Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)
4 февраля 1961 г., М 30 (20101 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я п е р в о м у о б л а с т н о м у с е м и н а р у м о л о ды х п и с а т е л е й С ЕГОДНЯ утром мой сын Бо рис зашел ко мне в спальню ' * торопливо ска- вал: ; — Мы с Женей расходимся. Толь ко, -пожалуйста* без драм. I Я была оше» ломлена. Дрожащими руками стала ' одеваться. В комнате сына Женя в выход ном платье и соломенной шляпке сидела на стуле возле кровати, от чужденно глядя прямо перед собой. — Что случилось? Куда ты соб* ралась? Женя не шевельнулась. Я смотре ла на ее окаменевшее лицо и не могла найти ни одного слова. | Милому, светлому миру, который был вокруг меня, грозило разруше- ; ние. ! — А Ниночка? Вы о ней поду- 1 Мали? По лицу Жени прошла тень. Она ■зябко повела плечами. | Я сняла с Жени шляпку, погла дила ее мягкие легкие волосы, за- г \ ; думалась. Какую я жену хотела для Бориса? Для моего музыканта? Он так красив! Высокий, стройный, с русой шевелюрой. Мягкий взгляд •серых глаз... ! Я часто представляла себе буду- ; щую невестку: глаза синие с пово- ; локой, белокурые волосы, артистка, певица. Что может быть лучше пе ния и музыки? Но когда четыре года тому назад ' Борис пришел с Женей, я поняла, что только такую жену я хочу для него. Она ничем не напоминала ту белокурую красавицу, о которой я мечтала. И работа была у нее обык новенная: делопроизводитель Дома культуры. В передней стояла невысокая де вушка с теплыми карими глазами. Она смотрела на меня с таким сму щением, таким огнем горели ее ще ки, что сердце мое дрогнуло. Не помню, о чем мы с ней гово рили. Помню ее доверительный ше- . пот: — А я так боялась идти. ) Словно не меня ей предстояло бояться. ...По утрам Женя надевала мой Халат и готовила мужчинам завтрак. Мне было запрещено поднимать ся с постели рано. И я, прислуши ваясь к гудящим голосам мужа и сына, к звонкому смеху Жени, ду мала: «И откуда ты явилась, голубка?» I Родилась внучка Ниночка. Стало расти в семье это чудо. В сердце появилась новая властная привязан- — ность. * Откровенно говоря, мне теперь было значительно меньше дела до Бори и Жени. * * * Один раз размолвка произошла При мне. Борис был дома. Женя, еще не раздевая пальто, начала рассказы вать: — Встретила двух девчонок, с которыми вместе училась. Какие они счастливые! Борис отложил книгу и взглянул на Женю. — Одна уже бригадир на Трак торном заводе, другая работает на «Стройдетали». Ну,, поверишь, они какие-то новые! Женя села около Бориса. По ли цу ее пробегали то улыбка, то со жаление, то печаль. — Днем работают, а вечерами учатся в университете, — продолжа ла она, как бы мечтая. И вдруг, заглянув Борису в гла- ^ . за, она мягко и просительно заго ворила: — Боренька, я тоже пойду-к ним... Так хочется настоящего дела... Борис взял книжку и пробурчал: — Романтика. Мыльный пузырь. Не пойму, чего тебе не хватает, л* л * Теперь в доме наступила гнету щая тишина, нарушаемая только смехом ребенка. Борис переселился на диван в столовую. Женя разговаривает хо лодно и вяло. Я в отчаянии от своего бессилия. Семен Иванович со злой ухмыл кой допекает сына: I — Что, не под силу семейная жизнь? Так-то вольготней? — Это мое дело, — отбивается Борис. В один августовский вечер мно гое прояснилось. Борис собирался на концерт. В последний раз «про бегал» на скрипке свое выступление. Я волновалась вместе с ним. , Он вышел на лестницу. Я по при- Чи** вычке кинулась за ним, чтобы про водить его взглядом... Но какие глаза у Жени! Такая жестокая тоска застыла в них, что впору бы ло бежать, остановить Бориса. Я сказала об этом мужу. Мы дол го молча думали каждый о своем. А потом позвали Женю: — Давай, дочка, поговорим. Ты же мать. Просто ума не приложу, как к вам подступиться. При первых же словах взгляд Жени растерянно заметался. Затем она заговорила глухо, с вызозом: — Не поймете вы. Ваш ведь сын... ! •— А ты попробуй! Может быть, и ' поймем. Женя прижала руки к груди и виновато взглянула на Семена И ва новича: — Я не могу так жить. Кто я сей час? Мне двадцать три года. Я пол на сил, а что делаю: немного печа таю, немного считаю, бегаю на зво ночки. — Как кто? Ты мать, жена, рабо таешь...—перебила я ее. Семен Иванович взглядом остано вил меня. — Для такой работы не нужна молодость! Я хочу на производство, •—«родолжала Ж еня. — Учиться и делать нужное... Ко мне возвращалось чувство Ю,коя. Они не разлюбили друг дру,- ’☆ ☆ ☆ Ю. Ш и ф р и н а : ' : М о я н е в е с т к а Р а с с к а з га, у них, оказывается, деловая раз молвка. — Но, Женя, мыслимо ли из-за этого ссориться, семью разрушать? — Мама, это не ссора. Я уже год отхожу от него. Он не хочет меня понять, — н Женя страдальчески поморщилась. Затем гневно выпали ла: — А ваш сын... Он не может до пустить, что у него жена работница. Я посмотрела на мужа и не узна ла его. Горячая, светлая улыбка озарила его лицо. Он обнял ее и потянул ее голову к себе. — Молодчина! Теперь все ясно! Как вошел Борис, мы не слыхали. В дверях раздался его насмешливый возглас: — Все по готовому образцу: на производство. Мы оглянулись. Он был бледен. На его лице кривилась наигранная улыбка. — Вот хорошо! Заходи, заходи, музыкант. С некоторых пор отец его иначе не называл. — Я отсюда услышу, говори. — Тогда у меня к тебе такой во прос: не стыдно ли было всю жизнь рабочий хлеб есть? Мне стало жаль Бориса. — Дай человеку раздеться, от- — Тетенька! Вы меня знаете! Рис. И. Колесникова. дохнуть. Потом и поговорите. — Ты, мать, подумай, какой кон фуз в нашей семье... — посмотрел на меня недобрым взглядом Семен Иванович. Борис решительно направился в комнату. Но вдруг, гневно взглянув на Женю, круто повернул обратно и скрылся за дверью. * — Чистоплюй! — загремел отец. Потом сразу стало очень тихо. Отец молчал, мял хлебный мякиш. Наконец, усмехнулся и сказал: — Никуда этот паныч не де нется. Иди, дочка! Дорога твоя правильная, А мне завтра чуть свет подниматься на смену. Я не спала. Мой сь!н.„ Томитель ная ночь вызвала из тьмы далекие воспоминания... Шел третий год войны. О муже я получила похоронную. Но беда не ходит одна. Через несколько дней во время налета я бежала под об стрелом домой. Дом, который я по кинула пару часов тому назад, пре вратился в развалины. Сынок мой... Я его оставила у соседки по квар тире... Вместе с ополченцами я раста скивала камни, бревна, до тех пор, пока не нашла трупик сына.* ...Одним туманным утром я подъ езжала к Первоуральску, где нахо дился завод нашего управления. У выхода из вокзала ко мне вдруг подскочил мальчик лет восьми. Я успела заметить, что он не ходил, а прыгал на одной ноге. Другая у не го была перевязана. — Тетенька! — схватил он меня за рукав.— Вы меня знаете? Борь ка я, Куприянов! — Нет, мальчик! Я здесь первый раз, — рассеянно пробормотала я. На площади не было ни одной машины. — Тетенька! — прорезал пло щадь детский крик. Я обернулась. Ко мне на одной ноге, балансируя руками, как бы летел тот же мальчик. На фоне седого утра эта фигурка напоминала подбитого голубя. — Тетенька! Вы же к нам ходи ли. Хорошо мою маму знали... Борь ка я, Куприянов. С Мариуполя. Старческой тоской горели серые глазенки. .— Я с детдомом здесь. Уже за бирают домой наших ребят. Я все ждал... А теперь... Во, как я рад! Мне никогда не приходилось бы вать в Мариуполе. Но какое это могло иметь значение? * * * К тому времени, когда борин отец — Семен Куприянов открыл дверь нашей квартиры, мальчик уже учил ся в музыкальной школе. Мы по женились с Семеном Ивановичем и стали воспитывать нашего сына. Вернее, воспитывала я одна. Семен Иванович работал машинистом па ровоза и в редкие дни бывал дома Борис с детства часто болел. А я. 4 , металась, потеряв счет но чам и дням. Вся жизнь состояла из надежды сохранить этого чело вечка, эту кроватку рядом со сво ей. Наверное, я его неправильно воспитывала. От домашней работы он отлынивал. Подходящее ли это занятие для музыканта? Пальцы ог рубеют. * Помню, все старшие классы ра ботали на строительстве школы. Р. один из таких дней я застала Бо риса дома. Он лежал на диване. Рядом сидел верхом на стуле его друг Виктор. — Почему вы не на стройке? — удивилась я. — Ах, мам'а! Ты чудачка! Нам с Виктором тяжелей, чем работаю щим: они спокойно бьют дранку, а нам надо следить, куда идет дирек тор, чтобы не попасть ему на глаза. Борис говорил, не поднимаясь с дивана. Оба подростка весело за смеялись. Волнуясь, я сказала: .— Как ты можешь так относить ся к школе, ко мне, к обществу? Быть таким неблагодарным! Все забыть! Его ответ был подобен пулемет ной очереди по резкости у причи ненной бати. — Кому? За что быть благодар ным? Папаша хоть дом для меня построил, а ты... Ты и меня взяла, чтоб папашу поймать! _____ Но, когда он, плача, (раскаивал ся, я жалела его снова материн ским сердцем. Как тогда, в первую встречу с Борисом, решила: не терять его, драться за него. С той поры я мно гого достигла. Он очень изменился. Когда Борис бралоя за скрипку, вместе со струнами пела моя душа. И вдруг такая соора1 Жизнь как будто' замерла. * * * Женя работала на заводе «Строй- деталь» и вечерами ходила в техни кум. Она возвращалась оживлен ная. — Как я хорошо утомилась, — улыбалась она. В один из вечеров Женя загово рила о том, чего я боялась больше всего: — Сейчас мне можно устроиться с жильем. Ниночку пока оставлю у вас. — Не торопись, дочка! Если уж кому придется уходить... Отец не договорил. Он задохнул ся от волнения. — Как-то мне Борис сказал, чтоб я не надеялась на часть дома. Это гадость... Ерунда какая!.. Нет нам счастья в этом доме. Плечи ее задрожали, и она уро нила голову на стол. Нам казалось, что Ниночка, ко торая бегает вокруг нас, не пони мает наших разговоров. ...Женя была в техникуме. Борис, лежа на диване, держал в руках газету, но смотрел задумчиво мимо нее. Последнее время он стал угрю мым, неприветливым. Я вязала но сочки. Ниночка забралась за спину Бориса и с зеркальной полочки ста ла снимать слоников. Складывала по одному в кармашки. _ Зачем ты трогаешь их? — спро сил Борис. Она глянула исподлобья и неожи данно ответила: • — Ты подарил маме слоников на счастье. Нет нам счастья в этом доме. Борис вздрогнул. Затем виновато взглянул на меня, схватил ребенка и начал его тискать. Она вырыва лась, Я вышла. А потом влетела ко мне сияющая Ниночка. — Папа сказал: будет счастье. . / * Т р а к т о р и с т Он устал. Он, поверьте, Смертельно устал. Он две ночи огромных Ни каяли на спел. И не выдержал трактор»( Сломалась деталь, Раскололась на ч а с т Упрямая сталь. А пока запасную Деталь привезут, , Пусть поспит тракторист? Хоть десяток минут... Посмотрите: Улыбкой лицо расцветов Видно, парню приснилось1. Родное село... Вечер... Трели гармошки.* У клуба — она Ожидает его, Ожидает одна.* . Вон заря занялась/ Полыхнул н ебосвод,' И румяной ковригою Солнце плывет.* Запасную деталь \ На машине везут.* Сладко спал тракторист Ровно десять минут. Б. ШАЛЬНЕВ. г, Липецк. М о ж о д ш ш А д о ш ш ж е Стоит в степи походный домик* Стоит, открытый всем ветрам. Над ним, в степную даль влекомый, Дьямок струится по утрам, В «ем отдыхают трактористы. Они так любят этот кров. На травах иней серебристый, Но печь красна от жарких дро*. Кругам, куда ни глянет око. Необозрима гладь равнин, , И цепью движутся далеко^ В вечерней мгле огни машин,'’ Горят над домиком зарницы В погожий вечер голубой, | И домик крашеный гордится Своей походною судьбой. В его окно глядится небо И дождь стучится проливной. Кочует он, чтоб море хлеба Зеленой зыбилось волной. В, ЗУБОВ, Краснянский район. ПЕЙЗАЖ Из работ, присланных на обла стную фотовыставку. Фото В. Богатова. З е м л я В минуты радости и горя К тебе я сердцем припадал: Шагал я по твоим просторам И радовался, и страдал... Шагал... в сраженьях падал..,— ожил! Ведь я, Земля, твоих кровей: Ты так ж е в трещинках по коже, Как руки матери моей. Ты вся пропахла свежим хлебом; Как мать, не знаешь праздных дней. Ты смотришь в завтрашнее небо С тревожной думой обо мне.* Мое к другим мирам движенье Прошу, родная, не ревнуй — Твои ж е силы притяженья Меня к тебе, Земля, вернут. С. ПАНЮШКИН, работник Липецкого станкостроительного завода. М е с и л р а д о с т а г Утро мое —1 со лнце! Утро м ое — рад уга ! Я не х о н у быть сонным , Я х о ч у быть радостным, Ж а д н ы м к цветам и листьям, К росам огром ного сада. Утро! С ияньем начнись ты. И ароматной п р о хла д о й . Чтоб м не ка к рассвет забрезжит П о с ле дож дя ночного, В д р у г погруж аться в свежесть З е л е н о го и хм ельно го ... Я по д орогам ш агаю , В еселы й, к цветам нагибаясь, М не песни в пути помогают, В гр уд и у м ен я за ки п а я. Я песни пою на просторе — И все ого р ченья забыты, И п о ле м ое, ка к м оре, З а р е й до кр а ев налито А там за кустами, у брода, Г д е л и л и и утренне чисты, Д евчат а с р азбега — в воду. Б р ы зги звенят , ка к монисты. Горст ями литые ка п л и Летят из-п о д ног ш а ло вли вы х.. К р а й м ой, не Сочи! Н е К а п р и — Ты среднерусское диво! М не ничего не надо К ром е цветов и леса, К ром е м окрого сада, К ром е утренней песни. Этой речонки лучистой, Этих вот ветел тонких, Л и л и й чистых-пречистых, Что в в о л о са х у девчо н ки , И в о зд у х а невесом ого, И в м ы ш цах у п р у го й радости, Я не х о ч у быть сонным , Я хо ч у быть ра д уго й . В. ЗОРИН. г, Липецк, Д е т с т в о А было оно не сладким—< Горьким, как желтый дым, В коротком пальтишке с заплатками И вовсе не золотым; С нуждою , к сердцу прилипшей, Бейся — не оторвать, С пенсией за погибшего, Что получала мать; Вечно пустой желудок, Сирены воздушных тревог. Рыжих развалин груды, Пыль опустевших дорог, Туч свинцовых космы, Долгие ночи без сна, Строгие взгляды взрослых — Война. Над детством моим горчишиым Щербатый месяц висел, И впроголодь жил мальчишка В прифронтовой полосе.— Напуганный, настороженный, Сидящий на тысяче игл. С мечтою своей обожженной, Без громких ребячьих игр. Такое досталось детство... Роптать на судьбу или нет?..— Мне никуда не деться От горькой полыни тех лет. Память, как брага, бродит, С ердце стучит неспроста,— Ведь я не один, а с Родиной Это все испытал. Ст. СЕРИКОВ. Липецкий тракторный завод. Критика и библиография Трагедия преосвященного С м а р а г д а Воронежский писатель Владимир Александрович Кораблинов опубли ковал в журнале «Подъем» повесть «Житие преосвященного Смараг да».* Это одно из запоминающихся произведений последнего времени, написанных лна атеистическую тему и продолжающих антирелигиозные традиции русской художественной литературы. В центре повести — колоритная фигура Сергея Федоровича Авсе- кева. Оставшись в детстве б ез ма тери и отца, он воспитывался в си ротском приюте. Здесь ему приви ли веру в бога. Юноша попал в Красную Армию, участвовал в гражданской войне, затем окончил медицинский факультет университе та, сделался врачом, но от религи озного дурмана так и не избавил ся. Бывший участник гражданской войны, студент-первокурсник П ере гудов во время одной из б есед строго предупреждал Сергея; «Гля ди, парень, запутаешься! Помяни м ое слово, запутаешься!». Сергей Авсенев женился, у него родился сын Никита. И его стал воспитывать отец в религиозном Духе. Началась Великая Отечественная война, и хирург оказался на п ере довой. Многих воинов вырвал он из «холодных, липких рук смерти». Но вот пришло письмо с извести ем о гибели жены и сына. Авсенев пал духом и решил, что «послана ему от господа бога кара», что надо ее перенести смиренно, а после войны постричься в монахи. Так талантливый хирург превратил ся в «смиренного инока» Смараг да. Однажды монах Смарагд узнал, что сын Никита, оказывается, жив. Получив сан священника, он пошел по пути, предначертанному отцом. Смарагд стал архиереем. Каза лась бы, он мог спокойно прожить остаток своих дней, окруженный заискивающим вниманием церков нослужителей и уважением верую щих. Но свежий ветер жизни бурно ворвался в узкую келью духовного мира Смарагда, потряс ушедшего в себя старика. Он узнал о смерти жены своего сына — Христи и р е шил вырвать любимого внука Се режу из рук святоши — больного Никиты. Смарагд приехал к Никите в деревню Гваздовку и после пер вой же беседы с ним почувствовал в сыне-священнике незнакомого, чуждого ему человека. Мозг старика сверлила мысль: на до во что бы то ни стало вырвать внука из рук упрямого фанатика— сына! Но было уже поздно. Поп Никита подпал под влияние сектан- тов-изуверов. Подражая библейско му Аврааму, он принес в жертву богу своего мальчика. Никита пе- * В. Кораблинов. «Житие преосвящен ного Смарагда», Повесть. Журнал «Подъ ем», № 6, 1960, ререзал ему горло садовым ножом. Смарагд, узнав о гибели внука, в ужасе бежал от убийцы-сына. Он убедился, что семена, брошенные им когда-то в душу Никиты, «взош ли гадюками и скорпионами». Путь, предначертанный отцом Никите, привел сына к помешательству на религиозной почве, изуверству, преступлению.... Архиерей Смарагд попал в безы сходный тупик. Смерть представи лась ему «единственным разумным и честным делом». Шприцем, кото рый понадобился ему в последний раз, он ввел в вену яд и ушел из жизни. Смарагд — не религиозный мра кобес, не сознательный обманщик, не лихоимец. Вместе с автором мы находим в его характере привлека тельные черты смелого, умного, доброго и правдивого человека. Он всегда горел желанием добра и испытывал чувство радости, «близко разговаривал с простыми людьми». В свое время врач Авсенев «уве ренной рукой» делал трудные оп е рации. И в то же время архиерей Смарагд стал первопричиной гибе ли внука. Ведь это именно он толкнул Никиту на путь веры, и сын, полный религиозных предрас судков, пошел на преступление во имя бога, убив Сережу! Смарагд «жаждал святого дела», а сам про- Иллюстрация художника М. Лихачева к повести «Житие преосвященного Сма рагда» (журнал «Подъем» № 6 за 1360 год). поведовал ложь религии. Служа господу богу, он поклонялся не правде, а «черной пустоте», Веру и разум, религию и науку нельзя примирить между собой... Религия на спасла старца от не взгод жизни. Став иноком, настояв телем монастыря и, наконец, архи ер еем Смарагдом, Авсенев убил в себе талант врача. Он переменил служение народу на «служение б о гу», запутался, заблудился и, не желая этого, сделал людям много зла. Его проповедь религии оказа лась духовным преступлением пе ред людьми. В этом и заключалась его трагедия.... . * л ■ 'Гга- ' Мрачными красками нарисованы в повести образы церковников и сектантов. Приняв иноческий сан, Смарагд «с отвращением наблюдал скверную, греховную жизнь мона хов» — прелюбодеев, стяжателей, чревоугодников и невежд. Позже «домочадцами» архиерея стали не чистоплотный наушник Балалайкин и сквернослов—привратник Ника нор, имевший слабость с утра «при чащаться» водкой. Щеголеватый м о лодой священник с «тарзаньей» прической завидовал тем церковно служителям, которые «огребали»1 по пять—шесть тысяч рублей в м е сяц и завели себе легковые маши ны. Жадный настоятель Зареченско- го собора Серафим «зорко оглядывал местности горо да и не позволял ни одному рублю утечь мимо собор ной кассы». В деревне Гваздонке сви ли осиное гнездо лютые не навистники советской влас ти, «претерпевшие» от нее за преступления: это—вер нувшийся из ссылки кулак Илья Ф едосев, его брат —• убогий горбун Степан, бра тья Тимошечкины, убив шие постового милиционе ра, бывшая монахиня, спе кулянтка Алевтина, убийца — «колдун» Демьянушка. В эту смрадную компанию по пал и сын Смарагда. Никита в церкви всю! «ночь напролет молебст вовал», устраивал тяжелые «всенощные бдения» для Сережи, с детства готовя его к священническому са ну. Одаренный мальчик учится в школе, его тянет к книжкам «и про зверей, и про цветы, и про путешест вия», а отец рассказывает ему истории про страш ный суд, воспитывает в нем ненависть к жизни, учит, что «скоро свету конец бу- (Окснчание на 4 й стр,).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz