Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)
1 февраля 1961 г.» Л? 27 (2007) Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ Тонны металла в отбросах Эта история длится давно. Еще в " 9 э 5 году работники сталелитейно го цеха Тракторного завода И. Кол паков и М. Пестриков подметили, что отходы марганцевистой стали, находящиеся в формовочной земле, ие улавливаются магнитным сепа ратором. Значит, сотни тонн цель ного металла в виде сплесков, скрапа, заливов вместе с отработан ной землей выбрасываются в отвал. Для ликвидации потерь рациона лизаторы разработали способ улав ливания марганцовистого скрапа из отходов земли, предложили конст рукцию вращающегося решетчатого барабана для сбора скрапа. Дошел уже шестой год, как подано предло жение, а результатов внедрения еще не видно. За это время смогли сделать только конструктивную разработку предложения. Правда, 26 декабря прошлого года главный инженер завода т. Ермаков утвер дил график на изготовление бараба на отбора маргаящевистого скрапа. Но документы вышли после того, как о внедрении ценного предложе ния говорилось на городской пар тийной конференции. А ведь могли сделать раньше. Авторы доказали целесообраз ность предложенной ими схемы улавливания скрапа. В начале 1960 года они совместно с механиком землеприготовительного отделения цеха Н. Бабковым изготовили экс периментальный барабан и опробо вали в действии. Только за март было получено от улавливания скрапа на экспериментальной уста новке 60 тонн ценного металла. Становится непонятным, почему же авторам отказали в выдаче аванса в счет вознаграждения? Заявление авторов осталось нерассмотренным. Г. ЛАШКУЛЬ, старший инженер областного совета изобретателей и рацио нализаторов. Нужен новый а в т о б у с н ы й чм а р ш р у т , Сокольакое вошло в городскую черту Липецка и стало его даль ней окраиной. Однако присоедине ние к городу мало отразилось на жизни жителей бывшего села. Про довольственных магазинов у нас по- прежнему нет, и за всеми продукта ми приходится ездить в центр. По ездка же всегда превращается в про блему. Автобусный маршрут к нам не открыт. А транзитные автобусы, проходящие мимо, как правило, пе реполнены. Особенно тяжело бывает женщи нам, когда им приходится ездить с детьми в консультацию или полик линику. До ближайшей автобусной остановки приходится нести ребен ка на руках 4—5 километров. Мы просим облавтотрест ввести новый автобусный маршрут; Со- кольское — Сокол. В. ИВАНОВ, А. ЯДЫКИНА, Р. РОМАНОВА, Д. АГАФОНОВ и другие, всего 12 подписей. | В ч е р а ш н я я ! | п о ч т а р е д а к ц и и 1 } Вчера в редакцию поступило | 1 76 писем и 9 ответов на письма, { {посланные в организации для ? |принятия мер. Б о е в о е с л о в о Стенная газета „К олхо зник4—активный помощник партийной организации Стенная газета артели имени Ле нина «Колхозник» невелика по раз меру, но она выделяется своим оформлением. И содержание ее бо гатое. — Наш «Колхозник» всегда бьет в цель,— говорят в артели. И Это так. Однажды колхозники стали заме чать, что фуражир Н. А. Золотухин небрежно относится к своим обя занностям. Корма в бригадах рас ходовали бесхозяйственно, а фура жир молчал. Да и сам он порой вез корма не на колхозный двор, а на свой собственный. Стенная газета написала об этом. Правление колхоза обсудило за метку и освободило Н. А. Золоту хина от занимаемой должности. Вот другой пример. Как-то к ре дактору стенной газеты Раисе Уль- шиной подошла телятница Валя Зо лотухина. — Плохо идут дела у нас. В те лятнике грязно, холодно, корма подвозят нерегулярно. Бригадир М. Е. Золотухин не заглядывает к нам. Силосную яму до сих пор не открыли, — пожаловалась она. Через несколько дней в стенгазе те появилась заметка, в которой крепко досталось бригадиру. В правлении поддержали выступление газеты, и бригадир не выходил из телятника до тех.пор, пока там не сделали полы, потолни, кормушки. Да и корма теперь подвозят на ферму регулярно. В рацион ввели концентраты, Но газета не только вскрывает и критикует недостатки. На ее стра ницах много места отводится пока зу опыта работы лучших людей. Стенная газета только тогда ин тересна и поучительна, когда в под готовке ее материалов принимает участие широкий авторский актив. У газеты «Колхозник» есть свой по стоянный актив. Часто пишет в га зету комсомолец Николай Струков. Это — работящий парень. Любое поручение колхоза и комсомоль ской организации он выполняет на совесть. Активно участвуют в газе те Р. Нечаева, И. Золотухин, И. Ахап- кин и многие другие. С любовью относится к своему поручению редактор стенгазеты Р. Ульшина. Скромная девушка име ет твердый, волевой характер. Ра ботая заведующей сельской библи отекой, она хорошо изучила эконо мику артели, знает, как идут дела в полеводческих бригадах и на жи вотноводческих фермах, кто рабо тает добросовестно^ а кто с ленцой. — Каждый номер газеты, — рас сказывает Р. Ульшина,—мы обсуж даем на заседании редколлегии. Большую помощь нам оказывает секретарь партийной организации т. Орехов. Он добивается, чтобы каждое выступление стенной газе ты было действенным. Стенгазета в колхозе имени Ле нина стала активным помощником партийной организации и правления артели в борьбе за подъем общ е ственного хозяйства, за досрочное выполнение заданий третьего года семилетки. И. ЛЕСНИКОВ, сотрудник редакции тербунской газеты «Ленинская правда». В цехе холодного проката Но- волипецкого металлургического завода первенство на установке непрерывнотравильного агрегата держит бригада П. М. Стародуб ц е в а . •, На снимке (слева направо): . бригадир П. М. Стародубцев и г машинист-оператор А. Е. Гущин /производят замер травленого стального листа. Фото А. Зенина. С о в е т у е м . п р о ч и т а т ь БРОШЮРА О ПОРЯДКЕ ВЫБОРОВ Вышла из печати и поступила в продажу брошюра Н. Г. Старовой това — «Порядок выборов в мест ные Советы депутатов трудящихся», выпущенная государственным изда тельством юридической литературы. В брошюре изложены практические вопросы избирательной кампании, основные положения техники под готовки и проведения выборов в местные Советы. Брошюра имеет разделы; «Ос новные принципы советской изби рательной системы», «Избиратель ные округа», «Избирательные ко 1 миссии по выборам в местные Со веты», «Окружные избирательные комиссии», «Избирательные участ ки», «Участковые избирательные комиссии», «Списки избирателей», «Порядок выставления кандидатов в депутаты» и другие. Есть также специальные разделы о порядке вы боров в Советы вновь образован ных административно - территори альных единиц, о проведении пер вых сессий вновь избранных Сове тов депутатов трудящихся, К брошюре приложены сроки про ведения мероприятий по выборам в местные Советы. Автор брошюры работает заведу ющим отделом по вопросам работы Советов Президиума Верховного Совета РСФСР. Что сделано по письмам читателей * * * Г. Д. Рублев написал в редакцию о том, что работники Тешевского отделения связи Задонского района на трое суток задержали его сроч ную телеграмму. Как сообщил начальник областного управления связи т. Тур, которому было направлено письмо т. Рублева, почтальон А. И. Болдырева за не своевременную доставку телеграммы уволена с работы. Начальнику отде ления т. Гридневой з а . неудовлетво рительную обработку телеграмм и отсутствие контроля за рабо той почтальонов объявлен выговор. Комсомолец Леонид Путилин ж а ловался в редакцию на плохою ра боту радиоузла колхоза имени Фрун зе Добринского района, обслужива ющего села Приозерное, Плоская Вершина и Ландышевка. В настоящее время, как сообщает начальник Добринской конторы свя зи т. Донгузоа, радиолиния в на званных селах исправлена, радио узел усилен дополнительной аппара турой, слышимость передач хоро шая. ПОСОБИЕ ИЗУЧАЮЩИМ ПОЛИТЭКОНОМИЮ Издательство социально-экономи ческой литературы выпустило книгу «Монополистический капитализм» (очерки основных черт империализ ма). В работе дается развернутое изложение ленинского учения о мо нополистическом капитализме и основных его чертах. Издание рассчитано на препода вателей, студентов экономических вузов, лекторов, пропагандистов и самостоятельно изучающих Полити ческую экономию. (ТАСС), Б е з в т о р о г о д н и к о в Многие педагогические коллекти вы, ботэясь за претворение нового Закона о школе в жизнь, настойчи во и творчески повышая эффек тивность урока, ставят перед собой практическую задачу: покончить с второгодничеством. Возможность эта доказана прак тически и достаточно обоснована теоретически. К сожалению, практика прошлых лет в жизни школы была не такова: число второгодников достигало 17— 18 процентов от общего числа уча щихся. Нередко ученика оставляли в т)м же классе на третий год, пес не чего он, потеряв всякую надеж ду окончить школу, «отсеивался». Из резкой и справедливой крити ки учителя и руководители школ сделали нужные выводы, улучшили качество обучения, больше стали проявлять заботы о каждом ребенке, оказывать своевременную помощь отстающим. В результате количест во второгодников сократилось до шести процентов. Однако эти шесть процентов составляют тысячи ре бят, по вине, главным образом, педагогов, выбитые из колеи нор мального воспитания и обучения. Мы не можем мириться с этим злом и обязаны его искоренить в ближай шее время. Долгие годы в области без второ годников работал только педагоги ческий коллектив Троекуровской средней школы, возглавляемый За служенным учителем школы РСФСР В. 3. Иечитаевым. Но уже прошлый учебный год закончили без вго- |югодннков двести школ, в том чис ле 20 школ Отадовлядслого райоаа и 18 школ Долгоруковского района. Самой замечательной особенно стью работы школ области являет ся настойчивое стремление учителей завершить нынешний год без второ годников и отсева ребят. Знакомство с работой педагогиче ских коллективов показывает, что они. наряду с большой заботой о трудовом воспитании, упорно доби ваются усвоения программного ма териала буквально каждым учащим ся. Почему же успех сопутствует не всем? Почему во многих школах за первое полугодие текущего учебного года шестая — седьмая часть уча щихся оказалась неуспевающей? Что мешает ученику и учителю? Плохая организация работы уча щихся на уроке: плохой у р о к не да ет знаний. В годы, предшествующие пере стройке школы, главную свою зада чу учитель видел в том, чтобы уче ник запомнил текст учебника и умел его пересказать. Это определяло и методы работы учителя: он или рас сказывал или спрашивал, а уча щиеся или слушали, или пересказы вали. Сложилась схема урока, вклю чавшая в себя опрос учащихся, со общение нового материала и беседу по нему. А по содержанию все это не выходило за рамки параграфа учебника. Постоянное однообразие в постро ении урока, книжно-словесное пре подавание, изнуряющая пассивность учащихся в процессе обучения,— Гаковы уродливые черты урока, по рождавшие массовую неуспевае мость* ш егрузку, учащихся шмаль ними заданиями, отбивавшие у мно гих ребят охоту к учению и даже к посещению школы. Такая организация урока никого не удовлетворяла: учащимся она не давала знаний, весьма осложняла учение, глушила творчество, иници ативу, подавляла естественное стре мление к живой, конкретной дея тельности; учителя она не удовле творяла ничтожностью результатов его труда, нередкими конфликтами с учащимися. Но она проста, не тре бует больших усилий, и поэтому оказалась весьма живучей. Несмот ря на резкое осуждение таких мето дов работы, все же их элементы встречаются еще на уроках некото рых учителей, Ломка сложившейся практики, от ход от шаблона, освященного педа гогическими и методическими кано нами, а также поиски и испытания новых путей представляются нелег ким Делом. И все же есть достаточ но оснований говорить о новом типе урока, который проникает во все большее число школ нашей области. Опыт Усманской первой средней школы, 7-й и 8-й средних шкот Липецка. Троекуровской средней школы и некоторых других по пере стройке урока стал широко известен за пределами области. Его изучали делегации учителей Ленинграда, Ро стова. Сталино, Воронежа, Львов ской области и признали за ним бесспорные преимущества. Указан ные коллективы и многие учителя других школ решительно и смело отказались от укоренившейся тра фаретной схемы урока. Они макси мально стали насыщать каждый урок различными заданиями прак тического характера: лабораторные работы, измерения и вычисления, творческие сочинения, работа с кар тами и схемами, опыты с живыми экспонатами, наблюдения под мик роскопом, решение задач, упражне ния, письменные ответы, обработка э к с к у р с и о н н о г о материала и т. п. Практические работы, как прави ло, даются всему классу, и каждый ученик выполняет их самостоятель но. Учитель руководит самостоя тельной работой, помогает в затруд нительных случаях и тут же оцени вает успехи обучающихся. Проведе ние такого урока требует от учителя весьма кропотливой подготовки, бо гатого освещения урока: каждому ученику надо приготовить задание и все необходимое для его выполне ния. Наибольшее количество неуспе вающих продолжает быть по русско му языку, многие учителя не справ ляются с обучением учащихся гра мотному письму. Если бы мы суме ли (а это вполне доступно) ликвиди ровать неуспеваемость по ру с с к о м у языку, в школах резко поднялась бы успеваемость по д ру г и м предме там и мы одолели бы второгодниче ство. В этой связи представляет исклю чительный интерес опыт работы словесников Усманской первой сред ней школы А. Н. Глотовой, К. А. Волковой и В. А. Соцердотовой. Свои уроки они. как правило, начи нают классной работой. А домашнее задание, кодовое дается в небольшом объеме (на 1 0— 15 минут) про веряют во время самостоятельной работы учащихся. Правило объясня ют кратко и чаше всего на основе самостоятельного анализа новых грамматических Форм учащимися, после выполнения письменных уп ражнений. На каждом урока они 3 Строительство каждого дома—под контроль! И д о р о г о , и г н и л о . . . Когда знако мишься с деятель ностью Данковско- го строительно- монтажного уп равления, на па мять приходит от жившая свое вре мя п о г о в о р к а : «Своя рубашка — ближе к те лу». В прошлом году управление план строительства жилья для соб ственных нужд перевыполнило вдвое, а для нужд заказчика — хи мического завода—на 8 процентов. Может быть, химики не нуждают ся в жилье? Напротив, на заводе многие рабочие, техники, инженеры по полтора—два года стоят на оче реди в ожидании квартир. Но что до этого руководителям Данковского ОМУ! Позорно провалив общий план жилищного строительства в истек шем году, ОМУ с первых дней ново го года работает вполсилы, хотя дел — непочатый край. На строительных площадках всюду царит неразбериха и удиви тельная, ничем не оправданная бес печность руководителей среднею эвена — прорабов, мастеров, брига диров. Они не прониклись чувством ответственности за выполнение го сударственного плана, работают по принципу: «лишь бы день прошел». Такой, с позволения сказать, «на строй» дают им сами руководители ОМУ, ' прежде всего начальник т. Васильев, который абсолютно без различен к судьбе плана. Рабочие говорят, что начальник управления ни разу не был на уча стке жилищного строительства, ни с кем не побеседовал по душам. В это трудно поверить. Но т. Васильев сам подтвердил: — На жилучасток никак не вы берусь. Текучка заела,— вполне серьезно и спокойно произнес он и показал рукой на кипу бумаг, ле жащих на столе. Странное, очень странное поня тие о «делах» у начальника строи тельства! Вызовы прорабов, масте ров, техников в кабинет, длинней шие нотации — вот это работа, а оперативное руководство строитель ством непосредственно на месте, об щение с рабочими и бригадирами— это, по мнению т. Васильева, «из лишества» и на них не следует тра тить время, Побывай начальник СМУ на стро ительстве жилья, он многое бы уви дел, многое бы смог сделать. Бот трехэтажный 32-квартирный дом. Более полугола он находится в стадии «завершения». Намечалось несколько сроков ввода его в экс плуатацию. Но... — В первой половине февраля,— бьет себя в грудь т. Василь ев (в который раз!), — дом До строим. Это заверение, мягко выражаясь, так же обречено на провал, как и все предшествующие обязательства. И вот почему. Сейчас отделочные работы в доме по существу прекра тились. По рашоряжеиию началь ника СМУ с объекта снята бригада сантехмонтажников, хотя водопро водная, отопительная и канализа ционная системы не готовы. В зда нии нужно подогнать двери, вста вить стекла в окнах и дать в поме щение тепло, чтобы можно было ве сти отделочные работы. Но этого не делается. В большинстве комнат нет еще полов. А А. .А. А / Более 10 лет работает Алек- сандр Петрович Бардин в авто- транспортной конторе № 3 сов- ,• нархоза. Он является брлгади- \ ром слоса рей-регули ровщиков ди- ,• зельных машин. Его бригада \ ежемесячно перевыполняет план 1 '. на 30—40 процентов. За актив ную рационализаторскую работу и высокие производственные по казатели ему несколько раз объ являлись благодарности и выда- / вались премии. 7 На снимке: А. Бардин. > Фото А. Чижова. А какая рейка для пола постав ляется! Только что напиленная из сырой древесины. Высыхая, она на чинает коробиться. — Потом придется полы переби рать,— объясняет начальник уча стка т. Семенихин.— А что сдела ешь? В СМУ до сих пор нет сушил ки, а потому приходится многие столярные изделия переделывать. Вставили рамы, навесили двери, ка жется, все хорошо. Ан, нет. Через два—три месяца рамы покороба:- лись, в дверях образовались щели... К сожалению, на участке очень многое переделывают, что ведет к большим непроизводительным расхо дам. Тут не берегут народную ко пейку, искусственно создают пере расход денежных средств и матери алов. Известно, что установка железо бетонных кронштейнов и балкон ных плит производится сразу же при кладке стен, но в ОМУ прене брегли этим: дрм построен, а в сте нах зияют сквозные отверстия. Что бы сделать теперь запроектирован ные балконы на втором и третьем этажах, предстоит установить леса по фасаду здания. Подсчитано, что расходы на установку балконов воз растут против проектной стоимости в пять раз. Причем при монтаже кронштейнов будут нарушены эле ментарные технические условия. Начальник участка т. Семенихин заявил руководителям СМУ, что он «снимает с себя ответственность за безопасность эксплуатации балко нов». Но что толку от этого? А казус с железобетонными лест ничными маршами? Их устанавли вают здесь после того, как возведе ны стены, сделаны междуэтажные перекрытия. И устанавливают вручную. В результате — лишние затраты труда, нарушение правил техники безопасности. Комбинат подсобных предприятий, возглавляемый т. Чернокожихом, не справляется с производственной программой, выпускает железобе тонные изделия для строек жилья низкого качества. Недавно на площадке потребова лась для санитарных узлов шлако бетонная подготовка. Строители да ли заявку на бетон комбинату под собных предприятий. На другой день из комбината ответили: — Берите шлак, цемент и делай те шлакобетон сами. «Делайте ц еам и »— это значит вручную перемешивать в корытах компоненты, тогда как на комбина те имеются для этого специальные механизмы, растворомешалки. Пренебрежение механизмами *— вот что характерно для руководите лей СМУ. Подъемные механизмы, транспортерные ленты стоят на приколе, а люди носят раствор в ведрах, кирпич — на носилках. Каменщик С. М. Кнутов, работа-1 ющий на строительстве восьмнквар-! тарного дома, жалуется: — Механизмов у нас много, а делаем все вручную. Перемычки вен сят 70 килограммов, а их поднимав ем на себе. А посмотрите, как по-* дается кирпич на второй этаж... На деревянном трапе стоят «не-* почкой» пять девушек, шестая —- у. груды кирпичей. — Начали!— командует подсоб-1 ная рабочая Александра Деревлина, и кирпич идет из рук в руки. А совсем рядом неподвижно застыли шахтный подъемник и транспортер ная лента. Каменщики рассказывают, что им часто приходится простаивать из-за несвоевременной доставки раствора, кирпича и железобетонных изделий, —1 Другой бы раз позвонил в СМУ, на комбинат подсобных пред приятий,—* говорит бригадир ка-< менщиков Николай Щетинин,— но на участке нет телефона, а идти туда целых три километра. Вот и сидим., как на острове. Без телефонной связи,—- вме-* шиВается в разговор т. Семенихин, — начальник управления спокойнее себя чувствует. Знает, что не веян кий к нему доберется, ...На одной из улиц поселка дая- ковских химиков возвышаются той восьмиквартирных и два шестнад- цатиювартирных дома. Все они... в стадии «завершения», К четырем домам не подведена наружная теп лотрасса, к другим подведена трас са, но нет многопустотных плит для чердачных перекрытий. В том, что это жилье в течение нескольких ме-< сяцев не сдается в эксплуатацию, повинны не только руководители СМУ, но и управление строительст ва совнархоза, его начальник т. Ба-* бад, заместитель председателя сов нархоза т. Щербина. Ведь они еще в прошлом году обещали отпустить для новостроек чугунные и сталь-! ные трубы, чтобы смонтировать ка нализационные, отопительные и во-* допровохные системы. Дав слово, тт. Бабад и Щербина отбыли из Данкова, да так и забы ли об обещанном. Факты показывают, что в Данко ве строят жилье не только медлен но и плохо, но и допускают непре дусмотренные проектами и сметами большие расходы денежных средств и материалов. Вот уж поисгине5 и дорого, и гнило. А. ЮДАНОВ. (Соб. корр. «Ленинского знамени»). проводят словарные диктанты, а также устную работу по развитию речи. Учащиеся пишут небольшие творческие сочинения, составляют деловые бумаги, самостоятельно со ставляют предложения на новые правила, выполняют тренировочные упражнения но учебнику. Предста вители ленинградских учителей от метили, что на уроках А. Н. Глото вой, К. А. Волковой й В. А. Соцер дотовой учащиеся выполняют пись менных работ больше, чем п ри больших домашних заданиях вместе с уроками по обычной схеме. Насыщенность урока поактиче- . сними работами, разнообразие их и творческий характер настолько увлекают всех, что о нарушениях дисциплины не приходится и гово рить. Об эффективности работы учите лей первой Усманской средней шко лы свидетельствуют недавно прове денные контрольные работы по тек стам ' Министерства просвещения: свыше семидесяти процентов уча щихся написали их на 5 и 4. Хорошо Поставлено преподавание русского языка не в одной Усмап- ской первой средней школе. Значи тельные успехи имеются в школах Липецка и Ельца, Долгоруковского. Лебедянского, Тербунского, Измал- ковского и других районов. Организация урока определяется характером предмета, возрастом уча щихся, содержанием материала. Бы ло бы неразумно все уроки по всем предметам и во всех классах подго нять пол один шаблон. Перестройка уроков естество ведческого цикла идет по линии дашщ ец и я опытами и лаборатор ными работами. Уроки нередко про водятся не в классе, а в поле, на электростанции или в ремонтно технической мастерской. Известно, что недостаточно иметь знания, надо, чтобы они превраща лись в глубокие идейные убеждения. А это достигается в большей мере при изучении предметов гуманитар ного цикла, преподавание которых должно связываться с практикой коммунистического строительства, внутренней и внешней политикой нашего государства. Итак, методические и практиче ские пути повышения Эффективности учебного процесса и преодоления второгодничества ясны. Чего же не хватает? Не хватает организатор ской работы органов народного об разования и руководителей школ по внедрению передового опыта. Нельзя ограничиваться освещением пере дового опыта и рекомендацией его, надо помочь учителю перейти прак тически на работу по-новому. Опыт Усманской первой средней школы ;внедряют в школах Закар патской Украины, в Ленинграде й других местах, но о нем лишь от влеченно говорят во В т о р о й средней школе того же города Усмани и практически ничего не делают. Зна ния же учащихся по р у с с к о м у язы ку в этой школе весьма слабые. Нередко встречаются и такие школы, в которых несколько учи телей перестроились, некоторые на распутье, другие будто бы ничего нового и не слыхали, а руководите ли довольствуются тем, что они «раз вязали инициативу й предоставили учителю выбор». Обучение детей « я дело учителя и руководителя школы. Они несут полную ответственность за судьбу каждого ребенка перед обществом и государством. Но учителю нужна помощь родителей и общественно сти. По недосмотру родителей неко торые учащиеся пропускают заня тия, не выполняют домашних зада ний. Некоторые исполкомы сель ских и городских Советов не отпу скают средств школам на оборудо вание. Во многих местах плохо ор ганизован подвоз к школам далеко живущих ребят, торговые и коопе ративные организации неудовлетво рительно выполняют решение пра вительства о доставке во все школы горячих завтраков. Наступила 3-я учебная четверть самая большая и ответственная. Педагогические коллективы долж ны максимально усилить борьбу за качество знаний и навыков уча щихся, нетерпимо относиться к не достаткам,- беспощадно, критиковать косность и рутину. Развертмваетея подготовка к но вому 1961— 62 учебному году. Об щественные и хозяйственные орга низации должны помочь школам в создании самых благоприятных ус ловий для обучения и воспитания ребят. Мы должны мобилизовать все на ши силы, привлечь на помощь ро дителей, комсомольские, профсоюз ные организации, наших замеча тельных шефов на борьбу с отсевом учащихся и полностью ликвидиро вать второгодничество. И. ПОНОМАРЕВ, заведующий областным отделом ^ \ дародцого образования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz