Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)
2 1 4 июня 1960 г., М 139 (18111 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Поговорка, которой озаглавле на эта страница, издавна ходит в народе. Но в Советском государ стве копейка приобрела новый смысл, она стала народной ко пейкой. Сберечь копейку и по стараться превратить ее в две, в зГйства“ ст°рДГ ь , ИЗ ВвЖНЫХ УСЛОВИЙ 6УРН0Г° раСЧВвТа НаР°«” ° г° >о- собпк,л;„ЛеНИН УЖе ПерВЫХ ЯНеЙ Совет™ °й власти ставил задачу соблюдения строжайшего режима экономии. Ильич постоянно учил изгонять все следы излишества и «...добиться того, чтобы вся- кое малейшее сбережение сохранить для развития нашей крупной машинной индустрии, для развития электрификации,..». РУ пб п е тГ 5 °е значение накопления социалистического хозяйства при к о п а н 8 СвЯЗИ С предстояи1ей отменой налогов с населения. На- сударства С п е ш н о ” еЯИНСТВеннь1м источником доходов нашего го- го' Успешное финансирование хозяйственного и культурно го строительства целиком и полностью зависит от выполнения стваДГ а ~ н и й . Х03ЯЙСТВеННЫМИ 0рГа" изаА” я“ ” производ- Коллектив Липецкого тракторного завода хорошо начал семи- стаимостиМппУплШвМ Г0АУ ГЛавным о6Р” ом за счет снижения сйбе- ~ и Пр° АУ“ ц,! и знесено в «казну» 350 тысяч рублей сверхпла- волс1ва яКаПп еНИИ' 8 Текущем же Г0«У завод, выполняя план произ- И Вп п !1 . продукции, не справляется с планом накоплений. режде всего потому, чт0 не мобилизовал в полной мере внут- рипроизводственные резервы. ^ * мичегкоагоИЧ1 Ип 1 а ЭТ° М крупнейше“ предприятии Липецкого эконо мического района огромных резервов и публикуемые на этой странице материалы. Л ипецкие тракторостроители могут и должны хозяйствовать лучше возможностей говорят Вот они, резервы! Перед нами план организационно технических мероприятий Липецкого тракторного завода на второй год семилетки. Это — развернутая про грамма действий коллектива, ис пользования внутрипроизводствен ных резервов. В плане главное ме сто занимают вопросы внедрения новой техники, комплексной меха низации и автоматизации, совер шенствования технологии, распрост ранения передового опыта, сниже ния себестоимости, улучшения ка чества продукции. Тракторостроители сделали нема ло из намеченного. Создано шесть поточных механизированных линий обработки тракторных деталей. За вершается подготовка производства к выпуску колесного трактора «Т-30», созданного творческими усилиями коллектива завода. Новая машина отличается от владимирского ко лесного трактора универсальностью, лучшими условиям для механиза торов, меньшим весом. Но немало и упущено. Отклады вается, например, из месяца в ме- СЯЦ механизшйл 1ТДГПТ'ПЯ7т.аи1т.глг1>п.п_ лической ленты сулит огромную экономики миллион 400 тысяч руб лей. Пробный выпуск в прошлом году 5 0 0 'и в текущем 1000 машин подтвердил реальность этого техно логического новшества, его большую экономическую выгоду. Было сэко номлено около трех тонн цветных металлов и примерно шесть тонн проката. И все же на заводе не то ропятся организовать производство всех тракторов с новыми буртовыми вкладышами. Для некоторых стружка, идущая из-под резца, кажется мелочью. Глубоко ошибаются те, кто так ду мают. На Тракторном заводе только т ^ и ^ о е ш ^ с с и г т и ЛИПЕЦКОГО ТРАКТОРА ТОЛЬКО НА ОДНУ МИНУТУ & с ^ е Л г . а вклад рационализаторов. Внедре ние 320 предложений новаторов по зволило сберечь 25 килограммов литья черного и цветного металла в расчете на один выпущенный трак тор. Однако эти результаты далеко не исчерпывают тех больших возмож ностей, которыми располагает завод для снижения металлоемкости трак тора, уменьшения себестоимости продукции. Перевод буртовых вкладышей дви гателя^ трактора «Т-30» с заливки бронзой на штамповку из биметал- яч РУБЛЕЙ. г на один процент отхо- а позволит ежегодно эко- ) тысяч рублей, ш сократить потери? Без- ожно и нужно! Каким об- >чнять допуски и сокра- уста. Надо также широко совмещенную штамповку все виды поточного литья. металла, это вынуждены да заводе, так велики, что гги на нет достижения но ваторов и положительные результа ты от внедрения оргтехмероприятий. В 1959 году за счет рационализации было сэкономлено 45 килограммов металла на каждый выпущенный трактор. А общий «баланс» металла таков: перерасход против нормы 340 тонн. Не будь этих потерь, сельское хозяйство получило бы до полнительно десятки липецких трак торов. Велики потери металла и в ны нешнем году. Мы уже говорили, что много его уходит в стружку. Неред ко из-за отсутствия нужного про-1 ката приходится использовать ме талл увеличенного профиля, что приводит к потере ценного материа ла. Основная же причина потерь — это высокий процент брака, особен но в заготовительных цехах. Так, в сталелитейном брак сейчас даже вы ше прошлогоднего. В январе — ап реле здесь забракованы 88 тысяч звеньев гусениц, 1334 отливки кор пуса бортовой передачи и 5371 от ливка опорного катка. Потери ме талла от брака за это время соста вили 1013 тонн, или более четырех процентов. Еще выше процент бра ка в цветнолитейном цехе. Брак — враг экономии. Тяжелым бременем непроизводительных за трат труда, материала, топлива, электроэнергии, «холостой» работы оборудования ло жится он на себе стоимость продук ции. В текущем году бра® уже на нес прямой ущерб миллиона 685 тысяч заводу в рублей. Каковы причины производствен ного брака? Чаще всего— это небрежность я ха латность в труде, отступление от технологии, а также следствие не совершенной технологии. Никак, на пример, не может пробить себе доро гу в производство прогрессивное литье: в оболочковые формы, литье под слоем флюса и в среде защит ных газов. Интересы государства требуют усилить технический и обществен ный контроль за выпуском продук ции, вовлечь в активную борьбу за высокое качество всех рабочих за вода. В цехах нередко можно услышать несущееся со всех сторон шипение. Это улетучивается сжатый воздух в местах, где плохо соединены, пере крыты или просто проколоты шлан ги. Установлено, что самый малень кий «шипун» дает потерю 1,5 ку бометра сжатого воздуха в минуту. На изготовление кубометра воздуха 'затрачивается - 1,6 копейки. Полу чается, что один «шипун» причиня ет каждые десять минут 24 копей ки убытка, а в день (при двухсмен ной работе)— более 20 .рублей. А все «шипуны» дают ежегодно тысячи рублей убытка. Значительные резервы экономии металла и средств таятся в правиль ном использовании инструмента. Огромную экономическую выгоду может получить завод, широко при менив заменители металла: пласт массы, металлокерамику и другие. Мы рассказали лишь о некоторых резервах Тракторного завода, приве ли несколько примеров того, как из малого рождается большое,, как из копеек складываются миллионы. — Бережливость — богатству се стра,— гласит народная пословица. Надо лишь, чтобы каждый тракторо строитель понял свою ответствен ность за судьбу врученных ему на родом огромных ценностей. Важно шире развернуть социалистическое соревнование за достижение кон кретных показателей экономии, умело, недлинно по-хозяйски исполь зуя внутренние резервы производст ва, Это диктуется самой жизнью, интересами дальнейшего развития народного хозяйства нашей страны. Л. ГРИГОРЬЕВ. Отходы—в дело Значительная часть деталей трак тора у нас изготовляется методом холодной штамповки из листового проката. Прессовый цех каждо дневно потребляет многие тонны дорогостоящего холодно- и горяче катаного металла. Бот почему очень важно по-хозяйски исполь зовать каждый лист, полосу, ленту. Большие резервы для экономии кроются в рациональном раскрое металла. Как же они используются на заводе? На все штампуемые детали со ставляются карты раскроя. Из кар ты раскроя листа, полосы или лен ты видно, как располагаются заго товки, сколько можно их отштам повать. Технологи стремятся раз местить как можно больше заго товок и тем самым увеличить вы ход деталей из единицы материала. Мастером этого дела является тех нолог т. Леликов. Составленные им карты раскроя имеют наиболее вы сокий коэффициент использования листового металла. Какую выгоду дает рациональный раскрой? Во-первых, экономится металл и, во-вторых, — остаются в заводской кассе десятки тысяч рублей, кото рые пошли бы на его приобретение. Сберегается также часть труда, затраченного на изготовление ли стового проката. Ведь раньше, скажем, для создания 20 деталей нужно было расходовать пять, ли стов, теперь требуется только четыре. Сэкономленный лист ис пользуется на изготовление допол нительных деталей. И, наконец, рациональный раскрой позволил сберечь рабочее время: не будь сэкономленного пятого листа, его надо было бы сделать, затратив время. Однако нам, технологам, пока не удалось достичь наилучшего рас кроя. Лишь на отдельных деталях избавились от отходов, да боль шинстве же — они значительны. Отсюда задачу — найти широкое применение отходов металла, пол нее их использовать. В прессовом цехе, например, часть отходов ^идет для штамповки других деталей, • что увеличивает общий коэффициент использования металла на заводе. «Свежий» ли стовой прокат применяется сейчас в основном при штамповке деталей крупного размера, а отходы, кото рые при этом образуются, идут на мелкие детали. Конструкторы отде ла главного технолога специально проектируют открытые штампы, I позволяющие в е с т у штамповку д е т а л е й трактора из отходов. Рабочие - новат о р ь: стремятся к тому, что бы максимально при близить заготовку к размерам готовых дета лей. Наладчик моторно го цеха т. Панов пред ложил безот х о д и у ю пгЦамповку загототег вкладышей из биметал лической полосы. Внед рение этого новшеств,- позволило СЭКОНО МИТ! десятки тонн дорого стоящего биметалла, десятки тысяч .рублей Ги«,у,ыкс>ым 1 - пы х средств. Инженерно-технические работни ки в содружестве с рабочими доби ваются экономии металла путем улучшения конструкции деталей. Так, изменение конструкции мас ляного радиатора предложенное за местителем начальника прессового цеха т. Чещневиловым, сбереги* сот ни метров ценной трубки. СеГЧо внедряются предложения »апиона- лизаторов В. Яковлева и Н. Аргуно ва по использованию десятимилли метровых отходов. В результате бу дет сэкономлено 10 килограммов ме талла на каждом тракторе. Примеров коммунистического от ношения к народному добру, в ча стности, к металлу можно привести много. Но это не дает нам основа ния закрывать глаза на существен ные недочеты в использовании ли стового и иного проката. В том же прессовом цехе много отходов еще не нашло себе применения. Более того, предложения рацио нализаторов об использовании отхо дов иногда внедряются очень мед ленно. Долго, например, «маринуют ся» предложение конструктора т. Раевского об изготовлении из от ходов, образующихся при штамповке крыла трактора, другой детали. А ведь только один процент использо вания отходов в прессовом цехе — это экономия двух килограммов ме талла н а каждом тракторе! Увеличить выход продукции из единицы м а т е р и а л а -в о т . к.,чему., должна быть устремлена творческая мысль наших новаторов и рацио нализаторов. Это — один из вер ных, надежных путей снижения себестоимости липецкого трактора. А. ЛЕВИТИН , начальник бюро холодных штам пов отдела главного технолога. ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ н* Л и п е ц к о м т р а к т о р н о м з а в о д е ТОЛЬКО НА т Запомни эти цифры У нас имеются огромные резервы развития * производства и снижения себестоимости. Зада* | ча —полнее использовать эти резервы, добиться, | чтобы на каждом предприятии еще лучше вели | хозяйство, полнее использовали достижения науки и передового опыта, чтобы при меньших затратах добивались лучших результатов. Н. С. ХРУЩЕВ. □ Снижение брака на один процент в сталелитейном цехе ЛТЗ дает дополни тельно 16 тонн метал ла и 20 тысяч квтч электроэнергии в год. □ Конст р у к т о р т. Сокол предложил изменить модель зве на гусеницы трактора Т-38. Внедрение этого новшества позволило заводу сэкономить на каждой выпущенной машине 6 килограммов стали. В переводе на деньги это означает 180 тысяч рублей в год. □ Изменение тех нологического процес са изготовления бур тового вкладыша дви гателя трактора Т-38 позволит сэкономить около 27 тонн меди и 15 тонн свинца. р . Замена медных трубок на пластмассо вые сбережет 1000 ки- вместо лограммов меди. Из готовление трех дета лей центрифуги из пластмассы позволит экономить ежегодно 9720 килограммов алюминия. Р Внедрив сплав ЦАМ 3 0 -5 бронзы на работающих на трении , завод сможет исполь зовать ежегодно 60 тонн цветного металла для других нужд про изводства. р Благодаря авто матизации выбивки на пяти литейных конвей ерах сэкономлено 340 тысяч киловатт-часов. [р На производство сжатого воздуха на ЛТЗ расходуется не мало электроэнергии. Экономно расходовать сжатый воздух—зна чит беречь электриче скую энергию. Между тем на рабочих ме стах еще велики поте ри сжатого воздуха. Устранив их , тракторо строители сэкономят 3 миллиона 800 тысяч киловатт-часов. р Снизив припуски на обработку поршня двигателя до одного миллимет ра, м о ж н о деталях , экономить 2000 кило грамм ов алюминия в год. р Хозяйское ис пользование отходов огнеупорной футеровки электропечей сталели тейного цеха дает воз можность сократить только в этом году расход металла на 153 тонны. р В 1960 году кол лектив завода дал слово сэкономить за счет осуществления организационно - тех нических мероприятий: проката—835 точи , черного литья— 1175 тонн, цветных металлов- 41 тонну. И крупицы опыта богатство Р асаросданвШ передового опыта— неисчерпаемый ре зерв снижения себестоимости про дукции. Экономически эффективной, действенной формой распространения передового опыта являются семина ры рабочих по профессиям. Участни ки семинара практически изучают передовые приемы труда, знакомят ся с прогрессивной технологией, ин струментом и оборудованием непо средственно на рабочем месте. До семинара, скажем прямо, мало кто у нас знал, ленинградского фре зеровщика Леонова — изобретателя отрезной фрезы. Лишь отдельные станочники пользовались фрезами Карасева и Кузнецова, значительно повышающими производительность труда. А когда на завод для участия в семинаре был приглашен инструк тор Ленинградского дома техники Б. Кротов и на рабочем месте пока- СКОРОСТНОЕ РЕЗАНИЕ П О В Ы Ш А Е Т ПРОЙЗИАКТЕДЫЙСТЬ СТАНКА 30 - 407 , НАДЕТАЛЬ С Э КО Н О М Л Е Н НЫ Й К И Л О В А В С ЕМ И Л Е Т К У В КЛАД Трудно представить нашу жизнь без электричества. Чудесная, могу чая сила тока верно служит челове ку, приводит в действие машины, дает свет и тепло. В. И. Ленин на звал эту силу технической базой -со временного крупного производства. Наша Родина покрылась густой се тью электрических станций. Успеш но претворяется в жизнь ленинская идея сплошной электрификации. Быстро растет потребность в элек тричестве в нашей области. Оно нужно для вступающих в строй объектов Липецкой Магнитки и дру гих новостроек, для удовлетворения все возрастающих потребностей в быту. Вот почему сейчас особенно важно по-хозяйски, рачительно ис- по-льзовать каждый киловатт-час электричества. К этому призвал нас Центральный Комитет КПСС в пись ме «Об экономном расходовании электрической энергии в народном хозяйстве». Обращение ЦК партии нашло жи вой отклик у наших рабочих, инже неров, техников. Обсуждая письмо на партийных и рабочих собраниях, тракторостроители с большим подъ емом взяли высокие социалистиче ские обязательства. Выполнению их подчинены разнообразные средства пропаганды и агитации, обществен ные смотры. Большинство рабочих и служащих завода стремится сбе речь каждый киловатт. В течение прошлого года и пяти месяцев этого года сэкономлено более 17 миллио нов киловатт-часо?. Перемножим их на 13 с половиной копеек (стоимость киловатт-часа) и получим немалую сумму: почти 2 миллиона триста тыедч рублей! Наиболее ощутимые результаты в борьбе заводского коллектива за экономию электроэнергии дает внед рение новой техники и прогрессив ной технология, высокопроизводи тельного инструмента и приспособ лений, модернизация оборудования. Приведу несколько примеров. В литейных цехах в 1959 году модер низировали 62 станка. И что же? Экономия электроэнергии составила 480 тысяч киловатт-часов. Замена лишь части устаревшего оборудова ния позволила сберечь 640 тысяч киловатт-часов. Сократился расход электроэнер гии и в результате осуществления ряда мероприятий в энергетическом хозяйстве завода. Основные из них — внедрение графика отключения трансформаторов в часы Шнималь- ных ^нагрузок, замена электродвига телей завышенной мощности, при менений люминесцентных ламп и другие. Вместе с тем у нас еще многие возможности для снижения расхода электричества не используются. Возьмем, для примера, сталелитей ный цех. Он потребляет около поло вины поступающей на завод элек троэнергии. Здесь на каждую тонну жидкой стали затрачивается 819 киловатт-часов при норме 780. Причем эта норма значительно вы ше, чем у сталинградских и харь ковских тракторостроителей. Может быть, у нас хуже условия, чем у сталеваров родственных пред приятий? Ничего подобного. Дело в людях. Бот факты. На второй печи ры тт. Чугунов и В о л о к и т и н . За время контрольной проверки, про должавшейся месяц, первый расхо довал энергии на выплавку одной тонны углеродистой стали от 608 до 612 киловатт-часов, второй же'намного больше — 970— 980. Па седьмой печи сталевару т. Олим- пиеву для выплавки одной тон ны марганцевистой стали хвата ет 725 киловатт-часов энергии, тогда как его сменщику — т. Ека теринину мало и тысячи киловатт- часов. Эти цифры в комментариях не нуждаются. Они сами за себя гово рят. Коллективу сталелитейного це ха надо взять расход электроэнергии под свей строжайший контроль, серьезно заняться внедрением опыта лучших рабочих и сталеваров своего и других тракторных заводов. Ог^ ромные резервы экономии элект ричества имеются и в других цехах. Велики еще у нас потеря сжатого воздуха, влекущие за собой излиш нюю трату электроэнергии. Досад ным источником потерь электриче ства является и бесхозяйственное расходование воды в закалочных установках сталелитейного, кузнеч ного и термического цехов. Здесь ча сто не прекращают доступ воды и тогда, когда закалка деталей не про изводятся. Во многих бытовых по мещениях и санузлах вода, как гово рится, льется рекой из-за неисправ ности арматуры, а иногда и по ха латности обслуживающего персона ла. Велики потери электричества и в осветительной сети. На некоторых производственных участках моторно го цеха, например, настолько загряз нены окна и световые фонари, что электрические лампоч- т ки горят в самые свет лые часы суток. В кла довой мерительного ин- работают Стале®/- {/таумоита этого цеха площадью в 20 ^ "квадратных метров продолжитель- р е Д р Ш й горело три электрических лампы по 300 ватт каждая, хотя там вполне достаточно двух сто ваттных. В письме Центрального Комитета партии указывается, что повышение коэффициента мощности в злеадю- устапоцках промышленности являет ся-одним из основных путей сниже ния потерь электроэнергии в сетях. В прошлом году коэффициент мощ ности в ряде цехов был чрезвычай но низкий. При установленной пра вительством норме величины коэф фициента мощности (косинуса фи) в 0,9 она составляла в моторном цехе — 0,4, цехе шасси — 0,45 и цехе пусковых моторов — 0,47. В первом квартале нынешнего го да в цехах с наиболее низкой вели чиной коэффициента мощности смон тированы и введены в эксплуатацию батареи статических конденсато ров общей мощностью 1600 квар, в результате чего коэффициент мощ ности повысился в механических цехах до 0,85— 0,95. Однако коси нус фи в целом по заводу все еще низок,, .за что выплачиваются в ви де штрафов огромные суммы. «Рациональное, экономное расхо дование электроэнергии, — говорит- зал все этииветрт* менты в действии, многие, откровен но говоря, «ахнули». В инструмен тальном цехе на обработке бойка парового молота фреза Карасева ре зала легированный металл, мак ре пу, производительность стайка уве личилась примерно в 8— 10 раз. Теперь прогрессивный инструмент стал приобретать и у нас «права гражданства». Ряд операций, напри мер, производится фрезами Леонова, Карасева и Кузнецова в инструмен тальном и ремонтно-механических цехах. В цехе шасси станочники пользу ются Фрезами Леонова при обработке соединительной планки и гайки. Только на этих двух деталях эконо мится 429 часов рабочего временя в год. Если внедрить леоновекйе фрезы на изготовлении большого- количества детален, экономия уде сятерится, что. ощутимо скажется на себестоимости продукция и накоп лениях. К сожалению, отдельные наши командиры производства порой недо оценивают значения широкого рас пространения нового, передового, прогрессивного. Вот пример. При активном уча стии коллектива литейной лаборато рии завода в сталелитейном цехе бы,л создан и оборудован участок изготовления экзотермических ста канов. Назначение стаканов — уменьшить прибыль у стальных у г леродистых отливок, то есть сокра тить расход жидкого металла на при быль примерно в четыре раза и не сколько облегчить формовку. При испытаниях новой технологии фор мовки ведущих звездочек трактора из тысячи штук ни одна отливка детали не была забракована. Внедре ние этого новшества дало бы эко номию 80 тысяч рублей. Но. как ни странно, работники технической службы цеха «заморозили» . новше ство. Им, видимо, легче живется со старой технологией. Вполне Возмож но. Но государству ущерб. И боль шой. П. АНЦУПОВ , работник бюро техниче ской информации. ТЖо о л о в н ц ы п а г о я о р к - ( О По плану работай, по плану ! расходуй. | О Что сегодня сбережешь, [ ся в письмо ЦК КПСС, — должно , стать всенародным делом. Всенарод- ( 0 Р тр уд ом ^ко п е й ка ныи поход за выявление резервов ' экономии электрической энергии, повседневная борьба с ее растран жириванием поставят на службу на роду огромные энергетические ре сурсы, сделают труд советского че ловека более производительным, по- , эводят еще выше поднять жизнен- ( гатство. | НЫЙ уровень населения». 1 Л Из крошек—кучка, из капель » А. ЛЕВИНСОН, { — море. I главный энергетик завода. С _ . и________| до веку ) | живет. < О Где растяпа да тетеря, там | I не прибыль, а потеря. | | О Кто не бережет рубля, сам 1 ’ копейки не стоит. I О Велик океан, но и капля в 1 | нем прибыль. О Бережливость — лучшее бо- |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz