Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)
2 5 ноября 1 9 5 0 г., Л? 2 7 9 (1 9 5 1 ) В О С П И Т Ы В А Т Ь С ЧЕЛО ВЕКА КОММ УНИ С ТИ Ч ЕСКО ГО Б У Д УЩ Е Г О с емин а р а с е к р е т а р е й шк о л ь ных п а р тийных организаций таВей6 п ^ Нивй1м ,*11 ТеТ КПСС Пр0вел тР«Дн«вный семинар секре, В В*Й«ЛР , организации школ и других учебных заведений. мое к п г г “Рв приняли Участне секретари райкомов и горко мов КПСС, заведующие отделами народного образования Р т МДЛЯЕВИАвРеп6йЫ,Ш ” слушаиы локпады: секретаря обкома КПСС ш к а л , !!1АП «Общеобразовательная трудовая политехническая н* современном этапе коммунистического строительства и ВЛКСМ т РОДИОНОВОЙЙТ й0рГаНИЗаЦИЙ'’' секРетэря обкома в 1 КСМ т. РОДИОНОВОЙ «О работе комсомольских организаций школ по выполнению решений IV пленума ЦК ВЛКСМ», заведующе. го облоно т. ПОНОМАРЕВА «Развитие народного образования об ласти в семилетке и задачи учительства». Председатель исполкома Чаплыгинекого райсовета т. ПОНОМА РЕВ рассказал о проделанной общественностью района работе по подготовке школ к 1960—61 учебному году, заведующая методиче ским кабинетом Усманского районе т. ПЕРОВА — об организации работы по самообслуживанию в школах района. Секретари партийных организаций поделились опытом своей работы. О том, как коммунисты школы № 31 г. Липецка добивают ся соединения обучения с производительным трудом, говорила се кретарь парторганизации т. МАМЗИНА. О том, что делает партий ная организация Лебедянской средней школы № 1 для улучшения успеваемости и повышения качества знаний учащихся, рассказала т. ТРЫНКИНА. Работе парторганизации Троекуровской школы-интер ната по политическому воспитанию учителей посвятил свое вы ступление т. АЛЕКСЕЕВ. На семинаре выступили секретарь партийной организации шко лы М» 8 г. Липецка т. ГОРСКАЯ, секретарь партийной организации Хмелинецкой средней школы Задонского района т. ЛИВЕКЦЕВ, се кретарь партийной организации средней школы № 15 г Ельца т. МАХОРТОВ. Участники семинара побывали в школах Липецка, познакомились с постановкой партийной и учебно-воспитательной работы в них. К о м м у н и с т и ч е с к а я пар ти я всегда связы вал а стро ительство нового общ ества с расцветом социалистической к у л ь туры , с задачам и подготовки все сторонне разви ты х и образованны х людей — строителей коммунизма. Реш ающ ая роль в комм унистиче ском восп итани и подрастающ его по колен и я при надлеж ит ш коле. Р азр а ботанны е партией меры по коренно м у улучш ению всей системы народ ного образования требую т от ш колы , чтобы она готовила образованны х людей, хорошо знающ их основы н а у к и и вместе с тем способных к си стематическому физическому труду, воспиты вала у молодежи стремление быть полезным общ еству, любовь к Родине, глубокое уваж ение к прин ципам социалистического общ ества. В перестройке ш колы огромная роль принадлеж ит партийным орга низациям . К оммунисты -учителя при званы вы ступать боевыми про водниками в ж изнь директив партии по народному образованию . К всеобщему восьмилетнему обучению Одним из главны х вопросов пере стройки ш колы я в л я ется введение обязательного восьмилетнего обуче н и я. Это зн ачит, что надо не только при влечь к учебе всех детей ш коль ного возраста, но и создать такие услови я, при которы х бы они обяза тельно смогли окончить восьм илет к у . Р еч ь идет о том. чтобы п арти й ны е органи зац ии ш кол постоянно заним ались вопросами правильного разм ещ ен ия ш кольной сети, укреп л ен и я м атериальной базы ш кол. В текущ ем году в области немало сде лано в этом отнош ении. Достаточно’ сказать, что только вместимость ш кол у вели чи лась почти на 2 0 ты сяч учени ческих мест. Почти поло вина ш кол области работает в одну смену. Многое сделали ком м унисты -учи теля Ч аплы гинекого района. П редсе датель райисполком а т .' Пономарев говорил, что по ин ициати ве п арти й ны х органи зац ий ш кол все педагоги чески е коллекти вы реш или отрабо тать по две недели на строительст ве. ремонте и оборудовании ш коль ны х зданий. У чителя при влекли к этому делу у чащ и хся старш их к л ас сов и родителей. Д вухнедельник принес зам ечательны е результаты . П артийны е орган и зац и и ш кол во ш ли с ходатайством в исполкомы местны х Советов о вовлечении в подготовку к учебному году ш иро кой общ ественности, колхозов, сов хозов, промыш ленны х предприятий. Силами и н а средства ш ефов были построены Е ри воп олян ская. В оскре сен ская. Щ ербининская, Бухове кал н ачальны е ш колы , двадцать класс ны х ком нат, спортивны й зал, три учебны е м астерские. С 1 сентября еще 9 ш кол района были переведе ны на односменные зан яти я. Ч еты ре сем илетние ш колы реорганизова ны в восьм илетние, а две средних— в одиннадцатилетние. Ц и ф р ы и ф а к т ы Количество учащихся в началь ных, восьмилетних и одиннадца тилетних школах к концу семи летки по области увеличится на 78 тысяч и составит около 227 ты сяч человек. * » * За семилетие возрастет количе ство школ и достигнет 1598. Все школы будут переведены на од носменные занятия. Особенно увеличится количество школ ра бочей и сельской молодежи. Кон тингент учащихся этих школ бу дет в два раза больш?, чем в ны нешнем году. * - * Широкое развитие получат шко лы-интернаты. В них к концу се милетки на полном государствен ном обеспечении будет находить ся более 10 тысяч мальчиков и девочек. * . * С ростом сети школ, увеличе нием количества учащихся отряд учителей к 1965 году возрастет на 3 тысячи человек. * » * К началу 1962—63 учебного года в области будет полностью за вершен переход на всеобщее обя зательное восьмилетнее обуче ние детей в возрасте от 7 до 15— 16 лет. Средние школы будут пе реведены на одиннадцатилетний срок обучения к концу семилетия. и Все это красноречиво говорит о том, что ш кольны е партийны е орга ни зац ии Ч аплы гинекого района н а стойчиво борются за осущ ествление восьмилетнего обучения. К сож алению , в целом ряде ш кол партийны е организации смирились с фактами большого отсева детей. Их не волнует, что многие учащ иеся оставляю т ш колу без уваж ительны х . причин. >---- У спешному выполнению Закона о всеобуче способствую т ...расширение сети общ еж итий для учащ ихся, ор ган и зац и я подвоза детей в ш колу. Однако план строительства ш коль ны х интернатов не вы полнен. Хуже того, имею тся случаи, когда обще ж ити я для учащ ихся закры ваю тся. К ак могли коммунисты Куйманской средней ш колы Трубетчинского р ай она допустить, что дирекция пере дала под к варти ры работников сов хоза здание, предназначенное для интерната? Почему они не протесто вали, когда было закры то общ ежи тие для девочек? С 1 сентября 1 9 6 2 года в обла сти вводится обязательны й восьм и летний всеобуч. Е этому времени необходимо провести огромную рабо ту. До всего есть дело партийным организациям . Надо обеспечить ре организацию семилеток в восьми летние ш колы , создание учебных кабинетов, м астерских, их оборудо вание. Необходимо такж е позабо ти ться об организации горячего пи тани я для детей, о подвозе их в ш колу, настойчиво бороться с вто рогодничеством. Это далеко не пол ны й круг вопросов, которые долж ны постоянно находиться в центре вним ания ш кольны х партийны х ор гани зац ий. Вполне понятно, что не все под силу коммунистам ш кол. П о э т о м у партийны е организации отдельные вопросы долж ны вы носить на об суждение общ ественны х организа ций, исполкомов м естны х Советов, печати. ☆ У ч е б а ☆ и т р у д рядом идут П ерестройка системы народного образования прежде всего преду- м атривает претворение в ж изнь м ар ксистско-ленинского принципа соче тани я обучения с производительным трудом. П артийны е организации долж ны добиваться, чтобы вся моло деж ь с 1 5 — 16-летнего возраста вклю чилась в общ ественно полезны й труд, чтобы теснее связать учебу с ж изнью . Ш кола призвана готовить пы тливы х, думающих людей, буду щих новаторов промыш ленности и сельского хозяйства. Перед участникам и семинара вы ступила секретарь партийной орга ни зац ии ш колы Л? 31 г. Липецка т. М амзина. В работе парторганиза ции много поучительного. К о м м у н и с ты ш колы еще три года назад де тально разработали систему произ водственного обучения учащ ихся. Их не испугали трудности: отсутст вие программ по производственному обучению, н ех ватка опы та в новом деле, пренебреж ительное отношение многих учащ и хся к труду. По инициативе коммунистов ш ко ла установила тесную связь с обще ственными организациям и Т рактор ного завода. Коллектив учителей совместно с инж енерно-технически ми работниками завода составил план производственного обучения. Завод вы делил рабочие места, мастеров, опы тны х рабочих для обучения ш кольников. В этом году ш кола вы пустила первы е два класса, закончивш их одиннадцатилетний курс. 53 вы п ускника влились в рабочий кол лектив. П артийная организация, коллек тив учителей сумели привить уча щ имся любовь к т р у д у , из года в год соверш енствую т формы и мето ды обучения и воспитания. Состав лен сборник матем атических задач на производственны е темы. Такой ж е сборник подготовлен по. физике. В преподавание черчения внесены элементы маш иностроительного чер чения. Е сож алению , во многих ш колах медленно ликвидируется разры в между школой и ж изнью , з комму нисты м ирятся с этим. Е ниж ная Форма преподнесения ш кольникам учебного материала., ш аблонная ехе- ма у р о к о в , словесный политехнизм, неудовлетворительное . состояние учебнотопы тных участков — вот ос новны е недостатки. Долг партийны х организаций не только добиться устранения этих недостатков, но и организовать в сельских ш колах эксперим енталь ную и исследовательскую , работу в помощь колхозам и совхозам. Поче му бы сельским школам не за н яться, например, исследованием почв и составлением почвенных карт, организацией правильны х се вооборотов на своих у частках с ц е лью определения наиболее целесооб разны х, или проведением испы таний сортов кукурузы ? Большую помощь окаж ут ш колы , если на базе колхо зов и совхозов они разверн ут под готовку кадров комбайнеров, тракто ристов, шоферов, слесарей, электри ков. а такж е строителей. Учение и труд вместе идут. Вы двигая на первый план производ ственны й труд, партия требует, что бы уровень общего 1 образования не сниж ался, а. наоборот, повыш ался. П равильно делает партийная ор гани зац ия Л ебедянской средней ш колы № 1. постоянно нацеливаю щ ая внимание педагогического кол лектива на повыш ение успеваем о сти. В вы ступлении секретаря этой парторганизации т. Трынки,вой было много пенного’. П артийная организа ци я добилась, что коммунисты Л. Ф. Огаркова, 3. П. Демидова, А. М. Л укьянова, А. И. Ч уханова, Ф. Н. Белоусова, Л. М. П анова и другие обеспечили стопроцентную успевае мость. Опыт лучш их учителей си стем атически обобщается и распро страняется. П артийная организация постоянно интересуется состоянием учебной работы, помогает учителям соверш енствовать формы и методы внеклассной работы. словом, все мерно способствует повышению знаний учащ ихся. И все же встречаю тся ш колы , где педагогические коллективы , зан яв ш ись, главны м образом, организаци ей трудового обучения или. наобо рот. только при кры ваясь этим, ос лабили внимание к общ еобразова тельной подготовке учащ ихся. Это можно сказать о Данкойской сред ней ш коле № 2, о Замапты новской восьмилетней ш коле Трубетчинского района. Серьезную ошибку совершают партийны е оцта низании, если они ослабляю т внимание к повышению качества преподавания общеобразо вательны х дисциплин, не ведут борьбы п р о т и в сниж ения успеваем о сти. особенно по русскому язы ку и матем атике. Особое внимание ш кольны е пар тийны е организации обязаны обра тить на улучш ение преподавания истории, которая знакомит учащ их ся с закономерностями разви ти я че ловеческого общ ества. Формирует у них убеж дение в неизбеж ности пол ного торж ества коммунизма. ШШЛдШШМЩШШ П р и в и в а т ь л ю б о в ь к з н а н и я м С екретарь партийной организации ш колы № 8 г. Л ипецка т. Горская рассказала о формах и методах вос питательной работы. Политические информации, пионерские сборы на самые различны е темы, беседы и лекции для учащ ихся, клубы инте ресных встреч и интернациональной дружбы , издание разнообразных ру кописных ж урналов, повседневная ц елен аправлен ная работа учителей в классе и вне ш колы — все это способствует воспитанию у учащ их ся любви к знаниям , к труду, вы работке вы соких моральны х качеств у подрастающего поколения. Е ласены е руководители, чтобы осущ ествить целенаправленное вос питание, ставят перед учителям и, работающими в их классах, опреде ленны е задачи на определенный промежуток времени и ведут работе сообща. Вот. например, достижение какой цели предусм атривает руко водитель 8 класса: воспитать у у ч а щ ихся стремление самостоятельно приобретать знания из книг и на блюдений. вы работать навы ки само стоятельно делать вывод, уметь пользоваться для углубления зн а ний дополнительной литературой, экспонатам и музея, вы ставок. Он же подсказы вает учителям и методы осущ ествления этой цели. П едагогический коллектив при влек к проведению воспитательной работы самих учащ ихся. В школе работает лекторий для учащ ихся. С лекциям и вы ступаю т не только учи теля, но и учащ иеся. Больш ой популярностью поль зуется «клуб интересны х встреч». В гостях у ребят побывали Герои Со ветского Союза тт. Смирнов и Зна менщиков, бы вш ая узн ица ж енского концлагеря «Ровенсбрю к» т. Фурсо ва. пенсионеры тт. Иванов и Плато нова. которые знали и встречались с Юлйусом Фучиком, члены бригад коммунистического труда. Мы далеки от мысли, что вся эта больш ая работа педагогического коллектива проводилась без участия и руководства коммунистов. Е сожа лению , т. Горевал в своем вы ступ лении не сумела показать деятель ность партийной организации. А участникам семинара небезы нтерес но было знать, каким образом пар тийны й коллектив влияет на у л у ч ш ение воспитательной работы в ш коле. На этот опрос в какой-те степени ответил зам еститель секретаря пар тийной организации Троекуровской ш колы -интерната т. Алексеев. — В центре вним ания наш ей парторганизации ,— заяви л он.— находится работа по повышению идейно-теоретического уровня к а ж дого работника ш колы . У чителя и воспитатели заним аю тся в семинаре коммунистического вос- зан яти ях семинара изу- по вопросам питания. На чили Закон о перестройке школы, работы Ленина, посвящ енны е вопро сам воспитания, произведения Ма каренко и Е рупской. Обсуждение теоретических полож ений на семи наре тесно у вязы вается с задачами, над решением которых работает кол лектив. Работа партийной организации по политическому воспитанию способ ствовала сплочению педагогического коллектива, придала его деятельно сти целенаправленность, партийную боевитость и конкретность. Не уди вительно, что ш кола из года в год вы полняет Закон о всеобуче, не имеет - второгодников. В этом году 2 5 учащ ихся, закончив 1 1 -й класс, вместе с аттестатом зрелости приоб рели специальности шоферов и трактористов. Не з а м ы к а т ь с я в с т е н а х ш к о л ы ■ И П Щ И Ш р ' ЩШШ ш ш ш ш Участники бот учащихся. областного семинара секретарей партийных организаций школ знакомятся с выставкой ра- Фото нештатного фотокорреспондента Д. Кутепова, Эта мы сль была вы сказан а мно гими вы ступающими секретарям и партийны х организаций. ' У чительство — самый большой отряд советской интеллигенции, особенно на селе, и партия по праву ожидает от него серьезной помощи в коммунистическом воспитании не только подрастающего поколения, но и взрослого населения. Еоммуни- сты ш колы обязаны помогать пар тийным организациям колхозов, совхозов, промыш ленных предприя тий в проведении массово-политиче ской и культурно-просветительной работы. П артийная организация Троеку ровской ш колы -интерната вы делила для проведения массово-политиче ской работы среди населения 22 учителя. Агитаторы регулярно, один раз в неделю, беседуют с рабочими совхоза на политические темы. Учи теля Е. А. Е оротеева, А. С. П иску нова, В. А. М аксимова, 3. Г. Воробь ева и другие часто сопровождают беседы концертами худож ественной самодеятельности учащ ихся. 17 учителей — члены лектор’ ской группы . Е аж ды й из них про читал по 5 — 1 0 лекций. С публич ными лекциям и учителя вы ступали в районном Доме культуры , учреж дениях, перед родителями в Н иколь ском и Троекуровской отделениях совхоза «Г агаринский», в колхозе «Б ольш еви к». Коммунисты ш колы работают неш татными пропагандистами рай кома ЕПСС. В Хмелинецкой средней школе Задонского района коммунисты не только показы ваю т пример в учеб но-воспитательной работе, но и а к тивно участвую т в общественной ж изни села. Члены ЕПСС И. Ф. Во ронин, И. Л. Ливенцев награж дены грамотами областного отделения Всесоюзного общ ества по распрост ранению политических и научных знаний. Часто вы ступаю т с лекц и я ми и беспартийные учителя. Второй день семинара секрета ри партийных организаций по святили знакомству с постановкой партийной и учебно-воспитатель ной работы в школах Липецка. Одна из групп участников се минара побывала в школе № 31. Секретарь партийной организации К. Н. Мамзина, заместитель ди ректора по производственному обучению т. Мещеряков рассказа ли, как в школе осуществляется перестройка обучения. Гости по сетили отдельные уроки, цехи Тракторного завода, где учащие ся старших классов проходят производственное обучение. На снимке (слева направо): секретари партийных организа ций О. В. Попова (Добринский район), В. М. Грачев (Троекуров- ский район), В. И. Плотников, Н. С. Березнев, М. П. Шаталова (г. Задонск], М. В. Федишова (Добринский район]! делятся впечатлениями после ознакомле ния с постановкой учебно-воспи тательной работы в школе. Фото нештатного фотокорреспондента Д. Кутепова. - Г Шире с а м о д е я т е л ь н о с т ь детских организаций В воспитании учащ ихся немало важ н ая роль отводится комсомоль ским и пионерским организациям. 0 силе воздействия этих коллективов на учащ ихся, если комсомольские и пионерские организации работают под руководством и при постоянной помощ и партийной организации об стоятельно рассказал секретарь пар тийной организации ш колы № 15 г. Е льца т. Махортов. Успех работы пионерской и ком сомольской организаций ш колы в том, что они сумели возбудить у ре бят интерес к труду, вы звать у них стремление к самостоятельности. У чащ иеся сами вы работали такие формы воздействия на коллектив, которые придаю т воспитательной работе конкретность, целеустрем ленность, боевитость и способству ют соединению обучения с производ ством. Комсомол видит свою главную за дачу в том. чтобы помочь школе осущ ествить тесную связь обучения с трудом, привлекая к делу ' пере стройки ш колы самих учащ ихся, комсомольские организации про мышленности, транспорта и сель ского хозяйства. Однако в работе комсомольских и пионерских организаций, и особенно в руководстве ими со стороны ш кольных партийны х организаций, очень много серьезны х недостатков. Главные из них — ненуж ная опека старших над пионерами и комсо мольцами, чрезмерное регламентиро вание самодеятельности ребят, тра фарет и формализм, глубоко чужды е природе детских и юношеских орга низаций. Далеко не везде пионеры чувст вуют себя хозяевами своей органи зации. Роль выборных пионерских органов — советов отрядов и дру ж и н— часто сводится на нет. Высокие требования, п редъ являе мые партией к делу коммунистиче ского воспитания подрастающего поколения, обязываю т коммунистов школ насы тить работу детских об щ ественны х организаций новым со держ анием, придать ей политиче скую целенаправленность. Причину пассивности отдельной части комсомольцев и пионеров на до искать в бедности содерж ания работы комсомольских организаций, пионерских отрядов и друж ин. Часто она просто не удовлетворяет инте ресов учащ ихся. П артийны е организации призва ны постоянно направлять общест венную деятельность комсомольцев и пионеров, знакомить учителей с содержанием и формами работы комсомольских и пионерских орга низаций. растить актив. * „ * П ерестройка системы народного образования — дело всенародное. К этой большой государственной ра боте привлекаю тся вся общ ествен ность. колхозы, совхозы, промыш ленны е предприятия, родители. Все это тррбует от ш кольны х парторга низаций повыш ения их боевитости, улучш ения организаторской и поли тической работы, ибо без этого н ель зя успешно справиться с задачами, поставленными партией по комму нистическому воспитанию подраста ющего поколения. Ц ифры и факты Во всех ‘средних и многих вось милетних школах области имеют ся партийные организации, объ- ( единяющие в своих рядах более ) 2500 членов и кандидатов в чле- ! ны КПСС. * _ # В нынешнем году сданы в эк- ► сплуатацию четыре школы на '1800 ученических мест, построен- ( ные на средства государственно- >го бюджета. * ^ * В школьном строительстве ак тивное участие принимают колхо зы, совхозы и промышленные предприятия. Их силами и на их средства построено 49 школ, 152 классные комнаты, 44 учебные мастерские, 6 спортивных залов и 12 школьных интернатов. * » * Обучением и воспитанием под растающего поколения в школах области занимается около 10 ты сяч учителей. 52 учителя удосто ены почетного звания «Заслужен ный учитель школы РСФСР», 364 — награждены значком «От личник народного просвещения». В вечерних школах рабочей и сельской молодежи занимается около 10 тысяч человек — рабо- ! чие промышленных предприятий, транспорта, совхозов, строители, колхозники. Кроме того. 900 че ловек учатся в общеобразова тельных школах заочно. * ^ * В прошедшем 1959—60 учеб ном году средние школы области выпустили 3462 человека, более половины из них получили са мые различные специальности: то карей, слесарей, трактористов, комбайнеров, шоферов. * * С начала нового учебного года 105 семилетних школ реорганизо ваны в восьмилетние. Одиннадца тилетнее обучение осуществляется в 46 средних школах. # * За два последних года в шко лах организовано 349 учебных ка бинетов и более 80 мастерских. На их оборудование израсходова но более 12 миллионов рублей. * ^ * Свыше трех тысяч мальчиков н девочек занимаются в 9 школах- интернатах. Образование—это лишь часть работы школы и учителя, правда, очень важная и первостепен ная. Но все же одного образования мало. Без вы работки у учащихся навыков труда на общую пользу образование не может обеспечить воспи тания нового человека с высокой моралью, ком мунистической психологией и нравственностью. Такая нравственность рождается в труде, в де лах, поступках и поведении. (Из речи И. С. Хрущева на Всероссийском съезде учителей.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz