Ленинское знамя. 1959 г. (г. Липецк)
1чтттчгшямип№» Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 2 9 января 1 9 5 9 г., М5 2 4 (1 3 8 9 ; Вн еочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза Продолжение доклада товарища Н. С. ХРУЩЕВА наем к капиталисту на любых условиях, лишь бы не ока заться среди огромной армии «свободных» от работы лю дей. И не для крестьян, над которыми висит постоянная уг роза «освобождения» от своего хозяйства в результате ра зорения. И не для интеллигенции, творческая деятельность которой зажата в тиски материальной зависимости от денеж ного мешка и «духовного руководства» различных комис сий по проверке лояльности. Свобода в капиталистических странах существует лишь для тех, кто имеет деньги, а сле довательно, власть. Политики и идеологи «свободного мира» любят изображать себя сторонниками религиозной морали. Но им из религиоз ных легенд о Христе должно быть хорошо известно, что ког да он увидел, как торговцы, ростовщики и менялы устроили в храме торжище, то он взял бич и изгнал, их из храма. Если уж капиталисты прибегают к религиозной морали, то почему же они превратили общество, в котором господствуют, в рай для богатых и в сущий ад для бедных? И это несмотря на то, что, по христианским сказаниям, легче верблюду прой ти через игольное ушко, чем богатому войти в рай! Так называемый «свободный мир» представляет собой царство доллара, стяжательства и безудержной спекуляции, жесто кой эксплуатации миллионов людей во имя обогащения кучки монополистов. Когда-то буржуазные революции в борьбе с феодализмом выдвинули заманчивые лозунги свободы, равенства и брат ства, но выдвинуты они были буржуазией прежде всего для того, чтобы оттеснить аристократическую знать и проло жить дорогу капиталу. По мере укрепления своей власти буржуазия -все больше отбрасывала эти лозунги. Ныне империалисты, хотя и продолжают спекулировать Лозунгами равенства, братства и свободы, все чаще перехо дят к открытой диктатуре. В капиталистических странах по являются зловещие признаки натиска реакции и фашизма. Именно на этот реакционный путь встала Западная Герма ния. где запрещена Коммунистическая партия, подвергаются гонению демократические силы и предоставляется полная свобода фашистским и реваншистским организациям. Линия на открытую диктатуру определилась во Франции, где попи раются демократические права и завоевания народных масс. Натиск реакции во Франции, славившейся своими демокра тическими традициями, внушает тревогу всем поборникам демократии и прогресса. Военные перевороты в Пакистане и Таиланде показали, что развертывается наступление на демократические завоевания народов, добившихся националь ной независимости. Силы реакции активизируются и в ряде других капиталистических государств. Налицо, таким образом, не отдельные факты, а ясно выра женная обшая тенденция, характерная для многих стран капиталистического мира. Реакционные силы прибегают к старому антинародному средству — к свертыванию демократических порядков, к на саждению правительств «сильной руки». Но теперь, как и в период установления фашистской диктатуры в Италии и Германии, тенденция к открытой диктатуре монополистиче ской буржуазии является выражением не силы, а слабости буржуазии. В то же время нельзя забывать, что в условиях ничем не ограниченной диктатуры реакция получает больше возможностей развернуть репрессии и террор, подавлять вся кое оппозиционное движение, обрабатывать в нужном ей духе массы, заражать их ядом шовинизма, развязать себе руки для военных авантюр. Поэтому народы должны быть бдительными, всегда готовыми дать отпор наступлению реакции и угрозе возрождения фашизма. В представлении миллионов людей фашизм обычно связы вается с именами Гитлера и Муссолини. Однако нельзя исключать, что фашизм может возродиться в других формах, а не в прежних, уже скомпрометированных в глазах народов. Теперь, когда существует могучий лагерь социализма, ког да рабочее движение имеет большой опыт борьбы с реакцией, когда повысилась организованность рабочего класса, народы имеют больше возможности преградить дорогу фашизму. Против фашизма можно и нужно объединить самые широ кие слои народа, все демократические, подлинно националь ные силы. В связи с этим важно до конца преодолеть сек тантскую ограниченность, которая может помешать мобили зации масс на борьбу против реакции и фашизма. Единство демократических сил, в первую очередь рабочего класса,— это самая надежная преграда на пути фашистской опасности. Кто тормозит дело единства рабочего класса? Империа листическая реакция и ее пособники в рабочем движении, такие, например, антикоммунистически настроенные лидеры социал-демократии, как Ги Молле и Спаак. Этих главарей антикоммунизма мы всех поименно знаем и не на них рас считываем, когда говорим о единстве действий рабочего клас са. Большинство в рядах социал-демократических партий со ставляют сторонники мира и социального прогресса, хотя они представляют себе путь к нему иначе, чем мы, комму нисты. Именно в борьбе против реакции и фашизма комму нистам и социал-демократам следовало бы найти общий язык. Настала пора представителям всех течений рабочего движе ния, отбросив прочь фокусников антикоммунизма, сесть за один стол и выработать взаимно приемлемую платформу для совместных действий рабочего класса в защиту своих инте ресов, в защиту мира. ., Непременным условием дальнейших успехов коммунисти ческих и рабочих партий является идейное и организацион ное укрепление их рядов, дальнейшее сплочение на основе марксизма-ленинизма, упрочение братских интернациональ ных связей. Совещания представителей коммунистических и рабочих партий в.ноябре 1957 года продемонстрировали полное един ство взглядов братских партий. Декларация Совещания еди нодушно одобрена всеми коммунистическими и рабочими пар тиями и стала хартией интернационального единства мирово го коммунистического движения. В Декларации осужден ревизионизм, как главная опасность, а также догматизм и сектантство. Правильность выводов Декларации полностью подтверждена жизнью. И мы руководствуемся ими в настоя щее время. После ноябрьских Совещаний произошла дальнейшая кон солидация сил внутри каждой коммунистической партии, еще больше сплотилось все междунар.рдное коммунистическое движение. Ревизионистам не удалось сбить с марксистско- ленинского пути ни одной братской партии. За ними пошли лишь жалкие группки оппортунистов и растерявшиеся под огнем классового врага одиночки. Эта накипь, загрязнявшая чистый источник коммунистического движения, в ходе борь бы всплыла на поверхность и была выброшена вон. Утверждения ревизионистов опровергнуты жизнью, прак тикой борьбы рабочего класса, всем ходом общественного развития. Опрокинуты основные тезисы ревизионизма.— об изменении характера капитализма, о бескризисном развитии капиталистической системы, о мирном врастании капитализ ма. в социализм и так далее. Международное коммунистическое движение осудило взгля ды и политику югославских ревизионистов. Руководители Союза коммунистов Югославии пытаются изобразить дело так, будто марксистско-ленинские партии начали против них идеологическую борьбу потому, что они отказались присое диниться к Декларации. Но это — насквозь фальшивое утверждение. Именно юго славские руководители в противовес Декларации выступили со своей ревизионистской программой, в которой повели ата ку на марксистско-ленинские позиции международного ком мунистического движения. Спрашивается: могли .ли маркси сты пройти мимо этих фактов? Конечно, нет. Поэтому все партии, стоящие на позициях марксизма-ленинизма, высту пили с принципиальной критикой Союза коммунистов Юго славии. - Наша позиция в отношении взглядов югославских руко водителей ясна. Мы ее не раз излагали со ©сей _ откровен-. ностью. А вот югославские руководители крутят, фальшивят, бегут от правды. Югославские руководители стремятся скрыть суть своих расхождений с марксистадии-ленинцами. А эта суть состоит в том, что югославские ревизионисты отрицают необходимость международной классовой солидарности,, отходят от позиций рабочего класса. Они пытаются уверить всех и вся, что в мире существуют два блока, два военных лагеря. Но ведь всем известно, что социалистический лагерь, объединяющий социалистические страны Европы и Азии, — это не военный. лагерь, а содружество равноправных народов в борьбе за мир и лучшую жизнь для трудящихся, за социализм и комму низм. Другой лагерь — это лагерь империалистов, стремя щихся любой ценой сохранить строй гнета и насилия, угро жающий человечеству войной. Не мы выдумали эти лагери, а они сложились в ходе общественного развития. Югославские руководители утверждают, что они стоят вне блоков, стоят над лагерями, хотя в действительности они входят в Балканский блок, объединяющий Югославию, Тур цию я Грецию. Две последние страны, как известно, являют ся членами агрессивного блока — НАТО, а Турция, кроме то го, входит в Багдадский пакт. Лидеры Союза коммунистов Югославии очень обижаются, когда мы говорим им, что они сидят на двух стульях. Они уверяют, что сидят на своем, югославском стуле. Но почему-то этот югославский стул очень поддерживается американскими монополиями! И именно поэтому от «внеблоковой» позиции, от нейтралитета, который так афишируют руководители Союза коммунистов Югославии, основательно попахивает духом американских монополий, ко торые подкармливают «югославский социализм». История классовой борьбы не знала еще примера, чтобы буржуазия материально или духовно содействовала своему классовому врагу, помогала строить социализм. Самой лучшей проверкой правильности курса руководства страной являются успехи в развитии народного хозяйства, в подъеме культуры и благосостояния народа. Мы, советские коммунисты, считаем наш путь к социализму, указанный ве ликим Лениным, верным. Идя по нему, Советский Союз достиг таких побед, которые потрясают весь мир. По пути Октябрь ской революции, по пути Ленина пошли все страны народ ной демократии и также добились замечательных успехов. А кто добился наименьших результатов? Это как раз та партия и та страна, руководители которой расхваливают свой так называемый югославский путь как единственно верный. Народ рассуждает так: лучший путь тот, который дает возможность в короткие сроки получить максимальные эко номические и политические результаты. Если же сравнить жизненный уровень народов социалистических стран, то, как показывают опубликованные экономистами материалы, этот уровень поднимается в Югославии значительно медленнее. Сама югославская практика опровергает теоретические «от крытия» югославских ревизионистов. Если Югославия отстает в своем развитии, если она не' идет, а вихляет по социалистическому пути, то ответствен ность за это всецело ложится на ревизионистскую, антимарк систскую линию руководства Союза, коммунистов Югославии, которое имеет свой особый взгляд на роль партии в строи тельстве социализма. Югославские ревизионисты принижают роль партии и, по сути дела, отрицают ленинское учение о партии как руководящей силе в борьбе за социализм. Марксистско-ленинские партии с тревогой наблюдают за тем, что происходит в Югославии. Братские народы Югосла вии ценой больших жертв добились при поддержке СССР освобождения от немецких и итальянских оккупантов, сверг ли иго собственной буржуазии и встали на путь социализма. А теперь политика югославских руководителей, направлен ная на противопоставление Югославии социалистическому лагерю и международному коммунистическому движению, мо жет привести к потере социалистических завоеваний юго славского народа. Мы питаем самые дружеские чувства к братским народам Югославии, к югославским коммунистам — героям подполь ной и партизанской борьбы. По ряду вопросов внешней по литики у нас общий язык. Мы будем и впредь развивать с Югославией торговлю на взаимовыгодной основе. Мы будем стремиться сотрудничать с Югославией по всем вопросам борьбы против империализма, за мир, по которым наши по зиции будут совпадать. А как будет обстоять дело по партийной .линии? Все будет зависеть от Союза коммунистов Югославии. Его руководите ли сами изолировали себя от междунаоодаого коммунисти ческого движения. Поэтому дело за Союзом коммунистов Югославии сделать поворот в сторону сближения с комму нистическими партиями на основе марксизма-ленинизма, что отвечало бы и интересам самого югославского народа, Коммунистическое движение нанесло по ревизионизму со крушительные удары. Но ревизионизм не добит. Надо иметь в виду, что империализм будет всячески стремиться поддер живать и активизировать ревизионистов. Нельзя также забывать о необходимости борьбы с догма тизмом и сектантством, которые затрудняют развитие теории марксизма-ленинизма и ее творческое применение, ведут к отрыву от масс. Для всех нас, коммунистов, является свя щенным завет Ленина: укреплять связи с массами, чутко прислушиваться; к голосу масс, идти во главе масс. Что касается отношений между братскими партиями внут ри международного коммунистического движения, то мы всег да исходим из ленинской постановки вопроса. Ленин учил, что эти отношения строятся на основе равноправия и неза висимости национальных отрядов международного рабочего класса, на основе принципов пролетарского интернациона лизма. Именно п о тру , что все партии равноправны, они ус тановили отношения доверия и добровольного сотрудниче ства, добровольно и сознательно стремятся к единым дей ствиям, как составные части единой великой армии труда. Все коммунистические партии независимы и вырабаты вают свою политику, исходя из конкретных условий данной страны, они добились успехов в своей деятельности, неук лонно расширяют свое влияние, увеличивают число своих сторонников, завоевывают авторитет во всех слоях народа. Идеологи империализма и поющие с их голоса ревизионисты, стремясь любыми методами подорвать растущее влияние ком мунистических партий, распространяют фальшивое утверж дение, будто коммунистическое движение — это «дело рук Москвы» и что коммунистические и рабочие партии зависят от Коммунистической партии Советского Союза. Особенно стараются югославские ревизионисты, которые доказывают, что наша партия якобы стремится к «гегемонизму» в отно шении других партий. Они даже в свою программу внесли тезис о «гегемонизме». Ревизионисты утверждают, что наша партия вмешивается во внутренние дела других стран и стремится подчинить себе другие коммунистические партии. За эту клевету реакционные силы выражают особую призна тельность югославским ревизионистам. Беем тем, кто знаком с коммунистическим движением, не представляет никакого труда разбить фальшивые измышле ния международной реакции и ревизионистов. Нелрпо думать, будто в той или иной стране можно орга низовать откуда-то извне политическую партию рабочего класса, которая нередко насчитывает сотни тысяч, а иногда и милли"ны членов. Никто не поверит тому, например, что двухмиллионная Итальянская, почти полумиллионная Фран цузская, полуторамиллионная Индонезийская, почти трех- соттысячная Индийская коммунистические партии, как и другие братские партии, «созданы Москвой» .и их члены — «пространные агенты». Коммунистические партии возникли не потому, что какой- то один центр «насаждает» их во всех странах. Таких чудес в природе не бывает. История развития общества говорит, что с появлением и ростом рабочего класса возникают и марксистские партии. А это означает,, что коммунистическое движение возникло как объективная необходимость, оно. по рождено самими условиями жизни рабочего класса каждой страны. Всюду в капиталистических странах есть классы, а стало быть, есть политические партии, выражающие их интересы. Коммунистические партии — это политические партии рабочего класса, и они будут существовать всегда, пока будет существовать рабочий класс. Точно так же наив но думать, будто можно миллионам людей, объединенным в коммунистические партии, предписать откуда-то извне, что им сегодня думать и что им завтра делать. Говорят, будто «зависимость» коммунистических и рабо чих партий от Москвы подтверждается заявлениями о том, что К.Ш’С стоит во главе международного коммунистического движения. Ссылаются при этом на известное положение Де кларации Московского совещания о том, что «лагерь социа листических государств возглавляется Советским Союзом». Коммунисты Советского Союза и всех других стран счи тают, что этим воздается должное нашей стране и рабочему классу, который под руководством Коммунистической партии во главе с великим Лениным первым совершил социалисти ческую революцию, взял власть в свои руки. За 40 с лишним лет пройден большой и трудный путь борьбы и побед и соз дано могучее государство, являющееся оплотом всех социали стических стран и мирового коммунистического движения. За такое признание исторической роли Советского Союза и КПСС мы выражаем искреннюю благодарность братским партиям. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в коммунисти ческом движении, как и в социалистическом лагере, сущест вовало и существует полное равноправие и самостоятельность всех коммунистических и рабочих партий и социалистиче ских стран. Коммунистическая партия Советского Союза в действительности не руководит никакими партиями, Совет ский Союз не руководит другими странами. В коммунисти ческом движении нет партий «вышестоящих» и «подчинен ных». Все коммунистические и рабочие партии равны и са мостоятельны, все несут ответственность за судьбы комму нистического движения, за его неудачи и победы. Каждая коммунистическая и рабочая партия ответственна перед ра бочим классом, трудящимися своей страны, перед всем меж дународным рабочим и коммунистическим движением. Ком мунистические партии в борьбе за интересы рабочего класса, за социализм сочетают всеобщие истины марксизма-ленинизма с конкретными историческими и национальными условиями своих стран. Только марксистека-ленивская партия, связан ная с рабочим классом, с народом своей страны, может знать конкретные условия борьбы, только она может выработать политическую линию, отвечающую этим условиям и учиты вающую традиции рабочего движения данной страны. Товарищи! Теперь, когда наша страна вступила в новый исторический период своего развития, особое значение при обретают вопросы марксистско-ленинской теории, связанные с переходом от социализма к коммунизму. Прежде всего следует остановиться на вопросе о двух фа зах коммунистического общества, о закономерностях перера стания социализма в коммунизм. Основоположники научного коммунизма— Маркс, Энгельс, Ленин — определили, что после свержения господства капита листов и помещиков обществу предстоит пройти две фазьг Первой фазой должен быть социализм, а второй, высшей фазой —- бесклассовое коммунистическое общество. Развитие советского общества подтвердило марксистско- ленинское предвидение о двух фазах коммунизма. Построив социалистическое общество., советский народ вступил в но вую полосу исторического развития, когда социализм пере растает в коммунизм. Теория марксизма-ленинизма и практический опыт строи тельства социалистического общества дают основания сделать некоторые важные выводы о характере поступательного дви жения общества к коммунизму. Во-первых, переход от социалистической стадии развития к высшей фазе — это закономерный исторический процесс, который нельзя произвольно нарушить или обойти. Марксист ско-ленинские партии своей конечной целью считают созда ние коммунистического общества. Но к коммунизму общество не может перескочить из капитализма, не пройдя социалисти ческую стадию развития. «От капитализма, — говорил В. И. Ленин, — человечество может перейти непосредственно толь ко к социализму, т. е. общему владению средствами произ водства и распределению продуктов по мере работы каждого. Наша партия смотрит дальше: социализм неизбежно должен постепенно перерасти в коммунизм, на знамени которого сто ит: «каждый по способностям, каждому по потребностям» (Соч., т. 24, стр. 62). Конечно, некоторые товарищи могут сказать, что надо быстрей вводить принципы коммунизма. Но переходить преж девременно к распределению по потребностям, когда еще не созданы для этого экономические условия, не достигнуто изобилие материальных благ и люди не подготовлены, чтобы жить и работать по-коммунистически, — значит нанести ущерб делу строительства коммунизма. Надо иметь в виду, что при нынешнем уровне развития производства для всех людей еще не хватит благ, чтобы полностью удовлетворить их потребности. Такой «уравнительский коммунизм» привел бы к проеданию накопленных средств и сделал бы невозмож ным дальнейшее успешное развитие экономики, расширенное воспроизводство. Мы должны шаг за шагом двигаться вперед, создавать ма териальные и духовные предпосылки для планомерного пере хода к коммунизму. Во-вторых, при всем отличии коммунизма от социалисти ческой стадии между ними нет какой-то стены, отделяющей эти фазы общественного развития. Коммунизм вырастает из социализма, является его прямым продолжением. Было бы неправильно, ошибочно думать, что коммунизм появится как-то внезапно. Уже сейчас все более развиваются комму- нистичежие формы труда, организации производства и та кие общественные формы удовлетворения потребностей граждан, гак общественное питание, школы-интернаты, дет ские сады и ясли. В нашем обществе имеется много ощути мых и з-ичых черт коммунизма, которые будут развиваться и говпршекствоваться. Вступление в коммунизм не определено какой-то кален дарной датой. Не будет такого момента, когда мы захлоп нем одну дверь и объявим: «Строительство социализма окончено»,—а потом откроем другую и скажем: «Мы при шли к коммунизму». Переход от социализма к коммунизму осуществляется непрерывно. Мы уже теперь открываем дверь в коммунистическое общество, сейчас речь идет о строительстве коммунизма. Паша страна ныне вступила в период развернутого коммунистического строительства, ког да создаются все материальные и духовные условия ком мунизма. Завершение коммунистического строительства про изойдет тсгда, когда мы создадим полное изобилие для удов летворения потребностей всех людей, когда все люди при учатся трудиться по способностям с тем, чтобы приумножать и накоплять общественные богатства. В-третьих, постепенный переход к коммунизму нельзя понимать как какое-то замедленное движение. Наоборот, это есть период быстрого развития современной индустрии, крупного механизированного сельского хозяйства, всей эко номики и культуры при активном и сознательном участии миллионов и миллионов строителей' коммунистического об щества. Закономерный процесс перерастания социализма в коммунизм может быть ускорен на основе высокого развития материального производства, которое достигается еще в пе- Таж оно и есть на деле. На основе полной самостоятельно сти и принципов пролетарского интернационализма, на осно ве добровольного сотрудничества и взаимной помощи живут и борются все коммунистические и рабочие партии. Так наша партия понимает характер отношений между братскими партиями. Что касается Советского Союза, то, как известно, его роль состоит не в том, это он руководит другими странами, а в том, что наша страна первой проложила дорогу человечеству к социализму, является наиболее мощной страной в мировой социалистической системе и первой 'вступила в период раз вернутого строительства коммунизма. Коммунистическая партия Советского Союза выпестована Лениным в духе пролетарского интернациовализма. Мы. со ветские коммунисты, не только изучили марксизм-ленинизм, но отстояли его в борьбе с врагами всех мастей. Руководст вуясь этим учением, советский народ во главе с Коммуни стической партией в суровой борьбе построил социализм и уверенно идет вперед к коммунизму. Мы всегда следовали и впредь будем неотступно следовать великому интернациональному учению Маркса, Энгельса, Ленина. Образно говоря, наша Коммунистическая партия рас сматривает себя как один из передовых отрядов мирового коммунистического движения, который первым берет высо ты коммунизма. И на пути к этим высотам нас не остановят никакие лавины или обвалы, никто не заставит нас свер нуть с пути движения к коммунизму. Мы стояли и стоим на позициях, что нельзя разойтись п» национальным «квартирам» и замкнуться каждому в своей скорлупе. Мы считаем необходимым всемерное усиление мощи социалистического лагеря, дальнейшее укрепление единства международного коммунистического движения в соответствии с принципами, принятыми всеми братскими партиями в Мос ковской Декларации. Забота о сплоченности и крепости на ших рядов— высший интернациональный долг каждой ком мунистической и рабочей партии. Успех национального дела рабочего класса немыслим без интернациональной солидар ности всех его отрядов. Мы сплочены общей великой целью освобождения трудо вого человечества, борьбой за всеобщий мир. У нас одна об щая забота — забота о благе народов, их процветании и без опасности, их счастливом будущем, которое может быть до стигнуто только на путях социализма. Нас объединяет ве ликое учение марксизма-ленинизма и борьба за его претво рение в жизнь. Мы всегда будем держать в чистоте идейное оружие марксизма-ленинизма, будем бороться против оппор тунистов. ревизионистов всех мастей, будем верны рабочему классу. В этом мы видим свой интернациональный долг пе ред международным коммунистическим и рабочим движением. риод социализма. Нельзя торопиться и поспешно вводить те, что еще не созрело. Это привело бы к извращениям и ком- 'прометации нашего дела. Но нельзя и задерживаться на до стигнутом, так как это вело бы к застою. Далеко ли то время, когда можно будет полностью удов летворить жизненные потребности всех советских людей? Видимо, не так далеко, учитывая наши огромные возможно сти для роста общественного производства и культурного развития общества. Это будет достигнуто не сразу, а шаг за шагем, не одним актом, а последовательно, по мере под-т готовки материально-производственных условий. Полное удовлетворение потребностей всех советских лют' дей в питании, жилье, одежде в необходимых и разумных пределах, в роятно, можно будет осуществить в недалеком будущем. Не так много нужно времени, чтобы, скажем, обеспечить школьников бесплатными завтраками и обедами, охватить всех детей садами, яслями, школами-интернатами с полным содержанием за счет общества. Что касается взрослого населения, то надо учитывать, что потребности людей в средствах существования не безграничны. Человек не может потребить, например, хлеба и других продуктов питания больше, чем это нужно для его организма. Суще ствуют также известные пределы в пользовании одеждой и жильем. Конечно, когда говорится об удовлетворении пот-, рсбностей людей, то имеются в виду не прихоти и не пре тензии на предметы роскоши, а здоровые потребности куль турно развитого человека. Более длительный срок необходим для того, чтобы у людей выработалась внутренняя потребность трудиться по способ ностям. Пока этого нет, общество не может обойтись без опре деленного нормирования рабочего времени, при котором каж дый работоспособный должен давать определенное количе ство труда для создания необходимых обществу ценностей. Основной практической задачей для нашей страны в дан ное время является создание материально-технической базы коммунистического общества, новый мощный подъем социа- гистич.сигх производительных сил. Почему эта задача является сейчас для нас главной в развитии экономики страны? При нынешнем уровне социа листического производства мы еще не в состоянии полно стью обеспечить изобилие материальных и культурных благ, необх’диммх для удовлетворения возрастающих потребно стей людей, для их всестороннего развития. А без этого не может быть коммунизма. Значит, в первую очередь необхо димо галвивать дальше производительные силы, поднимать производство материальных благ. Коммунизм можно осуще ствить лишь при условии, если мы превзойдем уровень про изводства развитых капиталистических стран, обеспечим новую, гораздо более высокую, чем при капитализме, про изводительность труда. Создание материально-технической базы коммунизма пред полагает п-ежде всего: наличие высокоразвитой современ ной индустрии, полную электрификацию страны, научно- технический прогресс во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства, комплексную механизацию и автомати зацию всех производственных процессов, всемерное исполь зование новых источников энергии, богатейших" природных ресурсов, новых синтетических и других материалов, рост культурно-технического уровня всех трудящихся, дальней шее улучшение организации производства и повышений производительности труда. Было бы упрощенчеством полагать, что если мы догоним Соединенные Штаты Америки в экономическом отношении, то тем самым завершим коммунистическое строительство. Нет, это еще не конечный рубеж нашего движения, а толь ко решающий этап в соревновании с капитализмом. Соревнуя"ь с Америкой, мы не считаем ее для себя эта лонам в экономическом строительстве. При высокоразвитой экономике в США господствует порочный капиталистический способ производства и распределения. Там при избытке всевозможных товаров имеются миллионы безработных и необеспеченных людей, которые не могут удовлетворить са мых элементарных своих потребностей. Коммунисты хотят не подражать этим порядкам, а, наоборот, покончить с та кой несправедливостью на земле. И если уровень производ ства в США берется как мерило роста нашей экономики, то только для сравнения ее с самой развитой капиталистиче ской экономикой. Выиграв экономическое соревнование с США, мы завершим только первый этап коммунистического строительства. Достигнутый на этом этапе уровень эконо мического развития для нас вовсе не конечная станция, а лишь разъезд, на котором мы сможем нагнать самую разви тую капиталистическую страну, оставить ее на этом разъ езде, а самим двигаться вперед. {Продолжение на 3-й стр.). IV . Н о вы й э т а п к о м м у н и с т и ч е с к о г о с т р о и т е л ь с т в а и н е к о т о р ы е в о п р о сы м а р к с и с т с к о -л е н и н с к о й т е о р и и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz