Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)
26 февраля 1961 г., № 49 (2029) Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ 3 * ------------------ — ------------------- — ------------------------------ К и т о г ам о б л а с т н о г о с е ми н а р а мо л о дых п и с а т е л е й ДОБРОГО ПУТИ В БОЛЬШУЮ ЛИТЕРАТУРУ ! ☆ ГЛАВНОЕ—ПОСЛЕ СЕМИНАРА руководители секций Говорят Р а б о ч а я л а б о р а т о р и я м о л о ды х Семинар по литературе, который мы проводили — это рабочая лабо ратория для молодых писателей. Очень отрадно было видеть, как люди, собравшиеся из разных кон цов Липецкой области — токари, ко чегарь!, колхозные агрономы, инже- неры, учителя, газетчики — с огром ным подъемом проводили секцион ные занятия. Они готовы были бук вально с утра и д о ночи сидеть в аудитории, отдаваясь любимому д е лу. Разбор рукописей проводился го рячо и показал основательную под готовку собравшихся. Можно надеяться, что работа вновь созданного литобъединения будет весьма плодотворной, и наши молодые писатели порадуют липчан отличными произведениями, в кото рых скажется крепнущее мастер ство. В. АВДЕЕВ. О т т а ч и в а т ь п о э т и ч е с к о е о р у ж и е В Липецке, в городе металлургов, хорошо знают, сколько выбрасывает ся шлака, чтобы получить сталь. Поэтому здесь особенно понятны строки Маяковского о труде поэта, который изводит «единого слова ради тысячи тонн словесной руды». В течение четырех дней в секции поэтов мы учились отделять стихо творный шлак от настоящей поэзии, вели разговор по большому счету о «месте поэта в рабочем строю». Обычно о творческих возможно стях автора судят по лучшему, по избранному, если можно так выра зиться в применении к тем, кто сто ит в самом начале литературного пути. «Песня радости» В. Зорине — Ю . ЧЕРНОВ. ДРУЖЕСКИЕ ШАРЖИ I ПАРОДИЙ Застенчивость «Похвалы я стесняюсь, Робею, краснею, Слова, как ни стараюсь. Сказать не сумек». Вл. ЗОРИН. Написал я стихи И робею, краснею, Что они неплохи Я сказать не сумею. И, пожалуй, друзья Мне помочь не сумеют: Прочитают стихи И, как я, покраснеют, В а р е в о «Я такого не кушивал отроду (Как-никак, ведь сколько-то жил)— В нем смешались ячменные отруб» С непромолотой горстью ржи». («Хлеб»). Ст. СЕРИКОВ. Ты такого не пробовал отроду: — На, читатель, ешь, не дрожи! Я смешал ячменные отруби С непромолотой горстью ржи, Я разбавил это водицей, Вылил патоки весь запас. Сам попробовал: — Что ж, годится! Для издательства в самый раз! страстный гимн жизни, очень темпе раментное стихотворение. Зорину вообще присущи в стихах поиски, бывают и срывы, но он уверенно преодолевает их. Ст. Сериков на писал хорошие, насыщенные обра зами стихи «Хлеб» и «Дорога», Ему надо отказываться от риторики, очи щать стихи от словесной шелухи, а он умеет это делать. Интересно за думана Сериковым поэма о Вален тине Скороходове, герое-комсо- мольце, убитом кулаками. Работу над поэмой надо продолжить, ре шительно избавляя ее от длиннот, более рельефно выписать характе ры героев, прежде всего самого Скароходова. Способными поэтами зарекомен довали себя А. Васильев и А. Бе ляев. Стихи Васильева «Красота», «Свадьба» и «Маляр» говорят о его умении остро подмечать то новое, что волнует советских людей. Про изведения Беляева — стихи и поэма «Крылья» — привлекают образным видением мира, хотя не лишены поэтических красивостей. В поисках подлинной красоты поэту следует опасаться ложного украшательства. Романтика труда героев семилет ки, поэзия родного края — природа среднерусской полосы живут в сти хах Б. Шальнева, С. Панюшкина, С. Мекшен, Б. Цветаева, Л. Соловь ева, И. Завражина, М. Глазкова, Н. Бадулина, Л. Каменевой, В. Мед ведева, Ю. Москалева, Е. Викулина, М. Секирина, А. Ласкина, Д. Акинь шина. Особенно радостны успехи Нико лая Емельянова, упорно работающе го в трудном жанре сатиры. Бес спорные способности пародиста проявил Б. Шальнев, Сборник «Запев», в котором уча ствуют 24 поэта, живущих на липец кой земле,— серьезная творческая заявка. Первый успех должен быть закреплен. Назрела необходимость издать произведения наиболее спо собных молодых поэтов в книжках- малышках, подготовить новый кол лективный сборник, скажем, одного лучшего стихотворения. Это будет подготовкой ко Дню поэзии в Ли пецке, который ориентировочно ре шено провести во второй половине лета — с участием ведущих поэтов страны. Семинар показал, что в городе металлургов и в области живут одаренные поэты. Встречи в Доме культуры Новолипецкого завода, в театре, на предприятиях показали, что у нас есть взыскательные и благодарные читатели. Ради них, творцов нового коммунистического общества, стоит трудиться упорно, неутомимо, изо дня в день оттачи вая свое поэтическое оружЯе. А. НИКОЛАЕВ. Ю. ЧЕРНОВ. Х о р о ш е е н а ч а л о Сборник рассказов молодых ли пецких прозаиков*) — это и первая встреча с читателями и первая встреча авторов друг с другом. Ав торы сборника живут в Липецке и в Ельце. Большинство работает в печати. Одни (например, А. Василь ев, бывший участковый механик МТС) хорошо знают сельское хо зяйство. М. Глазков, Н. Ефремов, В. Черепов начинали свой трудовой путь на промышленных предприя тиях. Многие прошли жизненную школу в рядах Советской Армии. Есть среди авторов члены Союза писателей: В. Авдеев и И. Гераси мов; люди с высшим образованием: Н. Алексеев, А. Волнин, Н. Ефремов, О. Кравцова, В. Недушкин. Осталь ные учатся заочно. Все они пред ставители интеллигенции, выросшей при Советской власти. Лицо сборника определяется тем, что авторы его знают жизнь и тру довых людей. Большийство еще пробует силы, ищет своего пути в литературе. Несмотря на то, что рассказы на писаны в разное время, разными людьми, в них есть внутреннее единство. Авторы пишут о новом в мироощущении советских людей, об отмирании собственнических ин стинктов, о борьбе с ними п ер едо вых сил нашего общества. Герои почти всех рассказов моло- *) «Первая встреча» — сборник рассказов, Липецкое книжное изда тельство, 1961 г. ☆ Большой и н т е р е с участников семинара вызвала повесть «Нас потревожил рассвет» молодого прозаика из Ельца студента-заоч- ника литературного института имени А. М. Горького Василия Че репова. На снимке; участни ки семинара беседуют с В. Череповым (сле ва). Фото’Ю. Ардашева, ды. В. Авдеев по свящает свой рас сказ «Го л у б и » совсем малень ким — ребятиш кам я голубятни кам. Они, едва познав окружаю щее, включаются в борьбу за мир. Написанный све жо, с большой любовью к героям, наполненный множеством живых, ярких деталей, рассказ В. Авдеева дает светлую окраску сборнику. В нескольких рассказах развивает ся мысль, что в характере советско го человека ярко проявляется но вое отношение к собственности. Ге рой рассказа «Поправка» Г. Каза кова Виктор Всадников, обнаружив, что его сменщик плохо вспахал зябь, перепахивает участок заново, не задумываясь о том, что это ему не выгодно. Марина, дочь старого егеря Ано- хи, героиня рассказа В. Черепова, обнаруживает, что ее любимый, Яшка, за которого она готова была выйти замуж, занимается браконьер ством, и она конвоирует его, держа на изготовке отцовское ружье, пре одолевая отчаяние и женскую сла бость. Молодой шофер из рассказа «В дальнем рейсе» Э. Дороф еева бес платно подвозит женщину с боль ным ребенком, немало удивив этим своего напарника Федотыча, для которого самое основное в жизни корысть и нажива. Сурово осуждает Ольга Кравцова (рассказ «Пережитое») бывшего офицера Советской Армии Василия Петровича Королькова, который из- за своего скопидомства теряет лю бимую женщину. С горечью пишет И. Герасимов в рассказе «Песчинка», что и среди молодых людей встречаются «пес чинки», подобные сельской учитель нице Леле, которая проходит мимо большого глубокого чувства масте ра на все руки Кости Зымбы, чело века, не сумевшего комфортабель но обставить свою жизнь, и предпо читает ему хорошо обеспеченного Лебедева, не задумываясь над сво ими чувствами. Авторы не только этих рассказов, но и всего сборника выступают по борниками за воспитание нового че ловека, за искоренение тех отри цательных черт, которые достались ему в наследство от капиталистиче ского мира. Но не все и не всегда бывают д о статочно последовательными. Тепло пишет А. Волнин о пробуждении первого чувства у рабочего парень ка Пети к своей напарнице Даше, с которой они работали ночами в д е по, восстанавливая покалеченные на войне паровозы. Однако он совсем не вникает в то, что чувствует Да ша, не мотивирует, почему она вы шла замуж за Ф едора. И образ са мого Федора очень расплывчат. Слабость психологических мотиви ровок присуща и упомянутым выше рассказам сборника. Авторы отдельных рассказов, стремясь к краткости, многое не д о говаривают. Небольшие зарисовки В. Недушкина свидетельствуют, что это способный прозаик. Он сумел на одной страничке («Остановка») показать, что кондукторше Вале очень дорог паренек, который каж д о е утро в определенное время са дится в ее вагон. Но как происхо дит перелом в психологии “Бориса, который переселяясь в новый дом («Новый дом») тащит с собой раз- окончание на 4-й стр.). В начале февраля в Липецке проходил первый областной семинар моло дых писателей, организованный правлением Союза писателей РСФСР, обкомом комсомола, областным книжным издательством и литературным объединением при редакции газеты «Ленинское знамя». Участники семинара в секциях прозы и поэзии обсуждали работы своих товарищей, выступали на предприятиях и в культурно-просветительных учреждениях города. Былд создано областное ли тературное объединение при книжном издательстве. Сегодня мы предоставляем слово руководителям и участникам 'семинара. На этой странице вы прочтете выступления лауреата Сталинской премии В. Ав деева, критика Г. Колесниковой, поэтов Ю. Чернова и А. Николаева о творче стве липецких поэтов и прозаиков, познакомитесь с работами, написанными участниками семинара по просьбе редакции. Со стихами выступают учител|ь из с. Голиково Елецкого района Н. Соломахин, работник Липецкого станкостро ительного завода С. Панюшкин, работники районной и многотиражной печати М. Глазков, А. Мосьянов, Ст. Сериков и другие. Дружеские шаржи и пародии подготовили в ходе работы семинара худож ник И. Степанов и поэт Ю. Чернов. е р г е и П а н ю ш к и н к р а ю м о е м Грибами перезрелыми Пропахли здесь леса. Повсюду краны стрелами Уходят в небеса. В краю моем разбуженном Строительство идет — Цехов стальное кружево Над Липецком встает. Встают здесь домны новые. Растет, растет завод. Красавицы бедовые Здесь водят хоровод. Где молодежь задорная — Ударные дела. Бежит дорога торная На Грязи, как стрела. Снег кружит под колесами — Спешат грузовики. Как паруса над плесами, Плывут, плывут дымки. Где снегири и зяблики Резвились по утрам, А л е к с а н д р Л а с к и н Н а трассе к утренней з н е з д е Радости — нет предела, Гордость рвется потоком, Ракета к Венере взлетела И мчится звездой далекой. Прохладно. А я, согретый Сказочной вестью, шагаю. Там, на борту ракеты, Твой вымпел, страна дорогая! Распахнуты в космос двери... Радость на наших лицах. Ракета к туманной Венере По трассе расчетной мчится. Простые люди планеты Вместе со мной ликуют. Еще бы! Страна Советов Одержала победу такую! г. Липецк. Евгений Викулин С т о л б ы Поднятые, словно по тревоге, Как солдаты, сохраняя ряд, Вдаль столбы шагают по дороге И привала делать не хотят. Им любая не страшна преграда,— Крепко спаян их железный строй. Ведь они идут из Сталинграда По маршруту, данному Москвой! г. Чаплыгйн. А л е к с е й М о с ь я н о в М о е й у ч ш т е л в я и ц е Декабрь ли над поселком завывает, Спешит ли май в родимые края, Я вас всегда с любовью вспоминаю, Мой лучший друг, вторая мать моя. Трехрядья парт начальной нашей школы, Квадраты стен с портретами вождей, Глаза, улыбку, образ ваш и голос — Все помню я до самых мелочей. Мне кажется вчера все это было, Но зреет полдень в тайниках души. Промчалось детство, юность отбурлила — Мы повзрослели. Время, не спеши! В жизнь уходя широкою дорогой, Листая будни мирного труда. Мне лишь теперь понятно то, как много Хорошего вы дали нам тогда. Любовь к труду, любовь к Отчизне, к людям, Все то, что вы привить стремились нам, В сердцах хранить мы, как святыню, будем, По жизни пронесем, не запятнав. Троекуровский район. ☆ Встает там аглофабрика — Горячих дел сестра. Цеха — дворцы хрустальные Из стали и стекла Покрыты горностаями — Зима пришла. Высотн ики-мон тажники, Ракетчикам под стать, Посмотришь — могут даже Звезду рукой достать. Идет к нам Лебединская Железная руда, А силу исполинскую Нам Волга шлет сюда. Как песня здесь рождается Магнитки младший брат. Растет й поднимается Красавец комбинат. Горячей звонкой песнею Кипит в печах руда. Нет музыки чудеснее, Чем музыка труда! г. Липецк. В. З о р и н , И. О с т а н к о в Ф е л ь е т о н С л о в о л е й Жил да был Степан Степанов, Председатель — словолей. Он о планах и сверхпланах Пел, как курский соловей. Получил он с птицефермы Пятьдесят одно яйцо. Подсчитал свои резервы — Путь к успеху налицо. — «Мы из каждого яйца Высидим по три птенца». Убедительно и рьяно Он с трибуны говорил, Обязательством Степанов Покорил всех, убедил. И пошло на птицеферме Дело прямо на ура. Сам Степан в куриных перьях Пропадает там с утра. — «Как яички?» — «Что ж, яички! Дело движется вперед! Видишь, сам занялся, лично. Спать работа не дает. Есть, конечно, и огрехи, Но успехам, как не быть!» И решил Степан успехи, Как положено, обмыть. При обмывке без закуски Не обходится Степан. И яичек от несушки Положил себе в карман. Что от этого убудет? Сорок там иль пятьдесят... Не поверят что ли люди? Близко к плану—жди наград. Пил он долго, склянка в склянку, Д о последних до зарниц, И ушло на эту пьянку Десять плановых яиц. На хоря он их списал, Хорь тем временем не спал И, узнав об этом, тихо Шесть яиц унес к хорихе. Семь разбилось, три протухло... Папка актов быстро вспухла. Год прошел, и, наконец, Наш Степан на сцену влез. Говорить про план—куда там! — «Тут повинен инкубатор, Он цыплят живьем спалил»,— Председатель слезы лил. — «Ну, а я за семилетку Пот мешками проливал...» Тут на сцену—прыг наседка И устроила скандал. — «Ну, дела! Конец карьере!» Словолей заметно сник. Врать умел Степан без меры, Прикусил теперь язык. На литературных вечерах уча стники семинара устраивали книжные базары, на которых мо лодые поэты и прозаики проца» вали свои сборники «Запев» и «Первая встреча». Желающих по» лучить книгу с автографами ав» торов было много. На снимке: книжный базар в Доме культуры новойиледких ме таллургов. Фото Ю. Ардашева, | ■■■•■аев■««■■««г * Ю . ЧЕРНОВ, ДРУЖЕСКИ “ ГА ШАРМ 01 0 Я р а н г а в Л и п е ц к е в ■ I 5 Переехав в Липецк, Лидия Со- ■ловьева из месяца в месяц, из го- ■да в год продолжает перелагать ■сказки народов Севера. С т а н и с л а в С е р и к о в Ч е л о Он когда-то изобрел мотыгу, Наковальню и кузнечный мех, Он придумал азбуку и книгу, Сеять хлеб придумал человек. Он мосты стальные перебросил Через русла сотен тысяч рек, Жизнь свою поставил на колеса, Изобрел машины человек. Корабли пустил по океанам, Прорубил дороги между скал, в е к Радиоактивному урану Мирную работу подыскал. Он украсил мудростью планету И к другим мирам берет разбег— Он мечтает сам войти в ракету И до звезд добраться, человек. Он всегда идет на подвиг смелый, Чтобы солнцу не бывать во мгле. Человек! Большое это дело — Человеком зваться на Земле. М и х а и л П о л у к а р о в Когда, рабочий ставит дом ... Когда рабочий ставит дом — Цель у него высокая: Чтоб больше солнца билось в нем За голубыми окнами, Чтоб струны тонкие лучей И’ '"■'•^ебоа и золота Будили по утрам детей, Играли с ними молодо. Не омрачит деревьев тень Гул стройки не стихающий, Он с мастерком вступает $ день, Как с боевым товарищем! Село Донское. М и х а и л Г л а з к о в П о л я же а . X I ы ч Посвящается старейшему куз нецу с о в х о з а « К л ю ч ж и з н и » Елецкого района В. П, Курепину. Есть у меня в селе Кузнец знакомый. На девяностом от роду году Он по утрам Чуть свет спешит из дому, Раскуривая трубку на ходу. Затеплится в горне Огонь от спички, Под властною рукой вздохнут меха. И снова Поликаныч по привычке Кует, вострит стальные лемеха. И хоть усы повыбелила старость, Глаза не те, что в девятнадцать лет, По части реставрации бестарок Не сыщешь лучше мастера в селе. Да разве усидишь без дела дома, Когда кругом такой солнцеворот! И молот Поликаныча весомо Из кузни громкий голос подает. Ему само начальство не однажды Про отдых намекало, Но в ответ: — Пенсионером стать сумеет каждый, Вот кузнецом побыть бы до ста лет! г. Елец. Я в Липецке в тесной яранге живу, Я в гости к себе эскимосов зову. Моржовое мясо упрямо жую И лютому Северу славу пою. Я зайца зову, как и прежде,— лахтак, Чудовище я называю — кэле. Я людям куда непонятней вот так, И легче шагается мне по земле. Я сказки слагаю, гоню свою лень, Мне дар этот Севером дан. Все знают: быстра я, как резвый олень, Мудра, как согбенный шаман. Бушуют грозы «Гроза ушла. Оставив запах мяты...» («Песня») «Сорвался ливень с высоты...» («Гроза»). «С холма. Где в гремучие грозы ! Кустарник вставал на дыбы...» («Дубы»). Адольф БЕЛЯЕВ. Н и к о л а и о л о м а х и н Б а с н я Е р ш Ерш — рыба хоть не велика, Зато колка. И любит очень там водиться, Где мутная водица. А вот Сазан Послал Ерша Заведовать пресветлым водоемом. И хоть природа хороша, И рыбы трудятся с подъемом— Ершу не нравится житье: Все видно тут, Как на ладони... И Ерш принялся за свое— Мутить усердно стал подонье Взмутил. И в мутной той воде Для темных дел нашел приволье: Гою обманет он в еде, Того «прижмет», Того наколет..л Но обо всем узнал Сазан И, посоветовавшись с Замом, Ерша, серьезно наказав, В другой реке назначил Завом. Ерш ил с водой и здесь смешал, Хамил... Но с рук пока что сходит..; Недавно слух прошел: Ерша В восьмое место переводят. лецкий район, с. Голиково. Какая погода сырая — Просвета, читатель, не жди. Бушует гроза, полыхая, И льют бесконечно дожди. В дубраве от молний тревожно, И негде укрыться в степи. ...Но все же читать его можно. Читатель, ты зонтик купи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz