Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)
1 0 июля 19 6 0 г., >8 16 2 (1 8 3 4 ) я н ш и я О к о н ча н и е речи товарища Н. С. Х Р УЩ Е В А Шалл н о 1-й гтп 1 ® * (Окончание. Нача о а - стр.) тому что они сами были узникам и этого концентрационного лагеря, И я чувствовал, что и х волнение пе редавалось всем, кто слушал эти вы ступления. Но австрийские деятели сказали далеко не все. Они не на звали виновников этих преступле ний. ^Они говорили о какой -то без л икой тирании, даже не упом янув о фашизме и нацизме, не найдя слов предупреждения об опасности возрождения германского империа лизма. Вам, конечно, понятно, что я в своем вы ступлении назвал вещи своими именами, заклеймил фашизм и милитаризм и прямо сказал, что нацисты сейчас находятся под по кровительством правительства Аде науэра. Печать Западной Германии и не которы х д ругих стран пыталась поднять ш ум в связи с этими вы сказываниями, утверждая, что мы, мол, создавали трудности для ней тральной А встрии, когда говорили о Западной Германии. Но всем ясно, что когда мы пре дупреждаем об опасности возрожде н и я милитаризма и фашизма в За падной Германии, мы не осуждаем народ этого государства. Мы клей мили и будем клеймить фашистов, этих варваров нашего времени, ко торые совершили страшные злодея н и я и могут совершить такие же преступления снова, если и х вовре мя не остановить. Сообщают, что западногерманское правительство сделало австрийско м у правительству официальные представления по поводу моих вы ступлений в Австрии, в которы х я упоминал канцлера Аденауэра, по кры вающ его преступников типа Оберлендера. Но кто может отри цать, что этот эсэсовец был до по следнего времени министром в пра вительстве Аденауэра и ушел в от ставку только по требованию миро вого общественного мнения? Его не осудили и даже не уволили, а по слали па пенсию . Это же награда за чудовищные злодеяния этого палача перед человечеством! И после этого Аденауэр разыгрывает невинность и возмущается, что его имя связыва ю т с германским фашизмом. К о г0 убедят утверж дения, будто осуждение нами н ац и стски х варва ров — это неуваж ение нейтралите та страны, на территории, которой мы находились. Это слиш ком свое образное понятие о нейтралитете. Разве можно придерживаться нейтралитета в вопросе об осужде нии фашизма? Мы никогда не дава ли и никогда не дадим слова отка заться от кр и т и ки фашизма. Мы бу дем ненавидеть это позорное явле ние, пока будем ж и ть, и передадим эту ненависть молодому поколению . Государственный департамент Со единенных Ш татов Америки сделал заявление протеста против моего вы ступления в А встрии в связи с некоторыми моими вы сказы ваниями о провалах американской внешней политики. Но об этих провалах гово рим не только мы, об этом откровен но вы сказы ваю тся сами американцы, в том числе и такие видные деятели, к а к председатель сенатской комис сии по иностранным делам Фулбрайт. Не понравилось государственному департаменту США такж е то, что я говорил об ам ериканских военных базах в И талии, направленны х про тив нашей страны. Во ведь это была констатация факта! Может быть правительство США у ж е ликвидировало эти базы? Если это так, если этих баз там уж е нет, мы с удовольствием готовы изви ниться. Но, к сожалению, извинять ся нам не придется, потому что пра вительство США не только не л и к видировало свои базы на ч у ж и х тер риториях, но приняло меры для их укпепл ения. Новое заявление государственного департамента является еще одним подтверждением агрессивности поли ти ки , проводимой Соединенными Ш татами Америки. Некоторые по кл он н и ки политики «е позиции силы» уверяю т, что уча стие стран в агрессивны х военных блоках дает им какие -то преиму щества по сравнению с теми госу дарствами, которые не участвую т в агрессивны х блоках, дает им боль ш ую уверенность в своей безопасно сти. Но вот мы были в Австрии, кото рая придерживается политики ней тралитета. На ее территории нет иностранны х военны х баз. .Сравните ее, к примеру, с Норвегией, Италией или с Японией, на территории кото ры х сооружены иностранные воен ные базы, где находят прию т амери канские ш пионские самолеты и про чие средства агрессии. Разве Австрия чувствует себя х у же, чем эти страны? Каждому ясно, что австрийский народ ж ивет более спокойно. Люди там ложатся спать, Не думая о том, что над их ломами летают чужеземные самолеты с атомными и водородными бомбами, которые м о г у т случайно или не слу чайно обрушиться на города и селе ния и превратить все в пепел. Ж изнь весьма убедительно пока зывает. ка ка я политика дает народу больше уверенности и спокойствия: политика неучастия в агрессивных блоках, или политика присоединения к этим блокам. Для всех, кто может объективно и трез-во оценивать й а к- ты , ясно, что неучастие в агрессив ны х военных блоках дает народам большую уверенность в своой безо пасности. Наша поездка в А встрийскую Рес пуб л ику была всецело продиктована интересами мира и лучшего, взаимо понимания между народами. Мы не предпринимали и не собищлись предпринимать какие-либо действия, которые противоречили бы интере сам Австрии, характеру ее нейтраль ного внешнеполитического курса. Однако, ка к я уж е сказал, в Сое диненны х Ш татах Америки и Запад ной Германки не всем поправилось, что А в с т р и я гостеприимно встречает нас. Из Ваш ингтона и Бонна послы шались сердитые голоса с обвине ниями в наш адрес. Самозванные блюстители международного права начали беспокоиться по поводу то го, что Хрущев, дескать, своими ре чами нарушает нейтралитет Австрии, будто бы неправильно характеризует политику Соединенных Ш татов Аме рики в отношении малы х стран. Нет н уж д ы опровергать эти н аг лые заявления. Ясно, что они про диктованы раздражением. У ж если говорить о том, кто дей ствительно вмешивается в дела д р у г и х стран, кто стремится навязать этим странам свои порядки, те надо говорить к а к раз о Соединенных Ш татах Америки. Я хотел бы обратить внимание на то, что Соединенные Ш та ты Амери ки сейчас, видимо, замышляю т ко варные преступные ш аги против к у бинского народа. Президент Эйзен хауэр заявил, что Соединенные Ш та ты не бУДУТ закупать у Кубы сахар и некоторые другие товары. Это угроза экономического давле ния, по пы тка задушить экономику Кубы с тем, чтобы навязать куб и н скому народу волю монополистов, чтобы они хозяйничали в Кубе, ка к хозяйничаю т в других странах Ла тинской Америки, подрывая их эко ном ику. Народы латиноамериканских го сударств ж и в у т бедно потому, что богато ж и в у т американские монопо листы, которые буквально вырыва ю т ку с о к изо рта детей в странах Л атинской Америки. Несколько дней назад губернатор ш тата Н ью -Й орк Рокфеллер открыто призвал к борьбе против правитель ства К убы и кубинского народа. Он советует наметить курс действий против Кубы , задавить избранный народом режим путем экономиче ской блокады. Вы ступления Рокфеллера, этого миллиардера — откровенный образ ч и к агрессивны х действий амери ка н с ки х политиков, не пр ивы кш и х считаться с волей народа. Но время диктата Соединенных Ш татов Америки прошло. Советский Союз поднимает свой голос и пода ет р у ку помощи народу Кубы , бо рющемуся за свою независимость. Сейчас не то время, когда один ра бочий класс, трудовой народ быв шей царской России поднимал зна мя борьбы, когда против нас орга низовали не только экономическую блокаду, но и военную интервен цию. Теперь совсем другое время. Свы ше миллиарда людей ж ивет в госу дарствах, где победил рабочий класс и трудовой народ, где развевается славно е марксистско - лениасяме зна мя. Мировой социалистический ла герь ныне м огуч, ка к никогда. На роды социалистических стран помо гу т своим братьям кубинцам отсто ять свою независимость с тем, что бы^ экономическая блокада, которая сейчас объявлена Соединенными Ш татами Америки против Кубы, провалилась. И ее только мы, трудящиеся со циалистического лагеря, народы всех стран должны проявить бди тельность против происко® амери кан ских, империалистов. Каждому ясно, что экономическая блокада американских монополий может явиться началом подготовки интервенции против Кубы , поэтому мы должны возвысить свой голос в защ иту Кубы и предупредить, что ныне не то время, когда империали сты Грабйли и делили мир ка к они хотели, каж ды й выбирал себе лю бой кусо к. Сейчас народы колони альны х и зависимых стран восста ю т и успешно ведут борьбу за ос вобождение от позорного колониаль ного гнета, от порабощения импери алистами Соединенных Ш татов. И мы со своей стороны используем все для того, чтобы поддержать Кубу, ее мужественный народ в борьбе за свободу и национальную независи мость, которую он завоевал под ру ководством своего национального вождя Фиделя Кастро. Социалистические государства и все народы, которые стоят на пози циях мира, о ка ж ут народу К убы под д ерж ку в его справедливой борьбе, и поработить куб и н ски й народ ником у не удастся. Не следует забывать, что теперь Соединенные Ш таты не находятся на таком недосягаемом расстоянии от Советского Союза, к а к прежде. Об разно говоря, в случае необходимо сти советские артиллеристы могут своим ракетным огнем поддержать куб и н ски й народ, если агрессивные силы в Пентагоне осмелятся начать интервенцию п р о т и в К убы . И п у с т ь в Пентагоне не забывают, что, ка к показали последние испы тания, у нас имеются Ракеты, способные по падать точно в заданный квад ратна расстоянии 13 ты сяч километров. Это, если хотите, является преду преждением тем. кто хотел бы ре шать международные вопросы силой, а не разумом. (Н . С. Х рущ еву дают записку. Он читает ее, а затем го ворит): Вот мне передали записку, в ко торой п и ш у т , что я, видимо, ого ворился: ракета пролетела не 30, а 13 ты сяч километров, но и этого до статочно. 3 0 ты сяч километров ■— это, конечно, оговорка, и я хочу уточнить цифру, потому что мое вы ступление транслируется и надо, чтобы Пентагон зарегистрировал, что это была оговорка. Мы пока стреля ли я,а 13 ты сяч километров, а на 30 ты сяч — нет необходимости. Пра вильно я говорю, товарищ Малинов ский? Вот и Родион Я ковлевич Ма л иновский подтверждает. Товарищи! В заключение рассказа о поездке в Австрию мне хотелось бы отметить, что там нас встречали и приветствовали не только жители этой страны .' В Австрии много тур и стов. сюда приезжаю т ежегодно око ло 10 миллионов человек. Среди т у р и с т о в очень много жителей Запад ной Германии. И мы часто видели, к а к т у р и с т ы присоединялись к авст рийцам, чтобы выразить добрые чувства по отношению к Советскому Союзу. Это говорит о том, что наша миро любивая внешняя политика, направ ленная к смягчению международных отношений, к миру и дружбе, нахо дит сочувственный откл и к во всех странах мира. Находясь в Австрии, мы встречались не только с авст рийцами, но и с гражданами Запад ной Германии и других стран. К а к видите, поездка в Австрию имеет свое положительное значение. Она способствует укреплению дела мира. Она подтверждает жизненную силу политики мирного сосущество вания, полезность личны х контактов государственных деятелей в интере сах упрочения мира и дружбы между народами. Учить и воспитывать достойных строителен коммунизма I Дорогие товарищ и! Очень п ри я т н о и радостно, вернув шись из поездки за границ у оказать ся в чудесной советской среде, да еше в такой замечательной аудито рии. какой является ваш съезд. В Австрии, ка к и во многих дру ги х странах, где пришлось побывать, мне задавали много вопросов о ж и з н и в нашей стране. Мне приходи лось рассказывать о принципах, ко торыми руководствуется советский народ в своей ж и зн и , об успехах на шей страны в строительстве комм у низма, о тех вел иких переменах, к о торые произошли на нашей родной земле за годы Советской власти. Приходилось удовлетворять интерес одних, любопытство д ругих, рассеи вать сомнения третьих. Кое-ком у, к а к говорится, приходилось вправ лять мозги, вывернутые набок в ра ж дебной пропагандой. Должен признаться, что расска зывать о нашей ж и зн и -— это ра достное занятие, так к а к на нашей стороне правда, неопровержимые факты, убедительные примрры ко лоссального роста Советской стра ны , поднявшейся от нищеты и не грамотности к новой ж и зн и , к вер шинам культурного и научного тво_р- че стб а ,, Особенно приятно говорить об успехах строительства коммунизма в нашей стране. Каж ды й раз, когда называешь цифры нашего роста, в и дишь, к а к поражаю т они трудящ их ся капитал истических стран, какой радостью горят и х глаза. И дейст вительно, товарищи, дела у нас идут очень хорошо. План второго года семилетки выполняется успеш но, все отрасли народного хозяйст ва идут в гору, растет народное благосостояние. В такой квалифицированной ауди тории, ка к съезд учителей, нет, конечно, необходимости подробно останавливаться на показателях, характеризующ их развитие нашего хозяйства. П оскольку, однако, наша страна прошла еще один в аж ны й рубеж — закончила^первое полугодие второго года семилетки — и органы го сударственной статистики только что подвели итоги проделанной ра боты, я хотел бы назвать лишь не сколько цифр. Успешно справились со своими обязательствами по досрочному вы полнению плана работники социали стической промышленности. П олуго довой план производства промыш л е н н о й . пр од укц и и перевыполнен на четыре процента. По сравнению с первым полугодием прошлого года объем промышленного производства увеличился более ■чем на десять процентов, или почти на 70 мил лиардов рублей. Перевыполнен план повышения производительности труда и сниж е ния себестоимости в промышленно сти и строительстве. Серьезные успехи имеют и т р у ж е н и ки сельского хозяйства. Пере выполнен план весеннего сева. По севные площади всех сельскохозяй ственны х кул ьтур (озимы х и яро вы х) под урожай текущ его года со ставили 2 0 2 ,9 миллиона гектаров против 19 6 ,3 миллиона гектаров в прошлом году. Погодные условия в большинстве районов благоприятст вую т развитию сельскохозяйствен ны х растений и виды на урожай хорошие. Т ак что будет и на пиро ги , и на пельмени. А украинцам надо сказать — и вареники молено 1СГИ. Поголовье крупного рогатого ско та в ко л хо за х. и совхозах увеличи лось на 6,3 миллиона голов, в том числе коров на два миллиона голов; поголовье свиней увеличилось на и совхозах выросло на 19 процен тов, а государственные з а ку п ки мя са — на 17 процентов. Несмотря на трудности с кормами, связанные с затяжной и холодной весной, про изводство и з а ку п ки молока сохра нились на прошлогоднем уровне. Неблагоприятными были апрель и май, а в первом квартале и в июне производство и за ку п ки молока вы росли против прошлого года. Объем капитал ьны х вложений в материальное производство и кул ь турное строительство увеличился на 13 процентов; ввод в действие но вы х ж и л ы х домов увеличился на 21 процент, а строительство ш кол на 30 процентов. Перевыполнен план рознпчиого товарооборота, а продажа товаров на селению выросла на 9 процентов. Е ко н ц у первого полугодия на семи- и шестичасовой рабочий день было переведено уж е около двадца ти миллионов рабочих и служащ их, а к кон ц у года, ка к вы знаете, на сокращенный рабочий день будут пе реведены все рабочие и сяуясащие. В результата, непрерывного повы шения благосостояния трудящ ихся, улучш ения здравоохранения и меди цинского обслуживания Советский Союз продолжает оставаться страной с высоким п р и р о с т о м населения и самой низкой смертностью в мире. Это величайший показатель завоева ния нашего народа! Вам, наведано, будет интересно узнать, что населе ние СССР на 1 июля 1 9 6 0 года со ставило, по предварительным дан ным, уж е 2 1 4 миллионов 400 ты сяч человек. Еа® видите, товарищи, трудящие ся Советского Союза добились в и с текшем полугодии новых успехов в деле вы полнения семилетнего плана, в дальнейшем развитии экономики и культуры , в повышении благосостоя ния советских людей. Мы, конечно, отнюдь не должны успокаиваться на достигнуты х успехах и наше внима ние должно быть сосредоточено на преодолении серьезных недостатков, которые имеются еще в работе мно ги х предприятий и строек, колхозов и совхозов и наш их кул ьтур ны х и бытовых учреждений и организаций. Огромные перемены в ж и зн и на шего народа самым тесным образом связаны с успехами кул ьтурной революции. Она откры та дорогу для талантов, к о т о р ы х , к а к говорил Владимир Ильич Ленин, в народе непонятый родник. Советский чело век стал образованным, культурны м . Это позволяет ему а к т и в » овладе вать новой техникой, наукой, быст рее двигать вперед Развитие произ водительных сил страны. Всему м и р у известны замечатель ные достижения советской н ауки , техн и ки , искусства. Все это — пло ды культурной ■революции. Ф р о н т ее велик. Но, пожалуй, самое главное, ведущее место принадлежит нашей школе. Значение ш колы и учителя в ж и з ни общества, в формировании чело веческой личности трудно переоце нить. Ш кольны е годы оставляют не изгладимый след в ж и зн и каждого человека. Давно п о ки н ут класс, мно го воды утекло, человек вырос, воз мужал, а кое-кто и постарел, во все помнят своего ш кольного учителя, те добгые семена, которые он посеял. Мы с гордостью г о в о р и м об успе хах советской ш колы . Когда Совет с ки й Союз запустил в неизведанные дали вселенной первые искусствен ные спутн и ки Земли, это взволнова ло и обрадовало миллионы людей во всем мире, побудило их по-новому оценить наш у страну, успехи социа лизма, талант и великое трудолюбие советского народа. Многие объективные наблюдатели пы тались тогда иайти объяснение, откры ть тот ускоритель, который по зволяет Советскому Союзу невиданно стремительными темпами двигать вперед н а у ку и техн и ку. Да, такой ускоритель есть. И в нем нет ничего секретного. Это •— социализм, победивший в нашей стране. Наиболее дальновидные из зарубежны х наблюдателей высоко оценивают такие достижения, ка к всеобщее и бесплатное обучение на рода в нашей стране, всеобщая гра мотность, систематическое образо вание, которое получает подрастаю щее поколение народа в условиях социализма, и другие завоевания со циализма. Действительно, за годы Советской власти у нас в стране ги га н т с ки рас ширена сеть наводного образования. Количество семи- и восьмилетних ш кол в городах выросло почти в пять раз, а в деревнях— в 127 ваз. Количество средних ш кол увеличи лось в городах в 10 раз, в деревнях в 181 раз. Сейчас нет ни одного сельского района, даже самого далекого, где бы не работала хотя бы одна, а то и несколько средних ш кол. В любой стране учителя представ ляют со#ой один из самых многочис ленных о т ря до в интеллигенции. Но особенно велико значение наводно го учителя у нас. в социалистиче ской стране свободных труж еников, создающих новый, самый справед ливый строй, основанный на глубо ком познании законов развития при роды и человеческого общества. Советские учителя с первых лет Советской власти неразрывно, кров ными узами связали себя с Комму нистической партией, ее целями и идеалами, се практической работой. Народный учитель — это главная опора партии в борьбе за подъем кул ьтуры народа, с амы й близкий помощник партии в воспитании но вого человека на славных револю ционны х традициях, в духе высокой коммунистической сознательности. Центральный Комитет партии и Советское правительство глубоко благодарят всех советских учителей четыре с половиной миллиона го- [ за их скромный, нелегкий, но поис ков» П ро изво дс тва мяса в, колхозах типе великий и благородный^ груд. Мы решаем сейчас две историче ские задачи — создание материаль но-технической базы коммунизма и воспитание нового человека. По су ти дела это единый процесс. Если мы отстанем с образованием и вос питанием советских людей, то не избежно затормозится все дело строительства коммунизма. Вот почему, намечая програм му развернутого коммунистического строительства, партия и правитель ство позаботились об укреплении свя зи ш колы с ж изнью и дальнейшем развитии народного образования. Мероприятия, намеченные парти ей в этой области, получили всена родное одобрение и приобрели «илу государственного закона. Главное в перестройке ш колы *— это соединение обучения с общест венно полезным производительным трудом и усиление воспитательной работы ш колы . Борьба за победу коммунизма требует всестороннего, гармоничного развития советского человека, А это значит не только овладеть всей суммой научны х зна н и й о природе, технике, обществе, но и научиться пр акти че ски ис пользовать эти знания для непо средственного трудового участия в коммунистическом строительстве. Нам нуж но не просто усвоение зна ний, а превращение их в глубокие идейные убеждения, такие убежде ния, которые рождают сильные чувства, проявляю тся в делах, в поступках на благо народа. Великие задачи преобразования об щества требуют от молодежи обшив ны х знаний, умелых р у к, горячего сердца. Любовь к т р у д у для общего блага, беззаветная преданность ком мунизму. это— святая святы х, закон ж и зн и для тех, ком у выпало счастье продолжить и завершить революци онное дело старших поколений. Образование — это лишь часть работы ш колы и учителя, правда очень важная и первостепенная. Но все же одного образования мало. Без выработки у учащ ихся% авы ков труда на общую пользу образование не может обеспечить воспитания нового человека с высокой моралью, коммунистической психологией и нравственностью. Т акая нравствен ность рождается в труде, в делах, по ступ ка х и поведении. У нас хорошая жизнерадостная, трудолюбивая молодежь. Когда зна комишься с ж изнью в капиталисти ческих странах, лиш ний Раз убеж даешься. насколько нравственно ч и ще наша молодежь, насколько ши рок у нее к р у г интересов, к а к ясно ■представляет она себе идеалы, цель и смысл ж изни. Но нельзя забывать, что в ж изни еще продолжается борьба нового* бы та, новой морали с пережитками старого, которые Цепко держатся, упорно сопротивляются. У неболь шой части молодежи, не прошедшей хорошей ш колы ж и зн и , еще наблю дается легкомысленное и даже пре зрительное отношение к физическо му т р у д у , иждивенческие настрое ния, есть факты безыдейности, эта кого нигилизма. Если приходится сталкиваться с таким и явлениями, то, прежде всего, потому, что в вос питательной работе ш колы , комсо мола, партийны х организаций име ются серьезные недостатки. Силы воспитательного воздейст вия ш колы , семьи, комсомола и всей общественности безмерно велики. Ес ли эти силы умело и вдумчиво объ единены и направлены к одной пе ли, они способны до конца и безвоз вратно выкорчевать все отрицатель ные явления в ж изни молод ого по коления. В период перехода от со циализма к коммунизму воспита тельная деятельность учителя приоб ретает поистине огромное общест венное значение. М.не рассказали, что на вашем съезде говорилось много интересного о перестройке ш колы . Правда, в этом отношении пока что сделаны первые ш а ги . Дело нами задумано большое, сложное, оно требует и н и циативы , творчества, любовного от ношения. Но зато и урожай мы собе рем хороший. В этой связи хотелось бы вы ска зать некоторые соображения. Сейчас труд в различных Формах начинает прочно входить в ш кольную жизнь. Всех нас радует работа ш кольников в многочисленных ученических про изводственных бригадах, учебных хозяйствах, на предприятиях, в кол хозах и совхозах. Хорошо', что ш кол ьники изготовляю т общественно полезную п р о д у к ц и ю . Но т р у д учащ ихся важен не сам по себе, не только и не столько сво ей продукцией. Самое главное — это правильно и всесторонне использо вать производственные занятия для того, чтобы воспитать у юношества любовь к т р у д у на общую п о л ь з у . Ш кола должна привить учащимся умение работать коллективно, то есть в конечном счете умение жить и работать по-коммуеистически. Помните, что говорил Владимир Пдьич Ленин о коммунистическом труде еще в 1 9 2 0 году. Он подчерк- кивал, что это — труд доброволь ны й. тРУД вне/ нормы, труд, отдава емый без расчета на вознаграждение, труд по привы чке трудиться на об щую пользу, труд, как, потребность здорового организма. К таком у тр у ду МЫ II ДОЛЖНЫ ГОТОВИТЬ НАЩИХ детей, наш у молодежь! Ж изнь показала, что привлечение ш кольников к производительному ТРУДУ вовсе не снижает уровень их общеобразовательной подготовки. На оборот, при правильном руководстве ш кол ьники начинают более ответст венно относиться к своим учебным обязанностям. Приобретенный ими жизненны й и производственный опыт помогает глубже, сознательнее усваивать основы н аук. Ш кола должна помогать ю нош ей девуш ке определить.свое .призвание.. в ж изни, наити место в нашей тр у довой семье. К сожалению, далеко не все роди тели и учителя правильно понимают значение образования для выбора профессии, для трудовой деятельно сти, в которой и заключается смысл ж изни. Многие н и ка к еще не могут отрешиться от старых взглядов на среднее образование, считают, что- обязательным итогом такого образо вания должна быть та или иная ко мандная должность, пусть неболь шая. но командная, или же «чи стая», «легкая» работа. Вы знаете, когда обсуждался про ект Закона об укреплении связи ш колы с ж изнью , я внимательно 'Прислушивался к людям, — иго ка к реагирует. Я бы сказал, — •. абсолют ное большинство правильно оцени вало этот проект и поддерживало его. Но некоторые) правильно пони мая необходимость сочетания учебы с полезным т р у д о м , — особенно (вы у ж меня извините) мамаши, — го ворили: хорошо бы осуществить это года через два, моя Ниночка закон чи т десятилетку, вот тогда и прово дите реформу. Мы должны правиль но понимать эти родительские ч у в ства. Среди присутствующ их здесь, видимо, тоже немало добрых мамаш, которые любят своих Н иночек, Ма шенек, Ванечек и Петенек. Но я ду маю, что мы, приняв Закон об у к репления связи ш колы с жизнью , сделали шаг в правильном направ лении, и теперь надо двигаться впе ред по п ути , который указан пар тией в этом решении. Некоторые люда рассуждают тане: «Зачем доярке тригонометрия, а слесарю и электрику биология?». По их мнению, для физического труда не н у ж н о большого образования и, следовательно, не стоит утруждать детей науками, если им не гаранти ровано место в высшем учебном за ведении. Это абсолютно неправильно. Мне вспоминается друг молодости, Пан телей Махиня. Он был шахтер и много читал. В былые времена т р у д шахтера был изнурительным, ка торжным трудом. Понятие о полез ности учения в то время было такое: учи ться на фельдшера — все-таки полезно: будешь людей лечить, или на штейгера («на т е т е р а » , к а к го ворили тогда рабочие)— тоже полез но. И вот. когда Маяиню видели с кни гой , — а он всегда читал, — говорили; «Пантелей на штегева учится или на Фельдшера». А Ма- хганя смеялся: ведь он учился не на фельдшера и не на штейгера, — он учился для того, чтобы приобрести знания, чтобы лучше ж и ть и созна вать с бо ю роль в обществе, чтобы лучше познать смысл ж изни. Знания такие н у ж н ы и доярке, и пастуху. Я прошу не отзываться с неуважение»! о профессии, с к о т о ро й я начал свою трудовую дея тельность. И рабочему на любом де ле, к которому он поставлен, прежде всего, н у ж н ы знания, со знаниями ж ить легче и веселее. Противопоставление труда уч е нию, — это барское, не рабочее от ношение к образованию. Это, по оу- ти дела, извращение идеи пере стройки ш колы . К а к-то я получил большое удов летворение: приехав в колхоз, я стал разговаривать со свинаркой, а вы помните, ка® относились к этой про фессии, говорили: дожила, в сви нарки пошла. В наше время эти понятия со вершенно изменились. Беседуешь со свинаркой, а она говорит: я на третьем курсе зоотехнического ин ститута. Беседуешь с дояркой, — а она сообщает: я кончаю сельско хозяйственны й институт. И ной раз слушаешь вы ступление звеньевого или бригадира и радуешься, ка к дельно и хорошо разбирается чело век в хозяйстве. А мне говорят: он кончает сельскохозяйственный ин ститут и работает в колхозе. Вот какие времена настали, вот до че го мы дошли! Возьмите пример Рязанской обла сти. Самое дорогое, самое пенное в опыте рязанских ш кол состоит в том, что они сумели воспитать у мо лодел® любовь к т р у д у , интерес к сельскому хозяйству. За последние три года в колхозы и совхозы обла сти влились ты сячи юношей и деву ш ек со средним образованием. И что же, — оказывается, и дояркам очень пригодились знания физики, химии, тригонометрии. В успехах области, в повышении производительности труда весьма убедительно сказался вы сокий обра зовательный уровень нового попол нения. Пусть поразмышляют над этим примером в других областях и краях. И не только поразмышляют, но и умело воспользуются опытом рязанских товарищей. Перестраивая ш колу, мы нередко сталкиваемся с проявлениями кос ности, консерватизма. Если вначале еще можно было в какой-то степени мириться с элементами самотока, кустаош ины в организации произ водственного обучения, то теперь уж о п р и ш ло время навести в этом деле государственный п о ря до к . Советы Министров и Госпланы со ю зны х и автономных республик, об ластные и краевые исполкомы, сов нархозы должны уп о ря до чи т ь орга низацию производственно го обуче ния учащ ихся. Н у ж н о , чтобы опре деление профессий, организация ма стерских и учебных пех«в, составле ние программ, подготовка и н стр ук торов производились в полном соот ветствии с перспективами развития каждого экономического района. Надо позаботиться об удпвлетвоио нии потребности в работниках не только промышленности и сельского хозяйства, но всех отраслей народ ного хозяйства, культуры и быта. Тогда будут созданы более благопри ятные условия для свободного выбо р а /п р оф е сси и ,каждым _у ч а щ и м с я ./]| Очень важно поднять идейный уровень преподавания в шкоде всех предметов. Вам. конечно, известно, что Центральный Комитет партии признал необходимым с будущего учебного года ввести в старших классах средних школ и техникумов новый популярный курс — «Осно вы политических знаний». Мы хо тим, чтобы молодежь глубже знако милась с важнейшими задачами ком мунистического строительства, с учением Маркса, Энгельса и Ленина о коммунизме. Мы хотим, чтоб мо лодежь правильно понимала пробле мы современности, лучше воспиты вала в себе черты нового человека, человека, ко то р щ у предстоит стро ить коммунизм и ж ить при комму низме. Нельзя не сказать несколько слов о роли семьи в воспитаний. Пример ■родителей и старших членов семьи очень важен в формировании взгля дов и идеалов, устремлений и при вы чек. Недаром в народе говорят: яб локо от яблоньки недалеко катится. Н уж но, чтобы партийные органи зации не считали вопросы воспита ния детей в семье только «личным» делом родителей, не занимали «ней тральную» позицию. Семейное воспитание надо рас сматривать ка к один из очень важ ны х участков работы партии. Надо воспитывать у всех трудящихся чувство ответственности за воспи тание детей. К а к и во всяком дру гом деле, коммунисты должны пока зывать в этом пример. Дело высо кой партийной ответственности пра вильно воспитать молодежь, вос питать таж, чтобы на сердце спо койно было: вырос хороший труж е н и к, честный гражданин Отечества, патриот и наследник нашего вели кого коммунистического дела. Иной раз — я знаю такие слу чаи — более отстают по успевае мости дети ответственных работни ков. Такие дети порой доставляют учителям много хлопот. С Иваном Ивановичем неудобно портить от ношения, а математика не терпит примирения. А ответственный папа ша говорят, что занят на общест венной работе и поэтому не имеет возможности уделять врв'мя воспи танию своих детей. Надо хорошень ко раскритиковать тех, кто так рассуждает. А вам. учителям, сове тую для пользы дела быть посмелее. Некоторые мамаши иногда вы прашиваю т у учителя для своей до чери или сына лучшие отметки пои окончании учебного года. Вы пони маете, ка ку ю медвежью у с л у г у ока зывают таким детям, когда одод на удовлетворение этих просьб. Вы же должны их готовить к, преодолению трудностей, а вы евшим шагом оас- слабл’яете и х волю. В айе одолжение, уступка несознательности родителей может быть роковой для будущего та ки х учеников. Перед советскими учителями сто ит много новы х вопросов, много в а ж ны х дел. Центральный Комитет партии уверен, что советский учи тель всегда будет на высоте тех требований, которые предъявляет к нем у ж изнь. Народный учитель вправе рассчитывать на всесторон нюю помощь со стороны партийны х и советских организаций. Руководи тели партийны х организаций долж ны ближе стать к учительским кад рам, знать эти кадры, заботиться о них. П усть каж ды й партийны й, со ветский работник, хозяйственник, на ка кую бы в ы ш ку он сейчас н и поднялся, помнит, что и он многим обязан школе и учителю! Дорогие товарищи! Я рассказал вам о поездке в Авст рию, поделился некоторыми сообра жениями о работе ш колы в связи с перестройкой системы народного об разования в нашей стране. Связаны ли эти две темы между ■собой? Считаю, что связаны. Что может быть желаннее для учителя, чем мир на земле?! Учитель, к а к мать, отдает детям самое дорогое —< свою ж и зн ь и хочет, чтобы новое поколение было счастливым, чтобы знания, полученные в школе, дали хорошие результаты. Советский , народный учитель учи т и воспитывает детей в духе дружбы и уважения ко всем наро дам, в духе трудолюбия и высокой человеческой сознательности. Совет ский учитель воспитывает молодого человека честным, сильным, поря дочным, словом, человеком труда и мира. Мне думается, уместно было на вашем съезде рассказать о поездке в Австрию потому, что мы соверши ли ее в целях укрепления дела ми ра, в полях лучшего взаимопонима ния между народами! Эта поездка еще один пример стремления Совет ского правительства к мирному со существованию стран с различным социальным устройством. Для дела мира, для торжества коммунизма мы не пожалеем своих сил. Будем еще настойчивее рабо тать во имя прочного мира, во имя счастья всех народов земли. Наша партия, весь советский на род знают и видят, что советские учителя готовят достойную смену, В ваших руках, дорогие товарищи, самое большое наше достояние —< наше будущее. Растите молодое поколение до стойным революционной славы от цов, достойным великого коммуни стического времени. Слава нашим народным учителям! Спасибо вам за ваш патриотический труд. Желаю новы х больших успе хов в вашей работе. Центральный Комитет Коммуни стической партии, Советское прави тельство, весь советский народ гор дятся народными советскими учите лями и желают им пло до тво рн о й ра боты во имя торжества коммунизма! (Речь товарища Н. С. Хрущева не однократно прерывалась бурными, продолжительными аплодисментами). г X
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz