Ленинское знамя. 1959 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 6 февраля 1959 г„ Э8 31 (139611 Внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза 3 ГНачало на 1-й стр.). Союз сейчас имеет средства, чтобы нанести сокрушительный удар по агрессору на любой точке земного шара. Ведь не для красного словца мы говорим о том, что у нас орга низовано серийное производство межконтинентальных баллистиче ских ракет. И говорим это не для угрозы кому-либо, а чтобы внести ясность в действительное положение дел. Наш семилетний план — это са мое убедительное доказательство ми ролюбивых устремлений Советского Союза. Нам нужен мир, и мы на стойчиво и последовательно борем ся за него. К миру стремятся все народы нашей планеты. Вот почему миролюбивая политика Советского Союза пользуется таким глубоким уважением и поддержкой во всем мире. Товарищи! В деле разрядки меж дународной напряженности особо важное значение имеет улучшение отношений между США и Советским Союзом. В недалеком прошлом меж ду Правительством Советского Сою за и Правительством Соединенных Штатов Америки был обмен доволь но острыми посланиями. Это объяс няется тем, что речь шла об очень острых проблемах международной обстановки. Некоторые действия США вызывали тревогу со стороны миролюбивых народов, и мы не мог ли не высказать своего отношения к этим действиям. Теперь эти события остались по зади. Нам надо смотреть вперед. Советское правительство со своей стороны делает все возможное для разрядки международной напряжен ности и улучшения отношений со всеми странами. Мы верим, что пре зидент и другие руководящие дея тели США, если они действительно хотят мира, как об этом говорили в беседах с А. И. Микояном, при знают необходимость мирного сосу ществования государств и на этой основе будут строить свои отноше ния с Советским Союзом и другими социалистическими странами. Для улучшения взаимопонимания и установления дружественных от ношений между государствами важ ную роль могут играть расширение торговли, культурных связей, а так же личные контакты государствен ных и общественных деятелей. Всем памятно, какой широкий об щественный отклик во всем мире имела встреча государственных дея телей четырех держав в Женеве ле том 1955 года. Миролюбивые люди увидели в этом серьезный шаг к смягчению международной напря женности. Встречи и беседы, которые мы имели в Женеве, оставили хорошие воспоминания о г-не Эйзенхауэре. У меня сложилось мнение, что хотя г-н Эйзенхауэр является генералом, он не относится к тем военным, ко торые .при решении опорных вопро сов полагаются только па пушки и хотели бы решать все проблемы си лой оружия. Он не раз заявлял, что стремится к тому, чтобы не допу стить войны. Мы пеним это и на деемся, что его заявления найдут свое выражение в конкретных де лах. Поездка товарища Микояна в США давала основания надеяться на дальнейшее «потепление» в от ношениях между нашими странами, на развитие контактов и связей. Кстати говоря, тов. Микоян для по ездки в США использовал свой от пуск, предназначенный для отдыха. Но он намекает, чтобы ему дали, все-таки, отдохнуть в Советском Союзе. Эта поездка • в какой-то степени способствовала повышению темпера туры в отношениях между нашими странами от минусовой к нулю и выше; повышение началось в том направлении, чтобы достигнуть тем пературы, которая требуется для нормального существования организ ма. Видимо, кое-кому из полити ческих деятелей это не нравится и поэтому делаются попытки умень шить положительное влияние, кото рое оказала поездка товарища Ми кояна на общественное мнение США. Вместо того, чтобы и дальше раз вивать подобные контакты, в США делают поворот совеем в другую сторону. На пресс-конференции, ко торая происходила 28 января, в от вет на вопрос одного из корреспон дентов о возможности моей поездки в США. аналогичной поездке А. И. Микояна, президент Эйзенхауэр не двусмысленно сказал, что это исклю чается. Он заявил; «Это нельзя сделать в неофициальном порядке, как сделал г-н Микоян». Выходит, к нему одна мерка, а ко мне дру гая. Вот уже действительно совершен но неожиданный вывод. Получается, что-то вроде дискриминации. Один может воспользоваться правами, об щими для всех, другого лишают этих прав. Пусть меня правильно поймут. Я вовсе не собираюсь просить ви зы на такую поездку. У нас дел много. Кроме того, я имею очень много приглашений и с трудом на хожу время, чтобы воспользоваться ими. Таким образом, речь идет не о желании поехать в США. речь идет о другом — о правах человека. Не понятно, за какие проступки пре зидент лишает меня возможности пользоваться тем, чем пользуются а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о т о в а р и щ а Н. С. ХРУЩЕВА другие, получающие право тить эту страну. Что касается советских людей, то мы к таким вопросам подходи^ по-другому. Мы довольны, когда к нам приезжают из других стран и политические деятели и туристы. За последние годы сложилась хо рошая практика поездок американ ских делегаций, парламентских дея телей и туристов в Советский Союз и советских людей — в Соединенные Штаты. Это надо приветствовать. Наш народ гостеприимно встречает американцев, а американский народ проявляет большое дружелюбие к нашим людям. Это проявилось осо бенно ярко щ и поездке това рища Микояна в Америку. И если бы господин президент решил приехать в нашу страну, он был бы встречен с искренним госте приимством как нашим правитель ством, так и советским народом. Он может взять с собой кого захочет, псе они будут желанными гостями. Пусть господин президент посмотрит карту Советского Союза и выберет районы нашей страны, которые он хотел бы посетить. Наша страна об ширная и в ней есть много интерес ных мест, есть где побывать и есть что посмотреть. Такой визит был бы, несомненно, полезным для обеих на ших стран и получил бы одобрение народов США и Советского Союза. И мы Такое предложение делаем без условия взаимности. А своими ви зитами мы докучать не будем. Мы исходим из того, что взаим ные встречи и беседы, взаимные визиты государственных и общест венных деятелей способствуют улучшению отношений между госу дарствами, созданию такой атмосфе ры, которая обогревала бы тело и душу людей, создавала бы возмож ность жить без страха за будущее, чтобы исключить воину и обеспе чить мирное сосуществование. Народы не хотят «холодной вой ны». Поэтому и нет оснований сох ранять всякого рода «узлы» в меж дународных отношениях, их надо развязать. Я имею в виду прежде всего заключение мирного договора с Германией, решение берлинского вопроса. Ни та. ни другая сторона, если будут решены эти вопросы в соответствии с нашими предложени ями, не получит никаких матери альных выигрышей, но зато будут созданы условия для ликвидации «холодной войны», для решения вопросов разоружения, будут созда ны условия для установления таких отношений между государствами, которые исключили бы войну, как средство решения спорных вопросов. Государственный секретарь Яал- лес говорит, что Соединенные Шта ты Америки не могут пойти на уступки в переговорах с Советским Союзом, что если они уступят, то это приведет не к ликвидации «хо лодной войны», а к выигрышу этой «войны» Советским Союзом. На это мы можем сказать г-ну Даллесу: мы не требуем, чтобы кто-то что-то нам уступал, мы хотим взаимопонима ния, чтобы были сделаны уступки здравому смыслу. Советский Союз не хочет выигрыша в «холодной войне» ни для себя, ни для США, да и вообще «холодную войну» нель зя выиграть. Вместе с тем она пред ставляет опасность для всех. Если представить себе, что Советский Союз получает какие-то преимуще ства в «холодной войне», а США их теряют, то «холодная война» на этом не закончится, потому что США, чтобы наверстать упущенное, будут стремиться продолжать свою политику. Если думать о каком-то выигры ше, то «холодной войне» не будет конца, или, что еще хуже, она выльется в военное столкновение. Правительствам надо проявить во лю к прекращению «холодной вой ны» и прежде всего надо проявить понимание того, что мы живем на одной планете, имеющей довольно огваниченные размеры при совре менном уровне развития техники, и поэтому быть осторожными и делать все для того, чтобы обеспечить мир ное сосуществование. Мы хотим лишь одного — скорей шего окончания «холодной войны». И если уж, г-н Даллес, вам так хо чется. то во имя окончания «холод ной войны» мы готовы даже при знать «победу» в этой ненужной на родам «войне» за вами. Считайте, господа, себя «победителями» в этой «войне», только кончайте ее ско рее. Нужно убрать с пути все, что ме шает мирному сосуществованию го сударств с различным обществен ным устройством. Когда тесный са пог жмет и натирает солдату ногу, мешает ему ходить нужным солдат ским шагом, то приходится пере обуться, а другой раз и сменить сапоги. В политике необходимо поступать так же, нужно устранять все, что ведет к ухудшению международной обстановки, мешает мирному сосу ществованию. Такой помехой яв ляется сейчас курс на перевооруже ние Западной Германии. Предложе ние Советского Союза о заключе нии мирного договора с Германией дало Даллесу повод утверждать, что Советский Союз добивается победы в «холодной войне». Но кто же вы игрывает. когда заключается мир и кто проигрывает? Выигрывают все, кто заинтересован в обеспечении мира, а проигрывают те, кто не хо чет мира. Следовательно, мирный договор это не маневр в «холодной войне». &общее дело народов. Мы поее-1 яе обиделись Ды и не стали бы по дозревать Соединенные Штаты 8 каких-то корыстных расчетах, если бы они опередили нас в подготовке проекта мирного договора, как не стали бы выискивать предлоги, что бы уклоняться от переговоров. Советский Союз проявил инициа тиву. выдвинув свой проект мир ного договора с Германией. Если у Соединенных Штатов имеются заме чания к этому проекту или какие- либо особые пожелания, которые следовало бы отразить в договоре, то никто им не мешает высказать своя соображения. Для этого и предлагается созвать мирную кон ференцию. Поэтому мы призываем государст венных деятелей США и других за падных держав правильно оценить советские предложения, направлен ные на укрепление дела мира. Возьмем вопрос о Западном Берли не. Даллес говорит: Западный Бер лин нельзя едать. Спрашивается, ко му сдать? Разве в советских предло жениях говорится о какой-то сдаче Западного Берлина? Не будь Западный Берлин очагом беспокойства и конфликтов в центре Германской Демократической Респуб лики, то не было бы и берлинского .вопроса. Но сегодня положение За падного Берлина таково, что можно ожидать всяких неприятностей. Его можно сравнить с горящим фитилем в пороховом погребе или с бомбой за медленного действия, механизм кото рой в любое время может привести к взрыву. Зачем же нам сохранять та кое положение? Не лучше ли поту шить фитиль, убрать бомбу замедлен ного действия? Трудно найти другое решение, которое отвечало бы инте ресам обоих германских государств и вместе с тем не было бы обидным, наносящим ущерб другим заинтере сованным государствам. Таким реше нием сейчас может быть превраще ние Западного Берлина в вольный город. Это решение не затрагивает сложившихся устоев жизни города и при соответствующих гарантиях ис ключает возможность вмешательства в его внутренние дела извне. Поэтому мы готовы участвовать с Соединенными Штатами, Англией, Францией в разработке положения, которое гарантировало бы нормаль ное развитие Западного Берлина, связь этого города со всеми страна ми, с которыми он захочет иметь от ношения, а также доступ этих стран в вольный город. Мы согласны также с тем, чтобы в соблюдении статуса вольного города участвовала Органи зация Объединенных Наций, и гото вы обсудить, в какой форме она мо жет быть привлечена к этому делу. Конечно, разработка таких предлог женин и их решение должны быть проведены с участием Германской Демократической Республики, пото му что Берлин находится на ее тер ритории. По нашему мнению, пре вращение Западного Берлина в воль ный демилитаризованный город соз даст условия для решения других спорных вопросов и будет способ ствовать обеспечению безопасности в Европе, а, следовательно, и во всем мире. Я. может быть, повторяюсь, но это такой вопрос, к которому нам при дется не раз возвращаться, пока не добьемся, чтобы заинтересованные стороны поняли всю серьезность по ложения, взвесили, к чему может привести дальнейшее сохранение та кого положения, и пришли бы к пра вильному пониманию этого вопроса. Советский Союз не ослабит своих усилий в достижении поставленной цели. Разрешите, товарищи, с трибуны нашего съезда обратиться с призы вом к немецкому народу поддержать предложения, направленные на уп рочение мира в Европе и безопасно сти народов. Дважды за последние полвека гер манский империализм бросал немец кий народ в пучину кровавых миро вых войн. В эти войны были втяну ты народы многих стран. Но самые большие жертвы были понесены на родами нашей страны и немецким народом. Сколько было пролито кро ви и слез, какие огромные разруше ния потерпели наши страны! Гитлер подготовил и развязал вто рую мировую войну с помощью на ционалистической, шовинистической пропаганды. Он вбивал немцам в го лову, что Германия превыше всего, что немцы—раса господ, что Герма ния нуждается в расширении «жиз ненного пространства» ни больше, ни меньше, как до Урала. Всем извест но, чем кончились военные походы Гитлера. Немцы принесли большие бедствия народам Европы, но потер пели полное поражение. Сейчас, к сожалению, в Западной Германии наиболее агрессивные политики хо тят идти по пути Гитлера. Их, види мо, ничему не научили уроки исто рии, и они хотели бы уже в третий раз попытаться поднять немецкий народ на захватническую войну. Империалистические заправилы ослеплены ненавистью к народам социалистических стран, которые' успешно развивают свою экономику, культуру, повышают благосостоя ние. Они хотят остановить историю, повернуть ее вспять, -опираясь прежде всего на немцев. Но при атомном и водородном оружии, при ракетной технике такие попытки были бы безумием, которое привело бы к гибели не только миллионов людей, но и целых наций, госу дарств. При этом участие Западной Германии в агрессии против социа листических государств неизбежно поставило бы ее -в такое положе ние, когда первый удар и разрядка значительной части накопленного водородного оружия произошла бы на немецкой земле. Мы выражаем надежду, что не мецкие рабочие, крестьяне, интел лигенция, а также руководители партий Западной Германии, государ ственные деятели ФРГ, поймут, ка кая ответственность лежит на них за то, в каком направлении пойдет развитие Западной Германии — в направлении поддержания очагов военных конфликтов между народа ми, или в направлении ликвидации этих очагов с тем, чтобы расчистить путь для установления дружествен ных отношений между государства ми, независимо от их социального строя. Трудолюбивый и талантливый не мецкий народ дал миру много ве ликих мыслителей и выдающихся ученых, поэтов, музыкантов, он соз дал мощную промышленность обеспечивает высокий жизненный уровень и достиг этого без захвата чужих территорий, на что его тол кали Гитлер и Геббельс. Разве это не говорит о том. что немецкий на род должен искать свое будущее на ниве мирного труда, а не на поле брани. А если будет ликвидирована существующая напряженность и правительство ФРГ будет способст вовать развитию экономических от ношений с Советским Союзом, Ки тайской Народной Республикой и другими социалистическими страна ми, со всеми странами мира, то не мецкий народ-найдет еще большее приложение своим силам. Он может поднять свою экономику,, повысить свое материальное благосостояние и умножить материальное и духовное богатство своей нации. К сожалению, канцлер Западной Германии г-н Аденауэр смотрит в другую сторону, он делает ставку на продолжение «холодной войны и проведение политики «с позиции силы». Вы. господин канцлер, си дите на берегу реки с удочкой и ждете, когда клюнет рыба и причем такая рыба, которая и не водится в этой реке. Не пора ли вам отбро сить несбыточные мечты? Г-н Аденауэр заявляет, что Фе деративная Республика Германии не пойдет на сотрудничество с Совет ским Союзом, если наша страна не заплатит за это сотрудничество. Не подходите к политике, г-н канц лер, как торговец в бакалейной лавке. Нам платить не за что, мы вам не должны. Мы хотели бы, что бы вы поняли, что для ФРГ не мо жет быть иной разумной политики, кроме мирного сотрудничества со своими соседями как на Востоке, так и на Западе, что ни сами вы, ни с помощью -ваших союзников не в состоянии ликвидировать со циалистический строй в Восточной Германии. Немцы Восточной Германии не хо тят возвращаться к старой жизни. Мы с пониманием относимся к их интересам, поддерживали и будем поддерживать Германскую Демокра тическую Республику. Логично до пустить, что немцы Восточной Гер мании со своей стороны принципи ально считают правильным ликви дацию строя, существующего в За падной Германии. Но такая поста новка вопроса нереальна, ибо со циальные изменения осуществляют ся самими народами и никакой куп ли и продажи здесь не может быть. Надо стоять на почве реальной политики, соответствующей данному историческому моменту. Если этого не понять, двигаться по инерции, не чувствовать дыхания и пульса жизни, то от этого могут пострадать миллионы людей. Мы готовы вы слушать ваши предложения. Если они будут разумными, мы согласны сесть за один стол и рассмотреть ваши и наши предложения, чтобы найти взаимно приемлемую основу для соглашения и подписаться под ним. Но если вы будете ставить усло вие ликвидировать Германскую Де мократическую Республику и погло тить ее. ликвидировать социальные завоевания трудящихся ГДР, то мы такие условия и обсуждать не мо жем. Если бы мы это сделали, то мы взяли бы на себя функции, ко торыми мы не наделены, ибо это было бы вмешательством в чужие дела. Каждый народ должен решать сам. какой социальный строй ему подходит. Когда он решит это, де ло его. Мы не возражаем и против так называемых свободных выбо ров, о которых так много говорят в западных странах, если немцы обоих германских государств согла сятся провести такие выборы, но без вмешательства третьей сторо ны. Ведь можно предположить, что через какое-то время немцы захо тят провести свободные выборы с тем, чтобы ликвидировать капита листический строй Западной Герма нии. Канцлер Аденауэр, по-видимо му, не допускает мысли об этом, а такой вариант вообще возможен. Но это дело самих немцев. Кстати о свободных выборах. Пра вящие круги западных держав по нимают эти выборы по-своему. Из вестно. что на Женевском совеща нии в 1954 году было достигнуто соглашение о проведении свободных выборов в Южном и Северном Вьет наме в целях мирного объединения страны. Однако эти выборы были сорваны марионеточным правитель ством Южного Вьетнама при под держке Соединенных Штатов Аме рики. Товарищи! Теперь хотел бы оста новиться на вопросе, который мы считаем одним из важных междуна родных вопросов. Я имею в виду в о п ро с в прекращении испытаний атомного и водородного оружия. Летом прошлого года в Женеве состоялось совещание экспертов по вопросу о том, как обнаруживать ядерные взрывы, как обеспечить, чтобы соглашение о прекращении ядерных испытаний, если оно будет заключено, строго соблюдалось все ми его участниками. Результаты со вещания полностью подтвердили точку зрения Советского Союза о том, что вполне возможно обнару жить любые ядерные испытания, где бы они ни проводились. Самые авторитетные специалисты, в том числе советские, американские и английские, разработали конкрет ные рекомендации о системе конт роля по обнаружению взрывов атом ных и водородных бомб. Мы были обрадованы успешной работой экспертов. Советское пра вительство полностью одобрило за ключение и рекомендации, .едино душно принятые Женевским сове щанием. У нас сложилось впечат ление. что мы безболезненно и без дальнейших проволочек сможем за ключить с США и Англией соглаше ние о прекращении испытаний ядер- ного оружия на вечные времена. К сожалению, получилось по- друтому. Вот уже больше трех ме сяцев заседают в Женеве предста вители правительств Советского Союза, США и Англии, которые соб рались для того, чтобы разработать и заключить договор о прекращении испытаний. Но дело не движется вперед. Судя по тому, как протека ют эти переговоры, наши партнеры, видимо, задались целью не допу стить соглашения. На основании чего я делаю такой вывод? Оснований к этому имеется много. Прежде всего. Соединенные Шта ты при полной поддержке со сторо ны Англии предприняли попытку по существу перечеркнуть- те по лезные- результаты, которые были достигнуты совещанием экспертов. Американское правительство, кото рое сначала одобрило выводы эк спертов. вдруг выступило -с заявле нием, что появились какие-то «но вые данные» о том, что подземные ядерные взрывы якобы труднее об наруживать. чем это думали раньте. В действительности дело обстоит как раз наоборот: чем дальше, тем легче будет обнаруживать всякого рода ядерные взрывы, так как тех ника обнаружения все время совер шенствуется. У нас складывается убеждение, что вся эта история е пересмотром рекомендаций экспертов понадоби лась для того, чтобы помешать за ключению соглашения в прекраще нии испытаний атомного и водород ного ОРУЖИЯ. Нельзя не прийти к выводу, что ту же цель преследуют и требова ния, с которыми США и Англия вы ступили при обсуждении вопроса о создании системы контроля за соб людением договора о прекращении испытаний. Судите сами — чего они добива ются! Они хотят, чтобы посты по обнаружению взрывов, которые имеется в виду создать, были укомплектованы исключительно иностранным персоналом. чтобы иностранные инспектора беспрепят ственно разъезжали по всей терри тории стран — участниц договора. Они хотят также создать такое по ложение, чтобы контрольная комис сия. которой будут подчинены эти посты н инспектора, могла механи ческим большинством голосов пред ставителей западных стран навязы вать решения, затрагивающие ин тересы безопасности Советского Союза. Но опрашивается, чем все это от личается, напочмен, от предложения президента США Эйзенхауэра, чтобы американцам была предоставлена возможность свободно летать над всей территорией СССР и фотогра фировать ее? Или чем это отличает ся от так называемого «плана Ба руха», который фактически преду сматривал установление контроля американских монополий над произ водством атомных расщепляющихся материалом во всех странах, в том числе и в СССР? Эти предложения, как известно, были отклонены. Рав ным образом мы отклоняем предло жения такого рода и теперь, так как не можем допустить посяга тельств на безопасность Советской страны, на ее суверенитет. На это мы не пойдем никогда. Пойти на удовлетворение таких притязаний, с которыми сейчас выступают в Жене ве делегации США и Англии, значит согласиться с организацией на на шей территории самой настоящей разведывательной сети западных держав. Могут сказать, что США и Анг лия, внося сбои предложения, до пускают создание такой же конт рольной системы и на своих терри ториях. Это может быть и верно, но в разведке их территорий мы не нуждаемся, так как не преследуем целей войны. Мы не имеем военных баз вокруг США — ни в Мексике, ни в Канаде, ни в других странах, прилегающих к Соединенным Шта там. У Советского Союза вообще нет никаких военных баз на террито рии других государств, так как мы считаем, что создание таких баз, особенно за тридевять земель от своей собственной территории, есть не что иное, как подготови к вой не, подготовка к агрессии. Окружив нас своими военными базами, запад ные державы добиваются теперь то го, чтобы создать еще и на нашей территории базы для своей военной разведки, получить право облета советской территории, чтобы иметь возможность с помощью этой раз ведки получше выбрать момент для приведения в действие своих воен ных баз против нашей страны. Они хотят, чтобы в реализации этих замыслов мы им еще и помогали. Не жирно ли будет, господа? Если руководители государства заботятся об интересах своей стра ны, о безопасности своего народа, если они находятся в здравом уме, разве могут они пойти на принятие подобных требований? Это было бы преступление перед Родиной. Мы расцениваем такие требова ния, предъявляемые нам западными державами, как домогательство с плохими намерениями в отношении Советского Союза. Если западные державы скажут, что у них нет пло хих намерений, то я посоветовал бы им: оставьте тогда свои домога тельства, не допускайте таких дей ствий, которые вызывают наши по дозрения. Мы за то, чтобы над прекращени ем ядерных испытаний был уста новлен надлежащий контроль. Со ветский Союз сам внес на нынеш нем совещании в Женеве предло жения о таком контроле. Но мы яе позволим, чтобы, прикрываясь конт ролем, западные державы нарушали суверенитет нашей страны. Если США и Англия откажутся от своих неразумных требований, то Совет ский Союз готов обеспечить все ус ловия для эффективной работы контрольных постов с участием ино странных представителей, для ус тановки аппаратуры и ее обслужи вания. Известно!, что и в настоящее вре мя, когда нет никакого междуна родного контроля, ядерные взрывы, производимые Советским Союзом, США или Англией, не остаются не замеченными. Пчичем взрывы, про изводимые, скажем, в США, обна руживаются контрольной аппарату рой, расположенной на территории СССР, а наши взрывы засекаются в Америке. Теперь имеется в виду создать обширную сеть контрольных постов для обнаружения взрывов в пределах той страны, где эти посты будут расположены. Но вот запад ные державы требуют еще каких-то неожиданных обследований, требуют права неограниченных разъездов своих инспекторов по всей террито рии СССР. Разве не ясно, что руководитель такой контрольной системы превра тится в начальника военной развед ки. Он всегда сможет сказать, буд то у него появились подозрения, что в таком-то интересующем его райо не произошел взрыв, и направит специальную экспедицию обследо вать этот район. Каждому, даже самому неискушенному политику и государственному деятелю, ясно, к чему это приведет. Это приведет к плохим результатам: к ухудше нию отношений между участниками договора. Мы не требуем какого-то исклю чительного положения для себя. Единственное, чего мы добиваемся, — это действительно равных усло вий с западными державами. А США и Англия, то есть военный блок НАТО, хотят получить одно сторонние выгоды для себя в ущерб интересам Советского Союза. Степень широты взаимного конт роля тесно связана со степенью до верия, существующей в отношени ях между державами. Чем больше доверия, тем легче договориться о широком контроле. Хотя, конечно, при абсолютном доверии не потре буется и контроля. Допустимо ли выступать с пре тензиями на неограниченный конт роль, когда вокруг Советского Со юза продолжают сохраняться мно гочисленные военные базы НАТО, когда участники созданных США и Англией агрессивных военных бло ков — НАТО, Багдадского пакта и прочих — подвергают ограничениям даже обычные торговые отношения с Советским Союзом и дру 1 бми со циалистическими странами? Нас упрекают в том, что мы якобы ис пользуем торговлю в политических целях, в то время как в действи тельности именно Соединенные Шта ты почти прекратили торговлю с социалистическими странами, руко водствуясь исключительно полити ческими целями. Экономические ин тересы их как раз требуют разви тия торговли, и деловые круги за падных стран стоят на позиции раз вития торговли. Так, товарищи, обстоит дело с переговорами по вопросу о прекра щении испытаний атомного и водо родного оружия. Выдвигая заведомо неприемлемые предложения, наши партнеры по переговорам в Женеве, очевидно, хотят спустить на тормо зах решение этого вопроса, как они это уже сделали с вопросом о пре дупреждении внезапного нападения, решение которого они фактически заморозили. Видимо, и на совеща нии по прекращению испытаний они намерены тянуть волынку до како го-то времени, чтобы подготовить общественное мнение к срыву пе реговоров. а потом и вообще со рвать решение этого важнейшего вопроса. Я был бы только доволен, если бы эта мои предположения не сбылись. Что же касается Советского Союза, то хочу еще раз подтвердить наше желание добиться соглашения о прекращении ядерных испытаний как можно скорее. Договор по этому вопросу, основанный на разумных условиях, обеспечивающий нужный контроль над взрывами, мы готовы подписать в любое время. Товарищи! В речах делегатов съезда, а также в приветственных выступлениях руководителей деле гаций братских коммунистических и рабочих партий выявилось полное единодушие и интернациональная солидарность, единство взглядов по всем вопросам международного ком мунистического и рабочего движения. Подтверждая правильность положе ний Декларации Совещания комму нистических и рабочих партий, все .-выступавшие на съезде говорили о единстве и сплоченности братских партий на основе марксизма-лени низма. об их решительной борьбе против ревизионизма, как главной опасности в современных условиях. Весьма характерно, что работа, нашего съезда, вызвавшая столь большой интерес и одобрение в меж дународном коммунистическом дви жении и среди прогрессивной обще ственности, встретила крайне раз драженное реагирование со стороны югославских ревизионистов. В юго славской печати появились статьи, в которых делаются неуклюжие по пытки оправдать ревизионистскую политику, скрыть от югославского народа стремление Советского Сою за к сотрудничеству с Югославией, исказить действительное положение, сложившееся в отношениях между Югославией и социалистическими странами. Югославские руководите ли своей ревизионистской политикой содействуют разъединению револю ционных сил рабочего класса в борьбе за коренные интересы тру дящихся. На все наши замечания в том, к чему привела ревизионистская по литика югославских руководителей, они не могут сказать ничего вра зумительного. Чувствуя слабость своих позиций, они прибегают к излюбленному методу — к демаго гическим заявлениям, что якобы Советский Союз вмешивается в их внутренние дела. Но это клевета. Хорошо известно, что мы твердо стоим на позициях невмешательства в дела других стран и партий, й об этом мы еще раз со всей опре деленностью заявили на нашем съезде.. Но посмотрите, к каким грязным и провокационным приемам прибе гают югославские ревизионисты сей час, пытаясь нанести вред един ству социалистических стран. Как уже отмечалось в докладе, югослав ские ревизионисты сочиняют всякие домыслы о якобы существующих разногласиях между нашей партией и Коммунистической партией Ки тая. В последние дни они пошли еще дальше и, видимо, для обосно вания своих измышлений привлек ли такого «солидного свидетеля» и специалиста по вопросам «разногла сий между СССР и Китайской На родной Республикой», как амери канский сенатор Губерт Хэмфри. Как известно, этот сенатор недавно посетил Советский С 0 ЮЗ 1 , и у меня с ним была беседа. Рассчитывая на шумную сенсацию. Хэмфри в своих заявлениях и статьях наговорил три короба небылиц, вроде того, что он везет от Советского правитель ства специальное послание прези- _ денту Эйзенхауэру (конечно, ника- кого послания не было), что будто бы я сообщил ему два особо важных секрета. Вот уж действительно, я не мог найти себе лучшего партне ра для сообщения секретов, чем г-н Хэмфри! Особенно разыгралась буйная фантазия сенатора Хэмфри, когда он начал сочинять свои из мышления о.б отношениях между Со ветским Союзом и Китайской Народ ной Республикой. Здесь он превзо шел даже известного сочинителя небылиц барона Мюнхаузена, И вот этого сочинителя югослав ские ревизионисты берут себе в свидетели. Только смех может вы звать одно предположение, что у меня могут быть какие-то довери тельные отношения е человеком, который сам бахвалится своим двад цатилетиям стажем борьбы против коммунизма. Каждый человек, ма ло-мальски разбирающийся в поли тике, я уже не говорю, разбираю щийся в марксизме-ленинизме, пой мет. что немыслима доверительная беседа с г-ном Хэмфри о вопросах политики коммунистических партий, о взаимоотношениях с нашими луч шими друзьями — руководящими де ятелями Коммунистической партии Китая. Видно, у югославских ревизио нистов настолько плохи дела, что они подбирают всякого рода вздор ные измышления. В этой связи мне вспоминается, как в царской России бойкие про давцы сбывали бульварные газеты. Бежит, бывало, такой продавец и кричит: — Чрезвычайное происшествие! Женщина родила девочку с усами!.. И, конечно, неопытный читатель набрасывается на газету, ищет со общение об этом происшествии, но ничего подобного не находит. Одна ко продавец сбыл газету, сделал свое дело. {Окончание на 3-й стр-Х
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz