Ленинское знамя. 1959 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1959 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦК. Я ОБЛАСТНАЯ =| М Щ Щ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! *. Липецк, дл. ьирднле, У НС КОЕ Год им& ния 6-й | № 1 2 0 (1 4 8 5 ) : : ВОСКРЕСЕНЬЕ : I знамя ОРГАН ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО КОМИТЕТОВ КПСС, ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ 2 4 МАЯ 1959 г. Цена 20 коп. Служение народу-высокое призвание советских писателей Речь товарища Н. С. Хрущева на III съезде писателей 22 мая 1959 года ;0рогие товарищи! Третий съезд го хороших произведений, которые борьбе, которую пришлось провести с™ ^рану' по;*®™ ски . 5 ! . ^ ' Т р е т ь е м у с ъ е з д у п и с а т е л е й С С С Р Центральный Комитет Коммунистической партии Со­ ветского Союза сердечно приветствует делегатов Тре­ тьего Всесоюзного съезда писателей СССР и всех дея­ телей многонациональной советской литературы. Дорогие товарищи! Съезд советских писателей со­ брался в замечательное время, когда наша великая социалистическая Родина вступила в новый, важней­ ший период своего развития, период развернутого стро­ ительства коммунистического общества, когда весь со­ ветский народ с энтузиазмом борется за претворение в жизнь принятой XXI съездом КПСС величественной программы дальнейшего подъема и расцвета социали­ стической экономики, культуры и роста благосостоя­ ния трудящихся. То, о чем веками мечтали самые пе­ редовые и самые смелые умы человечества, становится реальностью в нашей стране. Историческая программа развернутого строительства коммунизма предусматривает не только невиданный по масштабам прогресс в области экономики, науки, ■техники, культуры, но и воспитание нового человека, человека коммунистического общества. Коммунизм строят люди, и чем выше будет сознательность милли­ онных масс, тем успешнее будет наше продвижение вперед. В благородном деле коммунистического воспи­ тания трудящихся весьма важная роль принадлежит литературе и искусству. Перед советскими писателями стоит почетная задача активно участвовать в форми­ ровании духовного облика человека будущего, строи­ теля новой жизни. Они призваны воодушевлять людей на борьбу за коммунизм, воспитывать их в духе ком­ мунистической идейности, прививать им высокие нрав­ ственные качества, нетерпимость к буржуазной идео­ логии и морали. Высокое призвание советских писателей — правди­ во и ярко раскрывать красоту трудовых подвигов наро­ да, грандиозность и величие борьбы за коммунизм, вы­ ступать страстными пропагандистами семилетнего пла­ на, вселять бодрость и энергию в сердца советских людей, искоренять пережитки капитализма в сознании людей, помогать устранению всего того, что еще ме­ шает нашему движению вперед. На этом пути будет расти великое искусство коммунизма — искусство больших мыслей, горячих чувств и высоких страстей, искусство, способное вдохновлять миллионы и миллио­ ны строителей коммунизма на новые большие дела. Особенно ответственна роль литературы в воспита­ нии молодого поколения. Молодежи нужны увлекатель­ ные книги, воспитывающие ее в духе коммунистиче- •ской идейности, беззаветной преданности социалисти­ ческой Родине, стойкости, упорства в достижении це­ ли, раскрывающие романтику труда рабочих, колхоз­ ников, интеллигенции, пробуждающие любовь к твор­ честву и инициативу. Молодой читатель ждет таких книг, которые стали бы надежным другом его юности, наставником и советчиком. Литература коммунизма должна быть великой лите­ ратурой не только по богатству идейного содержания, но и по художественному совершенству. Большие идеи требуют высокого1мастерства, героические характе­ ры — достойного художественного воплощения. Наро­ ду нужна литература, которая воспитывает и учит че­ ловека правдой и красотой художественных образов, духовно обогащает его, расширяет его кругозор, рас­ крывает рост сознательности людей в процессе комму­ нистического строительства. Нашему обществу в осо­ бенности нужна литература, в которой актуальные те­ мы современности получают яркое художественное во­ площение. Совершенствование мастерства, серьезное повыше- ,ние требовательности к художественному качеству произведений являются в современных условиях одной из самых важных задач. Подлинное мастерство дости­ гается на основе неразрывной связи писателя с жиз­ нью народа. Полная и окончательная победа социализма ,в СССР, наша героическая эпоха строительства коммунизма от­ крывают широчайшие перспективы нового небывалого расцвета художественного творчества. Неиссякаемое богатство идей, тем и образов дает писателю жизнь со­ ветского народа, который своим повседневным герои­ ческим трудом преобразует землю, открывает колос­ сальные природные богатства, строит новые могучие индустриальные центр’ы, создает изобилие материаль­ ных и духовных благ, непрерывно совершенствует тех­ нику и дерзновенно штурмует космос! Жизнь с неотразимой убедительностью показывает незыблемость, плодотворность творческих принципов социалистического реализма, правдиво и исторически конкретно раскрывающего главное содержание нашей эпохи — движение общества к коммунизму. Центральный Комитет КПОС с удовлетворением от­ мечает, что в борьбе против буржуазной идеологии и ревизионистских наскоков советские писатели пока­ зали идейную зрелость, стойкость и еще раз продемон­ стрировали сплоченность вокруг Коммунистической партии, преданность советскому народу. Высоко оценивая роль литературы и искусства в духовной жизни общества, считая писателей своими надежными помощниками, наша партия прямо и от­ кровенно критиковала и поправляла тех, кто проявил колебания, допускал ошибки. Эта принципиальная критика, продиктованная заботой о литературе, о твор­ ческой судьбе художника, дала положительные резуль­ таты. Коммунистическая партия и впредь будет про­ являть постоянную заботу о развитии советской лите­ ратуры и искусства. Высокая идейность художника, верность марксизму-ленинизму, связь с жизнью наро­ да, понимание закономерностей и грандиозных пер­ спектив развития советского общества — залог твор­ ческих успехов советских писателей. Жизнеутвержда­ ющая сила советской литературы—в неразрывной свя­ зи с политикой Коммунистической партии, выражаю­ щей коренные интересы народа. Все большее значение для литературы приобретают благородные темы интернационализма, братской соли­ дарности т ру д я щ и х с я , роста и укрепления мировой со­ циалистической системы, борьбы народов против импе­ риализма, за. сохранение и упрочение мира. Мировая социалистическая система вступила в ре­ шающий этап экономического соревнования с капита­ листической системой. Перед лицом всего человечества социализм развернул знамя мира и труда, создания ус­ ловий для исключения мировых войн из жизни обще­ ства, программу достижения самого высокого жизнен­ ного уровня народных масс. В этой борьбе — долг со­ ветских писателей вместе с прогрессивными писате­ лями всех стран еще активнее участвовать своим твор­ чеством на стороне сил нового мира, победа которого исторически неизбежна. Реакционные и агрессивные силы империализма, переживающего свой закат, стремятся всеми средства­ ми помешать движению человечества вперед, росту сил социализма, пытаются задушить национально-освобо­ дительное движение в колониальных и зависимых странах. Они используют для этого военные, полити­ ческие, экономические и идеологические средства, гро­ зят человечеству новой мировой войной. Глубоко гу­ манной, отвечающей интересам' всех народов, задачей литературы является разоблачение антинародной сущ­ ности империализма, его агрессивной политики, фаль­ шивых попыток буржуазных идеологов приукрасить капиталистическую действительность. Священный долг советских литераторов — служить силой своего художественного слова великой борьбе за мир и друж­ бу между народами, воспитанию нашей молодежи и всего народа в духе горячей любви к сопиалистиче- ской Родине и постоянной готовности защищать исто­ рические завоевания социализма. Советские писатели призваны и впредь неустанно укреплять дружбу и братское содружество с писателя­ ми стран социалистического лагеря, со всеми прогрес­ сивными литераторами, творчество которых служит освобождению трудового человека от социального и на­ ционального угнетения, всемерно поддерживать реали­ стическое искусство, противостоящее безыдейному фор­ малистическому искусству. Деятельность Союза писателей СССР должна быть ■направлена на дальнейшее развитие и расцвет литера­ туры, сплочение творческих сил советских писателей, укрепление их идейного единства во имя выполнения высоких и ответственных задач, стоящих перед совет­ ской литературой в период развернутого строительства коммунизма в нашей стране. Важнейшая обязанность Союза советских писателей и каждото художника слова повседневно заботиться о воспитании молодых сил ли­ тературы, помогать росту талантливой молодежи. Никогда еще работники литературы и искусства не имели столь огромной аудитории читателей, слушате­ лей и зрителей. Газеты, радио, телевидение и кино — массовые трибуны, с которых слово писателя слушают одновременно миллионы людей. Жить и работать для Народа, во имя его блага — высшее призвание советского писателя. Центральный Комитет Коммунистической партии Со­ ветского Союза выражает уверенность, что советские писатели создадут новые талантливые произведения, достойно отражающие величие нашей замечательной эпохи,'и горячо желает нашим славным литераторам больших творческих успехов. Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза. Дредхридтяя б о л ь ш о й , х и м и я х щт, За семилетие должно быть построено заново или закончено строительством более 140 крупнейших хими­ ческих предприятий и свыше 130 предприятий реконструировано, Предусматривается создание крупных ком­ бинированных предприятий по комплексной переработке попутных газов нефтедобычи, природных газов газов нефтеперерабатывающих заводов и других видов сырья. При этом строительство новых и реконструкция действующих предприятий химической промышленности будут осуществляться на основе широкого -использования достижений науки и техники нашей страны и за­ рубежного опыта. В республике нефти и нефтехим Ии — Башкирии одно из ведущих мест занимает Салаватский нефтехи­ мический комбинат. Действующая часть этой крупной стройки семилет ки дает стране различные продукты нефтепереработки, На снимке: шаровые емкости цеха каталитического крекинга. Фото Ю. Каплуна. (Фотохроника ТАСС), Дорог е товар ! рет й^съезд писателей нашей страны собрался в необычайно радостное время ве­ ликого всенародного подъема, кото­ рый переживает Советская Родина, вступившая в период развернутого строительства коммунистического общества, В приветствии Центрального Ко­ митета , Коммунистической партии Советского Союза Третьему съезду писателей, которое только что за­ читали, высказаны самые искрен­ ние пожелания одному из Передо­ вых отрядов советской творческой интеллигенции, нашим писателям—- инженерам душ человеческих. Партия, советский народ высоко ценят большой и очень нужный стране труд писателей, композито­ ров, художников, работников кине­ матографии и других столь же за­ мечательных отрядов советской творческой интеллигенции. Наши писатели живут жизнью народа, они много сделали и делают, имеют самых доброжелательных и любя­ щих их читателей — советских лю­ дей. Но дела советского народа так грандиозны и так прекрасны, что если бы вы, дорогие друзья, сдела­ ли во много раз больше, чем сде­ лано, то и этого было бы мало, что­ бы показать жизнь советского на­ рода во всем ее великом размахе, созидательном творчестве, много­ образии. И это объяснимо — жизнь всегда несравненно богаче, полно­ кровнее, глубже самого лучшего ху­ дожественного произведения. То, что создал наш народ за годы Советской власти, изумляет, потря­ сает мир. Советская страна после XXI съезда партии :находится на таком большом и хорошем подъеме, что сразу трудно найти слова, ко­ торые выразили бы все величие пе­ реживаемого нами времени. Вы, пи­ сатели. умеете находить сильные слова, критикуете себя, если это вам не удается. Мне вы, наверное, тоже спуску не дадите. (Оживле­ ние в зале, аплодисменты). Но при­ знаюсь, что трудно найти такие вы­ разительные слова, которые пока­ зывали бы, на каком хорошем подъ­ еме находится теперь Советская Ро­ дина. То, что намечает достигнуть на­ ша страна в ближайшем будущем, поражает своим великим размахом. Наши успехи вселяют радость в сердца друзей, вызывают страх и растерянность в лагере врагов ком­ мунизма. Эти успехи убедительно говорят о торжестве марксистско- ленинских идей, которыми мы ру­ ководствуемся, о великом деле, ко­ торому мы служим. Думаю, что этот могучий подъем нам, советским лю­ дям. голову не вскружит. Победы, успехи не приходят са­ ми по себе — их надо завоевать в упорном, напряженном труде, в борьбе. У нас есть все для успеш­ ного выполнения семилетнего пла­ на и наш народ преисполнен уве­ ренности, что он достигнет своей великой цели. Служение народу — самое высо­ кое призвание писателей. Нет боль­ шего счастья для человека, как жить в коллективе, трудиться с коллективом и сознавать, что ты трудишься на благо своего общест­ ва, на благо народа. Разрешите мне прочитать вам сти­ хотворение моего ближайшего друга юности рабочего Пантелея Махини. Оно написано лет пятьдесят тому назад. Я хочу прочитать это стихо творение совсем не для того, чтобы показать вам образец поэзии. Пола­ гаю, что вы не так плохо обо мне думаете, чтобы я пытался учить вас. как писать стихи. (Смех в за­ ле. Аплодисменты). В стихах моего друга выражены думы умного, мыс­ лящего рабочего того времени о це­ ли жизни человека. Очевидно та­ кими стремлениями и желаниями жили и живут многие люди труда. Послушайте, товарищи, о чем пи­ сал в одном из своих стихотворе­ ний, напечатанных в прогрессивном журнале «Прикубанские степи», ра бочий поэт Пантелей Махиня: «Люблю за книгою правдивой Огни эмоций зажигать, Чтоб в жизни нашей суетливой Гореть, гореть и не сгорать. Чтоб был порыв, чтоб были силы Сердца людские зажигать, Бороться с тьмою до могилы, Чтоб жизнь напрасно не проспать. Ведь долг мой. братья, поколенью Хоть каплю оставить честного тт * труда, Чтоб там, за черной загробной тенью Не грызла б совесть никогда». (Продолжительные аплодисменты). Мне нравятся эти слова, идущие от сердца. Не хочу быть судьей этого сти­ хотворения с точки зрения поэзии да и вы, наверное, не будете слишком строгими судьями. Автор начинающий поэт, рабочий-шахтер талант которого раскрылся бы пол нее, если бы жизнь его не была трагически оборвана. Во время гражданской войны его убили пет­ люровцы. Вот как понимал рабочий поэт смысл своей жизни, в чем видел цель своего труда. Это было в старой России, где человек был бесправным и народ страдал под игом царизма. Но какая прекрас­ ная дорога открыта перед каждщм из вас в великом деле творчества для народа теперь! Советские писатели создали мно­ и правдиво рисуют картины жизни, зовут на борьбу. Думаю, что вы со­ гласитесь со мной, что даже сам писатель, написав, по его мнению, хорошо, не всегда бывает доволен своим произведением. Далеко не все произведения литературы и искус­ ства заслуживают высокую оценку читателя. Я читал некоторые про­ изведения, изданные в последнее время, но читал, к сожалению, ма­ ло. И не потому, что нет потребно­ сти. нет желания читать. Читаю я, наверное, не меньше вас, но читаю сообщения послов, ноты министров иностранных дел (оживление в за­ ле. Аплодисменты), читаю то, что сказал президент США, что сказал премьер-министр той или иной страны. Такой литературы читаю гораздо больше, чем ваши произве­ дения. Конечно, не потому, что эту литературу больше люблю, чем ва­ ши книги (оживление в зале), а по­ тому, что в моем положении невоз­ можно ее не читать. (Аплодисмен­ ты ). Если иные ваши произведения я не прочитаю, — вы, надеюсь, не осудите, а там, не прочитаешь ка­ кой-либо документ, — и возможен ущерб для нашей страны. Поэтому и приходится читать многие тома подобной литературы. (Оживление в зале. Дружные аплодисменты). Когда читаешь книги, то одна волнует, доставляет удовольствие, другая книга вызывает чувство гне­ ва и возмущения против того или иного явления, которое отражено в этом произведении. Третью книгу читаешь, а глаза смыкаются. Хо­ чешь прочитать, потому, что гово­ рили об этой* книге товарищи, чи­ тавшие ее, хочешь иметь свое мне­ ние о ней, но читается она с тру­ дом, глаза снова закрываются. По­ трешь их, начинаешь опять читать, опять смыкаются глаза. (Смех в за­ ле). Чтобы все-таки прочитать кни­ гу, берешь иной раз булавку, дела­ ешь себе уколы и тем подбадрива­ ешься, чтобы прочитать книгу до конца. (Смех в зале). Кто виноват? Автор скажет, что виноват читатель, а читатель гово­ рит ■— писатель. Кто судья? Судья парод. Если мне или кому-либо другому книга не нравится — это еще полдела, потому что разные вкусы и характеры у людей. Но когда у большинства читателей склады­ вается мнение о книге — это уже оценка книги. Когда-то я читал сочинение Руба- кина «Среди книг». Вообще я мно­ го читал его произведений и ува­ жал этого писателя. Анализируя психологию читателя, Рубакин ут­ верждает, что некоторые даже бо­ ятся объема книги. Иная книга, да­ же очень хорошая по своему содер­ жанию,’ отпугивает читателя: как только глянет он на книгу, увидит ее большой объем и сразу отка­ зывается от нее. Возможно некото­ рые меня тоже отнесут к таким чи­ тателям, о которых говорил Руба кин. Как бы там ни было, но пусть извинят меня те писатели, чьи книги я понуждал себя читать. (Оживление в зале). Разное отношение к той или иной книге явление, видимо, естествен­ ное. Ведь если бы все одинаково писали, тогда бы не было и плохих и хороших книг. (Оживление в за ле). Тут есть своего рода законо­ мерность. Лучшие книги создают далеко не все писатели, имеется не­ малое количество, если можно гак назвать, средних книг. А есть и худ­ шие книги, которые пишут не толь­ ко начинающие писатели. (Ожив ление в зале). Здесь я должен ого вориться: если начинающий писа­ тель выпускает плохую, неинтерес­ ную книгу — это более или ме нее понятно. Но во многих случаях далеко не начинающий писатель мучает себя, создавая книгу, а за­ тем мучает такой книгой читателя — это уже обидно. (Оживление в за ле. Аплодисменты). Товарищи! В некоторых литера турных кругах за последние годы появилось в ходу словечко «лаки­ ровщики». Эту кличку хотят при­ лепить к тем писателям, которые по называют жизнеутверждающую си­ лу нового, коммунистического. Ду­ маю, что мне нет нужды говорить вам о том, как смело вскрываем мы наши недостатки. Теперь, когда прошло уже несколько лет с тех пор, как мы подвергли суровой и беспощадной критике отрицательные явления прошлого, мало стало та­ ких людей, которые не понимали бы необходимости резкой, беспо щадной критики всего того, что бы­ ло связано с культом личности. Партия, народ решительно осудили нетерпимые явления и недостатки прошлого ^ с тем, чтобы, как гово­ рится, забить осиновый кол во вче­ рашние неправильные действия сказать, что к таким явлениям делам возврата нет и в партии и в стране. (Бурные аплодисменты). Но, когда партия, ее Централь­ ный Комитет начинали проводить работу по восстановлению ленин­ ских принципов, ленинских норм жизни партии и страны, не все пра­ вильно восприняли решения XX съезда партии. Имелись такие люди даже и в Центральном Комитете пар­ тии. которые были не согласны линией нашей партии. Вы знаете об этом; позже несогласие отдельных членов ЦК с генеральной линией партии завершилось созданием анти­ партийной группы, о которой я не буду г о в о ри т ь . Все вы знаете о нон , Коммунистической партии за восста­ новление ленинских принципов во всей жизни партии и страны. Ис­ ходные корни, начало начал были в этом — в борьбе нового со старым, борьбе сил, выступающих за тор­ жество коммунистических принци­ пов, против извращения этих прин­ ципов- И вот в литературной среде появи­ лись такие люди, которые хотят как-то опорочить писателей, пока­ зывающих нашу жизнь с коммуни­ стических позиций, то есть торжеет- нового, коммунистического. Не буду упоминать здесь фамилий так называемых «лакировщиков», раз­ бирать их творчество. Да это и не нужво. а мне тем более этого делать не следует, — ведь я не литератур­ ный критик. Хороший литературный критик даже для самого видного писателя может сделать очень многое -— ум­ ная критическая статья— это как бы своего рода березовый веник для че­ ловека. который любит ходить па­ риться в баню: он парится и венич­ ком себя похлопывает, а если сам се­ бе не хочет этого делать, то сделает ему другой. А париться с венич­ ком—дело неплохое, потому что от­ крываются поры и тело начинает лучше дышать^ жить становится лег­ че. (Смех в зале. Дружные аплодис­ менты). Прошу, товарищи, правильно ме­ ня донять. Я совсем не хочу брать под защиту людей, которые в евоих произведениях так изображают яв­ ления, что отрываются от живой жизни. Возьмите, например, неко­ торые книги, в которых жизнь изо­ бражалась так приукрашенно, что не соответствовала действительно­ сти. Подобные произведения вряд ли могут принести пользу. Но я хо- чу^встать на сторону таких писате­ лей, которых почему-то называют «лакировщиками» за то, что они берут в основу своих произведений показ положительных героев. Разве не является хорошим и нужным та­ кое произведение, в котором автор правдиво показывает положитель­ ных героев? Такие авторы не все одобряют в своих положительных героях, они видят людей такими, ка­ кими они бывают в жизни— в борь­ бе и труде за утверждение нового. И это является закономерным и правильным. Надо воспитывать лю­ дей на хороших примерах, показом положительного в жизни, прокла­ дывать пути в будущее. Сила примера — это великая си­ ла. товарищи! Конечно, могут епросить — а как же быть с сатирой? Она также у ^нас никогда не была аполитич­ ной, она является одним из ост­ рейших видов оружия. Высмеивая те или иные пороки, пережитки и недостатки, сатира предупреждает людей от болезни, помогает людям изживать недостатки. Так что са­ тира и впредь должна быть на во­ оружении нашей партии и народа, разить все, что мешает нашему продвижению к коммунизму. Поэтому я всецело нахожусь на стороне тех писателей, ко­ торые показывают жизнеутверлс- даннцую силу нового, его торжест­ во над старым. Писатели, крепко опирающиеся на реальные, кон­ кретные явления и процессы жиз­ ни, хотят служить своему народу, стре-мятся создавать такие произ­ ведения, которые находятся на во­ оружении нашей партии. (Продол­ жительные аплодисменты). Разве это «лакировщики»? Нет, это— бор­ цы за торжество нового, за дело нашей партии, за дело нашего на­ рода, уверенно идущего к комму низму. Но если есть «лакировщики», то очевидно, есть и нелакировщики. Кто же эти нелакировщики? Неко­ торые из них говорят, что. главная задача литературы состоит будто бы в том, чтобы выискивать всевоз­ можные пороки и недостатки, игно­ рируя при этом великие завоевания советского общества. Так слушайте, дорогие друзья, уж если кто вскры­ вает и обнажает недостатки и поро­ ки, у кого при этом рука не дрогнет так это делает партия, это делает еб Центральный Комитет. (Бурные аплодисменты). Обратимся к самой жизни. Разве кто нас за язык тянул делать до­ клад на XX съезде партии о культе личности и его последствиях, вскры­ вать допущенные недостатки, свя­ занные с этим явлением? Разве нас в шею кто-то толкал проводить це­ лый ряд пленумов Центрального Ко­ митета партии, где мы беспощадно вскрывали недостатки, со всей си­ лон осуждали их, намечали и ут­ верждали меры по устранению этих недостатков, прокладывали пути новому? Никто. Не будь мы ленин­ цами, большевиками, мы могли бы легко покрыть все лаком, изобра­ зить все старое, как новое и све­ жее, не называть ошибки старого, не показывать причиненного ими вреда. Но нет. Мы говорили о не­ достатках старого, обнажали ошиб­ ки прошлого для того, чтобы при­ ковать внимание людей к новому. Чтобы не допустить повторения тя­ желых ошибок прошлого, нужно было до конца обнажить имевшие место недостатки, чтобы ощущение затхлости вызвало отвращение к тому, что отжило. Партия делала все это для того, чтобы развязать творческие силы народа, открыть дорогу новому, осуществить то, что .завешал нам великий Ленин, и ве­ сти страну по-ленински вперед, к коммунизму. (Продолжительные ап­ лодисменты)- Я уже говорил, что не буду на­ зывать фамилий ни лакировщиков, ни нелакировщиков, то есть лю­ дей, которые хотят показывать только отрицательное. Но на кляче отрицательного не только из брлота нельзя выехать, а и по хорошей до­ роге далеко не уедешь. (Оживление зале). Вы меня извините, может быть, я допущу некоторые не совсем обычные сравнения. Но ваш брат, писатель, тоже иной раз не стес­ няется в выражениях, когда это нужно, (Оживление в зале. Апло­ дисменты). И правильно делает. Так вот, когда писатель берется -изображать человека, все дело в том, как он будет емотреть на че­ ловека. Если взять человека или об­ щество, то очень важно, с какой стороны их -рассматривать. Можно взять самого лучшего человека, но изобразить его по-разному, исходя из того, какие стороны и качества вы у него будете ^ выпячивать. К примеру, писатель берется изобра­ жать человека, который ооладает всеми достоинствами и в личной и в общественной жизни, но заходит к нему не с парадного п-одъезда заднего двора, с черного хода, оттуда начинает изображать жизнь, то из этого, конечно, чего хорошего не выйдет. а и его ни- Еазве можно при таком подходе написать о человеке хорошо? Нет. У такого писателя будет уж очень своеоораз- ная точка зрения на человека или, вернее, как выражался Горький, «кочка зрения». (Оживление в зале. Дружные аплодисменты). Так и в изображении жизни со­ ветского общества, которое состоит из миллионов людей. В нем вы ^най­ дете и кристально чистых людещ но есть и выродки—-отъявленные убий­ цы, шарлатаны. К сожалению, та­ кие люди в нашем обществе еще есть, потому что мы живем в пери­ од перехода от социализма к комму­ низму и страдаем многими недостат­ ками, которые остались нам в на­ следие от проклятого прошлого. Ведь человек не рождается -сразу коммунистическим человеком. Та­ кого человека никто еще не знает, и вы его не -видели. Его нельзя вы­ думать — он будет создаваться в процессе построения коммунистиче­ ского общества, в процессе заверше­ ния перехода от социализма к ком­ мунизму. Но что такое «заверше­ ние»? Тут нет границы, проложен­ ной плугом, чтобы можно было ска­ зать, что вот здесь кончается со­ циализм и начинается коммунизм. Нет, так сказать нельзя. Процесс перехода от социализма ^к комму­ низму — это длительный и очень сложный процесс. Некоторые писатели поняли борь­ бу с недостатками так, что им нуж­ но вести атаки против так называ­ емых лакировщиков и тем будто бы помочь партии, которая вскрыла не­ достатки. Но каких героев они под­ няли на щит, как представляют они себе наше общество? Мне приходилось уж е говорить о Дудинцеве и его нашумевшем рома­ не «Не хлебом единым», о котором некоторые наши недоброжелатели за границей говорили, что это чуть ли не лучшее произведение, что да­ ла русская литератур^. Но прошло три года. Кто теперь читает «это произведение, кому оно нужно? А ведь именно там был собран такой пахучий букет. Конечно, не все там было плохо сказано. Я читал эту книгу, и, надо сказать, без булавки читал. (Оживление в зале). Есть там некоторые страницы, заслуживаю­ щие внимания. Анастас Иванович Микоян, кото­ рый раньше меня прочитал это про­ изведение, говорил мне — прочитай, у него есть такие рассуждения, ко­ торые он словяо у тебя подслушал! Да, Дудинцев ловко подметил не­ которые отрицательные явления, но изобразил в преувеличенном, наро­ чито обобщенном виде. Я уже го­ ворил о том и теперь считаю, что Дудинцев никогда не был нашим врагом и не был противником совет­ ского строя. (Аплодисменты). Правда, я никогда не видел этого человека, хотел побеседовать с ним, но все было некогда. Только собе­ решься принять его, а тут надо встречаться то с послом,то с какой- либо делегацией. (Оживление в за­ ле). Вот так и не пришлось побесе­ довать с ним. В чем же недостаток такой лите­ ратуры? Я говорю не только о Ду­ динцеве, но и о других писателях, которые подошли к отображению жизни нашего социалистического об­ щества со своей «кочки» зрения. Они, видимо, тоже хотели помочь партии, своему народу в преодоле­ нии отрицательных явлений, но ког­ да они нарисовали искаженную, утрированную картину, то эта кар­ тина сразу привлекла к себе внима­ ние наших врагов, а не друзей. Под­ нялось такое зловоние, что нормаль­ ный организм не мог его вынести без нашатырного спирта- Писатели, утверждающие правду нового обще­ ства, все люди, убежденные в не­ правомерности такого извращенно­ го, Фальшивого описания, которое претендовало на изображение жиз­ ни, возмутились, справедливо под­ нялись против этого. Началась борь­ ба. - (Продолжение на 2-й сто.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz