Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)
Разо ружение — путь к упрочению мира и обеспечению дружбы между народами Докла д товарища Н. С. ХРУЩЕВА на сессии Верховного Совета СССР (Продолжение). тором он заявил, что от Советского Союза ничего не останется, если дело дойдет до атомной войны. Все это пгаводит к. мысли, что Аденау эр не сделал вывода из уроков, ко торые были преподаны немецким фашистам, и становится на их Путь. Надо полагать, что Аденауэра не могут прельщать конечные «лав ры» Гитлера. Со всей определенностью следует заявить,^ что если бы взяли верх в Западной Германии оголтелые фа шисты. которые сейчас допускаются к власти и командованию, к созда нию бундесвера, к командованию вооруженными силами НАТО, и если бы эта гадина захотела выползти за пределы своих границ, то ей не только не удалось бы доползти до Москвы и .Сталинграда, как это бы ло во время гитлеровского нападе- ния.^она была бы раздавлена на своей территории. В политике правительства ФРГ имеются весьма опасные тенденции: если их не пресекут миролюбивые силы, то эти тенденции могут при вести к оченьпечальным последст виям, к третьей мировой войне. . Не может не вызвать удивления то обстоятельство, что военные при готовления ФРГ встречают под держку со стороны Франции, Анг лии и других государств, пострадав ших от гитлеровского нашествия, л ак могут эти государства подтал кивать Западную Германию к пере вооружению, своими руками помо гать ей создавать армию и оснас тить ее современным оружием? Некоторые политические деяте ли из стран— союзниц Западной Гер мании по НАТО откровенно и прямо говорят, правду, не во всеуслыша ние, а за кулисамит поверьте и пой мите нас, если ФРГ не будет состо ять в НАТО, если она не будет иметь армию, не будет нести затрат на вооружение, то она будет обла дать большими экономическими преимуществами в сравнении с дру гими странами Запада и станет еще более опасным торговым конкурен том. А западногерманская экономи ка действительно крепкая и более развитая, чем у других стран— г т С™!™ НАТО, за исключением США. Получается, что для таких за падных политиков развитие запад ногерманской экономики на мирной основе — очень опасное дело, а во влечение ФРГ в НАТО и ее участие в гонке вооружений — чуть ли не полезное дело! Они не прочь подве сить 1 своему западногерманскому конкуренту гири в виде вооружений и больших вооруженных сил с тем, чтобы экономически ослабить Запад ную Германию, создать лучшие ус ловия для конкуренции с ней на мировых рынках. Сторонники этой весьма странной концепции забывают о том. что когда они дают оружие немецким реваншистам, то это оружие будет использовано не по усмотрению то го, кто его дает. Ведь правительст во ФРГ, получая оружие, преследует свои цели, оно хочет, опираясь на армию и сильную экономику, за нять господствующее положение в Западной Европе и командовать сво ими союзниками по НАТО. Факти чески оно не так уже далеко от этой цели. Западная Германия уже держит в своих руках немало ответ ственных постов в НАТО. Французским, английским, бель гийским и другим , солдатам НАТО приходится теперь подчиняться при казам западногерманского генерала Шпейделя. Но ведь французы зна ют этого генерала как приближен ного к ГитЛеру офицера, организа тора пятой колонны в рядах фран цузского офицерского корпуса, а за тем начальника штаба гитлеровских войск, оккупировавших в 1940 го ду Францию. Англичанам же он из вестен как один из организаторов террористических налетов гитлеров ских бомбардировщиков на Англию. И вот теперь этот недобитый гит леровец является командующим су хопутными войсками НАТО в цент ральной зоне Европы. В свое время, оправдывая вступ ление Западной Германии в НАТО, правительства трех западных дер жав уверяли, что парижские со глашения будут охранять европей ские страны от восстанавливаю щей свои силы Западной Герма нии. В ноябре 1955 года государ ственный секретарь США покойный Дж. Ф. Даллес на совещании мини стров иностранных дел в Женеве заявил: «Федеративная Республика Германия отказывается от права иметь атомное, бактериологическое и химическое оружие. Разве это вызывает возражения? Вызывает ли возражение то обстоятельство, что согласно Брюссельскому договору военные сооружения и вооружения Федеративной Республики подлежат инспекции и контролю со стороны совета Брюссельского договора, в котором представлены главным об разом страны, в прошлом постра давшие от германской агрессии?» Говорили одно, а что вышло на деле? Утверждали, что вовлечение Западной Германии в НАТО позво лит контролировать ее военную эко номику и вооружение, а на самом деле создалось такое положение, когда Западная Германия получила возможность осуществлять контроль над Своими европейскими союзни ками и стремится оказывать давле ние на политический курс Соеди ненных Штатов Америки. А что на практике осталось от тех немногих ограничений, которые были перво начально предусмотрены по париж ским соглашениям в отношении За падной Германии, если сегодня бун десвер получает на вооружение атомно-ракетное оружие? Авторам брюссельских и парижских согла шений остается только тешить себя мертвыми параграфами этих согла шений, перечеркнутых реваншист ской политикой западногерманской военщины. Посмотрите, к чему призывает канцлер Аденауэр' в статье, опубли кованной в канун Нового года. По установившейся традиции государ ственные деятели выступают в этот день со словами мира и пожелания ми благоденствия народам. Не то делает Аденауэр. Он по-прежнему направляет свою Энергию на то, чтобы и дальше проводить полити ку «с позиции силы», взывает к «твердости и решимости» в прове дении этой политики. Разрядка международной напряженности, на ступившая в последнее время, для него всего лишь «иллюзия». Канц лер заявляет, что сейчас «более необходимо, чем когда-либо», нара щивать военную мощь НАТО и За падной Германии. Все это, товарищи, вновь и вновь подтверждает, насколько назревшей является задача, на решении кото рой уже давно настаивает Совет ское правительство, — заключить с обоими германскими государства ми мирный дотовор. Такой договор окончательно подвел бы черту под второй мировой войной, обеспечил бы мирное и демократическое раз витие всей Германии и дал бы со седним с ней странам уверенность в том, что Западная Германия не пойдет по пути новой агрессии. Со ветское правительство считает, что мирное урегулирование с Германи ей — это неотложный международ ный вопрос — вопрос самой перво степенной важности. Мы будем прилагать все усилия к тому, чтобы этот вопрос был, на конец, решен. Мы искренне стре мимся найти решение германского вопроса вместе с нашими союзни ками по борьбе с гитлеровской Гер манией. При этом мы имеем в ви ду. что тем самым будет урегули- оован на согласованной основе и вопрос о Западном Берлине. Однако, если все наши усилия заключить мирный договор с двумя германски ми государствами так и не увенча ются успехом, то Советский Союз вместе с другими государствами, которые будут готовы к этому, под пишет мирный договор с Герман ской Демократической Республикой — со всеми вытекающими отсюда последствиями. М ир олю бивы е це ли с о в е т с ки х п р е д л о ж е н и й Товарищи депутаты! Возможно, у какой-то части советских граждан, а также у наших друзей— сторонни- 'ков мира в других странах может возникнуть такой вопрос: а не будет ли новое крупное сокращение Со ветской Армии способствовать акти визации противостоящих нам воен ных группировок? США будут иметь более крупные вооруженные силы, чем Советский Союз. Если ФРГ имеет сейчас 9 дивизий, то предполагается, что в недалеком будущем их будет уже 12. Только в Европе в распоряжении военного командования НАТО имеется около 50 дивизий. Кроме того, европей ские страны, входящие в Североат лантический союз, имеют свыше 30 дивизий в своем национальном под чинении. Не подвергнет ли при таких ус ловиях сокращение Советской Ар мии опасности нашу страну, и не только нашу страну, но и дело ми ра7 Не будет ли это служить соб лазном для агрессивных сил. для п ро ти в н и к о в коммунизма развязать во йну п ро ти в Советского Союза и других социалистических стран и тем .самым ввергнуть человечество в новую кровопролитную бойню? Не будет ли этим подорвана или утра чена «сдерживающая сила» со сто роны Советского Союза, если упот ребить выражение, которое в ходу на Западе? Мы это взвесили и докладываем Верховному Совету, что ослабления оборонной мощи нашей Родины ни в коей степени не будет. В совре менных условиях войны' протекали бы не так, как раньше, и они ма ло чем были бы похожи на прежние войны. Раньше государства стара лись держать армии поближе к своим границам с тем. чтобы в нужный момент выстроить как бы живую изгородь из солдат и пушек. Если какое-либо государство хотело в т о р г н у т ь с я в пределы другой стра ны. то оно должно было напасть на эти стоящие на границе войска. Так обычно начиналась война, В пер вые дни бои разгорались на 'грани цах воюющих государств, куда и стягивались войска. Теперь, если начнется война, то военные действия развернутся иначе, так как государства, будут располагать средствами доставки оружия на тысячи километров. Война начнется прежде всего в глу бине воюющих стран, причем не будет ни одной столицы, ни одного крупного промышленного или административного центра, ни одного стратегического района, ко торые не подверглись бы нападению не только в первые дни, но и в пер вые минуты войны. Таким образом, война и начинаться будет по-дру гому. если ояа будет начата, и раз виваться будет по-другому. Уменьшение численности армии не помешает нам держать на долж ном уровне обороноспособность страны. Мы по-прежнему будем иметь все необходимые средства для обороны страны, и противник будет это отлично знать, а если он не знает, так мы его предупреждаем и открыто заявляем: сокращая коли чественно Вооруженные Силы, мы не уменьшим их огневую мощь, наобо рот. качественно она возрастет во много ваз. Если западные партнеры не сог ласятся последовать нашему при меру. то это вызовет разочарование не только у прогрессивных людей, но и у всех народов. Если западные державы будут продолжать упорст вовать. то тем самым они покажут свою агрессивность, стремление и дальше вести гонку вооружений, подготовку к новой войне. Своей политикой гонки вооружений они будут еще больше разоблачать себя в глазах наводных масс. Н в экономическом отношении такая политика будет обременять бюджеты капиталистических госу дарств. приведет к усилению нало гового бремени. Конечно, мы вынуждены будем затрачивать определенные средства на цели обороны, пока не удастся договориться о всеобщем и полном разоружении, однако, эти расходы при меньших Вооруженных Силах будут уменьшены. Кроме, того, эти средства будут использованы более эффективно. Ясно, что такое поло жение— это плюс для нашей стра ны, оно будет содействовать нара щиванию нашей экономической мо щи, созданию дополнительных воз можностей повышения жизненного уровня, далынейшего увеличения материальных благ, развертыванию жилищного строительства, сокраще нию рабочего дня. Вот и получает ся так, что большие армии в стра нах противостоящей нам военной группировки являются нашим не вольным союзником, который будет облегчать решение нашей главной задачи — опередить наиболее раз витые капиталистические страны во всех направлениях— и в науке, и в производстве машин и орудий тру да. и в производстве товаров народ ного потребления, и в удовлетво рении потребностей человека. Мне хотелось бы ответить на до мыслы. которые имеют хождение за границей в связи с нашими предло жениями о разоружении и которые наши недруги, по всей вероятности, раздуют в связи с новым и притом столь внушительным сокращением Вооруженных Сил СССР. В странах Запада нередко пишут, будто стремление Советского Союза к разоружению продиктовано тем. что мы якобы встречаем какие-то труд ности в реализации семилетнего плана развития народного хозяйст ва СССР. Договариваются до того, что Советский Союз внес свои пред ложения о разоружении лишь с целью высвобождения средств для выполнения семилетки. Конечно, это не что иное, как выдумки не доброжелателей Советского Союза. Если кое-кто на Западе воображает, что состояние экономики Советского Союза не позволяет содержать необ ходимую армию, которая обеспечила бы обороноспособность нашей стра ны. то тем хуже для тех, кто так думает. Экономика наша развивается, как- я уже доложил, успешно и нахо дится в таком расцвете, какого она еще никогда не знала. Но будущее у нас еще лучше, потому что мы в первом году семилетки не только .выполнили план, но и произвели сверх плана большое количество продукции. Следовательно, у нас не только нет трудностей, но и созда ются благоприятные условия для значительного перевыполнения се милетнего плана. Таким образом, рассуждения насчет трудностей в выполнении семилетнего плана яв ляются несостоятельными. Кое-кто может попытаться истол ковать наши предложения по со кращению Вооруженных Сил как продиктованные исключительно соо бражениями экономии и накопле ния средств. Как вы знаете, вопрос об экономии всегда актуальный, всегда имеет большое практическое значение. Чем меньше издержек, чем меньше непроизводительных расходов, тем больше средств пой дет на воспроизводство средств про изводства. на развитие экономики и тем самым на увеличение выра ботай п р о д у к ц и и и более полное удовлетворение материальных и ду ховных потребностей народа. Представленное правительством на рассмотрение Верховного Сове та предложение о сокращении Воо руженных Сил Советского Союза даст экономию в размере примерно 16— 17 миллиардов рублей в год. Очень ощутимую экономию полу чит наш народ, наша страна. Это большое подкрепление для выпол нения и перевыполнения наших хо зяйственных планов. Исключить непроизводительные расходы, изыскать дополнительные возможности для развития экономи ки — такая задача постоянно стоит не только перед нами, но и перед любым государством. Повторяю, — это вопрос всегда актуальный, и он всегда будет привлекать к себе не ослабное внимание'. Однако^ вопрос обороны страны не укладывается в понятие стоимости, как и ни в ка кие понятия в смысле экономии. Мы не крохоборы, и не будем гоняться за рублем, когда может подверг нуться риску жизнь наших людей, существование нашей страны. Мы идем на сокращение Воору женных Сил не от экономической и бюджетной слабости, а от силы и мощи. Мы руководствуемся при этом миролюбивыми устремлениями нашего народа. И каждому должно быть ясно, что если бы сложилась такая обстановка, которая потребо вала бы увеличения расходов на содержание армии, то наш бюджет и наша экономика позволили бы ас сигновать еще нс один десяток мил лиардов рублей на укрепление без опасности нашей Родины. Если бы стране угрожала непосредственная опасность нападения, то мы могли бы не только содержать Вооружен ные Силы в их нынешнем составе, но и значительно увеличить их. Наш бюджет, наша экономика это выдержали бы и при этом мы смог ли бы полностью обеспечить капи таловложения для выполнения се милетнего плана. Чем же мы руководствуемся, предлагая сократить сейчас наши Вооруженные Силы? Мы руководст вуемся теми высокими гуманисти ческими идеалами, которые прису щи нашему передовому мировоззре нию и которыми буквально проник нута вся жизнь социалистического общества. Не с позиции политики силы, а с позиции разума подходим, мы к данному вопросу. Мы идем на сокращение наших Вооруженных Сил потому, что не хотим войны, потому что нападать ни на кого не собираемся, не же лаем никому угрожать и не имеем никаких захватнических целей. Се годня раздутые армии, как и вы двинутые далеко вперед за пределы своей страны военные базы, пред назначаются для нападения, а для обороны они не нужны. Когда мы сокращаем численность Вооружен ных Сил, то демонстрируем тем са мым, что у нашей страны не агрес сивные, а самые мирные намере ния. Ведь никакая страна, которая замышляет нападение на другую страну или группу стран, не пойдет на одностороннее сокращение своих Вооруженных Сил, поскольку для нападения пришлось бы не только использовать свою огневую мощь, в том числе ядерное оружие и ракет ную технику, но и потребовалось бы увеличение численности армии. Товарищи депутаты! Мы сейчас решаем вопрос большой историче ской важности — о сокращении Вооруженных Сил, и тем самым мы прокладываем путь к дальнейшему смягчению международной напря женности, путь к упрочению мира во всем мире. Этот акт найдет от клик в сердцах народов всех стран. Даже самые злостные сторонники «холодной войны» не смогут ска зать., что этот шаг делается в целях подготовки к войне. Наш народ. Коммунистическая партия выражают свое исключи тельное уважение и любовь солда там, матросам, сержантам, старши нам, офицерам, генералам, адмира лам и маршалам, которые верно служили и служат интересам совет ского народа, великим идеалам марксизма-ленинизма. Вечно будет жить слава о доблестных сынах и дочерях нашего народа, которые пролили кровь, отдали свою жизнь в борьбе за свободу и независи мость Родины в гражданскую вой ну и Великую Отечественную вой ну. Советские люди глубоко благо дарны тем, кто героически отражал натиск врага и, не жалея сил. ук реплял и укрепляет могущество своей Родины, стоя на страже мир ного труда советского народа. Советские люди с большим удов летворением встретят мероприятия по дальнейшему сокращению Воору женных-Сил, в результате осущест вления которых значительная часть военных товарищей вернется к тру ду на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах, в научных уч реждениях и учебных заведениях. В связи с предложением прави тельства сократить в столь круп ных размерах Вооруженные Силы СССР, предложением, которое, как я уверен, найдет единодушное одоб рение депутатов, советским и пар тийным организациям предстоит провести большую работу. Мы ис ходим из того, что это мевоприятие займет примерно год — полтора, а то и два года. Ведь предстоит осво бодить от службы в армии большое число людей. Эго надо сделать без ненужной спешки, не создавая для них трудностей. Необходимо основа тельно подготовиться, чтобы люди, которые высвобождаются в резуль тате демобилизации, были обеспе чены работой, хорошо трудоустро- .ены. Проще эта задача решается с рядовым и сержантским составом: они мало, служили в армии, имеют трудовые навыки и поэтому могут вернуться к своей прежней профес сии. Кроме того, это люди молодые, и они легко приобретут квалифика цию, которая им подходит. Более ответственным и сложным является вопрос о трудоустройстве офицеров, политработников., т. е. кадровых профессиональных воен ных. К этим людям надо быть очень внимательными. Офицерские кадры наших Вооруженных Сил являются хорошо подготовленными. Они от давали все свои силы изучению военной науки и военного искус ства с- тем, чтобы хорошо служить нашей Родине. Теперь им предсто ит переквалифицироваться и приме нить свои знания на другом попри ще, но в интересах того же общего дела — торжества идей Ленина, торжества коммунизма. Мы должны окружить заботой и любовью этих товарищей, чтобы они хорошо себя чувствовали в новых трудовых коллективах, в новых ус ловиях своей деятельности. Надо помочь им овладеть профессией, ко торая обеспечила бы им надлежа щий заработок. Каждый сможет вы брать себе труд по душе, к этому у нас есть большие возможности. В новых коллективах их должны встретить по-дружески, по-братски, создать им условия теплоты и вни мания. помочь получить знания для наиболее полезного приложения своих сил на новом поприще — не на военном, но направленном на ре шение тех же задач — дальней шее укрепление могущества страны, развитие экономики и культуры, торжество коммунизма. Сегодня эти кадры приходят на производство, а если обстановка потребует, они вновь вольются в ряды доблестной Советской Армии, чтобы выполнить свой долг перед Родиной. Воинам и офицерам, которые бу дут демобилизованы из армии, надо дать время войти в новую колею жизни. Может быть, следует создать соответствующие курсы, на которых они могли бы получить новую ква лификацию. Мы будем развивать транспортную авиацию, и часть летчиков найдет применение своих знаний и опьгга на службе по своей профессии летчиков. Частично ар тиллеристы и летчики будут ис пользованы в новых формированиях ракетных частей: многие из них могут быть использованы на произ водстве в соответствующих отрас лях народного хозяйства.' Следовательно, речь идет о том, чтобы не просто пристроить челове ка, вернувшегося из армии, а дей ствительно так его устроить, чтобы он был не только материально обес печен, но и морально удовлетворен, чтобы он чувствовал, что работает на пользу общего дела, , является активным участником строительства коммунизма. Это— сложная и боль шая задача, и мы должны подойти к ее решению со всей ответственно стью. Хочу поделиться с вами, товари щи депутаты, некоторыми сообра жениями на будущее, касающимися дальнейшего совершенствования на ших Вооруженных Сил, если, ко нечно, к тому времени не удастея продвинуться вперед в решении проблемы всеобщего и полного ра зоружения. Правительство и Цен тральный Комитет нашей партии продумывают и изучают сейчас во прос о том, чтобы впоследствии в строительстве Вооруженных Сил пе рейти на территориальную систему. Возможно, это будет повторением того, что было сделано Владимиром Ильичом Лениным еще в первые го ды Советской власти, но в других условиях и несколько в другом пла не. Мы думаем, что территориаль ная система сможет обеспечить нужные кадры и контингенты насе ления, обученного военному делу * владению. современным оружием. Заглядывая в будущее, можно себе представить, что у нас могут быть воинские части, сформирован ные по территориальному принципу. Их личный состав будет овладевать военным делом без отрыва от про изводства, а, когда надо, соответст вующие транспортные средства -г* самолеты и другая военная, техни ка — позволят сосредоточивать вой ска на нашей территории в нужном месте. Я говорю об этом, чтобы, принимая решение о теперешнем сокращении наших Вооруженных Сил; вы имели в виду также во просы, которые могут возникнуть * будущем в условиях отсутствия со глашения о разоружении. ЦК нашей партии. Советское правительство уверены в том, что каждый воин, наши офицеры, гене ралы и адмиралы, которые с честью вели в бой советские войска в годы Великой Отечественной войны, с удовлетворением воспримут предло жение Советского правительства о новом крупном сокращении Воору женных Сил СССР. Мы уверены, что те из военных товарищей, которые перейдут на гражданскую работу, также с честью послужат своему народу на поприще мирного труда, как они делали и делают это, нахо дясь в рядах славных Вооруженных Сил Советского Союза. Мы выражаем глубокую призна тельность этим товарищам за вер ную и самоотверженную службу в рядах советских Вооруженных Сил, Дозвольте от всей души пожелать им замечательных успехов на новом поприще— так же верно и самоот верженно служить интересам рабо чего класса, интересам трудового народа Советского Союза во имя .победы коммунизма. Необходимость мирного сосуществования диктуется самой жизнью Товарищи депутаты! Мы вносим предложение о новом сокращении наших Вооруженных Сил накануне ответственных международных пе реговоров. на которых будет рас смотрена выдвинутая Советским .Союзом программа всеобщего и пол ного разоружения, рассчитанная на четыре- года. Теперь все видят, что .мы не только выступаем с, програм мой всеобщего в полного разоруже ния, но и в одностороннем порядке приступаем к осуществлению важ ных мероприятий, предусмотренных этой программой, т. е. предприни маем далеко идущие шаги, облег чающие достижение договоренности •по вопросам разоружения. Мы слов не бросаем на ветер и наши пред ложения подкрепляем, практически ми делами. Международная практика знает случаи, когда то или иное предло жение вносится в расчете, что оно .наверняка будет отвергнуто другой стороной. Советскому Союзу, как и всем социалистическим государст вам, чужды такие- нечестные мето ды. То, что записано в нашей про грамме всеобщего и полного разо ружения. мы готовы осуществить последовательно и полностью с того .самого дня, как будет достигнуто соответствующее соглашение. Более того, мы заранее создаем условия, намного облегчающие достижение .этого соглашения и как бы пред восхищающие его выполнение. Мо гут ли правительства стран НАТО записать в свой актив подобные действия? К» сожалению, этого по к а сказать никак нельзя. Мы идем на дальнейшее сокра щение своих Вооруженных Сил— и искренне надеемся, что другие стра ны также пойдут по этому пути. Может возникнуть такой вопрос: почему мы по собственной воле идем теперь на одностороннее со кращение своих вооруженных сил. хотя раньше немал» копий ломали, чтобы добиться согласованного с за падными державами решения о со кращении численности армий, т. е. на основе взаимности? Не делаем ли мы тут уступки, не будет ли такой наш шаг оаспенен как о<- ступление от прежних требований? Должен заявить» товарищи депу таты. что мы принимали во внима ние возможность и такого толкова ния нашего решения. Однако пра вительство признало своевременным осуществить одностороннее сокра щение наших Вооруженных Сил— и вот почему. Советская программа полного и всеобщего разоружения была, как а* уже упоминал, внесена в Организа цию Объединенных Наций в сен тябре прошлого года.. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение передать это наше предложение и предложения других стран в обла сти разоружения На рассмотрение Комитета 10 государств. Со време: ни внесения советских предложе ний про ш ло уже четыре месяца, а Комитет десяти, так еще и не при ступил к работе, хотя пять его чле нов — Советский Союз. Польская Народная Республика, Чехословац кая Республика. Румынская Народ ная Республика и Народная Рес публика Болгария — много раз заявляли, что готовы без промед лений выполнить это решение XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Имелась договоренность с за падными державами, что Комитет десяти начнет свою работу в нача ле этого года. Затем этот срок был перенесен, конечно, не по нашей инициативе, на февраль, а теперь наши партнеры предложили ото двинуть созыв. Комитета до 15 мар та. с чем пришлось согласиться, Пусть поймут меня правильно. Я /не хочу сказать что-либо плохое ни о самом Комитете, десяти, ни о той ответственной работе, которой ему предстоит заняться. Советское пра вительство весьма заинтересовано в том, чтобы этот Комитет работал как можно плодотворнее и чтобы он успешно оправился с поставленны ми перед ним большими задачами. Но в послевоенные годы накопился немалый опыт переговоров по ра зоружению, и мы яе были бы до конца искренними, не высказав сей час своих опасений. Если этот пе чальный опыт будет применен так же и во вновь созданном органе для ‘ рассмотрения вопросов разоруже ния — в Комитете десяти, то про цесс переговоров будет очень и очень длительным, и, наверное, мно го воды будет выпито на заседаниях, прежде чем участники переговоров сумеют продвинуться вперед по пу ти к соглашению о разоружении. Если бы такими же темпами, как до сих пор. шло обсуждение вопро са о прекращении гонки вооруже ний, решался, к примеру, вопрос о похоронах умершего, то труп давно бы уже истлел и х о р о н и т ь было бы нечего. Едва ли предложения Советского Союза о разоружении будут прямо отвергнуты—не таково сегодня по ложение де'л в мире. Но в арсена ле западной дипломатии, как из вестно, имеются и такие приемы, как создание всяческих комиссий и подкомиссий, представление докла дов и анализов, нескончаемые спо- гоы о Формулировках и словопрения. Нельзя исключать, что все это мо жет быть пущено в ход противни ками разоружения, чтобы не до пустить принятия конструктивных решений. Мы хотели бы. чтобы ни чего подо/бного не случилось, чтобы переговоры были честными и про ду ктив ным и . Представьте себе, однако, что пе реговоры все же обернулись бы та ким нежелательным образом. Тог да. втянувшись в перегово ры, мы, вопреки своему желанию, были бы поставлены перед не обходимостью содержать армию в таком составе, которого, собственно говоря, интересы обороны нашей страны не требуют. Ведь само собой /разумеется, что при переговорах мы обязательно поставили бы условием /взаимность в сокращении вооружен ных сил и вооружений. А наши /партнеры, затягивая достижение /соглашения, тем самым лишали бы •нас возможности решить этот в о п р о с на основе взаимности. Поэтому для того, чтобы соблюсти престиж нашего государства, мы должны бы ли бы держать армию в сущест вующем составе, не идти на ее од ностороннее сокращение, пока не удалось бы убедить наших партне ров в том, чтобы они согласились -на взаимное сокращение. Кто бы от этого проиграл? От этого проиграло бы наше Советское государство, наш народ, потому что совершенно непроизводительно рас- ггачивалпсь бы народные средства. Мы продолжали бы содержать армию (Окончание на 5-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz