Ленинское знамя. 1959 г. (г. Липецк)
иаздз*?,»эдьа1ч *таияш1 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я в ш | т 1959 г., N 18 3 (1548) * п <-' у . I т - _ Г ^ Семилет ка ;; ------ ^ ------- •- * ✓ > - • " " * '***' в де йствии Г • л Д. 1 ^ .. ^ г5 ^ й З * & ^ ^ „ 1 Н | Л _ . . . . _ , К - ^ ■ - ‘ ^ 3 ^ 1 З Г л - К / > 5 — . . . < - Л Л & „ , | Г тХУ > - ':^ а й 4 ; -^ ^ / а . Ш ’ ' к Л / / а , ' - и , щ ш ™ к е о - г р у б о э л е к т р о с в д р о т ^ ^ « ^ ^ ' И > 60 Э Л Е ^ ^ Ч № ' ^ ^ ^ ' ^ ^ Й г ^ ч ' к вьч Ц ЕХИ . . . , , . г ,с ,^ ':^™ % г & Ж $ 2 ”> \г ,---------- - г А , РБМОНТН *л . " '■ •;.■ > Щ ?г% /1/,' Г ^ / Л Л к '* - ' ^ * — ^ - т т т г т . • Ц ЕХ ИЗЛО ЖНИЦ ДОМ ЕННЫЙЦЕХ / , ;-п Щ ,;, т Ш Щ м т в т ж т п , ( ^ ^ А д / г ' / Л & / :! * *-■ с р г / , л ^ — ..^ш>,'1М//; . •■:>^ •/ ХИМИЧЕСКИЙ Ц ЕХ ^ . а л г ~* о * с < ’Г Я Ш а С . а : 1'У^--- ъ ( \ 4 ^ 1 \ ... -Х-С-Ч -ай^'9'1 к‘ С г ^ 1 " Е ОЕ ХОЗЯЙСТВО.' "‘ ЛАБОРАТОРИЯ 4 ^ Ч у ' Х Г Г ' ч А ^ " •■ 'V V * • - ^ Г " Д % ч ч ' г п п % р в ^ ® ® \ — ^ ^ Р г К р \ -> -ч ; Э л е к т р о с т а л е й ^ ? : Ц ЕХ НАГРЕ ВАТ ЕЛЬНЫХ^ 6 ^ К0^ Д Ц Е В _ , ^ ^ и . , ^ - ^ 1 - 4 — ■ >^У&. ., V ^ ш 7 ф ' < Щ //1 ■ / “ - а А Г л * - * - л - « г. I &<г Ш> " * * \ * ' О . . . . ' * С Г Ч -.-■ й - «■ «еч- ‘« ч ; . ' ПИП ЕЦНАЯ И Д Завтрашний день Новолипецкого т металлургического завода ■ Гб'З&ц ^ В редакцию газеты «Ленинское знамя» поступает мно го писем, в которых наши читатели просят подробнее рас сказать о перспективах развития Новолипецкого завода. Этот завод, как известно, превращается в важне йшее ме таллургическое предприятие в центре страны, по мо щно сти равное нынешне й Магнитке. Ниже пу бликуется запись лекции инженера Новолипец кого завода В. И. Котова, в которо й дается о бстоятельны й ответ на вопросы читателей, & 5К Ос н о в а основ Тысячи лет назад люди научи лись выплавлять из руды металлы, и с тех пор они надежно и неиз менно служат человечеству. В на стоящее время нам известно около 80 различных металлов, и все они в то й или иной мере используются на благо человека, * Однако главным металлом уже продолжительное время является самы й распространенный в приро де, а значит, и самый дешевый — железо в виде стали и чугуна, яв ляю щихся сплавами железа с у г леродом. На долю чугуна и стали прихо дится около 94 процентов произ водства всех металлов в мире. По смотрите вокруг, и вы увидите всю ду изделия из чугуна или стали. Начиная от маленько й иголки, кончая огромными тур бинами гид ростанци й, тяжелыми мет аллооб рабатывающими станками на наших заводах. — все изготовлено из ме талла, которы й в науке и в обще житии называют железом. Сталь и чугун — основа основ наше й социалистической промыш ленности. нашей экономической и оборонно й моши. Возьмите «Контрольные цифры развития народного хозя йства СССР на 1959— 1965 годы». В разделе «Тяжелая индустрия» перв ой упо минается черная металлургия- Здесь записано: «Предусмотреть ускоренное раз витие черно й металлургии и осо бенно ее железорудно й базы», а дальше идут цифры: «В 1965 году выплавить 65— 70 миллионов тонн чугуна, или на 6 4— 77 процентов больше, чем в 1958 году, стали — 86— 91 миллион тонн, или на 57— 66 процентов больше, произвести проката 65 — 70 миллионов тонн, или на 53— 63 процента больше, и т- д ». Цифры эти свидетельствуют о том огромном значении, которое при дает черно й металлургии наша Коммунистическая партия. Решения XXI съезда партии о дальнейшем развитии тяжелой ин дустрии Советского Союза имеют непосредственное отношение и к Липецкому экономическому району, к Новолипецкому металлургическо му заводу. В контрольных цифрах сказано: «...будет значительно рас! Ширен металлурпгаески й завод н Липецке». Выступая на июньском Пленуме ЦК КПСС, член Президиума ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС тов. А. Б. Аристов сказал: «На днях в Бюро ЦК и в Совете Министров РСФСР рассматривалось проектное задание развития Ново липецкого металлургического за вода. Имеется в виду на базе бо гате йших замечательных руд Кур ской магнитной аномалии создать в центре европейской части стра ны крупный металлургический ком бинат, по мощности равны й ны нешней Магнитке». На р у д а х К МА Богатейшие залежи железных руд Курской магнитной аномалии более 200 лет волнуют ученых, плановиков и проектантов. КМА— это обширны й железнорудный бас се йн. Территория его между Орлом и Белгородом протяженностью до 600 километров и шириной до 100 километров изо билует месторожде ниями железа, в которых мощность рудных пластов на севере достигает 40— 60 метров, а на юге— 300— 350 метро» и более. Руды КМА от личаются легко й восстановимостью, высоким содержанием железа (до 69 процентов) и малым — кремне зема. Запасы руд КМА баснословны. Только в районе г. Белгорода раз ведано 16— 17 миллиардов тонн прекрасной руды. Это превышает запасы Криворожского бассе йна в 10 раз и в 1 3 — 14 раз — запасы крупне йшего в США месторожде ния в районе озера Верхнего. Геологоразведчики отыскали ру ды, залегающие на сравнительно не большо й глу бине, — 2 5— 100 мет ров. Это позволяет организовать до бычу наиболее дешевым — откры тым способом. В настоящее время полным ходом идут подготовитель ные работы на Лебединском (Бел городская область) и Миха йловском (Курская область) месторождениях. Лебедински й рудник, где уже вы полнено более 10 миллионов к у бометров горных работ, должен вступить в эксплуатацию в нынеш нем году. Первая очередь этого рудника будет давать 1,5 миллиона тонн руды в год. В нынешнем же году предполагается начать добычу на Миха йловском месторождении. О ба рудника оснащаются горно й и транспортной техникой непрерыв ного действия. Будут широко при меняться роторные экскаваторы и конвейеры, цепные многочерпако- вые землеройный машины и мо щ ные земснаряды. За семилетие рудники развернут ся на полную проектную мощность и дадут 80 процентов всей добычи руды на КМА. Это будут по суще ству мощные железорудные комби наты, располагающие совершенны ми механизированными и автомати зированными дробильно - обогати тельными и агломерационными фаб риками. Отсюда дешевая, богатая железом руда по йдет на металлур гические заводы. Но куда? Где перера батывать не сметные сокровища КМА? Здесь, непосредственно возле железоруд но й базы, или везти их на отда ленные заводы? Конечно, выгоднее плавить руду на месте. Но ведь заводов в Белгороде и Курске нет, строить новые долго и очень дорого. В мирном соревновании с Амери ко й нам дорог каждый час! Поэтому ученые и плановики ре шили: первое время руды КМА ис пользовать на близлежащих метал лургических заводах Липецка, Тулы и Юга страны. Для это й цели дей ствую щие заводы будут значитель но расширены. Расширение заводов даст возможность сразу вводить в эксплуатацию кажды й вновь по строенный цех, а не ждать, когда будет готов целы й комплекс. Кроме того, проектиров щики утверждают, и не без основания, что расширение старых заводов, даже очень боль шое, обходится много дешевле ново го строительства на голом месте. П е р в ы е „ л а с т о ч к и «« В настоящее ки й металлу, ляется круш ш в 1ЩШ1 1 Я теш ремя Но вбл йпёц-! веский завод яв- предприятием, про изводя щим лит йный чугун, сталь, тонкий стальной лист, фасонные’ стальное и чугунное литье. Сталь и прокат наш завод начал выпускать в последние два года. В 1957 году был сдан в про мышленную эксплуатацию цех го -; ряче й прокатки, где установлен/ перв 'ый в Советском Союзе широко' подосны ц, стан с моталками в га' зовых печах. Стан предназначен для горяче й прокатки тонкой полосы сечением 1,5— 5,9x600— 1000 миллиметров из углеродистых и электротехниче ских сталей. При чистово й клети стана установлены газовые печи, а в них — моталки. Таким о бразом, полоса металла во время прокатки - непцерывно подогревается, сверты ваясь в рулоны и вновь разверты ваясь, столько раз, сколько ее про пускают через стан. В минувшем, 1958 году на за воде был введен в эксплуатацию крупны й литейный цех, осна щен ны й совершенным оборудованием. Он дает сейчас литье крупным ма шиностроительным заводам Москвы и других городов центра России. В дальне йшем здесь будет налажено производство литых деталей для заводов нашего экономического рай она. В нынешнем году начал выдавать промышленную продукцию электро сталеплавильны й цех, также осна щенны й новейшим оборудованием. Электродуговые сталеплавильные^ печи, установленные в этом цехе,; не имеют себе равных в наше й стране. Они отличаются от су щест вующих электропече й тем, напри мер, что имеют поворотный свод, устройство для электромагнитного перемешивания жидкого металла и механизм вра щения ванны. В наших электропечах оригиналь но решена система удаления шлака, а также созданы механизмы накло на, подъема, поворота свода и пе чи. Это дает возможность липецким ^д(.т[рД, Это единственные в своем сталеварам быстро освоить произ водство электротехнических стал ей высших сортов. Электросталеплавильный, прокат ный и литейный цехи, введенные в строй в 1957— 58 годах,— первые «ласточки», да ющие только некото рое представление о том, что бу дет построено на заводе. е з с ы р ы х м а т е р и а л о в Руда и известняк — сырье для доменных пече й. Однако домны Но волипецкого завода в 1965 году полностью откажутся от сырых ма териалов. Здесь будет плавиться только офлюсованны й агломерат. Вся руда с КМА по йдет на агло мерационную фа брику, (Строитель ство фабрики - начнется в будущем году). Сюда же будут доставляться сы ро й известняк, мелкий коксик, ант рацит и такие отходы производст ва, как колошниковая пыль из до мен и окалина из прокатных и тру босварочных цехов. Все эти ком поненты, тщательно перемешанные, будут спекаться на , агломерацион ных машинах непрерывного де йст вия. Дав айте мысленно зайдем на бу дущее предприятие. Вас удивляет, что в цехах очень мало людей? Да. Фабрика высоко- механизирована и автоматизирова на. Те, кого вы видите, только об служивают машины, устраняют и предупреждают неисправности. Это механики — люди с высшим или средним техническим образованием. Вот прибыл эшелон с рудо й. По счита йте, в нем, кажется, 60 ва гонов. Через 40 минут весь состав будет разгружен. Как? Это сделают мощные вагоноопро- кидыватели. Захватив несколько открытых вагонов в свои объятия, они поднимают и опрокидывают их вверх колесами. Мгновение — и ва гон разгружен. Из гигантских бункеров мелкая руда систе мой транспортеров по дается в производственные цехи фа брики. Транспортеры, дозаторы, весы и затворы бункеров, сбрасыва тели с одного транспортера на дру го й, смесители, агломерационные машины и другие узлы и агрегаты фа брики сблокированы, управление ими осуществляется с помощью кнопок. Блокировка управления взаимо де йствую щими узлами позволяет нажатием кнопки остановить целую систему транспортеров и дозаторов. В случае если где-либо на линии произошла поломка, оператор оста навливает разом все транспортеры, подающие сюда материалы, и тем предотвращает нагромождения и за валы. расчистка которых весьма трудоемка. Известняк Студеновского ' карье ра также с помощью транспор терно й системы прямо из бункеров Сшеновско й дробильн ой фабрики будет подаваться в приемные ямы агломерационно й <фабрики и на из вестковые обжигательные печи. Отлично подготовленны й для плавки материал — офлюсованный агломерат— транспортеры пе ребро сят в бункера доменных пече й. Грузчиков с лопатами вы не встретите нигде на всем заводе. Лопата будет применяться разцр только для уборки мусора. Б у д е т с в о и к о к с Доменные печи пожирают огром ное количество кокса. Даже там, где в плавку поступает обогащен ная руда или агломерат, содержа щие более 49 процентов железа, расход кокса на тонну выплавлен ного чугуна достигает 700 кило граммов. Нетрудно представить, сколько потребуется кокса домен ным печам, если они будут выда вать тысячи тонн чугуна в сутки. Завод пока пользуется привоз ным коксом. Это невыгодно. Во- первых, при перевозке кокс бьется, измельчается и дает много отходов, непригодных для домен; во-вторых, мы не имеем выбора и вынуждены давать в плавку т>ако й сорт кокса, какой нам пришлют. Лучше, когда металлургический завод имеет свой коксохимический цех. Строительство этого цеха сейчас идет полным ходом. В ближ айшее время наши коксовики выдадут первый липецкий кокс. 1 3 углеобогатительных фабрик Донбасса готовятся обеспечивать мытым, хорошо очищенным от по роды углем коксовые батареи Ново- липецкого завода. Эшелоны с углем для коксохимического цеха, ТЭЦ и других нужд завода будут* посту пать потоком. Для разгрузки огром ного количества вагонов в цехе ис пользуют все те же вагоноопроки- дыватели, различного вида транс портеры и краны-углеперегружате- ли. Один мощны й вагоноопрокидыва- тель здесь уже устанавливается. Коксохимический цех по сложной сти и объему производства явится по существу крупне йшим самостоя тельным предприятием. Этот цех- завод, кроме мо щных коксовых ба таре й, имеет ряд цехов по пере ра ботке отходов коксования. Труд но сказать, какая часть продукции этого цеха наиболее ценна: кокс или химические вещества, получен ные из подсобных продуктов коксо вания. Ведь из газов, отходящих из коксовых батар ей, можно по лучать десятки и даже сотни раз личных ве ществ. В то время, когда в наш ей стра не не было коксохимическо й про мышленности, когда кокс мы вво зили из-за границы, немецкие фир мы предлагали русским заводчикам свои услуги в строительстве коксо вых батарей. Они ставили только одно условие — использовать без возмездно побочные продукты ко к сования. И за это право они бра лись на свои средства построить коксовые батареи в России. Существует мнение, что «Коксо- хим» в Липецке сильно загазует воздух. Говоря об этом, многие ссылаются на коксохимические цехи других заводов страны. Ничего подобного у нас не слу чится. Коксовые батареи цеха пол ностью герметизированы. Даже во время выталкивания кокса из пе чей газы в атмосферу не попадут. Все-побочные продукты коксования полностью утилизируются. Предприятия химической про мышленности получат из Липецка многие ценные полуфабрикаты. С помощью а в т ома т и к и А вот и новые домны. Вас удив ляет необычный их размер, высота? Да, они значительно больше старых роде, сооружения- Высокая производительность но вых ломрнньтх печей объясняется не только их большим объемом, но и тем, что доменщики здесь широ ко используют кислородное дутье, высокий нагрев дутья. А с помощью увеличения давления под колошни ком лучше используют восстанови тельную способность газов, приме няют хорошо подготовленные ших товые материалы. Различные приборы, основанные на последних открытиях науки, ав томатически измеряют давление, температуру, влажность дутья, сле дят за своевременностью подачи шихты в домну и уровнем засыпки. Все нарушения заданных режимов они исправляют самостоятельно, то есть полностью регулируют про цесс плавки. Полностью автоматизирован будет, например, такой процесс, как под готовка, взвешивание и загрузка шихтовых материалов. Автоматизи рованные вагон-весы будут наби рать материалы из бункеров, взве шивать их, передвигаться, точно останавливаться и разгружать без помогай человека по заданной про грамме. Одновременно сведения о наборе, взвешивания и загрузке материалов в домну будут переда ваться тотчас же мастеру. Поль зуясь этими данными, мастер смо жет задавать автоматам требуемую технологией программу работы. Комплексная автоматизация ва гон-весов позволит улучшить режим загрузки печей, высвободить ма шинистов вагон-весов. Применение многих автоматиче ских устройств иа наших доменных печах станет возможным потому, что мы будем иметь шихтовые ма териалы постоянного состава. Вполне возможно, что на новых доменных печах нашего завода бу дут применены счетные машины (над созданием их сейчас работают ученые), которые на основании ин струкции по ведению доменного процесса будут определять наиболее рациональные режимы работы пе чей и, анализируя все отклонения от заданных режимов, будут вычис лять величину регулирующего воз действия. Особенный интерес представляют унифицированные датчики сведе ний о важнейших параметрах в комплексе с автоматическими уст ройствами. Это даст возможность надежно и качественно регулиро вать ход доменных печей. До настоящего времени наши до менщики не имеют надежного, точ но работающего устройства для из мерения уровняГ шихты на Колош нике доменной кечи. Измерение с помощью зондов дает представление о состоянии шихты только в двух точках. По казания зондов не всегда досто верны. На новых доменных печах эта задача, вероятно, будет рршеяа. Из мерения уровня шихты будут про изводиться с помощью ультразвука. В настоящее время ведутся про мышленные испытания таких уль тразвуковых установок. Широкое использование хорошо подготовленных шихтовых материа лов, повышенного давления под колошником, высокой температуры дутья, применения кислорода, а также комплексных систем конт рольно-измерительных приборов и автоматических устройств позволит нашим металлургам добиться высо кой производительности доменных (Окончание на 4-й стр.). На днях в Бюро Ц К и в Совете Мини стров Р С Ф С Р рассматривалось проект ное задание развития Новолипецкого ме таллургического завода. Имеется в виду на базе богатейших замечательных руд Курской магнитной аномалии создать в центре европейской части страны круп ный металлургический комбинат, по мощности равный нынешней Магнитке. Характерной особенностью этого комби ната является массовое производство ли стового проката, электросварных труб различного диаметра и, что особенно важно, высококачественного трансфор маторного и динамного листа д^я элек тротехнических заводов Ленинграда, Мо сквы, Харькова, Запорожья и других. Мы надеемся, что это будет важнейший ме таллургический завод в центре страны- Из речи члена Президиума ЦК КПСС, секретаря ЦК КПСС тов, А. Б, АРИСТОВА на июньском Пленуме ЦК партии. Г Я р *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz