Ленинское знамя. 1959 г. (г. Липецк)
' Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 22 июля 1959 г., N 170 (1535)' Партийная жизнь В о згл а в и т ь б о р ь б у з а т е х н и ч е с к и й п р о г р е с с , С о с то я ло с ь собрание партийного актива г, Ельца, обсудившее итоги июньского Пленума ЦК КПСС и за дачи городской партийной органи зации. С докладом выступил пер вый секретарь обкома партии т. Жуков. — Весь советский народ с горя чим одобрением встретил докумен ты июньского Пленума ЦК КПСС,— сказал т. Жуков,— и они повсюду находят живой отклик. Трудящие ся области, в том числе и Ельца, вскрывают крупные резервы для досрочного выполнения заданий се милетки. для быстрейшего техниче ского перевооружения промышлен ности, строительства, сельского хо зяйства. Всюду горячо поддержаны почины владимирцев, свердлов чан и предприятий других совнар хозов, позволяющие эффективнее использовать капиталовложения, находить новые резервы увеличе ния выпуска продукции. Предприятия Ельца досрочно. 25 июня, выполнили полугодовой план, выпустили сверх задания продук ции на 12 миллионов рублей, раз вернули соревнование за высокую производительность труда, механи зацию и автоматизацию производст ва, экономию средств и материалов. Завод «Прожекторные угли», на пример, строит производственный корпус с меньшим, чем предпола галось, количеством этажей. Это ча 1,5 миллиона рублей сократит за траты. Картонная фабрика вместо нового строительства ведет рекон струкцию предприятия, что сокра тит затраты с 4.8 миллиона рублей до одного миллиона. Коллектив элементного завода, подсчитав свои возможности, также решил значительно сэкономить средства, и ка к все предприятия Ельца, достигнут!, уровня произ водства, запланированного на конец семилетки, уже в 1964 году. В свете новых задач предстоит приложить большие усилия для вы явления и использования внутрен них резервов, технического про гресса. Об этом говорили докладчик и выступавшие в прениях. — На нашем заводе только за последнее время,— рассказал ди ректор завода гидроаппаратуры т. Колесник,— разработаны новые типы маслонасосов, агрегат для смазки машин масляным туманом, впервые в стране освоен выпуск магнитных сепараторов, маслонасо сов высокого давления. Готовимся к освоению гидродвигателей. Мы.стараемся не отстать от тре бований времени, идти вперед и вперед, сознавая, что содействуем успешному решению автоматизации и механизации страны. К 1960— 1961 годам на пред- ГЗД,;.*МТ-. • С собрания партийного актива г. Ельца * приятии будут четыре автоматиче ские линии по выпуску различных деталей, мы установим немало но вых станков. Уже в этом' году мы добьемся уровня производства, за планированного на 1960 год. Семи летку выполним за шесть лет. Огромное значение имеет то, чн> значительно оживилась работа ра ционализаторов и изобретателей, создается экспериментальная база, растут ряды передовиков производ ства. опыт которых становится до стоянием всех рабочих. Большинст во в коллективе учится в технику ме, в школах рабочей молодежи, на курсах технического минимума. На трибуне — директор элемент ного завода т. Лямин. — В течение семилетки, говорит он. — наш завод станет предприя тием комплексной механизации и автоматизации. Каждый полон же лания внести свой вклад в досроч ное осуществление заданий семи летки. Об этом свидетельствует хо тя бы такой пример. В дни смотра резервов производ ства было подано свыше 700 пред ложений, направленных на даль нейшее совершенствование произ водства. лучшую организацию ра бот. 130 предложений уже вне дрено. Много внимания собрание удели ло вопросам осуществления наме ченных организационно-техниче ских мероприятий, рекомендаций городской технической конферен ции, повышения роли конструктор ских бюро. О создании филиала научно-ис следовательского института на за воде «Прожекторные угли» расска зал начальник планово-производст венного отдела этого предприятия т. Цигельман. — Филиал помогает нам решать вопросы технического прогресса. Многое дает организованная на за воде специальная группа по внед рению новой техники. Свыше ста рационализаторских предложений ■внесли работники завода за послед нее время, которые позволят сбе речь не менее 3 миллионов рублей. Важный вопрос поднял началь ник конструкторского бюро эле ментного завода т. Халявкин. Он предложил создать в городе курсы по подготовке конструкторов из чи сла передовых рационализаторов и изобретателей. —• Нашим рационализаторам не достает порой знаний для того, чтобы глубоко решать технические Что сделано по письмам читателей В адрес редакции поступило пись мо от И. Толчеева. Он жаловался на плохую работу фотографии № 8 артели «40 лет Октября», на то, что она задерживает выполнение зака зов трудящихся. Письмо было направлено в обл- промсовет для принятия мер. Отту- * Несколько лет подряд жители улицы С.-Щедрина г. Липецка ста вили вопрос о благоустройстве до роги на участке от водокачки до Студенок. Но дорога до сих пор остается разбитой, весной и осенью — непроезжей и почти непроходи мой. да нам сообщили, что жалоба об суждалась на собрании работников фотографии. Намечены меры .улуч шения обслуживания клиентов. На виновного в задержке заказов фо тографа М. В. Рубцова наложено взыскание. *Г* Об этом написала нам в редакцию Л. Ерохина. Из горкомхоза в ответ на ее пись мо нам сообщили, что улица С.-Щед рина включена в план благоустрой ства города, в конце III на ней начнутся работы. квартала вопросы, хотя у них рождается очень много ценных мыслей, идей,— говорит т. Халявкин. Он подчерки вает, что новый уровень механиза ции и автоматизации требует более совершенных кадров конструкто ров, которые должны вырасти пре жде всего из людей с творческим огоньком, какими являются рацио нализаторы и изобретатели. Интересным было выступление токаря завода гидроаппаратуры т. Саввина, предложившего устано вить более тесную связь школы с производством, шире распростра нять опыт бригад коммунистическо го труда. На собрании подвергли резкой критике коллектив агрегатного за вода за невыполнение заказов по кооперированным поставкам, а так же строительные организации горо да, работающие не на полную мощ ность. особенно 7-й строительный участок и СМУ совнархоза, где сла бо используется техника. О том, что завод гидроаппарату ры выпускает гидронасосы, давая в год^государству до 2 миллионов рублей прибыли, говорил директор предприятия т. Колесник. Такую же продукцию поставляет Куйбы шевский завод. Но. он выпускает ее с двухмиллионным убытком..И не понятно, почему совнархоз не до бивается увеличения заказов для Елецкого завода. О работе завода сборного железо бетона говорил секретарь партбюро СМУ совнархоза т. Алехин: — Принято немало хороших ре шений, но дела у нас пока не улуч шились. Причиной тому —г- нехват ка оборудования, которое должен поставить совнархоз. О плохих поставках оборудова ния, о том. что необходимо улуч шить планирование и снабжение сырьем, говорил токарь завода ме дицинского оборудования т. Бар теньев. Секретарь горкома партии т. Дья ков посвятил свое выступление вопросам дальнейшего совершенст вования партийной работы. Он го ворил о большом значении новых организационных форм партийного контроля над хозяйственной дея тельностью. — И в СМУ совнархоза, и на ко жевенном заводе немало занима лись вопросами внедрения новой техники,— сказал т. Дьяков,— но решения не подкреплялись органи зационными мерами, и положение там не улучшилось. На предприя тиях^ Ельца еще нет настоящей борьбы с косностью и рутиной, не дооценивается значение автомати зации и механизации, много недо статков и в работе с кадрами. Докладчик и выступившие в пре ниях подвергли острой критике Елецкий механический завод за вы пуск машин устаревших образцов. Щетинодергательная машина, изго товляемая этим заводом, была экс понатом на выставке устаревшего оборудования в Москве, в дни рабо ты июньского Пленума НК КПСС. Собрание актива горячо одобрило решения июньского Пленума ЦК КПСС, наметило конкретные меры по осуществлению решений истори ческого XXI съезда партии и Пле нума ПК КПСС об ускорении техни ческого прогресса в народном хо зяйстве. Ельчане приложат все си лы, чтобы успешно взять свои ру бежи семилетки. А. САМОХИН. М. И, Шмарин — передовик производства шахты № 3 Донского рудника Липецкого рудоуправления. Работая крепильщиком, он ежедневно на 30—40 процентов перевыполняет нормы. На снимке: крепильщик М. И. Шмарин. Фото Ю. Клюева. Строительство электролинии под угрозой срыва Второй год идет строительство электролинии Усмань— Добринка, а конца ему не видно. Усманский строительно-монтажный участок об ластной конторы «Сельэлектро- строй» под всякими предлогами за тягивает Дело. \ По решению облисполкома все работы здесь должен выполнить подрядчик. Чтобы ускорить соору жение электролинии, колхозы часть работ добровольно взяли на себя и успешно справляются с. ними. В прошлом году силами колхозов' вывезено из Добровского и Савиц кого леспромхозов свыше 500 куби ческих метров столбовой древесины. Во второй половине мая нынешнего года колхозники вручную выкопали ямы под опоры на трассе в 61 ки лометр. Общий объем земляных ра бот составил 2200 кубических мет ров. Труженики, сельхозартели име ни Ленина на территории Лебедян ского сельсовета установили десять опор, Межколхозный совет присту пил к строительству жилого дома для обслуживающего персонала Доб- ринской подстанции. На сооружении электролинии всего колхозы выполнили работ на 85 тысяч рублей. Несмотря на. большую помощь хлеборобов, строительно-монтажный участок неудовлетворительно ведет работы. По всей трассе надо уста новить 326 опор, установлена же только третья часть. Начальник участка т. Шатилов объясняет это недостатком пропитанных столбов. Но причина отставания в другом. Установка опор ведется вручную, хотя имеется возможность с помо щью подъемного крана механизиро вать работы. Дальнейшая затяжка с установкой опор приведет к до полнительным затратам: дождевые воды разрушают ямы и их придется поправлять или рыть заново. Одновременно с установкой опор можно и нужно подвешивать про вод, но этого не делается. — Когда по всей трассе будут поставлены опоры, тогда и начнем подвеску провода, — говорит ин женер «Сельэлектростроя» тов. Ру даков. Рассуждать так может лишь че ловек, не заинтересованный в бы стрейшем завершении строительст ва электролинии. Больше того, «Сельэлектрострой» не заботится о своевременном завозе электропро водов и оборудования для Добрин- ской подстанции. До сих пор не приступили к заготовке анкеров и к установке распределительного устройства на Усманской подстан ции. Доставленные автотранспортом наших колхозов изоляторы по воле начальника конторы «Сельэлектро строй» тов. Шатилова увезены из района. Интересы дела настоятельно тре буют, чтобы электролиния Ус мань— Добринка была сдана в экс плуатацию к 42-й годовщине Ве ликого Октября. Возможности к этому есть. Н. ШЕНЬ, редактор добринской районной газеты. Навстречу Дню железнодорожника Новыми успехами в труде встре чают работники Грязинского отде ления Юго-Восточной железной до роги свой традиционный праздник — Всесоюзный день железнодорож ника. Решения XXI съезда партии и июньского Пленума ЦК КПСС удвоили их трудовую энергию. С каждым днем ширится соревнование за звание коллективов коммунисти ческого труда. Растет число удар ников коммунистического труда. Сейчас в отделении 165 бригад, смен и цехов борются за высокое звание. Первым оно присвоено ком сомольско-молодежной бригаде т. Те- рещенкова из 6-го околотка Грязи- Воронежской дистанции пути. Коллектив Грязинского узла упор но борется за лучшее использование резервов для досрочного выполне ния семилетнего задания. План пе ревозок пассажиров и грузов в пер вом полугодии выполнен на 111,5 процента. Перевыполняется этот показатель и в июле. Семимесячное задание по погрузке отделение за вершило на двадцать дней рань ше. В качестве подарка ко Дню железнодорожника будет погруже но сверх плана около 500 тысяч тонн народнохозяйственных грузов. Повысилась техническая и уча стковая скорость- За последние ме сяцы значительно улучшилось со блюдение графика движения поез дов. Задание по росту производи тельности труда перевыполнено, а себестоимость перевозок снижена почти на восемь процентов. От сни жения себестоимости перевозок и повышения производительности труда отделение получило в первом полугодии более чем полмиллиона рублей сверхплановой прибыли. В результате улучшения исполь зования техники, и в первую оче редь паровозов, являющихся основ ным видом тяги, увеличивается пробег паровозов, повышается вес поездов. За прошедшие шесть месяцев по отделению проведено 7869 тяжело весных поездов. В них перевезено сверх нормы около 3,7 миллиона тонн груза- Применяя передовые методы труда, паровозники в со дружестве с движенцами большин ство маршрутов отправляют тя желовесными. Лучших результатов добились машинисты Б. М. Бати щев, А. И. Артюшкин, И. Г. Плеш ков, А. И. Плешков. Работники грузового отделения стали шире применять уплотнен ную погрузку вагонов. Это позво лило высвободить для дополнитель ной погрузки 3 тысячи вагонов. На отделении широко внедряют ся методы уплотненной погрузки труб, строительных материалов, разработанные коллективами стан ций Чугун и Токорекка. Многое делается на отделении для механизации и автоматизации про изводственных процессов. По пред ложению ^ машиниста водокачки станции Казинка т. Иванова авто матизируются водокачки на стан циях Грязи-Орловские, Казинка* Липецк и Эртиль. Внедрение этого предложения дает годовую эконо мию в 56 тысяч рублей. Самой трудоемкой работой пунк тов технического осмотра на стан циях Грязинского узла является подноска на -пути отправления поез дов смазочного материала. По пред ложению начальника вагонного де по т. Доперян мы приступили к строительству смазкопровода на станциях Грязи-Орловские и Казин ка. В последнее время заметно по высилась активность рационализа торов. Ими внесено 179 новшеств, 104 из которых внедрены. Движен цы разработали более прогрессивную технологию направления грузопо токов через Грязинский узел, зна чительно сократившую- переработку вагонов на узле и ускорившую их продвижение. Путейцы внедрили ряя предложений по механизации трудоемких работ при текущем со держании пути, при капитальном, среднем и подъемочном ремонтах. Лучшими рационализаторами яв ляются тт, Ратынских из вагонного депо Казинка, Канунников, Федоров, Шелягин из паровозного депо и др. Горячую поддержку среди желез нодорожников нашла инициатива троящихся предприятий Влади мирского совнархоза. Силами работ ников дистанции пути и станции 1рязи- Орловские за счет экономии средств по капитальному ремонту тупики будут реконструированы в приемно - отправочные пути полной длины. В результате станция будет перерабатывать в сутки на 500 вагонов больше, чем сейчас. Чтобы обеспечить растущие по- треоности предприятий совнархоза в перевозках, железнодорожники отделения дороги дали слово зада ние семилетнего плана выполнить за шесть лет. Есть у нас и недостатки. Вели- " ки еще непроизводительные расхо ды. На многих станциях высок простой вагонов под грузовыми опе рациями, имеют место непроизводи тельные простои паровозов -в основ ном и оборотном депо. Не выпол-, няется такой измеритель, как обо-' рот рабочего вагона. Погрузка готовой продукции на подъездных путях заводов и фаб рик во многих случаях ведется по- кустарному, из-за этого они дли тельное время простаивают. Грузо вые работы на многих предприятиях не механизированы. Мы настойчиво работаем над устранением этих не дочетов. Весь коллектив отделения, гото вясь к своему празднику — Дню железнодорожника, постоянно изы скивает и приводит в действие но вые резервы, которые позволят осу ществить объем перевозок, наме ченный на 1965 год, на год раньше срока. К. ВЛАСЮК, начальник Грязинского отделения Ю.-В. ж . д. * Могучая поступь Электрификация страны — ключе вая позиция технического прогресса. Июньский Пленум ЦК КПСС при звал советский народ всемерно раз вивать комплексную механизацию и автоматизацию производства. Веду щая роль в осуществлении гранди- —озной программы технического пере вооружения народного хозяйства, разработанной XXI съездом партии и июньским Пленумом ЦК КПСС, принадлежит энергетике. * * * «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны» — эти знаменитые ленин ские слова начертаны нал огромной картой нашей Родины в вводном зале павильона «Электрификация СССР». Перед цдртой возвышается величественная скульптура Влади мира Ильича Ленина, а рядом на специальном стенде — фотокопия его письма Г. М. Кржижановскому, написанного в январе 1920 года. В нем выражена глубокая вера В. И. Ленина в великое будущее Родины. «...В 10—20 лет, — писал он, — мы Россию всю, и промышленную и земледельческую, сделаем электри ческой». Владимир Ильич мечтал тогда в 10. а может быть, и в 5 лет построить 20—30. а возможно и 30— 50 электрических станций на торфе, на воде, на сланце, на угле, на неф ти, чтобы «всю страну усеять цент рами на 400 (или 200. если не оси лим больше)' верст радиуса». Чи.тая волнующие слова вождя, посетители выставки невольно обра щают свой взор на карту страны наших дней, густо усеянную услов ными обозначениями действующих и сооружаемых тепловых и гидравли ческих электростанций и линий элек тропередач. Много новых мощных тепловых и гидравлических электростанций сооружается по плану семилетки. Они возводятся на Волге и Днепре, на могучих сибирских реках, в райо нах месторождений дешевого твер дого, газообразного и жидкого топ лива, Их строительство осущест вляется с учетом конкретных усло вий того или иного экономического района, максимального снижения за трат на единицу мощности, эконо мии в эксплуатации. К концу семи летки в СССР ежегодно будет вы рабатываться 500—520 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. Об щая мощность электростанций до стигнет 120—122 миллионов кило ватт, что равно мощности 200 Дне- прогэсов! Гигантская программа электрифи кации страны, намеченная семилет ним планом, превосходит все, что было сделано в нашей стране в об ласти энергетики до сих пор. Через два года, а возможно и раньше, вступят в строй первые агрегаты крупнейшей в мире Братской ГЭС. Ее проектная мощность установлена в 3 миллиона 600 тысяч киловатт. Предусматривается возможность увеличения мощности гидростанции до 4,5 миллиона киловатт. Братская ГЭС, где недавне в ре кордно короткий срок перекрыто русло Ангары, будет одной из элек тростанций Ангарского каскада. Общая мощность всех гидростанций каскада превысит 10 миллионов ки ловатт. На этой энергетической базе бурно расцветет экономика Восточ ной Сибири, которая станет од ним из крупнейших индустриальных центров Советского Союза. А на Енисее, близ Красноярска, строится гидроэлектростанция еше более мощная, чем Братская. У ма кета Красноярской ГЭС всегда шум но и многолюдно. Шумно от непре рывного потока воды, многолюдно потому, что каждому хочется лучше рассмотреть изображенное на макете величайшее гидротехническое соору жение эпохи строительства комму низма. Экскурсовод павильона выставки приводит любопытные данные об этой гидроэлектростанции: 120-мет ровая высота плотины поднимет уровень воды в реке на 100 метров. Подпор воды от гидроузла в верх нем бьефе рас пространится на 400 километров — вплоть до города Абакана. Общая площадь затопления достигнет 170 тысяч гектаров, а объем водохрани лища — 77 миллиардов кубометргЛ Чтобы заполнить такое огромное во дохранилище, потребуется два года. Мощность Красноярской гидро станции установлена в 4 миллиона 200 тысяч киловатт. Пуск ее первых агрегатов намечен на конец семи летки, Она будет не только самой крупной, но и самой экономичной гидроэлектростанцией Советского Союза. Линия электропередачи в 500 киловольт свяжет Краснояр скую ГЭС с Братской гидроэлек тростанцией и Кузбассом. На базе Братской, Иркутской и Краснояр ской электростанций будет создана единая энергетическая система Цент ральной Сибири—величайшая энер госистема, равной которой нет в ми ре. Объединение электростанций с различным режимом работы и даль нейший рост мощности в энергоси стемах за счет новых крупных элек тростанций дадут возможность пол нее и рациональнее использовать де шевую энергию, свободно маневри ровать в период вынужденных на рушений-режима работы станций, а также во время ремонта энергетиче ского оборудования. Смело и необычно решают строи тели Красноярской ГЭС и проблему судоходства. Суда здесь не будут проходить, как обычно, по каналу через систему шлюзов. Для их про пуска предусмотрено оригинальное судоходное сооружение—вертикаль ный . механический судоподъемник, действующий по принципу лифта. Подвижную камеру судоподъемника будут удерживать в подвешенном состоянии 384 стальных каната. Спе циальные тормозные приспособле ния обеспечат. полную безопасность движения камеры и бесперебойный пропуск судов. Большой интерес посетителей вы зывает макет подземной Ладжанур- ской ГЭС, сооружаемой на реке Риони в Грузии. Здесь впервые в практике советского гидростроения возводится арочная плотима. Ее вы сота около 70 метров и длина по гребню 127 метров. Плотина пред ставляет собой тонкостенное бетон ное сооружение. Если посмотреть на нее сверху, она напомнит Огром ную дугу, положенную поперек ре ки и упирающуюся своими концами в берега. Арочная плотина в два ра за дешевле вбычной. Ее сооружение требует всего лишь 13 тысяч кубо метров выемки скалы и 21 тысячу кубометров объема бетонных работ, тогда как строительство плотины обычным способом потребовало бы увеличить выемку скалы до 122 ты сяч и объем бетонных работ — до 108 тысяч кубометров. Для создания водохранилища гид роузла используются воды рек Лад- жанури и Цхенис-Цкале. Из водо хранилища вода по 135-метровому напорному туннелю поступит в тур бины электростанции, расположен ной в теле скалы. Любопытно, что машинный зал электростанции вы полнен без бетонной облицовки, а распределительное устройство рас положено в его потолочной части. В этом году вступят в строй пер вые агЦ:Гаты электростанция. Они дадут дополнительную энергию го родам и селам Грузии, а водохрани лище электростанции значительно улучшит водный режим Риони, что позволит более равномерно рабо тать гидростанциям Рионского ка скада, расположенным ниже по те чению реки. Многочисленные макеты и стен ды показывают небывалый размах строительства гидроэлектростанций в нашей стране. За семилетие всту пят в строй Сталинградская, Кре менчугская, Бухтарминская. Боткин ская и ряд других ГЭС. Но в семилетием плане, как из вестно, отдано предпочтение строи тельству тепловых электростанций: они требуют меньших капитальных затрат, чем гидравлические, и, что особенно важно. быстрее могут вступить в строй и дать энергию бурно растущей промышленности, транспорту и сельскому хозяйству. Как показывает опыт, широкое при менение сборного железобетона в энергостроительстве позволяет резко снижать стоимость и сокращать сро ки работ. Об этом свидетельствует Н и к о л а е в с к а я п о д с т а н ц и я Заканчивается строительство высоковольтной электролинии Аерсон — Николаев^ по которой пойдет ток Каховской ГЭС. На протяжении около. 70 километров установлены высоковольтные опо ры, смонтированы провода. Монтажники Николаевского специали зированного управления .V» 407 «Укрэлектромонтаж» быстрыми темпами устанавливают оборудование на Николаевской подстанции, которая примет ток Каховской ГЭС. На снимке: электромонтажники А. И. Соснепко (слева) и В, Ф. Сорокин производят подключение силового трансформатора на под станции. Фото К. Дудченко, (Фотохроника ТАСС)', пример строительства Симферополь ской тепловой электростанции, фраг мент которой показан в павильоне «Энергетическое строитель с т в о». Здесь сборный железобетон исполь зован максимально: из него состоят буквально все строительные конст рукции, начиная от фундаментов и кончая кровлей главного корпуса. Монтировались конструкции с по мощью двух башенных кранов «БК-405» грузоподъемностью 40 тонн каждый. Но можно обойтись и без них. На монтаже Ленинградской ТЭЦ № 14 вместо башенных кранов было применено специальное приспособ ление. изготовленное на самой строи тельной площадке. Макет этого при способления демонстрируется в том же павильоне. Что представляет со бой эта новинка ленинградских энер гостроителей? Состоит она из двух стоек, соединенных в верхней части ригелем, к которому подвешен гру зовой блок и прикреплена оттяжка. В основании смонтированы подъем ные лебедки, и все приспособление находится на тележках. Это приспо собление снижает в два раза затра ты на покупку механизмов и в 1,7 раза — стоимость монтажных работ. Семилетний план предусматривает строительство открытых тепловых электростанций с установкой обору дования вне зданий. Это позволит уменьшить капитальные затраты и сократить сроки строительства на 8—10 месяцев. Макет первой такой электростанции, сооружаемой в рай оне Баку, представлен в павильоне «Энергетическое строительство». Ма кет другой открытой мощной элек тростанции на природном газе — Алибайрамлинской демонстрирует ся в павильоне «Электрификация СССР». Таким же способом будут строиться Невинномысская, Тбилис ская и другие электростанции. Экспонаты выставки датот нагляд ное представление о том, что в бли жайшие годы энергетика СССР бу дет расти главным образом за счет строительства мощных тепловых электростанций. Энергетическим топ ливом для них будут служить газ, мазут, дешевый уголь. За семилетие в строй войдут Назаровская ГРЭС мощностью 1,2 миллиона киловатт, Томь-Усинская в 1,3 миллиона кило ватт с последующим доведением ее до 2 миллионов киловатт, Троицкая и Старобешевская общей мощностью в 3 миллиона киловатт и другие. На тепловых-станциях предусмот рено устанавливать Турбины мощно стью да 300—600 тысяч киловатт м паровые котлы производительностью до 1.800 тонн пара в час. Это будут электростанции-гиганты, строитель ство которых стало возможным бла годаря крупным достижениям оте чественного турбостроения и тепло энергетики. За выдающиеся научные I исследования свойств воды и пара 1при сверхвысоких параметрах — до ! 1.000 градусов и 1.000 атмосфер — советские ученые М. П. Вукалович. | 3. А, Кириллин и А. Е. Шейдлин ; удостоены Ленинской премии. Ис- | пользование пара сверхвысоких па- I раметров имеет большое народнохо- • зяйственное значение, так как по зволяет экономить топливо пример но на 20 процентов. На электростан ции мощностью в миллион киловатт, например, использование пара высо ких параметров дает годовую эко номию топлива до двухсот тысяч тонн. Выставка показывает успехи и ’ перспективы котлостроения в нашей стране. Здесь представлены различ ные образцы паровых котлов. Вот демонстрируется прямоточный котел, каркас которого одновременно с лу ж и т несущей конструкцией здания котельной. Циклонно-вихревая топ ка этого котла позволяет достигать наиболее полного сгорания топлива. Достоинство другого котла, изготов ленного Подольским заводом,—спо собность. работать на углях невысо кой калорийности. На Всемирной промышленной выставке в Брюсселе этот котел удостоен почетного приза «Гран-при». ■ . Предприятия котлостроения на шей страны усиленно готовятся к вы пуску сверхмощных котлов для теп ловых электростанций. Подольский завод, например, осваивает рабочие чертежи котла производительностью 710 тонн пара в час. Разрабатывает ся также технический проект котла мощностью 950 тонн пара в час для Троицкой ГРЭС. Этот гигантский котел будет достигать высоты три надцатиэтажного дома! Идеи великого Ленина о сплош ной электрификации страны стали практическим делом нашего наро да — строителя коммунизма. н. ПОЛЯКОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz