Ленинское знамя. 1959 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 31 мая 1959 г., ^ 126 (1491) Завтра—Международный день защиты детей НАША РАДОСТЬ, НАШЕ БУДУЩЕЕ ☆ ☆ Д Е Т И С Н А Ш Е Й У Л И Ц Ы Наши улицы-сверстницы Шах терская, Горняцкая и 30 лет Ок тября полукилометровыми магист ралями вливаются в просторы улицы имени Тельмана. Названия двух первых из них красноречиво говорят о том, кто населяет эти улицы, а название третьей — при мета времени. В самом начале существования ятих улиц впервые- идущий Цр ' \чм человек с отрадой отмечал, .к хорошо тут все устроено для 'чни студенеяских горняков. Но Уютные двухквартирные доми- с верандами, ни молодые де- вья. растущие у кромок тротуа- ,ов, ни дачная прохлада и тишина не могли скрыть от внимательного взора существенного недостатка — почти полного отсутствия детей. Редко попадался на глаза ка кой-нибудь вихрастый мальчуган, одетый в пиджачишко из переши той отцовской гимнастерки, жую щий у калитки кусок хлеба, или девчурка с грязным носом, тщетно пытающаяся научить приличным манерам свою воспитанницу — куклу. Б детских лицах было не детское выражение, в глазах мно гих их матерей — безысходное го ре: страшные следы недавно от гремевшей войны. Но прошли годы в напряженном труде и повседневных заботах, со шлись кроны деревьев, растущих по обеим сторонам улиц, наполни лись лепетом здоровых бутузов детясли, увеличились группы в детских садиках, открылись новые классы в школах — повсюду зазве нели детские голоса. Дети! В этом малом слове за ключено великое: и обновление жизни на Земле, и счастье семей, и надежда и будущее каждого го сударства. Много теперь детей на наших улицах. Только в школах учатся 180 человек, а сколько подрастают в яслях, в садиках, на руках ма- терей-домохозяек и заботливых ба бушек! А пять лет тому назад здесь числилось только 70 детей школьного возраста и менее двух десятков дошкольников. Каждый день в 8 часов утра, на улице появляются дети и направ ляются в садик. Старшие братья и сестры до школьников занимаются при Доме культуры в различных рукодель ных кружках, посещают спортив ные секции, выступают в художе ственной самодеятельности. На наших улицах немало много детных семей. Так, например, бригадир железнодорожного цеха Студеновского рудоуправления Дмитрий Егорович Коростелев и его супруга Анастасия Петровна воспи тывают 8 ребят. Старшая дочь Рая уже работает, Нина, Коля, Надя И Вова учатся в школе. Недалеко то Аремя. когда сядут за парты Митя, Юра и Петя. В воскресные дни, когда улич ное движение прекращается, дети заполняют тротуары. Тут можно увидеть и вспотевших, раскрас невшихся футболистов и спокой ных, прицеливающихся городош ников, и, девочек, играющих в классики, и трех—пятилетних ма лышей, соревнующихся на трех колесных велосипедах, и совсем маленьких граждан, покоящихся в красивых колясках под присмотром счастливых молодых матерей. При приближении пешеходов Футболисты замирают на время в боевых позах, городошник оста навливается с приподнятым над головой битком. Пропустив прохо жего. с новым азартом продолжа ют игру. А бывает, и пешеход, заметив на дороге клетки, нарисованные мелом или углем и прыгающую на одной ножке девочку, обходит сто роной, чтобы не мешать детям играть. В сторонке, недалеко от развеси стого клена собрались взрослые, возвращающиеся из кино, и на блюдают за детьми. Галя Никитина и Надя Будюки- на собрали подружек в веселый хоровод. Ствол дерева украсился их разноцветными сумочками. Са ми девочки, так похожие на яркие весенние цветы, взявшись за руки, Плавно идут по кругу и поют: «Мы белые снежиночки спустилися сю да...». Неважно, что выбор песни вызывает улыбки на лицах зрите лей. Детям весело. Хорошо, что они здоровы, сыты, обуты и одеты, чудесно, что их много. Дети—наглядный признак все народного благополучия. Недаром же казахский народный поэт ска зал в 1936 году: От жизни счастливой рождают ся дети. Самые радостные на свете! Столетний жизненный путь дал ему право говорить так. Этот муд рый старен испытал на себе тя жесть крепостнического строя Рос сии. изведал «прелести» капитали стической цивилизации и только С И Л Ь Н Е Е С Л О В ле. работаю на заво- стараюсь, чтобы день не проходил да ром, чтобы была поль за и государству и мне. На этом же заводе, в лаборатории трудит ся и моя жена. Приходим домой, встречают нас ребя тишки. Их у нас чет веро, О них-то больше всего и думаешь. Это ведь не только наши дети, но и наша смена. Ну, и хочется, чтобы была она работящей, толковой. Им ведь, нашим ребятам, стро ить, И надо, чтобы стали они хорошими, правильными людьми. Я думаю, что мы с женой, а вместе с на ми и школа, где учатся двое старших сыновей, детский сад, куда хо дит дочурка, сможем этого добиться. Глав ное, чтобы нам никто не помешал. А поме шать может только война. Нам, советским лю дям, она ни к чему. Любой из нас, не задумываясь, все бы отдал, лишь бы не допустить ее, про клятую. Но ничто не ударит по планам войны сильнее, чем на ши мозолистые рабо чие руки: мы своей работой крепям мир. Вот и стараешься по этому особенно хоро шо работать. Бывает, удается до 320 про центов нормы выпол нять, а в среднем око ло трехсот всегда даю. И это, по-моему, лучшее средство про тив войны. Г. ЖИРОНКИН, токарь Липецкого радиаторного завода. после Октября по чувствовал себя человеком, хозяи ном своей судьбы. Таких слов нельзя сказать даже сейчас о детях стран капитала. Побывавшие за границей наши туристы рассказывают, например, что во Франции очень мало детей. А совсем недавно стало известно, что над юными французами и их родителями нависла верьезная опасность: реакционеры, захватив шие власть в стране, решили пе редать воспитание детей церкви, в руки «наместников бога на земле», зарекомендовавших себя человеко ненавистническими устремлениями. Во многих странах капитала и сейчас миллионы детей бедных ро дителей с самых ранних лет позна ют нужду, живут в постоянном страхе перед завтрашним днем, не имеют возможности посещать школу. Но самым страшным для всех детей является война. Уберечь их от нее — долг каждого честного человека мира. Так пусть же наши дети, дети всех народов на пяти континегуах Земли никогда не узнают смысла самого бесчеловечного, самого чу довищного слова — война! И. ДАНИЛОВ, учитель. Не нужны ни джунгли, ни тай га, ни карпатские, ни кавказские ле са. Наш обычный простой среднерус ский лес таит в себе столько милых неожиданностей, столько чудных чу дес... Впрочем, отправьтесь-ка за город, захватив с собой поменьше продуктов и побольше воображения, и вы сами убедитесь в этом. Только один уговор! Поезжайте в район завода «Свободный сокол». ...И вот позади завод, его жилые дома, позади село Сокольское. Коле са машины тихонько шуршат по понтонному мосту через один из ру кавов Воронежа... Впереди широкий зеленый луг, крытый синим небом и отороченный вдали чем-то кудрявым — не то зеленоватым, не то голубо ватым. Наберите полную грудь воздуха. Чувствуете? Это в машину вместе с негородской свежестью льется запах хвои. Я—»отец, и потому, наверно, Говорю, что стал счастливей всех. Я люблю живой и откровенный Самый"чистый в мире детский смех. Есть такое в этом смехе что-то, Отчего ты молодеешь вдруг, Отчего захочется работать День и ночь не покладая рук. Детский смех... задорный, сердцу близкий. Столько света радостного в нем, Словно солнца золотые брызги Расплескались на пути твоем. Я уверен: было б все иначе, Очерствела б у людей душа. Если б добрый, теплый смех ребячий Нашу жизнь, друзья, не * украшал. Пусть порою нам бывает круто, Пусть заботы на плечах лежат, Сам Ильич выкраивал минуты, Чтобы слышать звонкий смех ребят. По-отцовски взглядом согревая, ( Всех детей любил он, как своих, И. декрет о мире утверждая, Он, конечно, думал и о них. ...Не в упрек иным, не в назиданье, И не ради красного словца Я скажу, что нету выше званья, Чем большое звание отца. Потому что я всегда в ответе За ребячьи радужные сны. Я хочу, чтоб все на свете дети Никогда не видели войны. Я хочу, »тоб радостным и звонким Был повсюду над землей восход... Горе тем, кто звонкий смех ребенка Воем бомб и свистом пуль прервет! Ст. СЕРИКОВ. Фотоэтюд Л. Черкашина. Уголок РодинЫ Дорога бежит к лесу. Он начинает ся двумя молодыми соснами, стоя щими впереди по обе стороны про селка. Над кронами сосенок подни маются «свечи». Пучки... Нет, не пучки, канделябры со свечами дер жат скромные деревца над головой, встречая, приветствуя путников. В торжественном строю вдоль до рога стоят их сестры. Вдруг, откуда ни возьмись, полыхнул зеленым пламенем кует орешника и испор тил весь строй, пошла насмарку вся, как говорится, торжественность момента. А впрочем, нужна ли она? Смотрите, какой живописный беспо рядок! Вон в стороне, перебегая за ку стами, понеслись молодые дубки, побежали полянки, обшитые тонки ми белыми нитями молоденьких бе резок... Голубыми озерцами прогля дывает между кронами небо, лес дышит пряным горьковатым запа хом плавящейся под солнцем опав шей хвои, прелью сырой травы в низинах, кислым запахом щавеля и совсем домашним банным запахом свежего березового листа... II вдруг на пути встали этакие солидные товарищи—высоченные сосны. Застыли в строгом строю и не шевелятся. Попробуй, дескать, преодолей! Но «преодолеть»*их ни каких трудностей не составляет: до рога идет дальше, да н между стройными меднокорыми стволами свободненько прогуливаются лучи солнца. Правда, сквозь густые кроны, чем-то напоминающие клубки колю чей проволоки, этим самым лучам приходится продираться, оставляя на ветках кусочки солнца. Пошла сосна с подлеском из ду ба. дорога потянула в гору, и вдруг в лесу показался дом... второй... третий... четвертый... ограда... воро та. Ого, да здесь целая улица! Но не избушки на курьих ножках, ко торым по всем правилам только и полагается быть в лесу, а крытые светлыми плитками шифера кирпич ные двухэтажные дома. Впрочем, коренному липчанину больше объяснять не нужно: ясно и понятно, что приехали мы на пра вый берег лесной речки Матыры в пионерские лагеря. II хоть, может быть, пятьдесят или сто раз бывал здесь липчанин, но, прочитав упо минание об этих местах, со вздохом мечтательно ская;ет: 4 - Да, хороши места! Других та ких^ пожалуй, во всей области не найдешь. й вот эти самые лучшие места взрослые люди, которые стоят у не стерпимо жарких горнов домен, в шумных и душных корпусах цехов, день-деньской лазают по лесам под К О Р О Т К О о м н о г о м □ В прошлом году в нашей стране насчитывалось 2741 дворец и дом пионеров, 298 станций юных техников, свыше 5 тысяч детских библио тек. В СССР — 102 детских театра, более сотни профессиональных те атров кукол. □ Только летом 1958 года в пионерских лагерях, открытых профсо юзами, отдохнуло более трех миллионов детей. □ В 1965 году в школах-интернатах будет обучаться не мбнее 2,5 миллиона человек. □ Сейчас в детских садах и яслях воспитывается 3 миллиона 380 тысяч ребят. Еще 3 миллиона малы шей воспитываются в сезонных яслях и детских площадках. За семилетие число мест в дошкольных детских учреждениях увеличится в два раза. □ Детская смертность в нашей стране по сравнению с дореволюци онным периодом уменьшилась почти в семь раз, а против 1940 года — е 4,5 раза. палящим солнцем на головокружи тельной высоте, добывают руду в шахтах — взрослые люди, не себе их взяли, а отдали своим де тям. Чтобы были здоровее и кра сивее, чтобы отдохнули за лето, чтобы набрались ума и мускулов. И здесь все есть для ума и для мускулов. Вот, к примеру, лагерь строителей треста «Липецкстрой». Два двухэтажных спальных корпу са, столовая, площадка для спортив ных игр, зеленый театр. Неподале ку, вернее, по соседству, лагерь для детей металлургов завода «Свобод ный сокол». Тут, кроме двухэтаж ного основного корпуса, кроме не обыкновенно красивого, отделан ного колоннами и баллюстрадой мас сивного и одновременно легкого зда ния столовой, есть еще и клуб, мас терская, живой уголок. Пионеры тридцатых годов могут вспомнить не только знаменитые песни «Взвейтесь кострами, синие ночи» и «Эх, картошка...» но и от бои, которые прежде горниста «иг рала» темнота, но и деревянный с гнильцой вкус колодезного сруба у воды... А над лагерем завода «Сво бодный сокол» протянулась прово лочная сетка, куда, как говорят, бу дет подвешено ^примерно полторы тысячи лампочек. Не только к тор жеству, к открытию, а просто, что бы было светло. А на территории лагеря треста я разговаривал с про рабом Никитиным, который руково дил работами по ремонту водопро вода. В тот день, когда мы побывали в лагерях, в лесу кипела работа. Бес прерывно тренировалась кукушка, чтобы по приезде хозяев не осра миться — не сбиться со счету длин-, ных-предлинных лет. Торопилась в рост зеленая трава, чтобы послуш но и мягко сгибаться под босой ре бячьей пяткой, а не колоть ее. Чер ные корявые старые дубы успели примолодиться такой нежной, такой яркой зеленой листвой, что от зави сти стали растерянно ронять сереж ки березы, распустившие зеленые косы чуть не до самой земли. Готовились к приезду хозяев и люди. В одном месте ремонтировали насосную, в другим строили сцену для клуба. В лесу пахнет не только смолой, но и краской, рядом со старыми шишками валяются свежие струж ки, «в два молота» дружно рабо тают дятел п плотник. Все торо пятся, все спешат, и каждому хочет ся помолодеть до пионерского воз раста. Если по свежеструганным сту пенькам сбежать вниз, к речке, то видны голубые купальни, которые сейчас пока плавают на поверхно сти, а на том берегу — кустарник. Станешь повыше, на бугре—и гори зонт расширится. Выйдет сюда соловьиным свежим утром мальчик или девочка и уви дит: внизу затейливо извивается зеркальная Матыра, кругом буйные густейшие заросли зелени. Впереди, за рекой, луг и поле. Оттуда доно сится гул трактора, видна черная, вспаханная земля. Вправо—необъят на*! даль, там город, и в легкой дым ке четко вырисовывается силуэт за вода — трубы, домны, кауперы. Все это — Родина, самая доро гая. самая хорошая и заботливая. А. ВОЛЬФСОН. Пусть 1 июня — Ме жд у н а р о дный день защиты де тей — превратит ся в каждом горо де, на каждом за воде, в каждой де ревне в мощную манифестацию ми ра, доверия и брат- : ства между всеми : народами мира. (Из «Обращения к нужчина* | и женщинам всего мира», при- | 3 нятого Международной конфе- | 1 ренцией в защиту детей]. ♦ д Большое счастье Я мать девяти детей. Сколько с ними забот, тревог, волнений, но все это ничто в сравнении с тем большим счастьем и радостью, ко торую они мне приносят. Я спокой на за их сегодняшний день. Две старших дочери — Тамара и Лидия—уже самостоятельно ра ботают. Скоро получит специаль ность штукатура семнадцатилегний Александр. Дочь Светлана заканчи вает десятый класс. Мои дети родились в счастливое время, а какой чудеетой станет наша жизнь через семь лет! Я ча сто задумываюсь над будущим сво их ребят. И верю — оно будет прекрасным, ведь им не только строить коммунизм, но и жить при коммунизме. Но всех нас, матерей, беспокоит только одно — как бы не случи лось войны. Я вспоминаю тяжелые военные годы, лишения, бомбежки, эвакуацию. Сколько горя, сколько тяжестей вынесли хрупкие детские плечи. В день первого июня — Меж дународный день защиты детей — в первые ряды борцов за мир, ко нечно. встанем мы, матери. П. ЦЫБАКОВА. Большой день маленького человека Кто не помнит чудесного маль чика Пеле, описанного А. М. Горьким с трогательной к чуть насмешливой грустью в «Сказках об Италии»? Пепе — оборванный, голодный, но всегда поющий, неунывающий и остроумный. Образом этого славного итальянского мальчуга на Горький как бы говорит, что детство должно быть прекрасным. В действительности, у большинст ва детей в капиталистических странах—таких же, как Пепе, без домных маленьких бродяг, живу щих «идеями и настроениями ули цы, площади и темных лавочек», —детство—это страдания и ли шения. Устами другого персонажа рассказа—старого столяра Паск- валино, «мудрого и всеми почи таемого Пасквалино», Горький предсказал будущее грядущему поколе нию: «Дети будут лучше нас, и жить им будет лучше!». Слова великого писателя сбылись в Советской стране, первой стране в ми- маленьких граждан хватает. Ну, разве это не забота — в три — пять лет соблюдать строжайший режим; вовремя есть, спать, весе литься? С малых лет наших де тишек приучают к порядку, дис циплинированности, воспитывают в них чувство любви к Родине, уважение к труду. Посмотрите, как деловито шагают эти малыши за руку с мамой, отцом или бабуш кой в детский сад, где начинается у них обычный, но каждый раз по- новому интересный и необыкно венный день. Еще бы! Ведь, как говорится, «дети растут с каждым днем». В семье Алексея Михайло вича Пишикина, грузчика чугуно литейного цеха тракторного заво да, и дворника 7 домоуправления Александры Алексеевны Пишики- ной четверо детей. Двое — дочь Зина и сыя Юра —• школьники, а Сашу и самую младшую Риточку каждое утро мама про вожает в детский сад. Конечно, немного грустно расставаться с мамой, как хотелось бы погулять с ней по утренним улицам! Но Саша знает — мама спешит на работу, а сам он и его сестренка ч «Сложная строительная проблема!» ------------9 ^ ------------- без четверти девять должны со всеми ребятами приступить к ут ренней гимнастике. После зарядки и завтрака де тям рассказывают сказки, читают книги. Ребята возятся с игрушка ми, занимаются лепкой, рисова нием, конструированием^ Для ма ленького Саши это самые люби мые часы — больше всего он любит рисовать и конструиро вать. Маргарита Михайловна, вос питательница, с трудом отрывает его от этого занятия. Но воз раст берет свое: из старатель ного, не по годам серьезного кон структора или художника он вмиг превращается в непоседу, в шаловливого, подвижного маль чика. Да и как тут, в самом де ле, усидишь: двор стал таким зе леным и солнышко светит так приветливо, как будто приглашает всех детей выйти на улицу и поздо роваться с его ла сковыми лучами. Два раза в неде лю с детьми прово дят музыкальный час: ребята марши руют под музыку, поют, танцуют. Но это по душе боль ше девочкам, маль чишки же с нетер пением ждут поне дельника, когда с группой проводятся гимнастические за нятия и подвижные игры. Правда, Са ша ими не особен но увлекается. К удивлению некото рых мальчиков, о» больше любит де журить на кухне, помогать на крывать столы к обеду, разносить ложки, хлеб. И в самом деле, это очень приятное занятие — помочь повару и воспитателям накормить своих товарищей. Пообедав, дети, полные впечат лений, немного уставшие, быстро засыпают. После часа отдыха— снова веселая прогулка, затем полдник. А к концу дня уже по являются первые мамы и папы, которые обычно заходят с рабо ты за своими малышами. За Са шей и его сестренкой приходит мама, иногда тетя. Дорога домой тоже интересное занятие. Как приятно помочь маме! Саша с сестренкой Зиной каждый вечер поливают огород. •------г------- • € -------------- — А мы сегодня будем поми доры поливать?— вдруг спраши вает Саша у мамы. Александра Алексеевна смеется и ласково гладит голову сына. Довольна она своими ребятами: растут по слушные, трудолюбивые, ласко вые. Саша — первый мамин по мощник. И в самом деле, разве можно без его участия полить огород, прополоть грядку с ре диской! Так прошел еще один день — большой день наших маленьких граждан. В этот день любовно думала о них родная страна. Ее партия, ее правительство приня ли на днях новое постановление о детских яслях, садах, чтобы еще лучше были дни маленьких граждан. *В. ПОПКОВА. !в. V* Пионерский парк Хороший подарок ко дню рожде ния организации юных ленинцев по лучили дойринекие школьники — пионерский парк. Вместе со взрослыми они сами расчищали аллеи, убирали мусор, помогали плотникам и малярам. В парке хорошо оборудована летняя эстрада, изготовлены скамейки. Вдоль аллей — столики для игр. Здесь будут проводиться пионерские сборы, вечера художественной само деятельности, демонстрироваться дет ские кинофильмы. Пионерская дру жина Добринекой семилетней школы избрала совет парка, а директором назначила шестиклассника Володю Иноземцева. Своему парку пионеры присвоили имя украинского пионера — героя Валентина Котика. А‘:* - г ~ :
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz