Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

3 сентября 19 60 г., М 207 (1 8 7 9 ) 3 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я .☆ ☆ У СПЕХ перестройки школы во многом определяется твор­ ческой активностью учите­ лей, их подготовкой. Прежде всего надо усилить вооружение учи­ теля теоретическими и практическими знания­ ми. С этого мы и нача­ ли. Был организован специальный семинар по коммунистическому вос­ питанию молодежи, в котором изуче­ ние теоретических проблем комму­ нистического воспитания связыва­ лось с практикой школы. Удалось несколько изменить фор­ мы коллективной методической ра­ боты. Методические секции учителей помогали учителю при подготовке к урокам. Коллективно учителя были на двух экскурсиях на заводы. К аж ­ дая секция провела по 3 пр акти ку­ ма. Методические секция обсудили статью кандидата педагогических н а ук Москаленко «К ак должен стро- н « л я урок» в присутствии автора. I» целиком и полностью поддеряси- ваьл выдвинутое им положение, что выявление знаний и обучение— еди­ ны й процесс. Учет знаний, умений и навыков проводился у нас на- всем протяже­ нии урока теперь уже и по таким дисциплинам, ка к физкультура, руч­ ной труд, рисование и пение. Систематически работало объеди­ нение классных руководителей. Вопрос о системе работы класс­ ны х руководителей обсуждался на производственном совещании. Для того, чтобы соблюдать преем­ ственность, уж е с начала 1 9 5 9— 60 учебного года учителя знали, кто бу­ дет вести классное руководство в 5 -х классах в следующем году. В конце учебного года будущие класс­ ные руководители присутствовали на собраниях в 4 -х классах и факти­ чески вступили в свои права. } мае— июне были изучены воп­ росы о планах работы классны х руко­ водителей и новая воспитательная программа. Иными словами, уже то­ гда мы практически приступили к подготовке к новому 1 9 6 0— 61 учеб­ ному году. Повысилась роль методических секций. Если в начале года выпол­ нение учебных программ, качество уроков, практикумов и т. д. контро­ лировалось лишь завучем и дирек­ тором, _Т 0 к концу полугодия с этой работой уже хорошо справлялись руководители методических секций. В процессе руководства педаго­ гическим коллективом большое зна­ чение имеют различные формы об­ общ ения и внедрения лучшего опы­ та учителей. Выпущен первый номер методического журнала «Учитель». В течение учебного года в школе 7 ! С егодня Л ю д о ч к а К а л а б и н а 1 провожает своего брата — Ж е - | ню в первы й класс. I Фотоэтюд В. Финогина. проведено 27 открытых уроков и 1 4 откры тых воспитательных бесед. Несколько улучшилась работа е родителями. В школе действовал лекторий для них. Многообразнее ор­ ганизовывали работу с родителями и Мысли о школе классные руководители. Определен­ ная система в этом отмечается у С. ф. Бойковой. Проводились собра­ ния родителей совместно с учащими­ ся об успеваемости и организации внеклассной работы. К таким собра­ ниям, учащиеся оформили выставку «Своими рукам и»,.готовили концер­ ты. Было собрание и на такую тему: «Что дает нам школа». Учащиеся показали родителям свои учебные работы и познакомили со своим учебным днем, один рассказал о том. что он узнал на уроке русского язы­ ка, другой— на уроке истории и т. д. Организация такой работы сбли­ жает ш колу и семью. Естественно, что педколлектив в своей работе опирался на инициати­ ву и самодеятельность ученического коллектива. Был создан совет школь­ ного актива.'через который и нап­ равлялась вся работа. Серьезную по­ мощь оказывали комсомольцы, кста­ ти, все они успевают в учебе. Сегодня, в первый день нового учебного года, каждому учителю и каждому учительскому коллективу хочется заглянуть в будущее. Не­ вольно возникает вопрос: что прине­ сет нам этот год? Чего мы должны ждать от него? Думаю, что сейчас пора уже более энергично добиваться водружества школ, взаимного обмена опытом кол­ лективов. Наша школа соревнуется со средней школой >Г: 30 г. Липец­ ка, однако коллективы учителей, к нашему стыду, совершенно не свя­ заны между собой. Очень сожалею, что мы так мало знакомы, с работой Троекуровской средней школы, которая уже давно разрешила проблему второгодничест­ ва. Мы наметили посещение ее в этом учебном году. Надо будет разнообразить и фор­ мы, и методы работы с учащимися. Мне кажется, что мы еще недоста­ точно опираемся на меры поощрения. Взять хотя бы ученический дневник". Там можно увидеть оценку учителя, запись классного руководителя о на­ рушении школьного порядка, но только не поощрительную запись. В новом 1 9 6 0— 61 учебном году мы будем работать прежде всего над ликвидацией второгодничества. Пед­ коллектив продолжит работу над со­ вершенствованием мето­ дики препода в а н и я. Серьезное внимание бу­ дет уделено организации активной самостоятель­ ной работы связи жизнью. Важные задачи — изучение инди­ видуальных осо­ бенностей учащ их­ ся, повышение роли и авторитета в школе классного руководителя. Новая школа, которую мы сейчас создаем— это не только новые про­ граммы и формы преподавания, не только большое количество часов, от­ веденных на общественно полезный труд. Это прежде всего— новые ме­ тоды воспитания нового человека, труженика и гражданина, борца, гу ­ маниста, носителя большой кул ьту­ ры. Поэтому в новой школе колос­ сальное значение приобретает класс­ ный руководитель. Работу его нельзя рассматривать ка к некую добавку к большой преподавательской на­ грузке. Мы будем воспитывать учащихся в труде и для труда. Вспоминаются слова Н. К. Крупской: «Гвоздь ком­ мунистического воспитания ребят— в организации их труда». Для нас это имеет решающее значение. В школе должен царить культ труда, надо, чтобы все в ней было проник­ нуто духом трудовой жизни. Учебная часть глубже, чем это было, организует работу с кадрами, продолжит изучение, обобщение, распространение и внедрение пере­ дового опыта отдельных учителей. Учителя призваны к тому, чтобы помогать ребятам готовиться к вступ­ лению в жизнь. А для этого необ­ ходимо во всю силу работать для на­ шего будущего, любить его и пере­ носить из него в настоящее все, что мы можем перенести. К . А Л Е К С А Н Д Р О В А , заведующая учебной частью школы № 7 г. Липецка. Хороший п о д а р о к учащимся Л Е Б Е Д Я Н Ь . (Соб. корр. «Ле­ нинского знамени»). В централь­ ном поселке лебедянских маши­ ностроителей выросло 3-этажное здание. Это — средняя школа Ха 3. Есть в школе лаборатория для проведения химических опы­ тов, методический кабинет. Не забыты физкультурники — для них на третьем этаже оборудо­ ван просторный спортивный зал. Специальная комната отведена для пионерской работы. Светлую и уютную комнату заняла школь­ ная библиотека. Но главное в этой школе, как и в любой другой, — классные комна­ ты. Их одиннадцать. Они простор­ ные, светлые. Есть в школе, конечно, и каби­ нет директора, и канцелярия, и учительская. Но это само собой разумеется. А новинки — на пер­ вом этаже здания. Здесь размеше­ ны такие службы, как кухня и сто­ ловая, где будут питаться учащи­ еся. Огромная забота страны о под­ растающем поколении видна и на этом небольшом примере. Классные и другие комнаты имеют добротное оборудование, причем, столы, этажерки, тумбоч-, ки для химической лаборатории сделали сами школьники. 27 августа государственная ко- \ миссия приняла здание школы от строителей с оценкой «хорошо». ' Учащиеся школы от всей души благодарят машиностроителей за \ прекрасный подарок к новому учебному году. В перед и—я сн а я цель Не знаю, какой бы я избрал путь в жиз­ ни, если бы в свое время школьные учи­ теля не научили нас любить труд, гордить­ ся профессией рабо­ чего. В 1954 году, ког­ да я заканчивал деся­ тилетку, политехни­ ческого обучения в школе еще не было. А мы, выпускники, стре­ мились обязательно попасть в институт, будто иного пути в жизни не существова­ ло. И вот мне надол­ го запомнились слова нашего классного ру­ ководителя Веры Сте­ пановны Крестнико- вой, а она говорила их не раз: — Начинайте, ребя­ та, самостоятельную жизнь с производства. Научитесь любить и ценить труд, тогда на­ верняка найдете лю­ бимую профессию на всю жизнь. учащихся на уроке, закреплению знаний, организации проверки и учета зна­ ний на протяжении учебного часа, изготов­ лению и использованию наглядных пособий п процессе преподавания. < * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * ^ ^ С преподавателем физики Владимиром Васильевичем Макси­ мовым мы часто про­ водили экскурсии на комбинат пи щ е в ы х концентратов: знако­ мились с производст­ вом, наблюдали, как трудятся рабочие. Тог­ да у меня и возникла мысль: после школы идти работать. С атте­ статом зрелости в ру­ ках я пришел на ком­ бинат. Меня приняли в тарный цех. Теперь я не новичок, а ква­ лифицированный рабо­ чий. Сменное задание выполняю на 160— 170 процентов. Вместе со мной трудятся моло­ дые работницы Вален­ тина Козлова и Анто­ нина Федерякина. Хо­ рошо они работают. А скоро они будут учиться в вечерней школе рабочей моло­ дежи. У меня также заветная мечта — по­ ступить: заочно в ин­ ститут. Сейчас я готов­ люсь к вступительным экзаменам, а в буду* щем году поступлю на заочное отделение Воронежского техно­ логического института. Цель эта мне ясна— я буду работать и учиться. Нашему коллективу в числе первых на комбинате присвоено звание к о л л е к т и в а коммунистическ о г о труда. Звание почет­ ное, оно нас многому обязывает. Как сегодня не вспомнить доб р ы х слов наших наставни- ков-учителей, которые еще в школе приучили нас любить труд, гото­ вили из нас полезных для общества людей. С. СОКОЛОВ, бригадир смены тар­ ного цеха Грязинеко- го комбината пищевых концентратов. ☆ ☆ В о с п и т ы в а т ь ч у в с т в о к р а с о т ы Учителя-словесниш в последние годы с горе­ чью констатирую т не­ которое ослабление ин­ тереса к литературе, ка к школьному предмету, какое-то обидное равноду­ шие к произведениям и образам клас­ сической литературы. Очевидно, предметы политехнического цикла в какой-то мере заслонили литературу и отодвинули ее на второй план. Некоторым учащимся кажется, что математические, физические и хими­ ческие законы необходимы для прак­ тической работы на производстве и в сельском хозяйстве, а вот литера­ туру там ка к будто применить нель­ зя. Находятся и такие, которые под­ ходят к вопросу изучения литерату­ ры узкоути.титарно. считая, что ее надо изучать для того, чтобы напи­ сать сочинение при поступлении в то или иное учебное заведение. Нель­ зя более примитивно и вульгарно мыслить! Каждому здравомыслящему чело­ веку ясно, что где бы оя ни рабо­ тал — в колхозе, на заводе, в у ч ­ реждении — он имеет дело с людь­ ми. Ни обязан не только понимать устройство и действие машины, но и— это главное — уметь вести се­ бя в коллективе, быть чутким и принципиальным товарищем и дру­ гом. Вот этому умению, без которого не может ж и ть человек в нашей стране, и обучает нас художествен­ ная литература — наука «челове­ коведения». Она помогает нам от­ личать хорошее от плохого, отвечает на важнейшие жизненные вопросы, раскрывает многообразие типов лю­ дей — друзей и врагов — вдохнов­ ляет на борьбу и зовет к самоотвер­ женному труду. Часы, проведенные за кни го й ,— эта часы радости и пе­ чали. кипения чувств и нравствен­ ного прозрения. Вот почему от по­ становки преподавания литературы во многом зависит эстетическое вос­ питание в школе. Поэтому препода­ ватели озабочены сейчас тем, как наиболее эффективно осуществить это воспитание. Хочется донести до детского серд­ ца и ума творения гениальных, рус­ ских писателей, не пролив напрасно ни одной капли из этого чудесного сосуда с многоцветной драгоценной жидкостью и осветив его многооб­ разную красоту со всех сторон, что­ бы не осталась в тени ни одна ли­ ния, ни один изш б и оттеиок. Каждый из нас, готовясь к но­ вому учебному году. подбирает материал, пересматривает, обдумы­ вает методы своей работы и... мечтает. Мечтает о том, чтобы кажды й урок был стройным и краси­ вым, ка к поэма; чтобы ученики не сводили пы тливы х глаз с учителя, а в некоторых из них порой заблесте­ ли бы слезы печали, радости или со­ чувствия; чтобы на уроке нет-нет. да и загорелся страстный спор; что­ бы, наконец, не чувствовалось време­ ни, часы казались минутами и зво­ нок был бы нежелательным вторже­ нием в поэзию. Хочется, чтобы уро­ ки литературы действительно стали уроками «нравственного прозрения», ка к говорил на съезде учителей Твардовский. Для этого каждый учитель будет тщательно готовиться к уро ку — не только методически, не только голо­ вой, во и чувством, настроением. Когда учитель сам увлечен, прочув­ ствовал произведение и ощущает его силу и красоту, он передаст это уче­ никам, зажжет их. возбудит в них эмоции. Тогда уроки будут действен­ ными и впечатляющими, а красота и поэтичность образов, донесенная до детской души и ума. станет могучим фактором морального и эстетиче­ ского воспитания. Можно, ли достигнуть того, что­ бы хоть большинство уроков ПРОХО­ ДИЛО увлекательно и интересно? Опыт многих учителей, в том числе и липецких, говорит: конечно, мож­ но. Для этого надо начинать изуче­ ние писателя с я рко го рассказа о его творческом своеобразии, о своем от­ ношении к писателю (с использова­ нием^ картин художников и граммза- пиоей), выразительно, с чувством читать произведения, проводить больше бесед о впечатлениях, чувст­ вах и мыслях, вызванных чтением, приближать литературные образы к нашей ж изни, чаще приносить в класс ^газеты и увлекать ребят ге­ роикой наших дней, проводить дис­ путы , конференции, экскурсии. Кроме того, не надо замыкаться в рамки одной литературы, а знако­ мить учеников с живописью , архи­ тектурой, музыкой и ваянием. В этом году, например, учителя нашего го­ рода планирую т широкое использо­ вание живописи на уроках литера­ туры. Необходимо, чтобы наша молодежь звала своих худож ников и компози­ торов, понимала живопись и м узы ку и научилась получать наслаждение Они стали студентами Николаи Терновский страстно любил родную природу. Ему хо­ телось целыми днями бродить по мягким, душистым травам, взби­ раться на холмы. И когда окончил семилетку, то решил стать геоло­ гом. Окончил геологический тех­ никум, Двенадцать лет с гео­ логоразведывательной партией бродил по стране. Работал неплохо. Был вначале младшим коллектором, горным мастером, а потом— старшим коллектором, И хотя он каждый год шел на повы­ шение, все-таки полного удовлет­ ворения от работы не получал. Но, возвратившись из очередного похода, он с удовольствием во­ зился с ребятишками, рассказы­ вал им о синих горах, о непрохо­ димой тайге, о ледниках и обва­ лах. А мальчишки, открыв от удивления рты, спрашивали: — Дядя Коля, а страшно в лье? — А ются? И Николай с удовольствием рассказывал своим маленьким слушателям об увиденном и пе­ режитом, Потом вместе читали книги, обсуждали героев. — Тебе, Коля,— говорила ему жена,— работать бы учителем. Быть все время с ребятами... — Я и сам об этом часто ду- уще- почему ледники образу- ^ * * * * * * * * * * * * * ^ ^ РАДИ ЧЕЛОВЕКА какой у О НА, большеглазая, чуточку на­ супленная, говорит резковато. Характер у нее, должно быть, упорный, дотошный, требовательный. — Недовольна... Что это за квали­ фикация? А я знаю, что учится она на тока­ ря, знаю, что квалификация эта хо­ рошая. В школе мне сказали, что Ира с большой любовью относится к производственному обучению, и я хо­ тел на ее примере показать романти­ ку труда... Вот тебе и романтика! Может, с другой стороны подойти? — А вот,— говорю,— был я час назад в цехах, разговаривал с одной девушкой, которая вашу ж е школу в этом году закончила, одиннадцатый класс. Так она семьсот рублей в ме­ сяц зарабатывает. Как, хорошая ква­ лификация? — А дело не в этом,— немного осердясь, отвечает Ира. — А в чем? •— Головой работать не приходит- ч. Не интересно. Поставишь деталь — нимешь, поставишь — снимешь. И все. Чего тут думать? Я отделываюсь довольно дешевым каламбуром: — Вот и думать о том, как сделать, чтобы не только снимать и ставить НА СНИМКЕ ВВЕРХУ: ученик I класса Липецкой средней шко­ лы № 15 Валерий Карих. Он от­ лично овладел техникой вожде­ ния трактора н в этом году само* стоятельно вел пахоту. , Фото Л . Ч еркащ ина,. детали, а чтобы работа была интересной. Потом спохватываюсь, что, между прочим, в каламбуре есть, кажет­ ся, и «серьезный» смысл. Рядом сидит мать Иры— Серафима Васильевна. В про­ шлом, в юности она работала элект­ ромонтером на заводе, была актив­ ной комсомолкой. Толк в таких де­ лах она знает: — А ведь верно, дочка. Учат-то вас зачем в школе одиннадцать лет? Чтобы вы не просто снимали — ста­ вили... Ведь можно и подумать над гем, как улучшить станок, облегчить рабо­ ту. Ведь это же очень хорошо, когда человек хочет думать! Примерно такими были наши дальнейшие рассуждения. Ира серди­ то сверкнула глазами: — Я у нее спросила: как налажи­ вать этот станок? А она мне: это де­ ло не наше! На то наладчик есть, на­ ше дело — детали сдавать. Вот и изобретай! Мы с Серафимой Васильевной оба пас: да, тут много не изобретешь с таким подходом. Потом выясняется, что такой ответ дала работница; ко­ торая имеет всего четыре или пять классов. Правда, недостаток образо­ вания дело поправимое. Но работни­ цу эту вообще ничего, кроме того, чтобы «дать норму», не интересует. Мы убеждаем Иру, что в том-то и вся соль: выпускает школа образо­ ванных людей на производство по­ тому, что нужны культурные, грамот­ ные рабочие, творцы технического прогресса. Именно они и надежда, и наше завтра!.. Но, кажется, мы опять повторились. А Ира не сдается: — Ну, как можно мой станок пере­ оборудовать?™. бормочет о н а .-- Если О Ч Е Р К б крупные детали! А то мелочь одна: по паре секунд станок работает. Общими усилиями нашли ответ и на этот вопрос: вспомнили устройст­ во винтовки— раньше, в старину, ее после каждого выстрела перезаряжа­ ли, закладывали каждый патрон от­ дельно, теперь же вкладывают обой­ му и стреляют без остановок. Что-ни­ будь вроде этого можно придумать и со станком. Д а, наверное, и есть станки, модернизированные по тако­ му же принципу? —В итоге, формальная словесная победа за нами. Ира молчит, задума­ лась. А о чем? О том, как переобору­ довать упрямый станок, или о том, что все-таки это не квалификация? От разговора остался не совсем приятный осадок. Как же? Ведь 31-я школа — лучшая в области по произ­ водственному обучению, ученица прошлогоднего 10 «В» класса, а те­ перь одиннадцатого класса этой ш ка­ лы Ира Блинова здесь на лучшем счету, она хочет трудиться— и вот — на тебе! , Иг И как только тут не стоят станки: рядами вдоль, рядами поперек, а в одном ряду даже по диагонали. Все это вертится, дергается, стучит, скрежещет, визжит, звенит. Мелька­ ют блестящие части, льются дегтяр­ но-черные струйки масла и серые — эмульсии, охлаждающей резцы. По проходу между станками чело­ век идет быстро-быстро. Почти бе­ жит. Дел невпроворот. И все-таки девчонки, которые приникли к стан­ кам, слышат его одобряющее: — Хорошо, хорошо, правильно ра­ ботаешь! Не всем это говорится, а каждой по отдельности. И не всегда г о в о р и г - ся, а когда действительно хорошо и правильно. И им делается приятно, и хочется еще «правильнее» работать. Ира смотрит в пролет между колонн на квадратный белый циферблат на стене,- ого, уж е целых семь минут прошло, а деталей всего пятьдесят. А утром за это время она сто делала. В чем дело? Ира морщит лоб, сдвигает брови, и тут ж е слышит за спиной: — Что, Блинова, устала? — Не знаю, почему медленно полу­ чаться начало?— удивляется девочка — Значит, устала,— улыбается ма­ стер. Смешные они, эти девчонки и мальчишки из школы, которые прихо­ дят на практику. Вроде и начитанные, и немало знают, и в мастерских у се­ бя уж е работали. А тут вдруг при­ бегают: — Товарищ мастер, станок чего-то пищит! — Товарищ мастер, почему сверло не режет? — Товарищ мастер... Объяснять им приятно. И расспро­ сить интересно. И, оказывается, если в школьной мастерской сверло пере­ ставало резать, они немедленно из­ влекали его из патрона — затупи­ лось, а тут боятся: как ж е — завод ведь! ~ А ну-ка, ты, девушка, которая с косичками! Подбери-ка, пожалуйста, косички под косынку, согласно пра­ вилам техники безопасности, и смело доставай сверло!.. Ну вот. А теперь, давай я его заточу... И разглаживаются морщинки,, и спокойно распрямляются сломанные в нелегком раздумьи брови: оказы­ вается, и на заводе станки ничуть не страшнее, чем в школе. В перерыв, торопливо дожевывая I °бед, делятся! — Ой, девочки, ребята, нас мастер замечательный! И тут ж е с огорчением: — Только переводят его... — Куда? — Д а во вторую смену. — Фу, чудачки! Д а за хорошим мастером можно и в третью пойти, ночью работать. И две подружки, две Иры — Бли­ нова и Болусова— перешли из первой смены во вторую. А вместе с ними «ради хорошего мастера» перешли еще двое учеников. Ну как же! Ведь он, например, под­ ходит и спрашивает: — Надоела операция? Отвечаешь виновато: — Д а , Валерий Павлович, надоела. — Ага. Вот тебе другая. И еще говорит, что надо обязатель­ но пройти все операции, все изучить и освоить. Интересно? Интересно! Фамилию девушки из моторного цеха, которая сказала, что «наше де­ ло детали», Ира Блинова не запом­ нила. Помнит только, что зовут се Валя. А вот слова ее, ее отношение врезались в память. И из-за нее-то она и говорила с таким огорчением о никчемности квалификации. А ведь был еще и мастер Лубашников Ва­ лерий Павлович из цеха нормалей. Причем был нынешним летом. А раз­ говор с Валей имел место еще в де­ вятом классе, в позапрошлом году. Но о Вале Ира рассказывала, а о Л у - 1 башникове упомянула между прочим. И только когда я с ней специальна заговорил о нем через день, она ста­ ла вспоминать самые мелкие подроб­ ности, у нее заблестели глаза, звон­ че и мягче стал голос. Ей было при­ ятно рассказывать о хорошем чело­ веке. Но, должно быть, такова у ж особенность плохого, отрицательного — оно первым всплывает в памяти, наверное, потому, что реже бывает в жизни. Недовольство; такое, как у Иры Блиновой, — хорошее недовольство. Хочется верить, что получится из этой девушки толковый и непременно думающий специалист. С сегодняшнего дня она ученица одиннадцатого класса. Это значит, что три дня в неделю Ира будет ра- отать на заводе и три дня учиться. Подружки по классу уж е догово­ рились; опять проситься в цех нор­ малей. Ради хорошего мастера. 220 человек из одной только трид­ цать первой школы придут в этом году учиться и работать на Трактор­ ный. И хочется, чтобы каждый из них нашел здесь своего «хорошего ма­ стера». и хочется, чтобы каждый мастер и каждый рабочий, который будет учить школьников нелегкой науке труда и жизни, знал: это де- лается ради человека будущего. Или проще: ради Человека. А. ВОЛ И И . от произведений и скус­ ства. На уроках литера­ туры и на круж ковы х занятиях можно и н у ж ­ но ознакомить учащ их­ ся с направлениями в ж ивописи, с процессом развития реализма, с те­ матикой картин в разные периоды. Это поможет глубже понять и лите­ ратурные процессы, и огромное зна­ чение искусства в развитии обще­ ства. К а к важно уметь отличить хоро­ ш ую картину от плохой, чувство­ вать своеобразие творчества каждо­ го худож ника, его умение передать чувства и настроения, использовать контрастное и гармоничное сочета­ ние красок, введение света и тени, создать впечатление объемности. Давно «пора сделать для учащих­ ся необходимым, кроме чтения кни г, общение с произведениями ж иво­ писи. Общение с произведениями искус­ ства должно стать потребностью каждого советского человека. Разумеется, что работа по эсте­ тическому .воспитанию должна вес­ тись в школе целенаправленно и си­ стематически. Работа словесника — это только звено, хотя и очень важное, в общей цепи ш кольны х ме­ роприятий. 0 воспитании чувства красоты надо помнить всегда: при оформлении ш колы , проведении классных часов, пионерских сборов, вечеров, при вы пуске газет, органи­ зации концертов и лекций, про­ ведении экскурсий и походов. Все должно стать средством эстетическо­ го воспитания, обогащать духовный мир детей, влиять на кул ьтуру их поведения, создавать у них нравст­ венные идеалы. Эстетическое воспи­ тание является важнейшим Факто­ ром в формировании всесторонне развитой личности. М . К О Ч Е Р И Н А , учительница школы № 4 г. Л и ­ пецка, Заслуженная учительница школы РСФСР, • а г С! * * М М Н » » * . М М м „ и ^ X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X маю, Но не поздно ли? Ведь уже за тридцать... — Ничего.,. Я буду тебе помо­ гать,.. И Николай решил учиться. В этом году он поступил на истори­ ко-филологический факультет Ли­ пецкого педагогического инсти­ тута. Не менее интересна биография Валентина ДвуреченскЪго. Не­ сколько лет учился в школе ВВС, служил в армии, а потом посту­ пил в военное училище. Но этого человека, мечтавшего о романтических подвигах, страст­ но потянуло к математике, При­ езжая в очередной отпуск в го­ род Грязи, он многие часы про­ сиживал над задачами, голово­ ломками, часто ходил в заводские лаборатории и занимался там фи­ зическими опытами. Друзья - комсомольцы заме­ тили его увлечение математикой и дали ему направление в Липец­ кий пединститут. И Валентина Двуреченского, сдавшего экза­ мены на «хорошо» и «отлично», зачислили студентом 1 курса фи­ зико-математического факуль­ тета. А Виктор Ролдугин и Лидия Ш о­ хина— «коренные» учителя. Оба они в разное время окончили Лебедянское педучилище. Виктор три года работал в Красноярском крае в начальной школе. Лидия вначале преподавала в Ново­ сельской школе Трубетчинского района, а потом работала в Бо- ринском районе. Оба они чувствовали, что для настоящей работы педагога зна­ ний у них недостаточно. Теперь, успешно сдав экзамены, они по­ ступили на 1-й курс историко- филологического факультета. Вот кто будет учиться на пер­ вом курсе в Липецком пединсти­ туте. И таких— большинство. А. ПОПОВ, , студент 4 курса Липецкого пединститута. > • * * * * * • * * • * * * — — Накануне учебного года в шко" лу № 30 г. Липецка поступило оборудование, закупленное для ка­ бинета физики и электротехники. На снимке; учитель физики М . Г. Чернышев (в центре) и учащиеся ! 0 -г° класса В. Крушинский и О. Кириллов устанавливают новые приборы, 1 Фото Л . Черкашина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz