Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)
К 9 0 - Л Е Т И Ю С О Д Н Я Р О Ж Д Е Н И Я В . И . Л Е Н И Н А Кадр из фильма «Воспоминания о В. И. Ленине». В. И. Ленин, Н К Крупская М И Упьонппэ „ бор Самуэли на параде войск бсевобуча на Красной площади 25 ма” '191д года ‘ , Ти' . ___ Архив ИМЛ. Зде сь жил и работал Ильич По утрам от многочисленных го стиниц Москвы отходят Комфорта -1 бельные голубые автобусы. В них— представители многонационального Советского народа, Приехавшие в столицу нашей Родины, чтобы по сетить ленинские места. С набережной Москва-реКи перед экскурсантами открывается знако мая, но всегда Волнующая своей ве личественной н торжественной кра сотой панорама Московского Крем ля. Большой Кремлевский Дворец. Над ним, высоко, в небе реет Госу дарственный флаг Советского Сою за. Здесь, в историческом зале засе даний, где неоднократно выступал В. И. Ленин, происходят съезды ленинской партии И Пленумы Ц К КПСС. В Кремле Великий вождь проле тариата и Основатель Советского государства ЖИЛ и работал пять Лет — с апреля 1918 Года Но Май 1923 сода. Любовно сохраняет наш народ рабочий кабинет и квартиру Владимира Ильича, расположенные на третьем этаже Дома правитель ства. Рабочий кабинет — неболь шая комната с очень скромной об становкой. Свободные простенки ее заняты книжными шкафами, в ко торых Стоят Две тысячи книг — не мые свидетели гигантского труда ВОЖДЯ. Книги заполнили также дВе вращающиеся этажерки, сделанные пд чертежам самого Владимира Ильича. Из Кремля В. И. Ленин руково дил борьбой за свободу и независи мость Советской Родййю. Здесь Владимир Ильич наметил пути стро ительства социализма и коммуниз ма. Здесь он принимал десятки де легаций рабочих, крестьян, интел лигенции. Отсюда во все концы страны ле тели письма и телеграммы Пред седателя Совнаркома В. И. Ленина. Осенью 191§ года Владимир Иль ич телеграфировал Задонскому ис полкому и комитетам бедноты Елец кого уезда, чтобы они действовали самым решительным образом против кулаков и эсеров. «Необходимо бес пощадное подавление кулаков-крово- пййцее*,-—писал В. И. Ленин. Слова вбждя вселяли новую революцион ную энергию в ряды рабочих и бед нейших крестьян, вдохновляли их на разгром врагов молодой Совет ской республики. В Кремле В. И. Ленин принял английского писателя Герберта Уэл лса. В беседе с Уэллсом Владимир Ильич нарисовал величественную картину развития Советской респуб лики на основе электрификации вСей страны. Тогда Уэллс назвал В.И. Ленина «кремлевским мечтате лем». Но спустя семь лет англи чанин снова посетил нашу страну и вынужден был признать, что все, чТо он Слышал ОТ Ленина, становит ся действительностью. А что бы те перь мог сказать Уэллс? В Мае 1920 года В. И. Ленин уча ствовал во Всероссийском субботни ке. Ильич уже тогда оценил первые Субботники как ростки нового, как сознательную добровольную, герои ческую работу трудящихся во имя победы революции. В субботниках он видел и пророчески предсказал грядущую Победу коммунистического труда. Б кремлевской квартире В. И. Ленин продиктовал свои знамени тые статьи: «Странички из дневни ка», «О кооперации», «О нашей ре волюции», ' «Как нам реорганизо вать Рабкрин», «Лучше меньше, да лучше». В НИХ Владимир Ильич развил и всесторонне обосновал кОНкреТнЫй план НОСТрОенйя социа лизма в нашей стране. Эти статьи явились йблиТйческим завещанием В. И. Ле.нина партии. Около 150 домов, фабрик, заво дов, учебных заведений, деревень МоСкВы и Московской области свя заны С именем Ильича. Здесь он бы вал, выступал, жил и работал. Ж По ленинским местам Москвы ж В библиотеке Румянцевского му зея (Моховая, 1) первый раз В. И. Лёнин был в 1893 году. Проездом из Самары в Петербург 23-летйий Ильич остановился в Москве на квартире Своей сестры А. И. Ульй- новОй-ЕлиЗароВой. 26 августа 1893 года, как 63 эТом свидетельствует запись регистрационной кнйги посе тителей, молодой Ульянов занимал ся в читальном зале библиотеки (ныне — читальный зал Для детей и Юношества). Второй раз в библи отеке Владимир Ильич был в 1897 году. Ее Же книгами он пользовался и в советское время. В 1925 Году библиотеке было присвоено имя вождя. Ныне Госу дарственная библиотека СССР име ни В. Й. Ленина стала крупнейшей сокровищницей книг. 20 хорошо оборудованных читальных за лов ежедневно посещают до 7000 человек. Книжный фонд библиотеки состоит из 21 миллиона томов на 160 языках мира. Среди них почет ное место Занимают бессмертные произведения В. И. Ленина. В январе 1894 года В. Й. Ленин выступил с речью перед Московской демократической интеллигенцией. Это Нелегальное собрание происхо дило 9 января' в доме Залесских на Воздвиженке (ныне ул. Калини на). Приезжая в Москву, В И. Ле нин останавливался у своих род ных. Замечательная революционная семья Ульяновых в 90-годах про шлого века и в начале XX века проживала в Москве и Подмоско вье. СесТры Владимира Ильича — Анна и Мария, брат Дмитрий были активными участниками рево люционной борьбы московских ра бочих. Большую помощь детям оказывала их мать Мария Алек сандровна Ульянова. Царские па- лаЧи преследовали семью Ульяно вых, приходилось Скрываться, ча сто менять адреса. Вот автобус с экскурсантами останавливается у старинного двух этажного дома на Композиторской улице. Памятная доска с барелье фом Владимира Ильича напомина ет о том, что Ленин жил в этом доме с 18 по 22 февраля 1897 го да, в квартире своей матери. 22 февраля Владимир Ильич был со слан В Сибирь. Возвратился из ссылки В. Й. Ленин В феврале 1900 года И не которое время нелегально прожи вал на квартире А. И. Елизаровой (улица Образцовая, д. 27), а затем жил у матери в Подольске, откуда в июле того же года выехал за грайицу. По возвращении из-за границы, в январе 1906 года Владимир Ильич остановился в четырехэтажном до ме № 15 в Мерзляковском переул ке. Здесь он выступал на нелегаль ном заседании лекторской группы Московского комитета РСДРП(б). В марте того же года В. И. Ле нин вновь нелегально прибыл в Москву. В беседах с московскими большевиками Ильич интересовался событиями, связанными с Декабрь ским вооруженным восстанием 1905 года. Это был последний предреволюционный приезд В. И. Ленина в Москву. С Манежной площади хорошо видны окна 107 номера гостиницы «Националь». Здесь останавливал ся В. И. Ленин вечером 11 марта 1918 года, когДа прибыл во 1-Лаве Советского Правительства в Моск ву. На следующий день в газете «Известия» была опубликована статья Владимира Ильича «Глав ная задача наших дней». В ней вождь поставил перед партией и народом историческую Задачу «„.соз дать действительно могучую и обильную Русь». Затем экскурсанты Осматривают мемориальные доски на фасадах По литехнического музея, Большого те атра, Дома Союзов, здания Моссо вета и на Других домах в центре Москвы. Здание Моссовета отмечено па мятной доской, на которой Ильич изображен в момент выступления с балкона перед бойцами, отправ ляющимися на фронты граждан ской войны. Четыре раза звучал от сюда Вдохновенный призыв вождя к защите социалистического отечества. На улице Чехова возвышается здание театра имени Ленинского комсомола. Здесь 2 октября 1920 Юда великий вождь произнес речь о задачах союзов молодежи на Ш съезде комсомола. Много раз В. И. Ленин выступал в Колонном и Ок тябрьском залах Дома Союзов. Большой театр являлся одной из общественно - политических Трибун страны в первые годы Советской власти. Здесь проходили съезды партии И Советов, торжественные заседания й конференции, на кото рых звучал голос Ильича. В де кабре 1920 года в своей плйМеННОй речи перед делегатами V III Все российского съезда Советов В. И. Ленин заявил: «Коммунизм — это есть Советская власть плюс элек трификация всей страны». От пла на ГО ЭЛ РО ДО семилетки — та кой путь Проделал за ЭТИ годы Со ветский Союз, вступивший ныне в решающую стадию осуществления идеи великого Ленина о сплошной электрификации страны. 20 ноября 1922 года в Большом театре происходил пленум Моссове та. На нем выступил В. И. Ленин. Свою речь он закончил пророчески ми словами: «...Из России нэпов ской будет Россия социалистиче ская». Это было последнее публич ное выступление любимого Ильи ча. Павловская улица, дом 7. На зда нии бывшего гранатного корпуса завода Михельсона — памятная до ска, рассказывающая о выступ лении В. И. Ленина 30 августа 1918 года, а рядом вдохновенная фигу ра вождя на трибуне, воплощенная в граните. Позади — гранитный камень, установленный 7 ноября 1922 года с надписью: «Пусть зна ют угИеГеннЫе всего мира, что на этом месте пуля капиталистической контрреволюции пыталась прервать жизнь и работу вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина». Последние месяцы жизни В. И. Ленина прошли в Горках под Москвой. Здесь 21 января 1924 Года в 6 часов 50 минут переста ло биться сердце великого вож дя. С неутихающей болью вспоми нают советские люди далекие январские дни. 23 января в 13.00 к перрону Павелецкого вок зала подошел траурный поезд с те лом В. И. Ленина. С 23 по 27 ян варя днем И ночью шел народ к Дому Союзов, чтобы проститься с Ильичей. В 4 часа дня 27 января 1924 года на Красной площади Москвы саркофаг В. И. Ленина был опущен в Мавзолей. В 1929 году в центре Красной площади поднялся гранитный Мав золей. Когда бы советский человек ни приехал в Москву, он стремит ся на Красную площадь, чтобы влиться в нескончаемый живой по ток, стремящийся к Мавзолею, к Великому Ленину. С чувством ог ромного волнения приходят сюда миллионы людей, трудящиеся всего Мира, чтобы выразить свою любовь И преданность В. И. Ленину, его бессмертному учению. Кремлевские куранты пробили час дня. Тихо сменился караул у входа в Мавзолей. Четким строем, Нод Дробь барабана, направляется к Мавзолею отряд юных ленинцев. Давно нет Владимира Ильича среди нас, но мы знаем: Ленин Жив в сердце каждого, он живет в Наших делах. - м. члоян. ИДЕТ РЕМОНТ СОКОЛЬСКОЙ ДОМНЫ Двенадцатый день идет капи тальный ремонт домны завода «Свободный сокол»,' Воодушев- ленные первомайскими Призыва ми ЦК КПСС, слесари, мон тажники, электросварщики, бу рильщики, огнеупорщики полны единого стремления сдать печь в эксплуатацию досрочно — к 1 Мая. Каждый день приносит вести о новых успехах, С домны поступают сообщения о трудо вых достижениях бригад и от- дельных людей. На сварке холо- дильников шахты печи отлича ются электросварщики Й. Буты лей. М, Пауков, М. Семенов. Опе режая график, ведет демонтаж блиндажа н установку балок для сборки холодильников бригада К. Якубова. Успех ремонта сегодня зави сит от четкой организации тру да и перевыполнения заданий в каждой бригаде, каждым рабо чим. Но далеко не на всех уча стках дела идут благополучно. Например, прораб огнеупорных работ т. Рахманов медленно ве дет удаление «козла» из лещади доменной печи. Прораб т. Вол- котруб до сих пор не закончил сооружение блиндажа, По-прежнему наблюдаются Пе ребои в снабжений. Работники отдела снабжения завода не обес печили еще домну всеми не обходимыми материалами и обо рудованием, Сварщики испы тывают затруднения из-за Не своевременного поступления алю миниевого - порошка, чугунной стружки. Все эти, на первый взгляд, мелочи снижают общий темп и Качество ремонтных работ. Задача ремонтников и всего коллектива завода «Свободный сокол» — быстрее устранить недостатки, шире развернуть Соревнование за досрочный пуск печи. Время не ждет! дая Минута! Штаб работы печи. На ленинской трудовой вахте Д ел а и люди чаплыгинских предприятий ☆ ☆ Труженики промышленных предприятий Чаплыгина готовят до стойную встречу знаменательной дате — девяностолетию со дня рождения В. И. Ленина. На трудовую вахту стали сотни рабочих , Они добиваются замечательных успехов. Многие участки и произ водственные бригады ежедневно перевыполняют нормы выработки, улучшают качество выпускаемой продукции. Коллективы про мышленных предприятий рапортовали о досрочном завершении квартального задания второго года семилетки, План апреля чаплы- гинцы обязались выполнить ко дню рождения В. И. Ленина. 1к ☆ Выс о к о е звание о б я з ы в а е т Дорога каж- масеово-политической на ремонте доменной Каждый из нас дал слово в дни ленинской вахты довести дневную выработку до 130 процентов, и всю ПРОДУКЦИЮ выпускать ТОЛЬКО- ОТ ЛИЧНОГО качества. Серьезно поговорили мы в тот дейь о своих резервах, о том, что мешает работать лучше, И каждый Чувствует большую ответствен ность за обшее дело. Раньше в бригаде много времени уходило на подготовку инструмента. Чтобы, скажем, произвести заточку резца, приходилось останавливать станок, Как будто и немного уходит време ни на это. Но потерянные мивуты снижали выработку. Теперь мы го товим инструмент заблаговременно. Закончим смену, заточим резцы, поднесем к станкам заготовки, проверим приспособления. На дру гой день работу начинаем без вся ких задержек. Выработка -сразу увеличилась, каждый из нас стал выполнять сменные задания на 125— 140 процентов. В нашей бригаде все токари имеют большой опыт работы и мо гут выпускать продукцию высокого качества. Однако и у нас иногда появлялся брак. Чтобы покончить с ним, договорились устаношить в бригаде взаимоконтроль, Теперь каждый Из нас Проверяет товарища. Толвкб убедившись, Что все сде лано отлично, сдаем детали. От радно, что нашему примеру поспе лосали Другие производственные бригады. Установив взаимоконт роль, они также улучшили качест во выпускаемой продукции, \ С чесТыо несут ленин- ! скую трудовую вахту ра- | бочие и работницы Ча- • плыгинского чугуноли- \ тейного завода. На | снимке: один из передо- • виков соревнования то- ! карь Иван Ефимов. | Дневную норму он вы- | Нолнйет на 140 — 160 ; процентов. Ефимов внес | несколько ценных раци- ? онализаторских пред- • ложбний, внедрение ко- , торЫх позволило повы- { сить производительность I труда стДночйиков. 1 Ж Р Р Я ШштЕ Фото М. Бадунова. ☆ Владимир Ильич Ленин учил со ветских людей быть бережливыми во -всем, уметь хорошо хозяйничать. Наша бригада Носит йыСокое зва ние коммунистической. И весь кол лектив стремится добросовестно вы полнять этот наказ Ильича. Стара емся экономить во всем, В послед нее время мы своими силами про изводим мелкий ремонт станков, строго следим за использованием ре жущего и мерительного инструмен та. Сделали специальные ящики для сбора металлических Отходов. Теперь стружка цветных металлов не вы брасывается на свалку, а тщатель но -собирается й сдается на пере плавку. Наш коллектив Записал пиСьмо на родину В. И. Ленина, рабочим Ульяновского автомобильного завода. В письме мы вызвали на соревнова ние одну из бригад коммунистиче ского труда. Теперь с Нетерпением ожидаем ответа. Трудовое соревно вание, на Которое МЫ зовем ульяновцев, побуждает нашу брига ду работать еще лучше, добиваться новых трудовых побед. И. МАРКИН, руководитель бригады коммуни стического труда агрегатного завода. Соревнование раз горается Соревнование между бригадами формовщиц Надежды Тереховой и Марии Медведевой началось в дни ленинской трудовой вахты. Оба коллектива решили завоевать пер венство и энергично взялись за ра боту. Формовщики старались не те рять напрасно ни одной минуты ра бочего времени. На доске произ водственных Показателей рядом с фамилиями Тереховой и Медведевой Стали появляться цифры 130, 140, 150, 160. С каждым днем росла сменная выработка. Очень -скоро по примеру передо вых бригад в соревнование в честь 90-летия Со дня рождения В. И. Ленина включился весь коллектив завода. Бригада формовщиков депу тата местного Совета Александры ГоЛьцеВой ежедневно намного пере выполняет задания, значительно снизила брак. Сейчас она сорев нуется за звание коллектива комму нистического труда, Можно назвать многие Имена эа- воДсКих рационализаторов, которые участвуют в совершенствовании производства. Среди них Токарь Е. Ефремов, слесари П. Белозеров, Б, Карнаухов. В. Чаплыгин, энерге тик К. Виноградев и другие, В дни ленинской вахты они внесли свыше 20 рационализаторских предложе ний, внедрение которых Помогло увеличить производительность тру да, снизить себестоимость выпускает мой продукций. Наш завод досрочно выполнил производственный план первого квартала, значительно улучщйл ка чество продукции. Чугунолитей щики полны решимости добиться еще больших трудовых успехов. Г. КОЗЫРЕВ, ; начальник литейного цеха чугунолитейного завода, Г Достигнутое— не предел В начале этого года наши лучшие Производственники Надежда Суворо ва. Екатерина Моисеева и Александ ра Яковлева стали на трудовую вахту в честь девяностолетия со дня рождения Владимира Ильича Ленина й обязались Досрочно вы полнить квартальное и Четырехме сячное задание. Славному примеру передовиков последовали все швейники фабрики. Стремление трудовыми делами отме тить годовщину со дня рождения Ильича принесло такие результаты, которых мы прежде не добйвалйсь. НапрйМер, наш цех массового по шива производственные Планы яй- Варя и февраля выполнил на 1б0 Процентов. Мы досрочно завер шили мартовское задание и дали Родине много дополнительной про дукции, ... Побывайте в эти дни на фабри ке. Вот коммунист Нина Бушина. Сна предложила своим подругам по работе, выпускницам средней шко лы Вале Миляевой, Зое Нонитковой, Зине Костиной и Вале Алешиной, бо роться за высокую выработку, да вать ежедневно не менее полутора норм. Подруги горячо поддержали Нину. На следующий день они Пришли в цех задолго до начала сМейы, тща тельно Проверили оборудование, под готовились к смене так, чтобы полностью использовать рабочее вре мя, С большим подъемом трудились девчата в этот день, а когда в кон це смены подсчитали итоги, оказа лось. что каждая из них на 2 0— 30 процентов перевыполнила свое за дание. Но и такие результаты не удов летворили работниц. Швеи настой чиво наращивают темпы. Сейчас все девушки выполняют нормы выработ ки на 150 и более процентов. При мер показывает Нина Бушина, Ее выработка — 18 0— 200 процентов. С уважением на фабрике отзы ваются об Александре Степановне Яковлевой. Она работает 21 год и, естественно, считается опытной за кройщицей, Одно время Александру Степановну часто видели склонив шейся над раскройным иолом, Она накладывала на материал Лекала, что-то примеряла, Подсчитывала. А потом, убедившись в точности сво их расчетов, закройщица успешно применила так называемый безос- таткпвый метод раскроя. Работая по-новому, она сэкономила свыше 400 метров материала, стоимостью 60 тысяч рублей. Так в дни ленинской трудовой вахты работают многие члены друж ного коллектива швейной фабрики. А, ПОНИТКОЁА, начальник цеха швейной фабрики. Творчество педагога предметам, часть учителей руковод ствуется лишь ста рыми учебниками. Не все руководи- Нынешний учебный год является первым годом нашей работы на ос нове нового закона о школе и новых требованиях к учитеЛго, уроку и всей системе воспитания детей. Все усилия прилагает учительство к то му, чтобы выпускники школ были хорошо подготовлены к жизни И труду, чтобы они всюду были нова торами, прокладывали новые пути В науке и технике, совершенствовали технологию производства, являлись носителями высоких принципов ком мунистической морали и нравствен ности. Прошло лишь несколько месяцев, а в жизни школы уже многое изме нилось к лучшему. В особенности это заметно в начальных и пятых классах, работающих с 1 сентября по новым программам. Сокращение учебного материала, перенесение трудных разделов грамматики и арифметики в пятые классы, Замена систематического курса истории эпизодическими рассказами о наибо лее ярких событиях из ЖИЗни наше го народа, введение природоведения вместо географий и естествознания дали учителям ВОЗМОЖНОСТЬ глубже изучать программу, больше упраж нять ребят на уроках, сокращать домашние задания. Теперь учителя чаще Проводят беседы со всем классом, ходят с ре бятами на экскурсии, больше зада ют самостоятельных работ на уроке, привлекают детей к составлению за дач на данных из окружающей жиз ни, уделяют большое внимание уст ному'счету, выразительному чтению и упражнениям в письме. На уро ках дети Получают первые навыки в обращений С бумагой, картоном, текстилем, знакомятся с санитарией содержания классных комнат, жили ща, одежды, с правилами личной гигиены, а в Часы общественно' по лезного труда и самообслуживания они приобщаются к труду, С первого класса в детях воспи тывается неугасимое стремление стать полезными Родине, трудиться для общего блага. Проверка работы школ и проведе ние контрольных работ 1 ПО арифме тике й русскому языку в Четвертых классах показывают, что учителя повсеместно работают . творчески, строго придерживаясь новых про грамм, всемерно активизируя учеб ный процесс. Высоким качеством от личается работа учителей Е. Г. Жа риковой. А. Н. Писаревой (Усман- ский район), 3, И. Котовой, М. И. Мироновой. Е. Е. Сорокиной (Вос кресенский район). М. Д. Николае вой. М. В. Вдовиной (Волынский район) и д р у г и х . Нельзя однако умолчать К о том, что в некоторых Школах допускают ся значительные отступлений от программ по труду, пению и рисова нию, не все предусмотренные про граммами уроки п ро во дя тс я по этим ' тели Школ и зав учи уделяют должное внимание на чальным классам, хотя и знают, что фундамент всего последующего об разования закладывается в этих классах и что с них начинается ко ренная перестройка общего среднего образования. В прошлые годы в пятых классах было наибольшее количество неус певающих. Хуже других предметов учащиеся усваивали русский язык. На работу этих классов по новым программам было обращено особое внимание. В феврале текущего Года в 5-х классах всех школ области были проведены контрольные рабо ты но русскому языку. Результаты контрольных работ, посещения уро ков, беседы с учителями и руково дителями школ, проверка тетрадей и классных журналов пОкДзыйаюТ, что на основе значительных измене ний в организации уроков и мето дов их Проведения достигаются бо лее прочные знания и навыки, хотя перестройка далеко не завершена и пока коснулась еще не всех школ и учителей. Контрольные работы выполнили на положительные опенки 7 7 про центов учащихся, Результаты анало гичных контрольных работ в пятых классах, проведенных два года на зад, были ниже на 33 процента- Это свидетельствует 0 Повышении гра мотности учащихся. Хорошей успеваемости достигли школы Долгоруковского района. Б Классах учителей В. Я. Щемелийи- ной (Долгоруковская средняя шко ла), Н. Й, Родиной (Б.-Колодецкая Школа), Ё. Й. Рязанцевой (С.-Оль шанская семйлетняя школа), А. К. Моргачевой (В.-Ломовская семилет няя школа) и Ог Ё, Барановой (Ве селовская семилетпяя школа) ни один ученик не получил неудовлет ворительной ОПенйй за письменную контрольную работу. Таких же ре зультатов Достигли некоторые учи теля Лебедянского, Чаплыгинского, Усманского, Данковского и других районов. Успехи эти объясняются тем. что преподаватели, руководствуясь но выми программами, отказались от Формальных методов преподавания, ^стали больше уделять внимания раз витию речи и Логического мышле ния учащихся, словарной работе, тренировочным упражнениям по за креплению знаний грамматики. Они знакомят учащихся с Правописани ем трудных слов, ведут тематические словарики, регулярно проводят сло варные диктанты, сочинения по опорным словам, орфографические пятиминутки, при устном опросе учащихся выясняют знание значений й правописания отдельных слов, знакомят учеников с эпитетами, си нонимами й т. д. Все, что учащиеся узнают, актив но вводится в их повседневную речь, отчего она становится с каж дым днем богаче, В развитии связ ной -Речи учащихся, в их творческих сочинениях и изложениях большое значение имеет использование лич ных впечатлений ребят от наблюде ний природы («Наш труд». «На рыбной ловле»), экскурсий на пред- 1 ^ 4 |М V к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz