Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)
3 сентября 19 60 г., М 207 (1 8 7 9 ) 3 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я .☆ ☆ У СПЕХ перестройки школы во многом определяется твор ческой активностью учите лей, их подготовкой. Прежде всего надо усилить вооружение учи теля теоретическими и практическими знания ми. С этого мы и нача ли. Был организован специальный семинар по коммунистическому вос питанию молодежи, в котором изуче ние теоретических проблем комму нистического воспитания связыва лось с практикой школы. Удалось несколько изменить фор мы коллективной методической ра боты. Методические секции учителей помогали учителю при подготовке к урокам. Коллективно учителя были на двух экскурсиях на заводы. К аж дая секция провела по 3 пр акти ку ма. Методические секция обсудили статью кандидата педагогических н а ук Москаленко «К ак должен стро- н « л я урок» в присутствии автора. I» целиком и полностью поддеряси- ваьл выдвинутое им положение, что выявление знаний и обучение— еди ны й процесс. Учет знаний, умений и навыков проводился у нас на- всем протяже нии урока теперь уже и по таким дисциплинам, ка к физкультура, руч ной труд, рисование и пение. Систематически работало объеди нение классных руководителей. Вопрос о системе работы класс ны х руководителей обсуждался на производственном совещании. Для того, чтобы соблюдать преем ственность, уж е с начала 1 9 5 9— 60 учебного года учителя знали, кто бу дет вести классное руководство в 5 -х классах в следующем году. В конце учебного года будущие класс ные руководители присутствовали на собраниях в 4 -х классах и факти чески вступили в свои права. } мае— июне были изучены воп росы о планах работы классны х руко водителей и новая воспитательная программа. Иными словами, уже то гда мы практически приступили к подготовке к новому 1 9 6 0— 61 учеб ному году. Повысилась роль методических секций. Если в начале года выпол нение учебных программ, качество уроков, практикумов и т. д. контро лировалось лишь завучем и дирек тором, _Т 0 к концу полугодия с этой работой уже хорошо справлялись руководители методических секций. В процессе руководства педаго гическим коллективом большое зна чение имеют различные формы об общ ения и внедрения лучшего опы та учителей. Выпущен первый номер методического журнала «Учитель». В течение учебного года в школе 7 ! С егодня Л ю д о ч к а К а л а б и н а 1 провожает своего брата — Ж е - | ню в первы й класс. I Фотоэтюд В. Финогина. проведено 27 открытых уроков и 1 4 откры тых воспитательных бесед. Несколько улучшилась работа е родителями. В школе действовал лекторий для них. Многообразнее ор ганизовывали работу с родителями и Мысли о школе классные руководители. Определен ная система в этом отмечается у С. ф. Бойковой. Проводились собра ния родителей совместно с учащими ся об успеваемости и организации внеклассной работы. К таким собра ниям, учащиеся оформили выставку «Своими рукам и»,.готовили концер ты. Было собрание и на такую тему: «Что дает нам школа». Учащиеся показали родителям свои учебные работы и познакомили со своим учебным днем, один рассказал о том. что он узнал на уроке русского язы ка, другой— на уроке истории и т. д. Организация такой работы сбли жает ш колу и семью. Естественно, что педколлектив в своей работе опирался на инициати ву и самодеятельность ученического коллектива. Был создан совет школь ного актива.'через который и нап равлялась вся работа. Серьезную по мощь оказывали комсомольцы, кста ти, все они успевают в учебе. Сегодня, в первый день нового учебного года, каждому учителю и каждому учительскому коллективу хочется заглянуть в будущее. Не вольно возникает вопрос: что прине сет нам этот год? Чего мы должны ждать от него? Думаю, что сейчас пора уже более энергично добиваться водружества школ, взаимного обмена опытом кол лективов. Наша школа соревнуется со средней школой >Г: 30 г. Липец ка, однако коллективы учителей, к нашему стыду, совершенно не свя заны между собой. Очень сожалею, что мы так мало знакомы, с работой Троекуровской средней школы, которая уже давно разрешила проблему второгодничест ва. Мы наметили посещение ее в этом учебном году. Надо будет разнообразить и фор мы, и методы работы с учащимися. Мне кажется, что мы еще недоста точно опираемся на меры поощрения. Взять хотя бы ученический дневник". Там можно увидеть оценку учителя, запись классного руководителя о на рушении школьного порядка, но только не поощрительную запись. В новом 1 9 6 0— 61 учебном году мы будем работать прежде всего над ликвидацией второгодничества. Пед коллектив продолжит работу над со вершенствованием мето дики препода в а н и я. Серьезное внимание бу дет уделено организации активной самостоятель ной работы связи жизнью. Важные задачи — изучение инди видуальных осо бенностей учащ их ся, повышение роли и авторитета в школе классного руководителя. Новая школа, которую мы сейчас создаем— это не только новые про граммы и формы преподавания, не только большое количество часов, от веденных на общественно полезный труд. Это прежде всего— новые ме тоды воспитания нового человека, труженика и гражданина, борца, гу маниста, носителя большой кул ьту ры. Поэтому в новой школе колос сальное значение приобретает класс ный руководитель. Работу его нельзя рассматривать ка к некую добавку к большой преподавательской на грузке. Мы будем воспитывать учащихся в труде и для труда. Вспоминаются слова Н. К. Крупской: «Гвоздь ком мунистического воспитания ребят— в организации их труда». Для нас это имеет решающее значение. В школе должен царить культ труда, надо, чтобы все в ней было проник нуто духом трудовой жизни. Учебная часть глубже, чем это было, организует работу с кадрами, продолжит изучение, обобщение, распространение и внедрение пере дового опыта отдельных учителей. Учителя призваны к тому, чтобы помогать ребятам готовиться к вступ лению в жизнь. А для этого необ ходимо во всю силу работать для на шего будущего, любить его и пере носить из него в настоящее все, что мы можем перенести. К . А Л Е К С А Н Д Р О В А , заведующая учебной частью школы № 7 г. Липецка. Хороший п о д а р о к учащимся Л Е Б Е Д Я Н Ь . (Соб. корр. «Ле нинского знамени»). В централь ном поселке лебедянских маши ностроителей выросло 3-этажное здание. Это — средняя школа Ха 3. Есть в школе лаборатория для проведения химических опы тов, методический кабинет. Не забыты физкультурники — для них на третьем этаже оборудо ван просторный спортивный зал. Специальная комната отведена для пионерской работы. Светлую и уютную комнату заняла школь ная библиотека. Но главное в этой школе, как и в любой другой, — классные комна ты. Их одиннадцать. Они простор ные, светлые. Есть в школе, конечно, и каби нет директора, и канцелярия, и учительская. Но это само собой разумеется. А новинки — на пер вом этаже здания. Здесь размеше ны такие службы, как кухня и сто ловая, где будут питаться учащи еся. Огромная забота страны о под растающем поколении видна и на этом небольшом примере. Классные и другие комнаты имеют добротное оборудование, причем, столы, этажерки, тумбоч-, ки для химической лаборатории сделали сами школьники. 27 августа государственная ко- \ миссия приняла здание школы от строителей с оценкой «хорошо». ' Учащиеся школы от всей души благодарят машиностроителей за \ прекрасный подарок к новому учебному году. В перед и—я сн а я цель Не знаю, какой бы я избрал путь в жиз ни, если бы в свое время школьные учи теля не научили нас любить труд, гордить ся профессией рабо чего. В 1954 году, ког да я заканчивал деся тилетку, политехни ческого обучения в школе еще не было. А мы, выпускники, стре мились обязательно попасть в институт, будто иного пути в жизни не существова ло. И вот мне надол го запомнились слова нашего классного ру ководителя Веры Сте пановны Крестнико- вой, а она говорила их не раз: — Начинайте, ребя та, самостоятельную жизнь с производства. Научитесь любить и ценить труд, тогда на верняка найдете лю бимую профессию на всю жизнь. учащихся на уроке, закреплению знаний, организации проверки и учета зна ний на протяжении учебного часа, изготов лению и использованию наглядных пособий п процессе преподавания. < * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * ^ ^ С преподавателем физики Владимиром Васильевичем Макси мовым мы часто про водили экскурсии на комбинат пи щ е в ы х концентратов: знако мились с производст вом, наблюдали, как трудятся рабочие. Тог да у меня и возникла мысль: после школы идти работать. С атте статом зрелости в ру ках я пришел на ком бинат. Меня приняли в тарный цех. Теперь я не новичок, а ква лифицированный рабо чий. Сменное задание выполняю на 160— 170 процентов. Вместе со мной трудятся моло дые работницы Вален тина Козлова и Анто нина Федерякина. Хо рошо они работают. А скоро они будут учиться в вечерней школе рабочей моло дежи. У меня также заветная мечта — по ступить: заочно в ин ститут. Сейчас я готов люсь к вступительным экзаменам, а в буду* щем году поступлю на заочное отделение Воронежского техно логического института. Цель эта мне ясна— я буду работать и учиться. Нашему коллективу в числе первых на комбинате присвоено звание к о л л е к т и в а коммунистическ о г о труда. Звание почет ное, оно нас многому обязывает. Как сегодня не вспомнить доб р ы х слов наших наставни- ков-учителей, которые еще в школе приучили нас любить труд, гото вили из нас полезных для общества людей. С. СОКОЛОВ, бригадир смены тар ного цеха Грязинеко- го комбината пищевых концентратов. ☆ ☆ В о с п и т ы в а т ь ч у в с т в о к р а с о т ы Учителя-словесниш в последние годы с горе чью констатирую т не которое ослабление ин тереса к литературе, ка к школьному предмету, какое-то обидное равноду шие к произведениям и образам клас сической литературы. Очевидно, предметы политехнического цикла в какой-то мере заслонили литературу и отодвинули ее на второй план. Некоторым учащимся кажется, что математические, физические и хими ческие законы необходимы для прак тической работы на производстве и в сельском хозяйстве, а вот литера туру там ка к будто применить нель зя. Находятся и такие, которые под ходят к вопросу изучения литерату ры узкоути.титарно. считая, что ее надо изучать для того, чтобы напи сать сочинение при поступлении в то или иное учебное заведение. Нель зя более примитивно и вульгарно мыслить! Каждому здравомыслящему чело веку ясно, что где бы оя ни рабо тал — в колхозе, на заводе, в у ч реждении — он имеет дело с людь ми. Ни обязан не только понимать устройство и действие машины, но и— это главное — уметь вести се бя в коллективе, быть чутким и принципиальным товарищем и дру гом. Вот этому умению, без которого не может ж и ть человек в нашей стране, и обучает нас художествен ная литература — наука «челове коведения». Она помогает нам от личать хорошее от плохого, отвечает на важнейшие жизненные вопросы, раскрывает многообразие типов лю дей — друзей и врагов — вдохнов ляет на борьбу и зовет к самоотвер женному труду. Часы, проведенные за кни го й ,— эта часы радости и пе чали. кипения чувств и нравствен ного прозрения. Вот почему от по становки преподавания литературы во многом зависит эстетическое вос питание в школе. Поэтому препода ватели озабочены сейчас тем, как наиболее эффективно осуществить это воспитание. Хочется донести до детского серд ца и ума творения гениальных, рус ских писателей, не пролив напрасно ни одной капли из этого чудесного сосуда с многоцветной драгоценной жидкостью и осветив его многооб разную красоту со всех сторон, что бы не осталась в тени ни одна ли ния, ни один изш б и оттеиок. Каждый из нас, готовясь к но вому учебному году. подбирает материал, пересматривает, обдумы вает методы своей работы и... мечтает. Мечтает о том, чтобы кажды й урок был стройным и краси вым, ка к поэма; чтобы ученики не сводили пы тливы х глаз с учителя, а в некоторых из них порой заблесте ли бы слезы печали, радости или со чувствия; чтобы на уроке нет-нет. да и загорелся страстный спор; что бы, наконец, не чувствовалось време ни, часы казались минутами и зво нок был бы нежелательным вторже нием в поэзию. Хочется, чтобы уро ки литературы действительно стали уроками «нравственного прозрения», ка к говорил на съезде учителей Твардовский. Для этого каждый учитель будет тщательно готовиться к уро ку — не только методически, не только голо вой, во и чувством, настроением. Когда учитель сам увлечен, прочув ствовал произведение и ощущает его силу и красоту, он передаст это уче никам, зажжет их. возбудит в них эмоции. Тогда уроки будут действен ными и впечатляющими, а красота и поэтичность образов, донесенная до детской души и ума. станет могучим фактором морального и эстетиче ского воспитания. Можно, ли достигнуть того, что бы хоть большинство уроков ПРОХО ДИЛО увлекательно и интересно? Опыт многих учителей, в том числе и липецких, говорит: конечно, мож но. Для этого надо начинать изуче ние писателя с я рко го рассказа о его творческом своеобразии, о своем от ношении к писателю (с использова нием^ картин художников и граммза- пиоей), выразительно, с чувством читать произведения, проводить больше бесед о впечатлениях, чувст вах и мыслях, вызванных чтением, приближать литературные образы к нашей ж изни, чаще приносить в класс ^газеты и увлекать ребят ге роикой наших дней, проводить дис путы , конференции, экскурсии. Кроме того, не надо замыкаться в рамки одной литературы, а знако мить учеников с живописью , архи тектурой, музыкой и ваянием. В этом году, например, учителя нашего го рода планирую т широкое использо вание живописи на уроках литера туры. Необходимо, чтобы наша молодежь звала своих худож ников и компози торов, понимала живопись и м узы ку и научилась получать наслаждение Они стали студентами Николаи Терновский страстно любил родную природу. Ему хо телось целыми днями бродить по мягким, душистым травам, взби раться на холмы. И когда окончил семилетку, то решил стать геоло гом. Окончил геологический тех никум, Двенадцать лет с гео логоразведывательной партией бродил по стране. Работал неплохо. Был вначале младшим коллектором, горным мастером, а потом— старшим коллектором, И хотя он каждый год шел на повы шение, все-таки полного удовлет ворения от работы не получал. Но, возвратившись из очередного похода, он с удовольствием во зился с ребятишками, рассказы вал им о синих горах, о непрохо димой тайге, о ледниках и обва лах. А мальчишки, открыв от удивления рты, спрашивали: — Дядя Коля, а страшно в лье? — А ются? И Николай с удовольствием рассказывал своим маленьким слушателям об увиденном и пе режитом, Потом вместе читали книги, обсуждали героев. — Тебе, Коля,— говорила ему жена,— работать бы учителем. Быть все время с ребятами... — Я и сам об этом часто ду- уще- почему ледники образу- ^ * * * * * * * * * * * * * ^ ^ РАДИ ЧЕЛОВЕКА какой у О НА, большеглазая, чуточку на супленная, говорит резковато. Характер у нее, должно быть, упорный, дотошный, требовательный. — Недовольна... Что это за квали фикация? А я знаю, что учится она на тока ря, знаю, что квалификация эта хо рошая. В школе мне сказали, что Ира с большой любовью относится к производственному обучению, и я хо тел на ее примере показать романти ку труда... Вот тебе и романтика! Может, с другой стороны подойти? — А вот,— говорю,— был я час назад в цехах, разговаривал с одной девушкой, которая вашу ж е школу в этом году закончила, одиннадцатый класс. Так она семьсот рублей в ме сяц зарабатывает. Как, хорошая ква лификация? — А дело не в этом,— немного осердясь, отвечает Ира. — А в чем? •— Головой работать не приходит- ч. Не интересно. Поставишь деталь — нимешь, поставишь — снимешь. И все. Чего тут думать? Я отделываюсь довольно дешевым каламбуром: — Вот и думать о том, как сделать, чтобы не только снимать и ставить НА СНИМКЕ ВВЕРХУ: ученик I класса Липецкой средней шко лы № 15 Валерий Карих. Он от лично овладел техникой вожде ния трактора н в этом году само* стоятельно вел пахоту. , Фото Л . Ч еркащ ина,. детали, а чтобы работа была интересной. Потом спохватываюсь, что, между прочим, в каламбуре есть, кажет ся, и «серьезный» смысл. Рядом сидит мать Иры— Серафима Васильевна. В про шлом, в юности она работала элект ромонтером на заводе, была актив ной комсомолкой. Толк в таких де лах она знает: — А ведь верно, дочка. Учат-то вас зачем в школе одиннадцать лет? Чтобы вы не просто снимали — ста вили... Ведь можно и подумать над гем, как улучшить станок, облегчить рабо ту. Ведь это же очень хорошо, когда человек хочет думать! Примерно такими были наши дальнейшие рассуждения. Ира серди то сверкнула глазами: — Я у нее спросила: как налажи вать этот станок? А она мне: это де ло не наше! На то наладчик есть, на ше дело — детали сдавать. Вот и изобретай! Мы с Серафимой Васильевной оба пас: да, тут много не изобретешь с таким подходом. Потом выясняется, что такой ответ дала работница; ко торая имеет всего четыре или пять классов. Правда, недостаток образо вания дело поправимое. Но работни цу эту вообще ничего, кроме того, чтобы «дать норму», не интересует. Мы убеждаем Иру, что в том-то и вся соль: выпускает школа образо ванных людей на производство по тому, что нужны культурные, грамот ные рабочие, творцы технического прогресса. Именно они и надежда, и наше завтра!.. Но, кажется, мы опять повторились. А Ира не сдается: — Ну, как можно мой станок пере оборудовать?™. бормочет о н а .-- Если О Ч Е Р К б крупные детали! А то мелочь одна: по паре секунд станок работает. Общими усилиями нашли ответ и на этот вопрос: вспомнили устройст во винтовки— раньше, в старину, ее после каждого выстрела перезаряжа ли, закладывали каждый патрон от дельно, теперь же вкладывают обой му и стреляют без остановок. Что-ни будь вроде этого можно придумать и со станком. Д а, наверное, и есть станки, модернизированные по тако му же принципу? —В итоге, формальная словесная победа за нами. Ира молчит, задума лась. А о чем? О том, как переобору довать упрямый станок, или о том, что все-таки это не квалификация? От разговора остался не совсем приятный осадок. Как же? Ведь 31-я школа — лучшая в области по произ водственному обучению, ученица прошлогоднего 10 «В» класса, а те перь одиннадцатого класса этой ш ка лы Ира Блинова здесь на лучшем счету, она хочет трудиться— и вот — на тебе! , Иг И как только тут не стоят станки: рядами вдоль, рядами поперек, а в одном ряду даже по диагонали. Все это вертится, дергается, стучит, скрежещет, визжит, звенит. Мелька ют блестящие части, льются дегтяр но-черные струйки масла и серые — эмульсии, охлаждающей резцы. По проходу между станками чело век идет быстро-быстро. Почти бе жит. Дел невпроворот. И все-таки девчонки, которые приникли к стан кам, слышат его одобряющее: — Хорошо, хорошо, правильно ра ботаешь! Не всем это говорится, а каждой по отдельности. И не всегда г о в о р и г - ся, а когда действительно хорошо и правильно. И им делается приятно, и хочется еще «правильнее» работать. Ира смотрит в пролет между колонн на квадратный белый циферблат на стене,- ого, уж е целых семь минут прошло, а деталей всего пятьдесят. А утром за это время она сто делала. В чем дело? Ира морщит лоб, сдвигает брови, и тут ж е слышит за спиной: — Что, Блинова, устала? — Не знаю, почему медленно полу чаться начало?— удивляется девочка — Значит, устала,— улыбается ма стер. Смешные они, эти девчонки и мальчишки из школы, которые прихо дят на практику. Вроде и начитанные, и немало знают, и в мастерских у се бя уж е работали. А тут вдруг при бегают: — Товарищ мастер, станок чего-то пищит! — Товарищ мастер, почему сверло не режет? — Товарищ мастер... Объяснять им приятно. И расспро сить интересно. И, оказывается, если в школьной мастерской сверло пере ставало резать, они немедленно из влекали его из патрона — затупи лось, а тут боятся: как ж е — завод ведь! ~ А ну-ка, ты, девушка, которая с косичками! Подбери-ка, пожалуйста, косички под косынку, согласно пра вилам техники безопасности, и смело доставай сверло!.. Ну вот. А теперь, давай я его заточу... И разглаживаются морщинки,, и спокойно распрямляются сломанные в нелегком раздумьи брови: оказы вается, и на заводе станки ничуть не страшнее, чем в школе. В перерыв, торопливо дожевывая I °бед, делятся! — Ой, девочки, ребята, нас мастер замечательный! И тут ж е с огорчением: — Только переводят его... — Куда? — Д а во вторую смену. — Фу, чудачки! Д а за хорошим мастером можно и в третью пойти, ночью работать. И две подружки, две Иры — Бли нова и Болусова— перешли из первой смены во вторую. А вместе с ними «ради хорошего мастера» перешли еще двое учеников. Ну как же! Ведь он, например, под ходит и спрашивает: — Надоела операция? Отвечаешь виновато: — Д а , Валерий Павлович, надоела. — Ага. Вот тебе другая. И еще говорит, что надо обязатель но пройти все операции, все изучить и освоить. Интересно? Интересно! Фамилию девушки из моторного цеха, которая сказала, что «наше де ло детали», Ира Блинова не запом нила. Помнит только, что зовут се Валя. А вот слова ее, ее отношение врезались в память. И из-за нее-то она и говорила с таким огорчением о никчемности квалификации. А ведь был еще и мастер Лубашников Ва лерий Павлович из цеха нормалей. Причем был нынешним летом. А раз говор с Валей имел место еще в де вятом классе, в позапрошлом году. Но о Вале Ира рассказывала, а о Л у - 1 башникове упомянула между прочим. И только когда я с ней специальна заговорил о нем через день, она ста ла вспоминать самые мелкие подроб ности, у нее заблестели глаза, звон че и мягче стал голос. Ей было при ятно рассказывать о хорошем чело веке. Но, должно быть, такова у ж особенность плохого, отрицательного — оно первым всплывает в памяти, наверное, потому, что реже бывает в жизни. Недовольство; такое, как у Иры Блиновой, — хорошее недовольство. Хочется верить, что получится из этой девушки толковый и непременно думающий специалист. С сегодняшнего дня она ученица одиннадцатого класса. Это значит, что три дня в неделю Ира будет ра- отать на заводе и три дня учиться. Подружки по классу уж е догово рились; опять проситься в цех нор малей. Ради хорошего мастера. 220 человек из одной только трид цать первой школы придут в этом году учиться и работать на Трактор ный. И хочется, чтобы каждый из них нашел здесь своего «хорошего ма стера». и хочется, чтобы каждый мастер и каждый рабочий, который будет учить школьников нелегкой науке труда и жизни, знал: это де- лается ради человека будущего. Или проще: ради Человека. А. ВОЛ И И . от произведений и скус ства. На уроках литера туры и на круж ковы х занятиях можно и н у ж но ознакомить учащ их ся с направлениями в ж ивописи, с процессом развития реализма, с те матикой картин в разные периоды. Это поможет глубже понять и лите ратурные процессы, и огромное зна чение искусства в развитии обще ства. К а к важно уметь отличить хоро ш ую картину от плохой, чувство вать своеобразие творчества каждо го худож ника, его умение передать чувства и настроения, использовать контрастное и гармоничное сочета ние красок, введение света и тени, создать впечатление объемности. Давно «пора сделать для учащих ся необходимым, кроме чтения кни г, общение с произведениями ж иво писи. Общение с произведениями искус ства должно стать потребностью каждого советского человека. Разумеется, что работа по эсте тическому .воспитанию должна вес тись в школе целенаправленно и си стематически. Работа словесника — это только звено, хотя и очень важное, в общей цепи ш кольны х ме роприятий. 0 воспитании чувства красоты надо помнить всегда: при оформлении ш колы , проведении классных часов, пионерских сборов, вечеров, при вы пуске газет, органи зации концертов и лекций, про ведении экскурсий и походов. Все должно стать средством эстетическо го воспитания, обогащать духовный мир детей, влиять на кул ьтуру их поведения, создавать у них нравст венные идеалы. Эстетическое воспи тание является важнейшим Факто ром в формировании всесторонне развитой личности. М . К О Ч Е Р И Н А , учительница школы № 4 г. Л и пецка, Заслуженная учительница школы РСФСР, • а г С! * * М М Н » » * . М М м „ и ^ X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X маю, Но не поздно ли? Ведь уже за тридцать... — Ничего.,. Я буду тебе помо гать,.. И Николай решил учиться. В этом году он поступил на истори ко-филологический факультет Ли пецкого педагогического инсти тута. Не менее интересна биография Валентина ДвуреченскЪго. Не сколько лет учился в школе ВВС, служил в армии, а потом посту пил в военное училище. Но этого человека, мечтавшего о романтических подвигах, страст но потянуло к математике, При езжая в очередной отпуск в го род Грязи, он многие часы про сиживал над задачами, голово ломками, часто ходил в заводские лаборатории и занимался там фи зическими опытами. Друзья - комсомольцы заме тили его увлечение математикой и дали ему направление в Липец кий пединститут. И Валентина Двуреченского, сдавшего экза мены на «хорошо» и «отлично», зачислили студентом 1 курса фи зико-математического факуль тета. А Виктор Ролдугин и Лидия Ш о хина— «коренные» учителя. Оба они в разное время окончили Лебедянское педучилище. Виктор три года работал в Красноярском крае в начальной школе. Лидия вначале преподавала в Ново сельской школе Трубетчинского района, а потом работала в Бо- ринском районе. Оба они чувствовали, что для настоящей работы педагога зна ний у них недостаточно. Теперь, успешно сдав экзамены, они по ступили на 1-й курс историко- филологического факультета. Вот кто будет учиться на пер вом курсе в Липецком пединсти туте. И таких— большинство. А. ПОПОВ, , студент 4 курса Липецкого пединститута. > • * * * * * • * * • * * * — — Накануне учебного года в шко" лу № 30 г. Липецка поступило оборудование, закупленное для ка бинета физики и электротехники. На снимке; учитель физики М . Г. Чернышев (в центре) и учащиеся ! 0 -г° класса В. Крушинский и О. Кириллов устанавливают новые приборы, 1 Фото Л . Черкашина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz