Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)
29 января 1 9 6 0 г.. М 24 (16961 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Ч_У К 100-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова ДРУГ УМНЫЙ, БЕСПРИСТРАСТНЫЙ, ПРАВДИВЫЙ ☆ ' Г* Великий худоЖник Г"*" О л и н и з л у ч ш и х классиков русской литературы А, П. Чехов относится к числу таких писате лей. которые, по выражению Горь кого, «делают эпохи в истории и в настроениях общества». Чехов начал писать в мрачные 8 0 -е годы прошлого века, в трудный и сложный период рус ского освободительного движений когда «второй раз. после освобож дения крестьян, волна револю ционного поибоя была отбита, и либеральное движение вслед за этим и вследствие этого второй раз сменилось реакцией» (В. И. Ленин, Соч., т. 5. сто. 4 1 ), Это был период жестокой реакции, на ступившей после убийства народо вольцами Александра П. Тогда мно гим казалось, что стали гас нуть идеи 6 0 -х годов: настроения грусти, тоски, одиночества были характерны для творчества мно гих писателей, Чехова в это время тоже счи тали ^«певцом серых, хмурых лю дей» (сборник его рассказов на зывался «Хмурые люди»), «пев цом русских сумерек». И только М. Горький правильно понял Чехо ва. «Мимо всей этой скучной, се рой толпы бессильных людей, — писал Горький о Чехове. — прошел большой умный человек, посмотрел он на этих скучных жителей сво ей родины и с грустной улыбкой сказал: «Скверно вы живете, гос пода!». До середины 8 0 -х годов Чехов был известен, главным образом, как сотрудник юмористических журна лов («Осколки». «Стрекоза», «Бу дильник». «Развлечение» и др.). Его рассказы и сценки, полные жизни и юмора, обличали мещан скую пошлость, лживость и раб скую приниженность, ратовали за высокое достоинство человека. Уже в ранних рассказах его встреча ются такие моменты и мотивы, которые впоследствии становятся характерными для великого рус ского писателя. В маленькой за метке. напечатанной в «Осколках» за 1 8 8 3 год. читаем: «...Я знаю одного отставного капитана, быв шего станового. Этот человек поме шан на теме: «Сборища вос прещены». И только потому, что сборища воспрещены, он вырубил свой лес. не обедает с семьей, не пускает на свою землю крестьян ское стадо и т. п. Когда его при гласили однажды на выборы, он воскликнул: «А вы разве не знае те. что сборища воспрещены?» Разве не похож этот капитан на появившихся позже в рассказах Чехова унтера Пришибеева и чело века в футляре Беликова? В 1 8 8 6 году вышла из печати книга А. П. Чехова «Пестрые рас сказы». куда вошли такие шедевры, как «Толстый и тонкий». «Хамеле он». «Злоумышленник». «Тоска» и другие произведения, рисующие верную и страшную картину рус ской жизни того времени. Вот волнующий рассказ о го рюющем старом извозчике Ионе Потапове («Тоска»). У него умер единственный сын. Он не знает, кому рассказать об этом несчастье. Ион пытается заговорить с седока ми. но им до него нет дела, они все чужие, равнодушные люди. Старик изнемогает от горя. Хоть бы кто- нибудь посочувствовал ему! Он идет ночью к своей лошади и, об няв ее. жалуется на несправедли вость судьбы, на свое одиночество, на никому ненужную свою старость. Разве это не обличение общест ва. где каждый — только за себя и где человек человеку — волк? Нет почти ни одного социального слоя, который не привлек бы вни мание Чехов. Он заглянул и в разоряющиеся дворянские гнезда («Вишневый сад»), и в деревен ские избы («Мужики», «В овраге»), побывал вместе с доктодом Коро левым у больной дочери предпри нимательницы («Случай из прак тики»), сумел понять муки и страдания малолетней няньки («Спать хочется»). Чиновники и с л о в а учителя, офицеры и священники, врачи и артисты, мастеровые и из возчики пвоходят перед нами', как живые, в коротких рассказах и повестях А. П. Чехова. Своими пьесами («Чайка», «Дя дя Ваня». «Три сестры». «Вишне вый сад» и др.) Чехов шкшзвел настоящий переворот в драма тургии. А. П. Чехов решительно восстал против театральной ру тины. Он поставил своей задачей вернуть сцене жизненную психо логию людей, говорящих простым, ясным языком, приблизить театр к зрителю. У героев чеховских пьес нет вы сокой цели, которая заполнила бы их жизнь. Они далеки от той борьбы, которую в е ж в 90 -е годы вместе с рабочим классом луч шие представители русской интел лигенции, Но чеховские герои ве рят. что еще будет счастье, что они «увидят небо в алмазах», а если им это не удастся, то люди все равно «найдут средства, как быть счастливыми». И по сей день чеховские пьесы, как и все его творчество, зовут к борьбе против косности, рутины, праздности, против равнодушия к людям, самодовольства, пошлости. Чехов говорил о самом простом и обычном, о том. что было так хорошо знакомо всем и каждому: о заурядной жизни провинциального города («Ионыч». «Человек в фут ляре»), о выдаче бедной девушки замуж за богатого старика-чи- новника («Анна на ш ее»), о тяж е лом труде детей («Ванька». «Спать хочется») и т. д. Но изображая простые, ничем не примечательные случаи жизни, писатель всегда раскрывал в этом малом большие и существенные процессы ’ жизни сво ей эпохи. Просто и скупо рассказывает Че хов. как Ванька пишет письмо своему деду («Ванька»), Все свое недетское горе вкладывает мальчик в письмо, слезно просит взять его домой в деревню, а потом пишет на конверте адрес: «На деревню дедушке». В этом адресе вся без надежность, вся безысходность Ванькиной судьбы, да и множества обездоленных детишек, отданных «в люди». Куда писать? Кому жа ловаться? — Нет адреса! Нет ад реса. по которому они/ могли бы обратиться за помощью. Раскрывая отвратительную суть аксплуататопского строя через са мое обыденное, знакомое и простое, Чехов делал эту критику необы чайно убедительной и понятной для самых широких слоев народа, в том числе и для далеких еще от политики людей. Он вел их через понятные и близкие для них Факты к большим обобщениям, вы водам о всей системе жизни, убеж дая, что дальше так жить невоз можно. Это и делало его произве дения очень «беспокойной книгой», по выражению Горького. Писатель помогал «'обывателя в с т ря х н у т ь и превратить в гражданина» (В. И. Ленин). Чехову доступны были все спо собы изображения жизни, все кра ски и тона: и лирическая неж ность. и трагедийное повествование, и острое сатирическое обличе ние. Вслед за Гоголем и Щедри ным он поднял значение коми ческого как проявления самой вы сокой человечности. Обычно, не отходя от бытового правдоподобия. Чехов выделяет ка кую-либо с т о ро н у в изображаемом явлении. Примером этого может служить «Унтер Пришибеев». Ав тор ведет повествование в спокой ном, сдержанном тоне, выделяя и сгущая господствующую черту в характере этого добровольного блю стителя порядка. Тем не менее образ этот резко сатиричен. В рассказе «Крыжовник» Чехов одной обобщающей деталью пере лает Растленную жизнь героя: «Иду к дому, а навстречу мне ры жая собака, хочется ей лаять, да лень. Вышла из кух ни кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью, и сказала, что барин отдыхает после обеда. Вхожу к брату, он сидит в по стели, колени покрыты одеялом, располнел, об рюзг; щеки, нос и гу бы тянутся вперед, — того и гляди хрюкнет в одеяло». Этот и по добные ему образы остаются в рамках со вершенно жизненно до стоверного. Никакого преувеличения при вы делении отрицательных качеств здесь, как мы видим, нет. Отношение самото автора прямо не в ы с называется. Тем сильнее сатирический эффект. Этой особ е н н о с т и сатирического отраже ния у Чехова не поня ли критики конца про шлого века. Михайлов ский, например, заяв лял: «Чехов с холодной кровью пописывает, я читатель с холодной кровью почитывает». Отсюда — и заявления о равнодушии Чехова к общественным вопро- сам эпохи. Но мы знаем, что в каждой строчке произ ведений Чехова чувст вуется боль за рус ское общество, за по темки. которые были разлиты над ним. От рассказа к рассказу все сильнее звучала у пи сателя уверенность в том, что на ступит время, когда осуществится его заветная мечта, когда в чело веке будет «все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Л. Н. Толстой, говоря о мастер стве Чехова, его новаторстве, на звал его «Пушкиным в прозе.».. Ве ликий писатель земли русской ставил в заслугу Чехову, что «он, как Пушкин, двинул форму». Дей ствительно Чехов не открыл заново жанр рассказа, но развил, придал ему своеобразную форму, «двинул вперед» и довел до высшей степе ни совершенства. Сегодня, когда исполняется сто лет со дня рождения великого рус ского писателя А. П. Чехова, весь мир может убедиться в справедли вости слов А. М. Горького: «...Рос сия долго не забудет его...». Про изведения Чехова читают на род ном языке все народы Советского Союза, в том числе и народы, не имевшие до революции своей пись менности. Знают и любят его бессмертные книги в странах на родной демократии, во всех стра нах мира. Советские и прогрессив ные писатели мира учатся у вели кого русского реалиста мастерст ву правдивого и художественного изображения жизни. А. ЛЕТЯГИНА, кандидат филологических наук. Антон Павлович Чехов. -& I - Вот какая высота!.. Когда читаешь рассказы великого русского писателя Антона Павлови ча Чехова, то невольно задумы ваешься о смысле жизни, о труде. Его рассказы навсегда остаются в памяти. Сейчас в печати и по радио мно го говорится о Чехове в связи со 100-летием со дня его рождения. Вспоминаются и его слова о краси вой богатырской жизни, которая, как он говорил о Красноярске, закипит на этих берегах. Был я на тех самых берегах, участвовал в огромной стройке, приехав туда по комсомольской п у тевке. И могу сказать: прав был Антон Павлович! Жизнь и «на других берегах» теперь у нас кипит. Мне приходится часто бывать в командировках— ез дить я люблю, потому что много но вого каждый раз вижу. Так вот, где бы я ни был. везде жизнь кипит— в Свердловске, в Нижнем Тагиле. Тбилиси. А у нас в Липецке?! Ра стут стройки, растет город — нам. монтажникам, сверху это особенно хорошо видно. И вот невольно приходит в го лову: это на какую же высоту под нялись талант и мудрость великого знатока жизни Чехова, чтобы так смело, а главное, так точно увидеть и предсказать то. что видим сейчас мы! в. новиков, слесарь-монтажник управления «Коксохиммонтаж». СМЕШНЫЕ И ЖАЛКИЕ ...Только так можно сказать о многих персонажах рассказов и пьес Чехова, мнивших себя властелина ми жизни, чванных и надутых. Так можно назвать и всех персонажей рассказа «Маска»: и кутилуПятиго- рова, и «интеллигентов», которые пуще всесветного позора боятся не милости подгулявшего богача. Недавно мне пришлось посмотреть Фильм, поставленный по этому рас сказу. в дни декады, посвященной 100-летию со дня рождения А. П. Чехова, которая проводится в кино театре «Заря». В зале сидели люди разных возрастов и все дружно сме ялись. В их смехе звучали осуждение прошлому и радость за настоящее. М. ЛЕТОВ, пенсионер. „Кто трудится, тот и старше...” Среди нас, соотечественников Ан тона Павловича Чехова, нет, пожа луй, ни одного человека, который не любил бы его большой любовью. Ис кусный мастер слова, большой жиз нелюб, беспокойный искатель на стоящего человеческого счастья. — Чехов удивительно верно и глубоко понял и объяснил великую силу творческого труда. Он видел в тру де «зерно жизни». Сам Чехов сумел стать бессмерт ным художником слова именно пото му, что его надежной опорой всегда был напряженный, вдохновенный труд. Антон Павлович умел и любил трудиться, как писатель, как врач, наконец, как рядовой труженик, по могал он людям. После себя Чехов оставил не только прекрасные свои произведения, но и сады, аллеи, школы, шоссейную дорогу, больни цы, библиотеку. Не случайно любимые герои че ховских произведений, близкие и дорогие самому писателю, — были скромными, бескорыстными тружени ками. Вот доктор Дымов из расска за «Попрыгунья», пожертвовавший своей жизнью для спасения больного чебенка. — Когда я сажаю березку и потом чижу, как она зеленеет и качается гг ветра, душа моя наполняется гор- юстью, — говорит доктор Астров '«Дядя Ваня»), Веря в будущее частье людей, Астров искренне ра- А. П. Чехов и А. М. Горький в Ялте (с фотографии начала 900-х годов). (Фотохроника ТАСС). дуется тому, что и он будет «не множко виноват» в этом счастье. В его уста Чехов вложил замечатель ные слова: «Праздная жизнь не мо жет быть чистой». Обличая тунеядство, Чехов приз навал великие права за теми, кто создавал материальные и духовные блага. «Кто трудится, тот и стар ше», — делает вывод старик Ко стыль в повести «В овраге». Говоря о необходимости трудить ся, Антон Павлович всегда имел в виду труд во имя общего блага. В рассказе «Крыжовник» он показал мелочность и бессмысленность эгои стического «трудового счастья». Со страниц этого рассказа прозвучали жгучие и смелые для своего време ни слова: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа...» Уходя из жизни, Чехов приветст вовал жизнь, полную могучих сил обновления. Предчувствуя близость больших перемен, он горячо верил, что надвигающаяся буря развеет «лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку». Будущая жизнь представлялась Чехову чест ной и созидательной. Аня и Петя Трофимов уходят в новую жизнь с реальной мечтой: вырастить на зем ле еще более прекрасный вишневый сад. «Через какие-нибудь 25—30 лет работать будет уже каждый чело век. Каждый!» — устами Тузенбзха заявлял писатель в пьесе «Три сест ры». Как верно умел предвидеть Че хов! .. Его мечты и надежды сбылись: ныне с честью трудится каждый со ветский человек. Не счесть трудо вые подвиги, которые совершаются ежедневно во всех уголках нашей необъятной Родины. А главное —на обновленной земле растут новые лкт ди: труд стал не только потреб ностью, но и мерилом достоинства советского человека. «Кто трудится, тот и старше», — эти мудрые чеховские слова звучат уже не только как желаемое, а как осуществленное, воплощенное в жизнь. Ученый, познающий тайны космо са, и рядовой рабочий, и колхозник пользуются у нас равным уважени ем, потому что они честно трудятся. С гордостью и уважением произ носим мы, липчане, имена знатной птичницы Матрены Михайловны Зо товой, молодой доярки Веры Насо новой, механизаторов братьев Ильи и Егора Гридневых и многих дру гих умельцев наших полей и заво дов, которые превращают в явь дорогую мечту Чехова: «Если каж дый человек на клочке земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша...» Скромный вдохновенный труже ник, человек больших, чистых по мыслов и дел, Чехов близок и дорог нашему поколению неутомимых строителей, щедрых преобразовате лей родной земли. Теперь, как ни когда, Чехов неотделим от миролю бивой труженицы России, умным лю бящим другом которой он был, есть и будет. И какая большая радость, отме чая юбилей любимого писателя, знать, что оправдываются его самые заветные надежды. Б. ШАЛЬНЕВ, студент Липецкого пединститута. О Ч о м е Л. Н. ТОЛСТОЙ: Чехов — это Пушкин в прозе. М. ГОРЬКИЙ: Дело в том, что каждый новый рассказ Чехова все усиливает од ну глубоко ценную и нужную для нас ноту — ноту бодрости и любви к жизни. В. В. МАЯКОВСКИЙ: Из-за привычной обывателю фигуры ничем недовольного ныти ка, ходатая перед обществом за «смешных» людей, Чехова — «пев ца сумерек», выступают линии другого Чехова — сильного, весело го художника слова. К. С. СТАНИСЛАВСКИЙ: Антон Павлович был самым большим оптимистом будущего, ка кого мне только приходилось видеть. Он бодро, всегда оживленно, с верой рисовал красивое будущее нашей русской жизни. ...В художественной литературе конца прошлого и начала ны нешнего века он один из первых почувствовал неизбежность рево люции. ЛУ СИНЬ: Чехов является моим самым любимым писателем. М. И. КАЛИНИН: ...Величайший мастер слова, уничтожающий критик буржуазно помещичьего общества.., БЕРНАРД ШОУ: В плеяде великих европейских драматургов — современников Ибсена — Чехов сияет, как звезда первой величины, даже рядом с Толстым и Тургеневым. ♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦ЭК Д о м и к в Я л т е „.После того, как в конце 9й-х годов врачи предписали Антону Павловичу жить на юге, он, продав свой дом и усадьбу в Мелихове, приобрел участок земли на окраине Ялты. Земля была здесь твердая, каменистая, без деревьев и построек. Чехов сам принимал участие в строительстве дома, планировке его, разбивке сада и посадке деревьев. Антон Павлович страстно мечтал о том времени, когда вся страна пре вратится в цветущий сад, подобный тому, какой он своими руками раз бил в Ялте. «...Знаете ли,— говорил он писателю А. И. Куприну,—через триста—четыреста лет вся земля об ратится в цветущий сад. И жизнь будет тогда необыкновенно легка и удобна». В своем домике в Ялте Чехов на писал такие произведения, как рас сказы «Случай из практики», «Ду шечка», использованный В. И. Лениным в одной из своих статей, «По делам службы», «Новая дача», «Дама с собачкой», «На святках». «Архиерей», «Невеста», повесть «В овраге». В ялтинский период жизни писателя были созданы им и такие шедевры русской драматургии, как «Три сестры» и «Вишневый сад». Чеховский домик в Ялте стал ме стом встреч Антона Павловича со многими знаменитыми людьми того времени—писателями А. М, Горьким, В. Г. Короленко, Д. Н. Маминым- Сибиряком, И. А. Буниным, А. И. Куприным, Н. Д. Телешовым, Л. Н. Андреевым, Н. Г. Гариным-Михай ловским, певцом Ф. И. Шаляпиным, композитором С. В. Рахманиновым, художником И. И. Левитаном. В этом доме целые дни проводили артисты Московского Художествен ного театра во главе с К. С. Ста ниславским и В. И. Немировичем- Данченко, когда они приезжали в Ялту, чтобы показать больному пи сателю постановки его пьес «Чайка» и «Дядя Ваня». С необыкновенным волнением пе реступаешь порог дома, в котором жил и творил последние годы своей жизни знаменитый русский писатель. Три комнаты второго этажа: столо вая, кабинет и спальня Антона Пав ловича — мемориальные. Все в них осталось так, как было при жизни Чехова. Вот столовая. На стене большой портрет писателя, который сделан в 1899 году. Под портретом три паль мовые ветви, перевязанные красной муаровой лентой. На ней надпись: «Антону Павловичу Чехову. Глубо кому истолкователю русской дейст вительности. 23 апреля 1900 г.». Эти пальмовые ветви были пуб лично преподнесены Антону Павло вичу после прощального спектакля «Чайка» в Ялте, поставленного ар тистами Московского Художествен ного театра. Кабинет А. П. Чехова. Слева у окна стоит письменный стол писате ля, за которым он создал многие свои произведения. 3 а этим же сто лом Антон Павлович написал заяв ление о выходе из числа почетных членов Российской Академии наук после того, как Николай II отменил выборы А. М. Горького в почетные академики. На столе лежит первый лист ру кописи рассказа «Невеста». Много численные исправления наглядно показывают, как требователен был к себе Антон Павлович. Два белых из кости и два черных из дерева слоника Антон Павлович привез с острова Цейлон, когда воз- вращался с Сахалина. На уголке стола лежат различные медицинские инструменты, к которым прибегал Антон Павлович, когда бесплатно лечил бедных. Печать для сургуча со словами: «Врач А. П. Чехов», Нераспечатанные бандероли, кото рые были получены, когда Антон Павлович уже выехал в Баденвей- лер... ' Над диваном картина художника И. И. Левитана «Река Истра». Эта картина, а также и другие—«Тяга», «Дуб и береза», «Стога сена в лун ную ночь», вделанная в нишу ка мина и нарисованная Левитаном здесь же, в кабинете, свидетельству ют о большой дружбе между знаме нитым художником и знаменитым писателем. В чеховском кабинете, помимо левитановских картин, висит еще репродукция широко известной кар тины «Богатыри» художника В. М. Васнецова, с которым Антон Павло вич был лично знаком, а также картина А. А. Хотяинцевой, изобра жающая вишневый сад в цвету. Это—подарок писателю в Москов ском Художественном театре 17 ян* варя 1904 года на премьере спек такля «Вишневый сад». Медный колокольчик, стоящий на' камине, был подарен Чехову на острове Сахалин одним каторжани ном. Белый полотняный портфель на поминает об участии Чехова в пе реписи населения в Мелихове, в 1897 году. А вот подарок писателю от крестьянина в знак благодарности за построенную Антоном Павлови чем для крестьянских детей шко лу—круглое деревянное блюдо с резной надписью: «Чем хата богата, тем и рада». В углу кабинета на стене висит ручной телефон фирмы Эриксон. По этому телефону Чехов, в частности, разговаривал с Л. Н. Толстым, ко торый в конце 1901 года и начале 1902 года жил в Крыму. В спальне писателя — очень про стая железная кровать, а перед ней—покрытый сукном стол, за ко торым Чехов работал, когда бывал нездоров. На столе лежит один из номеров журнала «Исторический вестник» за 1904 год. Он заложен деревянным ножом на статье Фале ева «Дуэль». Это была последняя книга, которую Антон Павлович чи тал в Ялте. На втором этаже чеховского дома расположена комната, в которой со средоточен музейно-биографический отдел, повествующий о жизненном и творческом пути писателя, его ши рокой общественной деятельности. С чувством огромной любви и признательности к знаменитому русскому писателю А. П. Чехову покидаешь его домик в Ялте. Друг и сестра писателя Мария Павловна Чехова после смерти Антона Павло вича сохранила в неприкосновенно сти его дом и личные вещи. Именно она создала этот музей, а в мрач ные дни немецкой оккупации Крыма отстояла от расхищения и разграб ления этот замечательный памятник русской национальной культуры. П. КАШМЕНСКИИ. Любимый писатель Я очень люблю чи тать произве д е н и я А. П. Чехова, особен но рассказы. В его рассказах юмор пере плетается с драматиз мом и сатирой. Осо бенно люблю слушать рассказы Чехова по радио в исполнении мастеров искусств. А. НЕКРАСОВА, контролер ОТК ЛТЗ. Все мы любим и чи таем произведе н и я А. П. Чехова. До сих пор на сценах театров нашей страны и зару бежных театров ста вятся его пьесы: «Дя дя Ваня», «Три се стры», герои которых — любимые герои со ветского зрителя. Все мы любим и рассказы великого писат е л я: смеемся вместе ним надо уходящим, н е н у ж ным, что мешает людям жить, негоду ем. Имена таких . пер сонажей, как Беликов, Ионыч, стали нари цательными. До сих пор Чехов своими про изведениями учит нас прекрасному. ГРИШКОВА, учащаяся музыкаль ного училища. с всем Мне нравится Чехо: тем, что он изобра жал различные факт! русской действитель ности. Здесь и поли цейский произвол, мещанское засилье. I в то же время в рас сказах Чехова ест люди, которые в лю бых тягостных услови ях не теряют своей человеческого досто инства, а по • своем' протестуют против са модуров. В этом и: нравственная красотг ФОМИЧЕВ, рабочий литейного цеха ЛТЗ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz