Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

26 февраля 1961 г., № 49 (2029) Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ 3 * ------------------ — ------------------- — ------------------------------ К и т о г ам о б л а с т н о г о с е ми н а р а мо л о дых п и с а т е л е й ДОБРОГО ПУТИ В БОЛЬШУЮ ЛИТЕРАТУРУ ! ☆ ГЛАВНОЕ—ПОСЛЕ СЕМИНАРА руководители секций Говорят Р а б о ч а я л а б о р а т о р и я м о л о ды х Семинар по литературе, который мы проводили — это рабочая лабо­ ратория для молодых писателей. Очень отрадно было видеть, как люди, собравшиеся из разных кон­ цов Липецкой области — токари, ко­ чегарь!, колхозные агрономы, инже- неры, учителя, газетчики — с огром­ ным подъемом проводили секцион­ ные занятия. Они готовы были бук­ вально с утра и д о ночи сидеть в аудитории, отдаваясь любимому д е ­ лу. Разбор рукописей проводился го­ рячо и показал основательную под­ готовку собравшихся. Можно надеяться, что работа вновь созданного литобъединения будет весьма плодотворной, и наши молодые писатели порадуют липчан отличными произведениями, в кото­ рых скажется крепнущее мастер­ ство. В. АВДЕЕВ. О т т а ч и в а т ь п о э т и ч е с к о е о р у ж и е В Липецке, в городе металлургов, хорошо знают, сколько выбрасывает­ ся шлака, чтобы получить сталь. Поэтому здесь особенно понятны строки Маяковского о труде поэта, который изводит «единого слова ради тысячи тонн словесной руды». В течение четырех дней в секции поэтов мы учились отделять стихо­ творный шлак от настоящей поэзии, вели разговор по большому счету о «месте поэта в рабочем строю». Обычно о творческих возможно­ стях автора судят по лучшему, по избранному, если можно так выра­ зиться в применении к тем, кто сто­ ит в самом начале литературного пути. «Песня радости» В. Зорине — Ю . ЧЕРНОВ. ДРУЖЕСКИЕ ШАРЖИ I ПАРОДИЙ Застенчивость «Похвалы я стесняюсь, Робею, краснею, Слова, как ни стараюсь. Сказать не сумек». Вл. ЗОРИН. Написал я стихи И робею, краснею, Что они неплохи Я сказать не сумею. И, пожалуй, друзья Мне помочь не сумеют: Прочитают стихи И, как я, покраснеют, В а р е в о «Я такого не кушивал отроду (Как-никак, ведь сколько-то жил)— В нем смешались ячменные отруб» С непромолотой горстью ржи». («Хлеб»). Ст. СЕРИКОВ. Ты такого не пробовал отроду: — На, читатель, ешь, не дрожи! Я смешал ячменные отруби С непромолотой горстью ржи, Я разбавил это водицей, Вылил патоки весь запас. Сам попробовал: — Что ж, годится! Для издательства в самый раз! страстный гимн жизни, очень темпе­ раментное стихотворение. Зорину вообще присущи в стихах поиски, бывают и срывы, но он уверенно преодолевает их. Ст. Сериков на­ писал хорошие, насыщенные обра­ зами стихи «Хлеб» и «Дорога», Ему надо отказываться от риторики, очи­ щать стихи от словесной шелухи, а он умеет это делать. Интересно за­ думана Сериковым поэма о Вален­ тине Скороходове, герое-комсо- мольце, убитом кулаками. Работу над поэмой надо продолжить, ре­ шительно избавляя ее от длиннот, более рельефно выписать характе­ ры героев, прежде всего самого Скароходова. Способными поэтами зарекомен­ довали себя А. Васильев и А. Бе­ ляев. Стихи Васильева «Красота», «Свадьба» и «Маляр» говорят о его умении остро подмечать то новое, что волнует советских людей. Про­ изведения Беляева — стихи и поэма «Крылья» — привлекают образным видением мира, хотя не лишены поэтических красивостей. В поисках подлинной красоты поэту следует опасаться ложного украшательства. Романтика труда героев семилет­ ки, поэзия родного края — природа среднерусской полосы живут в сти­ хах Б. Шальнева, С. Панюшкина, С. Мекшен, Б. Цветаева, Л. Соловь­ ева, И. Завражина, М. Глазкова, Н. Бадулина, Л. Каменевой, В. Мед­ ведева, Ю. Москалева, Е. Викулина, М. Секирина, А. Ласкина, Д. Акинь­ шина. Особенно радостны успехи Нико­ лая Емельянова, упорно работающе­ го в трудном жанре сатиры. Бес­ спорные способности пародиста проявил Б. Шальнев, Сборник «Запев», в котором уча­ ствуют 24 поэта, живущих на липец­ кой земле,— серьезная творческая заявка. Первый успех должен быть закреплен. Назрела необходимость издать произведения наиболее спо­ собных молодых поэтов в книжках- малышках, подготовить новый кол­ лективный сборник, скажем, одного лучшего стихотворения. Это будет подготовкой ко Дню поэзии в Ли­ пецке, который ориентировочно ре­ шено провести во второй половине лета — с участием ведущих поэтов страны. Семинар показал, что в городе металлургов и в области живут одаренные поэты. Встречи в Доме культуры Новолипецкого завода, в театре, на предприятиях показали, что у нас есть взыскательные и благодарные читатели. Ради них, творцов нового коммунистического общества, стоит трудиться упорно, неутомимо, изо дня в день оттачи­ вая свое поэтическое оружЯе. А. НИКОЛАЕВ. Ю. ЧЕРНОВ. Х о р о ш е е н а ч а л о Сборник рассказов молодых ли­ пецких прозаиков*) — это и первая встреча с читателями и первая встреча авторов друг с другом. Ав­ торы сборника живут в Липецке и в Ельце. Большинство работает в печати. Одни (например, А. Василь­ ев, бывший участковый механик МТС) хорошо знают сельское хо­ зяйство. М. Глазков, Н. Ефремов, В. Черепов начинали свой трудовой путь на промышленных предприя­ тиях. Многие прошли жизненную школу в рядах Советской Армии. Есть среди авторов члены Союза писателей: В. Авдеев и И. Гераси­ мов; люди с высшим образованием: Н. Алексеев, А. Волнин, Н. Ефремов, О. Кравцова, В. Недушкин. Осталь­ ные учатся заочно. Все они пред­ ставители интеллигенции, выросшей при Советской власти. Лицо сборника определяется тем, что авторы его знают жизнь и тру­ довых людей. Большийство еще пробует силы, ищет своего пути в литературе. Несмотря на то, что рассказы на­ писаны в разное время, разными людьми, в них есть внутреннее единство. Авторы пишут о новом в мироощущении советских людей, об отмирании собственнических ин­ стинктов, о борьбе с ними п ер едо­ вых сил нашего общества. Герои почти всех рассказов моло- *) «Первая встреча» — сборник рассказов, Липецкое книжное изда­ тельство, 1961 г. ☆ Большой и н т е р е с участников семинара вызвала повесть «Нас потревожил рассвет» молодого прозаика из Ельца студента-заоч- ника литературного института имени А. М. Горького Василия Че­ репова. На снимке; участни­ ки семинара беседуют с В. Череповым (сле­ ва). Фото’Ю. Ардашева, ды. В. Авдеев по­ свящает свой рас­ сказ «Го л у б и » совсем малень­ ким — ребятиш­ кам я голубятни­ кам. Они, едва познав окружаю­ щее, включаются в борьбу за мир. Написанный све­ жо, с большой любовью к героям, наполненный множеством живых, ярких деталей, рассказ В. Авдеева дает светлую окраску сборнику. В нескольких рассказах развивает­ ся мысль, что в характере советско­ го человека ярко проявляется но­ вое отношение к собственности. Ге­ рой рассказа «Поправка» Г. Каза­ кова Виктор Всадников, обнаружив, что его сменщик плохо вспахал зябь, перепахивает участок заново, не задумываясь о том, что это ему не выгодно. Марина, дочь старого егеря Ано- хи, героиня рассказа В. Черепова, обнаруживает, что ее любимый, Яшка, за которого она готова была выйти замуж, занимается браконьер­ ством, и она конвоирует его, держа на изготовке отцовское ружье, пре­ одолевая отчаяние и женскую сла­ бость. Молодой шофер из рассказа «В дальнем рейсе» Э. Дороф еева бес­ платно подвозит женщину с боль­ ным ребенком, немало удивив этим своего напарника Федотыча, для которого самое основное в жизни корысть и нажива. Сурово осуждает Ольга Кравцова (рассказ «Пережитое») бывшего офицера Советской Армии Василия Петровича Королькова, который из- за своего скопидомства теряет лю­ бимую женщину. С горечью пишет И. Герасимов в рассказе «Песчинка», что и среди молодых людей встречаются «пес­ чинки», подобные сельской учитель­ нице Леле, которая проходит мимо большого глубокого чувства масте­ ра на все руки Кости Зымбы, чело­ века, не сумевшего комфортабель­ но обставить свою жизнь, и предпо­ читает ему хорошо обеспеченного Лебедева, не задумываясь над сво­ ими чувствами. Авторы не только этих рассказов, но и всего сборника выступают по­ борниками за воспитание нового че­ ловека, за искоренение тех отри­ цательных черт, которые достались ему в наследство от капиталистиче­ ского мира. Но не все и не всегда бывают д о­ статочно последовательными. Тепло пишет А. Волнин о пробуждении первого чувства у рабочего парень­ ка Пети к своей напарнице Даше, с которой они работали ночами в д е ­ по, восстанавливая покалеченные на войне паровозы. Однако он совсем не вникает в то, что чувствует Да­ ша, не мотивирует, почему она вы­ шла замуж за Ф едора. И образ са­ мого Федора очень расплывчат. Слабость психологических мотиви­ ровок присуща и упомянутым выше рассказам сборника. Авторы отдельных рассказов, стремясь к краткости, многое не д о ­ говаривают. Небольшие зарисовки В. Недушкина свидетельствуют, что это способный прозаик. Он сумел на одной страничке («Остановка») показать, что кондукторше Вале очень дорог паренек, который каж­ д о е утро в определенное время са­ дится в ее вагон. Но как происхо­ дит перелом в психологии “Бориса, который переселяясь в новый дом («Новый дом») тащит с собой раз- окончание на 4-й стр.). В начале февраля в Липецке проходил первый областной семинар моло­ дых писателей, организованный правлением Союза писателей РСФСР, обкомом комсомола, областным книжным издательством и литературным объединением при редакции газеты «Ленинское знамя». Участники семинара в секциях прозы и поэзии обсуждали работы своих товарищей, выступали на предприятиях и в культурно-просветительных учреждениях города. Былд создано областное ли­ тературное объединение при книжном издательстве. Сегодня мы предоставляем слово руководителям и участникам 'семинара. На этой странице вы прочтете выступления лауреата Сталинской премии В. Ав­ деева, критика Г. Колесниковой, поэтов Ю. Чернова и А. Николаева о творче­ стве липецких поэтов и прозаиков, познакомитесь с работами, написанными участниками семинара по просьбе редакции. Со стихами выступают учител|ь из с. Голиково Елецкого района Н. Соломахин, работник Липецкого станкостро­ ительного завода С. Панюшкин, работники районной и многотиражной печати М. Глазков, А. Мосьянов, Ст. Сериков и другие. Дружеские шаржи и пародии подготовили в ходе работы семинара худож­ ник И. Степанов и поэт Ю. Чернов. е р г е и П а н ю ш к и н к р а ю м о е м Грибами перезрелыми Пропахли здесь леса. Повсюду краны стрелами Уходят в небеса. В краю моем разбуженном Строительство идет — Цехов стальное кружево Над Липецком встает. Встают здесь домны новые. Растет, растет завод. Красавицы бедовые Здесь водят хоровод. Где молодежь задорная — Ударные дела. Бежит дорога торная На Грязи, как стрела. Снег кружит под колесами — Спешат грузовики. Как паруса над плесами, Плывут, плывут дымки. Где снегири и зяблики Резвились по утрам, А л е к с а н д р Л а с к и н Н а трассе к утренней з н е з д е Радости — нет предела, Гордость рвется потоком, Ракета к Венере взлетела И мчится звездой далекой. Прохладно. А я, согретый Сказочной вестью, шагаю. Там, на борту ракеты, Твой вымпел, страна дорогая! Распахнуты в космос двери... Радость на наших лицах. Ракета к туманной Венере По трассе расчетной мчится. Простые люди планеты Вместе со мной ликуют. Еще бы! Страна Советов Одержала победу такую! г. Липецк. Евгений Викулин С т о л б ы Поднятые, словно по тревоге, Как солдаты, сохраняя ряд, Вдаль столбы шагают по дороге И привала делать не хотят. Им любая не страшна преграда,— Крепко спаян их железный строй. Ведь они идут из Сталинграда По маршруту, данному Москвой! г. Чаплыгйн. А л е к с е й М о с ь я н о в М о е й у ч ш т е л в я и ц е Декабрь ли над поселком завывает, Спешит ли май в родимые края, Я вас всегда с любовью вспоминаю, Мой лучший друг, вторая мать моя. Трехрядья парт начальной нашей школы, Квадраты стен с портретами вождей, Глаза, улыбку, образ ваш и голос — Все помню я до самых мелочей. Мне кажется вчера все это было, Но зреет полдень в тайниках души. Промчалось детство, юность отбурлила — Мы повзрослели. Время, не спеши! В жизнь уходя широкою дорогой, Листая будни мирного труда. Мне лишь теперь понятно то, как много Хорошего вы дали нам тогда. Любовь к труду, любовь к Отчизне, к людям, Все то, что вы привить стремились нам, В сердцах хранить мы, как святыню, будем, По жизни пронесем, не запятнав. Троекуровский район. ☆ Встает там аглофабрика — Горячих дел сестра. Цеха — дворцы хрустальные Из стали и стекла Покрыты горностаями — Зима пришла. Высотн ики-мон тажники, Ракетчикам под стать, Посмотришь — могут даже Звезду рукой достать. Идет к нам Лебединская Железная руда, А силу исполинскую Нам Волга шлет сюда. Как песня здесь рождается Магнитки младший брат. Растет й поднимается Красавец комбинат. Горячей звонкой песнею Кипит в печах руда. Нет музыки чудеснее, Чем музыка труда! г. Липецк. В. З о р и н , И. О с т а н к о в Ф е л ь е т о н С л о в о л е й Жил да был Степан Степанов, Председатель — словолей. Он о планах и сверхпланах Пел, как курский соловей. Получил он с птицефермы Пятьдесят одно яйцо. Подсчитал свои резервы — Путь к успеху налицо. — «Мы из каждого яйца Высидим по три птенца». Убедительно и рьяно Он с трибуны говорил, Обязательством Степанов Покорил всех, убедил. И пошло на птицеферме Дело прямо на ура. Сам Степан в куриных перьях Пропадает там с утра. — «Как яички?» — «Что ж, яички! Дело движется вперед! Видишь, сам занялся, лично. Спать работа не дает. Есть, конечно, и огрехи, Но успехам, как не быть!» И решил Степан успехи, Как положено, обмыть. При обмывке без закуски Не обходится Степан. И яичек от несушки Положил себе в карман. Что от этого убудет? Сорок там иль пятьдесят... Не поверят что ли люди? Близко к плану—жди наград. Пил он долго, склянка в склянку, Д о последних до зарниц, И ушло на эту пьянку Десять плановых яиц. На хоря он их списал, Хорь тем временем не спал И, узнав об этом, тихо Шесть яиц унес к хорихе. Семь разбилось, три протухло... Папка актов быстро вспухла. Год прошел, и, наконец, Наш Степан на сцену влез. Говорить про план—куда там! — «Тут повинен инкубатор, Он цыплят живьем спалил»,— Председатель слезы лил. — «Ну, а я за семилетку Пот мешками проливал...» Тут на сцену—прыг наседка И устроила скандал. — «Ну, дела! Конец карьере!» Словолей заметно сник. Врать умел Степан без меры, Прикусил теперь язык. На литературных вечерах уча­ стники семинара устраивали книжные базары, на которых мо­ лодые поэты и прозаики проца» вали свои сборники «Запев» и «Первая встреча». Желающих по» лучить книгу с автографами ав» торов было много. На снимке: книжный базар в Доме культуры новойиледких ме­ таллургов. Фото Ю. Ардашева, | ■■■•■аев■««■■««г * Ю . ЧЕРНОВ, ДРУЖЕСКИ “ ГА ШАРМ 01 0 Я р а н г а в Л и п е ц к е в ■ I 5 Переехав в Липецк, Лидия Со- ■ловьева из месяца в месяц, из го- ■да в год продолжает перелагать ■сказки народов Севера. С т а н и с л а в С е р и к о в Ч е л о Он когда-то изобрел мотыгу, Наковальню и кузнечный мех, Он придумал азбуку и книгу, Сеять хлеб придумал человек. Он мосты стальные перебросил Через русла сотен тысяч рек, Жизнь свою поставил на колеса, Изобрел машины человек. Корабли пустил по океанам, Прорубил дороги между скал, в е к Радиоактивному урану Мирную работу подыскал. Он украсил мудростью планету И к другим мирам берет разбег— Он мечтает сам войти в ракету И до звезд добраться, человек. Он всегда идет на подвиг смелый, Чтобы солнцу не бывать во мгле. Человек! Большое это дело — Человеком зваться на Земле. М и х а и л П о л у к а р о в Когда, рабочий ставит дом ... Когда рабочий ставит дом — Цель у него высокая: Чтоб больше солнца билось в нем За голубыми окнами, Чтоб струны тонкие лучей И’ '"■'•^ебоа и золота Будили по утрам детей, Играли с ними молодо. Не омрачит деревьев тень Гул стройки не стихающий, Он с мастерком вступает $ день, Как с боевым товарищем! Село Донское. М и х а и л Г л а з к о в П о л я же а . X I ы ч Посвящается старейшему куз­ нецу с о в х о з а « К л ю ч ж и з н и » Елецкого района В. П, Курепину. Есть у меня в селе Кузнец знакомый. На девяностом от роду году Он по утрам Чуть свет спешит из дому, Раскуривая трубку на ходу. Затеплится в горне Огонь от спички, Под властною рукой вздохнут меха. И снова Поликаныч по привычке Кует, вострит стальные лемеха. И хоть усы повыбелила старость, Глаза не те, что в девятнадцать лет, По части реставрации бестарок Не сыщешь лучше мастера в селе. Да разве усидишь без дела дома, Когда кругом такой солнцеворот! И молот Поликаныча весомо Из кузни громкий голос подает. Ему само начальство не однажды Про отдых намекало, Но в ответ: — Пенсионером стать сумеет каждый, Вот кузнецом побыть бы до ста лет! г. Елец. Я в Липецке в тесной яранге живу, Я в гости к себе эскимосов зову. Моржовое мясо упрямо жую И лютому Северу славу пою. Я зайца зову, как и прежде,— лахтак, Чудовище я называю — кэле. Я людям куда непонятней вот так, И легче шагается мне по земле. Я сказки слагаю, гоню свою лень, Мне дар этот Севером дан. Все знают: быстра я, как резвый олень, Мудра, как согбенный шаман. Бушуют грозы «Гроза ушла. Оставив запах мяты...» («Песня») «Сорвался ливень с высоты...» («Гроза»). «С холма. Где в гремучие грозы ! Кустарник вставал на дыбы...» («Дубы»). Адольф БЕЛЯЕВ. Н и к о л а и о л о м а х и н Б а с н я Е р ш Ерш — рыба хоть не велика, Зато колка. И любит очень там водиться, Где мутная водица. А вот Сазан Послал Ерша Заведовать пресветлым водоемом. И хоть природа хороша, И рыбы трудятся с подъемом— Ершу не нравится житье: Все видно тут, Как на ладони... И Ерш принялся за свое— Мутить усердно стал подонье Взмутил. И в мутной той воде Для темных дел нашел приволье: Гою обманет он в еде, Того «прижмет», Того наколет..л Но обо всем узнал Сазан И, посоветовавшись с Замом, Ерша, серьезно наказав, В другой реке назначил Завом. Ерш ил с водой и здесь смешал, Хамил... Но с рук пока что сходит..; Недавно слух прошел: Ерша В восьмое место переводят. лецкий район, с. Голиково. Какая погода сырая — Просвета, читатель, не жди. Бушует гроза, полыхая, И льют бесконечно дожди. В дубраве от молний тревожно, И негде укрыться в степи. ...Но все же читать его можно. Читатель, ты зонтик купи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz