Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)
1 5 января 19 60 г., М$ 12 (1684) Л Е Н И Н С К О Е Э'НХМ Я 5 Разо ружение —путь к упрочению мира и обеспечению дружбы между народами Доклад товарища Н. С. ХРУЩЕВА на сессии Верховного Совета СССР (Продолжение). еил и вооружений государств, оста вив государствам для поддержания внутреннего порядка и защиты лич ной безопасности граждан лишь строго ограниченные, согласованные для каждой страны отряды, осна щенные легким стрелковым ору жием. Мы выражаем удовлетворение тем, что на Генеральной Ассамблее все государства — члены Организации Объединенных Наций приняли резо люцию, одобряющую идею всеобщего и полного разоружения. Комитету десяти государств, который в скором времени должен начать обсуждение вопросов разоружения, поручено рассмотреть наши предложения. Следует также отметить, что на ши партнеры по предстоящим пере говорам, от которых главным обра зом будут зависеть результаты рас смотрения советских предложений по разоружению, внимательно отнес лись к предложениям Советского Союза, хотя и сопровождали свои положительные заявления оговорка ми, в частности, относительно уста новления контроля. Эти оговорки нас немного удивляют, потому что в наших ппедлпж°ниях предусматри вается все необходимое, чтобы обес печить надежный международный контроль за осуществлением всеоб щего и полного разоружения. Когда разрабатывались предложе ния о всеобщем и полном разоруже нии и обсуждались в правительстве, мы, разумеется, достаточно хорошо знали позиции наших партнеров в отношении контроля и поэтому, как и раньше, особенно тщательно раз работали предложения о контроле, чтобы снять возможные' возражения и не давать поводов для оговорок со стороны западных девжав, И все же нам снова приходится слышать пов торение прежних, не соответствую щих действительности утверждений, будто советские предложения не предусматривают достаточно эффек тивного контроля над осуществле нием мероприятий по разоружению. Если наши западные партнеры заботятся о том. чтобы на деле обеспечить эффективный контроль за разоружением, то мы приветст вуем это, потому что такова и на ша" позиция. 'Советский' ''Сою з' з а '1 строгий международный контроль нал разоружением. Советский Союз выступает за такое соглашение о всеобщем и полном разоружении, которое давало бы твердую уверен ность. что ни одна сторона не на рушит обязательств по осуществле нию разоружения. Наши предложе ния предусматривают установление действенного международного кон троля над разоружением, который, разумеется, должен соответствовать определенным этапам разоружения. Если же оговорки по поводу кон троля выдвигаются западными дер жавами для крючкотворства, для того, чтобы затягивать, а затем и сорвать соглашение о всеобщем и полном разоружении, то это, конеч но, подрывает надежды на всеоб щее и полное разоружение и может Товарищи депутаты! Сегодня Со ветское правительство вносит на рассмотрение Верховного Совета предложение о новом крупном со кращении Вооруженных Сил СССР. Это сокращение Вооруженных Сил мы считаем возможным, как и прежде, провести в одностороннем порядке и независимо от хода об суждения проблемы разоружения в Комитете десяти или в других меж дународных органах. Совет Министров СССР вносит на ваше рассмотрение и утверждение предложение сократить наши Воо руженные Силы еще на 1 миллион 200 тысяч человек. Если такое предложение будет принято Верхов ным Советом, то наша Армия и Военно-Морской Флот будут насчи тывать в своем составе 2 миллиона 423 тысячи человек. Таким образом, численный состав наших Вооруженных Сил будет меньше того уровня, который ука зывался в предложениях, выдвину тых Соединенными Штатами Аме рики. Англией и Францией при об суждении проблемы разоружения в 1956 году. В этих предложениях для СССР и США предусматривался уровень Вооруженных Сил по 2 миллиона 500 тысяч человек. Мы согласились е этим предложением и не раз выдвигали его со своей с т о р о н ы , разумеется, исходя из то го. что это будет только первым шагом в области сокращения Воо руженных Сил. В частности, мы называли эти цифры в предложе ниях. которые были внесены Совет ским правительством па рассмотре ние Генеральной Ассамблеи ООН осепыо 1956 года. С тех пор про шло более трех лет, а договориться вызвать лишь глубокое огорчение народов. Кое-кто на Западе утверждает, будто разоружение угрожает тяже лыми последствиями экономике ка питалистических стран. Говорят, что если прекратить выпуск бомб, пушек, подводных лодок и прочих средств уничтожения, то. дескать, наступит разорение, сотни тысяч людей лишатся работы и средств к существованию. Но так могут рас суждать лишь люди, которые Пред ставляют себе развитие экономики не иначе, как путем подчинения ее интересам подготовки войны. Самое меньшее, что можно ска зать о подобных утверждениях, — это то. что они совершенно бездо казательны. Мне приходилось бесе довать со многими представителями американских деловых кругов, ко торые придерживаются на этот счет отнюдь не такой мрачной точки зрения и уверены, что промышлен ности США вполне под силу спра виться с задачей перевода всей экономики на производство мирной ПРОДУКЦИИ. В самом деле, разве нет основа ний ожидать, что переключение про изводственных мощностей на изго товление мирной продукции позво лило бы резко сократить налоги, взимаемые с населения, увеличить емкость внутреннего рынка и вместе с тем расходовать больше средств на нужды просвещения, здравоохра нения и социального обеспечения. А разве не расширились бы в ог ромной степени возможности внеш ней торговли, освобожденной от ис кусственных ограничений, продикто ванных соображениями. которые не имеют ничего общего с экономиче ской выгодой? Сколько на свете стран, которые испытывают нужду в предметах мирного обихода, а не в оружии! Не подлежит сомнению, что при разоружении неизмеримо выросли бы возможности сбыта мирной про дукции на внешних рынках, откры лись бы самые широкие перспекти вы для развития мировой торговли. Разоружение выгодно не для ка кого-то одного государства или од ной группы государств, оно откры вает пу ть к прочному миру и раз витию экономики для всех стран, для всех народов. •■■Свое- -стремление..к решению .про блемы. разоружения Советский Со юз доказал не только словами, ной делами. Сразу же после окончания в т о р о й мировой войны в нашей стра не была пповедена широкая демо билизация Вооруженных Сил. В по следующие годы Советский Союз полностью ликвидировал'свои воен ные базы на территории других го сударств. Советский Союз пошел дальше. Стремясь положить конец гонке вооружений и как можно скорее приступить к осуществлению прак тических шагов по разоружению, наша страна осуществила дальней шее сокращение своих ^Вооруженных Сил. Известно, что за последние че тыре года численность Вооруженных Сил Советского Союза была сокра щена в одностороннем порядке в об щей сложности'еше на 2 миллиона по этому вопросу так и не удалось. Теперь вносится предложение про вести сокращение Вооруженных Сил до более низкого уровня, и делаем это мы сами, без проволочки, без излишней траты времени и энергии, без трепки нервов, связанной с бес конечными спорами с нашими павт- невами по вопросу о разоружении. Мы выражаем уверенность, что товарищи депутаты всесторонне об судят предложение, которое прави тельство вносит на рассмотрение сессии Верховного Совета СССР, и правильно поймут побуждения, ко торыми руководствуются пои этом Центральный Комитет Коммунисти ческой партии и Советское прави тельство. Каждый советский гражданин, тем более депутат Верховного Сове та— избранник народа, прежде все го заботится о безопасности своей Родины, о сохранении завоеваний революции, об обеспечении успеш ного строительства коммунизма в нашей стране. Поэтому первый во прос, который возникает в связи с внесенными предложениями, — это вопрос о том, будет ли достаточной оборонная мощь нашей страны пос ле реализации предлагаемого меро приятия? Почему в то время, когда наши недруги даже само выраже ние «политика с позиции силы» еще не сдали в архив, почему мы вместо ответа силой на силу все- таки идем на сокращение армии и флота и, следовательно, на сокра щение расходов на вооружение? Как это объяснить? Не проявляем ли мы некоторую беззаботность в отношении безопасности нашей страны? Мы подробно и всесторонне изу чили этот вопрос, советовались с 140 тысяч человек. Советские вой ска были выведены из Румынской Народной Республики, значительно сократилась численность наших войск, находящихся в соответствии с имеющимися соглашениями в Гер манской Демократической Респуб лике, в Польской Народной Респуб лике и в Венгерской Народной Рес публике. Хочу доложить депутатам Верхов ного Сонета о том. как изменялся численный состав наших Вооружен ных Сил за последние 30 с лишним лет. После окончания гражданской войны Советское правительство де мобилизовало основной состав ар мии и провело ее реорганизацию. В результате этого в рядах Красной Армии и Военно-Морского Флота к 1927 году находилось 586 тысяч человек. Это в известной мере опре делялось и условиями международ ной обстановки того времени. Агрессия японского империализма на Дальнем Востоке и приход к власти фашизма в Германии яви лись причиной увеличения числен ности наших Вооруженных Сил, ко торая к 1937 году была доведена до 1 миллиона 433 тысяч человек. Затем, в связи с начавшейся вто рой мировой войной, создавшей не посредственную угрозу нападения на Советский Союз со стороны гит леровской Германии, наши Воору женные Силы были еше увеличены и к 1941 голу достигли численности 4 миллиона 207 тысяч человек. Вероломное нападение гитлеров ской Германии на Советский Союз и разразившаяся четырехлетняя кровопролитная война вынудили нас довести наши Вооруженные Силы к маю 1945 года до 11 мил лионов 365 тысяч человек. В результате демобилизации, проведенной сразу после окончания войны, к 1948 году численность Вооруженных Сил СССР была со кращена до 2 миллионов 874 тысяч человек. Советский Союз пошел на значительное сокращение своих Во оруженных Сил, надеясь, что и за падные державы будут руководст воваться идеями сохранения мира и дружбы, укреплять отношения, сло жившиеся между странами антигит леровской коалиции. Однако наши надежды не оправдались. В резуль тате образования на Западе агрес сивного блока НАТО, шантажа атомной бомбой в то время, когда у нас ее еше не было. Советский Союз был вынужден в интересах укрепления обороны на случай про вокаций увеличить численность войск, которая составила в 1955 голу 5 миллионов 763 тысячи че ловек. В дальнейшем в период 1955 — 1958 годов, как я уже докладывал, Вооруженные Силы были сокраще ны на 2 миллиона 140 тысяч чело век. и сейчас они насчитывают в своем составе 3 миллиона 623 ты сячи человек. Таковы данные о состоянии Во оруженных Сил Советского Союза за последние десятилетия. военными, с Генеральным штабом и без колебания отвечаем: наша оборона будет вполне достаточной, и мы реально все учитываем. Какие и»гёются данные для того, чтобы подкрепить эти реальные расчеты и принять столь ответст венное решение? Какие имеются данные для того, чтобы депутаты смогли принять это решение с твер дой уверенностью в том, что оно не нанесет ущерба обороноспособно сти нашей страны? Наша уверенность в правильно сти предлагаемых мер основывает ся на том, что Советская страна переживает период невиданно бур ного развития всего народного хо зяйства. Она основывается на несо крушимой морально-политической сплоченности советского общества. Советские ученые, инженеры и ра бочие обеспечили возможность ос настить нашу армию такими вида ми вооружения, которые доселе не были известны человеку, — атом ным, водородным, ракетным и дру гим современным оружием. Разви тие нашей экономики, достижения научно-технической мысли — вот что создало условия для того, что бы пойти на сокращение Вооружен ных Сил. Кроме того, мы учитыва ем укрепление и рост могучего со циалистического лагеря, являюще гося прочным бастионом мира. В результате торжества ленин ских идей, построения социализма и успешного дальнейшего развития строительства коммунизма наша страна сейчас идет вперед во всех направлениях — и в области эко номики, и в области подъема жиз ненного уровня трудящихся, в об ласти развития науки, техники и культуры. На основе этих успехов наши ученые, инженеры и рабочие, занятые в оборонной промышленно сти, создали новые виды вооруже ния, самого современного, отвечаю щего последнему слову науки и техники. Это дает нам возможность пойти на сокращение Вооруженных Сил без ущерба для обороноспособ ности страны. Разрешите, товарищи депутаты, от вашего имени, от имени Совет ского правительства и Центрально го Комитета Коммунистической пар тии Советского Союза выразить са мую искреннюю благодарность всем ученым, инженерам, техникам, ра бочим, всем тем, кто отдавал все свои знания, свой труд на благо на шей Родины, на укрепление ее мо гущества. Партия, правительство, весь со ветский народ горячо благодарят ученых, инженеров, техников, ра бочих, знаниями и трудом которых достигнуты крупные успехи в деле создания атомного и водородного оружия, ракетной техники и всех других средств, позволивших так высоко поднять обороноспособность нашей страны, что в свою оче редь дает возможность нам идти сейчас на дальнейшее сокращение Вооруженных Сил. Советский Союз накопил нужное количество атомного и водородного оружия, Пока не достигнуто согла шение о запрещении ядерного ору жия, мы вынуждены продолжать его производство. Конечно, нам при ходится расходовать на эти цели не малые средства. Но полностью отка заться от производства ядерного оружия, в настоящее время мы по ка не можем: такое решение должно быть результатом соглаше ния государств, обладающих ядерньш оружием. Наше государство располагает мощ ной ракетной техникой. Военная ави ация и Военно-Морской Флот при со временном развитии военной техни ки утратили свое прежнее значение. Этот вид оружия не сокращается, а заменяется. Военная авиация поч ти вся заменяется ракетной техни кой. Мы сейчас резко сократили и, видимо, пойдем на дальнейшее со кращение и даже прекращение про изводства бомбардировщиков и дру гой устаревшей техники. В Военно- Морском Флоте большое значение приобретает подводный флот, а над водные корабли уже не могут иг рать той роли, которую они играли в прошлом. Вооруженные Силы у нас в значи тельной степени переведены на ра кетно-ядерное оружие. Это оружие совершенствуется и будет впредь совершенствоваться до его запреще н а . Центральный Комитет Коммуни стической партии и Советское пра вительство могут доложить вам, то варищи депутаты, что оружие, ко торое у нас уже есть, — это гроз ное оружие, а то. что, так сказать, на выходе, — еще совершеннее, еще грознее. Оружие, которое соз дается и находится, как говорится, в портфеле ученых и конструкто ров. — это невероятное оружие. Все вы. товашищи депутаты, ви димо, согласитесь, что сейчас нель зя подходить к вопросу о числен ности армий так. как к нему подхо дили еще несколько лет назад. До статочно сказать, что, начиная с 1955 года, численность Вооружен ных Сил в нашей стране была со кращена на одну треть, а их огне вая мощь благодаря внедрению и развитию новейших видов совре менной военной техники за то же время возросла во много раз. В наше время обороноспособность страны определяется не тем, сколь ко у нас солдат под ружьем, сколько людей носит солдатские шинели. Если отвлечься от общих политиче ских и экономических факторов, о которых я уже говорил, то обороно способность страны в решающей степени зависит от того, какая ог невая мощь и какие средства до ставки находятся в распоряжении данной страны. . Предлагаемое сокращение никак не ослабит огневой мощи наших Вооруженных Сил. а ведь это глав ное. В сущности государства для того и содержат армию, чтобы иметь соответствующую огневую мощь, ко торая могла бы противостоять веро ятному противнику и удержать его от нападения или дать ему должный отпор, если бы он попытался на пасть. Сейчас в руках Советской Армии находятся такие боевые средства и такая огневая мощь, какой никог да не имела ни одна армия. Я еще раз подчеркиваю, что мы уже имеем столько ядерного оружия — атом ного и водородного и соответствен но ракет для доставки этого оружия на территорию возможного агрессо ра, что если бы какой-либо безу мец вызвал нападение на наше го сударство или на другие социали стические государства, то мы смог ли бы страну или страны, напавшие на нас. буквально стереть с лица земли. Каждый трезво мыслящий чело век хорошо понимает, что атомное и водородное оружие представляет Новое предложение о сокращении Вооруженных Сил Советского Союза наибольшую угрозу тем странам, которые имеют большую плотность населения. Конечно, в случае воз никновения новой мировой войны пострадают так или иначе все стра ны. Мы тоже перенесем большие бе ды, у нас будет много жертв, но мы выживем, наша территория огромна и население менее сосредоточено в крупных промышленных центрах, чем во многих других странах. Не сравненно больше пострадает Запад. Если агрессоры развяжут новую войну, то она будет не только их последней войной, но и гибелью ка питализма. так как народы ясно поймут, что капитализм является источником, порождающим войны, и дальше не будут терпеть этот строй, несущий страдания и бедствия че ловечеству. Если все это учесть, то .советские люди могут чувствовать себя спо койно и уверенно: современное во оружение Советской Армии вполне обеспечивает неприступность нашей страны. Конечно, неприступность — по нятие довольно условное. Ведь нель зя забывать о том, что наши про тивники. — а некоторые государ ства, не скрывая с бо я х военно-по литических целей, сами называют себя нашими противниками, — не будут стоять на месте. Если эти государства сейчас не имеют такого количества ракет, как мы, да и ра кеты V них менее совершенные, то они имеют возможность наверстать временное отставание, усовершенст вовать свою ракетную технику и, может быть, рано или поздно срав няются с нами. США, например, поставили перед собой задачу догнать Советский Со юз по производству ракет в течение пяти лет. Они, конечно, будут при лагать все усилия, чтобы вывести ракетную технику из того состоя ния, в котором она находится у них сейчас, и занять лучшее положение. Но наивно было бы думать, что мы в это время будем сидеть сложа ру ки. Ведь и в самих США люди го ворят: А что же, русские будут ждать, будут в кости играть? Да, конечно, мы все сделаем для того, чтобы использовать выигран ное нами время в развитии ракет ного вооружения и занимать веду щее положение в этой области до тех пор, пока не будет достигнуто международное соглашение по во просу о разоружении. Напрашивается, однако, такой во прос: раз не исключена возмож ность, что некоторые капиталисти ческие государства сравняются с на™ в области современного воору жения, то не смогут ли они про явить коварство и напасть на нас первыми с тем, чтобы использовать фактор внезапности нападения та ким грозным оружием, как ракетно- атомное, и тем самым иметь пре имущества для обеспечения победы? Нет. Современные средства ведения войны не дают ни одной стороне таких преимуществ. Первым можно напасть, для это го не требуется большого ума, ско рее нужна безрассудность, и мы, конечно, отдаем себе отчет в том, что у некоторых наших вероятных противников имеется склонность к этому. Нередко можно наблюдать, как то в одной, то в другой стране сторонники политики с «позиции силы» проявляют горячность и ре тивость, хотя «лавры» Гитлера, ка залось бы, должны были охлаж дающе действовать на них. Но, ви димо, у таких деятелей настолько затуманено сознание, что эти серь езные уроки истории и м забыты. Допустим, однако, что какому- либо государству или группе госу дарств удалось бы подготовить и осуществить внезапное нападение на державу, владеющую ядерным и ракетным оружием. Но разве напа дающая сторона, 'если даже предпо ложить на минуту, что ей удалось бы нанести удар врасплох, смогла бы сразу вывести из строя все за пасы ядерного оружия, все установ ки ракетной техники на территории державы, подвергшейся нападению? Конечно, нет. Государство, подверг шееся внезапному нападению, ес ли, разумеется, речь идет о доста точно большом государстве, всегда будет иметь возможность дать долж ный отпор агрессору. Мы учитываем, что вокруг на шей страны расположены иностран ные военные базы. Поэтому мы так размещаем свою ракетную технику, чтобы было обеспечено двойное и тройное дублирование. Территория нашей страны огромная, у нас имеется возможность рассредоточить ракетную технику, хорошо замаски ровать ее. Мы создаем такую си стему, что, если будут выведены, из строя одни средства, предназначен ные для нанесения ответного уда ра, всегда можно будет ввести в действие дублирующие средства и поразить цели с запасных позиций,- Всего этого вполне достаточно, чтобы отрезвляюще воздействовать на любого человека с нормальной психикой, на людей, которые отве чают за свои действия перед наро дами, дорожат их судьбами. Конеч но, за сумасшедших нельзя ручать ся; они всегда были и, видимо, не переведутся в будущем. Надо толь ко не забывать, что если и в про шлом приход к власти таких сума сшедших приводил к кровопролит ным войнам, то теперь это было бы ни с чем не сравнимым бедствием. Как мать, покидая дом, заботит ся о том, чтобы горючие материа лы, спички или электрические при боры не попали в руки неразумно го ребенка, который, не сознавая, может причинить огромные бедст вия для дома и для города, так на-_ роды должны заботиться о том, что бы в правительства, парламенты и на другие посты, от которых зави сит обеспечение мира, не проникли люди, ставящие перед собой безум ные, преступные цели. Нужна боль шая бдительность со стороны наро дов, чтобы не дать безумцам ис пользовать ракетно-ядерное оружие против человечества, пока не будет найдено решение вопроса о полном и всеобщем разоружении и, следо вательно, уничтожении всех средств ведения войны. » Нельзя забывать уроков прошлого Руководители западных стран еще не отказались от проведения политики с «позиции силы» и «на грани войны». Хотя главный гла шатай этой политики умер, его во инственные призывы еще не сданы в архив, не отброшены. Особенно усердствует канцлер Аденауэр. Но господину Аденауэру и тем, кто вместе с ним любит повторять, что они по-прежнему будут проводить политику с «позиции силы», надо смотреть на вещй реально. Как го ворил Козьма Прутков— надо смот реть в корень. Когда западные страны имели превосходство в экономике и распо лагали монопольно таким сильным оружием, как атомная бомба, тогда в такой политике еше была какая- то логика, хотя и тогда это не да вало основания для проведения по литики с «позиции силы». Теперь же, когда Советский Союз обладает атомным и водородным оружием, когда наша страна проде монстрировала всему миру свое превосходство в ракетной технике, когда экономика Советского Союза и всех стран социалистического лаге ря находится в расцвете, когда на лицо его сплоченность и единство, стремление всех народов объеди нить усилия для того, чтобы обес печить мир,— в этих условиях по литика с «позиции силы» стано вится совершенно бессмысленной. Что значит сейчас, при изменив шемся соотношении сил, делать ставку на политику с «позиции си лы»? Это значит заранее обречь се бя на неизбежный провал, идти по стопам Гитлера. Ведь именно Гитлер проводил по литику с «позиции силы» в ее об наженном виде. Когда он пришел к власти, то сразу поставил задачу проводить политику экспансии, за воевания так называемого жизнен ного пространства. Он объявил, что пойдет войной против Советского Союза и дойдет до Урала, подчинит другие страны. У всех еще свежи в памяти со бытия. предшествовавшие второй мировой войне. Гитлер с циничной откровенностью говорил своим еди номышленникам: «Мы должны от бросить всю сентиментальность и быть твердыми. В один прекрасный день, когда я прикажу начать вой ну, я не стану колебаться, посы лая десять миллионов молодых лю дей на смерть». Другие нации и народы Гитлер сяитал удобрением и рабами для избранной арийской ра сы. которая должна господствовать над всеми. Для того, чтобы замаскировать эти преступные цели, Гитлер назвал свою партию национал-социалист ской. Главарь Фашистов ввел в свой обиход слово «социализм», являю щееся наиболее популярным у на родов. для того, чтобы увлечь за собой больше наивных и неиску шенных людей. Осуществляя захватническую по литику, Гитлер предъявлял ульти матумы, если они отвергались, он начинал военные действия. Таким путем ему удалось оккупировать многие европейские страны. Опья ненный легкими победами, Гитлер совершил разбойничье нападение на Советский Союз. Всем известно, чем кончилась эта авантюра. Кончилась тем. что этот сумасшедший, когда советские войска уже вели бои на улицах Берлина, нашел правильное решение — сам себя убил, как скорпион, попавший в кольцо огня. Надо иметь в виду, что накануне в т о р о й мировой войны Советский Союз был единственным социали стическим государством, находив шимся в капиталистическом окру жении. В то время превосходство в экономике и в других ресурсах было не у нас. Теперь совершенно иное дело. Каждый человек, если он в здравом уме, умеет немного считать, размышлять и понимать события, которые произошли в послевоенное время, не может не видеть корен ного изменения соотношения сил в пользу социализма на международ ной арене. Разве не ясно, что в ны нешних условиях проводить поли тику с «позиции силы» в отноше нии Советского Союза и других со циалистических стран — это зна чит стать на путь гибельных аван тюр. . Эта авантюристическая политика наиболее ярко проявляется сейчас в Западной Германии. Известно, что одним из первых реакционных ша гов Гитлера после захвата власти был запрет Коммунистической пар тии и преследование рабочих орга низаций. Аденауэр также зам ети л деятельность Коммунистической партии Германии и развернул на ступление на профсоюзы и другие демократические организации тру дящихся. В Западной Германии один за д р у г и м организуются позорные судебные процессы над деятелями движения сторонников мира. Куда же дальше? Даже с точки зрения конституции ФРГ бросать людей в тюрьмы только за то, что они, сог ласно своим убеждениям, выступа ют за мир,— это произвол и безза коние. В Западной Германии за послед нее время все определеннее выяв ляются тенденции обелить и чуть ли даже не реабилитировать крова вый гитлеровский режим. Эти тен денции хорошо подметил лорд Рас сел. В своем письме в ре дакцию газеты «Таймс» Рас сел обращает внимание на тот Факт, что в учебниках истории для сред них школ, изданных в ФРГ в 1958 году, в отличие от учебников 1949 гола, замалчиваются такие преступ ления гитлеровского режима, как поджег рейхстага, преследование еврейского населения, зверства в концентрационных лагерях и дру гие злодеяния фашизма. Рассел приводит в своем письме конкретные данные на этот счет, позаимствованные из немецкой га зеты «Ди вельт». В учебнике не мецкой истории, изданном в 1949 году, о поджоге рейхстага гитлеров цами, например, говорилось на д в у х с половиной страницах, в учебнике 1958 года — ни слова: о пресле довании евреев было 3 страницы, осталось — 14 строк, о концентра ционных лагерях было 5 страниц, теперь — ни слова. Последние фашистские антисе митские выступления по городам Западной Германии — это харак терный признак усиления реакции, различные происки которой давно и широко известны мировой общест венности. Многие десятилетия тому назад, в период разгула реак- пин в царской России, не раз орга низовывались черносотенные анти семитские погромы. Ленин, (флыпе- вики, все прогрессивные люди ре шительно выступали против этого позорного явления. В Германии Гитлер усиленно раз жигал антисемитизм. Он подавил всякую свободу, грубо растоптал демократические права. И все это он делал для того, чтобы начать: свое кровавое дело — развязать! войну. Советский Союз всегда выступал и выступает за дружбу между все ми народами, за дружбу с немец ким народом. У нас сложились очень хорошие, дружеские отношения с Германской Демократической Рес публикой, и мы дорожим этой друж бой. Мы делаем все для того, чтобы у нас были хорошие дружественные отношения и с немцами Западной Германии. Но у нас вызывает боль шое огорчение деятельность прави тельства Федеративной Республики Германии, в особенности его канц лера Аденауэра, направленная на разжигание «холодной войны». Мы слышали заверения господина Аденауэра, что ои не является ре ваншистом и не потерпел бы. в сво ем правительстве ни одного мини стра. который был бы реваншистом. Немецкий народ действительно не хочет иметь ничего общего с ре ваншистами. Но как увязать заяв ления канцлера Аденауэра с тем, что западногерманское правительст во стремится пересмотреть государ ственные границы в Европе, уста новленные после второй миргузой войны, и встречает в штыки любые заявления, направленные на ликви дацию остатков второй мировой вой ны, на подписание мирного догово ра с Германией, на установление прочного мира в Европе. Или взять последнюю поездку Аденауэра в Западный Берлин и его товокационное выступление, в ко- ( Продолжение на 4-й стр.). «
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz