Ленинское знамя. 1959 г. (г. Липецк)
2 2 4 -хш гТ 9 5 9 т .. Д Г 1 2 0 СШ 5} ^ГБН1ГНСКОЕ'ЗНЯМЯ Продолжение речи товарища Н. С. ХРУЩЕВА (Начало на 1-й стр.). Так за кого же мы в этой борь бе? Конечно, за тех писателей и за то направление, которые берут в ос нову положительные явления, на этом положительном показывают пафос труда, зажигают сердца лю дей, зовут их вперед, указывают им пути в новый мир. Они как бы обобщают в образах положительных героев лучшие черты и качества людей, противопоставляют их отри цательным образам, показывают борьбу нового со старым и неизбеж ную победу нового. Показывая по ложительное, они, вместе с тем, осуждают то, что надо отбросить. Думаю, что такой подход к изобра жению явлений жизни будет пра вильным. Во всяком случае я этого придерживаюсь и так эти вопросы понимаю. Вот как отношусь я к так называемым лакировщикам. Хотя я и не писатель, но в какой-то степе ни отношу себя к этой группе. (Ве селое оживление. Дружные аплоди сменты). Мне хотелось бы, товарищи, вы сказать еще несколько замечаний, которые относятся к характеристике недалекого прошлого. Сейчас еще в вашей среде дают себя знать остат ки той борьбы, которая не так давно имела довольно острый характер. Это была принципиальная идейная борьба против ревизионистов, кото рые пытались делать наскоки на линию партии. Против таких наско ков поднялась вся писательская об щественность. Подавляющее боль шинство писателей решительно вы ступило против носителей ревизио нистских взглядов. Можно без пре увеличения сказать, что эта идей ная драка охватила в той или иной мере всех писателей, правда, раз личные люди вели эту борьбу с раз личной степенью активности и раз ными приемами. Некоторые из литераторов рьяно ринулись на дот «противника», и, выражаясь языком фронтовых тер минов, их можно было бы назвать автоматчиками. Они действовали ак тивно и смело, не страшась трудно стей борьбы, идя им навстречу. Это хорошие качества. Люди,' выступав шие активно в такой борьбе, сдела ли большое и важное дело. Теперь эта борьба осталась позади. Носите ли ревизионистских взглядов и на строений потерпели полный идейный разгром. Борьба закончилась, и уже летают, как говорится, «ангелы примирения». В настоящее время идет, если можно так выразиться, процесс зарубцовывания ран. И те из литераторов, которые тогда со своей «кочки зрения» хотели рас сматривать наше советское общест во, теперь стремятся поскорее *за- быть о том, что они допускали серь езные ошибки. Надо, по моему мнению, облегчить этим товарищам переход от ошибоч ных взглядов на правильные, прин ципиальные позиции. Не следует по минать их злым еловом, подчерки вать их былые ошибки, не надо по стоянно указывать на них пальцем. Только польза будет для общего на шего дела. (Аплодисменты). Напоми нать об этом не надо, но и забывать тоже не следует. (Аплодисменты). Как говорился, следует на всякий случай «узелок завязать», чтобы при необходимости посмотреть и вспомнить, сколько там узелкпв и к кому эти узелки относятся. (Ожив ление в зале). Среди литераторов находятся еще отдельные люди, которые хотели бы напасть на «автоматчиков», высту павших в разгар идейной борьбы против ревизионистов наиболее ак тивно, отстаивая правильные, пар тийные позиции. Кое-кто, видимо, хотел бы представить дело так, что во всем виноваты именно эти това рищи. Но это. конечно, в корне не правильна. Принципиальные позиции надо отстаивать, надо вести решительную идейную борьбу с теми, кто делает наскоки на партийную линию. Ко нечно. в пылу борьбы нередко бы вает так, что доетаетсл каждому, кто в нее вступает. Вам, наверное, в жизни не раз приходилось наблюдать схватки мальчишек, участвовать в них. А я видел на руднике драки и взрослых. Бывали случаи, когда курские и ор ловские дрались между собою. Что бы посмотреть эти драки, некоторые люди выходили заранее, становились в сторонке и смотрели, как разго рался пыл борьбы. Конечно, это бы ло в старое, дореволюционное вре мя. То была, так сказать, дань ди кости и невежеству. Но так было. Извините за такое упрощение, но в какой-то мере и в идейной борь бе бывает нечто подобное. Ведь когда развертывается схватка, то и у одной и у другой стороны имеют ся сочувствующие, желающие как- то участвовать в борьбе. В чем это участие порою выражается? Сочув ствующие часто хотят разнимать. Они берут и тянут одного из всту пающих в схватку в одну, а дру гого — в другую стороны. А бо рющиеся хотят высвободиться и, может быть, локтем или еще чем наносят удар разнимающим. Когда схватка кончилась, тот. кто пытал ся разнимать, жалуется, что его кто-то обидел. Гго спрашивают: а ты участвовал в этой схватке? Он отвечает: нет. не участвовал, я. разнимал. Но ведь ты тянул одно го. держал его, за руки хватал, а в это время на него нападали, вот. он, защищаясь, и дал тебе наот машь. Примерно то же самое происхо дит и в идейной борьбе, в полити ческой схватке. Без идейной борь бы с противниками нельзя обой тись, пока в мире существует капи тализм. Мы всегда, как говорится, благословляли тех бойцов, которые иду т на это святое дело, и сами участвовали и будем участвовать в таких «боях». Такие бои неиз бежны, потому что идет борьба идейная, политическая. В этой борьбе нейтральных не может быть, а если ты хочешь быть нейтраль ным — отойди дальше, когда ак тивные дерутся, а то попадет тебе и от тех и от других. (Аплоди сменты). После того, как кончилась борь ба, некоторые из тех, кто начинал «драку», кто начинал борьбу про тив генеральной линии партии, хо тят побыстрее забыть о том, кто действительно является зачинщи ком, пытаются сложить ручки и держать голову так, как обычно изображают святых на иконах. И, находясь в такой смиренной позе, они заявляют, что будто бы их совсем напрасно обидели. Но на по добные жалобы можно ответить вопросом: «А за что вас били?» и следует добавить: «Правильно вас били. Мало значит вас били, ес ли вы так себя ведете». (Аплоди сменты). Вы можете спросить, к чему я призываю, к разжиганию страстей в борьбе или к примирению? От вечаю вам — к сплочению сил на принципиальной основе. Думаю, что это сплочение уже наступило, оно все более укрепляется. Алексей Максимович Горький хорошо сказал: «Если враг не сдается, его уничтожают». Это глубоко правильно. Это — клас совая точка зрения, мы ее поддер живали и поддерживаем при оценке политической, классовой борьбы. Когда речь идет об интересах рабо чего класса, трудового народа, об их борьбе против эксплуататоров, к примирению призывать нельзя. В таком случае призыв к примирению является не чем иным, как капи туляцией. Это не наша линия, это не коммунистическая, не большеви стская линия. Но есть правильная поговорка — лежачего не бьют. И если в идей ной борьбе противник сдается, при знает себя побежденным и выражает готовность встать на правильные позиции, не отмахивайтесь от него, поймите его, подайте ру к у , чтобы он мог в ряд встать, вмеете рабо тать. (Продолжительные аплоди сменты). Хотел бы сказать, что в нашем социалистическом обществе, где нет враждебных классов и групп, где вся жизнь строится на принци пах товарищества и дружбы, надо более чутко подходить к тем людям, которые имели несчастье «дать се бя черту запутать». Мы верим в то, что нет людей неисправимых. Вы знаете благород ство Феликса Дзержинского, его ме тод воспитания даже преступников уголовных, а не только политиче ских своих противников. Вы знаете, какие плоды дал этот метод воспи тания. В наших условиях надо подхо дить к людям чутко, верить в че ловека. видеть свою конечную цель — борьбу за коммунизм. Надо вос питывать и перевоспитывать людей. Путем1 принципиальной критики, идейной борьбы надо стремиться к сплочению коммунистических сил и сил, которые идут за нашей парти ей в борьбе за построение коммуниз ма. Это — главное. (Аплодисменты). Мне хотелось бы. товарищи, рас сказать вам об одном интересном, на мой взгляд, факте. Совсем недав но, во время пребывания в Сочи, я получил письмо от одного гражда нина. Фамилии автор'а. письма я не назову, потому что это не нужно. Пройдет какое-то время, когда этот человек станет твердо на ноги, тог да возможно и будет смысл назвать его фамилию. Зачитаю вам письмо, полученное мною от человека, кото рый был осужден за воровство- Вот это письмо: «Председателю Совета Министров Союза ССР товарищу Хрущеву Н. С. Я с 12 лет занимаюсь кражами, за что был осужден четыре раза, по следний раз судился в 1954 году на срок 6 лет. Наказание отбыл. По освобождении вернулся к семье и устроился на работу плотником. За рабатывал 500— 600 рублей в ме сяц. Платя за квартиру 200 рублей в месяц, я не смог обеспечить семью, и. задолжав за квартиру 400 рублей и 600 рублей в конто ру, 25 марта с. г. бросил семью в составе: дочери 4 лет, матери, же ны (жена находится в роддоме с но ворожденным) и уехал с мыслью о легкой жизни. Но начать свою ста рую преступную жизнь я не могу и не могу вернуться к семье, так как бросил ее без денег и в долгах. За эти пять дней, как я уехал, я не совершил ни одного преступле ния. Я не боюеь ответственности и прошу Вас ответить советом, как мне быть. Я буду ждать ежедневно в течение этого времени, как толь ко у меня хватит силы воли, буду ждать беседы с Вами- Если сочтете нужным меня арестовать, я и с этим согласен. К сему подпись».- ; Это было в Сочи. Я пригласил автора письма для беседы. Мы по знакомились с ним. Услышав его фамилию, я сказал, что раньше знал одного генерала с такой фамилией. Автором письма оказался молодой человек, лет тридцати. В беседе он показал себя разумным и приятным человеком. Он рассказал о себе, о своей жизни, о потере отца, о сре де, которая отрицательно повлияла на него. Он говорил; — Поймите мое положение, я мог бы работать грузчиком, види т е— я сильный человек. Но меня не пускают на эту работу, смотрят, как на вора. Грузчики зарабатыва ют прилично, и я бы мог хорошо заработать, но мне не доверяют. До последнего времени я работал в бригаде. Другие в бригаде больше зарабатывают, чем я. На меня смотрят, как на вора, поэтому мне дают малоквалифицированную рабо ту. Что мне теперь делать, как быть с семьей? Квартиры мне не дают, я живу на частной квартире. Если бы я жил на государственной квартире, я бы платил меньше. Помогите мне. Я Вам обещаю, что буду честным человеком, докажу Вам это. Выслушав этого человека, побе седовав с ним, я поверил в него, он показался мне хорошим челове ком. Может быть, я проявил либе ральный подход к этому человеку, но мне было приятно поговорить с ним. Я поверил ему, и хочется ду мать, что он меня не обманет. (Продолжительные аплодисменты). — Что Вы хотите от меня, чем могу вам помочь? — спросил я у него. — Помогите мне, чтобы я мог семью прокормить, — сказал он. — Это прежде всего. Я хочу вернуться к жене, к детям и матери. * — Хорошо, постараюсь помочь Вам.— ответил я ему.— Позвоню се кретарю горкома партии, попрошу его, чтобы обратили внимание на Вас, устроили на работу, помогли бы приобрести квалификацию, что бы Вы могли больше зарабатывать. Но постарайтесь работать честно. Потом я попрошу, чтобы Вам дали, кредит. (Подумайте, бывшему вору кредит дать! (Смех. Аплодисменты). Это возможно только в наших со ветских условиях). (Аплодисменты). Вам дадут кредит, чтобы Вы по-' строили себе домяк, или же попро шу, если есть возможность, чтобы Вам дали квартиру, и тогда Вы бу дете платить меньше. (Известно, что V нас квартирная плата самая низ кая в мире: я бы сказал это симво лическая плата, потому, что этих средств, наверное, не хватает на содержание дворника в этом доме). Мой собеседник сказал: — Это было бы очень хорошо. Я Вас буду благодарить. Убедившись в ходе беседы, что ему верят, что с ним по-человече ски разговаривают, автор письма обратился ко мне с такой прось бой: —• Товарищ Хрущев, знаете, что мне бы очень хотелось е Вами на память сфотографироваться. (Смех. Аплодисменты). Я ответил ему: — Это возможно, садитесь по ближе, чтобы фотографу было луч ше. Мы сели, нас сфотографировали. Я пообещал ему прислать фотогра фию. Этот снимок ему послали. (Аплодисменты). В заключение беседы выяснилось, что у собеседника нет ни копейки денег. Тогда я сказал ему: — Я помогу, чтобы Вы не только смогли доехать до дому, но и привезти подарки жене и детям. Он вернулся домой, ему помогли устроиться на работу. Я попросил узнать, как он работает, как ведет себя. Мне сообщили, что он рабо тает грузчиком и неплохо зараба тывает. Просил передать, что жи вет хороню. Благодарил за помощь. (Продолжительные аплодисменты). Вот вам, товарищи, один из фак тов нашей жизни. Автор письма — это живой, конкретный человек. К этому письму и к его автору можно было подойти по-разному. Ведь писал письмо человек, кото рого четыре раза судили за кражи. Его устроили на работу, а он бро сил ее, убежал опять воровать, а теперь еще хочет со мной встре чаться, — берите его, тяните к от вету. Это один подход. Нто такой подход дал бы этому человеку? Он привел бы к тому, что сбившийся с правильного пути человек повысил бы в тюрьме свою квалификацию вора, а нам нужен человек для нашего дела. Для то го, чтобы поставить этого человека на правильный путь, нужен другой подход, нужно поверить в человека, в его лучшие качества. Может ли этот человек быть активным участ ником коммунистического строи тельства? Может, товарищи! (Бур ные аплодисменты). Мне трудно соревноваться в опи сании таких случаев с всеми ува жаемым и всем известным автором «Педагогической поэмы» Антоном Семеновичем Макаренко. Он пока зал благородство человека, великую силу веры в человека. И все мы хорошо знаем, как сторицей была оплачена эта вера в человека те ми, к кому было проявлено внима ние и доверие-— -бывшими уголов никами и убийцами. (Аплодисмен ты ). Некоторые могут искать грубую аналогию в моем сравнении. Но думаю, что вы правильно меня поймете. Этот факт с письмом не относится к тому, что говорилось перед этим. Я привел этот факт для того, чтобы показать, что воп росы воспитания и перевоспита ния людей — это важнейшие воп росы. В нашей стране, к сожале нию. есть еще и преступники, и убийцы. Иностранец, посетивший Совет ский Союз и узнавший о подобных фактах, может сказать — у них строят коммунизм, а я сам видел, что у них есть убийцы. Но ведь мы вовсе и не собираемся утверждать, что мы покончили со всеми пере житками прошлого, сумели перевос питать всех людей. Однако каждый, кто поближе познакомится с жизнью советского общества, узнает, что во все не наличие преступников яв ляется характерным для нашего.об- .^цества, что для него характерен бы стрый рост сознательности людей. Некоторые люди могут спросить: а будут ли преступники в коммуни стическом обществе? Я лично, на пример, как коммунист, не могу дать гарантии, что их не будет. (Смех). Преступление — это откло нение от общепринятых норм пове дения в обществе, нередко вызывае мое расстройством психики челове ка. Могут быть заболевания, психи ческие расстройства в коммунисти ческом обществе среди отдельных людей? Видимо, могут быть. Если это будет, то могут быть и про ступки, которые свойственны людям с ненормальной психикой. Так не по этим же психопатам будут судить о коммунистическом обществе. (Смех. Аплодисменты). Тем, кто на подоб ном «основании» стал бы призы вать к борьбе с коммунизмом, можно сказать, что и сейчас есть люди, ко торые борются с коммунизмом, с его благородными идеями, но у та ких людей, видимо, явно не в норме психическое состояние. (Смех. Бур ные аплодисменты). Дорогие товарищи! Здесь высту пали многие писатели. К сожале нию, мы не, имели возможности слы шать все ваши выступления, но не которые из них мы слушали и чи тали. Кое в чем будем считать себя должниками и постараемся прочесть ваши речи, ознакомиться с вашими замечаниями и предложениями. Думаю, что вряд ли мне в моем выступлении нужно заниматься раз бором ваших произведений. Как вы знаете, я не литературный критик, поэтому и не чувствую себя обязан ным разбирать ваши литературные труды. I Некоторые факты свидетельству ют о том, что вы и сами не очень охотно друг друга критикуете. Не думаю, что вы хотите, чтобы это неприятное занятие было возложено на мои плечи. Сами пишете, вам са мим, прежде всего, следует и кри тиковать написанное. (Смех. Апло дисменты). Вы хорошо знаете, что, разбирая произведения, надо одного хвалить, другого критиковать, а третьего посередине поставить. Ведь нельзя представить себе дело так, что вот пришел человек с двумя мешками, в одном из которых слад- рие конфеты, а в другом — горь кие пилюли, и начал'бы раздавать— одному конфетку, другому — две, а третьему — горькую пилюлю. Будет более правильно, если вы сами бу дете и конфеты делить и пилюли принимать, определяя, когда это нужно и кому что следует. (Оживле ние в зале). Вместе с тем следует сказать, что литературная критика, повседнев ный глубокий разбор литературных произведений — это важнейшее ус ловие для успешного развития на шей литературы. Вот почему вы не имеете права отходить от критики своих собратьев и от разбора их про изведений. Что значит литературная критика? Это — оттачивание писа тельского оружия, глубокий разбор произведения, это — совершенство вание мастерства литераторов. Мне нет нужды подробно говорить- об этом, вы сами хорошо знаете все значение таких вопросов. Мы хотим и народ ждет новых литературных произведений, хороших, зовущих на борьбу, зовущих к победе комму низма. Вы, видимо, знаете, что я человек неспокойного характера, не люблю жвачки. Каждый на своем посту должен быть активен, в литературе должна быть большая страстность. Активная деятельность, борьба за высокие идеалы, за строительство новой жизни — все это импонирует человеку. Если бы человек был пас сивным, мы бы не могли продви гаться вперед. Только борьба мил лионов и миллионов людей за строи тельство новой жизни, борьба ак тивная, вдохновенная и страстная позволяет нам быстро двигаться впе ред и побеждать. Люди пассивные, равнодушные, флегматичные едва ли напишут произведения, которые дышали бы страстностью и звали на подвиги героические. Или это возможно? (Оживление в зале). Кон кретных примеров по этому вопросу у меня нет, но думаю, что вряд ли это возможно. Товарищи! Мы гордимся замеча тельными писателями старшего по коления, гордимся молодежью, ко торая вступает в строй. Надо вни мательно. заботливо - относиться - к творчеству молодежи. Я хотел бы высказать некоторые свои замеча ния о работе с начинающими писа телями. Без притока молодых твор ческих сил не будет расти литера тура в целом. Молодежь — это на ша смена. Каждый начинает с че го-то небольшого, а потом он раз вернется, создаст большие, хорошие произведения, и его талант призна ют. Талант рождается не сразу, он постепенно совершенствуется. В-воспитании творческой молоде жи у нас есть существенный недо статок. Состоит этот недостаток, по моему мнению, в том, что у нас нередко создают тепличные условия для начинающих писателей. (Апло дисменты). Вспомните, какие суровые усло вия были в царской России для че ловека вообще, а тем более для пи сателя, для мыслящего человека, который не мог мириться с порока ми старого общества. Он сам возму щался и, выражая свое возмущение в произведениях, заставлял миллио ны людей возмущаться, поднимать ся на борьбу за лучшую жизнь. Из вестно. как трудно было в то время творческой интеллигенции проби вать себе дорогу. В результате. Октябрьской рево люции условия коренным образом изменились. В нашем социалистиче ском обществе открыт простор для всестороннего раскрытия и выявле ния всех творческих возможностей и дарований человека. Мы хотим, чтобы творчество молодежи еще больше развивалось. В нашей со ветской среде рождается много та лантов. Нужно всемерно помогать росту одаренных людей. Но не сле дует искусственно отрывать их от земли, от среды, в которой они жи вут. Меня признают поборником ку курузы. Хочу привести пример вы ращивания кукурузы в нормальных и тепличных условиях и провести некоторую аналогию с воспитанием молодых литераторов. (Оживление в зале. Аплодисменты). Любителей кукурузы много: ее любят грузины, армяне, украинцы и русские из южных областей. Осо бенно вкусна кукуруза в молочно восковой спелости. Кто не кушал ее, тот не знает, какая это вкусная пи ща. Так вот люди, которые не име ли опыта выращивания кукурузы, но горели желанием вырастить ее пораньше, начинали выращивать ее рассаду в теплицах. Помню, один агроном, зная, что я страстно аги тирую за кукурузу, видимо, решил мне сделать приятное: он вырастил рассаду кукурузы в теплице и по том высадил ее в поле. Когда я при ехал на это поле, то увидел следу ющую картину: кукуруза, которая была посеяна, еще не взошла, а ку куруза, высаженная из теплицы, была ростом в 20— 30 сантимет ров. Посмотрел я на эти посевы и сказал агроному: — Знаете, что вы глупость сде лали? — Как? Почему?— спрашивает он. Я ему ответил: Кукуруза, посеянная в грунт, хотя еще и не взошла, но она под нимется, разовьется и даст хороший урожай, а кукуруза, высаженная из теплиц, зачахнет, не даст хорошего урожая, так как она выращивалась в тепличных условиях. Посмотрите на растения высаженной кукурузы. Они хилые, желтые, нет той зелени, вроде как загара у человека, кото рый находился под зонтиком. Ко нечно, это растение не может вы держать всех испытаний, которые оно встретит в своем развитии. В какой-то степени и некоторые наши начинающие писатели напоми нают мне кукурузу, которую, преж де чем высадить в грунт, проращи вают в теплице. Бывает так: напи шет человек первый рассказ или стихотворение и сразу же начинают шуметь, что появилась новая звез да, новый талант. (Оживление в за ле. Продолжительные аплодисмен ты ). Этот товарищ, который написал первое произведение, писателем или поэтом себя не называл, он только попробовал свои силы, а о нем уже вовсю трубят, что это образец, ал маз, которого.ожидало человечество, его тянут в Союз писателей. Если такой начинающий живет в провин ции, то говорят, что нужно ему дать квартиру .в Москве или в столице республики. Мол, это новая звезда, разве может она находиться в про винции. Разве это правильно? Ведь Миха ил Александрович Шолохов живет в своей столице — станице Вешен- ской, а ну-ка, столичники, потягай тесь с ним на литературном попри ще. (Аплодисменты). Вопрос заключается не в том, кто где живет, а в том, кто что может, на что способен тот или иной чело век. (Аплодисменты). Думаю, что создание тепличных условий может отрицательно сказы ваться на воспитании творческой молодежи. В самом деле, что иногда получается с человеком, которого подняли на щит и взяли из той сре ды, где он раньше работал. Его при знали писателем, вручили билет члена Союза писателей, дали квар тиру в столице. До этого он работал на производстве трактористом, ком байнером, токарем, слесарем, - кон структором, инженером, агрономом. Ведь он не родился писателем, а где- то рос, трудился. А потом оказы вается, что после первого удачного произведения этот человек не в со стоянии написать нового, лучшего произведения. Что же ему делать? Вот он и рассуждает: сесть за штур вал комбайна — негоже для писа теля: пойти на завод — тоже него же. Куда же он идет? Идет в Союз писателей, чтобы получить деньги из литературного фонда. (Оживле ние в зале. Аплодисменты). Его там подкармливают. Он считает, раз признали, что он талант, вручили членский билет, как свидетельство его способностей,— так давайте. И если даете, то давайте больше. (Оживление в зале). Может быть, я несколько преуве личиваю, никто не собирается де лать трагедию из этого. Хочу только показать, что это является отступ лением от норм, которых нам надо придерживаться. (Аплодисменты). Нужно помогать молодым това рищам развивать свое дарование, поддерживать молодежь, как поддер живали ее многие старые писатели, как поддерживал Горький. Я читал письма Михаила Михайловича Ко цюбинского, читал его переписку с Горьким, который оказал огромное влияние на творчество Коцюбин ского, как и на многих других пи сателей, мастеров искусства. Пусть меня поправят украинские писате ли — Николай Платонович Бажан, Александр Евдокимович Корнейчук и Максим Фаддеевич Рыльский, если я допущу неточность, — Ко цюбинский долгие годы работал в комиссии по борьбе с сельскохо зяйственными вредителями, стати стиком в земской управе и зани мался литературным трудом. Как вы знаете, писал он хорошо. Почему бы писателю для того, чтобы написать о рабочем, не по ехать туда, где рабочие живут и трудятся, изучить как они работа ют? Не лучше ли вместе с ними жить. Разве это плохо? (Аплоди сменты). Тогда и время на поездки тратить не надо. (Аплодисменты). Товарищи, я не думаю, конечно, вносить предложение, чтобы сто личных писателей расселить по Советскому Союзу на шахтах, за водах и в колхозах. Нет, это было бы неразумно. Хочу только сказать, что писателям нужно глубже втор гаться в жизнь, изучать ее, вопло щать в художественных образах все новое в жизни Советской стра ны, глубже показывать человека—- создателя всех материальных и ду ховных ценностей нашего обще ства. Разве полезно тех людей, кото рые выросли и живут в определен ной среде — в колхозе, на заводе, в учреждении, питаются соками этой среды, вырывать оттуда и пе ресаживать их в искусственно соз данные тепличные условия. Если это сделать, то человек может поте рять почву под ногами, не будет по лучать живительных соков, и он почувствует себя, как растение, вьг= рванное из земли. Например, когда вы пересаживае те плодовое дерево и вырываете из земли основные корни, то нужно 2— 3 года, пока вырастут новые, разветвленные корни и дерево сно ва зацветет. Так бывает и с челове ком, когда его.выхватывают из при вычной среды. Он может со време нем укорениться, стать на ноги, но может и засохнуть. Я позволю себе привести один давний разговор с украинскими пи сателями. Когда я приехал работать на Украину, это было еще до войны, ко мне пришли писатели, хорошие товарищи, не буду называть их фа милии. Мы побеседовали по некото рым вопросам, а потом они говорят: :— Товарищ Хрущев, у нас есть просьба к Вам. — Какая? — У нас появилась замечатель ная народная поэтесса, крестьянка. ■— Это хорошо,— говорю,— те перь много появляется талантливых людей. В чем она нуждается? — Она в деревне живет,— гово рят мои собеседники. — А что вы хотите? — Надо ей квартиру дать в Ки еве, Я тогда сказал товарищам следу ющее: эта женщина сочиняет стихи о колхозной жизни, хотя она и мало грамотная, но, видимо, способная. Она сочиняет о людях и событиях, которые она видит, в которых она участвует. По возьмите ее из колхо за, поселите на Коешатике, о чем она может писать? Она быстро за чахнет, ничего не сможет сочинить, а если захочет писать, она вынуж дена будет поехать в колхоз. Мои друзья-писатели меня вы слушали, а потом все-таки приня ли эту колхозницу в Союз писате лей. Но из нее толку не вышло, потому что человек она малокуль турный, незрелый. Она умела толь ко рифмовать, но ведь одна рифма —это еще не поэзия. (Аплоди сменты). Думаю, товарищи, вы правильно поймете и согласитесь е тем, что надо поддерживать начинающую молодежь независимо от возраста, но не надо искусственно ставить ее в тепличные условия. Никогда чело век не научится плавать,- если его все-^время-чем-то-поддерживать в воде. Чтобы научиться плавать, на до лезть в воду, пробовать свои си лы, тренироваться. Если обучаю щийся начнет тонуть, помогите ему, но потом научите его, чтобы он сам плавал. Дайте возможность начинающему писателю развивать свой талант, собственными силами. (Аплодисменты). Товарищи! Можно ли говорить «о праве писателя на ошибки», «о праве писателя на неудачи»? Ду маю, что само положение и роль писателя в обществе лишают пи сателя такого права. Хорошо сказал Леонид Сергеевич Соболев на Пер вом съезде писателей в 1934 году: партия и правительство дали со ветскому писателю решительно все и отняли у него только одно—право плохо писать. На мой взгляд, народ отнял у_пи- сателя не только право плохо пи сать, но прежде всего писать не верно. Произведения могут быть написаны, так сказать, на невысо ком уровне. Ну, и что ж, читатель даст свою оценку плохому произве дению. Другое дело, если произве дение написано неверно, то есть в произведении взяты неправильные исходные позиции. Этого никак нельзя допускать, потому что это литературный брак. Могут сказать, что нет производ ства без брака. Это верно, но бы вает разный брак, разные ошибки. Согласитесь, что одно дело брак ка кой-либо детали, допущенный по вине слесаря или токаря, и совсем другое дело литературный брак. В первом случае дело ограничится тем, что бракованную деталь вы бросят, закажут сделать новую и пропадет только время, затрачен ное на изготовление детали, и ма териал. Во втором случае бракован ная литературная продукция полу чает жизнь (ведь книга с ошибка ми вышла в свет!), она будет про кладывать себе дорогу к читателям и даже к тем, кто еще не научился твердо держаться на ногах и хоро шо разбираться в достоинствах и недостатках художественного про изведения. Читатель видит, что книгу написал писатель, и подхо дит к ней с доверием. Вы знаете, какое уважение воспитала партия в нашем народе к писателям, к худо жественному произведению, к пе чатному слову. Вот почему литера турное произведение, даже если в нем имеются серьезные идейные ошибки, может быть примято изве стной частью читателей как насто ящее произведение, к которому нуж но относиться с доверием и учиться жизни и борьбе. Посудите сами, ка кой вред может принести советским людям, коммунистическому строи тельству такая бракованная литера тура. Вы скажете, а где гарантия от ошибок? Да, гарантии давать труд но, потому что писатель, если он подлинно советский писатель, допу скает ошибки несознательно, не преднамеренно, а в силу целого ряда причин — недостаточного зна ния жизни, неверно взятых исход ных позиций и т. д. Чтобы не до пускать этого, надо помнить, что писатели живут в обществе, отоб ражают жизнь общества, их твор чество должна направлять общест венная критика, они должны при слушиваться к ней, считаться с ней, устраивать товарищеские дискус сии и обсуждения, выносить на суд общественности свои произведения. Вы опять можете сказать: крити куйте нас, контролируйте и, если произведение ошибочное, не печа тайте его. Но вы знаете, нелегко сразу разобраться в том, что печа тать и что не печатать. Самый лег кий путь— ничего не печатать, тог да не будет никаких ошибок, а че ловек, запретивший печатать то или иное произведение, будет вы глядеть умным человеком. Но это было бы глупостью. (Оживление в зале. Аплодисменты). Поэтому, товарищи, не взвали вайте на плечи правительства ре шение таких вопросов, решайте их сами по-товарищески. По-нашему, это будет критика и критика насто ящая. Если это подлинная литера турная критика, то для нее сваты и братья не указ, она должна забо титься о главном — об идейном и художественном достоинствах лите ратурного произведения- Так долж ны мы поставить дело. Думаю, что Александр Трифоно вич Твардовский прав, заявив в своем выступлении на съезде, что в литературном творчестве важно прежде всего качество. Верно, что в духовной деятельности предпочти тельнее «лучше», чем «больше». Дайте одну книгу, но хорошую. Не много книг написал Николай Ост ровский, но его- «Как закалялась сталь» — настоящая книга. Писа тель умер, но книга его, видимо, будет жить в веках. Не буду назы вать других авторов и другие про изведения— их много у нас. Надо стремиться к созданию хороших книг, чтобы они долго жили и до ставляли радость людям. С детства запали мне в душу строжи Николая Алексеевича Не красова из его поэмы «Дедушка». Хорошо помню их слово в слово. (Окончание на 3-й стр. 1. {
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz