Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

12 и к а я 1960 г., N 138 (18101 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 Поможем по подру гам профессии! Дела пошли веселей Ценная инициатива животново­ дов колхозов «Свобода» Воловского района и имени Фрунзе Лебедянско­ го района о взаимной помощи друг другу нашла одобрение и поддерж­ к у работников ферм Елецкого рай­ она. Это благородное начинание поможет обогатить работников жи­ вотноводства передовым опытом, лучшими методами ухода за ско­ том. В самом деле, особой разницы в содержании скота в хозяйствах рай­ она нет. Механизация ферм, кормо­ вая база в здешних совхозах мало чем отличаются друг от друга. Одна­ ко в одних хозяйствах надаивают за день по 12— 13 килограммов молока, а в других— по 5— 6. Животноводы нашего совхоза соревнуются с работниками ферм совхоза «Ключ жизни». Несмотря на приблизительно одинаковые ус­ ловия, совхоз «Ключ жизни» имеет значительно меньшие надои, чем наш. Мне пришлось побывать у соседей, с которыми мы соревнуем­ ся. И я убедилась в том, что ви­ новны в низких надоях руководите­ ли ферм и сами доярки. Там, на наш взгляд, неправильно был ор­ ганизован труд работников молоч­ ной фермы. Доярки делали все — ухаживали за коровами, очищали помещение от навоза, выпаивали телят до месячного возраста. Впол­ не понятно, что пои такой нагрузке они не справлялись со своими пря­ мыми обязанностями. Коров почти не чистили, редко подмывали и мас­ сажировали вымя. Все это отрица­ тельно сказывалось на продуктив­ ности животных. Кроме того, руко­ водители фермы не побеспокоились о том, чтобы вода и барда доставля­ лись непосредственно в помещение. К о ро в поили из корыт, которые на­ ходились на улице, х о л о д н у ю в о д у и барду животные пили неохотно. Плохо приготовлялись корма: соло­ му редко измельчали и сдабривали комбикормами. Узнав обо всем этом, мы были С и В О И и знания- Наш район принял большие обя­ зательства по птицеводству. В кол­ хозах и совхозах развернулась борь­ ба за успешное выращивание цып­ лят и повышение яйценоскости кур. Можно привести много примеров то­ го, каж настойчиво птицеводы бо­ рются за решение поставленной за­ дачи. В совхозе «Иэмалковский», колхозе имени XXI съезда партии и других хозяйствах успешно выра­ щивают молодняк. Есть, однако, и такие случаи, когда из-за неумения или недобросовестности птичниц очень много молодняка гибнет. Раз­ ве м№но равнодушно отнестись к таким позорным фактам? В нашем отделении есть некото­ рые успехи в выращивания цыплят. Получать мы их начали с апреля. Общий итог таков: из 4300 голов, полученных с ИПС, сохранено 4250, или свыше 98 процентов. Цыплята нуждаются в заботливом уходе. Как показала практика, важ­ но с первого дня не допустить оши­ бок в уходе и кормлении. Кормим мы так: первый день даем вареные яйца, пшено, воду, биомицин. На третий день вводим в рацион крапи­ ву. Этот ценный витаминный корм при правильном использовании не­ заменим в птицеводстве вообще, а при выращивании цыплят — в осо­ бенности. Мы убедились, что крапи­ вой не перекормишь, зато можно избежать авитаминоза. Есть тут, на наш взгляд, только одна опасность: крупная крапива может вызвать за­ вал зобиков. Поэтому крапиву надо как можно мельче рубить (хорошо— пропускать через мясорубку) и да­ вать в мешанке, вместе с творогом и мясом. На третий день сортируем цып­ лят: ищем пустозобых и кормим их насильно. Упустишь таких слабых — они погибнут. Сортировать цып­ лят очень хлопотно, но другого вы­ хода нет. На пятый день начинаем давать мешанки (крутые, на твороге и об­ рате) из концентрированных кор­ мов, мяса, крапивы. Зерно даем два раза в день — Утром и вечером. В течение же дня через каждые два часа даем мешан­ ки, творог. Корм у цыплят не пере­ водится, потому что они через два часа уже перерабатывают все, что съели. Раз в неделю лотам слабым раствором марганцовки. На ночь цыплят сажаем в ящики, очень удивлены. Я рассказала, что в нашем совхозе содержание коров поставлено совсем иначе. Навоз из помещений убирают скотники, бар­ ду и воду заливают в кадки, кото­ рые стоят рядом с кормушками. Карма всегда из­ мельчаются и сдаб­ риваются. Доярки выпаивают телят только до двадца­ тидневного возра­ ста, а потом пере­ дают их телятни­ цам. Это дает возможность дояркам лучше ухаживать за коровами и увеличивать надои молока. За мной закреплено 16 коров. И каж ­ дая из них уже за первые четыре месяца этого года дала по 950 кило­ граммов молока. Работники молочных ферм сов­ хоза «Ключ жизни» слушали наш рассказ с большим интересом. Мно­ гое показалось им новым и заманчи­ вым. Мы пригласили своих подруг приехать к нам и посмотреть, как мы работаем. Вскоре они приехали, побывали на фермах. Наши доярки с радостью рассказали о своих методах работы, поделились «секретами». Недавно доярки из нашего хоза снова ездили в «Ключ ни». На этот раз мне не удалось поехать вместе с ними. Но те, кто ездил, рассказывают, что положе­ ние в соревнующемся совхозе из­ менилось к лучшему. Там оборудо­ вали в коровнике подвесную дорогу, полностью загрузили скотников и телятниц. Многие доярки добились резкого повышения надоев молока. 3. ОБОРОТОВА , доярка совхоза «Воронецкий» Елецкого района. всеми сов- жиз- «ПОМОЖЕМ СВОИМ ПОДРУГАМ ПО ПРОФЕССИИ!»—С ТАКИМ ОБРАЩЕНИЕМ ВЫСТУПИЛИ ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА НАЗАД ДО­ ЯРКА П. СОНЧЕВА, ТЕЛЯТНИЦА Л. БОЛЫ- ЧЕВА И СВИНАРКА М. ГОЛЯМИНА ИЗ ВО­ ЛОВСКОГО РАЙОНА. ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ НАЧИНАНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ЖИВОТНОВО­ ДОВ НАХОДИТ В КОЛХОЗАХ И СОВХО­ ЗАХ ОБЛАСТИ ГОРЯЧУЮ ПОДДЕРЖКУ. ТОВАРИЩИ ЖИВОТНОВОДЫ! ПЕРЕДА­ ВАЙТЕ СВОЙ ОПЫТ ОТСТАЮЩИМ, ПО­ МОГАЙТЕ ИМ! ПОМНИТЕ: В НЫНЕШНЕМ ГОДУ МЫ ДОЛЖНЫ ДАТЬ ГОСУДАРСТВУ 76 ТЫСЯЧ ТОНН МЯСА , 185 ТЫСЯЧ ТОНН МОЛОКА, 50 МИЛЛИОНОВ ЯИЦ. О П Ы Т - соседям чтобы они не передавили друг дру­ га. В помещении все время поддер­ живается ровная температура (в за­ висимости от возраста молодняка). Вот, пожалуй, и все меры, которые помогли нам сберечь почти всех цыплят. Недавно нам стало известно, что в колхозе имени Максима Горького допущен большой падеж цыплят: из 4200 осталось 2800 голов. Пред­ седатель колхоза т. Игнатов заявил, что на ферме есть корма и все необ­ ходимое, на одни лекарства истраче­ но более тысячи рублей. Мы решили проверить, в чем дело, и помочь цыплятницам этого колхоза, взять над ними шефство. Побывали мы в этой артели и вот что выяснили. За молодняком ухаживают моло­ дые колхозницы В. Мишина, Л. Круг­ лова а Н. Климчева. Нельзя сказать, что они не стараются, но нет еще настоящего умения да и заботы. Что нам не понравилось в цыплят­ нике? Нужная температура не под­ держивается. цыплятам холоднова­ то. Вола дается нерегулярно, а на­ до, чтобы она была постоянно. Трех­ недельные цыплята еще ни разу не видели мешанки. Им не дают кра­ пивы, мясо — изредка. Пустозобых не ищут и не к о р м я т отдельно. Нет у цыплят мела. Кормят их одной кашей, которая, по словам Нины Климчевой, до того надоела цып­ лятам, что оми совсем перестали ее есть. Вокруг помещения простор, раздолье, а на прогулку их не вы­ пускали. Мы рассказали девушкам, как ухаживать за молодняком, научили их приготовлять мешанку, рубить крапиву, посоветовали строго со­ блюдать распорядок дня. Они вни­ мательно слушали наши советы и дали слово выполнять их. Через несколько дней мы еще раз побываем у своих подшефных, про­ верим, как они стали работать. Ду­ маем, что общими силами вам уда­ стся сохранить оставшихся цыплят и добиться, чтобы они осенью зане­ слись. Д . ИЗМАЛКОВА, птичница. А. КУДИНОВА , зоотехник Измалко вского отделения совхоза «Пролетарий». Застрельщики нового Лучшие животноводы колхоза «Свобода»— доярка П. Сончева, те­ лятница Л. Бодычева, свинарка М. Голямина — выступили ,в Болон­ ском Районе инициаторами соревно­ вания за высокую продуктивность общественного животноводства. Они не ограничились общими призыва­ ми. а решили оказать практическую помощь товарищам по профессии тем. чтобы и отстающие животно­ воды добились успеха в работе. С этой целью в колхозе «Свобо­ да» проведен семинар, на котором присутствовали д о я р к и , свинарки, телятницы и специалисты сельско­ го хозяйства из соседних артелей. Перед участниками семинара вы­ ступила П. Ф. Сончева. В своем до­ кладе она подчеркнула, что высокая продуктивность коров достигается благодаря правильному кормлению животных, хорошему уходу за ни­ ми, а также выполнению всех зоо­ технических требований. Передовая доярка поделились опытом раздоя коров. С обстоятельным рассказом о сво­ ей работе выступила также свинар­ ка М. И. Голямина. После семинара т. Сончева вы­ ехала в соседний колхоз имени Куйбышева, который был самым от­ стающим по надоям молока. Там она терпеливо обучала своему ма­ стерству п о д р у г по профессии. Опыт П. Ф. Оончевой переняли многие доярки артели имени, Куй­ бышева. О том, какие плодотворные результаты приносит товарищеская взаимопомощь, г о в о р и т х о т я бы та­ кой факт. Многие д о я р к и колхоза имени Куйбышева за последнее вре­ мя стали получать от своих воров в два-три раза больше молока. Например, до­ ярка т. Меньших полу­ чает сейчас от каждой из 11 закрепленных ко ров по 12— 14 кило­ граммов молока, не от­ стают от нее и другие Значительно лучше пошли дела и на свино­ ферме сельхозартели имени Куйбышева. Сви­ нарки тт. Пивало,ва и Дворяджкна получили на 15 мая по 12— 13 поросят от свиноматки Свиноводы успешно вы­ полняют обязательство— получить и выходить в первом полугодии не менее 2200 поросят. Драгоценный опыт передовиков поддерживают и распространяют те­ перь в большинстве хозяйств. В этой важной работе активное участие принимают партийные организации колхозов и совхоза «Набережан ский», лекторские труппы, члены Общества по распространению поли­ тических - научных знаний. Передовики сельского хозяйства, выступая застрельщиками нового, передового, ведут за собой всех жи­ вотноводов района. п. конюхов, секретарь Воловского райкома КПСС. НИКСОН НАКАЛЯЕТ АТМОСФЕРУ НЬЮ-ЙОРК, 11 июня (ТАСС). Вице-президент США Никсон рев­ ностно отстаивает курс на раздува­ ние истерии холодней воины. В се­ рии своих предвыборных речей он стремится создать у американского избирателя впечатление, будто бы никакое мирное урегулирование с Советским Союзом невозможно. Выступая вчера перед многочис­ ленной аудиторией в Нью-Йорке в гостинице Уолдорф Астория, Никсон заявил, что «конфликт с Россией» возможно не будет решен в течение 50 лет. Как сообщают телеграфные агент­ ства, по мнению Никсона, этот конфликт может быть «решен» войной. Правда, чувствуя, чтв слишком перегнул палку, Никсон, Военная программа правительства ФРГ БОНН, И июня. (ТАСС). В по­ следнее время западногерманские правящие круги активизировали свою деятельность в области гонки вооружений. Они не скрывают удов­ летворения срывом совещания в верхах в Париже и делают из него один вывод — можно продолжать вооружаться. С этой целью в США был направлен военный министр Бонна Штраус, который уже высту­ пил там за отмену ограничений с военно-морского флота ФРГ. Штраус «подыскивает» в США тип ракет, которыми должен быть оснащен бундесвер. Дальнейшую гонку вооружения предусматривает и разработанная правительством ФРГ программа из четырех пунктов, о которой сооб­ щает пресс-бюллетень «Пардамен- тариш-политишер пресседи н е т » . Как указывает пресс-бюллетень, эта программа представляет собой «во­ енно-политические и военно-техни­ ческие выводы из провала париж­ ского совещания». Каковы же выводы боннского правительства? В первом пункте своей програм­ мы оно требует «дальнейшего пла­ номерного создания и расширения вооруженных сил НАТО и особенно бундесвера». Второй пункт преду­ сматривает «всемерное укрепление военно-технического и военно-эко­ номического сотрудничества стран НАТО». В третьем пункте прави­ тельство ФРГ требует скорейшего решения проблемы размещения баз бундесвера за границей. Последний пункт военной программы Бонна направлен на дальнейшее _ разжига­ ние антикоммунистической пропа­ ганды на Западе. Он предусматри­ вает «неотложную координацию и усиление психологической обороны и ведения психологической войны с целью воспрепятствовать возмож­ ным успехам коммунистической пропаганды». Как сообщает пресс-бюллетень, правительство ФРГ намерено пред­ ставить свою программу в ближай­ шее время правительствам стран НАТО для обсуждения. спохватившись, дооавил, что он на­ деется, что этого не произойдет. Никсон сказал, что принципы де­ мократии «свободного мира» стоят того, чтобы «за них бороться, пла­ тить и умирать, если это необходи­ мо». Выступление Никсона— лишнее свидетельство того, что этот став­ ленник монополий, один из претен­ дентов на президентский пост, хочет въехать в Белый дом на хромаю щем коне «холодной войны». ТРЕТИЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ИНДИИ ДЕЛЛ, 11 июня. (ТАСС). Индий­ ское правительство закончило рас­ смотрение проекта третьего пяти­ летнего плана развития Индии* подготовленного национальной пла­ новой комиссией. Кабинет в основ­ ном принял проект нового плана, предусматривающего вложить в развитие промышленности, сель­ ского хозяйства и других областей экономики Индии 99.500 миллио­ нов рупий, З А С Т Р А Х О В А Л И С Ь ш НЬЮ-ЙОРК, 11 июня. (ТАСС). Корреспондент агентства Ассошиэй- тед Пресс сообщает из Вашингтона: Корреспонденты, фоторепортеры и персонал Белого дома, который бу­ дет сопровождать президента Эйзен­ хауэра в его поездке на Дальний Восток, в массовом порядке запаса­ ются страховыми полисами от «на­ падений толпы». Агент одной страховой компании Фашистов — вне закона ПАРИЖ, 11 июня. (ТАСС). «Дви­ жение за мир, против расизма и ан­ тисемитизма» сегодня опубликовало заявление, в котором протестует против выступлений и демонстра­ ций бывших нацистов в Западной Германии и требует от французско­ го правительства «принятия мер для объявления вне закона бывших эс­ эсовцев, проживающих во Франции и принимавших участие в этих де­ монстрациях». Заявление Всеобщей конфедерации т р у д а Ф р а н ц и и ПАРИЖ, 11 июня. (ТАСС). Все­ общая конфедерация труда Фран­ ции опубликовала заявление, в ко­ тором приветствует металлистов и государственных служащих, кото­ рые объявили забастовки и выдви­ нули свои требования. Таким образом, говорится в заяв­ лении, вместе с трудящимися дру­ гих категорий в борьбе за свои за­ конные требования уже участвуют миллионы трудящихся Франции. Конфедерация заявляет о своей поддержке и о своей полной соли­ дарности с этой борьбой. а Норвегия. В Осло состоялся «Марш за мир». На снимке: де­ монстранты перед зданием университета. Плакат гласит: «Нор­ вежские аэродромы не должны использоваться в качестве баз для шпионских самолетов». '(Фотохроника ТАСС), Всеобщая конфедерация труда призывает профсоюзные организа­ ции и трудящихся не только разви­ вать борьбу за удовлетворение сво­ их требований, но и решительно выступить в защиту права на заба­ стовки и профсоюзных свобод. Конфедерация подчеркивает, что «правительство и предприниматели своими негативными действиями возлагают на себя всю ность за нынешнюю возможное расширение бы». ответствен- борьбу и за этой борь- пригласил всю пресс-группу при Белом доме вскоре после поступле­ ния сообщений о том, что секретарь Белого дома по вопросам печати Джеймс Хэгерти был осажден в Япо­ нии толпой антиамериканских де­ монстрантов. Страховая компания предложила полисы для страховки от беспоряд­ ков и других неприятностей. Поли­ сы раскупались как горячие пирож­ ки. Фактически все корреспонденты, которые поедут с Эйзенхауэром, застраховались на 17 дней от смер­ ти, увечья или ранения в результа­ те буквально любой причины, кроме войны, самоубийства или участия в о:ргаеизованном спорте. Агент заявил, что общая сумма, на которую застрахованы все, кто полетит самолетом, достигает 5 млн, долларов. _ ; БОИВАЛЖИРЕ КАИР, 11 июня, (ТАСС), Здесь опубликовано коммюнике верховно­ го командования алжирской нацио­ нально-освободительной армии о боях в Алжире за период с 2 по 6 июня. В результате ожесточенных боев между частями алжирской армии и французскими колониальными войсками, говорится в коммюнике, было убито 454 и ранено 707 фран­ цузских солдат и офицеров, сбито 8 французских военных самолетов, взорвано 2 железнодорожных воен­ ных эшелона противника, уничто­ жено 34 французских военных бро- неавтомашины, захвачено большое количество французского оружия и боеприпасов. К Р А Т К И Е С О О Б Щ Е Н И Я □ 'Соглашение о научном сотрудничест­ ве по важным пробле­ мам медицины между академиями медицин­ ских наук КНР и СССР подписано в Пекине. □ В Лондон после поездки в Норвегию с официальным четырех­ дневным визитом воз­ вратился премьер-ми­ нистр Великобритании Г. Макмиллан. □ Регентский совет Камбоджи принял ре­ шение о наименовании госпиталя, построен­ ного в Камбодже с по­ мощью Советского Союза, «госпиталем кхмерско - советской дружбы». В этом гос­ питале на 500 коек бу­ дут проходить практи­ ку студенты медицин­ ского института, мед. сестры и акушеры. □ Находящийся на гастролях в Монтеви­ део коллектив Мос­ ковского цирка дал бесплатное представ­ ление для детей не­ имущих родителей. Почти 2 тысячи детей с увлечением следили за выступлением ма­ стеров советского цир­ ка. П В городе Френ- берге (ГДР) открыл­ ся музей великого рус­ ского ученого М. В. Ломоносова, который в 1739 и 1740 годах учился ь этом городе. Многие из экспонатов предоставлены музею научными учрежде­ ниями Ленинграда. □ Во время группо­ вой демонстрации фи. гур высшего пилотажа на восточном побе­ режье Англии около города Ипсвич (Суф­ фолк) 10 июня раз­ бился английский ре­ активный истр е б и - тель. Пилот погиб. □ По сообщению из Токио, в районе го­ рода Ивата (префек­ тура Сидзуока) раз­ бился реактивный ист­ ребитель японских во­ енно-воздушных сил. Пилот выбросился на парашюте. □ Как сообщает корреспондент агент­ ства Рейтер из Брис­ бена (Австралия)', в штате Квинсленд раз­ бился самолет типа «Фоккер—френдшип» авиатранспортной ком­ пании «Трансострзли- эн эйрлайн». В резулы тате катастрофы по, ’ гибло 29 человек. .(ТАСС), О Л Ю Д Я Х Х О Р О Ш И Х ЧУТКОСТЬ ПЕДАГОГА Мне хочется рассказать об одной, на первый взгляд, обычной беседе педагога с воспитанницей. Эта бесе­ да, мне кажется, весьма поучитель­ на для нас, учителей. Это было в марте. Мне случилось зайти по делу к директору двенад­ цатой школы Липецка Петру Федо-; ровичу Поспелову. Он попросил меня немного подождать, и я стала свидетельницей волнующего разго­ вора. В кабинет директора вызвали ученицу шестого класса Зою И. Де­ вочка нарушала дисциплину, плохо училась, пропускала занятия. В зна­ чительной степени это объяснялось ее нелегкой судьбой. Зое не было и года, когда на фронте погиб ее отец. У матери осталось четверо детей. Потом старшие сестры вышли замуж, брат живет в детском доме. Зоя осталась с матерью, которая тяжело болела. На детские плечи легла забота о больной матери. Нужно было не только учиться, но и вести домашнее хозяйство. Пока Зоя училась в начальных классах, она поверяла все свои за­ боты учительнице. Но перешла в пя­ тый класс, и у нее стало много пре­ подавателей. Зоя ни одному из них не открыла свою душу. Она стала отдаляться от детского коллектива, стала вызывающе держать себя, на­ училась разговаривать дерзким, грубым тоном. Такой я и увидела ее в кабинете директора. Недавно Зоя лишилась матери. Одиночество еще больше осложнило ее положение. К занятиям она пе­ рестала готовиться, уходила с уро­ ков, когда ей захочется. Во второй четверти Зоя имела «двойку» по одному из предметов. В третьей 1— запустила математику, не посещала занятия по труду. К девочке после смерти матери должна была приехать старшая се­ стра, но задерживалась. Преподаватели решили обратить­ ся за помощью к П. Ф. Поспелову. Зое сказали, что ее вызывает ди­ ректор. Решив, видимо, что ее со­ бираются исключать из школы, Зоя ответила: — Ну, что ж! Пойду послушаю, что будет напевать директор... Затем встала на парту и вызы­ вающе крикнула: — Прощайте, товарищи! Побежала в раздевалку, оде­ лась и вошла в кабинет директо­ ра — дерзкая, вызывающая, злая, готовая дать отпор. Директор, увидев ее, спросил не­ ожиданно просто: — Зоя, где ты живешь? — Как «где»? Дома! — небреж­ но ответила девочка, не глядя на собеседника: — А с кем? — Ну, как «с кем»? Одна. — Чем же ты отапливаешь квар­ тиру? — Как «чем»? Углем, дровами. Всем своим видом Зоя стреми­ лась показать, что ее удивляют не­ нужные. вопросы, решили, дескать, исключать, так исключайте, нечего тут зря разговаривать! Но дирек­ тор словно и не замечал этого. — А где ты берешь топливо? — Фу, «где беру»! — Ну, а есть у тебя чем топить? Почувствовав, что в вопросе про­ звучала забота о ней, Зоя несколь­ ко переменила тон. — Пока есть. — А потом где будешь брать? — Да, дров у меня, Петр Федо­ рович, надолго хватит, а уголь скоро кончится. — Тяжело тебе, Зоя, будет. Нуж­ но одеться, обуться, прокормиться, протопиться. А не лучше ли тебе пойти в интернат? Это снова насторожило девочку. — Нет! — Почему? — Не хочу! - - - Почему же не хочешь? В школе - интернате о тебе будет забо­ титься государ­ ство, все будет готовое . Но мне кажется, что ты боишься. Дома ты что хочешь, то и делаешь. А в ин­ тернате дисциплина, ты с ней не дружишь. Да? — А куда я дену квартиру? — Квартиру можно сдать. — Нет, Петр Федорович. В ней жили папа и мама. Она напоминает мне о них. Когда я в комнате, мне кажется: папа и мама со мной. Нет, я не могу уйти с квартиры! — Но тогда как же ты думаешь жить? — Думаю кончить шесть клас­ сов и пойти работать. И Зоя опять стала вести себя дерзко. А Петр Федорович по-преж­ нему разговаривал с ней по-друже­ ски, серьезно, как равный с равной. — А с учебой как же? Бросишь? — Нет, я буду учиться в вечер­ ней школе. — Сколько тебе лет, Зоя? — Шестнадцать исполнится че­ рез два месяца. — Трудно тебе будет работать, учиться и по хозяйству управляться, — Ничего, выдержу. — А ты уверена, что окончишь шестой класс? Зоя смутилась. — Как у тебя дело с занятия­ ми? — Не знаю. — Не знаешь? Ну что ж, у меня вот тут лежит классный журнал. Вот мы с тобой его и посмотрим. Иди сюда поближе и помоги мне разобраться в своих оценках. Зоя подошла, держа руки в кар­ манах. — Так... Труд. Да тебя, Зоя: уроках труда и не бывает! — Я болела. — Болела? И лела? — Нет, вчера я отпросилась у преподавателя, он мне разрешил уйти. — Это хорошо, что ты стала отпрашиваться. А вот эти все во­ на вчера тоже во­ семь уроков почему ты пропустила? — Я же говорю, болела. — Ну, хорошо. Посмотрим дру­ гие предметы. На уроках матема­ тики ты тоже болела, правильно. А вот на уроках веского языка ты в эти дни была. Не болела, значит? — Нет! Присутствовала и получала оценки: две «четверки», «тройку», опять «четверку». Как же так, Зоя? Да ты почему руки в карманах дер­ жишь? Некрасиво руки держать в карманах ни мальчикам, ни девоч­ кам. Зоя вынула руки из карманов. — Так вот, как же понять? На уроках русского языка, истории и других предметах ты здорова, а вот на уроках труда, математики бо­ леешь. Зоя путалась, пытаясь оправдаться. — А по истории, смотри, у тебя тоже «двойка». Ну, по истории ты догонишь. А с литературой у тебя все хорошо, правда? Пишешь ты гра­ мотно. Да? — Да. А как же быть с уроками, на которых ты «болеешь»? И вот что еще, Зоя. Как-то ты ведешь себя не­ красиво. Ты не маленькая девочка, гебе уже пятнадцать лет, ты уже должна все понимать. Как ты сей­ час вела себя в классе, когда шла ко мне? Красиво? — Нет. — Ну, так что же ты думаешь де­ лать дальше? — Окончить шесть классов и пой­ ти работать. А пока жить на пенсии, если мне дадут. — А ты разве пенсию не полу­ чаешь? — Нет. — А почему же ты об этом мне не скажешь? —- Да я как-то... Со мной обеща­ ла сходить в собес учительница моей мамы. Она пенсионерка, все права знает. Вот видишь, маминой учитель­ нице ты сказала о своих неполадках. А со своим директором не хочешь поделиться. Сегодня позвоню в гор- собес и добьюсь, чтобы тебе дали пенсию. А ты почему одета? Ты ку­ да-нибудь собралась идти?. Зоя преобразилась. Перед дирек­ тором стояла совсем другая, девочка, с грустным, серьезным лицом, с ум­ ными, печальными глазами. — Я могу раздеться. — Да нет. Тебе, может быть, нуж­ но куда сходить? И тут Зоя. вдруг в первый раз гля­ нула директору прямо в лицо, от­ крыто, благодарно. — Нет, я... Я шла к директору, а встретила отца. И она будто сразу выросла, при­ поднялась, решительно загорелись глаза: — А что, если я догоню по труду и математике? — Что ж, давай попробуем. Еще не поздно. — Только вы мне, пожалуйста, по­ могите. •— Чем? Прикрепите ко мне Бессонова. У него по всем предметам «пятерки». Мы будем оставаться с ним здесь, в школе. — Что же, это можно. Иди на урок, а я сейчас приглашу твою учи­ тельницу и скажу ей о твоем реше­ нии и просьбе. Зоя ушла от директора уже не той, какой входила в его кабинет полчаса назад. Казалось бы, что особенного в этой беседе? А особенного много. Не каждый учитель умеет так вот, в обычной беседе, заставить ребенка поверить в себя, мобилизовать его на борьбу с трудностями. Я долго ду­ мала, в чем секрет этой победы пе­ дагога. И мне кажется, главное тут — настоящая, неподдельная чут­ кость и большой такт воспитателя. * * * После этой беседы прошло доста- точно времени, чтобы убедиться в ее действенности. Зою словно подме- нили. Она стала хорошей, дисципли­ нированной школьницей. Петр Федо­ рович выхлопотал ей пенсию, поза­ ботился о том, чтобы товарищи по­ могли ей и в учебе, и дома, по хо­ зяйству. Зоя успешно класс. перешла в седьмой В. АГАФОНОВА , учительница средней школы № 19 г, Липецка,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz