Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

' Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 2 1 а в гу с та 1 9 6 0 г ., М1 1 9 8 (1 8 7 0 ) С у д е б н ы й п р о ц е с с п о у г о л о в н о м у американского летчика-шпиона Френсиса Г. П Р И Г О В О Р (Окончание. Начало на 1-й стр.) у с та н о в л е н о , что П ауэ р с в ы п о л н и л п о р у ч е н н ы е ем у п р е с т у п н ы е зада­ н и я . П о д н я в ш и с ь с аэродром а П еш авар в П а ки с та н е , П а у э р с прол етел над ^ Р Р И т о р и е й А ф га н и с та н а и более -А 0 0 0 ки л о м е тр о в над С о ве тски м С ою зом по за д а н н о м у ем у м а р ш р у ­ т у . Кром е п о ка з а н и й П а уэ р са , это п о д тв е р ж д а е тс я о б н а р у ж е н н о й в об­ л о м ка х сам олета « У -2 » и п р е д с та в ­ л е н н о й с у д у а м е р и ка н с ко й по л е тн о й ка р т о й с н а н е с е н н ы м на н е й м а р ш ­ р у то м , п р о л о ж е н н ы м ш ту р м а н о м под ­ р а зд ел е н и я « 1 0 -1 0 » м айором Д у л а к, а т а к ж е за п и с я м и и п о м е тка м и П а ­ уэр с а , к о т о р ы й на не с на м а р ш р у т­ н у ю к а р т у ряд в а ж н ы х обор о н н ы х о о ъ е кто в С ою за ССР, н а б л ю д а вш и хся и м с сам олета. Н а всем п р о т я ж е н и и полета, в п л о ть до того м ом ента, ко гд а само­ л ет бы л сб и т, П а у э р с в кл ю ч а л сп е ­ ц и а л ь н у ю р а зв е д ы в а те л ь н у ю а п п а ­ р а т у р у , п р о и зв о д и л ф отограф ирова­ ни е в а ж н ы х о б о р о н н ы х о б ъ е кто в и за п и с ь с и гн а л о в р а д и о л о ка ц и о н н ы х у с т а н о в о к средств п р о ти в о в о зд у ш н о й о б о р о н ы с тр а н ы . Б р е зул ьта те п р о я в л е н и я со хр а ­ н и в ш е й с я а эр о ф о то п л ен ки у с та н о в ­ лено, что п о д с у д и м ы й П а у э р с с са­ м олета « У -2 » сф отограф ировал п ро­ м ы ш л е н н ы е и во е н н ы е о б ъ е кты Со­ ю за ССР — завод ы , скл а д ы , неф те­ х р а н и л и щ а , п у т и сообщ ения, ж е л е з­ н о д о р о ж н ы е м о сты и с т а н ц и и , л и ­ н и и э л е ктр о п е р ед а ч, аэродром ы , ме­ с т а р а с кв а р т и р о в а н и я в о й с к и во е н ­ н у ю т е х н и к у . Н а х о д я щ и е с я в р а с п о р я ж е н и и во­ е н н о й к о л л е ги и В е р хо вн о го С уда СССР м н о го ч и с л е н н ы е ф отограф иче­ с ки е с н и м к и те р р и то р и и С оветского С ою за, п р о и зве д е н н ы е под суд им ы м П ауэ р со м с в ы с о ты 2 0 .0 0 0 м етров, д а ю т в о зм о ж н о с ть о пред ел ить х а р а к ­ тер п р о м ы ш л е н н ы х п р е д п р и я ти й , к о н с т р у к ц и ю ж е л е зн о д о р о ж н ы х мо­ сто в , чи сл о и т и п ы сам олетов на аэродром ах, особенности и н а зн а ч е ­ н и е во е н н о й т е х н и к и . П а у э р с за п и са л н а м а гн и то ф о н н у ю п л е н к у и м п у л ь с ы н е ко т о р ы х радио­ л о к а ц и о н н ы х с та н ц и й С ою за ССР с ц е л ью о б н а р у ж е н и я си сте м ы п р о ти ­ в о в о з д у ш н о й обороны стр а н ы . По з а кл ю ч е н и ю э кс п е р то в , сведе­ н и я , собранны е п о д суд и м ы м П а у э р ­ сом во врем я по л е та п е р во го мая 1 9 6 0 года в со ве тско м возд уш н ом п р о с тр а н с тв е , с о ста в л я ю т го с у д а р с т­ в е н н у ю и в о е н н у ю т а й н у С о ве тского С ою за, сп е ц и а л ьн о о х р а н я е м ую за­ ко н о м . П а у э р с п о ка за л в судебном засе­ д а н и и , что сам олет « У -2 » бы л обо­ р уд о в а н в з р ы в н ы м и у с т а н о в ка м и , п р е д н а з н а ч е н н ы м и для у н и ч т о ж е н и я сам олета в сл учае в ы н у ж д е н н о й п о ­ с а д ки н а с о в е тс ко й те р р и то р и и , и что перед полетом п е р во го мая 1 9 6 0 го д а п о л к о в н и к Ш е л то н в н у ш а л ем у м ы сл ь о необ хо д и м о сти п о к о н ч и т ь ж и з н ь са м о уб и й ство м , если он о к а ­ ж е т с я в р у к а х с о в е т с ки х вл астей и б уд ет п о д в е р гн у т п ы т ка м . И м енно с э то й ц е л ью п о л к о в н и к Ш е л т о н в р у ­ ч и л ем у с п е ц и а л ь н у ю б у л а в ку с ядом. К ром е б у л а в ки с ядом , у П ауэр са п р и за д е р ж а н и и и з ъ я т ы : б е с ш у м н ы й п и с то л е т с п а тр о н а м » , ф и н с ки й н о ж , р ы б ол овн ы е сн а с ти , надувная р е зи ­ н о в а я л о д ка , то п о гр а ф и ч е с ки е ка р т ы С о ве тско го С ою за, средства для р а з- .ж л г а н и я ко с тр о в , с и гн а л и з а ц и о н н ы е ш а ш к и , э л е кт р и ч е с ки й ф онарь, ко м ­ п а с ы , п и л а , п и щ е в ы е к о н ц е н т р а т ы , м е д и ка м е н ты , с о в е тски е д е н ь ги в сум м е 7 .5 0 0 р убл ей и ц е н н о с ти — золоты е м о н е ты , ко л ь ц а , н а р у ч н ы е ч а с ы , ко то р ы е , к а к п о ка за л Пауэрс, п р е д н а зн а ч а л и с ь для п о д к у п а совет­ с к и х лю дей в сл учае в ы н у ж д е н н о й п о с а д ки сам олета « У -2 » на те р р и то ­ р и и С ою за ССР. В - судебном засе д ан и и В ое нн о й ко л л е ги и В е р хо в н о го С уда исследо- д е л у Пауэрса в а н ы и д р уги е д о ка за те л ьств а , под ­ тв е р ж д а ю щ и е , что со ве тски м р а ке т­ н ы м подразделением п е р во го мая сего года бы л сбит сам олет, п р и н а д ­ л е ж а в ш и й в о е н н о -в о зд уш н ы м силам С о е д и н е н н ы х Ш т а т о в А м е р и ки . Н есм отря на то, что н а сбитом самолете о тс у тс тв о в а л и о п о зн а ва ­ те л ьн ы е з н а к и его го суд а р ств е н н о й п р и н а д л е ж н о с ти , э к с п е р т ы н а осно­ в а н и и и з у ч е н и я о с та тко в самолета и н а хо д и в ш е й ся на нем а п п а р а ту р ы Дали за кл ю ч е н и е , что этот самолет я в л я е тс я д о зв у ко в ы м разве д чи ко м т и п а « У -2 » а м е р и ка н с ко й ф ирмы « Л о кх и д » с одним т у р б о р е а кти в н ы м д ви га те л е м . Н а а п па р а ту р е и ч а с т я х самолета о б н а р у ж е н ы з н а к и р а з л и ч н ы х ам е­ р и к а н с к и х ф ирм , по ко то р ы м , в ч а ­ с тн о с ти . ^ определяется, что турб оре­ а к т и в н ы й д в и га те л ь и зго то в л е н ф ир­ м ой « П р а т т -У и т н и » , а гр е га ты з а п у ­ с к а и э л е кт р о п и т а н и я ф ирм ам и « Г а - м и л ь то н -с тэ н д а р т» . и « Д ж е н е р а л - э л е к гр и к » . Кром е то го , на а п п а р а т у ­ ре им е ю тся о б о зн а че н и я, свидетель­ с тв ую щ и е о п р и н а д л е ж н о с ти ее во­ е н н о м у ве д о м ств у С о ед иненн ы х Ш т а т о в А м е р и ки . П ре д ъ я в л е н н ы е п о д суд и м ом у П а ­ у э р с у в е щ е ств е н н ы е д о ка за те л ьств а о п о зн а н ы им к а к п р и н а д л е ж а в ш и е са м о л е ту « У -2 » , на ко то р о м он, П а­ уэре, п е рвого мая сего годя в то р гс я в возд уш н ое п р о стр а н ств о С оветско­ го С ою за. Н а и зъ я то м у под суд им ого и п р и ­ общ енном к суд еб ном ^ делм уд о сто ­ ве р е н и и л и ч н о с т и 7М 1Р 1, 2 8 8 . 0 6 8 на и м я П ауэ р са Ф ренси са Га р и и и м еется эмблема м и н и с те р с тв а обо­ р о н ы С о е д и н е н н ы х Ш т а т о в А м е р и ки и н а д п и с ь : « М и н и с те р с тв о обороны . С оед иненны е Ш т а т ы А м е р и ки » . Т а ки м образом , п р и н а д л е ж н о с ть са м о л е та -р а зве д чи ка т и п а « У -2 » а м е р и ка н с ко й ф ирм ы « Л о кх и д » воен­ н о -в о зд у ш н ы м сил ам С ое д и не нн ы х Ш та то в А м е р и ки , а под суд им ого П а - тэ р с а к ч и с л у с е кр е т н ы х а ге н то в Ц е н тр а л ь н о го р а зве д ы в а те л ьн ого у п ­ р а вл е н и я С о е д и н е н н ы х Ш та то в А м е­ р и к и со всей опчед ел енностью у с т а ­ н о в л е н а в судебном засед ании. П а уэ р с бы л п о с л у ш н ы м и с п о л н и ­ телем в е р о л о м н ы х зам ы сл ов Ц е н т­ рал ьн о го р а зве д ы ва те л ьн ого у п р а в ­ л е н и я С о е д и н е н н ы х Ш т а т о в А м ер и ­ к и , о с у щ е ств л я е м ы х с с о гл а си я аме­ р и к а н с к о го п р а в и те л ь ств а . П о со б ствен н о м у п р и з н а н и ю . П а у ­ эрс еознавал , что , в то р га я с ь в в о з­ д уш ное п р о с тр а н с тв о Сою за ССР, он н а р у ш а е т го с у д а р с тв е н н ы й с у в е р е н и ­ те т С о ве тского С ою за и л е ти т над его те р р и то р и е й с ц е л ью ш п и о н а ж а , гл а в н а я задача к о т о ро г о за кл ю ч а ­ лась в том , что б ы о б н а р у ж и т ь и за­ ф и кси р о ва ть стартовы е п л о щ а д ки р а ке т. Д о пр о ш е н н ы е в суде свидетели С у р и н В . П ., Ч е р е м и си н А . Ф ., Ч у ­ ж а н и н Л . А ., А са б и н П . Е . п о ка з а ­ л и , что они набл ю д али падение с а ­ м олета в районе города С вердловска и м ом ент п р и зе м л е н и я п а р а ш ю ти с та , ко то р о го они за д е рж а л и и обезору­ ж и л и . З а д е р ж а н н ы м о ка за л ся П ауэ р с. Р а ссм а тр и ва я судебное дело по о б ви н е н и ю П а у э р с а , В о е н н а я ко л л е ­ ги я В е р хо в н о го С уда С ою за ССР у ч и т ы в а е т , .что в то р ж е н и е а м е р и ка н ­ с ко го во енн ого са м о л е та -р а зве д чи ка пр е д ста в л я е т п р е с ту п н о е н а р уш е н и е о б щ е п р и зн а н н о го п р и н ц и п а м е ж д у н а ­ родн ого п р а в а , ус та н а в л и в а ю щ е го и с кл ю ч и т е л ь н ы й с у в е р е н и т е т к а ж ­ дого го с у д а р с тв а над во зд уш н ы м п р о стр а н ств о м , н а х о д я щ и м с я над те р р и то р и е й этого го суд а р ств а . Этот п р и н ц и п , за кр е п л е н н ы й в П а р и ж ­ с ко й ко н в е н ц и и о р е гу л и р о в а н и и в о зд у ш н о й н а в и га ц и и от 1 3 о ктя б р я 1 9 1 9 года и в ряде д р у ги х по зд н е й ­ ш и х м е ж д у н а р о д н ы х со гл а ш е н и й , пр о во згл а ш е н в на ц и он а л ьн ом за ко ­ нодательстве р а з л и ч н ы х го суд а р ств , в том числ е Союза ССР и С оединен­ н ы х Ш та то в А м е р и ки . Н а р уш е н и е этого свя щ е н н о го и незы блем ого п р и н ц и п а м е ж д у н а р о д н ы х о тн о ш е ­ н и й создает в со вр е м е н н ы х у с л о в и я х п р я м у ю у гр о з у всеобщ ем у м и р у и б езопасности народов. П р и соврем енном у р о вн е р а зв и ти я военн ой т е х н и к и , ко гд а н е ко то р ы е го суд а р ств а , р а сп ол а га я атом ны м и водородны м о р у ж и е м , им ею т .в о з ­ м о ж н о с ть бы стро д о ста ви ть его к цел и, п о л е т во енн ого са м ол ета-раз- в е д ч и ка над те р р и то р и е й С оветского Союза м о г н е п осред ственно пред ­ ш еств о ва ть в о е н н о м у н а п а д е н и ю . Эта оп а сн о сть я в л я л а сь тем более реальн ой в об ста н о вке , ко гд а Со­ е д иненн ы е Ш т а т ы А м е р и ки , к а к об этом за я в л я л и а м е р и ка н с ки е ге н е ­ р а л ы , по сто ян н о д е р ж а т в во зд ухе с водородны м и бомбами н а б о р ту п а т ­ р у л и р у ю щ и е сам олеты - бомбарди­ р о в щ и к и , всегда го то в ы е н а н е с ти бом бовы й уд ар по заранее н а м е че н ­ н ы м ц ел ям С оветского Союза.. П р и э т и х у с л о в и я х а гр е с с и в н ы й а к т С о е д и н е н н ы х Ш т а т о в А м е р и ки , о с у щ е с тв л е н н ы й п е р во го м ая т е к у ­ щ его года п о д суд и м ы м П ауэр со м , создавал у гр о з у всеобщ ем у м и р у. Н а хо д ящ и е ся в р а с п о р я ж е н и и В оен­ н о й к о л л е ги и В е р хо вн о го С уда м а­ те р и а л ы не о с та в л я ю т со м н е н и й в том . что а гр е с с и в н ы м вто р ж е н и е м в возд уш н ое п р о стр а н ство С оветского Сою за са м о л е та -р а зве д чи ка п о д с у ­ д и м ы й П а уэ р с и с п о л н я л д алеко рас­ с ч и та н н ы е за м ы сл ы р е а кц и о н н ы х п р а в я щ и х к р у го в С о е д и н е н н ы х Ш т а ­ тов А м е р и ки , н а п р а в л е н н ы е н а у с и ­ л ение м е ж д ун а р о д н о й н а п р я ж е н н о ­ сти . П осле то го , к а к гл а в а С оветского п р а в и те л ь с тв а Н . С. Х р у щ е в н а сес­ с и и В е р хо в н о го С овета С ою за ССР п я то го м ая те ку щ е го год а сообщ ил о том , ч то над те р р и то р и е й С овет­ с ко го С ою за сбит а м е р и ка н с к и й са­ м олет, Г о с у д а р с тв е н н ы й департам ент С о е д и н е н н ы х Ш та то в А м е р и ки , п р и ­ зн а в « вп о л н е в о зм о ж н ы м » ф акт н а ­ р у ш е н и я с о в е тско й гр а н и ц ы ам ери­ к а н с к и м сам олетом , п ы т а л с я в в е с ти в за б л уж д е н и е м ировое общ ествен­ ное м н е н и е . Э той ц е л и п р и з в а н ы б ы л и сл у ­ ж и т ь в ы м ы ш л е н н ы е за я в л е н и я ам е­ р и к а н с к о го н а ц и о н а л ь н о го у п р а в л е ­ н и я по а эр о н а в ти ке и и ссл едованию ко с м и ч е с ко го п р о с тр а н с тв а и Г о с у ­ д а рстве н н о го департам ента о с л у ч а й ­ ном о т кл о н е н и и от к у р с а самолета « У -2 » , пр о и зво д и вш е го я ко б ы н а у ч ­ ны е и ссл ед ования. В за кл ю ч и те л ь н о м слове н а сес­ си и В е р хо вн о го С овета Сою за ССР седьм ого м ая то в а р и щ Х р у щ е в Н . С. р азоб л ачи л л ж и в о с ть э т и х у тв е р ­ ж д е н и й . П осле этого а м е р и ка н с ки е р у ко в о ­ д и те л и — п р е зи д е н т Э йзе н ха уэр , ви ц е -п р е зи д е н т Н и к с о н и го с у д а р с т­ в е н н ы й с е кр е та р ь Гертер п р и зн а л и , что ш п и о н с ки е п о л е ты а м е р и ка н с ки х сам олетов на д со ве тско й те р р и то р и ­ ей я в л я ю тс я ча стью « р а с с ч и та н н о й п о л и т и к и С ое д и не нн ы х Ш та то в А м е­ р и к и » . С ледовательно, р уко в о д и те л и Со­ е д и н е н н ы х Ш та то в А м е р и ки п ровоз­ гл а с и л и н а р уш е н и е суве р е н и тета д р у ги х го с у д а р с тв и ш п и о н а ж пр о ­ т и в н и х оф ици альной го с уд а р ств е н ­ н о й п о л и т и ко й А м е р и ки . П осл ед ую щ ие со б ы ти я подтверди­ л и, что агрессивн ое в то р ж е н и е са­ м о л е та -р а зв ед чи ка « У -2 » в во зд уш ­ ное п р о стр ан ство Союза С С Г первого м ая было преднам еренно п о д го то в­ лено р е а кц и о н н ы м и к р у га м и . Соеди­ н е н н ы х Ш та то в А м е р и ки , что б ы со­ р в а ть п а р и ж с к о е совещ ани е в вер­ х а х , не д о п у с ти ть с м я гч е н и я м е ж д у ­ н а р од ной н а п р я ж е н н о с т и , о ж и в и т ь од ря хл е вш ую и н е н а в и с тн у ю всем народам п о л и т и к у «холод ной в о й н ы » . В о е н н а я ко л л е ги я В е р хо вн о го С у­ да С оветского С ою за уста н а в л и в а е т, что вы п о л н е н и е П ауэрсом п о л у ч е н ­ н ы х ш п и о н с к и х зад аний было бы н е в о зм о ж н ы м без и сп о л ь зо в а н и я Со­ е д и н е н н ы м и Ш та та м и А м е р и ки в а гр е с с и в н ы х ц е л я х в о е н н ы х баз и аэродром ов н а те р р и то р и и соседних с С о ве тски м С ою зом го с у д а р с тв , в том числ е н а те р р и то р и и Т у р ц и и , И ра н а . П а ки с т а н а и Н о р в е ги и . П олет П ауэ р са д о ка за л , ч то п ра­ ви те л ьств о С о е д и н е н н ы х Ш та то в , А м е р и ки , свя за в Т у р ц и ю , И р а н , П а ­ ки с т а н , Н о р в е ги ю и д р у ги е го суд а р ­ ства д в у х с то р о н н и м и в о е н н ы м и со­ гл а ш е н и я м и , создало н а и х те р р и то ­ р и и во е н н ы е базы для о п а с н ы х п р о ­ в о ка ц и о н н ы х д е й стви й , пр е вр а щ а я э ти го с у д а р с тв а в с о у ч а с т н и ко в а гр е сси и п р о ти в С о ве тского С ою за. Р ассм отрев м а те р и а л ы дела, ве­ щ е ств ен н ы е и и н ы е д о ка за те л ьств а , за кл ю ч е н и я э кс п е р то в , за сл уш а в п о ка з а н и я под суд им ого и свидетелей, р е чи го с уд а р ств е н н о го о б ви н и те л я и а д во ка та , а т а к ж е в ы с л у ш а в п о ­ следнее слово под суд им ого, В о е н н а я ко л л е ги я В е р хо вн о го С уда Союза ССР с ч и та е т у с та н о в л е н н ы м , что п о д суд и м ы й П а уэ р с в те че н и е дли­ те л ьн о го врем ен и я в л я л с я а кт и в н ы м с е кр е тн ы м а ге н то м Ц ен тр а л ьн ого развед ы вательн ого у п р а в л е н и я С Ш А , н епосредственно в ы п о л н я в ш и м ш п и ­ о н с ки е за д а н и я этого у п р а в л е н и я п р о ти в С оветского С ою за, а первого м ая 1 9 6 0 го д а с ведома п р а в и те л ь ­ ства С о е д и н е н н ы х Ш та то в А м е р и ки н а сп е ц и а л ьн о сн а р я ж е н н о м во е н ­ ном развед ы вательн ом самолете « У -2 » в т о р гс я в возд уш н о е п р о с т­ р а н ств о С ою за ССР и с пом ощ ью особой р а д и о те х н и ч е с ко й и ф отогра­ ф и че ско й а п п а р а т у р ы собрал сведе­ н и я с тр а те ги ч е с ко го зн а ч е н и я , со­ ста вл я ю щ и е го с у д а р с тв е н н у ю и воен­ н у ю т а й н у со ве тско го го суд ар ств а , чем соверш ил т я ж к о е п р е с ту п л е н и е , предусм отренн ое ста тье й 2 -й З ако н а С ою за ССР «Об у го л о в н о й о тве тст­ в е н н о сти за го с у д а р с тв е н н ы е п р е ­ с т у п л е н и я » . Вм есте с тем , о ц е н и в а я все об­ сто я те л ьства данного дела по в н у т ­ р е н н е м у у б е ж д е н и ю в и х взаи м о­ с в я зи , у ч и т ы в а я чистосердечное п р и зн а н и е Ц ауэрсом своей в и н ы и его и скр е н н е е р а с ка я н и е в содеян­ ном , исхо д я и з п р и н ц и п о в со ц и а л и ­ сти ч е с ко го гу м а н и зм а , р у ко в о д с т в у ­ ясь с та ть я м и 3 1 9 и 3 2 0 У П К РСФ СР. В о е н н а я ко л л е ги я В е р хо в­ но го С уда С ою за ССР — П Р И ГО В О Р И Л А : П а уэ р са Ф ренси са Г а р р и н а о сно­ в а н и и с та ть и 2 З ако н а Сою за ССР «Об у го л о в н о й о тве тс тв е н н о с ти за го суд а р ств е н н ы е п р е с ту п л е н и я » л и ­ ш и ть свободы н а десять лет. с отбы ­ ван ием п е р в ы х тр е х лет в тю рьм е. С р о к о тб ы ти я н а ка з а н и я о с у ж д е н ­ н о м у, с зачетом пре д вар и те л ьн о го за кл ю ч е н и я , и с ч и с л я т ь е п е рвого м ая 1 9 6 0 года. В ещ е стве н н ы е д о ка за те л ьств а х р а ­ н и т ь п р и деле. Д е н ь ги и ц е н н о с ти , и зъ я ты е у П ауэ р са , о братить в до­ ход го суд а р ств а . В с о о тв е тств и и со ста тье й 4 4 «О снов у го л о в н о го суд опроизводства С ою за ОСР и с о ю зн ы х р е с п у б л и к» п р и го в о р я в л я е тся о ко н ч а те л ь н ы м , об ж а л о ва н и ю и опр отесто в а н и ю в ка с са ц и о н н о м по р яд ке не п зд л е ж и т. Председательствующий В. БО Р И СО ГЛ Е БС К И Й . Народные заседатели: Д . ВОРОБЬЕВ, А. ЗАХАРОВ . З а 2 м и л л и о н а т о н н с и л о с а о б л а с т н о й Д н е м и н о ч Ь ю На днях рейдо­ вая бригада «Ле­ нинского знамени» побывала в сов­ хозе «Колыбельский» и поинтересо­ валась, как идет заготовка корм ов для скота. ...Член партийного комитета Павел Иванович Жилин знакомит нас с ра­ бочим планом уборки кукурузы . Всю кукурузу, а ее в совхозе свыше 1 2 0 0 гектаров, намечено убрать не позд ­ нее ) сентября. В каждом отделении созданы специальные бригады по за­ готовке силоса, они должны еж е­ дневно закладывать в хранилища по 500 тонн зеленой массы кукурузы . Доведены задания по уборке этой культуры до каж д ого комбайнера, шофера, укладчика силоса. — Рабочий план уборки кукурузы строго выполняется,— заявил т. Жи­ лин, и тут же с гордостью доба­ вил:— Да и как же иначе? К укурузу мы вырастили на славу. Нельзя д о­ пустить, чтобы даже часть ее оста­ лась в поле. И действительно, в этом году сов­ хозные кукурузоводы много потру­ дились, и их труд оплатится сторицею. Почти нз всех плантациях кукуруза стоит сплошной стеной. Особенно хо­ роша она на плантациях Д ем кинского отделения, у стогектарников ком со­ мольцев Анатолия Антонова, Петра Скороварова, Михаила Пономарева и Виктора Ф окина. Сейчас уборку ве­ дет опытный комбайнер Иван Ф ед о­ рович Трушин. — С каж дого гектара убираю по 350 центнеров зеленой массы,— го ­ ворит он.—Лю бо на такой кукурузе работать. — Не задерживается ли отвозка зеленой массы из-под комбайна? — интересуемся мы. — Что вы!— удивляется комбай­ нер.— Смотрите, какой народ подо­ брался в бригаде— орлы! Орлами комбайнер Трушин назы­ вает женщин Екатерину Быкову, Лю ­ бовь Зарецких, Варвару и Александ­ ру Поздняковых, которые сами подобрали свою бригаду по силосо­ ванию кукурузы . Они быстро загру­ жаю т и разгружаю т автомашины зе­ леной массой, и шоферы Ф ед ор Ф о ­ кин, Николай Беломытцев и Иван Ельчанинов успевают за день сде­ лать по 35 — 40 рейсов. Каж­ дый перевозит по 85— 95 тонн зеле­ ной массы к месту, где идет силосо­ вание. Только за последние три дня бригада по силосованию перевезла и заложила в хранилища 625 тонн из­ мельченной зеленой массы. - В тот же день рейдовая бригада побывала на кукурузны х плантациях Центрального отделения. Идет дождь, но кукурузоуборочны й ком ­ байн Ивана Ивлева не останавлива­ ется ни на минуту. Мы спрашиваем: трудно ли в та­ кую погоду вести косовицу кукур у­ зы? Вместо ответа комбайнер Ивлев кивает в сторону надписи, сделанной мелом на комбайне. Она гласит: «Убирать днем и ночью, в дождь и жару». — Ну и как? — Вчера весь день шел дождь, но я машину не остановил, скосил 10 гектаров, — говорит Ивлев. Хороший пример показывает ком ­ байнер Иван Ивлев, бросивший клич вести уборку кукурузы в любую погоду. Его примеру последовали многие комбайнеры. Бросается в глаза и такая деталь. Все шоферы центрального отделе­ ния— Ермолай Сергеев, Николай Ан­ тонов, Серафим Мазаев и другие — договорились начинать работу с 6 часов утра и работать до 1 1 — 12 ча­ сов ночи. Слово свое водители дер­ жат крепко. У многих шоферов на машинах красным огоньком горят флажки. На плантацию ежедневно приходит агитатор, управляющий отделением Воронежцев, , чтобы подвести итоги со­ ревнования, на­ звать имена побе­ дителей. По-хозяйски ве­ дут уборку и си­ лосование кукур у­ зы колыбельцы. С начала уборки ими уже заложено более 5000 тонн зеленой массы. Рейдовая бригада «Ленинского знамени»: С. МАЗАЕВ, шофер совхоза «Колыбельский», И. ЕЛЬЧА­ НИНОВ, работник районной газе­ ты «Ленинский путь», Д. ИВА­ НОВСКИЙ, соб. корр. «Ленин­ ского знамени». За каждой из доярок центрального отделенияоовхоза «Пятилетка» закреплено по 16— 18 коров. Все лето животные находятся на пастбище Благодаря хорошим кормам и умелой органиэ-ации пастьбы, продуктивность коров в летние месяцы высокая. Сейчас доярки получают в сутки от к а ж ­ дой коровы не меньше 13 килограммов молока. На снимке: доярки (слева направо) Зинаида Серегина, Мария Усакова, Татьяна Рычагова,Екатерина Динеева и Валентина Митина направ­ ляются в поле на дойку коров. • Фото Ю. Клюева. Наша консультация К А К ЗАГОТОВЛЯТЬ ГРУБЫЕ К О Р М А В Н Е Н А С Т Н УЮ П О ГО Д У Свежая, своевременно убранная солома по своему кормовому досто­ инству приравнивается к сену низко­ го качества, а такая солома, как ов­ сяная, благодаря сохранению в ней значительного количества питатель­ ных веществ, расценивается, как се­ но среднего качества. При несвоевременной уборке со­ ломы с полей, особенно в неблаго­ приятную погоду, кормовые качест­ ва ее сильно понижаются, а при продолжительном пребывании на сырой земле она плесневеет. Отрицательные климатические ус­ ловия, сложившиеся в области, при­ вели к значительному недобору се­ на, поэтому солома должна быть своевременно и полностью убрана с полей и заскирдована на корм о­ вые цели. 1. СИЛОСОВАНИЕ СОЛОМЫ И МЯКИНЫ При дождливой погоде, когда в поле вся солома и мякина пром ок­ ла, рекомендуется ее силосовать. Силосовать промокш ую солому и мякину можно совместно с измель­ ченной кукурузой и другой зеленой массой. В таких случаях по весу соломы (сырой) берется до 60 про­ центов и зеленой массы кукурузы до 40 процентов. Если солома толь­ ко влажная, ее доля снижается до 45 процентов, а кукурузы увели­ чивается до 55 процентов. Добавле­ ние воды не допускается. Солома должна доставляться с полей чи­ стой, не перемешанной с грязью. Если солома мелкая, ее силосуюТ без измельчения. Крупную ржаную солому необходимо измельчать на силосорезке. Загружается солома, мякина одно­ временно с измельченной кукуру­ зой и в траншее перемешивается. Во время загрузки производится не­ прерывное уплотнение массы трак­ торами. Уплотнение массы начинает­ ся с самого начала ее закладки и продолжается беспрерывно до окон­ чания загрузки. Чем больше со­ ломы и чем крупнее она, тем продолжительнее и сильнее должно быть уплотнение массы трактором. Траншея загружается на 50— 60 сантиметров выше краев. Верхний слой (30— 40 см) должен быть зало­ жен только из измельченных зеле­ ных растений, а укрытие засилосо­ ванной массы делается из измель­ ченной малоценной соломы слоем 10— 15 сантиметров. После этого соломенная покрыш ­ ка должна уплотняться трактором в течение дня, а в последующее вре­ мя 3— 4 часа каждый день в тече- нине 2— 3 дней. Сверх этой покрыш ­ ки набрасывается солома слоем 25— 30 сантиметров. На этом укры ­ тие траншеи заканчивается. Если сырая мякина и солома со­ вместно с кукурузой силосуется на­ земным способом, то уплотнение соломенной покрышки, после за­ кладки бурта, продолжается по 3— 4 часа в течение 7 дней. После это­ го бурт укрывается соломой до ко ­ нусообразной вершины, чтобы ук­ рыть силос от дождя. Силосование соломы и мякины не только является лучшим средст­ вом сохранения ее в дождливую по­ году, но и способствует повышению питательности соломы и заблаговре­ менно избавляет хозяйство от под­ готовки ее зимой к скармливанию. 2. СИЛОСОВАНИЕ ЗЕРНООТХОДОВ, ПОЛОВЫ И СОРНОТРАВЯНИСТЫХ ОТХОДОВ Отходы после подработки зерна представляют ценный корм, кото­ рый приравнивается к зерну. В дождливое время такие отходы бы­ стро слеживаются, согреваются и сгнивают. Лучшим способом сохранения сы­ рых зерноотходов является силосова­ ние их. Из отходов можно пригото­ вить концентрированный силос. С этой целью все отходы из-под моло­ тилки можно засилосовать в чистом виде, отрегулировав влажность, что­ бы она была 60— 70 процентов. Для этого достаточно добавить в массу измельченные стебли и листья ку- курузы, хотя бы в размере 30—40 процентов (по весу). Если в хозяйстве имеются куку­ рузные початки, сахарная свекла вместе с ботвой или кабачки, тыква и пр., то из этого сырья, вместе с зерноотходами, можно приготовить силос, не уступающий концентриро­ ванным кормам. Отходы с тока со­ вместно с сочными кормами закла­ дываются в облицованные траншеи или ямы. Масса тщательно уплот­ няется, особенно в углах и возле стен. Солить закладываемую массу не рекомендуется. Сверх траншеи или ямы масса укладывается на 25—30 сантиметров и хорошо уплотняется. У кры - Накопить по 24 цент­ нера гр у бы х кормов на условную голову | скота — неотложная | задача. вается траншея или яма хорошо измельченной солрмой (слоем 1 0 — 15 сантиметров) и землей (20— 25 сантиметров). 3. СКИРДОВАНИЕ СОЛОМЫ И МЯКИНЫ С ВОЗДУШНЫМ ВЕНТИЛИРОВАНИЕМ В неустойчивую погоду (день— дождь, день— ясно), когда солома бывает с повышенной влажностью, укладывать ее необходимо в скир­ ды шириной 5 — 6 метров, дли­ ной 12— 15 метров и высотой 5 — 6 метров. Лучшая форма скирды — суживающаяся к основанию и с конусообразной вершиной. Место для закладки скирды вы­ бирается возвышенное, ровное. Пе­ ред укладкой по середине, вдоль предполагаемой . скирды, ставятся деревянные козлы высотой 90— 100 сантиметров, подобно козлам для распиловки дров. Козлы м ожно ста­ вить и поперек скирды через каж ­ дые 3— 4 метра. На эти козлы накладывается соло­ ма в обычном порядке. Козлы при­ нимают часть тяжести скирды на себя, хорошо сохраняют отверстие для циркулирования наружного воздуха и отвода избыточной влаги и тепла из стога. После того, как скирда будет вы­ ложена высотой 150 сантиметров, поперек ее закладывают еще вы­ тяжные отверстия. Такие отверстия устраиваются на расстоянии 2 0 0 сан­ тиметров от края скирды и между каждым отверстием на расстоянии 150— 200 сантиметров. Отверстия устраиваются так: два сшитых вместе мешка набиваьот мелкой соломой, обвязывают со дна Вожжевой веревкой, концы которой выходят наружу, и кладут поперек скирды. Такой же мешок, набитый соломой, кладется с противополож­ ной стороны скирды (мешок к меш ­ ку), и на эти мешки и остальную часть стога кладется солома. После того, как солома будет выложена поверх заложенных мешков на вы­ соту 120— 150 сантиметров, мешки за веревки вытягивают наружу (можно веревку вязать за валик и вытягивать с помощью лошади). Извлеченные мешки с соломой ос И нф орм ация о ходе закл ад ки силоса в районах области на 19 августа 1 9 6 0 г. Первые цифры показывают процент выполнении плана закладки силоса, вторые—заготовлено силоса на одну корову (в тоннах). Тербунский 50,7 11 Л.-Толстовский 21,3 4,8 Волынский 16 4,9 Елецкий 34,4 6,8 Долгоруковский 20,6 4,9 Чаплыгинский 15 4,2 Хлевенский 32,2 7,5 Добровский 18,4 3,6 Грязинский 14,2 3,2 Воловский 28,5 8,2 Задонский 17,9 5 Донской 13 4,4 Становлянский 27,1 5,8 Добринский 17,5 4,5 Боринский 12,3 3, Октябрьский 25,3 7,7 Усманский 17,2 4,3 Д знковский 10,3 3,1 Трубетчинский 22,3 6,3 Воскресенский 17,2 2,9 Лебедянский 9,8 2 Измалковский 21,7 5,5 Троекуровский 16,6 4,2 Краснинский 8.4 1,3 На 19 августа план закладки силоса по области вы- . шесть тысяч тонн силоса, полнен на 20 процентов, заготовлено 401.255 тонн сочных ! кормов, что составляет 5,1 тонны на корову. За последние дни заготовке кормов во многих хозяй­ ствах перестали уделять необходимое внимание. Пре­ кратили закладку силоса в Воскресенском, Добринском, Лебедянском и Краснинском районах. А 18 августа приостановили силосование кукурузы в тринадцати рай­ онах, По всей области за день заложено всего-навсего из них 2106 тонн причем приходится на хозяйства Тербунского да около тысячи тонн — Трубетчинского района. Медленно выполняют план закладки силоса колхозы и совхозы Данковского района. За последние три дня во всех хозяйствах района сумели заложить только 496 тонн силоса. Руководителям района необходимо сосре­ доточить все силы на успешном проведении уборки к у ­ курузы и силосовании. тавляют после себя отверстие по­ перек всей скирды. Следующую закладку вытяжных отверстий следует повторить уже на других местах скирды так, чтобы они не совпадали с имеющимися. Изготовленные мешки с соломой для устройства отверстий в скирдах могут использоваться в течение всей уборочной кампании. М ожно вместо поделки отверстий в скирдах закладывать связанные пучки хвороста, прутьев, или мелких сухих ветвей. Пучки должны иметь диаметр 35—40 сантиметров с вы­ ходом наружу из скирды на 5—7 сантиметров. Такие уложенные фашины оста­ ются в скирдах на зиму и служат для вентилирования скирды. С этой же целью можно в скирде заклады­ вать решеточные круги, изготовлен­ ные из сетки на железных обручах (диаметром 30— 35 сантиметров). Для вертикальной вентиляции можно отверстия в скирде делать с помощью деревянных вкладышей, которые изготовляются из хорошо оструганного круглого дерева ди­ аметром 2 0 сантиметров и высотой 2 метра. На одном конце этого бревна вбивается железный прут под прямым углом для того, чтобы можно было удобно взяться. Такие вкладыши ставятся с момента за­ кладки скирды посередине в 3—4 местах и по мера стогования по­ степенно поднимаются вверх. Оста­ ющиеся после них отверстия в скирде, подобно вытяжной трубе, служат хорошим средством для воздушных потоков, с которыми удаляется много теплого воздуха с образующимися водяными парами. Благодаря этому стог меньше согре­ вается и в дальнейшем хорошо просыхает. Для скирдования соломы надо вы­ делять наиболее опытных рабочих. Солома должна к месту скирдования доставляться на подводах, трактор­ ных санях и по возможности меньше грязниться. Сложенная загрязненная, с нали­ чием почвы солома может быстро испортиться, никакими средствами ее нельзя спасти (только если пере­ мыть и засилосовать). Поэтому в дождливое время ни в коем случае нельзя доставлять солому к месту стогования путем ее волочения по земле. Солому укладывают в скирд вна­ чале по краям, а затем в середину, причем в середину укладывают бо­ лее сухую солому и хорошо ее утаптывают. Вершить скирду следует покато, чтобы обеспечить сток дождевой воды. 4. СКИРДОВАНИЕ СОЛОМЫ И МЯКИНЫ С КОНСЕРВИРО­ ВАНИЕМ ПОВАРЕННОЙ СОЛЬЮ При скирдовании соломы и мяки­ ны с повышенной влажностью в сырую неустойчивую погоду, даже при воздушном вентилировании, на­ блюдается в некоторых местах раз­ витие плесени. Для того, чтобы уст­ ранить эти нежелательные явления, можно рекомендовать во время скирдования посыпать солому солью. Лучший эффект от консервирова­ ния соломы поваренной солью до­ стигается в том случае, если соль применяется мелкая и разбрасы­ вается равномерно по всей соломе. ( 1 осыпка крупной солью, кучами не дает желательного результата. Для того, чтобы получить удовлетвори­ тельные результаты, необходимо проводить посолку каждого слоя. На тонну соломы нужно 8 — 10 кило­ граммов соли. Часто в сырую погоду при скир­ довании грубых кормов их посыпа­ ют солью, но избегают устройства воздушных вентиляций в стогах. Та­ кая практика ошибочна. Многочис­ ленные факты говорят о том, что са­ монагревание соломы в скирдах при применении поваренной соли не устраняется. Поэтому использование поваренной соли при скирдовании соломы в неустойчивую погоду на­ до сочетать обязательно с активной воздушной вентиляцией стога. Толь­ ко такой комплекс мероприятий обеспечивает обнадеживающие ре­ зультаты. Применяя поваренную соль при скирдовании соломы и мякины, сле­ дует иметь в виду, что, когда солома бывает некачественной, животные подсоленную солому поедают боль­ ше и чаще заболевают. Поэтому все подсоленные корма перед дачей должны хорошо проверяться специ­ алистом. А. МЕЙСНЕР, зам. директора по научной части Липецкой государственной сельскохозяйственной опытной станции, кандидат сельскохозяй­ ственных наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz