Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

З Н А М Я 2 8 июля 19 60 г., X» 177 (1 8 4 9 ) Жизнь, дай мне руку. Я пойду с тобой. Куда угодно. Мне не страшны дали. Когда отцы и братья шли на бой, Они дороги гладкой не искали. И я сегодня, в битве мирных дней. Искать маршрута легкого не стану. Жизнь, дай мне путь, который всех трудней, Я не сверну с него, я не устану. Ты мне поверь. И в молодость поверь, В ее решимость, мужество и сипу. Она пройдет пешком пол-всех земель. Чтоб жизнь людей всегда была красивой. Ты не смотри, что ей семнадцать лет И что в глазах еще—смешинки детства., Зато цены ее упорству нет, И золотым рукам — ее наследству. Таким рукам под силу всякий труд: Рубить тайгу иль строить домны где-то. Быть, словом, там, где нужно, где их ждут, Хотя бы даже и за краем света. Им не с руки безделье и покой, Им дай работы, больше и труднее. Ты эти руки, жизнь, бери с собой. Они тебе служить всегда сумеют. Светлана МЕКШЕН, работница Новолипецкого металлургического завода. П О Л У Ч И В А Т Т Е С Т А Т З Р Е Л О С Т И . . . ☆ МОЛОДЕЖЬ ИДЕТ НА ПРОИЗВОДСТВО Самая надежная дорога Совсем недавно я сдал пос­ ледний экзамен летней экзамена­ ционной сессии. Закончил 3 ку р ­ са. Позади три го да учены в и н ­ ституте. Впереди — без двух ме­ сяце® еще 3 г ода. Без страха я смотрю вперед — ведь мне не привы кать учиться без отрывает производства.. Сразу же после службы в армии я поступил в седьмой класс и, работая, закон­ чил среднюю ш колу. Конечно, если сказать, что учиться и работать ле гко— этому никто не поварит. Неле гко ! Н у ж ­ ны большая воля, стро гая орга ­ низованность, умение очень точ­ но рассчитывать время. Н у, а са­ мое гла вное, требуется большое желание. Иначе го воря, нуж н о хорошо видеть свою цель. Я. например, еще в школе ра­ бочей молодежи мечтал стать ин­ женером. И вот к этой цели иду уж е немало лет. В фасоннолитейном цехе я ра­ ботаю модельщиком, в институте получаю профессию инженера-ме- таллур га. Металлур г ию за 13 лет работы в цехе я, можно сказать, основательно пощупал своими ру­ ками, и теперь знаю, что не ошибся, сделав такой выбор. Думаю, что такой путь, ко г да человек, мно го прак тически по­ работавший, обо гащае тся знания­ ми,— самый верный путь под го ­ товки специалиста. Некоторые го ворят, что успеш ­ но учиться в индустриальном ву­ зе и работать невозможно. Что-то, дескать, должно страдать. Мо гу на своем опыте и опыте моих то­ варищей сказать, что это ут­ верждение неправильно. Можно вполне успевать в вузовской ау­ дитории и за станком в цехе. Только не надо думать, что все придет само собой, безо всяких усилий, вроде подарка ко дню рождения. Надо быть упорным, настойчивым, трудолюбивым, твер­ до стремиться к поставленной перед собой цели. Да это и луч­ ше. То, что дается без труда, не слишком-то и ценится. А знания, завоеванные в упорной борьбе с трудностями, это — прочное до­ стояние, которое ценишь по-на­ стоящему и которым будешь доро­ ж ить всю жизнь. А. З А Т Е И К И Н , модельщик завода «Свобод­ ный сокол», студент Липец­ ко го вечерне го факультета института стали, После принятия Вер­ ховным Советом СССР Закона об укреплении связи ш колы с жизнью резко увеличился при­ ток молодежи, получив­ шей среднее образова­ ние, на предприятия области. Только на предприятия совнархо­ за в 19 5 8 го ду пришло 800 вы пускников сред­ них ш кол, в 19 5 9 го ду число и х увеличилось. А в этом го ду будет принято 95 0 юношей и девушек. Если в 19 5 8 го ду некоторые юноши и девуш ки после окончания десяти­ летки очень робко шли на заво­ ды и стройки, то в 19 59 го ду моло­ дежи на производство пришло боль­ ше, чем предусматривалось планом. Только на стройки совнархоза при­ нято около 2 5 0 вы пускников сред­ них ш кол. Почему произошел такой перелом? Это результат мероприятий по у к ­ реплению связи между трудом и учебой молодежи, проводимых пар­ тией и правительством. Теперь иа производстве заранее го товятся места для вы пускн и ­ ков средних общеобразовательных школ. В этом го ду Л ипецкий обла­ стной исполнительный комитет еще в марте наметил ряд мероприятий по трудоустройству молодежи, оканчи­ вающей средние общеобразователь­ ные ш колы в 19 60 го ду. Совнархоз в апреле разработал и принял план трудоустройства молодежи. По этому плану ,на предприятия металлур г и­ ческой промышленности области на­ правляется 19 2 человека, на пред­ приятия машиностроительной про­ мышленности — 2 7 0 , на строитель­ ство — 32 3 , в пищевую промыш­ ленность —- 113 человек и на транс­ порт — 52 человека. На предпри­ ятия города Липецка будет принято 48 0 вы пускников, Ельца — 27 5, Грязей — 55, Лебедяни — 5 0 , Чап­ лы г ина — 4 5 , У смани — 25 и За- донска — 20. За последнее время усилилось стремление молодежи поступить на работу в строительные ор га низации. Особенно велика тя га ю ношей и де­ вуш ек на ударные стройки метал­ лур г ической и химической промыш­ ленности. С этих строек молодежь направляется на практическое изу­ чение техноло г ических процессов тех цехов, которые они строят. Напри­ мер, молодые строители цехов коксо­ химическо го и холодн ого прока та Новолипецко го завода были направ­ лены на обучение на крупны е ме­ таллур г ические предприятия Урала, Сибири, Украины . Возвратившись оттуда, они сейчас успешно работа­ ют в недавно построенных цехах за­ вода. Молодежь, пришедшая на заводы с аттестатами зрелости, быстро осва­ ивает различные специальности. Ва­ ля Жидова, например, после окон­ чания десятилетки сначала работа­ ла курьером в электросталеплавиль­ ном цехе. Сейчас она уж е контролер 0Т К . А Тамара Черных начала свою трудовую деятельность на заводе с выполнения обязанностей уборщи­ цы, а теперь она работает маркиров- щицей электросталеплавильно го ц е­ ха. Александр Ильин в прошлом го ду поступил учеником токаря в ремонт- но - механический цех Новолипецко го металлур г ичес к о- го завода. Сейчас он токарь 3- го разряда и ежеме­ сячно перевыпол­ няет план. Зинаида Шамаева тоже начала свою работу на Новолипец­ ком заводе ученицей в центральной лаборатории, а потом овладела спе­ циальностью лаборантки по спект­ ральному анализу. Все эти молодые рабочие го товят­ ся к поступлению на вечерний фа­ культет института стали. На заводе «Свободный сокол» то­ же мн ого молодежи, нашедшей здесь свое призвание. Это электрослесарь Владимир Паш ков, токарь Рита К у - павы х. Без отрыва от производства они продолжают учебу. На Липецком станкостроительном заводе работает 118 человек из чис­ ла окончивших десятилетние школы три года тому назад. Николай Кова­ ленко окончил десятилетку в прош­ лом го ду. Любознательный паренек быстро освоил слесарное дело и сей­ час зарабатывает до 80 0 рублей в месяц, го товится к поступлению в институт. На Липецком тракторном заводе только в прошлом го ду окончивших среднюю ш колу работает свыше ста человек. И хорошо работают! Ш л и­ фовальщик Оле г Королев ежемесяч­ но выполняет норму на 120 процен­ тов, токарь Зоя Но гтева довела смен­ ную выработку до 140 процентов. Хорошо освоили квалификацию и стали опытными специалистами вы ­ п ускн и ки средней ш колы № 31 Станислав Левин, Татьяна Попова, Нина Чистозвонова и многие другие. На производстве для роста моло­ дежи создаются все условия. Чело­ веку, получившему аттестат зрело­ сти, есть где приложить свои силы и энергию. Ф. СТРУГОВ, зам. начальника отдела кадров и учебных заведений совнархоза. В цехе автоматов Липецкого' тракторного завода работает 50 выпускников средних школ. Боль-' шинство из них — отличные про-! изводственники. Болторезчица Н. Бадуговская — член бригады коммунистического труда, она учится на 4-м курсе вечернего фа­ культета института стали. Налад­ чик В. Иванин борется за звание ударника коммунистического гр у ­ да, Р. Кувизенкова—одна из луч­ ших гайкорезчиц цеха. На снимке (слева направо): ; Н . Бадуговская, В. Иванин, Р. К у- 1визенкова, . Фото Л . Черкашина. В прошлом году десятый к л а с с сртдяётмщШаЖР'в селе Березняговка решил остаться- ! родном колхозе. Об этом в «Ле­ нинском знамени» был напечатан очерк «Дор.охи,-которые- м-ы-выбяра■ & т- И, вот вместе с секретарем кол­ хозного комитета В Л КСМ Виктором Ч ищ и ко дщ 1_,МЫ е д ем 'в село Бдр83* нясррку. Находим библиотекаря, се­ кретаря комсомольского бюро уча­ стка Нину Васильеву и... узнаем у нее, что, оказывается, не все про­ шлогодние выпускники остались те­ перь в колхозе. Я настораживаюсь, но тут же ус­ покаиваю себя мыслью: в любом де­ ле всегда бывают какие-то издерж­ ки. Достаем прошлогоднюю газету, выискиваем фамилии и вместе под­ черкиваем тех, кто и теперь живет и работает в родном селе. Получается: четыре человека. Нина Васильева и сама после десятилетки осталась в селе, но школу она закончила еще в пятьде­ сят седьмом и не всех поэтому мо­ жет вспомнить из чуж ого класса, да еще младшего. Пошли в школу. Преподаватель­ ница русского языка и литературы Березняговской восьмилетней школы (до этого она была средняя) Мария Ивановна Куликова извлекает классный журнал прошлогоднего де­ сятого класса, и в наши первона­ чальные данные вносится поправка: не четыре, а семь. Всего же их было двадцать семь. Вспоминаем по списку, кто где находится и почему уехал. И вот что получается. Пятеро юношей служ ат в рядах Советской Армии. В соседний Хво- ростянский район (ныне уж е быв­ ший) и в другие колхозы Усманско- го района, в которых жили и закан- чивали семилетку, в общей сложно­ сти уехало тоже пять человек. Итак, семнадцать человек не за­ служиваю т обвинения в том, что не сдержали слова. Остается еще де­ сять. У них тоже разные судьбы. Ве­ селую певунью, непременную участ­ ницу кр уж ко в художественной са­ модеятельности М аш у Карпову рай­ онный отдел культуры направил на учебу в культурно-просветительную школу, Аню Сазонову — в школу киномехаников. — Нам такие специалисты знаете СудЬбЫ своей х о з я е в а как нуж ны ! — подчеркивает Виктор Черников. Ш урочка Полякова, которой не­ мало строк было посвящено в про­ шлогоднем очерке, уехала по комсо­ мольской путевке на одну из строек страны, Тамара Л ун ки н а работает в Ленинградской области, в совхозе, в овощеводческой бригаде. ...Я стал торопливо записывать все это в блокнот. Чтобы затем быстрее ориентироваться в списке, против каждой фамилии ставлю условный значок: работает в колхозе — птич­ ка, учится—-круж о к, уехала по ком­ сомольской путевке — звездочка... Не пришлось придумывать значки для тех, кто не у дел. Таковых не ока­ залось. Д ол го думал, какой значок по­ ставить против фамилии Раисы Са­ зоновой, и поставил крестик. Эта де­ вуш ка вышла зам уж и уехала. Но куда? В Сибирь! Работает там в ремонтной бригаде. Нет, лучше кре­ стик переименовать в плюс. * л * Жили-были два человека. Взгляд одного был обращен вдаль. Там, за десятками километров степи, за го­ лыми холмами угадывал он зеленые стройные ели. Тянуло туда всем сердцем. Д ругой тоже любил лес, тоже лю­ бил елку, с которой ему приходи­ лось встречаться один раз в год. Но он не вздыхал по далям, а посадил ее у своего дома. А через год под­ садил еще и еще. Когда ж е он со­ старился, ели взметнулись высоко­ высоко. Это притча. Но такие ели растут в обычном степном селе Березнягов- ке у дома одной учительницы. Этим самым я не намекнуть хочу, что, дескать, сердцу моему ближе все-таки те, кто остался в родном колхозе, а говорю об этом прямо. ...Возле аккуратно сложенных в штабель горбылей, у небольшого до­ мика сидит на корточках, мудрит над перевернутым велосипедом креп­ кий черноволосый парень. Это Юра Свиридов—«хозяйственный человек», как о нем говорилось в прошлогод­ нем очерке. К а к он живет? ...Встает очень рано. Завтракает — и на велосипед. К шести — на своем месте прицепщика. Впрочем, за день не раз приходится и за ры­ чагами трактора посидеть — тракто­ рист доверяет: у парня как-никак десятилетка, учили их там водить машину. Сегодня Юрий дома— закончился один этап работ, трактор на ремон­ те, а он тут у своего «коня» возится, да и по дому надо кое-что сде­ лать. Разговаривает он по- крестьянски неторопли­ во, с достоинством. А ведь под этим достоин­ ством почва есть: гово­ рит хозяин — и своего дома, и колхоза, и своей судьбы! Анатолий Проняев в сравнении со Свиридо­ вым совсем мальчик, хо­ тя они и ровесники. Он тоже прицепщик, и мечтает о профессии ме­ ханизатора. ч — А чего тут мечтать? — удивляется Виктор Черников. — В прошлом году были курсы и в нынешнем организуем!. Лю бил Анато­ лий в школе ма­ тематику. И те­ перь ему в кол­ хозе между делом нет-нет да и при­ ходится ею зани­ маться: то брига­ дир попросит про­ извести кое-какие расчеты, то стро­ ителям подсчитает кубатуру новых помещений... — Ну, а зимой чем занимаетесь? — спросил я. — К а к чем? Работаю, — отвечает он. — Корма, например, возил. Д ож д ь, снег, а скот ведь у нас о по­ годе не спросит. И у него ощущается этакая хоро­ шая, неторопливая основательность. На земле человек живет! Третьего мы дома не застали: Ко­ люшка А каткин — так его все зовут в селе за веселый нрав,— в переры­ ве между своей работой помогал матери на свекловодческом участке. Пока мы добирались туда, Нина Васильева рассказывала, «какой это комик», как он смешит зрителей, когда участвует в концертах само­ деятельности. Однажды Нина пришла на фер­ му, стала уговаривать девчат взять­ ся за оформление красного уголка. Те смущенно отнекивались, пожима­ ли плечами. А Николай просто ска­ зал: — Давай, я возьмусь. И дело у него закипело. А на свекловичной плантации этот веселый человек со светлыми дерз­ кими глазами вдруг так смутился приезжих, что никак не мог у нас с ним завязаться разговор. Выручила та же Нина Василье­ ва, о которой, между прочим, хочет­ ся сказать: вот это секретарь — все знает! И вот какую историю она расска­ зала об одном веселом и одновре­ менно застенчивом человеке. Полюбил он девушку. Вместе ре­ шили готовиться в институт: она — в медицинский, он — в ветеринарный. И вдруг поссорились — из-за пустя­ ка, мелочи, как это нередко бывает. А после этого он круто изменил ре­ шение: поеду в культпросветшколу. Очень похоже, что такая перемена — просто назло «своему предмету». Бывает и так в этом возрасте... И очень правильно, что никто из этих ребят никуда не спешит. Осмотрят­ ся, подзаймут у жизни опыта, а там видно будет. Главное— быть челове­ ком, научиться ценить свой и чужой труд. Мне не пришлось разговаривать с Виктором Прокошиным, который выбрал работу грузчика на автома­ шине. Почему именно грузчика? Д а потому, что машиной управляет неразлучный д руж ок Витя Лазнен- ко, с которым всю жизнь вместе. Куда-то осматривать поле ускакал Коля Борисов. Очень короткий раз­ говор получился у нас с Виктором Парщиковым. Перебила его мать: — Только и слава, что десять кон­ чил, а ходит перемазанный, как и я!.. Виктор смутился, рассерженно глянул на мать. Но его выручила соседка. Она, как говорят, напусти­ лась на Викторову мамашу. Говори­ ла она, хотя и резковато, но, м е^ду прочим, дельные вещи: что десять классов карман не трут, а всегда пригодятся (попробуй, без них что- нибудь умное придумать!), и что чистым ходить слава небольшая, а вот «мазаным» да работящим лучше. Ж ивут, конечно, ребята просто и скромно, работают много. Им нелег­ ко. Но это настоящая жизнь, насто­ ящая молодость. Хорошо, когда она честная, горячая, умная — будет что вспоминать, оглядывая дела рук своих! А. ВО Л И Н . Усманский район. С ПУТЕВКОЙ ЗАВОДА— В И Н С ТИ Т У Т Ира Оборотова впервые пересту­ пила порог проходной Елецкого за­ вода станочной гидроаппаратуры в декабре 19 47 года. У девушки не было за плечами ни жизненного опыта, ни специальности, а семей­ ные обстоятельства заставляли се пойти на завод еще до окончания десятого класса. Мастер Борис Иванов, который учил И ру профессии контролера, как-то невзначай спросил: — А вот о чем ты мечтаешь? . Ира, опустив глаза на микрометр и деталь, которую замеряла, молча­ ла. Мастер тронул самое чувстви­ тельное место в душе девуш ки. Потом вскинула взор на мастера. — К а к же, мечтала об институ­ те, да видать... Она вздохнула и принялась заме­ рять ротор насоса. Но мастер не унимался. — А ты не огорчайся. Работа не помешает тебе учиться. Ты только будь понастойчивей, воудаш ей. А к р ы л ь я отрастут. Ира стала учиться упорно и нас­ тойчиво. Окончив 10 -й класс, она поступила в заводской вечерний техникум , прямо на третий курс. Не­ легко было. Приходилось недосы­ пать, в автобусах учить уроки. Июль 19 59 года. В садах и пар­ ка х— оркестры, танцевальные пло­ щадки полны молодежи. Эти пьяня­ щие запахом цветов вечера Ира коротает за дипломным проектом. И вот поздравления, рукопожатия! В руках девуш ки небольшая кн и ж ка в переплете с золотым тиснением: «Диплом». Все эти годы Ира Оборотова ра­ ботала контролером 0Т К так же доб­ росовестно, ка к и училась в техни­ куме. В октябре 19 5 9 года молодого специалиста выдвинули на долж­ ность контрольного мастера на от­ ветственный участок работы — механический цех X : 4, коллектив которого только осваивал радиально­ поршневые насосы. Здесь Ира пока­ зывает пример в работе всем кад­ ровым мастерам 0Т К. Она успешно сочетает производственную работу общественной. Ее избирают секре­ тарем секции научно-технического общества на заводе. Когда потом стали подбирать кандидатуру для направления в ин­ ститут, первой в этом списке ока­ залась Ира. На заводе ее все знают ка к добросовестного, старательного работника, скромного и отзывчивого товарища. — Хороший инженер из нее вый­ дет! ^— говорят рабочие. — Насто­ ящий полноценный советский спе­ циалист! Завод посылает в один из инсти­ тутов на факультет машиностроения лучших из лучших — 10 человек. Он будет выплачивать своим рабо­ чим - студентам повышенную сти­ пендию. Вместе с Ирой Оборотовой завод­ скую путевку в и н с т и т у т получают слесари ремонтно-механического участка Михаил Сорокин и Анато­ лий Павленко, сверловщик экспери­ ментального участка Михаил Рябцев, конструктор отдела главного меха­ н и ка Юрий Денисов. По окончании института своим по­ сланцам — дипломированным инж е­ нерам завод предоставит работу. Когда на заводе, в эти дни захо­ дит речь об учебе молодежи, то все называют счастливцев, едущих в ин­ ститут по заводской путевке. И сре­ ди них наша Ира Оборотова. Прав был мастер Иванов! В. ЧЕУСОВ, инженер бюро технической информации. Закончились государственные экзамены на заочном отделении Елецкого пединститута. Еще 124 выпускника без отрыва от произ­ водства получили высшее образование. На торжественном вечере им были вручены дипломы учителей. На снимке: заместитель директора института А. И. Святкин вру­ чает дипломы выпускникам. .............. Фото С. Шмарова. "^людиГксто З А Ж И Г А Ю Т ЗВЕЗДЫ Над Новолипецким металлургиче­ ским заводом висела белая дымка тумана. Впереди меня по улице ра­ бочего поселка шла женщина с малышом. — Мама, правда, огоньки, как звездочки, мигают? Я посмотрел в ту сторону, куда показывал мальчик. Там, над стро­ ительной площадкой цеха холодно­ го проката, действительно было очень много огней. — Мама, а кто зажег эти звездоч­ ки? — Люди. Я был тронут случайно подслу­ шанным разговором, и мне захоте­ лось рассказать об этих обыкновен­ ных людях, и прежде всего, о са­ мых молодых, вчерашних школьни­ ках, которые не только зажигают звезды над Липецкой Магниткой, но и сами находят здесь, на ударной стройке семилетки, свою путевод­ ную звезду. « К а ки е мы сильные!» Машинист башенного крана стро­ ительного управления № 9 треста «Липецкстрой» Валя Ирхина посмот­ рела вниз. Там зиял свежий котло­ ван купоросной установки цеха хо­ лодного проката, копошились люди. Ровно в восемь часов Валя позво­ нила и взялась за пусковой кон­ троллер. Кран осторожно брал с земли железобетонные блоки, контейнеры с кирпичом, ящики ^ раствором и аккуратно ставил на место, указан­ ное руководителем работ. В трудовых буднях незаметно прошли дни, недели, месяцы. На глазах у девочки, знавшей недавно только тетради и учебники, вырос, будто из земли, стройный пяти­ этажный корпус. — Интересно-то как! — призна­ лась подругам Валя. — Ничего не было, теперь стало. Вот какие мы сильные! Мы— это значит Валя и ее друзья. По зову сердца В 1958 году, накануне экзаменов, десятиклассники Верхне-Матренской средней школы собрались на ве­ чер, посвященный выбору профес­ сии. Классный руководитель Таисия Ивановна Ярикова предложила своим питомцам поехать всем клас­ сом на стройки Сибири. Мысль по- Профессия по душе Получив аттестаты зрелости, вы­ п ускн и ки покинули стены родной школы. Теперь перед ними стоит во­ прос: ка к выбрать правильный жизненны й путь? И, чего греха таить, некоторые решают его одно­ сторонне, видят только одну воз­ можность для себя — лишь бы по­ ступить в какой-нибудь вуз. Мне кажется, будет уместно сей­ час привести письмо одной из быв­ ших моих учениц. «Дорогая Валентина Васильевна! Прошло 13 лет с того времени, ко г­ да вы взяли меня за ручонку и по­ садили за первую парту, против сво­ его стола. Три года назад я закончила де­ сятилетку и решила работать и учиться. После окончания десяти­ летки я стала дояркой. Я полюбила свое дело, поняла, что здесь нашла свое призвание. Сейчас я заочно учусь на втором курсе ветеринарного института. В совхозе мне созданы все условия для учебы. Все хотят, чтобы я окон­ чила институт, и уже «авансом» на­ зывают меня доктором. Зарплата моя в летний сезон бывает до 1800 рублей, а в среднем — 900 рублей в месяц. Время проводит молодежь весело. Из нашего класса в колхозе оста­ лось десять человек, в том числе Николай, Ш ур и к и Яванка. Осталь­ ные уехали работать на предприя­ тия. Большинство из них учится в институтах без отрыва от производ­ ства. Саша, Зина, Виктор учатся в горном. Зина работает чертежницей. А помните толстуш ку Таиску? Помните, как мы в ш утку называли ее «поварихой»? Она даже серди­ лась. Так вот она так-та ки и рабо­ тает сейчас поваром в Павлодарской области. Уехала туда по комсомоль­ ской путевке, вышла замуж, и оба с мужем учатся заочно в инсти­ туте пищевой промышленности. В общем, из нашего класса мало кто не учится. Валя». Из этого письма можно видеть, что почти все бывшие одноклассни­ ки Вали выбрали себе профессии по душе и это не только не помешало, но помогло им поступить в высшие учебные заведения, причем не в «ка­ кие-нибудь», а в те, которые им близки. К а к видите, дорога в жизнь ле­ ж и т не только через стационарные отделения вузов. Широко открывает двери в^ будущее и сочетание труда с учебой. Счастливого вам п ути ,д о ­ рогие вы пускн и ки! В. А ГАФ О НО В А , учительница средней школы № 19 г, Л и п е ц к а . нравилась. 14 юношей и девушек немедленно отправили письмо в ЦК ВЛКСМ с просьбой выслать им г?у1цэяи."Ответ пришел из Липецко­ го обкома комсомола. Верхне-мат- ренские школьники приглашались на строительство Липецкой Магнитки. Через несколько дней юноши оформлялись в бригаду плотников Василия Крю кова (СУ-1 треста «Ли­ пецкстрой»), а Раиса Мухортова и Алина Мышьякова стали квалифи­ цированными штукатурами. Их ру­ ками отделывались помещения ТЭЦ, жилые дома по улице Никити­ на, многие сооружения Коксохима и, цеха холодного проката. За это. время Алина Мышьякова успела стать студенткой Воронеж­ ского инженерно-строительного ин­ ститута. Грузчицей начинала свой трудо­ вой путь и Раиса Душкина, бывшая выпускница О ктябрьской средней школы. В короткий срок она овла­ дела мастерством крановщицы и теперь работает в управлении «Прокатстрой» машинистом мосто­ вого крана. Однако Раиса не жела­ ет останавливаться на достигнутом. В общежитии на ее тумбочке лежат школьные учебники и «Справочник для поступающих в высшие учебные заведения в 1960 году». — Буду поступать на вечернее отделение института стали, — при­ знается Раиса. — Хочу стать специ­ алистом по технологии машиностро­ ения, металлорежущих станков и инструментов. Она строила Л и пе ц кую М а гн и тку В детстве Валю Кожину привлека­ ла медицина. Ей очень хотелось стать врачом. Но прошли годы, и Валя поняла, что в жизни важны не только медицинские дела. Ей захотелось оказаться в безжизненной пустыне и своими руками прокладывать там каналы, выращивать леса и сады, строить новые города. — Зачем загадывать о далеком?— сказала ей мать.— Поедем-ка, доч­ ка, в Липецк. Там тоже большие де­ ла начались. Валя согласилась. Так в прошлом году вместе с матерью она оказа­ лась в числе рабочих управления «Стройтбрмоизоляция», Бригадиры Мария Кузьмина, Ва­ лентина Загррская и опытная работ­ ница Александра Рогозянова по­ могли девушке в короткий срок овладеть специальностью изолиров­ щицы. Тут, конечно, сказалось и среднее образование. — Десятиклассники — люди сооб­ разительные. Они легко овладева­ ют любой специальностью, — заяв­ ляют многие командиры строек и ветераны труда. За 8 месяцев пребывания на стройке Валя успела сделать очень многое. На заводе «Свободный со­ кол», на Коксохиме и в цехе холод­ ного проката Новолипецкого завода она покрыла изоляционными мате­ риалами тысячи метров всевозмож­ ных наружных и внутрицеховых тру­ бопроводов. Валя успела полюбить и свою профессию, и коллектив де­ вушек, в котором трудится. У нее обнаружился хороший голос (лири­ ческое сопрано). Поэтому в свобод­ ные от работы часы она поет в хоре, организованном при молодеж­ ном общежитии № 13... * ... * Таких девушек, как Валя Ирхина, Раиса Мухортова, Алина Мыш ьяко­ ва, Раиса Душкина и Валя Кожина, на липецких стройках сотни. Оста­ нутся ли они навсегда рабочими или станут инженерами, врачами, педа­ гогами, певцами — им будет что вспомнить. Они строили Липецкую Магнитку! А Липецкая Магнитка — это новые электростанции, воздуш ­ ные лайнеры, атомные ледоколы, это новые спутники Земли, будущие космические корабли — мирные звезды, которым суждено * бли­ жайшее время бороздить просторы Вселенной, - * И, ДАНИЛО*.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz