Ленинское знамя. 1959 г. (г. Липецк)
Н |М»М^М>АА|М »М»А|*|^1 Политическая работа среди животноводов Приезд плаховских доярок Варвары Ночевкиной и Марии Миро новой в Озерки был для многих работников местной молочнотовар ной фермы неожиданным, а потому доставил немало хлопот и не приятных минут. Разговаривали гости с озерскими животноводами будто вполне тактично и даже ласково, но при том скорбно пока чивали головами, как бы сочувствуя тому, что нет в Озерках на стоящего хозяина. Но уж зато, говорят, провожали плаховских гостей с почетом все озерские жители, искренне, от всего сердца благодарили за доб рые советы и неоценимую помощь... Партийная организация и правление колхоза «Знамя Октября» Воскресенского района давненько были озабочены состоянием дел на озерской молочнотоварной ферме. Начали с того, что сразу же после объединения колхозов направили туда коммуниста т. Карпу хина, поручив ему руководство фермой, затем пересмотрели и уси лили кормовой рацион, подменили некоторых работников. И все же дела улучшались медленно. В начале марта начался массовый отел коров, но и это мало сказалось на росте надоев. При более внимательном изучении дела на месте председатель колхоза т. Пузаков и секретарь парторганизации т. Екимов устано вили, что причина низких надоев на озерской ферме состоит, преж де всего, в том, что многим молодым дояркам просто-напросто не хватает знаний и опыта. Вот тогда-то парторганизация и правление артели решили послать сюда лучших колхозных доярок...' Могут спросить: что же это дало озерским животноводам? А вот чго. В марте здесь было получено более чем по двести килограммов молока от каждой фуражной коровы. Это заставило колхозных животноводов еще раз пересмотреть свои обязательства, которыми, кстати сказать, предусматривается рост апрельских надоев до 400—450 килограммов, а доярки К. Корникова и 3. Ти шина получат по 500 килограммов молока от каждой коровы. В этом они абсолютно уверены, ибо еще в конце прошлого месяца на даивали почти по пуду молока от коровы. Мы рассказали только об одном факте из деятельности первич ной партийной организации колхоза. Следует отметить, что в сель хозартели «Знамя Октября» регулярно проводятся дни животно вода, на всех фермах выпускаются «боевые листки», проводятся беседы на политические и специальные темы, систематически обсуж даются итоги выполнения принятых обязательств. Заслугой колхоз ных коммунистов является то, что они сумели вовлечь в соревно вание почти всех работников животноводства и настойчиво воспи тывают у них высокое чувство ответственности за выполнение при нятых социалистических обязательств. Примеров хорошей, глубоко продуманной постановки массово- политической работы на колхозных и совхозных фермах становится все больше. Можно было бы, в частности, много интересного расска зать об общественно-политической деятельности учителя Казинской средней школы Грязинского района коммуниста Павла Васильевича Козодёрова. который много времени посвящает политическому вос питанию работников молочнотоварной фермы колхоза «Россия». Кстати, в этом районе подобного рода фактов также немало. 26 агитаторов ярлуковского постоянно-действующего агитпункта систе матически посещают фермы совхоза «Красный горняк», разъяс няют рабочим исторические решения XXI съезда партии, моби лизуют тружеников совхоза на выполнение принятых обязательств. Но, к сожалению, так обстоит дело не везде. На пленуме Дан- ковского райкома партии острой критике за недостатки в политиче ской работе подверглась партийная организация совхоза «Данков- ский». Насколько политическая агитация здесь не конкретна, гово рит тот факт, что работники животноводства до сих пор не знают своих совхозных обязательств. Примерно такое же положение в совхозе имени Горького Лев-Толстовского района. Секретарь парт организации т. Коенов очень редко бывает на фермах и не только не следит за тем, как гам выполняются социалистические обяза тельства, но и сам толком не знает, каких результатов совхоз дол жен добиться, скажем, в апреле по производству молока и мяса. Наряду с требованиями, которые предъявлялись коммунистами на ряде пленумов райкомов партии по дальнейшему улучшению партийно-политической работы среди животноводов, резко ставился вопрос о болтунах — любителях обещать и заверять. Так, на плену ме Измалковского райкома партии секретарь райкома т. Колобаев справедливо критиковал председателя колхоза «Заря» т. Шаталова, секретаря парторганизации т. Меренкова и зоотехника т. Дубинина за то, что они «не прочь принять высокие обязательства в начале года, пошуметь о них, пустить пыль в глаза, а потом признать не реальными и отказаться от них». — Всю силу огня политической работы в массах, — говорили коммунисты, — надо направить против больших и малых «обещал- киных» и «заверялкиных», так как они наносят огромный вред де лу развития экономики и подрывают основы организаторской и вос питательной работы парторганизаций в массах, создают обстановку неуверенности в успехе выполнения наших хозяйственных планов и обязательств. Многотысячная армия работников животноводства с огромным энтузиазмом трудится сейчас над Осуществлением больших задач, поставленных перед ними пленумом областного комитета партии. Апрель должен стать переломным, решающим месяцем нового, мощ ного подъема животноводства и выполнения больших обязательств по двойному и тройному увеличению производства молока, мяса, яиц и других продуктов сельского хозяйства. В своих первомайских Призывах Центральный Комитет КПСС обращается к работникам сельскохозяйственного производства: — ТРУЖЕНИКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА! ВСЕМЕРНО РАЗВИВАЙТЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ЖИВОТНОВОДСТВО, СОЗДА ВАЙТЕ ПРОЧНУЮ КОРМОВУЮ БАЗУ, ПОВЫШАЙТЕ ПРОДУК ТИВНОСТЬ СКОТА, УЛУЧШАЙТЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ПЛЕМЕН НОГО ДЕЛА! ПРЕВЗОЙДЕМ СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИ КИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПРОДУКТОВ ЖИВОТНОВОДСТВА НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ! п В этом призыве ясно и четко сформулирована боевая программа борьбы сельских коммунистов за новый подъем животноводства. У первичных партийных организаций нет иных, более действен ных средств подъема творческой активности людей, как политиче ская работа в массах, как воспитание трудящихся в духе беззавет ной любви к Родине и чувства высокой ответственности за поручен ное дело. Пусть же все, кто способен нести в массы боевое, призыв ное слово нашей партии — коммунисты и беспартийные — станут в ряды боевых помощников партийных организаций в общенародной борьбе за новый мощный подъем сельского хозяйства, за выполне ние заданий и обязательств по производству продуктов животно водства в первом году великой семилетки. ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ? Л е н и н с к о е знамя ОРГАН ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО КОМИТЕТОВ КПСС ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ Т°УДЯШИХСЯ Гоя издания 6-9 № 8 8 ( 1 4 5 3 ) СРЕДА 15 АПРЕЛЯ 1 9 5 9 г .4 Трудящиеся Советского Союза! Выполним и перевыполним семилетний план, добьемся но вого мощного подъема экономики и культуры нашей страны, дальнейшего укрепления могу щества социалистического государства! Вперед, к новым победам в коммунистическом строи тельстве! {Из Призывов ЦК КПСС к 1 Мая 1959 года .) Цена 20 коп. П ервая 14 апреля посланцы народов Рос сийской Федерации—депутаты Вер ховного Совета РСФСР заполнили Большой Кремлевский дворец. Здесь приступила к работе первая сессия Верховного Совета РСФСР пятого со зыва. В 10 часов утра в правительст венных ложах появляются товарищи A. Б. А ристов, Л. И. Б р еж н ев , Н. Г. И гнатов, А. И. Н ириченно, Ф. Р. К озлов, 0 . В. К у у си н ен , Н. А. М у хитди нов, М. А. С услов, Е. А. Ф ур- ц ев а, Н. М, Ш верник, П. Н. П осп е л ов, А. П. Н ириленко, А. Н. К осы ги н , Д . С. П олянский. Депутаты и гости встречают их бурными, про должительными аплодисментами. Все встают. Сессию открывает один из ста рейших депутатов академик К. М. Бы ков. Состоявшиеся 1 марта выборы в Верховный Совет РСФСР, Верховные Советы автономных республик и местные Советы депутатов трудя щихся, говорит он, прошли в обста новке огромного политического и трудового подъема, вызванного ис торическими решениями XXI съезда Коммунистической партии. Первая сессия Верховного Совета РСФСР пятого созыва начинает свою работу в знаменательное время. Наша стра на вступила в новый исторический период своего развития, в период развернутого строительства комму нистического общества. Мы, депута ты Верховного Совета Российской Федерации, говорит в заключение К. М. Быков, с честью оправдаем доверие народа, отдадим все наши силы, знания и опыт делу .построе ния коммунизма, будем служить на шему народу так, как этому учил великий Ленин, как учит нас род ная Коммунистическая партия. Депутат К. М. Быков объявляет первую сессию Верховного Совета РСФСР пятого созыва открытой. По поручению совета старейшин депутат Г. И. Попов предлагает из брать Председателем Верховного Совета РСФСР депутата В. И. Про хорова — секретаря ВЦСПС. Сессия единогласно принимает это предло жение. Заседание продолжается под председательством В. И. П рохорова. Избираются восемь заместителей председателя Верховного Совета: де путаты К. М. Бы ков, Г. К. К ам але- ев , В. Н. К орнеев, АС П. М амонтова, B. С. М окринский, Ф. Я. Н изам ова, Б. Т. П узиков, Ш . М. Ш ам халов. Принимается следующий порядок дня работы сессии: 1. Выборы Мандатной комиссии Верховного Совета РСФСР. 2. Избрание постоянных комис сий* Верховного Совета РСФСР. 3. 05 укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии си стемы народного образования в РСФСР. 4. Утверждение Указов Прези диума Верховного Совета РСФСР. 5. Избрание Президиума Верхов ного Совета РСФСР. 6 . Образование правительства РСФСР — Совета Министров РСФСР. Сессия единогласно избирает Мандатную комиссию в составе 15 человек. Председателем комиссии Получим в апреле в совхозах от каждой коровы не менее 350 килограммов молока! О п е р а т и в н ы е д а н н ы е о н а д о я х м о л о к а н а о д н у к о р о в у в с о в х о з а х о б л а ст и с 1 п о 10 а п р е л я 19 5 9 г о д а ( в к и л о г р а м м а х ) Наяменоваяне совхозов •-Со> аз «л *| о о н » «в >-» 2 с? 2 о -о гсч—' З е т О в; =; -г "ч ^ <*> С** в г-* О- Н а п е к ш и е совхозов Ф св «о «ч фо. о = = «з о О 1 «Отрада» 400 115 57 11,4 24 2 «Добринский» 320 115 53 10.6 25 3 «Октябрьский» 320 113 57 11,4 26 4 «Боринский» 320 112 56 П,2 27 5 «Мирный труд» 320 106 52 10,4 28 6 «Воронецкий» 320 105 52 10,4 29 7 «Песковатский» 320 100 51 10,2 30 8 «Ударник» (УсманскА 320 100 50 10 31 9 «Агроном» 320 100 50 10 32 10 «Ключ жизни» 320 99 52 10,4 33 11 «Тихий Дон» 320 97 50 10 34 12 «Елецкий» 350 96 48 9,6 35 13 «Хмелинецкий» 320 94 48 9,6 36 14 Имени Куйбышева 320 93 53 10,6 37 15 «Правда» 300 93, , 47 9,4 38 16 «Пятилетка» 300 90 48 9,6 39 17 «Солидарность» 300 89 46 9,2 40 18 «Гагаринский» 310 89 45 9 41 19 «Политово» 310 89 46 ' 9,2 АО 20 «Усманский» 320 87 45 9 21 «Становлянский» 320 86 45 9 43 22 «Пушкинский» 320 86 44 8,8 44 23 «Петровский» 320 85 43 8,6- 45 «Прибытковский» 320 85 «Красный горняк» 300 84 «Кооператор» 350 84 «Полибино» 310 82 «Ударник» (Тербун.) 300 82 «Конь-Колодезский» 300 82 «Красное поле» 300 81 «Раненбургский» 330 80 Имени 15 лет Октября 320 80 «Освобождение» 320 78 Имени Тимирязева 320 77 Имени Ленина 350 75 «Данковский» , 350 73 Имени Мичурина ; 320 72 «Трубетчинский» 300 70 «Культура» 320 70 «П.-Михайловский» 310 65 Имени Л. Толстого 290 63 Имени М. Горького 310 62 «Пролетарий» 320 57 «Коммунар» 320 56 «Краснянский» 320 50 43 43 42 43 42 41 40 40 38 39 39 31 39 37 37 36 32 34 32 29 28 26 Н Я * о О « —• О « - * з: © -с е «юзеа , 8,6 8.6 8.4 8,6 8.4 8,2 8 8 7.6 7.8 7.8 6,2 7.8 7.4 7.4 7.2 6.4 6.8 6.4 5,8 5.6 5.2 Минули две пятидневки апреля. Оперативные данные по надоям мо лока на одну фуражную корову в совхозах области говорят о том,что далеко не все хозяйства успешно выполняют свои апрельские обяза тельства. Только коллективы девяти совхозов—«Отрада», «Добринский», «Октябрьский», «Боринский», «Мир ный труд», «Воронецкий», «Песко- ватский», «Ударник» Усманского района и «Агроном» — крепко дер жат слово. Они надоили на одну корову за десять дней по сто кило граммов молока и более. В то же время нельзя не отме тить, что эти совхозы в течение 5— 10 апреля допустили снижение среднесуточных надоев. Совхоз «Добринский» снизил среднесуточ ный надой по сравнению с преды дущей пятидневкой на 1,8 кило грамма и оказался позади совхоза «Отрада», который тоже умень шил надои в эту пятидневку. По-прежнему недопустимо отста ют совхозы «Краснинский», «Ком мунар», «Пролетарий», имени М. Горького, имени Л. Толстого, «Пальна-Михайловский». В этих хо зяйствах надоено за десять дней по 50—65 килограммов молока на одну корову. Такое серьезное от ставание ставит под угрозу срыва выполнение апрельских обяза тельств. с е с с и я В е р х о в н о г о С о в е т а Вчера в Большом Кремлевском дворце избран депутат А. С. Трофимов. Затем избираются постоянные ко миссии Верховного Совета РСФСР. Это — комиссия законодательных предположений, состоящая из 15 человек, председатель — депутат В. И. К рестьянинов, бюджетная ко миссия из 31 человека, председа тель — депутат А. С. Б орисенко; комиссия по иностранным делам в составе И человек, председатель— депутат П. Н. П оспелов; комиссия по промышленности и транспорту в составе 25 человек, председатель — депутат А. И. Ш ибаев; комиссия по сельскому хозяйству в составе 25 человек, председатель — депу тат В. А. К арлов; комиссия по на родному образованию и культуре в составе 25 человек, председатель— дрпутат А. Т. Гнедов; комиссия по здравоохранению и социальному обеспечению из 25 человек — пред седатель депутат А. П. Б урдакова. После избрания постоянных ко миссий сессия переходит к обсужде нию следующего вопроса повестки дня — «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в РСФСР». По этому вопросу заслушиваются три доклада: «0 перестройке общего среднего образования», «0 профес сионально-техническом образова нии»; «0 высшем и среднем специ альном образовании». Участники сессии приступают к обсуждению третьего пункта повест ки дня сессии—об укреплении свя зи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образо вания в РСФСР. Слово для доклада «0 перестрой ке общего среднего образования в РСФСР» предоставляется Министру просвещения республики Е. И. Аф а н асен к о. В целях, успешного выполнения советской школой задач обучения и воспитания подрастающего поколе ния в новых исторических услови ях, говорит Министр, Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза разработал про грамму дальнейшего-развития систе мы народного образования в нашей стране. Сущность этой программы и конкретные пути перестройки совет ской школы, как известно, были из ложены в выступлении товарища Н. С. Хрущева на XIII съезде ВЛКСМ, в его записке Президиуму ЦК КПСС и в тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреп лении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы на родного образования в стране». Состоявшаяся в конце прошлого года сессия Верховного Совета СССР полностью одобрила эти тезисы и приняла соответствующий закон, во исполнение которого составлен свод ный план перестройки школьного образования в Российской Федера ции. Планом предусматривается, что существующие в настоящее время семилетние школы в течение бли жайших трех лет, начиная с буду щего учебного года, будут реоргани зованы в восьмилетние, за исключе нием мелких семилетних школ, ко торые не имеют и не будут иметь необходимых контингентов учащих ся и должны быть преобразованы в начальные школы. Часть средних школ в городах и крупных район ных центрах также будет постепен но реорганизована в восьмилетние школы. Существующие начальные школы сохраняются в составе 1— 4 классов. Значительно должны возрасти за это время контингенты учащихся. В 1965— 1966 учебном году в 1— 4 классах будет обучаться 10.407,3 тысячи учащихся, а в 5 — 8 клас сах — 9651,7 тысячи учащихся. Начиная с 1959 — 1960 учебного года, в течение 3— 5 лет старшие классы существующих десятилетних школ необходимо будет преобразо вать в различные типы городских и сельских средних общеобразователь ных школ. Сеть всех школ второго этапа в 1965— 1966 учебном году составит 21.793 против 19024 в этом году, а количество учащихся 9— 11 классов в них будет равно 4643,8 тысячи против 2252,1 ты сячи в нынешних 8 — 10 классах. Особенно широкое развитие в те кущем семилетии получат вечерние (сменные) средние общеобразова тельные школы. В них будут полу чать образование миллионы моло дых людей, работающих на производ стве. Этим школам принадлежит очень важная роль в деле дальней шего повышения культурно-техни ческого уровня рабочего класса и колхозного крестьянства. К 1965— 1966 учебному году сеть вечерних (сменных) средних школ в городах и рабочих поселках предполагается довести до 5718. В сельской местно сти в 1965— 1966 учебном году бу дет 5798 вечерних (сменных, сезон ных, заочных) средних школ с чис лом учащихся в 741,2 тысячи. Большим стимулом для получе ния работающей молодежью полного среднего образования будет реше ние Правительства об установ лении для успешно обучающихся без отрыва от производства сокра щенного рабочего дня или сокра щенной рабочей недели. С будущего года начнется преоб разование сети средних десятилет них школ (их старших классов) в средние общеобразовательные тру довые политехнические школы с производственным обучением. Эту реорганизацию предполагается осу ществит!, в течение четырех лет. При перестройке системы школь ного образования большое развитие должны получить школы-интерна ты, завоевавшие всеобщее призна ние у населения. В зависимости от местных условий школы-интернаты могут организовываться как по ти пу восьмилетиях школ, так и по типу средних школ с производствен ным обучением. К 1965 году коли чество воспитанников в школах-ин тернатах республики должно соста вить 1350 тысяч человек. Широкое распространение в горо дах и крупных населенных пунк тах должны получить также вось милетние школы продленного дня, которые станут играть большую роль в осуществлении всеобщего восьмилетнего обучения и в оказа нии помощи семье в воспитании де тей. Министерством про с в е щ е н и я РСФСР разработаны проекты поло жений всех типов школ и проекты учебных планов и программ. В на стоящее время эти документы ши роко обсуждаются среди учительст ва и общественности. Проекты учебных планов и про грамм для всех типов новых школ, подчеркивает Министр, не только не допускают снижения достигнуто го в настоящее время уровня сред него образования, а, напротив, по вышают его. Существенные изменения должны произойти в организации и методах учебной и воспитательной работы. Школа должна прививать своим уча щимся любовь к знаниям, к труду, уважение к людям труда, формиро вать у учащихся коммунистическое мировоззрение и коммунистическую нравственность, прививать навыки культурного поведения и воспиты вать их в духе беззаветной предан ности партии, родине и народу, в духе пролетарского интернациона лизма. Министр напоминает далее, что Российская Федерация — многона циональная республика. Обучение в ее школах ведется на 46 языках. Поэтому особое внимание при пере стройке народного образования, го ворит он, уделяется национальным школам. В основу учебных планов общеобразовательных национальных шкод должны быть положены учеб ные планы соответствующих типов школ с русским языком обучения. При этом каждой автономной рес публике и области дотжио быть предоставлено право, исходя из на циональных особенностей, вносить в учебные планы те или иные изме нения. Осуществление Закона о перест ройке школы обязывает нас корен ным образом улучшить подготовку учительских кадров ь педагогиче ских институтах и университетах. Причем в педагогических инстк тутах впредь должна осуществлять ся подготовка учительских кадров не только для 5— 11 классов, но и для 1— 4 классов. Подготовка учителей по предметам профессио нально-технического обучения будет организована на вновь создаваемых в педагогических институтах инду стриально-педагогических и агропе- дагогичесюих факультетах. Серьез ная работа должна быть проведена и по повышению квалификации учителей. Министр останавливается на во просах, связанных с укреплением учебно-материальной базы школ. Осуществление перестройки шко лы потребует коренного улучшения руководства делом народного обра зования как со стороны Министер ства просвещения РСФСР, так и со стороны его органов на местах. На ша задача состоит в том, говорит тов. Афанасенко, чтобы быстрее пре одолевать все имеющиеся недостат ки и поднять работу Министерства и его местных органов на уровень новых задач, поставленных парти ей и правительством. После этого с докладом «О про фессионально-техническом образо вании в РСФСР» выступает заме ститель начальника Главного уп равления трудовых резервов при Совете Министров СССР, А. Ф. Бор- дады н. Чтобы выполнить грандиозную программу освоения новых районов с богатейшими природными ресур сами, построить и ввести в экс плуатацию большое количество Фабрик, заводов, шахт, электро станций и других предприятий, а также обеспечить дальнейший рост сельскохозяйственного производст ва, говорит докладчик, потребуется значительное число новых рабочих. Исходя из этого, говорит далее A. Ф. Бордадын, в рассматриваемом на сессии проекте Закона отмечает ся необходимость широкого разви тия подготовки рабочих и тружени ков сельского хозяйства высокой квалификации в профессионально- технических учебных заведениях, а также улучшения качества обу чения рабочих непосредственно на производстве. По предложениям краевых и об ластных организаций РСФСР наме чается принять в 1959— 1965 го дах в профессиональные учебные заведения трудовых резервов, на ходящиеся на территории респуб лики, свыше 4580 тысяч человек, или на 1.907 тысяч человек боль ше. чем за семь предыдущих лет. Это потребует значительного рас ширения сети учебных заведений трудовых резервов. За семилетие должно быть вновь открыто в рес публике около 970 новых профес сионально-технических училищ с контингентом учащихся 350 тысяч человек. Высокими темпами должно раз виваться профессионально-техни ческое образование в восточных и северных районах страны. Докладчик отмечает, что сущест вующие в настоящее время раз личные формы подготовки рабочих кадров еще отстают от возросших запросов народного хозяйства и подробно рассказывает о профес сионально-технических училищах, которые явятся стационарными учебными заведениями, специально предназначенными для системати ческой подготовки квалифицирован ных рабочих. Сейчас разрабатывается проект Положения о городских и сельских профессионально-технических учи лищах. Уже составлен план изда ния на 1960— 1965 г.г. учебников и учебных пособий около 2000 наи менований, выпуска 150 учебных фильмов. В докладе много места отведено вопросам расширения производствен ной деятельности профессионально- технических учебных заведений тру довых резервов. Дальнейшее увеличение объема производственной деятельности бу дет способствовать улучшению ка чества производственного обучения. Преобразование профессиональ ных учебных заведений в РСФСР предполагается закончить в 1963 году с тем, чтобы тщательно подго товить по каждому учебному заведе нию необходимую учебно-техниче скую базу. Часть действующих учи лищ и школ трудовых резервов не обходимо сохранить до 1963 года, чтобы дать возможность молодежи' которая еще будет в эти годы окан чивать десятилетние общеобразова тельные школы, поступать в техни ческие училища, а подросткам, окончившим семилетнюю школу, по ступать в ремесленные училища и школы ФЗО. Подчеркивая, что важнейшей за дачей городских и сельских профес сионально-технических училищ яв ляется коммунистическое воспитание учащихся, докладчик говорит в связи с этим об огромной роли ком сомола. Далее А. Ф. Бордадын говорит, что широкое развитие професси онально - технического образова ния молодежи значительно увели чивает потребность в мастерах и преподавателях. Намечено рас ширить сеть техникумов трудо вых резервов. Докладчик говорит, что делается сейчас для улучшения подготовки рабочих непосредственно на произ водстве, об организации широкой сети вечерних профессионально- технических училищ, индивидуаль-. ном обучении, на краткосрочных курсах, отмечает исключительно большое значение планирования все го дела профессиональной подготов ки и трудоустройства молодежи. С докладом о высшем и среднем специальном образовании в РСФСР выступил первый заместитель Ми нистра высшего образования СССР B. Н. С толетов. Российская Федерация, говорит докладчик, располагает разветвлен ной сетью высших и средних спе циальных учебных заведений. В республике сегодня действует 420 вузов, в которых насчитывается 1.333 тысячи студентов. В сред них специальных учебных заведе ниях в настоящее время обучается 1.129 тысяч человек. В количест венном отношении в ы п у с к и достиг ли уровней, удовлетворяющих со временные требования жизни. Но структура в ы п у с к о в по специаль ностям. отмечает докладчик, нуж дается в повседневном совершен ствовании. П у т ь совершенствования высшей и средней специальных РСФСР школ указан в известных докумен тах Центрального Комитета Комму нистической партии, единодушно одобренных XXI съездом партии. Тов. В. Н. Столетов говорит о не обходимости сочетания теоретиче ской и практической деятельности. В борьбе за выполнение решений нашей партии коллективы студен тов. профессоров и преподавателей стремятся как можно теснее свя зать собственную деятельность с жизнью Фабоиж. завозов, колхозов и совхозов. Ряд вузов создали Фа культеты. работающие непосредст венно на предприятиях. Кооперация коллективов предпри ятий и вузов существенно повлияет на состав студентов, на качество их подготовки, на научно-педагоги- ческую деятельность высших учеб ных заведений, на развитие науч ной работы. Создание Факультетов на пред приятиях будет подчинено с т ро г о м у плану, с определенной целевой установкой: рационально, обосно ванно разместить и н с т и т у т ы , фа культеты высшего образования по территории республики так, чтобы они могли опереться на крупные, передовые в техническом отноше нии предприятия, и следует обес печить каждый факультет высоко квалифицированным профессорско- преподавательским составом. В известной записке товарища Н. С. Хрущева в Президиум ПК КПСС содержится предложение о создании заводов-втузов. Предло жение вызвало большой интерес как в среде ученых, так и работников промышленности. Уже положено -начало осуществлению предложе ния. Докладчик говорит далее об ор ганизации обучения молодежи без отрыва от производства. В текущем учебном году из 1,333 тысяч сту дентов. занятых в вузах Россий ской Федерации, без отрыва от про изводства обучается 633,3 тысячи. В ближайшие годы этот контин гент. как это предусматривают ди рективы партии и правительства, значительно возрастет. Вузы рес публики на обучение без отрыва от производства в 1957 году приняли 127 тысяч человек, а в 1959 году п ри м у т не менее 165— 170 тысяч человек. Первостепенное государственное значение приобретает задача со вершенствования системы заочного и вечернего образования с целью существенного повышения качества подготовки специалистов. В настоя щее время Министерство высшего образования СССР заканчивает раз работку проекта новой организации сети заочного и вечернего образо вания. Вечерняя и заочная формы образования будут расти и разви ваться в тесном единении с очными вузами. Министерство высшего образова ния^ СССР разработало графики учебного процесса по специально стям. Эти графики позволяют ясно представить, как сложится путь нашей молодежи, стремящейся по лучить вы-сшее образование. Начи ная с 1959— 1960 учебного года, первые курсы в-сех высших учебных заведений переводятся на н о в у ю систему обучения. Следовательно, на многих Факультетах педагогиче ский процесс будет организован на основе соединения обучения с про изводительным ТОУДОМ. Далее тов. Столетов останавли вается на воп-оо-сах среднего специ ального образования. Применительно к каждой группе о д н о ро д н ы х специальностей, гово рит он. разработаны графики учеб ного процесса в средних специаль ных учебных заведениях. По боль шому ряду специальностей подго товка кадров будет вестись без отрыва от производства в течение всего срока обучения, путем вечер него и заочного образования. По ряду специальностей получит рас пространение такая организация учебного процесса, в котором пери оды обучения без отрыва от про изводства чередуются с периодами обучения с отрывом от производст ва. По ряду специальностей подго товка молодых рабочих будет про водиться на основе сочетания теоретического обучения с практи ческой работой в цехах, мастер ских и хозяйствах учебных заведе ний, выпускающих товарную про дукцию силами учащихся. Повседневно пользуясь всепо беждающим марксистско-ленинским учением, заявил в заключение тов. Столетов, высшая школа давала и будет давать нашей Родине специ алистов. целью жизни к о т о ры х яв ляется последовательное осуществ ление на практике программы ве ликой и непобедимой Коммунисти ческой партии Советского Союза. На это-м утоеннее заседание сес сии закончилось. На вечернем заседании сессии на чались прения по заслушанным до кладам. (ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz