Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)
2 8 декабря 1 9 6 0 г.. К» 3 0 5 ( 1 9 7 7 ! Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я " ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ-ВСЕМ ТРУЖЕНИКАМ СЕЛА и Г о в о р я т р у к о в о д и т е л и н а ч а л ь н ы х ш к о л и к р у ж к о в - \ В постановлении «О задачах партийной пропаганды в современ ных условиях» ЦК КПСС указал на то, что основное внимание пар тийных организаций должно быть сосредоточено на пропаганде экономических знаний. Партийные организации области поставили задачу — вооружить основами экономических знаний каждого рабо чего, каждого колхозника. В связи с расширением экономической учебы значительно по полнились ряды пропагандистов. Партийные комитеты и первичные организации оказывают им повседневную помощь. Недавно обком КПСС провел семинары: один — руководителей начальных экономи ческих школ и кружков и другой — руководителей кружков и се минаров по конкретной экономике. На семинарах пропагандисты обменялись опытом работы. На этой странице мы предоставляем слово руководителям на чальных экономических школ и кружков, которые рассказывают об уже накопленном, правда, еще небольшом опыте экономической учебы, высказывают свои пожелания и предложения. Т ем а з а н я т и я — ж и з н ь » » / Н. С. ЩЕРБЕНКО. руководитель кружка в совхозе «Красное поле» Краснинского района й » Партийная организация нашего совхоза поставила задачу — помочь каждому работнику овладеть зна нием экономики хозяйства. С этой целью у нас организована массовая учеба кадров. Одной из Ф о рм этой учебы являются начальные эконо мические кружки. В моем кружке все 2 2 слушателя — животноводы. Сначала, правда, в кружке было меньше слуш ателей. Но когда про шли первые занятия, то животно воды потянулись к нам. Их привле кает тесная связь изучаемого во проса с жизнью , с деятельностью нашего хозяйства, наших Ферм. Темы для занятий мы берем из примерной программы. Но. учитывая конкретные условия совхоза и, в частности, животноводства, я вы деляю для обсуждения те вопросы, от которых сегодня зависит многое, которые близки слушателям круж ка. Нередко тем у занятия подска зывают жизнь, практика. . , Приведу такой пример. Анализ хозяйственной деятельности четвер того отделения за ноябрь текущего года показал: на молочной ферме снизились надои молока. Создалась угроза срыва годовых обяза тельств по производству молока. Причина — плохо организованная зимовка скота. Посоветовавшись со слушателями кружка, я решил про вести занятие кружка на ферме 4-го отделения на тему «Передовые приемы зимнего содержания скота». Готовясь к занятию, я внима тельно прочел ряд брошюр о пере довом опыте в животноводстве, еще раз просмотрел план и социалисти ческие обязательства животноводов совхоза, побывал на Фермах, про анализировал работу каждой дояр ки. Вместе с тем. собрал сведения о работе Фермы передового пятого отделения совхоза, подготовил схе мы, диаграммы, таблицы, которые наглядно иллюстрировали работ? животноводов д в у х Феом. Моя специальность — зоотехник. И мне не стоило особого труда разъ яснить большое значение силоса в зимнем рационе животных. А это надо было сделать п о т о м у , чт о на Ферме четвертого отделения очень мало давали коровам силоса. Под черкнул. что надо каждый кило грамм корма расходовать е наиболь шей выгодой для совхозного хозяй ства. привел свежие Факты растран жиривания к о рм о в . Слушатели кружка и присутствовавшие на за нятии животноводы с большой за интересованностью г о во ри л и о непо рядках на Ферме. Речь ш ла о том. что приготовление ко рм о в д о л ж н о быть полностью механизировано, что надо создать контрольные посты на Фермах, как это практически сде лать. Затем я с помощью наглядных пособий, убедительных сравнений, раскрыл экономическую с т о ро н у производственной деятельности от делений. Вместе со слушателями сделал соответствующие обобщения и выводы. Слушатели поняли, что от каждого из них зависит успеш ное проведение зимовки. — Я так понимаю свою обязан ность, — заявил в конце занятий один из слуш ателей.— чем я до бросовестнее буду относиться, к де лу, производительнее т ру д и т ь с я VI ферме, тем Родина получит больше продуктов, тем богаче, могущест веннее будет наша социалистиче ская держ ава. Мне оставалось лишь добавить: — Тем успешнее будет выполне на семилетка, создана материально- техническая база коммунизма. . И еще раз напомнил слова Вла димира Ильича Ленина о том, что коммунизм начинается там. где проявляется самоотверженная забо та советских людей об увеличении производите льпб'сти труда, о каж дом пуде хлеба, угля, топлива и других продуктов, которые доста ются всем, общ еству в целом. Занятие не прошло бесследно. Положение на ферме у л у ч ш и л о с ь . Занятия проходят у нас в крас ном уголке Фермы Центрального отделения. На примерах нашего сов хоза. наших Ферм я стараюсь пока зать, что означает та или иная экономическая категория, помогаю слушателям понять ее смысл, зна чение, внутреннюю связь. Затем занятие продолжается непосредст венно на рабочем месте, где за крепляются те или иные теорети ческие положения. И зучение основ экономики помо гает животноводам рационально хо зяйствовать, мобилизует их на ре шение производственных заданий. Наш совхоз досрочно выполнил план сдачи государству молока и мяса, В заключение хочу сказать о той помощи, которую оказывает нам, пропагандистам, директор совхоза т. Челядин. Он. по поручению пар тийной организации, два паза в месяц дает нам богатый материал о жизни совхоза, знакомит с задача ми. стоящими перед коллективом. У ч е б а с т а н о в и т с я м а с с о в о й Ц и ф р ы и ф а к т ы □ В текущем учебном году число изучающих вопросы эко номики в сети партийного просве щения превышает 30 тысяч чело век—это значительно больше, чем в прошлом году. □ На промышленных пред приятиях сейчас работают 234 начальные экономические школы, в которых учатся более 6400 коммунистов и беспартийных ра бочих. □ Около 8 тысяч колхозни ков, работников совхозов и РТС овладевают основами экономики сельскохозяйственного про и з- водства в 426 начальных эконо мических школах и кружках. □ Партийные организации об ласти создали более 400 кружков по изучению конкретной экономи ки промышленности, сельскою хозяйства, строительства. В них — около 9800 слушателей. □ На фабриках, заводах, в колхозах, совхозах и учреждени ях действуют 115 теоретических семинаров по конкретной эконо мике, в которых учится 3780 че ловек. □ В области работает более 100 кружков и семинаров по по литической экономии. В них за нимается около 1800 человек. □ Большой популярностью пользуются экономические шко лы при районных комитетах КПСС. В школах—сотни слушате лей: работники райкомов КПСС, райисполкомов, секретари парт комов и первичных партийных организаций, хозяйственные ру ководители, специалисты- □ Глубокие знания дают слу шателям экономические факуль теты вечерних университетов марксизма-ленинизма при Ли пецком и Елецком горкомах КПСС. □ Целям экономического об разования кадров служит также создание в ряде районов и горо дов области университетов техни ческих и сельскохозяйственных знаний, экономических конферен ций, лекториев. В совхозе «Петровский» рабо тает университет сельскохозяйст венных знаний. Возглавляет его совет университета- Недавно на занятии в университете с лекцией «Перспективы развития совхоза в семилетке» выступил главный аг роном совхоза И. П. Ксенз. □ Усманская районная газета «Путь Ленина» в текущем учеб ном году в системе партийного просвещения ввела новый раздел: «Заочная экономическая школа». В этом разделе публикуются си стематизированные материалы для пропагандистов и слушателей начальных экономических школ. 1 Р - - Ив Щ, . ж Шт Я В 1 Г Щ Ш Ш ш ☆ I § 1 V:';, > ■Ш г * 1 МШЙВ ш Ш Б с е г д а о б щ а т ь с я с л ю д ь м и А. Д. РОДИОНОВ, руководитель школы при отделении имени Ленина совхоза «Воронецкий» Елецкого района. Участники областного семинара руководителей начальных экономических школ и кружков: Р- Г. Исаева — ' совхоз «Сторожевский» Данковскпгорайона, В. С. Росляков — совхоз «Боринский», Р. Г- Макарова — совхоз «Синдякинский» Хлевенского района. 3. И. Леганцова — совхоз «Красное поле» Краснинского рай она, Д . П. Матюхин—колхоз «Советская Россия» Долгоруковского района. ’ Фото Л. Черкашина. Конкретно, Наглядно, доходчиво Наша начальная экономическая школа создана два года тому назад в отдаленной от центральной усадь бы деревне. В школе учатся ж и вотноводы, звеньевые, механизато ры — всего 2 0 человек. Я убедилась, что совместная экономическая учеба животноводов и механизаторов очень полезна. На занятиях они сообща обсуждают, а нередко и договариваются о замене ручного труда машинами, предъяв ляют д ру г другу претензии. Случилось так, что по в и н е‘трак ториста А. Е. Голованова на ферме целый день простояла соломорезка. На очередном 1занятии доярки предъявили свой счет и Голованову, и'бригадиру тракторной бригады М. И. Герасимову.. Они .«экономиче ским» языком объяснили 11 м, во что обходятся такого рода простои фер ме, колхозу, и потребовали от ме ханизаторов оборудовать кормокух ню кормозапарником. Претензии яшвотноводов были удовлетворены.. Хочу сослаться и на другой при мер. В прошлом учебном году при изучении темы ' «Пути повышения произ.водителы}ости труда в сель ском хозяйстве.» механизаторы и животноводы договорились совмест ными усилиями внедрить .-прогрес сивный групповой метод откорма свиней. Механизаторы оборудовали с то ло ву ю для свиней, установили там кормозапарник. Помогли ш и также отремонтировать помещение фермы. В результате внедрения пе редового опыта откорма свиней по высилась производительность труда свиноводов, увеличилось производ ство мяса, снизилась ето себестои мость. Я второй год руковож у школой. Опыт небольшой. Но я все ж е хочу Н. М. КИРЕЕВА, руководитель школы в колхозе имени Сталина Долгоруковского района рассказать, как у пас проходят за нятия. Занятие после тщательной и всесторонней подготовки, начинаю обычно с собеседования. Накануне я рекомендовала слушателям к теме «Учись хозяйствовать.» почитать доклад II. С. Хрущева на XXI / ■ съезде партии и доклады Н. С. Хру щева. на Пленумах ЦК КПСС в де кабре 1 9 5 8 и 1 9 5 9 годов и учеб ный материал, опубликованный в журнале «Политическое самообра зование». И теперь спрашиваю их: «Как понимаете вы, что та кое материально-техническая база коммунизма?», «Почему мы счита ем семилетку решающим шагом в обеспечении нашей победы ?». «Нго мы понимаем под режимом эконо мия?» и т. п. Один из слушателей дает своими словами определение п ри я т и ю , под крепляет свои мысли примерами. Другие дополняют^или возражают ему. Оживленный'разговор заканчи вается обсуждением, обобщением вопроса. Таким образом, я с перво го занятия стремлюсь приучать слушателей самостоятельно раз мышлять над изучаемым материа лом. над Фактами и событиями на шей жизни. Вторая половина занятия уходит на объяснение нового материала. Сообщаю план предстоящего собе седования. Рекомендую литературу. Когда веду рассказ, у меня всегда под рукой диаграммы, таблицы, плакаты. И если есть необходи мость, «пускаю их в ход». Это очень помогает, делает мысль более выразительной. Часто в беседах ис пользую примеры из худож ественг мой литературы. Может быть, меня упрекнут в н е скромности, по я не м огу удерж ать ся. чтобы не сказать об этом: я очень довольна тем. что с каждым разом занятия в школе становятся все интереснее. творчески насыщ ен ными.. Слушатели все увереннее и глубж е вникают в экономику колхо за. вскрывают недочеты, вносят дельные предлож ения, осущ ествле ние которых способствует ро с т у об щественного богатства артели. Слушатели наш ей экономической школы — активные общественники. Они проводят беседы с колхозника ми. являются селькорами. Большин ство из них участвовало в сель коровском рейде проверки выполне ния колхозом социалистических обя зательств 1 9 6 0 года. Члены рей довой бригады обнаружили на МТФ, что доярка Бадаляна небрежно от носится к кормам, и тут ж е выпу стили «боевой листок», в котором раскритиковали нерадивую . Теперь Балакина — одна из бережливых ДОЯРОК. Нам. пропагандистам. Коммуни- стическая партия оказала большое доверие: нести в массы ее идеи, ее политику, обогащать т ру д я щ и х с я знаниями. И чем ж ивее, непосред ственнее наш е общ ение ,с людьми, со своими слушателями, тем пло дотворнее результаты учебы . Я на собственном опыте убедился, что только пои постоянном и самом т в о и м общении со слушателями их можно расположить к себе, устан о вить взаимопонимание. Общаюсь я со своими слуш ателя ми не только на занятиях. Одному вне занятия посоветуешь, как лучше подготовиться к собеседованию , под скаж еш ь. где можно достать допол нительные материалы . Д ру г о м у по можешь разобраться в т ру д н о м д л я него вопросе. С третьим п о г о во ри ш ь о его производственны х делах, д у х о в н ы х запросах. Случается, что рабочие — слушатели школы— об ращаются с просьбой помочь им по лучить спецовку, разобраться с за работной платой. И я охотно иду. им навстречу. Деловое содруж ество поопаганли -1 ста и слуш ателей благотворно ска зывается на уч ебе. Занятия у нас обычно п ро х о д я т оживленно, с большой пользой для обеих стопой. Конечно, не легко найти правиль ный подход к каждому ч еловеку. Но когда всей душой любишь работу с людьми, то непременно добьешься этого. -Л - ■':2Щ Н е о б х о д и т ь о с т р ы х в о п р о с о в » » С. П. ПРЕСНЯКОВ, руководитель школы в колхозе имени Сталина Краснинского района Я вполне согласен с теми товари щами. которые высоко оценивала значение пропаганды передового опыта на занятиях экономических йгкол и к ру ж к о в . И в наш ей школе при пятой бригаде колхоза имени Сталина часто п ри во д я т с я мате риалы о славных делах советских людей, об усп ехах передовиков на шего колхоза:' Но я считаю, что было бы непра вильным ограничивать разговор п е речнем достижений народного х о зяйства страны, колхоза, деятельно стью л у ч ш и х людей артели. Так у слуш ателей может создаться впечат ление. что все проблемы у нас уж е решены, что. конечно, неверно. И о недостатках надо говорить. Ведь наша Коммунистическая партия со всей решительностью вскрывает не дочеты. чтобы бы стрее ликвидиро вать их и успешно двигаться впе ред. И мы. пропагандисты.*» дове ренные партии— не можем, не име ем права умалчивать о недостатках, избегать прямого, честного и откро венного ответа на любой в о п ро с слуш ателей, ! В наш ей экономической школе! слуш атели— д о я рк и , скотники, кол хозны е строители — смело вскры вают.-недочеты на Фермах, в -п о л е водстве. к ри т и к у ю т т ех . кто лю бит ; работать с п у с т я рукава, е холодком»’ Мы в се вместе стараем ся выяснить п ри ч и н ы тех или иных недостатков, советуем как быстрее исправить по мехи. мешающие колхозникам взять; высокие рубеж и, Я доволен семинаром. Но. по-м ое му. он мог быть еш е полезнее, если были бы организованы э к с к у рс и и в передовы е хозяйства области и на государственную о п ы т н у ю сельско хозяйственную станцию , В современных условиях основное внимание партийных органи заций должно быть сосредоточено на пропаганде экономических знаний, на глубоком изучении законов развития социалистического способа производства, особенно путей создания материально-техни ческой базы коммунизма и дальнейшего совершенствования произ водственных отношений в городе и деревне. Больше внимания на до уделять изучению основных задач в развитии социалистической экономики, выдвинутых XX и XXI съездами партии. Пленумами ЦК КПСС, а также насущных проблем экономики промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и других отраслей народного хозяйства. '(Из постановления ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях»]),- К о м п а с в т р у д е © » с . и . г л о т о в . руководитель школы в колхозе имени Крупской Добринского района © © Хозяйство нашей артели большое, многоотраслевое. При обсуждении решений XXI съезда партии и по следующих Пленумов Центрального Комитета КПСС труженики колхоза взяли высокие обязательства по про изводству продуктов земледелия и животноводства. Тогда же, на одном из партий ных собраний, у нас зашел такой разговор. Чтобы взять намеченные рубежи колхозной семилетки, мало исцольз-овать резервы, которые бро саются в глаза. Надо всирыть глу бинные пласты. А сделать это могут только люди, знающие не только, что надо сделать для выполнения обязательств, но и отчетливо пред ставляющие, каким образом, за счет чего этого можно добиться. - Первоначально мы тогда решили создать кружок по изучению кон кретной экономики сельского хозяй ства. Вскоре, однако, стало ясно, что одного кружка недостаточно. Партийная организация артели со здала четыре начальные экономиче ские школы. Руководителями школы были утверждены агроном, зоотех ник, бригадир полеводческой брига ды и я — председатель сельского Совета. В школах сейчас обучается более ста колхозников. Я хочу поделиться опытом работы школы, которой руковожу. Среди 23 слушателей школы — большинст во—доярки и свинарки. Занятия про вожу в красном уголке второй ком плексной бригады. В нем _ про сторно, светло, тепло, чисто. За по рядком в помещении следит старо ста. Занятия проходят два раза в ме сяц. Так. что у меня и у слушате лей вполне хватает времени подго товиться к ним. Как я готовлюсь к занятиям? Беседу со слушателя>ми я рассмат риваю как всестороннюю яро-верку моей пропагандистской работы, тео ретической подготовки, правильности методических приемов. Поэтому я тщательно продумываю план каж дой беседы. Ставлю себе цель: не преподносить готовых выводов, ’ а подводить к ним слушателей, застав лять доярок и свинарок самим больше мыслить, рассуждать, спо рить. доискиваться до истины. А достичь этого, я убедился на опыте, можно лишь живым рассказом, не принужденной товарищеской бесе дой. Хорош рассказ, хороши и вы ступления слушателей. В нашей школе с аттестатом зре лости один слушатель, 12 — окон чили семилетку, у остальных — на чальное образование. Когда я са жусь составлять план рассказа, то учитываю это обстоятельство, про думываю, к кому и как должна быть обращена моя речь. Расскажу вкратце, как я готовил ся к первому занятию по теме: «Учись хозяйствовать». План заня тия я заимствовал из примерной программы, подготовленной кафед рой советской экономики Высшей партийной школы при ЦК КПСС. Наметил в нем три основных вопро са. Первый: семилетка — решающий шаг к коммунизму. Второй — основ ные задачи нашего колхоза в семи летке. И третий — почему каждый колхозник должен знать э к о н о м и к у . В качестве основного материала для занятия я взял решения XXI съезда партии и декабрьского (1959 г.) Пленума ПК КПСС, в ко люры.к намечены мероприятия пар тии и правительства по крутому подъему сельского хозяйства. В кон спект внес основные задания се.ми- летки по развитию сельского хозяй ства страны и своего колхоза. Что бы изложение материала сделать более доступным, подготовил диаг раммы, таблицы, в которых нагляд но показано, за что борется колхоз в семилетке, как выполняются зада ния по основным производственно- экономическим показателям. На глядные пособия вывесил в помеще нии красного уголка перед началом занятия. Начал занятие с разъяснения по литики/ партии в области сельского хозяйства и задач, поставленных м * съездом КПСС и декабрьским (1959 г, ) Пленумом ЦК партии. З а тем со слушателями перешли к кол хозной семилетке, к проблемам и задачами, которые стоят перед тру жениками артели. Вместе выяснили, что такое материально-техническая база коммунизма, что понимается под основами экономики колхоза, для чего нужны экономические зна ния колхозникам, как надо изучать эконом ику сельскохозяйствемного производства. Каждое высказывание слушателей на занятии было про никнуто горячей заинтересованно стью в подъеме общественного хо зяйства артели, стремлением овла деть основами экономических зна ний. Второе занятие по первой теме было посвящено вопросам организа ции управления колхозом. На нем шел разговор о преимуществах со циалистического сельского хозяйст ва перед капиталистическим, об об щих и отличительных особенностях колхозной и совхозной форм органи зации сельскохозяйственного произ водства, о путях сближения кол хозной и государственной форм соб ственности. Оживленный обмен мнениями вы звал мой короткий рассказ о том, как учил руководить хозяйством Владимир Ильич Ленин, о значении основного закона колхозной жизни — Устава сельскохозяйственной ар тели. В текущем учебном году я про вел четыре занятия, на которых изучались темы «Учись хозяйство вать» и «Планирование сельскохо зяйственного производства». Факты из жизни села, колхоза, которые используются на занятиях, помога ют слушателям лучше и глубже понять существо дела. Для большей Действенности учебы я организую практические зандтия: посещение ферм, тракторных бригад и т. п. При изучении темы «Планирование сельскохозяйственного производства» слушатели основательно ознакоми лись в правлении артели с порядком планирования производства живот новодческих продуктов. Нередко я прибегаю к известному пропагандистскому приему — срав нению. Сравнение ярких жизненных фактов и примеров в беседе помо гает слушателям лучше усвоить то, о чем идет речь на занятии. Приведу такой пример. В про шлом учебном году при изучении темы «Производительность труда и снижение себестоимости продукции» мы сопоставили работу двух ферм. Количество животных на свиновод ческих фермах первой и второй бригад было тогда примерно одина ковым, но результаты разные. Сви ноферма второй бригады произвела в 1,5 раза больше мяса и намного дешевле, чем свиноферма первой бригады. Стали тут же на занятии доискиваться причин столь разных экономических показателей. Из вы ступлений слушателей выяснилось, что на ферме второй бригады внед рены бесстаночное содержание сви лей и групповой метод откорма их, механизированы наиболее важные участки. На свиноферме же первой бригады свиньи содержатся в не больших станках, всюду преоблада ет ручной труд. Слушатели высказали срои сооб ражения, о которых я сообщил правлению артели. Вскоре при ак тивной помощи слушателей школы на отстающей ферме были механи зированы, наиболее трудоемкие про цессы, внедрены прогрессивные ме тоды содержания и откорма живот ных. Отрадно видеть, как с каждым занятием расширяется кругозор, по вышается творческая активность колхозников. Изучая экономику, они лучше используют передовой опыт, стремятся работать на своем участ ке расчетливо, экономить труд и материальные средства, выявляют резервы для дальнейшего снижения себестоимости продукции. И не без успеха. Доярка К. И. Васильева, например, в прошлом году надоила по 2575 килограммов молока на ко рову, а за десять месяцев нынеш него года — по 2950. Почти на 400 килограммов увеличились надои мо лока на каждую корову у доярки А. П. Васильевой. Экономические знания — надеж-* ный компас в труде. Они способст вовали тому, что колхозники сель хозартели имени Крупской в теку щем году успешно справились с ос новными сельскохозяйственными ра ботами. С каждого гектара посев ной площади было собрано по 15 центнеров зерновых, по 205 центне ров сахарной свеклы. На сто гекта ров земельных угодий произведено по 29 центнеров мяса и по 127 цент неров молока. Прошедший семинар многое нам дал. Я, думаю, что выражу мысли всех его участников, если скажу: чаше, чаше, товарищи из обкома КПСС, созывайте нас, давайте нам больше теоретических знаний, на стойчивее учите овладевать маетео» ством пропагандистской работу! у у
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz