Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)
59 января '5960 г., У» 15 (1687) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 ' Л Для Липецкого вечернего факультета Московского института стали, которому посвящена эта страница, сейчас самое зло бодневное то, о чем рассказывает замести тель декана Л, А. Рева. Вот почему мы по мещаем его сообщение на первом месте: «Начались экзамены. Сдают их студенты первого, второго, третье го и четвертого курсов. Большого напряжения потребует экзамена ционная сессия от студентов первого курса, которым положено сдать три зачета и четыре экзамена. Прошли экзамены по химии на 1 курсе в группах специальностей «прокатное производство», «электрометаллургия». Отличные оценки получили техник Новолипецкого завода С. 3. Афонин, электрик тракторного завода А. А. Кукушкин, слесарь ЦЭМа С. П. Сухатс- рин, слесарь ТЭЦ К. Г. Березин. На оценку «хорошо» сдали 16 че ловек. Оценку «отлично» по начертательной геометрии получили 4 студента групп специальности «металловедение и термообработка». Прошли зачеты по истории КПСС на 1 курсе и ло политэконо мии — на 3 курсе. Экзамен по диалектическому и историческому материализму на «отлично» сдал студент 4 курса Я. К Проску рин — работник совнархоза, на «хорошо» сдали Э. И. Ракитский— конструктор ЛТЗ, В. Я. Гунькин — технолог ЛТЗ и другие. Много предстоит поработать студентам 3 и 4 курсов, у которых также очень напряженная сессия. Хорошо начали экзаменационную сессию дневная группа 1 кур са. Так, на экзамене по начертательной геометрии 6 января в этой группе 11 человек получили оценку «отлично», 11—«хорошо» и только 3 студента — «удовлетворительно». Каждый день на факультете идет напряженная работа в аудито риях, лабораториях, кабинетах, библиотеке. Л. РЕВА, зам. декана факультета. Д о б р о е начало ВЕЧЕРНИЙ ФАКУЛЬТЕТ ИНСТИТУТА СТАЛИ г , Изложенный доцентами Л. А. Атгодаским и С. Н. Крюковым метод использования явлений при элек тролизе теоретически обоснован пра вильно. Но нужно осуществить про цесс экспериментально, в условиях, близких к производственным. Наш завод в этом вам поможет. С такими словами начальник центральной заводской лаборатории Новолипецкого металлургического завода В. И. Котов обратился к до кладчикам научного коллоквиума (собеседования), состоявшегося не давно на Липецком факультете Мос ковского института стали. Необходимость тесной связи с производством в институте себе ясно представляют. Поэтому еще с первых дней существования фа культета научные работники часто посещают цехи, заводские лабора тории. совнархоз. По мере установ ления и расширения контактов стали выясняться и возможные те мы для коллективного решения их работниками института и инжене рами заводов. Тракторный завод предложил за няться изысканием методов поверх ностного упрочения лопаток дробе струйных аппаратов, Новолипецкий — исследованием магнитных свойств трансформаторной стали, завод «Сво бодный сокол» — сваркой чу гу нны х труб. К решению поставленных проб лем уже приступили многие кафед ры. Доцент кафедры физики кандидат технических наук Л, А. Анагорский разрабатывает технологию, при ко торой устраняется или значительно снижается брак при производстве труб на заводе «Свободный сокол», по его же методу — нагрев в элек тролите — -можно значительно уп рочнить лемеха к тракторным плу гам. что принесет народному хозяй ству немалую экономию. Кафедра металлографии института и работ ники этой кафедры на нашем фа культете готовятся принять самое активное участие в налаживании производства трансформаторной ста ли на Новолипецком заводе. И еще одно мероприятие готов осуществить факультет вместе с центральной лабораторией Новоли- пепкого металлургического завода— подготовить для нее группу квали фицированных лаборантов из числа студентов ставших курсов факуль тета и инженеров завода для ра боты в отделе трансформаторного металла. Кафедра металлургии чу гуна института и члены этой ка федры на Факультете развертывают работы по улучшению технологии производства чугуна на заводах НЛМЗ и «Свободный сокол». Кроме того, под руководством доцентов С. Н. Крюкова и Л. А. Анагорского в ферросплавном цехе Новолипецко го завода разрабатывается и теоре тически и экспериментально новая технология некоторых процессов. К научной работе кафедр приоб щаются и студенты-производствен ники. Так, студент 2-го курса Е. А. Брусенцов (ферросплавный цех) за нимается экспериментальным иссле дованием плавки алюминия, сту дент 3-го курса В. И. Кузнецов (ЛТЗ)—поверхностным упрочением металла, студенты 2-го курса Н. Ф. Бочаров, Ю. И. Кавешников (стан костроительный завод) и А. А. Рол- дугин (механические мастерские)— принимают участие в конструирова нии установки для исследователь ских работ. Одной из форм связи с производ ством руководство Московского ин ститута стали и Липецкого факуль тета считает информационно-лек торскую деятельность ученых инсти тута на заводах Липецка. И в эгом направлении сделаны первые шаги. Так, доктор технических наук, про фессор Б. Н. Финкелынтейн про чел- лекцию о методе внутреннего трения при исследовании металлов, побывал в лабораториях Новолипец кого и тракторного заводов, беседо вал с сотрудниками., интересовался их делами и нуждами. Доктор техни ческих наук, профессор Б. Г. Лив шиц выступил с лекцией о произ водстве трансформаторной стали по новым техническим режимам и так же посетил заводы. Кандидат техни ческих наук, доцент Л. А. Анагор ский прочел лекцию в универси тете марксизма-ленинизма на тему: «Квантовая механика и ее практи ческое значение». Доктор технических наук С. И. Шаров, доценты И. А. Панченко, М. А. Астапович и другие научные работники выступили перед широкой общественностью, пропагандистами города и области, в рабочей аудито рии с лекциями и докладами, про пагандирующими советскую науку. Кафедра политической экономии начала работу по изучению движе ния новаторов производства, коллек тивов коммунистического труда предприятий Липецка. То, что сделано, лишь начало нужного сотрудничества коллектива научных работников, преподавате лей и студентов института стали с заводами города. О. ЧЕФРАНОВ, старший преподаватель кафедры физики. СТАНОВЛЕННЕ КОЛЛЕКТИВА Так выглядит факультетский корпус -------------------* в напряженные вечерние часы. * ----- Новые. впечат ления, новые пред ставления воанм- кают у всякого, кто проходит мимо дома № 1 на улице Зегеля в Липецке. Взамен учреж денческого «муравейника» в этом здании осенью начал работать ве черни! Факультет Московского ор дена Трудового Красного Знамени института стали имени И. В. Ста лина. # В организации его была проявле на большая забота областной и го родской партийных организаций, со вета народного хозяйства Липецко го экономического района, много численного коллектива института в Москве, руководителей промышлен ных предприятий и строек Липецка, большого, очень большого числа трудящихся. Совместные усилия дали свои плоды. В светлых, высоких комна тах здания — в его лабораториях р аудиториях, рабочих помещениях преподавателей и лаборантов, ма стерских — кипит большая жизнь. На факультете в текущем учебном году обучается более 700 студентов вечерних групп, 50 студентов пер вого курса дневных групп, совме щающих свою учебу с работой на производстве. Кроме наших, так ска зать, собственных студентов, на фа культете в той или иной степени, в зависимости от желаний и воз можностей каждого, обучаются около 200 ^студентов - заочников самых различных вузов страны, причем, всех курсов — от первого до пя того. Профиль нашего факультета ос ложняется еще и этим обстоятель ством. А надо сказать, что он сло жен и сам по себе. На четырех курсах Факультета обучаются ма шиностроители, металлурги всех основных специальностей, строите ли, обогатители полезных ископае мых. Это требует от коллектива ин ститута и факультета большого на пряжения и гибкости в организации учебного процесса. Закончился первый семестр теку щего учебного года. Идут заче ты и экзамены—подведение итогов в определенных, свойственных ву зам. показателях. Но и без них мож но сказать, что учеба на факульте те протекала в более благоприятных условиях, чем раньше. Работали до статочно хорошо оснащенные лабо ратории по общенаучным и общеин женерным дисциплинам. Более ква лифицированным стал состав препо давателей. К минимуму сведено ко личество преподавателей, работаю щих по совместительству. Усиленно Думая о будущем РАБОТАЕМ И УЧИМСЯ I С ОЕДИНЕНИЕ высшего специ ального образования с про изводственным опытом—что мо жет быть лучше этого, когда речь :дет о подготовке инжене ра? Не случайно такое огромное значение придается в нашей стра не развитию системы заочного и вечернего высшего образования. И в этой связи ясно, почему та кое большое внимание уделено з Липецке вечернему факультету Московского института стали, который заменил собой факуль тет Тульского «механического ин ститута. Это последнее обстоя тельство также не случайно. И дело, конечно, не в перемене на звания. Бурными темпами развивается в черноземном центре Липецкая Магнитка. Именно она, именно металлургия, а не какая-либо другая промышленность опреде ляет лицо нашего промышленного города. И, конечно, в этих услб- виях институт стали больше от вечает ее задачам и потребностям. Что дали все эти перемены нам, студентам? Во-первых, фа культет получил свое помещение (перестал быть «бедным родствен ником»)'. во-вторых, неизмеримо богаче стали его лаборатории, в третьих, квалифицированнее ве дется преподавание. Факультет зажил жизнью на стоящего вуза: создан старостат, который ведет всю массовую. воспитательную работу среди сту дентов. проводятся вечера, кото рые благотворно влияют на скола чивание коллектива. Одним сло вом, пульс жизни бьется сильнее. Если говорить о той группе треп его курса, в которой я учусь, то ее, так сказать, местные перемены заключены в названии. Раньше все студенты ее должны были получить специальность «об работка металлов давлением» — в это число входили ковка, штамповка, прокатное производ ство, волочение. Сейчас V нас бо лее точный «адрес»: мы будем инженерами-прокатчиками, т. е. теми специалистами, которые, су дя по перспективам нашей Маг нитки. будут ей нужны больше всего, Р МАСЛОВА, лаборант НЛМЗ. * ** & ]Г2 1958 году я закончил Ли- пецкое техническое училище № 3 и получил специальность электрогазосварщика. Выполнил поставленную перед собой зада-, чу: стал специалистом. Но ведь не хочется на этом останавли ваться, хочется всегда иметь пе ред собой большую цель и к ней стремиться. Решил я продолжать учебу без отрыва от производства. Я ведь сварщик,'строил коксохимический цех, а позднее стал работать в нем. значит, по этому пути надо идти и дальше. Но где и как учиться? Заочно? Пока я обдумывал, куда, как го ворится, податься, в Липецке от крылся вечерний факультет ин ститута стали. Среди специально стей, по которым он готовит, есть и такая: «механики оборудо вания заводов черной и цветной металлургии». Коксохимический цех относится к заводам черной металлургии? Относится. А я в этом цехе свар щик, ремонтирую оборудование. Так что, ничего лучшего для себя, чем поступление в эту группу, факультет, я придумать не мог. Сдал приемные экзамены, стал студентом. Кто-нибудь может сказать, что просто мне повезло, что это чи стая случайность. Конечно, это далеко не случайность. Ведь то, что в центре Европейской части Российской Федерации создается Липецкая Магнитка, закономер но? Значит, закономерно и появ ление факультета металлурги ческого вуза. Потому “ что ог ромные задачи, стоящие перед ме таллургами, должны решать люди, вооруженные не только практиче ским производственным опытом, но и знаниями. Позади уже полгода учебы, сейчас я сдаю экзамены первой в своей жизни вузовской экзамена ционной сессии. А. ПУТИНЦЕВ, сварщик. ................................................................... ................... .................. .................. осуществляется методическая работа не только на отдельных кафедрах, но и на факультете в целом. Богаче стала библиотека, хотя книжный Фонд ее все же не в состоянии удовлетворить все запросы студен тов. В этой обстановке повысился ин терес студентов к учебе, лучше об стоит дело с посещаемостью заняг тий. Очевидно, что студенты лучше и усвоили то, что они изучали в се местре. Вместе с тем, есть несколь ко моментов, осложняющих жизнь Факультета. Прежде всего следует сказать о почти нестерпимой тесноте в учеб ных помещениях. В здании факуль тета не смогли разместиться все ла боратории даже этого учебного года. Аудиторные занятия проводятся частично в помещении средней шко лы № 5 и горнометалдургического техникума. Особенно тяжелое поло жение в школе. За низенькими пар тами вынуждены сидеть зачастую по три взрослых человека, достаточ но уставших на работе, днем, или таких, которым предстоит еще устать в ночной смене. Всем нам надлежит позаботиться о том. чтобы к середине лета 1960 года для института было отстроено второе здание по улице Сталина. И нужно уже сейчас начать работу по дальнейшему развитию строительст ва зданий для факультета, имея в виду неотложную необходимость организации специальных лаборато рий, расширения аудиторного фон да. Факультет будет расти и даль ше. Причем очень скоро — в тече ние ближайших двух лет — число его студентов приблизится к двум тысячам. Потребности производства, запросы населения могут вызвать необходимость организовать подго товку инженеров я по другим спе циальностям. Кроме того, крайне желательно было бы организовать частичную работу факультета в две смены для того, чтобы предоставить лаборатории и аудитории для сту дентов, вынужденных пропускать занятия по расписанию из-за смен ности на производстве. Это можно сделать в случае независимости фа культета от зданий школы, техни кума. И еще. Рабочий день на произ водстве сокращается и, следователь но, занятия в институте можно бы ла бы начинать на 1 час раньше. Это позволило бы студентам рань ше возвращаться домой и поболь ше отдохнуть или позаниматься до ма. К сожалению, необходимость пользоваться школьным зданием препятствует и этому. Из сказанного следует, что Мини стерству высшего и среднего спе циального образования РСФСР, пар тийным и советским органам, хо зяйственным руководителям нужно неотложно принять исчерпывающие меры к расширению площади, кото рую занимает факультет. Что еще нас беспокоит? Для сту дентов 1-го курса дневного факуль тета в институте и дневных групп на нашем факультете установлен такой режим: одну неделю они учат ся, другую — работают на произ водстве. Такое сочетание дало по ложительные результаты. Студентов первого курса дневно го отделения факультета, работаю щих на тракторном. Новолипецком и на заводе «Свободный сокол», надо окружить вниманием, и не только помочь им получить трудовые на выки, а довести дело до того, чтобы каждый из них получил высокую квалификацию и был бы более по лезным тружеником, чем ученик, на производстве. Студентов вечернего факультета надо определять на ра боту на производстве в соответст вии с профилем их будущей инже нерной специальности. А как живет коллектив препода вателей факультетов, каковы его ин тересы и чаяния? В общем плане на эти вопросы можно было бы отве тить коротко —■все они без исклю чения хотят оказаться наиболее полезными и принимают участие в решении многих задач производства в целях улучшения технологии и повышения технико-экономических показателей. Связь факультета и производства идет по многим на правлениям, в том числе и путем консультаций виднейших представи телей института, его профессоров. Связи с работниками науки могут быть значительно усилены, так как вечерний факультет в Липецке представляет собой очень квалифи цированный научный коллектив ин ститута стали в Москве. Эти связи могут развиваться не только в об ласти научной пропаганды, но и в направлении совместной работы над разрешением технических вопросов производства. Факультет организует работу курсов по подготовке для поступле ния в институт на дневные и ве черние факультеты. Таким образом, будет в основном определен состав студентов набора 1960 года. Наконец, общественные, партий ные организации промыш ленных предприятий долж ны начать работу по отбо ру инженеров, творчески и с инициативой работаю щих на производстве, для рекомендации их в аспи рантуру. чтобы кадры пре подавателей факультета и научных работников завод ских лабораторий форми ровались из своих липец ких товарищей. Доктор технических наук, профессор С. ШАРОВ, декан факультета. В постановлении Верховного Со вета СССР о перестройке высшей школы особое внимание уделяется разштию вечернего и заочного об разования, повышению качества обучения студентов вечерних и за очных учебных заведений, факуль тетов и отделений. Очень важным признано развитие сети таких учеб ных заведений, приближение их к производственной базе, к промыш ленным районам, где в них есть особенно большая нужда. Именно поэтому организованный в Липецке еще несколько лет назад вечерний факультет Тульского ме ханического института был в ны нешнем году преобразован в вечер ний факультет Московского инсти тута стали. Дело, разумеется, не только в смене названия. Министерство высшего образова ния СССР поручило создание ве чернего факультета Московскому ■институту стали потому, что он го товит инженеров по таким специ альностям, в которых особенно нуж даются промышленные предприятия Липецкой области, обладает высоко квалифицированными кадрами пре подавателей и лаборантов, имеет большой опыт в проведении науч ной и методической работу. Таким образом, создание факуль тета — один из примеров претворе ния в жизнь решений партии и пра вительства по дальнейше му развитию высшей шко лы. проявление постоян ной заботы о воспитании кадров технических спе циалистов. Факультет был создан за сравнительно короткое время. Этому активно спо собствовали областной и городской комитеты КПСС, промышленные предприя тия и строительные орга низации Липецка и Липец кой области, а также ди рекция, партийная орга низация и большинство кафедр Московского ин ститута стали. Значительная работа была проведена по ком плектованию факультета кадрами преподавателей и лаборантов. К настоящему време ни на факультете работают 36 пре подавателей, из которых один док тор технических наук, профессор. 13 кандидатов наук и доцентов. Технический состав факультета (ла боранты и учебные мастера) подоб раны так, что большинство имеет высшее образование. Прибывшим из Москвы и других городов преподавателям созданы надлежащие бытовые условия. Ди рекция института и деканат факуль тета помогли вновь прибывшим в переезде и устройстве в г. Липецке. Много дел было по организации факультета: ремонту здания, уком плектованию аудиторий мебелью, оборудованию лабораторий, проведе нию нового набора студентов и т. д. Преподаватели, лаборанты и обслу живающий персонал факультета ра ботали исключительно дружно, не считаясь с затратой времени, вы полняя любую работу. Нелегко бы ло отличить, кто трудился лучше. В этот-то период и начал сколачи ваться коллектив факультета. Ведь ничто так не сближает людей, как совместный труд! Еще не. успели уйти из зданий факультета строительные рабочие, как сотрудники факультета приня лись за меблировку аудиторий, устанавливали оборудование в ла бораториях и проверяли его, гото вили пособия к новому учебному году. Работа усложнялась еще тем, что контингент студентов Факульте та в 1959 году увеличился вдвое, и студенты должны были обучаться на четырех курсах. Но в этой труд ности была и своя «легкость»: боль ше стало студентов — больше ста ло добровольных и энергичных по мощников. Они приняли участие в установке и монтаже оборудования лабораторий, наводили порядок в здании института. Сотни студентов приходили по вечерам в августе и сентябре и, не считаясь с устало стью, активно работали там, где это необходимо. Студенты понимали, что выполняют эти работы для се бя, для улучшения учебного про цесса. И это тоже многое дало для создания студенческого коллектива, для сближения его с коллективом преподавателей, для того, чтобы двигать вперед общее дело: одним лучше учить, другим — лучше учиться. Когда начался первый семестр 1959— 1960 учебного года, боль шинство студентов с желанием при нялось за учебу, аккуратно посе щало лекции, выполняло лаборатор ные работы и задания. Теперь первый семестр закон чился. За этот период много сдела но. Активно работают партийная, профсоюзная и комсомольская орга низации, создается общественная организация студентов—старостат. Почти все преподаватели включи лись в выполнение научной рабо ты, в оказание помощи промышлен ности. Начал работу научный кол локвиум. Систематически работают семинар по диалектическому мате риализму и кружок по истории пар тии. Некоторые преподаватели уже включились в лекционную пропа ганду по городу. Отрадно отметить, что доцент М. А. Астапович, стар ший преподаватель Л. А. Рева, кан дидат технических наук Н. И. Тю рин и другие, понимая важность' движения бригад коммунистического труда, взялись за обобщение опыта их работы и выработку мероприятий по оказанию помощи членам бригад. Все это говорит о том, что в Ли В свободную, минуту можно по говорить об интересных техниче ских проблемах, поспорить. Эти двое так увлечены, что не заме тили даже вспышки блиц-лампы фотокорреспондента, ---------- ♦ ♦------------ пецке складывается и крепнет но вый научный коллектив, члены ко торого не считают себя временными жителями этого города, а, наоборот, все больше врастают в его жизнь. Причем о многих из наших товари щей можно уже говорить как о патриотах города, полюбивших ето. Конечно, не все еще гладко в на шей жизни, не все рще нами сде лано. Администрация и общественные организации ведут большую подго товительную работу по улучшению режима занятий, с тем, чтобы ор ганизовать его наиболее рациональ но для студентов. Каждый из преподавателей мо жет сказать, что студенты нашего факультета— люди серьезные и дис циплинированные, однако это не исключает необходимости и в даль нейшем вести воспитательную рабо ту среди них. Необходимо расши рить и углубить научную работу и лекционную пропаганду йреиодава- телей факультета и студентов на производстве. При активном уча стии всего коллектива задачи, стоя щие перед факультетом, несомненно будут выполнены. Л. АНАГОРСКИЙ, секретарь партийной организации факультета. В вечерние часы институт жи вет особенно полнокровно—в его лабораториях ц аудиториях идёт напряженная работа: преподава тели проводят консультации, сту денты работают над приборами. На снимках: 1. (в круге). «Тут', есть над чем подумать!» В лабо-ц .ратории общей химии слесарь тракторного завода В. Е. Корнев и слесарь-сборщик управления «Стальмоитаж» Н. К. Шмигнри- лов. 2. В одной из аудиторий. У доски старший преподаватель Л. А, Рева. Фото Л Черкашииа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz