Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

12 февраля 1960 г., N 36 (17031 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ т? .■яг: ■яг В. АВДЕЕВ I. Билет на концерт Домой токарь Семен Мюмьтсин вернулся шумный, веселый. Моло­ дая жена его стряпала на электро­ плитке обез. Токарь еще с порота потряс в поднятой руке двумя зе­ лененькими билетами. — В завкоме достал, Манюрочка! Артисты с Москвы приехали. Так что закручивай вечером прическу. — Купил?— вся просияла же- ■на.— Вот, молодец, мне так на кон­ церт хотелось! — Все твои мечтания насквозь вижу, как... гипнотизер. За это с те­ бя причитается на сто грамм с «прицепом»: в киоск пиво жигулев­ ское привезли. Молодая женщина поморщилась: *— Ох. не брал бы ты нынче в рот эту дрянь, Сема. Ведь в клуб собираемся, Момытквн с комической горечью пожал узкими плечами: — Вот в сделай жене удоволь­ ствие! Заместо чтобы отблагодарить — она тебе нотацию., Нынче ж суб­ бота, Манюрочка, воробьи, можно сказать, и те пьют. Все-таки жена дала ему только на «прицеп» — на кружку пива. После обеда Момытквн побрился, надел зеленую в полоску вискозную рубаку, выходной костюм. Невысо­ кий, УЗКОГРУДЫЙ, ОН СЛОВНО1 и в плечах шире стал, и ростом выше. Жена любовно поправила на нем пестрый галстук, провожая до две­ ри. наказала: — Ты ж недолго, Сема. Не опоз­ дай на артистов. — Говоришь! Иль я лишенный соображенья? Небо покрыли опаловые облачка, листва кленов, чуть тронутая золо­ том увядания, освежала воздух, снизу из парка доносились звуки МУЗЫКИ, За калиткой Момыткин встретил мастера Зворыкина,—1 приземистого мужчину в синем плаще, с большой курчавой головой, еле прикрытой маленькой кепочкой. — Вот это вид! — широко улыб­ нулся мастер.— И поглядеть при­ ятно: чистенький, как игрушечка. А то на прошлой неделе заявился с похмелья на завод,— станок запо­ рол. То бы премию мог получить, а гут вычитать п риш л о с ь . С водочкой- то, друг, осторожнее надо, пить да оглядываться. Момыткин шутливо передернул узкими плечами: — Разве я пью, Антон Митрич? Это вот верблюд пьет — тот целы­ ми бочками, А я только пригубли­ ваю. И он весело отправился за два квартала в буфет. В буфете было людно. Момыткин достал затаенные от жены «под­ кожные» — бумажку в пятьдесят рублей и заказал «норму» — сто граммов водки и к ру ж к у пива. При­ няв «желудочное», „Момыткин заку­ рил и благодушно подумал, что же­ на у него баба хорошая, доверчи­ вая, — никогда не проверяет кар­ маны. «Подкожные» у него всегда есть, а трешницу он выпросил лишь для предлога — чтобы уйти из дома. И Зворыкин—толковый мас­ тер. Пего они только всегда набра­ сываются на него за лишний грамм вина? Чудаки! Вот он выпил — и только веселее стало. Опьянел он? Ни в одном глазу. Сейчас даже по­ вторит, но уж зато больше ни капли! Момыткин принял вторую «нор­ му» и ему стало еще приятнее. За­ хотелось широкого общения, душев­ ной беседы. В углу он заметил к ри ­ воносого парня, с которым случай­ но познакомился на пляже. Фами­ лия его Момыткин не знал, но до­ гадавшись, что тот без денег, подо­ шел к нему и дружески опустил ру ­ ку на плечо, — Финансы поют романсы, дру­ жок? Кривоносый смущенно улыбнул­ ся: Момыткин широким жестом об­ ратился к буфетчице: — Дорогая, сделай сто пятьдесят грамм белой и бокал пивка: чело­ века хорошего встретил. Ну... и еще такую же «норму». Для знакомства- то надо чокнуться. От изумления брови у молодца Короткие басни Фома и Кума Сидит в начальниках Фома, А все дела вершит Кума, И оба удивляются. Что плохо получается. Борец за экономию времени Учил с трибуны Пров Ионыч Минуту каждую беречь. С утра свою он начал речь, А кончил в полночь... уползли под кепку, а рот стал напоминать беличье дупло. Момыт­ кин вскинул руку жестом милици­ онера. останавливающего автотранс­ порт, — Только по единой. Во! — сн гордо достал из кармана два зеле­ неньких билета.— Иду с женой в клуб на московских артистов и вы­ пиваю исключительно за приятное знакомство. Так тебя, значит, Вася Чушин звать? Ну, со встречей. Дружно зазвенело стекло. И звенело оно до тех пор. пока и остаток пятидесятирублевки, и треш­ ницы, и серебряная мелочь изо всех карманов не перекочевали в кассу за прилавок, II. Из буфета новые знакомые вы­ шли в обнимку, — Внвася! — словно выплезы- вая слова, говорил Семен Момыткин и горячо дышал в ухо штукатуру. РАССКАЗ ♦ — В^вася!'Ты понял мою личность. Теперь ты для меня... Н-ну. пря­ мо... Д-ша теперь я для тебя... Н-ну. в обчем... Одно скажу: мы с тобой вместе... Понял? Вот что оно есть дружба! Ты не то. что мастер Зво­ рыкин, ...который так и норовит к тебе в карман залезть, обсчитать. Айда ко мне на квартиру, я тебя с женкой познакомлю. Она уж небось дожидает, может, и тебе достанем билетик в клуб. — С тобой. Сема.— ответил Ва­ силий Чушин, — куды то есть схо- чешь. Сема. Скажешь: на спутник- ракету— пожа... Сяду и полечу за­ место кобелька, сигналы на землю подавать, потому как у тебя душа высокая. Ну что я имел? Всего на кружечку пива. И только. Ты ж угостил, напитал всю душу, не стал, копейки взвешивать. Поддерживая друг друга за пле­ чи. словно боясь уронить, приятели дру жно затянули: На свои-и деньги гуляли, На-ас никто не угощал. Возле четырехэтажного заводско­ го дома стояло трое людей. Призе­ мистый большеголовый мужчина в синем плаще что-то рассказывал, его собеседники от души смеялись. В Момыткина словно ток пустили: «Мастер Зворыкин». Он вырвался из объятий нового друга, подскочил к группе. — Вот и... опять встретились. — ядови­ то сказал ой', обраща­ ясь к синему плащу, и покачнулся, будто клоун на арене. — Смеешь­ ся теперь, Антон... Ми-итрич? В булгактерию пожаловался? С зар­ платы вычли? ...И ...и ...и зде- ваешься? Мастер Зворыкин прервал свой рассказ, удивленно округлил глаза. — Ведь ты ж только что был трезвый, Момыткин?! Как не сове­ стно? Молодой человек, а каждую субботу^глаза заливаешь. А ту т те­ бя жена искала, говорит, билеты пропадают, в клуб подалась. — Ты меня, мастер, за жену не трогай. Понял? И выпивкой... зубы не заговаривай. Понял? Зарплату' в ы в о ро т и л , теперь... юлишь? — Получку не я тебе срезал, сам себя ты подкузьмил. Завод не мой. государственный. Больше вырабо­ таешь — больше получишь. А кто же за брак платит? Вот протрез­ вишься — поговорим. Пьяного друга под руку подхва­ тил Вася Чушин. — Сема, брат. Нынче выходной, отдыхать надо. Я так и сказал ма­ маше дома: «Выпью культурно кружечку, встряхнусь — и спать». С мастером этим завтра на заводе с чрт - подведешь. И, увлекая за собой приятеля на другую сторону улицы, разухаби­ сто запел: Веселись душа и тело: Вся получка пролетела. Однако внутри у Момыткина все бушевало. Так вот почему Зворы­ кин его в пьянстве укоряет: боится! Знает, что на трезвом Момыткине кирпичи возить можно, а выпьет он рюмочку — не постесняется и прав­ ду в глаза урезать. Вот где собака зарыта! После нескольких безуспешных попыток он все-таки вырвался от друга и, выписывая кренделя, бро­ сился назад. Группа у заводского дома продолжала беседу. Мастер Зворыкин теперь стоял не лицом к мостовой, а спиной. Он почему-то был без кепки и вообще как-то раз­ дулся от важности, словно вырос. «Фасонишь?» — злорадно поду­ мал Момыткин и сзади ударил его кулаком. Мастер от неожиданности испуганно откачнулся. Момыткин ударил с другой руки, но промах­ нулся н сам чуть не упал. Зворы­ кин повернулся, крикнул чужим басом: — Ты что? С ума сошел? Момыткин остолбенел: перед ним был совершенно незнакомый чело­ век в очках. Куда же девался Зво­ рыкин? Момыткин тяжело облизнул губы, пытаясь сообразить, что это за наваждение? Фу ты. какой туман вдруг окутал го ро д : и дом . и люди — все расплывается. Женщина рядо м с отвращением подговорила: — Вот уж. право слово, залил зенки-то. Налетел совсем на посто­ роннего; Незн а к о мы й мужчина в очках, потирая красную щеку, возмутился: — Ты что же это, сморчок пья­ ный. хулиганничать вздумал? Стук­ нуть бы тебя, чтобы мокрое место осталось, да руки жалко марать. На пятнадцать суток таких сажать на­ до. ...чтобы поумнели. * — Пятнадцать? —, сбычил голову Момыткин.— А я тебе за это двад­ цать раз по морде дам. Съешь за­ место Зворыкина. Я любому могу зубы почистить. И он вновь налетел на вдоровен- ното мужчину. Тот схватил его за руки, без особых усилий оттолкнул на мостовую. Момыткин пролетел шагов пять, неуклюже балансируя руками. Затем, бессмысленно выкри­ кивая угрозы, шатаясь, кинулся на незнакомца в очках. Тут его пере­ хватил Василий Чушин, потащил на мостовую. — Уйдем поскорей отсюда к богу в рай, — горячо зашептал он.— Не слыхал, что этот мужик сказал? Еще заберут. Ну? — Отстань! — стал вырываться Момьгткин.— Пусти. Я й-его... все одно догоню. Я й-ему... все одно мозги на место поставлю. Чем сильнее Чушин тянул Мо- мыткияа на мостовую, тем сильнее тот сопротивлялся. Наконец, оба Друга сорвались с тротуара и поле­ тели в пыль мостовой. — Ты меня, паразит, бить?— обозлился Момыткин и стукнул не­ давнего приятеля по уху. Пока Чу­ шин удивленно мигал, щеку ему подквасил кулак Момыткина. Тогда Чушин вдруг взвыл, вцепился тока­ рю в пиджак, рванул: послышался треск лопнувшей материи. Оба не­ давних приятеля сцепились, нано­ сили удары куда попало, катались по камням. И не было для них ни пышного солнечного заката, ни мягкой пред­ вечерней прохлады. В себя их привел только резкий свисток постового милиционера: — А ну. бойцы, сделайте-ка пе­ редышку! Пройдемте в отделение, III. Воскресный день Семен Момыт­ кин встретил в камере заключения. Опухший, с мучительной головной болыо, сидел он на скамье. Два свежих кровоподтека украшали его кислое лицо, рука® нового костю­ ма был наполовину оторван. Он об­ лизывал запекшиеся губы и кон­ фузливо отводил глаза от «лучшего друга» Васи Чушииа, потерявшего во вчерашней драке передний зуб и отцовские карманные часы. Вскоре на свидание пришла же­ на Момыткина. Оглядев мужа, она горестно покачала головой: — Видать, тебе лучше тут. Се­ ма. чем в клубе? — Сам не знаю, Манюрочка. как запьянел, — забормотал он. — Ведь хотел только «норму» принять. И как...не удержался!? Хоть убей, понять не могу. Помню, что в клуб шел на московских артистов. Шел. Билеты-то, они вот, целые. И он зачем-то с у н у л жене две зе ­ леные истрепанные бумажки, г. Липецк. «Большие ключи» не замерзают г. Липецк. и в сильные морозы. Фотоэтюд Ю. Ардашева. « ------------------------ Г О Л У Б Ь Ч е ло ве к д о ст раивал ст ену , З а в е р ш а я до м пятиэтажный; Р а н н и м ут ром на л е с а к н е м у Б е л ы й го л у б ь залет ел однаж ды . — Что, д р уж о к, проверит ь вы сот у? — У л ы б н у л с я к а м е н щ и к в е с е л ы й , — Вот пост роим — ост авайся тут, Б у д е ш ь , к а к и л ю д и , н о во се ло м . Б удт о п о н я в , речь идет о чем , * Наша улица Л ю б л ю я твой н а р я д зе л е н ы й , К о гд а весн а , д о х н у в т еплом , Встряхнет б е р езк и , В спенит к л е н ы З а каж ды м с о лн еч н ы м о кн о м . Т о гд а от отчего п о р о га , Д ы м я с ь т ум аном в р а н н и й час, Т в о я п о о с о х ш а я д о р о га В р о д н у ю степь уводит нас. И р а д не м ен ьш е ребят иш ек, К о гд а у каж дого д во р а К о п н о й м охнат ой В р о ве н ь с кр ы ш ей Взмет нет ся снеж ная гора. Я с л ы ш у с ер д ц ем х л е б о р о б а И виж у там, В д а л и ст епной, Н а месте в зд ы б л е н н ы х сугр о б о в Р а з л и в п ш ен и ц ы золот ой. Л ю б л ю о гн и , что светят я р к о , Ц ен ю т воих д о м о в уют, Г о рж усь, что знат ны е д о я р к и Н а н а ш ей у л и ц е живут. ...А леет ф ла г н а д сельсовет ом , Синеют р ы х л ы е снега.,. Н е зн а ю , к а к д р уги м , А м н е ты — И б ез асф альт а д о р о га ! Б. ЦВЕТАЕВ, учитель Ярлуковской школы Грязинского района. С о гла си вш и сь с тем, что г о в о р и л и , К а м е н щ и к у тихо н а п леч о Г о л у б ь о п уст и лся б е ло к р ы лы й . Т а к и встретил с о л н ц е н а л е с а х Ч е ло ве к — строитель с б е лы м го л у б е м , — И к а за л о с ь в с о л н е ч н ы х л у ч а х , Что Стоит о н б р о н зо вы м н а д го родом . Ст. СЕРИКОВ. МАЛЕНЬКАЯ ДЕВОЧКА Маленькая девочка с тонкими руками, С пепельными косами по плечам. Вместе с беспокойными школьными звонками Смех твой колокольчатый мне звучал. В жизнь мою мальчишечью ты вошла без спроса. Всколыхнула душу мне всю до дна, Первая любовь моя, пепельные косы. Серых глаз озерная глубина! Под твоими окнами лунными ночами Я бродил, потерянный навсегда... Только эти светлые, первые печали Над тобою таяли без следа. ...Сколько дней развеяно по дорогам длинным, Сколько книг прочитано — кто сочтет? Ты теперь студенткою в городе старинном По утрам торопишься на зачет. Но еще по-прежнему, горестей не зная, Смехом колокольчатым прозвеня, Смотрит с фотокарточки самая родная, Маленькая девочка на меня. А. БЕЛЯЕВ. Хворостжиха. В Р Е М Я — Время —деньги! — Говаривали старики, Из минут выбивая Серебро, медяки. — Время — деньги! Себя подгоняли они, Но не слишком полнели Карманы у них. Знаем цену и мы Драгоценным часам. Время ж делает В наших руках чудееа. Время — Это новейших заводов цеха. Время — чудо-стихи Из уст пастуха. Время — это ракет Межпланетный полет. Время нас на большие Свершенья зовет. Пусть никто не бросает Насмешливый взгляд: Время ценим и мы, , Но дороже в сто крат! М. ГЛАЗКОВ. г, Елец. В народном университете к у л ь т у ры Некоторые не верили, что в Чер- наве можно создать народный уни- верситет культуры. Но, оценив все, мы пришли к выводу; можно и нужно создать университет, Наме- тили программу, подобрали препо­ давательский состав, избрали совет университета. Ректором избрали Светлану Мезенцеву, сотрудницу редакции районной газеты. И университет заработал. Всту« пительная лекция «Что такое куль­ тура и искусство» сопровождалась прослушиванием граммзаписей му­ зыки и песен, показом репродукций с картин, художественным чтени­ ем. Успешно прошло занятие по ли­ тературе, которым руководили К. И. Григорьева и М. Н. Левыкчн. Состоялись также лекции о музыке и театре. Увлекательную беседу о советской графике провел скульп­ тор т. Гришко. Когда страна отмечала юбилей А, В. Кольцова, одно из занятий было посвящено жизни и литера­ турной деятельности поэта. Чита­ лись стихи его, песни. Стоит отмеА тить лекцию о А. П. Чехове в честь столетия со Дня его рождения. Одно занятие было посвящено киноискусству. Интересной и содер­ жательной была лекция «Как соз­ даются кинофильмы». Затем Де­ монстрировались документальные, научные, мультипликационные и ху­ дожественные фильмы. Количество слушателей универси­ тета за последнее время увеличи­ лось вдвое В МИХАЙЛОВ. Молодые с, Плеханове, Н, ЕМЕЛЬЯНОВ. В книжных киосках сейчас мож­ но увидеть зеленую книжку ше­ стого номера журнала «Подъем». В этом журнале читатели познако­ мятся с рядом произведений моло­ дых авторов. 1 Любители поэзии найдут новые стихи. Правда, в номере опублико -1 вано только пять стихотворений. Но все они написаны разными ав­ торами. Читая их, чувствуешь, что журнал на этот раз предоставил место тем молодым поэтам, кото­ рые ищут новые пути и темы. Иные строки здесь еще, может быть, и не совсем отточены, но за ними чув­ ствуется живая творческая мысль. ...И вот теперь, едва остынет память, забудется на миг она, уснет — Как вдруг опять костров солдатских пламя Уже не руки — сердце обожжет. Так поэт Александр Меркулов говорит в стихотворении «Голос друзей» о том, что невозможно людям забыть войну и того, что она принесла. Обращает на себя внимание и своеобразное стихотво­ рение Павла Кустова «Родичи». Для липецких читателей шестой номер «Подъема» представляет интерес еще и потому, что в этой ж:е книжке напечатано «Пе­ режитое» (страницы из дневника! — первое произведение липчанки О. Кравцовой. Автор касается в «Пережитом» актуальной темы. Молодая учительница Елена в дневнике рассказывает о своей жизни, о том, как распалась ее семья и погиб, в сущности, не­ плохой человек — ее муж Григо­ рий. Причина всему этому—водка. В статье не ставится задача под­ робного анализа художественных достоинств и недостатков «Пережи­ того», но хочется высказать мысли, которые возникли при знакомстве с героями произведения, . О журнале „Подъем“ № 6 Начинается дневник Елены с то­ го момента, когда оиа, после окон­ чания института, возвратилась в родной город. Кажется, ничто не должно омрачить здесь жизнь де­ вушки. Немного волнует ее лишь предстоящая встреча с Леонидом Мартыновым. Каким стал теперь этот пареиь?—он ведь ей так нра­ вился. Но и эти тайные девичьи волнения рассеиваются как дым. С первой же встречи Елене ясно, что Леонид по-прежнему любит ее, хо­ тя и не говорит об этом. Он гово­ рит о Григории Батманове, с кото­ рым они когда-то учились в школе. В компании друзей весело и быст­ ро пробегают дни каникул. Но на­ чало самостоятельной работы в школе получилось не таким, как рисовалось Елене. Тут жизнь пер­ вый раз «подставляет ей ножку». Завуч Бондарев сразу невзлюбил молодую учительницу. Ученики не слушаются ее. В это же время случилось то, что изменило всю жизнь Елены. Как-то, гуляя в парке, Леонид и Елена встретили Григория Батма- нова, который приехал для практи­ ки на спиртзавод. Григорий замет­ но отличался от Леонида. Он был красив, высок. А Леонид носил оч­ ки, ранение портило его лицо. К тому же, он больше молчал. Новое чувство захватило Елену. Леонид был сразу забыт. А через несколь­ ко дней Григорий первый раз по­ целовал Елену и «...произнес очень длинную и очень запутанную фра­ зу, смысл которой был примерно такой: раз уж случилось, что мы поцеловались, значит ты должна стать моей женой». И дальше- Еле­ на пишет: «Я так обрадо­ валась, что не м о г л а э т о г о скрыть, да и не старалась скры­ вать». О чем это говорит? Люди трезвые, осторожные утверждают, что прежде, чем выйти замуж, надо хотя бы немного узнать человека, и уж если не пуд, то фунт соли с ним съесть. В жизни, конечно, это не всегда обязательно. Бывает, встретятся два человека и вдруг почувствуют, что какие-то невидимые нити потя­ нулись от одного к другому, а не­ много сблизившись, поговорив, они увидят, что их самые заветные мысли и представления о смысле жизни, о месте человека в общем строю очень близки. Тогда крепко взявшись за руки, они идут одной дорогой, добиваясь своих целей. И если оступится, поскользнется один, другой не отпустит руки, поддержит. Может быть, и Батмановы нашли эту близость? Посмотрим. Григорий уезжает в Ленинград заканчивать институт. А когда на­ ступают зимние каникулы, Елена едет к нему. И тут обнаруживает, что Григорий пьет. Попойки слу­ чаются почти каждый день. Разго­ воры с «князем»-молодым, но уже вконец опустившимся пропойцей, которые происходят за столом, в присутствии Елены, весьма показа­ тельны. — Мы с Петькюй спорили... Я выпил восемь кружек... — Я выпивал двенадцать! —- Без закуски? — Без. А вскоре посторонние люди ночью приволакивают Григория домой в чужом пальто с опухшим лицом. Он ругается, намерен побить же­ ну, а потом, протрезвев, даже не чувствует раскаяния. «Мне осталось только одно: мол­ чать», — записывает Елена перед отъездом. Казалось бы, теперь-то уж Елена должна была задумать­ ся, что их связывает, Но в дневни­ ке своем она ничего Не пишет. Нет нужды подробно следить за всеми поворотами судьбы Батмано­ вых. Далее Григорий, окончив инсти­ тут, возвращается в родной город. Елена становится матерью. В гла­ зах Григория, когда он смотрит на жену, уж нет прежнего восторга. «У него такое злое и неприятное выражение лица, которое может быть только у человека, готового сию же минуту любым способом выместить на тебе свою злобу»,— так пишет Батманова. И постепенно между супругами рождается лютая, глухая нена­ висть. Григорий пьет все больше. Выразительными штрихами рису­ ются грубые сцены их семейной жизни, скрытые от посторонних глаз стенами комнаты. И после одного скандала Елена уходит из дома. Ожидая второго ребенка, Батма­ нова мучается сомнениями: пра­ вильно ли она поступила, что ушла? Оправдание находит в словах со­ седки по палате Антонины Невзо­ ровой: «Мой муж — главный инженер нового большого завода... Он хоро­ ший работник. Он, в сущности, не­ плохой отец, и все считают меня счастливой. Но как они ошибаются. Мой муж пьет. Все четырнадцать лет. Семей­ ной жизни нет... Он пьет и не мо­ жет не пить...» И дальше она говорит: «Ах, как я жалею, как жалею... Понимаете, я могла бы выйти за другого...» «И в темноте,— пишет Батмано­ ва,— я видела ее чудесные глаза, а в них слезы и скорбь о загуб­ ленной жизни»... Неужели и в самом деле такое уж неумолимое зло — эта водка, что перед ней бессильны все? Вряд ли с этим можно согласиться. Кстати, пожалуй, и у старых пья­ ниц все-таки бывают какие-то мысли, желания. У Григория их нет. А ведь он совсем молод. Ему, вероятно, не больше двадцати пяти лет. Между тем, в город приехал Ле­ онид Мартынов. И снова Елена, как прежде, встречается с ним. Он прежний. И по-прежнему любит ее. Перед отъездом Мартынов говорит: «Если тебе когда-нибудь пона­ добится моя жизнь, то приди и возьми ее!» Григорий, оставшись один, вко­ нец опускается, бросает работу. Он жалок. Но в какой-то момент, ка­ жется, вдруг начинает понимать, куда он катится. Он даже готов начать жизнь сначала. Видимо, об этом он и хотел говорить с Еле­ ной, когда пришел к ней. Но разговор не получился, Бат­ манов уходит. Елена, видимо, по­ нимает, что какая-то драма разы­ грывается в душе этого человека. «Ах, не все ли равно»,“ говорит она. В ту же ночь Григорий Батма­ нов погибает под колесами поезда. Такова жизнь и смерть Григория Батманова. Надо сказать, что образ Батма­ нова — все-таки довольно схема­ тичен. Он как бы показан с одной стороны. Может быть, поэтому по­ ступки его не всегда убедительны. А Елена? Ведь женщина, полюбив, всегда находит в своем избраннике что-то светлое, чистое, о чем, мо­ жет быть, и не догадываются дру­ гие. Елена же наоборот. Она видит Григория прежде всего с плохой стороны. Поэтому не верится и в ее чувство. Правда, Елена пишет в дневни­ ке о своих переживаниях. Смерть мужа заставляет ее задуматься: а правильно ли она относилась к не­ му? Окружающие стараются успоко­ ить. Сестра Батмановой Лариса умозаключает: «Его (Григория! смерть... Имен­ но такая смерть — естественное следствие всей его жизни». Так ли? Разве для этого он учился, кончал институт? Он пил. Да, это порок. Но ведь Григория окружали его друзья, студенты, инженеры. Их Елена ха­ рактеризует в своем дневнике как положительных людей. А между тем, в то время, когда рядом с ЗАНЯТИЕ ЛИТГРУППЫ Вчера состоялось очередное заня­ тие литературного объединения при редакции газеты «Ленинское знамя». На занятии был обсужден вопрос об участии членов литобъединения в культурном обслуживании ' строите­ лей Липецкой Магнитки. Намечено провести на стройке ряд литератур­ ных вечеров, выпустить литстраницу о строителях и т. д. ними, буквально на их глазах опу­ скается и погибает человек, они занимаются своими мелкими радо­ стями, устройством домашнего бла­ гополучия. Ни один из них не про­ тянул товарищу руку. Да и сама Батманова. Поддер­ жала ли она в трудную минуту Григория? Ее, по существу, даже не интересовало, с какими мысля­ ми рядом с нею живет человек. Почему он пьет? Елена просто об этом не задумывается. И только после гибели Григория она задает себе этот вопрос. Работник горкома объясняет так: — Послушайте, да он же был безыдейный Человек. И на этом все успокаиваются. Таким образом, и Елена не по­ лучает оценки. Она показана толь­ ко с той точки зрения, как она са­ ма думает о себе. Нам думается, если автор при под­ готовке книги к отдельному изда­ нию углубит образы героев, более четко выпишет их характеры, про­ изведение от этого выиграет. Написано «Пережитое» хорошим литературным языком, свидетельст­ вующим о богатых возможностях молодого автора. Кроме этого произведения, в ше­ стом номере журнала «Подъем* читателя, несомненно, заинтересует проблемная статья писателя Н. За­ донского, в которой он поднимает вопросы, волнующие многих. В ча­ стности, он говорит об обязанно­ сти писателя более глубоко осмыс­ ливать происходящие события, опи­ сывать их с точки зрения истори­ ческой значимости. В разделе «Дела и люди» поме­ щен фоторепортаж 3. Анчиполов- ского и М. Евстратова о строитель­ стве Воронежской атомной стан­ ции. Фоторепортаж рассказывает о трудовых буднях новой стройки. Шестой номер читается с боль­ шим интересом. И особенно ра­ достно, что журнал смело откры­ вает двери молодым, чьи имена еще мало известны, но V которых все в будущем. И. ПЕТРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz