Ленинское знамя. 1959 г. (г. Липецк)
' Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я I ноября 1 959 г., № 258 (1 6 2 3 ) О м е ж д у н а р о д н о м п о л о ж е н и и и внешней политике Советского Союза сессии Верховного Совета С С С Р 31 октября 1959 года IV' Д о кл а д товарища Н. С. Х Р У Щ Е В А на (Продолжение. Начало на Т-й стр.). Урегулирование нерешенных вопросов — путь к дальнейшему улучшению международной обстановки Товарищи депутаты! Нам уда лось достигнуть известного улуч шения международной атмосферы в целом и открыть путь к перегово рам о конкретных мерах по расчи стке завалов, нагроможденных «хо лодной войной» в отношениях меж ду государствами. Теперь мы всту паем в фазу таких переговоров. Все это, конечно, не означает, что уже устранены трудности в между народных отношениях или хотя бы только в отношениях между СССР и США. Одним махом ■устранить наслоения многих лет, конечно, не возможно. Таких чудес не бывает. Предстоит еще многое сделать для того, чтобы растопить как следует лед «холодной войны» и добиться значительного улучшения в отноше ниях между государствами. Однако стрелка барометра меж дународной погоды явно движется, хотя и не так быстро, как нам хо телось бы, в направлении от «бури» и «ненастья» к «ясно». Нельзя только забывать, что в отличие' от естественной смены времен года международная погода не меняется сама собой. Чтобы до биться ясной и устойчивой погоды в отношениях между государствами, необходимы систематические, актив ные миролюбивые действия всех правительств, а главное — народов, которые должны побудить свои пра вительства действовать во имя мира. Народы кровно заинтересованы в ослаблении международной напря женности, в упрочении мира на земле, поэтому надо, чтобы они хо рошо знали, как складывается меж дународная обстановка, чтобы ока зывать воздействие на свои прави тельства, в целях проведения миро любивого. курса. А что это значит конкретно? Это прежде всего значит решить, нако нец, вопросы разоружения, прекра тить гонку вооружений. Если мы хо тим обеспечить прочный мир, то нельзя больше оставлять в между народных отношениях узлы, пред ставляющие собой наследие второй мировой войны и последовавшего за нею периода «холодной войны». Такие узлы надо распутать и раз вязать. Здесь надо иметь в виду необхо димость решения давно назревшей задачи — заключения германского мирного договора. Серьезные проти воречия по вопросу о Германии между бывшими союзниками по ан тигитлеровской коалиции, возрожде ние милитаризма и реваншистские тенденции в Западной Германии, на пряженность отношений между дву мя германскими государствами — все это делает обстановку в Европе неустойчивой, чреватой опасными последствиями. Все эти проблемы были бы в значительной степени разрешены заключением мирного до говора с двумя реально существую щими германскими государствами, и тем самым был бы разрешен и бер линский вопрос. Позиция Советского правительст ва по германскому вопросу неодно кратно излагалась, и мне нет необ ходимости подробно говорить об этом. Наша позиция была изложена мною и во время бесед с президентом Эй зенхауэром, причем, как известно, было достигнуто согласие о жела тельности возобновить переговоры по германскому вопросу. Нельзя не сказать, что в целом положение в Европе все еще вну шает немалую тревогу. В этом рай оне сосредоточены крупные воору женные силы обеих сторон, находя щиеся в непосредственном сопри косновении друг с другом. В Запад ной Европе размещен^ многочислен ные иностранные военно-воздушные и военно-морские базы; сейчас, кро ме того, там создаются еще и ра кетно-ядерные . базы. Не взирая на протесты мировой общественности, вопреки интересам обеспечения ми ра, западногерманская армия осна щается ядерным и ракетным ору жием. Поэтому нельзя ни на минуту забывать об опасности нового воен ного взрыва. Мы уже не раз выступали с пред ложениями о том, как разрядить ев ропейскую атмосферу, как обеспе чить безопасность для всех народов, живущих в этом районе. Мы готовы и к далеко идущим шагам в этом направлении, и к любым разумным частичным мерам. Мы хотим толь ко, чтобы дело двигалось вцеред, чтобы положение в Европе улучша лось. чтобы европейский узел не ос тавался запутанным и затянутым. Одним из беспокойных районов земного шара, положение в котором чревато всякого рода осложнения ми, продолжает оставаться Ближ ний и Средний Восток. Правда, сей час нет прямого военного вмеша тельства империалистических госу дарств во внутренние дела стран второ , района, как это было еще в недавнем прошлом, но положение еще далеко не является нормальным. Надо прямо сказать, что обста новка здесь не становится более здоровой от того, что территория некоторых государств по-прежнему, а частично даже в еще большей сте пени, используется иностранными державами в качестве плацдарма для военных приготовлений против третьих стран. Мне уже не раз приходилось го ворить о том вреде, который наносят интересам укрепления всеобщего мира страны — участницы агрес сивных блоков, предоставляя свою территорию для размещения ино странных военных баз. Сегодня мне хотелось бы вернуться к этому во просу снова. В самом деле, разве можно гово рить о содействии миру со стороны государства, которое возвело чуть ли не в главный принцип своей поли тики предоставление национальной территории под иностранные ракет но-ядерные базы, нацеленные про тив Советского Союза. Такая стра на, как Турция, которая является нашим южным соседом, участвует и в НАТО, и в СЕНТО, только вот в СЕАТО еще не вступила, вероятно, из-за дальности расстояния. Однако, если им посулят так называемую помощь, их не остановит и даль ность расстояния. Правда, посулить «помощь»— это еще не значит пре доставить ее. Думаю, что, если бы правящим кругам Турции лишь по обещали какую-то сумму, они без условно с радостью вступили бы и в СЕАТО и в какое угодно «АТО». (Смех в зале). Но каков основной результат уча стия Турции в военных блоках? Ту рецкая территория превращена в настоящий военный плацдарм, где теперь будут размещаться еще и иностранные ракеты с ядернымн за рядами. Вряд ли нужно говорить, что это подрывает прежде всего безопасность самой Турции, Мы не раз говорили об опасности такого внешнеполитического курса' Турции и вносили конкретные пред ложения в интересах установления добрососедских отношений между нашими государствами. Мы искрен не хотим, чтобы наши отношения строились в духе дружелюбия и со трудничества, которые были харак терны для сравнительно недалекого прошлого, когда политику Турции определял такой выдающийся дея тель, как Кемаль Ататюрк. Что касается наших отношений с другим южным соседом — Ираном, то они оставляют желать много луч шего. Советское правительство за последние годы провело ряд круп ных мероприятий, направленных к установлению хороших, дружествен ных отношений с Ираном. Однако руководители Ирана вопреки нацио нальным интересам своей страны предпочли связать себя военными обязательствами как в рамках воен ного блока СЕНТО, так и вне его, направленными против Советского Союза. Кстати, о названии этого блока, который ранее именовался Багдад ским пактом. Учитывая печальные для агрессивных сил уроки недав него прошлого, этот блок именуют теперь «организацией центрального договора», а сокращенно — СЕНТО. Это весьма показательно. Есть хо рошая пословица: «обожжешься на молоке, станешь дуть и на воду». Багдадский пакт лопнул. Теперь его вдохновители уже не решились н а звать свой пакт анкарским или те геранским, а придумали обезличен ное название — СЕНТО. Что же, их можно понять! Теперь У них есть большая уверенность, что хотя бы название сохранится от этого пакта. (Смех в зале), Надо ясно заявить, что такая политика не отвечает интересам упрочения мира и улучшения со ветско-иранских отношений. О на правлении политики Ирана в даль нейшем надо будет судить по кон кретным делам тех, кто определяет политику этой страны. А ведь у Турции и Ирана имеют ся все объективные возможности для того, чтобы внести свой вклад в дело смягчения напряженности в этом районе мира и улучшить отно шения с соседними миролюбивыми странами. Серьезное беспокойство междуна родной общественности вызывает в наши дни вопрос об отношении США и некоторых других западных держав к Китайской Народной Рес публике. Народный Китай — вели кая страна, насчитывающая 650 миллионов человек населения и не сомненно играющая огромную роль в международной жизни, а правя щие круги западных государств хо тели бы превратить Китай во вто ростепенную державу. На, Западе все еще пытаются проводить ту мысль, будто существует не один, а два Китая. Однако каждый школь ник знает, что есть только один Китайки что столица Китайской На родной республики находится в Пе кине. Никто никогда не слышал о Китае под названием Тайвань, и никогда не было и не будет столи цы Китая в Тайбэе. Кроме того, в результате пози ций, занятой США и их союзника ми, до ^сих пор не восстановлены права Китайской Народной Респуб л и к и ^ Организации Объединенных Наций, хотя это противоречит здра вому смыслу. Китай воевал на сто роне союзников против Японии. Он является одним из учредителей Ор ганизации Объединенных Наций и одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности. Теперь же его место^ в Организации Объединенных Наций занимают самозванцы, кото рые в результате победы великой революции в Китае, волей китай ского народа были лишены права представлять Китай. Эти люди име ют не больше права говорить от имени Китая и китайского народа, чем, скажем, доживающий свои дни в эмиграции Керенский — от имени народов Советского Союза и Совет ского правительства. Известно, что десять лет назад, в результате победы народной ре волюции, старый прогнивший ре жим в Китае был свергнут, а прави тельство Чан Кай-Ши выброшено вой. Была создана Китайская Народ ная Республика. Правительство Ки тайской Народной Республики поль зуется таким авторитетом и доверием в стране, каким там никогда не пользовалось ни одно правительст во за всю многовековую историю Китая. Советский Союз имеет са мые ^дружественные отношения с Китайской Народной Республикой и ее правительством. Ныне, когда Ки тайская Шародная Республика всту пила уже во второе десятилетие своего существования, после того как в ней осуществлены крупней шие политические и социально-эко номические преобразования, достиг нуты выдающиеся успехи в разви тии экономики и культуры, особен но смешно выглядят те, кто отста- изает безрассудную, позицию, о «двух Китаях». Вопреки очевидным фактам и хо ду исторического развития Соеди ненные Штаты продолжают цеп ляться за остатки свергнутого чан- кайшистского режима, они помогли чанкайшистам окопаться на Тайва не и ограждают их силой своего оружия. Тем самым делаются по пытки помешать завершению рево люционно-освободительного процес са в стране, распространению на Тайвань и другие китайские земли государственной системы, сущест вующей ньгне на всей остальной территории Китая. Вмешательство во внутренние дела Китая, попытки «исправить» географию и образовать искусствен ную ситуацию «двух Китаев» про тиворечат стремлению народов к ликвидации «холодной войны» и создают напряженное положение на Дальнем Востоке. В беседах, которые имели место во время моего пребывания в США, затрагивалась и тема о Китае. Я высказал тогда точку зрения Со ветского правительства и по так на зываемому тайваньскому вопросу и по вопросу восстановления прав Китая в ООН. Однако вскоре после этого государственный секретарь г-н Гертер и его заместитель г-н Диллон в своих выступлениях на чали нечто вроде психологической атаки против Советского Союза, пы таясь преднамеренно извратить характер отношений между СССР и Китаем, поставить под сомнение суверенность Китайской Народной Республики в решении ею вопросов внутренней и внешней политики. Не знаю, как это звучит по-аме рикански, но по-русски подобные попытки можно назвать лошадиной логикой. (Смех в зале). В са мом деле, кому не ясно, что Народный Китай — это вели кое суверенное государство, что его правительство проводит сам.о- стоятельную внутреннюю и внеш нюю политику. И совершенно спра ведливо сами американцы высмеи вают взгляды, высказанные пред ставителями госдепартамента. Изве стный американский публицист Уолтер Липпман, например, пра вильно подчеркнул, что подобные заявления могут причинить только вред делу улучшения международ ного сотрудничества и что государ ственным деятелям США не подо бает выступать с такими официаль ными публичными комментариями по поводу отношений Советского Союза с Китайской Народной Республикой. Господа Тестер и Диллон должны были бы знать, что такого рода приемы не могут дать каких-либо результатов, когда речь идет о Со ветском Союзе и Народном Китае. Что касается существа вопросов, то можно напомнить, что после раз грома Японии остров Тайвань (аме риканцы^ предпочитают называть его Формозой) был возвращен Китаю. Права Китая на Тайвань зафикси рованы в Каирской декларации, под которой имеется подпись покойного президента США Рузвельта, и в Потсдамской декларации, под кото рой стоит подпись бывшего прези дента Трумэна, а также в Акте о капитуляции Японии. Правительство США в свое время признавало, что Тайвань возвращен Китаю и что эта проблема таким образом окончатель но решена. В 1950 году Г. Трумэн, будучи президентом США, заявил, что Тайвань возвращен Китаю и что США и другие союзные державы согласились с тем, чтобы китайское правительство осуществляло свою власть над этим островом. Таким образом, так называемый тайваньский вопрос — это вопрос отношений китайцев с китайцами, чисто внутреннее дело Китая. Ни каких международных осложнений не возникало бы, если бы не вмеша тельство во внутренние дела Китая, если бы не искусственно созданная на Тайване ситуация, вызванная военной поддержкой и защитой ос татков чанкайшистского режима Со единенными Штатами Америки. Мы убеждены в том, что Тайвань и другие острова будут воссоедине ны с остальные Китаем. Какие-ли бо угрозы или намеки на угрозы в этом деле совершенно несостоятель ны. Надо иметь в виду, что далее маленькую страну часто не могут остановить угрозы, когда она стре мится осуществить свои националь ные чаяния. Тем более угрозы не состоятельны, когда речь идет о такой крупнейшей стране, как Ки тайская Народная Республика. Тем, кто говорит об ответствен ности СССР за действия Китая, сле довало бы знать, что Китайская На родная Республика не нуждается в чьей-либо опеке. Народное прави тельство проводит собственную по литику и достойно представляет свой народ, Китайскую Народную Республику. Если же говорить о Советском Союзе как о союзнике Китайской На родной Республики, то мы согласны нести эту ответственность. Совет скому Союзу близко и понятно стремление китайского народа и правительства КНР вернуть в со став Китайского государства Тай вань и другие.острова, принадлежа щие Китаю, но оккупированные иностранными войсками. Мы в этом вопросе полностью поддерживаем и будем поддерживать правительство Китайской Народной Республики, пока оно не добьется решения это го вопроса, ибо юридические и мо ральные права на его стороне. (Продолжительные аплодисменты). Среди других проблем на Даль нем Востоке заслуживает внимания вопрос о Корее. Эта страна расколо та на две части. Нынешняя обста новка на Корейском полуострове такова, что вряд ли там может сей час возникнуть военный конфликт. Правда, престарелый Ли Сын Ман пытается раздуть военный психоз, но Корейская Народно-Демократиче ская Республика спокойно относит ся к его угрозам и уверенно стро ит социализм. Как экономическое, так и политическое положение в КНДР сейчас хорошее, страна ус пешно залечивает раны, нанесен ные войной, и крепнет с каждым днем. Совершенно иное положение в Южной Корее. Экономика, особенно сельское хозяйство, продолжает там деградировать. Южная Корея разо рена, и даже Ли Сын Ман не может не учитывать, что его подданные во все не жаждут начать войну против своих братьев в Северной Корее. Кроме того, Ли Сын ^ а н , видимо, понимает, что если ‘ он развяжет войну против КНДР, то она может быстро перерасти в большую войну. А он прекрасно знает, что союзники имеются не только у Южной Кореи, они есть и у КНДР. (Аплодисменты). Если говорить о главной силе, которая определяет политику Юж ной Кореи, то у нас складывается впечатление, что Соединенные Шта ты Америки не ищут там военного конфликта. Сейчас и в этом уголке земного шара соотношение сил сло жилось не в пользу тех, кто хотел бы решать идеологические вопросы путем войны или какими-либо дру гими немирными средствами. Таким образом, складываются благоприятные условия, чтобы шаг за шагом подготовить окончатель ное решение корейского вопроса. Начать это дело нужно с вывода иностранных войск из Южной Ко реи. Мы уверены, что если в Корее нз будет иностранных войск, если не будет вмешательства извне в ее дела, то корейцы сами договорятся скорее о постепенном сближении Севера и Юга, что в свою очередь создало бы предпосылки для восста новления национального единства Кореи на мирной демократической основе, Нехороший привкус приобрел за последнее время вопрос о поло жении в Лаосе. Как возник этот вопрос? Известные всем круги, дума ющие больше о расширении агрес сивного блока СЕАТО, чем об укреп лении мира в Юго-Восточной Азии, сначала добились прекращения ра боты Международной комиссии по Лаосу, созданной по решению Же невского совещания 1 954 года. Вслед за этим те же круги повели дело к осложнению положения в са мом Лаосе, где в прямое нарушение Женевских соглашений было начато преследование бывших сил Патет- Лао, в ход пошло и оружие. Хотя военные операции в Лаосе ведутся в масштабе взвод против взвода, шу му на весь мир было поднято боль ше. чем следовало. Что касается Советского Союза, то мы против того, чтобы в Лаосе существовал хотя бы маленький очаг войны, который давал бы пи щу агрессивным силам. Стычки, ко торые там происходят, при разумном подходе и соблюдении международ ных соглашений могут быть ликви дированы, а обстановка может быть нормализована. Главное состоит в том, чтобы великие державы не вмешивались во внутренние дела других государств, ибо иначе могут получиться нежелательные резуль таты. Мы очень сожалеем об инциден тах, которые произошли за послед нее время на границе двух друже ственных нам государств — Китай ской Народной Республики, с кото рой нас связывают нерушимые узы братской дружбы, и Республики Ин дии, дружественные отношения с которой у нас успешно развиваются. Особенно огорчены мы тем, что в результате этих инцидентов имели место человеческие жертвы как с той, так и с другой стороны. Роди телям и близким погибших ничто не может возместить понесенные утраты. Мы были бы рады, если бы инциденты на китайско-индийской границе не повторялись, если бы имеющиеся спорные пограничные вопросы были решены путем друже ственных переговоров к взаимно му удовлетворению обеих сторон. Думаю, что нет необходимости го ворить о взаимоотношениях Совет ского Союза со всеми странами, Я назвал здесь лишь те узловые во просы, те пункты, которые в какой-* то степени вызывают беспокойство для современного международного положения. В других странах и пунктах земного шара каких-либо особых изменений за последнее время не произошло. Можно лишь сказать, что мы име ем все основания быть довольными отношениями, которые сложились у нас с большинством государств, осо бенно с теми, с которыми у Совет ского Союза растут и крепнут дру жеские отношения. Но и с теми го сударствами, с которыми у нас по ка еще нет необходимого взаимопо нимания, мы хотели бы улучшать отношения, добиваться полного вза имопонимания, которое перерастало бы в дружбу. Достигнутая разрядка междуна родной напряженности привела к дальнейшему расширению объема наших связей, как со странами Во стока, так и Запада- Мы должны твердо проводить нашу ленинскую миролюбивую политику, и мы будем ее проводить с неуклонной последо вательностью. (Продолжительные аплодисменты). Пр о б л е м а р а з о р у ж е н и я д о л ж н а б ы т ь р е ш е н а ! * > Товарищи депутаты! Во время поездки в США мною было внесено от имени Советского правительства на рассмотрение Ор ганизации Объединенных Наций предложение о всеобщем и полном разоружении. Это предложение Со ветского Союза нашло, как вы знае те, большой положительный отклик во всех странах мира. Мы, советские люди, считаем, что проблема разоружения является важнейшей проблемой современно сти. От того, удастся ли найти ре шение ^этой проблемы, зависит, куда пойдет человечество — к ми ру или к войне. На этот счет в на ши дни, кажется, уже нет двух мне ний. Никогда еще в истории человече ства народы не были вынуждены отдавать такую огромную долю сво его труда на изготовление средств разрушения, как теперь. Гонка во оружений стала всеобъемлющей. Растут-армии, растут и совершенст вуются так называемые обычные вооружения, постоянно увеличива ются запасы ядерных бомб и ракет ного оружия. Американская газета «Нью-Йорк геральд трибюн» сооб щала, что с июля 1945 года до конца прошлого года было произве дено около 25 0 ядерных взрывов, общая мощность которых составля ет примерно 100 миллионов тонн тринитротолуола. Мощность этих взрывов во много раз превосходит мощность взрыва всех бомб, мин и снарядов за время первой и второй мировых войн, вместе, взятых. А ведь взорванные до сих пор опыт ные образцы ядерных бомб пред ставляют собой очень малую долю накопленного на складах атомного и водородного оружия. Вот куда за вела человечество гонка вооруже ний! Совсем недавно большие расстоя ния, скажем океаны, были естест венной преградой распространению войн с одного континента на другой. Первая и вторая мировые войны опустошили главным образом Евро пу. Некоторые государства еще име ли возможность отсидеться за оке анскими просторами или в отдален ных районах. Им удавалось не толь ко избегнуть разрушений и других бедствий войны, но даже нажить громадные капиталы на войне. Иное положение теперь. За не сколько минут самое разрушитель ное средство уничтожения — ядер- ное оружие может быть перенесено в любую точку земного шара. Новая война не пощадила бы никого и причинила бы человечеству неви данные жертвы, разрушения и стра дания. Не было бы различия между тылом и фронтом, между солдатами и мирными жителями. Для того, чтобы преградить путь войне, необходимо осуществить все общее и полное разоружение. С этой целью Советское правительство и внесло на рассмотрение Организации Объединенных Наций известные вам предложения, В чем суть внесенной советской программы? Мы предлагаем в самые сжатые сроки, примерно в течение четырех лет, осуществить всеобщее и полное разоружение государств. Это означает, что должны быть рас пущены все вооруженные силы, ликвидированы все вооружения, прекращено военное производство. Окончательно и навсегда было бы запрещено и уничтожено ядерное, химическое, бактериологическое и ракетное оружие. Были бы упразд нены военные министерства и гене ральные штабы, ликвидированы иностранные военные базы на чу жих территориях, никто не обучал ся бы более военному делу, прекра тилось бы расходование средств на военные цели в любом лиде. В распоряжении государств оста лись бы лишь небольшие согласо ванные по размерам контингенты полиции или милиции, предназна ченные для охраны внутреннего по рядка и безопасности граждан и во оруженные лишь легким стрелковым оружием. Чтобы никто не мог нарушить соглашение о полном разоружении, мы предлагаем установить строгий, эффективный и всеобъемлющий меж дународный контроль. Всеобщее и полное разоружение положило бы начало новому этапу в развитии человеческого общества — миру без войн. Всеобщее и полное разоружение означало бы также огромный подъ ем благосостояния всех народов. Прекращение военных расходов вы свободило бы колоссальные матери альные ресурсы для расширения мирных отраслей экономики во всех странах — больших и малых. Зна чительные средства могли бы быть направлены на подъем хозяйства и уровня жизни населения экономи чески слаборазвитых стран Азии, Африки. Латинской Америки. Там можно было бы построить много за водов, электростанций, ирригацион ных и оросительных сооружений, домов, школ, больниц. Ученые всех стран получили бы огромные допол нительные возможности для работы в пользу мира, на благо народов, для расширения научных изыска ний в самых различных областях— в технике, медицине, в области ис следования космоса и т. д. Они смогли бы объединить свои усилия по осуществлению многих гранди озных планов научного характера. Если сейчас попытаться подвести хотя бы предварительный итог то му, как были восприняты мировой общественностью советские предло жения о разоружении, то можно сказать, что наши предложения всколыхнули самые широкие слои населения во всех странах мира. Предложения Советского прави тельства по разоружению были одобрены Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей, получили едино душную поддержку во всех социа листических странах. Проблема разоружения является теперь не просто объектом перего воров дипломатов и исследований экспертов, а важнейшим вопросом общественной борьбы, в которой участвует подавляющее большинст во человечества. Во время моего визита в Амери ку мы обсуждали проблему разору жения с президентом Д. Эйзенхауэ ром. Мне приятно отметить, что гос подин Эйзенхауэр высказывается за необходимость искать решения проблемы разоружения. Мы счита ем, что реакция на советские пред ложения премьер-министра Велико британии г-на Макмиллана, премь ер-министра Индии г-на Неру, пре зидента Индонезии г-на Сукарно и других имеет положительное значе ние для предстоящих переговоров. Отрадно отметить, что в ходе обсуж дения наших предложений на теку щей сессии Генеральной Ассамблеи ООН большинство делегатов выска зало в той или иной форме свое по ложительное отношение к идее все общего и полного разоружения. Большой интерес проявляют к нашим предложениям о разоружении общественные, политические и де ловые круги различных стран. Мы приветствуем, в частности, выступ ление архиепископа Кентерберийско го Джеффри Фишера и выражаем ему благодарность за правильное понимание и поддержку советских предложений о всеобщем и полном разоружении. Особенно ценно, что это сделал архиепископ — глава англиканской церкви, который с христианских позиций признал гу манность наших предложений. На до полагать, что за ним последуют я другие верующие, служители дру гих религий, если они действитель но руководствуются тем, что сказа но в их вероучении о мире' между, людьми, о недопустимости войн ме жду народами. Конечно, благоприятный прием наших предложений со стороны ши роких слоев общественности вовсе, не означает, что на пути предстоя щих переговоров о разоружении не встречается ^или не встретится крупных препятствий. Мы — реа листы и хорошо понимаем, что на ши предложения о всеобщем и пол ном разоружений далеко не всем пришлись по душе. В мире все еще имеются сторонники гонки вооруже ний и «холодной войны», имеются влиятельные капиталистические мо нополии, которые извлекают из гон ки вооружений громадные прибыли» Они постараются, не брезгая ника кими средствами, помешать осуще ствлению всеобщего ж полного ра зоружения и уже теперь не сидят сложа руки. Правда, положитель ная реакция мировой общественно сти на советские предложения не позволяет им сейчас открыто под нимать свой голос против этих предложений. Они прибегают к об ходным маневрам, искажая сущест во этих предложений, распространяя о них заведомые небылицы. Кое-кто на Западе пытается по ставить под сомнение искренность наших предложений. Но нам уже знакомы такие фальшивые приемы. Советское правительство всегда было сторонником разоружения. С самого рождения Советского госу дарства мы стояли на позициях борьбы против милитаризма, за ра зоружение. В первые дни Октябрь ской революции И . И. Ленин при зывал покончить с войной. Совет ское правительство распустило ар мию, и мы перешли к милицейской системе. Потом, когда на нас напа ли, мы вынуждены были создать армию для обороны страны. Такие меры нам навязали, между прочим, не кто иной, как Германия, Англия, Франция, США, Япония, потому что они двинули в нашу страну свои войска, оказывали вооруженную и материальную помощь врагам рево люции. Советский народ был вы нужден вооружаться для того, что бы отстоять^ свои революционные завоевания й независимость Родины, Позже, когда была создана Лига Наций, Советское правительство внесло широкие предложения по ра зоружению и уничтожению оружия. Эти предложения были изложены представителем Советского Союза Литвиновым, Сейчас мы выдвинули предложе ния о всеобщем и полном разоруже нии на новой основе, учитывая иную ситуацию и другое соотноше ние сил, которое сложилось в мире. Раньше некоторые отвергали на ши предложения, утверждая, будто они выгодны только Советской стра не, потому что она была тогда сла бой. Да, действительно, тогда Со ветский Союз был единственной со циалистической страной и, бесспор но, был неизмеримо слабее, чем сейчас. Но и тогда, внося свои пред ложения по разоружению, мы руко водствовались гуманными идеями сохранения мира на земле. Теперь совершенно иное соотно шение сил. Во второй мировой вой не мы вместе с нашими союзниками разгромили мощного противника. После войны советский народ ус пешно восстановил народное хозяй ство, добился небывалого подъема экономики и культуры, науки и тех ники, повышения благосостояния широких масс трудящихся. Со ветский Союз представляет собой, по всеобщему признанию, могу- \ / ' (Окончание на 3-й сгр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz