Ленинское знамя. 1959 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я ^ ■— — ^ ^ —— 1 ■ ■ ■■ ■ >■. * ч. Л и т е р а т у р н ы й Л м п е ц к Аркадий Вольфсон Б р а т м а т е р и Л У каждого человека должен обя зательно быть к^кой-нибудь знако мый герой, а еще лучше — герой- родственник. У Петьки вот отец вое вал и медали имеет, у Вовки — старший брат, и даже старый боль ной Сашкин дедушка, когда бывает праздник, нацепляет на костюм орден.. А Вальке что делать? Отец у него еще молодой, во время «войны сам был мальчишкой, а дедушка вместо того, чтобы идти на фронт, всю войну проработал в шахте. Эх, поздно Валька родился, иначе он бы сам... Был у него на фронте свой человек, брат мамы, но дядя Коля погиб, а Вальки тогда еще не было. Валька лежал в кровати и раз мышлял об этом не очень веселом деле. И вдруг в голову пришло та кое, такое! Сердце почему-то засту чало быстрей, чем всегда, а из са мых обычных серых глаз пошли та кие лучи, что даже в комнате с опущенными шторами на окнах бы ло заметно. -- Мама проходила на цыпочках воз ле кровати и удивилась даже: — Ты проснулся? — Ага! — бодро сказал Валька и прыгнул на пол. Через минуту он был в коридоре. Перед тем, как выйти из подъезда, Валька остановился, нахмурил беле сые брови и сделал скучное лицо. Подбежал Валькин приятель и од ноклассник Петька—человек азарт ный и нетерпеливый. — Вальк, Валька, пошли смот реть экскаватор — канаву роет на нашей улице... Новой марки. Ну чего ты стоишь— пошли!—вы палил он единым духом. Валька рассеянно посмотрел на него и пробормотал: — Письмо... Помолчал и добавил: — Получили. — Какое? — часто заморгал лю бопытный Петька. — От дяди, — буркнул Валька и вздохнул, будто говорил Петьке: и чего ты ко мне привязался? Петька разозлился: — От какого дяди, ну?! Валька посмотрел в сторону и че рез силу вымолвил: — Да... простого... На границе служит... Дядей Колей зовут... Ма мин брат. Петька вытаращил зеленые, как у кошки, глаза и затоптался на ме сте от нетерпения: — Ну? Валька показал два пальца. — Чего?—придвинувшись вплот ную, прошептал Петька и. на вся кий случай, оглянулся. — Двух поймал... шпионов. Ох, и правильно Валька сделал, что первому сказал Петьке: к вече ру уже все мальчишки во дворе зна ли новость! А Валька ходил важ ный: есть у его друзей отцы, бра тья, деды, которые воевали, но та кого человека, чтобы и сейчас на посту был, у них нет. Нет—и все. А у него есть! То, что такого человека Валька сам выдумал, он забыл сра зу. Через три дня «было получено» второе письмо. Дядя Коля сообщал, что поймал еще трех шпионов. «А что, если дядя Коля поймал еще пять штук? — через несколько дней думал Валька. — И всех будет уЖе десять!» А вдруг не поверят мальчишки? Р а с с к а з * Валька испугался. И дядя Коля пе рестал на время ловить новых шпионов, а стал в письмах расска зывать подробности о том, как бы ли пойманы поза-позавчерашние: Валька падал на землю, полз, бро сал гранаты, стрелял из автомата и очень здорово расправлялся с вра гами. А все «пацаны», «сачки», «огольцы», «хлопцы», «мальцы» и «братцы» из большого коммуналь ного дома смотрели на него, волно вались и в любую минуту были го товы сами полезть в бой. Им было очень приятно, что не какой-нибудь тац дядька в кино, а родной дядя их дружка Вальки ловит шпионов. В нескольких «письмах» ничего о военных делах не говорилось. — Отдыхает, — неторопливо рас сказывал Валька. — Пацанов ка тает на своем мотоцикле сколько хо чешь! Мальчишки завистливо вздыхали: — Вот сила, а? — Хоть бы сюда приехал... Валька достал пачку писем. ------- * * ------ Про мотоцикл Валька не врал: ему рассказывала мама, как брата ее до войны премировали за хоро шую работу на заводе этой маши ной. И рассказывала мама, как ее брат катал на мотоцикле каждое воскресенье ребят со своего двора— тех, у кого в дневнике за неделю были одни пятерки. Вот это была правда, а все ос тальное — вранье. И вдруг мальчишки потребовали показать хоть одно письмо. У Вальки в груди похолодело. — Нельзя, — строго сказал он, — мама не дает, прячет. — А ты... это... возьми поти хоньку. — советовали друзья, — а потом обратно положишь. Валька обещал попробовать. Дождавшись, когда все в квар тире уснули, Валька тихонько встал .с кровати, достал бумагу, ручку и чернила, сел за стол и начал писать письмо, которое дядя Коля прислал с пограничной заставы. «Здравствуйте, папа, мама и Валька», — выводило перо № 16 на листке из тетради в одну косую. Буквы были большие и красивые, как в прописи. Взрослые так писать не умеют. Но Валька подумал о другом: чего это ради дядя Коля будет называть маму мамой? Он, наверное, должен писать Таня, а может еще как-нибудь? ЧТО ЧИТАТЬ МОЛОДЫМ ЛИТЕРАТОРАМ Макарьев И. С. Пометки Горько го на книгах начинающих писателей. «Советский писатель», 1957. 78 стр. Книга впервые вышла в 1932 году и с тех пор не переиздавалась. В рукописи она была прочитана и одобрена А. М. Горьким. Автор при водит многочисленные, отличающие ся большой разносторонностью, по метки М. Горького на книгах на чинающих писателей, а также ряд его высказываний о художествен ном мастерстве. Журбина Е. И. Искусство очерка. «Советский писатель», 1957. 221 стр. В книге рассматриваются худо жественные особенности очерка и дается история его развития от 40-х годов XIX века до наших дней. Автор раскрывает жанровое свое образие очерка, показывает мно гообразие его форм, анализирует средства художественной вырази тельности писателя-очеркиста. Дремов А. К. О художественном образе. «Советский писатель», 1956. 227 стр. Книга посвящена рассмотрению одного из важнейших свойств ис кусства и литературы — образно сти. Автор выясняет понятие худо жественного образа, критикуя как идеалистический, так и упрощенный, вульгаризаторский взгляд на эту проблему. В работе говорится об общественной, преобразующей роли искусства, о его познавательном значении и эмоциональном воздей ствии. Абрамович Г. Л. Введение в лите ратуроведение. Пособие для педаго гических институтов. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Учпед гиз, 1956. 368 стр. Книга помогает получить извест ную систему знаний по теории ли тературы. Во введении автор рас крывает значение науки о литера туре. В разделе «Литературное про изведение» даются сведения о теме, идее, композиции и языке, об ос новах стиховедения. Русские писатели о литературном труде. (XVIII—XX в.)'. Сборник в четырех томах. Под общей редак цией Б. Мейлаха, т. 4. «Советский писатель», 1956. 860 стр. Собранные в томе высказывания ряда крупнейших советских писате лей — М. Горького, В. Маяковско го, А. Толстого, Д. Фурманова, А. Серафимовича, Д. Бедного, А. Ма каренко — содержат мысли о раз личных сторонах труда советского писателя, о социалистической идей ности и художественном новаторст ве. В статьях, письмах и других ма териалах рассказывается о том, как создавались прославленные произве дения советской литературы, рас крывается творческая лаборатория писателей. Ефимов А. И. О языке художест венных произведений. Госучледгиз, 1954 г. В книге рассказывается о специ фике языка художественных произ ведений, об использовании богатств народного языка, о работе писате ля над языком и стилем своего про изведения. Дается классификация словарного состава художественно го произведения, анализ фразеоло гии и грамматического строя. О писательском труде. «Совет ский писатель», 1955 г. В сборнике опубликованы статьи и выступления М. Горького, В. Мая ковского, М. Исаковского, А. Твар довского, Ильи Эренбурга и дру гих видных советских писателей, в которых они рассказывают о собст венной творческой практике и о ра боте своих товарищей по перу. Включенные в сборник статьи и вы ступления раскрывают процесс ли тературного творчества как боль шой и сложный труд, показывают, как в этом упорном труде дости гается высокое идейно-художествен ное качество произведений. Валька открыл ящичек комода и достал пачку пожелтевших писем, перевязанную резинкой. Все они были от того, от настоящего дяди Коли. Мама говорила, что даст их прочитать, когда Валька подрастет. Валька достал одно письмо. Ага! Вон как он пишет: «Танечка». А интересно, про что там рассказы вается! И Валька стал читать. «Здравствуйте, папа, мама и Танеч ка! Папа, опусти, пожалуйста, руку в карман маминого передника и до стань платочек. Я ведь знаю, что ты очень любишь вытирать мами ны глазки, когда они на мокром месте. А ты, Танька, немедленно от вернись, а то увидит мама твои плутоватые глаза, догадается и за ворчит: «О, готово, накляузничала брату, что мать плачет, когда его письма читают...» А ты, мама, не плачь. Я вполне здоров. Как и до ма, каждое утро обтираюсь снегом. Веришь, что я здоров: ведь боль ные снегом не обтираются? Как-то к нам в окоп, привели пленного фашиста. Он увидел меня, раздетого до пояса на морозе, и за дрожал еще больше. На нем намо тано десяток разных тряпок, только нос из них торчит. А из носа у не го сизые капли. Того и гляди, смерзнутся они в длинную сосуль ку...» Валька тихонько хихикнул. «Нет, дорогие родные, никогда им нас не победить!» — Вот сила!—пробормотал Валь ка. Он щурился от яркого света на стольной лампы, тер кулаком нос и читал одно письмо за другим: побе дят или не победят? И хоть он знал, что наши победили в войне с фа шистами (да и вообще наши всегда побеждают!), но было интересно: а как же дядя Коля? Наконец, Валька потерял терпе ние. Он решительно взъерошил светлые вихры и, пропустив писем пять, взял последнее из пачки. Здесь почему-то не было «здрав ствуйте», и все письмо умещалось на половине тетрадной странички. Вот что было в нем: «Я пишу так потому, что знаю: придет извещение о смерти или письмо товарища, а родные не хо тят верить, думают, что ошибка, надеются, ждут и только портят се бе здоровье. Лучше уж сразу и точ но. Выйти мне нет никакой возмож ности. Я остаюсь в заслоне. Это письмо передаю оаненому товарищу. Мама, не думай, что я дурак: другие вот уходят, а я остаюсь. Я один нераненый каким-то чудом. Сейчас у пулемета лежит истекаю щий кровью человек. Он заменяет меня, пока я пишу, А потом он по ползет с этим письмом. Может быть, сумеет пробраться. Если я тоже уй ду, убьют всех, и меня тоже. А больше оставаться некому. Так что сами понимаете. Прощайте. Не уби вайтесь. Ваш Коля. 14 февраля 1942 года». Дальше был написан какой-то адрес, но Валька уже ничего не видел: глаза у него затянуло пеле ной слез. Солнечным и свежим утром Валь ка показал это письмо товарищам. Они прочитали его. и Петька тихо сказал: — А может, это в.-цравда, Вальк? Может, он как-нибудь... это... — Правда, — угрюмо ответил Валька. Все хмуро молчали. И ни один человек не вспомнил про шпионов. Ч.удесиые хсрылъя Вспомнилось мне о беседе одной. Как-то в тридцатые годы Ехал я в город, теперь мне родной, Лечиться на грязи и воды. — Ну, как он, Липецк? Хорош городок? —• Спросил я в купе соседей. — По правде сказать, незавидный, браток, —< Один из липчан ответил. — Откуда смотреть! — вмешался пилот. — Вот если летать вам случится, Взгляните на Липецк с небесных высот, Он ночью похож на Жар-Птицу. «Свободный сокол»—одно крыло, Новолипецк — второе. Рудничный поселок — клюва клинок, Казинка — перо рулевое— Теперь уже город, конечно, не тот: Года изменили границы. Но прав остается тот парень-пилот, Сравнивший наш город с птицей. Гляжу я сегодня на Липецк родной. Фантазия стала былью. Прекрасен народ, окрыленный мечтой. Чудесны у города крылья! И. ДАНИЛОВ, К лам, стройку! да Звон в ушах от грохота металла, Пенье гибких поперечных пил... Обтесал с друзьями я немало Топорам и стоек и стропил. Строим мы. дома многоэтажные, И гордиться этим я могу. К нам, на стройки, юноши отважные, В Липецк, на Урал или в тайгу. Мы частицу нашего таланта, Как сумеем, вам передадим: Обтесать бревно ли на три канта, На четыре, на два, на один... Семилетний план душой приемля, Мы гордимся мудростью ЦК . 1 Социалистическую землю Мы трудом прославим на века. Д. ОВЕЧЕНСКИЙ, плотник. Шочиое происшествие Услышав ночью шум и крик, Матвей Фомич к окну приник И зачастил без передышки: «Ах, что творят! Ах, воронье! Ах, растреклятое жулье! Хамье, ни дна вам, ни покрышки! Жена! Жена! Скорей сюда! Беда!!!» «Иду, иду, чего шумишь-то, Что там случилось, наконец?» «Соседей грабят!» «Мой творец! Да как же так?» «А так вот!» ' «Ишь ты!» Кругом не видно ни души. Уйдет соседское добро-то... «Фомич, на помощь поспеши!..» «Уймись ты, ну тебя в болото!.. Эх, Пров Иваныч! Пострадал... Как гром, нагрянуло, несчастье... Злодеи! Так бы разорвал Всех этих жуликов на части! В лесок направились, смотри, Из виду скрылись... Плохо дело... Ух, зол я! Все кипит внутри... Куда ж общественность смотрела?!» Н. ЕМЕЛЬЯНОВ. оЖдение книги Ст. Сериков С Т Е П К А Отрывок из поэмы Заштопанный фанерой кое-как, Замазанный коричневою глиной, Дом устоял. На чей-то риск и страх Он заселен почти наполовину. Что говорить, покинешь ли его, Когда зима хозяйничает рядом... Пусть не осталось в доме ничего, А все же кров. А жить-то все же надо. Стоял у дома ясень молодой, Но как ни трудно было всем с дровами, Никто не тронул дерево рукой, Не поживился хрупкими ветвями. Скрипел в ночи промерзший тонкий ствол, Как будто тихо жалуясь на что-то. Но все привыкли к жалобам его, И жили — каждый со своей заботой. — Опять у Степки порваны штаны, — Вздыхает мать, качая головою. ...Трухой древесной пахнет от стены, А за окном февральский ветер воет. Калачиком на тощем тюфяке Свернулся Степка под худым пальтишком, А мать не спит с иголкою в руке, Все думая о будущем сынишки. Какие ждут мальчишку берега? Какой дорогой выйдет в жизнь большую?... А за окном беснуется пурга, Холодным белым пламенем бушует. А завтра надо Степку накормить, Одеть теплее и отправить в школу... Нет, нелегко на белом свете жить, Когда в квартире даже стены голы. Совсем недавно, год назад, вот здесь, Вот в этой самой комнатке квадратной, Казалось: в мире только счастье есть. И счастье это было необъятным. И вот война. И редко пишет муж: «Бои... бои... в боях и дни, и ночи, А сверху бомбы сыплются к тому ж — Так что прости за этот дикий почерк». Перебирая в памяти письмо, Бросая взгляд на синий треугольник, Она чуть слышно шепчет: —Милый мой, Как мне одной и тяжело, и больно. А как живем? Конечно, трудно нам. Да разве мы одни теперь вот так-то? Ведь что ни говори — идет война, Чего же вспоминать о недостатках? В жизни иногда бывает и так: какое-нибудь, на первый взгляд, ма ленькое событие может послужить толчком к чему-то большому, зна чительному... Так произошло и с Раисой Семе новной. 20 с лишним лет назад ей подарили книгу в красивом пере плете. Это были руны «Калеваны»,.. Карело-финский национальный эпос покорил молодую писательни цу. Можно ли было пройти равно душно мимо таких героев, как Вай- нямейнен, создавший чудесный на родный музыкальный инструмент кантеле, как сказочный чародей Лемминкайнен, отличающийся ис ключительной удалью, как изо бретательный кузнец Илмаринен, выковавший чудесную мельницу Сампо, как бедняк-бунтарь Куллер- во! Раиса Семеновна Торбан прочита ла массу литературы о стране «Калевалы» — и научную, и худо жественную. и краеведческую. В вообраясении вместе с представле ниями о быте, нравах людей, суро вой красоте природы создавался об раз страны. И уже, может быть, подсознательно зрела мысль: а что, если самой написать книгу об этих еще не знакомых, но уже полюбив шихся местах? Впрочем, материал так волновал, что уже нельзя было не писать об этой стране. И вот тут-то помог случай: в одной из московских га зет появилась небольшая заметка о том, что в районе финской границы двенадцатилетняя деврчка-пионерка задержала крупного шпиона-дивев- санта. Этот факт поразил молодую писа тельницу Торбан. II захотелось рас сказать читателям об этой девоч ке из тех мест, которые занимали воображение, раскрыть ее психоло гию, показать, что заставило две надцатилетнюю пионерку, рискуя жизнью, совершить подвиг.,- II Раи са Семеновна (в то время она жила в Москве) поехала в Ленинград, а потом дальше — к финской грани це. Здесь она побывала в поселках лесорубов, наблюдала, как они жи вут. как добывают «зеленое золото». Среди пограничников, с которыми познакомилась писательница, был один карел, сдержанный, на вид су ровый. смелый и самоотверженный. Оказывается, этот человек уже за держал несколько нарушителей гра ницы. Он рассказал историю своей жиз ни. Ребенком ему пришлось с ма терью уходить из деревня, сожжен ной дотла белофиннами. Долго скры вались в лесу. А это было зимой. Стояли крепкие морозы. Он не замерз только потому, что мать ук рыла своей одеждой, сама же она погибла... Это и был прообраз ге роя. Имя ему в книге было дано та кое — Онни Лумимиези, что по- карельски означает: снежный чело век. Повесть, которую писательница и назвала «Снежный человек», бы ла написана сравнительно быстро— в 1937 году она уже завершена, а в следующем, 1938 г., была издана Детгизом. В истории советской литературы для детей повесть «Снежный чело век» — одна из первых книг о де тях, принимавших участие в за держании диверсантов. Весь тираж повести очень быст ро был распродан, и «Снежный че ловек» сразу же стал одним из лю бимых произведений советской дет воры. Об этом можно судить хотя Она вздыхала и (в который раз!) Поглядывала с нежностью на Степку. «А что-то видит он во сне сейчас?» Подумала, заканчивая штопку. Быть может, снятся мальчику поля, — Он так любил ходить с отцом за город... «Спи, дорогой, спи, радость ты моя... Видать, отец вернется к нам не скоро. А может быть, и не придется нам Встречать его за нашею калиткой...» И мать садилась тихо у окна И в сторону откладывала нитки. Коптил в бутылке жидкий фитилек, Усталая, она его гасила. — Эх, пережить бы нам беду, сынок, А как найти в себе такую силу? * _ ** ...Мать опустилась тяжело на стул. Так вот оно каким бывает горе! Сын к матери порывисто шагнул, И слез комок застрял у Степки ' в горле. Еще минуту или две назад Он ничего не понимал, казалось... Так вот что значил тот тревожный взгляд, Который мать не выдавать старалась! Какой же ждать от матери ответ? — В ушах звучат, как приговор суровый, Три страшных слова; «Папы больше нет!» И слезы к горлу подступают снова. Писатель за работой бы по тому, что эта повесть в свое время печаталась в «Пионерской правде» и во многих областных дет ских газетах. Почему же так полюбилась со ветским детям повесть «Снежный человек»? Объясняется это н етоль- ко занимательностью сюжета. По весть написана хорошим, образным языком, доступным для детей. И, ко нечно, основное достоинство ее — человеческие характеры. Как жи вой, встает перед читателем бес страшный пограничник Онни Лу мимиези. Удачно вылеплены образы учителя Ивана Фомича, который по- настоящему любит детей и свой труд педагога, старого охотника Тикки, героя гражданской войны и старого партизана, заведующего ле сопунктом Василия Федоровича Большакова, умудренного жизнен ным опытом... Особенно ярко нарисованы в по вести образы детей. Герои этой повести вполне жиз ненны и теперь, они любимы нашей детворой, и это свидетельствует о том, что книга выдержала провер ку временем. Раиса Семеновна Торбан теперь постоянно живет и работает в Ли пецке. В библиотеке можно увидеть и второе издание повести «Снежный человек», которое вышло в Госу дарственном издательстве детской литературы Министерства просве щения РСФСР в прошлом году. Не смотря на большой тираж — 100 тысяч экземпляров, книга и на этот раз была очень быстро распродана. Липецкое областное книжное изда тельство также решило и зд ал «Снежного человека». Рядом с повестью «Снежный че ловек» на книжной полке Р. С. Тор бан — альбом. Это подарок от чле нов литературного кружка 24 шко лы г. Липецка. На первой его стра нице читаем: «Уважаемая Раиса Семеновна! Ваша книга чудесная! Мы ее читаем с большим удоволь ствием. Просим Вас написать для нас что-нибудь подобное». А даль ше в альбоме помещены высказы вания учащихся о повести «Снеж ный человек» в связи с читатель ской конференцией, которая не давно состоялась в школе по этому произведению. Сейчас Р. С. Торбан работает над повестью о китайском мальчике, который помогал нашим советским морякам с танкера «Туапсе» во вре мя их пленения на Тайване. — Много глав уже написано, —* рассказывает Раиса Семеновна. — Чтобы в повести правдиво передать своеобразие быта китайцев, их ха рактеры, нужно много знать об этой стране. Отчасти помогают воспоми нания детства: ведь в школьные го ды я жила недалеко от китайской границы, и в нашем местечке было много китайцев. Но этого, конечно, мало. Перечитала почти все. что из дано в нашей стране о Китае и что переведено с китайского языка на русский. Многие из этих книг имеются в моей личной библиотеке. Некоторые главы из будущей пове сти читала китайским студентам, которые были в Липецке на произ водственной практике. Хочется пожелать Р. С. Торбан больших творческих успехов в ра боте над новым произведением. П. КАШМЕНСКИИ, преподаватель Липецкой средней школы № 1. Сады цветут.. Опять буран над городом кружит, И ясень издает глухие звуки— Мать всхлипнула, и Степка положил На плечи ей свои худые руки. * ** Побелкой нынче обновленный дом Огнями в окнах заблестел под вечер, А постаревший ясень под окном Опять листвой о чем-то тихо шепчет. О чем рассказ он повторяет свой, Перебирая темными ветвями? Не знают люди языка его, Живут, своими заняты делами. —Седых волос на лоб упала прядь, И от нее — полоска тени синей... Опять до ночи засиделась мать И, как всегда, задумалась о сыне. Степану скоро восемнадцать лет. Таким гордиться сыном кто не вправе? И снова мать смотрела на портрет В фанерной незатейливой оправе. Да, повзрослел! И весь пошел в отца: И огоньками теплыми во взоре, И каждой черточкой его лица, И мягким баритоном в разговоре. И так же в книги, как и тот, влюблен, Увлекся спортом, стал баскетболистом. Эх, жаль, не довелось тебе, Семен, Увидеть сына сильным и плечистым. Вот в комсомол недавно он вступил. Так стал теперь еще взрослее вроде. Вчера купить фуфайку попрсскл— Готовится работать на заводе. Фотоэтюд Н. Переведенцева. Стучали громко на стене часы. Склонялась мать, как прежде, над постелью, Во сне чему-то улыбался сын, А ведь устал, наверно, за неделю. Готовится экзамены сдавать — Полмесяца теперь до них осталось «Спи, дорогой», — шептала тихо мать, Смотрела на него, и ей казалось, Что очень быстро пролетают дни. Совсем недавно Степа был мальчишкой... Но сколько в памяти былое ни храни, А жизнь вперед идет без передышки. ...Во двор окно распахивала мать, По небу месяц проплывал, как „ парус. Кончалась ночь, но не хотелось спать, — Бывает, видно, так всегда под старость. Кусты сирени, года три назад Посаженные Степкиной рукою, Живой стеною окружили сад. Переплелись ветвями меж собою. Сирень цвела. И песня соловья Над садом величаво проплывала». Дышала майской свежестью земля, И женщина тот аромат вдыхала. Нет, жизнь пройти не может без следа... Мерцали звезды синими огнями, А за рекою где-то поезда Перекликались зычными гудками. * * * И ширь земли, и песни я люблю, И труд людей, и звонкий смех ребячий, И хочется, чтоб ни одну семью Не постигала в жизни неудача.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz