Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)
12 и к а я 1960 г., N 138 (18101 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 Поможем по подру гам профессии! Дела пошли веселей Ценная инициатива животново дов колхозов «Свобода» Воловского района и имени Фрунзе Лебедянско го района о взаимной помощи друг другу нашла одобрение и поддерж к у работников ферм Елецкого рай она. Это благородное начинание поможет обогатить работников жи вотноводства передовым опытом, лучшими методами ухода за ско том. В самом деле, особой разницы в содержании скота в хозяйствах рай она нет. Механизация ферм, кормо вая база в здешних совхозах мало чем отличаются друг от друга. Одна ко в одних хозяйствах надаивают за день по 12— 13 килограммов молока, а в других— по 5— 6. Животноводы нашего совхоза соревнуются с работниками ферм совхоза «Ключ жизни». Несмотря на приблизительно одинаковые ус ловия, совхоз «Ключ жизни» имеет значительно меньшие надои, чем наш. Мне пришлось побывать у соседей, с которыми мы соревнуем ся. И я убедилась в том, что ви новны в низких надоях руководите ли ферм и сами доярки. Там, на наш взгляд, неправильно был ор ганизован труд работников молоч ной фермы. Доярки делали все — ухаживали за коровами, очищали помещение от навоза, выпаивали телят до месячного возраста. Впол не понятно, что пои такой нагрузке они не справлялись со своими пря мыми обязанностями. Коров почти не чистили, редко подмывали и мас сажировали вымя. Все это отрица тельно сказывалось на продуктив ности животных. Кроме того, руко водители фермы не побеспокоились о том, чтобы вода и барда доставля лись непосредственно в помещение. К о ро в поили из корыт, которые на ходились на улице, х о л о д н у ю в о д у и барду животные пили неохотно. Плохо приготовлялись корма: соло му редко измельчали и сдабривали комбикормами. Узнав обо всем этом, мы были С и В О И и знания- Наш район принял большие обя зательства по птицеводству. В кол хозах и совхозах развернулась борь ба за успешное выращивание цып лят и повышение яйценоскости кур. Можно привести много примеров то го, каж настойчиво птицеводы бо рются за решение поставленной за дачи. В совхозе «Иэмалковский», колхозе имени XXI съезда партии и других хозяйствах успешно выра щивают молодняк. Есть, однако, и такие случаи, когда из-за неумения или недобросовестности птичниц очень много молодняка гибнет. Раз ве м№но равнодушно отнестись к таким позорным фактам? В нашем отделении есть некото рые успехи в выращивания цыплят. Получать мы их начали с апреля. Общий итог таков: из 4300 голов, полученных с ИПС, сохранено 4250, или свыше 98 процентов. Цыплята нуждаются в заботливом уходе. Как показала практика, важ но с первого дня не допустить оши бок в уходе и кормлении. Кормим мы так: первый день даем вареные яйца, пшено, воду, биомицин. На третий день вводим в рацион крапи ву. Этот ценный витаминный корм при правильном использовании не заменим в птицеводстве вообще, а при выращивании цыплят — в осо бенности. Мы убедились, что крапи вой не перекормишь, зато можно избежать авитаминоза. Есть тут, на наш взгляд, только одна опасность: крупная крапива может вызвать за вал зобиков. Поэтому крапиву надо как можно мельче рубить (хорошо— пропускать через мясорубку) и да вать в мешанке, вместе с творогом и мясом. На третий день сортируем цып лят: ищем пустозобых и кормим их насильно. Упустишь таких слабых — они погибнут. Сортировать цып лят очень хлопотно, но другого вы хода нет. На пятый день начинаем давать мешанки (крутые, на твороге и об рате) из концентрированных кор мов, мяса, крапивы. Зерно даем два раза в день — Утром и вечером. В течение же дня через каждые два часа даем мешан ки, творог. Корм у цыплят не пере водится, потому что они через два часа уже перерабатывают все, что съели. Раз в неделю лотам слабым раствором марганцовки. На ночь цыплят сажаем в ящики, очень удивлены. Я рассказала, что в нашем совхозе содержание коров поставлено совсем иначе. Навоз из помещений убирают скотники, бар ду и воду заливают в кадки, кото рые стоят рядом с кормушками. Карма всегда из мельчаются и сдаб риваются. Доярки выпаивают телят только до двадца тидневного возра ста, а потом пере дают их телятни цам. Это дает возможность дояркам лучше ухаживать за коровами и увеличивать надои молока. За мной закреплено 16 коров. И каж дая из них уже за первые четыре месяца этого года дала по 950 кило граммов молока. Работники молочных ферм сов хоза «Ключ жизни» слушали наш рассказ с большим интересом. Мно гое показалось им новым и заманчи вым. Мы пригласили своих подруг приехать к нам и посмотреть, как мы работаем. Вскоре они приехали, побывали на фермах. Наши доярки с радостью рассказали о своих методах работы, поделились «секретами». Недавно доярки из нашего хоза снова ездили в «Ключ ни». На этот раз мне не удалось поехать вместе с ними. Но те, кто ездил, рассказывают, что положе ние в соревнующемся совхозе из менилось к лучшему. Там оборудо вали в коровнике подвесную дорогу, полностью загрузили скотников и телятниц. Многие доярки добились резкого повышения надоев молока. 3. ОБОРОТОВА , доярка совхоза «Воронецкий» Елецкого района. всеми сов- жиз- «ПОМОЖЕМ СВОИМ ПОДРУГАМ ПО ПРОФЕССИИ!»—С ТАКИМ ОБРАЩЕНИЕМ ВЫСТУПИЛИ ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА НАЗАД ДО ЯРКА П. СОНЧЕВА, ТЕЛЯТНИЦА Л. БОЛЫ- ЧЕВА И СВИНАРКА М. ГОЛЯМИНА ИЗ ВО ЛОВСКОГО РАЙОНА. ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ НАЧИНАНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ЖИВОТНОВО ДОВ НАХОДИТ В КОЛХОЗАХ И СОВХО ЗАХ ОБЛАСТИ ГОРЯЧУЮ ПОДДЕРЖКУ. ТОВАРИЩИ ЖИВОТНОВОДЫ! ПЕРЕДА ВАЙТЕ СВОЙ ОПЫТ ОТСТАЮЩИМ, ПО МОГАЙТЕ ИМ! ПОМНИТЕ: В НЫНЕШНЕМ ГОДУ МЫ ДОЛЖНЫ ДАТЬ ГОСУДАРСТВУ 76 ТЫСЯЧ ТОНН МЯСА , 185 ТЫСЯЧ ТОНН МОЛОКА, 50 МИЛЛИОНОВ ЯИЦ. О П Ы Т - соседям чтобы они не передавили друг дру га. В помещении все время поддер живается ровная температура (в за висимости от возраста молодняка). Вот, пожалуй, и все меры, которые помогли нам сберечь почти всех цыплят. Недавно нам стало известно, что в колхозе имени Максима Горького допущен большой падеж цыплят: из 4200 осталось 2800 голов. Пред седатель колхоза т. Игнатов заявил, что на ферме есть корма и все необ ходимое, на одни лекарства истраче но более тысячи рублей. Мы решили проверить, в чем дело, и помочь цыплятницам этого колхоза, взять над ними шефство. Побывали мы в этой артели и вот что выяснили. За молодняком ухаживают моло дые колхозницы В. Мишина, Л. Круг лова а Н. Климчева. Нельзя сказать, что они не стараются, но нет еще настоящего умения да и заботы. Что нам не понравилось в цыплят нике? Нужная температура не под держивается. цыплятам холоднова то. Вола дается нерегулярно, а на до, чтобы она была постоянно. Трех недельные цыплята еще ни разу не видели мешанки. Им не дают кра пивы, мясо — изредка. Пустозобых не ищут и не к о р м я т отдельно. Нет у цыплят мела. Кормят их одной кашей, которая, по словам Нины Климчевой, до того надоела цып лятам, что оми совсем перестали ее есть. Вокруг помещения простор, раздолье, а на прогулку их не вы пускали. Мы рассказали девушкам, как ухаживать за молодняком, научили их приготовлять мешанку, рубить крапиву, посоветовали строго со блюдать распорядок дня. Они вни мательно слушали наши советы и дали слово выполнять их. Через несколько дней мы еще раз побываем у своих подшефных, про верим, как они стали работать. Ду маем, что общими силами вам уда стся сохранить оставшихся цыплят и добиться, чтобы они осенью зане слись. Д . ИЗМАЛКОВА, птичница. А. КУДИНОВА , зоотехник Измалко вского отделения совхоза «Пролетарий». Застрельщики нового Лучшие животноводы колхоза «Свобода»— доярка П. Сончева, те лятница Л. Бодычева, свинарка М. Голямина — выступили ,в Болон ском Районе инициаторами соревно вания за высокую продуктивность общественного животноводства. Они не ограничились общими призыва ми. а решили оказать практическую помощь товарищам по профессии тем. чтобы и отстающие животно воды добились успеха в работе. С этой целью в колхозе «Свобо да» проведен семинар, на котором присутствовали д о я р к и , свинарки, телятницы и специалисты сельско го хозяйства из соседних артелей. Перед участниками семинара вы ступила П. Ф. Сончева. В своем до кладе она подчеркнула, что высокая продуктивность коров достигается благодаря правильному кормлению животных, хорошему уходу за ни ми, а также выполнению всех зоо технических требований. Передовая доярка поделились опытом раздоя коров. С обстоятельным рассказом о сво ей работе выступила также свинар ка М. И. Голямина. После семинара т. Сончева вы ехала в соседний колхоз имени Куйбышева, который был самым от стающим по надоям молока. Там она терпеливо обучала своему ма стерству п о д р у г по профессии. Опыт П. Ф. Оончевой переняли многие доярки артели имени, Куй бышева. О том, какие плодотворные результаты приносит товарищеская взаимопомощь, г о в о р и т х о т я бы та кой факт. Многие д о я р к и колхоза имени Куйбышева за последнее вре мя стали получать от своих воров в два-три раза больше молока. Например, до ярка т. Меньших полу чает сейчас от каждой из 11 закрепленных ко ров по 12— 14 кило граммов молока, не от стают от нее и другие Значительно лучше пошли дела и на свино ферме сельхозартели имени Куйбышева. Сви нарки тт. Пивало,ва и Дворяджкна получили на 15 мая по 12— 13 поросят от свиноматки Свиноводы успешно вы полняют обязательство— получить и выходить в первом полугодии не менее 2200 поросят. Драгоценный опыт передовиков поддерживают и распространяют те перь в большинстве хозяйств. В этой важной работе активное участие принимают партийные организации колхозов и совхоза «Набережан ский», лекторские труппы, члены Общества по распространению поли тических - научных знаний. Передовики сельского хозяйства, выступая застрельщиками нового, передового, ведут за собой всех жи вотноводов района. п. конюхов, секретарь Воловского райкома КПСС. НИКСОН НАКАЛЯЕТ АТМОСФЕРУ НЬЮ-ЙОРК, 11 июня (ТАСС). Вице-президент США Никсон рев ностно отстаивает курс на раздува ние истерии холодней воины. В се рии своих предвыборных речей он стремится создать у американского избирателя впечатление, будто бы никакое мирное урегулирование с Советским Союзом невозможно. Выступая вчера перед многочис ленной аудиторией в Нью-Йорке в гостинице Уолдорф Астория, Никсон заявил, что «конфликт с Россией» возможно не будет решен в течение 50 лет. Как сообщают телеграфные агент ства, по мнению Никсона, этот конфликт может быть «решен» войной. Правда, чувствуя, чтв слишком перегнул палку, Никсон, Военная программа правительства ФРГ БОНН, И июня. (ТАСС). В по следнее время западногерманские правящие круги активизировали свою деятельность в области гонки вооружений. Они не скрывают удов летворения срывом совещания в верхах в Париже и делают из него один вывод — можно продолжать вооружаться. С этой целью в США был направлен военный министр Бонна Штраус, который уже высту пил там за отмену ограничений с военно-морского флота ФРГ. Штраус «подыскивает» в США тип ракет, которыми должен быть оснащен бундесвер. Дальнейшую гонку вооружения предусматривает и разработанная правительством ФРГ программа из четырех пунктов, о которой сооб щает пресс-бюллетень «Пардамен- тариш-политишер пресседи н е т » . Как указывает пресс-бюллетень, эта программа представляет собой «во енно-политические и военно-техни ческие выводы из провала париж ского совещания». Каковы же выводы боннского правительства? В первом пункте своей програм мы оно требует «дальнейшего пла номерного создания и расширения вооруженных сил НАТО и особенно бундесвера». Второй пункт преду сматривает «всемерное укрепление военно-технического и военно-эко номического сотрудничества стран НАТО». В третьем пункте прави тельство ФРГ требует скорейшего решения проблемы размещения баз бундесвера за границей. Последний пункт военной программы Бонна направлен на дальнейшее _ разжига ние антикоммунистической пропа ганды на Западе. Он предусматри вает «неотложную координацию и усиление психологической обороны и ведения психологической войны с целью воспрепятствовать возмож ным успехам коммунистической пропаганды». Как сообщает пресс-бюллетень, правительство ФРГ намерено пред ставить свою программу в ближай шее время правительствам стран НАТО для обсуждения. спохватившись, дооавил, что он на деется, что этого не произойдет. Никсон сказал, что принципы де мократии «свободного мира» стоят того, чтобы «за них бороться, пла тить и умирать, если это необходи мо». Выступление Никсона— лишнее свидетельство того, что этот став ленник монополий, один из претен дентов на президентский пост, хочет въехать в Белый дом на хромаю щем коне «холодной войны». ТРЕТИЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ИНДИИ ДЕЛЛ, 11 июня. (ТАСС). Индий ское правительство закончило рас смотрение проекта третьего пяти летнего плана развития Индии* подготовленного национальной пла новой комиссией. Кабинет в основ ном принял проект нового плана, предусматривающего вложить в развитие промышленности, сель ского хозяйства и других областей экономики Индии 99.500 миллио нов рупий, З А С Т Р А Х О В А Л И С Ь ш НЬЮ-ЙОРК, 11 июня. (ТАСС). Корреспондент агентства Ассошиэй- тед Пресс сообщает из Вашингтона: Корреспонденты, фоторепортеры и персонал Белого дома, который бу дет сопровождать президента Эйзен хауэра в его поездке на Дальний Восток, в массовом порядке запаса ются страховыми полисами от «на падений толпы». Агент одной страховой компании Фашистов — вне закона ПАРИЖ, 11 июня. (ТАСС). «Дви жение за мир, против расизма и ан тисемитизма» сегодня опубликовало заявление, в котором протестует против выступлений и демонстра ций бывших нацистов в Западной Германии и требует от французско го правительства «принятия мер для объявления вне закона бывших эс эсовцев, проживающих во Франции и принимавших участие в этих де монстрациях». Заявление Всеобщей конфедерации т р у д а Ф р а н ц и и ПАРИЖ, 11 июня. (ТАСС). Все общая конфедерация труда Фран ции опубликовала заявление, в ко тором приветствует металлистов и государственных служащих, кото рые объявили забастовки и выдви нули свои требования. Таким образом, говорится в заяв лении, вместе с трудящимися дру гих категорий в борьбе за свои за конные требования уже участвуют миллионы трудящихся Франции. Конфедерация заявляет о своей поддержке и о своей полной соли дарности с этой борьбой. а Норвегия. В Осло состоялся «Марш за мир». На снимке: де монстранты перед зданием университета. Плакат гласит: «Нор вежские аэродромы не должны использоваться в качестве баз для шпионских самолетов». '(Фотохроника ТАСС), Всеобщая конфедерация труда призывает профсоюзные организа ции и трудящихся не только разви вать борьбу за удовлетворение сво их требований, но и решительно выступить в защиту права на заба стовки и профсоюзных свобод. Конфедерация подчеркивает, что «правительство и предприниматели своими негативными действиями возлагают на себя всю ность за нынешнюю возможное расширение бы». ответствен- борьбу и за этой борь- пригласил всю пресс-группу при Белом доме вскоре после поступле ния сообщений о том, что секретарь Белого дома по вопросам печати Джеймс Хэгерти был осажден в Япо нии толпой антиамериканских де монстрантов. Страховая компания предложила полисы для страховки от беспоряд ков и других неприятностей. Поли сы раскупались как горячие пирож ки. Фактически все корреспонденты, которые поедут с Эйзенхауэром, застраховались на 17 дней от смер ти, увечья или ранения в результа те буквально любой причины, кроме войны, самоубийства или участия в о:ргаеизованном спорте. Агент заявил, что общая сумма, на которую застрахованы все, кто полетит самолетом, достигает 5 млн, долларов. _ ; БОИВАЛЖИРЕ КАИР, 11 июня, (ТАСС), Здесь опубликовано коммюнике верховно го командования алжирской нацио нально-освободительной армии о боях в Алжире за период с 2 по 6 июня. В результате ожесточенных боев между частями алжирской армии и французскими колониальными войсками, говорится в коммюнике, было убито 454 и ранено 707 фран цузских солдат и офицеров, сбито 8 французских военных самолетов, взорвано 2 железнодорожных воен ных эшелона противника, уничто жено 34 французских военных бро- неавтомашины, захвачено большое количество французского оружия и боеприпасов. К Р А Т К И Е С О О Б Щ Е Н И Я □ 'Соглашение о научном сотрудничест ве по важным пробле мам медицины между академиями медицин ских наук КНР и СССР подписано в Пекине. □ В Лондон после поездки в Норвегию с официальным четырех дневным визитом воз вратился премьер-ми нистр Великобритании Г. Макмиллан. □ Регентский совет Камбоджи принял ре шение о наименовании госпиталя, построен ного в Камбодже с по мощью Советского Союза, «госпиталем кхмерско - советской дружбы». В этом гос питале на 500 коек бу дут проходить практи ку студенты медицин ского института, мед. сестры и акушеры. □ Находящийся на гастролях в Монтеви део коллектив Мос ковского цирка дал бесплатное представ ление для детей не имущих родителей. Почти 2 тысячи детей с увлечением следили за выступлением ма стеров советского цир ка. П В городе Френ- берге (ГДР) открыл ся музей великого рус ского ученого М. В. Ломоносова, который в 1739 и 1740 годах учился ь этом городе. Многие из экспонатов предоставлены музею научными учрежде ниями Ленинграда. □ Во время группо вой демонстрации фи. гур высшего пилотажа на восточном побе режье Англии около города Ипсвич (Суф фолк) 10 июня раз бился английский ре активный истр е б и - тель. Пилот погиб. □ По сообщению из Токио, в районе го рода Ивата (префек тура Сидзуока) раз бился реактивный ист ребитель японских во енно-воздушных сил. Пилот выбросился на парашюте. □ Как сообщает корреспондент агент ства Рейтер из Брис бена (Австралия)', в штате Квинсленд раз бился самолет типа «Фоккер—френдшип» авиатранспортной ком пании «Трансострзли- эн эйрлайн». В резулы тате катастрофы по, ’ гибло 29 человек. .(ТАСС), О Л Ю Д Я Х Х О Р О Ш И Х ЧУТКОСТЬ ПЕДАГОГА Мне хочется рассказать об одной, на первый взгляд, обычной беседе педагога с воспитанницей. Эта бесе да, мне кажется, весьма поучитель на для нас, учителей. Это было в марте. Мне случилось зайти по делу к директору двенад цатой школы Липецка Петру Федо-; ровичу Поспелову. Он попросил меня немного подождать, и я стала свидетельницей волнующего разго вора. В кабинет директора вызвали ученицу шестого класса Зою И. Де вочка нарушала дисциплину, плохо училась, пропускала занятия. В зна чительной степени это объяснялось ее нелегкой судьбой. Зое не было и года, когда на фронте погиб ее отец. У матери осталось четверо детей. Потом старшие сестры вышли замуж, брат живет в детском доме. Зоя осталась с матерью, которая тяжело болела. На детские плечи легла забота о больной матери. Нужно было не только учиться, но и вести домашнее хозяйство. Пока Зоя училась в начальных классах, она поверяла все свои за боты учительнице. Но перешла в пя тый класс, и у нее стало много пре подавателей. Зоя ни одному из них не открыла свою душу. Она стала отдаляться от детского коллектива, стала вызывающе держать себя, на училась разговаривать дерзким, грубым тоном. Такой я и увидела ее в кабинете директора. Недавно Зоя лишилась матери. Одиночество еще больше осложнило ее положение. К занятиям она пе рестала готовиться, уходила с уро ков, когда ей захочется. Во второй четверти Зоя имела «двойку» по одному из предметов. В третьей 1— запустила математику, не посещала занятия по труду. К девочке после смерти матери должна была приехать старшая се стра, но задерживалась. Преподаватели решили обратить ся за помощью к П. Ф. Поспелову. Зое сказали, что ее вызывает ди ректор. Решив, видимо, что ее со бираются исключать из школы, Зоя ответила: — Ну, что ж! Пойду послушаю, что будет напевать директор... Затем встала на парту и вызы вающе крикнула: — Прощайте, товарищи! Побежала в раздевалку, оде лась и вошла в кабинет директо ра — дерзкая, вызывающая, злая, готовая дать отпор. Директор, увидев ее, спросил не ожиданно просто: — Зоя, где ты живешь? — Как «где»? Дома! — небреж но ответила девочка, не глядя на собеседника: — А с кем? — Ну, как «с кем»? Одна. — Чем же ты отапливаешь квар тиру? — Как «чем»? Углем, дровами. Всем своим видом Зоя стреми лась показать, что ее удивляют не нужные. вопросы, решили, дескать, исключать, так исключайте, нечего тут зря разговаривать! Но дирек тор словно и не замечал этого. — А где ты берешь топливо? — Фу, «где беру»! — Ну, а есть у тебя чем топить? Почувствовав, что в вопросе про звучала забота о ней, Зоя несколь ко переменила тон. — Пока есть. — А потом где будешь брать? — Да, дров у меня, Петр Федо рович, надолго хватит, а уголь скоро кончится. — Тяжело тебе, Зоя, будет. Нуж но одеться, обуться, прокормиться, протопиться. А не лучше ли тебе пойти в интернат? Это снова насторожило девочку. — Нет! — Почему? — Не хочу! - - - Почему же не хочешь? В школе - интернате о тебе будет забо титься государ ство, все будет готовое . Но мне кажется, что ты боишься. Дома ты что хочешь, то и делаешь. А в ин тернате дисциплина, ты с ней не дружишь. Да? — А куда я дену квартиру? — Квартиру можно сдать. — Нет, Петр Федорович. В ней жили папа и мама. Она напоминает мне о них. Когда я в комнате, мне кажется: папа и мама со мной. Нет, я не могу уйти с квартиры! — Но тогда как же ты думаешь жить? — Думаю кончить шесть клас сов и пойти работать. И Зоя опять стала вести себя дерзко. А Петр Федорович по-преж нему разговаривал с ней по-друже ски, серьезно, как равный с равной. — А с учебой как же? Бросишь? — Нет, я буду учиться в вечер ней школе. — Сколько тебе лет, Зоя? — Шестнадцать исполнится че рез два месяца. — Трудно тебе будет работать, учиться и по хозяйству управляться, — Ничего, выдержу. — А ты уверена, что окончишь шестой класс? Зоя смутилась. — Как у тебя дело с занятия ми? — Не знаю. — Не знаешь? Ну что ж, у меня вот тут лежит классный журнал. Вот мы с тобой его и посмотрим. Иди сюда поближе и помоги мне разобраться в своих оценках. Зоя подошла, держа руки в кар манах. — Так... Труд. Да тебя, Зоя: уроках труда и не бывает! — Я болела. — Болела? И лела? — Нет, вчера я отпросилась у преподавателя, он мне разрешил уйти. — Это хорошо, что ты стала отпрашиваться. А вот эти все во на вчера тоже во семь уроков почему ты пропустила? — Я же говорю, болела. — Ну, хорошо. Посмотрим дру гие предметы. На уроках матема тики ты тоже болела, правильно. А вот на уроках веского языка ты в эти дни была. Не болела, значит? — Нет! Присутствовала и получала оценки: две «четверки», «тройку», опять «четверку». Как же так, Зоя? Да ты почему руки в карманах дер жишь? Некрасиво руки держать в карманах ни мальчикам, ни девоч кам. Зоя вынула руки из карманов. — Так вот, как же понять? На уроках русского языка, истории и других предметах ты здорова, а вот на уроках труда, математики бо леешь. Зоя путалась, пытаясь оправдаться. — А по истории, смотри, у тебя тоже «двойка». Ну, по истории ты догонишь. А с литературой у тебя все хорошо, правда? Пишешь ты гра мотно. Да? — Да. А как же быть с уроками, на которых ты «болеешь»? И вот что еще, Зоя. Как-то ты ведешь себя не красиво. Ты не маленькая девочка, гебе уже пятнадцать лет, ты уже должна все понимать. Как ты сей час вела себя в классе, когда шла ко мне? Красиво? — Нет. — Ну, так что же ты думаешь де лать дальше? — Окончить шесть классов и пой ти работать. А пока жить на пенсии, если мне дадут. — А ты разве пенсию не полу чаешь? — Нет. — А почему же ты об этом мне не скажешь? —- Да я как-то... Со мной обеща ла сходить в собес учительница моей мамы. Она пенсионерка, все права знает. Вот видишь, маминой учитель нице ты сказала о своих неполадках. А со своим директором не хочешь поделиться. Сегодня позвоню в гор- собес и добьюсь, чтобы тебе дали пенсию. А ты почему одета? Ты ку да-нибудь собралась идти?. Зоя преобразилась. Перед дирек тором стояла совсем другая, девочка, с грустным, серьезным лицом, с ум ными, печальными глазами. — Я могу раздеться. — Да нет. Тебе, может быть, нуж но куда сходить? И тут Зоя. вдруг в первый раз гля нула директору прямо в лицо, от крыто, благодарно. — Нет, я... Я шла к директору, а встретила отца. И она будто сразу выросла, при поднялась, решительно загорелись глаза: — А что, если я догоню по труду и математике? — Что ж, давай попробуем. Еще не поздно. — Только вы мне, пожалуйста, по могите. •— Чем? Прикрепите ко мне Бессонова. У него по всем предметам «пятерки». Мы будем оставаться с ним здесь, в школе. — Что же, это можно. Иди на урок, а я сейчас приглашу твою учи тельницу и скажу ей о твоем реше нии и просьбе. Зоя ушла от директора уже не той, какой входила в его кабинет полчаса назад. Казалось бы, что особенного в этой беседе? А особенного много. Не каждый учитель умеет так вот, в обычной беседе, заставить ребенка поверить в себя, мобилизовать его на борьбу с трудностями. Я долго ду мала, в чем секрет этой победы пе дагога. И мне кажется, главное тут — настоящая, неподдельная чут кость и большой такт воспитателя. * * * После этой беседы прошло доста- точно времени, чтобы убедиться в ее действенности. Зою словно подме- нили. Она стала хорошей, дисципли нированной школьницей. Петр Федо рович выхлопотал ей пенсию, поза ботился о том, чтобы товарищи по могли ей и в учебе, и дома, по хо зяйству. Зоя успешно класс. перешла в седьмой В. АГАФОНОВА , учительница средней школы № 19 г, Липецка,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz