Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1960 г. (г. Липецк)

2 5 ноября 1 9 5 0 г., Л? 2 7 9 (1 9 5 1 ) В О С П И Т Ы В А Т Ь С ЧЕЛО ВЕКА КОММ УНИ С ТИ Ч ЕСКО ГО Б У Д УЩ Е Г О с емин а р а с е к р е т а р е й шк о л ь ных п а р тийных организаций таВей6 п ^ Нивй1м ,*11 ТеТ КПСС Пр0вел тР«Дн«вный семинар секре, В В*Й«ЛР , организации школ и других учебных заведений. мое к п г г “Рв приняли Участне секретари райкомов и горко­ мов КПСС, заведующие отделами народного образования Р т МДЛЯЕВИАвРеп6йЫ,Ш ” слушаиы локпады: секретаря обкома КПСС ш к а л , !!1АП «Общеобразовательная трудовая политехническая н* современном этапе коммунистического строительства и ВЛКСМ т РОДИОНОВОЙЙТ й0рГаНИЗаЦИЙ'’' секРетэря обкома в 1 КСМ т. РОДИОНОВОЙ «О работе комсомольских организаций школ по выполнению решений IV пленума ЦК ВЛКСМ», заведующе. го облоно т. ПОНОМАРЕВА «Развитие народного образования об­ ласти в семилетке и задачи учительства». Председатель исполкома Чаплыгинекого райсовета т. ПОНОМА­ РЕВ рассказал о проделанной общественностью района работе по подготовке школ к 1960—61 учебному году, заведующая методиче­ ским кабинетом Усманского районе т. ПЕРОВА — об организации работы по самообслуживанию в школах района. Секретари партийных организаций поделились опытом своей работы. О том, как коммунисты школы № 31 г. Липецка добивают­ ся соединения обучения с производительным трудом, говорила се­ кретарь парторганизации т. МАМЗИНА. О том, что делает партий­ ная организация Лебедянской средней школы № 1 для улучшения успеваемости и повышения качества знаний учащихся, рассказала т. ТРЫНКИНА. Работе парторганизации Троекуровской школы-интер­ ната по политическому воспитанию учителей посвятил свое вы­ ступление т. АЛЕКСЕЕВ. На семинаре выступили секретарь партийной организации шко­ лы М» 8 г. Липецка т. ГОРСКАЯ, секретарь партийной организации Хмелинецкой средней школы Задонского района т. ЛИВЕКЦЕВ, се­ кретарь партийной организации средней школы № 15 г Ельца т. МАХОРТОВ. Участники семинара побывали в школах Липецка, познакомились с постановкой партийной и учебно-воспитательной работы в них. К о м м у н и с т и ч е с к а я пар­ ти я всегда связы вал а стро­ ительство нового общ ества с расцветом социалистической к у л ь­ туры , с задачам и подготовки все­ сторонне разви ты х и образованны х людей — строителей коммунизма. Реш ающ ая роль в комм унистиче­ ском восп итани и подрастающ его по­ колен и я при надлеж ит ш коле. Р азр а­ ботанны е партией меры по коренно­ м у улучш ению всей системы народ­ ного образования требую т от ш колы , чтобы она готовила образованны х людей, хорошо знающ их основы н а­ у к и и вместе с тем способных к си­ стематическому физическому труду, воспиты вала у молодежи стремление быть полезным общ еству, любовь к Родине, глубокое уваж ение к прин­ ципам социалистического общ ества. В перестройке ш колы огромная роль принадлеж ит партийным орга­ низациям . К оммунисты -учителя при званы вы ступать боевыми про­ водниками в ж изнь директив партии по народному образованию . К всеобщему восьмилетнему обучению Одним из главны х вопросов пере­ стройки ш колы я в л я ется введение обязательного восьмилетнего обуче­ н и я. Это зн ачит, что надо не только при влечь к учебе всех детей ш коль­ ного возраста, но и создать такие услови я, при которы х бы они обяза­ тельно смогли окончить восьм илет­ к у . Р еч ь идет о том. чтобы п арти й ­ ны е органи зац ии ш кол постоянно заним ались вопросами правильного разм ещ ен ия ш кольной сети, укреп ­ л ен и я м атериальной базы ш кол. В текущ ем году в области немало сде­ лано в этом отнош ении. Достаточно’ сказать, что только вместимость ш кол у вели чи лась почти на 2 0 ты ­ сяч учени ческих мест. Почти поло­ вина ш кол области работает в одну смену. Многое сделали ком м унисты -учи­ теля Ч аплы гинекого района. П редсе­ датель райисполком а т .' Пономарев говорил, что по ин ициати ве п арти й ­ ны х органи зац ий ш кол все педагоги­ чески е коллекти вы реш или отрабо­ тать по две недели на строительст­ ве. ремонте и оборудовании ш коль­ ны х зданий. У чителя при влекли к этому делу у чащ и хся старш их к л ас­ сов и родителей. Д вухнедельник принес зам ечательны е результаты . П артийны е орган и зац и и ш кол во­ ш ли с ходатайством в исполкомы местны х Советов о вовлечении в подготовку к учебному году ш иро­ кой общ ественности, колхозов, сов­ хозов, промыш ленны х предприятий. Силами и н а средства ш ефов были построены Е ри воп олян ская. В оскре­ сен ская. Щ ербининская, Бухове кал н ачальны е ш колы , двадцать класс­ ны х ком нат, спортивны й зал, три учебны е м астерские. С 1 сентября еще 9 ш кол района были переведе­ ны на односменные зан яти я. Ч еты ­ ре сем илетние ш колы реорганизова­ ны в восьм илетние, а две средних— в одиннадцатилетние. Ц и ф р ы и ф а к т ы Количество учащихся в началь­ ных, восьмилетних и одиннадца­ тилетних школах к концу семи­ летки по области увеличится на 78 тысяч и составит около 227 ты­ сяч человек. * » * За семилетие возрастет количе­ ство школ и достигнет 1598. Все школы будут переведены на од­ носменные занятия. Особенно увеличится количество школ ра­ бочей и сельской молодежи. Кон­ тингент учащихся этих школ бу­ дет в два раза больш?, чем в ны­ нешнем году. * - * Широкое развитие получат шко­ лы-интернаты. В них к концу се­ милетки на полном государствен­ ном обеспечении будет находить­ ся более 10 тысяч мальчиков и девочек. * . * С ростом сети школ, увеличе­ нием количества учащихся отряд учителей к 1965 году возрастет на 3 тысячи человек. * » * К началу 1962—63 учебного года в области будет полностью за­ вершен переход на всеобщее обя­ зательное восьмилетнее обуче­ ние детей в возрасте от 7 до 15— 16 лет. Средние школы будут пе­ реведены на одиннадцатилетний срок обучения к концу семилетия. и Все это красноречиво говорит о том, что ш кольны е партийны е орга­ ни зац ии Ч аплы гинекого района н а­ стойчиво борются за осущ ествление восьмилетнего обучения. К сож алению , в целом ряде ш кол партийны е организации смирились с фактами большого отсева детей. Их не волнует, что многие учащ иеся оставляю т ш колу без уваж ительны х . причин. >---- У спешному выполнению Закона о всеобуче способствую т ...расширение сети общ еж итий для учащ ихся, ор­ ган и зац и я подвоза детей в ш колу. Однако план строительства ш коль­ ны х интернатов не вы полнен. Хуже того, имею тся случаи, когда обще­ ж ити я для учащ ихся закры ваю тся. К ак могли коммунисты Куйманской средней ш колы Трубетчинского р ай ­ она допустить, что дирекция пере­ дала под к варти ры работников сов­ хоза здание, предназначенное для интерната? Почему они не протесто­ вали, когда было закры то общ ежи­ тие для девочек? С 1 сентября 1 9 6 2 года в обла­ сти вводится обязательны й восьм и­ летний всеобуч. Е этому времени необходимо провести огромную рабо­ ту. До всего есть дело партийным организациям . Надо обеспечить ре­ организацию семилеток в восьми­ летние ш колы , создание учебных кабинетов, м астерских, их оборудо­ вание. Необходимо такж е позабо­ ти ться об организации горячего пи­ тани я для детей, о подвозе их в ш колу, настойчиво бороться с вто­ рогодничеством. Это далеко не пол­ ны й круг вопросов, которые долж ­ ны постоянно находиться в центре вним ания ш кольны х партийны х ор­ гани зац ий. Вполне понятно, что не все под силу коммунистам ш кол. П о э т о м у партийны е организации отдельные вопросы долж ны вы носить на об­ суждение общ ественны х организа­ ций, исполкомов м естны х Советов, печати. ☆ У ч е б а ☆ и т р у д рядом идут П ерестройка системы народного образования прежде всего преду- м атривает претворение в ж изнь м ар­ ксистско-ленинского принципа соче­ тани я обучения с производительным трудом. П артийны е организации долж ны добиваться, чтобы вся моло­ деж ь с 1 5 — 16-летнего возраста вклю чилась в общ ественно полезны й труд, чтобы теснее связать учебу с ж изнью . Ш кола призвана готовить пы тливы х, думающих людей, буду­ щих новаторов промыш ленности и сельского хозяйства. Перед участникам и семинара вы ­ ступила секретарь партийной орга­ ни зац ии ш колы Л? 31 г. Липецка т. М амзина. В работе парторганиза­ ции много поучительного. К о м м у н и ­ с ты ш колы еще три года назад де­ тально разработали систему произ­ водственного обучения учащ ихся. Их не испугали трудности: отсутст­ вие программ по производственному обучению, н ех ватка опы та в новом деле, пренебреж ительное отношение многих учащ и хся к труду. По инициативе коммунистов ш ко­ ла установила тесную связь с обще­ ственными организациям и Т рактор­ ного завода. Коллектив учителей совместно с инж енерно-технически­ ми работниками завода составил план производственного обучения. Завод вы делил рабочие места, мастеров, опы тны х рабочих для обучения ш кольников. В этом году ш кола вы пустила первы е два класса, закончивш их одиннадцатилетний курс. 53 вы ­ п ускника влились в рабочий кол­ лектив. П артийная организация, коллек­ тив учителей сумели привить уча­ щ имся любовь к т р у д у , из года в год соверш енствую т формы и мето­ ды обучения и воспитания. Состав­ лен сборник матем атических задач на производственны е темы. Такой ж е сборник подготовлен по. физике. В преподавание черчения внесены элементы маш иностроительного чер­ чения. Е сож алению , во многих ш колах медленно ликвидируется разры в между школой и ж изнью , з комму­ нисты м ирятся с этим. Е ниж ная Форма преподнесения ш кольникам учебного материала., ш аблонная ехе- ма у р о к о в , словесный политехнизм, неудовлетворительное . состояние учебнотопы тных участков — вот ос­ новны е недостатки. Долг партийны х организаций не только добиться устранения этих недостатков, но и организовать в сельских ш колах эксперим енталь­ ную и исследовательскую , работу в помощь колхозам и совхозам. Поче­ му бы сельским школам не за­ н яться, например, исследованием почв и составлением почвенных карт, организацией правильны х се­ вооборотов на своих у частках с ц е­ лью определения наиболее целесооб­ разны х, или проведением испы таний сортов кукурузы ? Большую помощь окаж ут ш колы , если на базе колхо­ зов и совхозов они разверн ут под­ готовку кадров комбайнеров, тракто­ ристов, шоферов, слесарей, электри­ ков. а такж е строителей. Учение и труд вместе идут. Вы двигая на первый план производ­ ственны й труд, партия требует, что­ бы уровень общего 1 образования не сниж ался, а. наоборот, повыш ался. П равильно делает партийная ор­ гани зац ия Л ебедянской средней ш колы № 1. постоянно нацеливаю ­ щ ая внимание педагогического кол­ лектива на повыш ение успеваем о­ сти. В вы ступлении секретаря этой парторганизации т. Трынки,вой было много пенного’. П артийная организа­ ци я добилась, что коммунисты Л. Ф. Огаркова, 3. П. Демидова, А. М. Л укьянова, А. И. Ч уханова, Ф. Н. Белоусова, Л. М. П анова и другие обеспечили стопроцентную успевае­ мость. Опыт лучш их учителей си­ стем атически обобщается и распро­ страняется. П артийная организация постоянно интересуется состоянием учебной работы, помогает учителям соверш енствовать формы и методы внеклассной работы. словом, все­ мерно способствует повышению знаний учащ ихся. И все же встречаю тся ш колы , где педагогические коллективы , зан яв ­ ш ись, главны м образом, организаци­ ей трудового обучения или. наобо­ рот. только при кры ваясь этим, ос­ лабили внимание к общ еобразова­ тельной подготовке учащ ихся. Это можно сказать о Данкойской сред­ ней ш коле № 2, о Замапты новской восьмилетней ш коле Трубетчинского района. Серьезную ошибку совершают партийны е оцта низании, если они ослабляю т внимание к повышению качества преподавания общеобразо­ вательны х дисциплин, не ведут борьбы п р о т и в сниж ения успеваем о­ сти. особенно по русскому язы ку и матем атике. Особое внимание ш кольны е пар­ тийны е организации обязаны обра­ тить на улучш ение преподавания истории, которая знакомит учащ их­ ся с закономерностями разви ти я че­ ловеческого общ ества. Формирует у них убеж дение в неизбеж ности пол­ ного торж ества коммунизма. ШШЛдШШМЩШШ П р и в и в а т ь л ю б о в ь к з н а н и я м С екретарь партийной организации ш колы № 8 г. Л ипецка т. Горская рассказала о формах и методах вос­ питательной работы. Политические информации, пионерские сборы на самые различны е темы, беседы и лекции для учащ ихся, клубы инте­ ресных встреч и интернациональной дружбы , издание разнообразных ру­ кописных ж урналов, повседневная ц елен аправлен ная работа учителей в классе и вне ш колы — все это способствует воспитанию у учащ их­ ся любви к знаниям , к труду, вы ­ работке вы соких моральны х качеств у подрастающего поколения. Е ласены е руководители, чтобы осущ ествить целенаправленное вос­ питание, ставят перед учителям и, работающими в их классах, опреде­ ленны е задачи на определенный промежуток времени и ведут работе сообща. Вот. например, достижение какой цели предусм атривает руко­ водитель 8 класса: воспитать у у ч а­ щ ихся стремление самостоятельно приобретать знания из книг и на­ блюдений. вы работать навы ки само­ стоятельно делать вывод, уметь пользоваться для углубления зн а­ ний дополнительной литературой, экспонатам и музея, вы ставок. Он же подсказы вает учителям и методы осущ ествления этой цели. П едагогический коллектив при­ влек к проведению воспитательной работы самих учащ ихся. В школе работает лекторий для учащ ихся. С лекциям и вы ступаю т не только учи­ теля, но и учащ иеся. Больш ой популярностью поль­ зуется «клуб интересны х встреч». В гостях у ребят побывали Герои Со­ ветского Союза тт. Смирнов и Зна­ менщиков, бы вш ая узн ица ж енского концлагеря «Ровенсбрю к» т. Фурсо­ ва. пенсионеры тт. Иванов и Плато­ нова. которые знали и встречались с Юлйусом Фучиком, члены бригад коммунистического труда. Мы далеки от мысли, что вся эта больш ая работа педагогического коллектива проводилась без участия и руководства коммунистов. Е сожа­ лению , т. Горевал в своем вы ступ­ лении не сумела показать деятель­ ность партийной организации. А участникам семинара небезы нтерес­ но было знать, каким образом пар­ тийны й коллектив влияет на у л у ч ­ ш ение воспитательной работы в ш коле. На этот опрос в какой-те степени ответил зам еститель секретаря пар­ тийной организации Троекуровской ш колы -интерната т. Алексеев. — В центре вним ания наш ей парторганизации ,— заяви л он.— находится работа по повышению идейно-теоретического уровня к а ж ­ дого работника ш колы . У чителя и воспитатели заним аю тся в семинаре коммунистического вос- зан яти ях семинара изу- по вопросам питания. На чили Закон о перестройке школы, работы Ленина, посвящ енны е вопро­ сам воспитания, произведения Ма­ каренко и Е рупской. Обсуждение теоретических полож ений на семи­ наре тесно у вязы вается с задачами, над решением которых работает кол­ лектив. Работа партийной организации по политическому воспитанию способ­ ствовала сплочению педагогического коллектива, придала его деятельно­ сти целенаправленность, партийную боевитость и конкретность. Не уди­ вительно, что ш кола из года в год вы полняет Закон о всеобуче, не имеет - второгодников. В этом году 2 5 учащ ихся, закончив 1 1 -й класс, вместе с аттестатом зрелости приоб­ рели специальности шоферов и трактористов. Не з а м ы к а т ь с я в с т е н а х ш к о л ы ■ И П Щ И Ш р ' ЩШШ ш ш ш ш Участники бот учащихся. областного семинара секретарей партийных организаций школ знакомятся с выставкой ра- Фото нештатного фотокорреспондента Д. Кутепова, Эта мы сль была вы сказан а мно­ гими вы ступающими секретарям и партийны х организаций. ' У чительство — самый большой отряд советской интеллигенции, особенно на селе, и партия по праву ожидает от него серьезной помощи в коммунистическом воспитании не только подрастающего поколения, но и взрослого населения. Еоммуни- сты ш колы обязаны помогать пар­ тийным организациям колхозов, совхозов, промыш ленных предприя­ тий в проведении массово-политиче­ ской и культурно-просветительной работы. П артийная организация Троеку­ ровской ш колы -интерната вы делила для проведения массово-политиче­ ской работы среди населения 22 учителя. Агитаторы регулярно, один раз в неделю, беседуют с рабочими совхоза на политические темы. Учи­ теля Е. А. Е оротеева, А. С. П иску­ нова, В. А. М аксимова, 3. Г. Воробь­ ева и другие часто сопровождают беседы концертами худож ественной самодеятельности учащ ихся. 17 учителей — члены лектор’ ской группы . Е аж ды й из них про­ читал по 5 — 1 0 лекций. С публич­ ными лекциям и учителя вы ступали в районном Доме культуры , учреж ­ дениях, перед родителями в Н иколь­ ском и Троекуровской отделениях совхоза «Г агаринский», в колхозе «Б ольш еви к». Коммунисты ш колы работают неш татными пропагандистами рай­ кома ЕПСС. В Хмелинецкой средней школе Задонского района коммунисты не только показы ваю т пример в учеб­ но-воспитательной работе, но и а к ­ тивно участвую т в общественной ж изни села. Члены ЕПСС И. Ф. Во­ ронин, И. Л. Ливенцев награж дены грамотами областного отделения Всесоюзного общ ества по распрост­ ранению политических и научных знаний. Часто вы ступаю т с лекц и я­ ми и беспартийные учителя. Второй день семинара секрета­ ри партийных организаций по­ святили знакомству с постановкой партийной и учебно-воспитатель­ ной работы в школах Липецка. Одна из групп участников се­ минара побывала в школе № 31. Секретарь партийной организации К. Н. Мамзина, заместитель ди­ ректора по производственному обучению т. Мещеряков рассказа­ ли, как в школе осуществляется перестройка обучения. Гости по­ сетили отдельные уроки, цехи Тракторного завода, где учащие­ ся старших классов проходят производственное обучение. На снимке (слева направо): секретари партийных организа­ ций О. В. Попова (Добринский район), В. М. Грачев (Троекуров- ский район), В. И. Плотников, Н. С. Березнев, М. П. Шаталова (г. Задонск], М. В. Федишова (Добринский район]! делятся впечатлениями после ознакомле­ ния с постановкой учебно-воспи­ тательной работы в школе. Фото нештатного фотокорреспондента Д. Кутепова. - Г Шире с а м о д е я т е л ь н о с т ь детских организаций В воспитании учащ ихся немало­ важ н ая роль отводится комсомоль­ ским и пионерским организациям. 0 силе воздействия этих коллективов на учащ ихся, если комсомольские и пионерские организации работают под руководством и при постоянной помощ и партийной организации об­ стоятельно рассказал секретарь пар­ тийной организации ш колы № 15 г. Е льца т. Махортов. Успех работы пионерской и ком­ сомольской организаций ш колы в том, что они сумели возбудить у ре­ бят интерес к труду, вы звать у них стремление к самостоятельности. У чащ иеся сами вы работали такие формы воздействия на коллектив, которые придаю т воспитательной работе конкретность, целеустрем ­ ленность, боевитость и способству­ ют соединению обучения с производ­ ством. Комсомол видит свою главную за­ дачу в том. чтобы помочь школе осущ ествить тесную связь обучения с трудом, привлекая к делу ' пере­ стройки ш колы самих учащ ихся, комсомольские организации про­ мышленности, транспорта и сель­ ского хозяйства. Однако в работе комсомольских и пионерских организаций, и особенно в руководстве ими со стороны ш кольных партийны х организаций, очень много серьезны х недостатков. Главные из них — ненуж ная опека старших над пионерами и комсо­ мольцами, чрезмерное регламентиро­ вание самодеятельности ребят, тра­ фарет и формализм, глубоко чужды е природе детских и юношеских орга­ низаций. Далеко не везде пионеры чувст­ вуют себя хозяевами своей органи­ зации. Роль выборных пионерских органов — советов отрядов и дру­ ж и н— часто сводится на нет. Высокие требования, п редъ являе­ мые партией к делу коммунистиче­ ского воспитания подрастающего поколения, обязываю т коммунистов школ насы тить работу детских об­ щ ественны х организаций новым со­ держ анием, придать ей политиче­ скую целенаправленность. Причину пассивности отдельной части комсомольцев и пионеров на­ до искать в бедности содерж ания работы комсомольских организаций, пионерских отрядов и друж ин. Часто она просто не удовлетворяет инте­ ресов учащ ихся. П артийны е организации призва­ ны постоянно направлять общест­ венную деятельность комсомольцев и пионеров, знакомить учителей с содержанием и формами работы комсомольских и пионерских орга­ низаций. растить актив. * „ * П ерестройка системы народного образования — дело всенародное. К этой большой государственной ра­ боте привлекаю тся вся общ ествен­ ность. колхозы, совхозы, промыш­ ленны е предприятия, родители. Все это тррбует от ш кольны х парторга­ низаций повыш ения их боевитости, улучш ения организаторской и поли­ тической работы, ибо без этого н ель­ зя успешно справиться с задачами, поставленными партией по комму­ нистическому воспитанию подраста­ ющего поколения. Ц ифры и факты Во всех ‘средних и многих вось­ милетних школах области имеют­ ся партийные организации, объ- ( единяющие в своих рядах более ) 2500 членов и кандидатов в чле- ! ны КПСС. * _ # В нынешнем году сданы в эк- ► сплуатацию четыре школы на '1800 ученических мест, построен- ( ные на средства государственно- >го бюджета. * ^ * В школьном строительстве ак­ тивное участие принимают колхо­ зы, совхозы и промышленные предприятия. Их силами и на их средства построено 49 школ, 152 классные комнаты, 44 учебные мастерские, 6 спортивных залов и 12 школьных интернатов. * » * Обучением и воспитанием под­ растающего поколения в школах области занимается около 10 ты­ сяч учителей. 52 учителя удосто­ ены почетного звания «Заслужен­ ный учитель школы РСФСР», 364 — награждены значком «От­ личник народного просвещения». В вечерних школах рабочей и сельской молодежи занимается около 10 тысяч человек — рабо- ! чие промышленных предприятий, транспорта, совхозов, строители, колхозники. Кроме того. 900 че­ ловек учатся в общеобразова­ тельных школах заочно. * ^ * В прошедшем 1959—60 учеб­ ном году средние школы области выпустили 3462 человека, более половины из них получили са­ мые различные специальности: то­ карей, слесарей, трактористов, комбайнеров, шоферов. * * С начала нового учебного года 105 семилетних школ реорганизо­ ваны в восьмилетние. Одиннадца­ тилетнее обучение осуществляется в 46 средних школах. # * За два последних года в шко­ лах организовано 349 учебных ка­ бинетов и более 80 мастерских. На их оборудование израсходова­ но более 12 миллионов рублей. * ^ * Свыше трех тысяч мальчиков н девочек занимаются в 9 школах- интернатах. Образование—это лишь часть работы школы и учителя, правда, очень важная и первостепен­ ная. Но все же одного образования мало. Без вы­ работки у учащихся навыков труда на общую пользу образование не может обеспечить воспи­ тания нового человека с высокой моралью, ком­ мунистической психологией и нравственностью. Такая нравственность рождается в труде, в де­ лах, поступках и поведении. (Из речи И. С. Хрущева на Всероссийском съезде учителей.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz