Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)
29 ноября 1960 г., № 281 ( 1953 ) / Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ 3 ПЛОДЫ ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА ЭТУ СТРАНИЦУ п о д го тови л Т Е Х НИЧ Е С К ИЙ СОВЕТ ПРИ ПР ОМЫШЛЕННОМ ОТДЕЛЕ „ЛЕНИНСКОГО ЗНАМЕНИ'4 На ней читатели н а й д у т : ☆ ’ тйг Г о р н о в о й Г р и г о р и й Ц и о м а ценные советы по автоматизации производства; рассказ о передовом м еталлурге; сообщение о новинках в электросварке Ц Е Н А О Д Н О Г О ПРЕДЛОЖЕНИЯ Новатор Липецкого тракторного завода Ф. Ф. Чеоненилов не один год занимается рационализацией произ водства. На счету рационализа тора — несколько десятков ценных предложений. От внедрения их в производство сэкономлено более 6 0 0 тысяч рублей. В этом году внедрено пять интересных предложений т. Черненилова. Вот одно из них. Массовая деталь — уплотнительное кольцо— входит в сборку узлов кат ков и направляющих колес тракто ра. Уплотнительное кольцо создает гермитичность во внутренней поло сти катка, от чего зависит качество ходовой части машины. Заготовками для кольца служили металлические полосы шириной в 1 5 4 и толщиной в 8 миллиметров. Эти заготовки предварительно об жигались в термическом цехе, на что требовалось очень много време ни. Ф. Ф. Чернегаюгов изменил кон струкцию кольца. Это позволило со кратить расход металла, упростить изготовление детали, повысить стойкость штампов и избежать об жига. этого предложения позволяет сэкономить по пять с по ловиной килограммов стали на каж дом тракторе, а экономия электро энергии составляет 3 4 тысячи ки ловатт-часов в год. Условная годовая экономия от это го предложения составляет 1 0 0 ты сяч рублей,. . С. ЗАЧИНЯЕВ, мастер прессового ц е ^ _ Тракторного завода. Семнаднатиле т н и м пареньком црие х а л Григорий Циома из Бутурлиновки в Ли пецк, в ш к о л у ФЗО X» 2 6 . Шел последний год Великой Отечест венной войны. Парень прилежно учился на газовщика доменной печи. Жадно слушал рассказы мастеров о том, как следить за показаниями многочис ленных контрольно- измерительных при- как обслуживать воздухона греватели, пылеуловители и другие устройства, А вечером вместе с то варищами допоздна засиживался над учебниками и конспектами, по стигая тайны сложной и увлека тельной профессии метагогурга-до- менщика. Григорий первое время работал на литейном поле. Чугун тогда еще разливался не машинами, а в Фор мы. Старательно работал Циома. но его тянуло к горну. В свободные минуты прибегал на печь и, как за вороженный, смотрел на огненный поток расплавленного металла. — Пожалуй, выйдет из парня горновой. — Возьму его к себе, — решил мастер Боровик. И вот Григорий— горновой, рабо тает в бригаде ‘старшего горнового Егора Михайловича Бугакова. Ста рый доменщик доволен. Он охотно делится с ним своими знаниями и накопленным опытом. Пришло время уходить Егору Михайловичу на отдых. Отозвал он как-то Циому в сторонку и говорит: — Ну, Гриша, — ухож у я на пенсию. За меня теперь останешься ты. Уверен, что не подведешь ста рика. Григорий оправдал надежды ста рого металлурга, стал одним из луч ших старших горновых завода «Сво бодный сокол». Его имя не сходит с заводской Доски почета. Труд домен щика отмечен правительственными наградами— орденом «Знак Почета», медалями «За трудовое отличие», «За восстановление черной метал лургии Юга». А недавно бригаде старшего гор нового Григория Циомы присвоено -почетное з т д т .'к о л л е к т и в а , комму нистического труда. Это событие, взволновавшее всех .членов брига ды, произошло накануне 4 3 -й го довщины Октябоя. Отличными щкэгаводств енными показателями встретила передовая бригада великий праздник, сотни тонн сверхпланового чугуна записала она на свой счет во втором году семи летки. Взятые на. год обязательства по выплавке чугуна в течение деся ти месяцев перевыполнила вдвое. Много сэкономлено кокса и изве стняка. В ектябре достигнуто КИНО 0 ,8 1 2 при плане 0 ,9 2 0 . Себестои мость тонны чугуна снижена по сравнению с плановой на 2 про цента. Высокое звание обязывает рабо тать еще лучше. Применяя передо вые методы труда, бригада стремит ся дать стране как можно больше дешевого чугуна. Примером служит бригадир. Григорий Циома — чело век дела. Товарищи знают, как до тошно принимает он печь. Подроб но ознакомится с положением на производстве: провесит, в каком со стоянии фурмы, главный желоб, пе ревалы, чугунная летка. Только убе дившись, что у печи достаточно за правочных материалов, инструмен та, в исправности электропушка, бу рильная машина, горновой присту пает к работе. Особенно следит он за чугунной леткой. Другой и не обратит внимание на малейшие от клонения Футляра от заданных раз меров. А Григорий все видит. Набивку нового футляра глиной он проводит постепенно, наращи вая слоями в 1 0 0 — 1 5 0 мм до тех пор, пока последний слой не будет доведен до уровня рамы чугунной летки. Все операции бригада выполняет с опережением графика. Это помо гает выпускать чугун и шлак свое временно. Люди работают здесь с каким-то особым старанием, не отступая г о? выработанного правила, Б бригаде установлено, что желоб надо '1 суййть не менее 1 0 — 15 минут, давая ела- Сварщики обмениваются опытом На Липецком тракторном заводе стало традицией ежегодно прово дить семинары сварщиков. Очеред ной такой семинар состоялся 23 но ября. В этот день в техническом ка бинете собрались сварщики завода и их гости, приглашенные для об мена опытом работы из треста «Ли- иецюстрой», с Новолипецкого. Лебе дянского машиностроительного. Чап- лыгинокого агрегатного. Липецкого станкостроительного заводов и дру гих предприятий экономического района. Участники семинара на специаль ной выставке осмотрели детали, об работанные различными видами сварки,, электроды и Флюсы, элек тродержатели и т. д. Начальник бю ро сварки отдела главного техноло га Сергей Васильевич Королев про информировал слушателей о том но вом, чем за последнее время обога тился опыт сварщиков Тракторного завода. В кузнечном цехе организо вали участок, где освоена автомати ческая и ручная наплавка отрезных штампов, в цехе шасси внедрена полуавтоматическая, сварка в среде углекислого газа и осваивается сварка в среде водяного пара, в прессовом цехе широко внедрена шовная и точечная сварка, а так ж е применяется сварка токами вы сокой частоты. В цехах шасси, ин струментальном и др. широко ис пользуется стыковая сварка деталей и инструментов. На рабочих местах передовые сварщики демонстрировали лучшие приемы работы. В кузнечном цехе сварщик т. Борисов показал, как ведется наплавка штампов. Раньше штамп, отработав определенный срок, выбрасывался. Теперь методом наплавки он неоднократтй восста навливается и возвращается в про изводство. Стойкость штампа повы шается в 3 — 4 раза. Это позволяет задоду сэкономить более 2 0 0 ты сяч рублей в год. Экономический эффект значительно повысится пос ле того, как будет освоена наплавка других видов инструмента, а также изношенных деталей машин и обо рудования. Внимание участников семинара привлекла полуавтоматическая свар ка в среде углекислого газа, которая применяется в цехе шасси. Сварщи ки тт. Богданов и Попов поделились опытом безогарочной сварки. Дело в том, что при ручной сварке остается неиспользованным огарок электрода размером до 10 см. Таким образом, за смену каждый сваршик выбра сывает 2 — 3 кг электродов, В сва рочной лаборатории завода создан специальный электродержатель, Сварщики цеха шасси пвекоасно ос воили его и используют электроды до конца. Подсчитано, что с внед рением этого метода во всех цехах завод получит более 50 тысяч руб лей экономии в год. Сварщики дру гих предприятий очень заинтересо вались элекгродержателями и по просили у тракторостроителей чер тежи их. С большим интересом участники семинара ознакомились с опытом работы сварщиков ремонтно-меха нического. цеха т. Костомарова и т. Корина, которые вели сварку ви нипласта с присадочной проволокой и холодную сварку чугуна. Раньше считали, что заварить трещину на чугунной толстостенной детали невозможно, так как при сварке металл нагревается, . деталь деформируется и появляются новые трещины. По-новому решил эту проблему т. Корин, предложивший метод хо лодной сварки чугуна. При этом шов накладывается не сразу, а по степенно — сначала отдельными точками, затем сближающимися участками. Так образуется оплошной шов. Интерес вызвал участок «спасе ния» забракованных отливок, кото рый создан в чугунолитейном цехе. Сюда поступают крупные чугунные детали, на которых при отливке об разовались трещины и раковины. Еще не так давно это был неиспра вимый брак. Теперь сварщики тт. Оилохин, Бочков и другие, успешно освоившие метод холодной и горячей заварки чугуна, исправляют дефек ты. Таким путем только за 7 меся цев было «спасено» отливок на 1 7 0 тысяч рублей. Шовную и точечную сварку дета лей, стыковую сварку заготовок для инструмента и много других видов и методов сварки применяется на Тракторном заводе. Но участники семинара наш ли, что автом атическая и полуавтомати ческая сварка все еще внедряю тся медленно, что на отдельных свароч ны х участках плохо работает вен тиляция. У казы валось на важ ность снабж ения качественным и электро дами и сварочной проволокой. Много нареканий было в адрес совнархоза, который, приняв непло хое решение после прошлогоднего семинара сварщиков, не организо вал и не проконтролировал его вы полнение. Б. РАБИНОВИЧ, начальник бюро технической информации Тракторного завода. его не бое пламя, затем постепенно усиливать. И никогда горновые нарушают этого порядка. Только выпущена очередная пор ция чугуна, а горновые уж е ведут уборку, ремонтируют чугунные и шлаковые желоба, готовятся к сле дующему выпуску. Любая операция имеет свои осо бенности и требует внимания. Ска жем, заправку перевалов делают в каждой бригаде, но у Циомы есть свои приемы. Б его бригаде пере вал не сделают из песка, который недостаточно чист и плохо просушен. Даже когда Циома выпускает ме талл — и здесь свой почерк — чу гун сливается в ковши ровной стру ей- Это результат особой заправки носков чугунных желобов. Горновые передовой бригады са ми управляют краном литейного двора, что очень помогает в работе. Разведчики будущего прилагают все силы, чтобы быстрее выполнить за дание нынешнего года и уж е разра ботали обязательства на третий год семилетки. Члены бригады— Г. Циома, С. Се дых, В- Лебедев, И. Карташов — об щими усилиями добились высоких производственных показателей и бо рются за то, чтобы воспитать в себе лучшие качества человека нового общества. Е. СОЛОВЬЕВА, инженер завода «Свободный сокол». Пластмасса и капрон вместо металла Модельщик Семен Григорьевич [ Сочетаев за время работы на I Елецком заводе гидроаппаратуры | внес много ценных рационализа- | торских предложений, направлен- [ ных на улучшение качества про- [ дукции и экономию материалов. | Вместе с тем С. Г. Сочетаев при- ) нимает активное участие в обще- I ственной жизни. Коллектив заво- } да выдвинул ело кандидатуру в | народные заседатели. На снимке: С. Г. Сочетаев за ! сборкой модели. Фото А. Веберга. ! С КАЖДОЙ КАРУСЕЛИ БОЛЬШЕ ТРУБ В трубном цехе № 1 завода «Свободный сокол» карусельным способом отливаются чугунные во допроводные трубы диаметром в 4 дюйма и длиной 3 1 0 0 миллимет ров. Такие размеры установились давно. Длина отливаемой трубы зависит от размеров опок, моделей, стерж ней. Опока ограничивается сверху моделью, которая поднимается ле бедкой на определенную высоту, а снизу поддоном. Казалось, изменить ничего нель зя. Такая технология оставалась бо лее чем пятнадцать лет. Но люди пытливой мысли стар- Шкй "М 6Щ &У Г.^Горяйнов и по мощник начальника цеха С. А. Кру- чинйн кд№ л'ий&н над тем, как лучше использовать имеющееся обо рудование. И им удалось поломать старую технологию. Новаторы доказали, что на су ществующем оборудовании можно отливать трубы, длиннее установ ленного стандарта. Расчеты показа ли, что труба может быть удлинена на 1 0 0 миллиметров. Кажется, не много, однако получается, что при всех прочих равных затратах в те чение года цех получит дополни тельно 1 3 1 7 тонн труб. Способ удлиненной отливки за ключается в том, что между юбкой опоки и подопечным кольцом мон тируется специальное дополнитель ное кольцо высотой 1 0 0 мм. Оно крепится к юбке двумя болтами. Кольцо имеет четыре отверстия для прохода болтов крепления. Од новременно на 1 0 0 миллиметров удлинены модели и патрон. Стерж невой станок пришлось раздвинуть. Результаты гшлучилиоЬ'Нрекраоные. Старые агрегаты" резко увеличивают производство труб, очень нужных н а р о ДШ ^ 'Ш я й ст в у / 1 Е П. ХРОМИН, технолог трубного цеха № 1 завода «Свободный сокол». А. ОКУТИН, инженер БТИ. Х о р о ш а я ф о р м а Каждый из нас, членов комплекс ной бригады, участвовал в движе нии рационализаторов и раньше. Но до сих пор наши силы были раз общены. Один автор, подав предло ж ение, не в состоянии сам быстро внедрить его. И решили мы создать бригаду, которая бы коллективно разрабатывала и внедряла предло жения. Войти в эту комплексную бригаду пожелали конструктор Д, Мязин, слесари И. Иноземцев, А. Анохин и я — мастер механической мастер ской. Мы разработали устав своей де ятельности, план работы на чет вертый квартал нынешнего года и на первую половину третьего года семилетки-: Существует бригада полтора ме сяца, но кое-что полезное для ТЭЦ успела сделать. Два наших приспо собления облегчают работу слеса рей. Одно предназначено для проточ ки тормозных муфт на портальном кране углеперегружателя. Другое— для одновременной проточки мест для клапанов и зубчатых прокладок в корпусах вентилей высокого дав ления. Сейчас делаем еще одно ориги нальное приспособление, которое со кратит срок ремонта парозапорной арматуры. Один рационализатор не мог бы внедрить свое предложение так ско ро, как комплексная бригада. Мы обычно предложение разбираем на Отвоем совете. Конструктор разраба тывает чертежи, а изготовляем при способление вместе, ведь у нас свои слесари. Все у нас— в своих руках. Комплексная бригада— очень удоб ная форма организации работы ра ционализаторов. А. ГОЛОЩАПОВ, бригадир комплексной бригады рационализаторов ТЭЦ Новолипецкого завода. Пластические массы и химиче ские волокна находят все более ши рокое применение в качестве заме нителей металла. Огромная ценность пластических масс заключается в том, что их можно использовать и для отливки деталей под давлением, и для прессования, и для пневмати ческого формирования. При этом почти не бывает отходов. Как пра вило, отлитая из пластмассы деталь не нуждается в дополнительной об работке. Высок и экономический эффект от использования пластмассы. Вес машин значительно облегчается, а себестоимость их снижается в свя зи с ,тем, что на изготовление пласт массовых деталей затрачивается намного меньше труда. На Станкостроительном заводе внедрение п л ас.дасс в производство только начинается. Работники кон структорского бюро и отдела глав ного технолога разработали конст рукции прессформ, технологические процессы, установили нормы расхо да материалов и т. д . Для 1 2 наиме нований деталей прессформы уж е изготовлены. Одновременно идет подготовка к отливке деталей из капрона. Для этого сконструирован и сделан спе циальный шприц-пресс с электро- нагревем камеры плавления. Пока из капрона изготовлена первая пар тия деталей трех наименований. Вы явлены некоторые конструкторские недоработки в шприц-прессе. Когда они будут устранены , начнется мас совое производство деталей из пластмассы и капрона. Н. БОЧАРОВ, главный технолог Липецкого станкостроительного завода. ... Автоматизация транспортера - ь Леята транспортера неподвижна. Но вот на ней появилась земля. В то ж е мгновение транспортер п ри х о д и т в движение. Горелая земля ссы пается на другом конце. Наконец, она вся доставлена к месту назна чения. И как только с ленты сошел груз, транспортер прекратил работу- Здесь человек не вмешивается. Особые устройства автоматически включат и выключат механизм. Придумал и изготовил это уст ройство электромонтер Чаплыгин- ского чугунопитейного завода Е. А. Латкин. Конструкция, предложенная но ватором, проста по своему устрой ству, надежна в работе, и ее можно изготовить на любом заводе. Под транспортерной лентой устанавли ваются две кнопки пуска, одна поз приемным лотком, а вторая — на расстоянии 3— 4 метров от привод ного барабана. Монтаж кнопки «1КУ» (см. схе му! производится следующим обра зом. На ось, закрепленную непо движно на раме транспортера, на девается рычаг, на одном конце ко торого находится ролик, сопри касающийся ,е , транс портерной лентой, и высту.ц для - включения кнопки, а на другом— противовес, который прижимает ролик к транспортерной ленте. Кроме промежуточных кнопок по длине лен ты, устанавливается реле времени. Оно со стоит из червяка, сое диненного с рабочим валом редуктора по средством муфты сцеп ления, шестерни с упо ром выключения кноп ки на червячном коле се и кнопки для оста новки. Перед началом работы включает ся пакетный выключатель. После этого можно производить, за грузку транспортера. При погрузке материала на ленту последняя про гибается, давит на ролик рычага, который, в свою очередь, оказывает давление на кнопку пуска, и цепь катушки магнитного пускате ля замыкается, включая его в рабо ту. По мере передвижения груза включается одна из кнопок пуека. обслуживающая определенный уча сток транспортерной ленты. П ри отсутствии груза на всей ленте ре ле времени автоматически преры вает цепь. Применение на Чаплыгинском ч у гунолитейном заводе предложения новатора пви транспортировке горе лой земли сократило расход элек трической энергии на двух линиях транспортеров на 2 3 .6 4 0 киловатт- часов в год. Кроме того, увеличился срок службы транспортерной ленты в два раза, * Е. РОМАНОВ, технолог Чаплыгинского чугуно литейного завода. ЫдШН УТ00Ж1 Схема автоматизации включения и выключе ния транспортера. Шт амп для резцов Обычно для изготовления проход ных резцов берут заготовку в виде полосы металла, или, как ее часто называют, державкой. Затем фрезе руют на державке углы в плане и задние грани, на что уходит очень много времени. Кузнец Чаплыгинского агрегатно го завода Н. М. Моргачев усовер шенствовал эту операцию. Он пред ложил производить черновую обра ботку задней основной и вспомога тельной грани на кузнечном молоте в специальном штампе. Для одно временного образования заднего уг ла резец несколько смещают отно сительно оси штампа (примерно 1 0 — 15 градусов). Перед штамповкой державка рез ца нагревается в кузнечном говне, а затем клещами подается под штамп. ВТОРАЯ ВСЕСОЮЗНАЯ-У ЙОВОЛНПЧАН На предприятиях Липецкого сов нархоза ширится массовое движение изобретателей и рационализаторов. Растет их творческая активность. В этом году дасло рационализаторов возросло на две тысячи человек. Количество внедренных в производ ство предложений увеличилось на 1 8 0 0 , а экономический эффект —» на 1 9 ,5 млн. рублей. Рационализаторы доменного цеха Новолипецкого металлургического завода тт. Васильченко, Даровских, и Зайцев усовершенствовали мульду разливочной машины. В результате получено 2 .3 0 0 .0 0 0 рублей услов ной годовой экономии. Кокильщик литейного участка Елецкого завода станочной гидро аппаратуры т. Полунин предложил отливать крышки насосов в кокиль без стержня. При этом упрощена Недавно на Липецком трак торном заводе состоялся очеред ной семинар сварщиков. Основ ная цель этого мероприятия — изучение и распространение пе редового опыта работы. Участ ники семинара ознакомились с новыми методами сварки. На снимке: сварщик ремонт но-механического цеха Липецко го тракторного завода т. Косто маров демонстрирует метод сварки винипласта. Фото В, Провоторова. литниковая система, вес детали уменьшился. На предприятиях совнархоза внед рено несколько изобретений, реко мендованных комитетом по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР. Так, на заводе «Стройдеталь» треста «Липецк- строй» применяется автоматический захват конструкции инженера т. Ме ламеда. Это изобретение значительно улучшает организацию труда в бригадах. Центробежная дробилка для соло да, зерна и других материалов и с пользуется на Липецком епиртзаво- де. Более мелкое и тщательное дроб ление увеличивает выпуск спирта из тонны зерна и значительно улуч шает технологию производства. Ли пецкие тракторостроители примени ли оригинальный способ изготовле ния буртовых вкладышей из накле панной сталеалюминиевой полосы. В результате этого завод получил эко номии около полмиллиона рублей. Многие рационализаторы Липецкого тракторного, Елецкого элементного, Лебедянского машиностроительного заводов имеют лицевые счета, эко номии и успешно выполняют свои обязательства. С первого, января по 1 июля это го года президиум Центрального Со вета Всесоюзного общества изобре тателен и рационализаторов и пре зидиум ЦК профсоюза рабочих ме таллургической промышленности проводили общественный смотр внед рения изобретений и рационализа торских предложений. В смотре приняли участие кол лективы комбинатов, заводов и ин ститутов черной и цветной метал лургии. Свыше 8 8 тысяч изобрета телей, рационализаторов и новато ров производства в этот период по дали более ста тысяч предложений, из них 6 7 тысяч внедрено в произ водство, что позволило сэкономить 6 5 1 миллион рублей. За хорошие показатели, достиг нутые в изобретательской и рацио нализаторской работе в период про ведения смотра, постановлением президиума Центрального Совета ВОИР и ЦК профсоюза рабочих ме таллургической промышленности Но волипецкому металлургическому за воду присуждена вторая премия, а Липецкий трубный завод награжден Почетной грамотой. На Новолипецком металлургиче ском заводе ныне каждый восьмой раоотанщий— рационализатор. Мно го сотен предложений подано здесь во втором году семилетки. Часть их внедрена в производство. Завод, по лучил 8 миллионов рублей эконо мии. В. СТАРИКОВА, старший инженер производственно-технического отдела совнархоза.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz