Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

2 8 декабря 1 9 6 0 г.. К» 3 0 5 ( 1 9 7 7 ! Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я " ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ-ВСЕМ ТРУЖЕНИКАМ СЕЛА и Г о в о р я т р у к о в о д и т е л и н а ч а л ь н ы х ш к о л и к р у ж к о в - \ В постановлении «О задачах партийной пропаганды в современ­ ных условиях» ЦК КПСС указал на то, что основное внимание пар­ тийных организаций должно быть сосредоточено на пропаганде экономических знаний. Партийные организации области поставили задачу — вооружить основами экономических знаний каждого рабо­ чего, каждого колхозника. В связи с расширением экономической учебы значительно по­ полнились ряды пропагандистов. Партийные комитеты и первичные организации оказывают им повседневную помощь. Недавно обком КПСС провел семинары: один — руководителей начальных экономи­ ческих школ и кружков и другой — руководителей кружков и се­ минаров по конкретной экономике. На семинарах пропагандисты обменялись опытом работы. На этой странице мы предоставляем слово руководителям на­ чальных экономических школ и кружков, которые рассказывают об уже накопленном, правда, еще небольшом опыте экономической учебы, высказывают свои пожелания и предложения. Т ем а з а н я т и я — ж и з н ь » » / Н. С. ЩЕРБЕНКО. руководитель кружка в совхозе «Красное поле» Краснинского района й » Партийная организация нашего совхоза поставила задачу — помочь каждому работнику овладеть зна­ нием экономики хозяйства. С этой целью у нас организована массовая учеба кадров. Одной из Ф о рм этой учебы являются начальные эконо­ мические кружки. В моем кружке все 2 2 слушателя — животноводы. Сначала, правда, в кружке было меньше слуш ателей. Но когда про­ шли первые занятия, то животно­ воды потянулись к нам. Их привле­ кает тесная связь изучаемого во­ проса с жизнью , с деятельностью нашего хозяйства, наших Ферм. Темы для занятий мы берем из примерной программы. Но. учитывая конкретные условия совхоза и, в частности, животноводства, я вы­ деляю для обсуждения те вопросы, от которых сегодня зависит многое, которые близки слушателям круж ­ ка. Нередко тем у занятия подска­ зывают жизнь, практика. . , Приведу такой пример. Анализ хозяйственной деятельности четвер­ того отделения за ноябрь текущего года показал: на молочной ферме снизились надои молока. Создалась угроза срыва годовых обяза­ тельств по производству молока. Причина — плохо организованная зимовка скота. Посоветовавшись со слушателями кружка, я решил про­ вести занятие кружка на ферме 4-го отделения на тему «Передовые приемы зимнего содержания скота». Готовясь к занятию, я внима­ тельно прочел ряд брошюр о пере­ довом опыте в животноводстве, еще раз просмотрел план и социалисти­ ческие обязательства животноводов совхоза, побывал на Фермах, про­ анализировал работу каждой дояр­ ки. Вместе с тем. собрал сведения о работе Фермы передового пятого отделения совхоза, подготовил схе­ мы, диаграммы, таблицы, которые наглядно иллюстрировали работ? животноводов д в у х Феом. Моя специальность — зоотехник. И мне не стоило особого труда разъ ­ яснить большое значение силоса в зимнем рационе животных. А это надо было сделать п о т о м у , чт о на Ферме четвертого отделения очень мало давали коровам силоса. Под­ черкнул. что надо каждый кило­ грамм корма расходовать е наиболь­ шей выгодой для совхозного хозяй­ ства. привел свежие Факты растран­ жиривания к о рм о в . Слушатели кружка и присутствовавшие на за­ нятии животноводы с большой за­ интересованностью г о во ри л и о непо­ рядках на Ферме. Речь ш ла о том. что приготовление ко рм о в д о л ж н о быть полностью механизировано, что надо создать контрольные посты на Фермах, как это практически сде­ лать. Затем я с помощью наглядных пособий, убедительных сравнений, раскрыл экономическую с т о ро н у производственной деятельности от­ делений. Вместе со слушателями сделал соответствующие обобщения и выводы. Слушатели поняли, что от каждого из них зависит успеш ­ ное проведение зимовки. — Я так понимаю свою обязан­ ность, — заявил в конце занятий один из слуш ателей.— чем я до­ бросовестнее буду относиться, к де­ лу, производительнее т ру д и т ь с я VI ферме, тем Родина получит больше продуктов, тем богаче, могущест­ веннее будет наша социалистиче­ ская держ ава. Мне оставалось лишь добавить: — Тем успешнее будет выполне­ на семилетка, создана материально- техническая база коммунизма. . И еще раз напомнил слова Вла­ димира Ильича Ленина о том, что коммунизм начинается там. где проявляется самоотверженная забо­ та советских людей об увеличении производите льпб'сти труда, о каж ­ дом пуде хлеба, угля, топлива и других продуктов, которые доста­ ются всем, общ еству в целом. Занятие не прошло бесследно. Положение на ферме у л у ч ш и л о с ь . Занятия проходят у нас в крас­ ном уголке Фермы Центрального отделения. На примерах нашего сов­ хоза. наших Ферм я стараюсь пока­ зать, что означает та или иная экономическая категория, помогаю слушателям понять ее смысл, зна­ чение, внутреннюю связь. Затем занятие продолжается непосредст­ венно на рабочем месте, где за­ крепляются те или иные теорети­ ческие положения. И зучение основ экономики помо­ гает животноводам рационально хо­ зяйствовать, мобилизует их на ре­ шение производственных заданий. Наш совхоз досрочно выполнил план сдачи государству молока и мяса, В заключение хочу сказать о той помощи, которую оказывает нам, пропагандистам, директор совхоза т. Челядин. Он. по поручению пар­ тийной организации, два паза в месяц дает нам богатый материал о жизни совхоза, знакомит с задача­ ми. стоящими перед коллективом. У ч е б а с т а н о в и т с я м а с с о в о й Ц и ф р ы и ф а к т ы □ В текущем учебном году число изучающих вопросы эко­ номики в сети партийного просве­ щения превышает 30 тысяч чело­ век—это значительно больше, чем в прошлом году. □ На промышленных пред­ приятиях сейчас работают 234 начальные экономические школы, в которых учатся более 6400 коммунистов и беспартийных ра­ бочих. □ Около 8 тысяч колхозни­ ков, работников совхозов и РТС овладевают основами экономики сельскохозяйственного про и з- водства в 426 начальных эконо­ мических школах и кружках. □ Партийные организации об­ ласти создали более 400 кружков по изучению конкретной экономи­ ки промышленности, сельскою хозяйства, строительства. В них — около 9800 слушателей. □ На фабриках, заводах, в колхозах, совхозах и учреждени­ ях действуют 115 теоретических семинаров по конкретной эконо­ мике, в которых учится 3780 че­ ловек. □ В области работает более 100 кружков и семинаров по по­ литической экономии. В них за­ нимается около 1800 человек. □ Большой популярностью пользуются экономические шко­ лы при районных комитетах КПСС. В школах—сотни слушате­ лей: работники райкомов КПСС, райисполкомов, секретари парт­ комов и первичных партийных организаций, хозяйственные ру­ ководители, специалисты- □ Глубокие знания дают слу­ шателям экономические факуль­ теты вечерних университетов марксизма-ленинизма при Ли­ пецком и Елецком горкомах КПСС. □ Целям экономического об­ разования кадров служит также создание в ряде районов и горо­ дов области университетов техни­ ческих и сельскохозяйственных знаний, экономических конферен­ ций, лекториев. В совхозе «Петровский» рабо­ тает университет сельскохозяйст­ венных знаний. Возглавляет его совет университета- Недавно на занятии в университете с лекцией «Перспективы развития совхоза в семилетке» выступил главный аг­ роном совхоза И. П. Ксенз. □ Усманская районная газета «Путь Ленина» в текущем учеб­ ном году в системе партийного просвещения ввела новый раздел: «Заочная экономическая школа». В этом разделе публикуются си­ стематизированные материалы для пропагандистов и слушателей начальных экономических школ. 1 Р - - Ив Щ, . ж Шт Я В 1 Г Щ Ш Ш ш ☆ I § 1 V:';, > ■Ш г * 1 МШЙВ ш Ш Б с е г д а о б щ а т ь с я с л ю д ь м и А. Д. РОДИОНОВ, руководитель школы при отделении имени Ленина совхоза «Воронецкий» Елецкого района. Участники областного семинара руководителей начальных экономических школ и кружков: Р- Г. Исаева — ' совхоз «Сторожевский» Данковскпгорайона, В. С. Росляков — совхоз «Боринский», Р. Г- Макарова — совхоз «Синдякинский» Хлевенского района. 3. И. Леганцова — совхоз «Красное поле» Краснинского рай­ она, Д . П. Матюхин—колхоз «Советская Россия» Долгоруковского района. ’ Фото Л. Черкашина. Конкретно, Наглядно, доходчиво Наша начальная экономическая школа создана два года тому назад в отдаленной от центральной усадь­ бы деревне. В школе учатся ж и ­ вотноводы, звеньевые, механизато­ ры — всего 2 0 человек. Я убедилась, что совместная экономическая учеба животноводов и механизаторов очень полезна. На занятиях они сообща обсуждают, а нередко и договариваются о замене ручного труда машинами, предъяв­ ляют д ру г другу претензии. Случилось так, что по в и н е‘трак­ ториста А. Е. Голованова на ферме целый день простояла соломорезка. На очередном 1занятии доярки предъявили свой счет и Голованову, и'бригадиру тракторной бригады М. И. Герасимову.. Они .«экономиче­ ским» языком объяснили 11 м, во что обходятся такого рода простои фер­ ме, колхозу, и потребовали от ме­ ханизаторов оборудовать кормокух­ ню кормозапарником. Претензии яшвотноводов были удовлетворены.. Хочу сослаться и на другой при­ мер. В прошлом учебном году при изучении темы ' «Пути повышения произ.водителы}ости труда в сель­ ском хозяйстве.» механизаторы и животноводы договорились совмест­ ными усилиями внедрить .-прогрес­ сивный групповой метод откорма свиней. Механизаторы оборудовали с то ло ву ю для свиней, установили там кормозапарник. Помогли ш и также отремонтировать помещение фермы. В результате внедрения пе­ редового опыта откорма свиней по­ высилась производительность труда свиноводов, увеличилось производ­ ство мяса, снизилась ето себестои­ мость. Я второй год руковож у школой. Опыт небольшой. Но я все ж е хочу Н. М. КИРЕЕВА, руководитель школы в колхозе имени Сталина Долгоруковского района рассказать, как у пас проходят за ­ нятия. Занятие после тщательной и всесторонней подготовки, начинаю обычно с собеседования. Накануне я рекомендовала слушателям к теме «Учись хозяйствовать.» почитать доклад II. С. Хрущева на XXI / ■ съезде партии и доклады Н. С. Хру­ щева. на Пленумах ЦК КПСС в де­ кабре 1 9 5 8 и 1 9 5 9 годов и учеб­ ный материал, опубликованный в журнале «Политическое самообра­ зование». И теперь спрашиваю их: «Как понимаете вы, что та­ кое материально-техническая база коммунизма?», «Почему мы счита­ ем семилетку решающим шагом в обеспечении нашей победы ?». «Нго мы понимаем под режимом эконо­ мия?» и т. п. Один из слушателей дает своими словами определение п ри я т и ю , под­ крепляет свои мысли примерами. Другие дополняют^или возражают ему. Оживленный'разговор заканчи­ вается обсуждением, обобщением вопроса. Таким образом, я с перво­ го занятия стремлюсь приучать слушателей самостоятельно раз­ мышлять над изучаемым материа­ лом. над Фактами и событиями на­ шей жизни. Вторая половина занятия уходит на объяснение нового материала. Сообщаю план предстоящего собе­ седования. Рекомендую литературу. Когда веду рассказ, у меня всегда под рукой диаграммы, таблицы, плакаты. И если есть необходи­ мость, «пускаю их в ход». Это очень помогает, делает мысль более выразительной. Часто в беседах ис­ пользую примеры из худож ественг мой литературы. Может быть, меня упрекнут в н е­ скромности, по я не м огу удерж ать­ ся. чтобы не сказать об этом: я очень довольна тем. что с каждым разом занятия в школе становятся все интереснее. творчески насыщ ен­ ными.. Слушатели все увереннее и глубж е вникают в экономику колхо­ за. вскрывают недочеты, вносят дельные предлож ения, осущ ествле­ ние которых способствует ро с т у об­ щественного богатства артели. Слушатели наш ей экономической школы — активные общественники. Они проводят беседы с колхозника­ ми. являются селькорами. Большин­ ство из них участвовало в сель­ коровском рейде проверки выполне­ ния колхозом социалистических обя­ зательств 1 9 6 0 года. Члены рей­ довой бригады обнаружили на МТФ, что доярка Бадаляна небрежно от­ носится к кормам, и тут ж е выпу­ стили «боевой листок», в котором раскритиковали нерадивую . Теперь Балакина — одна из бережливых ДОЯРОК. Нам. пропагандистам. Коммуни- стическая партия оказала большое доверие: нести в массы ее идеи, ее политику, обогащать т ру д я щ и х с я знаниями. И чем ж ивее, непосред­ ственнее наш е общ ение ,с людьми, со своими слушателями, тем пло­ дотворнее результаты учебы . Я на собственном опыте убедился, что только пои постоянном и самом т в о и м общении со слушателями их можно расположить к себе, устан о­ вить взаимопонимание. Общаюсь я со своими слуш ателя­ ми не только на занятиях. Одному вне занятия посоветуешь, как лучше подготовиться к собеседованию , под­ скаж еш ь. где можно достать допол­ нительные материалы . Д ру г о м у по­ можешь разобраться в т ру д н о м д л я него вопросе. С третьим п о г о во ри ш ь о его производственны х делах, д у ­ х о в н ы х запросах. Случается, что рабочие — слушатели школы— об­ ращаются с просьбой помочь им по­ лучить спецовку, разобраться с за ­ работной платой. И я охотно иду. им навстречу. Деловое содруж ество поопаганли -1 ста и слуш ателей благотворно ска­ зывается на уч ебе. Занятия у нас обычно п ро х о д я т оживленно, с большой пользой для обеих стопой. Конечно, не легко найти правиль­ ный подход к каждому ч еловеку. Но когда всей душой любишь работу с людьми, то непременно добьешься этого. -Л - ■':2Щ Н е о б х о д и т ь о с т р ы х в о п р о с о в » » С. П. ПРЕСНЯКОВ, руководитель школы в колхозе имени Сталина Краснинского района Я вполне согласен с теми товари­ щами. которые высоко оценивала значение пропаганды передового опыта на занятиях экономических йгкол и к ру ж к о в . И в наш ей школе при пятой бригаде колхоза имени Сталина часто п ри во д я т с я мате­ риалы о славных делах советских людей, об усп ехах передовиков на­ шего колхоза:' Но я считаю, что было бы непра­ вильным ограничивать разговор п е­ речнем достижений народного х о ­ зяйства страны, колхоза, деятельно­ стью л у ч ш и х людей артели. Так у слуш ателей может создаться впечат­ ление. что все проблемы у нас уж е решены, что. конечно, неверно. И о недостатках надо говорить. Ведь наша Коммунистическая партия со всей решительностью вскрывает не­ дочеты. чтобы бы стрее ликвидиро­ вать их и успешно двигаться впе­ ред. И мы. пропагандисты.*» дове­ ренные партии— не можем, не име­ ем права умалчивать о недостатках, избегать прямого, честного и откро­ венного ответа на любой в о п ро с слуш ателей, ! В наш ей экономической школе! слуш атели— д о я рк и , скотники, кол­ хозны е строители — смело вскры ­ вают.-недочеты на Фермах, в -п о л е­ водстве. к ри т и к у ю т т ех . кто лю бит ; работать с п у с т я рукава, е холодком»’ Мы в се вместе стараем ся выяснить п ри ч и н ы тех или иных недостатков, советуем как быстрее исправить по­ мехи. мешающие колхозникам взять; высокие рубеж и, Я доволен семинаром. Но. по-м ое­ му. он мог быть еш е полезнее, если были бы организованы э к с к у рс и и в передовы е хозяйства области и на государственную о п ы т н у ю сельско­ хозяйственную станцию , В современных условиях основное внимание партийных органи­ заций должно быть сосредоточено на пропаганде экономических знаний, на глубоком изучении законов развития социалистического способа производства, особенно путей создания материально-техни­ ческой базы коммунизма и дальнейшего совершенствования произ­ водственных отношений в городе и деревне. Больше внимания на­ до уделять изучению основных задач в развитии социалистической экономики, выдвинутых XX и XXI съездами партии. Пленумами ЦК КПСС, а также насущных проблем экономики промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и других отраслей народного хозяйства. '(Из постановления ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях»]),- К о м п а с в т р у д е © » с . и . г л о т о в . руководитель школы в колхозе имени Крупской Добринского района © © Хозяйство нашей артели большое, многоотраслевое. При обсуждении решений XXI съезда партии и по­ следующих Пленумов Центрального Комитета КПСС труженики колхоза взяли высокие обязательства по про­ изводству продуктов земледелия и животноводства. Тогда же, на одном из партий­ ных собраний, у нас зашел такой разговор. Чтобы взять намеченные рубежи колхозной семилетки, мало исцольз-овать резервы, которые бро­ саются в глаза. Надо всирыть глу­ бинные пласты. А сделать это могут только люди, знающие не только, что надо сделать для выполнения обязательств, но и отчетливо пред­ ставляющие, каким образом, за счет чего этого можно добиться. - Первоначально мы тогда решили создать кружок по изучению кон­ кретной экономики сельского хозяй­ ства. Вскоре, однако, стало ясно, что одного кружка недостаточно. Партийная организация артели со­ здала четыре начальные экономиче­ ские школы. Руководителями школы были утверждены агроном, зоотех­ ник, бригадир полеводческой брига­ ды и я — председатель сельского Совета. В школах сейчас обучается более ста колхозников. Я хочу поделиться опытом работы школы, которой руковожу. Среди 23 слушателей школы — большинст­ во—доярки и свинарки. Занятия про­ вожу в красном уголке второй ком­ плексной бригады. В нем _ про­ сторно, светло, тепло, чисто. За по­ рядком в помещении следит старо­ ста. Занятия проходят два раза в ме­ сяц. Так. что у меня и у слушате­ лей вполне хватает времени подго­ товиться к ним. Как я готовлюсь к занятиям? Беседу со слушателя>ми я рассмат­ риваю как всестороннюю яро-верку моей пропагандистской работы, тео­ ретической подготовки, правильности методических приемов. Поэтому я тщательно продумываю план каж ­ дой беседы. Ставлю себе цель: не преподносить готовых выводов, ’ а подводить к ним слушателей, застав­ лять доярок и свинарок самим больше мыслить, рассуждать, спо­ рить. доискиваться до истины. А достичь этого, я убедился на опыте, можно лишь живым рассказом, не­ принужденной товарищеской бесе­ дой. Хорош рассказ, хороши и вы­ ступления слушателей. В нашей школе с аттестатом зре­ лости один слушатель, 12 — окон­ чили семилетку, у остальных — на­ чальное образование. Когда я са­ жусь составлять план рассказа, то учитываю это обстоятельство, про­ думываю, к кому и как должна быть обращена моя речь. Расскажу вкратце, как я готовил­ ся к первому занятию по теме: «Учись хозяйствовать». План заня­ тия я заимствовал из примерной программы, подготовленной кафед­ рой советской экономики Высшей партийной школы при ЦК КПСС. Наметил в нем три основных вопро­ са. Первый: семилетка — решающий шаг к коммунизму. Второй — основ­ ные задачи нашего колхоза в семи­ летке. И третий — почему каждый колхозник должен знать э к о н о м и к у . В качестве основного материала для занятия я взял решения XXI съезда партии и декабрьского (1959 г.) Пленума ПК КПСС, в ко­ люры.к намечены мероприятия пар­ тии и правительства по крутому подъему сельского хозяйства. В кон­ спект внес основные задания се.ми- летки по развитию сельского хозяй­ ства страны и своего колхоза. Что­ бы изложение материала сделать более доступным, подготовил диаг­ раммы, таблицы, в которых нагляд­ но показано, за что борется колхоз в семилетке, как выполняются зада­ ния по основным производственно- экономическим показателям. На­ глядные пособия вывесил в помеще­ нии красного уголка перед началом занятия. Начал занятие с разъяснения по­ литики/ партии в области сельского хозяйства и задач, поставленных м * съездом КПСС и декабрьским (1959 г, ) Пленумом ЦК партии. З а­ тем со слушателями перешли к кол­ хозной семилетке, к проблемам и задачами, которые стоят перед тру­ жениками артели. Вместе выяснили, что такое материально-техническая база коммунизма, что понимается под основами экономики колхоза, для чего нужны экономические зна­ ния колхозникам, как надо изучать эконом ику сельскохозяйствемного производства. Каждое высказывание слушателей на занятии было про­ никнуто горячей заинтересованно­ стью в подъеме общественного хо­ зяйства артели, стремлением овла­ деть основами экономических зна­ ний. Второе занятие по первой теме было посвящено вопросам организа­ ции управления колхозом. На нем шел разговор о преимуществах со­ циалистического сельского хозяйст­ ва перед капиталистическим, об об­ щих и отличительных особенностях колхозной и совхозной форм органи­ зации сельскохозяйственного произ­ водства, о путях сближения кол­ хозной и государственной форм соб­ ственности. Оживленный обмен мнениями вы­ звал мой короткий рассказ о том, как учил руководить хозяйством Владимир Ильич Ленин, о значении основного закона колхозной жизни — Устава сельскохозяйственной ар­ тели. В текущем учебном году я про­ вел четыре занятия, на которых изучались темы «Учись хозяйство­ вать» и «Планирование сельскохо­ зяйственного производства». Факты из жизни села, колхоза, которые используются на занятиях, помога­ ют слушателям лучше и глубже понять существо дела. Для большей Действенности учебы я организую практические зандтия: посещение ферм, тракторных бригад и т. п. При изучении темы «Планирование сельскохозяйственного производства» слушатели основательно ознакоми­ лись в правлении артели с порядком планирования производства живот­ новодческих продуктов. Нередко я прибегаю к известному пропагандистскому приему — срав­ нению. Сравнение ярких жизненных фактов и примеров в беседе помо­ гает слушателям лучше усвоить то, о чем идет речь на занятии. Приведу такой пример. В про­ шлом учебном году при изучении темы «Производительность труда и снижение себестоимости продукции» мы сопоставили работу двух ферм. Количество животных на свиновод­ ческих фермах первой и второй бригад было тогда примерно одина­ ковым, но результаты разные. Сви­ ноферма второй бригады произвела в 1,5 раза больше мяса и намного дешевле, чем свиноферма первой бригады. Стали тут же на занятии доискиваться причин столь разных экономических показателей. Из вы­ ступлений слушателей выяснилось, что на ферме второй бригады внед­ рены бесстаночное содержание сви­ лей и групповой метод откорма их, механизированы наиболее важные участки. На свиноферме же первой бригады свиньи содержатся в не­ больших станках, всюду преоблада­ ет ручной труд. Слушатели высказали срои сооб­ ражения, о которых я сообщил правлению артели. Вскоре при ак­ тивной помощи слушателей школы на отстающей ферме были механи­ зированы, наиболее трудоемкие про­ цессы, внедрены прогрессивные ме­ тоды содержания и откорма живот­ ных. Отрадно видеть, как с каждым занятием расширяется кругозор, по­ вышается творческая активность колхозников. Изучая экономику, они лучше используют передовой опыт, стремятся работать на своем участ­ ке расчетливо, экономить труд и материальные средства, выявляют резервы для дальнейшего снижения себестоимости продукции. И не без успеха. Доярка К. И. Васильева, например, в прошлом году надоила по 2575 килограммов молока на ко­ рову, а за десять месяцев нынеш­ него года — по 2950. Почти на 400 килограммов увеличились надои мо­ лока на каждую корову у доярки А. П. Васильевой. Экономические знания — надеж-* ный компас в труде. Они способст­ вовали тому, что колхозники сель­ хозартели имени Крупской в теку­ щем году успешно справились с ос­ новными сельскохозяйственными ра­ ботами. С каждого гектара посев­ ной площади было собрано по 15 центнеров зерновых, по 205 центне­ ров сахарной свеклы. На сто гекта­ ров земельных угодий произведено по 29 центнеров мяса и по 127 цент­ неров молока. Прошедший семинар многое нам дал. Я, думаю, что выражу мысли всех его участников, если скажу: чаше, чаше, товарищи из обкома КПСС, созывайте нас, давайте нам больше теоретических знаний, на­ стойчивее учите овладевать маетео» ством пропагандистской работу! у у

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz