Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

29 ноября 1960 г., № 281 ( 1953 ) / Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ 3 ПЛОДЫ ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА ЭТУ СТРАНИЦУ п о д го тови л Т Е Х НИЧ Е С К ИЙ СОВЕТ ПРИ ПР ОМЫШЛЕННОМ ОТДЕЛЕ „ЛЕНИНСКОГО ЗНАМЕНИ'4 На ней читатели н а й д у т : ☆ ’ тйг Г о р н о в о й Г р и г о р и й Ц и о м а ценные советы по автоматизации производства; рассказ о передовом м еталлурге; сообщение о новинках в электросварке Ц Е Н А О Д Н О Г О ПРЕДЛОЖЕНИЯ Новатор Липецкого тракторного завода Ф. Ф. Чеоненилов не один год занимается рационализацией произ­ водства. На счету рационализа­ тора — несколько десятков ценных предложений. От внедрения их в производство сэкономлено более 6 0 0 тысяч рублей. В этом году внедрено пять интересных предложений т. Черненилова. Вот одно из них. Массовая деталь — уплотнительное кольцо— входит в сборку узлов кат­ ков и направляющих колес тракто­ ра. Уплотнительное кольцо создает гермитичность во внутренней поло­ сти катка, от чего зависит качество ходовой части машины. Заготовками для кольца служили металлические полосы шириной в 1 5 4 и толщиной в 8 миллиметров. Эти заготовки предварительно об­ жигались в термическом цехе, на что требовалось очень много време­ ни. Ф. Ф. Чернегаюгов изменил кон­ струкцию кольца. Это позволило со­ кратить расход металла, упростить изготовление детали, повысить стойкость штампов и избежать об­ жига. этого предложения позволяет сэкономить по пять с по­ ловиной килограммов стали на каж­ дом тракторе, а экономия электро­ энергии составляет 3 4 тысячи ки­ ловатт-часов в год. Условная годовая экономия от это­ го предложения составляет 1 0 0 ты­ сяч рублей,. . С. ЗАЧИНЯЕВ, мастер прессового ц е ^ _ Тракторного завода. Семнаднатиле т н и м пареньком црие х а л Григорий Циома из Бутурлиновки в Ли­ пецк, в ш к о л у ФЗО X» 2 6 . Шел последний год Великой Отечест­ венной войны. Парень прилежно учился на газовщика доменной печи. Жадно слушал рассказы мастеров о том, как следить за показаниями многочис­ ленных контрольно- измерительных при- как обслуживать воздухона­ греватели, пылеуловители и другие устройства, А вечером вместе с то­ варищами допоздна засиживался над учебниками и конспектами, по­ стигая тайны сложной и увлека­ тельной профессии метагогурга-до- менщика. Григорий первое время работал на литейном поле. Чугун тогда еще разливался не машинами, а в Фор­ мы. Старательно работал Циома. но его тянуло к горну. В свободные минуты прибегал на печь и, как за­ вороженный, смотрел на огненный поток расплавленного металла. — Пожалуй, выйдет из парня горновой. — Возьму его к себе, — решил мастер Боровик. И вот Григорий— горновой, рабо­ тает в бригаде ‘старшего горнового Егора Михайловича Бугакова. Ста­ рый доменщик доволен. Он охотно делится с ним своими знаниями и накопленным опытом. Пришло время уходить Егору Михайловичу на отдых. Отозвал он как-то Циому в сторонку и говорит: — Ну, Гриша, — ухож у я на пенсию. За меня теперь останешься ты. Уверен, что не подведешь ста­ рика. Григорий оправдал надежды ста­ рого металлурга, стал одним из луч­ ших старших горновых завода «Сво­ бодный сокол». Его имя не сходит с заводской Доски почета. Труд домен­ щика отмечен правительственными наградами— орденом «Знак Почета», медалями «За трудовое отличие», «За восстановление черной метал­ лургии Юга». А недавно бригаде старшего гор­ нового Григория Циомы присвоено -почетное з т д т .'к о л л е к т и в а , комму­ нистического труда. Это событие, взволновавшее всех .членов брига­ ды, произошло накануне 4 3 -й го­ довщины Октябоя. Отличными щкэгаводств енными показателями встретила передовая бригада великий праздник, сотни тонн сверхпланового чугуна записала она на свой счет во втором году семи­ летки. Взятые на. год обязательства по выплавке чугуна в течение деся­ ти месяцев перевыполнила вдвое. Много сэкономлено кокса и изве­ стняка. В ектябре достигнуто КИНО 0 ,8 1 2 при плане 0 ,9 2 0 . Себестои­ мость тонны чугуна снижена по сравнению с плановой на 2 про­ цента. Высокое звание обязывает рабо­ тать еще лучше. Применяя передо­ вые методы труда, бригада стремит­ ся дать стране как можно больше дешевого чугуна. Примером служит бригадир. Григорий Циома — чело­ век дела. Товарищи знают, как до­ тошно принимает он печь. Подроб­ но ознакомится с положением на производстве: провесит, в каком со­ стоянии фурмы, главный желоб, пе­ ревалы, чугунная летка. Только убе­ дившись, что у печи достаточно за­ правочных материалов, инструмен­ та, в исправности электропушка, бу­ рильная машина, горновой присту­ пает к работе. Особенно следит он за чугунной леткой. Другой и не обратит внимание на малейшие от­ клонения Футляра от заданных раз­ меров. А Григорий все видит. Набивку нового футляра глиной он проводит постепенно, наращи­ вая слоями в 1 0 0 — 1 5 0 мм до тех пор, пока последний слой не будет доведен до уровня рамы чугунной летки. Все операции бригада выполняет с опережением графика. Это помо­ гает выпускать чугун и шлак свое­ временно. Люди работают здесь с каким-то особым старанием, не отступая г о? выработанного правила, Б бригаде установлено, что желоб надо '1 суййть не менее 1 0 — 15 минут, давая ела- Сварщики обмениваются опытом На Липецком тракторном заводе стало традицией ежегодно прово­ дить семинары сварщиков. Очеред­ ной такой семинар состоялся 23 но­ ября. В этот день в техническом ка­ бинете собрались сварщики завода и их гости, приглашенные для об­ мена опытом работы из треста «Ли- иецюстрой», с Новолипецкого. Лебе­ дянского машиностроительного. Чап- лыгинокого агрегатного. Липецкого станкостроительного заводов и дру­ гих предприятий экономического района. Участники семинара на специаль­ ной выставке осмотрели детали, об­ работанные различными видами сварки,, электроды и Флюсы, элек­ тродержатели и т. д. Начальник бю­ ро сварки отдела главного техноло­ га Сергей Васильевич Королев про­ информировал слушателей о том но­ вом, чем за последнее время обога­ тился опыт сварщиков Тракторного завода. В кузнечном цехе организо­ вали участок, где освоена автомати­ ческая и ручная наплавка отрезных штампов, в цехе шасси внедрена полуавтоматическая, сварка в среде углекислого газа и осваивается сварка в среде водяного пара, в прессовом цехе широко внедрена шовная и точечная сварка, а так­ ж е применяется сварка токами вы­ сокой частоты. В цехах шасси, ин­ струментальном и др. широко ис­ пользуется стыковая сварка деталей и инструментов. На рабочих местах передовые сварщики демонстрировали лучшие приемы работы. В кузнечном цехе сварщик т. Борисов показал, как ведется наплавка штампов. Раньше штамп, отработав определенный срок, выбрасывался. Теперь методом наплавки он неоднократтй восста­ навливается и возвращается в про­ изводство. Стойкость штампа повы­ шается в 3 — 4 раза. Это позволяет задоду сэкономить более 2 0 0 ты­ сяч рублей в год. Экономический эффект значительно повысится пос­ ле того, как будет освоена наплавка других видов инструмента, а также изношенных деталей машин и обо­ рудования. Внимание участников семинара привлекла полуавтоматическая свар­ ка в среде углекислого газа, которая применяется в цехе шасси. Сварщи­ ки тт. Богданов и Попов поделились опытом безогарочной сварки. Дело в том, что при ручной сварке остается неиспользованным огарок электрода размером до 10 см. Таким образом, за смену каждый сваршик выбра­ сывает 2 — 3 кг электродов, В сва­ рочной лаборатории завода создан специальный электродержатель, Сварщики цеха шасси пвекоасно ос­ воили его и используют электроды до конца. Подсчитано, что с внед­ рением этого метода во всех цехах завод получит более 50 тысяч руб­ лей экономии в год. Сварщики дру­ гих предприятий очень заинтересо­ вались элекгродержателями и по­ просили у тракторостроителей чер­ тежи их. С большим интересом участники семинара ознакомились с опытом работы сварщиков ремонтно-меха­ нического. цеха т. Костомарова и т. Корина, которые вели сварку ви­ нипласта с присадочной проволокой и холодную сварку чугуна. Раньше считали, что заварить трещину на чугунной толстостенной детали невозможно, так как при сварке металл нагревается, . деталь деформируется и появляются новые трещины. По-новому решил эту проблему т. Корин, предложивший метод хо­ лодной сварки чугуна. При этом шов накладывается не сразу, а по­ степенно — сначала отдельными точками, затем сближающимися участками. Так образуется оплошной шов. Интерес вызвал участок «спасе­ ния» забракованных отливок, кото­ рый создан в чугунолитейном цехе. Сюда поступают крупные чугунные детали, на которых при отливке об­ разовались трещины и раковины. Еще не так давно это был неиспра­ вимый брак. Теперь сварщики тт. Оилохин, Бочков и другие, успешно освоившие метод холодной и горячей заварки чугуна, исправляют дефек­ ты. Таким путем только за 7 меся­ цев было «спасено» отливок на 1 7 0 тысяч рублей. Шовную и точечную сварку дета­ лей, стыковую сварку заготовок для инструмента и много других видов и методов сварки применяется на Тракторном заводе. Но участники семинара наш ли, что автом атическая и полуавтомати­ ческая сварка все еще внедряю тся медленно, что на отдельных свароч­ ны х участках плохо работает вен­ тиляция. У казы валось на важ ность снабж ения качественным и электро­ дами и сварочной проволокой. Много нареканий было в адрес совнархоза, который, приняв непло­ хое решение после прошлогоднего семинара сварщиков, не организо­ вал и не проконтролировал его вы­ полнение. Б. РАБИНОВИЧ, начальник бюро технической информации Тракторного завода. его не бое пламя, затем постепенно усиливать. И никогда горновые нарушают этого порядка. Только выпущена очередная пор­ ция чугуна, а горновые уж е ведут уборку, ремонтируют чугунные и шлаковые желоба, готовятся к сле­ дующему выпуску. Любая операция имеет свои осо­ бенности и требует внимания. Ска­ жем, заправку перевалов делают в каждой бригаде, но у Циомы есть свои приемы. Б его бригаде пере­ вал не сделают из песка, который недостаточно чист и плохо просушен. Даже когда Циома выпускает ме­ талл — и здесь свой почерк — чу­ гун сливается в ковши ровной стру­ ей- Это результат особой заправки носков чугунных желобов. Горновые передовой бригады са­ ми управляют краном литейного двора, что очень помогает в работе. Разведчики будущего прилагают все силы, чтобы быстрее выполнить за­ дание нынешнего года и уж е разра­ ботали обязательства на третий год семилетки. Члены бригады— Г. Циома, С. Се­ дых, В- Лебедев, И. Карташов — об­ щими усилиями добились высоких производственных показателей и бо­ рются за то, чтобы воспитать в себе лучшие качества человека нового общества. Е. СОЛОВЬЕВА, инженер завода «Свободный сокол». Пластмасса и капрон вместо металла Модельщик Семен Григорьевич [ Сочетаев за время работы на I Елецком заводе гидроаппаратуры | внес много ценных рационализа- | торских предложений, направлен- [ ных на улучшение качества про- [ дукции и экономию материалов. | Вместе с тем С. Г. Сочетаев при- ) нимает активное участие в обще- I ственной жизни. Коллектив заво- } да выдвинул ело кандидатуру в | народные заседатели. На снимке: С. Г. Сочетаев за ! сборкой модели. Фото А. Веберга. ! С КАЖДОЙ КАРУСЕЛИ БОЛЬШЕ ТРУБ В трубном цехе № 1 завода «Свободный сокол» карусельным способом отливаются чугунные во­ допроводные трубы диаметром в 4 дюйма и длиной 3 1 0 0 миллимет­ ров. Такие размеры установились давно. Длина отливаемой трубы зависит от размеров опок, моделей, стерж ­ ней. Опока ограничивается сверху моделью, которая поднимается ле­ бедкой на определенную высоту, а снизу поддоном. Казалось, изменить ничего нель­ зя. Такая технология оставалась бо­ лее чем пятнадцать лет. Но люди пытливой мысли стар- Шкй "М 6Щ &У Г.^Горяйнов и по­ мощник начальника цеха С. А. Кру- чинйн кд№ л'ий&н над тем, как лучше использовать имеющееся обо­ рудование. И им удалось поломать старую технологию. Новаторы доказали, что на су­ ществующем оборудовании можно отливать трубы, длиннее установ­ ленного стандарта. Расчеты показа­ ли, что труба может быть удлинена на 1 0 0 миллиметров. Кажется, не­ много, однако получается, что при всех прочих равных затратах в те­ чение года цех получит дополни­ тельно 1 3 1 7 тонн труб. Способ удлиненной отливки за­ ключается в том, что между юбкой опоки и подопечным кольцом мон­ тируется специальное дополнитель­ ное кольцо высотой 1 0 0 мм. Оно крепится к юбке двумя болтами. Кольцо имеет четыре отверстия для прохода болтов крепления. Од­ новременно на 1 0 0 миллиметров удлинены модели и патрон. Стерж­ невой станок пришлось раздвинуть. Результаты гшлучилиоЬ'Нрекраоные. Старые агрегаты" резко увеличивают производство труб, очень нужных н а р о ДШ ^ 'Ш я й ст в у / 1 Е П. ХРОМИН, технолог трубного цеха № 1 завода «Свободный сокол». А. ОКУТИН, инженер БТИ. Х о р о ш а я ф о р м а Каждый из нас, членов комплекс­ ной бригады, участвовал в движе­ нии рационализаторов и раньше. Но до сих пор наши силы были раз­ общены. Один автор, подав предло­ ж ение, не в состоянии сам быстро внедрить его. И решили мы создать бригаду, которая бы коллективно разрабатывала и внедряла предло­ жения. Войти в эту комплексную бригаду пожелали конструктор Д, Мязин, слесари И. Иноземцев, А. Анохин и я — мастер механической мастер­ ской. Мы разработали устав своей де­ ятельности, план работы на чет­ вертый квартал нынешнего года и на первую половину третьего года семилетки-: Существует бригада полтора ме­ сяца, но кое-что полезное для ТЭЦ успела сделать. Два наших приспо­ собления облегчают работу слеса­ рей. Одно предназначено для проточ­ ки тормозных муфт на портальном кране углеперегружателя. Другое— для одновременной проточки мест для клапанов и зубчатых прокладок в корпусах вентилей высокого дав­ ления. Сейчас делаем еще одно ориги­ нальное приспособление, которое со­ кратит срок ремонта парозапорной арматуры. Один рационализатор не мог бы внедрить свое предложение так ско­ ро, как комплексная бригада. Мы обычно предложение разбираем на Отвоем совете. Конструктор разраба­ тывает чертежи, а изготовляем при­ способление вместе, ведь у нас свои слесари. Все у нас— в своих руках. Комплексная бригада— очень удоб­ ная форма организации работы ра­ ционализаторов. А. ГОЛОЩАПОВ, бригадир комплексной бригады рационализаторов ТЭЦ Новолипецкого завода. Пластические массы и химиче­ ские волокна находят все более ши­ рокое применение в качестве заме­ нителей металла. Огромная ценность пластических масс заключается в том, что их можно использовать и для отливки деталей под давлением, и для прессования, и для пневмати­ ческого формирования. При этом почти не бывает отходов. Как пра­ вило, отлитая из пластмассы деталь не нуждается в дополнительной об­ работке. Высок и экономический эффект от использования пластмассы. Вес машин значительно облегчается, а себестоимость их снижается в свя­ зи с ,тем, что на изготовление пласт­ массовых деталей затрачивается намного меньше труда. На Станкостроительном заводе внедрение п л ас.дасс в производство только начинается. Работники кон­ структорского бюро и отдела глав­ ного технолога разработали конст­ рукции прессформ, технологические процессы, установили нормы расхо­ да материалов и т. д . Для 1 2 наиме­ нований деталей прессформы уж е изготовлены. Одновременно идет подготовка к отливке деталей из капрона. Для этого сконструирован и сделан спе­ циальный шприц-пресс с электро- нагревем камеры плавления. Пока из капрона изготовлена первая пар­ тия деталей трех наименований. Вы­ явлены некоторые конструкторские недоработки в шприц-прессе. Когда они будут устранены , начнется мас­ совое производство деталей из пластмассы и капрона. Н. БОЧАРОВ, главный технолог Липецкого станкостроительного завода. ... Автоматизация транспортера - ь Леята транспортера неподвижна. Но вот на ней появилась земля. В то ж е мгновение транспортер п ри х о ­ д и т в движение. Горелая земля ссы­ пается на другом конце. Наконец, она вся доставлена к месту назна­ чения. И как только с ленты сошел груз, транспортер прекратил работу- Здесь человек не вмешивается. Особые устройства автоматически включат и выключат механизм. Придумал и изготовил это уст­ ройство электромонтер Чаплыгин- ского чугунопитейного завода Е. А. Латкин. Конструкция, предложенная но­ ватором, проста по своему устрой­ ству, надежна в работе, и ее можно изготовить на любом заводе. Под транспортерной лентой устанавли­ ваются две кнопки пуска, одна поз приемным лотком, а вторая — на расстоянии 3— 4 метров от привод­ ного барабана. Монтаж кнопки «1КУ» (см. схе­ му! производится следующим обра­ зом. На ось, закрепленную непо­ движно на раме транспортера, на­ девается рычаг, на одном конце ко­ торого находится ролик, сопри­ касающийся ,е , транс­ портерной лентой, и высту.ц для - включения кнопки, а на другом— противовес, который прижимает ролик к транспортерной ленте. Кроме промежуточных кнопок по длине лен­ ты, устанавливается реле времени. Оно со­ стоит из червяка, сое­ диненного с рабочим валом редуктора по­ средством муфты сцеп­ ления, шестерни с упо­ ром выключения кноп­ ки на червячном коле­ се и кнопки для оста­ новки. Перед началом работы включает­ ся пакетный выключатель. После этого можно производить, за­ грузку транспортера. При погрузке материала на ленту последняя про­ гибается, давит на ролик рычага, который, в свою очередь, оказывает давление на кнопку пуска, и цепь катушки магнитного пускате­ ля замыкается, включая его в рабо­ ту. По мере передвижения груза включается одна из кнопок пуека. обслуживающая определенный уча­ сток транспортерной ленты. П ри отсутствии груза на всей ленте ре­ ле времени автоматически преры­ вает цепь. Применение на Чаплыгинском ч у­ гунолитейном заводе предложения новатора пви транспортировке горе­ лой земли сократило расход элек­ трической энергии на двух линиях транспортеров на 2 3 .6 4 0 киловатт- часов в год. Кроме того, увеличился срок службы транспортерной ленты в два раза, * Е. РОМАНОВ, технолог Чаплыгинского чугуно­ литейного завода. ЫдШН УТ00Ж1 Схема автоматизации включения и выключе­ ния транспортера. Шт амп для резцов Обычно для изготовления проход­ ных резцов берут заготовку в виде полосы металла, или, как ее часто называют, державкой. Затем фрезе­ руют на державке углы в плане и задние грани, на что уходит очень много времени. Кузнец Чаплыгинского агрегатно­ го завода Н. М. Моргачев усовер­ шенствовал эту операцию. Он пред­ ложил производить черновую обра­ ботку задней основной и вспомога­ тельной грани на кузнечном молоте в специальном штампе. Для одно­ временного образования заднего уг­ ла резец несколько смещают отно­ сительно оси штампа (примерно 1 0 — 15 градусов). Перед штамповкой державка рез­ ца нагревается в кузнечном говне, а затем клещами подается под штамп. ВТОРАЯ ВСЕСОЮЗНАЯ-У ЙОВОЛНПЧАН На предприятиях Липецкого сов­ нархоза ширится массовое движение изобретателей и рационализаторов. Растет их творческая активность. В этом году дасло рационализаторов возросло на две тысячи человек. Количество внедренных в производ­ ство предложений увеличилось на 1 8 0 0 , а экономический эффект —» на 1 9 ,5 млн. рублей. Рационализаторы доменного цеха Новолипецкого металлургического завода тт. Васильченко, Даровских, и Зайцев усовершенствовали мульду разливочной машины. В результате получено 2 .3 0 0 .0 0 0 рублей услов­ ной годовой экономии. Кокильщик литейного участка Елецкого завода станочной гидро­ аппаратуры т. Полунин предложил отливать крышки насосов в кокиль без стержня. При этом упрощена Недавно на Липецком трак­ торном заводе состоялся очеред­ ной семинар сварщиков. Основ­ ная цель этого мероприятия — изучение и распространение пе­ редового опыта работы. Участ­ ники семинара ознакомились с новыми методами сварки. На снимке: сварщик ремонт­ но-механического цеха Липецко­ го тракторного завода т. Косто­ маров демонстрирует метод сварки винипласта. Фото В, Провоторова. литниковая система, вес детали уменьшился. На предприятиях совнархоза внед­ рено несколько изобретений, реко­ мендованных комитетом по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР. Так, на заводе «Стройдеталь» треста «Липецк- строй» применяется автоматический захват конструкции инженера т. Ме­ ламеда. Это изобретение значительно улучшает организацию труда в бригадах. Центробежная дробилка для соло­ да, зерна и других материалов и с ­ пользуется на Липецком епиртзаво- де. Более мелкое и тщательное дроб­ ление увеличивает выпуск спирта из тонны зерна и значительно улуч­ шает технологию производства. Ли­ пецкие тракторостроители примени­ ли оригинальный способ изготовле­ ния буртовых вкладышей из накле­ панной сталеалюминиевой полосы. В результате этого завод получил эко­ номии около полмиллиона рублей. Многие рационализаторы Липецкого тракторного, Елецкого элементного, Лебедянского машиностроительного заводов имеют лицевые счета, эко­ номии и успешно выполняют свои обязательства. С первого, января по 1 июля это­ го года президиум Центрального Со­ вета Всесоюзного общества изобре­ тателен и рационализаторов и пре­ зидиум ЦК профсоюза рабочих ме­ таллургической промышленности проводили общественный смотр внед­ рения изобретений и рационализа­ торских предложений. В смотре приняли участие кол­ лективы комбинатов, заводов и ин­ ститутов черной и цветной метал­ лургии. Свыше 8 8 тысяч изобрета­ телей, рационализаторов и новато­ ров производства в этот период по­ дали более ста тысяч предложений, из них 6 7 тысяч внедрено в произ­ водство, что позволило сэкономить 6 5 1 миллион рублей. За хорошие показатели, достиг­ нутые в изобретательской и рацио­ нализаторской работе в период про­ ведения смотра, постановлением президиума Центрального Совета ВОИР и ЦК профсоюза рабочих ме­ таллургической промышленности Но­ волипецкому металлургическому за­ воду присуждена вторая премия, а Липецкий трубный завод награжден Почетной грамотой. На Новолипецком металлургиче­ ском заводе ныне каждый восьмой раоотанщий— рационализатор. Мно­ го сотен предложений подано здесь во втором году семилетки. Часть их внедрена в производство. Завод, по­ лучил 8 миллионов рублей эконо­ мии. В. СТАРИКОВА, старший инженер производственно-технического отдела совнархоза.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz