Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

1 0 июля 19 6 0 г., >8 16 2 (1 8 3 4 ) я н ш и я О к о н ча н и е речи товарища Н. С. Х Р УЩ Е В А Шалл н о 1-й гтп 1 ® * (Окончание. Нача о а - стр.) тому что они сами были узникам и этого концентрационного лагеря, И я чувствовал, что и х волнение пе­ редавалось всем, кто слушал эти вы ­ ступления. Но австрийские деятели сказали далеко не все. Они не на­ звали виновников этих преступле­ ний. ^Они говорили о какой -то без­ л икой тирании, даже не упом янув о фашизме и нацизме, не найдя слов предупреждения об опасности возрождения германского империа­ лизма. Вам, конечно, понятно, что я в своем вы ступлении назвал вещи своими именами, заклеймил фашизм и милитаризм и прямо сказал, что нацисты сейчас находятся под по­ кровительством правительства Аде­ науэра. Печать Западной Германии и не­ которы х д ругих стран пыталась поднять ш ум в связи с этими вы ­ сказываниями, утверждая, что мы, мол, создавали трудности для ней­ тральной А встрии, когда говорили о Западной Германии. Но всем ясно, что когда мы пре­ дупреждаем об опасности возрожде­ н и я милитаризма и фашизма в За­ падной Германии, мы не осуждаем народ этого государства. Мы клей­ мили и будем клеймить фашистов, этих варваров нашего времени, ко ­ торые совершили страшные злодея­ н и я и могут совершить такие же преступления снова, если и х вовре­ мя не остановить. Сообщают, что западногерманское правительство сделало австрийско­ м у правительству официальные представления по поводу моих вы ­ ступлений в Австрии, в которы х я упоминал канцлера Аденауэра, по­ кры вающ его преступников типа Оберлендера. Но кто может отри­ цать, что этот эсэсовец был до по­ следнего времени министром в пра­ вительстве Аденауэра и ушел в от­ ставку только по требованию миро­ вого общественного мнения? Его не осудили и даже не уволили, а по­ слали па пенсию . Это же награда за чудовищные злодеяния этого палача перед человечеством! И после этого Аденауэр разыгрывает невинность и возмущается, что его имя связыва­ ю т с германским фашизмом. К о г0 убедят утверж дения, будто осуждение нами н ац и стски х варва­ ров — это неуваж ение нейтралите­ та страны, на территории, которой мы находились. Это слиш ком свое­ образное понятие о нейтралитете. Разве можно придерживаться нейтралитета в вопросе об осужде­ нии фашизма? Мы никогда не дава­ ли и никогда не дадим слова отка­ заться от кр и т и ки фашизма. Мы бу­ дем ненавидеть это позорное явле­ ние, пока будем ж и ть, и передадим эту ненависть молодому поколению . Государственный департамент Со­ единенных Ш татов Америки сделал заявление протеста против моего вы ступления в А встрии в связи с некоторыми моими вы сказы ваниями о провалах американской внешней политики. Но об этих провалах гово­ рим не только мы, об этом откровен­ но вы сказы ваю тся сами американцы, в том числе и такие видные деятели, к а к председатель сенатской комис­ сии по иностранным делам Фулбрайт. Не понравилось государственному департаменту США такж е то, что я говорил об ам ериканских военных базах в И талии, направленны х про­ тив нашей страны. Во ведь это была констатация факта! Может быть правительство США у ж е ликвидировало эти базы? Если это так, если этих баз там уж е нет, мы с удовольствием готовы изви­ ниться. Но, к сожалению, извинять­ ся нам не придется, потому что пра­ вительство США не только не л и к­ видировало свои базы на ч у ж и х тер­ риториях, но приняло меры для их укпепл ения. Новое заявление государственного департамента является еще одним подтверждением агрессивности поли­ ти ки , проводимой Соединенными Ш татами Америки. Некоторые по кл он н и ки политики «е позиции силы» уверяю т, что уча­ стие стран в агрессивны х военных блоках дает им какие -то преиму­ щества по сравнению с теми госу­ дарствами, которые не участвую т в агрессивны х блоках, дает им боль­ ш ую уверенность в своей безопасно­ сти. Но вот мы были в Австрии, кото­ рая придерживается политики ней­ тралитета. На ее территории нет иностранны х военны х баз. .Сравните ее, к примеру, с Норвегией, Италией или с Японией, на территории кото­ ры х сооружены иностранные воен­ ные базы, где находят прию т амери­ канские ш пионские самолеты и про­ чие средства агрессии. Разве Австрия чувствует себя х у ­ же, чем эти страны? Каждому ясно, что австрийский народ ж ивет более спокойно. Люди там ложатся спать, Не думая о том, что над их ломами летают чужеземные самолеты с атомными и водородными бомбами, которые м о г у т случайно или не слу­ чайно обрушиться на города и селе­ ния и превратить все в пепел. Ж изнь весьма убедительно пока­ зывает. ка ка я политика дает народу больше уверенности и спокойствия: политика неучастия в агрессивных блоках, или политика присоединения к этим блокам. Для всех, кто может объективно и трез-во оценивать й а к- ты , ясно, что неучастие в агрессив­ ны х военных блоках дает народам большую уверенность в своой безо­ пасности. Наша поездка в А встрийскую Рес­ пуб л ику была всецело продиктована интересами мира и лучшего, взаимо­ понимания между народами. Мы не предпринимали и не собищлись предпринимать какие-либо действия, которые противоречили бы интере­ сам Австрии, характеру ее нейтраль­ ного внешнеполитического курса. Однако, ка к я уж е сказал, в Сое­ диненны х Ш татах Америки и Запад­ ной Германки не всем поправилось, что А в с т р и я гостеприимно встречает нас. Из Ваш ингтона и Бонна послы ­ шались сердитые голоса с обвине­ ниями в наш адрес. Самозванные блюстители международного права начали беспокоиться по поводу то­ го, что Хрущев, дескать, своими ре­ чами нарушает нейтралитет Австрии, будто бы неправильно характеризует политику Соединенных Ш татов Аме­ рики в отношении малы х стран. Нет н уж д ы опровергать эти н аг­ лые заявления. Ясно, что они про­ диктованы раздражением. У ж если говорить о том, кто дей­ ствительно вмешивается в дела д р у ­ г и х стран, кто стремится навязать этим странам свои порядки, те надо говорить к а к раз о Соединенных Ш татах Америки. Я хотел бы обратить внимание на то, что Соединенные Ш та ты Амери­ ки сейчас, видимо, замышляю т ко ­ варные преступные ш аги против к у ­ бинского народа. Президент Эйзен­ хауэр заявил, что Соединенные Ш та ты не бУДУТ закупать у Кубы сахар и некоторые другие товары. Это угроза экономического давле­ ния, по пы тка задушить экономику Кубы с тем, чтобы навязать куб и н ­ скому народу волю монополистов, чтобы они хозяйничали в Кубе, ка к хозяйничаю т в других странах Ла­ тинской Америки, подрывая их эко­ ном ику. Народы латиноамериканских го­ сударств ж и в у т бедно потому, что богато ж и в у т американские монопо­ листы, которые буквально вырыва­ ю т ку с о к изо рта детей в странах Л атинской Америки. Несколько дней назад губернатор ш тата Н ью -Й орк Рокфеллер открыто призвал к борьбе против правитель­ ства К убы и кубинского народа. Он советует наметить курс действий против Кубы , задавить избранный народом режим путем экономиче­ ской блокады. Вы ступления Рокфеллера, этого миллиардера — откровенный образ­ ч и к агрессивны х действий амери­ ка н с ки х политиков, не пр ивы кш и х считаться с волей народа. Но время диктата Соединенных Ш татов Америки прошло. Советский Союз поднимает свой голос и пода­ ет р у ку помощи народу Кубы , бо­ рющемуся за свою независимость. Сейчас не то время, когда один ра­ бочий класс, трудовой народ быв­ шей царской России поднимал зна­ мя борьбы, когда против нас орга­ низовали не только экономическую блокаду, но и военную интервен­ цию. Теперь совсем другое время. Свы­ ше миллиарда людей ж ивет в госу­ дарствах, где победил рабочий класс и трудовой народ, где развевается славно е марксистско - лениасяме зна­ мя. Мировой социалистический ла­ герь ныне м огуч, ка к никогда. На­ роды социалистических стран помо­ гу т своим братьям кубинцам отсто­ ять свою независимость с тем, что­ бы^ экономическая блокада, которая сейчас объявлена Соединенными Ш татами Америки против Кубы, провалилась. И ее только мы, трудящиеся со­ циалистического лагеря, народы всех стран должны проявить бди­ тельность против происко® амери­ кан ских, империалистов. Каждому ясно, что экономическая блокада американских монополий может явиться началом подготовки интервенции против Кубы , поэтому мы должны возвысить свой голос в защ иту Кубы и предупредить, что ныне не то время, когда империали­ сты Грабйли и делили мир ка к они хотели, каж ды й выбирал себе лю­ бой кусо к. Сейчас народы колони­ альны х и зависимых стран восста­ ю т и успешно ведут борьбу за ос­ вобождение от позорного колониаль­ ного гнета, от порабощения импери­ алистами Соединенных Ш татов. И мы со своей стороны используем все для того, чтобы поддержать Кубу, ее мужественный народ в борьбе за свободу и национальную независи­ мость, которую он завоевал под ру­ ководством своего национального вождя Фиделя Кастро. Социалистические государства и все народы, которые стоят на пози­ циях мира, о ка ж ут народу К убы под­ д ерж ку в его справедливой борьбе, и поработить куб и н ски й народ ником у не удастся. Не следует забывать, что теперь Соединенные Ш таты не находятся на таком недосягаемом расстоянии от Советского Союза, к а к прежде. Об­ разно говоря, в случае необходимо­ сти советские артиллеристы могут своим ракетным огнем поддержать куб и н ски й народ, если агрессивные силы в Пентагоне осмелятся начать интервенцию п р о т и в К убы . И п у с т ь в Пентагоне не забывают, что, ка к показали последние испы тания, у нас имеются Ракеты, способные по­ падать точно в заданный квад ратна расстоянии 13 ты сяч километров. Это, если хотите, является преду­ преждением тем. кто хотел бы ре­ шать международные вопросы силой, а не разумом. (Н . С. Х рущ еву дают записку. Он читает ее, а затем го­ ворит): Вот мне передали записку, в ко­ торой п и ш у т , что я, видимо, ого­ ворился: ракета пролетела не 30, а 13 ты сяч километров, но и этого до­ статочно. 3 0 ты сяч километров ■— это, конечно, оговорка, и я хочу уточнить цифру, потому что мое вы ступление транслируется и надо, чтобы Пентагон зарегистрировал, что это была оговорка. Мы пока стреля­ ли я,а 13 ты сяч километров, а на 30 ты сяч — нет необходимости. Пра­ вильно я говорю, товарищ Малинов­ ский? Вот и Родион Я ковлевич Ма­ л иновский подтверждает. Товарищи! В заключение рассказа о поездке в Австрию мне хотелось бы отметить, что там нас встречали и приветствовали не только жители этой страны .' В Австрии много тур и ­ стов. сюда приезжаю т ежегодно око­ ло 10 миллионов человек. Среди т у ­ р и с т о в очень много жителей Запад­ ной Германии. И мы часто видели, к а к т у р и с т ы присоединялись к авст­ рийцам, чтобы выразить добрые чувства по отношению к Советскому Союзу. Это говорит о том, что наша миро­ любивая внешняя политика, направ­ ленная к смягчению международных отношений, к миру и дружбе, нахо­ дит сочувственный откл и к во всех странах мира. Находясь в Австрии, мы встречались не только с авст­ рийцами, но и с гражданами Запад­ ной Германии и других стран. К а к видите, поездка в Австрию имеет свое положительное значение. Она способствует укреплению дела мира. Она подтверждает жизненную силу политики мирного сосущество­ вания, полезность личны х контактов государственных деятелей в интере­ сах упрочения мира и дружбы между народами. Учить и воспитывать достойных строителен коммунизма I Дорогие товарищ и! Очень п ри я т н о и радостно, вернув­ шись из поездки за границ у оказать­ ся в чудесной советской среде, да еше в такой замечательной аудито­ рии. какой является ваш съезд. В Австрии, ка к и во многих дру­ ги х странах, где пришлось побывать, мне задавали много вопросов о ж и з­ н и в нашей стране. Мне приходи­ лось рассказывать о принципах, ко ­ торыми руководствуется советский народ в своей ж и зн и , об успехах на­ шей страны в строительстве комм у­ низма, о тех вел иких переменах, к о ­ торые произошли на нашей родной земле за годы Советской власти. Приходилось удовлетворять интерес одних, любопытство д ругих, рассеи­ вать сомнения третьих. Кое-ком у, к а к говорится, приходилось вправ­ лять мозги, вывернутые набок в ра ж ­ дебной пропагандой. Должен признаться, что расска­ зывать о нашей ж и зн и -— это ра­ достное занятие, так к а к на нашей стороне правда, неопровержимые факты, убедительные примрры ко ­ лоссального роста Советской стра­ ны , поднявшейся от нищеты и не­ грамотности к новой ж и зн и , к вер­ шинам культурного и научного тво_р- че стб а ,, Особенно приятно говорить об успехах строительства коммунизма в нашей стране. Каж ды й раз, когда называешь цифры нашего роста, в и ­ дишь, к а к поражаю т они трудящ их­ ся капитал истических стран, какой радостью горят и х глаза. И дейст­ вительно, товарищи, дела у нас идут очень хорошо. План второго года семилетки выполняется успеш ­ но, все отрасли народного хозяйст­ ва идут в гору, растет народное благосостояние. В такой квалифицированной ауди­ тории, ка к съезд учителей, нет, конечно, необходимости подробно останавливаться на показателях, характеризующ их развитие нашего хозяйства. П оскольку, однако, наша страна прошла еще один в аж ны й рубеж — закончила^первое полугодие второго года семилетки — и органы го ­ сударственной статистики только что подвели итоги проделанной ра­ боты, я хотел бы назвать лишь не­ сколько цифр. Успешно справились со своими обязательствами по досрочному вы ­ полнению плана работники социали­ стической промышленности. П олуго­ довой план производства промыш ­ л е н н о й . пр од укц и и перевыполнен на четыре процента. По сравнению с первым полугодием прошлого года объем промышленного производства увеличился более ■чем на десять процентов, или почти на 70 мил­ лиардов рублей. Перевыполнен план повышения производительности труда и сниж е­ ния себестоимости в промышленно­ сти и строительстве. Серьезные успехи имеют и т р у ­ ж е н и ки сельского хозяйства. Пере­ выполнен план весеннего сева. По­ севные площади всех сельскохозяй­ ственны х кул ьтур (озимы х и яро­ вы х) под урожай текущ его года со­ ставили 2 0 2 ,9 миллиона гектаров против 19 6 ,3 миллиона гектаров в прошлом году. Погодные условия в большинстве районов благоприятст­ вую т развитию сельскохозяйствен­ ны х растений и виды на урожай хорошие. Т ак что будет и на пиро­ ги , и на пельмени. А украинцам надо сказать — и вареники молено 1СГИ. Поголовье крупного рогатого ско­ та в ко л хо за х. и совхозах увеличи­ лось на 6,3 миллиона голов, в том числе коров на два миллиона голов; поголовье свиней увеличилось на и совхозах выросло на 19 процен­ тов, а государственные з а ку п ки мя­ са — на 17 процентов. Несмотря на трудности с кормами, связанные с затяжной и холодной весной, про­ изводство и з а ку п ки молока сохра­ нились на прошлогоднем уровне. Неблагоприятными были апрель и май, а в первом квартале и в июне производство и за ку п ки молока вы ­ росли против прошлого года. Объем капитал ьны х вложений в материальное производство и кул ь­ турное строительство увеличился на 13 процентов; ввод в действие но­ вы х ж и л ы х домов увеличился на 21 процент, а строительство ш кол на 30 процентов. Перевыполнен план рознпчиого товарооборота, а продажа товаров на­ селению выросла на 9 процентов. Е ко н ц у первого полугодия на семи- и шестичасовой рабочий день было переведено уж е около двадца­ ти миллионов рабочих и служащ их, а к кон ц у года, ка к вы знаете, на сокращенный рабочий день будут пе­ реведены все рабочие и сяуясащие. В результата, непрерывного повы ­ шения благосостояния трудящ ихся, улучш ения здравоохранения и меди­ цинского обслуживания Советский Союз продолжает оставаться страной с высоким п р и р о с т о м населения и самой низкой смертностью в мире. Это величайший показатель завоева­ ния нашего народа! Вам, наведано, будет интересно узнать, что населе­ ние СССР на 1 июля 1 9 6 0 года со­ ставило, по предварительным дан­ ным, уж е 2 1 4 миллионов 400 ты ­ сяч человек. Еа® видите, товарищи, трудящие­ ся Советского Союза добились в и с­ текшем полугодии новых успехов в деле вы полнения семилетнего плана, в дальнейшем развитии экономики и культуры , в повышении благосостоя­ ния советских людей. Мы, конечно, отнюдь не должны успокаиваться на достигнуты х успехах и наше внима­ ние должно быть сосредоточено на преодолении серьезных недостатков, которые имеются еще в работе мно­ ги х предприятий и строек, колхозов и совхозов и наш их кул ьтур ны х и бытовых учреждений и организаций. Огромные перемены в ж и зн и на­ шего народа самым тесным образом связаны с успехами кул ьтурной революции. Она откры та дорогу для талантов, к о т о р ы х , к а к говорил Владимир Ильич Ленин, в народе непонятый родник. Советский чело­ век стал образованным, культурны м . Это позволяет ему а к т и в » овладе­ вать новой техникой, наукой, быст­ рее двигать вперед Развитие произ­ водительных сил страны. Всему м и р у известны замечатель­ ные достижения советской н ауки , техн и ки , искусства. Все это — пло­ ды культурной ■революции. Ф р о н т ее велик. Но, пожалуй, самое главное, ведущее место принадлежит нашей школе. Значение ш колы и учителя в ж и з­ ни общества, в формировании чело­ веческой личности трудно переоце­ нить. Ш кольны е годы оставляют не­ изгладимый след в ж и зн и каждого человека. Давно п о ки н ут класс, мно­ го воды утекло, человек вырос, воз­ мужал, а кое-кто и постарел, во все помнят своего ш кольного учителя, те добгые семена, которые он посеял. Мы с гордостью г о в о р и м об успе­ хах советской ш колы . Когда Совет­ с ки й Союз запустил в неизведанные дали вселенной первые искусствен­ ные спутн и ки Земли, это взволнова­ ло и обрадовало миллионы людей во всем мире, побудило их по-новому оценить наш у страну, успехи социа­ лизма, талант и великое трудолюбие советского народа. Многие объективные наблюдатели пы тались тогда иайти объяснение, откры ть тот ускоритель, который по­ зволяет Советскому Союзу невиданно стремительными темпами двигать вперед н а у ку и техн и ку. Да, такой ускоритель есть. И в нем нет ничего секретного. Это •— социализм, победивший в нашей стране. Наиболее дальновидные из зарубежны х наблюдателей высоко оценивают такие достижения, ка к всеобщее и бесплатное обучение на­ рода в нашей стране, всеобщая гра­ мотность, систематическое образо­ вание, которое получает подрастаю­ щее поколение народа в условиях социализма, и другие завоевания со­ циализма. Действительно, за годы Советской власти у нас в стране ги га н т с ки рас­ ширена сеть наводного образования. Количество семи- и восьмилетних ш кол в городах выросло почти в пять раз, а в деревнях— в 127 ваз. Количество средних ш кол увеличи­ лось в городах в 10 раз, в деревнях в 181 раз. Сейчас нет ни одного сельского района, даже самого далекого, где бы не работала хотя бы одна, а то и несколько средних ш кол. В любой стране учителя представ­ ляют со#ой один из самых многочис­ ленных о т ря до в интеллигенции. Но особенно велико значение наводно­ го учителя у нас. в социалистиче­ ской стране свободных труж еников, создающих новый, самый справед­ ливый строй, основанный на глубо­ ком познании законов развития при­ роды и человеческого общества. Советские учителя с первых лет Советской власти неразрывно, кров­ ными узами связали себя с Комму­ нистической партией, ее целями и идеалами, се практической работой. Народный учитель — это главная опора партии в борьбе за подъем кул ьтуры народа, с амы й близкий помощник партии в воспитании но­ вого человека на славных револю­ ционны х традициях, в духе высокой коммунистической сознательности. Центральный Комитет партии и Советское правительство глубоко благодарят всех советских учителей четыре с половиной миллиона го- [ за их скромный, нелегкий, но поис­ ков» П ро изво дс тва мяса в, колхозах типе великий и благородный^ груд. Мы решаем сейчас две историче­ ские задачи — создание материаль­ но-технической базы коммунизма и воспитание нового человека. По су­ ти дела это единый процесс. Если мы отстанем с образованием и вос­ питанием советских людей, то не­ избежно затормозится все дело строительства коммунизма. Вот почему, намечая програм­ му развернутого коммунистического строительства, партия и правитель­ ство позаботились об укреплении свя­ зи ш колы с ж изнью и дальнейшем развитии народного образования. Мероприятия, намеченные парти­ ей в этой области, получили всена­ родное одобрение и приобрели «илу государственного закона. Главное в перестройке ш колы *— это соединение обучения с общест­ венно полезным производительным трудом и усиление воспитательной работы ш колы . Борьба за победу коммунизма требует всестороннего, гармоничного развития советского человека, А это значит не только овладеть всей суммой научны х зна­ н и й о природе, технике, обществе, но и научиться пр акти че ски ис­ пользовать эти знания для непо­ средственного трудового участия в коммунистическом строительстве. Нам нуж но не просто усвоение зна­ ний, а превращение их в глубокие идейные убеждения, такие убежде­ ния, которые рождают сильные чувства, проявляю тся в делах, в поступках на благо народа. Великие задачи преобразования об­ щества требуют от молодежи обшив­ ны х знаний, умелых р у к, горячего сердца. Любовь к т р у д у для общего блага, беззаветная преданность ком ­ мунизму. это— святая святы х, закон ж и зн и для тех, ком у выпало счастье продолжить и завершить революци­ онное дело старших поколений. Образование — это лишь часть работы ш колы и учителя, правда очень важная и первостепенная. Но все же одного образования мало. Без выработки у учащ ихся% авы ков труда на общую пользу образование не может обеспечить воспитания нового человека с высокой моралью, коммунистической психологией и нравственностью. Т акая нравствен­ ность рождается в труде, в делах, по ступ ка х и поведении. У нас хорошая жизнерадостная, трудолюбивая молодежь. Когда зна­ комишься с ж изнью в капиталисти­ ческих странах, лиш ний Раз убеж ­ даешься. насколько нравственно ч и ­ ще наша молодежь, насколько ши­ рок у нее к р у г интересов, к а к ясно ■представляет она себе идеалы, цель и смысл ж изни. Но нельзя забывать, что в ж изни еще продолжается борьба нового* бы­ та, новой морали с пережитками старого, которые Цепко держатся, упорно сопротивляются. У неболь­ шой части молодежи, не прошедшей хорошей ш колы ж и зн и , еще наблю­ дается легкомысленное и даже пре­ зрительное отношение к физическо­ му т р у д у , иждивенческие настрое­ ния, есть факты безыдейности, эта­ кого нигилизма. Если приходится сталкиваться с таким и явлениями, то, прежде всего, потому, что в вос­ питательной работе ш колы , комсо­ мола, партийны х организаций име­ ются серьезные недостатки. Силы воспитательного воздейст­ вия ш колы , семьи, комсомола и всей общественности безмерно велики. Ес­ ли эти силы умело и вдумчиво объ­ единены и направлены к одной пе­ ли, они способны до конца и безвоз­ вратно выкорчевать все отрицатель­ ные явления в ж изни молод ого по­ коления. В период перехода от со­ циализма к коммунизму воспита­ тельная деятельность учителя приоб­ ретает поистине огромное общест­ венное значение. М.не рассказали, что на вашем съезде говорилось много интересного о перестройке ш колы . Правда, в этом отношении пока что сделаны первые ш а ги . Дело нами задумано большое, сложное, оно требует и н и ­ циативы , творчества, любовного от­ ношения. Но зато и урожай мы собе­ рем хороший. В этой связи хотелось бы вы ска­ зать некоторые соображения. Сейчас труд в различных Формах начинает прочно входить в ш кольную жизнь. Всех нас радует работа ш кольников в многочисленных ученических про­ изводственных бригадах, учебных хозяйствах, на предприятиях, в кол­ хозах и совхозах. Хорошо', что ш кол ьники изготовляю т общественно полезную п р о д у к ц и ю . Но т р у д учащ ихся важен не сам по себе, не только и не столько сво­ ей продукцией. Самое главное — это правильно и всесторонне использо­ вать производственные занятия для того, чтобы воспитать у юношества любовь к т р у д у на общую п о л ь з у . Ш кола должна привить учащимся умение работать коллективно, то есть в конечном счете умение жить и работать по-коммуеистически. Помните, что говорил Владимир Пдьич Ленин о коммунистическом труде еще в 1 9 2 0 году. Он подчерк- кивал, что это — труд доброволь­ ны й. тРУД вне/ нормы, труд, отдава­ емый без расчета на вознаграждение, труд по привы чке трудиться на об­ щую пользу, труд, как, потребность здорового организма. К таком у тр у ­ ду МЫ II ДОЛЖНЫ ГОТОВИТЬ НАЩИХ детей, наш у молодежь! Ж изнь показала, что привлечение ш кольников к производительному ТРУДУ вовсе не снижает уровень их общеобразовательной подготовки. На­ оборот, при правильном руководстве ш кол ьники начинают более ответст­ венно относиться к своим учебным обязанностям. Приобретенный ими жизненны й и производственный опыт помогает глубже, сознательнее усваивать основы н аук. Ш кола должна помогать ю нош ей девуш ке определить.свое .призвание.. в ж изни, наити место в нашей тр у­ довой семье. К сожалению, далеко не все роди­ тели и учителя правильно понимают значение образования для выбора профессии, для трудовой деятельно­ сти, в которой и заключается смысл ж изни. Многие н и ка к еще не могут отрешиться от старых взглядов на среднее образование, считают, что- обязательным итогом такого образо­ вания должна быть та или иная ко ­ мандная должность, пусть неболь­ шая. но командная, или же «чи­ стая», «легкая» работа. Вы знаете, когда обсуждался про­ ект Закона об укреплении связи ш колы с ж изнью , я внимательно 'Прислушивался к людям, — иго ка к реагирует. Я бы сказал, — •. абсолют­ ное большинство правильно оцени­ вало этот проект и поддерживало его. Но некоторые) правильно пони­ мая необходимость сочетания учебы с полезным т р у д о м , — особенно (вы у ж меня извините) мамаши, — го­ ворили: хорошо бы осуществить это года через два, моя Ниночка закон­ чи т десятилетку, вот тогда и прово­ дите реформу. Мы должны правиль­ но понимать эти родительские ч у в ­ ства. Среди присутствующ их здесь, видимо, тоже немало добрых мамаш, которые любят своих Н иночек, Ма­ шенек, Ванечек и Петенек. Но я ду­ маю, что мы, приняв Закон об у к ­ репления связи ш колы с жизнью , сделали шаг в правильном направ­ лении, и теперь надо двигаться впе­ ред по п ути , который указан пар­ тией в этом решении. Некоторые люда рассуждают тане: «Зачем доярке тригонометрия, а слесарю и электрику биология?». По их мнению, для физического труда не н у ж н о большого образования и, следовательно, не стоит утруждать детей науками, если им не гаранти­ ровано место в высшем учебном за­ ведении. Это абсолютно неправильно. Мне вспоминается друг молодости, Пан­ телей Махиня. Он был шахтер и много читал. В былые времена т р у д шахтера был изнурительным, ка ­ торжным трудом. Понятие о полез­ ности учения в то время было такое: учи ться на фельдшера — все-таки полезно: будешь людей лечить, или на штейгера («на т е т е р а » , к а к го ­ ворили тогда рабочие)— тоже полез­ но. И вот. когда Маяиню видели с кни гой , — а он всегда читал, — говорили; «Пантелей на штегева учится или на Фельдшера». А Ма- хганя смеялся: ведь он учился не на фельдшера и не на штейгера, — он учился для того, чтобы приобрести знания, чтобы лучше ж и ть и созна­ вать с бо ю роль в обществе, чтобы лучше познать смысл ж изни. Знания такие н у ж н ы и доярке, и пастуху. Я прошу не отзываться с неуважение»! о профессии, с к о ­ т о ро й я начал свою трудовую дея­ тельность. И рабочему на любом де­ ле, к которому он поставлен, прежде всего, н у ж н ы знания, со знаниями ж ить легче и веселее. Противопоставление труда уч е ­ нию, — это барское, не рабочее от­ ношение к образованию. Это, по оу- ти дела, извращение идеи пере­ стройки ш колы . К а к-то я получил большое удов­ летворение: приехав в колхоз, я стал разговаривать со свинаркой, а вы помните, ка® относились к этой про­ фессии, говорили: дожила, в сви­ нарки пошла. В наше время эти понятия со­ вершенно изменились. Беседуешь со свинаркой, а она говорит: я на третьем курсе зоотехнического ин­ ститута. Беседуешь с дояркой, — а она сообщает: я кончаю сельско­ хозяйственны й институт. И ной раз слушаешь вы ступление звеньевого или бригадира и радуешься, ка к дельно и хорошо разбирается чело­ век в хозяйстве. А мне говорят: он кончает сельскохозяйственный ин­ ститут и работает в колхозе. Вот какие времена настали, вот до че­ го мы дошли! Возьмите пример Рязанской обла­ сти. Самое дорогое, самое пенное в опыте рязанских ш кол состоит в том, что они сумели воспитать у мо­ лодел® любовь к т р у д у , интерес к сельскому хозяйству. За последние три года в колхозы и совхозы обла­ сти влились ты сячи юношей и деву­ ш ек со средним образованием. И что же, — оказывается, и дояркам очень пригодились знания физики, химии, тригонометрии. В успехах области, в повышении производительности труда весьма убедительно сказался вы сокий обра­ зовательный уровень нового попол­ нения. Пусть поразмышляют над этим примером в других областях и краях. И не только поразмышляют, но и умело воспользуются опытом рязанских товарищей. Перестраивая ш колу, мы нередко сталкиваемся с проявлениями кос­ ности, консерватизма. Если вначале еще можно было в какой-то степени мириться с элементами самотока, кустаош ины в организации произ­ водственного обучения, то теперь уж о п р и ш ло время навести в этом деле государственный п о ря до к . Советы Министров и Госпланы со­ ю зны х и автономных республик, об­ ластные и краевые исполкомы, сов­ нархозы должны уп о ря до чи т ь орга­ низацию производственно го обуче­ ния учащ ихся. Н у ж н о , чтобы опре­ деление профессий, организация ма­ стерских и учебных пех«в, составле­ ние программ, подготовка и н стр ук­ торов производились в полном соот­ ветствии с перспективами развития каждого экономического района. Надо позаботиться об удпвлетвоио­ нии потребности в работниках не только промышленности и сельского хозяйства, но всех отраслей народ­ ного хозяйства, культуры и быта. Тогда будут созданы более благопри­ ятные условия для свободного выбо­ р а /п р оф е сси и ,каждым _у ч а щ и м с я ./]| Очень важно поднять идейный уровень преподавания в шкоде всех предметов. Вам. конечно, известно, что Центральный Комитет партии признал необходимым с будущего учебного года ввести в старших классах средних школ и техникумов новый популярный курс — «Осно­ вы политических знаний». Мы хо­ тим, чтобы молодежь глубже знако­ милась с важнейшими задачами ком­ мунистического строительства, с учением Маркса, Энгельса и Ленина о коммунизме. Мы хотим, чтоб мо­ лодежь правильно понимала пробле­ мы современности, лучше воспиты­ вала в себе черты нового человека, человека, ко то р щ у предстоит стро­ ить коммунизм и ж ить при комму­ низме. Нельзя не сказать несколько слов о роли семьи в воспитаний. Пример ■родителей и старших членов семьи очень важен в формировании взгля­ дов и идеалов, устремлений и при­ вы чек. Недаром в народе говорят: яб­ локо от яблоньки недалеко катится. Н уж но, чтобы партийные органи­ зации не считали вопросы воспита­ ния детей в семье только «личным» делом родителей, не занимали «ней­ тральную» позицию. Семейное воспитание надо рас­ сматривать ка к один из очень важ­ ны х участков работы партии. Надо воспитывать у всех трудящихся чувство ответственности за воспи­ тание детей. К а к и во всяком дру­ гом деле, коммунисты должны пока­ зывать в этом пример. Дело высо­ кой партийной ответственности пра­ вильно воспитать молодежь, вос­ питать таж, чтобы на сердце спо­ койно было: вырос хороший труж е­ н и к, честный гражданин Отечества, патриот и наследник нашего вели­ кого коммунистического дела. Иной раз — я знаю такие слу­ чаи — более отстают по успевае­ мости дети ответственных работни­ ков. Такие дети порой доставляют учителям много хлопот. С Иваном Ивановичем неудобно портить от­ ношения, а математика не терпит примирения. А ответственный папа­ ша говорят, что занят на общест­ венной работе и поэтому не имеет возможности уделять врв'мя воспи­ танию своих детей. Надо хорошень­ ко раскритиковать тех, кто так рассуждает. А вам. учителям, сове­ тую для пользы дела быть посмелее. Некоторые мамаши иногда вы ­ прашиваю т у учителя для своей до­ чери или сына лучшие отметки пои окончании учебного года. Вы пони­ маете, ка ку ю медвежью у с л у г у ока­ зывают таким детям, когда одод на удовлетворение этих просьб. Вы же должны их готовить к, преодолению трудностей, а вы евшим шагом оас- слабл’яете и х волю. В айе одолжение, уступка несознательности родителей может быть роковой для будущего та ки х учеников. Перед советскими учителями сто­ ит много новы х вопросов, много в а ж ны х дел. Центральный Комитет партии уверен, что советский учи­ тель всегда будет на высоте тех требований, которые предъявляет к нем у ж изнь. Народный учитель вправе рассчитывать на всесторон­ нюю помощь со стороны партийны х и советских организаций. Руководи­ тели партийны х организаций долж­ ны ближе стать к учительским кад­ рам, знать эти кадры, заботиться о них. П усть каж ды й партийны й, со­ ветский работник, хозяйственник, на ка кую бы в ы ш ку он сейчас н и поднялся, помнит, что и он многим обязан школе и учителю! Дорогие товарищи! Я рассказал вам о поездке в Авст­ рию, поделился некоторыми сообра­ жениями о работе ш колы в связи с перестройкой системы народного об­ разования в нашей стране. Связаны ли эти две темы между ■собой? Считаю, что связаны. Что может быть желаннее для учителя, чем мир на земле?! Учитель, к а к мать, отдает детям самое дорогое —< свою ж и зн ь и хочет, чтобы новое поколение было счастливым, чтобы знания, полученные в школе, дали хорошие результаты. Советский , народный учитель учи т и воспитывает детей в духе дружбы и уважения ко всем наро­ дам, в духе трудолюбия и высокой человеческой сознательности. Совет­ ский учитель воспитывает молодого человека честным, сильным, поря­ дочным, словом, человеком труда и мира. Мне думается, уместно было на вашем съезде рассказать о поездке в Австрию потому, что мы соверши­ ли ее в целях укрепления дела ми­ ра, в полях лучшего взаимопонима­ ния между народами! Эта поездка еще один пример стремления Совет­ ского правительства к мирному со­ существованию стран с различным социальным устройством. Для дела мира, для торжества коммунизма мы не пожалеем своих сил. Будем еще настойчивее рабо­ тать во имя прочного мира, во имя счастья всех народов земли. Наша партия, весь советский на­ род знают и видят, что советские учителя готовят достойную смену, В ваших руках, дорогие товарищи, самое большое наше достояние —< наше будущее. Растите молодое поколение до­ стойным революционной славы от­ цов, достойным великого коммуни­ стического времени. Слава нашим народным учителям! Спасибо вам за ваш патриотический труд. Желаю новы х больших успе­ хов в вашей работе. Центральный Комитет Коммуни­ стической партии, Советское прави­ тельство, весь советский народ гор­ дятся народными советскими учите­ лями и желают им пло до тво рн о й ра­ боты во имя торжества коммунизма! (Речь товарища Н. С. Хрущева не­ однократно прерывалась бурными, продолжительными аплодисментами). г X

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz