Ленинское знамя. 1959 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1959 г. (г. Липецк)

' Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 15 октября 1959 г., М5 243 (16081 Навстречу П л е н у му ЦК КПСС ЗАВОД ШАГАЕТ В З АВТ РА Почему же так получается?— часто спрашивают на «Выставке контрастов». И под стеклянным шатром павильона механизации внезапно возникают горячие дис­ куссии. Посетителей интересует не вооб­ ще «что такое хорошо и что такое плохо?». Это и так видно, а для осо­ бо непонятливых даже дополнитель­ но объяснено в соответствующих комментариях. Но вот как случи­ лось, что отсталая техника выходит в свет? Это не может не волновать любого советского человека, не мо­ жет не оскорблять его законного чувства хозяина страны. Я слышал, как жена, видя в нем, должно быть, представителя маши­ ностроения. выговаривала своему мужу. Чета стояла у тракторов, забрако­ ванных жизнью, машин тяжелых, неповоротливых, неэкономя ч и ы х. Молодая женщина смеялась, под­ дразнивая мужа. — Плохая машина хуже, чем ни­ какая! запальчиво говорил в это время другой посетитель в соседней группе. — Ну, уж эго вы слишком, — возражал ему случайный оппонент. — Слишком? Как бы не так! Скверная, отсталая машина погло­ щает и материалы и общественный труд. Это самая настоящая растрата. Какие машины придут на смену тракторам устаревшей конструкции? Тракторостроительные предприятия, представленные на выставке, умал­ чивают об этом. Исключение состав­ ляет Липецкий завод, экспонирую­ щий трактор «Т -35», массовый вы ­ пуск которого начнется в будущем году. Около этой машины споры обыч­ но стихают. Здесь чаще слышатся вздохи: «Вот нам бы такую». П редназначенный в основном для возделывания пропашных культур, этот трактор может выполнять не только сельскохозяйственные рабо­ ты. У него большой диапазон скоро­ стей— от 1 до 21 километра в час. Ширина колеи задних и передних колес, а также дорожный просвет трактора регулируются. Может он также работать в агрегате с меха­ ническими лопатами, бульдозерами, ямокопателями. Может просто транс­ портировать грузы, а на тихом ходу, с соответствующими навесными о ру ­ д и я м и — осторожно высаживать рас­ саду. заниматься лесопосадками. Универсальность машины подку­ пает практиков. Сравнительно не­ большой ее вес — 1.900 килограм­ мов — облегчает управление. Чем объяснить, что липецкие тракторостроители обогнали своих собратьев? Для того чтобы полу­ чить ответ на этот вопрос, стоит съездить в Липецк. И вот мы на заводе. Первое впе­ чатление — у закрытой двери ди­ ректорского кабинета — не совсем благоприятное. Сколько раз в жиз­ ни приходилось слышать этот зу­ дящий голос потревоженных сек­ ретарш: «У директора совещание!». Неужто опять заседательская су­ етня? Но вот меня приглашают® ка­ бинет. директор молча указывает на стул рядом с собой и продолжает быстрый опрос присутствующих. А присутствует немало — человек со­ рок, и каждый по очереди встает, чтобы сказать в большинстве слу­ чаев всего несколько слов: — У меня все в порядке. — Будет сделано. Тут же называется точное время: «Сегодня вечером», «Завтра к трем часам дня». Лишь некоторые держат более пространные речи, состоящие из четырех-пяти фраз. Почти телеграфный стиль разгово­ ра не дает возможности сразу опре­ делить, о чем идет речь. Но вот по­ степенно проясняется смысл проис­ ходящего: нужно обеспечить выпол­ нение срочного заказа. Ни один из названных сроков не перешагивает за пределы завтрашнего дня. Уже потом выяснилось, что это была «оперативка» по новой техни­ ке. Она занимает полчаса и соби­ рается по мере надобности. Тот самый трактор «Т -35», кото­ рый мы видели в Москве, на Вы­ ставке достижений народного хозяй­ ства СССР, проходит сейчас государ­ ственные испытания под Армави­ ром, на опытных полях Кубанского научно-исследовательского инсти­ тута механизации. Испытания под­ тверждают высокие качества трак­ тора, но одновременно обнаружива­ ются и некоторые недоделки. Прежде все шло бы заведенным порядком. Государственная комиссия после испытаний составила бы акт. В нем были бы перечислены обнару­ женные недочеты. Акт. оформлен­ ный по всем правилам, утвердили бы в вышестоящих инстанциях, пе­ реслали на завод, и завод стад бы «солидно» дорабат'ывать конструк­ цию. Теперь представители Липецкого завода, присутствующие при испы ­ таниях. немедленно сообщают пред­ приятию о результатах каждой ста­ дии проверки. Армаширцы обнару­ жили, например, что пои транспорт­ ной скорости трактора образуется большой люфт руля. Сразу, не до­ жидаясь никаких актов, липецкие конструкторы приступили к пере­ смотру своих позиций. Переделки в одних частях, есте­ ственно. вызвали изменения в со­ седних, смежных. Всего пришлось пересмотреть до двухсот позиций. Если учесть еще, что все детали н а­ до было делать в пяти комплектах, по числу тракторов, испытываемых в Армавире, то нетрудно предста­ вить себе, какая работа выпала бы на долю экспериментального цеха и сколько он возился бы, не приди к нему да помощь весь завод. — А в масштабе завода это почти пустяк. Раз, два — взяли!.. И сде­ лали. Правда, для этого надо со­ здать у людей вкус к подобным «пустякам». У нас как будто этот вкус начинает появляться. Так объясняет смысл совещания, занявшего всего полчаса, директор завода Василий Яковлевич Климен- ков. И я начинаю думать, что один из секретов успеха липецких трак­ торостроителей приоткрылся до­ статочно ясно. Со вторым секретом я познако­ мился на следующий день. Ввел ме­ ня «в курс» заместитель главного конструктора Александр Степанович Балаев. Нет, он не торопился зна­ комить корреспондента с чертеж­ ными листами, эскизными проек­ тами, действующими моделями. Ба­ лаев потащил меня сначала на заводской двор, потом в отделе­ ние сборки экспериментального це­ ха. Я увидел конструкторскую ра­ боту не в чертежах, не в замыслах, а в металле, в готовых машинах. Некоторые из них используются да­ же зля местных транспортных нужд. Вот, например, катит нам навстречу высокая тележка, везет детали. — Это наше самоходное шас­ си. — говорит Балаев.— Если снять кузов, обнажится брус. Т-образная рама, отлично приспособленная для самых различных навесных орудий. —■Когда же это поступит в мас­ совое производство? — Затрудняюсь ответить,— гово­ рит Балаев.— Нашему заводу само­ ходные шасси на ближайшие годы не планируются. Возьмется ли де­ лать их другой завод, сказать не МОГУ. Так или иначе, но самоходные шасси пока что являются «сверх­ плановым конструкторским заде­ лом». Еще нет хозяина, к о т о ры й за­ нялся бы массовым их производст­ вом. Основным же своим заделом на будущее заводские конструкторы считают тракторную семью, ооъеди- Перепечатывается из газеты «Из­ вестия» за 11 октября. •---------------------- у ненную не только единым сердцем— двигателем «Д -42», но и многими другими родственными узами — од­ нотипными узлами. Из этого семей­ ства я уже видел трех братьев на ходу, в опытных образцах. О первом из них сведения про­ скользнули в печать и немедленно вызвали отклик у практиков сель­ ского хозяйства. На завод полетели заказы с разных сторон, главным образом с юга нашей страны, потому что трактор этот— «Липецк-Т-40А» предназначен для садов и виноград­ ников. Второй член семейства — «Ли- пецк-Т-40Б» тоже уже бегает по опытному полю завода. Это универ­ сальный гусеничный трактор, пред­ назначенный. как говорится о нем в проспекте, «для выполнения полного цикла сельскохозяйственных работ по возделыванию пропашных куль­ тур, от пахоты до уборки урожая включительно». Так же, как садо­ во-виноградный трактор, он монти­ руется на гусеницах, и вся ходовая часть у них отнотипна. С третьим братом — «Липецком- Т -42», который будет колесным (в чем легко убедиться, взглянув на уже готовый образец). «Липецк-'Г- 40Б» будет родниться общими ме­ стами крепления орудий на перед­ ней части трактора и всей схемой заднего механизма навески. Создав это семейство, липецкие конструкторы сделали большой шаг по пути технического прогресса. Унифицировав целые узлы, легко взаимозаменяемые, они тем самым создали отличные предпосылки для выпуска машин в различных вари­ антах. Таков задел конструкторов на ближайшие годы. Но они загляды­ вают уже в более отдаленное бу­ дущее. В лаборатории гидравлики меня познакомили с работами, в ре­ зультате которых родится трактор без единой... шестерни. Так что завтрашний день произ­ водства. олицетворенный в тракто­ ре «Т -35», демонстрируемом на вы ­ ставке, для конструкторов является даем, давно прошедшим. Основные конструкторские под­ разделения завершают создание «тракго-рного семейства». Авангард же устремился еще дальше вперед разведывая новые, неведомые пути. Такое построение конструкторской армии, к которой примыкают все творческие силы завода, можно при­ знать продуктивным и очень много обещающим. Тут есть чему поучить­ ся у липецких товарищей. Но и у них есть основания для недовольства собой. Волнует их, в частности, проблема взаимоотноше­ ний с потребителями машин. Что хо­ тят наши потребители, говорят ча заводе, ч%о им нужно в первую оче­ редь,— об этом мы можем лишь до­ гадываться. исходя из приблизи­ тельных умозаключений. Сейчас на заводе намечена опре­ деленная последовательность запу­ ска новых машин в массовое произ­ водство. А может последователь­ ность стоит изменить? Или выпу­ скать машины одновременно на па­ раллельных курсах, благо три трак­ тора — единоутробные братья? Эти вопросы требуют ответа. Только изучив спрос, можно будет правильно планировать производст­ во. Этой прописной истиной, к со­ жалению, иногда т,рудноусвояемой, и хочется закончить ковресппнден цию об успешной борьбе липецких тракторостроителей за большой тех­ нический прогресс. Б ГАЛИЧ, спец. корр. «Известий». ЛИПЕЦК—МОСКВА. 150 лет со дня рождения поэта Алексея Кольцова Гениальный самородок А' Бетонщица управления «Про- катстрой» треста «Лнпецкстрой» комсомолка Антонина Долгова хо­ рошо трудится на сооружении фун­ даментов цеха холодного прока­ та Новолипецкого' металлургиче­ ского завода. Она выполняет производственное задание на 150 — 160 процентов. На снимке: А. Долгова. Фото Л. Черкашина. ---------- ♦ ♦---------- Стар ейший рационализатор Более тридцати лет работает на заводе «Свободный сокол» Павел Иванович Ефанов. Он прошел путь от рядового рабочего до мастера электротехнического цеха. П. И. Ефанов — старейший ра­ ционализатор. Только в этом году он внес и внедрил десятки ценных предложений. Так, например, он из­ готовил вакуумную установку для пропитки катушек, что увеличило срок их службы. Внедрил клипорез- ный станок для изготовления пазо­ вых клиньев, которые раньше дела­ лись вручную. Производительность труда пои изготовлении пазовых клиньев на станке увеличилась в 50 раз. Изготовленный т. Ефановыя во­ лочильный станок позволяет полу­ чать провод строго определенного сечения и улучшать качество об­ моток. Опытный мастер передает свои знания молодым рабочим. В. СЕРГЕЕВ. Успех Кати Красниковой Катя Красникова — одна из пе­ редовых доярок колхоза «Дружба» Трубетчинского района. Работая в колхозе «Дружба», она за 9 месяцев текущего года надоила около 2600 килограммов молока от каждой ко­ ровы. Год назад, окончив десятилетку, она по совету родителей пришла на ферму. Нелегко ей было осваивать специальность доярки. Но с помощью зоотехника сельхозартели Александ­ ры Яковлевны Гришиной Катя на­ стойчиво овладевала приёмами рабо­ ты доярки, научилась ухаживать за животными. Она. вскоре стала на­ даивать по 8— 10 килограммов мо­ лока от коровы. Затем удои в ее группе коров возросли и составили летом 1 5— 16 килограммов в ден^. Благодаря настойчивости, забот­ ливому отношению к животным Ка­ тя Красникова добилась успеха. И. ПОНОМАРЕВ. К ‘ В июле в Елецкий горком КПСС поступило письмо руководителей завода медицинского оборудования, в котором они с тревогой расска­ зывали о положении со строитель­ ством на предприятии и просили заставить руководителей Елецкого строительно-монтажного управле­ ния со всей ответственностью отно­ ситься к своему долгу. Дело в том, что, являясь гене­ ральным подрядчиком, СМУ постоян­ но срывает выполнение плана строи­ тельства. Так, задание первого го­ да было выполнено лишь на 63 про­ цента. второго — на 6 4,4 процен­ та. А в первом полугодии нынешнего года освоено лишь 25 процентов от ассигнованных средств. И с тех пор работа не сдвинулась с места. Горком партии не спешил принять меры. Вопрос о строительстве заво- Ни с м е с т а Строительство Елецкого завода медицинского оборудования под угрозой соыва Новые красавцы-тракторы готовятся к серийному выпуску на Липецком тракторном заводе. Опытный высококвалифицированный слесарь-жестянщик экспериментального цеха Николай Алексеевич Рыков изготовляет облицовку для этих машин. Две нормы—такова ежедневная выработка слесаря. На снимке: слесарь-жестянщик Н. А. Рыков прилаживает капот к садово-виноградному трактору «Липецк», Фото Ю, Ардашева, да медицинского ооорудования гор­ ком обсудил лишь в сентябре. В при­ нятом решении отмечалось непра­ вильное отношение начальника Елецкого СМУ т. Каминского, глав­ ного инженера т. Гончарова и ряда других руководителей управления к строительству завода. Намечались меры устранения недостатков. Прошло больше месяца, а поло­ ж ение на стройке осталось преж­ ним: сроки ввода объектов в экс­ плуатацию срываются. Взять, к примеру, кислородную станцию. Ввода ее в действие с не­ терпением ждут многие предприятия Ельца. Но когда станция вступит в строй действующих, трудно сказать. Согласно проектному заданию и графику литейный корпус должен быть сдан под монтаж в этом году. Но здесь еще не закончены земля­ ные работы. Острую нужду завод испытывает в складских помеще­ ниях— их, по сути .дела, нет. При­ способленные же для этой цели по­ мещения при закладке литейного цеха были снесены. К строительст­ ву новых только приступили и соо­ ружаются они крайне медленно. Строителей не смущает то, что часть дорогостоящего оборудования хранится сейчас под открытым небом. Третий год на заводе строится столовая. Когда были возведены стены, работы прекратились. А че­ рез накоторое время в совнархоз полетело «объяснение» затяжки ра­ бот по вводу столовой: у заказчи- ка-де нет электрооборудования. В действительности оно давно наготове. Так руководители СМУ не раз пытались свалить вину с больной головы на здоровую и главным ко­ зырем они, обычно, выставляют не­ достаток строительного материала. Слов нет, перебои были, но этим ни­ как не объяснишь полное затишье на стройке. — Что сделано в сентябре? — спрашиваем мы прораба Н. С. Кис­ лых, под началом которого находят­ ся около ста рабочих. — Метров пять забора, — ни­ чуть не смущаясь, отвечает он. — Не было бетона. Из 700 кубометров бетона, за­ планированного на сентябрь, посту­ пило на стройплощадки только 35. Завод сбФрно] о железобетона выпу­ стил продукции за месяц более ты­ сячи кубометров, но завозу мед- оборудования были выделены сущие крохи. В результате — натяжка строи­ тельства, простои, брак, переделки. Обваливаются опалубки в литейном цехе, рушатся колонны, происходит отклонение в осях, требуется пере­ делка ступеней лестничных клеток бытовых сооружений, протекает крыша вспомогательных цехов. Мно­ гие из этих работ могли быть ис­ правлены еще летом. Но. руководи­ тели Елецкого СМУ совершенно уст­ ранились от строительства завода медицинского обрудования, почти всех своих рабочих перевели на другие объекты. На заводе до сих пор не создано постоянного строительного участка, хотя об этом говорилось не раз. Лю­ ди на стройке то- и дело меняются, многие из них не выполняют норм ЛЕКОЕЙ Васильевич Кольцов родился 15 октября 1809 года в городе Воронеже в семье торговца скотом. В школе учился он менее полутора лет. С раннего детства Кольцову при­ шлось помогать по хозяйству отцу. «Скучной и не радостной» была юность будущего поэта. Личная жизнь Кольцова сложи­ лась очень тяжело. Крепостную де­ вушку Ду.няшу, невесту поэта, отец- самодур продал степняку-помещику во время отсутствия сына. Многие дни Кольцов разъезжал по глухим степям, заготовляя скот. Нудные торговые дела отнимали свободное время, мешали чтению книг и худо­ жественному творчеству. Отец ви­ дел в Кольцове только «хорошую рабочую лошадь» и с расчетливой жестокостью эксплуатировал его. К у п е ческо-торгашеские интересы были чужды поэту, он задыхался в атмосфере жадной наживы и обмана, мещанских сплетен и пере­ судов. В жизни Кольцова были и светлые страницы. В Воро­ неже, дружа с поэтом Серб­ овянским. Кольцов встречал­ ся с образованными семи­ наристами, испытавшими на себе влияние декабристской идеологии, беседовал с ними о литературе, изучал народ­ ное творчество. Кольцов сблизился с философом Стан­ кевичем, долго беседовал с Пушкиным, подружился с Белинским. Четыре раза Кольцов ездил в Москву, бывал в Петербурге, и эти поездки принесли много ра­ дости поэту-прасолу. С 1825 года Кольцов на­ чал писать стихи. В 1835 году вышел сборник его стихотв-о_- реиий. принесший поэту всероссий­ скую известность. Год за годом закалялся в трудно­ стях характер Кольцова, быстро росло дарование поэта. Однако жить в торгашеско-мещанской среде ста­ новилось всё тяжелее. Кольцов пи­ сал, что ему в Воронеже «не сдоб- ровать». Это горькое предчувствие не обмануло поэта. Он сильно за­ болел. Материальная нужда, изде­ вательства родных, тоска одиноче­ ства, враждебное отношение к поэту реакционно настроенной губернской аристократии подтачивали силы больного, усугубляли ужас его по­ ложения. 10 ноября 1842 года Кольцов умер в расцвете Жизнен­ ных и творческих сил. 33-х лет от роду. ОЛЬЦОВ был ноэтом-само- учкой, страстно любившим просвещение и искусство. Всю жизнь он тянулся к знаниям, к книге. Кольцов был замечательным че­ ловеком, в характере которого ярко сказались типичные черты духовно­ го склада русского народа — его свободолюбие, оптимизм, мужество и ясный ум. Кольцов боролся с влиянием мещанской среды, не ж е­ лал жить «в кругу купцов», твердо отстаивал право на свободу своей личности, стремился «работать, по­ ка работается», гордился дружбой с Белинским. Решающее значение в формиро­ вании мировоззрения и таланта Кольцова сыграла дружба с Белин­ ским. Великий критик-демократ ввел Кольцова в круг литераторов, редактировал его произведения, выработки. И происходит это пото­ му, что строителям не всегда предо­ ставляется фронт работ. — А бывает и так: до обеда ра­ ботаешь на одном участке, после обеда перебрасывают за несколько километров от него, а на второй день снова посылают на прежний участок, — рассказывают бульдо­ зеристы тт. Орлов и Лябузов. Считая завод второстепенным объектом, главный инженер управ­ ления т. Гончаров не уделяет ему должного внимания, глух к нуждам молодого предприятия. Он даже не поддержал почина группы строите­ лей, ор!авизовавших на месте из­ готовление. четыпнадцатнметровых колонн. Из-за необеспеченности вы­ сококачественным цементом их вы­ пуск был прекращен. Намеченные бюро горкома КПСС мероприятия по устранению недо­ четов на страительгтве завода не были подкреплены организаторской работой и остаются невыполненны­ ми. Завод по-прежнему строится так, как заблагорассудится тт. Ка­ минскому и Гончарову. В мае этого года на стройке по­ бывал заместитель председателя сов­ нархоза т. Щербина. При его уча­ стии тогда были разработаны «ме­ роприятия по обеспечению выпол­ нения плана строительства и ввода в действие объектов завода в 1959 году». Ни одно из них так и не бы­ ло выполнено полностью. Завод медицинского оборудова­ ния в Ельце — важная стройка семилетки, и ввод его первой оче­ реди в эксплуатацию предусмотрен в ближайшее время. Крайне низкие темпы строительства ■руководителей СМУ. А. корр. оказывал моральную поддержку в трудные моменты жизни. Критик увидел в Кольцове «сына народа», «гениального простолюдина», кото­ рый любил народ, «на деле сочувст­ вовал» его страданиям и превосход­ но «знал его быт, его нужды, горе и радость, прозу и поэзию его жиз- ни». Кольцов выступил в литературе в жестокую пору николаевской реак­ ции. Передовая общественная мысль и прогрессивная литература, отра­ жавшая протестующие настроения народа, неотступно преследовались царизмом. В обстановке полицей­ ской реакции лучшие русские пи­ сатели выступили с критикой само­ державно-крепостнических порядков в России, боролись за народность и реализм в литературе, способство­ вали своим творчеством развитию пниш». И своего раз1 (1 8 2 5— 30 не оеспокоят (Со5. САМОХИН. «Ленинского знамени»). освободительной борьбы народа. ОЗНАТЕЛЬНАЯ активная по* этическая деятельно с т ь Кольцова развернулась в 30-е и в начале 40-х годов. Твор­ чество Кольцова прошло три этапа вития: ранний период гг.), связанный с ли­ тературной учебой и подражанием поэтам дворянского лагеря литера­ туры; период становления самобыт­ ного таланта, поисков своих, «к-о.ть- цовских», тем творчества и обра­ щения к истокам русской народной поэзии (1 8 3 1— 36 гг.); наконец, период расцвета — нарастания мо­ тивов социального протеста и воль­ нолюбия. широчайшего использова­ ния устной поэзии трудового наро­ да, быстрого роста художественно­ го мастерства (1 8 3 7— 42 гг.). Кольцов — выходец из народной среды. Его жизненный и творческий путь — это путь от городского ме­ щанства к народу. В литературу пришел разночинец. Первым из рус­ ских поэтов Кольцов писал не толь­ ко о народе, но и для народа. В ли­ це Кольцова крестьянство и демо­ кратически настроенная интелли­ генция приобрели своего поэта — выразителя их заветных дум и чая­ ний. Тяжелый труд, нужда, бедность крестьян постоянно тревожили соз­ нание поэта. Герой «Деревенской беды» жалуется на тяжесть подне­ вольного труда: он «за дневной ку­ сок работает, кровным потом умы­ вается». В «Раздумье селянина» у одинокого молодца нет «золотой каз­ ны, угла, теплова, бороны-сохи, ко- ня-пахаря». . . Герои лирической поэзии Кольцо­ ва в большинстве случаев не впа­ дают в безысходное отчаяние, не примиряются с «нуждой горькою», не хотят быть покорными «злой ведьме-судьбе». Поэзия Кольцова полна нотами бодрости, жизнелюбия, гуманизма. Лирический герой Кольцова — стойкий, смелый, выносливый и терпеливый человек. Ему свойствен­ но чувство отчаянной удали, отваги. Герой песни ,«Путь» (1 8 3 9 год) мечтает о том. «Чтоб порой пред бедой За себя постоять. Пред грозой роковой Назад шагу не дать». Такой человек готов «на погибель идти — песни петь соловьем!». В «Думе сокола» (1 8 4 0 год) мо­ лодец не желает «сиднем дома жить»- и мириться «с судьбой-маче- хой», ему хочется быть свободным, изучать жизнь, уйти в ее неизве­ данную даль. Здесь дан образ свя­ занного молодпа-сокола, символизи­ рующий закрепощенный народ. С темой народной удали связаны мотивы социального протеста. В знаменитом стихотворении «Лес» (1837 год) Кольцов сочувственно ■рисует смелую, неустанную борьбу Пушкина против реакции («осени черной», «силы вражией») и тра­ гическую гибель поэта. В «Посла­ нии к Белинскому» (1839 год) по­ эт воодушевляет друга в его борьбе с реакцией и призывает «воевать» за правду, честь, умереть на поле брани . АРОДНОСТЬ и г у м а н и з м Кольцова с особенной си­ лой проявились в показе крестьянского труда. В большинстве случаев автор раскрывает красо­ ту мирной созидательной работы. Глеб Успенский справедливо назвал Кольцова «поэтом земледельческого труда». В известной «Песне паха­ ря» (1831 год) труд изображен в радостных, светлых тонах: крестья­ нину «весело «а пашне», мысль о результатах работы помогает ему бодро переносить трудности жизни. Стихотворение «Уро­ жай», напечатанное Пушки­ ным в 1836 году, — это поэтический гимн в честь работы крестьянина в поле, в нем звучит мажорная музыка труда. Стихотворение Кольцова «Косарь» (1 8 3 6 год) было любимо многими поколения­ ми русских людей. Герой стихотворения — красивый, сильный, волевой человек, способный трезво мыслить и глубоко любить. Бедняк-| крестьянин с презрением го­ ворит о сельском богаче, не желающем отдать за него замуж красавицу-дочь. Ко­ сарь вдохновенно работает, и именно в труде раскрывают­ ся его богатырские силы. Он любит труд. Величест­ венный и радостный труд косаря показан на Фоне при­ роды южной России, красоту кото- ; рой тонко чувствует герой стихотво­ рения, Безбрежная ширь цвету­ щей степи хорошо гармонирует с молодой удалью, богатырским размахом сил русского крестьянина. Большое место в П01эзии Кольцо­ ва занимает тема любви. Показывая душевный мир крестьянской девуш­ ки или молодого человека, Кольцов подчеркивает их нравственную чи- - стоту. глубину и силу чувства люб­ ви («Последний поцелуй». «Разлу- ’ ка»). Семейная жизнь и любовь \ женщины-крестьянки, выданной на­ сильно замуж, трагичны. Кольцов— великий художник сло­ ва. Главные герои его творч ествам русские труженики-крестьяне. 1| Стихи Кольцова отличаются ис­ кренностью, задушевностью и про­ стотой выражения переживаний человека. Чернышевский отмечал «энергию лиризма» в поэзии Коль­ цова. Этот лиризм усиливается дра­ матичностью ясизненных судеб гер о -' ев. Излюбленным жанром поэзии Кольцова была песня, написанная в народном духе. Кольцов часто сочинял стихи,' разъезжая неподалеку от Липецка по раздольным степям, по селам и городам. Так, 26 мая 1830 года Кольцов сложил в городе Лебедяни свою «Песню» («Утратив то, что было мило»). ОЭЗПЯ Кольцова была высо­ ко оценена русской и ми­ ровой прогрессивной кри­ тикой. Белинский написал три ста­ тьи о поэте. Чернышевский, Добро­ любов, Салтыков-Щедрин посвятили по одной статье Кольцову. Пушкин и Тургенев. Успенский и Толстой с интересом читали Кольцова. Творчество Кольцова занимает почетное место в истории нашей лирической поэзии. Кольцов— непо­ средственный предшественник Ни­ китина и Некрасова, его поэзия ока­ зала благотворное влияние на Сури­ кова. Дрожжина, Демьяна Бедного, Есенина, Исаковского, Прокофьева, Твардовского и других поэтов. К стихотворениям Кольцова часто об­ ращались композиторы. На 90 с лишним текстов Кольцова более 300 русских композиторов написали свыше 700 музыкальных произве­ дений. Песни Кольцова, то бодрые и ве­ селые, то задумчиво-грустные, до­ шли до нас сквозь г л у х у ю даль де­ сятилетий, близки и дороги нам. Благородные мысли и чувства «ге­ ниального простолюдина» Алексея Васильевича Кольцова живут в его задушевных песнях, которые поют и -всегда будут петь советские люди на широких просторах своей ро­ дины. Н. КАРПОВ, кандидат филологических наук, преподаватель литературы Липецкого пединститута. 1ШШГ VIИ К Ж С о ж ь ц о в и с т е п ь Отплыла заря над степной стороной, Заплутался я полях ветерок озорной. Стало тихо вокруг... Лишь на стан полевой Еще долго зайти не решится покой. Разве юность заснет, хоть . устала она, Если рядом гармонь, а на небе— луна, Если кто-то с думой вечер весь напролет Все про степи кольцовские песни поет. Жадно слушает степь этих песен слова. Н себя узнает в этих песнях едва Как всегда, без краев ее ширь, ее даль. Но ковыльною степь назовешь ты едва ль: Ведь куда ни взгляни — все пшеница да рожь! И безлюдной ее ты уже не найдешь: Всюду песни, гудки, перезвон, перестук — Омоложена степь миллионами рук! Стала новою степь, но Кольцову она, Как испытанный друг, остается верна: Если кто-то с душой песнь Кольцова поет, Встрепенется она — от восторга замрет! Леонид СОЛОВЬЕВ. Добринка, А Г * Н

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz