Ленинское знамя. 1959 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1959 г. (г. Липецк)

1 сент ября 1959 г., М? 205 (15701 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Сегодня начинается ! новый учебный год В Д О Б Р Ы Й Ч А С ! О Т Б ез о т ры в а ' произ водс т ва Московский ор­ дена Трудово г о Красного Знамени институт стали имени И. В. Ста­ лина в этом году проводил прием студентов на пер­ вый курс не только в Москве, но и в городах Электростали и в Ли­ пецке. В Липецке создан вечерний факультет института. Наряду с ме­ таллургами почти всех специально­ стей инженерную квалификацию здесь будут получать машинострои­ тели по станкам и инструменту, строители по гражданским и про­ мышленным сооружениям. Это обстоятельство обусловило при­ ток в институт большого количест­ ва молодых людей самых различных профессий— фрезеровщиков и слеса­ рей, литейщиков и сталеваров, до­ менщиков, крановщиков, строителей разного профиля и т. д. Среди по­ давших заявления о приеме (а их было 837) едва ли наберется более 80 молодых людей, которые не ра­ ботали на производстве. Из 463 че­ ловек, принятых в Липецке на це- Вечерний факультет Московского института стали в Липецке Творчески работает в Липецкой средней школе № 2 учительни­ ца начальных классов Евдокия Петровна Ольчук. Среди ее уче­ ников нет неуспевающих. • На снимке: Е. П. О льчук. Фото Л . Ч е ркашина. чернии и дневные факультеты 245 имеют производ­ ственный стаж бо- ^ лее двух лет. Подав л я ю щ е е большинство производственников успешно сдало вступительные экза­ мены, и приемная комиссия с боль­ шим удовлетворением вынесла ре­ шение о приеме в число сту­ дентов таких передовых рабочих, как фрезеровщики ЛТЗ А. В. Пет­ ров и В. М. Кузнецов, земледел литейного деха радиаторного за­ вода Г. В. Ермолаев, мастер СМУ-1 В. П. Вадиков, газовщик завода «Свободный сокол» В. В. Поля­ ков, старший контролер ОТК ста­ леплавильного цеха Новолипецкого завода С. 3. Афонин. 35 юношей и девушек приемная комиссия в Липецке отобрала для обучения на дневных факультетах института в Москве, Коллективы заводов «Свободного сокола». Новолипецкого металлурги­ ческого, Липецкого тракторного, треста «Лииецкетрой» за летние ме­ сяцы многое сделали для того, чтобы к началу учебного года отстроить (практически заново) здание для на­ шего факультета. Сантехники и электрики так же, как и строители, делают все, чтобы учебный процесс на факультете был хорошо обеспе­ чен. Благодаря энергии и энтузиазму строителей и руководителей участ­ ков, благодаря вниманию и постоян­ ным заботам работников совнархо­ за наш факультет получает прекрас­ ное здание, полное света и воздуха. Жаль только, что вся эта работа не была закончена дней на 10— 15 раньше! Это позволило бы нам бо­ лее организованно приступить к занятиям. Коллектив преподавателей и -р а ­ ботников факультета деятельно го­ товился к началу учебного года. В здании развертываются первокласс­ ные учебные лаборатории и каби­ неты, хорошая библиотека. Впереди год упорного труда и учебы. Сердечно поздравляя студен­ тов с началом нового учебного года на новом факультете в Липецке, мы желаем им успеха в их благородном служении своему народу, в труде и учебе. С. ШАРОВ, д екан факультета, пр офессор, доктор технических на ук. ОТЕЦ Федор ' I | " ОМОЙ Федор Тарасович ^ " тЖ Чернышев пришел немножко г * расстроенный. Молча снял спецовку, пополоскался под краном• и прошел на кухню. Жена заметила, как Федор Та­ расович вопросительным взглядом окинул комнату. Привыкшая за долгие годы совместной жизни по­ нимать мужа с полуслова, с полу­ намека, она сразу поняла, кого он хочет видеть. — Петя ушел к друзьям. Будет че­ рез час, — поспе­ шила она успоко­ ить мужа. — Еще не на­ гулялся?— покачал головой Тарасович. — Молодой ведь...-— коротко, но многозначительно проговорила жена. Федор Тарасович хотел что-то ответить, но промолчал. Сам еще только вчера говорил те же слова, а сегодня она лишь повторяет их, хотя эти слова почему-то стали ему неприятны. Почему? Он еще сам не разо­ брался, не понял, почему это сего­ дня пришло, но это было так.^ И всему виной секретарь партийной организации ТЭЦ. с которым старый Чернышев беседовал всего часа два назад. Беседа взволновала, и он весь вечер ходил расстроенный, хо­ тя расстраиваться, собственно, бы­ ло не от чего. К секретарю партийной органи­ зации станции Николаю Ануфриеву он зашел после работы, как захо­ дил уже не однажды. Тот сидел за столом, просматривал обширный список и делал какие-то пометки красным карандашом. Чернышев заглянул в список, но, ничего не поняв, отвернулся. — Что, не нравится списочек?— улыбнувшись, спросил Ануфриев.— А я вот радуюсь этому, — и он оживленно похлопал ладонью по листу бумаги. — Чему это?— не понял Чер­ нышев.— Я ведь ничего здесь уди­ вительного не вижу. Одни фамилии, и только... — И только, говорите? Нет, Фе­ дор Тарасович, не только. Смотри­ те, что написано против каждой Фамилии... Это вы и не заметили. Бот. «Мишкин, машинист турбины •— техникум». «Тормышев, стар­ ший машинист турбины — техни­ кум». «Попадьин. старший маши­ нист турбины— техникум»... Крюч­ ков, Еевеюсин, Субботин,.. Да О Ч Е Р К здесь только из одного цеха трудно перечислить, а ведь учиться идут и учатся люди из всех цехов. Ведь каждый третий рабочий станции! Понимаете!.. — Что ж, неплохо... >— Очень хорошо! Вот сижу и думаю, что будет ч е р е з пять — шесть лет? В кон­ це семилетия? А? Какая будет стан­ ция и какие лю- Представляю мысленно, но И СЫН она ди?^ слабо. Среднее техническое образо­ вание у каждого специалиста. А как эти специалисты с высшим и средним образованием будут обслу­ живать технику! И как мы вооб­ ще продвинемся далеко вперед по пути технического прогресса... — Моло д е ж ь! Ей ведь все доро­ ги открыты. Вот и начинает задавать тон... — Открыты — это верно,— снова горячо подхватил Ануфриев. — И все же большинство молоде­ жи пошло в высшие учебные заве­ дения через завод. Сколько в пос­ леднее время мы приняли молоде­ жи с десятилеткой. И все они, поч­ ти все учатся... Долго еще говорили о молодежи, об учебе. Говорили дружески, просто, ничего особенного в этом разговоре не было, но вот встрево- л:ил этот разговор душу старого ра­ бочего. И все из-за сына, из-за Петьки... Вернулся он из армии. Гуляет сейчас, готовится к поступлению в институт. Выбрал медицинский. А почему — неизвестно. Гордился его отец своей профес­ сией энергетика, но посоветовать ее сыну не смел. Поддерживал его желание. Пусть учится, а нарабо­ таться еще успеет всегда. Тем бо­ лее. что материальное положение семьи крепкое, здоровье главы семьи также хорошее. Так почему не учить сына?.. А энергетика ■— что ж, не всей же семьей ею зани­ маться.. Но так он думал до последне­ го дня. И.вот Ануфриев всколых- ну-т его душу7, вызвал в нем свою рабочую гордость за профессию, заставил иодумать о многом, что ЛУЧШ АЯ В Р А Й О Н Е Каждую осень в пятый класс Яб- лоновокой семилетней школы Воск­ ресенского района приходят учиться выпускники начальной школы села Вуравцево. — Уже много лет,— говорит ди­ ректор семилетки В. М. Точилки- на, — эти ученики показывают во всем пример: вежливые и аккурат­ ные, они хорошо учатся по русско­ му языку и по математике. Таковы результаты работы от­ личницы народного образования Зои Ильиничны Котовой. Буравцевекая школа,, где работает она заведую­ щей, уже десять лет не имеет вто- рогоД 1 Н 1 Ик о® и считается лучшей в районе. — Самое главное,— говорит 3. И. Котова, — приучить детей к само­ стоятельной работе, потому что в двухкомплектной школе им прихо­ дится заниматься самим в классе половину, а то и большую часть урока. Весной и летом жизнь в Бурав- цевской школе не затихает. Дети работают на огороде или в саду, учатся выращивать на опытных грядках те культуры, которые сеют на колхозных полях. Так в начальной школе села Бу- равцево у школьников с детства закладываются важные черты ха­ рактера— любовь к занятиям и тру­ долюбие. раньше, казалось, было решенным. Верно ли Петр выбрал путь? Не свихнется ли? Ведь, кроме школь­ ной парты да армии, он ничего не видел. А если и впрямь пойти ему на завод вместе с отцом и уж там окончательно выбрать путь на всю жизнь? Не лучше ли будет?.. По­ тому и пришел отец с работы не­ много расстроенный, задумчивый, каким дома его редко видели... Вечером, когда Петр вернулся, Федор Тарасович посмотрел на не­ го как-то особенно пристально. Но тот сел за книги, а отец так и не решился начать откровенный раз­ говор. Все же крепко засела в ду­ шу мечта: выучит сына, а уже затем пусть смело идет в жизнь... И ои молчал. Молчал, пока сын го­ товился, молчал, и когда он поехал в Воронеж сдавать приемные эк­ замены, хотя на душе постоянно было неспокойно. И лишь когда сын вернулся из Воронежа с хоро­ шо знакомой и не радующей фразой: «Не прошел по конкурсу», Федор 1арасович принял последнее реше­ ние, которое уже не изменилось: Петр пойдет на завод. Сам Федор Тарасович с четыр­ надцати лет начал батрачить, рабо­ тал на кулаков. А теперь... Сьгн закончил десятилетку. А с таким образованием легко постигают все производственные профессии. И он тот же день заявил сыну: Все, Петька. Иди на завод, —1 Работать? Ст ройное, звонкое пение доно­ сится из открытых окон детского сада № 29. Но это не обычный м узыкальный час. Се годня здесь торжественный день. 16 м альчи­ к ов и девочек шли сюда утр ом с больш им во лнением. С некото­ рыми пришли их родители. И не потому, что привыкли считать сво­ их детей еще «маленькими», что их нужно провожать. Совсем на­ оборот. Сегодня эти мальчики и девочки чувствуют себя повзрос­ левшими, поумневшими. Ведь ско­ ро они сядут за парту. Их воспитатели и младшие то­ варищи празднично убрали ком­ наты детсада. Везде букеты жи­ вых цветов, на стене большой портрет Ленина и плакат «Привет школьникам!» Сколько веселых песен спето в стенах этих светлых комнат, сколько разучено танцев, прослу­ шано сказок! Навсегда ушли эти неповторимые дни, которые сдру­ жили ребятишек, пробудили в них первые чувства товарищества и дружбы. «Виновников» торжества совсем нетрудно различить в об­ щей толпе детей: одеты они на­ рядно, у всех на головах венки из цветов. Заведующая детсадом Клавдия Платоновна Плисеина поздрав­ ляет своих питомцев с днем вы­ пуска, с началом новой жизни. В ответ дети обещают хорошо учиться, слушаться старших, быть старательными и трудолюбивыми. В день прощания с родным детским садом, где прошло столь­ ко счастливых и радостных дней, приятно спеть свои любимые пес­ ни, исполнить разученные танцы, хороводы. Дружно аплодируют малыши своим старшим товари­ щам, которые на прощанье устро­ или праздничный концерт. Спасибо скажем партии, Родине Советской За светлое и ясное, И радостное детство! — поют ребята. Всем ребятам -— и завтрашним школьникам, и их младшим това­ рищам — вручили праздничные подарки. — Надеемся, что школа оста­ нется довольна нашей «продукци­ ей», — говорит воспитательница старшей группы Нцна Михайлов­ на Карелина.—Дети развиты, зна­ комы со счетом, непринужденно Кедут беседу, интересуются рисо­ ванием, лепкой, конструировани­ ем, послушны, трудолюбивы. Но жаль расставаться с ними и вол­ нуешься за них: как-то им будет в школе? Сереже Колтыреву — 7 лет. Это скромный, воспитанный мальчик. — Я уже все к школе подгото­ вил: и учебники, и портфель, и даже в парикмахерскую под­ стричься сходил. — Думаю, что в школен ему будет нетрудно, — говорит мать Сережи Людмила Георгиевна Колтырева — работник автоко- лднны № 2. — Он у меня ста­ рательный, послушный, а главное —трудолюбивый, первый мой по­ мощник по хозяйству. Подошло время обеда. Ничто не нарушает установленного режима, даже такой торжественный день. Дружно идут ребята мыть руки * Лето пионерское, лето трудовое На родных полях Лето прошло интересно. Ребята совершали экскурсии и походы в Липецк и другие города. Собирали коллекции для уроков зоологии и ботаники. Смотрели кинофильмы, читали художественную литературу, занимались спортом. Но учащиеся Троицкой семилет­ ки, как и многие другие школьники Боринсжого района, летом не только отдыхали, но и активно помогали родному колхозу. Как только началась уборка уро­ жая, в поле и на току можно было видеть старшеклассников. Особенно хороню трудились Тоня Студеники­ на, Маня Загорских и другие. Из юных животноводов, которые пасли телят, отличились Миша Худяков, Ваня Пыптин, Шура и Миша Лихо- перские. Каждый из них за лето за­ работал более сотни трудодней. А. ДАДОНОВ , заведующий учебной частью Троицкой семилетней школы Боринского района. перед обедом, потом рассажива­ ются за маленькие столики. В последний раз заботливо рас­ ставляет тарелки на столиках го­ лубоглазая девочка с белым бан­ том в светлых волосах — Вера Пикалова. Спросите у любого «выпускни­ ка» и «выпускницы» детсада: хо­ чется ли им в школу? И они от­ ветят: да, очень! Их интересует новая жизнь, которая начнется завтра. Но как жаль сегодня рас­ ставаться со своими друзьями по группе, воспитателями! Каждый подходит к своей воспитательни­ це попрощаться. —«Смотрите, не шалите в шко­ ле, хорошо учитесь! — напутст­ вуют своих питомцев воспитатели Нина Михайловна Карелина и Дина Иосифовна Голошубова, це­ луя их на прощанье. Прощай, прощай, детский сад! И грустно, и радостно ребятам перед этим вступлением в новую жизнь. Сразу повзрослеют они в школьной форме, с портфелями и сумками в руках. Станут серь­ езнее, когда столкнутся с новыми заботами и первыми трудностями. Первого сентября их встретит ласковый и требовательный друг, новый дом — школа. Впереди у них — чудесное вре­ мя познания мира и наук, труд, который сделает их строителями и современниками коммунизма. В. ПОПКОВА. На снимке (слева направо): выпускники детского сада № 29 Наташа Дериглазова, Женя Кир­ санов, Валепий Чеботарев. Фото Л . Черкашина, Навстречу жизни Ивана Михайловича Стародуб- ров'ского, директора Лев-Толстовской средней школы, в начале лета мож­ но было видеть, казалось бы, за совсем не директорским занятием: высоко засучив рукава и вооружив­ шись лопатой, он после уроков вме­ сте со своими питомцами работал на пришкольно-опытном- участке. Жизнерадостные, бронзовые от за­ гара ребята старательно взрыхляли гряды, поливали капусту, помидо­ ры, сажали цветы. Легко справлялись ребята с по­ ливкой. К школе подведен водопро­ вод, сделаны ответвления труб по всему участку. Гордостью школьников является теплица и парниковое хозяйство. • • • В теплице круглый год ведется ин­ тересная опытническая работа. На территории школы заложен фруктовый сад, посажено много де­ коративных деревьев. Труд школьников был хорошо ор­ ганизован. Работа велась по плану. Крепнет материальная база шко­ лы: уже приобретены автомашина, трактор, сельскохозяйственный ин­ вентарь. Для юных музыкантов куп ­ лен комплект инструментов духово­ го оркестра. Несмотря на то, что школа вегу* пила в строй только в начале про­ шлого года, педагогический коллек­ тив уже сделал много для всесто­ роннего обучения и воспитания учащихся. Б. СТЕЦЮ К. Юные животноводы На животноводческих фермах сельхозартели «Тринадцатый Ок­ тябрь» Хворостянского района ле­ том работали ученики Салтыкоз- ской оешлетней школы. За Колей Озеровым и Алешей Ро­ машкиным было закреплено 50 те­ лят. Ребята за ними ухаживали очень старательно, и каждый теле­ нок давал в сутки 600— 700 грам­ мов привеса. А вот Сима и Федя Федотовы вместе со своими друзьями шефст­ вовали над молодняком свинопого- ловья. За ними было закреплено 400 поросят. Много было хлопот у Вани Под- вязкина и Вани Мартынова, кото­ рые пасли 200 прошлогодних тело- чек. Усердно ухаживал за лошадь­ ми Петр Голубев. Работая в животноводстве, школь­ ники изучали правила ухода за скотом, приобретали трудовые на­ выки. — Школа может гордиться ими, — говорит председатель колхоза Ни­ колай Павлович Погадгков. ^ ■ Н. ПУЗИКОВ. П Е Р В О Е С Е Н Т Я Б Р Я . Хорошо проснуться на заре, Подойти к раскрытому окошку, В школу, что белеет на бугре, [ Так зовет знакомая дорожка. Прозвенит звонок. Я в класс войду, В царство детских глаз и новых книжек, В день грядущий честно поведу По дороге светлой ребятишек. Пусть на той заветной высоте, На какую нас взнесет эпоха, Ученик не скажет обо мне, Что учитель с ним работал плохо. В. ЗУБОВ, учитель Засосненской семилетней школы Краснинского района. ♦ | ♦.« , , ♦. ♦♦ ♦, ♦♦ „ *♦ ♦♦ ♦♦ „ ,* ♦* ♦♦ ♦* ♦♦ ♦♦♦♦ ♦♦—♦♦ ♦♦ ♦♦ —————— По страницам газет В ек тому назад... >— Не танцевать, конечно. “ А как жб с учебой? И снова Федор Тарасович вспом­ нил недавний разговор с Ануфрие­ вым; Теперь все это стало так по­ нятно. что иного ответа сыну не дашь: — Завод, профессия покажут и дорогу в институт. Иди... И вот в один из сентябрьских дней прошлого года Петр Чернышев вместе с отцом пришел на ТЭЦ Но­ волипецкого завода. В турбинном цехе, куда Петра направили учеником, встретили мо­ лодого парня по-товарищески, по­ могли овладеть префессией. Первые дни и месяцы для него явились не только днями упорной учебы по овладению сложной техникой, но и днями познания жизни трудового коллектива ТЭЦ и всего завода. И тут произошло очень важное событие: полюбил Петр новое дело, всей душой полюбил. Он стал по­ мощником машиниста турбины. Так что же, в свои двадцать с лишним так и остановиться на достигнутом? Нет, этого уже не потерпит сама жизнь и уже сейчас она начинает наталкивать на новые пути. Да и как останавливаться ему, молодому парню, для которого только теперь действительно открылись все пути в будущее? Ведь если его отец, прежде чем стать помощником ма­ шиниста турбины, прошел более чем тридцатилетний трудовой путь, то ему потребовалось всего лишь три месяца, за которые он отлично изу чил технику и начал самостоятельно ее обслуживать. Значит, и здесь для него, как для молодого специалиста, остается единственный путь — путь учебы. - И если в прошлом году Петр хо- тел поступать в медицинскин, то теперь свою жизнь, свое будущее он связал с энергетикой и начал готовиться к поступлению в заоч­ ный энергетический институт. И снова Петр засел за учебники, которые теперь для него стали бо­ лее понятными... А совсем недавно он успешно сдал приемные экзамены в институт. И не было досадной фразы «Не про­ шел по конкурсу». — Вот теперь я уже прочно встал на ноги. Путь мой определен раз и навсегда! — не без гордости ска­ зал он отцу. Для старшего Чернышева это также была немалая радость, но он высказал на этот счет и свои мыс­ ли: — Все это хорошо, но наш совет не обегай. Мы, старики, еще приго­ димся вам, молодым, во многом. — Вы уже вволю поработали.— улыбнулся сын. — Отдохнуть бы вам... Во вторвм эшелоне. 1— Это мы-то во второй эшелон? Ну, нет, сынок! Рано нам туда. Ты слышал про бригады коммунисти­ ческого труда? — А как же? — А каш е бригады получили это звание на нашем заводе? Сын улыбнулся: — Знаю, знаю, папа, ваша брига­ да. II вымпелом вас наградили, и фотографию в красном угоже пове­ сили. Видишь, все знаю! Это, конеч­ но, здорово! Молодцы старики! Но будущее все-таки принадлежит нам, молодым. Мы пойдем дальше вас... С. ш о п и н , М ашинист турбины Т Э Ц Новолипецкого завода, В 1859 году в селах Перехвали и Ягодном Данковского уезда от­ крылись приходские училища. Ка­ кими были эти школы, можно су­ дить по данным,' взятым из отчета об обследовании Ягодновского учи­ лища в 1867 году. «...Во время осмотра училища было налицо 5 мальчиков. Двое, учившихся три года... читают, но неосмысленно и без понимания, мо­ гут писать под диктовку слова; счи­ сление знают до 1000, но не могут решить легкого примера на сложе­ ние. Из трех, учившихся две зимы, не все знают молитвы, из священной истории рассказывают мало, один читает разборчиво, может писать сказанные слова, может выразить счисление до 100, а двое остальных могут едва читать по складам и пи­ сать буквы...» Члены Данковского общества краеведения И. Прасолов и В. Лу­ кин, опубликовавшие свой рассказ об^истории двух данковоких школ в районной газете «За коммунизм», пишут: «Эта часть отчета красноречиво говорит о программах, методах ра­ боты, посещаемости и успеваемости учащихся того времени, а также и о том, на что обращали главное внимание обследователи школы». Газета рассказывает о сегодняш­ нем дн^ двух школ-юбиляров. пока­ зывая на их примере бурный рост народного образования в стране. Пе- рехвальская школа, например, пре­ образованная в 1955 году в сред­ нюю, выдала уже 128 аттестатов зрелости своим выпускникам. Многие выпускники обеих школ получили высшее образование. ^ Перестройка системы народнот» образования в стране открывает пе­ ред школами новые перспективы. В статье И. Прасолова и В. Лу-* кина тепло говорится об учителях Перехвальской и Ягодновокой школ, директоре Ягодновокой семилетней школы Михаиле Владимировиче Молчанове, Агнии Михайловне Мол­ чановой и директоре Перехвальской школы Анне Максимовне Дороховой, награжденных за свой труд прави­ тельственными наградами. О д и н н а д ц а т и л е т к а Учеба в Липецкой школе № 29 с нынешнего дня пойдет по новой 11-летней программе. Есть в школе мастерские: механическая, слесарная, столярная, швейная. Здесь закладываются основы знакомства с производст­ вом. Начиная с девятого класса, учащиеся будут два дня в неделю по о часов работать на заводах «Стройдеталь», Новолипецком металлургическом и других. Для руководства работой школьни­ ков руководители предприятий выделяют опытных специалистов. Учащимся предоставляют спецодежду, труд их будет оплачиваться. Два года (9 и 10 классы) будут школьники учениками рабо­ чих на предприятиях, на третий — им присвоят разряды рабочих- столяров, токарей, шоферов-механиков, мастеров-швейников. Многим школьникам не терпится: скорее бы стать за станок и сделать полезную вещь своими руками. Вот и пришли ребята по­ знакомиться с мастерскими. Об этом и рассказывает снимок, публикуемый ниже. Л . СЕРЕБРЕННИКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz