Ленинское знамя. 1959 г. (г. Липецк)
1 сент ября 1959 г., М? 205 (15701 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Сегодня начинается ! новый учебный год В Д О Б Р Ы Й Ч А С ! О Т Б ез о т ры в а ' произ водс т ва Московский ор дена Трудово г о Красного Знамени институт стали имени И. В. Ста лина в этом году проводил прием студентов на пер вый курс не только в Москве, но и в городах Электростали и в Ли пецке. В Липецке создан вечерний факультет института. Наряду с ме таллургами почти всех специально стей инженерную квалификацию здесь будут получать машинострои тели по станкам и инструменту, строители по гражданским и про мышленным сооружениям. Это обстоятельство обусловило при ток в институт большого количест ва молодых людей самых различных профессий— фрезеровщиков и слеса рей, литейщиков и сталеваров, до менщиков, крановщиков, строителей разного профиля и т. д. Среди по давших заявления о приеме (а их было 837) едва ли наберется более 80 молодых людей, которые не ра ботали на производстве. Из 463 че ловек, принятых в Липецке на це- Вечерний факультет Московского института стали в Липецке Творчески работает в Липецкой средней школе № 2 учительни ца начальных классов Евдокия Петровна Ольчук. Среди ее уче ников нет неуспевающих. • На снимке: Е. П. О льчук. Фото Л . Ч е ркашина. чернии и дневные факультеты 245 имеют производ ственный стаж бо- ^ лее двух лет. Подав л я ю щ е е большинство производственников успешно сдало вступительные экза мены, и приемная комиссия с боль шим удовлетворением вынесла ре шение о приеме в число сту дентов таких передовых рабочих, как фрезеровщики ЛТЗ А. В. Пет ров и В. М. Кузнецов, земледел литейного деха радиаторного за вода Г. В. Ермолаев, мастер СМУ-1 В. П. Вадиков, газовщик завода «Свободный сокол» В. В. Поля ков, старший контролер ОТК ста леплавильного цеха Новолипецкого завода С. 3. Афонин. 35 юношей и девушек приемная комиссия в Липецке отобрала для обучения на дневных факультетах института в Москве, Коллективы заводов «Свободного сокола». Новолипецкого металлурги ческого, Липецкого тракторного, треста «Лииецкетрой» за летние ме сяцы многое сделали для того, чтобы к началу учебного года отстроить (практически заново) здание для на шего факультета. Сантехники и электрики так же, как и строители, делают все, чтобы учебный процесс на факультете был хорошо обеспе чен. Благодаря энергии и энтузиазму строителей и руководителей участ ков, благодаря вниманию и постоян ным заботам работников совнархо за наш факультет получает прекрас ное здание, полное света и воздуха. Жаль только, что вся эта работа не была закончена дней на 10— 15 раньше! Это позволило бы нам бо лее организованно приступить к занятиям. Коллектив преподавателей и -р а ботников факультета деятельно го товился к началу учебного года. В здании развертываются первокласс ные учебные лаборатории и каби неты, хорошая библиотека. Впереди год упорного труда и учебы. Сердечно поздравляя студен тов с началом нового учебного года на новом факультете в Липецке, мы желаем им успеха в их благородном служении своему народу, в труде и учебе. С. ШАРОВ, д екан факультета, пр офессор, доктор технических на ук. ОТЕЦ Федор ' I | " ОМОЙ Федор Тарасович ^ " тЖ Чернышев пришел немножко г * расстроенный. Молча снял спецовку, пополоскался под краном• и прошел на кухню. Жена заметила, как Федор Та расович вопросительным взглядом окинул комнату. Привыкшая за долгие годы совместной жизни по нимать мужа с полуслова, с полу намека, она сразу поняла, кого он хочет видеть. — Петя ушел к друзьям. Будет че рез час, — поспе шила она успоко ить мужа. — Еще не на гулялся?— покачал головой Тарасович. — Молодой ведь...-— коротко, но многозначительно проговорила жена. Федор Тарасович хотел что-то ответить, но промолчал. Сам еще только вчера говорил те же слова, а сегодня она лишь повторяет их, хотя эти слова почему-то стали ему неприятны. Почему? Он еще сам не разо брался, не понял, почему это сего дня пришло, но это было так.^ И всему виной секретарь партийной организации ТЭЦ. с которым старый Чернышев беседовал всего часа два назад. Беседа взволновала, и он весь вечер ходил расстроенный, хо тя расстраиваться, собственно, бы ло не от чего. К секретарю партийной органи зации станции Николаю Ануфриеву он зашел после работы, как захо дил уже не однажды. Тот сидел за столом, просматривал обширный список и делал какие-то пометки красным карандашом. Чернышев заглянул в список, но, ничего не поняв, отвернулся. — Что, не нравится списочек?— улыбнувшись, спросил Ануфриев.— А я вот радуюсь этому, — и он оживленно похлопал ладонью по листу бумаги. — Чему это?— не понял Чер нышев.— Я ведь ничего здесь уди вительного не вижу. Одни фамилии, и только... — И только, говорите? Нет, Фе дор Тарасович, не только. Смотри те, что написано против каждой Фамилии... Это вы и не заметили. Бот. «Мишкин, машинист турбины •— техникум». «Тормышев, стар ший машинист турбины — техни кум». «Попадьин. старший маши нист турбины— техникум»... Крюч ков, Еевеюсин, Субботин,.. Да О Ч Е Р К здесь только из одного цеха трудно перечислить, а ведь учиться идут и учатся люди из всех цехов. Ведь каждый третий рабочий станции! Понимаете!.. — Что ж, неплохо... >— Очень хорошо! Вот сижу и думаю, что будет ч е р е з пять — шесть лет? В кон це семилетия? А? Какая будет стан ция и какие лю- Представляю мысленно, но И СЫН она ди?^ слабо. Среднее техническое образо вание у каждого специалиста. А как эти специалисты с высшим и средним образованием будут обслу живать технику! И как мы вооб ще продвинемся далеко вперед по пути технического прогресса... — Моло д е ж ь! Ей ведь все доро ги открыты. Вот и начинает задавать тон... — Открыты — это верно,— снова горячо подхватил Ануфриев. — И все же большинство молоде жи пошло в высшие учебные заве дения через завод. Сколько в пос леднее время мы приняли молоде жи с десятилеткой. И все они, поч ти все учатся... Долго еще говорили о молодежи, об учебе. Говорили дружески, просто, ничего особенного в этом разговоре не было, но вот встрево- л:ил этот разговор душу старого ра бочего. И все из-за сына, из-за Петьки... Вернулся он из армии. Гуляет сейчас, готовится к поступлению в институт. Выбрал медицинский. А почему — неизвестно. Гордился его отец своей профес сией энергетика, но посоветовать ее сыну не смел. Поддерживал его желание. Пусть учится, а нарабо таться еще успеет всегда. Тем бо лее. что материальное положение семьи крепкое, здоровье главы семьи также хорошее. Так почему не учить сына?.. А энергетика ■— что ж, не всей же семьей ею зани маться.. Но так он думал до последне го дня. И.вот Ануфриев всколых- ну-т его душу7, вызвал в нем свою рабочую гордость за профессию, заставил иодумать о многом, что ЛУЧШ АЯ В Р А Й О Н Е Каждую осень в пятый класс Яб- лоновокой семилетней школы Воск ресенского района приходят учиться выпускники начальной школы села Вуравцево. — Уже много лет,— говорит ди ректор семилетки В. М. Точилки- на, — эти ученики показывают во всем пример: вежливые и аккурат ные, они хорошо учатся по русско му языку и по математике. Таковы результаты работы от личницы народного образования Зои Ильиничны Котовой. Буравцевекая школа,, где работает она заведую щей, уже десять лет не имеет вто- рогоД 1 Н 1 Ик о® и считается лучшей в районе. — Самое главное,— говорит 3. И. Котова, — приучить детей к само стоятельной работе, потому что в двухкомплектной школе им прихо дится заниматься самим в классе половину, а то и большую часть урока. Весной и летом жизнь в Бурав- цевской школе не затихает. Дети работают на огороде или в саду, учатся выращивать на опытных грядках те культуры, которые сеют на колхозных полях. Так в начальной школе села Бу- равцево у школьников с детства закладываются важные черты ха рактера— любовь к занятиям и тру долюбие. раньше, казалось, было решенным. Верно ли Петр выбрал путь? Не свихнется ли? Ведь, кроме школь ной парты да армии, он ничего не видел. А если и впрямь пойти ему на завод вместе с отцом и уж там окончательно выбрать путь на всю жизнь? Не лучше ли будет?.. По тому и пришел отец с работы не много расстроенный, задумчивый, каким дома его редко видели... Вечером, когда Петр вернулся, Федор Тарасович посмотрел на не го как-то особенно пристально. Но тот сел за книги, а отец так и не решился начать откровенный раз говор. Все же крепко засела в ду шу мечта: выучит сына, а уже затем пусть смело идет в жизнь... И ои молчал. Молчал, пока сын го товился, молчал, и когда он поехал в Воронеж сдавать приемные эк замены, хотя на душе постоянно было неспокойно. И лишь когда сын вернулся из Воронежа с хоро шо знакомой и не радующей фразой: «Не прошел по конкурсу», Федор 1арасович принял последнее реше ние, которое уже не изменилось: Петр пойдет на завод. Сам Федор Тарасович с четыр надцати лет начал батрачить, рабо тал на кулаков. А теперь... Сьгн закончил десятилетку. А с таким образованием легко постигают все производственные профессии. И он тот же день заявил сыну: Все, Петька. Иди на завод, —1 Работать? Ст ройное, звонкое пение доно сится из открытых окон детского сада № 29. Но это не обычный м узыкальный час. Се годня здесь торжественный день. 16 м альчи к ов и девочек шли сюда утр ом с больш им во лнением. С некото рыми пришли их родители. И не потому, что привыкли считать сво их детей еще «маленькими», что их нужно провожать. Совсем на оборот. Сегодня эти мальчики и девочки чувствуют себя повзрос левшими, поумневшими. Ведь ско ро они сядут за парту. Их воспитатели и младшие то варищи празднично убрали ком наты детсада. Везде букеты жи вых цветов, на стене большой портрет Ленина и плакат «Привет школьникам!» Сколько веселых песен спето в стенах этих светлых комнат, сколько разучено танцев, прослу шано сказок! Навсегда ушли эти неповторимые дни, которые сдру жили ребятишек, пробудили в них первые чувства товарищества и дружбы. «Виновников» торжества совсем нетрудно различить в об щей толпе детей: одеты они на рядно, у всех на головах венки из цветов. Заведующая детсадом Клавдия Платоновна Плисеина поздрав ляет своих питомцев с днем вы пуска, с началом новой жизни. В ответ дети обещают хорошо учиться, слушаться старших, быть старательными и трудолюбивыми. В день прощания с родным детским садом, где прошло столь ко счастливых и радостных дней, приятно спеть свои любимые пес ни, исполнить разученные танцы, хороводы. Дружно аплодируют малыши своим старшим товари щам, которые на прощанье устро или праздничный концерт. Спасибо скажем партии, Родине Советской За светлое и ясное, И радостное детство! — поют ребята. Всем ребятам -— и завтрашним школьникам, и их младшим това рищам — вручили праздничные подарки. — Надеемся, что школа оста нется довольна нашей «продукци ей», — говорит воспитательница старшей группы Нцна Михайлов на Карелина.—Дети развиты, зна комы со счетом, непринужденно Кедут беседу, интересуются рисо ванием, лепкой, конструировани ем, послушны, трудолюбивы. Но жаль расставаться с ними и вол нуешься за них: как-то им будет в школе? Сереже Колтыреву — 7 лет. Это скромный, воспитанный мальчик. — Я уже все к школе подгото вил: и учебники, и портфель, и даже в парикмахерскую под стричься сходил. — Думаю, что в школен ему будет нетрудно, — говорит мать Сережи Людмила Георгиевна Колтырева — работник автоко- лднны № 2. — Он у меня ста рательный, послушный, а главное —трудолюбивый, первый мой по мощник по хозяйству. Подошло время обеда. Ничто не нарушает установленного режима, даже такой торжественный день. Дружно идут ребята мыть руки * Лето пионерское, лето трудовое На родных полях Лето прошло интересно. Ребята совершали экскурсии и походы в Липецк и другие города. Собирали коллекции для уроков зоологии и ботаники. Смотрели кинофильмы, читали художественную литературу, занимались спортом. Но учащиеся Троицкой семилет ки, как и многие другие школьники Боринсжого района, летом не только отдыхали, но и активно помогали родному колхозу. Как только началась уборка уро жая, в поле и на току можно было видеть старшеклассников. Особенно хороню трудились Тоня Студеники на, Маня Загорских и другие. Из юных животноводов, которые пасли телят, отличились Миша Худяков, Ваня Пыптин, Шура и Миша Лихо- перские. Каждый из них за лето за работал более сотни трудодней. А. ДАДОНОВ , заведующий учебной частью Троицкой семилетней школы Боринского района. перед обедом, потом рассажива ются за маленькие столики. В последний раз заботливо рас ставляет тарелки на столиках го лубоглазая девочка с белым бан том в светлых волосах — Вера Пикалова. Спросите у любого «выпускни ка» и «выпускницы» детсада: хо чется ли им в школу? И они от ветят: да, очень! Их интересует новая жизнь, которая начнется завтра. Но как жаль сегодня рас ставаться со своими друзьями по группе, воспитателями! Каждый подходит к своей воспитательни це попрощаться. —«Смотрите, не шалите в шко ле, хорошо учитесь! — напутст вуют своих питомцев воспитатели Нина Михайловна Карелина и Дина Иосифовна Голошубова, це луя их на прощанье. Прощай, прощай, детский сад! И грустно, и радостно ребятам перед этим вступлением в новую жизнь. Сразу повзрослеют они в школьной форме, с портфелями и сумками в руках. Станут серь езнее, когда столкнутся с новыми заботами и первыми трудностями. Первого сентября их встретит ласковый и требовательный друг, новый дом — школа. Впереди у них — чудесное вре мя познания мира и наук, труд, который сделает их строителями и современниками коммунизма. В. ПОПКОВА. На снимке (слева направо): выпускники детского сада № 29 Наташа Дериглазова, Женя Кир санов, Валепий Чеботарев. Фото Л . Черкашина, Навстречу жизни Ивана Михайловича Стародуб- ров'ского, директора Лев-Толстовской средней школы, в начале лета мож но было видеть, казалось бы, за совсем не директорским занятием: высоко засучив рукава и вооружив шись лопатой, он после уроков вме сте со своими питомцами работал на пришкольно-опытном- участке. Жизнерадостные, бронзовые от за гара ребята старательно взрыхляли гряды, поливали капусту, помидо ры, сажали цветы. Легко справлялись ребята с по ливкой. К школе подведен водопро вод, сделаны ответвления труб по всему участку. Гордостью школьников является теплица и парниковое хозяйство. • • • В теплице круглый год ведется ин тересная опытническая работа. На территории школы заложен фруктовый сад, посажено много де коративных деревьев. Труд школьников был хорошо ор ганизован. Работа велась по плану. Крепнет материальная база шко лы: уже приобретены автомашина, трактор, сельскохозяйственный ин вентарь. Для юных музыкантов куп лен комплект инструментов духово го оркестра. Несмотря на то, что школа вегу* пила в строй только в начале про шлого года, педагогический коллек тив уже сделал много для всесто роннего обучения и воспитания учащихся. Б. СТЕЦЮ К. Юные животноводы На животноводческих фермах сельхозартели «Тринадцатый Ок тябрь» Хворостянского района ле том работали ученики Салтыкоз- ской оешлетней школы. За Колей Озеровым и Алешей Ро машкиным было закреплено 50 те лят. Ребята за ними ухаживали очень старательно, и каждый теле нок давал в сутки 600— 700 грам мов привеса. А вот Сима и Федя Федотовы вместе со своими друзьями шефст вовали над молодняком свинопого- ловья. За ними было закреплено 400 поросят. Много было хлопот у Вани Под- вязкина и Вани Мартынова, кото рые пасли 200 прошлогодних тело- чек. Усердно ухаживал за лошадь ми Петр Голубев. Работая в животноводстве, школь ники изучали правила ухода за скотом, приобретали трудовые на выки. — Школа может гордиться ими, — говорит председатель колхоза Ни колай Павлович Погадгков. ^ ■ Н. ПУЗИКОВ. П Е Р В О Е С Е Н Т Я Б Р Я . Хорошо проснуться на заре, Подойти к раскрытому окошку, В школу, что белеет на бугре, [ Так зовет знакомая дорожка. Прозвенит звонок. Я в класс войду, В царство детских глаз и новых книжек, В день грядущий честно поведу По дороге светлой ребятишек. Пусть на той заветной высоте, На какую нас взнесет эпоха, Ученик не скажет обо мне, Что учитель с ним работал плохо. В. ЗУБОВ, учитель Засосненской семилетней школы Краснинского района. ♦ | ♦.« , , ♦. ♦♦ ♦, ♦♦ „ *♦ ♦♦ ♦♦ „ ,* ♦* ♦♦ ♦* ♦♦ ♦♦♦♦ ♦♦—♦♦ ♦♦ ♦♦ —————— По страницам газет В ек тому назад... >— Не танцевать, конечно. “ А как жб с учебой? И снова Федор Тарасович вспом нил недавний разговор с Ануфрие вым; Теперь все это стало так по нятно. что иного ответа сыну не дашь: — Завод, профессия покажут и дорогу в институт. Иди... И вот в один из сентябрьских дней прошлого года Петр Чернышев вместе с отцом пришел на ТЭЦ Но волипецкого завода. В турбинном цехе, куда Петра направили учеником, встретили мо лодого парня по-товарищески, по могли овладеть префессией. Первые дни и месяцы для него явились не только днями упорной учебы по овладению сложной техникой, но и днями познания жизни трудового коллектива ТЭЦ и всего завода. И тут произошло очень важное событие: полюбил Петр новое дело, всей душой полюбил. Он стал по мощником машиниста турбины. Так что же, в свои двадцать с лишним так и остановиться на достигнутом? Нет, этого уже не потерпит сама жизнь и уже сейчас она начинает наталкивать на новые пути. Да и как останавливаться ему, молодому парню, для которого только теперь действительно открылись все пути в будущее? Ведь если его отец, прежде чем стать помощником ма шиниста турбины, прошел более чем тридцатилетний трудовой путь, то ему потребовалось всего лишь три месяца, за которые он отлично изу чил технику и начал самостоятельно ее обслуживать. Значит, и здесь для него, как для молодого специалиста, остается единственный путь — путь учебы. - И если в прошлом году Петр хо- тел поступать в медицинскин, то теперь свою жизнь, свое будущее он связал с энергетикой и начал готовиться к поступлению в заоч ный энергетический институт. И снова Петр засел за учебники, которые теперь для него стали бо лее понятными... А совсем недавно он успешно сдал приемные экзамены в институт. И не было досадной фразы «Не про шел по конкурсу». — Вот теперь я уже прочно встал на ноги. Путь мой определен раз и навсегда! — не без гордости ска зал он отцу. Для старшего Чернышева это также была немалая радость, но он высказал на этот счет и свои мыс ли: — Все это хорошо, но наш совет не обегай. Мы, старики, еще приго димся вам, молодым, во многом. — Вы уже вволю поработали.— улыбнулся сын. — Отдохнуть бы вам... Во вторвм эшелоне. 1— Это мы-то во второй эшелон? Ну, нет, сынок! Рано нам туда. Ты слышал про бригады коммунисти ческого труда? — А как же? — А каш е бригады получили это звание на нашем заводе? Сын улыбнулся: — Знаю, знаю, папа, ваша брига да. II вымпелом вас наградили, и фотографию в красном угоже пове сили. Видишь, все знаю! Это, конеч но, здорово! Молодцы старики! Но будущее все-таки принадлежит нам, молодым. Мы пойдем дальше вас... С. ш о п и н , М ашинист турбины Т Э Ц Новолипецкого завода, В 1859 году в селах Перехвали и Ягодном Данковского уезда от крылись приходские училища. Ка кими были эти школы, можно су дить по данным,' взятым из отчета об обследовании Ягодновского учи лища в 1867 году. «...Во время осмотра училища было налицо 5 мальчиков. Двое, учившихся три года... читают, но неосмысленно и без понимания, мо гут писать под диктовку слова; счи сление знают до 1000, но не могут решить легкого примера на сложе ние. Из трех, учившихся две зимы, не все знают молитвы, из священной истории рассказывают мало, один читает разборчиво, может писать сказанные слова, может выразить счисление до 100, а двое остальных могут едва читать по складам и пи сать буквы...» Члены Данковского общества краеведения И. Прасолов и В. Лу кин, опубликовавшие свой рассказ об^истории двух данковоких школ в районной газете «За коммунизм», пишут: «Эта часть отчета красноречиво говорит о программах, методах ра боты, посещаемости и успеваемости учащихся того времени, а также и о том, на что обращали главное внимание обследователи школы». Газета рассказывает о сегодняш нем дн^ двух школ-юбиляров. пока зывая на их примере бурный рост народного образования в стране. Пе- рехвальская школа, например, пре образованная в 1955 году в сред нюю, выдала уже 128 аттестатов зрелости своим выпускникам. Многие выпускники обеих школ получили высшее образование. ^ Перестройка системы народнот» образования в стране открывает пе ред школами новые перспективы. В статье И. Прасолова и В. Лу-* кина тепло говорится об учителях Перехвальской и Ягодновокой школ, директоре Ягодновокой семилетней школы Михаиле Владимировиче Молчанове, Агнии Михайловне Мол чановой и директоре Перехвальской школы Анне Максимовне Дороховой, награжденных за свой труд прави тельственными наградами. О д и н н а д ц а т и л е т к а Учеба в Липецкой школе № 29 с нынешнего дня пойдет по новой 11-летней программе. Есть в школе мастерские: механическая, слесарная, столярная, швейная. Здесь закладываются основы знакомства с производст вом. Начиная с девятого класса, учащиеся будут два дня в неделю по о часов работать на заводах «Стройдеталь», Новолипецком металлургическом и других. Для руководства работой школьни ков руководители предприятий выделяют опытных специалистов. Учащимся предоставляют спецодежду, труд их будет оплачиваться. Два года (9 и 10 классы) будут школьники учениками рабо чих на предприятиях, на третий — им присвоят разряды рабочих- столяров, токарей, шоферов-механиков, мастеров-швейников. Многим школьникам не терпится: скорее бы стать за станок и сделать полезную вещь своими руками. Вот и пришли ребята по знакомиться с мастерскими. Об этом и рассказывает снимок, публикуемый ниже. Л . СЕРЕБРЕННИКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz