-полити­ ческой работе среди молодых домностроителей. Но слышали только телефонные звонки секре­ тарей горкома комсомола тт. Са- мородина и Селиванова. В составлении планов меро­ приятий по обслуживанию домно­ строителей не участвовали кол­ лективы областного драматиче­ ского театра и Липецкой област­ ной филармонии. Пользуясь слу­ чаем, мы от имени многочислен­ ного коллектива домностроителей приглашаем товарищей из драм- театра и филармонии к нам в го­ сти. Не надо составлять прост­ ранных планов, приезжайте про­ сто, от чистого сердца! Домно- строители встретят вас хорошо, будут вам глубоко благодарны. Ждем мы и тех, кто составил планы мероприятий, ждем с хо­ рошими лекциями, интересными докладами. А. БЕЛИТЧЕНКО, Н. ЧЕЛЮБЕЕВ, члены комсомольского штаба. Однажды Нина опоздала на ра­ боту. Просто проспала. Юноша встретил ее градом упреков: — Нерадивая ты стала, зазна­ лась. За последнее время к коро­ вам стала хуже относиться... — Неправда это, неправда, — вскипела Нина. — Бывает ведь вся­ кое с человеком. Ну, проспала се­ годня. Да, в конце концов, тебе-то что за дело? Как мне — «что за дело?» — О б щ е с т в е н н ы й с м о т р в н у т р е н н и х р е з е р в о в п РЕПОДАВАНИЮ обществея- болыне СемЪ верст крюку Е с т ь в Задонске консервно-су­ шильный завод. Его коллектив по­ стоянно пошит о возложенной на него высокой ответственности за удовлетворение нужд трудящихся в консервированных овощах. И он не­ мало делает для того, чтобы в тор­ говую сеть поступало больше про­ дуктов овощеводства. Так, в прош­ лом году план по выпуску продук­ ции выполнен на 110 процентов. Значительно снижена себестоимость консервов. Освоено производство десяти новых видов консервов. Одна беда: коллективу не удалось выполнить план по ассортименту продукции. Причем, потребителям недодано много таких консервов, которые пользуются самым большим спросом населения и которые не всегда можно встретить на прилав- кад магазинов. Это кабачковая и баклажанная икра, фаршированный болгарский перец и некоторые дру­ гие виды консервов. Почему так произошло? Работни­ ки завода не могут пожаловаться на недостаток помещений или обору­ дования. Имеющиеся производствен­ ные мощности позволяют выпу­ скать продукции значительно боль­ ше, а если использовать дополни­ тельные внутренние резервы, то можно сказать, что им по плечу лю­ бое задание. Причина срыва плана по ассор­ тименту — в отсутствии прочной сырьевой базы. Многие ценные овощи. прежде всего кабач­ ки. баклажа­ ны. бол г а р- ский пер е ц, в Задаток о м районе почти не выращива­ ются. Их при­ ходится заво­ зить из отда- л е н ных хо- з я й ств. На­ пример. в минувшем году болгар­ ский перец нам поставлял совхоз «Песковатский» из Грязинского рай­ она, а баклажаны — совхоз «При- бытковский». Овощи перевозились за 150 километров. Конечно, в пу­ ти они портились, теряли вкусовые качества. Из-за большого расстоя­ ния не всегда удавалось изыскать транспорт, и совхозы вынуждены были реализовать значительную часть продукции поблизости— в го­ родах Грязи и Липецке. Вот почему план поставки нашему заводу бак­ лажанов совхоз «Прибытивский» выполнил на 50 процентов, а совхоз «Воронецкий», также удаленный от завода, завез только полтора про­ цента запланированной продукции. Совхоз «Краснин-ский» сумел выде­ лить для нашего завода только 5 тонн укропа вместо 20 и ни кило­ грамма— пастернака. Для того, чтобы завод работал на полную мощность, необходимо все основные овощи, подлежащие кон­ сервированию, выращивать побли­ зости от него, в колхозах и совхозах нашего района. Смогут ли они спра­ виться с этой задачей? Обратим­ ся к такому примеру, В прошлом году в совхозе «Задонский» впер­ вые были посеяны петрушка, ук­ роп, посажены болгарский перец и кабачки. Все эти культуры дали хо­ роший урожай, а перец даже вы­ ше, чем в остальных хозяйствах. Благодаря близо­ сти базы перера­ ботки ни о д и н центнер выращен­ ного урожая не пропал. Кроме того, коллектив завода, за­ интересованный в высоких урожаях овощей, оказал большую помощь совхозу в прополке огородов и убор­ ке урбжая. А в совхозе «Песковат­ ский» из-за нехватки рабочих не сумели вовремя убрать болгарский перец, и его прихватил мороз. Сов­ хозы «Воронецкий» и «Прибытков- ский» из-за того, что не было транспорта для перевозки урожая, большую часть кабачков использо­ вал на корм скоту. Управление легкой и пищевой промышленности совнархоза, рас­ пределяя посадку овощей между совхозами, ссылается на то, что за­ донские совхозы, дескать, не имеют опыта выращивания перца, кабач­ ков и других культур, которые вы­ ращиваются в нашей области не­ давно. Но почему по такому же принципу составляется план посад­ ки огурцов и помидоров? Разве за- донцы новички в этом деле? Поми­ доры и огурцы они выращивают с давних п о р . Руководители завода и совхозов не раз поднимали вопрос об укреп­ лении сырьевой базы завода. Но в управлении совнархоза воздвигнута такая стена равнодушия, что «про­ таранить» ее пока не удалось. П. ЕЛЬЧАНИНОВ, агроном Задонского консервно­ сушильного завода □ 0 0 < Х > 0 0 < Х > < > 0 0 < Х Х > < > < > < Х > < > □ По м ат ериалам „Ленинского зн ам е н и “ , , С а х а р н у ю с в е к л у н а д о с п а с т н (< В корреспонденции под таким з а ­ головком , опубликованной в наш ей газете в номере 30 за 4 ф евр ал я, со­ общ алось, что на И зм алковском приемном пункте скопилось много сахарн ой свеклы, которая леж и т под снегом и теряет свои качества. Зам ести тел ь п редсед ателя Л и п ец ­ кого совн архоза т. Н овиков сообщ ил редакции о приняты х м ерах по сп а­ сению сахарной свеклы. Д л я вы воз­ ки корней на Хмелинецкий сахарны й заво д вы делено 150 грузовы х авто ­ маш ин. Б ольш ая часть сахарной свеклы уж е вы везена. В ближ айш ее врем я заверш и тся транспортировка всего сы рья. числе истории, сейчас уде­ ляется большое внимание. И это не случайно. Школьным курсам исто­ рии принадлежит ведущее место в формировании марксистско-ленин­ ского мировоззрения и коммунисти­ ческих убеждений учащейся моло­ дежи. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «0 некоторых изме­ нениях в преподавании истории в школах» ведется работа по пе­ рестройке и улучше­ нию предал а в а н и я школьных курсов ИСТОРИИ. т Учителя истории стали уделять внимания совершенствова­ нию методов обучения. Многие из них умело используют активные Формы преподавания, развивающие самодеятельность и внимание уча­ щихся, их умение анализировать и делать выводы. В зависимости от изучаемой темы формы и методы преподавания раз­ нообразятся. Изложение материала в большинстве своем ведется в до­ ступной форме, выразительным и эмоциональным языком, с привле­ чением художественной и докумен­ тальной литературы, репродукций с картин. Именно таким творческим подхо­ дом к преподаванию отмечается, на­ пример, работа учителя истории Уеманской средней школы № 2 Бо­ риса Ивановича Борзунова. Его уроки характеризуются не только высоким методическим мастерством, своей эффективностью, но и глубо­ ким идейным содержанием, насы­ щенностью материала. В них чувст­ вуется кропотливая и тщательная подготовка учителя к занятиям. Бо­ рис Иванович систематически ведет большую краеведческую работу, пе­ реписывается со многими музеями страны, постоянно повышает свой теоретический уровень. Высоким мастерством отличается также работа учителей истории Дан­ овской средней школы № 2 Алек­ сандра Васильевича Генералова, Ли­ пецкой средней школы № 6 Тихона Митрофановича Левьгкина, Елецкой средней школы ^N5 12 Анны Михай­ ловны Богачевой и целого ряда дру­ гих. За последнее время улучшился состав учителей-историков. Боль­ шинство из них имеет высшее об­ разование или учится заочно в пе­ дагогических вузах. Вместе с тем в преподавании истории имеются и недостатки. Де­ ло в том, что далеко не все учителя- историки хорошо представляют себе содержание и направление пе­ рестройки преподавания этого пред­ мета. Если методы преподавания, мастерство учителей совершенству­ ются, то идейно-политическая на­ правленность и научно-теоретиче­ ский уровень многих уроков исто- Э того человека видят по вече­ рам с красной повязкой д р у ж и н ­ ника. С лесарь ж елезн одорож н ого цеха заво д а «С вободны й сокол» В асилий Бессонов р аб о тает в бри гаде комм униста И. С. Д о л ­ гих, к оторая борется за вы сокое звание коллектива ком м унисти­ ческого труда. К ом сомолец Б ес­ сонов -г- хорош ий прои зводствен­ ник и активны й общ ественник. Ф ото А. Веберга. Уроки и с т о рии в школ е рии еще не отвечают тем требо­ ваниям, которые предъявляются в настоящее время к преподаванию общественных наук. Ведь важно не только дать школьникам определен­ ную сумму знаний, но и добиться превращения этих знаний в убежде­ ния. Необходимо, чтобы учащиеся познали и усвоили закономерность исторического события. К сожалению, еще многие учите­ ля. даже те, которые проводят уро­ ки истории на высоком методиче еком уровне, зачастую излагают ма­ териал в отрыве от закономерностей развития общества, освещают исто­ рические события изолированно от общего исторического процесса, без глубокого анализа соответствующей исторической эпохи, увлекаются фактологией. Уроки истории совершенно недо­ статочно используются для атеисти­ ческого воспитания учащихся. Об этом наглядно свидетельствует хотя бы следующий факт, Темы «Мифы древней Греции» в 5-х классах и «Чехия в XIII—XIV веках» — в 7 классах многими учителями не бы­ ли использованы в должной мере для атеистического воспитания уча­ щихся. Ими не было указано на земное происхождение мифов, не проведена беседа атеистического ха­ рактера. В 7-х классах, рассказывая учащимся о расправе католической деркви над Яном Гусом, учителя не­ редко забывали подчеркнуть реак­ ционную сущность религии на всех этапах развития человеческого об­ щества, показать и разоблачить цер­ ковь как служанку эксплуататор­ ского класса. Здесь не только мож­ но, нс и необходимо было связать тему с современностью. При подготовке к урокам некото­ рые учителя не продумывают тща­ тельно вопросы связи изучаемого материала с современностью. Поэто­ му у одних эта связь нередко вооб­ ще отсутствует, у других — прово­ дится неудачно, искусственно. Какая связь, например, может быть между героической обороной Севастополя (1854— 55 гг.) в Крымской войне (9 класс) и борьбой народов Алжира и Конго за свою независимость? Ни­ какой. И тем не менее некоторые учителя умудрялись ее провести. Во многих школах области слабо истории. Исторические кружки в большинстве своем не созданы, а если и созданы, то работают плохо. Сбор краеведческого материала ве­ дется недостаточно. Некоторые учи­ теля сами располагают скудными сведениями по истории нашего края. Этим и объясняется, что на уроках истории чрезвычайно плохо исполь­ зуется краеведческий материал. В этом деле большую помощь могли бы оказать Липецкий и Елецкий педин­ ституты, подготовив и издав для учителей истории пособие по крае­ ведению. Школьные курсы истории еще очень слабо используются для пси­ хологической подготовки учащихся к непосредственному участию в про­ изводительном труде и обществен­ ной жизни. Многие учителя не за­ думываются над тем, как и на каком конкретном историческом материале необходимо раскрывать огромную созидательную силу труда, положе­ ние людей труда в нашей стране, строящей коммунизм. В 10— 11 классах, где изучается новейшая история и современный период истории СССР, нередко на­ блюдается нарушение последова­ тельности в изучении материала. Как ни странно, но некоторая часть преподавателей не всегда учитывает происшедших качественных измене­ ний современной эпохи. Видимо, учителя истории не работают систе­ матически над материалами XX и XXI съездов КПСС, Совещаний ком­ мунистических и рабочих партий. Эти материалы слабо используются ими в процессе преподавания пред­ мета. Все эти недостатки в преподава­ нии и с т о р и и мешают успешному формированию марксистско-ленин­ ского мировоззрения учащихся, пра­ вильному пониманию ими истори-1 ческих процессов и событий, снижа­ ют качество их знаний. Одна из причин недостатков в преподавании истории заключается в том. что некоторые учителя исто­ рии плохо занимаются само образованием, слабо повышают свой научно-теоретический уровень. Они ограничиваются чтением лишь спе­ циальной методической литературы, не выписывают и не читают теоре­ тических журналов «Коммунист» рия», «Вопросы история», а также книг и брошюр по теоретическим вопросам и проблемам истории. Это обязывает горкомы и райко­ мы партии улучшить работу по по­ вышению научно - теоретического уровня учителей истории, внима­ тельнее относиться к преподаванию этой дисциплины в школе. Облоно. городские и районные от­ делы' народного образования, инсти­ тут усовершенствования учителей должны при обследовании школ уде­ лять внимание не только вопросам перестройки и совершенствования методов преподавания, но и идейно­ му ^ содержанию уроков истории. Идейная направленность и научно- теоретический уровень преподавания должны быть главными критериями оценки работы учителей-историков, Необходимо улучшить работу семи­ наров и курсов по повышению ква­ лификации учителей, методических секций и объединений. В планах их работы, наряду с вопросами методи­ ческого характера, следует пре­ дусматривать обсуждение теоре­ тических во про с о в и проблем, раз­ работку рекомендаций по их исполь­ зованию в процессе преподавания курсов истории. Необходимо также работать над совершенствованием форм и методов обучения, над повышением каждым учителем своего мастерства. Нельзя мириться с тем, что некоторая часть учителей проводит уроки на низком методическом уровне, работает без творческого подъема. Чтобы преодолеть недостатки в преподавании истории в школах, надо не только повысить требова­ тельность к педагогам и усилить контроль за их работой, но и помочь им в повышении их научно-теоре­ тического уровня. В. ЩЕГЛОВ, инструктор отдела школ и вузов обкома КПСС. - !В ч е р а ш н я я п о ч т а ! !Л * * р е д а к ц и и 4/. поставлена внеклассная работа по I «История КПСС», «Новейшая исто • Вчера в редакцию поступило ! | 76 писем и 18 ответов на письма,| , посланные в организации для { ^ принятия мер. ---------------------------------- .— 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz