Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

8 Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 22 ноября Ш Й Г ..М 2 7 4 (22547 НАЧАЛО БОЛЬШОГО НАСТУПЛЕНИЯ Мороз посеребрил озимь. На не­ оглядных полях добрянского колхо­ за имени Фрунзе не увидишь ни единого клочка невспаханной земли, ни одной «забытой» делянки. По­ левые работы давно закончены. Все, чем щедро одарила хлеборобов зем­ ля, по-хозяйски прибрано в ам­ бары. Но тишина — только на полях. Всюду — в механических мастер­ ских, на животноводческих фермах, бригадных дворах чувствуется вы­ сокий трудовой накал. Верхнемат- ИМЕННО СЕГОДНЯ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ ОСНОВА | БУДУЩЕГО УРОЖАЯ О В 1962 году хлеборобы колхоза имени Фрунзе Добринского района доведут валовой сбор зерна до 105 тысяч центнеров—на 22 тысячи центнеров больше, чем было собрано в нынешнем году. О Посевы кукурузы на сухое зерно будут расширены на 320 гектаров и посевы гороха—на 300 гектаров. ловину ярового клина в бригаде А все-таки ставку колхоз делает займет кукуруза на сухое зерно и на кукурузное зерно и горох. При ренцы живут той большой жизнью, горох, Придется много поработать,— той урожайности зерновых, что по- Серьезное значение в колхозе придают разведению водоплавающей птицы, увеличения производства мяса. Заведующий Приозеренской птицефермой В. М. Бобрешов (слева), приехав за кормом, встретился с председате лем колхоза А. Ф. Астанковым. ‘— Ферме дела идут хорошо, —говорит он председателю, — 50 тысяч уток- за что коллектив >в 1962 году, наверняка, будет! Утки — большой резерв на центральную усадьбу борется наш которую вдохнул в каждого исто­ рический XXII съезд родной партии, принявший грандиозную Программу построения коммунизма в нашей стране. В этой Программе — мечты колхозников, их надежды и счастье. В мастерскую, что расположена на центральной усадьбе колхоза, только что доставили тракторы ме­ ханизаторы пятой бригады. Ремон­ тировать .машины они приехали всем коллективом. — Будущая весна у нас будет особенной, — говорит бригадир Ва­ силий Тихонович Путилин. — По- 11, ульгонувшись, добавил, — но это нас не страшит. Техника не подве­ дет, она в надежных руках. Верхнематренские механизаторы который уже год первыми в районе управляются со всеми полевыми ра­ ботами. Ныне они в хорошие сроки вспахали свыше 6000 гектаров зяби 22 тысячи центнеров. лучена нынче — 18,2 центнера зер­ на с гектара, расширив посевы ку­ курузы и гороха, колхоз за один год может ^ довести валовой сбор зерна до 105 тысяч центнеров, то есть увеличить производство зерна по сравнению с нынешним годам на Д Е Л О Н А Ш И Х Р У К На всю жизнь останутся у меня •в памяти дни, проведенные в Моск­ ве, на историческом съезде строи­ телей коммунизма, делегатом кото­ рого мне посчастливилось быть. На съезде принята новая Программа КПСС, которую все советские люди справедливо рассматривают как курс к коммунизму. Она просто и ясно написана, каждому понятно, что будущее общество — дело на­ ших рук, явится результатом твор­ ческого, вдохновенного труда совет­ ского народа. / Мне навсегда запомнились яр­ кие, глубокие выступления товари­ ща Н. С. Хрущева. Псе делегаты и участники съезда в едином порыве аплодировали товарищу Н. С. Хру­ щеву, горячо одобряя выводы и по­ ложения Отчетного доклада ЦК и доклада о Программе. И словно вы­ ражая мысли и чаяния всего совет­ ского народа, Никита Сергеевич сказал при закрытии съезда: «Наши цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи! З # новые побе­ ды коммунизма!». Делегаты горячо одобрили меро­ приятия Центрального Комитета, направленные на восстановление ленинских норм партийной жизни. С презрением говорили выступавшие на съезде товарищи о раскольниче­ ских действиях и преступлениях кучки фракционеров, пытавшихся свернуть партию с ленинского пути. Очень высока была активность делегатов. В прениях по докладам товарища Н. С. Хрущева и Отчету Центральной Ревизионной Комис­ сии выступило 70 человек. О том, как должно развиваться сельскохозяйственное производст­ во, много -сказано в докладах това­ рища Н. С. Хрущева, в новой Про­ грамме партии, в речах делегатов. Об этом также шла речь на сове­ щании работников сельского хозяй­ ства, которое -состоялось сразу же после съезда. Я все время сравнивал показа­ тели нашего колхоза с тем, чего мы должны достичь в ближайшем будущем, с успехами передовых хозяйств страны. И надо прямо сказать, что нам еще надо очень и очень много потрудиться, чтобы внести достойный вклад в дело коммунистического строительства. В этом году члены нашей арте­ ли добились некоторых успехов в полеводстве и животноводстве. Го­ довой план продажи зерна мы пе­ ревыполнили более чем в полтора раза, заметно увеличилась урожай­ ность. На весенний сев будущего года засыпаны сортовые семена высоких кондиций. Выполнен план подъема зяби— вспахано семь тысяч гектаров. Посеяно более половины озимого клина пшеницей «Степ- ная-135». В нынешнем году она дала в среднем по 22 центнера с гектара на площади 1370 гектаров, а на семенном участке третьей бригады—до 35 центнеров. 44-ю годовщину Великого Ок­ тября наш колхоз встретил завер­ шением годового л.дана продажи молока государст­ ву. Идет к концу выполнение плана- продажи мяса. До конца года прода­ дим еще немало этих важ н ейш их продуктов. Нынешний уровень производства нам надо увеличить в несколько раз. XXII съезд потребовал в своей резолюции по Отчету Центрального Комитета КПСС: «Колхозы и сов­ хозы на основе накопленного опы­ та должны сделать теперь новый большой шаг вперед и успешно вы­ полнить задания семилетки». С чего начинать решение этой задачи? Об этом очень ясно сказал на съезде товарищ Н. С. Хрущев: «Мы намеренно рассматриваем про­ блему производства зерна, мяса, молока, как единую задачу. Было бы неправильным разделять реше­ ние зерновой- и животноводческой проблем. Они должны рассматри­ ваться в неразрывном единстве, ре­ шаться в комплексе. Что такое ре­ шение зерновой проблемы? Это обеспечение необходимого уровня производства зерна и для продо­ вольственных целей и для нужд животноводства». Мы будем и впредь совершенст­ вовать -структуру посевных пло­ щадей. В озимом клину все более увеличиваем посев пшеницы вме­ сто ржи. В яровых же посевах у нас еще не все благополучно. Надо высевать наиболее урожайные сор­ та ячменя. Но это еще не полное решение проблемы, выдвинутой съездом. Верным средством увеличения валовых сборов зерна является по­ сев кукурузы на зерно. Мы до не­ давнего времени -считали, что в на­ ших условиях на зерно кукуруза не будет вызревать. Однако жизнь опровергла эти предположения. На съезде я видел прославленного ку­ курузовода — молодого механиза­ тора П. Е. Сапунова. Он на прак­ тике доказал, что в Орловской об­ ласти можно получать не только замечательные урожаи кукурузы на зеленую массу, но и великолеп­ ные урожаи этой культуры на зер­ но. П. Е. Сапунов собрал по 62 центнера зерна с гектара и в бу­ дущем году собирается вырастить на 50 гектарах по 70 центнеров кукурузного зерна. Чем же наши климатические ус­ ловия отличаются от орловских? Ничем, если не считать, что мы жи­ вем гораздо южнее, . что солнеч­ ных дней у нас, пожалуй, больше. Да ведь и у нас были случаи, ког­ да отдельные участки давали ку­ курузу на зерно. Дело, следова­ тельно, за тем, чтобы поставить всерьез эту задачу перед -собой и вешить ее во что бы то ни стало. Есть у нас для этого все возмож­ ности: опытные механизаторы, доб­ ротная техника, хорошие земли. Одного из лучших механизаторов— М. Н. Бубнова мы думаем послать поучиться к А. В. Гиталову. Мы бу­ дем в 1962 году сеять 700 гектаров кукурузы на зерно. Г о в о р и т у ч а с т н и к и с т о р и ч е с к о г о с ъ е з д а Е с т ь 9 6 5 0 п о р о с я т ! ТРОЕКУРОВО. (Саб. корр. «Ле- никакого знамени»). Еще в те дни, когда страну облетела весть о созы­ ве XXII съезда партии, рабочие свинотоварной фермы Центрального отделения совхоза «Гагаринский» решили соревноваться за получение звания фермы коммунистического труда. Они стали на трудовую вах­ ту в честь съезда и обязались по­ лучить в течение года 10 тысяч поросят. На днях в совхозе подвели итоги соревнования. Слаженная работа всего коллектива принесла отлич­ ный результат. За это время свино­ водами получено 9650 поросят. Хороших результатов добились свинарки А. Ухина, М. Никонова и В. Тараканова. Каждая получила от закрепленных свиноматок по 620 — 690- поросят. Но особых успехов добилась знатная свинарка совхоза М. А. Петрухина, получившая от закрепленных за нею свиноматок 850 поросят. В эти дни работники фер!мы ре­ шили продолжать соревнование, на­ чатое в честь XXII съезда партии, и до конца года получить еще не менее 1500 поросят. —Это будет нашим вкладом в строительство коммунизма, —- за­ являют свинарки. В районе наш колхоз иногда ста­ вят в пример дру­ гим по уровню аг­ ротехники выра- ( щивания зерновых культур. Но мы хорошо знаем, что и в этом отно­ шении у нас еще много неиспользо­ ванных резервов и возможностей. Мы будем самым решительным обра­ зом внедрять опыт лучшего хозяй­ ства нашей области— совхоза «Пет­ ровский». По их примеру мы стремимся всюду вести глубокую пахоту, вы­ севать полную норму семян. Сеем только узкорядным и перекрестным способами. У нас почти нет чистых паров. Но в посевах до си$ пор по­ чти не было гороха, а он является важной продовольственной и кор­ мовой культурой. Горох высоко це­ нится, а, кроме того, оставляет после себя очень много азота в поч­ ве. Это могучая культура, и неда­ ром на съезде Никита Сергеевич Хрущев так тепло отозвался о сов­ хозе «Петровский», где умеют вы­ ращивать высокие урожаи гороха. Весной будущего года мы обяза­ тельно посеем не менее трехсот гектаров гороха. Озимая пшеница, кукуруза и го­ рох, эти три кита, по образному выражению товарища Хрущева,— вот на что мы теперь будем ориен­ тироваться. Очень хорошо на съезде говорил о механизации в сельском хозяйст­ ве знатный украинский хлебороб дважды Герой Социалистического Труда А. В. Гиталов. Мы уверены, что промышленность нашей стра­ ны даст нам комплекс машин, что­ бы полностью механизировать все трудовые процессы в полеводстве, а затем и в животноводстве. Это— ключ к решению задачи резкого подъема сельскохозяйственного производства. До последнего времени мы сеяли сахарную свеклу лишь для произ­ водства сахара, С будущего года мы внедрим посевы свеклы для кормо­ вых целей на возможно больших площадях. Перед нами стоит большая зада­ ча по увеличению производства мя­ са — надо получить до 75 центне- — план перевыполнили, и поехали на выручку к отстающему соседу — в колхоз «Рассвет». Инженер колхоза Виктор Михай­ лович Кузнецов затрудняется на­ звать лучшую бригаду. Во всех бригадах тракторы использовали на ^ полную . мощность. Трактористы | В. В. Кузнецов, И. П. Ретюяских, ров на сто г е к т а -!^ - И- Афанасьев довели сменную ров пашни и 16 ц.1 выработку на взмете зяби до 10 * гектаров. Из механической мастерской до­ носится гул станков, лязг металла, далеко видны вспышки электро­ сварки. Ремонт тракторов в полном разгаре. Тут же, на усадьбе, трак­ тористы под руководством механика П. М. Перова ведут сборку зерно­ вых и кукурузных сеялок, недавно полученных колхозом. — Что намечается сделать в кол­ хозе, чтобы уже в будущем году резко увеличить производство зер­ на? на сто гектаров других сельскохо­ зяйственных уго­ дий. Как мы будем решать эту проблему? Прежде все­ го, надо резко увеличить поголовье свиней. У нас уже есть некоторый опыт откорма свиней по методу знатного свинаря области делегата XXII съезда партии И. С. Качанова. Мы добьемся, чтобы метод крупно- груипового содержания свиней стал у нас основным методом в свино­ водстве. Расчеты таковы. Посевы гороха весной расширятся со 130 до 450 гектаров. Семена имеются на всю площадь. Почти в три раза будут увеличены посевы кукурузы на су­ хое зерно. Они составят 500 гекта­ ров. На 200 гектаров расширяются посевы проса. В колхозе есть все, чтобы кукурузу на зерно возделы­ вать на большой площади. Приоб­ ретены еще шесть кукурузных сея­ лок «ОКГ-6А»,три трактора «Т-38», том, чтобы снаб­ дить колхозы и совхозы кукурузо­ уборочными ком­ байнами. Рост валового производства зерна позволит колхо­ зу быстрыми темпами развивать' животноводство. К концу года на фермах будет 610 коров — за год дойное стадо увеличится на 145 голов. В зиму пошло 2900 свиней и 8500 голов водоплавающей пти­ цы и кур. Взят курс на раз­ витие скороспелых отраслей жи­ вотноводства. В 1962 году вторая комплексная бригада будет специа­ лизироваться на производстве сви­ нины. Здесь намечено сконцентри­ ровать 5000 свиней. Весной в бригаде начнется строительство трех свинарников для маточного и от­ кормочного поголовья. Хорошими делами славятся в рай­ оне птицеводы колхоза имени Фрун­ зе. В этом году они произвели около 200 тысяч штук яиц и 170 цент­ неров птичьего мяса. Птицеводство сосредоточено в пятой комплексной бригаде — в селе Приозерном. Приозеренские птицеводы решил!’ полностью использовать «голубую целину». Они борются за то, чтобы в будущем году откормить 50 тысяч уток и таким образом произвести на сто гектаров посевов зерновых по 20 центнеров утиного мяса. Вот что рассказывает опытный птице­ вод Василий Максимович Бобрешов: — К большому наступлению все готово. Мы увеличили маточное ста- зерносушилка. Механизаторы научи- ло ^т ок^ 350 до 4500 голов. Мо­ лодняк будет. У нас в Приозерном есть водоемы, но1 для такого' боль- лись возделывать кукурузу. Трак­ тористы Н. А. Рязанцев, В. Ф. Пу­ тилин, М. С. Афанасьев стали на­ стоящими мастерами «зеленых квад­ ратов». — Уборка кукурузы — вот что нас волнует, — говорит А. Ф. Ас- танков. — В таком большом хозяй­ стве, как наше, нет ни одного ку­ курузоуборочного комбайна, А с 500 гектаров початки вручную не уберешь. Нужны машины. Пробова- Но если мы говорим об изоби- ♦ Вопрос не застал врасплох ли мы Убирать кукурузу комбайном лии, то нельзя ограничиться изводством лишь свиного этом гово­ рили на заседании правления, в парткоме. Решено снова пересмот­ р е т ь структуру посевных площадей. про-1 председателя колхоза Алексея Фе- мяса. Н а» д 0р0Ш1Ча Астанкова. Об совещании раоотников сельского ' хозяйства Никита Сергеевич Хру­ щев говорил о таких важных резер­ вах, как птица и рыба. У нас в * колхозах и совхозах много водое-| В докладах на XXII съезде мов, в которых можно разводить | РИСС Никита Сергеевич Хрущев и рыбу, и водоплавающую птицу. С X большое значение придал расшире- весны будущего года мы всерьез | нию посевов кукурузы на сухое зер- займемся птицеводством и р ы б о -|но и гороха, — рассказывает пред- водетввм. | седатель. — В том, что это дейст- Для решения всех этих больших <►в^т®льн0 лучшие культуры, мы и важных проблем в сельском хп зяйстве требуется одно условие — подготовка кадров, мастеров своего дела. Здесь речь идет не только о бригадирах, но и о специалистах, если так можно выразиться, узко­ го профиля. Надо подготовить хоро­ ших свиноводов, птичниц, кукуру- уоедились на собственном опыте. В нынешнем году с каждого из 180 гектаров получено по 50 центнеров кукурузного зерна, а горох дал по 18 центнеров зерна с гектара. Горох, конечно, уродил неважно. Мы неоправданно занизили нормы I высева. В этом вся причина. На оводов и мастеров по другим от- ^гектар определили 150 килограммов раслям хозяйства. Следует в рай оне на базе опытно-показательного или другого хозяйства организовать курсовую, подготовку кадров. Наше сельское хозяйство на вер­ ном пути. У нас есть великая цель — коммунизм, у нас есть верный компас — решения исторического XXII съезда партии. Дело за нами. И мы не пожалеем сил, чтобы ус­ пешно выполнить Программу ком­ мунистического строительства. Нашему поколению выпало большое счастье — строить осно­ вы нового общества и жить при коммунизме. Вот почему всюду сейчас царит такой небывалый | трудовой и политический подъем. 1 Вот почему каждый из нас уверен | в том, что за два десятилетия мы * создадим материально-техническую I базу коммунизма. | Г. ПУЧКОВ, | председатель колхоза имени | Дзержинского Измалковского $ района, делегат XXII съезда § КПСС. ♦ семян. Сеяли сплошным способом. Теперь, но примеру совхоза «Пет­ ровский», норму высева доведем до 270 килограммов семян на гектар. Председатель колхоза делится планами. Для будущего урожая заложена прочная основа. Озимые посеяны по хорошо обработанному пару, отбор­ ными семенами. Урожай ' озимой пшеницы в этом году составил 23,5 центнера зерна с гектара. Осенью ее посеяно 1200 гектаров — почти две трети озимого клина. Яровые культуры разместятся по глубокой зяби. В механических мастерских полным ходом идет ремонт трак­ торов и сельскохозяйственного инвентаря. На снимке: бригадир четвертой тракторной бригады А. Ф. Коро­ вин (справа) и- тракторист В. А. Астанков ведут сборку новой сеялки. «СК-3». Но ведь режущий аппарат этого комбайна не приспособлен для такой нагрузки. Его можно быстро вывести из строя. Есть хорошие ку­ курузоуборочные комбайны марки «ККХ-3». Но как их приобрести? Озабоченность председателя по­ нятна. Разве мало хозяйств в ны­ нешнем году, вырастив замечатель­ ные початки, допустили потери во время уборки? Руководителям об­ ластного объединения «Сельхозтех­ ника» надо заранее позаботиться о того количества уток, которое на­ мечаем получить, их явно мало. Поэтому летом наши механизаторы построили еще четыре водоема. Сейчас члены правления л парт­ кома колхоза проводят собрания в бригадах, на фермах. Обсуждая до­ кументы XXII съезда КПСС, кол­ хозники анализируют свою работу, изыскивают новые резервы увели­ чения производства. Животноводы развернули соревнование за образ­ цовое проведение зимовки скота, за досрочное выполнение годового пла­ на продажи государству мяса и мо­ лока. Верхнематренские колхозники на­ чали большое наступление за созда­ ние изобилия сельскохозяйственных продуктов в стране. В. КОБЗЕВ, (Соб. корр. «Ленинского знамени»). Фото автора. Творчество на уроке Задачи в области народного об­ разования, определенные новой Про­ граммой КПСС, требуют коренного улучшения не только содержания, но и методов учебно-воспитательной работы в школе. Прежде всего необ­ ходимо развивать самостоятельную работу учащихся, творческое отно­ шение к усвоению знаний. Проблема перестройки урока в значительной мере решена препода­ вателями русского языка и матема­ тики Липецкой области. Опыт наших маяков педагогического труда Г. И. Горской, А. Н. Глотовой, А. А. Переверзевой, В. А. Провоторовой и других все шире распространяется и внедряется в практику работы от­ дельных учителей и педагогических коллективов. Количество передовых учителей русского языка и матема­ тики в школах области заметно Уве­ личивается. В перестройке же урока биологии еще много неясного, нерешенного. И не случайно именно этому вопросу был посвящен семинар учителей био­ логии Добринского района. Как организовать работу учащих­ ся на уроке? Как научить детей са­ мостоятельно приобретать глубокие, осознанные знания и практические навыки? Ответ на эти вопросы учителя био­ логии получили, наблюдая два от­ крытых урока в Чуевской средней школе. Пятиклассникам предстояло изу­ чить строение семени фасоли, при­ знаки семян других двудольных ра­ стений. На партах приготовлено все необходимое: в коробочках сухие и намоченные семена фасоли, гороха и сои, отдельно с нераскрытыми створ­ ками плоды фасоли, лупы, препари- Б и о л о г и у ч а т с я р а б о т а т ь п о -н о в о м у ровальные иглы. На классной доске —таблицы, на экране—белом листе бумаги — засушенные растения фа­ соли со всеми органами. Прозвенел звонок, и в классе на­ ступила тишина. Никто ничего на партах не трогает. На учительницу Зинаиду Антоновну Орешкову уст­ ремлены 36 пар внимательных дет­ ских глаз. В них светится щизой огонек интереса и любознательности. Что-то новое они сегодня узнают на уроке? Над какими тайнами при­ роды приподнимет сегодня занавес любимая учительница? Урок начался. Зинаида Антонов­ на умело ведет учащихся от знако­ мого, известного к неизвестному, не­ исследованному. Сначала вспомнили и показали на засушенном растении фасоли все органы, затем выделили органы пи­ тания и отдельно органы размно­ жения (цветки, плоды и семена). На вопрос учительницы: «Как же вырастает из семени растение?» — дети легко дали уверенный ответ. — А откуда же возьмутся корни, стебель, листья? Новый вопрос Зинаиды Антонов­ ны заставил ребят задуматься. Это­ го они еше не знали. — Чтобы узнать это, нам надо изучить строение семени, — говорит учительница, Так перед учащимися была по­ с т а в л е н а кон­ кретная задача, к о т о р у ю они должны были ре­ шить на данном уроке. Тема урока записывается на до- оке и в тетрадях. А затем под ру­ ководством Зинаиды Антоновны на­ чинается кропотливая, но увлека­ тельная работа. Юные исследовате­ ли рассматривают вначале сухое се­ мя фасоли, изучают внешний вид, форму. Бережно раскрывая створки плода фасоли, они ясно видят, что темное пятнышко на вогнутой сто­ роне семени действительно место его прикрепления к плодовой обо­ лочке. — Это рубчик, — говорит учи­ тельница. Новое слово записывают на доске и в тетрадях. Пробуя иглой кожуру семени, ре­ бята убеждаются в ее прочности и попутно выясняют ее значение. З а ­ тем Зинаида Антоновна ведет школьников дальше, к раскрытию новых тайн. — А что там внутри, под кожу­ рой? Снимите ее с .намоченного се­ мени. Что вы видите? — Две половинки, две дольки! — Это доли какого органа расте­ ния? — Это доли семени, — отвечают ученики. — Подумайте, как их можно на­ звать покороче. — Семядоли. — Правильно. Эти половинки и называются «семядоли». Запишите новое слово в тетрадь отдельно от других и запомните, как правильно его писать. — Ну, а теперь осторожно раз­ двиньте семядоли, отделите их иг­ лой друг от друга и внимательно рассмотрите: что между ними? Дети, затаив дыхание, стараясь все делать по указанию учительни­ цы, раскрывают семядоли и радост­ но отвечают: — Туг малюсенькие листочки, ко- решочек! — Правильно. Это маленькие за­ родышевые корешок и листочки. Записывает на доске под словом «семядоли» «зародышевый корешок», «зародышевые листочки», а ученики — в тетрадях. — А где стебель? — спрашивает учительница. Это найти на семени труднее. Прибегают к настенной таблице, пользуются лупой. Затем все дер­ жат препарировальные иглы на месте расположения крошечного зароды­ шевого стебелька. Зинаида Антонов­ на, проходя между рядами парт, проверяет, правильно ли нашли его ученики. На доске и в тетрадях новая за­ пись — «зародышевый стебелек». — Итак, что же находится под кожурой? Дети перечисляют: 2 семядоли, зародышевые корешок, стебелек и листочки. — Совершенно верно, ребята, а все это вместе называется зародыш семени. Так, постепенно, используя чувст­ венные восприятия детей, Зинаида Антоновна формирует конкретные представления о строении семени, биологически правильнее понятие о зародыше семени фасоли. Зарисовка с натуры с обозначением частей се­ мени прочно закрепила новые зна­ ния учащихся. Рассматривая и срав­ нивая семена гороха и сои с изуче­ нием семенем фасоли, учащиеся са­ ми сделали вывод о сходстве их строения, выделили аналогичные признаки и назвали эти растения «двудольными», привели примеры других растений этой группы (дуб, орех и др.). На дом получили прак­ тическое задание тренировочного характера: намочить и рассмотреть семена подсолнечника, бобов, тык­ вы, огурцов. ■Таким образом, весь урок дети, изучая открытую книгу природы, активно и е увлечением работали и под руководством учительницы са­ ми пришли к нужным выводам и обобщениям, приобрели новые зна­ ния. На уроке ботаники в шестом клас­ се новые понятия о биологических особенностях пшеницы формирова­ лись также путем изучения каждым учеником натуральных объектов — сухих растений пшеницы, зерен твердых и мягких пшениц и пр. Учительница Анастасия Дмитриевна Юрицына организовала работу ше­ стиклассников на уроке с учетом уровня их развития, знаний и прак­ тических навыков. Ученики выполня­ ли задание фронтально, по «коман­ де» учительницы лишь вначале уро­ ка, а затем, используя указанные страницы, абзацы текста учебника, таблицы, определительные карточки и раздаточный материал, самостоя­ тельно вели исследование. Так было изучено ими строение колоса, цвепка пшеницы, элементарные признаки твердых и мягких пшениц. На уроках в пятом и шестом клас­ сах, что является особенно ценнькм, лабораторная работа учащихся яв­ лялась главным методом изучения нового материала, а не простой ил­ люстрацией к рассказу учителя. Учительница А. Д. Юрицына, осу­ ществляя задачи трудового обуче­ ния, связи обучения с жизнью, умело использовала выступления Никиты Сергеевича Хрущева, материалы XXII съезда КПСС, опыт труже­ ников района и самих учащихся повышения урожайности пшеницы— этой ценнейшей сельскохозяйствен­ ной культуры. Анализируя посещенные уроки, учителя дали им высокую оценку. Н. ШУМАН СКАЯ, заведующая кабинетом агробиологии Липецкого института усовершенствования учителей-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz