Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)
15 ноября 1961 г., >4 269 (2249) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я С Т Р О И Т Е Л И К О М М У Н И З М А 1 0 л ю д я х и д е л а х ! [ с о в х о з а „ П е т р о в с к и й " ! З о л о т ы е р у к и Иван Перепелицын вернулся из армии в совхоз в марте 1944 года. Из Добр инки он шел домой пешком. Снег еще не сошел с полей, но на дорогах он уже раскис, налился во дой. Он внимательно всматривался в бескрайние поля, в деревенские хатенки. Глубокая, нерушимая ти шина стояла над ними. Ни шума тракторов, ни скрипа телег, ни лая собак. Около дома у Ивана неволь но сжалось сердце. Когда он ухо дил в военкомат, здесь, почти прямо от порога, начинался огромный сов хозный сад. Теперь его не было. На месте сада из-под снега торчали острые, срубленные одним взмахом топора, редкие пеньки. Отец скупо рассказал о том, как управляются женщины с обществен ным хозяйством, как перебиваются долгими зимами, как трудно с тяг лом и семенами, когда наступает весна. Мать все подставляла ему еду, неотрывно смотрела на него, вытирая глаза платком. Единствен ный сын, угнанный ветром войны из дома, наконец-то вернулся обрат но. Он тоже сдержанно рассказал не много о том, как прошли эти три года: в основном про холода пе ших походов, про кормежку, про обувку и табак, которым их снабжа ли. О страхах войны, о тоске по дому говорить было не принято. Лишь только оставшись один, в тем ноте ночи, Иван с недоумением по думал: «Дома... Неужели я дома?». Через неделю Иван уже возился с трактором. Надвигалась посевная. Черные поля влажно курились. Они ждали людской заботы, человече ских рук. А их было крайне мало в совхозе. Война по-прежнему шла, молотила людские души, и частень ко то в той, то в другой хате горько плакали женщины. Старенький трактор натужно ре вел, поднимая тяжелые пласты чер нозема. Иван чутко прислушивался к гулу мотора. Как музыкант в сим фонии, так он в этом грохоте раз личал разные ноты. Вот облегчен ный, свободный рокот — мотор нагружен вполсилы, можно приба вить скорость или увеличить глуби ну. А вот тяжелый, надсадный, го- Невидимые помощники Наш район не богат водой: на территории совхоза нет ни озер, ни рек. Иепокон веков воду брали из колодцев. А они были глубокие — до восьми—десяти метров. Вот и пред ставьте, сколько надо было затра тить усилий, чтобы накачать воду для себя, для скота, для нолива огородов? Ладони горели огнем от •ворота, спина трещала от тяжести. Теперь в совхозе давным-давно забыли об этом тяжелом труде: у нас работает одиннадцать скважин, вода из них моторами поднимается в башни, а оттуда идет и на фермы, и в мастерские, и к уличным колон кам. А сколько пота выжимала из лю дей работа на токах, на очистке зер на? Ведь все выполнялось вручную. Сейчас огромные массы хлеба очи щаются, сортируются, перебрасыва ются на токах с помощью различ ных машин и транспортеров, кото рые приводятся в движение тоже электричеством. Вот подоены коровы. Выстроился длинный ряд бидонов с молоком. Как разделить его на обрат и слив ки? Ручные сепараторы десятки лю дей крутили чуть ли не круглые сутки. Теперь сепараторы, оборудо ванные электромоторами, перераба тывают молоко без участия человека. Он лишь включает и выключает мо тор да следит, чтобы успевали под возить молоко. Наш совхоз, в основном, электри фицирован и радиофицирован. Элек тричество вошло в быт каждой се мьи. Радиоприемники, телевизоры, стиральные и швейные машины, утюги и чайники — все это питает ся электричеством. Насколько это облегчает домашнюю работу, жен щины могут сказать лучше, чем я. Без электричества нет высокораз витого хозяйства. Сейчас у нас в совхозе восемь электроустановок. Их общая мощность — 410 кило ватт. В хозяйстве 120 электромото ров. Однако этого недостаточно. Нам сейчас уже не хватает и элек троэнергии и электромоторов. Чтобы полностью механизировать все работы, в нашем хозяйстве необходимо иметь несколько сотен электромоторов. Для обеспечения их электроэнергией мы сооружаем ли нию, которая позволит нам подклю читься к государственной сети, к ли нии Волгоград — Москва. Нам не хватает столбов. Но как только по лучим их, линия будет завершена. Тогда мощный поток энергии хлы нет в хозяйство, и невидимые по мощники будут помогать нам во всех отраслях хозяйства. Н. ПОДОЛЬСКИЙ, старший электрик. Ликвидация социально- экономических и культурно- бытовых различий между городом и деревней явит- ся одним из величай- ших результатов строитель- 1 ства коммунизма. (Из Программы КПСС). товый оборваться рев — уже невмоготу, надо сбавить на- грузку. Иван воспринимал трактор как живое существо. В них не было души, в этих сложных кусках метал ла, но когда он вкладывал в них свою, казалось, машина понимала это и старалась отплатить ему дол гой и надежной работой. Вначале они светят тусклым, желтоватым све том, но год от года вместе с ро стом мощности мотору | моторов свет их становится все бо лее ярким и сильным. И каждый но вый мотор устанавливает все опять же Иван Николаевич. Сейчас в сов хозе работает крупная установка, она обеспечивает электричеством и механические мастерские, и множе ство моторов, и радиосеть, и жилые дома. Плыли ветры над полем, уходили назад борозда за бороздой. Они разрывались лишь обедом, скуд ным и простым, тут же на краю по ля. А потом снова полностью брало тебя в плен бесконечное поле, и ты в одиночестве плыл и плыл по нему, пока не становилось темно. Тогда под голову клалось тряпье, фуфай ка туже натягивалась на плечи, и зыбкий сон сковывал тело до рас света. А с утра снова черное поле, и те же бесконечные круги... Когда посевная закончилась, директор совхоза предложил Ивану: — Отсеялись неплохо. А вот как убирать будем? Нечем. Может, возьмешься собрать комбайн? Тот, который у оврага лежит? А ну, пойдем, посмотрим! Эту громоздкую махину полу чили в совхозе перед войной. Тог да все любовались сильной маши ной. А теперь она лежала у оврага, без двух колес, без хедера, без мотора и цепей — один ободран ный остов. Иван осмотрел его со всех сторон, подлез под низ, по трогал руками крепления — и со гласился. Можно восстановить ком байн, что тут говорить. Надо, значит, надо, И с того дня отец и мать снова не видели сына с утра до ночи. Он ходил грязный, руки в мазуте, ног ти и пальцы посбиты ключами. Иван все, что можно было, разобрал, прочистил, смазал, из новых дета лей собрал недостающие узлы, вы точил и смастерил те, что невоз можно было достать. Это просто сказать, а сколько выдумки и сме калки нужно было проявить в то время, когда даже кусок проволоки негде было взять. К уборочной комбайн был готов. И вместе с четырьмя другими комбайнами Иван вывел его в поле. Много хлопот выпало ему. То ло пались цепи, то ломались ножи, то сдавало крепление. Он исправлял, заменял, ремонтировал. И снова ко сил, косил хлеб, которого так не хватало в стране. На следующий год Иван на своем комбайне поставил рекорд. Он ежедневно убирал своей машиной по 25—30 гектаров пшеницы. Его агрегат был к концу уборки при знан лучшим. За отличные резуль таты министерство наградило его значком. А еще через год, когда Иван вновь добился прекрасных результатов во время уборки, ему вручили медаль «За трудовое отли чие». Комбайн Ивана Перепелицына отлично работал еще долгие годы. Только прошлым летом его списали в металлолом. Длинны зимние вечера. Особен но они бесконечны при свете копти лок. Директор раздобыл в Добрин- ке старый генератор. И вот Иван Николаевич везет его на лошади в совхоз, спаривает с тракторным мотором от «Универсала», тянет первые провода в совхозе. Вместе с директором они лезут на крыши и столбы, монтируют электропро водку, и первые лампочки Ильича загораются в совхозе. Умельца на все руки, тракториста, комбайнера, электрика — Ивана Николаевича Перепелицына назна чили вначале заведовать всем элек трическим хозяйством совхоза, а затем механическими мастерскими. От его умения теперь зависело все моторное хозяйство —■ около сот ни тракторов, 28 комбайнов, 56 ав томашин. Все их нужно вовремя от ремонтировать, устранить внезап ные поломки, вовремя заметить де фекты. В совхозе введен круглого довой ремонт машин, все они ис пользуются на полную мощность. Смекалка и находчивость не ос тавляют Ивана Николаевича и здесь. Когда в совхозе понадобился буль дозер (а его не было), Иван Нико лаевич быстро нашел выход. Ши рокую трубу, которая валялась без дела, он разрезал вдоль, разогнул и, приладив к ней лонжероны от старого комбайна, установил на трактор. Получился настоящий буль дозер, который почти три года ус пешно выполнял все работы, пока в совхоз не пришли заводские маши ны. Для облегчения труда рабочих по предложению И. Н. Перепели цына в мастерских установлена мощная кран-балка. Отопление ма стерских переведено на солярное топливо. Форсунку для мазута Иван Николаевич смастерил сам. И так — во всем. Загорелся Иван Николаевич мечтой смастерить для себя аэросани — три года колдовал над выброшенным мотором, все возможным железным старьем—и построил. В зимний день, когда все дороги замело снегом, а директору и агроному нужно было срочно по пасть в райцентр, он доставил их туда за полчаса. Сломается у кого- нибудь радиоприемник или телеви зор—тоже идут к Ивану Николаеви чу. Он может исправить и такие неполадки. Целый день мастер занят хлопот ливой, беспокойной, но интересной работой. А когда приходит вечером домой, его встречает большая, ве селая семья. Петр и Мария учатся в шестом классе. Маша — отлични ца, а вот Петей Раиса Гурьевна ча стенько недовольна. Правда, у Пе ти на этот счет свое мнение. Он считает, что для него важно знать физику и механику, а учить наизусть стихотворения — не так уж обяза тельно. Два брата-близнеца — Саша и Коля ходят в четвертый класс. От их проделок мама тоже сердится частенько, зато Роза — ученица второго класса — молодец. Она прилежно ведет себя в школе и обязательно исполняет все поруче ния учительницы. А Володя, Сергей и Наташа пока бегают дома. Их ве селая беготня, смех и шум звенят в квартире целый день. За околицей совхоза сейчас .рас кинулся новый сад. Он еще не до стиг тех размеров, какие занимал старый сад. Многие годы работни кам совхоза было не до фруктовых деревьев. Но сад с каждым годом увеличивается, и в скором времени будет краше и богаче, чем был раньше. Н. АЛЕКСЕЕВ. Й«м««**«м**ммм*»ммн«*«нмм«м«мммм«н««*<«мм««»«мт»«»,«^ И д е т я м х о р ошо , и родителям удобно В нашем совхозе много семей, в кото рых работают и муж, и жена. А с кем же тогда остаются дети? Не у всех ведь есть бабушки или дедуш ки, которые могут ухаживать за малы шами! Детей родители на день оставляют в яслях или садике. Здесь они находятся до вечера под наблю дением опытных нянь. Их вкусно кормят, они занимаются иг рами, разучивают пе сенки. День прохо дит весело и незамет но. Нина и Сережа Чер ных, брат и сестра, приходят в детский сад всегда вместе. Среди детворы они не скучают без родите лей. Сашу Терехова приводит в садик отец. Оставив сына, Петр Алексеевич спе шит в ремонтную ма стерскую, где работа ет слесарем. На душе у него спокойно. Его сына и накормят во время, и спать, когда надо, уложат, и на учат разным играм. Плата в яслях и детском садике за со держание детей невы сокая, а облегчение для работающих ро- На снимке: дети ра бочих совхоза а дет ском саду. Фото, И, Стурова, дителей очень боль шое. Поэтому многие приводят к нам своих детей. Особенно ле том. В совхозе у нас имеется столовая, обе ды там недорогие. Ко нечно, большая семья не может еще там питаться регулярно, но в такие дни, ког да хозяйке некогда, она может взять в столовой обед на дом. Многие так и поступа ют. Утром сюда захо дят позав т р а к а т ь 'школьники, родители которых рано ушли в поле. А в обед ппи-о- совхозных поселках рабочие уже отказа лись от крупного ско та в личном хозяйст ве. Молоко можно ку пить в совхозном ларьке. Оно продает ся по себестоимости, и каждый может взять столько, сколько по требуется. Все больше и боль ше общественных ус луг оказывает совхоз своим рабочим и слу жащим. С каждым го дом у нас будет расти общественное потреб ление. В этом мы ви дим близкое наступ ление нашего светлого Дят и служащие, и ра- } заВтРД коммунизма, бочие — все, кому не- К< АНТРОПОВА, когда сходить домой. заведующая детским Сейчас у нас в трех садом. Хорошо трудятся животноводы совхоза «Петровский». Летом и зимой они получают высокие надои молока. Этот снимок секретарь парткома совхоза И. Стуров сделал летом влагере, Слева направо: доярки Нина Григорьева, Люба Рыжкова и Нина Королева во время обеденной дойки коров. В ОСПИТАНИЕ детей — слож ное дело. На вопрос, как мы воспитываем детей, не возможно кратко ответить. Что бы вырастить растения, нужно иметь хорошую почву, тепло и вла гу. Хоть это и изменчивые, но все- таки известные факторы. Да же если урожай не удался, найти причину нетрудно: мало внесли удобрений или не выпал вовремя дождь. На ребенка в течение жизни действуют тысячи факторов. Пове дение родителей, семейные тради ции, влияние соседей, случайные знакомства, дружеские привязанно сти, друзья и товарищи, книги, шко ла. Какое из этих влияний окажет ся главным, решающим? Наша за дача состоит в том, чтобы парали зовать все вредные влияния, уси лить и поддержать хорошие, воспи тать в ребенке лучшие качества передового человека нашего вре мени. Наша школа — восьмилетняя. Б ней учатся дети рабочих совхоза: трактористов, комбайнеров, полево дов, животноводов. Это люди труда, занятые заботами о том, как лучше и больше Еспа- хать земли, со брать побогаче урожай зерна, дать больше молока и мяса. Они в своей повседневной жизни не всегда задумываются над тем, как надо вести себя с детьми, калим об разом влиять на их психику и по ведение, как строить свою жизнь, чтобы их дети росли культурными, развитыми, духовно богатыми людь ми. Это накладывает на нас особую ответственность за воспитание моло дого поколения. Жизнь рабочего совхоза полна труда, забот. Это накладывает свой отпечаток и на детей. Они с малых лет знают, как нелегко вырастить урожай, выходить животное, обра ботать поле. Многие из них, став подростками, помогают своим роди телям в этой работе, с детства при выкают к труду. Это благотворно влияет на детей. Школа постоянно поддерживает это влияние. В рабо те с отдельными нерадивыми уче никами мы приводим примеры их отцов и матерей, и это всегда ока зывает нужное действие. Школа ставит своей задачей вос питание у детей уважения к сов хозным профессиям, любви к труду человека, занятого в сельском хо зяйстве. Это достигается разными средствами: рассказами и беседами, непосредственным участием учени ков в работе на фермах и в поле, во время изучения ботаники, зоологии, на уроках языка и литературы. В прошлом году, после посеще ния восьмым классом животновод ческих ферм, мы решили, чтобы ученики сами некоторое время уха живали за телятами. Вначале от дельные ученики были очень недо вольны этим. Но постепенно у них пробудился интерес к этой работе, появилась даже привязанность к от дельным животным. Ребята стара лись друг перед другом как можно лучше ухаживать за своей группой. Даже тогда, когда учитель забывал о том, что надо идти к животным, ученики сами напоминали ему об этом, и весь класс отправлялся на ферму. Вале Ланкиной так понра вилось ухаживать за телятами, что после окончания восьмого класса она осталась работать на ферме. На опытных участках школы на ши ученики вместе с преподавате лем биологии проводят различные опыты по выращиванию сельскохо зяйственных культур. Изреженные МОЛОКА ПОЛУЧИМ МНОГО 1 С каждым годом в нашем совхозе увеличивается дойное стадо. Если в 1955 году было 400 коров, то сейчас их число уже перева лило за тысячу. Растет и количество молока. За последние годы его производство увеличилось в два с половиной раза. В этом го ду мы обязались надоить свыше 30 тысяч центнеров молока. Это в три раза больше, чем было надоено в 1955 году. Мое личное обязательство — надоить в этом году по 3600 кило граммов молока от каждой коровы. По 3100 килограммов я уже получила. В оставшиеся полтора месяца обязательство будет вы полнено. Каждая доярка на нашей ферме старается надоить как можно больше молока. У всех высокие обязательства. И в основном они выполняются. За один месяц наша ферма дает свыше ста тысяч литров молока. Замечательно работают у нас такие доярки, как Нина Александ ровна Аленичева, Евдокия Михайловна Барбашева, молодая дояр ка Клава Некрасова. Много умелых и старательных доярок в дру гих отделениях совхоза. В Первомайском отделении отлично рабо тают и получают высокие надои Надежда Егоровна Анохина, Александра Васильевна Попова, Анисья Кузьминична Гончарова, в Васильевском отделении — Любовь Ивановна Войнова, Екатерина Никитична Перова. Теперь кормов для наших животных хватает. Мы не бедствуем, как иногда случалось. Много в этом году запасено и зернового фуража для скота. Так что всю зиму надои будут хорошие, молока получим много. - Е. МАЕВСКАЯ, доярка. [ еж н а я см е н а и загущенные посевы ячменя на глядно показали ученикам, как важно правильно определить норму высева семян. Были проведены опыты по возделыванию кукурузы. Они ставились для определения наи лучшего срока сева. Семена куку рузы, попавшие в прогретую почву, дали более высокий урожай зеленой массы, чем тот посев, который был произведен в холодную, дождливую пору. Правда, вырастить кукурузу на зерно нам не удалось в этом го ду: на опытном участке скот' унич тожил посев. Опытные работы по растениевод ству воспитывают у ребят интерес к агрономической науке. Они пока зывают, что человек, вооруженный знанием законов природы, понима нием биологических процессов, смо жет получать такие урожаи, какие хочет. Одновременно они будят ин терес к поискам новых путей в растениеводстве, желание до конца понять сложную жизнь растений. Человек легко привыкает к сво ему месту и часто воспринимает окружающее как обычное: лес как лес, трава как трава. Мы учим ре бят‘классифицировать травы, уметь различать их по семействам и ви дам. Это всегда вызывает у них большой интерес. Обычная прогулка в поле, к лесозащитным полосам дает ученикам много интересного. В школе имеется столярная ма стерская. Ребята здесь делают та буретки, скамейки, полочки, нагляд ные пособия, ремонтируют школь ное оборудование. У мальчиков эти занятия вызывают особый интерес. Такие ученики, как Витя Прокопь ев, Юра Сафонов, Петя Перепели цын, готовы возиться с деревом це лые дни. Учащиеся старших клас сов — Владимир Ганжуров, Сергей Иванов, Алексей Агопеев и Юрий Лычкин отлично знают машины, ав томобили и тракторы, умеют управ лять ими. Этим навыкам их учила, правда, не школа (у нас не преду сматриваются программой уроки ма шиноведения), а их отцы, тракто ристы и шоферы. Но школа посто янно поддерживает этот интерес ребят к технике, гордится таки ми умельцами, ставит их в пример другим. Воспитывая у школьников инте рес к сельскому хозяйству, мы за ботимся и о разностороннем воспи тании детей. Советский человек должен обладать широким кругозо ром, обширными знаниями, разви тым эстетическим чувством. Помимо уроков, на каждом из которых по- своему решаются эти задачи, мы организовали в школе различные кружки, где учащиеся знакомятся с творчеством русских художников, музыкантов, композиторов, обсужда ют произведения писателей. Недавно в пятом классе состоялся вечер, посвященный художнику И. Шиш кину. Ребятам были показаны ре продукции его картин. Классный руководитель познакомила их с творчеством этого замечательного художника, рассказала, почему его картины отличаются огромной впе чатляющей силой. Особый интерес у детей вызыва ют выдающиеся достижения совет ской науки в завоевании космоса. Полеты советских людей в косми ческое пространство стали теперь постоянной темой разговоров и спо ров среди школьников. В дни XXII еъезда нашей партии мы провели в Доме культуры вечер, посвященный к о с м о й а в т а м Ю« Гагарину и Г. Титову. В ли тературной ком-1 позиции приняли участие более 30 учеников. Вечер прошел с большим успехом. Надо было видеть, как вни мательно, с широко раскрытыми глазами ребята слушали рассказ о героях космоса летчиках-космонав- тах Юрии Гагарине и Германе Ти тове. На впечатлительную душу ре бенка, как мы уже говорили, влия ет и положительное, и отрицатель ное. ' Но совместно с родителями, общественностью совхоза удается победить вредные влияния, воспи тывать здоровых, трудолюбивых, энергичных советских ребят. В этом помогает нам вся наша жизнь, ат мосфера и дух которой проникну ты великим устремлением к комму низму. Работники нашего совхоза не только хорошо работают, они берут на себя высокие коммунистические' обязательства. В движении за ком мунистический труд и быт участву ют сотни рабочих, многие из них уже добились почетного звания ударников коммунистического тру да. Безусловно, все это оказывает свое влияние на детей, вызывает у них стремление посйятить свою жизнь и труд построению коммуниз ма. Достижение этой цели является нашей главной задачей. В. БОБРОВА, учительница географии. В. ГОЛЕНКО, преподаватель биологии. В с е в о з р а с т а ю щ у ю р о л ь в р а з в и т и и с е л ь с к о г о х о з я й с т в а и г р а ю т с о в х о з ы — в е д у щ и е с о ц и а л и с т и ч е с к и е п р е д п р и я т и я в д е р е в н е . С о в х о з ы п р и з в а н ы с л у ж и т ь д л я к о л х о з о в о б р а з ц о м п е р е д о в ы х , н а у ч н о о б о с н о в а н н ы х , э к о н о м и ч е с к и в ы г о д н ы х м е т о д о в в е д е н и я о б щ е с т в е н н о г о п р о и з в о д с т в а , в ы с о к о й к у л ь т у р ы и п р о и з в о д и т е л ь н о с т и т р у д а . (Из Прогр аммыКПСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz