Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1961 г. (г. Липецк)

15 ноября 1961 г., >4 269 (2249) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я С Т Р О И Т Е Л И К О М М У Н И З М А 1 0 л ю д я х и д е л а х ! [ с о в х о з а „ П е т р о в с к и й " ! З о л о т ы е р у к и Иван Перепелицын вернулся из армии в совхоз в марте 1944 года. Из Добр инки он шел домой пешком. Снег еще не сошел с полей, но на дорогах он уже раскис, налился во дой. Он внимательно всматривался в бескрайние поля, в деревенские хатенки. Глубокая, нерушимая ти­ шина стояла над ними. Ни шума тракторов, ни скрипа телег, ни лая собак. Около дома у Ивана неволь­ но сжалось сердце. Когда он ухо­ дил в военкомат, здесь, почти прямо от порога, начинался огромный сов­ хозный сад. Теперь его не было. На месте сада из-под снега торчали острые, срубленные одним взмахом топора, редкие пеньки. Отец скупо рассказал о том, как управляются женщины с обществен­ ным хозяйством, как перебиваются долгими зимами, как трудно с тяг­ лом и семенами, когда наступает весна. Мать все подставляла ему еду, неотрывно смотрела на него, вытирая глаза платком. Единствен­ ный сын, угнанный ветром войны из дома, наконец-то вернулся обрат­ но. Он тоже сдержанно рассказал не­ много о том, как прошли эти три года: в основном про холода пе­ ших походов, про кормежку, про обувку и табак, которым их снабжа­ ли. О страхах войны, о тоске по дому говорить было не принято. Лишь только оставшись один, в тем­ ноте ночи, Иван с недоумением по­ думал: «Дома... Неужели я дома?». Через неделю Иван уже возился с трактором. Надвигалась посевная. Черные поля влажно курились. Они ждали людской заботы, человече­ ских рук. А их было крайне мало в совхозе. Война по-прежнему шла, молотила людские души, и частень­ ко то в той, то в другой хате горько плакали женщины. Старенький трактор натужно ре­ вел, поднимая тяжелые пласты чер­ нозема. Иван чутко прислушивался к гулу мотора. Как музыкант в сим­ фонии, так он в этом грохоте раз­ личал разные ноты. Вот облегчен­ ный, свободный рокот — мотор нагружен вполсилы, можно приба­ вить скорость или увеличить глуби­ ну. А вот тяжелый, надсадный, го- Невидимые помощники Наш район не богат водой: на территории совхоза нет ни озер, ни рек. Иепокон веков воду брали из колодцев. А они были глубокие — до восьми—десяти метров. Вот и пред­ ставьте, сколько надо было затра­ тить усилий, чтобы накачать воду для себя, для скота, для нолива огородов? Ладони горели огнем от •ворота, спина трещала от тяжести. Теперь в совхозе давным-давно забыли об этом тяжелом труде: у нас работает одиннадцать скважин, вода из них моторами поднимается в башни, а оттуда идет и на фермы, и в мастерские, и к уличным колон­ кам. А сколько пота выжимала из лю­ дей работа на токах, на очистке зер­ на? Ведь все выполнялось вручную. Сейчас огромные массы хлеба очи­ щаются, сортируются, перебрасыва­ ются на токах с помощью различ­ ных машин и транспортеров, кото­ рые приводятся в движение тоже электричеством. Вот подоены коровы. Выстроился длинный ряд бидонов с молоком. Как разделить его на обрат и слив­ ки? Ручные сепараторы десятки лю­ дей крутили чуть ли не круглые сутки. Теперь сепараторы, оборудо­ ванные электромоторами, перераба­ тывают молоко без участия человека. Он лишь включает и выключает мо­ тор да следит, чтобы успевали под­ возить молоко. Наш совхоз, в основном, электри­ фицирован и радиофицирован. Элек­ тричество вошло в быт каждой се­ мьи. Радиоприемники, телевизоры, стиральные и швейные машины, утюги и чайники — все это питает­ ся электричеством. Насколько это облегчает домашнюю работу, жен­ щины могут сказать лучше, чем я. Без электричества нет высокораз­ витого хозяйства. Сейчас у нас в совхозе восемь электроустановок. Их общая мощность — 410 кило­ ватт. В хозяйстве 120 электромото­ ров. Однако этого недостаточно. Нам сейчас уже не хватает и элек­ троэнергии и электромоторов. Чтобы полностью механизировать все работы, в нашем хозяйстве необходимо иметь несколько сотен электромоторов. Для обеспечения их электроэнергией мы сооружаем ли­ нию, которая позволит нам подклю­ читься к государственной сети, к ли­ нии Волгоград — Москва. Нам не хватает столбов. Но как только по­ лучим их, линия будет завершена. Тогда мощный поток энергии хлы­ нет в хозяйство, и невидимые по­ мощники будут помогать нам во всех отраслях хозяйства. Н. ПОДОЛЬСКИЙ, старший электрик. Ликвидация социально- экономических и культурно- бытовых различий между городом и деревней явит- ся одним из величай- ших результатов строитель- 1 ства коммунизма. (Из Программы КПСС). товый оборваться рев — уже невмоготу, надо сбавить на- грузку. Иван воспринимал трактор как живое существо. В них не было души, в этих сложных кусках метал­ ла, но когда он вкладывал в них свою, казалось, машина понимала это и старалась отплатить ему дол­ гой и надежной работой. Вначале они светят тусклым, желтоватым све­ том, но год от года вместе с ро­ стом мощности мотору | моторов свет их становится все бо­ лее ярким и сильным. И каждый но­ вый мотор устанавливает все опять же Иван Николаевич. Сейчас в сов­ хозе работает крупная установка, она обеспечивает электричеством и механические мастерские, и множе­ ство моторов, и радиосеть, и жилые дома. Плыли ветры над полем, уходили назад борозда за бороздой. Они разрывались лишь обедом, скуд­ ным и простым, тут же на краю по­ ля. А потом снова полностью брало тебя в плен бесконечное поле, и ты в одиночестве плыл и плыл по нему, пока не становилось темно. Тогда под голову клалось тряпье, фуфай­ ка туже натягивалась на плечи, и зыбкий сон сковывал тело до рас­ света. А с утра снова черное поле, и те же бесконечные круги... Когда посевная закончилась, директор совхоза предложил Ивану: — Отсеялись неплохо. А вот как убирать будем? Нечем. Может, возьмешься собрать комбайн? Тот, который у оврага лежит? А ну, пойдем, посмотрим! Эту громоздкую махину полу­ чили в совхозе перед войной. Тог­ да все любовались сильной маши­ ной. А теперь она лежала у оврага, без двух колес, без хедера, без мотора и цепей — один ободран­ ный остов. Иван осмотрел его со всех сторон, подлез под низ, по­ трогал руками крепления — и со­ гласился. Можно восстановить ком­ байн, что тут говорить. Надо, значит, надо, И с того дня отец и мать снова не видели сына с утра до ночи. Он ходил грязный, руки в мазуте, ног­ ти и пальцы посбиты ключами. Иван все, что можно было, разобрал, прочистил, смазал, из новых дета­ лей собрал недостающие узлы, вы­ точил и смастерил те, что невоз­ можно было достать. Это просто сказать, а сколько выдумки и сме­ калки нужно было проявить в то время, когда даже кусок проволоки негде было взять. К уборочной комбайн был готов. И вместе с четырьмя другими комбайнами Иван вывел его в поле. Много хлопот выпало ему. То ло­ пались цепи, то ломались ножи, то сдавало крепление. Он исправлял, заменял, ремонтировал. И снова ко­ сил, косил хлеб, которого так не хватало в стране. На следующий год Иван на своем комбайне поставил рекорд. Он ежедневно убирал своей машиной по 25—30 гектаров пшеницы. Его агрегат был к концу уборки при­ знан лучшим. За отличные резуль­ таты министерство наградило его значком. А еще через год, когда Иван вновь добился прекрасных результатов во время уборки, ему вручили медаль «За трудовое отли­ чие». Комбайн Ивана Перепелицына отлично работал еще долгие годы. Только прошлым летом его списали в металлолом. Длинны зимние вечера. Особен­ но они бесконечны при свете копти­ лок. Директор раздобыл в Добрин- ке старый генератор. И вот Иван Николаевич везет его на лошади в совхоз, спаривает с тракторным мотором от «Универсала», тянет первые провода в совхозе. Вместе с директором они лезут на крыши и столбы, монтируют электропро­ водку, и первые лампочки Ильича загораются в совхозе. Умельца на все руки, тракториста, комбайнера, электрика — Ивана Николаевича Перепелицына назна­ чили вначале заведовать всем элек­ трическим хозяйством совхоза, а затем механическими мастерскими. От его умения теперь зависело все моторное хозяйство —■ около сот­ ни тракторов, 28 комбайнов, 56 ав­ томашин. Все их нужно вовремя от­ ремонтировать, устранить внезап­ ные поломки, вовремя заметить де­ фекты. В совхозе введен круглого­ довой ремонт машин, все они ис­ пользуются на полную мощность. Смекалка и находчивость не ос­ тавляют Ивана Николаевича и здесь. Когда в совхозе понадобился буль­ дозер (а его не было), Иван Нико­ лаевич быстро нашел выход. Ши­ рокую трубу, которая валялась без дела, он разрезал вдоль, разогнул и, приладив к ней лонжероны от старого комбайна, установил на трактор. Получился настоящий буль­ дозер, который почти три года ус­ пешно выполнял все работы, пока в совхоз не пришли заводские маши­ ны. Для облегчения труда рабочих по предложению И. Н. Перепели­ цына в мастерских установлена мощная кран-балка. Отопление ма­ стерских переведено на солярное топливо. Форсунку для мазута Иван Николаевич смастерил сам. И так — во всем. Загорелся Иван Николаевич мечтой смастерить для себя аэросани — три года колдовал над выброшенным мотором, все­ возможным железным старьем—и построил. В зимний день, когда все дороги замело снегом, а директору и агроному нужно было срочно по­ пасть в райцентр, он доставил их туда за полчаса. Сломается у кого- нибудь радиоприемник или телеви­ зор—тоже идут к Ивану Николаеви­ чу. Он может исправить и такие неполадки. Целый день мастер занят хлопот­ ливой, беспокойной, но интересной работой. А когда приходит вечером домой, его встречает большая, ве­ селая семья. Петр и Мария учатся в шестом классе. Маша — отлични­ ца, а вот Петей Раиса Гурьевна ча­ стенько недовольна. Правда, у Пе­ ти на этот счет свое мнение. Он считает, что для него важно знать физику и механику, а учить наизусть стихотворения — не так уж обяза­ тельно. Два брата-близнеца — Саша и Коля ходят в четвертый класс. От их проделок мама тоже сердится частенько, зато Роза — ученица второго класса — молодец. Она прилежно ведет себя в школе и обязательно исполняет все поруче­ ния учительницы. А Володя, Сергей и Наташа пока бегают дома. Их ве­ селая беготня, смех и шум звенят в квартире целый день. За околицей совхоза сейчас .рас­ кинулся новый сад. Он еще не до­ стиг тех размеров, какие занимал старый сад. Многие годы работни­ кам совхоза было не до фруктовых деревьев. Но сад с каждым годом увеличивается, и в скором времени будет краше и богаче, чем был раньше. Н. АЛЕКСЕЕВ. Й«м««**«м**ммм*»ммн«*«нмм«м«мммм«н««*<«мм««»«мт»«»,«^ И д е т я м х о р ошо , и родителям удобно В нашем совхозе много семей, в кото­ рых работают и муж, и жена. А с кем же тогда остаются дети? Не у всех ведь есть бабушки или дедуш ­ ки, которые могут ухаживать за малы­ шами! Детей родители на день оставляют в яслях или садике. Здесь они находятся до вечера под наблю­ дением опытных нянь. Их вкусно кормят, они занимаются иг­ рами, разучивают пе­ сенки. День прохо­ дит весело и незамет­ но. Нина и Сережа Чер­ ных, брат и сестра, приходят в детский сад всегда вместе. Среди детворы они не скучают без родите­ лей. Сашу Терехова приводит в садик отец. Оставив сына, Петр Алексеевич спе­ шит в ремонтную ма­ стерскую, где работа­ ет слесарем. На душе у него спокойно. Его сына и накормят во­ время, и спать, когда надо, уложат, и на­ учат разным играм. Плата в яслях и детском садике за со­ держание детей невы­ сокая, а облегчение для работающих ро- На снимке: дети ра­ бочих совхоза а дет­ ском саду. Фото, И, Стурова, дителей очень боль­ шое. Поэтому многие приводят к нам своих детей. Особенно ле­ том. В совхозе у нас имеется столовая, обе­ ды там недорогие. Ко­ нечно, большая семья не может еще там питаться регулярно, но в такие дни, ког­ да хозяйке некогда, она может взять в столовой обед на дом. Многие так и поступа­ ют. Утром сюда захо­ дят позав т р а к а т ь 'школьники, родители которых рано ушли в поле. А в обед ппи-о- совхозных поселках рабочие уже отказа­ лись от крупного ско­ та в личном хозяйст­ ве. Молоко можно ку­ пить в совхозном ларьке. Оно продает­ ся по себестоимости, и каждый может взять столько, сколько по­ требуется. Все больше и боль­ ше общественных ус­ луг оказывает совхоз своим рабочим и слу­ жащим. С каждым го­ дом у нас будет расти общественное потреб­ ление. В этом мы ви­ дим близкое наступ­ ление нашего светлого Дят и служащие, и ра- } заВтРД коммунизма, бочие — все, кому не- К< АНТРОПОВА, когда сходить домой. заведующая детским Сейчас у нас в трех садом. Хорошо трудятся животноводы совхоза «Петровский». Летом и зимой они получают высокие надои молока. Этот снимок секретарь парткома совхоза И. Стуров сделал летом влагере, Слева направо: доярки Нина Григорьева, Люба Рыжкова и Нина Королева во время обеденной дойки коров. В ОСПИТАНИЕ детей — слож­ ное дело. На вопрос, как мы воспитываем детей, не­ возможно кратко ответить. Что­ бы вырастить растения, нужно иметь хорошую почву, тепло и вла­ гу. Хоть это и изменчивые, но все- таки известные факторы. Да­ же если урожай не удался, найти причину нетрудно: мало внесли удобрений или не выпал вовремя дождь. На ребенка в течение жизни действуют тысячи факторов. Пове­ дение родителей, семейные тради­ ции, влияние соседей, случайные знакомства, дружеские привязанно­ сти, друзья и товарищи, книги, шко­ ла. Какое из этих влияний окажет­ ся главным, решающим? Наша за­ дача состоит в том, чтобы парали­ зовать все вредные влияния, уси­ лить и поддержать хорошие, воспи­ тать в ребенке лучшие качества передового человека нашего вре­ мени. Наша школа — восьмилетняя. Б ней учатся дети рабочих совхоза: трактористов, комбайнеров, полево­ дов, животноводов. Это люди труда, занятые заботами о том, как лучше и больше Еспа- хать земли, со­ брать побогаче урожай зерна, дать больше молока и мяса. Они в своей повседневной жизни не всегда задумываются над тем, как надо вести себя с детьми, калим об­ разом влиять на их психику и по­ ведение, как строить свою жизнь, чтобы их дети росли культурными, развитыми, духовно богатыми людь­ ми. Это накладывает на нас особую ответственность за воспитание моло­ дого поколения. Жизнь рабочего совхоза полна труда, забот. Это накладывает свой отпечаток и на детей. Они с малых лет знают, как нелегко вырастить урожай, выходить животное, обра­ ботать поле. Многие из них, став подростками, помогают своим роди­ телям в этой работе, с детства при­ выкают к труду. Это благотворно влияет на детей. Школа постоянно поддерживает это влияние. В рабо­ те с отдельными нерадивыми уче­ никами мы приводим примеры их отцов и матерей, и это всегда ока­ зывает нужное действие. Школа ставит своей задачей вос­ питание у детей уважения к сов­ хозным профессиям, любви к труду человека, занятого в сельском хо­ зяйстве. Это достигается разными средствами: рассказами и беседами, непосредственным участием учени­ ков в работе на фермах и в поле, во время изучения ботаники, зоологии, на уроках языка и литературы. В прошлом году, после посеще­ ния восьмым классом животновод­ ческих ферм, мы решили, чтобы ученики сами некоторое время уха­ живали за телятами. Вначале от­ дельные ученики были очень недо­ вольны этим. Но постепенно у них пробудился интерес к этой работе, появилась даже привязанность к от­ дельным животным. Ребята стара­ лись друг перед другом как можно лучше ухаживать за своей группой. Даже тогда, когда учитель забывал о том, что надо идти к животным, ученики сами напоминали ему об этом, и весь класс отправлялся на ферму. Вале Ланкиной так понра­ вилось ухаживать за телятами, что после окончания восьмого класса она осталась работать на ферме. На опытных участках школы на­ ши ученики вместе с преподавате­ лем биологии проводят различные опыты по выращиванию сельскохо­ зяйственных культур. Изреженные МОЛОКА ПОЛУЧИМ МНОГО 1 С каждым годом в нашем совхозе увеличивается дойное стадо. Если в 1955 году было 400 коров, то сейчас их число уже перева­ лило за тысячу. Растет и количество молока. За последние годы его производство увеличилось в два с половиной раза. В этом го­ ду мы обязались надоить свыше 30 тысяч центнеров молока. Это в три раза больше, чем было надоено в 1955 году. Мое личное обязательство — надоить в этом году по 3600 кило­ граммов молока от каждой коровы. По 3100 килограммов я уже получила. В оставшиеся полтора месяца обязательство будет вы­ полнено. Каждая доярка на нашей ферме старается надоить как можно больше молока. У всех высокие обязательства. И в основном они выполняются. За один месяц наша ферма дает свыше ста тысяч литров молока. Замечательно работают у нас такие доярки, как Нина Александ­ ровна Аленичева, Евдокия Михайловна Барбашева, молодая дояр­ ка Клава Некрасова. Много умелых и старательных доярок в дру­ гих отделениях совхоза. В Первомайском отделении отлично рабо­ тают и получают высокие надои Надежда Егоровна Анохина, Александра Васильевна Попова, Анисья Кузьминична Гончарова, в Васильевском отделении — Любовь Ивановна Войнова, Екатерина Никитична Перова. Теперь кормов для наших животных хватает. Мы не бедствуем, как иногда случалось. Много в этом году запасено и зернового фуража для скота. Так что всю зиму надои будут хорошие, молока получим много. - Е. МАЕВСКАЯ, доярка. [ еж н а я см е н а и загущенные посевы ячменя на­ глядно показали ученикам, как важно правильно определить норму высева семян. Были проведены опыты по возделыванию кукурузы. Они ставились для определения наи­ лучшего срока сева. Семена куку­ рузы, попавшие в прогретую почву, дали более высокий урожай зеленой массы, чем тот посев, который был произведен в холодную, дождливую пору. Правда, вырастить кукурузу на зерно нам не удалось в этом го­ ду: на опытном участке скот' унич­ тожил посев. Опытные работы по растениевод­ ству воспитывают у ребят интерес к агрономической науке. Они пока­ зывают, что человек, вооруженный знанием законов природы, понима­ нием биологических процессов, смо­ жет получать такие урожаи, какие хочет. Одновременно они будят ин­ терес к поискам новых путей в растениеводстве, желание до конца понять сложную жизнь растений. Человек легко привыкает к сво­ ему месту и часто воспринимает окружающее как обычное: лес как лес, трава как трава. Мы учим ре­ бят‘классифицировать травы, уметь различать их по семействам и ви­ дам. Это всегда вызывает у них большой интерес. Обычная прогулка в поле, к лесозащитным полосам дает ученикам много интересного. В школе имеется столярная ма­ стерская. Ребята здесь делают та­ буретки, скамейки, полочки, нагляд­ ные пособия, ремонтируют школь­ ное оборудование. У мальчиков эти занятия вызывают особый интерес. Такие ученики, как Витя Прокопь­ ев, Юра Сафонов, Петя Перепели­ цын, готовы возиться с деревом це­ лые дни. Учащиеся старших клас­ сов — Владимир Ганжуров, Сергей Иванов, Алексей Агопеев и Юрий Лычкин отлично знают машины, ав­ томобили и тракторы, умеют управ­ лять ими. Этим навыкам их учила, правда, не школа (у нас не преду­ сматриваются программой уроки ма­ шиноведения), а их отцы, тракто­ ристы и шоферы. Но школа посто­ янно поддерживает этот интерес ребят к технике, гордится таки­ ми умельцами, ставит их в пример другим. Воспитывая у школьников инте­ рес к сельскому хозяйству, мы за­ ботимся и о разностороннем воспи­ тании детей. Советский человек должен обладать широким кругозо­ ром, обширными знаниями, разви­ тым эстетическим чувством. Помимо уроков, на каждом из которых по- своему решаются эти задачи, мы организовали в школе различные кружки, где учащиеся знакомятся с творчеством русских художников, музыкантов, композиторов, обсужда­ ют произведения писателей. Недавно в пятом классе состоялся вечер, посвященный художнику И. Шиш­ кину. Ребятам были показаны ре­ продукции его картин. Классный руководитель познакомила их с творчеством этого замечательного художника, рассказала, почему его картины отличаются огромной впе­ чатляющей силой. Особый интерес у детей вызыва­ ют выдающиеся достижения совет­ ской науки в завоевании космоса. Полеты советских людей в косми­ ческое пространство стали теперь постоянной темой разговоров и спо­ ров среди школьников. В дни XXII еъезда нашей партии мы провели в Доме культуры вечер, посвященный к о с м о й а в т а м Ю« Гагарину и Г. Титову. В ли­ тературной ком-1 позиции приняли участие более 30 учеников. Вечер прошел с большим успехом. Надо было видеть, как вни­ мательно, с широко раскрытыми глазами ребята слушали рассказ о героях космоса летчиках-космонав- тах Юрии Гагарине и Германе Ти­ тове. На впечатлительную душу ре­ бенка, как мы уже говорили, влия­ ет и положительное, и отрицатель­ ное. ' Но совместно с родителями, общественностью совхоза удается победить вредные влияния, воспи­ тывать здоровых, трудолюбивых, энергичных советских ребят. В этом помогает нам вся наша жизнь, ат­ мосфера и дух которой проникну­ ты великим устремлением к комму­ низму. Работники нашего совхоза не только хорошо работают, они берут на себя высокие коммунистические' обязательства. В движении за ком­ мунистический труд и быт участву­ ют сотни рабочих, многие из них уже добились почетного звания ударников коммунистического тру­ да. Безусловно, все это оказывает свое влияние на детей, вызывает у них стремление посйятить свою жизнь и труд построению коммуниз­ ма. Достижение этой цели является нашей главной задачей. В. БОБРОВА, учительница географии. В. ГОЛЕНКО, преподаватель биологии. В с е в о з р а с т а ю щ у ю р о л ь в р а з в и т и и с е л ь с к о г о х о з я й с т в а и г р а ю т с о в х о з ы — в е д у ­ щ и е с о ц и а л и с т и ч е с к и е п р е д п р и я т и я в д е ­ р е в н е . С о в х о з ы п р и з в а н ы с л у ж и т ь д л я к о л ­ х о з о в о б р а з ц о м п е р е д о в ы х , н а у ч н о о б о с н о ­ в а н н ы х , э к о н о м и ч е с к и в ы г о д н ы х м е т о д о в в е д е н и я о б щ е с т в е н н о г о п р о и з в о д с т в а , в ы ­ с о к о й к у л ь т у р ы и п р о и з в о д и т е л ь н о с т и т р у д а . (Из Прогр аммыКПСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz