Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

29 января 1 9 6 0 г.. М 24 (16961 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Ч_У К 100-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова ДРУГ УМНЫЙ, БЕСПРИСТРАСТНЫЙ, ПРАВДИВЫЙ ☆ ' Г* Великий худоЖник Г"*" О л и н и з л у ч ш и х классиков русской литературы А, П. Чехов относится к числу таких писате­ лей. которые, по выражению Горь­ кого, «делают эпохи в истории и в настроениях общества». Чехов начал писать в мрачные 8 0 -е годы прошлого века, в трудный и сложный период рус­ ского освободительного движений когда «второй раз. после освобож­ дения крестьян, волна револю­ ционного поибоя была отбита, и либеральное движение вслед за этим и вследствие этого второй раз сменилось реакцией» (В. И. Ленин, Соч., т. 5. сто. 4 1 ), Это был период жестокой реакции, на­ ступившей после убийства народо­ вольцами Александра П. Тогда мно­ гим казалось, что стали гас­ нуть идеи 6 0 -х годов: настроения грусти, тоски, одиночества были характерны для творчества мно­ гих писателей, Чехова в это время тоже счи­ тали ^«певцом серых, хмурых лю­ дей» (сборник его рассказов на­ зывался «Хмурые люди»), «пев­ цом русских сумерек». И только М. Горький правильно понял Чехо­ ва. «Мимо всей этой скучной, се­ рой толпы бессильных людей, — писал Горький о Чехове. — прошел большой умный человек, посмотрел он на этих скучных жителей сво­ ей родины и с грустной улыбкой сказал: «Скверно вы живете, гос­ пода!». До середины 8 0 -х годов Чехов был известен, главным образом, как сотрудник юмористических журна­ лов («Осколки». «Стрекоза», «Бу­ дильник». «Развлечение» и др.). Его рассказы и сценки, полные жизни и юмора, обличали мещан­ скую пошлость, лживость и раб­ скую приниженность, ратовали за высокое достоинство человека. Уже в ранних рассказах его встреча­ ются такие моменты и мотивы, которые впоследствии становятся характерными для великого рус­ ского писателя. В маленькой за­ метке. напечатанной в «Осколках» за 1 8 8 3 год. читаем: «...Я знаю одного отставного капитана, быв­ шего станового. Этот человек поме­ шан на теме: «Сборища вос­ прещены». И только потому, что сборища воспрещены, он вырубил свой лес. не обедает с семьей, не пускает на свою землю крестьян­ ское стадо и т. п. Когда его при­ гласили однажды на выборы, он воскликнул: «А вы разве не знае­ те. что сборища воспрещены?» Разве не похож этот капитан на появившихся позже в рассказах Чехова унтера Пришибеева и чело­ века в футляре Беликова? В 1 8 8 6 году вышла из печати книга А. П. Чехова «Пестрые рас­ сказы». куда вошли такие шедевры, как «Толстый и тонкий». «Хамеле­ он». «Злоумышленник». «Тоска» и другие произведения, рисующие верную и страшную картину рус­ ской жизни того времени. Вот волнующий рассказ о го­ рюющем старом извозчике Ионе Потапове («Тоска»). У него умер единственный сын. Он не знает, кому рассказать об этом несчастье. Ион пытается заговорить с седока­ ми. но им до него нет дела, они все чужие, равнодушные люди. Старик изнемогает от горя. Хоть бы кто- нибудь посочувствовал ему! Он идет ночью к своей лошади и, об­ няв ее. жалуется на несправедли­ вость судьбы, на свое одиночество, на никому ненужную свою старость. Разве это не обличение общест­ ва. где каждый — только за себя и где человек человеку — волк? Нет почти ни одного социального слоя, который не привлек бы вни­ мание Чехов. Он заглянул и в разоряющиеся дворянские гнезда («Вишневый сад»), и в деревен­ ские избы («Мужики», «В овраге»), побывал вместе с доктодом Коро­ левым у больной дочери предпри­ нимательницы («Случай из прак тики»), сумел понять муки и страдания малолетней няньки («Спать хочется»). Чиновники и с л о в а учителя, офицеры и священники, врачи и артисты, мастеровые и из­ возчики пвоходят перед нами', как живые, в коротких рассказах и повестях А. П. Чехова. Своими пьесами («Чайка», «Дя­ дя Ваня». «Три сестры». «Вишне­ вый сад» и др.) Чехов шкшзвел настоящий переворот в драма­ тургии. А. П. Чехов решительно восстал против театральной ру­ тины. Он поставил своей задачей вернуть сцене жизненную психо­ логию людей, говорящих простым, ясным языком, приблизить театр к зрителю. У героев чеховских пьес нет вы­ сокой цели, которая заполнила бы их жизнь. Они далеки от той борьбы, которую в е ж в 90 -е годы вместе с рабочим классом луч­ шие представители русской интел­ лигенции, Но чеховские герои ве­ рят. что еще будет счастье, что они «увидят небо в алмазах», а если им это не удастся, то люди все равно «найдут средства, как быть счастливыми». И по сей день чеховские пьесы, как и все его творчество, зовут к борьбе против косности, рутины, праздности, против равнодушия к людям, самодовольства, пошлости. Чехов говорил о самом простом и обычном, о том. что было так хорошо знакомо всем и каждому: о заурядной жизни провинциального города («Ионыч». «Человек в фут­ ляре»), о выдаче бедной девушки замуж за богатого старика-чи- новника («Анна на ш ее»), о тяж е­ лом труде детей («Ванька». «Спать хочется») и т. д. Но изображая простые, ничем не примечательные случаи жизни, писатель всегда раскрывал в этом малом большие и существенные процессы ’ жизни сво­ ей эпохи. Просто и скупо рассказывает Че­ хов. как Ванька пишет письмо своему деду («Ванька»), Все свое недетское горе вкладывает мальчик в письмо, слезно просит взять его домой в деревню, а потом пишет на конверте адрес: «На деревню дедушке». В этом адресе вся без­ надежность, вся безысходность Ванькиной судьбы, да и множества обездоленных детишек, отданных «в люди». Куда писать? Кому жа­ ловаться? — Нет адреса! Нет ад­ реса. по которому они/ могли бы обратиться за помощью. Раскрывая отвратительную суть аксплуататопского строя через са­ мое обыденное, знакомое и простое, Чехов делал эту критику необы­ чайно убедительной и понятной для самых широких слоев народа, в том числе и для далеких еще от политики людей. Он вел их через понятные и близкие для них Факты к большим обобщениям, вы­ водам о всей системе жизни, убеж ­ дая, что дальше так жить невоз­ можно. Это и делало его произве­ дения очень «беспокойной книгой», по выражению Горького. Писатель помогал «'обывателя в с т ря х н у т ь и превратить в гражданина» (В. И. Ленин). Чехову доступны были все спо­ собы изображения жизни, все кра­ ски и тона: и лирическая неж ­ ность. и трагедийное повествование, и острое сатирическое обличе­ ние. Вслед за Гоголем и Щедри­ ным он поднял значение коми­ ческого как проявления самой вы­ сокой человечности. Обычно, не отходя от бытового правдоподобия. Чехов выделяет ка­ кую-либо с т о ро н у в изображаемом явлении. Примером этого может служить «Унтер Пришибеев». Ав­ тор ведет повествование в спокой­ ном, сдержанном тоне, выделяя и сгущая господствующую черту в характере этого добровольного блю­ стителя порядка. Тем не менее образ этот резко сатиричен. В рассказе «Крыжовник» Чехов одной обобщающей деталью пере­ лает Растленную жизнь героя: «Иду к дому, а навстречу мне ры­ жая собака, хочется ей лаять, да лень. Вышла из кух­ ни кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью, и сказала, что барин отдыхает после обеда. Вхожу к брату, он сидит в по­ стели, колени покрыты одеялом, располнел, об­ рюзг; щеки, нос и гу­ бы тянутся вперед, — того и гляди хрюкнет в одеяло». Этот и по­ добные ему образы остаются в рамках со­ вершенно жизненно до­ стоверного. Никакого преувеличения при вы­ делении отрицательных качеств здесь, как мы видим, нет. Отношение самото автора прямо не в ы с называется. Тем сильнее сатирический эффект. Этой особ е н н о с т и сатирического отраже­ ния у Чехова не поня­ ли критики конца про­ шлого века. Михайлов­ ский, например, заяв­ лял: «Чехов с холодной кровью пописывает, я читатель с холодной кровью почитывает». Отсюда — и заявления о равнодушии Чехова к общественным вопро- сам эпохи. Но мы знаем, что в каждой строчке произ­ ведений Чехова чувст­ вуется боль за рус­ ское общество, за по­ темки. которые были разлиты над ним. От рассказа к рассказу все сильнее звучала у пи­ сателя уверенность в том, что на­ ступит время, когда осуществится его заветная мечта, когда в чело­ веке будет «все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Л. Н. Толстой, говоря о мастер­ стве Чехова, его новаторстве, на­ звал его «Пушкиным в прозе.».. Ве­ ликий писатель земли русской ставил в заслугу Чехову, что «он, как Пушкин, двинул форму». Дей­ ствительно Чехов не открыл заново жанр рассказа, но развил, придал ему своеобразную форму, «двинул вперед» и довел до высшей степе­ ни совершенства. Сегодня, когда исполняется сто лет со дня рождения великого рус­ ского писателя А. П. Чехова, весь мир может убедиться в справедли­ вости слов А. М. Горького: «...Рос­ сия долго не забудет его...». Про­ изведения Чехова читают на род­ ном языке все народы Советского Союза, в том числе и народы, не имевшие до революции своей пись­ менности. Знают и любят его бессмертные книги в странах на­ родной демократии, во всех стра­ нах мира. Советские и прогрессив­ ные писатели мира учатся у вели­ кого русского реалиста мастерст­ ву правдивого и художественного изображения жизни. А. ЛЕТЯГИНА, кандидат филологических наук. Антон Павлович Чехов. -& I - Вот какая высота!.. Когда читаешь рассказы великого русского писателя Антона Павлови­ ча Чехова, то невольно задумы­ ваешься о смысле жизни, о труде. Его рассказы навсегда остаются в памяти. Сейчас в печати и по радио мно­ го говорится о Чехове в связи со 100-летием со дня его рождения. Вспоминаются и его слова о краси­ вой богатырской жизни, которая, как он говорил о Красноярске, закипит на этих берегах. Был я на тех самых берегах, участвовал в огромной стройке, приехав туда по комсомольской п у­ тевке. И могу сказать: прав был Антон Павлович! Жизнь и «на других берегах» теперь у нас кипит. Мне приходится часто бывать в командировках— ез­ дить я люблю, потому что много но­ вого каждый раз вижу. Так вот, где бы я ни был. везде жизнь кипит— в Свердловске, в Нижнем Тагиле. Тбилиси. А у нас в Липецке?! Ра­ стут стройки, растет город — нам. монтажникам, сверху это особенно хорошо видно. И вот невольно приходит в го­ лову: это на какую же высоту под­ нялись талант и мудрость великого знатока жизни Чехова, чтобы так смело, а главное, так точно увидеть и предсказать то. что видим сейчас мы! в. новиков, слесарь-монтажник управления «Коксохиммонтаж». СМЕШНЫЕ И ЖАЛКИЕ ...Только так можно сказать о многих персонажах рассказов и пьес Чехова, мнивших себя властелина­ ми жизни, чванных и надутых. Так можно назвать и всех персонажей рассказа «Маска»: и кутилуПятиго- рова, и «интеллигентов», которые пуще всесветного позора боятся не­ милости подгулявшего богача. Недавно мне пришлось посмотреть Фильм, поставленный по этому рас­ сказу. в дни декады, посвященной 100-летию со дня рождения А. П. Чехова, которая проводится в кино­ театре «Заря». В зале сидели люди разных возрастов и все дружно сме­ ялись. В их смехе звучали осуждение прошлому и радость за настоящее. М. ЛЕТОВ, пенсионер. „Кто трудится, тот и старше...” Среди нас, соотечественников Ан­ тона Павловича Чехова, нет, пожа­ луй, ни одного человека, который не любил бы его большой любовью. Ис­ кусный мастер слова, большой жиз­ нелюб, беспокойный искатель на­ стоящего человеческого счастья. — Чехов удивительно верно и глубоко понял и объяснил великую силу творческого труда. Он видел в тру­ де «зерно жизни». Сам Чехов сумел стать бессмерт­ ным художником слова именно пото­ му, что его надежной опорой всегда был напряженный, вдохновенный труд. Антон Павлович умел и любил трудиться, как писатель, как врач, наконец, как рядовой труженик, по­ могал он людям. После себя Чехов оставил не только прекрасные свои произведения, но и сады, аллеи, школы, шоссейную дорогу, больни­ цы, библиотеку. Не случайно любимые герои че­ ховских произведений, близкие и дорогие самому писателю, — были скромными, бескорыстными тружени­ ками. Вот доктор Дымов из расска­ за «Попрыгунья», пожертвовавший своей жизнью для спасения больного чебенка. — Когда я сажаю березку и потом чижу, как она зеленеет и качается гг ветра, душа моя наполняется гор- юстью, — говорит доктор Астров '«Дядя Ваня»), Веря в будущее частье людей, Астров искренне ра- А. П. Чехов и А. М. Горький в Ялте (с фотографии начала 900-х годов). (Фотохроника ТАСС). дуется тому, что и он будет «не­ множко виноват» в этом счастье. В его уста Чехов вложил замечатель­ ные слова: «Праздная жизнь не мо­ жет быть чистой». Обличая тунеядство, Чехов приз­ навал великие права за теми, кто создавал материальные и духовные блага. «Кто трудится, тот и стар­ ше», — делает вывод старик Ко­ стыль в повести «В овраге». Говоря о необходимости трудить­ ся, Антон Павлович всегда имел в виду труд во имя общего блага. В рассказе «Крыжовник» он показал мелочность и бессмысленность эгои­ стического «трудового счастья». Со страниц этого рассказа прозвучали жгучие и смелые для своего време­ ни слова: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа...» Уходя из жизни, Чехов приветст­ вовал жизнь, полную могучих сил обновления. Предчувствуя близость больших перемен, он горячо верил, что надвигающаяся буря развеет «лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку». Будущая жизнь представлялась Чехову чест­ ной и созидательной. Аня и Петя Трофимов уходят в новую жизнь с реальной мечтой: вырастить на зем­ ле еще более прекрасный вишневый сад. «Через какие-нибудь 25—30 лет работать будет уже каждый чело­ век. Каждый!» — устами Тузенбзха заявлял писатель в пьесе «Три сест­ ры». Как верно умел предвидеть Че­ хов! .. Его мечты и надежды сбылись: ныне с честью трудится каждый со­ ветский человек. Не счесть трудо­ вые подвиги, которые совершаются ежедневно во всех уголках нашей необъятной Родины. А главное —на обновленной земле растут новые лкт ди: труд стал не только потреб­ ностью, но и мерилом достоинства советского человека. «Кто трудится, тот и старше», — эти мудрые чеховские слова звучат уже не только как желаемое, а как осуществленное, воплощенное в жизнь. Ученый, познающий тайны космо­ са, и рядовой рабочий, и колхозник пользуются у нас равным уважени­ ем, потому что они честно трудятся. С гордостью и уважением произ­ носим мы, липчане, имена знатной птичницы Матрены Михайловны Зо­ товой, молодой доярки Веры Насо­ новой, механизаторов братьев Ильи и Егора Гридневых и многих дру­ гих умельцев наших полей и заво­ дов, которые превращают в явь дорогую мечту Чехова: «Если каж­ дый человек на клочке земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша...» Скромный вдохновенный труже­ ник, человек больших, чистых по­ мыслов и дел, Чехов близок и дорог нашему поколению неутомимых строителей, щедрых преобразовате­ лей родной земли. Теперь, как ни­ когда, Чехов неотделим от миролю­ бивой труженицы России, умным лю­ бящим другом которой он был, есть и будет. И какая большая радость, отме­ чая юбилей любимого писателя, знать, что оправдываются его самые заветные надежды. Б. ШАЛЬНЕВ, студент Липецкого пединститута. О Ч о м е Л. Н. ТОЛСТОЙ: Чехов — это Пушкин в прозе. М. ГОРЬКИЙ: Дело в том, что каждый новый рассказ Чехова все усиливает од­ ну глубоко ценную и нужную для нас ноту — ноту бодрости и любви к жизни. В. В. МАЯКОВСКИЙ: Из-за привычной обывателю фигуры ничем недовольного ныти­ ка, ходатая перед обществом за «смешных» людей, Чехова — «пев­ ца сумерек», выступают линии другого Чехова — сильного, весело­ го художника слова. К. С. СТАНИСЛАВСКИЙ: Антон Павлович был самым большим оптимистом будущего, ка­ кого мне только приходилось видеть. Он бодро, всегда оживленно, с верой рисовал красивое будущее нашей русской жизни. ...В художественной литературе конца прошлого и начала ны­ нешнего века он один из первых почувствовал неизбежность рево­ люции. ЛУ СИНЬ: Чехов является моим самым любимым писателем. М. И. КАЛИНИН: ...Величайший мастер слова, уничтожающий критик буржуазно­ помещичьего общества.., БЕРНАРД ШОУ: В плеяде великих европейских драматургов — современников Ибсена — Чехов сияет, как звезда первой величины, даже рядом с Толстым и Тургеневым. ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ЭК Д о м и к в Я л т е „.После того, как в конце 9й-х годов врачи предписали Антону Павловичу жить на юге, он, продав свой дом и усадьбу в Мелихове, приобрел участок земли на окраине Ялты. Земля была здесь твердая, каменистая, без деревьев и построек. Чехов сам принимал участие в строительстве дома, планировке его, разбивке сада и посадке деревьев. Антон Павлович страстно мечтал о том времени, когда вся страна пре­ вратится в цветущий сад, подобный тому, какой он своими руками раз­ бил в Ялте. «...Знаете ли,— говорил он писателю А. И. Куприну,—через триста—четыреста лет вся земля об­ ратится в цветущий сад. И жизнь будет тогда необыкновенно легка и удобна». В своем домике в Ялте Чехов на­ писал такие произведения, как рас­ сказы «Случай из практики», «Ду­ шечка», использованный В. И. Лениным в одной из своих статей, «По делам службы», «Новая дача», «Дама с собачкой», «На святках». «Архиерей», «Невеста», повесть «В овраге». В ялтинский период жизни писателя были созданы им и такие шедевры русской драматургии, как «Три сестры» и «Вишневый сад». Чеховский домик в Ялте стал ме­ стом встреч Антона Павловича со многими знаменитыми людьми того времени—писателями А. М, Горьким, В. Г. Короленко, Д. Н. Маминым- Сибиряком, И. А. Буниным, А. И. Куприным, Н. Д. Телешовым, Л. Н. Андреевым, Н. Г. Гариным-Михай­ ловским, певцом Ф. И. Шаляпиным, композитором С. В. Рахманиновым, художником И. И. Левитаном. В этом доме целые дни проводили артисты Московского Художествен­ ного театра во главе с К. С. Ста­ ниславским и В. И. Немировичем- Данченко, когда они приезжали в Ялту, чтобы показать больному пи­ сателю постановки его пьес «Чайка» и «Дядя Ваня». С необыкновенным волнением пе­ реступаешь порог дома, в котором жил и творил последние годы своей жизни знаменитый русский писатель. Три комнаты второго этажа: столо­ вая, кабинет и спальня Антона Пав­ ловича — мемориальные. Все в них осталось так, как было при жизни Чехова. Вот столовая. На стене большой портрет писателя, который сделан в 1899 году. Под портретом три паль­ мовые ветви, перевязанные красной муаровой лентой. На ней надпись: «Антону Павловичу Чехову. Глубо­ кому истолкователю русской дейст­ вительности. 23 апреля 1900 г.». Эти пальмовые ветви были пуб­ лично преподнесены Антону Павло­ вичу после прощального спектакля «Чайка» в Ялте, поставленного ар­ тистами Московского Художествен­ ного театра. Кабинет А. П. Чехова. Слева у окна стоит письменный стол писате­ ля, за которым он создал многие свои произведения. 3 а этим же сто­ лом Антон Павлович написал заяв­ ление о выходе из числа почетных членов Российской Академии наук после того, как Николай II отменил выборы А. М. Горького в почетные академики. На столе лежит первый лист ру­ кописи рассказа «Невеста». Много­ численные исправления наглядно показывают, как требователен был к себе Антон Павлович. Два белых из кости и два черных из дерева слоника Антон Павлович привез с острова Цейлон, когда воз- вращался с Сахалина. На уголке стола лежат различные медицинские инструменты, к которым прибегал Антон Павлович, когда бесплатно лечил бедных. Печать для сургуча со словами: «Врач А. П. Чехов», Нераспечатанные бандероли, кото­ рые были получены, когда Антон Павлович уже выехал в Баденвей- лер... ' Над диваном картина художника И. И. Левитана «Река Истра». Эта картина, а также и другие—«Тяга», «Дуб и береза», «Стога сена в лун­ ную ночь», вделанная в нишу ка­ мина и нарисованная Левитаном здесь же, в кабинете, свидетельству­ ют о большой дружбе между знаме­ нитым художником и знаменитым писателем. В чеховском кабинете, помимо левитановских картин, висит еще репродукция широко известной кар­ тины «Богатыри» художника В. М. Васнецова, с которым Антон Павло­ вич был лично знаком, а также картина А. А. Хотяинцевой, изобра­ жающая вишневый сад в цвету. Это—подарок писателю в Москов­ ском Художественном театре 17 ян* варя 1904 года на премьере спек­ такля «Вишневый сад». Медный колокольчик, стоящий на' камине, был подарен Чехову на острове Сахалин одним каторжани­ ном. Белый полотняный портфель на­ поминает об участии Чехова в пе­ реписи населения в Мелихове, в 1897 году. А вот подарок писателю от крестьянина в знак благодарности за построенную Антоном Павлови­ чем для крестьянских детей шко­ лу—круглое деревянное блюдо с резной надписью: «Чем хата богата, тем и рада». В углу кабинета на стене висит ручной телефон фирмы Эриксон. По этому телефону Чехов, в частности, разговаривал с Л. Н. Толстым, ко­ торый в конце 1901 года и начале 1902 года жил в Крыму. В спальне писателя — очень про­ стая железная кровать, а перед ней—покрытый сукном стол, за ко­ торым Чехов работал, когда бывал нездоров. На столе лежит один из номеров журнала «Исторический вестник» за 1904 год. Он заложен деревянным ножом на статье Фале­ ева «Дуэль». Это была последняя книга, которую Антон Павлович чи­ тал в Ялте. На втором этаже чеховского дома расположена комната, в которой со­ средоточен музейно-биографический отдел, повествующий о жизненном и творческом пути писателя, его ши­ рокой общественной деятельности. С чувством огромной любви и признательности к знаменитому русскому писателю А. П. Чехову покидаешь его домик в Ялте. Друг и сестра писателя Мария Павловна Чехова после смерти Антона Павло­ вича сохранила в неприкосновенно­ сти его дом и личные вещи. Именно она создала этот музей, а в мрач­ ные дни немецкой оккупации Крыма отстояла от расхищения и разграб­ ления этот замечательный памятник русской национальной культуры. П. КАШМЕНСКИИ. Любимый писатель Я очень люблю чи­ тать произве д е н и я А. П. Чехова, особен­ но рассказы. В его рассказах юмор пере­ плетается с драматиз­ мом и сатирой. Осо­ бенно люблю слушать рассказы Чехова по радио в исполнении мастеров искусств. А. НЕКРАСОВА, контролер ОТК ЛТЗ. Все мы любим и чи­ таем произведе н и я А. П. Чехова. До сих пор на сценах театров нашей страны и зару­ бежных театров ста­ вятся его пьесы: «Дя­ дя Ваня», «Три се­ стры», герои которых — любимые герои со­ ветского зрителя. Все мы любим и рассказы великого писат е л я: смеемся вместе ним надо уходящим, н е н у ж ­ ным, что мешает людям жить, негоду­ ем. Имена таких . пер­ сонажей, как Беликов, Ионыч, стали нари­ цательными. До сих пор Чехов своими про­ изведениями учит нас прекрасному. ГРИШКОВА, учащаяся музыкаль­ ного училища. с всем Мне нравится Чехо: тем, что он изобра жал различные факт! русской действитель ности. Здесь и поли цейский произвол, мещанское засилье. I в то же время в рас сказах Чехова ест люди, которые в лю бых тягостных услови ях не теряют своей человеческого досто инства, а по • своем' протестуют против са модуров. В этом и: нравственная красотг ФОМИЧЕВ, рабочий литейного цеха ЛТЗ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz