Ленинское знамя. 1959 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1959 г. (г. Липецк)

' Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 22 июля 1959 г., N 170 (1535)' Партийная жизнь В о згл а в и т ь б о р ь б у з а т е х н и ч е с к и й п р о г р е с с , С о с то я ло с ь собрание партийного актива г, Ельца, обсудившее итоги июньского Пленума ЦК КПСС и за­ дачи городской партийной органи­ зации. С докладом выступил пер­ вый секретарь обкома партии т. Жуков. — Весь советский народ с горя­ чим одобрением встретил докумен­ ты июньского Пленума ЦК КПСС,— сказал т. Жуков,— и они повсюду находят живой отклик. Трудящие­ ся области, в том числе и Ельца, вскрывают крупные резервы для досрочного выполнения заданий се­ милетки. для быстрейшего техниче­ ского перевооружения промышлен­ ности, строительства, сельского хо­ зяйства. Всюду горячо поддержаны почины владимирцев, свердлов­ чан и предприятий других совнар­ хозов, позволяющие эффективнее использовать капиталовложения, находить новые резервы увеличе­ ния выпуска продукции. Предприятия Ельца досрочно. 25 июня, выполнили полугодовой план, выпустили сверх задания продук­ ции на 12 миллионов рублей, раз­ вернули соревнование за высокую производительность труда, механи­ зацию и автоматизацию производст­ ва, экономию средств и материалов. Завод «Прожекторные угли», на­ пример, строит производственный корпус с меньшим, чем предпола­ галось, количеством этажей. Это ча 1,5 миллиона рублей сократит за­ траты. Картонная фабрика вместо нового строительства ведет рекон­ струкцию предприятия, что сокра­ тит затраты с 4.8 миллиона рублей до одного миллиона. Коллектив элементного завода, подсчитав свои возможности, также решил значительно сэкономить средства, и ка к все предприятия Ельца, достигнут!, уровня произ­ водства, запланированного на конец семилетки, уже в 1964 году. В свете новых задач предстоит приложить большие усилия для вы­ явления и использования внутрен­ них резервов, технического про­ гресса. Об этом говорили докладчик и выступавшие в прениях. — На нашем заводе только за последнее время,— рассказал ди­ ректор завода гидроаппаратуры т. Колесник,— разработаны новые типы маслонасосов, агрегат для смазки машин масляным туманом, впервые в стране освоен выпуск магнитных сепараторов, маслонасо­ сов высокого давления. Готовимся к освоению гидродвигателей. Мы.стараемся не отстать от тре­ бований времени, идти вперед и вперед, сознавая, что содействуем успешному решению автоматизации и механизации страны. К 1960— 1961 годам на пред- ГЗД,;.*МТ-. • С собрания партийного актива г. Ельца * приятии будут четыре автоматиче­ ские линии по выпуску различных деталей, мы установим немало но­ вых станков. Уже в этом' году мы добьемся уровня производства, за­ планированного на 1960 год. Семи­ летку выполним за шесть лет. Огромное значение имеет то, чн> значительно оживилась работа ра­ ционализаторов и изобретателей, создается экспериментальная база, растут ряды передовиков производ­ ства. опыт которых становится до­ стоянием всех рабочих. Большинст­ во в коллективе учится в технику­ ме, в школах рабочей молодежи, на курсах технического минимума. На трибуне — директор элемент­ ного завода т. Лямин. — В течение семилетки, говорит он. — наш завод станет предприя­ тием комплексной механизации и автоматизации. Каждый полон же­ лания внести свой вклад в досроч­ ное осуществление заданий семи­ летки. Об этом свидетельствует хо­ тя бы такой пример. В дни смотра резервов производ­ ства было подано свыше 700 пред­ ложений, направленных на даль­ нейшее совершенствование произ­ водства. лучшую организацию ра­ бот. 130 предложений уже вне­ дрено. Много внимания собрание удели­ ло вопросам осуществления наме­ ченных организационно-техниче­ ских мероприятий, рекомендаций городской технической конферен­ ции, повышения роли конструктор­ ских бюро. О создании филиала научно-ис­ следовательского института на за­ воде «Прожекторные угли» расска­ зал начальник планово-производст­ венного отдела этого предприятия т. Цигельман. — Филиал помогает нам решать вопросы технического прогресса. Многое дает организованная на за­ воде специальная группа по внед­ рению новой техники. Свыше ста рационализаторских предложений ■внесли работники завода за послед­ нее время, которые позволят сбе­ речь не менее 3 миллионов рублей. Важный вопрос поднял началь­ ник конструкторского бюро эле­ ментного завода т. Халявкин. Он предложил создать в городе курсы по подготовке конструкторов из чи­ сла передовых рационализаторов и изобретателей. —• Нашим рационализаторам не­ достает порой знаний для того, чтобы глубоко решать технические Что сделано по письмам читателей В адрес редакции поступило пись­ мо от И. Толчеева. Он жаловался на плохую работу фотографии № 8 артели «40 лет Октября», на то, что она задерживает выполнение зака­ зов трудящихся. Письмо было направлено в обл- промсовет для принятия мер. Отту- * Несколько лет подряд жители улицы С.-Щедрина г. Липецка ста­ вили вопрос о благоустройстве до­ роги на участке от водокачки до Студенок. Но дорога до сих пор остается разбитой, весной и осенью — непроезжей и почти непроходи­ мой. да нам сообщили, что жалоба об­ суждалась на собрании работников фотографии. Намечены меры .улуч­ шения обслуживания клиентов. На виновного в задержке заказов фо­ тографа М. В. Рубцова наложено взыскание. *Г* Об этом написала нам в редакцию Л. Ерохина. Из горкомхоза в ответ на ее пись­ мо нам сообщили, что улица С.-Щед­ рина включена в план благоустрой­ ства города, в конце III на ней начнутся работы. квартала вопросы, хотя у них рождается очень много ценных мыслей, идей,— говорит т. Халявкин. Он подчерки­ вает, что новый уровень механиза­ ции и автоматизации требует более совершенных кадров конструкто­ ров, которые должны вырасти пре­ жде всего из людей с творческим огоньком, какими являются рацио­ нализаторы и изобретатели. Интересным было выступление токаря завода гидроаппаратуры т. Саввина, предложившего устано­ вить более тесную связь школы с производством, шире распростра­ нять опыт бригад коммунистическо­ го труда. На собрании подвергли резкой критике коллектив агрегатного за­ вода за невыполнение заказов по кооперированным поставкам, а так­ же строительные организации горо­ да, работающие не на полную мощ­ ность. особенно 7-й строительный участок и СМУ совнархоза, где сла­ бо используется техника. О том, что завод гидроаппарату­ ры выпускает гидронасосы, давая в год^государству до 2 миллионов рублей прибыли, говорил директор предприятия т. Колесник. Такую же продукцию поставляет Куйбы­ шевский завод. Но. он выпускает ее с двухмиллионным убытком..И не­ понятно, почему совнархоз не до­ бивается увеличения заказов для Елецкого завода. О работе завода сборного железо­ бетона говорил секретарь партбюро СМУ совнархоза т. Алехин: — Принято немало хороших ре­ шений, но дела у нас пока не улуч­ шились. Причиной тому —г- нехват­ ка оборудования, которое должен поставить совнархоз. О плохих поставках оборудова­ ния, о том. что необходимо улуч­ шить планирование и снабжение сырьем, говорил токарь завода ме­ дицинского оборудования т. Бар­ теньев. Секретарь горкома партии т. Дья­ ков посвятил свое выступление вопросам дальнейшего совершенст­ вования партийной работы. Он го­ ворил о большом значении новых организационных форм партийного контроля над хозяйственной дея­ тельностью. — И в СМУ совнархоза, и на ко­ жевенном заводе немало занима­ лись вопросами внедрения новой техники,— сказал т. Дьяков,— но решения не подкреплялись органи­ зационными мерами, и положение там не улучшилось. На предприя­ тиях^ Ельца еще нет настоящей борьбы с косностью и рутиной, не­ дооценивается значение автомати­ зации и механизации, много недо­ статков и в работе с кадрами. Докладчик и выступившие в пре­ ниях подвергли острой критике Елецкий механический завод за вы­ пуск машин устаревших образцов. Щетинодергательная машина, изго­ товляемая этим заводом, была экс­ понатом на выставке устаревшего оборудования в Москве, в дни рабо­ ты июньского Пленума НК КПСС. Собрание актива горячо одобрило решения июньского Пленума ЦК КПСС, наметило конкретные меры по осуществлению решений истори­ ческого XXI съезда партии и Пле­ нума ПК КПСС об ускорении техни­ ческого прогресса в народном хо­ зяйстве. Ельчане приложат все си­ лы, чтобы успешно взять свои ру­ бежи семилетки. А. САМОХИН. М. И, Шмарин — передовик производства шахты № 3 Донского рудника Липецкого рудоуправления. Работая крепильщиком, он ежедневно на 30—40 процентов перевыполняет нормы. На снимке: крепильщик М. И. Шмарин. Фото Ю. Клюева. Строительство электролинии под угрозой срыва Второй год идет строительство электролинии Усмань— Добринка, а конца ему не видно. Усманский строительно-монтажный участок об­ ластной конторы «Сельэлектро- строй» под всякими предлогами за­ тягивает Дело. \ По решению облисполкома все работы здесь должен выполнить подрядчик. Чтобы ускорить соору­ жение электролинии, колхозы часть работ добровольно взяли на себя и успешно справляются с. ними. В прошлом году силами колхозов' вывезено из Добровского и Савиц­ кого леспромхозов свыше 500 куби­ ческих метров столбовой древесины. Во второй половине мая нынешнего года колхозники вручную выкопали ямы под опоры на трассе в 61 ки­ лометр. Общий объем земляных ра­ бот составил 2200 кубических мет­ ров. Труженики, сельхозартели име­ ни Ленина на территории Лебедян­ ского сельсовета установили десять опор, Межколхозный совет присту­ пил к строительству жилого дома для обслуживающего персонала Доб- ринской подстанции. На сооружении электролинии всего колхозы выполнили работ на 85 тысяч рублей. Несмотря на. большую помощь хлеборобов, строительно-монтажный участок неудовлетворительно ведет работы. По всей трассе надо уста­ новить 326 опор, установлена же только третья часть. Начальник участка т. Шатилов объясняет это недостатком пропитанных столбов. Но причина отставания в другом. Установка опор ведется вручную, хотя имеется возможность с помо­ щью подъемного крана механизиро­ вать работы. Дальнейшая затяжка с установкой опор приведет к до­ полнительным затратам: дождевые воды разрушают ямы и их придется поправлять или рыть заново. Одновременно с установкой опор можно и нужно подвешивать про­ вод, но этого не делается. — Когда по всей трассе будут поставлены опоры, тогда и начнем подвеску провода, — говорит ин­ женер «Сельэлектростроя» тов. Ру­ даков. Рассуждать так может лишь че­ ловек, не заинтересованный в бы­ стрейшем завершении строительст­ ва электролинии. Больше того, «Сельэлектрострой» не заботится о своевременном завозе электропро­ водов и оборудования для Добрин- ской подстанции. До сих пор не приступили к заготовке анкеров и к установке распределительного устройства на Усманской подстан­ ции. Доставленные автотранспортом наших колхозов изоляторы по воле начальника конторы «Сельэлектро­ строй» тов. Шатилова увезены из района. Интересы дела настоятельно тре­ буют, чтобы электролиния Ус­ мань— Добринка была сдана в экс­ плуатацию к 42-й годовщине Ве­ ликого Октября. Возможности к этому есть. Н. ШЕНЬ, редактор добринской районной газеты. Навстречу Дню железнодорожника Новыми успехами в труде встре­ чают работники Грязинского отде­ ления Юго-Восточной железной до­ роги свой традиционный праздник — Всесоюзный день железнодорож­ ника. Решения XXI съезда партии и июньского Пленума ЦК КПСС удвоили их трудовую энергию. С каждым днем ширится соревнование за звание коллективов коммунисти­ ческого труда. Растет число удар­ ников коммунистического труда. Сейчас в отделении 165 бригад, смен и цехов борются за высокое звание. Первым оно присвоено ком­ сомольско-молодежной бригаде т. Те- рещенкова из 6-го околотка Грязи- Воронежской дистанции пути. Коллектив Грязинского узла упор­ но борется за лучшее использование резервов для досрочного выполне­ ния семилетнего задания. План пе­ ревозок пассажиров и грузов в пер­ вом полугодии выполнен на 111,5 процента. Перевыполняется этот показатель и в июле. Семимесячное задание по погрузке отделение за­ вершило на двадцать дней рань­ ше. В качестве подарка ко Дню железнодорожника будет погруже­ но сверх плана около 500 тысяч тонн народнохозяйственных грузов. Повысилась техническая и уча­ стковая скорость- За последние ме­ сяцы значительно улучшилось со­ блюдение графика движения поез­ дов. Задание по росту производи­ тельности труда перевыполнено, а себестоимость перевозок снижена почти на восемь процентов. От сни­ жения себестоимости перевозок и повышения производительности труда отделение получило в первом полугодии более чем полмиллиона рублей сверхплановой прибыли. В результате улучшения исполь­ зования техники, и в первую оче­ редь паровозов, являющихся основ­ ным видом тяги, увеличивается пробег паровозов, повышается вес поездов. За прошедшие шесть месяцев по отделению проведено 7869 тяжело­ весных поездов. В них перевезено сверх нормы около 3,7 миллиона тонн груза- Применяя передовые методы труда, паровозники в со­ дружестве с движенцами большин­ ство маршрутов отправляют тя­ желовесными. Лучших результатов добились машинисты Б. М. Бати­ щев, А. И. Артюшкин, И. Г. Плеш­ ков, А. И. Плешков. Работники грузового отделения стали шире применять уплотнен­ ную погрузку вагонов. Это позво­ лило высвободить для дополнитель­ ной погрузки 3 тысячи вагонов. На отделении широко внедряют­ ся методы уплотненной погрузки труб, строительных материалов, разработанные коллективами стан­ ций Чугун и Токорекка. Многое делается на отделении для механизации и автоматизации про­ изводственных процессов. По пред­ ложению ^ машиниста водокачки станции Казинка т. Иванова авто­ матизируются водокачки на стан­ циях Грязи-Орловские, Казинка* Липецк и Эртиль. Внедрение этого предложения дает годовую эконо­ мию в 56 тысяч рублей. Самой трудоемкой работой пунк­ тов технического осмотра на стан­ циях Грязинского узла является подноска на -пути отправления поез­ дов смазочного материала. По пред­ ложению начальника вагонного де­ по т. Доперян мы приступили к строительству смазкопровода на станциях Грязи-Орловские и Казин­ ка. В последнее время заметно по­ высилась активность рационализа­ торов. Ими внесено 179 новшеств, 104 из которых внедрены. Движен­ цы разработали более прогрессивную технологию направления грузопо­ токов через Грязинский узел, зна­ чительно сократившую- переработку вагонов на узле и ускорившую их продвижение. Путейцы внедрили ряя предложений по механизации трудоемких работ при текущем со­ держании пути, при капитальном, среднем и подъемочном ремонтах. Лучшими рационализаторами яв­ ляются тт, Ратынских из вагонного депо Казинка, Канунников, Федоров, Шелягин из паровозного депо и др. Горячую поддержку среди желез­ нодорожников нашла инициатива троящихся предприятий Влади­ мирского совнархоза. Силами работ­ ников дистанции пути и станции 1рязи- Орловские за счет экономии средств по капитальному ремонту тупики будут реконструированы в приемно - отправочные пути полной длины. В результате станция будет перерабатывать в сутки на 500 вагонов больше, чем сейчас. Чтобы обеспечить растущие по- треоности предприятий совнархоза в перевозках, железнодорожники отделения дороги дали слово зада­ ние семилетнего плана выполнить за шесть лет. Есть у нас и недостатки. Вели- " ки еще непроизводительные расхо­ ды. На многих станциях высок простой вагонов под грузовыми опе­ рациями, имеют место непроизводи­ тельные простои паровозов -в основ­ ном и оборотном депо. Не выпол-, няется такой измеритель, как обо-' рот рабочего вагона. Погрузка готовой продукции на подъездных путях заводов и фаб­ рик во многих случаях ведется по- кустарному, из-за этого они дли­ тельное время простаивают. Грузо­ вые работы на многих предприятиях не механизированы. Мы настойчиво работаем над устранением этих не­ дочетов. Весь коллектив отделения, гото­ вясь к своему празднику — Дню железнодорожника, постоянно изы­ скивает и приводит в действие но­ вые резервы, которые позволят осу­ ществить объем перевозок, наме­ ченный на 1965 год, на год раньше срока. К. ВЛАСЮК, начальник Грязинского отделения Ю.-В. ж . д. * Могучая поступь Электрификация страны — ключе­ вая позиция технического прогресса. Июньский Пленум ЦК КПСС при­ звал советский народ всемерно раз­ вивать комплексную механизацию и автоматизацию производства. Веду­ щая роль в осуществлении гранди- —озной программы технического пере­ вооружения народного хозяйства, разработанной XXI съездом партии и июньским Пленумом ЦК КПСС, принадлежит энергетике. * * * «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны» — эти знаменитые ленин­ ские слова начертаны нал огромной картой нашей Родины в вводном зале павильона «Электрификация СССР». Перед цдртой возвышается величественная скульптура Влади­ мира Ильича Ленина, а рядом на специальном стенде — фотокопия его письма Г. М. Кржижановскому, написанного в январе 1920 года. В нем выражена глубокая вера В. И. Ленина в великое будущее Родины. «...В 10—20 лет, — писал он, — мы Россию всю, и промышленную и земледельческую, сделаем электри­ ческой». Владимир Ильич мечтал тогда в 10. а может быть, и в 5 лет построить 20—30. а возможно и 30— 50 электрических станций на торфе, на воде, на сланце, на угле, на неф­ ти, чтобы «всю страну усеять цент­ рами на 400 (или 200. если не оси­ лим больше)' верст радиуса». Чи.тая волнующие слова вождя, посетители выставки невольно обра­ щают свой взор на карту страны наших дней, густо усеянную услов­ ными обозначениями действующих и сооружаемых тепловых и гидравли­ ческих электростанций и линий элек­ тропередач. Много новых мощных тепловых и гидравлических электростанций сооружается по плану семилетки. Они возводятся на Волге и Днепре, на могучих сибирских реках, в райо­ нах месторождений дешевого твер­ дого, газообразного и жидкого топ­ лива, Их строительство осущест­ вляется с учетом конкретных усло­ вий того или иного экономического района, максимального снижения за­ трат на единицу мощности, эконо­ мии в эксплуатации. К концу семи­ летки в СССР ежегодно будет вы­ рабатываться 500—520 миллиардов киловатт-часов электроэнергии. Об­ щая мощность электростанций до­ стигнет 120—122 миллионов кило­ ватт, что равно мощности 200 Дне- прогэсов! Гигантская программа электрифи­ кации страны, намеченная семилет­ ним планом, превосходит все, что было сделано в нашей стране в об­ ласти энергетики до сих пор. Через два года, а возможно и раньше, вступят в строй первые агрегаты крупнейшей в мире Братской ГЭС. Ее проектная мощность установлена в 3 миллиона 600 тысяч киловатт. Предусматривается возможность увеличения мощности гидростанции до 4,5 миллиона киловатт. Братская ГЭС, где недавне в ре­ кордно короткий срок перекрыто русло Ангары, будет одной из элек­ тростанций Ангарского каскада. Общая мощность всех гидростанций каскада превысит 10 миллионов ки­ ловатт. На этой энергетической базе бурно расцветет экономика Восточ­ ной Сибири, которая станет од­ ним из крупнейших индустриальных центров Советского Союза. А на Енисее, близ Красноярска, строится гидроэлектростанция еше более мощная, чем Братская. У ма­ кета Красноярской ГЭС всегда шум­ но и многолюдно. Шумно от непре­ рывного потока воды, многолюдно потому, что каждому хочется лучше рассмотреть изображенное на макете величайшее гидротехническое соору­ жение эпохи строительства комму­ низма. Экскурсовод павильона выставки приводит любопытные данные об этой гидроэлектростанции: 120-мет­ ровая высота плотины поднимет уровень воды в реке на 100 метров. Подпор воды от гидроузла в верх­ нем бьефе рас­ пространится на 400 километров — вплоть до города Абакана. Общая площадь затопления достигнет 170 тысяч гектаров, а объем водохрани­ лища — 77 миллиардов кубометргЛ Чтобы заполнить такое огромное во­ дохранилище, потребуется два года. Мощность Красноярской гидро­ станции установлена в 4 миллиона 200 тысяч киловатт. Пуск ее первых агрегатов намечен на конец семи­ летки, Она будет не только самой крупной, но и самой экономичной гидроэлектростанцией Советского Союза. Линия электропередачи в 500 киловольт свяжет Краснояр­ скую ГЭС с Братской гидроэлек­ тростанцией и Кузбассом. На базе Братской, Иркутской и Краснояр­ ской электростанций будет создана единая энергетическая система Цент­ ральной Сибири—величайшая энер­ госистема, равной которой нет в ми­ ре. Объединение электростанций с различным режимом работы и даль­ нейший рост мощности в энергоси­ стемах за счет новых крупных элек­ тростанций дадут возможность пол­ нее и рациональнее использовать де­ шевую энергию, свободно маневри­ ровать в период вынужденных на­ рушений-режима работы станций, а также во время ремонта энергетиче­ ского оборудования. Смело и необычно решают строи­ тели Красноярской ГЭС и проблему судоходства. Суда здесь не будут проходить, как обычно, по каналу через систему шлюзов. Для их про­ пуска предусмотрено оригинальное судоходное сооружение—вертикаль­ ный . механический судоподъемник, действующий по принципу лифта. Подвижную камеру судоподъемника будут удерживать в подвешенном состоянии 384 стальных каната. Спе­ циальные тормозные приспособле­ ния обеспечат. полную безопасность движения камеры и бесперебойный пропуск судов. Большой интерес посетителей вы­ зывает макет подземной Ладжанур- ской ГЭС, сооружаемой на реке Риони в Грузии. Здесь впервые в практике советского гидростроения возводится арочная плотима. Ее вы­ сота около 70 метров и длина по гребню 127 метров. Плотина пред­ ставляет собой тонкостенное бетон­ ное сооружение. Если посмотреть на нее сверху, она напомнит Огром­ ную дугу, положенную поперек ре­ ки и упирающуюся своими концами в берега. Арочная плотина в два ра­ за дешевле вбычной. Ее сооружение требует всего лишь 13 тысяч кубо­ метров выемки скалы и 21 тысячу кубометров объема бетонных работ, тогда как строительство плотины обычным способом потребовало бы увеличить выемку скалы до 122 ты­ сяч и объем бетонных работ — до 108 тысяч кубометров. Для создания водохранилища гид­ роузла используются воды рек Лад- жанури и Цхенис-Цкале. Из водо­ хранилища вода по 135-метровому напорному туннелю поступит в тур­ бины электростанции, расположен­ ной в теле скалы. Любопытно, что машинный зал электростанции вы­ полнен без бетонной облицовки, а распределительное устройство рас­ положено в его потолочной части. В этом году вступят в строй пер­ вые агЦ:Гаты электростанция. Они дадут дополнительную энергию го­ родам и селам Грузии, а водохрани­ лище электростанции значительно улучшит водный режим Риони, что позволит более равномерно рабо­ тать гидростанциям Рионского ка­ скада, расположенным ниже по те­ чению реки. Многочисленные макеты и стен­ ды показывают небывалый размах строительства гидроэлектростанций в нашей стране. За семилетие всту­ пят в строй Сталинградская, Кре­ менчугская, Бухтарминская. Боткин­ ская и ряд других ГЭС. Но в семилетием плане, как из­ вестно, отдано предпочтение строи­ тельству тепловых электростанций: они требуют меньших капитальных затрат, чем гидравлические, и, что особенно важно. быстрее могут вступить в строй и дать энергию бурно растущей промышленности, транспорту и сельскому хозяйству. Как показывает опыт, широкое при­ менение сборного железобетона в энергостроительстве позволяет резко снижать стоимость и сокращать сро­ ки работ. Об этом свидетельствует Н и к о л а е в с к а я п о д с т а н ц и я Заканчивается строительство высоковольтной электролинии Аерсон — Николаев^ по которой пойдет ток Каховской ГЭС. На протяжении около. 70 километров установлены высоковольтные опо­ ры, смонтированы провода. Монтажники Николаевского специали­ зированного управления .V» 407 «Укрэлектромонтаж» быстрыми темпами устанавливают оборудование на Николаевской подстанции, которая примет ток Каховской ГЭС. На снимке: электромонтажники А. И. Соснепко (слева) и В, Ф. Сорокин производят подключение силового трансформатора на под­ станции. Фото К. Дудченко, (Фотохроника ТАСС)', пример строительства Симферополь­ ской тепловой электростанции, фраг­ мент которой показан в павильоне «Энергетическое строитель с т в о». Здесь сборный железобетон исполь­ зован максимально: из него состоят буквально все строительные конст­ рукции, начиная от фундаментов и кончая кровлей главного корпуса. Монтировались конструкции с по­ мощью двух башенных кранов «БК-405» грузоподъемностью 40 тонн каждый. Но можно обойтись и без них. На монтаже Ленинградской ТЭЦ № 14 вместо башенных кранов было применено специальное приспособ­ ление. изготовленное на самой строи­ тельной площадке. Макет этого при­ способления демонстрируется в том же павильоне. Что представляет со­ бой эта новинка ленинградских энер­ гостроителей? Состоит она из двух стоек, соединенных в верхней части ригелем, к которому подвешен гру­ зовой блок и прикреплена оттяжка. В основании смонтированы подъем­ ные лебедки, и все приспособление находится на тележках. Это приспо­ собление снижает в два раза затра­ ты на покупку механизмов и в 1,7 раза — стоимость монтажных работ. Семилетний план предусматривает строительство открытых тепловых электростанций с установкой обору­ дования вне зданий. Это позволит уменьшить капитальные затраты и сократить сроки строительства на 8—10 месяцев. Макет первой такой электростанции, сооружаемой в рай­ оне Баку, представлен в павильоне «Энергетическое строительство». Ма­ кет другой открытой мощной элек­ тростанции на природном газе — Алибайрамлинской демонстрирует­ ся в павильоне «Электрификация СССР». Таким же способом будут строиться Невинномысская, Тбилис­ ская и другие электростанции. Экспонаты выставки датот нагляд­ ное представление о том, что в бли­ жайшие годы энергетика СССР бу­ дет расти главным образом за счет строительства мощных тепловых электростанций. Энергетическим топ­ ливом для них будут служить газ, мазут, дешевый уголь. За семилетие в строй войдут Назаровская ГРЭС мощностью 1,2 миллиона киловатт, Томь-Усинская в 1,3 миллиона кило­ ватт с последующим доведением ее до 2 миллионов киловатт, Троицкая и Старобешевская общей мощностью в 3 миллиона киловатт и другие. На тепловых-станциях предусмот­ рено устанавливать Турбины мощно­ стью да 300—600 тысяч киловатт м паровые котлы производительностью до 1.800 тонн пара в час. Это будут электростанции-гиганты, строитель­ ство которых стало возможным бла­ годаря крупным достижениям оте­ чественного турбостроения и тепло­ энергетики. За выдающиеся научные I исследования свойств воды и пара 1при сверхвысоких параметрах — до ! 1.000 градусов и 1.000 атмосфер — советские ученые М. П. Вукалович. | 3. А, Кириллин и А. Е. Шейдлин ; удостоены Ленинской премии. Ис- | пользование пара сверхвысоких па- I раметров имеет большое народнохо- • зяйственное значение, так как по­ зволяет экономить топливо пример­ но на 20 процентов. На электростан­ ции мощностью в миллион киловатт, например, использование пара высо­ ких параметров дает годовую эко­ номию топлива до двухсот тысяч тонн. Выставка показывает успехи и ’ перспективы котлостроения в нашей стране. Здесь представлены различ­ ные образцы паровых котлов. Вот демонстрируется прямоточный котел, каркас которого одновременно с лу ­ ж и т несущей конструкцией здания котельной. Циклонно-вихревая топ­ ка этого котла позволяет достигать наиболее полного сгорания топлива. Достоинство другого котла, изготов­ ленного Подольским заводом,—спо­ собность. работать на углях невысо­ кой калорийности. На Всемирной промышленной выставке в Брюсселе этот котел удостоен почетного приза «Гран-при». ■ . Предприятия котлостроения на­ шей страны усиленно готовятся к вы­ пуску сверхмощных котлов для теп­ ловых электростанций. Подольский завод, например, осваивает рабочие чертежи котла производительностью 710 тонн пара в час. Разрабатывает­ ся также технический проект котла мощностью 950 тонн пара в час для Троицкой ГРЭС. Этот гигантский котел будет достигать высоты три­ надцатиэтажного дома! Идеи великого Ленина о сплош­ ной электрификации страны стали практическим делом нашего наро­ да — строителя коммунизма. н. ПОЛЯКОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz