Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

13 сентября 19 60 г., М1 217 (1 8 8 9 ) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 Строители н уж д аю тс я в п о м о щ и Строительному управлению N5 1 и специализированным организациям поручены работы по реконструкции новобетонного цеха завода «Строй- деталь». Будут сооружены новый формовочный цех с вибростолами и арматурным отделением, склад ме­ талла, бытовые помещения. Производственные процессы в цехе механизируются. Мостовые и башенные краны, новые пропароч­ ные камеры дадут возможность заво­ ду в будущем году значительно уве­ личить вы пуск сборного железобето­ на. Бригады плотников С. Ланских, бетонщики А. Бирюкова, каменщ ики И. Дуванова и другие дали слово ввести новые мощности цеха в строй действующих к 5 декабря. Соревну­ ясь за достойную встречу 43 -й го­ довщины Великого Октября, строи­ тели показывают образцы высоко­ производительного труда. Но не все благополучно на строй­ ке. Встречаются случаи брака. Не всегда вовремя подается раствор. Мало механизмов. На 50 метров со­ оружаемой стены приходится один подъемник. Эти недостатки руко­ водство участка обязано исправить ка к можно быстрее. ДЛЯ БАЗЫ МЕХАНИЗАЦИИ П о соседству с заводом «Строй- деталь» в Л ипец ке завершено сооружение новой базы механи­ зации треста «Л ипецкстрой». М е­ ханизаторы получили мастерские, отделение проф илактики стройме- ханизм ов, теплые га р а ж и для сто­ я н ки маш ин, бытовые помещения. Строительство базы осуществил коллектив управления № 2. С. Р Е П Ь Е В , ст. инженер О КС а Однако есть и такие помехи, которые строители сами не в состоянии устранить. На участке нет транспорта для всевозможных внутренних перевозок. Плотники, каменщики порою оставляют основ­ ное дело и превращаются в грузчи­ ков, подносчиков материалов. Поступающие на стройку материа­ лы — низкого качества. Дерево­ обделочный цех завода «Стройде- таль» (начальник т. Петров) выдает нам березовые доски, не применяв­ шиеся ранее для опалубки, необрез­ ные доски с извилинами и другими порсками. Самым же главным тормозом, по­ жалуй, является несвоевременная поставка сборного железобетона, многопустотного настила. Строители жалую тся на плохую организацию общественного питания. В здании бывшей чайной открыли столовую. В ней уютно, чисто. Но блюда готовятся некачественно и стоят очень дорого. Тресту столовых (директор т. Филиппов) надо поду­ мать о том, ка к улучш ить качество блюд и перевести столовую в рязряд 3-й категории. На стройке предстоит еще выпол­ нить большой объем работ: уложить около 600 кубометров кирпича, смонтировать 150 кубометров сбор­ ного железобетона, выполнить 1000 квадратных метров ш тукатурны х ра- боР, Чтобы строители и монтажники успешно справились с порученным делом, надо помочь им устранить причины , мешающие реконструкции одного из предприятий производст­ венной базы треста «Липецкстрой», Ф . Ф Е Д О Р О В . Специальностью крановщика комсомолец Юрий Куликов овла­ дел во время прохождения служ бы в железнодорожных частях Со­ ветской Армии. После демобилизации он пришел в трест «Липецк­ строй» и сейчас работает на башенном кране в одной из лучших, на участке № 1 «Жилстроя» комплексной бригаде Василия Титова. Коллектив бригады, сооружающий жилой дом по улице адмирала Макарова, ежедневно перевыполняет сменные задания. НА С Н И М К Е : Ю . Куликов. Фото работника нештатного отдела иллюстрации «Ленинского знамени» В. Ф иногина. Редакционная „летучка" на Трубном заводе П од р уб р и ко й «Решения ию л ьско­ го Пленума Ц К КПСС— в ж изнь!» в конце августа в «Л енинском зна­ мени» появилась страница, расска­ зы вающ ая о том , что коллектив Трубного завода увеличивает вы­ пуск п родукц ии, снижает ее себе­ стоимость, показы вая хорош ий при­ м ер ударной борьбы за д осрочное выполнение семилетки. Специальная «афишка» сообщ ала: «Эта страница подготовлена партийным бю р о Л и­ пец кого трубного завода#. П од готов­ кой специальной страницы, которая пошла в газете под «ш апкой»— «Но­ вое набирает силу», партийное бю ро завода оказало серьезную пом ощ ь коллективу ж урналистов газеты «Ле­ нинское знамя» в реш ении тех за­ дач, которы е встали перед печатью после ию л ьского Пленума Ц К КПСС Тесная связь м е ж д у редакцией об­ ластной газеты и партийным бю ро Трубногр завода— дело давнее. Се­ кретарь партбю ро т. Ф рол ов являет­ ся одним из самых активны х авто­ ров «Л енинского знамени», д о б р осо ­ вестно выполняет все поручения редакции. П артбю ро завода, в частности т. Ф рол ов, горячо поддерж али мысль о проведении на заводе от­ кры той редакционной «летучки». Та­ кая «летучка» состоялась на днях. В кабинете главного инж енера т. Еро­ хина собралось более шестидесяти рабочих, инж енеров, техников и служащ их Трубного. Вместе с ко л ­ лективом редакции, которы й явил­ ся на завод почти в полном составе, они приняли активное участие в со­ вещании. С обстоятельным р а зб о р о м газе­ ты за неделю выступил секретарь партбю ро завода И. Т. Ф рол ов. П олож ительно оценив некоторы е из опубликованны х материалов: корреспонденции старш его инж ене- ра-электрика аглоф абрики Н оволи- п е ц ко гэ завода Б. Бы чкова— «Н ужны ли врем енны е сооружения?», народ­ ного судьи I! участка г. Л ипецка Ю . Гончарова— «Они м еш аю т нам жить», следователя Д анковской про- куратуры В. Пятакова— «Д ело о че­ ты рех подростках», начальника В ерхнэ-Д онской археологической экспедиции В. Левенка — «Новые данны е о нашем крае», ж урналиста С. Гриняева— «По больш ом у счету» и некоторы е другие, д оклад чик со­ средоточил основное внимание на недостатках в со д ер ж а нки газеты. Он критиковал редакцию , в част­ ности, за то, что в газете появляю тся статьи недостаточно вы сокого лите­ ратурного уровня, представляющ ие, по сути дела, сводки положительны х или отрицательны х ф актоз, без ка ­ кого-ли бо анализа их, без поучи­ тельных сравнений, без описания действия, без показа практической работы лю дей, их мыслей и нам ере­ ний. К числу таких он отнес статью заместителя начальника областного управления культуры И. С урмия «Ваш клуб готов к зиме?», которая, по м нению докладчика, мало чем от­ личается от д окладной записки. ■— В газете,— говорит т. Ф р о л о в,— была напечатана неплохая ко р р е с­ понденция старш его ревизора конт­ рольно - ревизионного управления Д . М орхова «На б о й ком месте»— о фактах беззакония и расточительст­ ва государственны х средств на Д об- р о вско м «М ахорзаготпункте». Но не понятно, почем у эту ко р р е сп он д е н ­ цию редакция поместила под рубри- кой «Ф ельетон». Как ж е м о ж н о сме- шивать два разны х литературны х жанра? Редакция долж на быть более требовательной при отборе материал лов для газеты и при определении рубрик. В стремлении дать побольш е м а­ териалов в газете редакция, по м не­ нию докладчика, доходит до крайно­ стей, вы зы вающ их только недо­ ум ение. Речь идет об отдельчике «К ороткие сигналы», в ко то р о м ино­ гда появляю тся настолько урезанны е зам етки, что в них и смысла не остается. Говоря об этом, т. Ф рол ов привел конкретны е факты. И стран­ но, говорит он, что наряду с этим пом ещ аю тся слиш ком растянутые статьи— такие, как уж е упом инав­ шаяся выше статья т. С урм ия о кл у­ бах, ко то р ую без ущ ерба для сод ер­ жания м о ж н о было бы значительно сократить. О традным явлением докладчик считает появление в «Л енинском знамени» литературной страницы, составленной из произведений м о л о ­ дых литераторов города Грязи. За­ служивает внимания творчество ра­ бочего строительно-м онтаж ного уп­ равления Анатолия М ор о зо ва— его рассказ «Поздней осенью » говорит о том, что начинающ ий автор хорош о владеет словом.™ Говоря о литера­ турны х достоинствах рассказа, в частности об умении автора пока­ зать природ у, г. Ф рол ов делает пра­ вильное замечание о том, что в рассказе отсутствует динамичность действия, в результате чего интерес к нем у, по м ере чтения, снижается. — У нас на заводе появление ли­ тературной страницы встречено с ин­ тересом . Но почем у редакция р ед ко дает такие страницы? Разве нельзя обеспечить регулярное печатание литературны х страниц? Надо искать пиш ущ их лю дей и привлекать их к участию в газете. Ведь и у нас на з а в о д е 'с р е д и м ол од еж и есть това­ рищ и, пробую щ ие свои силы и в поэзии и в прозе. О тделу культуры редакции следовало бы установить с таким и товарищ ам и тесную связь и наладить работу с ними. О п уб л и ко ­ вание литературны х материалов повысит интерес к газете. Тов. Ф р о л о в сделал м н ого других критических замечаний в адрес ре­ дакции, ее отделов и отдельны х ра­ ботников. Он считает, что редакция недостаточно занимается организа­ цией рабселькоровских рейдов. Ред­ кое явление, в частности, материал раб ко р о вско й бригады с предприя­ тий промыш дрнности. Им ею тся о гр е ­ хи в полиграф ическом оф орм лении газеты. Выступивший после т. Ф рол ова ра­ бочий асф альтировочного отделения тр уб н о го цеха М . И. Л авров вы ра­ зил ^ недоум ение тем, что в газете крайне ред ко появляю тся статьи врачей и д ругие м а­ териалы по вопросам здравоохранения. Он высказал такж е по- желание чаще видеть в газете ю рид иче­ скую консультацию . П редседатель зав­ ком а В. А. А ксен ен­ ко говорил о том, что отделам ре д а к­ ции следовало бы почащ е проводить у себя тем атические со­ вещания, это способ­ ствовало бы укр е п ­ лению связей с акти­ вом и обогащ ало бы газету интересными материалами. — П очем у бы, на­ прим ер, не созвать в редакции совещание председателей зав­ комов? У. нас м н ого вопросов и мыслен, которы м и следо­ вало бы поделиться д р уг с д ругом , а через газету— и с ш ироким и масса­ ми членов проф сою зов. Вообще следует шире освещать в «Ле­ нинском знамени» проф сою зную ж и зн ь— она весьма м ногогранна, очень интересна и важна. Тов. А ксен енко считает, что газета поступает неправильно, забывая о том, что в городах и селах есть д р у­ ж инники, стоящие на страже общ е ­ ственного порядка, есть товарищ е­ ские суды. Их больш ую , важ ­ ную работу надо показы вать систе­ м атически, показывать ш и роко и ярко. Интересный вопрос поднял на «ле- тучке» м одельщ ик В. М . Черновалов. П очем у, говорил он, когда речь идет о бригадах ком м унистического труда, то газета изображ ает дело так, что будто бы в них все гладко, все идеально. А ведь в ж изни -то не так! У нас м н ого трудностей, м ного неясностей, м н ого споров. Ведь мы только нащ упываем пути, по ко то ­ рым следует идти в ком м унизм . Га­ зета долж на пом очь нам в этом. Хотелось бы видеть в «Ленинском знамени», да и в д ругих газетах, о б ­ стоятельные, ж ивы е, волнующ ие м а­ териалы, показы вающ ие истинную ж изнь бригад ком м унистического труда— такой, какая она есть, труд, мысли, искания членов этих бригад и д аж е вопросы , по которы м идут споры . Пусть почащ е появляю тся в газете статьи об опыте сплачива­ ния коллективов, воспитания лю дей, особенно м ол одеж и, в труде, в кл у­ бе. в ш коле, в семье. Техническом у прогрессу и роли га­ зеты в этом посвятил свое вы ступле­ ние начальник цеха фасонов и н ж е­ нер В. В. Андреев. Он считает, что газета непростительно мало уделяет внимания литейным предприятиям и цехам и мало предоставляет места для выступлений практиков. Надо по­ больш е привлекать к участию в га­ зете инж енеров и техников. Х о р о ­ ш им началом в этом отнош ении т. А ндреев считает создание техни­ ческого совета при отделе пром ы ш ­ ленности «Л енинского знамени» и появивш ую ся на днях страницу «Творцы технического прогресса», подготовленную этим советом. Главный инж енер завода И. П. Ерохин считает, что газета очень м а ­ ло показы вает передовиков пром ы ш ­ ленных предприятий эконом ического района. А ведь материалы о пе р ед о ­ вых лю дях им ею т огр о м н о е воспита­ тельное значение и пом огаю т р а зж и ­ гать социалистическое соревнование за д осрочн ое вы полнение семилетки. Не налажен через газету и обм ен опы том техниче­ ской пропаганды . Тов. Ерохин по­ ставил вопрос о том, чтобы в «Л енинском знамени» систематически печатались обзорны е статьи о работе промыш ленности эко н о м и че ско го района, материалы, показы вающ ие больш ую и плодо­ творн ую работу стенных газет, а так­ ж е материалы, бичующ ие тех, кто еще наруш ает правила социалисти­ ческого общ еж ития. Тов. Ерохин критиковал редакцию за некоторы е упущ ения и пром ахи в оф орм лении газеты, и .за то, что иногда публ ику­ ются непроверенны е, неправильные ответы на выступления газеты и на неопубликованны е письма труд я­ щихся в редакцию , что вызывает справедливые нарекания читателей. Н есколько практических вопросов поставили перед журналистами «Л енинского знамени» бухгалтер И. И. Ч ерняховский, асф альтиров­ щ ик Н. Е. М инаков, слесарь В. Т. Черноиванов: — ополчаться против мещ анских вкусов, пьянства и других переж ит­ ков прош л ого; ' — уделить больш е внимания пока­ зу разум ного отдыха трудящ ихся; — интереснее писать о социали­ стическом соревновании, раскрывая опыт лю дей; — более обстоятельно и интерес­ но рассказывать о встречах ф утболь­ ных ком анд; — систематически показы вать вос­ питательную работу среди трудящ их­ ся по м есту их жительства. На «летучке» выступили такж е зам е­ ститель редактора «Л енинского зна­ мени» Л. С. Баш куров, литературны й сотруд ник отдела культуры и быта А. К. Вольфсон, ответственный с е к­ ретарь редакции Б. И. Копелиович, заведующ ий отделом промыш ленно­ сти и транспорта А. А . М азин. П одводя итоги «летучки», редактор «Л енинского знамени» А. А . Козунов подчеркн ул, что она была интерес­ ной и исклю чительно полезной для коллектива редакции. Все критиче­ ские замечания и пожелания участ­ ников этого интересного совещания будут учтены в практической работе отделов газеты. От имени кол лек­ тива «Л енинского знамени» т. К о зу­ нов выразил гл уб о кую признатель­ ность всем, кто, приним ая участие в «летучке», проявил заботу о том, что­ бы областная газета лучше, успеш ­ нее выполняла стоящие п - г - ч ней задачи. Редакционная «лет 5 н; «я Труб­ ном заводе. Слева— с обзором газеты выступает т. Фролов. Фото Ю . Ардашева. Н екоторы е ш ко ­ лы города Л ипец­ ка в этом учебном году переш ли на восьмиле т н и й срок обучения. Стали восьмилеткам и ш колы № № 21, 22, 23 и другие. Они долж ны в своих м икрорайонах охватить всех детей от 7 до 16 лет, а в 1962— 63 год у намечен повсеместны й переход ко всеобщ ем у обязательном у вось­ м илетнем у обучению . Для вы полнения этой слож ной за­ дачи нуж ны больш ие усилия органи­ зационного порядка. Д о сих пор, несм отря на большие достиж ения в вы полнении семилет­ него всеобуча, у нас имею тся сущ е­ ственные недостатки в охвате детей ш колой. Только в истекш ем учеб­ ном год у в го р о д е не было привле­ чено к обучению 42 ребенка. В этом го д у мы д олж ны повести борьбу за ка ж д о го ш кольника. Это особенно важ но им енно теперь, ко г­ да мы приступили к осущ ествлению восьм илетнего всеобуча. Большое значение в.св язи с этим приобретает правильная организация работы групп продл енного дня. На­ д о сказать, что в прош л ом учебном го д у она была поставлена неуд ов­ летворительно. И з-за отсутствия по­ мещ ения группы не работали в большинстве ш кол. Д ействовало 9 групп продл енного дня, охватываю­ щих окол о 200 учащихся, но вряд ли их работой м о ж н о удовлетвориться. Это скорее были группы , «удвоенно­ го рабочего дня». Дети больш ую ^асть времени сидели за теми ж е партами, что и во врем я занятий, и выполняли дом аш ние задания. Очень мало они бывали на воздухе. Работа групп была отдана на откуп воспита­ телям, которы е с родителям и уче­ ников не поддерж ивали связи. А д и­ ректора и учителя начальных классов стояли в стороне от этого важ ного дела. Такое полож ение было в ш ко ­ лах № № 3, 7, 31, 28 и других. Естественно, мириться с таким по­ лож ением нельзя. В ны неш нем год у группы д олж ны работать в каж дой ш коле. Строгий реж и м , хорош ее питание, длительное пребывание на а°ЗДухе,— залог успеш ного обучения и кр е п ко го зд оровья ка ж д о го ш коль­ ника. Надо сделать д о суг детей зд о ­ ровы м и интересным, В этом воспи­ тателям м о гут пом очь старш ие пи­ онеры и ком сом ол ьцы . Н еобходим тесный контакт в работе воспитате­ лей с учителями начальных классов, их участие в метадиче.ских ком и сси­ ях, педагогически х советах ш кол. В каж дой группе д о л ж н о ш и р о ко п р о ­ водиться эстетическое, ф изическое и трудовое воспитание. Ни од ного ре­ бенка без надзора! — вот девиз каж д ой ш колы . П равильно поставить работу групп продл енного дня мы см о ж е м только с п ом ощ ью общ ественности. К аж дой группе необход им о пом ещ ение, со­ стоящ ее не м енее, чем из д вух ко м ­ нат: в одной дети учатся, в д ругой — отды хаю т. О борудовать комнаты отдыха ш колам д олж ны пом очь ш еф ствующ ие предприятия. В прош л ом учебном год у плохо обстояло дело и с организацией го­ рячего питания в ш колах, особенно Для учащихся начальных классов. Д аж е в тех ш колах, где имелись не­ плохие стоповые (2, 10), организация питания зависела лишь от самих учи­ телей начальных классов. Если учи­ тель был заботлив, провел необхо­ д им ую работу с родителям и, его учащ иеся, как правило, были обес­ печены горячим питанием. Его су­ мели сделать учителя ш колы № 2 тт. О л ьчук и Чернышова. Но администрация ш колы и этот вопрос в значительной м ере пустила на сам отек, поэтом у в больш ой сто­ ловой ш колы № 2 питались в день 150— 180 учащихся, в то время как всего в ней учится более 1000 д е­ тей. С первы х дней занятий следует провести разъяснительную работу с родителям и учащихся и обеспечить горячим питанием ка ж д о го ребенка в начальных классах и больш инство старш еклассников. Всеобуч — это такж е продум анная работа по охране здоровья детей. В ш колах д ол ж но быть хорош о постав­ лено м ед ицинское обслуживание учащихся. Н еобходим о настойчиво прививать детям навыки личной ги ­ гиены. Классным руководителям , учителям начальных классов, п ионер­ вож атым нуж но чаще устраивать иг­ ры детей на свеж ем воздухе и п р о ­ гулки, катание на коньках, лыжах це­ лым классом, отрядом , * звеном . На всех перем енах и м е ж д у см е­ нами классы и ко рид оры следует хорош о проветривать. В ш коле д ол ж но быть чисто, ую тно, м н ого цветов, картин. В этом отнош ении м н ого сделано в ш колах № № 6, 16, 19. Там по д д е р ­ живается образцовы й поряд ок, во дворах м н ого цветов. К сож алению , этого нельзя сказать о других ш ко ­ лах города. П ора все ш кольны е участки пре­ вратить в цветущ ие сады и краси­ вые цветники. Сирень всех расцве­ ток, белая акация, ж асм ин, планта­ ции георгин, р о з д олж ны войти в ж изнь наших ш кол. Пусть станет традицией, чтобы каж ды й ученик в начале учебы сажал свое дерево или кустарник, за которы м ухаживал бы все годы обучения в ш коле. Но осущ ествление восьм илетнего всеобуча сейчас зависит не только Всеобуч-проблема педагогическая от реш ения организационны х во пр о ­ сов. О но все больш е и больш е ста­ новится педагогической проблем ой. В тех ш колах, где хорош о поставле­ на учебно-воспитательная работа, где в поле зрения каж ды й ученик, где своеврем енно приним аю тся м еры к недисциплинированным и неуспева­ ющ им , всегда вы сока успеваемость и нет отсева. В течение последних девяти лет полностью осущ ествлялся семилет- -ний всеобуч в ш коле № 25 (д и р е к­ тор В. П. У колов). Вошло в тради­ цию , что каж ды й учитель начальных классов, каж ды й классный р уко во д и ­ тель знаком ится со своим и б уд ущ и ­ ми ученикам и до начала учебного года, узнает, ка к они ж ивут в семье, чем заним аю тся, в чем нуж даю тся, каковы их интересы и наклонности, даю т определенны е советы родите­ лям. ' П ервого сентября пятиклассники торж ественно дарят новичкам от- '■& Первые восьмилет­ ки. Группы продленно­ го дня — каждой школе. У хорош его педагога отсева не бывает, Тру­ довое обучение — осно­ ва воспитания. кры тки, перочи стки и д р уги е пр е д ­ меты, изготовленны е своим и рукам и. Учащ иеся 6— 7 классов преподносят малыш ам цветы. П отом их зн аком ят со ш колой, с классом , с партой. В дальнейш ем пятиклассники на п р о ­ тяж ении 4 лет шеф ствую т над сво­ ими м ладш им и товарищ ам и. Воспи­ тывая малыш ей, старш еклассники воспиты ваю тся сами. Дети лю бят свою ш кол у. П ропус­ ки занятий, опоздания, плохие оцен­ ки считаются п о зором . Больш ой силой стал здесь учени­ ческий коллектив. В пр ош л ом учеб­ ном го д у очень плохо учился ученик третьего класса С ергей С. Семья не уделяла внимания воспитанию маль­ чика. С ергея реш или перевести в класс учительницы т. Н ем це­ вой. П ед агог д олго дум ала, как о р ­ ганизовать встречу этого «трудного» м альчика с кол лективом класса. Она провела беседу с учащ им ися о том, что этот ученик переводится к ним на исправление. За е го обучение и воспитание буд ут отвечать они, весь класс. Э тим самым им оказы вается больш ое доверие, ко то р о е кол лек­ тив класса д олж ен оправдать. Со­ брание учащ ихся с готовностью при­ няло в свой крепкий коллектив С ер­ гея. Ребята продум али все до м ело­ чей: с ке м посадить С ергея, за ка­ ку ю парту, ка к осущ ествлять конт­ роль за ним, ка к пом огать ему, С ергей постепенно исправлялся и к ко н ц у года успеш но окончил тре­ тий класс. О наруш ениях дисципли­ ны во втором полугод ии уж е не стало слышно. Все это п р о и зо ­ шло потом у, что адм инистрация ш ко ­ лы воврем я увидела «трудного» ученика и своеврем енно приняла м еры . Ни для ко го не секрет, что воспи­ тывать ребенка в начал ьно^ ш коле значительно легче, чем в средней. Вот почем у, осущ ествляя восьм илет­ ний всеобуч, мы д олж ны дойти до ка ж д о го ученика как в ш коле, так и в семье. Если п р огл яд им отрица­ тельные качества ш кол ьника в на­ чальных классах, то в старш их с ни­ ми очень труд но будет бороться. А ведь им енно неуспевающ ие и не­ дисциплинированны е ученики подчас покид аю т ш колу, не окончив ее, со­ ставляю т тот «отсев», которы й м е­ шает осущ ествлять всеобуч. Чуткость по отнош ению к детям , вера в их силу и способности, стремление видеть в ка ж д о м ребен­ ке хорош ие наче- яа и постепенно их развивать — вот в чем причина ус­ пеха таких педаго­ гов, ка к тт. Н ем це­ ва, Р ж ановской и д р уги е , У хорош их педагогов не бы вает вто р о го д н и ­ ков и отсева. Их уча­ щиеся, окончивш ие на­ чальные классы, отли­ чаются воспитанностью , кол лекти­ визм ом , честным отнош ением к учебе и труд у. С ними л е гко рабо­ тать учителям старш их классов. Но что бы произош л о с С ерге­ ем С. и ем у подобны м и ученикам и, если бы они попали в р уки таких учителей, ко торы е ф орм ально отно­ сятся к обучению и воспитанию ш кол ьников, не ищ ут путей индиви­ д уального подхода к ним, ур о ки проводят по ш аблону, не заинтере­ совывая ребенка? На у р о ке природовед ения в 4 классе средней ш колы № 10 учи­ тельница т. Д вуреченская изучала со ш кол ьни кам и тем у: «Состав почвы ». Н икаких опытов не было п р ед усм от­ рено, хотя в новой п р о гра м м е эта тема значится под р уб р и ко й «О пы ­ ты». О пр ос учащ ихся длился 25 м и­ нут. Ф о р м а опроса — неочередной вызов детей к д оске — явно устаре­ ла. В начале ученики читали по кн и­ ге статьи «Из чего состоит почва», «В почве есть перегной», затем пе­ ресказы вали прочитанное. Учитель­ ницей была сделана попы тка опе­ реться на ж изнен ны й опыт детей, но из этого ничего не получилось^ Во второй части ур о ка учительница излагала сод ерж ание опы тов. Вы­ глядело это так: — О пы т н ом ер один. Н уж н о сж ечь растение. У нас его сегодня нет, Вот карандаш . Это, д опусти м , ка ко е - либо растение. С о ж ж е м его. П отом с о ж ж е м ка ко го -л и б о ж уч ка . Пепел и запах буд ут одинаковы . Учащ иеся невольно становятся не­ внимательными на таких уроках. Ни­ чего, кр о м е равнодуш ия к учебе, такое преподавание не воспитывает у них. В результате появляю тся вто­ р о го д н и ки уж е в первом классе. А второгодничество почти н еизб еж н о ведет к отсеву. В связи с этим встает вопрос о по­ вышении п е д а го ги ч е ско го м астерст­ ва учителей. П еред администрацией ш кол в настоящ ее врем я стоит серь­ езная задача — регулярно контрол и­ ровать работу учителей, добиваться, чтобы они постоянно учились, боль­ ше читали, изучали м е то д и ку и пе­ д а го ги ку. Возрастает роль м етод иче­ ски х ком иссий, которы е д олж ны стать своеобразны м и ш колам и обу­ чения учителей. Д ля осущ ествления восьм илетнего всеобуча необходим а правильная реорганизация семилетних ш кол в восьмилетние. Руководителям ш код, переход ящ их на восьмилетний ср о к обучения, предстоит больш ая работа по созд анию м астерских и кабинетов, их об о р уд о в а н ию , по соверш енство­ ванию м етод ов руковод ства учебно- воспитательным процессом . Каково ж е п ол ож ение дел в этих ш колах в настоящ ий момент? Каби­ неты дом оводства отсутствую т. Ка­ бинеты ф изики и хим ии недостаточ­ но оборудованы . Нет ни о д ного стан­ ка по металлу в ш колах № № 21, 22, 23. Нет м акетов узлов и деталей ма­ шин. С остояние учебно-опы тны х участ­ ков позволяет проводить опы тниче­ скую работу, но для правильной по­ становки преподавания необходимы теплицы. Н уж ны такж е хорош ие ге­ ограф ические и спортивны е площ ад­ ки. Мы д олж ны правильно ор га н и зо ­ вать трудовое обучение, ибо труд без создания м атериальны х ценно­ стей не имеет воспиты вающ ей роли, А для этого необход им о улучш ить руковод ство постановкой всей учеб­ но-воспитательной работы в ш кол е, Учителям, отделу народ ного обра­ зования го р о д а Л ипец ка надо д о ­ биться, чтобы наши восьм илетки полностью отвечали требованиям Закона о п ерестройке ш колы . Только в этом случае мы см о ж е м успеш но реш ить п роб л ем у всеобщ его вось­ м илетнего обучения. В. О Н У Х О В А , инспектор Л и п е ц ко го городского отдела народного образования. О Н И С Т А Н У Т ДОБРЫМИ С О С ЕД ЯМ И После заседания товарищеского суда я л ш ш Ш » Я Й Й # ’ Ш г За полтора года соседки Анна Фе­ дорова и Мария Фисенко не обмол­ вились ни одним ® добрым словом. Сыр-бор загорелся вот из-за чего. В декабре 1958 года освободившую­ ся квартиру на втором этаже дома № 7 по улице Садовой в Липецке заняла семья Фисенко. — Как?— с негодованием восклик­ нула съемщица соседней квартиры Федорова.— Мы столько времени до­ бивались права на переход в эту секцию, а теперь вселяют других! Они запомнят это! За словами последовали дела. Фе­ дорова повела решительную атаку против Фисенко. Д а ж е не познако­ мившись с новыми соседями, она на­ чала позволять себе по отношению к ним оскорбительные выходки. В пер­ вый же день после вселения Фисеп- ко Федорова ворвалась к ним с кри­ ком: — Прекратите стук в квартире. Иначе... Мария Фисенко спокойно и вежли­ во ответила: г — Мы устанавливаем мебель.— Устраиваемся. Мы не позволяем себе ничего предосудительного. Н а следующий день Федорова по­ жаловала с новой претензией: — Ваши дети чем-то стучат и что- то-двигают по полу. Прекратите! И пошло, и пошло... Жильцы дома хорошо знают-Федо­ рову. Узнали они характер и новой соседки. Сравнение было не в поль­ зу первой. Поэтому они попытались ее урезонить. Куда там! Федорова кипятилась пуще прежнего. Чего только не при­ думывала она, лишь бы создать н«- \ выносимые условия для семьи со­ с е д к и . Бывало только уложит Фисен. 1 ко своих малышей спать, ка к а $ва|„« тире раздавался невообрази м ы й треск: это Федо­ рова начи н а л а чем-то металличе­ ским колотить по отопительным радиаторам. Едва толь­ ко старший сынишка Фисенко сб"йдет со второго этажа, как на его спину и голову обрушивались кулаки Федо­ ровой, кстати сказать, тоже матери двоих детей. Федорова не раз перекрывала у се­ бя в квартире водопроводную линию, идущую на кухню к Фисенко, заби­ ралась на чердак и отплясывала над квартирой соседки так, что е потол­ ка сыпалась ш тукатурка. И тогда кто-то посоветовал Фи­ сенко: — Чего вы терпите? Подайте ж а ­ лобу в товарищеский суд. Суд состоялся. Н а него явились не только заинтересованные стороны, но и более 50 других жильцов. Вина Федоровой была доказана неопро­ вержимыми фактами, показаниями жильцов. Общественность строго осудила скандалистку. Товарищеский суд. пре. дупредил, что если она не изменит своего отношения к соседям, то бу­ дет поставлен вопрос перед народным судом о ее выселении. * ... * После товарищеского суда в от­ ношениях между соседками намети­ лось улучшение. Скандалить они перестали. Но отчужденность и не­ приязнь друг к другу е&е дают себя знать: соседки не здороваются, хотя встречаются в день по нескольку раз. — Со временем и это пройдет, —» говорят жильцы, присутствовавшие на заседании товарищеского суда. Анна Федорова и Мария Фисенко должны стать и станут добрыми со- седками. Мы постараемся их полно­ стью примирить, У-" ~ И, ТИМАШОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz