Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

59 января '5960 г., У» 15 (1687) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 ' Л Для Липецкого вечернего факультета Московского института стали, которому посвящена эта страница, сейчас самое зло­ бодневное то, о чем рассказывает замести­ тель декана Л, А. Рева. Вот почему мы по­ мещаем его сообщение на первом месте: «Начались экзамены. Сдают их студенты первого, второго, третье­ го и четвертого курсов. Большого напряжения потребует экзамена­ ционная сессия от студентов первого курса, которым положено сдать три зачета и четыре экзамена. Прошли экзамены по химии на 1 курсе в группах специальностей «прокатное производство», «электрометаллургия». Отличные оценки получили техник Новолипецкого завода С. 3. Афонин, электрик тракторного завода А. А. Кукушкин, слесарь ЦЭМа С. П. Сухатс- рин, слесарь ТЭЦ К. Г. Березин. На оценку «хорошо» сдали 16 че­ ловек. Оценку «отлично» по начертательной геометрии получили 4 студента групп специальности «металловедение и термообработка». Прошли зачеты по истории КПСС на 1 курсе и ло политэконо­ мии — на 3 курсе. Экзамен по диалектическому и историческому материализму на «отлично» сдал студент 4 курса Я. К Проску­ рин — работник совнархоза, на «хорошо» сдали Э. И. Ракитский— конструктор ЛТЗ, В. Я. Гунькин — технолог ЛТЗ и другие. Много предстоит поработать студентам 3 и 4 курсов, у которых также очень напряженная сессия. Хорошо начали экзаменационную сессию дневная группа 1 кур­ са. Так, на экзамене по начертательной геометрии 6 января в этой группе 11 человек получили оценку «отлично», 11—«хорошо» и только 3 студента — «удовлетворительно». Каждый день на факультете идет напряженная работа в аудито­ риях, лабораториях, кабинетах, библиотеке. Л. РЕВА, зам. декана факультета. Д о б р о е начало ВЕЧЕРНИЙ ФАКУЛЬТЕТ ИНСТИТУТА СТАЛИ г , Изложенный доцентами Л. А. Атгодаским и С. Н. Крюковым метод использования явлений при элек­ тролизе теоретически обоснован пра­ вильно. Но нужно осуществить про­ цесс экспериментально, в условиях, близких к производственным. Наш завод в этом вам поможет. С такими словами начальник центральной заводской лаборатории Новолипецкого металлургического завода В. И. Котов обратился к до­ кладчикам научного коллоквиума (собеседования), состоявшегося не­ давно на Липецком факультете Мос­ ковского института стали. Необходимость тесной связи с производством в институте себе ясно представляют. Поэтому еще с первых дней существования фа­ культета научные работники часто посещают цехи, заводские лабора­ тории. совнархоз. По мере установ­ ления и расширения контактов стали выясняться и возможные те­ мы для коллективного решения их работниками института и инжене­ рами заводов. Тракторный завод предложил за­ няться изысканием методов поверх­ ностного упрочения лопаток дробе­ струйных аппаратов, Новолипецкий — исследованием магнитных свойств трансформаторной стали, завод «Сво­ бодный сокол» — сваркой чу гу нны х труб. К решению поставленных проб­ лем уже приступили многие кафед­ ры. Доцент кафедры физики кандидат технических наук Л, А. Анагорский разрабатывает технологию, при ко­ торой устраняется или значительно снижается брак при производстве труб на заводе «Свободный сокол», по его же методу — нагрев в элек­ тролите — -можно значительно уп­ рочнить лемеха к тракторным плу­ гам. что принесет народному хозяй­ ству немалую экономию. Кафедра металлографии института и работ­ ники этой кафедры на нашем фа­ культете готовятся принять самое активное участие в налаживании производства трансформаторной ста­ ли на Новолипецком заводе. И еще одно мероприятие готов осуществить факультет вместе с центральной лабораторией Новоли- пепкого металлургического завода— подготовить для нее группу квали­ фицированных лаборантов из числа студентов ставших курсов факуль­ тета и инженеров завода для ра­ боты в отделе трансформаторного металла. Кафедра металлургии чу­ гуна института и члены этой ка­ федры на Факультете развертывают работы по улучшению технологии производства чугуна на заводах НЛМЗ и «Свободный сокол». Кроме того, под руководством доцентов С. Н. Крюкова и Л. А. Анагорского в ферросплавном цехе Новолипецко­ го завода разрабатывается и теоре­ тически и экспериментально новая технология некоторых процессов. К научной работе кафедр приоб­ щаются и студенты-производствен­ ники. Так, студент 2-го курса Е. А. Брусенцов (ферросплавный цех) за­ нимается экспериментальным иссле­ дованием плавки алюминия, сту­ дент 3-го курса В. И. Кузнецов (ЛТЗ)—поверхностным упрочением металла, студенты 2-го курса Н. Ф. Бочаров, Ю. И. Кавешников (стан­ костроительный завод) и А. А. Рол- дугин (механические мастерские)— принимают участие в конструирова­ нии установки для исследователь­ ских работ. Одной из форм связи с производ­ ством руководство Московского ин­ ститута стали и Липецкого факуль­ тета считает информационно-лек­ торскую деятельность ученых инсти­ тута на заводах Липецка. И в эгом направлении сделаны первые шаги. Так, доктор технических наук, про­ фессор Б. Н. Финкелынтейн про­ чел- лекцию о методе внутреннего трения при исследовании металлов, побывал в лабораториях Новолипец­ кого и тракторного заводов, беседо­ вал с сотрудниками., интересовался их делами и нуждами. Доктор техни­ ческих наук, профессор Б. Г. Лив­ шиц выступил с лекцией о произ­ водстве трансформаторной стали по новым техническим режимам и так­ же посетил заводы. Кандидат техни­ ческих наук, доцент Л. А. Анагор­ ский прочел лекцию в универси­ тете марксизма-ленинизма на тему: «Квантовая механика и ее практи­ ческое значение». Доктор технических наук С. И. Шаров, доценты И. А. Панченко, М. А. Астапович и другие научные работники выступили перед широкой общественностью, пропагандистами города и области, в рабочей аудито­ рии с лекциями и докладами, про­ пагандирующими советскую науку. Кафедра политической экономии начала работу по изучению движе­ ния новаторов производства, коллек­ тивов коммунистического труда предприятий Липецка. То, что сделано, лишь начало нужного сотрудничества коллектива научных работников, преподавате­ лей и студентов института стали с заводами города. О. ЧЕФРАНОВ, старший преподаватель кафедры физики. СТАНОВЛЕННЕ КОЛЛЕКТИВА Так выглядит факультетский корпус -------------------* в напряженные вечерние часы. * ----- Новые. впечат­ ления, новые пред­ ставления воанм- кают у всякого, кто проходит мимо дома № 1 на улице Зегеля в Липецке. Взамен учреж­ денческого «муравейника» в этом здании осенью начал работать ве­ черни! Факультет Московского ор­ дена Трудового Красного Знамени института стали имени И. В. Ста­ лина. # В организации его была проявле­ на большая забота областной и го­ родской партийных организаций, со­ вета народного хозяйства Липецко­ го экономического района, много­ численного коллектива института в Москве, руководителей промышлен­ ных предприятий и строек Липецка, большого, очень большого числа трудящихся. Совместные усилия дали свои плоды. В светлых, высоких комна­ тах здания — в его лабораториях р аудиториях, рабочих помещениях преподавателей и лаборантов, ма­ стерских — кипит большая жизнь. На факультете в текущем учебном году обучается более 700 студентов вечерних групп, 50 студентов пер­ вого курса дневных групп, совме­ щающих свою учебу с работой на производстве. Кроме наших, так ска­ зать, собственных студентов, на фа­ культете в той или иной степени, в зависимости от желаний и воз­ можностей каждого, обучаются около 200 ^студентов - заочников самых различных вузов страны, причем, всех курсов — от первого до пя­ того. Профиль нашего факультета ос­ ложняется еще и этим обстоятель­ ством. А надо сказать, что он сло­ жен и сам по себе. На четырех курсах Факультета обучаются ма­ шиностроители, металлурги всех основных специальностей, строите­ ли, обогатители полезных ископае­ мых. Это требует от коллектива ин­ ститута и факультета большого на­ пряжения и гибкости в организации учебного процесса. Закончился первый семестр теку­ щего учебного года. Идут заче­ ты и экзамены—подведение итогов в определенных, свойственных ву­ зам. показателях. Но и без них мож­ но сказать, что учеба на факульте­ те протекала в более благоприятных условиях, чем раньше. Работали до­ статочно хорошо оснащенные лабо­ ратории по общенаучным и общеин­ женерным дисциплинам. Более ква­ лифицированным стал состав препо­ давателей. К минимуму сведено ко­ личество преподавателей, работаю­ щих по совместительству. Усиленно Думая о будущем РАБОТАЕМ И УЧИМСЯ I С ОЕДИНЕНИЕ высшего специ­ ального образования с про­ изводственным опытом—что мо­ жет быть лучше этого, когда речь :дет о подготовке инжене­ ра? Не случайно такое огромное значение придается в нашей стра­ не развитию системы заочного и вечернего высшего образования. И в этой связи ясно, почему та­ кое большое внимание уделено з Липецке вечернему факультету Московского института стали, который заменил собой факуль­ тет Тульского «механического ин­ ститута. Это последнее обстоя­ тельство также не случайно. И дело, конечно, не в перемене на­ звания. Бурными темпами развивается в черноземном центре Липецкая Магнитка. Именно она, именно металлургия, а не какая-либо другая промышленность опреде­ ляет лицо нашего промышленного города. И, конечно, в этих услб- виях институт стали больше от­ вечает ее задачам и потребностям. Что дали все эти перемены нам, студентам? Во-первых, фа­ культет получил свое помещение (перестал быть «бедным родствен­ ником»)'. во-вторых, неизмеримо богаче стали его лаборатории, в третьих, квалифицированнее ве­ дется преподавание. Факультет зажил жизнью на­ стоящего вуза: создан старостат, который ведет всю массовую. воспитательную работу среди сту­ дентов. проводятся вечера, кото­ рые благотворно влияют на скола­ чивание коллектива. Одним сло­ вом, пульс жизни бьется сильнее. Если говорить о той группе треп его курса, в которой я учусь, то ее, так сказать, местные перемены заключены в названии. Раньше все студенты ее должны были получить специальность «об­ работка металлов давлением» — в это число входили ковка, штамповка, прокатное производ­ ство, волочение. Сейчас V нас бо­ лее точный «адрес»: мы будем инженерами-прокатчиками, т. е. теми специалистами, которые, су­ дя по перспективам нашей Маг­ нитки. будут ей нужны больше всего, Р МАСЛОВА, лаборант НЛМЗ. * ** & ]Г2 1958 году я закончил Ли- пецкое техническое училище № 3 и получил специальность электрогазосварщика. Выполнил поставленную перед собой зада-, чу: стал специалистом. Но ведь не хочется на этом останавли­ ваться, хочется всегда иметь пе­ ред собой большую цель и к ней стремиться. Решил я продолжать учебу без отрыва от производства. Я ведь сварщик,'строил коксохимический цех, а позднее стал работать в нем. значит, по этому пути надо идти и дальше. Но где и как учиться? Заочно? Пока я обдумывал, куда, как го­ ворится, податься, в Липецке от­ крылся вечерний факультет ин­ ститута стали. Среди специально­ стей, по которым он готовит, есть и такая: «механики оборудо­ вания заводов черной и цветной металлургии». Коксохимический цех относится к заводам черной металлургии? Относится. А я в этом цехе свар­ щик, ремонтирую оборудование. Так что, ничего лучшего для себя, чем поступление в эту группу, факультет, я придумать не мог. Сдал приемные экзамены, стал студентом. Кто-нибудь может сказать, что просто мне повезло, что это чи­ стая случайность. Конечно, это далеко не случайность. Ведь то, что в центре Европейской части Российской Федерации создается Липецкая Магнитка, закономер­ но? Значит, закономерно и появ­ ление факультета металлурги­ ческого вуза. Потому “ что ог­ ромные задачи, стоящие перед ме­ таллургами, должны решать люди, вооруженные не только практиче­ ским производственным опытом, но и знаниями. Позади уже полгода учебы, сейчас я сдаю экзамены первой в своей жизни вузовской экзамена­ ционной сессии. А. ПУТИНЦЕВ, сварщик. ................................................................... ................... .................. .................. осуществляется методическая работа не только на отдельных кафедрах, но и на факультете в целом. Богаче стала библиотека, хотя книжный Фонд ее все же не в состоянии удовлетворить все запросы студен­ тов. В этой обстановке повысился ин­ терес студентов к учебе, лучше об­ стоит дело с посещаемостью заняг тий. Очевидно, что студенты лучше и усвоили то, что они изучали в се­ местре. Вместе с тем, есть несколь­ ко моментов, осложняющих жизнь Факультета. Прежде всего следует сказать о почти нестерпимой тесноте в учеб­ ных помещениях. В здании факуль­ тета не смогли разместиться все ла­ боратории даже этого учебного года. Аудиторные занятия проводятся частично в помещении средней шко­ лы № 5 и горнометалдургического техникума. Особенно тяжелое поло­ жение в школе. За низенькими пар­ тами вынуждены сидеть зачастую по три взрослых человека, достаточ­ но уставших на работе, днем, или таких, которым предстоит еще устать в ночной смене. Всем нам надлежит позаботиться о том. чтобы к середине лета 1960 года для института было отстроено второе здание по улице Сталина. И нужно уже сейчас начать работу по дальнейшему развитию строительст­ ва зданий для факультета, имея в виду неотложную необходимость организации специальных лаборато­ рий, расширения аудиторного фон­ да. Факультет будет расти и даль­ ше. Причем очень скоро — в тече­ ние ближайших двух лет — число его студентов приблизится к двум тысячам. Потребности производства, запросы населения могут вызвать необходимость организовать подго­ товку инженеров я по другим спе­ циальностям. Кроме того, крайне желательно было бы организовать частичную работу факультета в две смены для того, чтобы предоставить лаборатории и аудитории для сту­ дентов, вынужденных пропускать занятия по расписанию из-за смен­ ности на производстве. Это можно сделать в случае независимости фа­ культета от зданий школы, техни­ кума. И еще. Рабочий день на произ­ водстве сокращается и, следователь­ но, занятия в институте можно бы­ ла бы начинать на 1 час раньше. Это позволило бы студентам рань­ ше возвращаться домой и поболь­ ше отдохнуть или позаниматься до­ ма. К сожалению, необходимость пользоваться школьным зданием препятствует и этому. Из сказанного следует, что Мини­ стерству высшего и среднего спе­ циального образования РСФСР, пар­ тийным и советским органам, хо­ зяйственным руководителям нужно неотложно принять исчерпывающие меры к расширению площади, кото­ рую занимает факультет. Что еще нас беспокоит? Для сту­ дентов 1-го курса дневного факуль­ тета в институте и дневных групп на нашем факультете установлен такой режим: одну неделю они учат­ ся, другую — работают на произ­ водстве. Такое сочетание дало по­ ложительные результаты. Студентов первого курса дневно­ го отделения факультета, работаю­ щих на тракторном. Новолипецком и на заводе «Свободный сокол», надо окружить вниманием, и не только помочь им получить трудовые на­ выки, а довести дело до того, чтобы каждый из них получил высокую квалификацию и был бы более по­ лезным тружеником, чем ученик, на производстве. Студентов вечернего факультета надо определять на ра­ боту на производстве в соответст­ вии с профилем их будущей инже­ нерной специальности. А как живет коллектив препода­ вателей факультетов, каковы его ин­ тересы и чаяния? В общем плане на эти вопросы можно было бы отве­ тить коротко —■все они без исклю­ чения хотят оказаться наиболее полезными и принимают участие в решении многих задач производства в целях улучшения технологии и повышения технико-экономических показателей. Связь факультета и производства идет по многим на­ правлениям, в том числе и путем консультаций виднейших представи­ телей института, его профессоров. Связи с работниками науки могут быть значительно усилены, так как вечерний факультет в Липецке представляет собой очень квалифи­ цированный научный коллектив ин­ ститута стали в Москве. Эти связи могут развиваться не только в об­ ласти научной пропаганды, но и в направлении совместной работы над разрешением технических вопросов производства. Факультет организует работу курсов по подготовке для поступле­ ния в институт на дневные и ве­ черние факультеты. Таким образом, будет в основном определен состав студентов набора 1960 года. Наконец, общественные, партий­ ные организации промыш­ ленных предприятий долж­ ны начать работу по отбо­ ру инженеров, творчески и с инициативой работаю­ щих на производстве, для рекомендации их в аспи­ рантуру. чтобы кадры пре­ подавателей факультета и научных работников завод­ ских лабораторий форми­ ровались из своих липец­ ких товарищей. Доктор технических наук, профессор С. ШАРОВ, декан факультета. В постановлении Верховного Со­ вета СССР о перестройке высшей школы особое внимание уделяется разштию вечернего и заочного об­ разования, повышению качества обучения студентов вечерних и за­ очных учебных заведений, факуль­ тетов и отделений. Очень важным признано развитие сети таких учеб­ ных заведений, приближение их к производственной базе, к промыш­ ленным районам, где в них есть особенно большая нужда. Именно поэтому организованный в Липецке еще несколько лет назад вечерний факультет Тульского ме­ ханического института был в ны­ нешнем году преобразован в вечер­ ний факультет Московского инсти­ тута стали. Дело, разумеется, не только в смене названия. Министерство высшего образова­ ния СССР поручило создание ве­ чернего факультета Московскому ■институту стали потому, что он го­ товит инженеров по таким специ­ альностям, в которых особенно нуж­ даются промышленные предприятия Липецкой области, обладает высоко­ квалифицированными кадрами пре­ подавателей и лаборантов, имеет большой опыт в проведении науч­ ной и методической работу. Таким образом, создание факуль­ тета — один из примеров претворе­ ния в жизнь решений партии и пра­ вительства по дальнейше­ му развитию высшей шко­ лы. проявление постоян­ ной заботы о воспитании кадров технических спе­ циалистов. Факультет был создан за сравнительно короткое время. Этому активно спо­ собствовали областной и городской комитеты КПСС, промышленные предприя­ тия и строительные орга­ низации Липецка и Липец­ кой области, а также ди­ рекция, партийная орга­ низация и большинство кафедр Московского ин­ ститута стали. Значительная работа была проведена по ком­ плектованию факультета кадрами преподавателей и лаборантов. К настоящему време­ ни на факультете работают 36 пре­ подавателей, из которых один док­ тор технических наук, профессор. 13 кандидатов наук и доцентов. Технический состав факультета (ла­ боранты и учебные мастера) подоб­ раны так, что большинство имеет высшее образование. Прибывшим из Москвы и других городов преподавателям созданы надлежащие бытовые условия. Ди­ рекция института и деканат факуль­ тета помогли вновь прибывшим в переезде и устройстве в г. Липецке. Много дел было по организации факультета: ремонту здания, уком­ плектованию аудиторий мебелью, оборудованию лабораторий, проведе­ нию нового набора студентов и т. д. Преподаватели, лаборанты и обслу­ живающий персонал факультета ра­ ботали исключительно дружно, не считаясь с затратой времени, вы­ полняя любую работу. Нелегко бы­ ло отличить, кто трудился лучше. В этот-то период и начал сколачи­ ваться коллектив факультета. Ведь ничто так не сближает людей, как совместный труд! Еще не. успели уйти из зданий факультета строительные рабочие, как сотрудники факультета приня­ лись за меблировку аудиторий, устанавливали оборудование в ла­ бораториях и проверяли его, гото­ вили пособия к новому учебному году. Работа усложнялась еще тем, что контингент студентов Факульте­ та в 1959 году увеличился вдвое, и студенты должны были обучаться на четырех курсах. Но в этой труд­ ности была и своя «легкость»: боль­ ше стало студентов — больше ста­ ло добровольных и энергичных по­ мощников. Они приняли участие в установке и монтаже оборудования лабораторий, наводили порядок в здании института. Сотни студентов приходили по вечерам в августе и сентябре и, не считаясь с устало­ стью, активно работали там, где это необходимо. Студенты понимали, что выполняют эти работы для се­ бя, для улучшения учебного про­ цесса. И это тоже многое дало для создания студенческого коллектива, для сближения его с коллективом преподавателей, для того, чтобы двигать вперед общее дело: одним лучше учить, другим — лучше учиться. Когда начался первый семестр 1959— 1960 учебного года, боль­ шинство студентов с желанием при­ нялось за учебу, аккуратно посе­ щало лекции, выполняло лаборатор­ ные работы и задания. Теперь первый семестр закон­ чился. За этот период много сдела­ но. Активно работают партийная, профсоюзная и комсомольская орга­ низации, создается общественная организация студентов—старостат. Почти все преподаватели включи­ лись в выполнение научной рабо­ ты, в оказание помощи промышлен­ ности. Начал работу научный кол­ локвиум. Систематически работают семинар по диалектическому мате­ риализму и кружок по истории пар­ тии. Некоторые преподаватели уже включились в лекционную пропа­ ганду по городу. Отрадно отметить, что доцент М. А. Астапович, стар­ ший преподаватель Л. А. Рева, кан­ дидат технических наук Н. И. Тю­ рин и другие, понимая важность' движения бригад коммунистического труда, взялись за обобщение опыта их работы и выработку мероприятий по оказанию помощи членам бригад. Все это говорит о том, что в Ли­ В свободную, минуту можно по­ говорить об интересных техниче­ ских проблемах, поспорить. Эти двое так увлечены, что не заме­ тили даже вспышки блиц-лампы фотокорреспондента, ---------- ♦ ♦------------ пецке складывается и крепнет но­ вый научный коллектив, члены ко­ торого не считают себя временными жителями этого города, а, наоборот, все больше врастают в его жизнь. Причем о многих из наших товари­ щей можно уже говорить как о патриотах города, полюбивших ето. Конечно, не все еще гладко в на­ шей жизни, не все рще нами сде­ лано. Администрация и общественные организации ведут большую подго­ товительную работу по улучшению режима занятий, с тем, чтобы ор­ ганизовать его наиболее рациональ­ но для студентов. Каждый из преподавателей мо­ жет сказать, что студенты нашего факультета— люди серьезные и дис­ циплинированные, однако это не исключает необходимости и в даль­ нейшем вести воспитательную рабо­ ту среди них. Необходимо расши­ рить и углубить научную работу и лекционную пропаганду йреиодава- телей факультета и студентов на производстве. При активном уча­ стии всего коллектива задачи, стоя­ щие перед факультетом, несомненно будут выполнены. Л. АНАГОРСКИЙ, секретарь партийной организации факультета. В вечерние часы институт жи­ вет особенно полнокровно—в его лабораториях ц аудиториях идёт напряженная работа: преподава­ тели проводят консультации, сту­ денты работают над приборами. На снимках: 1. (в круге). «Тут', есть над чем подумать!» В лабо-ц .ратории общей химии слесарь тракторного завода В. Е. Корнев и слесарь-сборщик управления «Стальмоитаж» Н. К. Шмигнри- лов. 2. В одной из аудиторий. У доски старший преподаватель Л. А, Рева. Фото Л Черкашииа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz