Ленинское знамя. 1959 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 декабря 1959 г.. ^N5 284 (16491 Н А Ч А Л О Ш П У Т И Труд С е г о д н я ☆ о т к р ы в а е т с я о в о е в о с п и т а н и е на первый план о б л а с т н о й с ъ е з д Коллектив второй тербунекой средней школы давно ищет пути соединения обучения с практикой,с производительным трудом. Один путь пролегает, та® сказать, через физический кабинет. Старше классники под руководством препо давателя физики И. И. Нехорошева своими руками изготовили много приборов, электрифицировали каби нет, оборудовали радиоузел и радио фицировали всю школу. Дотом И. И Нехорошей поставил перед учениками более сложную за дачу. Задумали как-то в кружке юных техников построить аэросани. — Это выполнимо, но придется основательно потрудиться. — пре дупредил ребят преподаватель фи зики. Вскоре школьники приступили к делу. Под руководством учителя вы полнили чертежи, изготовили лыжи, сконструировали винт. Трудились все^ е большим напряжением и на стойчивостью. Несколько раз пере делывали летали, пока не добились желаемого. Работа в кружке юных техников пошла впрок. Ребята еще лучше уяс нили себе, что им нужны прочные знания по физике, математике, чер чению. что в жизни не обойтись без пилы, рубанка, напильника. Продуманно и интересно вел за нятия по химии преподаватель В. И. Аргунов. Он старался расширить политехнический кругозор учащих ся. Члены химического кружка под его руководством электрифицирова ли таблицу Менделеева, изготовили коллекцию солей, электрифициро ванное пособие «Сто вопросов и сто ответов». Внеклассная работа по химии находила свое отражение в журнале «Юный химик». ■ С тех пор. как был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью, наш коллектив стал еще больше уделять внимания трудово му. политехническому воспитанию учащихся. У нас оборудованы не плохие мастерские. С самого начала мы решили, что учащиеся, работая в мастерских, толжны делать полез ные веще. Теперь уже школа не приобретает в магазине рамки для портретов, рейки для учебных пла катов, грабли, топорища и т. п. Все это учащиеся делают своими ру ками. В текущем учебном году шести классники изготовили стеллажи для школьной и сельской библиотек, оборудовали крольчатник. Семи классники приступили к изготовле нию токаоного станка, В начале года был создан каби нет домоводства, в котором учащие ся обучаются кройке и шитью, вы шиванию и другим полезным делам. Периодически мы организуем вы ставки работ учащихся. Лучших умельцев поощряем. Наблюдая за поведением учащих ся, я заметила, что работа в мастер ской, кружке домоводства не только помогает им получить определенные навыки, но и дисциплинирует школьников, воспитывает у них твердую волю, трудолюбие. С помощью общественности и ро дителей по-новому организовано изучение основ колхозного произ водства, овладение навыками сель скохозяйственного труда. Мы осно вательно знакомим учащихся с кол хозной техникой и опытом передо вых механизаторов колхозов района и области. Весной и летом этого года уча щиеся проходили производственную практику на полях колхозов, где возделывали свеклу, кукурузу, кар тофель. Старшие школьники работа ли прицепщиками, трудились в по леводческих звеньях, на животно водческих фермах. Несколько вось миклассников все лето пасли телят. Ученицы десятого класса работали доятжами, телятницами. Любовь к сельскохозяйственному труду школа воспитывает и на учебно-опытном участке. Выращи ваются растения, рекомендуемые программой. Учащиеся с интересом наблюдают, как на урожай тото или другого сорта влияют различные с ро к и посадки, разный состав поч вы. внесение удобрений. Мы посеяли сахарную свеклу в лучшие агротехнические сроки, в почву внесли удобрения, всходы хо рошо обрабатывали. На другом участке свеклу сеяли без удобрений, с запоз данием. Как и сле довало ожидать, уро жай собрали неоди наковый. На первом участке получили по 521 центнеру корней в перерасчете на гектар, а на втором — только 75 цент- ■» неров. Учащиеся на практике убедились, как важно соблюдать правила агротехники. Осенью силами учеников заложили фруктовый сад на площади два гекта ра. Всю школьную усадьбу о к о п а л и рвом, а на гребне рва высеяли семена акации. В этой рабо те принимали у ч а стие все: и самые маленькие ученики, и старшеклассники. Оправдало себя создание строи тельной бригады. В нее вошли уча щиеся восьмых и девятых классов. Под руководством опытных масте ров бригада занимается ремонтом ш кольных: зданий. Ребята сами штукатурят потолки, ремонтируют полы, печи. Летом почти вся бригада перешла на строительство колхозного зерно склада и овощехранилища. С зада нием учащиеся справились успеш но. . В нашей школе введено самооб служивание. Учащиеся моют полы, ухаживают за цветами, содержат в чистоте мебель, окна. Каждый день придирчиво проверяют дежурные ученики состояние классных ком нат и сами выставляют оценки в график санитарного состояния шко лы. Лучшему по чистоте и порядку классу два раза в месяц вручается школьный вымпел. Все это помога ет коллективу учителей бороться за крепкую, сознательную дисцип лину. за образцовый порядок в школе. В заключение хочется сказать еще об одном. Наши учителя стоят за разносторонность и насыщен ность труда школьников. Ребенку присуще стремление к перемене ви дов деятельности. Занимаясь выра щиванием сельскохозяйственных ра стений. ухаживая за кроликами или молодняком кружного рогатого ско та на ферме, школьники в то же время с удовольствием участвуют в оаботе кружка юных техников. И одно не мешает другому. Наоборот, разносторонность труда, на наш взгляд, является важной предпосыл кой Формирования широкого поли технического кругозора и всесторон- развития личности ребенка. Т. КОЛТУНОВА, директор второй тербунекой средней школы. него »« Учащиеся грязинскэй железнодорожной средней школы № 51 по новому учебному плану приобретают производствен ные профессии. На снимке: мастер инструментального цеха паровозного де по Грязи-Сталинградские В. С. Суханов вместе с учащимися 9 класса школы В. Козловым и Н. Алферовым провоет ис пытание паровых манометров. Фото Л. Черкашина. С увлечением трудятся в школьных мастерских учащие ся 5—7 классов липецкой средней школы № 29. На снимке: занятия по столя|р«ому делу; мастер производствен ного Обучения А. Д, Амосов проверяет работу учеников 5 класса Саши Буянкова и Веры Гончаровой, Фото Л. Петрова. Шо мш у ч и т е л я м : Вызы вайте к доске и с праш ив айте — Я по-прежнему ваш ученик, Я годами в душе вынашивал Содержан ье изученных книг, В жизнь уйдя с аттестатом зрелости Через школьный з а ветный порог ,— Я, как прежде, с мальчише ской с мелостью Без запин ки отвечу урок. Нелегко мне даются нау ки, С поты кал ся я много раз, Но когд а опус к ались ру ки, Я всегд а в споминал о в ас. Чтобы, сделать меня счастли вы м И гото вы м всту пить в борьбу, — Тер пели во и кро потли во Вы ле пили мою судьбу, И за это я вам благодарен, Вам за это — по клон до зе мли: Вы меня, непоседу-парня, В з в анье нужных людей возвели. В ас, раст ивших меня заботл иво, Никогд а, ни когд а не забыть. Вы меня научили Родину Полно кровны м сердцем любить. Не сы нк ом-белоруч кой ма менькиным, На мещанский костыль опершись,—* Человеком — большим, а не маленьким — Выходил я из школы в жизнь. И какая открылась дорога! —. Только смело шагай по ней... Это вам, это вам, педагогам, Я обязан путевкой моей. Я в ответе за ваше радение, И поэтому, если свихнусь, — Ставьте двойку по поведению, Чтобы жизнь я знал наизусть. Жизнь — не поле пройти, насвистывая, Чтобы радость схватить рукой, Будет ветер в пути неистовый, Лишь мерещиться будет покой. Из меня вы не делали нытика, Я под крылышком мамы не рос. Я, воспитанный вашей критикой, По-иному решил вопрос: Если землю и небо синее, Если Родину любишь, как мать ,— Значит жизни отдашь все силы, Значит жизнь проживешь на «пять». Ст. СЕРИКОВ. у ч и т е л е й ☆ ☆ ■ж Из педагогического опыта | Высоким педагогическим ма- ' стерством отличаются уроки учи- I тельницы немецкого языка сред- 3ней школы № 8 г. Липецка Сусан- I ны Александровны Маевской. I Она стремится поддерживать ин- <терес учащихся на протяжении ’ всего урока. ! Вот как, например, проходила в | 5 классе работа по картинке «В 5саду». Сусанна Александровна | предложила школьникам внима- { тельно рассмотреть картинку, : вспомнить названия всех изобра- | женных на ней предметов и дей- ( ствий. | Лес поднятых рук! Дети уве- 1 ренно называют по-немецки пред- ( меты и явления. | Затем последовал рассказ учи теля на немецком языке. Учащие ся легко поняли его и свободно отвечали на вопросы. Работа по картине была завер- Однажды Зина вернулась из шко лы особенно воз бужденной. Гла зенки ее свети лись радостью, голосок звенел. — Мама, я теперь все, все бук вы знаю! — похвалилась она. — Хо чешь, сказочку тебе прочту... про петуха и собаку? — Почитай, доченька, почитай,— ответила мать, вытирая руки о фартук. Зина важно села за стол, как это делает учительница Ольга Александровна, усадила маму на против, на скамейке, развернула букварь и начала; «Жил старик со старухой, и бы ли у них петух и собака. Один раз собака говорит петуху: — Пойдем, Петя, в лес погулять, — Пойдем,— говорит петух...» Девочка увлеклась чтением, В хату вошли Маша, Тося, Параша— ее подружки, тихонечко уселись на скамейку и тоже стали слушать. Кончив читать, Зина вдруг предло жила: — Давайте поиграем в школу. Я буду ваша учительница, а вы — мои ученики. Подружки согласились. Наделали игрушечных тетрадей, достали на стоящие карандаши, кусок фанеры от ящика решили использовать вме сто доски, отыскали мелок в ящич ке швейной машины и приступили к делу. Игра детям очень понравилась. Но никто, конечно, и не подозре вал тогда, что эта детская зинина забава перерастет потом в стойкую любовь к школе, превратится в призвание. Прошли годьгг Зина о отличи ем окончила Липецкое педагогиче ское училище, стала Зинаидой Фи липповной, учительницей Беляев- ской семилетней школы Усманско- го района. Тогда же. чтобы не-тра тить даром времени, поступила на заочное филологическое отделение Воронежского государственн о г о университета. Вспоминая свой первый настоя- Д о р о г и е с о м н е н и я учи- щии урок в третьем классе, тельница рассказывает: — За несколько дней перед этим стала волноваться. Накануне всю ночь не спала, все ходила и шепта ла урок, репетировала. Утром за была позавтракать. Помню, когда вошла в класс, вся онемела: говорю все, как надо, а голоса своего не слышу. Еле овладела собою, с тру дом победила страх. В 1958 году Зинаида Филиппов на окончила университет. Ей дове рили вести литературу в 8—10 классах средней школы рабочей мо лодежи № 4 г. Липецка, — Ну, как справляется молодая учительница? — спросили через не которое время в гороно директора этой школы, — Отлично! — сказал он. — Р а стущий, мыслящий педагог. Замечательной чертой молодого преподавателя литературы является неутомимая жажда познания секре тов педагогического мастерства, О, эти секреты! Много о них го ворят среди учительства. Кому не приходилось испытывать чувство растерянности и бессилия, когда из педагогического учебного заведения попадал он в школу, на производ ство и убеждался, что мало смыс лит в школьном деле? Кто не сто ял над пропастью разрыва между вузовской теорией и школьной практикой? Пережила это и Зинаида Филип повна, но не захотела «вариться в собственном соку». — Слишком медленный этот про цесс, — рассудила она. — Этак до седин можно дожить, на пенсию уйти, так и «недоварившись», С жадностью набросилась она на методическую литературу. Все, что носило название «Из опыта учители», скупалось ею, читалось и перечитывалось. Скоро она научи лась находить в методических; по собиях и разработках полезное для себя, в некоторых заметила несоот ветствие предлагаемого реальным возможностям вечерней школы, творчески перерабатывала. Кроме этого, стала активной посетительни цей Института усовершенствования учителей, активной участницей всех его методических мероприятий, по шла к старшим, опытным товари щам на «открытые» и «закрытые» уроки. Однажды спросили ее: — Куда вы торопитесь? — В университет учительствова- ния. — Куда? — переспросили в не доумении. — На уроки Марии Дмитриевны Кочериной. Зинаида Филипповна оказалась способной слушательницей «универ ситета учительствования», Она умеет теперь объять в целом са мую трудную тему, выделить суще ственное и опустить второстепенное, разработать цикл уроков по теме применительно к условиям своей школы. Она научилась выбирать наиболее эффективную форму уро ка, продумывать ход его до мело чей, исходя из специфики вопроса, учитывая уровень теоретической подготовленности учеников. Она умеет теперь интересно, увлека тельно, экономно до предела по строить рассказ, использовать в нем элементы беседы.., В настоящий момент у Зинаиды Филипповны Дерюгиной проходят практику студенты Липепког пед института. И студенты, и их мето дист Александра Ивановна Летяги- на восхищены ее уроками. Особенно их поразило необыкновенное умение молодой учительницы прислушивать ся к советам ,не только методиста, но и студентов', творчески подходить к ним и немедленно проверять на практике. Однажды зашел разговор о на- поговорили следовании Мая ковским традиции русской классиче ской литературы XIX века. Просто об этом, в общих чер тах коснулись вопроса, не выяснив, как его освещать на занятиях. На следующем уроке Зинаида Филипповна, сравнивая отдельные стихи Маяковского с соответствую щими отрывками из Салтыкова-' Щедрина и Гоголя, обратила внима. ние учеников на сходство некоторых художественных приемов в произве дениях советского поэта и класси ков XIX века. — Какой из этого можно сделать вывод? Ответ: Маяковский унаследовал все лучшее у своих предшественни ков, писателей XIX века: Гоголя, Щедрина. — А также и у Некрасова, —- до бавляет учительница. — Унаследо ванное он взял на вооружение своей боевой, революционной поэзии... Этим сравнением была достигнута и другая цель: повторен ранее прой денный материал. Недавно к Зинаиде Филипповне приехала мать из деревни, погостить. Она спросила дочь, как ей живется, как ее дела: — Трудно мне работается, мама,— с болью призналась дочь. — Это как же понимать? — А вот так: на каждый урок иду, как на экзамен. День думаю над ходом урока, другой думаю... везде думаю: дома, на улице, в магазине, в театре даже. А после урока вдруг пойму: можно его про вести еще лучше. Почему так полу чается? шена коллективным письменным рассказом на тему: «В саду». Ученики Маевской с большим интересом относятся к изучению ) немецкого языка и успешно овла- | девают им: могут поддерживать { беседу на иностранном языке, чи- | тать книги, переписываются со [ своими друзьями — пионерами из | ГДР. ( * * * «Однажды учительница физики | Мария Николаевна Шеварыкина | сказала нам, что мы пойдем 4 ию- \ ня на водокачку, и просила нас : подготовиться к экскурсии. Мы с | нетерпением ждали этого дня, и | вот он наступил...» Так начинает свое описание ! экскурсии ученица 6-го класса | Краснинской школы Краснинского : района В. Савкина. Вы думаете, что эта работа вы- | полнена по заданию учителя фи- ! зики? Ничего подобного. Это Г творческое сочинение по литера- | туре. Учительница русского языка : и литературы Леонила Ивановна ! Немцова умело использует воз- | росший интерес учеников к про- : изводственному окружению, к тех- ! нике в литературно-творческой | практике школьников. * ... * ! На уроках арифметики в 5 классе хорошо применяет различ ные методы, способствующие про- ! явлению самостоятельной мысли | учеников, учительница лебедян- [ ской средней школы № 1 П. Л. [ Купрюхина. Для устного решения ^ она часто составляет задачи, со- : держание которых отражает про- > изводственные дела тружеников района. ; Вот образец таких задач: «Знатная птичница Лебедянско-) го района Зотова получила за год • от каждой несушки по 205 яиц. { Сколько яиц она получила от 1 1300 несушек?». Учащимся было дано задание | Новое в обучении первоклассников Работа по новым программам и перестройка школы предполагают дальнейшее повышение уровня об щего образования, улучшение каче ства знаний учащихся, их воспита ния. Этого достичь невозможно, ес ли не отказаться от устаревших аб страктных форм преподавания основ наук и не встать на путь смелого творческого использования тех ме тодов воспитания и обучения, кото рые наиболее полно отвечают зада чам новой школы. Многих учителей начальных клас сов, в том числе и меня, всегда вол новал такой вопрос: почему у уча щихся, перешедших в 5-е классы, резво ухудшается каллиграфия и падает успеваемость? Известно, что в борьбе за гра мотное письмо учащихся исключи тельно большое значение имеет вы работка у них навыков правильно го и четкого почерка. Красивое письмо поиучает их к аккуратности, чистоте, воспитывает «уважение к своему труду и труду других, спо собствует воспитанию эстетических навыков и внимания. Необходимо отметить, что в 1, 2, 3 классах учителя уделяют боль шое внимание выработке у учащих ся красивого и правильного письма. Этому способствуют и программы, предусматривающие в этих классах специальные часы для уроков чи стописания. Казалось бы, что, на выки, полученные в первых трех классах, дети должны закреплять и совершенствовать в четвертом. Однако наблюдения показали, что в пятые классы учащиеся при ходят с неустойчивым почерком, с недостаточно закрепленными графи ческими навыками. Это происходит оттого, что в со ответствии со сложившейся систе мой ученики 1— 4-х классов еже годно обучаются письму по разной новой разлиновке. В первом классе дети пишут по тетрадям № 1 — в три косые линии. Во вторых клас сах учителям приходится переучи вать учащихся, обучая их письму по тетрадям № 2 в две линии с частой косой разлиновкой. В треть их классах учащиеся осваивают письмо опять по новой разлиновке, пишут по тетрадям N1 3, т. е. по двум линейкам с редкими косыми линиями. Вместо того, чтобы закрепить и отработать почерк, учащиеся чет вертых классов вынуждены осваи вать опять новое письмо — по од ной, линейке. Поэтому, перейдя в пятые классы, дети быстро утрачи вают графические навыки, приобре тенные в 1— 4-х классах. Для повышения эффективности обучения письму проекты новых программ начальных классов пре дусматривают обучение письму в первых классах по тетрадям не в три, а в две линейки. Такое измене ние вводится не случайно. Этот во прос тщательно изучался в течение ряда лет в школах Москвы, Ленин града и других городов. По инициа тиве Института усовершенствования учителей в некоторых школах Ли пецкой области в течение двух лет проводилась экспериментальная ра бота по обучению учащихся первых классов письму по двум линейкам. Наблюдения показали, что этот опыт удался. Обучение письму по тетрадям в две линейки с первого дня пребы вания малышей в школе имеет ряд преимуществ. Дети меньше устают, так как писать более короткие бук вы гораздо легче. За урок они ус певают написать в два раза больше слов, чем в тех классах, в которых писали по трем линейкам, и, кроме того, выполнить ряд устных упраж нений. Во втором классе дети пишут по двум линейкам с редкой косой раз линовкой, а в третьих и четвертых классах в течение двух лет будут писать по тетрадям в одну линейку^ Тренировка в письме по одной ли нейке в течение двух лет создает у детей более устойчивый, отработан ный почерк. Изучив и обобщив этот опыт, Липецкий институт усовершенство вания учителей распространяет его и рекомендует учителям использо вать в первых классах при работе по новым программам. А. КОЗЛОВА, заслуженная учительница школы РСФСР. По п р о г р а м м е о д и н н а д ц а т и л е т к и 5! использовать при ее решении рас пределительное свойство сложе- ► — Это хорошо, дочка, что ты со бой недовольна, — утешила ее мать. — У ребенка зубки тоже с болью прорезаются. Твои сомнения- это боль роста, дорогая боль. Ты ее не бойся. И. ДАНИЛОВ, учитель школы рабочей моло дежи ЛЬ 6, Второй год наша школа работает по учебному плану одиннадцатилет- ки. Первые результаты говорят о1 том. что новый тип школы является жизненным и отвечает основному требованию — необходимости обес печить тесную связь обучения с об щественно производительным тру дом. 55 учащихся двух одиннадцатых классов — станочники, электрики, слесари-сборщики, крановщики, мо дельщики— с 1 сентября самостоя тельно работают на заводе. Производственное обучение прохо дят также учащиеся трех десятых и двух девятых классов. Нам кажется, что уже теперь на до определить, какие школы будут переходить на одиннадцатилетний срок обучения в Г 9 6 0— 61 учебном году, ориентировочно наметить пред приятия. где будет проводиться обу чение. и своевременно начать осу ществление Необходимых организа ционно - технических мероприятий. Это поможет легче организовать про изводственное обучение и избе жать недостатков нынешнего года, когда практическое решение вопро сов перехода школ на одиннадцати летнее обучение затянулось. Создание нового типа школ начи нается с начальных классов. У нас в школе имеется много опытных, знающих свое дело учите лей начальных классов. Много и настойчиво работают такие учителя, как В. Н. Демина, А. У. Малютина, Ю. М. Пономарева и другие. Но переход на новые учебные планы и программы— дело сложное, и даже опытным учителям не все удается. Вот почему, как нам ка жется, гороно, городскому педкаби- нету и Институту усовершенствова ния учителей надо усилить помощь' учителям начальной школы. Институт проводит курсы повы шения квалификации учителей 1— 4 классов, но курсы охватывают лишь незначительную часть преподавате лей. Поэтому во время зимних и весенних каникул следует провести пятидневные массовые семинары для всех учителей начальных клас сов. имеющие целью конкретную: подготовку учителя к работе во втором полугодии. Подготовку учи телей начальных классов к новому учебному году, на наш взгляд, нельзя относить на август, делая это буквально за неделю до 1 сен тября, а сразу же после окончания учебного года можно провести, на пример, двухнедельные курсы или семинар опять-таки для всех учи телей (времени для отпусков потом будет достаточно). Учитывая необходимость серьез ного улучшения работы начальных классов в связи с перестройкой школы, мы у себя в школе разра ботали целую систему мероприятий по учебно-воспитательной работе и методическому вооружению учите лей в начальных классах. Кроме того, коллектив поставил задачу практического осуществления преемственности между четвертым и пятым классами. С этой целью Мы уже назначили классных руководи телей и учителей русского языка и математики в пятые классы на 1 0 6 0— 61 учебный год. которые ус тановили деловые связи с учителями четвертых классов. Перестройка учебно-воспитатель ной работы в школе требует боль ших усилий не только всех учите лей, но и более активной, действен ной помощи школам в этом важном деле со стороны органов народного образования. Н. БЕЛЯЕВ, директор липецкой средней школы № 31. ** В липецкой средней школе № 4 создан математический кружТж, На занятиях кружка учащиеся расширяют свои знания в обла сти математики, решают занима тельные задачи, выступают с до кладами, выпускают свою стен ную газету. На снимке: руководитель круж ка заслуженная учительница шко лы РСФСР Е. С. Тихомирова об суждает с кружковцами новый номер газеты «Юный математик», Фото А. Леонидова, - /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz