Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

25 фев раля 1960 г.. Л» 47 (1719) т Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 ДОЯРКИ, РАВНЯЙТЕСЬ НА т . ПИЛЮГИНУ! Получим во втором году семилетки в среднем от каждой коровы: в колхозах—не менее 2500 и совхозах—не менее 2800 килограммов молока К ОГДА за мной закрепили группу первотелок, зоотех­ ник сказал: — Поручаем тебе уход за телка­ ми. Постарайся, Анна Ивановна, вырастить из них хороших коров, которые давали бы по пуду молока в день. Посмотрела я на своих некази­ стых воровок и ответила зоотех­ нику: — Боюсь, что от них ни мяса. X В середине февраля в нашей газете было ♦ напечатано письмо молодых доярок совхоза ♦ «Коммунар» Усманского района с призывом ко $ веем работникам молочнотоварных ферм обла- X сти бороться за получение высоких надоев мо- X лока в зимние месяцы. I По примеру усманских доярок на молочко- % товарных фермах колхозов и совхозов развер- X тывается борьба за высокие надои в вставшие- 5 ся месяцы стойлового содержания дойного X стада. Участники «Трудовой переклички живот- | поводов» пишут в редакцию о том, как они 2 выполняют свои февральскиеобязательства, как 2 добиваются высоких надоев молока. ♦ ни молока не получишь. Это было шесть лет тому назад. В то время в нашем районе никто не КЛЮЧИ УСПЕХА имел пудовых удоев, о них и речь нигде не шла. Поэтому пожеланию зоотехника я не прида­ ла особого значения. Но, питая с детства любовь к животным, я сразу пристрастилась к повой работе. Потрудиться при­ шлось много. Всякое испытала: и досаду из-за плохих кормов, и бес­ сонные ночи, и горечь неудач. Пер­ вые удои у меня были низкими. Прошел год, стала надаивать по 7— 8 килограммов молока от коровы в день. На нашей ферме такие удои считались высокими, и меня похва­ лили, поставили в пример другим. Первые успехи очень обрадовали. Но когда я узнала, что в соседнем колхозе В. Ф. Золотухина надаивает по 1 6—17 килограммов молока от каждой коровы, я задумалась, вспо­ мнила пожелание зоотехника.о пу­ довых надоях. Вскоре представилась возмож­ ность побывать на ферме, где рабо­ тает В. Ф. Золотухина; Побеседовала с нею, и ряд ее советов (об индиви­ дуальных рационах, раздое и др.) применила в своей работе. Удои стали повышаться. С тех пор я на­ даиваю ежегодно по 3000 килограм­ мов молока от коровы. В минувшем 1959 году надоила 3283 килограм­ ма молока, В январе этого года состоялось районное совещание животноводов. Я выступила на совещании и за­ явила, что доведу суточные удои молока до пуда и выше. В ответ па решения декабрьского Пленума ЦК КПСС дала слово получить до 1 ап­ реля 1400 килограммов молока. К концу января я довела суточ­ ные удои до пуда, а в Феврале на­ даиваю по 19—20 килограммов от коровы. Что помогло мне резко поднять удои? Прежде всего то. что я основа­ тельно изучила каждую корову, знаю, какая корова и от какого кор­ ма дает прибавку молока, знаю срд- ки случек и запуска. Весьма важно правильно подготовить коров к оте­ лу. вовремя запустить, а после оте­ ла — суметь раздоить. Раздою уде­ ляю много внимания. Правильно раздоить == это значит сберечь здо­ ровье коровы, и обеспечить высо­ кие удои на длительное время. После отела дою коров не три, а пять раз.' Дополнительные дойки провожу в девять часов утра и в четыре часа д^ня. Каждую дойку сопровождаю трех- Р ассназ доярки с о вхо за и м е н и М ичурина Л еб ед ян ско го района А . И. ПИЛЮГИНОЙ кратным массажем. Перед началом дойки провожу первый (легкий) массаж, в середине доения — вто­ рой, более энергичный. В конце дойки делаю последний, глубокий массаж вымени, каждой его дольки отдельно. Массаж вымени повышает удои и жирность молока. Положительно сказывается на жирности и практикуемый на на­ шей МТФ подлой — повторная «ма­ лая» дойка, Поддой. дающий самое жирное молоко, провожу обычно по­ сле основной дойки. При первом за­ ходе сдаиваю по установившейся очередности основное молоко. Полу­ ченное молоко сдаю учетчику, заме­ риваем его совместно и записываем в журнал. Затем приступаю к под- дото, делаю второй заход и «доби­ раю жиры», как мы выражаемся. После того, как на нашей МТФ. ста­ ли применять поддой, жирность мо­ лока поднялась на 1 ,2—1,4 про­ цента. В моей группе жирность мо­ лока обычно равна 4,4— 4,6 про­ цента. Скажу о кормах. Сейчас мы ими обеспечены хорцшо. Это, - конечно, не следует понимать так: всего-де V нас вдоволь. Нет. В рационе, у нас, например, недостает сочных кормов, приходится очень экономно расходо­ вать сено. Так что скот недополуча­ ет часть полноценных белковых кормов в виде трав. Сейчас, в конце зимы, скармливаем ежесу­ точно каждой корове по 25 кило­ граммов кукурузного силоса, 3 ки­ лограмма зеленого сена, 1 кило­ грамм концентратов. Кроме этого, каждая корова получает 100 грам­ мов муки на один литр надоенного молока. В корм добавляем поварен­ ную соль и мел. Раз в сутки готов­ лю коровам мешанку из концентра­ тов. измельченной соломы, воды и соли. Строго слежу за чистотой. Не­ сколько раз в день меняю воду, тщательно прочитаю поилки и кор­ мушки от объедков. Удаление не­ сведенных остатков предупреждает закисание свежего корма. Это очень важно для хорошего усвоения пита­ тельных веществ. Добрым словом хочется отметить нашего зоот е х н и к а И. А. Иноземцева, Ког­ да бы мы ни обратились к нему за советом, он внимательно выслу­ шает и поможет Большую пользу прино­ сят нам беседы и сове­ щания, которые прово­ дит с доярками дирек­ тор совхоза А. А. Ба­ шарин. На таких сове­ щаниях подводим итоги соревнования, выявляем недора­ ботки и советуемся, как сооб­ ща их устранять. На днях на таком совещании многие доярки, , взвесив свои возможности, приняли новые, повышенные обязательства. И я пе­ ресмотрела свое обязательство, те­ перь буду соревноваться за то, что­ бы к концу 1960 года надоить но 5000 килограммов молока от каж­ дой коровы. Рассказ доярки А. Пилюгиной записал агитатор МТФ М. МО- НАЕНКОВ. Телятницу В. П. Чиликину знают в совхозе «Трубетчинский» как передовую, знающую свое дело работницу. В прошлом году, ухаживая за телятами, она добилась - среднесуточного привеса по 740 граммов на го­ лову. В этом году Чиликина обя­ залась довести привесы до 800 граммов. Закрепленные за ней 55 телят хорошо развиваются и прибавляют в весе. На снимке; телятница В. П. Чиликина. Фото В. Иванова. Вдвое больше прошлогоднего В 1958 году, окончив школу- семилетку. я впервые цереступила по ро г молочнотоварной фермы, ста­ ла дояркой. И вот уже более года т ру ж у с ь на Ферме. Первый год своей работы закон­ чила неплохо. В среднем от каждой коровы надоила по 2800 килограм­ мов молока. Мы. доярки второй молочнотоварной фермы, горячо приняли к сердцу решения де­ кабрьского Пленума ПК КПСС и уже во втором году семилетки взя­ ли обязательство увеличить произ­ водство молока в два раза против прошлого года. Следуя примеру передовой дояр­ ки нашей артели П. Ф. Сончевой. я решила надоить 3500 килограммов молока от каждой коровы. Сейчас главная моя забота — не у пу с тить время, взять как можно больше молока в зимний стойловый период. А этого.можно достичь в результате хорошего ухода и корм­ ления коров. Животных кормлю в зависимости от продуктивности. В с утки вьтсокоудойным коровам даю по 25— 30 килограммов кукурузно­ го силоса. Солому скармливаю в измельченном и сдобренном виде. Такой рацион кормления коров позволил мне довести надои молока от каждой ко ро в ы до 9 килограммов в день. Следует отметить, что молока мы получали бы еще больше, если бы осенью значительно раньше поста­ вили коров на стойловое содержа­ ние. А то получилось так. что осенью пасли скот по скудным паст­ бищам. и животные в этот период снизили упитанность. Теперь- же, несмотря на хорошее кормление, ко­ ровы много питательных веществ затрачивают на восстановление ор­ ганизма. и недодают молока. На фермы все больше и больше идет молодежи. Вместе со мной тру­ дятся комсомолки Таисия Сибирце- ва. Татьяна Л а т и н а . Валентина Шилова, а также молодые до я рки Е катерина и Нина Морозовы. Все они недавно по путевке комсомола пришли на ферму. И надо сказать, с душой относятся к делу. Недавно молодежь нашей молоч­ нотоварной фермы приняла решение включиться в социалистическое со­ ревнование за звание Фермы ком­ мунистического труда: Все условия и возможности завоевать это почет­ ное звание у нас есть. А. ЖУЛЬКИНА, доярка колхоза «Свобода» Воловского района. На а н т и р е л и г и о з н ы е т е мы П оч ем у н е к о т о р ы е учены е веруют в бога Служители религиозных культов любят ссылаться на ученых, кото­ рые веровали или веруют в бога, чтобы сделать отсюда нужные им выводы, Видите, говорят они, ве­ рующими являются не только ма­ лообразованные, отсталые люди, но и знаменитые ученые, постигшие премудрость наук. По мнению служителей культов, вера таких ученых в бога свиде­ тельствует о том, что религия не мешает науке, что научное и рели­ гиозное мировоззрения вполне со­ вместимы. На самом же деле религиозность некоторых ученых не может слу­ жить ни подтверждением сущест­ вования бога, ни опровержением истины о несовместимости науки и религии. Действительно, некоторые знаме­ нитые ученые. например. И. Ньютон (1642—1727), открывший закон все­ мирного тяготения, Л. Пастер (1822—1895), разработавший эффек­ тивные методы борьбы с вредными микроорганизмами, были людьми набожными. Ньютон при упомина­ нии имени бога снимал головной убор. Пастер верил в загробную жизнь. Он писал: «Бессмертие души — это утешение...». Можно было бы назвать имена и других видных ученых, которые внесли вклад в науку и в то же время не порывали с религией. Некоторые неверующие люди склонны объяснять такие факты простой случайностью или даже причудами отдельных деятелей науки. Но. конечно, религиозность некоторых ученых не является чем- то случайным. В чем же здесь дело? . В условиях эксплуататорского общества это объясняется прежде всего тем, что люди, делающие иногда замечательные открытия в науке, вовсе не свободны от влия­ ния социальных условий, питающих и поддерживающих религию При капитализме ученые в своем боль­ шинстве являются выходцами из господствующих классов, заинтере­ сованных в поддержании религиоз­ ных предрассудков. Царящая здесь атмосфера, когда всякое свободо­ мыслие рассматривается как под­ рыв «устоев общества», несомнен­ но, оказывает воздействие и на тех ученых, которые не являются вы­ ходцами из среды помещиков и ка­ питалистов. Чтобы в такой обста­ новке1порвать с религией и цер­ ковью, а тем более открыто высту­ пить против них, ученый должен обладать большим мужеством. Не каждый работник науки обладает в достаточной мере этим качеством. Выдающийся деятель междуна­ родного рабочего движения, один из основателей Французской ком­ мунистической партии М. Кашен в своей книге «Наука и религия» писал по этому поводу; «Конечно, некоторые ученые (и даже кое-кто из самых крупных) могут оказаться столь непоследовательными и нело­ гичными, в .о время как все выво­ ды их науки ведут их к материа­ лизму, в своей вненаучной жизни они могут выступать в качестве мистиков. Это означает, что они подчиняются влиянию своего со- циального окруже­ ния, предрассуд­ кам своей сре­ ды...». Однако дело не только в соци­ альном окруже­ нии ученого, но еще и в том, вла­ деет ли он науч­ ным методом при разрешении вопро­ сов мировоззрения. Сделав открытия в астрономии, физике, химии, меди­ цине и т. д., ученый еще не стано­ вится автоматически атеистом. Ко­ нечно, научные открытия делаются не при помощи «откровений свы­ ше», а лишь в силу углубленного исследования явлений и закономер­ ностей материального мира. Вне этого нет никакой науки, и никто не может стать ученым. Но чело­ веку, сделавшему открытия в той или иной науке, неизбежно прихо­ дится сталкиваться также и с во­ просами, которые выходят за круг его специальных интересов, вроде: что является первичным — мыш­ ление или бытие, создан ли мир богом или существует вечно? Пра­ вильный ответ на эти вопросы предполагает овладение наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, то есть философией. Такой фило­ софией, до конца изгоняющей ре­ лигию из человеческого обихода, является диалектический матери­ ализм. Ученые, придерживающиеся идеа­ листических философских взглядов или даже взглядов старого, недиа­ лектического (механистического! ма­ териализма, нередко остаются в пле­ ну религиозного мировоззрения. Это часто бывает и с теми учеными, кото­ рые интересуются лишь вопросами своей узкой специальности и чура­ ются широких философских обобще­ ний. Являясь стихийными материа­ листами, но не владея диалектикой, многие из таких ученых также ска­ тываются к идеализму и религии. , Ф . Энгельс в книге «Диалектика природы» отметил, что Ньютон не порывал с верой в бога потому, что придерживался механистической фи­ лософии. Согласно этой философии движение в природе происходит в результате того, что каждое тело механически толкает второе, второе тело — третье и т. д. А кто же «толкнул» первое тело? Механистиче­ ская* установка привела Ньютона к признанию нематериального «перво­ толчка» — бога. Диалектический материализм учит, что окружающий нас мир материа­ лен, что он никем не создан и суще­ ствует вечно, что источником его непрерывного развития и обновления являются внутренние противоречия, присущие каждому процессу и яв­ лению. Эти противоречия возникают, достигают определенной степени обострения и затем разрешаются. Умение вовремя разглядеть и раз­ решить эти противоречия и пред­ ставляет великое искусство диалек­ тики. В. И, Ленин в работе «Материа­ лизм и эмпириокритицизм» критико­ вал ученых, которые из своих новей­ ших открытий в области физики де­ лали идеалистические, смыкающиеся с религией, выводы. «Новая физика, —писал Ленин,—свихнулась в идеа­ лизм. главным образом, именно по­ тому, что физики не знали диалек­ тики» (Соч.. т, 14, стр. 248—249)'. Таким образом, связь некоторых ученых с религией не случайна, она вполне закономерно вытекает из ус­ ловий развития классовой борьбы в эксплуататорском обществе, а так­ же из того, что многие ученые не владеют научной, материалистиче­ ской философией. Все это раскрывает й полную не­ состоятельность рассуждений о со­ вместимости религии и науки. В са­ мом деле. Главное в современных религиях — вера в сверхъестествен­ ные силы, в бога, признаваемого творцом Вселенной. Главное в на­ учном мировоззрении — отрицание сверхъестественных сил. утвержде­ ние вечности и несотворимости ма­ териального мира. Религия учит, что В и з и т , к о т о р ы й п о с л уж и т д е л у м ир а ПАРИЖ, 23 февраля. (ТАСС). Политбюро Французской коммуни­ стической партии опубликовало се­ годня следующее заявление: Сейчас уже известна программа визита во Францию Председателя Совета Министров СССР В, С. Хру­ щева по приглашению Президента Французской Республики. Народ Франции окажет горячий прием Н. С. Хрущеву, как предста­ вителю страны, которая в борьбе против гитлеровского варварства сыграла главную роль в освобожде­ нии Франции. Французы не забыва­ ют, что в Сталинграде прозвучал первый глас победы над гитлеров­ ским фашизмом. Ни один патриот, склоняясь с волнением и надеждой над картами восточного фронта, не сомневался тогда, что, когда про­ двигается Советская Армия, вместе с ней продвигается свобода. Народ Франции будет встречать в лице Н. С.' Хрущева представите­ ля великого государства, которое впервые в истории стремится ис­ пользовать свое могущество не для того, чтобы навязать миру свое господство, а чтобы установить мирное сосуществование и мир. Эта политика мира отражена в плане полного разоружения, представлен­ ном Н. С. Хрущевым в ООН, пла­ не, реализация которого сделала бы действительностью то, о чем люди мечтали тысячу лет: позволила бы использовать ум, труд, творческие способности человечества не для производства средств уничтожения, а для создания всех возможностей жизни, действительно достойной че­ ловека, для уничтожения голода, болезней и смерти во всем мире, для того, чтобы каждый человек мог участвовать в развитии человече­ ской культуры. Визит Председателя Совета Мир.и- * Заявление Политбюро ЦК Французской коммунистической партии т страв СССР не может не служить интересам наших обеих стран, а так­ же делу мира в Европе и во всем мире. Интересы Франции и Совет­ ского Союза не сталкиваются. Их согласие — это требование, опреде­ ляемое географией и историей. В прошлом оба наши народа подвер­ гались опасностям и угрозам со сто­ роны германокого милитаризма. Воз­ рождение этого милитаризма в За­ падной Германии, где снова царст­ вуют военные тресты Круппа и Тис- сена и жаждущие реванша гитле­ ровские генералы, где возрождаются расизм и свастика, показывает ре­ альность опасности в данный момент И в будущем. Франко-советское согласие — это лучшая гарантия безопасности Франции. Кроме того, накануне со­ вещания на высшем уровне оно от­ крыло бы перед нашей страной воз­ можность сыграть на этом совеща­ нии роль независимой великой дер­ жавы. Франко-советское согласие, разви­ тие экономических и культурных от­ ношений между нашими обеими странами отвечают интересам Фран­ ции. Е городах и деревнях Франции наш народ в массе в целом готовит­ ся с радостью и надеждой встретить Н. С. Хрущева. Только фанатичные поборники хо­ лодной войны и те, кто хочет зани­ маться внутренними политическими маневрами, выражают свое враждеб­ ное отношение к приглашению по­ сетить Францию, посланному главе Советского правительетва. Такт* позиция противоречит интересам Франции: она отражает политику измены нациоуальным интересам, ко­ торая лишает Францию возможности установить с Советским Союзом та­ кие же прямые отношения, какие установлены другими странами. Са­ ма логика этой политики приводит к тому, что наиболее ярые ее сторон­ ники—это бывшие фашистские кол­ лаборационисты. Поездка Н. С. Хрущева в Соеди­ ненные Штаты и переговоры в Кэмп Дэвиде в значительней мере способ­ ствовали отступлению сторонников холодной войны и ослаблению меж­ дународной напряженности. Наш народ горячо желает, чтобы визит Н. С. Хрущева и франко-совет­ ские переговоры, которые будут про­ ходить в связи с этим, способствова­ ли прогрессу дела мира и служили интересам Франции. Да здравствует франко-сояетскай дружба! Да здравствует мир! На женепском совещании трех держав ЖЕНЕВА, 23 февраля. (ТАСС). Сегодня здесь состоялось очередное заседание совещания трех держав о прекращении испытаний ядерно* го о ру ж и я . На сегодняшнем засела-1 нии представители США и Велико-1 бпиталяи заявили, что они все еще пвоя'лшают изучать советские предложения <уг 16 февраля. Леле-* гация США внесла пересмотренный проект статьи договора о взрывах в м и рны х целях, который в основных чертах повторяет старый американ- В защиту Генри Уинстона г/кий проект статьи, внесенной еще 30 января 1959 года. НЬЮ-ЙОРК, 24 февраля. (ТАСС). Генеральный секретарь Коммуни­ стической партии США Гэс Холл сделал заявление для печати, в ко­ тором призывает общественность выступить в защиту осужденного на основе закона Смита негритян­ ского лидера Генри Уинстона, «Генри Уинстону — лидеру Ком­ мунистической партии США и на протяжении многих лет лидеру не­ гритянской и белой молодежи, — говорится в заявлении, — отказано в просьбе выпустить его на поруки по состоянию здоровья. Это реше­ ние федерального совета п о , вопро­ сам освобождения арестованных на поруки и намерение властей отпра­ вить Уинстона обратно в тюрьму, несмотря на его почти полную сле­ поту и неспособность передвигаться после серьезной операции по удале­ нию опасной мозговой опухоли, ко­ торая появилась и обострилась из- за бездушия и халатности тюрем­ ных властей, нельзя охарактеризо­ вать иначе, как садизм и варвар­ ство. Такое жестокое решение не может не возмутить совесть и гу­ манные чувства мужчин и женщин всего мира». «Генри Уинстон, — говорится да­ лее в заявлении,—негр, а посколь­ ку он негр и политический заклю­ ченный, тюремные власти в Терр- Хоте (Индиана! бессердечно отка­ зывали ему в простой медицинской помощи в течение нескольких меся­ цев, хотя он уже не мог ходить и ничего не видел. Только решитель­ ные протесты возмущенных граж­ дан заставили правительство дать разрешение на перевод Уинстона в частную больницу в Нью-Йорке для срочной операции, которая спасла ему жизнь. Теперь, когда эти про­ тесты спасли Уинстону жизнь, мож­ но ли допустить, чтобы правитель­ ство вернуло его обратно в тюрь­ му, подвергнув тем самым угпозе его выздоровление и его жизнь?» Заявление призывает «американ­ цев и все организации в Соединен­ ных Штатах и во всем мире под­ нять свой голос в защиту Уинсто­ на» с тем, чтобы добиться его ос­ вобождения на поруки по состоя­ нию здоповья. Заявление Эйзенхауэра и Кубичека НЬЮ-ЙОРК, 24 февраля. (ТАСС). По сообщениям американских ин­ формационных агентств из Рио-де- Жанейро, президент США Д. Эй­ зенхауэр и президент Бразилии Ж. Кубичек, встретившиеся в но­ вом городе Бразилиа, который вско­ ре станет столицей страны, опубли­ ковали совместное заявление. В заявлении декларируется вер­ ность принципам | «панамериканиз­ ма» и содержится призыв объеди­ нить «усилия всех стран межамери­ канского сообщества», «чтобы по­ средством координированных дей­ ствий усилить меры, способные пре­ одолеть недостаточное развитие в огромном районе американского континента». Встоечи послов КНР и СШ А в Варшаве ВАРШАВА. 24 февраля, (ТАСС), Как сообщает польское агентство печати, вчера в Варшаве состояв ласк очрпелтя встреча послов КНР и США. Переговоры длились' более двух часов. Следующая ветре-! ча состоится 22 марта, Памят ь о советских л етчиках-добр овольцах УХАНЬ', 24 февраля, '(ТАСС!', Как сообщает агентство Синьхуа, вчера накануне 42-й годовщины Со­ ветской Армии представители Уханьского гарнизона Народно-ос­ вободительной армии Китая и всех слоев населения города собрались у могилы советских летчиков-добро* вольцев, чтобы почтить их память. Похороненные здесь советские летчики погибли в 1938 году, участ­ вуя в борьбе китайского народа против японских захватчиков. В своем выступлении начальник Уханьского гарнизона генерал-майор Чжан Гуан-цай сказал, что Народ­ но-освободительная армия Китая вместе со всем народом всегда бу­ дет высоко держать знамя проле­ тарского интернационализма й впредь укреплять и развивать спло­ ченность и дружбу между Китаем и Советским Союзом, бороться за мир на Дальнем Востоке и во всем мире. люди прежде всего должны возла­ гать свои надежды на милость бога, готовиться « загробной жизни. Нау­ ка же, исходя из отрицания бога и загробной жизни, учит людей наде­ яться на свои собственные силы, зо­ вет человечество к активной борьбе за создание лучшей жизни на зем­ ле. Своими иллюзиями религия от­ влекает людей от правильного пони­ мания явлений окружающего мира. Наука дает человеку надежное ору­ жие познания и использования за­ конов природы и общества. Во всем этом заключается глубочайшая идей­ ная непримиримость научных и ре­ лигиозных взглядов. Никаких ком­ промиссов при решении таких во­ просов научное мировоззрение не признает, ибо всякий компромисс здесь был бы помехой прогрессу и счастью человечества. Следует подчеркнуть, что сожи­ тельство в головах некоторых уче­ ных научных идей с религиозными всегда мешало развитию научного знания. Так. ньютоновская идея о божественном «первотолчке» на мно­ гие десятилетня затруднила пра­ вильное понимание физических и астрономических процессов.. Но и в условиях буржуазного об­ щества некоторые ученые, горячо преданные науке, становились и сей­ час становятся неверующими. На­ пример, Ч, Дарвин (1809—1882! сво­ им учением о том, что существую­ щие на земле виды растений и жи­ вотных произошли путем естествен­ ного отбора, нанес смертельный удар религиозным представлениям об из­ вечной неизменности видов живых существ, о сотворении их богом. На­ учные исследования привели вели­ кого натуралиста к полному отказу от идеи бога. «...В конце концов я стал совершенно неверующим»,—за­ писал он в своей «Автобиографии». Однако Дарвин не выступал откры­ то против религии и церкви. В пись­ ме Карлу Марксу от 13 октября 1880 года Он объяснял это. в част­ ности, тем, что не хочет причинять боль членам своей семьи: жена, ко­ торую он очень любил, была весьма набожной. История науки знает ряд случаев, когда ученые при власти помещиков и капиталистов открыто порывали с религией и церковью, активно боро­ лись с религиозным мракобесием. Так, выдающийся русский математик академик А. А, Марков (1850—1922) направил в 1912 году в синод рус­ ской православной церкви прошение, в котором писал о ложности библей­ ских сказаний и просил отлучить его от церкви. В прошении, в частности, говорилось? «...Я не усматриваю су­ щественной разницы между иконами и идолами, которые, конечно, не бо­ ги и их изображения, и не сочувст­ вую всем религиям, которые, подоб­ но православию, поддерживаются огнем и мечом и сами служат им». Знаменитый французский физик Фредерик Жолио-Кюри (1900— 1958), сделавший ряд выдающихся открытий в области физики атомного ядра и известный своей пламенной борьбой за мир. был коммунистом и атеистом. В Советском Союзе ученые в по­ давляющем большинстве являются атеистами. Почти полностью закон­ чился отход от религии старых уче­ ных нашей страны. Н. С, Хрущев в речи, произнесенной 9 апреля 1958 года в Академии наук Венгерской Народной Республики, на примере жизни и деятельности таких выда­ ющихся ученых, как И. П, Павлов и Е. О. Патон, показал, как соверша­ лась у нас эволюция старых ученых к социализму. Эти ученые, усвоив­ шие в молодости мировоззрение ста­ рого общества, встретили Советскую власть недружелюбно. Затем под воздействием исторических перемен в жизни нашей страны и убедив­ шись в том, что Коммунистическая партия высоко ценит науку, порвали с буржуазным мировоззрением и стали верными помощниками совет­ ского народа в строительстве новой, социалистической жизни. И. П, Пав­ лов. хотя и не был членом Комму­ нистической партии, умер убежден­ ным коммунистом, а Е. О, Патон на склоне лет своей жизни вступил в Коммунистическую партию. Это крас­ норечиво говорит о том, что религи­ озность некоторых деятелей науки никогда не была следствием поло­ жительного научного знания, а объ­ ясняется определенными условиями общественной жизни и некритиче­ ским отношением этих деятелей к догмам старой философии.,Что ка­ сается более молодых ученых, пред­ ставляющих ныне советскую науку, то они в гуодавляющем большинстве выходцы из среды трудового народа и их деятельность в любой отрасли знания всегда оплодотворялась и оплодотворяется идеями марксист­ ско-ленинской философии. Вполне понятно, что такие ученые последо­ вательно выступают за науку, про­ тив религии. «Научное знание и ре­ лигиозная вера,— пишет в журнале «Наука и религия» выдающийся со­ ветский астроном академик В. А. Амбарцумян. — противоположны и непримиримы, Каждый шаг в разви­ тии учения о Вселенной все больше убеждает нас в правоте материа­ лизма и ложности религиозного ми­ ровоззрения». Успехи движения советского об­ щества по пути развернутого строи­ тельства коммунизма, великие до­ стижения нашей науки в овладении космосом и в других многочислен­ ных областях, неустанные заботы Коммунистической партии о внедре­ нии в широкие массы научного ма­ териалистического мировоззрения ве­ дут к тому, что религиозные пере­ житки в нашей стране будут изжи­ ты у всех советских людей. Практика социалистического и коммунистического строительства убедительно свидетельствует о том4 что наука, свободная от пут религи­ озного мировоззрения, способна не­ измеримо быстрее и увереннее идти вперед по пути познания и измене­ ния окружающего нас мира, чем на­ ука, которая уживается с реакцион­ ными идеями религии. Н. ГУБАНОВ. Д о к то р ф и л осо ф ск и х н ау к.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz