Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)
о З А Д А Ч А Х П А Р Т И Й Н О Й П Р О П А Г А Н Д Ы В С О В Р Е М Е Н Н Ы Х У С Л О В И Я Х По с т а н (Окончание, Начало на 1*й стр.), кретно и предметно бороться против пережитков капитализ ма в сознании людей, ЦК КПСС подчеркивает большую роль профсоюзов, комсо мола, всех массовых общественных организаций и творческих союзов в деле коммунистического воспитания советских лю дей, Идейно-воспитательная работа в нашей стране сможет приобрести широкий размах, охватить своим влиянием каж дого советского человека только в том случае, если эта рабо та займет центральное место в деятельности профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций, если в ней будут принимать активное участие огромные силы на шей общественности, 4. ЦК КПСС обращает внимание партийных комитете® и организаций на необходимость дифференцированного проведе ния пропагандистской работы, всестороннего учета профессио нальных, возрастных, образовательных, национальных н дру гих особенностей различных слоев населения. Особое внимание в проиагшдистшой деятельности среди рабочих и колхозников уделять воспитанию сознательного, коммунистачеокого отношения к труду и социалистической собственности, развитию коллективизма, товарищеской взаи мопомощи и взаимного уважения, коммунистических норм поведения в быту, духа новаторства и нетерпимости к кон серватизму и пережиткам прошлого. Пропагандистскую работу среди интеллигенции нацелить на выработку моральных стимулов к труду на благо общества, поставив во главу угла идейное воспитание, политическое про свещение работников умственного труда, привлечение их к ак тивной воспитательной работе в массах. Следует иметь в виду, что именно высокая коммунистическая идейность, неразрыв ная связь с практикой коммунистического строительства и жизнью народа позволяет интеллигенции наиболее полно про явить свою роль в советском обществе, Идейно-воспитательпая работа среди молодежи должна по могать ей правильно понимать общественные явления, превра щать принципы коммунистической морали в глубокие личные убеждения, прививать нетерпимость к проявлениям буржуаз ной идеологии, аполитичности, обывательщине. Надо поднять уровень работы комсомольских организаций, сосредоточив главное внимание на политическом просвещении, расширении общеобразовательного, профессионально-технического и куль турного кругозора юношей и девушек, на воспитании у них чувства советского патриотизма, уважения к труду, бережного отношения к общественному добру, умения видеть огромный исторический смысл в своей повседневной деятельности. Необ ходимо воспитывать молодое поколение бодрым, мужественным и отважным, непоколебимо уверенным в конечном торжестве коммунизма. Пропаганда коммунистической идеологии среди молодежи должна быть разнообразной и интересной по формам и методам, носить живой, образный, популярный характер. В ее основу необходимо положить изучение важнейших вопросов марксист ско-ленинской теории, героической истории нашей партии и страны, воспитание на боевых традициях прошлого и героике настоящего, на примерах самоотверженной борьбы советского народа за победу коммунизма. Пропагандистскую работу среди женщин подчинить повы шению их идейных запросов и интересов, привлечению жен щин, особенно домохозяек, к активной общественно-политиче ской жизни, борьбе против религиозных предрассудков, а так же пережитков мещанства. Идейное Воспитание женщин долж но занимать видное место и находить свое выражение во всех формах устной и печатной пропаганды. Следует чаще и на бо лее высоком уровне проводить лекции, беседы и другие меро приятия для женщин, с учетом их профессиональной деятель ности и рода занятий. Необходимо вести беспощадную борьбу с проявлениями феодально-байского отношения к женщине. Партийные организации и комитеты должны строго учиты вать в пропагандистской работе национальные особенности раз личных слоев населения нашей страны, сделав главный упор на интернациональное воспитание трудящихся, на дальнейшее упрочение дружбы народов, на неуклонное сближение и все стороннее взаимное обогащение социалистических наций. Не обходимо вести непримиримую борьбу против проявлений бур жуазного национализма, тенденций к идеализации и затушевы ванию социальных противоречий прошлого, к извращению под ливной истории той или иной нации и ее взаимоотношений с другими народами СССР, против отдельных проявлений нацио нальной замкнутости и исключительности, 5. Обязать партийные комитеты повысить идейный уровень партийного просвещения, рассматривая творческое изучение марксизма-ленинизма в качестве решающего звена всей про пагандистской работы, Учитывая, что для формирования марксистско- ленинского мировоззрения, коммунистического воспитания трудящихся важное значение имеет овладение историей Коммунистической партии Советского Союза, организовать широкое, дифференци рованное по методам и срокам изучение в системе политиче ского просвещения истории КПСС. Главное внимание при этом сосредоточить на изучении деятельности партии в годы Вели кой Отечественной войны, предвоенные и послевоенные годы, особенно после XX съезда партии. Широко привлекая материалы из истории местных партий ных организаций, необходимо в то же время подчеркивать ин тернациональное содержание истории нашей партии, изучать и разрабатывать историю компартий союзных республик как со ставную часть истории КПСС. Раскрывать органическую связь истории КПСС с историей мирового коммунистического движе ния. В современных условиях основное внимание партийных организаций должно быть сосредоточено на пропаганде эконо мических знаний, на глубоком изучении законов развития со циалистического способа производства, особенно путей созда ния материально-технической базы коммунизма и дальнейшего совершенствования производственных отношений в городе и деревне. Больше внимания надо уделять изучению основных овление Це нт р а задач в развитии социалистической экономики, выдвинутых XX и XXI съездами партии, Пленумами ЦК КПСС, а также на сущных проблем экономики промышленности, сельского хозяй ства, строительства, транспорта и других отраслей' народного хозяйства. . Важное место в системе политического просвещения долж но занять изучение вопросов марксистской философии, диалек тико-материалистическое осмысливание актуальных процессов современной общественной жизни, особенно закономерностей перерастания социализма в коммунизм, и новых данных есте ствознания. Необходимо изучать основы марксизма-ленинизма в органическом единстве всех его составных частей. Повысить роль политшкол в овладении основами политических знаний коммунистами и беспартийными, не имеющими необходимой общеобразовательной и теоретической подготовки. 6. ЦК КПСС считает, что в организации политического просвещения центр тяжести должен быть на деле перенесен на политическое самообразование, как на основной, целиком оправдавший себя на практике метод овладения марксизмом- ленинизмом. В настоящий период, когда значительно расши рился общеобразовательный, культурный и политический кру гозор трудящихся, издается массовыми тиражами теоретиче ская и политическая литература, необходимо стремиться к то му, чтобы в кружках и политшколах обучались только те, кто действительно не имеет необходимой подготовки для самостоя тельной работы с книгой, В политическом самообразевании сосредоточить главное внимание на коллективных, семинарских формах самостоятель ной учебы. Создать повсеместно широкую сеть теоретических семинаров по изучению как систематических курсов, так и от дельных проблем истории КПСС, политэкономии, философии и др. Всячески поощрять изучение в семинарах теоретических вопросов, связанных с практической деятельностью и профес сиональными интересами слушателей (вопросов конкретной экономики, технического прогресса, коммунистического воспи тания, марксистско-ленинской эстетики, философских проблем биологии, физики, химии и т. и.). Усилить помощь самостоятельно изучающим теорию и исто рию КПСС, организовывать для них лекции и циклы лекций, индивидуальные и групповые консультации, теоретические собеседования и конференции. Активнее привлекать самостоя тельно изучающих теорию к практической пропагандистской работе. 7. Обязать партийные организации обратить самое серьезное внимание на последовательность, преемственность в политиче ском образовании, настойчиво добиваться, чтобы каждый ком мунист из года в год систематически и целеустремленно' повы шал свой идейцо-политический уровень, овладевал марксиз мом-ленинизмом как целостным учением. Решителщо изжи вать факты, когда коммунисты или совсем не работают над повышением своего идейш-натитичеового уровня, или на про тяжении многих лет подряд топчутся вокруг одних и тех же вопросов, как правило, весьма отдаленных от современности. За последние годы в партии сложилась гибкая система политического просвещения. Совершенствуя ее, партийные ор ганизации должны исходить из того, что никакая система по литического просвещения не может рассматриваться оконча тельной, навсегда данной. Главная задача состоит в том, что бы, строго соблюдая принцип добровольности в выборе форм политического образования, полностью удовлетворить все мно гообразные запросы и интересы коммунистов и беспартийных. Рекомендовать следующую, примерную систему политиче ского просвещения в партийных организациях: а) политическая школа, как начальная ступень марксист ско-ленинского образования: б) кружки и теоретические семинары по изучению истории ШТОС; в) кружки и теоретические семинары по изучению основ марксизма-ленинизма; г) теоретические семинары и кружки по изучению маркси стско-ленинской философии, политической экономии, конкрет ной экономики, вопросов атеизма, текущей политики, между народного положения, мирового коммунистического движения: экономические школы; д) университеты марксизма-ленинизма; самостоятельная работа по. индивидуальным планам, а также в теоретических семинарах по изучению отдельных произведений классиков марксизма-ленинизма, отдельных проблем истории КПСС, по литической экономии, диалектического и исторического мате риализма, этики, эстетики, атеизма, мирового коммунистиче ского, рабочего, демократического и национально-освободитель ного движения и других. Усилить руководство и помощь системе комсомольского по литического просвещения. Выделять для руководства комсо мольскими политическими кружками и семинарами лучших, знающих и любящих работу с молодежью коммунистов, покон чить с текучестью и создать устойчивые пропагандистские кадоы в комсомоле, 8. Исходя из того, что уровень партийной пропаганды в решающей степени зависит от пропагандистских кадров, обя зать партийные организации улучшить подбор, воспитание, теоретическую и методическую подготовку руководителей по литшкол, кружков, теоретических семинаров, консультантов, лекторов. В этих целях: а) шире привлекать к пропагандистской деятельности пар тийных работников, а также инженеров, агрономов и других специалистов народного хозяйства. Надо помнить, что успешно пропагандировать идеи марксизма-ленинизма могут только все сторонне подготовленные и убежденные люди, которые умеют I творчески, доходчиво и ярко, в тесной связи е жизнью, рас крывать важнейшие положения марксизма-ленинизма, со зна нием дела ориентируются в вопросах конкретной экономики, хорошо знают практические нужды предприятий, колхозов и совхозов. Проявлять больше заботы о расширении кругозора и повышении культурного уровня пропагандистов, о совершен ствовании их методического мастерства; Львовская о б л а с т ь . Всей стране известно имя знатного свиновода колхоза имени Шевченко Золочевского рай о н а Ярослава Семенов и ч а Чижа, которому за трудовые достиже н и я присвоено высокое зва ние Героя Социалистиче ского Труда. Выступая | на декабрьском Пленуме { ЦК КПСС, Я. с. Чиж | взял на 1960 год высо- ♦ кое социалистическ о е | обязательство: отк о р- | мить 1500 свиней и по- I лучить 1000 центнеров | свинины, снизив ее себе- $ стоимость до 200 рублей ! за центнер. | Вернувшись из Моек- д вы в родной колхоз, ! знатный животновод рас- $ сказал односельчанам о I работе Пленума ЦК ! КПСС | На снимке: Я. С. Чиж | беседует с код х о з н и- | ками. I Фото Б. Шендлера. ! (Фотохроника ТАСС). $ льного Комит е т а б) принять меры к улучшению работы семинаров ж курсов пропагандистов при партийных комитетах; в) усилить освещение опыта пропагандистской работы в газетах, журналах, брошюрах и книгах, по радио и телевиде нию. Издать «Библиотечку пропагандиста» из серии брошюр, посвященных практике и методике пропагандистской работы; г) активнее привлекать к пропагандистской работе силы общественности, проявлять больше заботы о повышении авто ритета и моральном поощрении пропагандистов. Запретить, как неправильную и наносящую ущерб делу, практику перегрузки пропагандистов общественными поручениями. Рассматривать пропагандистскую работу в качестве основного и важнейшего партийного поручения. 9. Обязать партийные комитеты активизировать деятель ность домов и кабинетов политического просвещения, повы сить их роль в обобщении и распространении лучшего опыта . пропагандистской работы, в организации теоретической и ме тодической помощи самостоятельно изучающим теорию и про пагандистам. Одобрить практику С 01 здания при крупных пер вичных партийных организациях кабинетов политического про свещения на общественных началах, а также методических советов и групп. В целях оказания конкретной помощи кабинетам политиче ского просвещения и пропагандистам сельских райкомов пар тии, улучшения работы по обобщению и распространению по ложительного опыта пропагандистской работы реорганизовать дома политического просвещения горкомов партии областных и краевых центров в дома политического просвещения крайко мов, обкомов и соответствующих горкомов партии, укрепив их высококвалифицированными кадрами. 10. Учитывая, что идейный уровень и размах политиче ского образования в значительной мере зависит от наличия учебников, учебно-методических и наглядных пособий, продол жать работу по их созданию. В первую очередь необходимо издавать разнообразные, краткие и популярные учебники по составным частям и важнейшим проблемам марксизма-лени низма, широко используя в этих целях оправдавшую себя практику организации открытых конкурсов. Обеспечить подготовку и издание в 1960— 1961 годах для системы партийного просвещения популярных учебников по философии, атеизму, по экономике промышленных и сельско хозяйственных предприятий, по истории международного ком- мунистичеако 1 го движения, по истории нащионально-освободи- тельного движения народов Азии, Африки и Латинской Амери ки; хрестоматий (отдельно по каждой из составных частей марксизма-ленинизма); книг по вопросам комму»и'стичеекото воспитания, марксистско-ленинской этики и эстетики, фило софским проблемам естествознания; серию наглядных пособий с учетом специфики форм политического просвещения. Снабдить дома и кабинеты политического просвещения со временными техническими средствами наглядной пропаганды. Обязать Министерство культуры СССР предоставлять домам и кабинетам политического просвещения для бесплатного ис пользования фонды документальных и хроникальных истори- ко-революциоиных фильмов; разрешить демонстрацию по уменьшенным ценам историко-революционных художествен ных фильмов; больше создавать короткометражных историко- революционных, документальных, научно-ююпуотярных филь мов, а также диафильмов для системы политического просве щения. 11 . Обявать партийные комитеты усилить размах и повы сить идейный уровень лекционной пропаганды. Считать оши бочной наметившуюся в некоторых партийных организациях тенденцию к сокращению количества лекций по вопросам марксистско-ленинской теории. Вести борьбу с подменой в лекциях серьезного анализа важнейших процессов современ ного общественного развития общими абстрактными рассужде ниями, назойливым повторением прописных истин или поверх ностным перечислением фактов. Систематически контролиро вать качество лекций. Обеспечить регулярное, с учетом осо бенностей аудитории, чтение глубоких по содержанию и ярких, доходчивых по форме лекций по вопросам теории, истории и политики партии во всех населенных пунктах, предприятиях, стройках, колхозах, совхозах. Укрепить лекторские группы при ЦК компартий союзных республик, крайкомах, обкомах, горкомах, райкомах партии, при партийных комитетах крупных первичных организаций. Улучшить работу местных отделений Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний и лектор ских групп комитетов комсомола, усилить партийный контроль за их деятельностью. Активнее привлекать к лекционной ра боте на общественных началах ученых, деятелей литературы и искусства, специалистов всех отраслей, партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и хозяйственных работников. 12. Повысить роль печати в коммунистическом воспитании народа. В современных условиях, когда задача создания раз ветвленной сети газет и журналов и массового выпуска книг в основном решена, главным является неуклонное повышение их идейного уровня, умелое использование для решения насущ ных задач коммунистического строительства. В этих целях необходимо: а) смелее ставить, разрабатывать и пропагандировать в печати актуальные политические, хозяйственные, идеологиче ские и морально-этические проблемы, новые, наиболее дейст венные формы и методы организационно-партийной и партий но-политической работы. Газеты и журналы обязаны стать подлинно народной трибуной, давать ответы на все животрепе щущие вопросы, активнее вторгаться в жизнь и деятельно по могать партии в решении конкретных задач коммунистическо го строительства и воспитания трудящихся; б) коренным образом улучшить содержание и качество пропагандистских материалов -в печати, раскрывать теоретиче ские положения марксизма-ленинизма в неразрывной связи с историческим творчеством народных масс. В пропагандистских выступлениях печати надо избегать общих рассуждений и повторений, приводить больше точных, ярких данных и аргу ментированных, мобилизующих выводов, разнообразить формы подачи материала (специальные полосы, рецензии, творческие обсуждения и т. д.). Всемерно использовать жанр боевой пар тийной публицистики, оперативно разъяснять и комментиро вать мероприятия партии и правительства, важнейшие собы тия внутренней и международной жизни страны, остро разо блачать чуждую советскому обществу идеологию. В особенно сти важно учить массы на положительных примерах, широко Показывать в печати огромные успехи советского народа, рост ки нового, коммунистического в жизни нашего общества; в) покончить с вредной практикой участия в печатной про паганде лишь узкой группы авторов, привлекать к выступле ниям в печати партийных и советских работников, ученых, ■специалистов всех отраслей, новаторов промышленности и сельского хозяйства, деятелей литературы и искусства, на стойчиво растить новые журналистские и авторские кадры из люден, знающих жизнь и имеющих опыт партийной, государ ственной, хозяйственной работы, из рабочих и сельских кор респондентов. Вокруг каждой газеты, журнала необходимо сплотить талантливых публицистов, пропагандистов, умелых популяризаторов революционной теории, способных оператив но откликаться на Животрепещущие вопросы яркими, впе чатляющими .выступлениями в печати; г) повысить роль отделов пропаганды в редакциях газет и укрепить их подготовленными, знающими свое дело работника ми. Одобрить практику создания нештатных отделов пропаган ды при районных и городских газетах и другие Формы оривде-. чения общественности к деятельности органов печати; д) глубже обобщать и шире распространять в газетах, жур налах, брошюрах, книгах опыт идейно-воспитательной работы партийных организаций к лучших пропагандистов, ставить и обсуждать вопросы практики и методики устной и печатной ВРШШШН КПСС е) больше вы пускать массовой политической литературы , рассчитанной на миллионы рабочих и крестьян, которая долж на в доступной, выразительной форме излагать актуальные во просы теории и политики партии, обобщать опыт строительства, коммунизма и воспитания нового человека, разъяснять .важней шие события современности. Эта литература должна быть не большой по объему, хорошо полиграфически исполнена, недо рогой по цене. 13. Обязать ЦК компартий союзных республик, крайкомы и обкомы партии, все партийные организации полнев исполь зовать радиовещание и телевидение в целях пропаганды идей марксизма-ленинизма, мобилизации трудящихся на борьбу за: успешное осуществление планов коммунистического строитель ства. Повысить идейный уровень радио и телевидения, регу лярно передавать содержательные, краткие, способные заинте ресовать самые широкие слои слушателей беседы и лекции, посвященные коренным проблемам марксистско-ленинской тео рии, важнейшим вопросам внутренней и внешней политики партии. Установить, что руководящие партийные, советские» хозяйственные работники должны систематически выступать, по радио и телевидению с лекциями и докладами, с о т в ет ам на волнующие трудящихся вопросы. 14. Повысить роль общественных наук в коммунистиче ском воспитании, в пропагандистской работе. Партийная про паганда может быть по-настоящему глубокой и действенной только тогда, когда она непрерывно обогащается за счет пыт ливой исследовательской мысли, когда в ней принимают непо средственное и активное участие лучшие научные силы. В свою очередь общественная наука сможет выполнить свои за дачи только в том случае, если она органически связана с практикой коммунистического строительства и идеологической работы, с насущными запросами партийной пропаганды. Работники общественных наук обязаны изучать и обобщать опыт борьбы партии и народа за победу коммунизма, вторгать ся в жизнь, творчески разрабатывать коренные теоретические проблемы современности, основные закономерности перераста ния социализма в коммунизм. Почетный долг советских уче ных — подготовить и издать в ближайшие годы: а) многотомный труд по истории КПСС, в котором должна быть всесторонне раскрыта многогранная деятельность наш ей партии, всемирно-историческое значение ее опыта для мирово го коммунистического движения: б) совместные исследования философов, экономистов я историков по важнейшим, наиболее актуальным проблемам строительства коммунизма в СССР; в) научите т ру д ы о путях коммунистического строитель ства, о закономерностях развития мировой системы социализ ма, о мировом коммунистическом, рабочем и демократическом движения, о современном этапе общего кризиса капитализма, о распаде колониальной системы империализма и развитии на ционально-освободительной борьбы народов Азии, Африки я Латинской Америки; г) научные работы, разоблачающие псевдонаучные теория буржуазных, правосоциалистических и ревизионистских за щитников капитализма. В настоящее время, когда в огромной степени возрастает значение идеологической работы, важнейшая задача обще ственных наук и их кадров состоит в том. чтобы решительно приблизиться к практике устной и печатной пропаганды, вне сти ощутимый вклад в дело коммунистического воспитания трудящихся. Научные работники и преподаватели обществен ных наук призваны активно участвовать в пропагандистской работе и в научном обобщении ее опыта, в разработке планов и программ, учебных, методических и других пособий для си стемы партийного просвещения, в создании массовых популяр ных изданий по марксизму-ленинизму, выступать с лекциями, докладами и беседами. 15. ЦК КПСС обращает самое серьезное внимание партий ных комитетов и организаций на необходимость дальнейшего улучшения идейно-воспитательной работы в высших и средних учебных заведениях, имея в виду, что соединение обучения г общественно полезным трудом создает особенно благоприятные условия для формирования марксистско-ленинского мировоззре ния и высокой коммунистической сознательности учащейся молодежи. Повысить уровень преподавания марксистско-ленинской науки в высших учебных заведениях, привлечь для работы*на кафедрах общественных наук преподавательские кадры, спо собные творчески и увлекательно излагать основы марксизма- ленинизма, привцвать студентам любовь к изучению револю ционной теории. Настойчиво добиваться, чтобы каждый студент овладевал марксистско-ленинской теорией как творческим, не разрывно связанным с жизнью учением, умел руководствовать ся важнейшими положениями этой теории в своей практиче ской деятельности. Привлекать студенческую молодежь к ак тивному участию в общественной жизни, прививать ей кон кретные навыки пропагандистской работы. В связи с перестройкой системы народного образования значительно повысилась роль средней школы и средних спе циальных учебных заведений, призванных воспитывать все сторонне подготовленных строителей коммунистического обще ства. Поэтому забота о формировании коммунистического ми ровоззрения, высокой сознательности учащихся и студентов средних учебных заведений приобретает в настоящее время особенно важное значение. Необходимо добиваться, чтобы в процессе усвоения учебных дисциплин учащиеся и студенты овладевали материалистическим мировоззрением, коммунисти ческой идеологией, учились понимать политику партии и бо роться за ее претворение в жизнь. Считать целесообразным ввести с 19 6 1— 1962 учебного года в старших классах средних школ и на старших курсах средних специальных учебных заведений изучение популярно го курса основ политических знаний. Подготовить специальный учебник для изучения этого курса. 16. ЦК КПСС требует от партийных организаций усилить руководство идеологической работой, и в первую очередь ее решающим участком — партийной пропагандой. Вопросы пар тийной пропаганды должны постоянно находиться в центре внимания партийных комитетов и первичных парторганизаций, систематически обсуждаться на бюро, пленумах, собраниях партийного актива, в первичных партийных организациях. ЦК КПСС подчеркивает, что непременным условием улуч шения руководства партийной пропагандой является правиль ный подбор, расстановка и воспитание кадров. Следует посто янно улучшать подбор » воспиташие руководящих работников партийных комитетов, занимающихся вопросами идеологиче ской работы, смелее выдвигать молодые, подготовленные кадры. Дело партийной пропаганды, политического просвещения и идейной закалки коммунистов и всех трудящихся — важней шая задача всех коммунистов, и в первую очередь руководя щих партийных работников. Их обязанность — глубоко знать, повседневно заниматься и лично участвовать в пропагандист ской работе, служить примером упорного повышения идейного у ро в н я , овладения марксизмом-ленинизмом. Надо добиться, чтобы во всех партийных организациях била ключом идейная жизнь. ЦК КПСС выражает твердую уверенность в том, что пар тийные организации обеспечат повсеместное усиление идеоло гической работы, будут настойчиво добиваться, чтобы пропа ганда идей марксизма-ленинизма стояла на уровне современ ных задач, п л о д о т в о рн о служ ила делу коммунистического вос питания трудящ ихся, борьбе аа кцрямргво коимуяиэма, 9 января 1960 гою» у \
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz