Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

1 февраля 1961 г.» Л? 27 (2007) Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ Тонны металла в отбросах Эта история длится давно. Еще в " 9 э 5 году работники сталелитейно­ го цеха Тракторного завода И. Кол­ паков и М. Пестриков подметили, что отходы марганцевистой стали, находящиеся в формовочной земле, ие улавливаются магнитным сепа­ ратором. Значит, сотни тонн цель­ ного металла в виде сплесков, скрапа, заливов вместе с отработан­ ной землей выбрасываются в отвал. Для ликвидации потерь рациона­ лизаторы разработали способ улав­ ливания марганцовистого скрапа из отходов земли, предложили конст­ рукцию вращающегося решетчатого барабана для сбора скрапа. Дошел уже шестой год, как подано предло­ жение, а результатов внедрения еще не видно. За это время смогли сделать только конструктивную разработку предложения. Правда, 26 декабря прошлого года главный инженер завода т. Ермаков утвер­ дил график на изготовление бараба­ на отбора маргаящевистого скрапа. Но документы вышли после того, как о внедрении ценного предложе­ ния говорилось на городской пар­ тийной конференции. А ведь могли сделать раньше. Авторы доказали целесообраз­ ность предложенной ими схемы улавливания скрапа. В начале 1960 года они совместно с механиком землеприготовительного отделения цеха Н. Бабковым изготовили экс­ периментальный барабан и опробо­ вали в действии. Только за март было получено от улавливания скрапа на экспериментальной уста­ новке 60 тонн ценного металла. Становится непонятным, почему же авторам отказали в выдаче аванса в счет вознаграждения? Заявление авторов осталось нерассмотренным. Г. ЛАШКУЛЬ, старший инженер областного совета изобретателей и рацио­ нализаторов. Нужен новый а в т о б у с н ы й чм а р ш р у т , Сокольакое вошло в городскую черту Липецка и стало его даль­ ней окраиной. Однако присоедине­ ние к городу мало отразилось на жизни жителей бывшего села. Про­ довольственных магазинов у нас по- прежнему нет, и за всеми продукта­ ми приходится ездить в центр. По­ ездка же всегда превращается в про­ блему. Автобусный маршрут к нам не открыт. А транзитные автобусы, проходящие мимо, как правило, пе­ реполнены. Особенно тяжело бывает женщи­ нам, когда им приходится ездить с детьми в консультацию или полик­ линику. До ближайшей автобусной остановки приходится нести ребен­ ка на руках 4—5 километров. Мы просим облавтотрест ввести новый автобусный маршрут; Со- кольское — Сокол. В. ИВАНОВ, А. ЯДЫКИНА, Р. РОМАНОВА, Д. АГАФОНОВ и другие, всего 12 подписей. | В ч е р а ш н я я ! | п о ч т а р е д а к ц и и 1 } Вчера в редакцию поступило | 1 76 писем и 9 ответов на письма, { {посланные в организации для ? |принятия мер. Б о е в о е с л о в о Стенная газета „К олхо зник4—активный помощник партийной организации Стенная газета артели имени Ле­ нина «Колхозник» невелика по раз­ меру, но она выделяется своим оформлением. И содержание ее бо­ гатое. — Наш «Колхозник» всегда бьет в цель,— говорят в артели. И Это так. Однажды колхозники стали заме­ чать, что фуражир Н. А. Золотухин небрежно относится к своим обя­ занностям. Корма в бригадах рас­ ходовали бесхозяйственно, а фура­ жир молчал. Да и сам он порой вез корма не на колхозный двор, а на свой собственный. Стенная газета написала об этом. Правление колхоза обсудило за­ метку и освободило Н. А. Золоту­ хина от занимаемой должности. Вот другой пример. Как-то к ре­ дактору стенной газеты Раисе Уль- шиной подошла телятница Валя Зо­ лотухина. — Плохо идут дела у нас. В те­ лятнике грязно, холодно, корма подвозят нерегулярно. Бригадир М. Е. Золотухин не заглядывает к нам. Силосную яму до сих пор не открыли, — пожаловалась она. Через несколько дней в стенгазе­ те появилась заметка, в которой крепко досталось бригадиру. В правлении поддержали выступление газеты, и бригадир не выходил из телятника до тех.пор, пока там не сделали полы, потолни, кормушки. Да и корма теперь подвозят на ферму регулярно. В рацион ввели концентраты, Но газета не только вскрывает и критикует недостатки. На ее стра­ ницах много места отводится пока­ зу опыта работы лучших людей. Стенная газета только тогда ин­ тересна и поучительна, когда в под­ готовке ее материалов принимает участие широкий авторский актив. У газеты «Колхозник» есть свой по­ стоянный актив. Часто пишет в га­ зету комсомолец Николай Струков. Это — работящий парень. Любое поручение колхоза и комсомоль­ ской организации он выполняет на совесть. Активно участвуют в газе­ те Р. Нечаева, И. Золотухин, И. Ахап- кин и многие другие. С любовью относится к своему поручению редактор стенгазеты Р. Ульшина. Скромная девушка име­ ет твердый, волевой характер. Ра­ ботая заведующей сельской библи­ отекой, она хорошо изучила эконо­ мику артели, знает, как идут дела в полеводческих бригадах и на жи­ вотноводческих фермах, кто рабо­ тает добросовестно^ а кто с ленцой. — Каждый номер газеты, — рас­ сказывает Р. Ульшина,—мы обсуж­ даем на заседании редколлегии. Большую помощь нам оказывает секретарь партийной организации т. Орехов. Он добивается, чтобы каждое выступление стенной газе­ ты было действенным. Стенгазета в колхозе имени Ле­ нина стала активным помощником партийной организации и правления артели в борьбе за подъем общ е­ ственного хозяйства, за досрочное выполнение заданий третьего года семилетки. И. ЛЕСНИКОВ, сотрудник редакции тербунской газеты «Ленинская правда». В цехе холодного проката Но- волипецкого металлургического завода первенство на установке непрерывнотравильного агрегата держит бригада П. М. Стародуб­ ц е в а . •, На снимке (слева направо): . бригадир П. М. Стародубцев и г машинист-оператор А. Е. Гущин /производят замер травленого стального листа. Фото А. Зенина. С о в е т у е м . п р о ч и т а т ь БРОШЮРА О ПОРЯДКЕ ВЫБОРОВ Вышла из печати и поступила в продажу брошюра Н. Г. Старовой­ това — «Порядок выборов в мест­ ные Советы депутатов трудящихся», выпущенная государственным изда­ тельством юридической литературы. В брошюре изложены практические вопросы избирательной кампании, основные положения техники под­ готовки и проведения выборов в местные Советы. Брошюра имеет разделы; «Ос­ новные принципы советской изби­ рательной системы», «Избиратель­ ные округа», «Избирательные ко 1 миссии по выборам в местные Со­ веты», «Окружные избирательные комиссии», «Избирательные участ­ ки», «Участковые избирательные комиссии», «Списки избирателей», «Порядок выставления кандидатов в депутаты» и другие. Есть также специальные разделы о порядке вы­ боров в Советы вновь образован­ ных административно - территори­ альных единиц, о проведении пер­ вых сессий вновь избранных Сове­ тов депутатов трудящихся, К брошюре приложены сроки про­ ведения мероприятий по выборам в местные Советы. Автор брошюры работает заведу­ ющим отделом по вопросам работы Советов Президиума Верховного Совета РСФСР. Что сделано по письмам читателей * * * Г. Д. Рублев написал в редакцию о том, что работники Тешевского отделения связи Задонского района на трое суток задержали его сроч­ ную телеграмму. Как сообщил начальник областного управления связи т. Тур, которому было направлено письмо т. Рублева, почтальон А. И. Болдырева за не­ своевременную доставку телеграммы уволена с работы. Начальнику отде­ ления т. Гридневой з а . неудовлетво­ рительную обработку телеграмм и отсутствие контроля за рабо­ той почтальонов объявлен выговор. Комсомолец Леонид Путилин ж а­ ловался в редакцию на плохою ра­ боту радиоузла колхоза имени Фрун­ зе Добринского района, обслужива­ ющего села Приозерное, Плоская Вершина и Ландышевка. В настоящее время, как сообщает начальник Добринской конторы свя­ зи т. Донгузоа, радиолиния в на­ званных селах исправлена, радио­ узел усилен дополнительной аппара­ турой, слышимость передач хоро­ шая. ПОСОБИЕ ИЗУЧАЮЩИМ ПОЛИТЭКОНОМИЮ Издательство социально-экономи­ ческой литературы выпустило книгу «Монополистический капитализм» (очерки основных черт империализ­ ма). В работе дается развернутое изложение ленинского учения о мо­ нополистическом капитализме и основных его чертах. Издание рассчитано на препода­ вателей, студентов экономических вузов, лекторов, пропагандистов и самостоятельно изучающих Полити­ ческую экономию. (ТАСС), Б е з в т о р о г о д н и к о в Многие педагогические коллекти­ вы, ботэясь за претворение нового Закона о школе в жизнь, настойчи­ во и творчески повышая эффек­ тивность урока, ставят перед собой практическую задачу: покончить с второгодничеством. Возможность эта доказана прак­ тически и достаточно обоснована теоретически. К сожалению, практика прошлых лет в жизни школы была не такова: число второгодников достигало 17— 18 процентов от общего числа уча­ щихся. Нередко ученика оставляли в т)м же классе на третий год, пес­ не чего он, потеряв всякую надеж­ ду окончить школу, «отсеивался». Из резкой и справедливой крити­ ки учителя и руководители школ сделали нужные выводы, улучшили качество обучения, больше стали проявлять заботы о каждом ребенке, оказывать своевременную помощь отстающим. В результате количест­ во второгодников сократилось до шести процентов. Однако эти шесть процентов составляют тысячи ре­ бят, по вине, главным образом, педагогов, выбитые из колеи нор­ мального воспитания и обучения. Мы не можем мириться с этим злом и обязаны его искоренить в ближай­ шее время. Долгие годы в области без второ­ годников работал только педагоги­ ческий коллектив Троекуровской средней школы, возглавляемый За­ служенным учителем школы РСФСР В. 3. Иечитаевым. Но уже прошлый учебный год закончили без вго- |югодннков двести школ, в том чис­ ле 20 школ Отадовлядслого райоаа и 18 школ Долгоруковского района. Самой замечательной особенно­ стью работы школ области являет­ ся настойчивое стремление учителей завершить нынешний год без второ­ годников и отсева ребят. Знакомство с работой педагогиче­ ских коллективов показывает, что они. наряду с большой заботой о трудовом воспитании, упорно доби­ ваются усвоения программного ма­ териала буквально каждым учащим­ ся. Почему же успех сопутствует не всем? Почему во многих школах за первое полугодие текущего учебного года шестая — седьмая часть уча­ щихся оказалась неуспевающей? Что мешает ученику и учителю? Плохая организация работы уча­ щихся на уроке: плохой у р о к не да­ ет знаний. В годы, предшествующие пере­ стройке школы, главную свою зада­ чу учитель видел в том, чтобы уче­ ник запомнил текст учебника и умел его пересказать. Это определяло и методы работы учителя: он или рас­ сказывал или спрашивал, а уча­ щиеся или слушали, или пересказы­ вали. Сложилась схема урока, вклю­ чавшая в себя опрос учащихся, со­ общение нового материала и беседу по нему. А по содержанию все это не выходило за рамки параграфа учебника. Постоянное однообразие в постро­ ении урока, книжно-словесное пре­ подавание, изнуряющая пассивность учащихся в процессе обучения,— Гаковы уродливые черты урока, по­ рождавшие массовую неуспевае­ мость* ш егрузку, учащихся шмаль ними заданиями, отбивавшие у мно­ гих ребят охоту к учению и даже к посещению школы. Такая организация урока никого не удовлетворяла: учащимся она не давала знаний, весьма осложняла учение, глушила творчество, иници­ ативу, подавляла естественное стре­ мление к живой, конкретной дея­ тельности; учителя она не удовле­ творяла ничтожностью результатов его труда, нередкими конфликтами с учащимися. Но она проста, не тре­ бует больших усилий, и поэтому оказалась весьма живучей. Несмот­ ря на резкое осуждение таких мето­ дов работы, все же их элементы встречаются еще на уроках некото­ рых учителей, Ломка сложившейся практики, от­ ход от шаблона, освященного педа­ гогическими и методическими кано­ нами, а также поиски и испытания новых путей представляются нелег­ ким Делом. И все же есть достаточ­ но оснований говорить о новом типе урока, который проникает во все большее число школ нашей области. Опыт Усманской первой средней школы, 7-й и 8-й средних шкот Липецка. Троекуровской средней школы и некоторых других по пере­ стройке урока стал широко известен за пределами области. Его изучали делегации учителей Ленинграда, Ро­ стова. Сталино, Воронежа, Львов­ ской области и признали за ним бесспорные преимущества. Указан­ ные коллективы и многие учителя других школ решительно и смело отказались от укоренившейся тра­ фаретной схемы урока. Они макси­ мально стали насыщать каждый урок различными заданиями прак­ тического характера: лабораторные работы, измерения и вычисления, творческие сочинения, работа с кар­ тами и схемами, опыты с живыми экспонатами, наблюдения под мик­ роскопом, решение задач, упражне­ ния, письменные ответы, обработка э к с к у р с и о н н о г о материала и т. п. Практические работы, как прави­ ло, даются всему классу, и каждый ученик выполняет их самостоятель­ но. Учитель руководит самостоя­ тельной работой, помогает в затруд­ нительных случаях и тут же оцени­ вает успехи обучающихся. Проведе­ ние такого урока требует от учителя весьма кропотливой подготовки, бо­ гатого освещения урока: каждому ученику надо приготовить задание и все необходимое для его выполне­ ния. Наибольшее количество неуспе­ вающих продолжает быть по русско­ му языку, многие учителя не справ­ ляются с обучением учащихся гра­ мотному письму. Если бы мы суме­ ли (а это вполне доступно) ликвиди­ ровать неуспеваемость по ру с с к о м у языку, в школах резко поднялась бы успеваемость по д ру г и м предме­ там и мы одолели бы второгодниче­ ство. В этой связи представляет исклю­ чительный интерес опыт работы словесников Усманской первой сред­ ней школы А. Н. Глотовой, К. А. Волковой и В. А. Соцердотовой. Свои уроки они. как правило, начи­ нают классной работой. А домашнее задание, кодовое дается в небольшом объеме (на 1 0— 15 минут) про­ веряют во время самостоятельной работы учащихся. Правило объясня­ ют кратко и чаше всего на основе самостоятельного анализа новых грамматических Форм учащимися, после выполнения письменных уп­ ражнений. На каждом урока они 3 Строительство каждого дома—под контроль! И д о р о г о , и г н и л о . . . Когда знако­ мишься с деятель­ ностью Данковско- го строительно- монтажного уп­ равления, на па­ мять приходит от­ жившая свое вре­ мя п о г о в о р к а : «Своя рубашка — ближе к те­ лу». В прошлом году управление план строительства жилья для соб­ ственных нужд перевыполнило вдвое, а для нужд заказчика — хи­ мического завода—на 8 процентов. Может быть, химики не нуждают­ ся в жилье? Напротив, на заводе многие рабочие, техники, инженеры по полтора—два года стоят на оче­ реди в ожидании квартир. Но что до этого руководителям Данковского ОМУ! Позорно провалив общий план жилищного строительства в истек­ шем году, ОМУ с первых дней ново­ го года работает вполсилы, хотя дел — непочатый край. На строительных площадках всюду царит неразбериха и удиви­ тельная, ничем не оправданная бес­ печность руководителей среднею эвена — прорабов, мастеров, брига­ диров. Они не прониклись чувством ответственности за выполнение го­ сударственного плана, работают по принципу: «лишь бы день прошел». Такой, с позволения сказать, «на­ строй» дают им сами руководители ОМУ, ' прежде всего начальник т. Васильев, который абсолютно без­ различен к судьбе плана. Рабочие говорят, что начальник управления ни разу не был на уча­ стке жилищного строительства, ни с кем не побеседовал по душам. В это трудно поверить. Но т. Васильев сам подтвердил: — На жилучасток никак не вы­ берусь. Текучка заела,— вполне серьезно и спокойно произнес он и показал рукой на кипу бумаг, ле­ жащих на столе. Странное, очень странное поня­ тие о «делах» у начальника строи­ тельства! Вызовы прорабов, масте­ ров, техников в кабинет, длинней­ шие нотации — вот это работа, а оперативное руководство строитель­ ством непосредственно на месте, об­ щение с рабочими и бригадирами— это, по мнению т. Васильева, «из­ лишества» и на них не следует тра­ тить время, Побывай начальник СМУ на стро­ ительстве жилья, он многое бы уви­ дел, многое бы смог сделать. Бот трехэтажный 32-квартирный дом. Более полугола он находится в стадии «завершения». Намечалось несколько сроков ввода его в экс­ плуатацию. Но... — В первой половине февраля,— бьет себя в грудь т. Василь­ ев (в который раз!), — дом До­ строим. Это заверение, мягко выражаясь, так же обречено на провал, как и все предшествующие обязательства. И вот почему. Сейчас отделочные работы в доме по существу прекра­ тились. По рашоряжеиию началь­ ника СМУ с объекта снята бригада сантехмонтажников, хотя водопро­ водная, отопительная и канализа­ ционная системы не готовы. В зда­ нии нужно подогнать двери, вста­ вить стекла в окнах и дать в поме­ щение тепло, чтобы можно было ве­ сти отделочные работы. Но этого не делается. В большинстве комнат нет еще полов. А А. .А. А / Более 10 лет работает Алек- сандр Петрович Бардин в авто- транспортной конторе № 3 сов- ,• нархоза. Он является брлгади- \ ром слоса рей-регули ровщиков ди- ,• зельных машин. Его бригада \ ежемесячно перевыполняет план 1 '. на 30—40 процентов. За актив­ ную рационализаторскую работу и высокие производственные по­ казатели ему несколько раз объ­ являлись благодарности и выда- / вались премии. 7 На снимке: А. Бардин. > Фото А. Чижова. А какая рейка для пола постав­ ляется! Только что напиленная из сырой древесины. Высыхая, она на­ чинает коробиться. — Потом придется полы переби­ рать,— объясняет начальник уча­ стка т. Семенихин.— А что сдела­ ешь? В СМУ до сих пор нет сушил­ ки, а потому приходится многие столярные изделия переделывать. Вставили рамы, навесили двери, ка­ жется, все хорошо. Ан, нет. Через два—три месяца рамы покороба:- лись, в дверях образовались щели... К сожалению, на участке очень многое переделывают, что ведет к большим непроизводительным расхо­ дам. Тут не берегут народную ко­ пейку, искусственно создают пере­ расход денежных средств и матери­ алов. Известно, что установка железо­ бетонных кронштейнов и балкон­ ных плит производится сразу же при кладке стен, но в ОМУ прене­ брегли этим: дрм построен, а в сте­ нах зияют сквозные отверстия. Что­ бы сделать теперь запроектирован­ ные балконы на втором и третьем этажах, предстоит установить леса по фасаду здания. Подсчитано, что расходы на установку балконов воз­ растут против проектной стоимости в пять раз. Причем при монтаже кронштейнов будут нарушены эле­ ментарные технические условия. Начальник участка т. Семенихин заявил руководителям СМУ, что он «снимает с себя ответственность за безопасность эксплуатации балко­ нов». Но что толку от этого? А казус с железобетонными лест­ ничными маршами? Их устанавли­ вают здесь после того, как возведе­ ны стены, сделаны междуэтажные перекрытия. И устанавливают вручную. В результате — лишние затраты труда, нарушение правил техники безопасности. Комбинат подсобных предприятий, возглавляемый т. Чернокожихом, не справляется с производственной программой, выпускает железобе­ тонные изделия для строек жилья низкого качества. Недавно на площадке потребова­ лась для санитарных узлов шлако­ бетонная подготовка. Строители да­ ли заявку на бетон комбинату под­ собных предприятий. На другой день из комбината ответили: — Берите шлак, цемент и делай­ те шлакобетон сами. «Делайте ц еам и »— это значит вручную перемешивать в корытах компоненты, тогда как на комбина­ те имеются для этого специальные механизмы, растворомешалки. Пренебрежение механизмами *— вот что характерно для руководите­ лей СМУ. Подъемные механизмы, транспортерные ленты стоят на приколе, а люди носят раствор в ведрах, кирпич — на носилках. Каменщик С. М. Кнутов, работа-1 ющий на строительстве восьмнквар-! тарного дома, жалуется: — Механизмов у нас много, а делаем все вручную. Перемычки вен сят 70 килограммов, а их поднимав ем на себе. А посмотрите, как по-* дается кирпич на второй этаж... На деревянном трапе стоят «не-* почкой» пять девушек, шестая —- у. груды кирпичей. — Начали!— командует подсоб-1 ная рабочая Александра Деревлина, и кирпич идет из рук в руки. А совсем рядом неподвижно застыли шахтный подъемник и транспортер­ ная лента. Каменщики рассказывают, что им часто приходится простаивать из-за несвоевременной доставки раствора, кирпича и железобетонных изделий, —1 Другой бы раз позвонил в СМУ, на комбинат подсобных пред­ приятий,—* говорит бригадир ка-< менщиков Николай Щетинин,— но на участке нет телефона, а идти туда целых три километра. Вот и сидим., как на острове. Без телефонной связи,—- вме-* шиВается в разговор т. Семенихин, — начальник управления спокойнее себя чувствует. Знает, что не веян кий к нему доберется, ...На одной из улиц поселка дая- ковских химиков возвышаются той восьмиквартирных и два шестнад- цатиювартирных дома. Все они... в стадии «завершения», К четырем домам не подведена наружная теп­ лотрасса, к другим подведена трас­ са, но нет многопустотных плит для чердачных перекрытий. В том, что это жилье в течение нескольких ме-< сяцев не сдается в эксплуатацию, повинны не только руководители СМУ, но и управление строительст­ ва совнархоза, его начальник т. Ба-* бад, заместитель председателя сов­ нархоза т. Щербина. Ведь они еще в прошлом году обещали отпустить для новостроек чугунные и сталь-! ные трубы, чтобы смонтировать ка­ нализационные, отопительные и во-* допровохные системы. Дав слово, тт. Бабад и Щербина отбыли из Данкова, да так и забы­ ли об обещанном. Факты показывают, что в Данко­ ве строят жилье не только медлен­ но и плохо, но и допускают непре­ дусмотренные проектами и сметами большие расходы денежных средств и материалов. Вот уж поисгине5 и дорого, и гнило. А. ЮДАНОВ. (Соб. корр. «Ленинского знамени»). проводят словарные диктанты, а также устную работу по развитию речи. Учащиеся пишут небольшие творческие сочинения, составляют деловые бумаги, самостоятельно со­ ставляют предложения на новые правила, выполняют тренировочные упражнения но учебнику. Предста­ вители ленинградских учителей от­ метили, что на уроках А. Н. Глото­ вой, К. А. Волковой й В. А. Соцер­ дотовой учащиеся выполняют пись­ менных работ больше, чем п ри больших домашних заданиях вместе с уроками по обычной схеме. Насыщенность урока поактиче- . сними работами, разнообразие их и творческий характер настолько увлекают всех, что о нарушениях дисциплины не приходится и гово­ рить. Об эффективности работы учите­ лей первой Усманской средней шко­ лы свидетельствуют недавно прове­ денные контрольные работы по тек­ стам ' Министерства просвещения: свыше семидесяти процентов уча­ щихся написали их на 5 и 4. Хорошо Поставлено преподавание русского языка не в одной Усмап- ской первой средней школе. Значи­ тельные успехи имеются в школах Липецка и Ельца, Долгоруковского. Лебедянского, Тербунского, Измал- ковского и других районов. Организация урока определяется характером предмета, возрастом уча­ щихся, содержанием материала. Бы­ ло бы неразумно все уроки по всем предметам и во всех классах подго­ нять пол один шаблон. Перестройка уроков естество­ ведческого цикла идет по линии дашщ ец и я опытами и лаборатор­ ными работами. Уроки нередко про­ водятся не в классе, а в поле, на электростанции или в ремонтно­ технической мастерской. Известно, что недостаточно иметь знания, надо, чтобы они превраща­ лись в глубокие идейные убеждения. А это достигается в большей мере при изучении предметов гуманитар­ ного цикла, преподавание которых должно связываться с практикой коммунистического строительства, внутренней и внешней политикой нашего государства. Итак, методические и практиче­ ские пути повышения Эффективности учебного процесса и преодоления второгодничества ясны. Чего же не хватает? Не хватает организатор­ ской работы органов народного об­ разования и руководителей школ по внедрению передового опыта. Нельзя ограничиваться освещением пере­ дового опыта и рекомендацией его, надо помочь учителю перейти прак­ тически на работу по-новому. Опыт Усманской первой средней школы ;внедряют в школах Закар­ патской Украины, в Ленинграде й других местах, но о нем лишь от­ влеченно говорят во В т о р о й средней школе того же города Усмани и практически ничего не делают. Зна­ ния же учащихся по р у с с к о м у язы­ ку в этой школе весьма слабые. Нередко встречаются и такие школы, в которых несколько учи­ телей перестроились, некоторые на распутье, другие будто бы ничего нового и не слыхали, а руководите­ ли довольствуются тем, что они «раз­ вязали инициативу й предоставили учителю выбор». Обучение детей « я дело учителя и руководителя школы. Они несут полную ответственность за судьбу каждого ребенка перед обществом и государством. Но учителю нужна помощь родителей и общественно­ сти. По недосмотру родителей неко­ торые учащиеся пропускают заня­ тия, не выполняют домашних зада­ ний. Некоторые исполкомы сель­ ских и городских Советов не отпу­ скают средств школам на оборудо­ вание. Во многих местах плохо ор­ ганизован подвоз к школам далеко живущих ребят, торговые и коопе­ ративные организации неудовлетво­ рительно выполняют решение пра­ вительства о доставке во все школы горячих завтраков. Наступила 3-я учебная четверть самая большая и ответственная. Педагогические коллективы долж­ ны максимально усилить борьбу за качество знаний и навыков уча­ щихся, нетерпимо относиться к не­ достаткам,- беспощадно, критиковать косность и рутину. Развертмваетея подготовка к но­ вому 1961— 62 учебному году. Об­ щественные и хозяйственные орга­ низации должны помочь школам в создании самых благоприятных ус­ ловий для обучения и воспитания ребят. Мы должны мобилизовать все на­ ши силы, привлечь на помощь ро­ дителей, комсомольские, профсоюз­ ные организации, наших замеча­ тельных шефов на борьбу с отсевом учащихся и полностью ликвидиро­ вать второгодничество. И. ПОНОМАРЕВ, заведующий областным отделом ^ \ дародцого образования.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz