Ленинское знамя. 1959 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1959 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 декабря 1959 г.. ^N5 284 (16491 Н А Ч А Л О Ш П У Т И Труд С е г о д н я ☆ о т к р ы в а е т с я о в о е в о с п и т а н и е на первый план о б л а с т н о й с ъ е з д Коллектив второй тербунекой средней школы давно ищет пути соединения обучения с практикой,с производительным трудом. Один путь пролегает, та® сказать, через физический кабинет. Старше­ классники под руководством препо­ давателя физики И. И. Нехорошева своими руками изготовили много приборов, электрифицировали каби­ нет, оборудовали радиоузел и радио­ фицировали всю школу. Дотом И. И Нехорошей поставил перед учениками более сложную за ­ дачу. Задумали как-то в кружке юных техников построить аэросани. — Это выполнимо, но придется основательно потрудиться. — пре­ дупредил ребят преподаватель фи­ зики. Вскоре школьники приступили к делу. Под руководством учителя вы­ полнили чертежи, изготовили лыжи, сконструировали винт. Трудились все^ е большим напряжением и на­ стойчивостью. Несколько раз пере­ делывали летали, пока не добились желаемого. Работа в кружке юных техников пошла впрок. Ребята еще лучше уяс­ нили себе, что им нужны прочные знания по физике, математике, чер­ чению. что в жизни не обойтись без пилы, рубанка, напильника. Продуманно и интересно вел за­ нятия по химии преподаватель В. И. Аргунов. Он старался расширить политехнический кругозор учащих­ ся. Члены химического кружка под его руководством электрифицирова­ ли таблицу Менделеева, изготовили коллекцию солей, электрифициро­ ванное пособие «Сто вопросов и сто ответов». Внеклассная работа по химии находила свое отражение в журнале «Юный химик». ■ С тех пор. как был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью, наш коллектив стал еще больше уделять внимания трудово­ му. политехническому воспитанию учащихся. У нас оборудованы не­ плохие мастерские. С самого начала мы решили, что учащиеся, работая в мастерских, толжны делать полез­ ные веще. Теперь уже школа не приобретает в магазине рамки для портретов, рейки для учебных пла­ катов, грабли, топорища и т. п. Все это учащиеся делают своими ру­ ками. В текущем учебном году шести­ классники изготовили стеллажи для школьной и сельской библиотек, оборудовали крольчатник. Семи­ классники приступили к изготовле­ нию токаоного станка, В начале года был создан каби­ нет домоводства, в котором учащие­ ся обучаются кройке и шитью, вы ­ шиванию и другим полезным делам. Периодически мы организуем вы­ ставки работ учащихся. Лучших умельцев поощряем. Наблюдая за поведением учащих­ ся, я заметила, что работа в мастер­ ской, кружке домоводства не только помогает им получить определенные навыки, но и дисциплинирует школьников, воспитывает у них твердую волю, трудолюбие. С помощью общественности и ро­ дителей по-новому организовано изучение основ колхозного произ­ водства, овладение навыками сель­ скохозяйственного труда. Мы осно­ вательно знакомим учащихся с кол­ хозной техникой и опытом передо­ вых механизаторов колхозов района и области. Весной и летом этого года уча­ щиеся проходили производственную практику на полях колхозов, где возделывали свеклу, кукурузу, кар­ тофель. Старшие школьники работа­ ли прицепщиками, трудились в по­ леводческих звеньях, на животно­ водческих фермах. Несколько вось­ миклассников все лето пасли телят. Ученицы десятого класса работали доятжами, телятницами. Любовь к сельскохозяйственному труду школа воспитывает и на учебно-опытном участке. Выращи­ ваются растения, рекомендуемые программой. Учащиеся с интересом наблюдают, как на урожай тото или другого сорта влияют различные с ро к и посадки, разный состав поч­ вы. внесение удобрений. Мы посеяли сахарную свеклу в лучшие агротехнические сроки, в почву внесли удобрения, всходы хо­ рошо обрабатывали. На другом участке свеклу сеяли без удобрений, с запоз­ данием. Как и сле­ довало ожидать, уро­ жай собрали неоди­ наковый. На первом участке получили по 521 центнеру корней в перерасчете на гектар, а на втором — только 75 цент- ■» неров. Учащиеся на практике убедились, как важно соблюдать правила агротехники. Осенью силами учеников заложили фруктовый сад на площади два гекта­ ра. Всю школьную усадьбу о к о п а л и рвом, а на гребне рва высеяли семена акации. В этой рабо­ те принимали у ч а­ стие все: и самые маленькие ученики, и старшеклассники. Оправдало себя создание строи­ тельной бригады. В нее вошли уча­ щиеся восьмых и девятых классов. Под руководством опытных масте­ ров бригада занимается ремонтом ш кольных: зданий. Ребята сами штукатурят потолки, ремонтируют полы, печи. Летом почти вся бригада перешла на строительство колхозного зерно­ склада и овощехранилища. С зада­ нием учащиеся справились успеш­ но. . В нашей школе введено самооб­ служивание. Учащиеся моют полы, ухаживают за цветами, содержат в чистоте мебель, окна. Каждый день придирчиво проверяют дежурные ученики состояние классных ком­ нат и сами выставляют оценки в график санитарного состояния шко­ лы. Лучшему по чистоте и порядку классу два раза в месяц вручается школьный вымпел. Все это помога­ ет коллективу учителей бороться за крепкую, сознательную дисцип­ лину. за образцовый порядок в школе. В заключение хочется сказать еще об одном. Наши учителя стоят за разносторонность и насыщен­ ность труда школьников. Ребенку присуще стремление к перемене ви­ дов деятельности. Занимаясь выра­ щиванием сельскохозяйственных ра­ стений. ухаживая за кроликами или молодняком кружного рогатого ско­ та на ферме, школьники в то же время с удовольствием участвуют в оаботе кружка юных техников. И одно не мешает другому. Наоборот, разносторонность труда, на наш взгляд, является важной предпосыл­ кой Формирования широкого поли­ технического кругозора и всесторон- развития личности ребенка. Т. КОЛТУНОВА, директор второй тербунекой средней школы. него »« Учащиеся грязинскэй железнодорожной средней школы № 51 по новому учебному плану приобретают производствен­ ные профессии. На снимке: мастер инструментального цеха паровозного де­ по Грязи-Сталинградские В. С. Суханов вместе с учащимися 9 класса школы В. Козловым и Н. Алферовым провоет ис­ пытание паровых манометров. Фото Л. Черкашина. С увлечением трудятся в школьных мастерских учащие­ ся 5—7 классов липецкой средней школы № 29. На снимке: занятия по столя|р«ому делу; мастер производствен­ ного Обучения А. Д, Амосов проверяет работу учеников 5 класса Саши Буянкова и Веры Гончаровой, Фото Л. Петрова. Шо мш у ч и т е л я м : Вызы вайте к доске и с праш ив айте — Я по-прежнему ваш ученик, Я годами в душе вынашивал Содержан ье изученных книг, В жизнь уйдя с аттестатом зрелости Через школьный з а ветный порог ,— Я, как прежде, с мальчише ской с мелостью Без запин ки отвечу урок. Нелегко мне даются нау ки, С поты кал ся я много раз, Но когд а опус к ались ру ки, Я всегд а в споминал о в ас. Чтобы, сделать меня счастли вы м И гото вы м всту пить в борьбу, — Тер пели во и кро потли во Вы ле пили мою судьбу, И за это я вам благодарен, Вам за это — по клон до зе мли: Вы меня, непоседу-парня, В з в анье нужных людей возвели. В ас, раст ивших меня заботл иво, Никогд а, ни когд а не забыть. Вы меня научили Родину Полно кровны м сердцем любить. Не сы нк ом-белоруч кой ма менькиным, На мещанский костыль опершись,—* Человеком — большим, а не маленьким — Выходил я из школы в жизнь. И какая открылась дорога! —. Только смело шагай по ней... Это вам, это вам, педагогам, Я обязан путевкой моей. Я в ответе за ваше радение, И поэтому, если свихнусь, — Ставьте двойку по поведению, Чтобы жизнь я знал наизусть. Жизнь — не поле пройти, насвистывая, Чтобы радость схватить рукой, Будет ветер в пути неистовый, Лишь мерещиться будет покой. Из меня вы не делали нытика, Я под крылышком мамы не рос. Я, воспитанный вашей критикой, По-иному решил вопрос: Если землю и небо синее, Если Родину любишь, как мать ,— Значит жизни отдашь все силы, Значит жизнь проживешь на «пять». Ст. СЕРИКОВ. у ч и т е л е й ☆ ☆ ■ж Из педагогического опыта | Высоким педагогическим ма- ' стерством отличаются уроки учи- I тельницы немецкого языка сред- 3ней школы № 8 г. Липецка Сусан- I ны Александровны Маевской. I Она стремится поддерживать ин- <терес учащихся на протяжении ’ всего урока. ! Вот как, например, проходила в | 5 классе работа по картинке «В 5саду». Сусанна Александровна | предложила школьникам внима- { тельно рассмотреть картинку, : вспомнить названия всех изобра- | женных на ней предметов и дей- ( ствий. | Лес поднятых рук! Дети уве- 1 ренно называют по-немецки пред- ( меты и явления. | Затем последовал рассказ учи­ теля на немецком языке. Учащие­ ся легко поняли его и свободно отвечали на вопросы. Работа по картине была завер- Однажды Зина вернулась из шко­ лы особенно воз­ бужденной. Гла­ зенки ее свети­ лись радостью, голосок звенел. — Мама, я теперь все, все бук­ вы знаю! — похвалилась она. — Хо­ чешь, сказочку тебе прочту... про петуха и собаку? — Почитай, доченька, почитай,— ответила мать, вытирая руки о фартук. Зина важно села за стол, как это делает учительница Ольга Александровна, усадила маму на­ против, на скамейке, развернула букварь и начала; «Жил старик со старухой, и бы­ ли у них петух и собака. Один раз собака говорит петуху: — Пойдем, Петя, в лес погулять, — Пойдем,— говорит петух...» Девочка увлеклась чтением, В хату вошли Маша, Тося, Параша— ее подружки, тихонечко уселись на скамейку и тоже стали слушать. Кончив читать, Зина вдруг предло­ жила: — Давайте поиграем в школу. Я буду ваша учительница, а вы — мои ученики. Подружки согласились. Наделали игрушечных тетрадей, достали на­ стоящие карандаши, кусок фанеры от ящика решили использовать вме­ сто доски, отыскали мелок в ящич­ ке швейной машины и приступили к делу. Игра детям очень понравилась. Но никто, конечно, и не подозре­ вал тогда, что эта детская зинина забава перерастет потом в стойкую любовь к школе, превратится в призвание. Прошли годьгг Зина о отличи­ ем окончила Липецкое педагогиче­ ское училище, стала Зинаидой Фи­ липповной, учительницей Беляев- ской семилетней школы Усманско- го района. Тогда же. чтобы не-тра­ тить даром времени, поступила на заочное филологическое отделение Воронежского государственн о г о университета. Вспоминая свой первый настоя- Д о р о г и е с о м н е н и я учи- щии урок в третьем классе, тельница рассказывает: — За несколько дней перед этим стала волноваться. Накануне всю ночь не спала, все ходила и шепта­ ла урок, репетировала. Утром за­ была позавтракать. Помню, когда вошла в класс, вся онемела: говорю все, как надо, а голоса своего не слышу. Еле овладела собою, с тру­ дом победила страх. В 1958 году Зинаида Филиппов­ на окончила университет. Ей дове­ рили вести литературу в 8—10 классах средней школы рабочей мо­ лодежи № 4 г. Липецка, — Ну, как справляется молодая учительница? — спросили через не­ которое время в гороно директора этой школы, — Отлично! — сказал он. — Р а­ стущий, мыслящий педагог. Замечательной чертой молодого преподавателя литературы является неутомимая жажда познания секре­ тов педагогического мастерства, О, эти секреты! Много о них го­ ворят среди учительства. Кому не приходилось испытывать чувство растерянности и бессилия, когда из педагогического учебного заведения попадал он в школу, на производ­ ство и убеждался, что мало смыс­ лит в школьном деле? Кто не сто­ ял над пропастью разрыва между вузовской теорией и школьной практикой? Пережила это и Зинаида Филип­ повна, но не захотела «вариться в собственном соку». — Слишком медленный этот про­ цесс, — рассудила она. — Этак до седин можно дожить, на пенсию уйти, так и «недоварившись», С жадностью набросилась она на методическую литературу. Все, что носило название «Из опыта учители», скупалось ею, читалось и перечитывалось. Скоро она научи­ лась находить в методических; по­ собиях и разработках полезное для себя, в некоторых заметила несоот­ ветствие предлагаемого реальным возможностям вечерней школы, творчески перерабатывала. Кроме этого, стала активной посетительни­ цей Института усовершенствования учителей, активной участницей всех его методических мероприятий, по­ шла к старшим, опытным товари­ щам на «открытые» и «закрытые» уроки. Однажды спросили ее: — Куда вы торопитесь? — В университет учительствова- ния. — Куда? — переспросили в не­ доумении. — На уроки Марии Дмитриевны Кочериной. Зинаида Филипповна оказалась способной слушательницей «универ­ ситета учительствования», Она умеет теперь объять в целом са­ мую трудную тему, выделить суще­ ственное и опустить второстепенное, разработать цикл уроков по теме применительно к условиям своей школы. Она научилась выбирать наиболее эффективную форму уро­ ка, продумывать ход его до мело­ чей, исходя из специфики вопроса, учитывая уровень теоретической подготовленности учеников. Она умеет теперь интересно, увлека­ тельно, экономно до предела по­ строить рассказ, использовать в нем элементы беседы.., В настоящий момент у Зинаиды Филипповны Дерюгиной проходят практику студенты Липепког пед­ института. И студенты, и их мето­ дист Александра Ивановна Летяги- на восхищены ее уроками. Особенно их поразило необыкновенное умение молодой учительницы прислушивать­ ся к советам ,не только методиста, но и студентов', творчески подходить к ним и немедленно проверять на практике. Однажды зашел разговор о на- поговорили следовании Мая­ ковским традиции русской классиче­ ской литературы XIX века. Просто об этом, в общих чер­ тах коснулись вопроса, не выяснив, как его освещать на занятиях. На следующем уроке Зинаида Филипповна, сравнивая отдельные стихи Маяковского с соответствую­ щими отрывками из Салтыкова-' Щедрина и Гоголя, обратила внима. ние учеников на сходство некоторых художественных приемов в произве­ дениях советского поэта и класси­ ков XIX века. — Какой из этого можно сделать вывод? Ответ: Маяковский унаследовал все лучшее у своих предшественни­ ков, писателей XIX века: Гоголя, Щедрина. — А также и у Некрасова, —- до­ бавляет учительница. — Унаследо­ ванное он взял на вооружение своей боевой, революционной поэзии... Этим сравнением была достигнута и другая цель: повторен ранее прой­ денный материал. Недавно к Зинаиде Филипповне приехала мать из деревни, погостить. Она спросила дочь, как ей живется, как ее дела: — Трудно мне работается, мама,— с болью призналась дочь. — Это как же понимать? — А вот так: на каждый урок иду, как на экзамен. День думаю над ходом урока, другой думаю... везде думаю: дома, на улице, в магазине, в театре даже. А после урока вдруг пойму: можно его про­ вести еще лучше. Почему так полу­ чается? шена коллективным письменным рассказом на тему: «В саду». Ученики Маевской с большим интересом относятся к изучению ) немецкого языка и успешно овла- | девают им: могут поддерживать { беседу на иностранном языке, чи- | тать книги, переписываются со [ своими друзьями — пионерами из | ГДР. ( * * * «Однажды учительница физики | Мария Николаевна Шеварыкина | сказала нам, что мы пойдем 4 ию- \ ня на водокачку, и просила нас : подготовиться к экскурсии. Мы с | нетерпением ждали этого дня, и | вот он наступил...» Так начинает свое описание ! экскурсии ученица 6-го класса | Краснинской школы Краснинского : района В. Савкина. Вы думаете, что эта работа вы- | полнена по заданию учителя фи- ! зики? Ничего подобного. Это Г творческое сочинение по литера- | туре. Учительница русского языка : и литературы Леонила Ивановна ! Немцова умело использует воз- | росший интерес учеников к про- : изводственному окружению, к тех- ! нике в литературно-творческой | практике школьников. * ... * ! На уроках арифметики в 5 классе хорошо применяет различ­ ные методы, способствующие про- ! явлению самостоятельной мысли | учеников, учительница лебедян- [ ской средней школы № 1 П. Л. [ Купрюхина. Для устного решения ^ она часто составляет задачи, со- : держание которых отражает про- > изводственные дела тружеников района. ; Вот образец таких задач: «Знатная птичница Лебедянско-) го района Зотова получила за год • от каждой несушки по 205 яиц. { Сколько яиц она получила от 1 1300 несушек?». Учащимся было дано задание | Новое в обучении первоклассников Работа по новым программам и перестройка школы предполагают дальнейшее повышение уровня об­ щего образования, улучшение каче­ ства знаний учащихся, их воспита­ ния. Этого достичь невозможно, ес­ ли не отказаться от устаревших аб­ страктных форм преподавания основ наук и не встать на путь смелого творческого использования тех ме­ тодов воспитания и обучения, кото­ рые наиболее полно отвечают зада­ чам новой школы. Многих учителей начальных клас­ сов, в том числе и меня, всегда вол­ новал такой вопрос: почему у уча­ щихся, перешедших в 5-е классы, резво ухудшается каллиграфия и падает успеваемость? Известно, что в борьбе за гра­ мотное письмо учащихся исключи­ тельно большое значение имеет вы ­ работка у них навыков правильно­ го и четкого почерка. Красивое письмо поиучает их к аккуратности, чистоте, воспитывает «уважение к своему труду и труду других, спо­ собствует воспитанию эстетических навыков и внимания. Необходимо отметить, что в 1, 2, 3 классах учителя уделяют боль­ шое внимание выработке у учащих­ ся красивого и правильного письма. Этому способствуют и программы, предусматривающие в этих классах специальные часы для уроков чи­ стописания. Казалось бы, что, на­ выки, полученные в первых трех классах, дети должны закреплять и совершенствовать в четвертом. Однако наблюдения показали, что в пятые классы учащиеся при­ ходят с неустойчивым почерком, с недостаточно закрепленными графи­ ческими навыками. Это происходит оттого, что в со­ ответствии со сложившейся систе­ мой ученики 1— 4-х классов еже­ годно обучаются письму по разной новой разлиновке. В первом классе дети пишут по тетрадям № 1 — в три косые линии. Во вторых клас­ сах учителям приходится переучи­ вать учащихся, обучая их письму по тетрадям № 2 в две линии с частой косой разлиновкой. В треть­ их классах учащиеся осваивают письмо опять по новой разлиновке, пишут по тетрадям N1 3, т. е. по двум линейкам с редкими косыми линиями. Вместо того, чтобы закрепить и отработать почерк, учащиеся чет­ вертых классов вынуждены осваи­ вать опять новое письмо — по од­ ной, линейке. Поэтому, перейдя в пятые классы, дети быстро утрачи­ вают графические навыки, приобре­ тенные в 1— 4-х классах. Для повышения эффективности обучения письму проекты новых программ начальных классов пре­ дусматривают обучение письму в первых классах по тетрадям не в три, а в две линейки. Такое измене­ ние вводится не случайно. Этот во­ прос тщательно изучался в течение ряда лет в школах Москвы, Ленин­ града и других городов. По инициа­ тиве Института усовершенствования учителей в некоторых школах Ли­ пецкой области в течение двух лет проводилась экспериментальная ра­ бота по обучению учащихся первых классов письму по двум линейкам. Наблюдения показали, что этот опыт удался. Обучение письму по тетрадям в две линейки с первого дня пребы­ вания малышей в школе имеет ряд преимуществ. Дети меньше устают, так как писать более короткие бук­ вы гораздо легче. За урок они ус­ певают написать в два раза больше слов, чем в тех классах, в которых писали по трем линейкам, и, кроме того, выполнить ряд устных упраж ­ нений. Во втором классе дети пишут по двум линейкам с редкой косой раз­ линовкой, а в третьих и четвертых классах в течение двух лет будут писать по тетрадям в одну линейку^ Тренировка в письме по одной ли­ нейке в течение двух лет создает у детей более устойчивый, отработан­ ный почерк. Изучив и обобщив этот опыт, Липецкий институт усовершенство­ вания учителей распространяет его и рекомендует учителям использо­ вать в первых классах при работе по новым программам. А. КОЗЛОВА, заслуженная учительница школы РСФСР. По п р о г р а м м е о д и н н а д ц а т и л е т к и 5! использовать при ее решении рас­ пределительное свойство сложе- ► — Это хорошо, дочка, что ты со­ бой недовольна, — утешила ее мать. — У ребенка зубки тоже с болью прорезаются. Твои сомнения- это боль роста, дорогая боль. Ты ее не бойся. И. ДАНИЛОВ, учитель школы рабочей моло­ дежи ЛЬ 6, Второй год наша школа работает по учебному плану одиннадцатилет- ки. Первые результаты говорят о1 том. что новый тип школы является жизненным и отвечает основному требованию — необходимости обес­ печить тесную связь обучения с об­ щественно производительным тру­ дом. 55 учащихся двух одиннадцатых классов — станочники, электрики, слесари-сборщики, крановщики, мо­ дельщики— с 1 сентября самостоя­ тельно работают на заводе. Производственное обучение прохо­ дят также учащиеся трех десятых и двух девятых классов. Нам кажется, что уже теперь на­ до определить, какие школы будут переходить на одиннадцатилетний срок обучения в Г 9 6 0— 61 учебном году, ориентировочно наметить пред­ приятия. где будет проводиться обу­ чение. и своевременно начать осу­ ществление Необходимых организа­ ционно - технических мероприятий. Это поможет легче организовать про­ изводственное обучение и избе­ жать недостатков нынешнего года, когда практическое решение вопро­ сов перехода школ на одиннадцати­ летнее обучение затянулось. Создание нового типа школ начи­ нается с начальных классов. У нас в школе имеется много опытных, знающих свое дело учите­ лей начальных классов. Много и настойчиво работают такие учителя, как В. Н. Демина, А. У. Малютина, Ю. М. Пономарева и другие. Но переход на новые учебные планы и программы— дело сложное, и даже опытным учителям не все удается. Вот почему, как нам ка­ жется, гороно, городскому педкаби- нету и Институту усовершенствова­ ния учителей надо усилить помощь' учителям начальной школы. Институт проводит курсы повы­ шения квалификации учителей 1— 4 классов, но курсы охватывают лишь незначительную часть преподавате­ лей. Поэтому во время зимних и весенних каникул следует провести пятидневные массовые семинары для всех учителей начальных клас­ сов. имеющие целью конкретную: подготовку учителя к работе во втором полугодии. Подготовку учи­ телей начальных классов к новому учебному году, на наш взгляд, нельзя относить на август, делая это буквально за неделю до 1 сен­ тября, а сразу же после окончания учебного года можно провести, на­ пример, двухнедельные курсы или семинар опять-таки для всех учи­ телей (времени для отпусков потом будет достаточно). Учитывая необходимость серьез­ ного улучшения работы начальных классов в связи с перестройкой школы, мы у себя в школе разра­ ботали целую систему мероприятий по учебно-воспитательной работе и методическому вооружению учите­ лей в начальных классах. Кроме того, коллектив поставил задачу практического осуществления преемственности между четвертым и пятым классами. С этой целью Мы уже назначили классных руководи­ телей и учителей русского языка и математики в пятые классы на 1 0 6 0— 61 учебный год. которые ус­ тановили деловые связи с учителями четвертых классов. Перестройка учебно-воспитатель­ ной работы в школе требует боль­ ших усилий не только всех учите­ лей, но и более активной, действен­ ной помощи школам в этом важном деле со стороны органов народного образования. Н. БЕЛЯЕВ, директор липецкой средней школы № 31. ** В липецкой средней школе № 4 создан математический кружТж, На занятиях кружка учащиеся расширяют свои знания в обла­ сти математики, решают занима­ тельные задачи, выступают с до­ кладами, выпускают свою стен­ ную газету. На снимке: руководитель круж­ ка заслуженная учительница шко­ лы РСФСР Е. С. Тихомирова об­ суждает с кружковцами новый номер газеты «Юный математик», Фото А. Леонидова, - /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz